Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Калимуллин, Ирик Имамгалеевич

  • Калимуллин, Ирик Имамгалеевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Бирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 224
Калимуллин, Ирик Имамгалеевич. Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Бирск. 2002. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Калимуллин, Ирик Имамгалеевич

1.Введени е.

2.Глава I. Этапное движение структуры художественного мира

В.Распутина.

3.Глава II. Развитие художественного характера в повестях

В.Распутина.

4.Глава III. Феномен художественно-документального характера и мира в книге В.Распутина «Сибирь, Сибирь».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция»

В литературе России второй половины XX века, богатой яркими именами, В.Распутин по праву занимает особое место. Многочисленные литературоведческие исследования показывают, что творческий метод этого современного писателя сформирован на основе усвоения замечательных традиций классики русской и мировой литературы. Художественные поиски привели его к оригинальному индивидуально-авторскому литературному стилю, благодаря чему каждое новое произведение В.Распутина вызывает пристальный интерес читателей России и других стран. Его рассказы, повести, очерки и статьи переведены на многие языки народов мира. Органическая связь эстетических и нравственно-философских исканий В.Распутина с идеями и реалиями общественной формации, искусством своего времени, глубокое проникновение в современных ему человека и общество привели к выработке единой, цельной системы взглядов на мир, выразившейся в литературных произведениях. Органичность этой связи проявляется и в художественно-творческом эволюционировании В.Распутина как художника и мыслителя, развитии его как творца перманентно обновляемой художественности. Поэтому его личность и творчество всегда находятся в центре внимания как литературной критики, так и всей читающей общественности. В результате этого он является лауреатом литературных премий, обладателем государственных знаков трудового и гражданского отличия; в частности, он в свое время оказался среди самых молодых писателей России, удостоенных Государственной премии.

В последнее десятилетие стало очевидно, что изменилось отношение народа к культуре и деятелям культуры и, в том числе, к литературе и писателям. Ушли в прошлое привычные формы организации и презентации писательства, а с ними и утешительная формула «Поэт в России больше, чем поэт» (Е.Евтушенко). В подобной ситуации ценность общественного признания писателя, признания действительного, а не организованного, многократно возрастает. Показателем реального интереса общества и, в первую очередь, современной российской молодежи к творчеству В.Распутина стало присуждение ему Международной литературной премии «Москва-Пенне» (1996 г.). Не меньшую ценность имеет и литературная премия А.Солженицына, которую сибирский писатель получил в 2000 г. Первым из прозаиков этого признания своего писательского отличия удостоился именно В.Распутин «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал» (А.Солженицын1).

Все же главным признаком общественного признания писателя является то, что его произведения не просто читаются, но обсуждаются, подвергаются глубокому литературоведческому анализу.

По творчеству В.Распутина накоплена обширная литературно-критическая база, представленная в статьях, монографиях, докторских и кандидатских диссертационных исследованиях. Среди множества работ безусловный интерес для своего времени как более обстоятельные и исчерпывающие представляют книги Н.Тендитник2, С.Семеновой3, Н.Котенко4, И.Панкеева5, В.Курбатова6, которые были опубликованы в конце 80-х - начале 90-х годов практически одна за другой. В них дается всесторонний анализ творчества, прослеживается процесс накопления писателем мастерства в разработке жанров рассказа, повести и очерка, а также в плане совершенствования композиции, образной системы, нравственно-философской концепции произведений.

Одним из первых глубоких исследований прозы В.Распутина оказалась

1. «Литературная газета». - 2000 г. - 17-23 мая.

2.Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества». - Иркутск, 1987.

3.Семенова С.Г. Валентин Распутин. - М.,1987.

4.Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. - М., 1988.

5.Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. - М., 1990.

6.Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. - М., 1992. книга С.Семеновой «Валентин Распутин» (М.,1987). Эта монография, вышедшая большим тиражом в центральном издательстве, стала доступна множеству простых российских читателей. Она являет собой, хотя и в популярном изложении, но подлинно научное, представляющее большой литературоведческий интерес, рассмотрение творчества В.Распутина с обоснованным выделением и характеристикой этапов развития, подробным анализом многих задерживающих внимание произведений. Причем, при изучении всего литературного процесса писателя, но особенно на его начальных этапах, в поле зрения критика постоянно находятся проблемы традиций и новаторства. Исходно обозначено влияние произведений классической литературы, но особенно Ф.Достоевского и И.Бунина, а среди писателей XX века - М.Шолохова и А.Платонова1. Затем в ходе разбора рассказов, повестей и очерков критик на конкретных примерах рассматривает возможные следы влияния отдельных авторов на творчество современного писателя. При изучении прозы В.Распутина делается больший акцент на зрелых творениях, на анализе крупных эпических произведений. Пять из семи глав монографии посвящены рассмотрению всех пяти повестей В.Распутина, и только две главы - остальному творчеству писателя. При исследовании повестей в сфере внимания С.Семеновой оказываются стилевые особенности прозы, а особенно такое ее свойство как психологизм.

Но лучше всего С.Семеновой удается анализ нравственно-философской основы повестей В.Распутина. Она обозначает мировоззренческие позиции писателя, практически в каждом произведении наблюдая результаты нравственных исканий автора и, вместе с тем, обнаруживая постоянное углубление идей, пронизывающих его художественный мир. Кроме повестей, автор монографии рассматривает в этом плане рассказы из цикла В.Распутина «Век живи - век люби», обнаруживает в них новые художественные качества, являющиеся предвестием дальнейшего значительного совершенст

1.Семенова С.Г. Валентин Распутин. - М., 1987. - С. 16. вования художественного мышления и стиля писателя.

Почти одновременно с произведением С.Семеновой появилась книга Н.Тендитник «Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества» (М., 1987). Н.Тендитник к тому времени уже опубликовала несколько работ, посвященных В.Распутину, но именно из названной книги рядовой российский читатель впервые смог получить относительно полное и систематизированное представление о фактах биографии, литературной и общественной деятельности писателя. В заключительной главе монографии год за годом, с детства и вплоть до 1987 г., дается изложение основных фактов жизни, а также литературной и общественной деятельности В.Распутина. В целом же, в книге сделан обзор всего пройденного за это время творческого пути писателя с определением эстетических принципов, главных нравственно-философских идей и анализом основных произведений писателя. В поле исследования Н.Тендитник оказались вовлечены в той или иной степени все произведения В.Распутина: начиная с ранних и не очень зрелых публикаций и книг и завершая последними публицистическими выступлениями и статьями рассматриваемого периода.

Достоинством данной книги является то, что из нее читатель видит, насколько не прост творческий путь В.Распутина: критик показывает всю широту спектра мнений о произведениях этого писателя. Для писателя многие общественные проблемы были очевидны, и он их беспощадно обнажал в своих произведениях, не всегда встречая понимание общественности, а особенно - критиков. Именно это способствовало формированию алмазных граней творческой индивидуальности В.Распутина, в необходимости становления убеждений формировались истины его миропонимания, мироощущения, художественного мышления.

Следующая книга о писателе, написанная Н.Котенко (Валентин Распутин. Очерк творчества. - М., 1988), фактически представляет собой наброски к литературному портрету. Избирательно подходя к творчеству В.Распутина, автор книги как бы перечитывает повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», давая по ходу чтения свои комментарии, касающиеся сюжета, композиции, персонажей, нравственно-философской основы произведения. На этой основе Н.Котенко выстраивает логику формирования В.Распутина как художника, стремясь показать, как «от произведения к произведению он словно поднимается по ступеням мастерства, расширяя и углубляя анализ, освещая новые уголки человеческой души, пополняя и мно-гообразя запас изобразительных средств, через своих героев - раскрывая себя»1. Книга не является столь глубоким исследованием, как предшествующие монографии, носит лирический характер, как если бы она была написана близким другом писателя. Очевидной субъективностью она своеобразно дополняет, оживляет и оттеняет образ В.Распутина, сложившийся в двух ранее рассмотренных монографиях, представляющие собой литературоведческие и, в какой-то мере, нравственно-философские исследования.

