Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Герасименко, Анастасия Алексеевна

  • Герасименко, Анастасия Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
Герасименко, Анастасия Алексеевна. Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2011. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Герасименко, Анастасия Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИДЕОЛОГИЯ ВЕСТЕРНИЗМА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

1.1. Понятие вестернизации.

1.2. Реализация вестернистской идеологии.

1.3. Способы самоутверждения обществ на планете.

Глава II. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВЕСТЕРНИСТСКОЙ ИДЕЛОГИИ.

2.1. Вестернизм как идеология глобализации.

2.2. Кризис западных обществ как следствие кризиса вестернистской идеологии.

2.3. Вестернистская идеология как показатель кризиса традиционных идеологий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации: социально-философский анализ»

Актуальность исследования. Область исследования - идеология вес-тернизма определяется взаимосвязью следующих явлений: глобализационные процессы, европоцентризм, вестернизация и др. Ф. Фукуяма пишет: «Триумф Запада, вестерн-идеи, очевидно, прежде всего, общее истощение жизнеспособных систематических альтернатив.западного либерализма»1. Фактически слово-«вестерн-идея» предполагает, прежде всего, вестерн-идеологию, подразумевающую под собой-соответствующий язык, включающий в себя, определенный понятийный аппарат («вестерн-цивилизация», «вестерн-образец » и т. д.), и сообщество людей, стремящихся эту идеологию реализовать в тех или иных вариантах. Вестерн-идеологией успешно пользуются представители- и либеральной; и консервативной составляющих политической элиты различных стран.

Как пишут Петрус Индонго (Намибия), Филипп Мануэл Самбо (Сан-Томе и Принсипи), а также Майкл Ваганда (Кения): «Первые европейцы, ступившие на африканский континент, считали себя первооткрывателями "дикого мира" и носителями цивилизации, хотя цивилизация существовала там задолго до них. Морально-этические, философские и политические реалии меняющегося мира в нашу переломную для человечества эпоху стали основой насилия и унижения в отношении иных этнических групп и иноверцев. Спасением народов Африки от хищнического разграбления минеральных ресурсов и превращения континента в экологическую свалку планеты, по мнению приверженцев западного влияния, является "вестерн-цивилизация"»2, «что не может не означать следования "вестерн-образцам"»3, а значит, и принципам вестерн

1 Fukuyama F. The end of history / F. Fukuyama [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sampi.blogas.lt/litkuyama-f-the-end-of-history-1989-164.html

2 Индиго Петрус. Философия Африки / Петрус Индиго, Филипп Мануэла Самбо, Майкл Ваганда / [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.africana.ru/relig/verovanija/philosophy.html

3 Модернизация / Кафедра философии Ульяновского гос. техн. ун-та [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://philosophy.wideworld.ru/dictionary/12/66/ идеологии вне зависимости от того, принесет ли положительные результаты следование этим принципам и окажутся ли они уместными для страны?

Следование идеологии вестернизма часто обеспечивается в различных странах средствами глобализационного давления извне и внутри страны. Поэтому, изучая1 идеологию вестернизма, важно изучить ее истоки и формы, а также особые качества социума, сформировавшиеся в результате реализации вестернистской идеологии. Вестернизм как идеология, включает в себя, с одной стороны, классический европоцентризм, под которым подразумевается период, когда Европа утвердила свое доминирующее положение в мире (с открытия Америки в 1492 году и до Второй мировой войны). С другой стороны, вестернизм - это американоцентризм, особо проявившийся в последние полвека, в виде современных процессов глобализации.

Представления о согласии и относительной целостности всего человечества существовало в эпоху Просвещения — это то, что было названо «универсальной моделью культуры». Однако, согласно справедливому замечанию А. А. Грякалова, «отмеченные универсальные общности совершенно очевидны, но это не приближает к правдивому и честному портрету современного человека. По меньшей мере, существуют два типа отношений - универсальные и специфические»'. Попытки искусственной и насильственной интеграции детерминировали создание соответствующей идеологии — европоцентризма, призванного оправдывать особое положение Европы по отношению к остальному миру. На базе этой концепции постепенно сформировалась идеология вестернизма, призванная не только пропагандировать Запад как образец для подражания, но и насильственным путем перестраивать мировое сообщество согласно западной ценностной шкале.

Современная глобализация как попытка реализации идеологии вестернизма осуществляется на основе экономической и культурной интеграции, объединения политических процессов, навязываемых Западом всему мировому со

1 Грякалов А. А. Антропология диалога и гуманитарная безопасность / А. А. Грякалов // Философия человека и процессы глобализации : сб. науч. ст. - СПб.: РХГА. С. 51. обществу. Как широкая социально-историческая данность процесс вестерниза-ции представляет собой единство противоречивых явлений, включающее в. себя: глобализм и антиглобализм, интеграцию и суверенизацию,- национальный и религиозный радикализм, сотрудничество и противостояние одних обществ другим. В связи с этим возникает необходимость разработки нового подхода к формированию конструктивных взаимоотношений внутри'мирового сообщества, и укрепления преимуществ традиционных обществ в условиях развертыва-ниятлобализационных процессов в XXI веке, что значительно актуализировало исследование идеологии вестернизма.

