В. В. Розанов и газета А. С. Суворина "Новое время" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Казакова, Наталья Юрьевна

  • Казакова, Наталья Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 206
Казакова, Наталья Юрьевна. В. В. Розанов и газета А. С. Суворина "Новое время": дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2000. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Казакова, Наталья Юрьевна

Введение стр, 2

Глава первая. Розанов и Суворин стр. 14

Глава вторая. Розанов - полемист стр. 58

Глава третья. Розанов и русская литература XIX в. стр. 94

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «В. В. Розанов и газета А. С. Суворина "Новое время"»

Василий Розанов - личность экстраординарная: он как бы стоит особняком среди громких и блестящих имен Серебряного века. Литератор-одиночка, философ, писатель, журналист, он стал явлением, причудливо отразившим ту драму, которую пережила русская интеллигенция начала XX века. «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить», - сказал о себе Розанов в «Опавших листьях». Это было явным (и, может быть, намеренным) умалением собственной роли в общественном и литературном процессе рубежа веков. Скромный учитель из провинции, ставший впоследствии ведущим сотрудником одной из самых известных газет России, Розанов совершил «эстетический переворот» в традиционной журналистике, разрушив стереотипы обыденного сознания в восприятии литературы и предложив новый угол зрения на те или иные коллизии отечественной культуры, включая сюда и ее религиозный аспект. Его путь в литературе был сложен и своеобразен. Его называли антихристом, клеймили как циника и развратителя нравов. Он был философом без философии, писателем без романов, учителем без учеников. Он не любил Толстого, В.Соловьева, презирал Михайловского и все демократическое направление в русской литературе, воевал с Гоголем, преклонялся перед Достоевским. Он проповедовал плотскую любовь и Ветхий завет, заведомо отрицая христианский аскетизм и предсказывая неизбежную гибель «людей лунного света».

Убежденный индивидуалист Розанов, всю свою жизнь отстаивавший приоритет частной жизни над Вечностью, балансировавший на грани приличия в интимных откровениях о себе, утвердил в литературе новый уникальный сугубо личностный жанр, над определением которого до сих пор спорят исследователи. Целый ряд - как литературных, так и «внелитературных» - факторов предопределил возникновение писательского феномена Розанова и сделал его имя одним из самых значительных в русской словесности XX века.

Современное «розановедение» (за неимением другого, воспользуемся этим, на наш взгляд, не очень удачным термином) развивается по двум направлениям: исследования в области поэтики и жанрового своеобразия Розанова-писателя и анализ философского наследия Розанова-мыслителя.

Данная работа является первой попыткой исследовать журналистскую деятельность Розанова, главным образом в газете А.С.Суворина «Новое время». Системному анализу впервые подвергнут комплекс взаимоотношений Розанова с членами редакции «Нового времени», ее издателем А,С.Сувориным, рядом публицистов и литераторов - оппонентов Розанова. Ввиду гигантского объема опубликованных в газете статей Розанова, в своей работе мы ограничились аналитическим разбором тех из них, которые имеют отношение преимущественно к области русской литературы (в первую очередь нас интересовал Розанов как литературный критик и полемист). Впервые проведено так же статистическое исследование, касающееся интенсивности, количества и тематики помещенных в «Новом времени» розановских материалов. Мы воспользовались архивными источниками, хранящимися в ОР РГБ, в том числе полной библиографией произведений Розанова, составленной С.А.Цветковым и до сих пор не привлекавшей внимания исследователей. Впервые нами систематизированы публикации Розанова в «Новом времени». В исследовании используется разнообразный историко-журналистский, историко-литературный и биографический материал. В своей работе автор опирался на принципы сравнительного и системного анализа и руководствовался конкретно-историческим подходом.

Актуальность исследования.

История русской журналистики начала XX века еще сравнительно мало изучена и требует дальнейших разысканий. Это обусловлено необходимостью глубокого и всестороннего анализа тех духовных процессов, которые происходили в России накануне потрясших ее социальных катаклизмов.

Рассмотрение разных направлений отечественной журналистики помогает более полно представить культурно-историческую ситуацию на рубеже веков. В связи с этим особенно важно обращение к неизученным темам, В этом плане оправдан наш интерес к фигуре В.В.Розанова-журналиста. Исследователи никогда не обращались к теме его публицистического творчества, связанного с газетой А.С.Суворина. Специфику розановского журналистского наследия мы могли бы, в известном смысле, квалифицировать как «эстетизацию идеологии» (определение, прилагаемое И.Л.Волгиным к «Дневнику писателя» Ф.М.Достоевского), хотя, разумеется, у Розанова это имеет свою специфику. Ни одно понятие не выступает у автора «Опавших листьев» в «чистом» идеологическом виде. Все становится если не образом, то знаком, символом образа, претерпевает некую художественную трансформацию. Особенно интересен Розанов и своей оригинальной общественной позицией или, если угодно, отсутствием таковой, приводящей его к конфликтам с рядом других выдающихся представителей культуры Серебряного века. Журналистское творчество Розанова является знаковым, оно свидетельствует о знаменательных сдвигах в «интеллигентском сознании». Но серьезные обобщения в этой области невозможны без тщательных эмпирических разысканий.