Эти три книги, которые были написаны в предъюбилейную пору, были опубликованы в год, когда В.Распутину исполнилось 50 лет (две первые), и в следующем году (последняя). Они как бы подвели определенный итог литературной деятельности, обозначили некий рубеж. Действительно, имя писателя открыли массовому читателю в 1966 году две первые книги рассказов и очерков, в 1967 году в альманахе «Ангара» - «Деньги для Марии», первая зрелая повесть В.Распутина. Итоговыми, этапными стали - повесть «Пожар» (в 1985 году), книга очерков «Сибирь, Сибирь» (в 1987 году). А внутри этого временного отрезка (1967-1987 гг. ) - другие, столь же показательные произведения, особенно повести, каждая ставшая культурным событием. Таким образом, исследование двадцатилетней творческой деятельности художника, а также мыслителя, публициста, критика, историка культуры появилось в трех монографиях 1987-1988 годов.

Иной характер носит книга И.Панкеева «Валентин Распутин: По страницам произведений» (М., 1990). Подзаголовок книги несколько сужает ее

1.Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. - М., 1988. - С. 184. содержательные рамки. Кроме того, это учебное издание, адресованное старшеклассникам. Тем не менее, данная работа предоставляет достаточно полную информацию о жизни и творчестве В.Распутина. Достоинство ее, прежде всего, заключается в том, что автор уже на первых страницах монографии сообщает читателю о вышедших ранее книгах о В.Распутине, затем, в ходе анализа основных произведений писателя, привлекает их, а также работы других авторов для подкрепления выдвинутых им тезисов. В целом, книга И.Панкеева представляет собой цикл этических бесед, построенных на рассмотрении нравственно-философских аспектов прозы В.Распутина. Несмотря на то, что иногда в труде И.Панкеева можно встретить заявления о «явном и плодоносном продолжении писателем лучших традиций Достоевского, Толстого, Андрея Платонова»1, эти слова представляют собой декларацию, не подкрепленную литературоведческим анализом. Все же, несмотря на преобладающий практический характер, работа вносит определенный вклад в изучение деятельности В.Распутина, закладывает основы для дальнейшего исследования теоретических аспектов его художественного творчества.

Самым современным (во временном и содержательном плане) известным нам комплексным исследованием творчества В.Распутина является книга В.Курбатова «В.Распутин: Личность и творчество» (М.,1992). Это произведение выделяется тем, что является не просто исследованием, но философскими и литературно-критическими размышлениями равного о равном. Причем, это книга литератора, помудревшего на целую культурную революцию - Перестройку. Хотя со времени выхода предшествующих книг о В.Распутине прошло всего несколько лет, но ощущается, что это годы, действительно, насыщенные событиями и богатые на переживания. В.Курбатов рассматривает его как писателя с философским складом мышления и поэтому не случайно начинает вводную главу с мысли И.Киреевского о том, что «всякая жизнь практическая есть не что иное, как внешняя историческая оболочка

1.Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. - М., 1990. - С. 106. скрытой философской системы, сознаваемой и выражаемой передовыми двигателями человеческого просвещения»1. Не только в этой главе, но во всей книге он раскрывает в В.Распутине качества, благодаря которым писатели становятся «передовыми двигателями человеческого просвещения».

Публикуются и другие произведения критика, подтверждающие живой интерес В.Курбатова к творчеству В.Распутина. В периодических изданиях регулярно появляются свежие публикации, являющиеся плодом размышлений писателя и критика над творчеством В.Распутина или откликом на возникновение в печати его новых произведений.

Если суммировать результаты изучения личности и прозы писателя, изложенные в литературно-критических работах В.Курбатова, то можно получить наиболее полное представление о В.Распутине конца XX века. Однако уже в монографии, а особенно в более поздних публикациях критика можно обнаружить борьбу двух тенденций в его подходе к современному В.Распутину: с одной стороны, ностальгическое желание увидеть в новых работах уже известного всему миру мастера с твердым, установившимся почерком, а с другой стороны, постоянное обнаружение все новых отдельных творческих черточек и деталей, открывающих иного, незнакомого писателя. Новый В.Распутин появляется задолго до конца 90-х годов: как автор рассказов, вошедших в цикл «Век живи - век люби» и впервые опубликованных уже в 1982 году.

Обратившись к упомянутому циклу рассказов сибирского писателя, В.Курбатов также выделил одну из острых проблем современности: новые произведения В.Распутина, да и не только его, зачастую остаются «почти без критического внимания» . Отсутствие должного отклика со стороны литературных критиков и литературоведов на появление интересных, с его точки зрения, рассказов ученый, принимая часть вины и на свой счет, объясняет следующим образом: «.впору их написания мы приняли как передышку,

1. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. - М.,1992. - С. 4.

2. Курбатов В. Предчувствие.//Наш современник. - 1992. - № 2. - С.186. как сильное, но побочное явление. По существу, их как-то не отождествили с Распутиным»1. Но, уже безотносительно к данным произведениям, он замечает, что порою проявляются и иные случаи замалчивания или направленно необъективного оценивания произведений, ряда произведений и даже этапов творческого пути. Они объясняются, в частности, причинами не только литературного свойства, но, например, связанными с размежеванием российской литературы в перестроечный период. В отношении В.Распутина критик комментирует подобные факты следующим образом: «Уж очень силен был противник и так не терпелось вывести его «за скобки» деятельной литературы» . К сожалению, в 90-е годы конфликтная ситуация в литературе сохранилась и закрепилась3, и это порой отражается на степени объективности литературно-критических публикаций.

Невольно подстраиваясь под законы окололитературной, литературно-политической борьбы, В.Курбатов порой придает своей книге острополемический характер. Причем, явная полемика сплетается со скрытой. Возможно, для конца 80-х - начала 90-х годов это было естественно. Но, по-видимому, теперь это время прошло. Поэтому данная диссертация пытается избегать особой полемичности. К этому нас подталкивает следующее высказывание А.Павловского: «В наши дни авторитет В.Распутина как художника в общем мнении так высок, а представления о нем и о главном смысле его творчества так устоялись, что разные другие мнения, подчас неожиданные, грубо ошибочные или парадоксальные, высказывавшиеся в свое время по мере появления его вещей, быстро забылись, затерялись, они теперь как бы никому больше не интересны: время произнесло над ними свой суд, доказав их беспочвенность, а иногда и смехотворность»4.

1.Курбатов В. Пред чувствие.//Наш современник. - 1992. - № 2. - С. 186.

2.Курбатов В.Я. Возвращение. Необходимое предисловие.// Распутин В.Г. Живи и помни. -М„ 1997.-С.б.

3.См. об этом: Исаев Г.Г. Русская литература конца 1980-х - первой половины 1990-х годов.// Современная русская литература. Хрестоматия для средней и высшей школы. - Астрахань, 1995. - С.4 - 61.

4.Павловский А.И. Книги о В.Распутине // Русская литература. - !989. - № 1. - С.231 - 232.

Правда, он же продолжает: «Но история литературы. обязана помнить не в отместку, не для того, чтобы задним числом посмеяться, а ради истины, которой пренебрегать нельзя»1. Тем не менее, с нашей точки зрения, оптимальным может быть следующий вариант: мнения высказаны, копья скрещены, возможно, даже поломаны, но время расставит все по местам, отбросив субъективистские суждения.

В подобной ситуации зачастую наиболее достоверными, хотя и не всегда бесспорными, источниками научной информации оказываются диссертационные исследования. Являясь квалификационными работами, они, чаще всего, преследуют не конъюнктурные, но сугубо научные и профессиональные цели. Кроме того, рассматривая относительно узкие, частные вопросы, разрешая посильные проблемы, исследователь принужден становиться на момент работы над диссертацией обладателем исчерпывающей информации по избранной теме и объекту своего исследования. Таким образом, в период замены идеологической парадигмы в обществе и нравственно-философских ценностных ориентиров в социальных науках, к которым относится и литературоведение, именно диссертации могут послужить источником получения наиболее точных и полных сведений об особенностях развития литературного процесса в современной России.

Естественно, речь не идет об исключительной полноте информации, на основе которой можно выстроить системное представление о развитии литературного процесса. Оказываются видны лишь отдельные клеточки живого литературного организма. Они могут быть охарактеризованы как верные и как ложные тенденции развития (в зависимости от подходов к ним, критериев их оценки и пр.).