Кроме того, необходимость исследования идеологии вестернизма связана-также с тем фактом, что в современном-массовом обществе человек как субъект, как персона, поглощен многоликой вещью, которая, благодаря особенности ее восприятия массами, воплощает в себе в концентрированном'виде «всю семиотику мироздания». Речь идет о самовыпячивании и расползании объекта, который переходит всякие границы без принципиального сущностного превращения. Безудержное размножение внеструктурных элементов-«клеток» вещей1 сообщает им «самоуверенность» и властную мощь, не подконтрольную человеку (Ж. Бодрийяр). Эти тенденции являются внешними проявлениями агрессивного навязывания вестерн-образцов, что является характерным для вестерн-цивилизации.

Вестернизм выступает идеологической основой европоцентризма и позже американоцентризма, который позиционирует себя как глобальную, общечеловеческую идею. Вместе с тем европоцентризм не имеет всех признаков современной глобализации, поэтому диссертантом он изучается как предшественник и методологический базис для изучения глобализационных процессов современности.

Таким образом, актуальность исследования идеологии вестернизма обусловлена следующими причинами: во-первых, недостаточной изученностью^ идеологии вестернизма как основы современных глобализационных процессов, претендующей на унификацию мирового'пространства;: во-вторых, действиями- по объединению мирового сообщества; якобы;вызванными^ необходимостью решения проблем, связанных с общечеловеческими» угр озамщ а на деле: являющимися? прикрытием для; экспансистских притязаний? идеологов-вестернизма; . в-третьих,- необходимостью разработки альтернативного вестернизму проекта мироустройства,.учитывающего интересы всех субъектов мирового сообщества как равноправных.

Степень разработанности: проблемы; Изучение: различных интеграционных. процессов;, которые в той или иной степени раскрывают содержание вестерн-идеологии, и ее; влиянияна общественную жизнь представлено в< трудах как: отечественных, так и зарубежных исследователей; Широта данной тематики: обусловливается? разноплановостью- и амбивалентностью подобных процессов, В; связи; с чем возникает необходимость, классификации литературных источников исходя из различных аспектов, проблематики вестернизациш.

Вестернизация» как основа современных процессов глобализации в различных ее проявлениях относится к числу тех проблем, которые сегодня находятся в зоне; пристального внимания представителей как отечественной, так и зарубежной^ общественности. Практически нет ни одного крупного отечественного или западного исследователя, который^ в той или иной мере не затрагивал бы данную тему: М. Кастельс и И. Валлерстайн, Дж. Стнглиц и У. Бек, З. Бже-зинский и Н. Хомский, Дж. Сорос и Ж. Бове, команданте Марко и Ж. Атали,, П. Друкер и Дж. Кьеза, Э. Ласло и Ф; Майор, А. Г. Богомолов и А. А. Галкин, Г. Г. Делигенский и Ю. А. Красин, А. Д. Некипелов и А. В: Бузгалин, М. И. Войейков и Н.М. Римашевская, А. И. Уткин и М. Г. Делягин, В. Л. Иноземцев и В: Г. Федотова, В; П. Култыгин й А. С. Ианарин, В; К. . Левашов и И. Б. Орлова, К. Г. Ашин и В. Ж. Келле, В. А. Коггпог и Н: Н. Моисеев и многие другие1.

Понятие вестернизации и различные ее проявления раскрываются в трудах российских исследователей: М- X. Делягина^ Н. О. Розова, Н. Н. Савельева; Н. М. Чуринова, И; А. Пфаненштиля, М. Г1. Яценко и др.

Теоретико-методологические аспекты роли! вестернизации в общественном развитии; освещаются; в работах В;. П1 Казначеева; А. Н. Кочергина, В: Т. Немировского; А. Д;, Урсула, Е. А. Спирина:

Обновленческие: процессы,,, ориентированные в государственномг< строительстве на освоение достижений-Запада, теоретически определяются как политико-правовая модернизация; Теория модернизации- (С. П. Хан-тингтон и др.) и исследования- социальных кризисных явлений,. сопровождающих- глобализацию, приводят к выводу, согласно которому кризисный синдром преодолевает-сяшведением институциональных инноваций; Однако; как доказано в диссертации, такие: инновации не должны, иметь исключительно1 вестернистскую направленность, а должны опираться на общемировую практику.

Предметное поле исследования! включает в себя различные «блоки» современного знания, что дает основания? разделить исследователей вестернизации на следующие группы.

К первой группедиссертант относит исследователей вестернизации, понимающих ее в первую очередь как объективный процесс слияния: национальных экономик в единую общемировую систему. В их интерпретации концепция вестернизации выступает как модернизация, различные аспекты которой! представлены в работах ряда зарубежных авторов: А. Бланкенагель, Д.Хрей, Д. Лу-кач, У. Пройсс, Л. Фробениус, С. Хантингтон и др.; и отечественных: А. Г. Дугин,.А. Н. Медушевский, Ю. Н. Оборотов и др.

1 Бжезинский 3. Великая шахматная доска / 3. Бжезинский. - М., 1998; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия,,перспективы / В .Л. Иноземцев. - М., 2000; Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. Уткин. - М., 2001; Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики / О. Т. Богомолов. -. М., 2004.