Новизна работы.

- Среди отечественных и зарубежных работ о Розанове нельзя указать ни одной, которая была бы специально посвящена нашей теме.

- В данной работе впервые рассмотрена публицистическая деятельность Розанова в контексте его сотрудничества в газете А.С.Суворина. В отечественной традиции сложился определенный образ нововременца Розанова: реакционный журналист реакционной газеты. Мы пытаемся выявить причины и механизмы столь негативного восприятия.

- В диссертации освещены и проанализированы основные темы журналистского творчества Розанова в газете «Новое время». В этой связи затронуты некоторые вопросы сотрудничества Розанова с рядом других изданий.

- Впервые в контексте истории русской журналистики рассматриваются взаимоотношения Розанова с А.С.Сувориным, отношение Розанова к «Новому времени» в разные исторические периоды. Кроме того, определенное внимание уделяется специфике восприятия Розановым самого журналистского труда

- Предпринята попытка разработки не только «чисто» журналистского, но и историко-филологического подхода к методу и стилистическим особенностям розановской публицистики.

- Идеологическая позиция Розанова рассматривается как некий эстетический парадокс; выясняется ее соотношение с либеральным и консервативным типами сознания.

- Исследуются приемы и методы газетной деятельности Розанова на примере его литературно-критических статей о русской литературе XIX века. Выясняются причины и истоки «онтологического разочарования» Розанова в духовном наследии предшествующего века. Осмысляются принципы нового подхода публициста «Нового времени» к творчеству русских писателей, а также нетривиальность и провокативиость его «художественного метода».

- Анализируется и исследуется полемическая стратегия Розанова и принципы его литературного поведения. Определяется его особое место в историко-культурном контексте эпохи. В ходе работы проведен аналитический разбор основных дискуссий Розанова-публициста: с Н.К.Михайловским, В.С.Соловьевым, П-Б.Струве, К.И.Чуковским, Д.С.Мережковским и др.

- В научный оборот впервые введен новый архивный материал, касающийся жизни и журналистского наследия Розанова.

Цели и задачи.

Цели нашего исследования состоят в изучении журналистской деятельности и публицистики Розанова. Мы пытаемся рассмотреть совокупность внутр ^редакционных отношений Розанова применительно к

Новому времени», а также - в той мере, в какой это связано с нашей темой, его отношения с другими изданиями. Особое внимание мы уделяем творческому методу Розанова-журналиста, имея в виду то обстоятельство, что сумма» его новаторских литературных приемов оказала существенное влияние на развитие «журналистского сознания» XX века, его эссеистики и, в определенной мере, его прозаических жанров. Для достижения указанных целей ставятся следующие задачи: необходимо выяснить и уточнить роль Розанова в истории русской журналистики к. XIX - нач. XX в. определить историко-культурные детерминанты, которые прямо или косвенно повлияли на становление Розанова-журналиста; выявить своеобразие публицистики Розанова, раскрыть особенности его художественного метода»; проанализировать основную проблематику публикаций Розанова в газете «Новое время».

Кроме того, необходимо уточнить ряд важных соотношений: Розанов и русское общественное мнение, Розанов и литературно-журнальный мир, Розанов и русская литература XIX века.

А также - рассмотреть ряд полемик, ведшихся Розановым на страницах «Нового времени» и других изданий, и определить в связи с этим «протеистическую», меняющуюся, «текучую» общественную позицию Розанова-публициста, определить место Розанова и влияние его публицистического творчества на современников; определить меру влияния Розанова на его современников.

Степень разработанности проблемы.

Журналистское творчество Розанова никогда не было предметом специального научного исследования. Однако при отсутствии работ по данной теме сложилась традиция однозначной идеологической оценки журналистской деятельности Розанова. Вся сложность и многогранность розановской журналистики безоговорочно сводилась к уже упомянутому определению: он -реакционный журналист. Разумеется, акцент при этом всегда делался на мировоззренческой составляющей его газетного творчества.