Личность и творчество В.Распутина оказались в поле исследования большого количества диссертаций, посвященных проблемам изучения современной русской литературы, литературы народов России и проблемам творческого освоения традиций JI. Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, Н.Гого

1. Павловский А.И, Книги о В.Распутине // Русская литература. - !989. - № 1. - С.232. ля, М.Горького, И.Бунина, Л.Леонова, М.Шолохова и других классиков русской литературы. Более тридцати диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата филологических наук посвящено изучению собственно творчества В.Распутина, причем круг рассматриваемых в них проблем достаточно широк.

Большинство работ подробно исследует мировоззренческую основу произведений. Ряд диссертаций определяет нравственно-философские подходы В.Распутина в художественном освоении действительности. Наиболее интересными из них, на наш взгляд, являются работы А. Газизовой «Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч.Айтматов, В.Распутин)»(М.,1980), А.Кузиной «В.Астафьев, В. Распутин (Художественное осмысление нравственно-философских проблем современности)» (М., 1994), И.Тарковска «Нравственно-философские искания в творчестве В.Распутина» (Иваново, 1991). Их авторы подвергли детальному анализу концептуальные основы произведений, обратив особое внимание на решение проблемы народного характера в творчестве В. Распутина, на художественное наполнение нравственно-философских понятий, таких как совесть, стыд, память в мире литературных произведений писателя и др.

В центре внимания многих исследователей оказались вопросы стилевого, поэтического своеобразия творчества В. Распутина. В диссертациях Ю.Дворяшина «Русская советская повесть 60 - начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина)» (Л., 1976), В.Сигова «Проза В.Распутина (Проблематика и поэтика)» (Калинин, 1984), К.Нестеровой «Взаимодействие стилей в современной советской прозе и творчество В.Г.Распутина)»(М.,1988), И.Митрофановой «Мифо-фольклорная и древнерусская традиция в повестях В.Г.Распутина» (М.,1991) и др. - решаются проблемы творческой индивидуальности писателя, определяется его вклад в развитие жанров повести и рассказа, рассматриваются вопросы традиций и новаторства, народности творчества современного писателя.

В ряде диссертационных работ исследуются психологические способы освоения действительности в прозе В. Распутина. Наиболее интересны труды А.Ануфриева «Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (Творчество В.Астафьева и В.Распутина)» (М.,1983), Л.Дорофеевой «Проблемы психологизма в советской прозе 60-70-х годов и повести В.Распутина» (М.,1989) - тем, что в них прослеживаются тенденции развития психологизма и перехода его в иное качество при усложнении литературных характеров, возникновения нового типа художественного мышления.

Таким образом, анализ диссертаций позволяет выявить и условно обозначить три направления исследования творчества В.Распутина: во-первых, эстетическое (исследование категорий поэтики), во-вторых, философское (изучение мировоззренческой, идейной основы прозы) и, в третьих, психологическое (направленное на рассмотрение психологизма). В качестве главного можно определить первое направление: анализ поэтических категорий осуществляется и во всех остальных диссертациях, лишь используется различный инструментарий. Для того, чтобы оговорить различие между двумя остальными направлениями исследования, следует обратиться к известной формуле Ф.Достоевского, который в свое время заявил: «Меня зовут психологом: не правда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой»1. Так вот, если обратиться к исконной сути литературы, то выяснится, что она является не наукой, а искусством, если коснуться сути писателя, он не ученый, а художник. По происхождению, писатель-прозаик - это летописец. Если же обратиться к философскому направлению литературы, к которому тяготеет «деревенская проза», то она описывает историю жизни человеческой души. Хотя кто-то может сказать, что в исследовании и этого феномена - сущность психологического направления. Вопрос еще со времен Д.Свифта упирается в то, с какого конца разбивать яйцо и как называться - «остроконечником» или «тупоконечником».

1. «Русские писатели о литературе». - Т.2. - JL, 1939. - С. 176.

Образ, тип или характер, за которым скрываются конкретные человек или люди, могут рассматриваться как явление общественное, и они - достойный объект для философского исследования, тогда как образ, тип или характер могут быть увидены как отображение поведения человеческого индивидуума, тогда это материал для психологического изучения.

Следует также отметить различие в подходах к анализу творчества В.Распутина в работах, написанных в различное время. Сопоставление подходов к литературно-критическому исследованию творчества писателя, обозначенных в 70 - начале 80-х годов, с одной стороны, и во второй половине 80-х - 90-х годов, с другой стороны, приводит к выводу, что новое историческое время в России привело с собой и новое художественное мышление. По-видимому, почти одновременно с переосмыслением реальности незаметно осуществилось реформирование художественных способов освоения реалий и выражения их в образной системе субъективных миров литературных творений. Причем, речь может идти не только о создаваемых творениях, но и о произведениях, созданных десятилетия назад.

Еще А.Франс писал: «Я осмеливаюсь утверждать, что ни один стих из «Илиады» и «Божественной комедии» не сохранил в нашем понимании того смысла, какой был придан ему первоначально. Жить - значит меняться, и посмертная жизнь наших мыслей, запечатленных пером, подчиняется тому же закону: они продолжают свое существование, лишь непрерывно меняясь и становясь все более и более непохожими на то, какими они были, когда появились на свет, зародились у нас в душе. То, чем будут восхищаться в нас грядущие поколения, нам совершенно чуждо»1. Это умозаключение А.Франса подтверждается культурной практикой современности. Однако бурное развитие новейшей истории, особенно ощутимо выразившееся в истории культуры, кардинально меняет подходы к осмыслению произведений, в том числе и литературных. Переоценка многих аспектов нравственно

1.Франс А. . А. Собр. соч.: В 8 т. - Т.2 -М.,1958. - С.527. философских основ и поэтических особенностей произведений литературы зачастую осуществляется уже при жизни их создателей.

Временной перенос точки видения и корректировка в оценке творчества В.Распутина - одно из преимуществ переломной эпохи, которым следует воспользоваться. Прибегая к термину ИНТЕРНЕТа, можно сформулировать эту особенность подхода к анализу как своеобразное «удаленное соединение» с концептуальной основой произведений. Это предполагает раскрытие информационного массива, нравственно-философской базы и образно-характеристической основы произведений только в соответствии с целевыми установками, продиктованными иным временем, новой идеологической пара

W v-» W 1 W ГГЛ W дигмои и определенной мировоззренческой реформацией. 1акои подход обеспечит тонкий и точный анализ, что даст возможность своевременно внести коррективы в трактовку отдельных произведений В.Распутина и перевести их из разряда публицистических в разряд классических, обнаруживая за кажущейся простотой и непритязательностью сюжетного содержания, публицистичностью, - общечеловеческое звучание, вневременность тем и характеров.

Будет вполне естественно оговориться, что такой переоценке подлежит не вся проза В.Распутина. Критерии отбора уже обозначены в упомянутых выше исследованиях творчества писателя, и нами уже отмечены.

В последние десятилетия XX века к проблеме творческой индивидуальности современных писателей отечественное литературоведение проявило пристальный интерес. В поле зрения ученых оказались как вся глубина проблемы в целом, так и частные вопросы, важные для ее раскрытия. Серьезным вкладом в научную теорию явились труды М.Храпченко1, в которых дан комплексный анализ темы, выделены основные подходы к проблеме, намечены пути ее решения. Проблема творческой индивидуальности писателя является центральной для первой книги ученого, но, так или иначе, она и

1 .Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1977; Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978; Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М., 1982. ее составляющие входят в круг проблем, рассматриваемых в остальных монографиях.

Исследования М.Храпченко построены на анализе мировой и отечественной литературной классики. Однако их значимость заключается и в том, что они инициировали появление множества работ, направленных на изучение творчества писателей России XX века, причем именно в целях выявления своеобразия их художественного творчества и определения их вклада в литературный процесс. Эта тема привлекла внимание и молодых ученых. За два последних десятилетия был написан ряд диссертационных работ по про

1 2 блемам творческой индивидуальности В.Астафьева , В.Белова , С.Воронина3, других современных писателей. В соответствии с поставленными целями и задачами в них рассмотрена литературная деятельность писателей в конкретном историческом времени. Проблема творческой индивидуальности в этих исследованиях находит, чаще всего, стилевое решение - обращение к «стилю эпохи», стилю литературного направления и углубленное рассмотрение индивидуально-авторского стиля конкретного писателя. По данному поводу И.Волков высказался следующим образом: «.стиль. обнаруживается полнее всего при исследовании творчества отдельных писателей и даже отдельных его произведений». Более того, он добавляет: «.стиль создается тогда, когда стилевые особенности и всей художественной системы, и литературного направления и жанра преломляются в творческой индивидуальности писателя»4.