Выданном контексте актуализируется, в частности, проблема соотношения вестернизации и интернационализации как формально близких процессов. Интернационализацию рассматривают либо как предшествовавшую глобализации стадию развития мировой цивилизации (А. Г. Володин, Г. К. Широков), либо как этап или форму последней (Г. Шахназаров). А. В. Бузгалин, А. Колганов интерпретируют интернационализацию и глобализацию как синонимичные понятия. Однако все ученые в данном вопросе сходятся в одном: интернационализация есть закономерный этап становления системы мировых капиталистических отношений и в современных условиях она проводится на вестернистском базисе.

Вторую группу представляют исследователи, которые связывают возникновение глобализации как современной формы вестернизма, прежде всего, со снятием всевозможных барьеров на пути развития экономики и культуры: это А. Этциони, Р. Коллинз, Р. Глоссон, Д. Бентли, Д. Медоуз, С. Браун, П. Дж. Бьюкенен. С их точки зрения в основе идеологии вестернизма лежит коммуникационное сближение, планетарная научная революция, межнациональные социальные движения, реализация телекоммуникационных технологий, интернационального образования. А. Уткин, к примеру, подчеркивает: «Идеология вестернизма в виде глобализации становится реальностью, когда возникает открытость мира, когда высокие технологии входят в быт и когда либерализация в сфере экономики и политики превращается в главный принцип организации общественной жизни»1. В процессе анализа работ философов и историков, представляющих данную группу, диссертантом раскрываются различные аспекты специфики современных социальных процессов как следствия политики вестернизации, а также устанавливаются ее особенности. Принципиальное значение в этом отношении имеют работы ведущих российских исследователей:

М. Г. Делягина, Н. С. Розова, Н. Н. Савельева, В. С. Стёпина, Н. М. Чуринова.

1 Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин // Свободная мысль -XXI. - 2000. - № 11. - С. 34.

Третья группа исследователей идеологии вестернизма интерпретирует её как своеобразный инструмент установления нового мирового порядка, согласно > которому право диктовать волю и управлять миром будет принадлежать только субъектам вестернизации. Эта точка зрения отражена в трудах отечественных ученых В. Л. Иноземцева, М. Г. Делягина, А. С. Глазьева, А. С. Панарина, И. А. Пфаненштиля, а также в работах зарубежных исследователей: К. Раслер, В. Томпсон, Ф. Фукуяма, Д. Сорос, А. Дж. Тойнби, А. Этциони, Р. Коллинз, Р. Глоссон, Д. Бентли, Д. Медоуз, С. Браун, П. Дж. Бьюкенен.

Исследователи четвертой группы анализируют вестернизацию в институциональном плане, развивая выдвинутые М. Ориу положения об осуществлении тех или иных идей или проектов преобразований правовыми средствами. Рассмотрению проблематики, связанной с социальными трансформациями, посвящены работы таких исследователей, как Т. Парсонс, В. М. Быченков У. Бек, И. Валлерстайн, Г.-П. Мартин, Дж. Сорос, Т. Фридман, X. Шуманн, а также Э. А. Азроянц, В. С. Васильев, А. Б. Вебер, О. Т. Богомолов, М. Г. Делягин, Э. Г. Кочетов, А. Д. Некипелов, А. И. Неклесса, Ю. М. Осипов, Н. Н. Савельев, Д. Е. Сорокин, А. И. Уткин, Ю. В. Шишков и др.

Исследователи, которые раскрывают особенности государственных объединений в условиях глобализации как следствие вестернистской идеологии, составляют пятую группу. Принципиальное значение для понимания роли идеологии вестернизма не только в историческом аспекте, но и в современных условиях имеют работы отечественных философов, обосновывающих идею единства мира в информационном плане: Б. В. Бирюков, В. С. Готт, А. Д. Урсул, А. Д. Московченко и др. Большинство представителей этого направления раскрывают российскую государственность как особый евразийский культурно-исторический тип (А. М. Величко, И. А. Иванников, А. Ю. Мордовцев, А. И. Овчинников, С. П. Овчинникова и др.).

К шестой группе относятся исследователи, интерпретирующие глобализацию как тотальную вестернизацию, т. е. внедрение западной системы ценностей как «общечеловеческих» путем навязывания чуждого образа и стиля жизни всем народам. Данная точка зрения выражена в работах С. Амина, Л. Бентона, А. Гилпина, А. Каллиникоса, Н. Глейзера. Последний, в частности, полагает, что глобализация - это «распространение во всемирном масштабе регулируемых Западом информации и средств развлечения, которые оказывают соответствующий эффект на ценности тех мест, куда соответствующая информация проникает»1.

Актуальность и практическая значимость вопросов, связанных с сущностью вестернизма, и недостаточная изученность идеологии вестернизма как основы современных глобализационных процессов определили' выбор темы исследования «Вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации (социально-философский анализ)».

Объект исследования — идеология вестернизма.

Предмет исследования - вестернизм как идеологическая основа современных процессов глобализации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - социально-философский анализ идеологии вестернизма как основы современных процессов глобализации.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

• изучить содержание понятия «вестернизация»;

• доказать, что реализация вестернистской идеологии адекватна только странам с соответствующими, исторически сложившимися теоретическими и методологическими традициями, образом и стилем жизни обществ, востребующими вестернистскую идеологию;

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи // под ред. М. Г. Делягина. -М., 2000.-С. 103.

