Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Бабарыкина, Татьяна Сергеевна

  • Бабарыкина, Татьяна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Северодвинск
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 194
Бабарыкина, Татьяна Сергеевна. Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Северодвинск. 2010. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бабарыкина, Татьяна Сергеевна

Введение.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ

§ 1. Художественная картина мира и проблема ее интерпретации в современной лингвистике.

§ 2. Понятие художественного концепта и способы его экспликации в современных исследованиях.

§ 3. Феномен «ребенок» в английской культуре и литературе. Творчество Дж.К. Роулинг.

Выводы.

Глава II. ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА CHILD В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ.К. РОУЛИНГ

§ 1. Методика отбора исследовательского материала.

1.1. Обоснование выбора имени художественного концепта. i "• •

1.2. Критерии отбора единиц, репрезентирующих художественный концепт CHILD.

§ 2. Понятийный слой художественного концепта CHILD в произведениях Дж.К. Ролинг.

§ 3. Образный слой художественного концепта CHILD в произведениях

Дж.К. Ролинг.

3.1. Образный слой, выделяемый на основе аудитивной перцепции.

3.2. Образный слой, выделяемый на основе визуальной перцепции.

§ 4. Оценочный слой художественного концепта CHILD в произведениях Дж.К. Ролинг.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вербализация концепта "CHILD" на материале произведений Дж.К. Роулинг»

Данная диссертационная работа посвящена изучению языкового наполнения художественного концепта CHILD в художественной картине мира Дж.К. Роулинг.

Актуальность исследования определяется рядом факторов.

Когнитивная лингвистика, выдвинувшаяся на передний план в современном языкознании, проявляет интерес к изучению мыслительного содержания языковых единиц разного уровня, включая и текст. Частью когнитивного изучения текста выступает концептуальный анализ. Несмотря на множество работ, посвященных описанию разных концептов и разных аспектов концептов, остается еще немало нерешенных вопросов, среди которых и неразработанность методологии выявления концептуальных признаков в художественном тексте, неоднозначность подходов к изучению способов репрезентации художественных концептов у разных исследователей. Настоящая диссертация позволяет приблизиться к решению этих вопросов.

В системе ценностей каждого народа проблемы ребенка всегда являлись и являются значимыми (у каждого человека был период детства). Вместе с тем одноименный концепт и особенности его вербализации в художественных текстах разных авторов до сих пор не были объектом специального рассмотрения при всей популярности книг Дж.К. Роулинг. Кроме того, описание фрагмента концептосферы Дж.К. Роулинг — популярной современной английской писательницы - способствует более полному выявлению не только авторской, но и национальной английской языковой картины мира.

Объектом исследования является художественный концепт CHILD в произведениях английской писательницы Дж.К. Роулинг.

Предмет исследования — языковые средства репрезентации художественного концепта CHILD в художественной картине мира Дж.К. Роулинг.

Материал исследования включает 8148 художественных контекстов, извлеченных методом сплошной выборки из 7 произведений английской писательницы Дж.К. Роулинг: «Harry Potter and the Sorcerer's Stone», «Harry Potter and the Chamber of Secrets», «Harry Potter and the Prisoner of Azkaban», «Harry Potter and the Goblet of the Fire», «Harry Potter and the Half-Blood Prince», «Harry Potter and the Deathly Hallows» (общим объемом 4162 страницы).

Книги Дж.К. Роулинг относятся к значительным, хотя и неоднозначно воспринимаемым явлениям английской литературы, которые исследуются с разных сторон: с точки зрения образовательных технологий [Надеждина, 2003], социологии [Кратасюк, 2003], теории и практики перевода [Еремеева, 2003], как явление современной детской литературы [Капкова, 2005; Волкодав, 2006], как произведение, которое несет традиции английской классической литературы [Егорова, 2003], как явление молодежной субкультуры [Бревнова, 2005; Васильева, 2005], а также субкультуры «поттеристов» [Го-ралик, 2003], исследователи интересуются сюжетом, раскрытием способов реализации авторского замысла [Мачкасов // neocortex.ru/library/iek/ machkasov.htm], интерес вызывает самодеятельное творчество поклонников «Гарри Поттера» [Прасолова, 2009].

Зарубежные исследователи на примере книг Дж.К. Роулинг рассматривают проблемы главного героя в произведениях для детей [Nikolajeva, 2001], мотивы змееборчества в современной английской литературе [Unerman, 2002], фольклорные истоки жанра фэнтэзи [Sullivan, 2001], особенности описания волшебных миров [Colbert, 2004].

Вместе с тем, диссертационные работы, касающиеся изучения концеп-тосферы произведений Дж.К. Роулинг, по нашим наблюдениям, носят единичный характер [Годес, 2009].

К исследованию привлекались также данные толковых, этимологических, фразеологических словарей, словарей пословиц, поговорок и афоризмов английского языка, словарей синонимов, жаргонизмов и сленгизмов, включая электронные словари Интернет-ресурса. Общее количество словарей составляет 33 наименования.

В работе использовались разнообразные психологические, философские, культурологические, литературоведческие и другие данные.

При осмыслении структуры художественного концепта и разработке методики его анализа теоретическую базу настоящего исследования составили труды отечественных и зарубежных лингвистов в области:

- теории концепта (Н.Ф. Алефиренко, С.А. Аскольдов-Алексеев, H.H. Болдырев, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин, G. Lakoff, R.W. Langacker и др.);

- языка перцепции (Н.С. Валгина, О.Г. Згазинская, А.Р. Лурия, И.Г. Оконешникова и др.);

- языка художественного текста (Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, A.A. Залевская, В.Г. Зусман, Ю.М. Лотман, В.Н. Телия, А. Wierzbicka, Е. Sapir и др.);

- творчества Дж.К. Роулинг (Ю.С. Бревнова, Н.И. Васильева, Т.В. Волкодав, С.Ю. Капкова, S. Unerman и др.)

Цель диссертации состоит в систематизации концептуальных признаков, характеризующих ребенка в книгах Дж.К. Роулинг и в описании средств вербализации художественного концепта CHILD.

Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:

В области определения общих теоретических позиций исследования:

1) дать обзор научных работ с целью выявления и уточнения особенностей художественной картины мира по сравнению с другими картинами мира;

2) рассмотреть и уточнить подходы к толкованию понятия и статуса художественного концепта; выявить имеющиеся типологии художественных концептов и точки зрения на их структурную организацию;

3) определить место феномена «ребенок» в различных сферах знания, а также в искусстве и литературе Великобритании, в особенности в творчестве Дж.К. Роулинг.

При анализе фактического материала:

1) обосновать методику отбора исследовательского материала, включая особенности выбора имени художественного концепта и критерии отбора индивидуально-авторских контекстов;

2) выявить и описать понятийные признаки художественного концепта CHILD на основе лексикографических источников;

3) определить, охарактеризовать и систематизировать образные признаки, формирующие пространство художественного концепта CHILD, на основе слухового и зрительного модусов перцепции;

4) установить, описать и упорядочить признаки художественного концепта CHILD с точки зрения эмоциональной, эстетической и утилитарной оценок.

5) выявить языковые средства актуализации каждого слоя рассматриваемого художественного концепта, установив сходное и различное.

Цель и задачи исследования предопределили использование комплекса методов исследования: метод концептуального анализа, методика компонентного анализа, методика контекстологического анализа, а также приемы этимологического анализа, приемы количественного анализа. Обобщение и интерпретация результатов наблюдений осуществлялись на основе метода моделирования фрагмента художественной картины мира Дж.К. Роулинг путем, выявления концептуальных признаков.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней уточняются и развиваются базовые понятия когнитивной лингвистики и теории концепта - понятия картины мира, художественной картины мира, концепта, художественного концепта, концептуального признака, а также понятия идентификатора художественного концепта и имени художественного концепта. Так, в диссертации выявляются трехслойная структура и признаки концепта CHILD, присущие английской лингвокультуре и отражающиеся в произведениях Дж.К. Роулинг как ее представителя, рассматривается специфика лексико-семантических средств, используемых писательницей для объективации данного художественного концепта. Это расширяет представления о художественных концептах и методиках их анализа, открывая новые аспекты в лингвистическом изучении художественных текстов.

