Виолончельный концерт XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Павловский, Антон Николаевич

  • Павловский, Антон Николаевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 490
Павловский, Антон Николаевич. Виолончельный концерт XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 490 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Павловский, Антон Николаевич

Введение.стр.

Глава I. Виолончельный концерт первой трети XX века.стр.

1.1. К проблеме жанра концерта.стр.

О понятии жанра.стр.

Краткий исторический экскурс.стр.

1.2.Виолончельно-концертныйрепертуар начала XXвека: общий обзор.стр.

1.3.К истории жанра Концертной симфонии; Концертная симфония Дж.Энеску.стр.

1.4.Виолончельный концерт в контексте неоклассических тенденций.стр.

Концерт для виолончели и камерного оркестра Э.Тоха.стр.

Камерная музыка №3 для виолончели и камерного оркестра

П.Хиндемита.стр.

Глава И. Виолончельный концерт второй трети XX века.стр.

II. ¡.Виолончельный концерт в середине XX столетия: общий обзор.стр.

П.2.Концертно-виолончельное творчество Б.Мартину

1890-1959).стр.

Концертино c-moll для виолончели с духовыми, фортепиано и ударными(1924).стр.

Концерт для виолончели с камерным оркестром №1 (1930).стр.

Концерт для струнного квартета с оркестром (1931).стр.

Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано (фортепианное трио) и струнного оркестра(1933).стр.

Sonata da camera для виолончели с малым оркестром

1940).стр.

Виолончельный концерт №2 (1945).стр.

Simfonia concertante №2B-dur для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром (1949).стр.

Вариации на словацкую народную мелодию для виолончели и струнного оркестра с фортепиано (1959).стр.

Глава III. Бурный финал: жанр Виолончельного концерта в

60-х - 90-х годах XX века.стр.

III. 1.Виолончельный концерт в музыкальной культуре последней трети

XX столетия: общий обзор.стр.

Ш.2.Виолончельный концерт XX века в России.стр.

Краткая предыстория.стр.

Композиторы русского зарубежья.стр.

Композиторы Советской России.стр.

Виолончельные концерты Прокофьева, Мясковского,

Шостаковича.стр.

Ш.З.Эра Ростраповича.стр.

II 1.4.Дальнейшее развитие виолончельно-концертного жанра в отечественной музыке.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виолончельный концерт XX века»

XX век по праву считается периодом расцвета виолончельного исполнительства. Появление в XX столетии крупнейших мастеров виолончельного искусства породило небывалый дотоле интерес к виолончели как к инструменту больших художественных возможностей и к виолончельной литературе как к интересной и самобытной сфере композиторского творчества.

В сфере виолончельного исполнительства возвышается невероятная по масштабам дарования фигура испанца Пабло Казальса (Касальс, Casals, 1876-1973), многогранная деятельность которого послужила образцом для всех последующих поколений исполнителей-виолончелистов XX столетия.

Вслед за ним на концертные сцены вышли: его соотечественник испанец Г.Касадо (Кассадо, 1897-1966), французы М.Марешаль (1892— 1964), П.Фурнье (1906-1964), А.Наварра (1911-1988), П.Тортелье (19141990), М.Жендрон (1920-1990), Р.Флашо (1922-1998), итальянцы Э.Майнарди (1897-1976) и А.Янигро (1918-1989), поляк К.Вилкомирский (1900-1995), австриец Э.Фейерман (1902-1942), немец Л.Хёльшер (Hölscher, 1907-1996), чех М.Садло (1912-2003), американцы М.Эйзенберг (1900-1972), Л.Роуз (1918-1984), З.Нелсова (1918-2002), российские музыканты А.А.Брандуков (1858-1930), К.А.Миньяр-Белоручев (1874— 1944), С.М.Козолупов (1884-1961), А.Я.Штример (1888-1961), Г.П.Пятигорский (1903-1976), Р.Гарбузова (1906-1997), С.Н.Кнушевицкий (1908-1963) и многие другие.

Во второй половине прошлого века наступил расцвет исполнительского творчества венгра Я.Штаркера (р. 1924), немца З.Пальма (1927-2005), швейцарца Р.Юккера (р. 1931), француженки А.Лаффра (р. 1931), финна Э.Раутио (р. 1931), датчанина Э.Бенгтссона (р. 1932), американцев Л.Парнаса (р. 1931), С.Кейтса (р. 1943) и Л.Харрелла р. 1944), англичанки Ж.ДюПре (1945-1987), отечественных виолончелистов Д.Б.Шафрана (1923-1997), М.Л.Ростроповича (1927— 2007), Н.Н.Шаховской (р. 1935), Н.Г.Гутман (р. 1942), А.И.Рудина (р. 1960). Данный перечень можно продолжать.

Безусловно, столь мощный поток первоклассных исполнителей настоятельно требовал от композиторов обширного репертуара, в том числе произведений крупной формы достаточно серьезного уровня сложности, рассчитанных на вместительные концертные залы. XIX столетие оставило в наследство своим потомкам небольшое число выдающихся виолончельных концертов. Шедеврами можно считать лишь несколько - это концерты Р.Шумана, К.Сен-Санса (№ 1), Э.Лало, А.Дворжака, Тройной концерт Л.Бетховена и Двойной концерт Й.Брамса. К выдающимся произведениям концертного жанра с солирующей виолончелью примыкают Вариации на тему рококо П.И.Чайковского.

Видимо, в XIX веке спрос на произведения виолончельно-концертного жанра был еще не слишком велик. К тому же, сами композиторы в то время не видели в виолончели «лидера, который в состоянии соперничать с оркестром и, тем более, вести его за собой»1. П.Чайковский в свое время с сожалением констатировал, что «виртуозное процветание виолончели приходит к последнему фазису упадка», что «литература концертной музыки для этого инструмента, его репертуар в продолжение уже многих лет нисколько не обогащается новыми произведениями»2.

Ситуация кардинально изменилась в XX веке. В Москве в 1911 году прошел первый Всероссийский конкурс виолончелистов. В нем приняли участие многие известные отечественные исполнители того времени, в частности, Л.В.Ростропович, а победителем стал С.М.Козолупов . Затем

1 Гайдамович Т. История виолончельного искусства. М.: Музыка, 2006. С. 40.

2 Чайковский П. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953. С. 253.

3 Музыкальные конкурсы в то время были для России еще весьма редким событием. Так, состязанию виолончелистов предшествовал лишь организованный в 1890 г. состязания инструменталистов возобновились в Москве в 1933 году, а начиная с 1962 года, в рамках Второго международного конкурса имени П.Чайковского, в нашей стране стали регулярно соревноваться лучшие представители мирового виолончельного искусства. На западе международные конкурсы музыкантов разных специальностей получили широкое распространение в 1920-1930-е годы4.

Замечательными достижениями первой половины XX столетия была отмечена и отечественная школа виолончельной педагогики, возглавляемая Козолуповым и Штримером. Эти высокопрофессиональные мастера воспитали целую плеяду ярких и своеобразных музыкантов, которые определили «современный путь развития виолончельного исполнительского искусства, поставив его на один уровень со скрипичным и фортепианным»5.

Молодые перспективные виолончелисты, вышедшие в начале XX столетия на крупнейшие исполнительские арены мира, буквально требовали от композиторов новой концертной литературы. Для исполнителей высочайшего уровня нужен был соответствующий их дарованию репертуар. Композиторы не могли не откликнуться на подобный призыв. В результате поток виолончельных композиций для солиста и оркестра, с которым сталкивается сегодня любой исполнитель, кажется поистине бескрайним, а количество ярких и запоминающихся произведений подобного рода, появившихся на протяжении XX столетия, с трудом поддается простому перечислению.

В рамках представленной работы в качестве основного объекта исследования выступают виолончельные концерты, созданные композиторами всего мира в течение прошлого (XX) века.

