Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Величко, Иван Сергеевич

  • Величко, Иван Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 284
Величко, Иван Сергеевич. Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2010. 284 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Величко, Иван Сергеевич

Список сокращений.

Введение.

Глава I. Польский плакат как этап истории графического дизайна.

Проблемы изучения польского плаката.

1.1. Становление польской школы плаката.

1.2. Оценка и систематизация сведений о специфике визуального языка польского плаката в искусствоведческих работах.

1.3. Эволюция экспонирования: от полиграфической тиражности до виртуального экспонирования.

1.4. Представители польской школы плаката и систематизация художественных школ.

Глава II. Особенности языка польского плаката. Семиотика и пластика

2.1. Многообразие художественных приемов. Этап эксперимента и соревнования.

2.2. Изобразительно-пластический аспект языка польского плаката

2.3. Знаково-символический анализ языка польского плаката.

2.4. Влияние польской школы плаката на советский и российский плакат.

Глава Ш. Изображение — метафора — стиль.

3.1. Смена художественных стилей.

3.2. Послание — неотъемлемая функциональная часть плаката.

3.3. Присущая всякой поэзии ограниченность в выборе средств.

3„4. Метафора — ключевая часть «игры».

3.5. «Игра» со зрителем — отношение к изображаемому.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века»

Специфический жанр графического искусства, называемый «плакатом», начал оформляться во Франции во второй половине XIX века; нельзя сказать, что Франция стала единственным источником распространения этого нового средства массовой коммуникации, ведь крупноформатные графические листы, расклеенные на стенах для донесения того или иного сообщения существовали в Европе уже повсеместно. А предвестниками плаката были крупные агитационные гравюры и народный лубок, также вполне уже распространённые на всей территории Европы. Но именно во Франции родился тот специфический графический язык, который стал отличительной чертой плаката и позволил выделить плакат среди прочих форматных полиграфических вещей, отмечает Ю. А. Герчук [19].

В 1797 году баварец А. Зенерфельдер изобрел литографию, давшую жизнь многокрасочному плакату. Настоящим основоположником плакатного искусства принято считать француза Ж. Шере, открывшего в 1866 году в Париже небольшую литографию. В 1869 году он опубликовал свою первую цветную афишу, которая называлась «Бал Валентине». В этой работе Ж. Шере применил метод сочетания литографии с выпуклой типографской печатью. Заметный след в истории плакатного искусства оставили выдающиеся европейские художники XIX и XX веков О. Бердслей, П. Боннар, В. де Вельде, Э. Грассе, Э. Дега, Ф. Леже, К. Мане, А. Матисс, А. Муха (Мюша), П. Пикассо, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек.

Рассмотрению искусства плаката посвящены многочисленные исследования.

Среди трудов зарубежных авторов следует выделить работы Р. Брингхерста [7], В. Вейнгарта, Э. Грейман, Ф. Меггса [90], Й. Мюллер-Брокманна [88, 89], Т. Самара [93], С. Хеллера [85], Дж. Эйнсли [79], Лю Цзяня [45], К. Блада [79], М. Тиммерса [95] и ряда других, а также сборник клуба европейских арт-директоров [78].

Общие историко-культурные, художественные и методологические аспекты деятельности графиков-плакатистов на протяжении XX века изучены в многочисленных трудах российских ученых. Среди них отметим работы И.И. Свириды [57], В.Р. Аронова [3], О.И. Генисаретского [17], А.Н. Лаврентьева [35], Е.Н. Лазарева [38, 39], К. Ващик [10].

Исследованию польского плаката посвящены работы таких польских авторов, как Д. Врублевская [16], Н. Преговский [91], Ш. Бойко [80], У. Чарторызская [83], Д. Кровль [82], А. Туровский [97, 98], Б. Святковская [94], М. Буффи[81], К. Дыдо [82], X. Томашевский [96].

Исследованию жанровых проблем графического дизайна посвящены труды В.В Кандинского [30], Н.И. Бабуриной [5], Э.М. Глинтерник [22], Ю.А. Грабовенко [38], Е.А. Лаврентьевой [36, 37], Е. В. Черневич [68], Н.А. Гончаровой [24], Е.В. Жердева [27].

Проблемы шрифтового оформления и общей информативности плакатных произведений освещались в работах И. П. Лукшина [44], В. Кричевского [32], А.И. Кудрявцева [34], Д. Петровского [52], П.А. Пименова [53], Е.В. Черневич [69], В.Н. Ляхова [46], И.Н. Стор [59], Э. Руцера [56], Д. Райана [92] и др.

Художественно-коммуникативные особенности плаката во многом подчиняются влиянию общественного развития, культурных стереотипов и мифологии массового сознания. В этой связи были изучены труды Ж. Бодрийяра [6], М. Маклюэна [47], Э. Тоффлера [61], У. Шрамма [73], У. Эко [74], С.Н. Рощупкина [54, 55], М.С. Кагана [28], посвященные проблемам массовой культуры и современных субкультур, социологическому и семиотическому аспектам художественного восприятия. Также следует отметить работы И.Л. Мацы [48] и Дж.Н. Катышевой [29], затрагивающие вопросы формального искусствоведческого анализа. Большой вклад в анализ особенностей восприятия произведений искусства внес Р. Арнхейм [4]. Нельзя не упомянуть работу А.Д. Гончарова, посвященную теории композиции и связи композии восприятием произведения [4].

Влиянию технологических факторов на выразительные средства графического дизайна посвящены исследования Г. П. Аксенова [1].

Необходимо также отметить публикации О.А. Ващук [11], В. В. Лаптева [40] и С.И. Серова и К. Дыдо [103], посвященные отдельным школам плакатного искусства, а также творчеству крупнейших художников-плакатистов современности.