Практическая значимость работы заключается в том, что опыт, полученный в ходе описания художественного концепта CHILD, может быть использован при описании других художественных концептов. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка: при чтении лекционных курсов по лексикологии и стилистике английского языка, по теории и практике перевода, при разработке спецкурсов, посвященных проблемам концептуального анализа, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентами. Сделанные в диссертации выводы и наблюдения могут использоваться при составлении разнообразных тестов по английскому языку, включая тесты Единого государственного экзамена.

Научная новизна работы заключается в исследовании ранее не изучавшегося художественного концепта CHILD, который является значимым для творчества Дж.К. Роулинг. Новым является выделение признаков данного художественного концепта на основе зрительного и слухового модусов перцепции, а также с учетом эмоциональной, эстетической и утилитарной оценок. Новизна исследования состоит также в выявлении критериев разграничения формальных и содержательных идентификаторов художественного концепта. Новым является и уточнение критериев выбора имени художественного концепта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучаемый художественный концепт является одним из фрагментов индивидуально-авторской концептосферы Дж.К. Роулинг, вербализованной в произведениях, посвященных Гарри Поттеру. В произведениях писательницы образ ребенка является одним из ключевых.

2. В текстах произведений Дж.К. Роулинг художественный концепт CHILD маркирован 68 формальными и 223 содержательными идентификаторами. Под формальными идентификаторами понимаются лексемы, которые могут замещать имя концепта и его производные. В пределах произведения феномен «ребенок» регулярно соотносится с другими феноменами: «родственники», «школьные предметы» и под. Названия этих феноменов целесообразно считать содержательными идентификаторами концепта CHILD. Содержательные идентификаторы дают возможность дополнить картотеку контекстами, позволяющими судить об образной интерпретации художественного концепта CHILD.

3. Понятийный слой концепта CHILD, изучаемый по данным лексикографических источников, состоит из 75 концептуальных признаков: 'a boy / а girl \ 'a childish person', 'a young human being', 'a son / a daughter' и др.

4. В рассматриваемых романах Дж.К. Роулинг основными типами перцепции, оказывающими решающее воздействие на процесс присвоения знаний о мире, являются слуховое и зрительное восприятие. В образном слое художественного концепта CHILD наблюдается многократное умножение концептуальных признаков, а также трансформация некоторых концептуальных признаков, свойственных понятийному слою, что развивает и усложняет содержание рассматриваемого художественного концепта. Образный слой репрезентирован 34 концептуальными признаками: 'colour of face', 'size of body', form of nose'.

5. Оценочный слой художественного концепта CHILD структурируется 8 концептуальными признаками и фиксирует, по классификации Н.Д. Арутюновой, эмоциональную, эстетическую и утилитарную оценки феномена «ребенок». В рассматриваемых произведениях эмоциональная оценка ребенка актуализируется посредством концептуальных признаков: 'hatred', 'punishments for children', 'threat' и др. Эстетическая оценка передается концептуальными признаками 'beauty' и 'ugliness'. Утилитарная оценка реализуется концептуальным признаком — 'harm making by a child in tantrum

6. Рассматриваемый фрагмент картины мира Дж.К. Роулинг репрезентирован как признаково-динамический, метафорический, детализированный, эксплицитно выраженный.

Апробация работы. По материалам исследования были сделаны доклады и сообщения на международных научных конференциях в Самаре (2007), Кемерово (2008), Чебоксарах (2009) и Екатеринбурге (2009); на всероссийской научной конференции в Якутске (2008); на внутривузовских конференциях Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Северодвинск, ноябрь 2007—2010 и апрель 2007—2010). Основные положения диссертации обсуждались на совместных заседаниях кафедры германской филологии и кафедры иностранных языков Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2007-2010). По теме исследования имеется 9 публикаций общим объемом 2,3 п.л., две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованнях ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы, Списка лексикографических источников, Списка принятых сокращений. Текст диссертации включает 3 таблицы, 6 диаграмм и 1 схему. Общий объем работы составляет 193 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Бабарыкина, Татьяна Сергеевна

Выводы

Ii В настоящей главе обоснован выбор имени художественного концепта CHILD. С помощью 3 групп формальных и 12 групп семантических идентификаторов сформирован корпус исследуемых художественных контекстов, состоящий из 8148 фрагментов.

2. Художественный концепт CHILD рассмотрен в совокупности трех слоев: понятийного, образного (7861 контекст) и оценочного (995 контекстов). Каждый слой структурируется определенными концептуальными признаками, которые не совпадают между собой ни количественно, ни качественно.

3. Основой понятийного слоя художественного'концепта CHILD являются 75 концептуальных признаков: 'an inborn>/ newly born human being', 'a pupil', 'a young human being', 'a girl', 'a boy', 'a person below the age of puberty ', 'a childish person', 'a descendant' / 'an offspring'a son', 'a daughter', 'age', 'a disciple of a teacher', 'one influenced by circumstances', 'the young of the animal', 'youth of noble birth', 'a member of tribe', 'product', 'progeny of a person', 'origin', 'extraction', female infant', 'Hebrews', 'the ability to walk', 'disobedience even to violation of law and committing a crime', 'degrees of socialization', 'the lack of life and skilful experience', 'social problems', 'physical changes', 'child-birth', 'childhood', 'a prodigy whose talents are recognized at an early age', 'a child looked after temporarily or brought up by people other than its natural or adoptive parents', 'a child afflicted by some disease or deformity whose picture is used on posters to raise money for charitable purposes', 'mental and physical development', 'behaviour', 'manners', 'influence of childhood on future personality', 'responsibility for other people'mistakes', 'success in society', 'acceptability in deeds', 'sexual relations', 'operating boring work', 'high intellectual potential', 'uncontrolled excitement up to stupidity', 'influence of parents on children ', 'difference between children and their parents', 'sincerity', 'an immature or irresponsible person', 'lad, fellow', 'no experience in a particular area', 'womb', 'rounded', 'swelling', fetus', 'offspring', 'pregnant', 'the same parents', 'a small cask', family', 'burn', 'water source', 'well', 'bowl', 'cut', 'sword', 'fire', 'order', 'a young person of noble birth', 'innocently killed', 'infancy', 'nurse', 'relative', 'beverage', 'crusade', 'ocean'. Наиболее частотными, по данным лексикографических источников, следовательно, наиболее важными из них являются первые одиннадцать.

4. Образный слой художественного концепта CHILD структурируется концептуальными признаками, выявленными на основе зрительного и слухового модусов перцепции. Зрительный модус восприятия является базовым для 26 концептуальных признаков: 'colour of face', 'colour of eyes', 'colour of hair', 'colour of ears', 'colour of hands', 'colour of lips', 'colour of skin', 'colour of eyebrows', 'colour of forehead', 'size of lips', 'size of hands', 'size of eyes', 'size of hair', 'size of teeth', 'size of body', 'size of nose', 'size of face', 'size of shoulders', 'size of mouth', form of nose', form offace', form of eyes', form of hair', 'injury of skin', 'dirt on skin', 'mimics', при этом преобладает цветовая перцепция детских образов.

Концептуальные признаки 'colour of eyes', 'colour of hair', 'colour of skin', 'size of body' фиксируются и в понятийном слое художественного концепта CHILD, однако гораздо большее развитие они получают в образном слое.

Актуализация большинства концептуальных признаков осуществляется эксплицитно, в то время как признаки 'colour of face' и form of hair' могут передаваться в тексте как эксплицитно, так и имплицитно.

Концептуальные признаки 'colour offace', 'colour of ears'size of eyes', 'size of nose' могут реализовываться как непостоянные.

Цветовая концептуализация внешнего вида детских персонажей напрямую связана с состоянием их внутреннего мира или физиологическими состояниями.

