Украинский советский памфлет. История жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Руснак, Иван Степанович

  • Руснак, Иван Степанович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Черновцы
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 213
Руснак, Иван Степанович. Украинский советский памфлет. История жанра: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Черновцы. 1984. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Руснак, Иван Степанович

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМФЛЕТА .13

§ I. О значении термина памфлет .13

§ 2. О предмете изображения в памфлете .20

§ 3. Памфлет и фельетон.31

§ 4. Памфлет и его разновидности.40

ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАТ,©ЛЕТА 49

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМАТИКА УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАМФЛЕТА 20-30-х ГОДОВ .72

ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИКИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ПАМФЛЕТА .130

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Украинский советский памфлет. История жанра»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В жестокой битве идей, которая развернулась ныне на планете, в борьбе за умы и сердца лкщей важная роль принадлежит художественной литературе. ".Ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, т в их способности воздействовать на ум и сердце. Слово, как отмечается в постановлении ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства", "всегда было самым острым оружием в борьбе за торжество марксизма-ленинизма, в идеологическом противоборстве двух мировых систем. Партия высоко ценит международную деятельность писателей, их умение вести наступательную полемику с идейным противником, ак2 тивную роль в борьбе с антикоммунизмом" .

Эта высокая оценка в полной мере касается и творческих достижений современных украинских писателей, которые оружием смеха борются со всем, что мешает коммунистическому строительству, беспощадно разоблачают врагов мира и социального прогресса, дают достойный отпор реакционной буржуазной идеологии. Одним из наиболее эффективных и оперативных жанров, используемых мастерами слова в этой борьбе, является памфлет. Обусловлено это такими его жанровыми особенностями, как важность и актуальность темы, создание обобщенного сатирико-публицистического образа, социального типа, использование художественных и публицистических средств изображения действительности в их синтезе, открытая направленность авторской позиции, его исключительная страстность и тенденциозность, экспрессивная насыщенность языка, чеканность, лаконичность стиля. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. - Правда, 1984, 26 сентября.

2 Правда, 1982, 30 июля.

Украинский советский памфлет - закономерное продолжение лучших традиций украинского дооктябрьского памфлета, который, хотя и не приобрел широкого распространения, тем не менее сыграл положительную роль в разоблачении реакционных общественных сил, в возбуждении общественного мнения вокруг социальных проблем, которых касались писатели в реалистических произведениях. Памфлеты И.Франко, Леси Украинки, О.Маковея, Л.Мартовича, В.Самийленко, разоблачающие различные пороки буржуазного строя, послужили образцом для творцов молодой советской литературы, взявших в руки сатирическое перо для борьбы с внутренними и внешними врагами первого в мире государства рабочих и крестьян. Боевые традиции писателей дооктябрьской литературы успешно продолжают и развивают современные украинские мастера художественного слова. Умению с классовых позиций оценивать явления общественной жизни, точно выбирать объекты сатирического разоблачения, являющиеся наиболее опасными и зловредными с социальной и политической точек зрения, давать им четкую партийную оценку наши современники учатся также у ввдающихся русских советских писателей М.Горького, В.Маяковского, Д.Бедного, сыгравших важную роль в становлении и развитии этого жанра в украинской советской литературе.

Памфлет получает все большее распространение и в смежных с литературой видах искусства - кинотеатре, музыке, графике, изобразительном искусстве, телевидении, Это, безусловно, свидетельствует о его высокой эффективности в идеологическом противоборстве двух социально-экономических систем, о больших возможностях в коммунистическом воспитании трудящихся. И все же, несмотря на богатую историю украинского советского памфлета, его активную роль в идеологической борьбе, в классовой, идейно-политической закалке советских лкщей, порой раздаются тревожные голоса о вырождении памфлета в украинской литературе, об исчезновении произведений данного жан-ра^. Не так давно Н.Белкун /кстати, автор многих статей-памфлетов, создатель романов-памфлетов и повести-памфлета/ с необоснованной, на наш взгляд, озабоченностью писал: "Хороший памфлет это уже такой дефицит, что не часто снится даже редакторам-опти-о мистам . Подобные высказывания являются, очевидно, следствием неглубокого анализа современного состояния украинского памфлета, незнания истории его становления и развития, а также отсутствия научных исследований по данной проблематике.