Действительно, при изучении художественного своеобразия писателя проблема стиля часто выходит на первый план. Поэтому исследованию сти

1. Авчинникова Н.Н. Проза В.Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1996.

2. Поминов П.Д. В.Белов. Творческая индивидуальность писателя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Jl.,1989.

3. Артамонова В.В. Сергей Воронин. Художественная индивидуальность и творческая эволюция писателя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Л., 1988.

4. Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995. - С. 164. левых особенностей индивидуального творчества посвящены многочисленные теоретические, историко-литературные и методологические работы1. К сожалению, они, как и фундаментальные труды, рассматривающие категорию стиля2, свидетельствуют о том, что в современном литературоведении отсутствует единый подход в понимании стиля, имеется несколько разноречивых точек зрения на его толкование. Возможно, это связано с тем, что стиль как категория литературоведческая развивается вместе с наукой, эволюционирует и замещается другими научными школами, уточняются подходы к стилю, представления о нем, меняется его объем и функциональное значение. «В литературоведении последних десятилетий, - пишет И.Волков, ссылаясь при этом на работы Г.Поспелова и А.Соколова, - все более утверждается точка зрения на стиль как свойство художественной формы литературных произведений». И добавляет: «В таком понимании стиль - это принципы, на основе которых создается единство художественной формы.»3. Причем, рядом со стилем он рассматривает и метод, обеспечивающий единство и определяющий структуру художественного содерМц&рапченко также уделяет большое внимание проблемам стиля, посвятив их рассмотрению одну из глав книги «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (М.,1977). Это связано с тем, что, по его мысли, «в стиле выражаются особенности творческой индивидуальности писателя, целостность его восприятия жизни, его взгляда на мир»4. Но ученый оговаривается, что «.творческая индивидуальность вовсе не исключает об

1.См.: Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 1961; Гусев В.И. Герой и стиль: к теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х годов. -М., 1983; Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. - М., 1978; Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль: О советской прозе наших дней. - М., 1983.

2.См.: Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. - М., 1970; Соколов А.Н. Теория стиля. - М., 1968; Теория литературных стилей, современные аспекты изучения. - М., 1982; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. - М., 1965.

3. Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995. - С. 163.

4. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1977.-С.110. ращение к различным способам и средствам художественного воплощения образного видения жизни», что «как раз в творчестве художников яркой индивидуальности нередко наблюдается не один, а несколько ясно выраженных стилей»1.

Вторая часть формулировки названия работы - «.развитие литературы» расширила горизонты темы, перевела проблему в несколько иную плоскость и обозначила связи между эволюцией писателя и развитием литературного процесса. В этой монографии М.Храпченко рассмотрел различные аспекты проблемы творческой индивидуальности писателя. Отталкиваясь от мысли А.Чехова: «Оригинальность автора не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и прочем» , М.Храпченко, в первую очередь, рассматривает проблемы художественного мышления, обращая при этом внимание на конкретную историческую личность писателя, эстетические запросы времени, влияющие на формирование этой личности. Обобщая результаты исследования этой проблемы, литературовед заключает, что «творческая индивидуальность - это личность писателя в ее важнейших социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира, это личность художника слова в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности к читательской аудитории»3.

Исходя из таких подходов к раскрытию творческой индивидуальности писателя строится и наша работа. Каждый писатель как автор произведений искусства ведет творческий поиск и создает свою, авторскую художественность. Данное исследование представляется актуальным в связи с необходимостью обобщить изменения, происходящие в художественно-творческой личности В.Распутина в бурную «эпоху перемен» и проявляющиеся в художественном методе и индивидуально-авторском стиле писателя, обнаружить

1. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1977.-С.110.

2.Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем. - М., 1949. - Т.13. - С.285.

3.Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1977.-С.88. процесс художественно-творческой эволюции на основе системного концептуального подхода к исследованию его произведений.

Научная новизна диссертации состоит именно в том, что эта работа призвана отразить черты творческой личности В.Распутина как мыслителя и художника и выстроить внутренний процесс художественно-творческой эволюции за весь период его литературной деятельности. Кроме того, новизна исследования может быть заключена в том, что определяются принципы циклизации произведений В.Распутина, для чего прослеживаются корневые связи творчества современного писателя с древнерусской и классической русской литературой, концептуальное единение художественного, документально-художественного и публицистического направлений в творчестве В.Распутина, при безусловном доминировании высокой художественности.

Таким образом, как уже ясно из предшествующего текста, основная цель работы состоит в исследовании особенностей творческой индивидуальности писателя и определении основных тенденций художественно-творческой эволюции В.Распутина, совершенствования качеств творца художественных произведений.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрытие особенностей авторского метода художественного освоения действительности, механизма взаимодействия индивидуального творческого мышления с общественным сознанием времени, рассмотрение процесса изменения масштаба мышления писателя, эволюции художественного метода В.Распутина, преемственности идей, тем, образов и художественных приемов в его прозе, принципов циклизации в творчестве, не только как художественного приема, но как формы эпического мышления;

- обнаружение основ национального самосознания на основе исследования представлений о сибирском народном характере в художественно-документальной прозе, их отражения в формах образов художественных произведений В.Распутина;

- выявление особенностей художественной манеры, процесса совершенствования индивидуально-авторского стиля писателя; исследование движения элементов поэтики, своеобразия жанров рассказа, повести и очерка в творчестве В.Распутина; рассмотрение пространственно-временных связей и сюжетных конструкций произведений.

Предметом исследования является часть творчества В.Распутина, в которой более всего заметна эволюция мыслителя и художника. Наиболее глубокому анализу подвергаются повести, ряд рассказов, книга очерков и некоторые отдельные очерки и публицистические статьи. Оставшаяся часть его прозы рассматривается как фон, как базисная основа для сопоставления и определения уровня развития мастера и мастерства.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы сравнительно-исторического, типологического, системного, ми-фопоэтического и лексико-семантического подходов. Автором работы используются теоретические и методологические идеи И.Анненского, М.Бахтина, А.Веселовского, В.Виноградова, И.Волкова, М.Гиршмана, Д.Лихачева, Ю.Лотмана, В.Тюпа, В.Хализева, А.Хватова, М.Храпченко и других литературоведов. Также привлечены философские труды Н.Бердяева, И.Ильина, А.Лосева, В.Соловьева, Н.Федорова.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы в курсах и спецкурсах по истории русской литературы XX века. Модель исследования художественно-творческой эволюции писателя может быть применена при изучении личности и творчества других современных российских писателей.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры филологии и методики преподавания русского языка и литературы Бирского государственного педагогического института.

Осуществлена апробация работы. Материалы научного исследования были использованы при написании статьи «О преемственности концепций повестей В.Распутина и книги «Сибирь, Сибирь» (В сборнике «Стили и жанры русской литературы XX века». - Бирск, 2000, вып.1) и «Новое художественное мышление в рассказах В.Распутина 80-90-х годов» (В сборнике «Стили и жанры русской литературы XX века». - Бирск, 2001, вып.2). Подготовлено учебное издание «Изучение творчества В.Распутина в школе и колледже» (Благовещенск, 2002. - 232 с.)

Результаты исследования были отражены в докладах на региональных научно-практических конференциях в 1998, 1999, 2000, 2001 гг. и опубликованы в материалах региональных конференций.

Структура данной диссертационной работы определена содержанием, целями и задачами исследования художественно-творческой эволюции В.Распутина и состоит из «Введения», трех глав, «Заключения» и «Библиографии». Объем работы 223 страниц. К работе приложена библиография, включающая 212 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Калимуллин, Ирик Имамгалеевич

Заключение.