Современники Розанова разделяли для себя Розанова-«нововременца» и Розанова-мыслителя и литератора, й если последний являлся объектом пристального общественного интереса, то Розанов-журналист вызывал, как правило, реакцию отторжения. Исключение, пожалуй, составляет книга Н.Я.Абрамовича «Новое время» и соблазненные младенцы» (Пгд. 1916), в которой автор спокойно и в целом объективно отзывается о Розанове-журналисте. В воспоминаниях же о Розанове З.Н.Гиппиус, А.Белого, М.М.Пришвина, Д.А.Лутохина, А.М.Ремизова, Э.Ф.Голлербаха, А.Н.Бенуа, Д.С.Мережковского, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и др., содержащих ценнейшие сведения о его личности и литературном таланте, лишь вскользь (да и то не во всех) упоминается о его деятельности в качестве сотрудника «Нового времени»: Розанов-журналист не был предметом особых размышлений для своих современников - и это несмотря на многочисленные полемики, которые он с ними периодически вел.

Что касается зарубежных работ, то в первую очередь следует отметить труды о Розанове русских эмигрантов первой волны. Среди них такие имена, как Ю.П.Иваск, прот. Г.В.Флоровский, Г.П. Федотов, В.Н.Ильин, М.Курдюмов, Д.П.Святополк-Мирский (последний считал Розанова самым гениальным писателем XX века). Эти работы в какой-то мере касались поэтики и художественного своеобразия позднего Розанова, в них шла речь о его философских и религиозных поисках. Безусловный интерес у названных авторов вызывала неординарная творческая личность Розанова. Именно эти аспекты и стали отправными точками для исследований западных ученых: Emerson. Rozanov and End of Literature. Russian Review, Stanford, 1979, no. 4, Four Faces of Rozanov, New-York, 1978, и др.

Современный отечественный исследователь А.Н.Николюкин в книге «Голгофа Василия Розанова» (М.Д998) пытается смягчить некоторые акценты в оценках Розанова. Николюкин впервые дает полную биографию Розанова, лишь отчасти касаясь розановской журналистики. В главе, посвященной работе Розанова в «Новом времени», он, хотя и несколько схематично, говорит о взаимоотношениях публициста с редакцией. Журналистика Розанова не является специальным предметом его исследования. А.Н.Николюкин издает собрание сочинений Розанова в издательстве «Республика» с подробными, порой требующими уточнения комментариями (ошибка с фамилией журналиста, который вызвал Розанова на дуэль и др.). Исследователя больше интересуют последние книги Розанова, своеобразие его философского наследия и т.д. Литературно-критические статьи автора «Уединенного» Николюкин издал в книге В.Розанов «Мысли о литературе» (М.,1989) со своей вступительной статьей «В.В.Розанов - литературный критик». В книге работ Розанова «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского» (М.,1996), составителем которой явился Николюкин, собраны статьи ранее никогда не переиздавашиеся. Николюкин, впрочем, не рассматривает их с той точки зрения, что они неразрывно связаны с работой Розанова в ежедневной газете. Эти статьи интересуют составителя главным образом как часть общего литературного наследия Розанова - без акцента на их газетную специфику.

Весьма любопытны статьи Виктора Ерофеева «Разноцветная мозаика розановской мысли (в книге В.В.Розанов «Несовместимые контрасты жития») «Розанов против Гоголя» (В.Ерофеев «В лабиринте проклятых вопросов»). Ерофеев анализирует отношения Розанова с литературой, во многом ориентируясь на исследование Андрея Синявского «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова». Заметим, что работа учитывалась нами в наших подходах к публицистике Розанова. Хотя у Синявского нет анализа как такового, ему принадлежат ценнейшие наблюдения над художественным своеобразием розановского текста. Он предлагает некую общую модель всей художественной системы Розанова, особо отмечая парадоксальность его творческого мышления.

Книга В.А.Фатеева «В.В.Розанов. Жизнь и творчество» (Ленинград, 1991) посвящена исследованию философского и художественного своеобразия творчества Розанова. Автор анализирует в работе такие сложные вопросы мыслителя, как - «Пол и религия», «отношение к России», «вера, церковь и жизнь». Особый интерес у В.А.Фатеева вызывает жанровое своеобразие последних книг Розанова. В связи с этим Фатеев касается вопроса отношения Розанова к печати, но не анализирует особенностей журналистской деятельности Розанова. В 1995 году вышел уникальный сборник воспоминаний и критических статей: Василий Розанов. Pro et contra (в 2-х томах) с большой любовью и вниманием составленный Фатеевым. В это издание вошли как воспоминания и размышления о личности и творчестве Розанова его современников, так и статьи о нем исследователей более позднего периода. В нашей работе мы используем материалы этого сборника.

В.Г.Сукач, один из первых исследователей Розанова, составитель и комментатор книги «В.В.Розанов. О себе и жизни своей», М.,1990, в комментариях к романовскому тексту приводит оценки современников журналистской деятельности Розанова, высказывания самого публициста по поводу своих оппонентов и сотрудников газеты «Новое время». Сукач публиковал и продолжает публиковать статьи Розанова из газеты «Новое время» и других изданий. При этом, однако, он не ставит своей целью анализировать его журналистскую деятельность. Современные исследователи почти не затрагивают аспект, который составляет предмет нашего интереса.

