Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ким Ын-Чжун

  • Ким Ын-Чжун
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 225
Ким Ын-Чжун. Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ким Ын-Чжун

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Соловьев как предтеча младо с и м в о лиз м а--------- С. 8.

1. Вл. Соловьев и современная ему философия литературы (Достоевский, Толстой)

2. Основы эстетической концепции Вл. Соловьева

3. Идея жизнетворчества в эстетике Соловьева-

4. Лирика Соловьева - прообраз нового искусства

Глава П. Блок как "законный наследник" Соловьева. — С. 80.

1. Духовная картина мира и становление лирического героя Блока

2. "Ante Lucem" (1898 - 1900 гг.)

3. "Стихи о Прекрасной Даме" (1900 - 1902 гг.): первая часть трилогии вочеловечения

4. "Стихи о Прекрасной Даме": воздействие и преодоление Соловьева и "соловьевства"

- Общность романтических корней

- Общность поэтических идеалов

- Общность пути : двойничество (раздвоенность) и ирония

—-

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вл. Соловьев и соловьевство в творчестве раннего А. Блока (1898-1902) и его преодоление»

Введение

Тема "Соловьев и соловьевство в творчестве раннего Блока и его преодоление" не является совершенно новой для блоковедения. Факт влияния Соловьева на молодого Блока слишком очевиден и отмечался исследователями буквально с первых шагов поэта в литературе. Вместе с тем тема эта требует сегодня несколько иной интерпретации, нежели это было принято за долгие годы советского литературоведения. Дело в том, что сам образ Вл. Соловьева и его философия получили вполне определенную отрицательную характеристику и соловьевство молодого Блока расценивалось как своеобразное заблуждение Блока или даже болезненное увлечение мистикой, что изживалось поэтом под благотворным влиянием революционных идей современности. Сегодня, такое одностороннее и упрощенное понимание соловьевства, питавшего на рубеже веков многие научные теории и доктрины, уже не может удовлетворить исследователя, да и Блок не нуждается в извинительных интонациях по поводу "грехов его молодости". В связи с этим в своей двухчастной работе мы попытаемся:

В первой главе, обратившись к теоретическим работам Соловьева, (что очень важно в плане сближения его с Блоком) и к его поэтическому творчеству, осмыслить по-новому феномен соловьевства, выявив в нем актуальные для Блока при его вхождении в литературу нравственные и эстетические ценности;

Во второй главе показать, как в раннем блоковском творчестве (книга "Стихи о Прекрасной Даме") преломились идеи и художественные образы Соловьева, что значило для Блока соловьевство и каковы причины и итоги процесса преодоления - выхода поэта за пределы соловьевства. Решением этой задачи и обусловлена научная новизна работы.

Символистский аспект работ Соловьева уже не раз был предметом исследования, хотя их никак нельзя назвать исчерпывающими. Лишь в последнее десятилетие, когда изучение русской религиозной философии как бы началось заново, ее исследование, в частности творчества Соловьева , ведется интенсивно. Из ранних работ о Соловьеве нужно отметить те, которые создавались в русле изучения творчества А. Блока : раньше других - статьи З.Минц "Поэтический идеал молодого Блока" и ее более позднюю работу "Блок и русский символизм" и ее же вступительную статью к сборнику стихов В. Соловьева - однако и в этих статьях философ предстал в несколько ограниченном виде. Прежде всего это касается образа Софии - жены, облеченной в солнце, который гипертрофирован усилиями З.Г. Минц, тогда как этот образ на самом деле не занимал самодовлеющего места в теологических построениях Соловьева.

Историко-литературный процесс серебряного века в России, в том числе и творчество младосимволистов, рассматривается в работах таких крупных ученых, как В.Асмус, Л.Тимофеев, Е. Максимов, В.Орлов, К. Долгополов, И.Машбиц-Веров, Е.Тагер.1 Но их работы были исторически ограниченными. Например, подлинное значение идей и творчества Вл. Соловьева и масштаб его личности для современников и для гуманистической концепции науки последующих лет выявлены недостаточно.