Многие авторы отмечают, что современный плакат утратил своё главное свойство — утилитарность. Особенно заметным это явление становится при взгляде на требования, предъявляемые в настоящее время к участникам плакатных биенале, — там исчезло обязательное ранее требование тиражности (осталось лишь требование «опубликованности»). Для графического дизайнера, действующего в начале XXI века, профессия плакатиста XX века обросла романтическим ореолом, а само понятие плаката стало синонимом авторского графического высказывания в крупном полиграфическом формате. Современные графические дизайнеры производят намного большее количество объектов (макетов), похожих на плакат, чем художники-плакатисты середины XX века, но в тираж уходит лишь малая часть работ. Плакатный формат стал форматом демонстрации формальных изысканий.

Но не только смещение акцентов от прикладного характера в сторону станковости характеризуется современная проблема развития плакатного искусства. Весьма важным составляющим фактором является также переход к компьютерному проектированию и компьютерному экспонированию современного плаката. Отмеченные критиками плакаты публикуются не только на страницах периодических изданий, таких как ежегодные обозрения «Graphis Poster», специализированных журналах по графическому дизайну, в том числе на русском языке: «Как», «ПроЮОдизайн», но и во множестве интернет-ресурсов. Особого внимания среди последних заслуживает информационный интернет-ресурс «Rene Warmer's Poster Page», предоставляющий информацию о международных выставках плаката, тематических событиях, публикациях, ведущих мастерах.

В свою очередь такое явление, как виртуализация среды существования плаката, т. е. экспонирование в интернете (вместо его представления в классическом печатном виде), — новый этап в трансформации плакатного жанра в контексте развития графического дизайна. Уход плаката из городской среды многими воспринимается как «смерть плаката как жанра». Таково, например, мнение известного дизайнера А.Н. Логвина. Знаменитый публицист Л. А. Аннинский пишет: «Плакат как жанр . вынужден честно умереть» [2]. Показательны и слова исследователя графического дизайна С.И. Серова: «Сохранение плаката как жанра — вопрос экологии проектной культуры. Будучи лишённым возможности для плакатного выражения весь графический дизайн измельчает и захиреет» [69].

На современном этапе существования плаката, этапе виртуализации среды его существования, сама стоимость печатного производства плаката уходит на второй план — вместе с экономической оправданностью производства. И хотя в целом новые плакаты при проектировании всё ещё опираются на старые, печатные способы воспроизведения, они словно ждут, чтобы быть напечатанными (и иногда они всё-таки печатаются малым тиражом), постепенно всё больше художников начинают экспериментировать с этой новой формой экспонирования, применяя анимационные приёмы и интер акти вно сть.

Первые опыты по осмыслению роли компьютерных технологий в современном искусстве появились на рубеже 1960-1970-х годов в Германии. К этому времени получили известность экспериментальные работы Б. Лапоски, Ч. Зури и Г. Франке в области компьютерной графики. Произведения этих художников привлекли внимание ученых и исследовались в первой научной работе, посвященной новейшим технологиям в графике, — докторской диссертации Дж. Ниса «Генеративная компьютерная графика» (Generative Computergraphik) (в 1968 году, институт М. Бенса, Штутгарт). В 1971 году Г. Франке опубликовал первую в истории книгу о цифровых технологиях в искусстве «Компьютерная графика - компьютерное искусство» (Computer Graphics — Computer Art). В 1976 году в Нью-Йорке под редакцией Р. Левитт вышла книга «Художник и компьютер» (Artist and Computer) [70], представившая личный опыт работы с компьютером тридцати восьми художников. Анализ этих публикаций позволяет осмыслить освоение художниками компьютерных технологий с позиций современного знания.

Указанная особенность - большая скорость перемен в развитии плаката - придает проблеме изучения художественных концепций и тенденций развития плакатного искусства особую значимость. Все функции плаката: коммуникативная, эстетическая, утилитарная — также не остаются неизменными.

Кроме того, в современной ситуации многократного увеличения потока визуальной информации (как в городском, материальном пространстве, так и в виртуальном — сети интернет) представляется весьма интересным исследование возможности применения точного визуально-смыслового языка, выработанного искусством мирового плаката. Наше внимание прежде всего сосредоточено на исследовании польской школой плаката.

Действительно, польский плакат 50-70-х годов XX века явился одним из примеров наиболее удачного опыта синтеза утилитарного начала и станкового, «художественного», поэтического подхода к проектированию. Способность польского плаката того времени очевидно, просто доносить информацию до реципиента и являться при этом произведением изобразительного искусства, находящимся «на острие» самых современных художественных исканий, актуальным и обсуждаемым как объект искусства, до сих пор удивляет как исследователей плаката, так и профессиональных дизайнеров, иллюстраторов и станковых художников во всём мире. Именно польская школа плаката отличалась особенной последовательностью в определении плаката как особенного пластически-смыслового и одновременно - утилитарно-художественного средства коммуникации.

Исследователи плаката выделяют польский плакат 60-х годов как одно из величайших достижений плакатного искусства. Однако же нельзя сказать, что достижение это было уникальными. Практически параллельно с польской школой плаката приобрела известность и (гораздо большую) международную влиятельность и швейцарская школа, «интернациональный стиль» - Ханц Мюллер-Брокманн, Эмиль Руцер и другие [11]. Самобытна и разнообразна японская школа плаката (постмодернист Таданори Иоко и Шигео Фукуда, влияние которого на современную плакатную графику, на метафоричность и лаконизм современного дизайна, несомненно). Во Франции, считающейся родиной плаката как жанра, на протяжении всей истории плаката появилось столько выдающихся разноплановых плакатистов (это и Анри де Тулуз-Лотрек, фактически считающийся родоначальником плакатного языка, и Адольф-Мурон Кассандр, самый влиятельный плакатист 20—30-х), что представляется затруднительным объединять их в национальную школу, хотя каждый из них внёс свой вклад в развитие языка плаката.