Ведь памфлет, активно развивающийся в советской литературе со времен гражданской войны, длительное время оставался вне поля зрения литературоведов. Только в конце 30-ых годов появились первые работы, посвященные специфике, природе этого жанра . Однако, высказав несколько замечаний о жанровых особенностях памфлета и его возможностях, сделав попытку дать определение памфлета как жанра, И.Эвентов к этой важной проблеме больше не возвращался. В послевоенное время интересные размышления об этом важном сатирическом жанре нашли отражение в книгах исследователей теории

4 5 £ комического Я.Эльсберга , Ю.Борева7 Б.Минчина и др. Но и в этих работах памфлет не стал объектом специального изучения. Их авторы, исследуя другие проблемы, упоминают или, в лучшем случае, анализируют отдельные памфлетные произведения, ведут разговор о средст Пугач В. Наша вив1рена зброя. - Лдтературна Украша, 1968, 10 сентября. о

Б1лкун М. Гумору - гуморове. - Л1тературна Укра'ша, 1981, 9 января. о

Эвентов И. Пути памфлета. - Звезда, 1938, № 9. ^ Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. - М.: Сов.писатель, 1957. ^ Борев Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970. ® М1нчин Б. Сатира в естеттц соц1ал1Стичного реал1зму. - К.: Наукова думка, 1967.

- 6 вах сатирического изображения в них.

Значительно активизировалось изучение украинской сатиры и публицистики в последние два десятилетия. Проблемам их развития

Т 2 посвящены работы И.Дузя , И.Зуба . Творчество отдельных писателей

Я 4 5 проанализировано в исследованиях И.Дзеверина, И.Дузя , Ю.Бурляя , р. *7 р. <а

Б.Буряка , К.Млинченко , Г.Кулинича , В.Масловского и др. Исследованию мастерства Я.Галана-памфлетиста посвящена специальная работа П.Малого1^. Памфлеты Я.Галана проанализированы также в ис

ТТ Т9 следованиях П.Ткачева , С.Дидыка , М.Протасовойх и др.

Весомым вкладом в исследование украинского советского памфлета, особенно образных средств, структуры, отдельных моментов тео

1 Дузь I. УкраУнська радянська сатира 20-х рок1в. - Одеса:Вид-во Одеського ун-ту, 1962. о

Зуб I. Зброя несхибного прищлу: Сучасна украгнська радянська сатира. - К.: Рад. письменник, 1965. о

Дзеверш I. Остап Вишня. - К.: Т-во для поширення пол1тичних I наукових знань УРСР, 1957. Дузь I. Остап Вишня. - К.: Вид-во Ки1вського ун-ту, 1965. ^ Бурляй Ю. Зброею слова. - К.: Рад. письменник, 1955. ® Бурше Б. Служ1ння народов:. - К.: Держл1твидав Укра'ши, 1954. Млинченко К. Ярослав Галан. - Симферополь: Кримвидав, 1957.

8 1^ул1нич Г. Ярослав Галан. - К.: Дн1про, 1977. ^ Масловський В. Зброя Ярослава Галана. - Льв1в: Каменяр, 1982. ■^алий II. Ярослав Галан-памфлетист. - К.: Рад. письменник, 1969. •^Ткачев П. Вечный бой. - Шнек: Изд. Б1У, 1970. ■^Д1дик С. Мова памфлет1в Ярослава Галана: Дисертащя на здобут-тя вченого ступеня кандидата фьлолошчних наук. - Льв1в, 1963.

•^Протасова М. Мастерство Я.А.Галана-памфлетиста /языковые средства сатиры/: Автореф. дис. . канд. филологических наук. -Харьков, 1966. ряи жанра, является книга З.Нестер"^. Опираясь на богатый фактический материал, литературовед сделала ряд интересных выводов по изучаемым проблемам, имеющих важное теоретическое и практическое значение для дальнейшего развития украинского памфлета. Однако слабым местом этой работы является то, что 3.Нестер искусственно ограничила свой выбор только "художественным памфлетом", то есть провела искусственное разграничение данного жанра на художественный и публицистический памфлет, что, на наш взгляд, противоречит его природе, Памфлет - это художественно-публицистический жанр.

Отдельные проблемы теории памфлета подняты и довольно успешно о о л решены в исследованиях П.Ткачева, А.Вулиса , С.Яковлева , В.Алексеева , А.Щербины и др. И все же до конца не выясненной остается природа самого жанра, даже нет единого мнения о происхождении термина "памфлет", четко не определены жанровые признаки памфлета, что нередко приводит к смешиванию таких родственных художественно-публицистических жанров, как памфлет и фельетон.

Высказывания о памфлете, творчестве отдельных памфлетистов

7 Я встречаются также в работах В.Здоровеги , Ю.Ивакина , Ф.Белецко Нестер 3. Поетика памфлета. - К.: Наукова думка, 1973.

2 Ткачев П. Иду на "вы": Заметки о памфлете. - Минск: Изд. Б1У, 1975; "Сатиры злой звенящая строка.": Природа смеха в памфлете. - Шнек: Изд. Б1У, 1980. о

Вуляс А. Советский сатирический роман. - Ташкент: Наука, 1965.

4 Яковлев С. Современный памфлет как жанр. - Вестн. Моск. ун-та.

Серия XI, Журналистика, 1967, № I. ^ Алексеев В. Оружием политической сатиры. - М.: Мысль, 1979. ^ Щербина А. Жанри сатири 1 гумору. - К.: Дшпро, 1977. ^ Здоровега В. Мистецтво публ1циста. - К.: Рад.письменник, 1966. ® Ивакин Ю. Сатира Шевченко.- М.: Художественная литература,1964.