Оказавшись в ситуации И.Бунина, А.Куприна, В.Вересаева, А.Н.Толстого и других русских художников в начале XX века, Л.Толстого - в конце XIX века, многих других писателей, переживших периоды исторического «безвременья», постигших всю глубину пропасти между различными общественными устройствами, В.Распутин с 60-ых годов прослеживает завершение социокультурной формации и в своих «катастрофических» повестях рисует мир уходящий. Эсхатологические мотивы пронизывают каждую повесть. Так же, как после «Суходола» и «Деревни» И.Бунина невозможно дальнейшее существование бунинской помещичьей деревни, после повестей «Деньги для Марии», «Последний срок» и т.д. становится невозможной распутинская сибирская деревня: не остается основы для ее функционирования, деревне не на чем крепиться: ее омертвевшая ткань распадается без ушедших семейных, родовых, общинных канонов. Явственно осознав это в начале 80-х годов, В.Распутин устремляется в поиск художественной почвы под ногами. Во-первых, он ищет возможности реализовать свои идеи в психологическом рассказе цикла «Век живи - век люби». Во-вторых, он жаждет обрести спасение художественных характеров и мира в очерках, вошедших в книгу «Сибирь, Сибирь». Окунувшись в ближнюю и дальнюю историю Сибири, писатель надеется обрести надежные опоры в художественно-документальных народных характерах и мире, обнаруживает там реальную основу созданной им виртуальной действительности рассказов и повестей. В-третьих, В.Распутин окунается в публицистику, надеясь отстоять дорогие ему идеалы и остановить разрушение национальных социокультурных и исторических святынь. Он участвует в многочисленных дискуссиях, форумах, съездах писателей и депутатов, но вскоре убеждается в невозможности приостановить разрушительные процессы и возвращается к художественному творчеству.

204 -1

В.Ходасевич писал: «.кто-то из исследователей сказал, что в «Слове о полку Игореве» радость и скорбь - «обнимаются». Это самое глубокое слово, которое обронено о поэме. Да, «Слово» именно и замечательно тем, что в нем дано глубокое созерцание жизни в ее утешительном и возвышающем трагизме»1. глубокое созерцание жизни в ее утешительном и возвышающем трагизме». Эти слова В.Ходасевича могли бы стать эпиграфом к работе «Валентин Распутин: Художественно-творческая эволюция».

Действительно, уже первая зрелая повесть «Деньги для Марии» продемонстрировала глубину подходов писателя к исследованию процессов нравственного движения общества. Эта повесть вызвала пристальный интерес критики не столько сюжетными построениями, хотя они предвещали острый накал страстей, сколько глубоким проникновением в особенности национального характера. С этой повести начинается построение повести, новой не только для самого писателя, но во многом и для современной русской литературы. В основу этой повести был положен этологический тип художественного содержания, но он явился лишь базой для нравственно-философского исследования жизни.

Базовая модель, по которой строились повести В.Распутина, не претерпела существенных изменений, так как она была естественна как сама жизнь сибирской деревни. Бытовая, житейская основа как повести, так и деревни для писателя была лишь средством реализации идейных замыслов. В поле его исследования попадает нравственная сфера, им рассматриваются морально-этические аспекты общественной жизни.

Нравственная атмосфера художественного мира повестей В.Распутина становится все более разреженной: народный характер, проявлением которо

1.Ходасевич В.Ф. Литературно-критические статьи. «Слово о полку Игореве».// Русская литература. - 1989. № 1. - С. 102. го являются образы, постепенно теряет все традиционные ценности, на которых он формировался и развивался. Самой первой рушится крестьянская община, затем размываются семейные, родовые ценности, уходит под воду малая родина - патриархальная деревня. Причем, в качестве функций писатель использует традиционные фольклорные средства, лишь несколько изменяет порядок применения: медные трубы, вода, огонь.

Таким образом, задолго до фактической смены социокультурных формаций произошло разрушение канонических нравственных ценностей, без которых все иные установления постепенно рассыпались сами собой.

Убедительности в раскрытии основ идейного замысла писатель добивается, оттачивая литературно-творческое мастерство в области композиции. Настоящей находкой является прием ретроспективного изложения событий, которым В.Распутин овладевает в совершенстве. Ретроспекция, сопровождаемая субъективацией авторского повествования, и создает распутинскую повесть. Для того, чтобы обозревать художественный мир в совокупности, писатель должен находиться сверху, так как «большое видится на расстоянии». Для рассматривания художественных деталей следует находиться в этом мире. Но зримая и слышимая полифоничность возможна при пребывании автора внутри героев. Таким образом, писателю необходимо тройное видение. В.Распутин достиг его, используя субъективацию повествования, то есть передавая точку видения своим героям и монтируя различные планы. Незатейливый сюжет становится прозрачен мгновенно и не отвлекает авторского внимания. На передний план выходит душевная организация героя, его внутренний чувственно-эмоциональный облик. Значительную роль в организации и представлении этого внутреннего мир играют сны, индивидуальные мифы. По мере утраты нравственных законов процесс мифологизации художественного мира усиливается: вначале осуществляется символизация ветра, снега («Деньги для Марии»), затем возникает мифологическое «нечто», присутствие которого ощущает Люся («Последний срок») и, наконец, выстраиваются

Хозяин Матеры, «царский листвень», общение Дарьи с душами родителей на кладбище и мифологизированный финал повести («Прощание с Матерой»).

Снятие системной защиты «исторического человека» В.Распутина, то есть человека социокультурной формации, показанной в его повестях. Этот исторический человек существовал в условиях социокультурной защищенности, полученной им по наследству от отцов и дедов. От материального в каждом отдельном произведении происходит переход к символике пространства и времени (после прочтения всех произведений):

После повести «Деньги для Марии» у него (исторического человека) стало меньше одной защитой: исчезла атмосфера добра, связанная с защитой из прошлого, обусловленная принадлежностью к крестьянской общине - к сельскохозяйственному сословию в целом. Теперь осталось лишь добро близкого пространства - семейного: от жены (мужа), брата.

Если художественное пространство Кузьмы «Деньги для Марии» плотно облегает его, как панцирь черепаху, то у героев повести «Последний срок», особенно Люси, оно значительно раздвигается. Причем, каждый персонаж этого произведения имеет свое художественное пространство. У старухи Дарьи в повести «Прощание с Матерой» оно разнопланово и трудноизмеримо. В «Живи и помни» прослеживается энтропия художественного пространства вокруг Андрея Гуськова, в «Пожаре» - вокруг большинства жителей Сосновки. Их окружает «лунный», по отношению к героям, ландшафт (как в реальном, обыденном, так и нравственном планах).

Близкое пространство рассмотрено в повести «Последний срок». На этом еще мог бы жить исторический человек - это тоже системообразующая культурная традиция. Но после разрушения этих связей исторический человек обречен: писатель ему отмерил «последний срок». Теперь человек остался беззащитен, без общества: он проницаем всем ветрам, он подвержен нравственной «качке».

Но есть еще земля под ногами - культурное основание, самая главная культурная традиция, которая дает ему занятие, средство и цель в жизни работа на земле). Они еще объединяют, несмотря на отмирание двух предшествующих.

После повести «Прощание с Матерой» не осталось и этого. Затоплен даже погост, последнее прибежище исторического человека. «Матера» -емкое слово, в котором сосредоточены созвучия, отзвуки слов мать и отец: «матера» аналогично «отчизне» (оба слова образованы по малопродуктивной модели: отч-изна, мат-ера).

Исторический человек оказался в резервации (как американские индейцы), так завершается искусственная маргинализация человека. Он помещен под сферу, из-под которой откачали воздух исторической культуры, прекратили действие нравственной, исторической памяти -своеобразной силы тяжести. Этим обусловлено то, что жители Сосновки в повести «Пожар» находятся в этой культурной невесомости и многие из них уже не обременены совестью, общественной ответственностью. Благодаря проблемно-тематической и образно-характеристической преемственности повести все теснее сплачиваются в цикл произведений, своеобразную художественную Сибириаду. Все заметнее проявляются три сквозные линии: социально-философская, определяющая социокультурную среду, индивидуально-характеристическую, выстраивающая вертикаль народного характера, и психофилософии характеров или ноосферная, выстраивающая некую Мировую душу-память, объединяющую все индивидуальные души людей и подготавливающих новых людей- носителей «ноосферного» сознания.