А.Рубинштейном первый международный конкурс пианистов. Об этом см.: Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 2 (Гон-Кор). М.: СЭ, 1974. Стб. 904-909. — Далее ссылки на Музыкальную энциклопедию даются сокращенно: МЭ.

4 Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. Справочник. М., 1966.

5 Гайдамович Т. Избранное. М.: Музыка. 2004. С. 175.

Безусловно, с течением времени прояснится ценностная иерархия внутри большого массива виолончельной музыки, созданной в этот период. Однако в настоящий момент кажется весьма актуальным как можно шире представить для современного виолончелиста репертуарные возможности, накопленные на протяжении прошедшего столетия. В связи с этим целесообразно в рамках единого исследования собрать максимальное количество сведений о виолончельной литературе концертного жанра XX века, восполнив имеющиеся информационные бреши.

На исходе века исполнители-виолончелисты оказались в ситуации, кардинально противоположной той, что наблюдалась в начале столетия. Музыканты ощутили настоятельную необходимость разобраться в том разноликом материале, который хлынул на концертные сцены, они испытали потребность в определенных исходных ориентирах для формирования собственного репертуарного багажа, в осмыслении накопившегося музыкального материала, а также его систематизации и дифференциации.

В связи с этим и была сформулирована основная цель настоящей работы — помочь современным музыкантам разобраться в разнородной концертной виолончельной литературе. Подобная цель определила и перечень главных задач исследования: максимально полно собрать информацию по этому вопросу; наметить пути систематизации выявленного материала с точки зрения различных критериев: хронологии географии исполнительского состава структуры музыкального языка; проследить основные тенденции развития виолончельного концерта; определить принадлежность конкретных (наиболее значимых) произведений к тому или иному типу концерта; учесть имеющиеся нотные издания и фонографические записи.

В настоящий момент степень научной разработанности проблемы эволюции современного виолончельного концерта в отечественном музыкознании крайне невелика, хотя в последнее время деятельность ученых в этом направлении активизировалась. Безусловно, в нашей стране первенство в разработке этих вопросов принадлежит двум авторам-виолончелистам, которые в своей разносторонней деятельности активно сочетали науку и практику (исполнительскую и педагогическую). Речь идет о Л.С.Гинзбурге, авторе монументального многотомного труда «История виолончельного искусства»6, и Т.А.Гайдамович, которая на протяжении многих лет читала одноименный курс в Московской консерватории7. Определенная часть исследований этих авторов посвящена виолончельным концертам, в том числе созданным и в XX веке (оба доходят в своих публикациях до 1970-х годов), хотя все же основной акцент в них делается на наиболее ярких исполнителях и ведущих педагогических школах мира.

Сведения о концертах для виолончели содержатся в масштабных исследованиях монографического плана, там, где музыковеды обращаются к творчеству отдельных композиторов, создававших сочинения для этого инструмента. Среди них, в первую очередь, стоит назвать книги о С.С.Прокофьеве8 и Д.Д.Шостаковиче9, П.Хиндемите10 и А.Онеггере1',

6 Гинзбург Л. История виолончельного искусства. В 4 т. М.: Музыка, 1950-1980.

7 Материалы этого лекционного цикла опубликованы в виде конспекта: Гайдамович Т. История виолончельного искусства. М., 2006.

8 Нестъев И. Жизнь С.Прокофьева. М., 1957; Мартынов И. С.Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974; СавкинаН. С.С.Прокофьев. М., 1982; Данько Л. С.С.Прокофьев. Л., 1983; StrellerF. Sergei Prokofiew. Lpz., 1960.

Б.Бриттене12, Б.Мартину13, Р.К.Щедрине14 и т. д. Особняком в этом перечне возвышается единственная в своем роде и основательная работа В.М.Блока «Виолончельное творчество Прокофьева», изданная в 1973 году.

Весьма многочисленны статьи, посвященные отдельным концертам для виолончели. Появление таких публикаций, как правило, связано с написанием и исполнением новых сочинений этого жанра, вызвавших всеобщий интерес. Зачастую о своих произведениях высказываются на страницах периодической печати и сами композиторы. В последние десятилетия количество подобных материалов увеличивается параллельно с ростом числа вновь созданных концертно-виолончельных опусов.

К материалам такого рода относятся статьи и интервью

15 16 17 18

К.С.Хачатуряна , Д.Редепеннинг , В.Блашчика , Е.И.Подгайца 1,

19 20 21 22

Д.Н.Смирнова , П.Васкса , А.А.Николаева , В.Н.Холоповой ; Е.И.Чигарёвой и многие другие.

9 Третьякова Л. Д.Шостакович. М., 1976; Хентова С. Шостакович. Жизнь и творчество. В 2 т. Л., 1985, 1986; Streller F. D.Schostakowitsch. Lpz., 1982.

10 Левая Т., Леонтьева О. П.Хиндемит. M., 1974; Kemp J. Hindemith. London: Oxford University Press, 1970.

11 .Раппопорт Л. Артур Онеггер. JI., 1967; Feschotte J. A.Honegger. L'homme et son oeuvre. Paris, 1966.

12

Холст И. Б.Бриттен (пер. с англ.). М., 1968; Ковнацкая Л. Б.Бриттен. M., 1974.

13

Мигуяе Я. Богуслав Мартину (пер. с чеш.). М.: Музыка, 1981 ; Гаврилова Н. Богуслав Мартину. М.: Музыка, 1974.

14 Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М.: CK, 1980; Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М., 2000.

15 Хачатурян К. Виолончельный концерт С.Прокофьева.Советская музыка. 1957. № 3. С. 111-112. — Далее сокращенно СМ.

16 Редепеннинг Д. Видение Апокалипсиса (о премьере Второго концерта С.А.Губайдулиной для виолончели и оркестра «И: празднество в разгаре» по мотивам стихотворения Г.Н.Айги на 10-м музыкальном фестивале в Лас-Пальмасе, 1994). Музыкальная академия. 1994. № 3. С. 10. — Далее сокращенно MA.

17 Блашчик В. Виолончельный концерт С. Морыто. Ruch muzyczny. 1996. № 16. S. 1618.

18

Подгайц Е. Что завершено, что в работе, что задумано? (об исполнении своих сочинений в сезоне 1991-1992 годов, в том числе, Тройного концерта для скрипки, фортепиано и виолончели с оркестром.). MA. 1992. № 4. С. 60-61.

19 Смирнов Д. Ничего случайного (беседа о собственном творчестве последних лет и, в частности, о Виолончельном концерте с С.С.Беринским)МА. 1996. № 4. С. 8-14.

Внушительную группу современных публикаций составляют издания, посвященные изучению различных инструментальных концертов.

В одних случаях авторы рассматривают жанр как самостоятельный художественный феномен. В качестве примеров можно упомянуть труды

Б.В.Асафьева24, А.А.Соловцова25, П.М.Йанга26, Х.-В.Хайстера27, 28

Р.Клойбера . В других работах акцент делается на соотношении концерта с другими жанрами, в частности, с симфонией. Здесь необходимо упомянуть книгу М.Е.Тараканова «Симфония и инструментальный

29 концерт в русской музыке (60-70-е годы). Пути развития» . В ряде работ излагаются особенности исторического развития концерта в целом (такой подход прослеживается у Е.В.Дукова30, Х.Энгеля31, М.Т.Родера32,

33

А.Шеринга ) или на отдельных исторических этапах (что характерно для исследований Л.Н.Раабена34, А.Уткина35), а также в рамках одного из

20

Васкс П. Что может быть прекраснее, чем писать музыку? (беседа латышского композитора с С.Незвецкой о своем творчестве, о сочинении для хора «Литене», о Концерте для виолончели с оркестром и современной ситуации в музыкальной Прибалтике). МА. 1996. № 3. С. 20-23.