• показать разнообразие способов самоутверждения, обществ на плане. ■ ■ те; '

• показать вестернизм как идеологию глобализации;

• показать, что современный кризис западных обществ есть следствие кризиса-вестернистской идеологии;

• рассмотреть вестернистскую: идеологию в системе кризиса традиционных, идеологий!

Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются философские методы и принципы научного , познания. Достижение поставленной цели; осуществляется на основе принципов диалектики: развития, всеобщей связи явлений.

Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов: системного, структурно-функционального,, дея-тельностного, а также общенаучных методов познания. Диссертант руководствуется положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.,

Научная новизна исследования

1. Установлено, что понятие вестернизации раскрывает исследовательскую стратегию, согласно которой разворачиваются потребительски существенные, умозрительные, удовлетворяющие требованиям субъекта вестернизации социальные проекты.

2. Показано, что понятие вестернизации лежит в основе идеологии, согласно которой всё западное выступает как передовое, а все устроенное не по западным образцам является признаком отсталости.

3. Показано, что стремление преувеличить значимость вестернистской идеологии существенно как показатель западных теоретических и практических успехов.

4. Установлено, что критика вестернистской идеологии: во-первых, выступает как следствие объективного анализа результатов западного способа самоутверждения на планете; во-вторых, вызвана к жизни попытками Запада переложить решение возг никающих проблем на другие страны; в-третьих, вызвана необходимостью защитить народы, имеющие многовековую практику собственного образа и стиля жизни, а таюке правомерностью стремления народов сохранить самоидентичность.

5. Показано многообразие способов самоутверждения, зависящих от объективных условий и субъективных факторов жизни и деятельности народов, и попытки навязать обществам посредством вестернизации чуждые образ и стиль жизни, которые влекут за собой утрату идентичности и социальные катастрофы.

6. Показано, что идеология вестернизма выступает как обоснование преимуществ общества потребления и его завышенных стандартов качества жизни и реализуется как система внешнего глобализационного давления и формирования социума, а также как система внутренней поддержки в странах, выступающих объектами глобализационных процессов.

7. Показано, что кризис западных обществ имеет множество составляющих: политическую, экономическую, социальную и духовную. При этом каждая кризисная составляющих выступает как аргумент против идеологии вестернизма.

8. Установлено, что в каждую историческую эпоху (с 1492 года по настоящее время) идеология вестернизма адаптируется к современным условиям, претерпевая соответствующие метаморфозы и выступая, в частности сегодня, то как идеология стабилизации общественной жизни, то как идеология вхождения в мировую цивилизацию, то как идеология отведения военных угроз и т. п.

9. Установлено, что вестернистская идеология разворачивается по мере целенаправленной дискредитации традиционных идеологий по принципам идеологизации, деидеологизации и реидеологизации обществ и является средством разрешения внутренних проблем общества по принципам оправдания экстраполяции вестерн-образцов и недопущения альтернативных перспектив общественного развития.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов определяется возможностью их использования для проведения исследований в рамках проблематики социальной философии. Предложенные в диссертации подходы и решения могут быть использованы: как методологическая основа.для исследования путей преодоления системного кризиса, характеризующего развитие современного мира; для построения целостной концепции развития мирового общества, отвечающей интересам всех народов; для дальнейшего анализа тенденций и закономерностей развития индивидуалистического и коллективистского обществ с целью рационального управления и регулирования этими процессами; в педагогической практике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на следующих конференциях: II Всероссийская научная конференция «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в глобальном мире» (Красноярск, 21-23 ноября 2007 года); Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, апрель 2008 года); региональная научно-практическая конференция «Духовно-исторические чтения» (Красноярск - Шира, 21-28 июня 2009 года), II Всероссийская научная конференция, посвященная 50-летию военной кафедры Сибирского федерального университета «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в глобальном мире» (Красноярск, 21-23 ноября 2007 года).

Объем диссертации и ее структура. Диссертация включает в себя: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Герасименко, Анастасия Алексеевна

Выводы, которые представляется возможным сделать из данного исследования, состоят в следующем:

• установлено, что понятие вестернизации раскрывает исследовательскую стратегию на основе традиционной для Запада методологии стиля и образа жизни.

• показано, что данная исследовательская стратегия предполагает развертывание потребительски существенных, умозрительных, удовлетворяющих требованиям субъекта вестернизации социальных проектов.

• показано, что понятие вестернизации находится в основе идеологии, согласно которой, что всё западное выступает как передовое, а все устроенное не по западным образцам - является признаком отсталости.

• реализация вестернистской идеологии как социокультурного явления имеет исторический характер и несет собой искусственную унификацию.

• показано, что стремление преувеличить значимость вестернистской идеологии существенно как показатель западных теоретических и практических успехов.