- 8

ТО о л го , Л.Ершова , Е.Лазебника , А.Капелюшного и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований о сатире, в том числе и о памфлете, история украинского советского памфлета до сих пор еще не написана. А необходимость в этом есть. Ведь изучение творческого опыта памфлетистов различных периодов истории украинской советской литературы, познание законов внутреннего развития одного из наиболее важных художественно-публицистических жанров необходимо современным писателям и публицистам, а также преподавателям-словесникам высших и средних учебных заведений, идеологическим работникам, чтобы эффективнее выполнять стоящие перед ними задачи - ".отстаивать и разъяснять наши взгляды, ловить за руку нечистоплотных "критиков" нового строя, активно нести людям правду о социализме, воспитывать советских людей, особенно молодежь, в духе классовой бдительности, готовности к защите с; нашей великой Родины" . Этим и обусловлена актуальность данной работы. Выбор темы объясняется также отсутствием научных исследований по этому вопросу.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учитывая важные социально-общественные функции памфлета, возможность активно использовать произве

Б1лецький Ф. Жанрова своер1дн1сть сатирично'1 прози в укра'1нсь-кш Л1тератур1. - Дшпропетровськ: Вид-во Дншропетр.ун-ту,1974. о л Ершов Л. Советская сатирическая проза. - Л.: Наука, 1966; Сатирические жанры русской советской литературы. - Л.: Наука, 1977. о

Лазебник Ю. Публ1цистика в л1тератур1. - К.: Рад. письменник, 1971. Капелюшный А. Становление украинской советской сатирической журналистики /журнал "Червоний перець"/: Автореф, дис. . канд. филологических наук. - Львов, 1978. 5 Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. - Правда, 1984, 26 сентября. дения данного жанра, созданные в разное время, но не потерявшие своей актуальности и в наши дни, в контрпропагандистской работе, ставим своей целью исследовать пути развития памфлета как сатирического художественно-публицистического жанра в украинской советской литературе.

Цель работы обусловливает решение следующих задач: а/ уточнение отдельных вопросов теории памфлета /значение термина, предмет памфлета, взаимоотношения мезду памфлетом и фельетоном, определение характерных признаков разновидностей памфлета/; б/ создание целостной картины динамического развития памфлета в украинской советской литературе, определение его роли в идеологической борьбе, коммунистическом воспитаний советских людей.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации впервые воссоздается история украинского советского памфлета, выделяются два основных ее периода /20-30-е и 40-80-е годы/, определяются причины, вызвавшие расширение тематики, обогащение жанровых разновидностей памфлета, совершенствование его образных средств. Памфлет рассматривается как сатирический художественно-публицистический жанр, находящийся в постоянном движении, динамическом развитии. Предметом его всегда выступает социально-комическое. Смех в памфлете - саркастический, основные средства его создания - злая ирония, гипербола, гротеск. Памфлету принадлежит важная роль в разоблачении происков международного империализма, буркуазной идеологии, в воспитании высокой идейности и политической бдительности советских людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе как в средней школе /при изучении творчества Остапа Вишни, Ярослава Га-лана/, так и в вузовских курсах истории украинской советской литературы, введения в литературоведение, теории литературы, при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров, посвященных сатире и публицистике. Материалы исследования можно активно применять в идейно-воспитательной работе /при проведении теоретических и читательских конференций, тематических вечеров, диспутов, устных журналов и т.д./, лекционной пропаганде. Диссертация может стать основой для более широкого, углубленного изучения отдельных проблем развития советского памфлета, его разновидностей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации сосредоточено внимание на изучении памфлетов украинских писателей и публицистов, напечатанных в газетах и журналах, коллективных сборниках и отдельных изданиях. При этом обращаемся к творчеству не только ведущих мастеров художественного слова, но и тех авторов, которые хотя и не определяли главной линии в развитии искусства слова, но сделали определенный вклад в совершенствование памфлета и этим уже заслужили внимание и читателей, и исследователей. В связи с обилием материала, а также учитывая специфику данной работы, главное внимание сосредотачиваем на анализе наиболее распространенных, утвердившихся в практике украинских писателей разновидностей памфлета. В диссертации рассматривается значительная часть произведений, которые после первичной публикации больше не перепечатыва-лись и поэтому современному читателю неизвестны.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализируя и оценивая процесс развития памфлета, соотносим его с общими законами общественного развития, учитываем воздействие на него социально-экономических, политических, культурно-бытовых и других общественных условий, в которых развивается украинская советская литература.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, решения съездов партии и пленумов ЦК, постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства, решения съездов писателей СССР и УССР, статьи и выступления ввдающихся партийных и советских деятелей. При этом исходим из ленинского требования о том, что необходимо "каждое положение рассматривать только /сС/ исторически; только в связи с другими; /¿У только в связи с конкретным опытом истории"^. В диссертации использованы также теоретические работы советских литературоведов, исследования по истории литературы, критические материалы, освещающие отдельные стороны проблемы.