21 Николаев А. Все от музыки (разговор с композитором Н.Анисимовой о творчестве и исполнителях, об отражении философских взглядов автора в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром). МА. 1998. № 2. С. 25-34.

22

Холопова В. Праздник, который всегда с тобой. Фестиваль к 70-летию Родиона Константиновича Щедрина (с исполнением «Концертной притчи» для виолончели, струнного оркестра и литавр, 2001). МА. 2003. № 1. С. 70-77.

23 Чигарева Е. О позднем стиле (инструментальное творчество [А.Г.Шнитке, включая оба Виолончельных концерта]). МА. 2004. № 4. С. 17-23.

24 Асафьев Б. Инструментальный концерт // Русская музыка XIX - начала XX века. М., 1978. С. 201-210.

2s Соловцов А. Концерт. М., 1963.

Young P.M. Concerto. London, 1957; Young P.M. The concert tradition. London, 1965.

27 Heister H.-W. Das Konzert: Theorie einer Kulturform. Wilhelmshaven, 1983. ja

Kloiber R. Handbuch des Instrumentalkonzerts. Wiesbaden, 1972.

29 M., 1988.

30

Дуков E. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 2003.

31 Engel Н. Das Instrumentalkonzert. Eine Musikgeschichtliche Darstellung. Wiesbaden, 1974.

32 Roeder M.T. A History of the Concerto. Portland, 1994.

33 Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf Gegenwart. Leipzig, 1927.

34 Раабен Л. Советский инструментальный концерт. Л., 1967; его же: Советский инструментальный концерт: 1968-1975. Л., 1976.

35 Уткин А. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов. Л., 1979. С. 63-84. стилевых направлений (этому посвящена кандидатская диссертация Е.Н.Денисовой36).

Некоторые музыковеды в своих исследованиях обращаются к инструментальным концертам, рассматривая их в контексте творчества отдельных композиторов. Таковы работы Н.Я.Кравец об ч п инструментальных концертах Прокофьева ; М.Н.Лобановой о о концертности у Шостаковича , Е.М.Самойленко о концертном творчестве А.Я.Эшпая Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А.Эшпая39.

Существует достаточно обширная литература о фортепианных и скрипичных концертах. Информативны и значительны работы А.Д.Алексеева40, Б.Г.Гнилова41, Е.Б.Долинской42, И.К.Кузнецова43, посвященные истории фортепианного концерта; скрипичный концерт рассматривается Ю.Н.Хохловым44, И.М.Ямпольским45, А.М.Булатовой46.

На этом фоне литература обобщающего плана о современных виолончельных концертах выглядит более чем скромно. Сведения о них в существующих на сегодняшний день изданиях рассредоточены и фрагментарны.

В связи с этим представляется необходимым для всеобщего удобства собрать в рамках одного исследования хотя бы начальную информацию о

36 Денисова Е. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века. Дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК, 2002.

37 Дис. . канд. искусствоведения. М., 1999.

38 Лобанова М. Концертные принципы Д.Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 110-129.

39

Самойленко Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А.Эшпая. Дис. . канд. искусствоведения. В 2-х тт. М., 2003.

40 Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1-2. М., 1962, 1967.

41 Гншов Б. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический Долинская Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия. М., 2006.

43 Кузнецов И. Фортепианный концерт (К истории и теории жанра). Дис. . канд. искусствоведения. М., 1980.

44 Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. М., 1956.

45 Ямполъский И. Русское скрипичное искусство. Т. 1. М.-Л., 1951.

46 Булатова А. Русский скрипичный концерт начала XX века. История. Проблемы интерпретации. Дис. . канд. искусствоведения. М., 1995. й концерт. М., 2007.

43

44

45

46 созданных за последнее столетие виолончельных сочинениях концертного жанра и наметить пути первоначальной систематизации, которая поможет исполнителям ориентироваться в обширном массиве современного виолончельного репертуара.

На нынешнем этапе большую информационную поддержку современному исследователю могут оказать разнообразные интернет-ресурсы и электронные базы данных, которые, однако, требуют внимательного, зачастую критического к себе отношения. Не все в равной степени заслуживают доверия, степень достоверности содержащихся на компьютерных сайтах сведений весьма различна.

Тем не менее, совершенно обойтись без подобного рода источников сегодня невозможно. Наибольшего внимания достойны многочисленные персональные интернет-странички, которыми пользуются сейчас многие композиторы, заинтересованные в широком распространении точной и полной информации о своем творчестве47. Не менее важны для исследователя сайты, которые поддерживаются различными солидными научными Обществами, связанными с изучением художественного наследия крупнейших музыкантов прошлого (как композиторов, так и исполнителей)48.

Особую ценность в качестве носителей важных и максимально достоверных сведений приобретают в настоящий момент различные электронные базы данных крупнейших библиотек, архивов и информационных центров по музыке, уже не только зарубежных (таких как Staatsbibliothek zu Berlin, Bibliothèque Nationale de France, British Museum \ London, Library of Congress \ Washington, etc.), но и российских (РГБ, РНБ). Подобные учреждения предоставляют интернет-пользователям

47 В Приложении к настоящей работе сайты отдельных композиторов фигурируют в разделе Алфавитного указателя.

8 Об этом свидетельствуют сайты, относящиеся к фигурам, которые творили в еще «докомпьютерную» эпоху. Они также приведены в Алфавитном указателе работы. широкие возможности доступа к необходимой информации в любом уголке мира.

Не меньшую пользу могут принести и электронные каталоги основных музыкальных издательств (Schirmer, Boosey & Hawkes, Peters, Schott, Breitkopf & Härtel, etc.), а также солидных звукозаписывающих компаний мирового уровня (EMI Classics, BMG Classics, etc.). Зачастую даже единичное упоминание в электронном каталоге подтверждает факт существования того или иного музыкального произведения, о котором невозможно найти сведений в печатных источниках.

Даже столь авторитетное издание как многотомный Grove49 не всегда может конкурировать с указанными интернет-ресурсами в их совокупности, поскольку он вынужденно «застыл» на рубеже веков / тысячелетий. Электронные же сайты, не сжатые рамками времени, обладают возможностью постоянного пополнения (обновления, уточнения, расширения своего информационного пространства). Необходимо лишь внимательно и критично воспринимать этот поток данных, отфильтровывая и выбирая из него необходимые и проверенные сведения по интересующему вопросу.

Структура работы такова: текстовая часть состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы. Каждая из глав охватывает виолончельные концерты различных композиторов, появившиеся, соответственно, в начале, середине и конце XX столетия.

Хронологически наиболее ранний период (1900-1930) представлен достаточно обзорно. В этой главе также содержится общая характеристика виолончельно-концертного творчества некоторых авторов (например, Ю.Кленгеля, Г.Бантока, Э.Изаи и других) и подробное рассмотрение

The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vis \ ed. by St.Sadie. 2na ed. London, 2001. отдельных сочинений для виолончели с оркестром (например, Концертной симфонии Дж.Энеску).

Во второй главе речь идет о виолончельных концертах, появившихся в середине XX века (1930-1960). Здесь в качестве самостоятельной раздела выделен небольшой очерк об инструментальных концертах с участием солирующей виолончели чешского композитора Б.Мартину. При этом неизбежно происходит некоторое расширение хронологических рамок за счет ранних сочинений автора.

Соответственно, третья глава посвящена последним десятилетиям XX века. В ней помещен крупный раздел о виолончельных концертах, написанных отечественными композиторами.

Начало XX столетия не подарило русскому музыкальному искусству ярких открытий и запоминающихся явлений в этой области. Заметная активизация внимания отечественных авторов к виолончельному концерту наблюдается к 1950-м годам. Не в последнюю очередь этот процесс связан с появлением в России целой плеяды ярчайших исполнителей-виолончелистов, среди которых безусловным лидером и звездой мировой величины стал М.Л.Ростропович. Его неутомимая концертная деятельность, тесные контакты со многими композиторами как в нашей стране, так и за рубежом, стали мощным стимулом для развития виолончельного концерта в разных уголках мира.