Слуховой модус перцепции является основой для 8 концептуальных признаков: 'loudness', 'articulation', 'tempo', 'vocal features', 'tone', 'sounds of inanimate nature', 'sounds uttered by a person', 'voice of a child'. Ни один из названных концептуальных признаков не закреплен в понятийном слое художественного концепта CHILD.

Аудитивные характеристики детских персонажей концептуализируются в двух направлениях: с точки зрения взрослых (концептуальные признаки 'loudness', 'articulation', 'tempo', 'vocal features', 'tone') и с точки зрения самих детей ('sounds of inanimate nature', 'sounds uttered by a person'voice of a child').

Проявление концептуального признака 'loudness' связывается с ситуациями, в которых персонажи переживают страх, гнев, восторг или проявляют нежелание быть услышанными, а концептуального признака 'articulation' — с состояниями боли, ярости, шока, паники.

5. Оценочный слой художественного концепта CHILD структурируется-8 концептуальными признаками: 'hatred', 'punishments for children', 'threat', 'mockery', 'happiness', 'beauty', 'ugliness', 'harm, making by a child in tantrum'. Оценка рассматривается на трех уровнях: эмоциональная, эстетическая и утилитарная оценки. Эмоциональная оценка репрезентирована через концептуальные признаки 'hatred', 'punishments for children', 'threat', 'mockery', 'happinessэстетическая оценка — через концептуальные признаки 'beauty' и 'uglinessутилитарная — через концептуальный" признак 'harm, making by а child in tantrum'.

Концептуализация оценочной информации осуществляется в большинстве случаев по двум направлениям. Исключение составляют концептуальные признаки 'punishments for children', 'threat', 'harm, making by a child in tantrum'.

В оценочном слое большинство концептуальных признаков реализуются эксплицитно, а концептуальные признаки 'hatred', 'punishments for children ' — еще и имплицитно.

6. К более значимым концептуальным признакам художественного концепта CHILD относятся следующие: 'size of body', 'colour of hair', 'colour of skin', 'colour offace', 'colour of eyes', form of hair', 'loudness', 'articulation', 'tempo'. О значимости данных концептуальных признаков свидетельствуют их частотность, многообразие способов их фиксации и комбинирование с другими концептуальными признаками.

7. Для выражения большинства концептуальных признаков используются прямые номинации разной структуры.

8. Вербализация концептуальных признаков осуществляется с помощью единиц конкретной семантики, репрезентированных существительными и прилагательными, а также посредством лексики абстрактной семантики, представленной глаголами и наречиями.

9. Для актуализации концептуальных признаков используется большое количество прилагательных и глаголов, что позволяет охарактеризовать картину мира английской писательницы как признаковую и динамическую.

10. Можно также говорить о метафоричности картины мира Дж.К. Ро-улинг: писательница часто обращается к использованию тропов.

11. Подробное описание детских персонажей позволяет говорить о детализации картины мира английской писательницы.

12. Преобладание двунаправленной концептуализации в описании детских персонажей дает возможность читателю посмотреть на созданный образ ребенка с разных сторон.

13. Общая структура художественного концепта CHILD, отражающая все 117 выявленных на основе анализа понятийного, образного и оценочного слоев концептуальных признака, представлена на схеме на с. 160.

ПРИЗНАКИ X*

СХЕМА 1

КЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА CHILD jn?nners

I sexual relations' I mlluenceof parents on rhildren1 J

CHILD

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании предпринята попытка описания дожественного концепта CHILD в его языковом выражении путем выявлец^з^ значимых концептуальных признаков изучаемого концепта для языко^огхэ | сознания Дж.К. Роулинг.

Художественный концепт определяется нами как сложное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода чело0ек:а. обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной деятельности личности и обществ^ несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отража^у^^ предмете или явлении, представленное в художественном тексте посредством единиц языка и способное выступать в качестве материала при форгугир0 вании новых художественных смыслов.

В исследовательскую картотеку вошли 8148 единиц, извлеченных тодом< сплошной выборки из 7 следующих художественных произведений английской писательницы Дж.К. Роулинг: «Harry Potter and the Sorcerer's Stone», «Harry Potter and the Chamber of Secrets», «Harry Potter and the Pr-is oner of Azkaban», «Harry Potter and the Goblet of the Fire», «Harry Potter cind the Half-Blood Prince», «Harry Potter and the Deathly Hallows».

Процедура отбора исследовательского материала включала в себя дВа этапа: на первом этапе был обоснован выбор имени концепта, на втором эта пе устанавлены формальные и содержательные идентификаторы художественного концепта CHILD. Далее, путем сплошной выборки с опорой на фор мальные и содержательные идентификаторы, отбирались художественные контексты, которые и составили корпус исследуемых единиц.

Исследование проводилось с учетом слоистой структуры концепта с выделением концептуальных признаков детских персонажей в каждом из слоев. В данной диссертационной работе признается, что художественный концепт состоит из трех слоев: понятийного, образного и оценочного. ука занные слои структурированы 117 концептуальными признаками.

В < пределах понятийного-слоя-в результате анализа английских толковых, этимологических, фразеологических словарей, словарей пословиц, поговорок и афоризмов английского языка, словарей синонимов и антонимов, жаргонизмов и сленгизмов было выделено 751 признаков концепта CHILD.

Образный слой, художественного концепта CHILD структурируется 34 концептуальными признаками. Они выявлены на основе доминирующих в произведении визуального и аудитивного модусов перцепции, зафиксированных в художественных контекстах.

Среди концептуальных признаков, формирующих образный слой, преобладают те, которые обусловлены цветовой перцепцией детских образов.

Изучение индивидуально-авторских контекстов с точки зрения выражаемой в них, эмоциональной, эстетической и утилитарной оценок феномена «ребенок» показало, что оценочный слой художественного концепта CHILD репрезентирован* 8 концептуальными признаками, со значительным преобладанием эмоциональной оценки (85%).

Четыре концептуальных признака, зафиксированных в понятийном слое, находят выражение и в образном слое художественного концепта CHILD: 'colour of eyes', 'colour of hair', 'colour of skin', 'size of body'.

Наиболее частотными и многообразно вербализованными, следовательно, значимыми признаками художественного концепта CHILD являются следующие: 'an inborn /newly born human being', 'apupil', 'ayoung human being', 'a girl', 'a boy', 'a person below the age of puberty', 'a childish person', 'a descendant ' / 'an offspring', 'a son', 'a daughter', 'size of body', 'colour of skin', 'colour of hair', 'colour offace', 'colour of eyes', form of hair', 'loudness', 'articulation', 'tempo'.

Языковые средства экспликации концептуальных признаков, входящих в тот или иной слой художественного концепта CHILD, частично схожи, частично различаются. Сходство состоит в том, что как для образного, так и для оценочного слоя характерно использование лексических, грамматических и графических средств. В то же время дяя понятийного слоя более свойственно использование только лексических языковых средств.

Для выражения большинства концептуальных признаков используются прямые номинации разной структуры, однако случаи использования непрямых номинаций также нередки. Вербализация концептуальных признаков осуществляется с помощью единиц конкретной семантики, репрезентированных существительными и прилагательными, а также посредством лексики абстрактной семантики, представленной глаголами и наречиями. Дяя актуализации концептуальных признаков используется большое количество прилагательных и глаголов, что позволяет охарактеризовать картину мира английской писательницы как признаковую и динамическую. В то же время можно говорить о метафоричности картины мира Дж.К. Роулинг, поскольку писательница часто обращается к использованию тропов. Кроме того, подробное описание детских персонажей позволяет говорить о детализации картины мира английской писательницы. Преобладание двунаправленной концептуализации в описании детских персонажей дает возможность читателю посмотреть на созданный образ ребенка с разных сторон.