В основу изучения истории украинского советского памфлета положены основные принципы /развития, взаимосвязей, историзма, всесторонности и партийности/ и методы /конкретно-исторический, социологический, типологический, эстетического анализа/ марксистско-ленинской литературоведческой науки.

ШРОБАВДЯ РАБОТЫ. По материалам диссертационного исследования сделано доклады и сообщения на всесоюзной сессии, двух республиканских научных конференциях, опубликовано 19 научно-популярных статей в республиканских и областных газетах. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры украинской литературы Черновицкого госуниверситета. Материалы исследования использовались при проведении занятий по спецкурсу "Атеистические мотивы украинской советской литературы',' в идейно-воспитательной работе со студенческой молодежью.

ПУБЛИКАЦИИ. Основные положения работы изложены в восьми статьях и тезисах докладов. Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд /30 ноября 1916 г./. - Полн. собр. соч., т. 49, с. 329.

- 12

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Объем диссертации - 193 страницы.

Работа состоит из введения, четырех глав и выводов. Во введении дается обзор литературы, обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются основные направления научных поисков. В первой главе - "Жанровые особенности памфлета" - делается попытка дать определение термина "памфлет", уточняются предмет изображения в памфлете, жанровые признаки памфлета и его отличия от фельетона, особенности разновидностей памфлета. Вторая глава - "Первые шаги украинского советского памфлета" - посвящена вопросам становления памфлета как жанра в украинской советской литературе периода гражданской войны и иностранной интервенции. В третьей главе - "Проблематика украинского памфлета 20-30-х годов" - дается анализ особенностей развития этого жанра в предвоенный период. Четвертая глава - "Расширение тематики, совершенствование образных средств памфлета" - посвящена рассмотрению следующего этапа развития украинского памфлета, который начинается с первых дней Великой Отечественной войны и продолжается до настоящего времени. В заключении излагаются выводы, к которым пришел диссертант в результате проведенного исследования. Завершает работу список литературы по исследуемому вопросу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Руснак, Иван Степанович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Памфлет - один из древнейших жанров литературы, уходящий своими корнями в глубь веков, в античный мир. Он находится в постоянном поступательном движении. Особенно активно развивается памфлет в периоды наиболее сильных социальных движений, резкого обострения классовой борьбы. В такое время произведения данного жанра становятся острым оружием в руках представителей передового, революционного класса, помогают им наносить по политическому противнику меткие, неотразимые удары. Цель памфлетиста - не просто высмеять социально-комическое явление /политический и государственный строй, изживший себя; политические партии и социальные группы или их отдельные представители, олицетворяющие реакционные силы; система политических и научных взглядов, враждебная идеология и т.д./, а развенчать, уничтожать , "сжечь" огнем саркастического смеха все, что мешает социальному прогрессу. Именно с этой целью использовали памфлет классики марксизма-ленинизма, создавшие непревзойденные образцы этого боевого жанра. Карл Маркс в статьях-памфлетах "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Господин Фогт", "Лорд Пальмерстон", "Лорд Джон Рассел" и др. создал яркие сатирические типы политических противников рабочего класса, сорвал с них маски, которыми они прикрывали свою реакционную сущность, и тем самым способствовал их уничтожению как политических деятелей, противопоставивших себя интересам трудящихся. Гневно-уничтожающий огонь памфлета умело использовал В.И.Ленин - автор таких произведений данного жанра, как "Памяти графа Гейдена", "Карьера", "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" и др.

В памфлете предметом осмеяния для читателя является то, над чем сами осмеиваемые, разоблачаемые представители уходящих классов или реакционных партий, социальных групп смеяться не способны, но

- 187 без осмеяния и уничтожения чего невозможна полная победа передовых ' исторических сил, революционных классов. Памфлет, обличая то или иное политическое лицо, социальное явление, государственного или общественного деятеля, вызывает у читателей гнев, презрение, ненависть к данному явлению, лицу, лишает его опоры, влияния на массы и, таким образом, обрекает на скорейшую гибель.

Высокой эффективности воздействия на читателя, слушателя, зрителя памфлетист добивается благодаря таким свойствам произведений избранного жанра, как злободневность, острое политическое звучание, четкая идейная направленность, тенденциозность, саркастическое осмеяние социально-комических явлений, органическое единство сатирических художественно-публицистических образных средств. Эти и другие жанровые признаки памфлета формировались на протяжении многих столетий в творчестве Э.Роттердамского, Д.Свифта, Ф.Вольтера, Д,Дидро, Д.Фонвизина, А.Радищева, В.Белинского, Т.Шевченко, И.Франко, М.Салтыков-Щедрина, М.Горького, В.Маяковского, М.Кольцова, И.Эренбурга, Я.Галана, Ю.Мельничука и др. Процесс развития и совершенствования памфлета продолжается в острых идеологических сражениях современности.