Работа завершается Заключением, в котором подводятся основные итоги проведенного исследования.

Текстовую часть работы дополняет специальный том, в котором в качестве Приложения фигурируют Хронологический указатель произведений виолончельно-концертного жанра XX века и Алфавитный указатель авторов. Эти два раздела взаимосвязаны. На первый взгляд может показаться, что они информационно лишь дублируют друг друга.

Однако различные ракурсы одного и того же материала дают исследователю богатую пищу для размышления:

Хронологический указатель произведений еиолончелъно-концертного жанра XX века показывает общий процесс развития виолончельно-концертного жанра на протяжении столетия. Распределение материала по годам позволяет увидеть моменты спада и подъема композиторского внимания к данному жанру. Внутри каждого года имена композиторов расположены по географическому принципу: сначала указываются европейские композиторы, затем американские, вслед за ними идут представители других регионов, в конце упоминаются российские авторы. Подобная последовательность обусловлена исключительно историческими факторами: в начале столетия в области создания виолончельных концертов доминировали европейские сочинители, позднее к ним стали добавляться музыканты из других уголков мира. Так, в порядке «выхода в свет» они и выстроились в разделе Хронологического указателя.

Каждая запись внутри года строится на основе определенной информационной цепочки:

-— имя автора (в скобках указываются происхождение музыканта и годы его жизни); название произведения (с годом создания); посвящение (если имеется); премьера (с перечислением даты, места и исполнителей, если такая информация известна); издание (если имеется, с указанием города, издателя и года); запись (если имеется, с указанием даты и исполнителей); особенности цикла (количество частей и темповые обозначения, если такая информация доступна).

В некоторых случаях после годов жизни указывается исполнительская принадлежность композиторов (особенно, если они были виолончелистами). Иногда здесь фигурирует краткое определение стиля автора (особенно, если он не принадлежит к числу музыкантов первого ряда) или приводится имя педагога.

Датировка некоторых произведений также имеет свои особенности. Как правило, сложности в этом вопросе бывают связаны с тем, что не всегда можно точно установить годы сочинения тех или иных произведений отдельных авторов. В таких случаях указывается время первого исполнения или издания. Иногда и такую информацию найти довольно трудно, тогда ориентиром становятся годы жизни композитора. Чаще всего это относится к музыкантам, уже ушедшим из жизни50.

Далеко не все произведения виолончельно-концертного жанра опубликованы. В связи с этим затрудняется сбор сведений о строении того или иного опуса. Иногда информация о структуре произведений приводится на основе прослушивания записи сочинений или после ознакомления с сопутствующими записям буклетами, в которых приводится темповая раскладка музыкального материала.

Алфавитный указатель композиторов дает возможность сделать акцент на каждом композиторе в отдельности. Здесь после указания имени и годов жизни авторов приводится список их сочинений с участием солирующей виолончели и оркестра. В скобках указывается год создания опусов. В конце такой записи может стоять указание на личный сайт, если таковой у музыканта имеется.

В Хронологическом и Алфавитном разделах Приложения представлено огромное количество имен музыкантов. Некоторые из них редко встречаются даже в специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной. Зачастую эти имена не знакомы не только любителям музыки, но и специалистам.

В связи с этим, а также из-за определенного рода трудностей, возникших при написании некоторых имен в кириллической э0 Ныне здравствующие авторы имеют обыкновение вести свой сайт, на котором, как правило, имеется исчерпывающая информация об их творчестве. транскрипции, сформировалось решение при первом упоминании фамилий приводить в скобках их оригинальное начертание. Аналогичный порядок принят и в основном тексте исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Павловский, Антон Николаевич

Заключение

XX столетие можно по праву считать «золотыми веком» в развитии виолончельного концерта. Широчайшая география, колоссальное количество композиторов, невероятный охват и разнообразие стилевой палитры, бесконечное число структурных вариантов — все свидетельствует о необычайно плодотворном и успешном периоде в истории виолончельного концерта.

Уже самое начало прошлого века, давшее целую россыпь произведений для солирующей виолончели с оркестром, показало, что за этой разновидностью концертного жанра большое будущее. Последующие десятилетия никому не позволили усомниться в этом, подтвердив, что исходный импульс, имевший место в 1900-1920-х годах, стал отправной точкой дальнейшего развития: виолончельный концерт полностью оправдал возложенные на него ожидания.

Кратко описать тот большой путь, который прошел виолончельный концерт на протяжении XX столетия, довольно сложно: картина развития жанра весьма пестра и далеко не прямолинейна. Однако наметить основное направление этого процесса все же можно. Безусловно, вектор этого движения напрямую будет связан с непростой ситуацией, сложившейся вокруг многообразных стилевых изменений, которые наблюдались в музыкальном искусстве того времени в целом.

Виолончельный концерт выходит из недр романтически настроенного XIX века, и в первые десятилетия века XX продолжается развитие этих тенденций. Доминирующая в это время романтическая разновидность жанра находится в неразрывной связи с процессом неуклонного роста различных молодых национальных композиторских школ, которые именно в тот период во весь голос настойчиво заявляют о себе. Речь идет, прежде всего, о музыкантах из Финляндии (Сибелиусе и

Мериканто), Румынии (Энеску), Мексики (Кастро), Бразилии (Вила-Лобосе) и т. д.

Фольклорные принципы, лежащие в основе музыкальной идентификации любого региона земного шара, позволяли многим композиторам из самых разных уголков мира проявить собственную индивидуальность и оставить свой яркий след в музыкальном искусстве. Национальная самобытность в сочетании с новизной виолончельно-концертного жанра давали, как правило, неординарный и действенный результат.

В это же время представители сложившихся национальных школ (таких как немецкая, австрийская, французская, русская), уже прошедших эту стадию развития и не желавших стоять на месте, оказываются на гребне первой волны музыкального авангарда, стараясь по-новому выразить в музыке вечные проблемы бытия. Однако у этих авторов (таких как А.Шёнберг, А.Веберн, О.Мессиан, Н.А.Рославец, И.А.Вышнеградский, Н.Б.Обухов, А.С.Лурье) виолончельный концерт отнюдь не становится излюбленным жанром, осваивая новые методы композиции, они предпочитают другие тембры, формы и жанры. Первая волна авангарда обошла виолончельный концерт стороной: вероятно, причиной тому было представление о виолончели как исключительно о кантиленном инструменте; ее многогранные потенциальные возможности современные музыканты оценят несколько позднее.

В первой трети XX века, думается, именно радикализм композиторов, тяготевших к авангардному стилевому направлению, привел авторов противоположного крыла к течению, получившему в музыковедении название «необарокко» и «неоклассицизма». Для подобного стилевого «облачения» виолончель подходила как нельзя лучше. В связи с этим Виолончельных концертов, написанных в рамках данного стиля, было невероятное множество.

Для некоторых из композиторов неоклассицизм стал доминирующим на протяжении чуть ли не всего творческого пути ориентиром. К их числу, в частности, принадлежал чешский композитор Б.Мартину, чьи произведения для солирующей виолончели с оркестром составляют солидную часть его музыкального наследия.

Далее XX столетие пошло по второму витку спирали в своем музыкально-стилевом развитии. Наиболее отчетливо этот процесс был заметен в России. Отечественная композиторская школа, продолжавшая интенсивно развиваться в весьма непростых исторических условиях, вновь совершила путь от национально-фольклорного традиционализма (19301940-е) через вторую волну авангарда (со 2-й половины 1950-х) к неоклассическим и необарочным образцам (1960-е годы). Виолончельный концерт в творчестве российских авторов середины XX столетия вобрал в себя все перипетии этого сложного процесса.