• установлено, что критика вестернистской идеологии:

- выступает как следствие объективного анализа результатов западного образа и стиля жизни;

- вызвана к жизни попытками Запада переложить решение возникающих проблем на другие страны;

- попытка реализации идеологии вестернизации мирового сообщества является следствием нарушения законов объективного исторического развития, поскольку представляет собой навязывание чужого, нехарактерного для данного социума, опыта. показано многообразие способов самоутверждения обществ на планете таких: способы самоутверждения горцев, степняков, тундровиков, оседлых обществах, кочевых обществах и т.д. установлено, что специфика обществ зависит от состава объективных условий и субъективных факторов жизни и деятельности народа, в том числе, от климатических, географических, геополитических, ландшафтных и других детерминантов. доказано, что попытки навязывать обществам по средствам вестернизации чуждые образ и стиль жизни влечет за собой утрату идентичности обществ и соответствующие социальные катастрофы. идеология вестернизма выступает как обоснование преимуществ общества потребления и его завышенных стандартов качества жизни и реализуется как система внешнего глобализационного давления. в современных условиях, наряду с естественными глобализацион-ными процессами, на базе вестернистской идеологии реализуется насильственная глобализация, в результате чего предпринимается попытка создания унифицированного мирового сообщества. глобализация, проявляющаяся в форме реализации вестернистской идеологии, приводит к принципиальной деформации традиционных ценностей социума в странах, выступающих объектами глобализа-ционных процессов, показано, что кризис западных обществ имеет множество составляющих: политическую, экономическую, социальную и духовную. При этом каждая кризисная составляющая выступает аргументом против идеологии вестернизма. установлено, что в каждую историческую эпоху (с 1492 года по настоящее время) идеология вестернизма адаптируется к современным условиям, претерпевая соответствующие метаморфозы и выступая, в частности сегодня, то как идеология стабилизации общественной жизни, то как идеология вхождения в мировую цивилизацию, то как идеология отведения военных угроз и т. п. кризис идеологии вестернизма и появление новых попыток универсализации мирового пространства является закономерным явлением, поскольку в его основе находится пренебрежение историей, менталитетом и традициями огромной части человечества вестернистская идеология разворачивается по мере целенаправленной дискредитации традиционных идеологий по принципам идеологизации, деидеологизации и реидеологизации обществ и является средством разрешения внутренних проблем общества по принципам оправдания экстраполяции вестерн-образцов и недопущения альтернативных перспектив общественного развития примитивная вестернистская дихотомия «цивилизованность (по-европейски) или варварство» доказала свою несостоятельность, что открыло путь плюрализму цивилизаций, и в связи с этим понятие общечеловеческого единства снова проблематизируется. чем больше наступающий Запад злоупотребляет софизмами, выдавая собственные ценности и интересы за общечеловеческие, тем труднее нам пробиться к подлинному понятию «общечеловеческого», ибо сами поиски в этом направлении могут ставиться под подозрение. вместо вестернистского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, должна возникнуть новая цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма народов, культур, религий, с другой.

Человечество стоит на пороге качественно нового и потому неведомого периода своего развития. С одной стороны, заканчивается эпоха изменения природы: антропогенная нагрузка приблизилась к объективному пределу, и человек начинает решать эту проблему путем приспособления себя к окружающей среде. С другой стороны, технологии вырвутся из-под общественного контроля, как это было при переходе от феодализма к капитализму, неся на плечах уже не просто новые общественные отношения, но и новый облик всего человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной диссертации решался комплекс задач, связанных с социально-философским анализом вестернизма: истоки, проблемные моменты, симптомы кризиса, а также вестернизма как предтечи глобализации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Герасименко, Анастасия Алексеевна, 2011 год

1. Акиндинова Т. А. Глобализация как имманентный процесс в культуре / Т. А. Акиндинова // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. научных материалов. СПб., 2003.

2. Алаев Л. Б. «По последним данным разведки мы воевали сами с собой» (к вопросу об основном противоречии нашей эпохи) / Л. Б. Алаев // Восток (ORIENS). 2002. №4.

3. Алексеева Т. А. Обсуждение «новой философской энциклопедии» (материалы заочного «круглого стола» / Т. А. Алексеева // Вопросы философии. №1-2003.

4. Андреева Т. Н. Ядерное сдерживание в условиях глобализации (политико-психологические аспекты проблемы) / Т. Н. Андреева // Философские науки-№11.-2005.

5. Андрущенко В. П. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие Харьков. / В. П. Андрущенко, Н. И. Горлач // Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996.

6. Антонов Д. А. Основные типы общественного прогресса. / Д. А. Антонов // Теория и история. — 2004. № 2.

7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман // М.: Весь мир, 2004.

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. / 3. Бауман // М.: Логос, 2002.

9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. / 3. Бжезинский // М.,1998;

10. Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) / А. А. Богданов // В 2-х кн. Кн. 2. М., 1989.

11. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. / О. Т. Богомолов // М., 2004.

12. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр // Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. ун-та, 2000.

13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. / Ж. Бодрийяр // М.: Добросвет, КДУ, 2006.

14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. / Ж. Бодрийяр // М.: Добросвет, 2000.

15. Брагина Е. А. Глобальна ли глобализация? / Е. А. Брагин // Восток (ORIENS). 2003. №5.

16. Брод ель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Ф. Бродель // Т. 3 т. Т. 3 «Время мира». М., 1992. С. 93.

17. Бузгалин А. В. Альтерглобализм как феномен современного мира / А. В. Бузгалин // Полис №2. 2003. С. 84.

18. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. / П. Дж. Бьюкенен // М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terr Fantastica, 2003.

19. Валлерстайн И. Современная миросистема / В 3 т. (Wallerstein,1974)

20. Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики. Культурология. — М.: Юрист, 1995.