В поисках нравственной опоры, исторической, культурной базы для людей, потерявших социальные ориентиры, В.Распутин создает «публицистическую историю Сибири» (В.Курбатов) - книгу «Сибирь, Сибирь». Благодаря богатому опыту работы над крупными эпическими произведениями - повестями, писатель приобрел навык создания художественного исторического пространства: от повести к повести происходило его увеличение. Поэтому, несмотря на большой объем использованных документов, его книга приобрела характер художественно-документального повествования. Происходит образно-характеристическое осмысление материала. К тому же, при чтении и, тем более, исследовании книги «Сибирь. Сибирь» происходит взаимопроникновение философских и естественнонаучных идей, заложенных в свое время в повестях и очерках о Сибири. В результате становится очевидна концепция не только книги или отдельных повестей, но возникает что-то большее, объединяющее все эти произведения в единое полотно, в котором проявляется роль и значение феномена Сибири как природного и общественного явления, обеспечившего возникновение и развитие сибирского народного характера и, в то же время, роль и значение сибирского народного характера в дальнейшем формировании и раскрытии феномена Сибири. Таким образом, проясняются черты мессианской теории В.Распутина, основанной, в свою очередь, на учениях Н.Гоголя, Ф.Достоевского, русских философов об особом пути развития русского человека и России.

Наконец, еще одним штрихом, обогатившим и украсившим творчество В.Распутина, являются его рассказы 80-90-х годов. Эти произведения открыли еще одну грань таланта исторического и культурологического провидения художника и философа. В то же время они как бы дополнили его предшествующее творчество, придали ему цельность и значительность, определив роль В.Распутина в подведении итогов уходящей в прошлое социальной эпохи и в возможном открытии новой, ноосферной формации.

Все же В.Распутин своей литературой утверждает, что «поэт в России больше, чем поэт». В его творчестве продолжается «сверхлитературное» начало, которое было в Пушкине, Гоголе, Достоевском, Л.Толстом и других русских классиках. Тогда как многие современные писатели ищут эстетическую и коммерческую нишу для своего творчества, приспосабливаясь к западным стандартам литературной жизни, В.Распутин пытается сохранить «учительную» линию русской литературы, используя для этого форму, содержание, особенности мышления, постоянно эволюционируя в художественно-творческом плане.

Все творчество В. Распутина есть результат эволюции свободы художника. Именно внутренняя свобода позволяла ему как бы со стороны смотреть за развитием процесса развития общественных отношений, участвуя, но не погрязая в них. К тому же, развитие российского общества в 80-90-ые годы XX века, то есть на переломе двух социокультурных формаций сопровождается перманентной агрессией на мировоззренческие и художественно-творческие идеалы писателя. Это вызывает ответную реакцию художника, проявляющуюся как в прямой форме (в публицистике), так и косвенной, то есть в соответствующем движении сюжетно-образной системы художественной прозы.

В.Распутин представил в своих произведениях художественную модель обессиливания общества, изживания социокультурной формацией основополагающих (системообразующих) традиций. Таким образом, он обосновал необходимость, неизбежность перехода от одной социокуль-турной традиции к другой.

Каждый писатель как автор искусства ведет творческий поиск и создает свою, авторскую художественность. В этом плане рассматривается эволюция В.Распутина - художественно-творческая эволюция писателя (не публициста). Она основывается на эволюции философии художника, его психологизма, поэтики, особенностей метода, стиля.

В прозе В.Распутина обнаруживается продолжение «учительных» традиций русской классики, в отличие от других представителей современной русской литературы, которые тяготеют к западным традициям и отказываются от традиционной роли литературы в обществе и истории.

Можно определить внутренние законы художественно-творческого развития В.Распутина. Его художественный мир чутко реагирует на изменения во внутреннем мире художника и логике мышления философа. В голове у В.Распутина находится своеобразный курвиметр1, который позволяет увидеть и учесть не кратчайшее расстояние между историческими событиями, а отрезок времени, представляющий ломаную линию. Причем, части ломаной при ближайшем рассмотрении, в свою очередь, также оказывались не прямыми линиями, а ломаными. Так рождаются сложные художественные построения В.Распутина.

В.Распутин не до конца поддается гипнозу жизни, не в полной мере подвержен воздействию стереотипов мышления и действия.

В.Курбатов, размышляя о том, что такое философия в России, что русская философия развивается не только учеными, но и писателями, пишет о В.Распутине: «.пока философия осмотрительно ожидает устойчивости явления, писатель уже живет своим страдающим временем и ищет человеку более верного пути в теснине новой смуты. Художник как встарь, выходит вперед и принимает на себя бремя еще беспризорной для философии мысли. И на переломах это виднее всего» .

1.Прим.: Курвиметр (от лат. curvus - кривой и .метр), прибор для измерения длины кривых линий на топографических картах и планах // Советский энциклопедический словарь. - М., 1981. - С.681.

2.Курбатов В. Хлеб насущный // Литературная учеба. - №3. - 1990. - С.61.

211

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Калимуллин, Ирик Имамгалеевич, 2002 год

1.Абрамов Ф. А. Братья и сестры.// Собр. соч.: В 3 т. - Л., 1980. - Т.1.

2. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М., 1982. - 432 с.

3. Антонов С.П. Овраги // Овраги. Васька: Повести. М., 1988. - С.4 - 226.

4. Астафьев В.П. Пеструха // Жизнь прожить: роман, рассказы. М., 1986. -С.264 - 286.б.Астафьев В.П. Там в окопах. Воспоминания солдата // Писатель и время. Сборник документальной прозы. -М.,1986.- С. 15 33.

5. Астафьев В.П. Царь-рыба. Повествование в рассказах. М., 1983. -384 с.

6. Астафьев В.П. Последний поклон. Повесть. М., 1982. - 640 с.

7. Бакланов Г.Я. Карпухин // Вот и кончилась война. Повести и рассказы. -М.,1987. С.5 - 78.

8. Бальзак О. Гобсек. Повесть. М., 1975 - С.11. Ю.Белов В.И. Привычное дело: Повесть. - М.,1986. - 158 с. П.Бунин И.А. Деревня //Собр. соч.: В 4-х т. - Т. 2. - С.97 - 214.

9. Быков В. Облава//Облава. Повести. -М„ 1991. С.З -72.

10. Воронцов А.В. Формула счастья, или Возмездие // «Яблочный спас». Сборник современной прозы // Роман-газета. 1997- № 21 - 22. - С. 65 -70.

11. Н.Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Собр. соч.: В 7-и т. Т.6.- М., 1967. - С.292 - 293.

12. Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Собр. соч.: В 7-и т. Т.2. - М., 1967. - С.34 - 164.

13. Гоголь Н.В. Нос // Собр. соч.: В 7-и т. Т.З . - М., 1967. - С.45 - 73.

14. Гончаров И.А. По Восточной Сибири // Повести и очерки. Л., 1937. -С.295 - 318.

15. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Очерки путешествия в двух томах. Т. 2 // Собр. соч.: в 6-и т. Т.З. - М., 1972. - 464 с.

16. Горбатов Б.Л. Непокоренные. Повесть. М., 1975. 143 с.

17. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.,1978. - С.148.

18. Думбадзе Н.В. Я вижу солнце. Роман //Избранное: В 2-х т. Т.2. Солнечная ночь. - М„ 1981. - С. 149 - 296.

19. Евдокимов Н.С. Сказание о Нюрке городской жительнице // У памяти свои законы: Роман, повести. - М., 1979. - С.221 -344.

20. Залыгин С.П. На Иртыше. Собр. соч.: В 4-х т. T.l. М., - 1979. - С.508. 24.3амятин Е.И. «Я боюсь»; в кн.: Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания. Кишинев, 1989. - С.503.

21. Казаков Ю.П. Плачу и рыдаю. М., 1996. - 512 с.

22. Карим М. Помилование // Карим М. Помилование. Петросян В. армянские эскизы. Роман-газета. - 1988. - № 23-24. - С. 1 - 52.

23. Ким А.А. Собиратели трав // Собиратели трав. Повести. М., 1983. -С.5- 106.

24. Крупин В.Н. Дорога домой: Повести, рассказы. М., 1985. - 272 с.

25. Крупин В.Н. Будем как дети: Рассказы, повести, роман. М., 1989. -318с.

26. Куприн А.И. Святая ложь // Избр. соч. М.,1985. - С.615-625.31 .Леонов Л.М. Публицистика.// Собр. соч.: В 10-и т. Т. 10. - 368 с.

27. Леонов Л. Раздумья у старого камня // Роман-газета. 1987. - № 13. -94 с.