Вторая половина XX века с ее невероятно ускорившимся техническим прогрессом, повлиявшим абсолютно на все сферы человеческой деятельности, обусловила ускоренные темпы развития и в музыкальном искусстве. То, на что раньше уходили десятилетия, теперь стало совершаться гораздо быстрее, в считанные годы: периоды господства какого-либо одного стиля, сопровождавшиеся стабильностью музыкального языка, форм и жанров, неуклонно сокращались и постепенно уходили в прошлое. Поступательность уступила место параллельному и одновременному развитию различных стилистических направлений.

Последняя треть прошлого столетия в этом смысле представляет собой воистину вавилонское смешение, сосуществование равноправных возможностей для композитора творить соответственно своим внутренним потребностям, не оглядываясь на определенные стереотипы и устоявшиеся законы композиции. В это время уже практически нормой стала предельная индивидуализация каждого музыкального произведения. Данные тенденции не обошли стороной и жанр виолончельного концерта.

В связи с преобладанием в музыкальной и композиторской практике подобного рода «вседозволенности» в современном музыкознании столь острыми и насущными оказались проблемы соотношения стабильного и мобильного, традиционного и новаторского, исходной модели-архетипа и результирующего варианта и т. д. При этом любое жесткое схематизирование, ранжирование отдельных объектов художественного творчества в наши дни, в конечном итоге, неизбежно привело бы исследователя к противоречию с многообразием, характерным для индивидуального композиторского творчества.

Современные авторы отнюдь не стремятся работать в рамках «чистого жанра». Более того, крупные мастера отдают предпочтение смешанным жанрам, выстраивая новые отношения внутри системы. Постепенно из названий произведений исчезают привычные «симфонии», «сонаты», «концерты». На смену им приходят всевозможные «музыки для.», «циклы», «сцены», «диалоги», «резонансы», «медитации», «монодрамы» и «полидрамы», «мифы», «откровения» и т. д.

Однако в постоянно меняющемся мире (и музыкальный мир в этом смысле не является исключением) человеку все же свойственно искать и находить своеобразные точки опоры, ассоциирующиеся с привычным мироощущением и мироПОРЯДКОМ. Индивиду необходимо соотносить услышанное с чем-то знакомым, константным, связанным с прошлым звуковым опытом, с определенного рода канонами, моделями и т. д.

В такой ситуации именно выбранный композитором музыкальный жанр может взять на себя функции некоего «путеводителя», способного донести до слушателя зачастую непростой авторский замысел, выраженный предельно сложным музыкальным языком. Отсылка к знакомому жанру может облегчить восприятие современных опусов.

Думается, авторам в наши дни не стоит увлекаться экзотическими названиями.

Если современный композитор выносит в заголовок своего произведения словосочетание «концерт для солиста с оркестром», он тем самым дает возможность всем, кто так или иначе соприкасается с этим опусом (имеются в виду и исполнители, и слушатели), некоторым образом ориентироваться в непростых звуковых потоках. Именно взаимоотношения, возникающие между солистом и группой музыкантов (или проще и универсальнее — между меньшим и большим количеством, между частью и целым), составляют суть концертного жанра на данный момент.

Сам термин «концерт» рождает в сознании композитора определенного рода устойчивые ассоциации, выплывающие из глубин памяти. Наличие в исходном концертном замысле логической пары «я — мы» (солист — группа, человек — общество) со всеми возможными вытекающими отсюда последствиями является главным импульсом в становлении музыкального произведения. Однако выносить или не выносить на титульный лист партитуры слово «концерт», композитор решает сам.

В целом, на каком бы по уровню сложности музыкальном языке ни говорил и ни писал современный автор, слушателю всегда будет понятно главное: осмысление места человека в сегодняшнем мире, которое, собственно, и лежит в основе произведений концертного жанра, является базисным, значимым и актуальным для любого индивида. Это осмысление всегда было, есть и будет важнейшим концептуальным звеном в системе человеческих ценностей. И каждый человек (в том числе и композитор) всякий раз будет его формулировать для себя и воплощать в соответствии с собственными внутренними устоями и потребностями.

А это значит, что жанру инструментального концерта (в том числе и виолончельного) с его многообразием еще долго двигаться по пути поисков и открытий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Павловский, Антон Николаевич, 2012 год

1.Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. Гос. институт искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 474 с.

2. Акопян Л. Музыка XX века: энциклопедический словарь.М.: Практика, 2010. 855 с.

3. Антонова Е. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: дис. канд. искусствоведения. Киев, 1989. 227 с.

4. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.

5. Арановский М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Л.: СК, 1979. 287 с.

6. Арановский М. Симфония и время. Русская музыка и XX век. Гос. Институт искусствознания. М.,1998. с.303-371.

7. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып. 6. М.: СК, 1987. С. 5—44.

8. Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М.: Библос, 1992. 160с.

9. Асафьев Б. Инструментальный концерт // Русская музыка XIX -начала XX века. М.: Музыка, 1978. С. 201-210.

10. Асафьев Б. Книга о Стравинском. 2-е изд. Л.: Музыка, 1977.279 с.

11. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.Л.: Музыка, 1971.2-е изд. 376 с.

12. Ахмеходжаева Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: автореферат дис. канд. искусствоведения. Ташкент, 1985. 21 с.

13. Бараш Е. Концерты Эдисона Денисова. Проблемы жанра и оркестрового стиля: автореферат дис. . канд. искусствоведения. М., 2000. 17 с.

14. Барсова И. Александр Мосолов: Двадцатые годы // СМ, 1976,11.

15. И.Белецкий. Многогранность таланта. Музыка и музыканты Ленинграда. Л.: М., 1972. с.50-64.

16. И.Белецкий. Скрипичный и виолончельный концерты Н.Я.Мясковского. М.: Музгиз, 1962. 24 с.

17. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций (психологический и семиотический аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания: сб. статей / сост. Ю.Кудряшов. Л.: ЛГИТМИК, 1989. С. 95122.

18. Березовчук Л.Функционально-семиотический подход к теории жанра // Советская музыка 70-80-х годов / Л., 1989. С. 4-31.

19. Блок В. Виолончельное творчество Прокофьева. М.: Музыка, 1973. 184 с.

20. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. М.: Музыка, 1989. 268 с.

21. Богоявленский С. Итальянская музыка первой половины XX века. Л. : Музыка, 1986. 141с.

22. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Спб. : Композитор, 2006. 648 с.

23. Бурлина Е. Жанровая теория как развивающаяся система // Вопросы методологии и социологии искусства / Л., 1988. С. 45-60.

24. Бычков В. Эстетика. М. : Гардарики, 2004. 556 с.

25. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М. : Музыка, 1988.80 с.

26. Варунц В. Цикл «Kammermusik» (к вопросу о неоклассицизме П.Хиндемита) // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы / ред.-сост. И.Прудникова. М.: CK, 1979. С. 143-178.

27. Васильев А. к проблеме социологии жанра (социогенологии). Методологические проблемы современного искусствознания. Л. 1985. с.63-74.

28. Вислоужил Й. Слово о Мартину. О философских взглядах Мартину // Богуслав Мартину. К 100-летию со дня рождения. М., 1992. С. 9-18.

29. Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.: Музыка, 1964. 348 с.

30. Власов В. Стили в искусстве : словарь. СПб. : Лита, 1998. Т.1.672 с.

31. Власова Н. Творчество Арнольда Шенберга. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 528 с.

32. Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма//Проблемы музыкального романтизма, ЛГИТМиК, Л., 11987. с.5-30.

33. Гаврилова Н. К проблеме национального в музыке XX века// Пособия по истории зарубежной музыки. Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М., 2003. Вып. 1. с.5-97.

34. Гайдамович. Избранное. М.: Музыка, 2004. 544 с.

35. Гайдамович Т. История виолончельного искусства. М.: Музыка, 2006. 80 с.

36. Гайдамович Т. Лев Книппер. Годы жизни. М.: Композитор, 2005.216 с.

37. Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М.: CK, 1969. 127 с.

38. Гайдамович Т. Радостная победа // Советская музыка, 1962, № 8. С. 63.

39. Гиляревский Р. Иностранные имена и названия в русском тексте: справочник. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ВШ, 1985. 303 с.

40. Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Кн.4. М.: Музыка, 1978. 407 с.

41. Гинзбург Л. Пабло Казальс. М., 1966. 246 с.

42. Гинзбург Л. Эжен Изаи. М.: ГМИ, 1959. 200 с.

43. Гнилов Б. Акмеологический шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт. М.: ПРЕСТ, 2007. 426 с.

44. Головинский Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков. М.: Музыка, 1981. 279 с.

45. Гончаренко С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века. Новосибирск : Новосибирская гос. консерватория им. М.И.Глинки, 1997. 172 с.

46. Гофман М.-Р. Музыка-друг на всю жизнь. Пер. с франц. С Кудрявицкой. М. : Музыка, 1999. 120 с.

47. Гребнева И. Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейской музыке 1920-1930-х годов: дис. . канд. искусствоведения. М., 1991. 222 с.

48. Гребнева И. Жанр скрипичного концерта в творчестве А.Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 6. М.: Композитор, 2008. С. 93-101.

49. Гребнева И. Классический жанр сегодня: скрипичный концерт конца XX начла XXI века // МА. 2010, № 1. С. 162-168.

50. Гребнева И. Скрипичный концерт в западноевропейской музыке от восемнадцатого столетия к двадцатому // Периферия в культуре. Новосибирск, 1994. С. 181-189.

51. Гребнева И. Скрипичный концерт Стравинского: о стилевых прототипах и логической парадоксальности // И.Ф.Стравинский: сб. статей / М., 1997. С. 133-142.

52. Гребнева И. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века. М., 2010. 355 с.

53. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Советский композитор, 1989.208 с.

54. Грум-Гржимайло Т. Слава и Галина: Симфония жизни. М.: Вагриус, 2007. 510 с.

55. Грушевицкая Т. Концепции современного естествознания. М. : Высшая школа, 1998. 383 с.

56. Гуляницкая н. Методы науки о музыке. М. : Музыка, 2009. 26с.

57. Гусев В. Фольклор и социалистическая культура. К проблеме современного фольклоризмаУ/Современность и фольклор. М., 1977. с.7-27.

58. Дауноравичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки // Ьаиёатш: сб. статей к 60-летию Ю.Н.Холопова / отв. ред. В.Ценова. М.: Композитор, 1992. С. 99-106.

59. Демешко Г. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма. Новосибирск : Новосибирская гос. Консерватория им. М.И.Глинки, 2002. 343 с.

60. Демченко А. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века. М. : Композитор, 2006. 264 с.

61. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М. : Сов. композитор, 1986. 205 с.

62. Денисова Е. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: дис. кандидата искусствоведения. М.,2002. 257 с.

63. Джодже Энеску. Воспоминания и биографические материалы / пер., вступ. статья и коммент. Е. Мейлиха. М. Л.: Музыка, 1966. 318 с.

64. Долинская Е. Стиль инструментальных сочинений Н.Я.Мясковского и современность. М.: Музыка, 1985. 270 с.

65. Долинская Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия. М.: Композитор, 2006. 560 с.

66. Друскин М. О западноевропейсукрй музыке XX века. М.: Сов.композитор, 1973. 271 с.

67. Друскин М. О периодизации истории зарубежной музыки XX века

68. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика XXI, 2003. 256 с.

69. Дюсапен П. Интервью и творческие размышления: по материалам интервью с О.Гарбуз.// Постмодернизм в контексте современной культуры: материалы науч. конф. М., 2008. с. 155-187.

70. Егорова В. Современная музыка Словении (1945-1985). М. : Композитор, 2001. 192 с.

71. Егорова В. Современная музыка Хорватии (194-1985). М. : 2006.416 с.

72. Ерохин В. De música instumentalis. Германия. 1960-1990. М.: Музыка, 1997. 400 с.

73. Жизнь памяти. София Губайдулина беседует с Энцо Рестаньо // В.Холопова, Э.Рестаньо. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996.

74. Житомирский Д. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М. : Музыка, 1989. 303 с.

75. Зарубежная музыка XX века : материалы и документы/ сост. Нестьев. М. : Музыка, 1975. 255 с.

76. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды о русской советской музыке. Л.; М.: Сов.композитор, 1978. 176 с.

77. А.Иконников. Художник наших дней Н.Я.Мясковский. Изд. 2-е доп. и перераб. М.: СК, 1982. 415 с.

78. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. : Интрада, 1998. 252 с.

79. История зарубежной музыки. XX век\ сост. и общ. ред. Н.Гавриловой. М.: Музыка, 2005. 576 с.

80. История музыки народов СССР\ отв. ред. Ю.В.Келдыш; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. В 5 т. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1970-1974.

81. История отечественной музыки второй половины XX века/ отв.ред. Т.Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 с.

82. История современной отечественной музыки. Вып. 1: 1917-1941\ ред. М.Тараканов . М.: Музыка, 1995. 480 с.

83. История современной отечественной музыки. Вып. 2: 1941-1958\ ред. М.Тараканов . М.: Музыка, 1999. 477 с.

84. История современной отечественной музыки. Вып. 3: 1960-1990\ ред.-сост. Е.Долинская. М.: Музыка, 2001. 656 с.

85. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.109 с.

86. Каре А. История оркестровки. М.: Музыка, 1989. 304 с.

87. Каталог симфонических произведений ленинградских композиторов (1932-1987)\ сост. Ф.Гоухберг, И.Орлова. Л.: Союз композиторов СССР, 1987. 442 с.

88. Климовицкий А. Судьбы традиций классической сонатности в двух антагонистических течениях западноевропейской музыки XX века\\ Кризис буржуазной культуры и мызыка. М., 1976. Вып. 3. с. 135-162.

89. Ковнацкая Л. Английская музыка XX века: истоки и этапы развития. М.: Сов. композитор, 1986. 216 с.

90. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М. : Сов. композитор, 1974.392 с.

91. Козина Ж. Музыкальный постмодернизм-химера или реальность?\\ Сов. музыка, 1989. №9. с. 117-119.

92. Кокорева Л. Музыкальная культура Польши XX века. М.: Московская гос. Консерватория имени П.И.чайковского, 1997. 162 с.

93. Кокорева Л. Дариус Мийо. М.: Сов.композитор, 1986. 336 с.

94. Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

95. Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм. М.,1966. с. 36-83.

96. Корж Ю. Неоклассицизм.\\ Культурология. XX век : словарь. СПб., 1997. с. 306-312.

97. Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. М.: МГК, 2007.

98. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960.

99. Котляров Б. Джордже Энеску. Изд. 2-е, доп. М.: СК. . 88 с.

100. Кравец Н. Инструментальные концерты Прокофьева: дис. . кандидата искусствоведения. М., 1999. 240 с.

101. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. Проблемы, художественные достижения, влияние на музыку XX века. М. : Московская гос. консерватория, 2007. 312 с.

102. Кремер Г. Обертоны. М.: Аграф, 2001. 352 с.

103. Кривцун О. Эстетика. М. : Аспект-пресс, 1998. 430 с.

104. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М. : НТЦ «Консерватория», 1994. 286 с.

105. Кузнецов И. Теория концертности и ее становление в русском и советском музыкознании Л\ Вопросы методологии советского музыкознания\Московская гос.консерватория им. П.И. Чайковского. М., 1981. с. 127-157.

106. Кузнецов И. Фортепианный концерт (К истории и теории жанра): дис. . кандидата искусствоведения. М., 1980. 211 с.

107. Кузнецов Л. Акустика музыкальных инструментов : справочное издание. М. : Легпромбытиздат, 1989. 368 с.