В ходе нашей работы возникла необходимость обратиться к личности издателя газеты «Новое время» А.С.Суворина, роль и место которого в истории русской журналистики также изучены недостаточно полно. Едва ли не единственной за многие десятилетия явилась статья И.Соловьевой, В.Шитовой

А.С.Суворин: портрет на фоне газеты» («Вопросы литературы», 1977, №2). В недавней монографии Е.А.Динерштейна «А.С.Суворин, человек, который сделал карьеру» (М. 1998) сказалась, на наш взгляд, традиция тенденциозного, субъективного взгляда на издателя «Нового времени». В ходе нашей работы мы исследовали «Дневник Алексея Сергеевича Суворина», Москва-London, 1999: это новейшее издание впервые воспроизводит полный текст дневника в новой расшифровке и текстологической обработке. Оставаясь наедине с собой, Суворин был, по-видимому, предельно искренен. Он дал уникальную картину своей эпохи, замечательные характеристики своих современников, своеобразный, трагический анализ собственной жизни. Издание снабжено обширными комментариями, которые мы также использовали в ходе нашего исследования. Взаимоотношения Розанова с Сувориным - не просто факт их биографий, но неотъемлемая часть истории отечественной журналистики. Без А.С.Суворина не могло бы быть журналиста Розанова.

Полная историческая картина деятельности газеты «Новое время» была дана в книге Б.Б.Глинского «Новое время». Исторический очерк, (1876-1916), Пгд, 1916. Автор детально и глубоко излагает всю историю газеты, начиная со дня возникновения и заканчивая годом написания книги. Данный материал крайне необходим нам для объективного анализа роли, которую играло это издание в жизни России, и места, которое в ней занимал Розанов.

Следует заметить, что в большинстве отечественных и зарубежных работ в центре внимания - религиозные, философские, культурно-исторические (например, проблема Пола) аспекты творчества Розанова. Следует признать, что газетный корпус связанной с «Новым временем» публицистики Розанова, а особенно бытование этой публицистики в реальном историческом контексте, не исследованы и не оценены надлежащим образом.

Методологическим основанием диссертационного исследования является комплексный, междисциплинарный подход. Сам Розанов и окружающий его сопиум - это динамическое единство, не поддающееся описанию на языке отдельных гуманитарных наук. Наше исследование, охватывая целый комплекс дисциплин, как то: история, философия, история журналистики, история литературы, литературоведение и т.п. и т.д., пытается решить эту задачу. Это тем более актуально, что благодаря универсальному характеру своего дарования, Розанов требует именно целостных постижений. При систематизации обширного фактического материала нами был также использован метод сравнительного анализа источников.

Источники.

Эмпирической основой настоящей работы послужило изучение газеты «Новое время». В поле исследовательского внимания находились также другие издания: «Исторический вестник», «Русское слово», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Новый путь», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Земщина» и др.

Тщательному изучению подвергся фонд Розанова в Отделе рукописей РГБ (ф.249). В диссертации впервые приведена переписка Розанова с Мережковским на основе архивных материалов, отражены взаимоотношения Розанова с сыновьями А.С.Суворина.

В ходе работы были изучены дневниковые и мемуарные свидетельства, относящиеся к личности и деятельности Розанова (воспоминания и дневники А.С.Суворина, З.Н Гиппиус., А.Белого, А.М.Ремизова, Т.В.Розановой (старшей дочери Розанова), Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Л.Шестова и др.).

Практическое значение.

Результаты нашей работы призваны стимулировать развитие новых историко-журналистаких и литературоведческих исследований.

Полученное в результате работы новое знание существенно обогащает наши представления о Розанове, его журналистской деятельности, специфике его публицистического наследия, о его месте в истории русской журналистики рубежа веков.

Проанализированный в диссертации материал может быть использован в академических курсах по истории русской журналистики, истории литературы, отечественной философии, в спецкурсах по этим предметам, при подготовке соответствующих учебных пособий.

Основные идеи и выводы исследования излагались на международных научных конференциях: в Старой Руссе (1992), Коктебеле (1993), Нью-Йорке (1998), а также были опубликованы в виде статей в ряде изданий России и США.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Казакова, Наталья Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет прийти к ряду принципиальных выводов.

Данная работа является первой в изучении творчества Розанова-журналиста. Присутствие Розанова в русской жизни к.Х1Х - нач. XX века в значительной мере не соответствует тем представлениям, которые существовали в историко-культурной традиции. Своеобразие эстетической позиции Розанова не было понято его современниками. "Эстетизация идеологии" (определение И.Л.Волгина), как одна из концептуальных идей "безыдейного" Розанова, является значительным его вкладом в развитие русской журналистики и литературы начала века.