Наш выбор обусловлен тем, что мы предполагаем изучить проблему морфологии плакатного искусства на примере целостного явления. Таким примером целостного явления, школой, существующей до сегодняшнего времени, является польская школа плаката, прошедшая через все стадии развития плаката —от утилитарной тиражности в 1950-1970-е годы, через станковую галереизацию к утилитарной виртуализации.

В отечественном искусствознании признанными авторитетами в области польского плаката являются JI.H. Уразова, И.И. Свирида и К.В. Мытарева, чьи научные публикации относятся ко времени расцвета польской плакатной школы, к 60-70-х годам XX века. Новые публикации, начавшие появляться после почти 30 летнего перерыва, призваны познакомить современного читателя как с самим явлением польского плаката, так и с последними достижениями школы польского плаката. В них основное внимание уделяется репродуцированию плакатов и по своей жанровой направленности эти публикации относятся скорее к художественным альбомам. Таким альбомом является, например, замечательное издание

Польская школа плаката» под редакцией С.И. Серова и К. Дыдо [103].

Само словосочетание «польский плакат», или же «польская школа плаката» хорошо знакомо профессионалам в области графического дизайна. В вузах, готовящих дизайнеров-графиков, обращения к наследию польской школе плаката, так или иначе, присутствуют в качестве методических решений. Например, в ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна) одним из важных практических заданий в мастерской С.И. Серова является создание плаката, стилизованного под плакаты одного из видных польских плакатистов — на выбор студента [114, 115]. В Московском государственном университете печати, на кафедре ХТОПП автор этих строк в течение года вместе с известным киноведом Владимиром Забродиным проводил совместные занятия по киноплакату, и польская школа плаката была важнейшим «поставщиком» визуального методического материала для этого экспериментального курса. О польском плакате в своих лекциях и мастер-классах говорят ведущие российские мастера плаката — Игорь Гурович, Владимир Чайка, Андрей Логвин. Анализ языка польского плаката даст возможность исследования особенностей влияния польской школы плаката на советский и современный российский плакат.

На сегодняшний день отсутствует обобщающее исследование польского плаката с анализом этапов, стадий эволюции— от утилитарной тиражности, через станковую галереизацию — к виртуализации. Не выявлено значительных исследований, рассматривающих все этапы формирования польской школы плаката по причастности определённым художественным концепциям. Проблема эволюции плаката (от тиражности до станковости) и обусловленная этим процессом специфика визуальной формы сообщения также остаётся малоизученной.

Настоящая работа будет способствовать развитию исследований в этом направлении, систематизации и обобщению имеющегося иллюстративного материала, а также позволит расширить научные представления об обширном круге произведений польских мастеров, недостаточно и исследовавшихся в нашей стране. Анализ визуально-графического языка польского плаката даст возможность исследования особенностей влияния польской школы плаката на советский и современный российский плакат.

Сформулируем круг вопросов:

Почему таких разных художников, действовавших на протяжении всего XX века, объединяют в одну польскую школу плаката? Есть ли между этими художниками что-то общее, кроме национальной принадлежности? Как очертить границу этой школы? На основе каких критериев проводится периодизация внутри польской школы плаката? И главное — в чём отличие и специфика языка плаката в Польше? Что позволило обеспечить жизнеспособность этому языку на протяжении уже полувека?

Эти вопросы позволяют определить цель настоящей работы. Это — искусствоведческое исследование развития художественно-изобразительных особенностей и выразительных возможностей плаката конца XX века, эстетических концепций и тенденций его развития.

Цель и задачи исследования

Цель работы — искусствоведческое исследование художественно-изобразительных особенностей и выразительных возможностей плаката второй половины XX века. Анализ визуального языка плаката проведен на материале польского плаката как одной из наиболее ярких и динамичных школ в истории графического искусства и дизайна XX века.

Цель работы определила следующие задачи исследования:

• проанализировать историю и особенности формирования польской школы плаката в контексте культурно-исторической ситуации в Польше;

• создать список, охватывающий нескольких поколений ведущих мастеров польского плаката, которые представляют своим творчеством различные направления внутри польской школы плаката;

• проанализировать визуальный язык польской школы плаката и вычленить то общее, что объединяет разных художников, действовавших на протяжении всего XX века, в одну польскую школу плаката;

• охарактеризовать степень влияния польской школы плаката на советский и российский плакат;

• определить этапы периодизации внутри польской школы плаката и сформулировать положения, характеризующие каждый из этапов;

• выявить соотношение утилитарного нехудожественного аспектов в польском плакате;

• проследить эволюцию способа представления польского плаката от тиражности до виртуального экспонирования.

Предмет исследования. Специфика визуального языка польской школы плаката. Проблема передачи утилитарного сообщения плаката до зрителя через визуальный образ.

Объект исследования. Произведения польских художников плаката: от художников довоенного поколения, чьи произведения предшествовали расцвету искусства плаката в Польше, работы художников периода расцвета собственно польской школы плаката, вплоть до работ настоящего времени, не утративших родовые черты принадлежности к данной школе.

Границы исследования. Обусловлены предметом и объектом исследования. Преимущественно анализируются произведения' польских художников второй половины XX века.

Методы.исследования. Искусствоведческий, историкокультурологический анализ и системный анализ средств художественной выразительности. Предмет исследования указывает на необходимость междисциплинарного подхода, сочетающего элементы формального и семиотического анализа отдельных авторских произведений и художественно-проектного процесса, обусловленного технологическими и социально-культурными факторами.