108. Кустов М. Виолончельный Мясковский / Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века // ред.-сост. Е.Б.Долинская. М.: Композитор, 2006. С. 160-169.109.

109. Кюрегян Т. К систематизации форм в музыке XX века// Музыка XX века. Московский форум/ Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М.,1999. с. 67-75.

110. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. М.: Композитор, 2003. 308 с.

111. Лазько А. Виолончель. М.: Музыка, 1965.

112. Ламм О. Страницы творческой биографии Мясковского. М.: CK, 1989. 364 с.

113. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. М. : Классика XXI, 2004. 588 с.

114. Левая Т. Инструментальное творчество Хиндемита. Проблемы стиля: автореферат дис. . канд. искусствоведения. Горький, 1975.

115. Левая Т. Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония /М.: Музыка, 1975. С. 141-172.

116. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974.

117. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М. : Музыка, 1991.166 с.

118. Ланге К., Эствед А. Норвежская музыка. М. : Музыка, 1967.101с.

119. Левко О. Типология современного камерно-инструментального ансамбля.\\ Традиционное и новаторское в современной музыке. М., 1987. с. 123-138.

120. Лемэр Ф. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. СПб. : Гиперион, 2003. 528 с.

121. Ливанова Т. Н.Я.Мясковский. М.: Музгиз, 1953.

122. Лобанова M. Концертные принципы Д.Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. M.: СК, 1985. С. 110-129.

123. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. M.: СК, 1990. 221 с.

124. Мазель Л. Метод анализа и современное творчествоА\Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982. с. 307-324.

125. Мартынов И. Тихон Николаевич Хренников. М.:Музыка, 1987.144 с.

126. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей// Музыкальный современник. М., 1984. Вып. 5. с. 517.

127. Мейлих Э. Джордже Энеску. Л.: Музыка, 1980. 79 с.

128. Мигуле Я. Богуслав Мартину. М.: Музыка, 1981. 232 с.

129. Мирзоева Э. Справочник оркестровых произведений композиторов Москвы (вторая половина XX века) М.: Композитор, 2004. 88 с.

130. Мировое искусство: направления и течения от импрессионизма до наших дней: иллюстрированная энциклопедия. Сост. И.Мосин. СПб.; М: Кристалл; Оникс, 2006. 192 с.

131. Михайлов А. Языки культуры. М. : Языки русской культуры, 1997.912 с.

132. Михайлов А. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. 264 с.

133. Мосолов А. Новые камерные концерты Хиндемита // Современная музыка, 1925. № 11. С. 18-20.

134. Мосолов А. Статьи и воспоминания. М., 1986.

135. Музыка XX века, 1890-1945 : очерки : в 2 ч., 5 кн. Отв. ред. Б.Ярустовский. М.: Музыка, 1976-1987.

136. Музыка из бывшего СССР\ ред.-сост. В.Ценова. Вып. 1 М.: Композитор, 1994. 297 с.

137. Музыка из бывшего СССР\ ред.-сост. В.Ценова. Вып. 2 М.: Композитор, 1996. 336 с.

138. Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. Справочник. М., 1966.

139. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. М.: СЭ, 1973-1982.

140. Музыкальный словарь Гроува\ пер. в англ. Л.Акопяна. М. : Практика, 2001. 1095 с.

141. Музыкальный энциклопедический словарь \ гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.

142. Н.Я.Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания М.: СК, 1959.358 с.

143. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.:Музыка, 1988. 254с.

144. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003.248 с.

145. Недошивин Г. Проблема экспрессионизма\\ Экспрессионизм. М., 1966. с. 8-35.

146. Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд из XXI века // ред.-сост. Е.Б.Долинская. М.: Композитор, 2006. 223 с.

147. Нестьев И. Прокофьев. М.: Музгиз, 1957.

148. Никитина Л. Советская музыка. История и современность. М.: Музыка, 1991. 276 с.

149. Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. М. : Сов. композитор, 1990. 332 с.

150. Оркестр: сб. статей и материалов в честь И.А.Барсовой\ отв. ред. Д.Петров. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2002. 427 с.

151. Пауль Хиндемит. Статьи и материалы / ред.-сост. И.Прудникова. М.: СК, 1979. 422 с.

152. Пикалова H. Образно-драматургические особенности сюитных циклов в советской камерно-инструментальной музыке 60-80-х гг. и вопросы теории сюитного жанра. \\ Советская музыка 70-80-х годов: Эстетика. Теория. Практика. ЛГИТМиК. Л., 1989. с. 51-69.

153. Подгайц Е. Я просто пишу музыку, чтобы ее слушали и чувствовали // Музыкальная жизнь, 1998, № 6. с. 19.

154. Польдяева Е. Старостина Т. Звуковые открытия раннего музыкального авангарда\\ Русская музыка и XX век. М. , 1997. с. 589-622.

155. Постмодернизм в контексте современной культуры: материалы науч. конфА ред.-сост. О.Гарбуз.М.: НИЦ « Московская клнсерватория», 2008. 192 с.

156. Постмодернизм : энциклопедия\ сост. и науч. ред. А.Грицанов, М. Можейко. Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.

157. Прейсман Э. Камерный оркестр. Исторический процесс формирования, проблемы функционирования. Красноярск : Изд-во Красноярского университета, 1993. 217 с.

158. Прието К. Приключения виолончели, истории и воспоминания ее счастливого владельца. ООО «Издательство «Оренбургская книга», 2005. 542 с.

159. Про голландскую музыку\ ред.-сост. И.Лесковская. СПб., Институт Про Арте и др., 2003. 373 с.

160. Прокофьев С. Автобиография. M.: СК, 1982. 600 с.

161. Прокофьев С. Материалы, документы, воспоминания\ сост., ред., прим., вступ. Статья С. Шлифштейна. Изд. 2-е доп. М.: Музгиз, 1961. 707 с.

162. Протопопов В. Западноевропейская музыка XIX-XX века (История полифонии). М., 1986. Вып. 4. 319 с.

163. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967. 307 с.

164. Раабен Л. Советский инструментальный концерт: 1968-1975. Л.: Музыка, 1976. 80 с.

165. Ромащук И. Неоконченный портрет // СМ, 1989, № 2.

166. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999. 384 с.

167. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века\ ред.-сост. М.Арановский. М. : Гос. Институт искусствознания, 1998. 873 с.

168. Руткевич А., А. Архетип\\ Культурология. XX век : словарь. СПб.,1997. с. 51-53.

169. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб. : Композитор, 1998. 268 с.

170. Сабольчи Б. История венгерской музыки. Будапешт: Корвина, 1964. 232 с.

171. Савенко С. Интерпретация идей авангарда в послевоенной советской музыке\\ Музыка XX века. Московский форум. М., 1999. с. 3338.

172. Савенко С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда\\ Кризис буржуазной культуры и музыка. Л., 1983. Вып. 5. с.96-112.

173. Савицкая О. К проблеме крупной формы в инструментальной музыке\\ Теоретические проблемы современной музыки. Минск, 1992. Вып. 2. с.41-57.

174. Самойленко Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А.Эшпая: дис. канд. искусствоведения. В 2 т. М., 2003. 178, 234 с.

175. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада и месте культуры в современном обществе\ сост. Р.Гальцева; пер. и прим. С. Аверинцев, В Бибихин, П.Гайденко и др. М. : Политиздат, 1991. 366 с.

176. Сафонова Е. На пути к «большим концертам века» \\ Музыка. Мысль. Творчество. У истоков традиций. М., 1998. с. 117-135.

177. Семенов О. Искусство ли искусство нашего столетия?\\ Новый мир. 1993. № 8. с. 206-220.

178. Сидельников JI. Симфоническое исполнительство : эстетика и теория. Исторический очерк. М.: Сов. композитор, 1991. 286 с.

179. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. JT.: Музыка, 1967.