28. Лесков Н.С. Однодум // Собр. соч.: В 12-и т. Т. 2. - М.,1989. - С.533.

29. Лесков Н.С. Несмертельный Голован // Собр. соч.: В 12-и т. Т. 2. -М.,1989.-С.94- 135.

30. Лихоносов В.И. Родные //Голоса в тишине: повести, рассказы, эссе. -М., 1990.-С. 58-93.

31. Можаев Б. Мужики и бабы. Живой. М., 1989. - 362 с.

32. Носов Е.И. Шумит луговая овсяница // Шумит луговая овсяница. Повести и рассказы. М., 1973. - С. 13 - 56.

33. Платонов А.П. Впрок: Проза. -М., 1990. 655 с.

34. Платонов А.П. Избранное. М., 1989. - 368 с.

35. Пришвин М.М. В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края // В краю непуганых птиц. Осударева дорога. Петрозаводск, 1970. - С. 3. -148.

36. Распутин В.Г. Быть самим собой //Вопросы литературы. 1976 - № 9.-С. 142.

37. Распутин В. «В руках у учителя литературы самое богатое наследие.». Беседа с писателем //Литература в школе. 1997. - № 2. - С. 58 - 63.

38. Распутин В.Г. В ту же землю. Рассказы // Распутин В.Г. В Рассказы. Крупин В.Н. Костя отмучился. Рассказы. Роман газета. - 1997. № 9. -С. 1 -34.

39. Распутин В.Г. Видимое и невидимое // Наш современник. 2000. -№2.-184- 190.

40. Распутин В.Г. Если по совести // Если по совести: Сборник статей. М., 1988.-С.224-236.

41. Распутин В.Г. Знать себя патриотом // Говоря откровенно: Заметки писателей о межнациональных отношениях. М., 1989. - С. 143 - 150.

42. Распутин В.Г. Натяжение таланта // 15 встреч в Останкине. М., 1989. -С.213.

43. Распутин В.Г. Деньги для Марии // Собр. соч.: В 3-х т. Т.1. - М.,1991. -С.21 - 114.

44. Распутин В.Г. Живи и помни. Собр. соч.: В 3-х т. Т.1- М.,1991. - С.115 -304.

45. Распутин В.Г. Изба. Рассказ // Наш современник. 1999. - № 1. - С. -20.

46. Распутин В.Г. Мой манифест (Наступает пора для русского писателя вновь стать эхом народным.) // Наш современник 1997. - № 5. - С. 3 -6.

47. Распутин В.Г. На родине. Рассказ-быль // Наш современник. 1999. -№6.-С. 9-18.

48. Распутин В.Г. Новая профессия. Рассказ // Наш современник. 1998. -№ 7. - С.З - 23.

49. Распутин В.Г. О Родине с любовью и виной.// Крупин В.Н. Дорога домой: Повести, рассказы. М., 1985. - С. 3 - 7.

50. Распутин В.Г. Поминный день. Рассказ // «Огненный передел». Роман-газета. 1996. - № 11.-С. 18-26.

51. Распутин В.Г. Последний срок. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2.- М.,1991. -С.5- 168.

52. Распутин В.Г. «Правая, левая где сторона?» // Наш современник. -1989.-С.140-149.

53. Распутин В.Г. Прощание с Матерой. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2. - М., 1991. -С.169-354.

54. Распутин В.Г. Пожар. Собр. соч.: В 3-х т. Т.2.- М.,1991. - С.355 - 415.

55. Распутин В.Г. Публицистика. Собр. соч.: В 3-х т. Т.З. - М.,1991,-С.406.

56. Распутин В. Русь Виктора Лихоносова // Литература в школе. 1996. -№2.-С. 41 -45.

57. Распутин В.Г. Сибирь, Сибирь. Собр. соч.: В 3-х т. Т.З.- М.,1991. -С.7 - 318.

58. Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого. Религиозный раскол в России. //Наш современник. 1989.-С. 150- 157.

59. Распутин В. Сумерки людей // Наш современник. 1990. - № 9. - С. 111 -117.

60. Распутин В.Г. Что передать вороне? Повести и рассказы. Курган, 1995.-512 с.

61. Саляев Р.К., Распутин В.Г. Сибирь: и храм, и мастерская //Личное мнение: Сборник писательской публицистики. М., 1987. - С. 137 -146.

62. Толстой А.Н. Публицистика. М., 1975. - 368 с.

63. Трифонов Ю.В. Обмен // Трифонов Ю.В. Московские повести. М., 1988.-С. 5-60.

64. Харитонов М.С. День в феврале. Повести. М. 1988.

65. Чехов А.П. Из Сибири // Полн. собр. соч.: В 30-и т. т. 14 -15. - С.5 -38.

66. Чехов А.П. Остров Сахалин (Из путевых записок) // Поли. собр. соч.: В 30-и т. т.14 -15. - С.39 - 372.

67. Шекспир В. Гамлет // Трагедии. М., 1981. - С.203.

68. Шукшин В.М. Мой зять украл машину дров // Брат мой. Рассказы, повести. М., 1975. - С.24.

69. Эко У. Имя розы. М., 1989. - С. 179.

70. Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном. М.,1988. - 206 с.

71. Авчинникова Н.Н. Проза В.Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1996 - С.11.

72. Адамович А.Н. Моление о будущем. -М., 1987. С.37.

73. Алейников О.Ю. Публицистическое начало в прозе В.Распутина (Авторская позиция характеры - стиль). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.,1991.- С.40.

74. Анализ литературного произведения. Д., 1978. - С.236.

75. Анненский И. Избранные произведения. JI .,1988 - С. 376.

76. Астафьев В.П. Всему свой час. -М., 1985. 254 с.

77. Бавинова И.Е. Проза А.А.Кима в контексте современного литературного процесса и культурных традиций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997. -196 с.

78. Бальзак О. Собрание сочинений. Т.15. - М.,1955. - С. 437.

79. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979. - 320 с.

80. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. - 445 с.

81. Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков, 1999. - 400 с.

82. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность // Этическая мысль. Научно-публицистический сборник. М., 1990. С.17 .

83. Большев А.О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1986 - С. 102-103.

84. Бондаренко В. Очерки литературных нравов // Позиция: Опыт критического ежегодника. М., 1988. - с.420 - 465.

85. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. - 496 с.

86. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. - 556 с.

87. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 404 с.

88. Ветловская В.Е. Проблемы нового времени в понимании Пушкина. Тема денег в трагедии «Скупой рыцарь» // Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей и мыслителей XVIII XX вв.). - СПб., 1997. - С. 60 - 92.

89. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе //Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. - С. 105 -211.

90. Виноградов И.И. По живому следу: Духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. -М., 1987. 384 с.

91. Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории.// Русская литература, 1991. № 1. - с.3 - 20.

92. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. - 688 с.

93. Влащенко В. Совесть, вина, судьба, память.// Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. -№ 21. - С. 7 - 9.

94. Ю2.География интеллигентности: эскиз проблемы. Дискуссия в Тартуском университете.// Литературная учеба. 1989. - № 2. - С. 3 - 17.

95. ЮЗ.Глушков Н.И. Русский советский очерк. Жанровая специфика, типология. Вопросы истории. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ростов-на-Дону, 1971 - 594 с.

96. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М. 1997. -С.272.

97. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986. - 351 с. Юб.Гринберг И.Л. Труд и вдохновение. - М., 1983. - 463 с.

98. Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988. - С.278.

99. Гусев В. Рождение стиля. М., 1984. - 368 с.

100. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1989. - 317 с.

101. ПО.Дворяшин Ю.А. Литературный процесс и творческая индивидуальность писателя (В.Белов, Е.Носов, В.Распутин) // Советская литература: История и современность. М., 1984. - С.235 - 251.

102. Дедков И. Наше живое время.// Новый мир. 1983. - № 3. - С. 217 -241.

103. Дырдин А.А. «Былинный источник силы» (В.Распутин) // Творческие взгляды советских писателей. Л., 1971. - С.270 - 285.

104. П.Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988 - 424 с.

105. Исаев Г.Г. Русская литература конца 1980-х первой половины 1990-х годов.// Современная русская литература (1985-1995).Хрестоматия для средней и высшей школы. - Астрахань, 1995. - С. 4 - 61.