21. Володин А. Г. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков // М.: ИВ РАН, 2002.

22. Гельвеций К. А. Об уме / К. А. Гельвеций // Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1973.

23. Гранин Ю. Д. «Глобализация» или «вестернизация»? / Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. 2008. -№2.

24. Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории / В. Грин // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

25. Грин В. Периодизация в европейской и мировой истории / В. Грин // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

26. Грякалов А. А. Антропология диалога и гуманитарная безопасность / А. А. Грякалов // Философия человека и процессы глобализации : сб. науч. ст. СПб.: РХГА.

27. Гудсблом И. История человечества и долговременные социальные процессы: к синтезу хронологии и фазеологии / Й. Гудсблом // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

28. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства / Л. Н. Гумилев // ТАНАИС. М., ДИ-ДИК, 1994.

29. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль //Вопросы философии. -1992. -№7.

30. Давидович В. Е. Судьба философии / В. Е Давидович // Вестник РФО. 2003. №1.

31. Даллмар Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» -«партикуляризм» / Ф. Даллмар //Вопросы философии. №3 -2003.

32. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации / М. Г. Делягин // 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

33. Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации / Бхагвати Джагдиш // -М.: Ладомир, 2005.

34. Диалектика процесса познания. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.

35. Долльфюс О. Система Мир / О. Долльфюс // МЭИМО, 1995, С. 77.

36. Дугин А. Без идеи России не будет /А. Дугин // Литературная газета. 15-21 декабря 2004

37. Дугин А. Основы геополитики / А. Дугин // Геополитическое будущее России М.: «Арктогея», 1997.

38. Загладин Н. Глобальное информационное общество и Россия / Н. Загладин // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7.

39. Захаров А. Е. Pluribus Unum. Очерки современного федерализма / А. Е. Захаров // М.: Московская школа политических исследований, 2003.

40. Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зень-ковский // М., 1996.

41. Зиновьев А. Идеологическая глобализация. Американцы претендуют на роль правителей человечества / А. Зиновьев // Независимая газета. 26.02. 2002.

42. Зэлдин Т. Все о французах / Т. Зэлдин // М., 1991.

43. Иванов Н. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы / Н. Иванов // Восток. 1994. — №4.

44. Иванова Н. Л. Социально-культурные функции естественных наук / Н. Л. Иванова // Киев: Наукова думка, 1977.

45. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин // С-Пб., 1994.

46. Индиго Петрус. Философия Африки / Петрус Индиго, Филиппп Мануэла Самбо, Майкл Ваганда / Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.africana.ru/relig/verovanija/philosophy.html

47. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / B.JL Иноземцев // Вопросы философии. №4. 2004.

48. Иноземцев В. Л. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий / В. Л. Иноземцев, Е. С. Кузнецова // Полис. №6. 2001.

49. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000;

50. Казин А.Сеть против державы? / А. Казин // Литературная газета. — 2007.-7-13 февр.

51. Казьмин А. К. Философский принцип концепции эволюции человека / А. К. Казьмин // Вестник РФО 2004. №3

52. Кайзерлинг Г. фон. Америка. Заря Нового мира / Г. Кайзерлинг // СПб.: Санкт-Петербургское философское общества, 2002.

53. Калиниченко П. А. Государство, право и европейская интеграция в контурах целостного мира / П. А. Калиниченко // Философские науки. 2005. №12.

54. Кантор В. К. «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России» / В. К. Кантор // -М.: РОССПЭН, 2008.

55. Касавин И. Т. «Эволюционный органицизм» и перспективы новой эпистемологии / И. Т. Касавин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989.

56. Качоха В. К.Поппер Альтернатива обществу будущего / В. Качоха, // Вопросы философии №6 - 2002.

57. Кесседи Ф. X. Глобализация и культурная идентичность / Ф. X. Кесседи // Вопросы философии. №1 -2003.

58. Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма / И. Ф. Кефели // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество.

59. Кивенко Н. В. Отражение и его роль в организации живых систем / Н. В. Кивенко // Киев: Наукова думка, 1972.

60. Князев H.A. Философские основы проектного анализа науки // Теория и история: Красноярск : -2004. - №3.

61. Коллинз Р. Конфликт с применением насилия и социальная организация: некоторые теоретические следствия из социологии войны / Р. Коллинз // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003.

62. Коллинз Р. Социология философий / Р. Коллинз // Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002.

63. Колпаков В. А. Кризис экономической науки как потеря ее жизненной значимости / В. А Колпаков // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XII. №2.

64. Кохановский В.П.О системе ценностей / В.П.Кохановский, М.К.Шумейко // Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. Рос-тов-н/Д.: Изд. СКНЦ ВШ, 2004.

65. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности / И. И. Кравченко // Вопросы философии. -2005. — №2.

66. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях/ под ред. Н.А.Лапина и Л. А.Беляевой. М., 1994.

67. Кудашов В. И. Достоинство философа в современном мире (Субъективные заметки по поводу III Российского философского конгресса) / В. И Кудашов // Теория и история. №1, 2002.

68. Кууси П. Этот человеческий мир / П. Кууси // М.: Прогресс, 1988.