Научная новизна

В настоящем исследовании впервые сделана попытка рассмотреть плакат польской школы как художественное системное явление, обусловленное уникальными взаимосвязанными историко-культурными и социально-экономическими условиями, сложившимися в Польше во второй половине XX века.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена целью — объяснить феномен польской школы плаката, выявить специфику визуального языка плаката.

Практическая значимость

Исследование вводит в отечественный научно-практический оборот обширный систематизированный материал по истории и художественной практике нескольких поколений мастеров польского плаката. Фактологический, документальный материалы, представленные в работе, способствуют осознанию наследия школы польского плаката как системного явления. Практическая значимость выполненного исследования — в восполнении имеющегося дефицита искусствоведческой информированности, в расширении границ научных представлений о художественной форме — визуальном языке плаката. Впервые в контексте современной информационной среды комплексно рассмотрены концептуальные и технико-технологические условия функционирования плаката. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной области, теоретиками и практикующими специалистами графического и компьютерного дизайн-проектирования.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. По теме диссертации был сделан доклад на научно-практической конференции молодых учёных МГУП. [Величко И.С. Изображение и изображаемое в польском плакате // Сб.

Научная конференция молодых учёных Московского государственного университета печати/факультет графических искусств.

М.: МГУП, 2009. Стр. 64-68.] Материалы диссертационного исследования привлекались для подготовки цикла лекций и практических занятий в Британской высшей школе дизайна с 2008/2009 и 2009/2010 учебных годов, а также в Московском государственном университете печати в 2007/2008 учебных годах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Величко, Иван Сергеевич

Заключение

В Заключении формулируются и выносятся на защиту основные результаты и выводы исследования.

1. Польская школа плаката раскрыта как системное явление. Показаны его элементы и взаимоотношения между ними. Это — государство, заказчики (Центральная кинопрокатная компания CWF и издательство WAG), система биенале и конкурсов, музей плаката в Вилянове, специализированные журналы, а также первая группа художников, которой принадлежит ключевая роль в процессе становления польской школы плаката. Продемонстрировано, что > феномен польского плаката «золотого века» (1950—1970-х) порождён как социальными условиями, так и ситуацией соревновательности и относительной творческой свободы — свободы в определении соотношения смысла и средств в плакатной форме.

2. Выявлена социально-утилитарная и средообразующая роль плаката. Все композиционные средства в плакатах (1950-1970-х) работали на усиление утилитарности и коммуникативности плакатной формы при условии формирования графической составляющей городской среды. Прослежена динамика экспонирования плаката от тиражности до виртуализации.

3. Выделено то общее, что объединяет разных художников в одну польскую школу плаката, существовавшую в Польше на протяжении второй половины XX века (на примере творческих биографий 46 ведущих плакатистов). Это — выбор метафорического образа, обуславливающего как точность графического высказывания, так и коммуникативность плакатной формы.

4. Знаково-символический анализ визуального языка польской школы плаката приблизил к пониманию «речи» польского плаката, в котором образность является пластическим средством построения метафоры и раскрытия аллегории, условность — средством реализации гиперболы, а эмоция, юмор, сатира, остроумие служат для создания изобразительного гротеска.

5. В отношении формально-стилевых особенностей польский плакат «золотого века» характеризуется разнообразием художественных приёмов. Сформировано совокупное представление об используемых техниках и приемах ведущими художниками-плакатистами (Таблица 2). Сужение «арсенала» художественно-пластических приёмов с конца 1970-х (преобладание одной иллюстративно-живописной техники) ознаменовало смену художественного стиля.

6. Отмечены два направления: модернистское и постмодернистское (становится доминирующим с конца 1970-х) направления, сосуществовавших одновременно. Основным критерием классификации выступает отношение художника к изображаемому на плакате.

7. Прослежена периодизация «волн» влияния польского плаката на советский (российский) плакат. Выявлен ряд художественных приемов, характерных для польской школы плаката, проявляющихся в виде «цитат» в работах российских авторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Величко, Иван Сергеевич, 2010 год

1. Аннинский JI. А. «Зачем реальности утопия?» //Дружба народов.2005. № 10. с. 221-224.1

2. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М: Архитектура-С, 2007. З92.с.

4. Бабурина Н. И. Русский плакат (конец 19 начало 20 века). Л.: Художник РСФСР. 1988 - 192 с.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: «Республика», «Культурная революция», 2006. 269 с.

6. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.: Издатель Д. Аронов.2006. 432 с.

7. Бычков В.В. Эстетика. М.: Академический Проект. 2009.

8. Бычков В.В. Эстетическая сущность искусства. // Ориентиры. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2003.

9. Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. М.: Прогресс-традиция. 2004.

10. Ващук О. А. Швейцарская школа графического дизайна: генезис, основные этапы развития // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 2. С. 107-113.

11. Величко И.С. Изображение и изображаемое в польском плакате // Сб. Научная конференция молодых учёных. М.: МГУП. 2009. С. 64.

12. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В. Шевчук. 2002,—290 с.

13. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.

14. Виршпа А. «Решительная линия». Новая Польша. 2001, № 11, с. 2829.

15. Вроблевска Данута. «Современная польская графика» (Polska grafika wspolczesna). Warszawa. 1983.

16. Генисаретский О. И. Дизайн и культура. М.: ВНИИТЭ. 1994. С.

17. Герчук Ю. А. История графики и искусства книги. М.: Аспект пресс, 2000. —312 с.

18. Герчук Ю. А. Художественная структура книги. М. 1984.

19. Глэйзер Милтон, Илик Мирко. Дизайн-протест, дизайн-провокация. РИП-холдинг/Rockport, 2006

20. Глинтерник Э.М. Реклама в России XVIII — первой половины XX века. М.: Аврора. 2007.