106. История русской литературы XI XVII веков. Под редакцией Д.С.Лихачева. - М., 1985. - 432 с.

107. Казак В. Русская литература начала 90-х годов: кризис, упадок, выздоровление? //Литературная учеба. 1991. - № 3. - С. 53 - 60.

108. Ковалев В.А. Вопросы историзма и преемственности в системе литературно-критических взглядов С.Залыгина // Творческие взгляды советских писателей. Л., 1971. - С.228 - 237.

109. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.-252 с.

110. Кожинов В. Закон сохранения художественности. Беседа В.Славецкого с критиком.// Литературная учеба. 1991. - № 6. - С.54 - 60.

111. Корольков А. Правда есть истина в действии.//Наш современник. -1987. № 2. - С.153.

112. Кумскова Е.И. Американская повесть 19 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1988 - С.40.

113. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. М., 1992. -172 с.

114. Курбатов В.Я. Возвращение. Необходимое предисловие // Распутин В.Г. Живи и помни. М., 1997. - С.5 - 18.

115. Курбатов В. В тебе и вокруг.//Распутин В.Г. Уроки французского: повести и рассказы. М., 1987. - С. 3 - 12.

116. НЗ.Курбатов В. Об упадке с надеждой. //Литературная учеба,-1991 .-№ 1. -С. 82-87.

117. Курбатов В. Предчувствие.// Наш современник 1992 - № 2,- С.186-191.

118. Курбатов В.Я, Хлеб насущный //Литературная учеба. 1990. -№ 3. -С.61-64.

119. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности. М., 1988. - 448 с.

120. Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом. М., 1991. - 336 с.

121. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1979. - 412 с.

122. Лихачев Д.С. В поисках выражения реальности // Вопросы литературы. 1971, №11, с. 182

123. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985. - 207 с.

124. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы XI XVII веков. - СПб., 1998.-206 с.

125. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. - С. 214.

126. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк.-М., 1976.- 175 с.

127. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.-360 с.

128. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М., 1990. - 320 с.

129. Лотман Ю.М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII начала XIX в.в. // «Слово о полку Игореве» - памятник XII века. Под ред. Д.С.Лихачева. М.-Л.Д962, С.356 - 405.

130. Лукьянов Б. «И чувства добрые.». Художественность и нравственная позиция писателя // Литературная учеба. 1984. № 2. - С. 138-146.

131. Мезенцев М.Т. Некоторые тенденции развития современного советского очерка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1972. - С.35.

132. Мыреева А.Н. Многонациональный роман 1960 1980-х годов: Типологические аспекты. - Новосибирск, 1997. - 159 с.

133. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. -Харьков, 1999.-342 с.

134. Назиров Р.Г. Проблема читателя в творческом сознании Достоевского.// Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-С.216-236.152.0гнев А.В. Русский советский рассказ. М., 1978. - 208 с.

135. Павловский А.И. Книги о Валентине Распутине // Русская литера-тура. 1989.-№ 1. - С.230 - 233.

136. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений,-М.,1990.- 144 с.

137. Петишев А.А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. Уфа, 1989. - 156 с.

138. Петишева В.А. Писатель и его герои. Леонид Леонов в 20-е годы. -Бирск. 1998.-С. 142

139. Подзорова Н.А. Ответное слово. Заметки о молодой российской прозе. -М.,1978.- 239 с.

140. Поминов П.Д. В.Белов. Творческая индивидуальность писателя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-М., 1989.- 161 с.

141. Прийма Ф.Я. «Слово о полку Игореве» в русском историко-литературном процессе первой трети XIX века. Л., 1980. 252 с.

142. Рогощенков И.К. Память и надежды: О традициях в жизни и литературе. М., 1988. - 110 с.

143. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. - 607 с.

144. Рубашкин А.И. Пристрастия. Статьи и портреты. Л.,1985. - 384 с.163.«Русские писатели о литературе». Т.2. - Л., 1939. - С. 176.

145. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. - 240 с.

146. Селезнев Ю. О прозе Валентина Распутина последних лет. // Распутин В.Г. Век живи век люби. - Роман-газета. - 1984. - № 17. - С.77 - 80.

147. Семенова С.Г. Валентин Распутин. -М., 1987, 174 с.

148. Семенова С. Преобразить себя и жизнь. О творчестве Валентина Распутина.//Наш современник. 1987. - № 3. - С. 172- 180.

149. Семенова С. Талант нравственного учительства.//Перспектива. М., 1988.-С. 284-316.

150. Скопкарева C.JI. Концепция личности в прозе Д.Гранина 60-80-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1996 - 199 с.

151. Сиповский В.В. «Следы влияния «Слова о полку Игореве» на русскую повествовательную литературу второй половины XIX столетия» -«Известия по русскому языку и словесности АН СССР», Л., 1930, т.Ш, С.239 257.

152. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986. -174 с.

153. Славецкий В. «Не говорю о беспристрастии.». // Литературная учеба.- 1990-№ 2.-С. 72-78.

154. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблема человеческого общения. Л., 1988. - С.14.

155. Словарь современного литературного русского языка: В 20 т. Т.З. -М.,1992. - С. 398.

156. Слуцкие М. Роман сначала надо пережить. // Литературная учеба. -1984. -№2.-С.128.

157. Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990. - 422 с.

158. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2. - М., 1988. - 824 с.

159. Сохряков Ю. «.которая породила». Человек и земля в современной прозе // Наш современник. 1987. - № 2. - С. 157 - 168.

160. Сохряков Ю.И. «У нас нет мечты своей родины».//Литература в школе.- 1993. -№ 6. С.30 - 33.

161. Стариков Д.В. Перечитывая классику. М., 1974. 376 с.

162. Старченко Н. На мосту (О поисках «новой» художественности).// Литературная учеба. 1990. - № 2. - С.64 - 70.

163. Стендаль А. Собр. соч.: В 15-ти т. Т. 13 - М., 1959. - С.247.

164. Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С.Лескова). Л., 1978.-232 с.

165. СтюфляеваМ.И. Образные ресурсы публицистики. М. 1982. - 176 с.

166. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1977. - 528 с.

167. Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. -Иркутск, 1987.-225 с.

168. Тендитник Н.С. Ответственность таланта. Иркутск, 1978. -111 с.

169. Тендитник Н.С. Судьба Сибири-личная судьба. Красноярск, 1985. -45 с.

170. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.,1976. - С.350.

171. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Т.62. - М.,1953. - С.269.

172. Урбан А. Сокровенный Платонов // Перечитывая заново. Литературно-критические статьи. Л., 1989. - С. 147 - 182.

173. Урманов А.В. Поэтика прозы В.Распутина (Психологический анализ. Традиции и новаторство). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.,1986 - С.180.

174. Федоров Н.Ф. Сочинения // Философское наследие. М. , 1982. -Т.85. - С.65.

175. Филиппов А. Наследник человека. //Наш современник. 1990. - № 7.-С. 112-116.

176. Фридлендер Г.М. Литература в движении времени: Историко-литературные и теоретические очерки. М., 1983. - 300 с.

177. Франс А. . А. Собр. соч.: В 8 т. Т.2 - М.,1958. - С.527.

178. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. - 398 с.

179. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. М., 1980. - 368 с.

180. Хватов А.И. Пути народности и реализма. Л., 1980. - 352 с.201 .Хватов А.И. Творческие заветы Шолохова. М., 1986. - 44 с.

181. Ходасевич В.Ф. Литературно-критические статьи // Русская литература. 1989. - № 1.-С. 100- 133.

182. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.,1982. -334 с.

183. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977. - 446 с.

184. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978.-368 с.

185. Хрулев В.И. Проблема художественного мышления (пути исследования).-Уфа, 1993.-С.28.

186. Шапошников В.Н. В.Распутин. Новосибирск, 1978. - 67 с.

187. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955. - 460 с.

188. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. - 384 с.

189. Якименко В. Л. Художественные искания современной прозы (Размышления критика). //Литература. 1984. - № 8. - 64 с.

190. Ясинский Я.И. Из истории работы Пушкина А.С. над лексикой «Слова о полку Игореве» //Пушкин А.С. Временник Пушкинской комиссии, вып. VI, М. Л., 1941, С.343 - 351.российская государственна-^ БИБЛИОТЕКА'

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.