Перспективы исследования мы связываем с изучением художественного концепта СНШЭ на материале произведений других англоязычных авторов, что со временем позволит уточнить место данного концепта в английской художественной картине мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бабарыкина, Татьяна Сергеевна, 2010 год

1. Авдеева, Е.В. Поэтико-философская картина мира в романе Владимира Максимова «Карантин»: дис. . канд-. филол. наук / Е.В. Авдеева. -Тамбов, 2004. 162 с.

2. Алефиренко, Н.Ф. Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста / Н.Ф. Алефиренко // Материалы международного симпозиума / Отв. ред. Алефиренко Н.Ф.. Волгоград: Перемена, 2003. - С. 3-13.

3. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 1999. — 273 с.

4. Андрулаки, Е. Гарри Поттер: Посвящение в магию / Е. Андрулаки. URL: http://www.zavet.ru/obs/nrav/andrulake-gpotter.htm (дата обращения: 05.06.2009)

5. Апресян, Ю.Д: Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. — № 1. 1995. — С. 3765.

6. Аристотель Политика. Антология мировой философии / Аристотель. В 4 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1969. С. 465-475.

7. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.

8. Архарова, Д.И. Типология оценочных значений (на материале диалектных качественных прилагательных) / Д.И. Архарова // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. Свердловск, 1986. - С. 22—31.

9. Ю.Аскольдов-Алексеев, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь / Под ред. проф. JI.B. Щербы. — Ленинград: Academia, Новая серия II, 1928. С. 28-35.

10. Ашхарава, А.Т. Концепт «дитя» в русской языковой картине мира: дис. канд. филол. наук / А.Т. Ашхарава. Архангельск, 2002.-202 с.

11. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Е.И. Аюпова: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.

12. Бабенко, Л.Г., Васильев, И.Е., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко. — Екатеринбург: Уральский ун-т, 2000. 534 с.

13. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П. Астафьева (на материале цикла «Затеей»): автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю.Г. Боб-кова. — Пермь, 2007. — 23 с.

14. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка/ А.П. Бабушкин. Воронеж: Воронежский ун-т, 1996. - 103 с.

15. Балашова, Л.В. Концепт «детство» в метафорической системе языка (диахронический аспект) / Л.В. Балашова. URL: http://inng.spb.ru/grammatikon /child/bal.html (дата обращения: 24.03.2009)

16. Бахтин, М.М1. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — М.: Худ. лит., 1972. 176 с.

17. Беспалова, O.E. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева) / O.E. Беспалова // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. трудов. СПб.: РГГГУ, 2002. - С. 90-96.

18. Бирюкова, А.Ю. 1000 вопросов и ответов о Гарри- Поттере / А.Ю. Бирюкова. Спб.: ООО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. - 174 с.

19. Бляхер, М.Д. Основы научных исследований по искусству / Е.Д. Бляхер. Ч. 1. Профессиональная культура исследования искусства. — Душанбе: Дониш, 1985. С. 75.

20. Богданова, Н.В. Лексическая экспликация концепта «Природа» в раннем творчестве И.А. Бунина: дис. . канд. филол. наук / Н.В. Богданова. — СПб.-2007.-219 с.

21. Болдырев, H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по англ. филологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Зарубежная филология» / H.H. Болдырев. Тамбов: ТГУ, 2000. - 172 с.

22. Болотнова, Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора / Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. 2004. - Вып.1 (38). - Серия: гуманитарные науки (филология). — С. 20-25.

23. Болотнова, Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н.С. Болотнова. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 1994.-212 с.

24. Болотнова, Н.С. Художественный концепт как объект филологического исследования Н.С. Болотнова // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ, 2005. -Вып.9. - С.18-19.

25. Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н.С. Болотнова. — Томск: Томский гос. ун-т, 1992. 312 с.

26. Бондарева, А.Г. Формирование и развитие состава денотативного класса <лес>: дис. . канд. филол. наук / А.Г. Бондарева Северодвинск, 2003.- 186 с.

27. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов /Ю.Б. Борев. — М.: Астрель, 2003. — 575 с.

28. Браже, P.A. Синергетика и творчество: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021500 «Издательское дело и редактирование» / P.A. Браже. - Ульяновск: УлГТУ; 2002. - 204 с.

29. Бревнова, Ю.С. Становление и развитие молодежного культа на основе литературного произведения: На примере серии книг Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере: дис. . канд. культурологии / Ю.С. Бревнова. М., 2005. — 155 с.

30. Бутакова, JI.O. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / JI.O. Бутакова. — Барнаул: Алтайский ун-т, 2001. — 283 с.

31. Быдина, И.В. Концепт «творчество» в идиостиле Виктора Сосноры / И.В. Быдина // Культурные концепты в языке и тексте: сб. науч. тр. Белгород: БелГУ, 2005. - С. 86-93.

32. Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.-250 с.

33. Васильева, Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: дис. . канд. филол. наук / Н.И. Васильева. — Н. Новгород, 2005. — 243 с.

34. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Рус. словари, 1996. - 411 с.

35. Венгранович, М.А. Экстралингвистическая обусловленность специфики фольклорного и художественных текстов: сопоставительный аспект / М.А. Венгранович // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГУ, 2005. - Вып. 9. - С. 58-63.

36. Вендина, Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания / Т.И. Вендина // Вопросы языкознания. 2002. - № 4, — С. 42-71.

37. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В.В. Виноградов.-М.: АН СССР, 1963.-256 с.

38. Виноградова, М.С. Реконструкция языковой картины мира позднего Чехова (на материале художественной прозы 1898-1903 гг.): дис. . канд. филол. наук / М.С. Виноградова. Тверь, 2008. - 191 с.

39. Волкодав, Т.В. Структурно-типологические и лексико-семантические параметры литературной сказки Дж. Роулинг и ресурсы их передачи на русский и-немецкий языки: дис. . канд. филол. наук / Т.В. Волкодав. -Краснодар, 2006. 185 с.

40. Вольф, Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков хорошо / плохо / Е.М. Вольф. Вопросы языкознания. - 1986. - № 5. - С. 98-106.

41. Воркачев, С.Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели) / С.Г. Воркачев. Волгоград: Перемена, 2003. - 163 с.

42. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. М.: Гнозис, 2004. - 237 с.

43. Вострякова, H.A. Коннотативная семантика и прагматика номинативных единиц русского языка: автореф. дис. . канд. филол. наук / H.A. Вострякова. Волгоград, 1998. - 18 с.

44. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский. Собрание сочинений. В 6т. Т.6. М.: Смысл, 1984. - 400 с.

45. Гарри Поттер и Узники Философской Комнаты: Порядок Фантастического в Современной Российской Культуре: Материалы научной конференции 17-18 октября 2003 года. М.: Институт европейских культур, 2003. -54 с.

46. Гаспаров, М.Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и функциональный / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: НЛО, 1995. 480 с.

47. Гиршман, М.М. Проза художественная / М.М. Гиршман // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. 2000. - С. 308-313.

48. Глотов, М.Б. Эстетическое и художественное / М.Б. Глотов // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.27-29.

49. Говердовский, В.И. Опыт функционально-типологического описания коннотации: автореф. дис. . канд. филол. наук / В.И. Говердовский. — М., 1977.- 17 с.

50. Годес, О.В. Образная репрезентация концептосферы волшебство в английском, русском и украинском языках: на материале произведений Дж.К. Роулинг: автореф. дис. . канд. филол. наук / О.В. Годес. Белгород, 2009.-21 с.

51. Данилова, Е.И. Физиогномика: как читать человека по лицу / Е.И. Данилова: Эксмо. 2008. - 192 с.

52. Данькова, Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: дис. . канд. филол. наук / Т.Н. Данькова. — Воронеж, 2000. -214 с.

53. Декларации прав ребенка. — М.: 1959. — 24 с.

54. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке / В.З. Демьянков // Вопросы филологии. 2001. - С. 35-47.

55. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джурин-ский: Учебн. пособие для вузов. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

56. Долбина, И.А. Художественный концепт «брат» в индивидуально-авторской картине мира: содержание и структура (на материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») / И.А. Долбина. Кемерово: Куз-ГТУ, 2005.- 115 с.

57. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности / А.К. Жолковский. — М.: Прогресс: Универс, 1996. — 341 с.

58. Залевская, A.A. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений / A.A. Залевская // Вопросы языкознания. М.: 1992. - №6. - С. 31 — 42.

59. Зусман, В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка / В.Г. Зусман. Нижний Новгород: Деком, 2001. - 168 с.

60. Ивин, A.A. Основания логики оценок / A.A. Ивин. М.: МГУ, 1970.-231 с.

61. Ивлева, А.Ю. Культурное пространство художественного текста: от символа-предела к символу-образу: автореф. дис. . доктора филос. наук /

62. А.Ю. Ивлева. Саранск, 2009.

63. Ирисханова, O.K. Лингвокреативный аспект деятельности человека

64. O.K. Ирисханова // Филология и культура: Материалы IV Междунар. науч. конф. 16-18 апреля 2003 года / Отв. ред. H.H. Болдырев. Тамбов: ТГУ им.

65. Г .Р. Державина, 2003. С. 8-10

66. Казарин, Ю.В. Поэтический текст как система: монография. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1999.-258 с.

67. Калюжная, И.А. Концепт «детство» в немецкой и русской лингвокультурах: дис. . канд. филол. наук / И.А. Калюжная. Волгоград, 2007. -229 с.

68. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик //

69. Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996.-С. 3-16.

70. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. М.: Ун-тязыкознания РАН, 2002. 333 с.

71. Карасик, В.И.- Языковой круг: личность, концепты, дискурс /I

72. В.И. Карасик. М.: Перемена, 2004. - 390 с.

73. Караулов; Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. — М:: Наука, 1976;-355 с.

74. Карпинец, Т.А. Концепт как способ смысловой организации художественного текста / Т.А. Карпинец: монография; под научной ред. В.П. Васильева. Кемерово: КРИПКиПРО, 2004. - 154 с.

75. Кварацхелия, Ш.М. Концептуальное моделирование языкового образа ребенка в английской реалистической прозе XIX века: дис. . канд. фи-лол. наук / Ш.М. Кварацхелия. Москва, 2007. - 234 с.

76. Клебанова, Н.Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально-авторских концептов в англоязычных прозаических тестах: дис. . канд. филол. наук / Н.Г. Клебанова. Тамбов, 2005. - 167 с.

77. Ковал енков, А. А. Степень точности: Заметки о стихе /

78. A.А. Коваленков. — М.: Советский писатель, 1972. — 143 с.

79. Колесникова, В.В. Художественный концепт «душа» и его языковая репрезентация: на материале произведений Б. Пастернака: дис. . канд. филол. наук / В.В. Колесникова. Краснодар, 2008. - 150 с.

80. Ко лесов, В.В. Семантический синкретизм как категория языка /

81. B.В. Колесов. Вестник Ленинградского университета. - Спб., 1991. - Сер. 2. -Вып. 2 (№9).-С. 40-49.

82. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 103 с.

83. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. — М.: Академия, 2003. — 336 с.

84. Конвенция о правах ребенка. — М: Инфра-М, 1989. 20 с.

85. Корнилов, O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / O.A. Корнилов: Монография. — М.: МАЛП, 1999. — 349 с.

86. Красавский, H.A. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах: дис. . доктора филол. наук / H.A. Красавский. — Волгоград, 2001. 507 с.

87. Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. М.: ИТДГК Гнозис, 2003. - 375 с.

88. Красных, В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) / В.В. Красных // Вестник МГУ. — Сер.9. Филология.1998.-№1.-С. 53-70.

89. Крючкова, Н.В. Концепты возраста (на материале русского и французского языков): дис. . канд. филол. наук / Н.В. Крючкова. — Саратов, 2003. 252 с.

90. Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е.С. Кубрякова // Известия АН. Серия литературы и языка. 2004. Т. 63. — №1. — С. 13—24.

91. Кудряшова, О.М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: дис. . канд. филол. наук / О.М. Кудряшова. Н. Новгород. 2007. - 199 с.

92. Кузнецов, Ю.А. Лексико-семантическое поле смеха как фрагмент русской языковой картины мира: дис. канд. филол. наук / Ю.А. Кузнецов. -СПб., 2005.-215 с.

93. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах поэтического языка / H.A. Кузьмина. Екатеринбург; Омск: Уральский ун-т, Омский ун-т,1999.-272 с.

94. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. — JL: Просвещение, 1979. 328 с.

95. Ларин, Б.А. Очерки по фразеологии / Б.А. Ларин. Л.: Уч. зап. • ЛГУ, 1956. - № 128. - 158 с.

96. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин: Избранные статьи. Л.: Худ. лит-ра, 1974. 270 с.

97. Лернер, К., Куперман, В. Категория сравнения и оценки с точки зрения гипотезы о типах языкового движения / К. Лернер // Вопросы языкознания. 1988. -№ 1. - С. 89-96.

98. Липина, Е.А. Реализация лингвокультурного концепта «Время военное / Kriegszeit» в идиолектах K.M. Симонова и Э.М. Ремарка: на материале текстов военной прозы: дис. . канд. филол. наук / Е.А. Липина. — Тюмень, 2008. 164 с.

99. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. С. 278-296.

100. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев: монография. М.: Наука, 1979. - 360 с.

101. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1 (Введение, теория стиха) / Ю.М. Лотман // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 160. - Труды по знаковым системам, 1. — Тарту, 1964. — 195 с.

102. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 251-293.

103. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст семи-осфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской литературы, 1999. — 464 с.

104. Лошаков, А.Г. Сверхтекст как словесно-концептуальный феномен: монография / А.Г. Лошаков. Архангельск: Поморский университет, 2007. — 344 с.

105. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. М.: ЛКИ, 2007.-256 с.

106. Лютикова, В.Д. Языковая личность: идиолект и диалект / В.Д. Лю-тикова. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 1999. — 185 с.

107. Маглакелидзе, Ж.Г. Функции числительного в формировании семантики текста: (на материале фр. яз.): автореф. дис. . доктора филол. наук / Ж.Г. Маглакелидзе. М., 1989.

108. Макарова, П. Джоан Роулинг в стране чудес / П. Макарова. URL: http://wondrous-world.narod.ru/news/rowlingaif.html (дата обращения: 24.08.09)

109. Малышева, Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивно-языкового анализа): автореф. дис. . канд. филол. наук. — Омск, 1997. 168 с.

110. Маркелова, Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: автореф. дис. доктора филол. наук. М., 1996. — 47 с.

111. Мартьянова, И.А. Русский текст: концепт Китай / И.А. Мартьянова // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX века. — СПб., 1998. -С. 290-300.

112. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: Академия, 2004. - 208 с.

113. Маслова, О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях XX века: дис. . канд. филол. наук / О.О. Маслова. Ярославль, 2005. -206 с.

114. Мачкасов, Ю. О некоторых аспектах популярности «Гарри Потте-ра» — взгляд американского читателя второго ряда»: URL: http://neocortex.ru/ library/iek/machkasov.htm (дата обращения: 28.07.09)

115. Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б.С. Мейлах // Вопросы философии. 1983. - №7. - С. 116-125.

116. Меняйло, В.В. Культурный концепт, индивидуально-авторский концепт, художественный концепт к уточнению понятий /В.В. Меняйло //

117. Studia Lingüistica XVII. Язык и текст в проблемном поле гуманитарных наук: Сборник. — Спб.: Политехника-сервис, 2008. — С. 368—372.

118. Миллер, JI.B. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): дис. . доктора филол. наук / Л.В. Миллер. — СПб., 2004. 303 с.

119. Миллер,- Л.В. Художественный »концепт как смысловая и эстетическая категория / Л.В. Миллер // Мир русского слова. 2000. - №4. - С. 39-45.