21. Глинтерник Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы: Монография / Элеонора Михайловна Глинтерник. — СПб.: Изд-во Петербургского института печати, 2002. — 136 е.: ил.

22. Гончаров А. Д. Художественная правда и правдоподобие //Творчество 1965 №3 с. 5-6.

23. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. М.: Книга, 1977 -96 с.

24. Гройс Б. Искусство утопии. М.2003.

25. Гротовский Ежи. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М.: Артист. Режиссер. Театр. 2003.

26. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: МСХА, 2004.

27. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

28. Катышева Дж. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб.: СПбГУП. 2001. 205 с.

29. Кандинский В. Точка и линия плоскости. М. «Азбука», 2001 — 558 с.

30. Корнеев Е., Купебякин Н. Красивые книги глазами Евгения Корнеева и Николая Кулебякина. М.: «Типолигон-АБ», 2007.32 . Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М.: СЛОВО/SLOVO, 2000 144 с.ф.

31. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. — Москва, «Плакат», 1987. — 208 с.

32. Кудрявцев А. И. Шрифт. История. Теория. Практика. М.: Университет Натальи Нестеровой. 2003 248 с.

33. Лаврентьев А. Н. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: 2000.

34. Лаврентьева Е.А. Текст и контекст в графическом дизайне. М., МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008 232с.

35. Лаврентьева Е.А. Традиции конструктивизма и образно-графическая интерпретация текста. // Вестник Московского государственного университета печати №4, апрель. 2008. С. 129-136.

36. Лазарев Е.И., Грабовенко Ю.А. Основы профессионального творчества хуцожников-конструкторов. Уч. пособие. Л. 1978.

37. Лазарев Е.Н. Основы технической эстетики и художественного конструирования / Е.Н. Лазарев. Метод, пособие в помощь лектору. - Л.: ЛО об-ва «Знание» РСФСР, 1971.

38. Лаптев В. В. Типографика: порядок и хаос. М.: АВАТАР, 2008 214 с.

39. Лебедев В.А: Книжное искусство 70-х // Как, 2000, № 13-14

40. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994.

41. Лотман Ю.М. Об искусстве. С-Пб.: Искусство-СПб. 1998. 327 с.

42. Лукшин И. П. Современное изобразительное искусство Запада. М., 1986.

43. Ляхов В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика. 19331973. М.:1977.

44. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека М.: Кучково поле, 2007. 464 с.

45. Маца И. Л. Проблемы художественной культуры XX века, М.: Искусство, 1969. 208 с.

46. Мытарева К. В. «Т. Трепковский». — Л: Искусство, 1965.

47. Мытарева К.В. Современный польский плакат. Л.: Искусство, 1968.

48. Недошивин Г.А. Генрих Вёльфлин // Сборник «Из истории зарубежного и отечественного искусства». М.: Советский художник, 1990.

49. Петровский Д. Зримый глагол. Гармония и иллюзия. СПб.: Химиздат. 2005

50. Пименов П.А. Основы рекламы: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

51. Рощупкин С.Н. Реклама как феномен культуры // Культурология: Новые подходы / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1997. - Вып. 2. - С. 81-88.

52. Рощупкин С.Н. Формирование языка рекламного плаката как явление культуры и искусства // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования : сб. науч. ст. — М.: МГУКИ, 2001. С. 56-67.

53. Рудер Э. Типографика (пер. с нем.). М.: Книга. 1982.

54. Свирида И.И. Изобразительное искусство Народной Польши. Плакат. Книжная графика. — М.: Знание, 1976.

55. Свирида И. И. «Советский плакат» М.: «Знание». Серия «Искусство», № 5, 1979 год.

56. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина. 2003.

57. Ступин С. «Феномен открытой формы в искусстве XX века». Искусствознание, № 2. 2006. С. 560 — 576.

58. Тоффлер Элвин. Третья волна. М.: ACT. 2004. 784 с.

59. Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. Ad Marginem. 1998.

60. Уразова JI.H. Польский плакат. Исторический очерк. JL: Искусство, 1969.

61. Филонов П. Дневник.Санкт-Петербург, 2000.

62. Флоренский П.А. Эмпирея и Эмпирия. \\ Оправдание космоса. СПб.: РХГИ. 1994. С. 157.

63. Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс Традиция. 1997.

64. Черневич Е. В. «Картошка» и другие кунштюки Гюнтера Рамбова: о соврем, нем. мастере плакат, дизайна. // Greatis. 1994. - № 1. - С. 16-25.

65. Черневич Е. В. Графический дизайн в России. 1900 — 2000. М.: СЛОВО/SLOVO. 2008.

66. Черневич Е.В. «Язык графического дизайна». М. ВНИНТЭ 1975 г.

67. Черневич Е. В. Пространство культуры графического дизайна // Техническая эстетика. 1987 - № 1. - С. 16-17.

68. Шапир М. И., Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм. Philologica, 1995, v2, с. 135-143.

69. Шкловский В.Б. Искусство как прием. // В. Шкловский. О теории прозы. М. 1983.

70. Шрамм У., Сиберт Ф., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1997.

71. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2007. 502 с.

72. Якимович А. Восстановление модернизма. М., Галарт. 2001.

73. Якобсон, Р. Два аспекта языка и два ти4па афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990.

74. Aynsley Jeremy. A Century of Graphic Design. Publisher: Barron's Educational Series. 2001. P. 256.

75. Best of European design and advertising from the Art Directors Club of Europe (ADCE). 8th ed. - London : Laurence King Publishing, 1999. -192 p.