Из работ последних десяти-пятнадцати лет отметим прежде всего относительно небольшую по объему, но фундаментальную монографию А.Ф. Лосева "Вл. Соловьев", его же работу "Вл. Соловьев и его время", предваряющую двухтомник сочинений философа "Творческий путь Вл. Соловьева" , статьи в книге "Страсть к

1 Книги этих авторов и сегодня входят в основной фонд российской науки литературоведения, составляя своего рода основу изучения русского модернизма.

диалектике" и "Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике".2

К тому же жанру вступительных статей, которые сопровождают издания философских и эстетических штудий Соловьева, относятся в разной степени содержательные работы А. Муратова, В. Асмуса, Л. Гальцевой, И. Роднянской, А. Голубева, Л. Коноваловой, Н.Цимбаева и др. Из общефилософских и общеэстетических работ, где идеи Вл. Соловьева занимают значительное место, отметим труды, изданные российскими университетами: В. Сарычева "Эстетика русского модернизма" (Воронежский университет), В.Емельянова и А. Новикова "Русская философия серебряного века" (Уральский университет).

Значительны для понимания истории общефилософского и общеэстетического движения работы, написанные раньше, но введенные в широкий научный оборот лишь в последнее десятилетие: В. Зеньковский "История русской философии", Н.Лосский "История русской философии", Шпет "История русской философии", работы Е.Трубецкого, и др. Безусловно для нашей работы ключевыми являются книги и статьи символистов - Вяч. Иванова, А. Белого и А. Блока3 - не только о философско-эстетических толкованиях Соловьева, но и о самой его личности.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейший представитель русской религиозно-философской мысли конца XIX -начала XX в., отражающей духовную потребность того времени в

2 Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., "Мысль", 1994.

Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., "Прогресс", 1990.

Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. // Вл. Соловьев. Собр. Соч. В. 2 Т. М., "Мысль", 1988.

Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М., "Советский писатель", 1990.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике. // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., "Наука", 1992.

3 Более подробные сведения об указанной выше работах содержится в разделе "библиография".

новом освещении эстетики. Он - не только христианский философ, но и эстетик, публицист, поэт и литературовед, и уже поэтому само понятие соловьевство - синтетично и объемно. В настоящей работе мы сузим это понятие, ограничившись его исследованием характера связи идеи-мысли и образов Соловьева с философско-эстетической тезой и художественной практикой русских символистов, а также воплощения философско-эстетической системы Соловьева-философа в творчестве Соловьева-романтика-поэта. Для нас важна также личность Соловьева, увиденного глазами Блока и прочувствованного его душой.

Фундаментальные положения учения Соловьева - понимание им Абсолюта, суть космогонического процесса, формы познания и цели истории - диалектики - рассматриваются нами лишь в той мере, в какой они позволяют оценить его воздействие на развитие русской поэзии. Это, во-первых, образ Софии - зиждительного начала жизни, движителя ее и проводника Слова Божия; в-вторых, функции искусства, соотношение искусства и действительности в свете необходимости обожения мира, что ведет к обновлению искусства, которое должно доподлинно одухотворить мир, воплотив абсолютные (т.е. божественные) начала Истины и Добра в образах Красоты и Гармонии ; в-третьих, утверждение мысли об одухотворенности природы ; в-четвертых, представление о творчестве как краеугольном камне всеобщей деятельности - творчестве Бога, Софии, природы, Человека-творца; в-пятых, наконец, по-новому понимаемая роль Человека -искры божественного промысла, преобразующего мир вместе с Богом. Тесная связь концепции творчества с концепцией человека является конституирующим фактором жизнетворчества как делания мира и жизни.

Проблемы, о которых идет здесь речь, относятся к числу важнейших для понимания природы искусства, его смысла и назначения, и это определяет актуальность нашего исследования.

При рассмотрении научных работ Соловьева преобладает анализ его эстетических разработок и их непосредственной проекции в творчество его духовных наследников, взаимоотношения Соловьева и младших символистов.