Розанов-журналист отразил в своем творчестве и в своем жизнеповедении важнейшие черты своей эпохи. Несмотря на определения, которые давали представители либеральной прессы изданию, в котором он работал, Розанова нельзя одназначно отнести к лагерю консерваторов и реакционеров. Позиция газеты, отчасти благодаря Суворину, никогда не влияла на взгляды и настроения журналиста. Все выводы и высказывания Розанова - это часть его собственного "я", это прежде всего его субъективная позиция, его собственное видение той или иной проблемы. Провоцируя своего противника (или читателя), Розанов становится в газетной статье возмутителем спокойствия", он шокирует аудиторию своим несогласием с общепринятой точкой зрения, вызывающей новизной своих суждений. Это становится основным условием затеваемой им литературной игры, "запланированным" эпатажем общественности, которая весьма часто приводит его к "эстетическому экстремизму". Совокупность новаторских художественных приемов Розанова оказала большое влияние не только на развитие журналистики, но и на литературу XX века.

Неповторимость собственной эстетической позиции Розанова заключается в том, что при рассмотрении всего комплекса стоящих перед ним проблем он не отдает приоритета ни одной из точек зрения. Русская общественность не была готова ни к подобной постановке вопроса, ни тем более к подобной системе этических координат.

Многоаспектный анализ русской периодики в нашем исследовании позволяет не только выявить роль Розанова в литературно-журнальной борьбе, но и определить его место в духовной жизни эпохи. Возникновение уникального жанра в позднем творчестве Розанова было обусловлено его публицистической деятельностью. В реальном художественном пространстве кроется будущее влияние Розанова на литературный процесс XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Казакова, Наталья Юрьевна, 2000 год

1. Отдел рукописей РГБ фонд Розанова (ф.249).

2. Публикации В.В.Розанова в газете «Новое время»(1898-1916).

3. Публикации В.В.Розанова в др. изданиях: «Богословский вестник», «Весы», «Земщина», «Золотое руно», «Колокол», «Мир искусства», «Московский вестник», «Новый путь», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Русское слово».

4. Розанов В.В. -Горькому А,М.Письма, публ. И Бочаровой // Вопросы литературы. 1989. №10.

5. Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об А.С.Суворине. М.: Патриот. 1992.310 с.

6. Розанов В.В. Иная земля, иное небо. .М. .Terra. 1994. 541с.

7. Розанов В.В.Когда начальство ушло. М.: Республика. 1997.670с.

8. Розанов В.В.Литературные изгнанники. London.: Oversears Publications Interchange, Ltd., 1992. 547c.

9. Розанов В.В.Мимолетное. M.: Республика. 1994.546с.

10. Розанов В.В.Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство. 1990.605с.

11. Розанов В.В. Около церковных стен.М.: Республика. 1995.705с.

12. Розанов В.В. О понимании. М.-.Terra. 1996.871с.

13. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.:Московский рабочий. 1990.876с.

14. Розанов В.В. Религия. Философия. КультураМ.Республика. 1994.547с.

15. Розанов В.В. Среди художников. М.:Республкика. 1994.494с.

16. Розанов В. В. Сочинения. М.:Сов. писатель. 1990.621с.

17. Белый А. Отцы и дети русского символизма// Весы. 1906.№1

18. Белый А. Начало века. М.:Худ. лит-ра. 1990.686с.

19. Бенуа А.Н. Мои воспоминания.В 5 кн.-2 изд., доп.М.: Наука. 1993. Т.2.711с.

20. Бердяев H.A. О новом религиозном сознаниии // Вопросы жизни.1905. ^ 21. Бердяев H.A. Христом и мир. Ответ В.В.Розанову // Русскаямысль. 1908.0тд. 11

21. Бердяев H.A. Апофеоз русской лени // Биржевые ведомости. 1916.

22. Буренин В.П. Ноги в перчатках, желудки, цепляющиеся за маски и проч. // Новое время. 1894. 29 июля.

23. Буренин В.П. О литературном юродстве и кликушестве // Новое время. 1895. 29 июля.

24. Буренин В.П. Критические очерки // Новое время. 1903. 25 апреля.

25. Буренин В.П. Критиче кие очерки // Новое время. 1905. 6 мая.

26. Буренин В.П. Критические очерки. Разговор // Новое время. 1908. 29 февраля.

27. Волынский А. Фетишизм мелочей // Биржевые ведомости. 1916. 26, 27 января.

28. Гиппиус З.Н. Живые лица. Мюнхен. 1971.256с.

29. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский.Париж. 1951.157с.

30. Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. Биографический очерк Б.Б.Глинского. Спб., 1912.189с.

31. Гофштеттер И. А. Месть религиозно-философствующих бейлистов // Новое время. 1914. 22 января.

32. Дернов А.А.прот. Брак или развод? По поводу статей г.Розанова о• незаконных детях. Открытые призывы к бесформенному сожитию или,вернее, к половой разнузданности и созранения святости брачного союза. Спб., 1901.22с.