Памфлет роднит с сатирическими видами литературы резкая негативная направленность, гневное разоблачение, саркастическое осмеяние. Он ироничен, полемичен,активно используется в идеологической борьбе. Своеобразие памфлета в том, что он существует на границе отдельных видов литературы /публицистики и беллетристики/ и в силу этой специфики использует для отражения объективной действительности научное исследование, социальный экскурс, художественный эскиз, пламенную речь и острое политическое обращение, органически слитые в единое целое. Для более глубокого и полного изобличения социально-комического памфлет довольно активно подчиняет себе

- 188 структурно-композиционные формы других жанров литературы и публицистики. В таком случае возникают разновидности памфлета /очерк-памфлет, рассказ-памфлет, повесть-памфлет, роман-памфлет, комедия-памфлет и др./, имеющие более сильное эмоционально-психологическое воздействие на читателя /зрителя/, чем собственно памфлет, очерк, повесть или роман. Этим и объясняется стремление писателей, публицистов к расширению видовой палитры данного жанра.

Памфлет находится в очень близком родстве с другим .художественно-публицистическим жанром - фельетоном. Однако каждый из них имеет свой объект изображения, специфические средства познания и отображения объективной действительности, своеобразные жанровооб-разующие признаки, которые дают им право на самостоятельное существование в системе художественно-публицистических жанров.

Памфлет - это остросатирическое художественно-публицистическое произведение, направленное на разоблачение, сатирическое уничтожение типичного негативного социально-политического явления или лица, которое представляет социальный строй, класс, политическую партию или идеологическую систему, и способствующее тем самым утверждению нового, прогрессивного.

Многонациональная советская литература с первых дней своего существования активно использует произведения данного жанра в борьбе с внешними и внутренними врагами трудового народа, в разоблачении происков международного империализма, буржуазной идеологии и морали, в сплочении трудящихся на борьбу за мир, демократию и социальный прогресс. Весомый вклад в решение этих важных задач вносит и украинский советский памфлет, начинающий свою историю с грозных времен гражданской войны.

Первые произведения украинских памфлетистов появились в периодической печати в сложные годы борьбы за установление на Украине

- 189

Советской власти. Они были направлены на разоблачение, сатирическое уничтожение внутренней контрреволюции /В.Блакитный - "Старий запроданець", "Не поможуть I брехш", Е.Квиринг - "Крамар Петлю-ра", Г.Татаринов - "Шштичш комедП", К.Котко - "Не одурите" и др./, ее иностранных вдохновителей /"Манифест барона Врангеля", К.Котко "Не одурите", Г.Татаринов "Гетьман Конашевич-Сагайдачний", В.Блакитный "3 благословения святого отця" и др./. Их авторы использовали преимущественно информационно-аналитические разновидности памфлета /заметка-памфлет, реплика-памфлет, статья-памфлет, послание-памфлет/, которые давали возможность оперативно откликаться на важнейшие социально-политические события. В это время велись настойчивые поиски наиболее эффективных образных средств, однако уровень их был довольно низким. Для создания сатирического эффекта памфлетисты использовали чаще всего эпитеты, метафоры, сравнения с негативным значением /Петлюра - иуда, крамар, препаскудный, наиподлейший враг, кат украинского народа; Грушевский - черт старый, предатель лукавый, "до В1дня тягу дав", "з глузду збився" и т.д./, бранные слова типа "шаромижники", "мошенники", "блазш" и др. Композиция памфлетов этого периода была довольно простой: в коротких зачинах /вступлениях/ содержалась постановка вопроса, общая оценка, которая находила развитие посредством авторской интерпретации-комментария в основной части произведения, а в заключительной части /нередко она имела характер вывода-приговора/ формировались лозунги, неотложные задачи дня. Памфлеты первых лет Советской власти выполняли триединую функцию: информационную, пропагандистскую и обличительную. Становление украинского советского памфлета проходило под непосредственным влиянием русского советского памфлета, творцами которого были М.Горький, Д.Бедный, В.Маяковский и др. Памфлеты того времени, гневно высмеивая, разоблачая

- 190 врагов революции, воспитывали трудящихся в духе ненависти к черным силам реакции, сплачивали их вокруг партии большевиков в неравной, но справедливой борьбе за сохранив и упрочение власти рабочих и крестьян.

Развернувшаяся в начале 20-х годов дискуссия о задачах и возможностях сатиры в условиях мирного строительства завершилась убедительной победой тех представителей творческой интеллигенции, которые твердо верили в преобразующую, революционную силу смеха. Развитие сатиры постоянно направляет Коммунистическая партия. В этот период ЦКЖП/б/ принимает резолюцию "О политике партии в области художественной литературы" /1925/, а также постановление "О сатирико-юмористических журналах" /1927/, которые четко определили задачи советских мастеров художественного слова, в том числе и памфлетистов, в условиях построения нового общества.