76. Blood K. Symbolism and change / K. Blood, B. Marti // Libr. of Congr. inform, bull. 2004. - Vol. 63, N 8. - P. 139-143.

77. Bojko Sz. Druk funkcjonalny. «Projekt» 2/1976. s. 54.

78. Buffi Marek ( a.w.a. Scesja ). Mistrzowie Polskiej Sztuki Plakatu. Bielsko-Biala, 1995.

79. Crowle D. « Sztuka niezaleznosci i intelektu»: Odbior Polskiej Szkoty Plakatu w Europie Zachodniej. /100 lat polskiej sztuki plakatu, red. K. Dydo, Krakow 1993. s. 26.

80. Czartoryska U. Czartoryska U. Strefa ladu. «Projekt». 3/1974. s. 52.

81. Ihnatowicz E. Towards a Thinking Machines // Artist and Computer / Ed. by R. Leavitt, Creative Computing Press. Morristown, New Jersey, 1976. P. 44-47.

82. Heller Steven, Mirko Ilic. The Anatomy of Design: Uncovering the Influences and Inspirations in Modern Graphic Design. US.: Rockpart Publishers. 2007.

83. Lenica Jan. «The Polish School of Poster ART». // Graphis, V. 16, №88, C. 136- 143.

84. Lenica Jan. «Tadeusz Trepkowski (w rocznic? smierci artysty)». Przeglqd Artystyczny. 1955. V. 5-6.

85. Muller-Brockmann Josef The Graphic Artist and his Design Problems. Teufen 1961.

86. Muller-Brockmann Josef, Shizuko Yoshikawa, «Geschichte des Plakates» Zurich: Niggli AG. 1971.»

87. Meggs P.B., Purvis A.W. Meggs' History of Graphic Design (2005)

88. Ryan D. Letter perfect. The art of modernist typography 1896-1953. San Francisco 2001.

89. Samara Timothy. Typography Workbook : A Real-Wold Guide to Using Type in graphic Design. USA: Rockport. 2006. P. 240.

90. Swi^tkowska B. Harmonia w chaosie. «2+3d», N 21. Krakow 2006. s. 10

91. Timmers M. The power of the poster / The Board of Trustees of the Victoria and Albert Museum; ed. by. London : V & A Publications, 1998. -252 p.

92. Tomaszewski Henryk. Akademia Sztuk Pi^knych w Warszawie / Stowarzyszenie Polskich Artystow Grafikow Projektantow, Warszawa, 1993.

93. Turowski A. De Stlij i polska awangarda / Overy, P., De Stlij, Warszawa 1979. s. 140.

94. Turowski A. W kr?gu konstruktywizmu, Warszawa 1979. s. 125.

95. Wierzchowska Wieslawa, «Autoportrety / Self-Portraits». Agencja Wydawnicza «Interster», Warsaw 1994.1. Альбомы и каталоги

96. Золотая пчела 7. Московская международная биеннале графического дизайна 1-8.09.2006. Каталог. Текст Сергей Серов. М., 2007.

97. Золотая пчела 8. Московская международная биеннале графического дизайна 1-8.09.2006. Каталог. М., 2008.

98. Серов С. И. «Московский концептуальный плакат 1990-х годов». М.: Линия График, 2004.

99. Серов С., Дыдо К. Польская школа плаката. М.: Alma Mater, 2008. 300 с.

100. Futurist Imagination: Word + Image. New Haven. 1983.

101. Jan Cybis. Katalog wystawy. Warsz., 1965

102. Maciej Urbaniec (1925 2004). Gioconda to ja. Warszawa 2005.

103. H. A. M. Cassandre: affiches, arts graph., theatre. Miinchen: Schirmer Mosel, 1991.

104. Krzysztofowicz-Kozakowska Stefania. Sztuka Mlodej Polski. Krakow: Kluszczynski,2003.

105. Mroszczak Marcin. JozefMroszczak. Warsaw: Muzeum Narodowe w Warszawie. 2006.

106. Plakat Polski, Warszawa, 1968.

107. Plakat Polski, Warszawa, 1972.

108. Roman Cieslewicz graphiste. With an introduction by Francois Barre, published by Pyramid ntcv, Paris (FR) (2004), as number 021 in the series «designer & design»; 120 pages.

109. Tadeusz Kowalski. Polski plakat filmowy. Warszawa. 1957.1. Интернет-р есур сы

110. Серов С. «Дизайн по .». Электронный ресурс. Режим доступа: http://kak.ru/columns/serov/a4020/

111. Серов С. «Дизайн по-польски». Электронный ресурс. Режим доступа: http://kak.ru/columns/serov/a2757

112. Карапетян Г. «К 150-летию со дня рождения Теодора Аксентовича». Электронный ресурс. Режим доступа: http://analitika.at.ua/news/2009-07-31-11639

113. Краснопивцев А. «Теодор Аксентович». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/postl07567003/

114. Гройс Б. Курс лекций, прочитанных в Московской Школе фотографии и мультимедиа. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://vimeo. com/2882338

115. Фильм «Свобода на заборе». Режисёр Гленн Хольстен, продюссер Андреа Маркс. («Freedom on the fence» — a documentary about Polish posters and the power of the creative spirit). Режим доступа: http://freedomonthefence.com/)

116. Сайт, посвященный Шимону Бойко. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.muzeumpulaski.pl/html/bojko.html

117. Graphis» journal. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. graphis .com/

118. Polish Poster Gallery vintage and contemporary, original, award winning posters. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.poster.com.pl.