33. Ежов Н.Е. Алексей Сергеевич Суворин. Мои думы, воспоминания и соображения о нем //Исторический вестник. 1915. №1-3.

34. КолышкоИ.И. Разгром//Петербургская газета. 1914. 30 января.

35. Меньшиков М.О. О гробе и колыбели // Новое время. 1902. 20 октября.

36. Меньшиков М.О. Сырые мысли // Новое время. 1914. 9 марта.

37. Меньшиков М.О. Титан и пигмеи Я Новое время. 1913. 22 сентября.

38. Мережковский Д.С. Было и будет:Дневник, 1910-1914.Пг.: Т-во Сытина. 1915.360с.

39. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Спб.: (тип. акц. общ.тип. дела(Герольд). 1908.325с.

40. Мережковский Д. С. Как Розанов пил кровь // Речь. 1913.20 ноября.

41. Мережковский Д.С. Не мир, но меч: К будущей критике христианства.Спб.: Пирожков .1908.208с.

42. Мережковский Д.С. Письмо в редакцию // Речь. 1914. 26 января.

43. Мережковский Д.С.Семь смиренных // Речь. 1909. 26 апреля.

44. Мережковский Д.С. Чехов и Суворин // Речь. 1914. 22 января.

45. Михайловский Н.К. Литературные воспоминания и современная смута, Спб.Михайловский. 1905.431с.

46. Михайловский Н.К. Полн. Собр. Соч. тт.7,8, Спб. Михайловский 1909.451с.

47. Михайловский Н.К. Последние сочинения.Т.2., Спб.: Русское богатство. 1905.395с.

48. Ремизов A.M. Воистину (Памяти В.В.Розанова к 70-й годовщине со дня рождения)//Версты. Париж. 1926.Ш.

49. Ремизов A.M. В розовом блеске. Нью-Йорк. 1952. 157с.

50. Ремизов A.M. Кукха. Розановы письма. Париж. 1978. 312с.

51. Романов И.Ф.( «Рцы») Письма к Розанову // Новый журнал. Нью-Йорк. 1985. Ms 159.

52. Соловьев B.C. Порфирий Головлев о свободе и вере // Вестник Европы. 1894. №2.

53. Соловьев B.C. Спор о справедливости // Вестник Европы. 1894. №4

54. Соловьев B.C. Конец спора // Вестник Европы. 1894. №7

55. Столыпина. А. Апофеоз Розанова//Новое время. 1914. 29 января.

56. Струве П.Б Большой писатель с органическим пороком (Несколько слов о В.В.Розанове)//Русская мысль. 1910. №11. Отд.11.

57. Флоренский П.А. Письмо к Лутохину. 5-6 декабря. 1918. // Лит. учеба 1990. №1.

58. Чуковский K.M. Открытие письмо В.Розанову // Речь. 1910. 24 октября.1. ЛИТЕРАТУРА

59. Абрамович Д.И. Письма русских писателей к А.С.Суворину. Ленинград.:1927. 228с.

60. Абрамович Н.Я. «Новое время» и «соблазненные младенцы». (Библиотека общественных и литературных фельетонов). Пгд.:Памфлет. 1916. 48с.

61. Адамович Г. В. О книгах и авторах. Заметки из литературного дневника. Париж. 1967. 375с.

62. Басинский Павел. Адъютанты их превосходительств: Новейшая литература в контексте Розанова и Набокова// Лит. Газета. 1993. 15 декабря.

63. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев. 1994.

64. Берлин П.А. Русские мыслители и евреи // Новый журнал. Нью-Йорк. 1962. №70.

65. Бибихин В. Слово Розанова (К изучению тв-ва русского писателя В.В.Розанова) // Знание-сила. 1991. №11.

66. Блажнова Татьяна «В жизни я не делал выбора.(К выходу книги А.Николюкина «Голгофа Василия Розанова») // Книжное обозрение. 1998. 16 июня.

67. Болдырев Н. Молитва по имени Розанов // Волга. 1994. № 2.

68. Бочаров С., Сукач В. Неизвестный Розанов // Опыты. Москва. 1990.

69. Быков Д. Улитка на стреме: Памяти В.В.Розанова Н Столица. 1994. №7.

70. Булгаков С.Н. Неопубликованные письма к В.В.Розанову (предисловие к публикации М.А.Колерова) // Вопросы философии. 1992. №10.

71. Волжский (Глинка A.C.) Из мира литературных исканий. Спб.1906 159с. 14. Галковский Д. Феномен Розанова// Социум. 1991. №2.

72. Гачев Г. Три мыслителя: Леонтьев, Розанов, Пришвин (Главы из «Русской думы»)//Московский вестник. 1990. №8.