180. Скребкова-Филатова М. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке\\ Проблемы музыкального жанра. М., 1981. с. 38-53.

181. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985.285 с.

182. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999. 384 с.

183. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. Опыт исследования. М.-Л.: Музыка, 1964.

184. Смирнова Т. Проблема теории музыкального жанра: дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1988. 172 с.

185. Советские композиторы и музыковеды : справочник в 3 томах. Т. 1 .сост. Г.Бернандт, И.Ямпольский. М. : Сов. композитор, 1978. 270 с.

186. Советские композиторы и музыковеды : справочник в 3 томах. Т.2. сост. Л.Григорьев, Я. Платек. М. : Сов. композитор, 1981. 416 с.

187. Советские композиторы и музыковеды : справочник в 3 томах. Т.З.сост. Л.Григорьев и др. М. : Сов. композитор, 1989. 216 с.

188. Соколов А. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века\\ Двенадцать этюдов о музыке: сб.статей к 75-летию со дня рождения Е.В.Назайкинского. М.: Музыка, 2001. с. 101-110.

189. Соколов А. Музыкальная композиция XX века : диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 230 с.

190. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н.Новгород: ННГУ, 1994. 220 с.

191. Соколов М. Стиль. Культурология. XX век: словарь. СПб., 1997. с. 442-445.

192. Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии // Музыкально-исторические этюды. Л., 1956.

193. Соловцов А. Виолончельный концерт Мясковского / Н.Я.Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания М.: СК, 1959. С. 143-144.

194. Соловцов А. Концерт. М.: Музгиз, 1963. 54 с.

195. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. 103 с.

196. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С. 292-309.

197. Справочник оркестровых произведений композиторов Москвы (2-я половина XX века) / сост. Э.Мирзоева. М., 2004.

198. Старчеус М. Новая жизнь жанровой традиции.\\ Музыкальный современник. М., 1987. Вып. 6. с.45-68.

199. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. М. ; Музыка, 1985. 270 с.

200. Тараканов М. Инструментальный концерт. М.: Знание, 1985.55с.

201. Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития. М.: СК, 1988. 271 с.

202. Теория современной композиции\ отв. ред. В.Ценова. М.:Музыка, 2005. 624 с.

203. Тудор А. Джордже Энеску. Жизнь в образах. Бухарест: Муз. изд-во СК РНР. 40, 74. с.

204. Турчин В. По лабиринтам Авангарда. М. : Изд-во МГУ, 1993.248 с.

205. Уткин А. Эстетические тенденции современной советской музыки и эволюция инструментального концерта // Материалы Всесоюзной конференции аспирантов вузов и НИИ Министерства культуры СССР. Тбилиси, 1971. С. 297-299.

206. Уткин А. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов. Л.: ЛГИТМИК, 1979. С. 63-84.

207. Фельдгун Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века. Новосибирск : Новосибирская гос.консерватория им.М.И.Глинки, 2006. 500 с.

208. Финкельштейн Э. К вопросу о специфике жанра // Музыка и жизнь: Музыканты Ленинграда. Л.-М.: СК, 1972. С. 79-96.

209. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю.А.Фортунатове\ сост., расшифровка текста лекций, прим. Е.И. Гординой. М.: Композитор, 2004. 384 с.

210. Хачатурян К. Виолончельный концерт С.Прокофьева // Советская музыка, 1957, № 3.

211. Хентова С. Ростропович. СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. 301 с.

212. Хлебаров И. Процессы формирования болгарской симфонической музыки\\Из истории музыки XX века. М., 1971. с. 226-240.

213. Холопов Ю. Новые формы Новейшей музыки\\ Оркестр: сб. статей и материалов в часть И.А.Барсовой. М., 2002. с. 380-394.

214. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. 289 с илл.

215. Холопова В. Музыка как вид искусства. М.: НТЦ «Консерватория», 1994. 260 с.

216. Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 319 с.

217. Холопова В. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М.: Композитор, 2001.

218. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1990. 350 с.

219. Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. М.: Музгиз, 1956.232 с.

220. Христиансен Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны»\\ Проблемы музыкальнойнауки. М., 1972. Вып. 1. с.198-218.

221. Хубов Г. Виолончельный концерт А.Хачатуряна // СМ, 1954, № 7. с. 9-11.

222. Ценова В. К теории современной композиции. \\Сов.музыка, 1991, №9. с. 81-86.

223. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 159 с.

224. Чайковский П. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз,1953.

225. Чередниченко Т. Композиция последнего двадцатилетия: неоканоническая перспектива? \\ Музыка XX века. Московский форум. М.,1999. с.58-62.

226. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. М. : Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

227. Чередниченко Т. Современная музыка и историческое сознание музыковеда\\ Сов.музыка. 1989. №9.с.103-108.

228. Шахназарова Н. Современность как традиция\\ Муз. Академия. 1997. №2. с. 3-14.

229. Шаповалов В. Основы философии современности. К итогам XX века. М. : Флинта; Наука, 1998. 272 с.

230. Шаховская H. H. «Высказаться и услышать свой голос» / интервью вел С.Беринский // Музыкальная Академия, 1992, №2.

231. Шаховская H.H. Музыка для виолончели XX века // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. Сб. ст. МГК № 58. М.: РИО МГК, 2006. С. 343-348.

232. Шевляков Е. Преломление неоклассицизма в отечественной музыке 60-80 годов: автореферат дис. д-ра иск. М., 1993 . 30 с.

233. Шимановский К. Избранные статьи и письма. JI. : Музгиз, 1963. 253 с.

234. Шостакович Д. Поет виолончель / «Правда», 25.01.1967.

235. Шостаковичу посвящается: сб. статей к 90-летию композитора\ сост.Е.Долинская. М.: Композитор, 1997.224 с.

236. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. М.: Деловая лига, 1993. 110с.

237. И.Ямпольский. Джордже Энеску. М.: ГМИ, 1956. 39 с.

238. Adorno Th. Kammermusik von Paul Hindemith \\ Die Musik, 1926. H. 1. S. 24-28.

239. Engel H. Das Instrumentalkonzert. Eine Musikgeschichtliche Darstellung. In 2 Bde. Wiesbaden: Breitkopf, 1974. 363, 481 S.

240. European music in the twentieth century \ ed. by H.Hartog. Harmondsworth: Penguin books, 1961. 360 p.

241. Heister H.-W. Das Konzert: Theorie einer Kulturform. In 2 Bde. Wilhelmshaven, 1983. 367, 587 S.

242. Hill R. The concerto: A guide to all the well-known piano, violin and cello concertos of the present day repertoire. Harmondsworth: Penguin books, 1956. 448 p.

243. Kloiber R. Handbuch des Instrumentalkonzerts. In 2 Bde. Wiesbaden: Breitkopf & Haertel, 1972. 321, 439 S.

244. Loesch H. von. Das Cellokonzert von Beethoven bis Ligeti. Ästhetische und kompositionsgeschichtlige Wandlung einer musikalischen Gattung. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1992. 328 S.

245. Mason С. Hindemiths Kammermusik \\ Melos, 1957. H. 6. S. 174177; H. 8. S. 225-229.

246. The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vis \ ed. by St.Sadie. 2nd ed. London, 2001.

247. Roeder M.T. A History of the Concerto. Portland: Amadeus press, 1994. 480 p.

248. Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf Gegenwart. Leipzig: Breitkopf, 1927. 235 S.

249. Veinus A. The Concerto. A history and analysis of one of the most popular of musical forms from its origins to the present day. New York: Doubleday, Doran & Co, 1945. 312 p.

250. Young P.M. The concert tradition. London: Routledge and Kegan Paul, 1965.278 p.

251. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского Кафедра истории русской музыки1. На правах рукописи04201350264

252. ПАВЛОВСКИИ Антон Николаевич

253. ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ XX ВЕКА

254. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.