119. Polish posters, polish art poster. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polish-poster.com.

120. Original contemporary/vintage art posters (1950s-1990s). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.contemporaryposters.com

121. The Art of Poster. The largest collection of polish posters 1900-2005. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.theartofposter.com

122. Pigasus Polish Poster Gallery. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pigasus-gallery.de

123. Pigasus-Shop. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.pigasus-shop. de/

124. Database, information about & images of Polish film posters. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/.

125. Портал польской культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.culture.pl/

126. Сайт семейства Млодоженцев. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zafiyki.art.pl/

127. Сайт плакатистов Ежи Скакуна и Иоанны Гурской. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.homework.com.pl/

128. Сайт Варшавской биеннале плаката. Режим доступа: http://varsovie.hypatie.com/english/biennale.htm

129. Сайт музея плаката в Вилянове. Режим доступа: http://www.postennuseum.pl/

130. Steven Heller «Henryk Tomaszewski, Leader of the Polish Poster School, Dies at 91», 2005. Режим доступа:http://www.nytimes.com/2005/09/14/arts/14tomaszewski.html7r

131. Wladyslaw Serwatowski. Web Poster Exhibition Polish Art Deco posters in Lviv. Режим доступа: http://www.posterpage.ch/exhib/ex 1071vo/exl 071vo.htm

132. Kultura polska: Tadeusz Lucjan Gronowski. Режим доступа:http ://www. culture .pl/pl/culture/ artykuly/osgrono wskitadeuszlucj an

133. Tadeusz Lucjan Gronowski. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/TadeuszGronowski.

134. Polish Poster Gallery. Eryk Lipinski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/lipinski.htm

135. Eryk Lipinski. Режим до ступа: http://pl.wikipedia.org/wiki/ErykLipi%C5%84ski

136. Jozef Mroszczak. Режим доступа:http ://en. wikip edia. org/wiki/J%C3 %B3 zefMro szczak.

137. Kultura polska: Tadeusz Trepkowski. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/ostrepkowskitadeusz

138. Film Posters. Tadeusz Trepkowski. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/Trepkowski.html

139. Дневник Андрея Логвина. Режим доступа: http://logvinidze.livejoumal.com/72102.html

140. Polish Poster Gallery. Henryk Tomaszewski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/tomaszewski.htm

141. Kultura polska: Henryk Tomaszewski. Режим доступа: http://www.culture.pl/en/cul ture/artykuly/ostomaszewskihemyk2

142. Polish Poster Gallery. Wiktor Gorka. Режим доступа: http: //www.p oster. com.pl/gorka.htm

143. Anna Zabrzeska-Pilipajc «WEB MEMORIAL EXHIBITION Wiktor Gorka» Режим доступа: http://www.posterpage.ch/mem/gorka/gorka.htm

144. Kultura polska: Wojciech Fangor. Режим доступа: http://www.culture.pl/en/culture/arty kuly/wywyfangormalarstwocsw

145. Film Posters: Wojciech Fangor. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/FSTallart.html

146. Kultura polska: Wojciech Zamecznik. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/oszamecznikwojciech

147. Film Posters: Wojciech Zamecznik. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/ZamecznikW.html

148. Film Posters: Julian Palka. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/FSTallart.html

149. Julian Palka -and Heniyk Tomaszewski. Режим flOCTyna:://arh346.blogspot.com/2008/03/julian-paka-along-with-henryk.html

150. Kultura polska: Julian Palka. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/ospalkajulian

151. Novi Sad Old Gold Jazz Festival.2001. Режим доступа: http://jazzns.eunet.yu/polishpostereng.htm

152. Hubert Hilscher CYRK posters. Режим доступа: http://www.contemporaryposteTS.com/category.php7CategoryID

153. Polish Posters for Cyrk. Режим доступа: http://postingposters.blogspot.com/2009/04/polish-posters-cepelia.html

154. Kultura polska: Maciej Urbaniec. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/osurbaniecmaciej

155. Zabrzeska-Pilipajc. Web Memorial Exhibition — Urbaniec. Режим доступа: http://www.posteфage.ch/mem/urbaniec/urbaniec.htm

156. Tadeusz Jodlowski Cyrk posters. Режим доступа:http ://www.contemporaryposters .com/category.php?CategoryID

157. Posters for Cyrk. Режим доступа: http://postingposters.blogspot.com/2009/04/polish-posters-cepelia.html

158. Film Posters: Witold Janowski/. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/Janowski.html

159. Kultura polska: Lenica. Режим flocTyna:ttp://www.culture.pl/en/culture/artykuly/oslenicajan

160. Kultura polska: Mlodozeniec. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/osmlodozeniecjan

161. Kultura polska: Starowieyski. Режим доступа: http://www.cultm"e.pl/en/culture/artykuly/osstarowieyskifranciszek

162. Jerzy Flisak. Режим доступа:http ://www.muzeumkarykatury.pl/BBBmuzeum/ artys ci/artys с ixxwindo ws/flisak.html

163. Posters: erzy Flisak. Режим доступа:http ://www. cinemap oster. com/FFli sak.html

164. The Atr of Poster. Roman Cieslewicz. Режим доступа: http://www.theartofpostcr.com/romancieslewicz.htm

165. Kultura polska: Cieslewicz. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/oscieslewiczroman

166. Posters: Maciej Hibner. Режим доступа: http ://www. cinemap о ster. com/Hibner.html

167. Maciej Hibner Cyrc posters. Режим доступа: http://www.contemporaryposters.com/category.php7CategoryID

168. Kultura polska: Swierzy. Режим доступа:http://www. culture .pl/pl/culture/artykuly/osswierzywaldemar

169. Leszek Holdanowicz Cyrk posters. Leszek Holdanowicz http://www.contemporaryposters.com/category.php7CategoryID

170. Film Posters: Leszek Holdanowicz. Режим доступа: . http://www.cinemaposter.com/Holdanowicz.html

171. Artist Roslaw Szaybo. Режим доступа: http://www.ltmcollection.org/posters/artist/artist.html7IXartist

172. Danuta Wroblewska. Roslaw Szaybo — piekno uzyteczne. Режим доступа: http://www.redl .pl/bwa/2008/08/29/roslaw-szaybo-piekno-uzyteczne/