73. Глинский Б.Б.Новое время. Исторический очерк (1876-196). Пгд. 1916. 215с.

74. ГоллербахЭ.Ф. Розанов. Жизнь и творчество. М. 1991.126с.

75. Голлербах Э.Ф. Памяти Розанова( 1856-1919) // Жизнь искусства. 1919. 27 марта. №105.

76. Голлербах Э.Ф. Завет Розанова//Жизнь искусства. 1919. 21 мая. №142.

77. Голлербах Э.ф. О двуликом // Вестник литературы. 1919. №8.

78. Голлербах Э.Ф. Вл.Соловьев и Розанов // Стрелец., Пгд. 1922. №3. 22. Голлербах Э.Ф. История одной полемики (Вл.Соловьев Розанов) // Сполохи. Берлин. 1922. №13.

79. Голлербах Э.Ф. Горький и Розанов // Красная газета. 1922. №278. 14 октября.

80. Горький А.М.Письма к Розанову // Контекст. Лит.-теоретическое исследование. Москва. 1978.

81. Грифцов Б.А. Три мыслителя (Мережковский. Шестов. Розанов). М.: Саблин. 1911. 189с.

82. Гросман Л.П. Исповедь одного еврея. М.:Демонт. 1999. 190с.

83. Гроссман Л.П. Путь Достоевского. Л.:Брокгауз-Ефрон. 1924. 236с.

84. Губер П.К. Силуэт Розанова // Летопись Дома литераторов. 1922. №8-9.

85. Гулыга А. Как мучительно быть русским (О жизни и творчестве Василия Розанова) // Лента. 1991. №5.

86. Доклад совета и прения по вопросу об отношении Религиозно-Философского общества к деятельности В.В.Розанова(публ. Е.Ивановой) // Наш современник. 1990. № 10.

87. Евгеньев А О. О Меньшикове и Розанове//Вестник литературы. 1919. №6.

88. Есин Б.И, Путешествие в прошлое:Газетный мир XIX века. М.:Моск.ун-т. 1983.159с.

89. Ерофеев Вен. Оставьте мою душу в покое. Почти все. М.:Х.Г.С. 1997. 407с.

90. Ерофеев В. Разноцветная мозаика розановской мысли. // Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.:Искусство. 1990. 605с.

91. Ерофеев В.В лабиринте проклятых вопросов. М.:Советский писатель. 1990. 447с.

92. Иванова Е. Об исключении В.Розанова из Религиозно-философского общества // Наш современник. 1990. №10.

93. Иваск Ю.П. Розанов В.В. Избранное. Нью-Йорк. 1956. 421с.

94. Иваск Ю.П. Розанов и о.Павел Флоренский // Вестник РСХД. Париж. 1956. №42.

95. Измайлов A.A. Закат ересиарха // Творчество. Харьков. 1919. №5-6.

96. Ильин В.Н. Стилизация и стиль. 2. Ремизов и Розанов // Возрождение (Цариж).Март 1964. №147.

97. Кувакин В.А.Вас.Вас.Розанов «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» // Вестник МГУ. Философия. 1989. №3.

98. Курдюмов М.О Розанове.Париж. 1928. 379с.

99. Латынина А. «Во мне происходит разложение литературы.» (В.В.Розанов и его место в литературной борьбе эпохи) // Вопросы литературы. 1975. №2.

100. Лосев А.Ф.Владимир Соловьев и его время М.:Прогресс. 1990. 719 с.

101. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1, Таллинн.: Александра. 1992. 629с.

102. Лутохин Д.Воспоминания о Розанове // Вестник литературы. 1921. 34-5.

103. Мочульский К.Гоголь. Соловьев. Достоевский. М:Республика. 1995. 725с.

104. Напепин А. «Разноцветная душа Василия Розанова» // Литературная учеба 1988. №1

105. Николюкин А Н. Газетные публикации Розанова о литературе, искусстве, и философии // Российский литературоведческий журнал. 1994. №5.

106. Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. М.:Русский путь. 1998. 428с.

107. Николюкин А.Н. Забытое возле Толстого (В.В.Розанов и Л.Н.Толстой) // Российский литературоведческий журнал. 1993. №1.

108. Николюкин А.Н. Розанов и его мировоззрение // Розанов В. Уединенное. М. Политиздат. 1990. 543с.

109. Николюкин А.Н. Розанов литературный критик // Розанов В.В. Мысли о литературе, М.: Современник. 1989. 606с.

110. Николюкин А.Н. Розанов (Писатель нетрадиционного мышления) // Новое в жизни, науке, технике, серия лит-ра. М. Политиздат. 1990. 52с.

111. Обольянинов В.В. В.Розанов преподаватель в Вельской прогимназии (письмо в редакцию) // Новый журнал. Нью-Йорк. 1963. №71.