120. Михин, А. Н. Роман Д.С. Мережковского «Александр I»: художественная картина мира: дис. . канд. филол. наук / А.Н. Михин. Магнитогорск, 2004. - 225 с.

121. Мусагитова, Г.Н. Способы эксплицирования картины мира авторав прозаическом тексте: деятельностный аспект: на материале творчества Ю.К. Олеши: дис. . канд. филол. наук / Г.Н. Мусагитова. — Омск, 2005. — 235 с.

122. Неретина, С.С. Опыт словаря средневековой культуры / С.С. Неретина // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.,1998.-265 с.

123. Неретина, С.С. Тропы и концепты / С.С. Неретина. М.: РАН,1999.-277 с.

124. Никитин, М.В. Основания когнитивной семантики: учеб. пособие / М.В. Никитин. СПб.: РГПУ, 2003. - 277 с.

125. Нифанова, Т.С. Сопоставительно-семасиологическое исследование художественных образов / Т.С. Нифанова: монография. Архангельск: Поморский университет, 2007. — 120 с.

126. Обухова, Л:Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф: Обухова: Учебное пособие. -М.: Российское пед. агентство, 1996. — 374 с.

127. Овчинников, Ю.А. Эстетическая картина мира и ценностные ориентации / Ю.А. Овчинников // Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. Тезисы докладов научной конференции. — Петрозаводск: КГПИ. 1984. - С. 73.

128. Орешко, М.А. Лексическая репрезентация художественной кон-цептосферы Виктора Пелевина: концепты «человек», «пространство», «время»: дис. . канд. филол. наук / М.А. Орешко. Санкт-Петербург, 2006. — 177 с. 1

129. Осколкова, Н.В. Особенности структуры эстетического поля денотативного класса «ветер» (на материале русской поэзии XVIII-XX вв.): дис. . канд. филол. наук / Н.В. Осколкова. — Северодвинск, 2004. — 204 с.

130. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Отв. ред. В.П. Григорьев, М.: Наука, 1990. — 304 с.

131. Павлов, A.A. Римская античная familia в свете 'новой социальной истории': новые подходы современной западной историографии (обзор) / A.A. Павлов // Тендерная теория и историческое знание. Материалы семинаров. Сыктывкар, 2004. С. 149-198.

132. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко: Учебное пособие. М.: Московский ун-т, 1997. 407 с.

133. Пименова, М.В. Предисловие / М.В. Пименова // Введение в когнитивную лингвистику; под ред. М.В. Пименовой. Вып. 4. - Кемерово: Графика, 2004. - С. 4-10.

134. Пшцальникова, В.А. Проблема идиостиля: Психолингвистический аспект / В.А. Пшцальникова: Учеб. пособие. Барнаул: Алтайский ун-т, 1992.-73 с.

135. Плиний Младший Письма / Плиний Младший. М.: Наука, 1984. —407 с.

136. Погосян, Р.Г. Концепт «судьба» и его языковое выражение в поэтическом тексте Ф.К. Сологуба: дис. . канд. филол. наук / Р.Г. Погосян. — Пятигорск, 2005. 195 с.

137. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова. — Воронеж: Истоки, 2002. — 191 с.

138. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова. М.: «АСТ-Восток-Запад», 2007. - 314 с.

139. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека /

140. B.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. — М.: Наука, 1988. —1. C. 8-60.

141. Прасолова, К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX — начала XXI века (творчество поклонников Дж.К. Роулинг):: дис. . канд. филол. наук / К.А. Прасолова. Калининград, 2009. — 253 с.

142. Публий, Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта / О.Н. Публий / Подготов. текста M.JI. Гаспарова и С.А. Ошерова. М.: Наука, 1978.- 178 с.

143. Рогозина, И.В. Плюрализм картин мира / И.В. Рогозина. URL: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa200ll2/pages/34/pap34.html (дата обращения 04.10 2008)

144. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. 720 с.

145. Рухленко, H.H. Концепт «СЕМЬЯ» в жанре семейных родословных: дис. . канд. филол. наук / H.H. Рухленко. Белгород, 2005. - 265 с.

146. Рыбальченко, Т.Л. Поиск картины мира в современной прозе / Т.Л. Рыбальченко // Картина мира: модели, методы, концепты / Под общей редакцией профессора З.И. Резановой. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. — С. 261— 266.

147. Самойленко, A.C. Концептуализация годового оборота времени в современном английском языке: дис. . канд. филол. наук / A.C. Самойленко. — Северодвинск, 2009. — 218 с.

148. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова: Учебное пособие. М.: АспектПресс, 2001. — 460 с.

149. Севрюгина, Е.В. Языковое отражение концептов «любовь» и «красота» в поэзии Ф.И. Тютчева и У. Вордсворта: дис. . канд. филол. наук / Е.В. Севрюгина. М., 2003. - 251 с.

150. Сергеева, Е.В. Концепт «Божественное» в творчестве В. Иванова / Е.В. Сергеева // Художественный текст и языковая личность. Материалы IV Всероссийской научной конференции. — Томск: Томский гос. ун-т, 2005. — С. 95.

151. Сивкова, A.B. Идиостиль Н.В. Гоголя в аспекте лингвокогнитив-ной поэтики (на материале произведений «Ночь перед Рождеством» и «Мертвые души»): дис. . канд. филол. наук / A.B. Сивкова. Калининград, 2007.-216 с.

152. Симашко, Т.В. Денотативный класс как основа описания фрагмента мира / Т.В. Симашко: монография. — Архангельск: Помор, гос. ун-т, 1998. -337 с.

153. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. — М.: Academia, 2000.-128 с.

154. Снитко, Т.Н. Предельные понятия в западной и восточной лингво-культурах: автореф. дис. . док. филол. наук / Т.Н. Снитко Краснодар, 1999.-32с.

155. Соловьева, Л.Н. Древние германцы и их языки / Л.Н. Соловьева // Введение в германскую филологию. — М.: Высшая школа, 1980. — С. 7—27.

156. Солодуб, Ю.П. Структура лексического значения / Ю.П. Солодуб // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1997. — №2. — С. 54-67.

157. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 2004. - 992 с.

158. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 58-65.

159. Стернин, И.А., Быкова, Г.В. Концепты и лакуны / И.А. Стернин // Языковое сознание: формирование и функционирование. — М., 2000. — С. 14.

160. Суворова, И.М. Эстетическая картина мира и проблемы ее формирования: дис. . канд. филол. наук / И.М. Суворова. СПб., 2006. — 177 с.

161. Тарасова, И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / И.А. Тарасова. Саратов: Саратовский ун-т, 2003. - 280 с.

162. Тарасова, И.А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля / И.А. Тарасова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. №1 (31). — Самара: Издательство Самарского университета, 2004. — С. 163—169.

163. Татаринцева, Е.А. Защита прав ребенка по английскому праву / Е.А. Татаринцева // Защита прав ребенка в современной России: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. A.M. Нечаева. М.: РАН, 2007.-С. 46.

164. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. М.: Наука, 1986. - 144 с.

165. Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. -М.: Наука, 1988. С. 46.

166. Терпак, М.А. Английский лингвокультурный концепт «семья» и способы отражения его коннотативного содержания в языке: на материале семантического поля «Родственные отношения»: дис. . канд. филол. наук / М.А. Терпак. Самара, 2006. - 204 с.

167. Токарев, Г.В. Теоретические проблемы вербализации концепта «труд» в русском языке: дис. . доктора филол. наук / Г.В. Токарев: Волгоград, 2003.-472 с.

168. Томашевский, Б.В. Стих и язык. Филологические очерки / Б.В. Томашеский. М. — JL: Гослитиздат, 1959. — 471 с.

169. Торсуева, И.Г. Интонация и картина мира художественного текста / И.Г. Торсуева // Текст как отображение картины мира: Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. М.: Моск. гос. ин-т иностр. яз., 1989. Вып. 341. — С. 5-11.