Поступательное движение украинского советского памфлета в 20-30-е годы продолжается. Расширяется тематика, совершенствуются образные средства памфлета, усиливается его влияние на читателей.

Главным объектом разоблачения в этот период становится украинский буржуазный национализм - верный слуга международной реакции в борьбе против Советской страны. Против него и направляют острое жало саркастического смеха памфлетисты В.Блакитный /"MapHi заз1-хання", "Розвал жовто-блакитноТ реакщТ""/, К.Котко /"Не тих приводив", "Останне зас1дання", "1стукрят", "Трагед1я i фарс"/, С.Пи-липенко /"Винниченко i Дурах"/, Остап Вишня /"Берл1нська украТ'н-ська держава", "Жебракують", "Справи нащоналып", "Радуйся, aiH-ко украТнська"/, П.Козланюк /"Визволител1", "УНР", "Жовто-блакит-на шттика"/, Я.Галан /"Хи-хи-хи", "Як cniBae канарок", "У б1л1й гарячЦ1", "Велике самозапертя", "Скалки в ощ"/.

Важной темой в творчестве украинских памфлетистов этого перио

- 191 да было разоблачение реакционной роли церкви, религии в жизни трудового народа /В.Блакитный - "Церква чи щось 1нше?", "Зле при-ладжена машкара", Я.Галан - "Кури на ганку", "Ще про кури" и др./. антисоветских происков международного империализма /В.Блакитный -"Негодш заходи", "Дев"ята хвиля", Остап Вишня - "Як Керзон у Б1-лому мор1 рибу ловив 1 що з того може вийти", Н.Новицкого - "Шв-ником, швником", "3 молитвою" и др./, гневное осуждение фашизма /Остап Вишня - "ПриШте, посл1Днее щлуваше.", "Цеп на Муссо-лШ", П.Козланюк - "Соц1ал13м", "Теж "с0вдал1сти", "Файна кльопа", Я.Галан -"Божеськ1 герщ", "Осташп роки БатагонП"/ и др.'

В 20-е годы, во времена литературной дискуссии, памфлет был одним из эффективных средств полемической борьбы. В этот период выходит единственный номер журнала "Бумеранг" /1927/, выражавшего идеи одной из групп украинских футуристов. С произведениями данного жанра выступают М.Семенко, Г.Шкурупий, Н.Бажан, С.Пилипенко, И.Микитенко и другие украинские писатели.

Для нанесения точных, неотразимых ударов по классовому противнику украинские советские памфлетисты используют такие разновидности памфлета, как статья-памфлет, рецензия-памфлет, очерк-памфлет, памфлет-аллегория, рассказ-памфлет, стихотворение-памфлет, роман-памфлет, комедия-памфлет и др. Значительно совершенствуются художественно-публицистические средства, используемые мастерами слова при создании сатирических произведений. Постепенно из их арсенала исчезают бранные слова и фразы, более меткими становятся эпитеты, метафоры, сравнения. Широкое применение в памфлете находят такие приемы, как полемические скобки, кавычки, вопросно-ответная форма, восклицания /восклицания-призывы, иронические, саркастические/ и т.д. Важным средством разоблачения комической несостоятельности негативного становится композиция и сюжет произве

- 192 дения. Главные сюжетно-композиционные моменты памфлета - зачин /завязка/, кульминация, вывод-приговор /развязка/ - концентрируют в себе сатирическое противоречие изображаемого явления, показывают его историческую обреченность. Памфлетисты от называния социально-комических явлений переходят к всестороннему изображению их, созданию типических образов с присущими им индивидуальными чертами внешности, характера, поведения. Наиболее действенным средством создания комического эффекта становится ирония, сарказм, гротеск.

Особенно активно развивается памфлет в многонациональной советской, в том числе украинской, литературе в годы Великой Отечественной войны. Он становится важным оружием в борьбе против человеконенавистнической идеологии немецкого фашизма, в разоблачении кровавых злодеяний оккупантов на временно захваченной советской земле, пособничества украинских буржуазных националистов гитлеровцам в установлении на оккупированной территории "нового порядка". С памфлетами, направленными против гитлеровского фашизма и их сателлитов, в едином строю выступили русские советские писатели А.Толстой, М.Шолохов, И.Эренбург, Л.Леонов, Н.Тихонов, В.Вишневский, украинские - Н.Бажан, А.Корнейчук, В.Василевская, Я.Галан, П.Козланюк, Ю.Смолич, Остап Вишня, представители других народов -A.ICyxxap, К.Наджми, Я.Колас и др.