112. От Пушкина до Лейкина. Путь русской классической литературы в интерпретации В.В.Розанова И Русская словесность. 1994. №3.

113. Палиевский П.В. Василий Васильевич Розанов // Литературная газета. 1989. 28 июня. №26.

114. Палиевский П.В. Розанов и Флоренский // Флоренский П.А. Pro et contra. Спб.:Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1996. 750с.

115. Померанская Т. "Всего лишь неполный год" // Литературная учеба. 1989. №6.

116. Розенталь Л. Как изгоняли Розанова // Ленинградская панорама. 1989. №11.

117. Розанов Василий: Pro et contra. В 2-х томах. Спб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1995. 690с.

118. Сарнов Б. Уроки Розанова// Огонек. 1991. №8.

119. Синявский А.Д. Из лекций о Розанове // Общественные науки. 1990. №2.

120. Синявский А.Д. "Опавшие листья "В.В.Розанова. М. :Захаров. 1999. 317с.

121. Соловьев В.В. Литературная критика. М.: Сов. пис. 1989. 426с.

122. Соловьев В.В.Собр.соч. в 2-х томах. М.: Мысль. 1990. 810с.

123. Снессарев Н. Мираж "Нового времени". Почти роман. Пбг. 1914.275с.

124. Сукач В.Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова как она есть // Москва. 1991.№10- И. 1992. №1, №24 №7-8.

125. Сукач В.Г.Загадка жизни Розанова // Розанов В.В.О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий. 1990. 876с.

126. Сукач В.Г. На последнем изломе: В.Розанов в записках дочери // Лит. газета 1999.11 февраля.

127. Сукач В.Г. Размолвка между Достоевским и Соловьевым; Белинский и Достоевский//Наше наследие. 1991. №6.

128. Сукач В.Г. Предисловие. Розанов В.В. Русский Нил // Новый мир. 1989. №7.

129. Сукач В.Г. Предисловие к ст. Розанов В.В. А.С.Пушкин // Дон. 1988. №6.

130. Сукач В.Г. Предисловие .В.В.Розанов Сахарна // Лит.учеба. 1989. №2.

131. Спасовский М.М. Розанов в последние годы своей жизни. Среди неопубликованных писем и рукописей. Нью-Йорк. 1968.148с.

132. Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.:Полигиздат. 1990.399с.

133. ТурбинВ. Розанов//Смена. 1990. №11.

134. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Ленинград. 1991.366.

135. Ховин В.Розанов умер // Книжный угол. 1919. №6.

136. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М.:Сов. пис. 1991.683с.

137. Шестов Л.И. Статьи о русской литературе // Русская литература. 1991. №3.

138. Шкловский В.Б. Сюжет как развитие стиля. Пгд.:Опояз. 1921. 55с.

139. Эшптейн М. Соловьев и Розанов // Экран и сцена. 1991. №45.

140. ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В. РОЗАНОВА. СОСТАВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ БИБЛИОГРАФИИ СЛ. ЦВЕТКОВА «ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В. РОЗАНОВА В ГАЗЕТЕ «НОВОЕ ВРЕМЯ» 1898-1916 ГГ. (Ф. 249, к 11, ед.б-14)1898

141. Киреев в старокатолическом вопросе.

142. Ал. Острогорского. Педагогическая экскурсия в область русской литературы // № 7846 (библ.)3. "Нежеланные дети" (Ясинского) Р. // № 7853. 5 р.

143. Ж. Роже. Любовь. // № 7901.

144. Кирхнер. Путь к счастью // № 7908, Р.к.

145. Школа и жизнь // № 7912. 38 р.

146. Вечно-печальная дуэль // 24 марта. № 7928,

147. Из загадок человеческой природы // № 7978.

148. Наши факультеты // № 7986, б.п. 27 р.10. 50 лет влияния //26 мая. № 7988

149. Мысли Белинского о воспитании // № 7996.

150. Учение двенадцати апостолов Я № 8010.

151. С юга: В Кисловодском парке // № 8037.14. «Горе от ума» в Кисловодском театре // 24 июня. № 8047.

152. Козлов. «Свое слово» II № 8080.

153. Военно-Грузинская дорога // № 8087.

154. Бем Э. Воспитание сына // № 8094.

155. Гр. Л.Н. Толстой. К 70-летию рождения //№ 8101 122 р.

156. Независимко. «Как нам жить» // №8115. -15 р.

157. Садовников. «Наши землепроходцы»//№ 8115 (библ.)

158. Пластов. Священная летопись народов // № 8157 (библ.)

159. Вестник археологии. В.Х. // № 8157.

160. Литвин. Замужество Ревекки //№8171.

161. Иллюстрированная история религии (библиография) //№8171.

162. К. Победоносцев. «Новая школа» // № 8185.26. Памяти Я.П. Полонского.27. Семья, как религия.1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.