170. Трипольская, Т. А. Эмотивно-оценочная лексика в свете антропоцентрических исследований / Т. А. Трипольская // Сибирский филологический журнал. 2003. - № 3-4. - С. 187-197.

171. Троцюк, С.Н. Концептуальная парадигма как средство отражения авторского мировидения: на примере повестей* Н.В. Гоголя «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»: дис. . канд. филол. наук / С.Н. Троцюк. Ростов-на-Дону, 2007. - 186 с.

172. Тугужекова, Т.Н. Особенности сочетаемости существительных, связанных с выражением понятие «человек» в современном английском и хакасском языках / Т.Н. Тугужекова. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2005. — 183 с.

173. Туктангулова, Е.В. Художественные концепты «жизнь» и «смерть» как репрезентанты словообраза «Природа» в идиостиле И.А. Заболоцкого: дис. . канд. филол. наук / Е.В. Туктангулова. Ижевск, 2007. - 178 с.

174. Тырышкина, Е.А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова: дис. . канд. филол. наук / Е.А. Тырышкина. — Барнаул, 2002. 191 с.

175. Фоминых, Н.В. Концепт, концептор и художественный текст / Н.В. Фоминых // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 176—179.

176. Фрумкина, P.M. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? / P.M. Фрумкина // Язык и наука конца XX века: Сб. статей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. — С. 74—117.

177. Халикова, Н.В. Категория-образности художественного прозаического текста: дис. доктора филол. наук / Н.В. Халикова: М., 2004. 411 с.

178. Ханзен-Леве, А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А. Ханзен-Леве. СПб.: Академический проект, 1999.-507 с.

179. Хибир, Б.Ю. Физиогномика / Б.Ю. Хигир. СПб.: Астрель, Люкс, ACT, 2005. - 640 с.

180. Хомич, Е.О. Как читать мысли человека по лицу: физиогномика / Е.О. Хомич. Минск: Харвест, 2008. - 64 с.

181. Хохлова, Н.В. Лексическое значение и внутренняя форма слова как способы концептуализации мира природы (на материале говоров Архангельской области): дис. . канд. филол. наук / Н.В. Хохлова. — Северодвинск, 2004.-380 с.

182. Храпченко, М.Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития / М.Б. Храпченко. М.: Наука, 1987. — 575 с.

183. Хун, Ч. Лексико-тематическое представление внешнего облика человека в современном русском языке: функционально-семантический аспект (на фоне китайского языка): дис. . канд. филол. наук / Чжан Хун. СПб., 2007.-213 с.

184. Цапенко, С.А. Особенности концептуализации суточного круга времени в русской языковой картине мира.: автореф. дис. . канд. филол. наук / С. А. Цапенко. Архангельск, 2005. — 194 с.

185. Чернейко, JI.O., Долинский, В.А. «Судьба» как объект концептуального и ассоциативного анализа / JI.O. Чернейко // Вестник Московского университета. Серия 9. - Филология. — 1996. — №6. - С. 20-41.

186. Чернышева, Т.А. Художественная картина мира, «экологическая ниша» и научная фантастика / Т.А. Чернышева // Человек — природа — искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Отв. ред. Б.М. Кедров. Л.: Наука, 1986. - 141 с.

187. Чигашева, М.А. Семантическое поле воинских званий в русском и немецком языках: дис. . канд. филол. наук / М.А. Чигашева. — М., 2003. — 177 с.

188. Чурилина, Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования / Л.Н. Чурилина: Монография. Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2002. - 283 с.

189. Шаховский, В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания / В.И. Шаховский: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ин-т, 1983. — 96 с.

190. Шестакова, Е.Ю. Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII — XIX столетий: дис. . канд. филол. наук / Е.Ю. Шестакова. Северодвинск, 2007. - 181 с.

191. Шишкина, О.Ю. Художественный концепт «Поэт» в идиостиле М.И. Цветаевой и его лингвистическая репрезентация: на материале поэзии: дис. . канд. филол. наук / О.Ю. Шишкина. Череповец, 2003. —178 с.

192. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.

193. Штокмар, В.В. История Англии в средние века / В.В. Штокмар. СПб.: Алетейя, 2000. 203 с.

194. Щербо, П.А. Особенности вербализации концепта «возраст» в системах типологически разных языков: на материале английской, французской и русской лексики: дис. . канд. филол. наук / П.А. Щербо. — Москва, 2008. — 235 с.

195. Щирова, И.А., Гончарова, Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация / И.А. Щирова: Учебное пособие. СПб.: ООО Книжный дом, 2007. - 472 с.

196. Языковая номинация: Общие вопросы / Под. ред. Б.А. Серебренникова, А.А. Уфимцевой. — М.: Наука, 1977. 360 с.

197. Aries, Ph. Centuries of childhood. Penguin books, Harmondsworth, 1977.-237 p.

198. Baudrillard, J. Simulacra and Simulation. University of Michigan Press, 1996.-P. 48-51

199. Colbert, D. The magical worlds of Harry Potter: A treasury of myths, legends, and fascinating facts. Berkley Publishing, 2004. - 288 p.

200. Crystal, D. The English tone of voice: Ldn: Edward Arnold, 1975.198 p.

201. De Mause, L. (ed.) The History of Childhood: N.Y., 1974; Ibid. The Evolution of Childhood // History of Childhood Quarterly. Spring. - 1974. - Vol. I.- P. 505-507.

202. Deleuze, G., Guattari F. Rhizome: introduction. Paris: Minuit, 1976. —1. P. 13.

203. Deleuze, G., Guattari F. Qu'est-ce que la philosophie? — Paris: Minuit, 1991.-92 p.

204. Freeman, M. The Rights of the Child in England // A.M. Pappas. Law and the Status of the Child. -N.Y., 1983.- 120 p.

205. Goldstein, E.B. Sensation and perception.-Belmont, 1984.-121 p.

206. Hurvich, L. Color vision. Sunderland (Mass.), 1981. - 98 p.

207. Jacobson, R. Linguistics and Poetics. London, 1997. — 322 p.

208. Jan, I. On Children's Literature. -N.Y.: Schocken Boob, 1974. 189 p.

209. Jung, K. Conflicts of the Infantile Mind // Jahrbuch fur psychoanalytische und psychopathologische Forschungen II. Wien und Leipzig. — 1910. — 3358p.

210. Kagan, J., Freeman, M. Relation of Childhood Intelligence, Maternal Behaviour and Social Class to Behaviour During Adolescence // Child Development. 1963. - Vol. 36. - P. 899-911;

211. Kagan J. Elternliebe ist keine Lebensversicherung // Psyhologie heute. -1978. -Hf. 12.-S.40.

212. Kingdon, R. The groundwork of English intonation. — Ldn: Longmans, 1958.-272 p.

213. Lado, R. Linguistics across cultures. Ann Arbor, 1957. -141 p.

214. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. - 242 p.

215. Langacker, R.W. The conceptual basis of cognitive semantics // Language and conceptualization. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. -P. 229-252.

216. Molson, Francis, J. Children's Fantasy. Mercer Island (Wash.): Star-mont House, 1989.-97 p.

217. Nietzsche, F. A Book for Free Spirits. Cambridge: Cambridge University Press, 1878. - 280 p.

218. O'Connor, J.D. Phonetics. Ldn: Penguin, 1977. - 320 p.

219. Palmer, Gary B. Linguistica cultural. Madrid: Alianza Editorial. 2000,384 p.

220. Piaget, J. The Child's Conception of the World. London: Routledge and Kegan Paul. 1928. - 244 p.

221. Pike, K. Practical phonetics of rhythm waves. — Michigan: The University of Michigan Press, 1962. — 152 p.

222. Pollock, L.A. Forgotten children: Parent-child relations from 1500 to 1900. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1983. - 262 p.

223. Reunig, K. A comparative study of the linguistic fields of pleasurable emotions in English and German. — Swarthmore (Pennsylvania), 1941.-287 p.