173. Kultura polska: law Szaybo. Plakaty, grafika projektowa. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/wyinwyszaybolwow

174. Marek Freudenreich Cyrk posters. Режим доступа: http://contemporaryposters.com/category.php7CategoiyID

175. Film Posters: Marek Freud. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/Freudenreich.html

176. Film Posters: Marek Freud. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/Freudenreich.html

177. Polish Poster Gallery. Gorowski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/gorowski.htm

178. Kultura polska: law Wasilewski. Режим доступа:http://\vww. culture.pl/pl/culturc/artykuly/oswasilewskirnieczyslaw

179. Kultura polska: Eidrigevicius. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/oseidrigeviciusstasys

180. Rafal Olbinski. Режим доступа:http ://www. staratel. com/pictures/surreal/Olbinski/main, htm

181. Olbinski. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Rafa%C5%8201bi%C5%84ski

182. Rafal Olbinski Cyrk posters. Режим доступа: http://www.contemporaryposters.com/category.php7CategoryID

183. Kultura polska: law Rosocha. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/osrosochawieslaw

184. Kultura polska: Sawka. Режим доступа:http:// www. culture .pl/pl/culture/artykuly/ossawkajan

185. Sawka. Режим доступа: http://www.jansawka.com/bio/bio.html

186. Film Posters: Czerniawski. Режим доступа: http://www.cinemaposter.com/Czerniawski.html

187. Lech Majewski. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/LechMajewski

188. Kultura polska: ladyslaw Pluta. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/osplutawladyslaw

189. Polish Poster Gallery. Zebrowski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/zebrowski.htm

190. Kultura polska: Kalarus. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/oskalarusroman

191. Polish Poster Gallery. APagowski. Режим доступа: http ://www.poster. com.pl/pagowski.htm196. Pagowski. Режим доступа:http:// en.wikipedia.org/wiki/AndrzejPagowski

192. Polish Poster Gallery.Wisniewski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/wisniewski.htm

193. Wieslaw Walkuski. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Wies%C5%82awWa%C5%82kuski

194. Poster Gallery.Wieslaw Walkuski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/walkuski.htm

195. Wiktor Sadowski. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WiktorSadowski

196. Polish Poster Gallery.Sadowski. Режим доступа: http://www.poster.com.pl/sadowski.htm

197. Kultura polska: Mlodozeniec. Режим доступа: http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/osmlodozeniecpiotr

198. Mlodozeniec. Режим доступа: http://zafiyki.art.pl/pm/pio2.html

199. Kultura polska: Boguslawski. Режим доступа:http ://www. culture .pl/pl/cul ture/ artykuly/osboguslawskitomasz

200. Boguslawski. Режим доступа: ttp://pl.wikipedia.org/wiki/TomaszBoguslawski

201. Pigasus-Gallery. Miroslaw Adamczyk. Режим доступа: http://www.pigasusgallery.de/Ausstellungen/Adamczyk/Adamczyke.htm

202. Elahe Gallery. Miroslaw Adamczyk. Режим доступа: http://www.elahe.net/artist.php7folder

203. Poster Exhibition Wieslaw Grzegorczyk from Rzeszow. Режим доступа: http://www.posterpage.ch/exhib/ex50grz/ex50grz.htm

204. Biuro Wystaw Artystycsnych w Rzeszowie. Grzegorczyk. Режим доступа: http://www.bwa.rzeszow.pl/7p

205. Independent. P Niezalezna. nski Kuba. Режим доступа: http://www.hcpunk.independent.pl/sowinskikuba

206. Joanna Gorska &Jerzy Skakun. Режим доступа: http://thescienceofdesign.blogspot.com/2009/12/joanna-gorska-jerzy-skakun.html

207. Home work. Режим доступа: http://www.homework.com.pl/

208. Sebastian Kubica. Режим доступа: http://www.sebastiankubica.of.pl/

209. Poster Exhibition Sebastian Kubiea from Poland. Режим доступа: http://www.posterpage.ch/exhib/exl39kub/exl39kub.htm

210. Немецкий карикатурист Георг Гросс (биография). Режим доступа: http://bibliotekar.ru/slovar-impr/271 .htm

211. Электронный музей карикатуры, Muzeum karykatury. Режим доступа: http://www. szpilki.pl/muzeum.htm

212. Дневник Андрея Логвина. Режим доступа: http://logvinidze.livejournal.com/52988.html

213. Серов С. И. «Юрий Боксер. Свободный художник» // Как. № 3, (21) 2002. Режим доступа: http://kak.ru/magazine/21/a571/

214. Электронный музей отечественного плаката. Режим доступа: http://www.plakaty.ra/posters?id=2042

215. Henryk Tomaszewski (grafik). Режим доступа: http://pl.wikipedia.org/wiki/HenrykTomaszewski(grafik)

216. Кинопоиск. «Дело Горгоновой». Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/le vel/1/film/66337/

217. Zuzanna Lipinska. Polish film and theatre posters. Режим доступа: http://www.uow.edu.au/~morgan/zuzanna.htm

218. Гройс Б. Что такое современное искусство. Лекция. Режим доступа: http://azbuka.gif.ru/important/contemporary-art-groys/

219. Рерих Николай. Биография. Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc/i/52269pl .html

220. Архив журнала «Нага-Kiri». Режим доступа: http://easydreamer.blogspot.com/2006/06/hara-kiri-covers.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.