В этот период мастера слова берут на вооружение такие разновидности памфлета, как статья-памфлет, репортаж-памфлет, послание-памфлет, памфлет-портрет, стихотворение-памфлет, басня-памфлет, рассказ-памфлет. Я.Галан, П.Панч обогащают видовую палитру памфлета новым образцом - радиопамфлетом. Все они характеризуются высоким уровнем образных средств, совершенством сюжетно-композицион-ной структуры, лапидарной точностью сатирических характеристик. Эти свои качества памфлет сохранил, в основном, и в творчестве писате

- 193 лей и публицистов послевоенного периода.

Характерной особенностью развития украинского советского памфлета в последние десятилетия является то, что, как и ранее, он находится на передовой линии идеологической борьбы двух миров, беспощадно развенчивает происки международной реакции в различных уголках земного шара, ее попытки остановить социальный прогресс, стремление поставить мир на грань термоядерной катастрофы. Гневному осмеянию, острому разоблачению предаются попытки буржуазной пропаганды путем идеологических диверсий изнутри подорвать социалистический строй, посеять в сердцах советских людей ядовитые зерна враждебной нам идеологии и морали. Именно эту задачу ныне успешно выполняют памфлеты Ю.Мельничука, Т.Мигаля, Н.Шибика, Р.Братуня, П.Шафеты, В.Евлампиева, Н.Топоровского, Л.Гамольского и др.

Однако не все еще произведения, опубликованные в печати под рубрикой "Памфлет", отвечают требованиям этого боевого, нержавеющего оружия. Отдельные авторы /А.Носенко и др./ перенасытили свои памфлеты фактами, цифровым материалом, который значительно преобладает над конкретно-чувственными образами. Встречаются изредка памфлеты, в которых используется устаревшая информация, не получившая к тому же должной сатирической интерпретации. Эти и другие упущения в творчестве памфлетистов вызвали не вполне обоснованную тревогу в среде критиков, пессимистические взгляды на перспективы развития украинского советского памфлета. Проведенное нами исследование дает основание считать эти опасения беспочвенными. Памфлет - выверенное оружие советских писателей, публицистов - находится в непрерывном развитии, за ним - будущее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Руснак, Иван Степанович, 1984 год

1. ГЛаркс К. Оправдание мозельского корреспондента.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 187-217.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

3. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 7, с. 343-437.

4. Маркс К. Предисловие ко второму изданию "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т. 16, с. 374-376.

5. Маркс К. Маркс Фердинанду Лассалю. В Ахен. 7 сентября 1860 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 30, с. 461-464.

6. Энгельс Ф. Из писем к братьям Греберам. В кн.: К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве: В 2-х т. - М.: Искусство, 1957, т. 2, с. 459-480.

7. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

8. Ленин В.И. Реакция начинает вооруженную борьбу. Полн. собр. соч., т. 13, с. 198-203.

9. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр. соч., т. 26, с. 106-110.

10. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим. Полн. собр. соч., т. 37, с. 48-64.

11. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Полн. собр. соч., т. 37, с. 185-187.

12. Ленин. В.И. Талантливая книжка. Полн. собр. соч., т. 44, с. 249-250.- 195

13. Ленин В.И. О международном и внутреннем положении Советской республики. Речь на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г. Полн. собр. соч., т. 45, с. 1-16.

14. Ленин В.И. Заметки по вопросу о задачах нашей делегации в Гааге. Полн. собр. соч., т. 45, с. 318-322.

15. Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда". Полн. собр. соч., т. 48, с. 182-183.

16. Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд. 30 ноября 1916 г. Полн. собр. соч., т. 49, с. 328-334.

17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

18. Материалы ХШ съезда Коммунистической партии Украины. -К.: Политиздат Украины, 1981. 140 с.

19. Про поточний момент. Резолющя I з"1зду КП/б/У. 5-12 липня 1918 р. В кн.: Комушстична парт1я Украгни в резолющях I ршеннях 3"13Д1В I конференщй: В 2-х т. - К.: Держшштви-дав Украши, 1976, т. I, с. 13-18.

20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

21. Про л1тературно-художню критику: Постанова ЦК КПРС. Рад. л1тературознавство, 1972, й 2, с. 3-5.

22. О творческих связях литературно-художественных журналов спрактикой коммунистического строительства: Постановление

23. ЦК КПСС. Правда, 1982, 30 июля.

24. Черненко К.У. Утвервдать правду жизни, высокие идеалы социализма. Правда, 1984, 26 сентября.- 196 -П

25. Алексеев В.А. Оружием политической сатиры. М.: Мысль, 1979. - 224 с.

26. Ананьев А. Напоминанье старых истин. М.: Современник, 1982. - 256 с.

27. Андреев A.A. О Владимире Ильиче Ленине. В кн.: Воспоминания о В.И.Ленине. М.: Политиздат, 1957, т. 2, с. 7-42.

28. Бажан М. Били, б"емо i будемо бити. К.: Пол1твидав при ЦК КП/бД, 1941. - 19 с.

29. Бажан М. Одягшть окуляри. Бумеранг, 1927, № I, с. 21-26.