224. Sapir, E. Language: An introduction to the study of speech. N.Y.: Harcourt, Brace and company, 1921. - 258 p.

225. Shores, L.T. The immaculate conception as perverted in the pagan Harry Potter books / L.T. Shores. URL: http:// www.exposingsatanism.org/ harry-potter.htm

226. Shorter, E. Die Geburt der modernen Familie. Reinbeck, 1977; Ibid. Der Wandel der Mutter-Kind-Beziehungen zu Beginn der Moderne // Geschichte und Gesellschaft. 1975. - 214 p.

227. Underer, F. and Schmod, H.-J. An introduction to cognitive linguistics. London; New York; Longman, 1996. - 129 p.

228. Unerman, S. Dragons in twentieth-century fiction. — Folklore Enterprises, 2002.-P. 94-101.

229. Wierbicka, A. Semantics, culture and cognition: universal human concepts in culture-specific configurations. New York: Oxford University Press, 1992.-488 p.

230. Wierbicka, A. Semantics: Primes and universals. Oxford, New York: Oxford University Press, 1996. - 159 p.

231. СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

232. Г. Англо-русский медицинский словарь. URL: http://critical.onego.nj/ dictionary/

233. Большой англо-русский словарь: ред. И.Р. Гальперин. — М.: Русский язык, 1987 (в тексте БАРС, 1987).

234. Маковский, М.М. Историко-этимологический словарь современного английского языка: Слово в зеркале человеч. культуры / М.М. Маковский. -М.: Диалог, 2000.

235. A Dictionary of English Etymology by Hensleigh Wedgwood: Second Edition. London. 1872 (в тексте - DEE, 1872).

236. X Dictionary of English Synonyms and Synonyms Expressions: Richard Soule. Boston, Little, Brown and Company, 1943 (в тексте DESSE, 1943).

237. ABBYY Lingvo 2006. URL: http://lingvo.abbyyonline.com/ru

238. Ad de Vries. Dictionary of Symbols and Imagery: North-Holland Publishing Company. Amsterdam. London, 1974.

239. Based on WordNet 3.0, Princeton University, Farlex Inc. URL: http://www.thefreedictionary.com/

240. Cambridge English Dictionary: 2006 (в тексте CED, 2006). URL: http://dictionaries.cambridge.org/researchers.asp

241. Chamber's Encyclopedic English Dictionary: Editor-in-Chief Robert Allien. Chambers. Edinburgh, 1994 (в тексте CEED, 1994).tb

242. Chambers 20 Century Dictionary: Edited by E.M. Kirchpatrick. Chambers, 1983 (в тексте Chambers, 1983).

243. Collins Cobuild Advanced Learner's English Dictionary: Harper Collins Publishers, 2006 (в тексте Collins, 2006).

244. Collins Cobuild Idioms Dictionary: Harper Collins Publishers, 2007 (в тексте CCID, 2007).

245. Collins Cobuild Idioms Dictionary: The university of Birmingham,2002.15iEnglish'i Dialectological'1 Dictionary:;- Oxford^ University- Press, 1981 (в тексте--HDD 1981).

246. Longman Dictionary of English Idioms: Longman, 1979 (в тексте — Longman, 1979). .

247. Longman New Universal Dictionary: Longman; 1982 (в, тексте — Longman, 1982).

248. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. A.S. Hornby: Seventh edition. Oxford University Press, 2009 (в тексте OALDCE, 2009).

249. Oxford-Dictionary of English: Second edition. First edition, edited by Judy Pearsall, Patrick Hanks, Second Edition edited by Catherine Soanes, Angus Stevenson. Oxford University Press, 2003 (в тексте ODE 2003).

250. Oxford Thesaurus of English: Second Edition. Oxford University Press, 2004 (в тексте Oxford Thesaurus of English, 2004).

251. The American Heritage Dictionary of the English Language: Fourth Edition, 2000. Houghton Mifflin Company (в тексте - AHDEL, 2000).

252. The Concise Oxford Dictionary of Current English: Adapted by H.W. Fowler and F.G. Fowler. Oxford. At the Clarendon Press, 1951 (в тексте -CODCE, 1951).

253. The Oxford book of aphorisms: Chosen by John Gross. Oxford. New York. - Oxford University Press, 1983 (в тексте - Oxford, 1983).

254. The Oxford Dictionary of English Etymology: Edited by C.T. Onions with the assistance of G.W.S. Friedrichson and R.W. Burchfield. Oxford. At the Clarendon Press, 1966 (в тексте - ODEE, 1966).

255. The Oxford Encyclopedic English Dictionary: Edited by Joyce M. Hawkins and Robert Allen. — Clarendon press. Oxford, 1991 (в тексте - OEED, 1991).

256. The Oxford English Dictionary: In 20 vol. / Prep, by John Andrew Simpson, E.S.C. Weiner. Oxford. - Clarendon Press, 2004 (в тексте - OED, 2004).

257. The Pan Dictionary of Synonyms and Antonyms edited by Laurence Ur-dang and Martin Manser: Pan Books. London and Sydney, 1980 (в тексте — PDSA, 1980).

258. The Routledge Dictionary of Historical Slang. Eric Partridge: Abridged by Jacqueline Simpson. — Routledge and Kegan Paul. — London, 1973 (в тексте — Routledge, 1973).

259. Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. Gramercy Books. New York. 2004 (в тексте WEUDEL, 2004).

260. Webster's New World Dictionary: School office edition, 1967 (в тексте WNWD, 1967).

261. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ

262. Rowling J.K. Harry Potter and the Sorcerer's Stone. Scholastic. New York. 1998.-312 p.

263. Rowling J.K. Harry Potter and the Chamber of Secrets. Scholastic. New York. 1999.-341 p.

264. Rowling J.K. Harry Potter and the Prizoner of Azkaban. Scholastic. New York. 1999. -403p.

265. Rowling J.K. Harry Potter and the Goblet of the Fire. Bloomsbury. London. 2000. 800p.

266. Rowling J.K. Harry Potter and the Order of the Phoenix. Scholastic. 2004. 870p.

267. Rowling J.K. Harry Potter and the Half-Blood Prince. Scholastic. 2005.652p.

268. Rowling J.K. Harry Potter and the Deathly Hallows. Scholastic. 2007.784p.

269. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

270. DEE A Dictionary of English Etymology

271. DESSE A Dictionary of English Synonyms and Synonyms Expressions

272. CED Cambridge English Dictionary

273. CEED Chamber's Encyclopedic English Dictionary

274. Chambers Chambers 20th Century Dictionary

275. Collins Collins Cobuild Advanced Learner's English Dictionary

276. CCID Collins Cobuild Idioms Dictionary

277. EDD English Dialectological Dictionary1.ngvo ABBYY Lingvo 20061.ngman 1979 Longman Dictionary of English Idioms. Longman. 1979 (в тексте 1979).1.ngman 1982 Longman New Universal Dictionary

278. Macmillan Macmillan Endlish Dictionary for Advanced Learners

279. MWCD Merriam-Webster's Collegiate Dictionary

280. MWDL Merriam-Webster's Dictionary of Law

281. MWMD Merriam-Webster's Medical Dictionary

282. Origins Origins. A Short Etymological Dictionary of Modern English

283. OALDCE Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English

284. ODE Oxford Dictionary of English

285. Oxford Thesaurus — Oxford Thesaurus of English

286. AHDEL The American Heritage Dictionary of the English Language

287. AHSMD The American Heritage Stedman's Medical Dictionary

288. CODCE The Concise Oxford Dictionary of Current English

289. Oxford The Oxford book of aphorisms

290. ODEE The Oxford Dictionary of English Etymology

291. OEED — The Oxford Encyclopedic English Dictionary

292. OED The Oxford English Dictionary

293. PDSA The Pan Dictionary of Synonyms and Antonyms

294. Routledge The Routledge Dictionary of Historical Slang

295. WEUDEL Webster's Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language

296. WNWD Webster's New World Dictionary БАРС - Большой англо-русский словарь

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.