69. Левин И. Б. Глобализация и демократия / И. Б. Левин // Полис №2. 2003. с. 59.

70. Лекторский В. А. Новая философская энциклопедия / В. А Лекторский // Т. 3. М.: Мысль, 2001.

71. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке /М. Лернер //Т. 1. М.,1992.

72. Лосев А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев // М., 1990.

73. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский // М.: Советский писатель, 1991

74. Лунев С. И., Широков Г. К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии / С. И. Лунев, Г. К. Широков // М.: Academia, 2001

75. Макнил В. Всемирная история / В. Макнил // 1979

76. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян //М.: Мысль, 1983.

77. Мартин Г.-П.,. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию /X. Шуманн, Г.-П. Мартин. М., 2001

78. Марцева Л. М. Особенности хозяйственного освоения пространственно-временных границ российской цивилизации (Опыт сопоставления) / Л. М. Марцева // Теория и история. №1, 2002.

79. Мегатренды мирового разыития. Под редакцией М. В. Ильина, В. Л. Иноземцева М., «Экономика», 2001, www.economizdat.ru

80. Межуев В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации / В. М. Межуев // Полития. 1999. №3.

81. Мешкова / Электронный ресурс. Режим доступа : http:// www. Auditorium, ru. I books/137/meshkova-article. html

82. Миронов В. H. Философия истории Фридриха Ницше / В. Н. Миронов // Вопросы философии —2005. -№11

83. Михайловский А. В. Борьба за Карла Шмита. О рецепции и актуальности понятия политического / А. В. Михайловскай // Вопросы философии. -2008.-№9

84. Модернизация / Кафедра философии Ульяновского гос. техн. ун-та Электронный ресурс. Режим доступа : http://philosophy.wideworld.ru/dictionary/12/66/

85. Мохаммад Хатами. Ислам, диалог и гражданское общество / Хатами Мохаммад // М.: «Российская политическая энциклопедия» 2001.

86. Нарочницкая H.H. Освобождение от мифов / Н. Н. Нарочницкая // Литературная газета. -2004 г. 19-25 мая.

87. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше // Соч. в 2 т. Т. 1.М., 1990.

88. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. 1989.-№5.

89. Ортега-и-Гассет X. Эстетика / X. Ортега-и-Гассет // Философия культуры. М., 1991.

90. Осипов Г. В. Социологическое понимание новых геополитических и социальных реалий в XXI веке / Г. В. Осипов // Вестник РФО-№3 -2005.

91. Панарин А. С. Философия истории / А. С Панарин // М.: «Гардари-ки», 1999

92. Платонов О. А. Тайна беззакония./ O.A. Платонов // М.: Алгоритм,2005.

93. Плосконосова А. П. Роль правящей элиты в реконструкции социальной реальности / А. П. Плосконосова // Философские науки. 2005. №12

94. Погорельская С. В. Конституция versus демократия? / С. В. Погорельская // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №7.

95. Поляков Ю. Зачем вы, мастера культуры? / Ю. Поляков // М. 13-19 июля 2005 г.

96. Почепцов Г. Г. Информационные войны / Г. Г. Почепцов // М.: «Рефл-бук», 2000.

97. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи // под ред. М. Г. Деляги-на. М., 2000.

98. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия / И. Пригожин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: «Наука», 1989,

99. Проблемы глобализации в Китае // Вестник Российского философского общества. 2005-№4.

100. Прозерский В. В. Глобализационные процессы в истории культуры / В. В. Прозерский // Глобализация и культура. Аналитический подход: Сб. научных материалов. СПб., 2003.

101. Прохоров М. М. Парадоксы деятельности / М. М. Прохоров // Вестник РФО. -2003. -№1.

102. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1994, №4.

103. Рамфал Ш. Необходима политика обеспечения мирового порядка / Ш. Рамфал. Internationale Politik. Глобальное управление. 1998, №11.

104. Раслер К., Томпсон В. Великие державы и глобальная борьба: итоговая модель // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. Новосибирск, НГУ, 2003.

105. Рожанский И. Д. Наука в контексте античной культуры / И. Д. Ро-жанский //Наука и культура. М.: Наука, 1984.

106. Русаков В. М. Проблема рационального и иррационального в современной философии / В. М. Русаков // Вестник РФО. 2003. №1.

107. Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Трактаты. М., 1969.

108. Семинар «Философско-методологичеекие исследования процессов глобализации». Секция «Глобалистика» // Вестник Российского философского общества. 2005. - №4.

109. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса / Т. Ю. Сидорина // М.: Флинта: Наука, 2003.

110. Симонян P. X. От национально-государственных объединений к региональным. Вопросы философии №3. - 2005.

111. Смотрицкий Е. Экологическое сознание / Е. Смотрицкий // Днепропетровск, 2001.

112. Соловей И. В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта / И. В. Соловей // Философские науки-№11. -2005

113. Соловей И. В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта / И. В. Соловей // Философские науки-№11. -2005.

114. Сорос Д. Кризис мирового капитализма / Д. Сорос / М.: ИНФРА-М, 1999. С. 114-115.

115. Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой. М.: Аспект пресс, 2002

116. Степин В. С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации / В. С. Степин // Доклад на IV Российском философском конгрессе 24-28 мая 2005 г. Москва. // Вестник Российского философского общества. — 2005-№4.

117. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. / В. С. Степин // Избранная социально-философская публицистика. М.: Наука, 1996.

118. Степун Ф. А. Нация и национализм / Ф.А Степун. // Сочинения. М.: РОССПЭН,2000.

119. Стернз П. Периодизация в преподавании мировой истории: выявление крупных изменений. / П. Стернз. // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

120. Столович JI. Н. Об общечеловеческих ценностях / JI. Н. Столович // Вопросы философии. 2004. №7.

121. Страда В. Глобализация и история / В. Страда // Новая и новейшая история. №6. 2002.

122. Стрельченко В. И. Образовательные альтернативы глобализации / В. И. Стрельченко // Философия человека и современное образование. СПб., 2006. С. 29-30.

123. Тагор Р. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 2 / Р. Тагор // Ташкент, 1991.

124. Тернер Дж.,. Классические положения геополитики / Дж. Тернер, Н. Дольч // Война и геополитика. 3-й вып. «Время мира»/ под ред. Н.С.Розова. -Новосибирск, НГУ, 2003.

125. Тимофеев А. И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина / А. И. Тимофеев // Россия: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 16-19 декабря 1996 г.-СПб., 1996.

126. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби // М., 1991.

127. Устюгова Е. Н. Глобализация и культура: исторический контекст / Е. Н. Устюгова// Философские науки. 2005. №12.

128. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткин // Свободная мысль XXI. - 2000. - № 11. - С. 34.

129. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление./ А. И. Уткин // -М., 2001

130. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 199.

131. Федотова В. Г. «Глобальный капитализм: три великие трансформации» / В. Г. Федотова В. Г., В. А. Колпаков, Н. Н. Федотова // Вопросы философии-2008-№8.

132. Форрестер Д. Мировая динамика / Д Форрестер // М.: ООО Издательство ACT. СПб., 2003.

133. Форрестер Д. Письма римскому клубу. Письмо пятое. Социомеха-ника: постиндустриальный барьер вместо экологической катастрофы / Д. Форрестер // Мировая динамика.

134. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // М., 1986.

135. Фукуяма Ф. Конец истории. Философия истории: Антология / Ф. Фукуяма II М., 1995.

136. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. -1990. №;3.

137. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Философия истории. Антология. М., 1995.

138. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. / М. Хайдеггер // Бытие и время.-М., 1993.

139. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?/ С. Хантингтон // Полис. -1994. -№1

140. Хобсбаум Э. Мировые войны XX века: значение и последствия / Э. Хобсбаум // Война и геополитика. Выпуск 3. Время мира. Новосибирск, 2003.

141. Ходжсон М. Г. Замысел и путь ислама: сознание и история в мировой цивилизации / М. Г. Ходжсон // Время мира. Альманах. Вып. 2. Структуры истории. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

142. Хруцкий К. С. Российский электронный философский журнал — журнал для России и для будущего России / К. С. Хруцкий, А. Г. Самарин // Вестник Российского философского общества. 2005. №2.

143. Хруцкий К. С. Российский электронный философский журнал -журнал для России и для будущего России / К. С. Хруцкий, А. Г. Самарин // Вестник Российского философского общества. 2005. №2.

144. Цит. по: Медоуз Д. JI. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5.

145. Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат / А. Ю. Цофнас // Вопросы философии. — 2005. —№11.

146. Цуканов A. JI. Федерализм: глобальный подход к проблеме А. Л. Цуканов //Полис. №2. 2004. С. 179.

147. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. / А. Н. Чумаков // М. 2004.

148. Чуринов H. М. Историческая идеология и историческое сознание / H. М. Чуринов // Теория и история. №2. 2004.

149. Чуринов Н. М. О государстве и идеологии / Н. М. Чуринов // Теория и история Красноярск: 2004. - № 3.

150. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов // -Красноярск, 2001

151. Чуринов Н.М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции / Н. М. Чуринов // Теория и история : Красноярск : 2004-№3.

152. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер // М., 1998.

153. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер // М.: Мысль, 1993.

154. Штегмайер В. Основные черты философии ориентации / В. Штег-майер // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб., 1996.

155. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям / А

156. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий / К. -Г. Юнг // М., 1994.

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс // М.: Политиздат, 1991.

158. Gustave Le Bon, The Crowd (New York The Viking Press, 1960), p. 13.

159. Kenneth Minogue, «How Civilizations Fail», New Criterion, April 2001 / Электронный ресурс. Режим доступа : http:// www. Newcrite-rion.com/archive/19/ aprOl /minogue.html

160. Wallerstein I. Capitalisme et economie-monde (1450-1640) / I. Wallerstein, P., 1980, p. 324.

161. Walzer M. Politics and Passion. Toward a More Egalitarian Liberalism. New Haven (Ct.), London, Yale Univ. Press, 2004, p. 31.

162. Fukuyama F. The end of history / F. Fukuyama Электронный ресурс. Режим доступа : http://sampi.blogas.lt/fukuyama-f-the-end-of-history-1989-164.html

163. Stroker E. Husserls Idea of Phenomenology as the Foundational Theory of Science // Stroker E. The Husserlian Foundations of Science. Wash. D.C.: University Press of America, 1987. 40-60 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.