30. Барабаш 10. Червоний одсв!т революцИ". В кн.: Л1тература i сучасшсть: Л1тературно-критичш статтЬ К.: Рад. письменник, 1968, с. II9-I52.

31. Барабаш Ю.Я. Я есть народ.- К.: Дн1про, 1967. 354 с.

32. Белецкий Ф.М. Развитие реализма в украинской сатирико-юморис-тической прозе конца XIX начала XX веков: Автореф. дис. д-ра филолог, наук. - К., 1978. - 44 с.

33. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд. АН СССР, 1953, т. 3. - 684 с.

34. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 9. М.: Изд. АН СССР, 1955. - 804 с.

35. Беляев В., Рудницький М. Щд чужими прапорами. К.: Рад. письменник, 1958. - 292 с.

36. Беляев В.П. Я обвиняю! М.: Политиздат, 1980. - 160 с.

37. Б1лецький 0.1. Двадцять poKiB hoboi укра?нськоУ л1рики /19031923/. XapKiB: ДВУ, 1924. - 38 с.

38. Б1лецький Ф.М. Жанрова своер1ДШсть сатиричноi прози в укра-1*нськ1й л1тератур1: Учб. пос1бник. Дн1пропетровськ: Вид-во Дшпропетровського ун-ту, 1974. - 98 с.- 197

39. Б1лецький Ф.М. Про своер1дн1сть методу укра1Нсько'1 сатирично!" прози. В кн.: Проблеми методу, жанру I стилю в укра'шськш Л1тератур1: 36. наукових праць. Дншропетровськ, 1979, вип.4, с. 48-57.

40. Б1лкун М.В. Багато, багато, багато золота: Фантастично-пригод-ницька повгсть-памфлет. К.: Молодь, 1975. - 184 с.

41. Б1лкун М.В. Гумору гуморове. - Л1т. Украша, 1981, 9 января.

42. Б1лкун М.В. Дук1 гуси: Романи-памфлети, К.: Молодь, 1981. -303 с.

43. Блакитний В. 3 благословения святого отця. В1ст1 ВУЦВК, 1920, 29 трав.

44. Блакитний В. Не поможуть I брехш. В1ст1 ВУЦВК, 1920, 30 черв.

45. Блакитний В. Старий запроданець. В1стх ВУЦВК, 1920, 14 трав.

46. Большак В. Гусак на Бродве'1. К.: Дшпро, 1970. - 333 с.

47. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1939, т. 44. - 831 с.

48. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1975, т. 19. - 648 с.

49. Бондар М.П. Жанр I система жащлв: Деяк1 теоретичш та 1сто-рико-л1тературн1 аспекти. Рад. Л1тературознавство, 1984,7, с. 7-19.

50. Борев Ю. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

51. Братунь Р. Крапка без 1: Памфлети. К.: Рад. письменник, 1959. - 57 с.

52. Братунь Р. Слово гн1ву: Публ1цистика. Льв1в: Каменяр, 1975.104 с.- 198

53. Бурляй Ю.С. Зброею слова: Л1тературно-критичн1 статтЬ К.: Рад. письменник, 1955. - 221 с.

54. Буряк Б. Слдоння народов!. К.: Дерюптвидав Украпш, 1954.352 е.

55. Вартанов Г.И. Я.А.Галан. М.: Мысль, 1979. - 104 с. - /Партийные публицисты/.

56. Василевич Б.П. ЛжемесП: Памфлети i нариси. Льв1в: Каменяр, 1973. - 187 с.

57. Василевська В. Коричневий хижак. К.: Шштвидав при ЦК КП/бД, 1941. - 17 с.

58. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982. -208 с.

59. Вишня Остап. Креси крешуть. Bîctî ВУЦВК, 1924, 23 жовт.

60. Вишня Остап. Робота дружня. Bîctî ВУЦВК, 1922, 2 грудн.

61. Вишня Остап. Твори: В 7 т. T. I. К.: Держл1твидав УкраТни,1963. 397 с.

62. Вишня Остап. Твори: В 7 т. Т. 4. К.: Держл1твидав Укра'пш,1964. 415 с.

63. Вишня Остап. Твори: В 7 т. Т. 5. К.: Дшпро, 1964. - 493 с.

64. Вишня Остап. Тод1 Т1льки. Bîctî ВУЦВК, 1923, 18 березн.

65. ВШнович А. Операщя "Тритон"; П"еса-памфлет. В кн. : Давайте познайомимось! К.: Мистецтво, 1971, с. 125-153.

66. Вулис А. Советский сатирический роман: Эволюция жанра в 2030 годы. Ташкент: Наука, 1965. - 286 с.

67. Высочанская О.Г. Художественная проза и публицистика Ю.Смоли-ча в их взаимосвязи: /Военный и послевоенный период/: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Днепропетровск, 1969. - 27 с.

68. Галан Я.О. Твори: В 4-х т. Т. 2. -К.: Наук, думка, 1977. -703 с.68,69

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.