Сказанное выше так определяет задачи 1-ой главы: - Рассмотреть важнейшие идеи и постулаты Соловьева как явление эпохи конца XIX века, теснейшим образом связанное, не только с поисками в области современной ему религиозно-философской мысли, но и с художественной практикой выдающихся русских писателей-мыслителей, прежде всего - Достоевского, Толстого. Конец XIX в. в России - время поиска новых духовных ориентиров, особенно в области религиозной философии, для которой (и для Соловьева тоже) искусство - необходимая область духовного творчества. Соловьев предстает как закономерное и необходимое явление эпохи : в его творчестве в максимальной степени выразились духовные потребности времени;

- Выявить характер связи нового искусства с Соловьевым в процессе их взаимного притяжения-отталкивания: идеи Соловьева рассматриваются как своеобразное теоретическое обеспечение, обоснование новаций и открытий, тогда как новое искусство служит Соловьеву для творческого решения собственных философско-религиозных проблем;

- Воспринимая соловьевство как составную часть художественного кредо молодых символистов, охарактеризовать антисоловъевскую устремленность некоторых их замыслов и творений, находящую опору в противоречивости позиции самого художника -мыслителя;

- Установить смысл и охарактеризовать содержание понятия преодоления, обусловленного внутренней незаконченностью философско-эстетической системы Соловьева (напомним о постигшем его во второй половине 90-х годов разочаровании в ее

жизнеспособности). Кризис мировоззрения Соловьева предвосхитил неизбежный кризис его молодых последователей при осознании ими обманчивости мечты и надежды на обновление мира.

Представляется, что в наиболее полном и законченном виде феномен увлечения соловьевством и последующего высвобождения из его мистического плена проявился в творчестве А. Блока. В середине 900-х годов даже в ряду младосимволистов-соловьев^в его выделяли как "законного наследника ушедшего певца" (В. Перцов), а уже через десять лет он был признан первым русским поэтом, прежде всего как выразитель совести русской интеллигенции, ее мыслей, чувств и отношения к мятежной, трагической современности.

Итак нам представляется важным показать неизбежность кризиса соловьевского подхода к искусству у Блока и в целом в младосимволизме, что определяется внутренне присущими соловьевству противоречиями. Подчеркнем, что преодоление соловьевства в творчестве Блока - это не только рубеж на пути естественного взросления поэта и обретения самостоятельного поэтического голоса. Исследователи единодушно называли и называют важнейшим фактором, определившим коренную ломку мировоззрения и художественных принципов Блока, революционные события русской истории начала XX века: в этой ситуации особенно прояснилась несостоятельность соловьевства.

В свете сказанного выше узловыми моментами нашего исследования применительно к Блоку во 2-ой главе должны стать:

- Восприятие соловьевства в контексте романтического искусства (традиция Жуковского и др.), формировавшего художественные принципы молодого поэта;

- Тяга к высокому гармоническому идеалу, обретенному Блоком вслед за Соловьевым в образе Жены, Облеченной в Солнце;

- Несоответствие мистических упований остросоциальным потрясением эпохи, отражение этого конфликта в искусстве младосимволистов, ирония и тревога как симптомы "угасания зори". (Андрей Белый)

Мы считаем необходимым показать, что соловьевство это не

просто заблуждение начинающего поэта, которое < к счастью, было I

I

преодолено, а прежде всего - обретение гуманистического пафоса искусства, высочайших нравственных и эстетических критериев в жизни и в творчестве, что навсегда сохранилось в его творчестве.

Отвечая на вопрос: что остается у Блока как соловьевца после кризиса соловьевства, мы попытаемся выявить актуальность идей Соловьева в настоящее время, значение соловьевства в процессе общелитературного культурного движения.

Работа обсуждалась на заседании кафедры истории русской литературы XX века МГУ, основные ее положения опубликованы в статьях, указанных в автореферате.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, завершающая ее библиография включает 344 названия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ким Ын-Чжун

Заключение

При сопоставительном анализе поэтических текстов Соловьева и Блока мы выделили три направления: общность романтических истоков, общность идеалов, и общность пути. Схожесть основополагающих начал у Соловьева и Блока, восходящая к единству типа их мирочувствования, позволяет говорить о них, как о представителях поколения рубежа двух веков, нового поколения романтиков и идеалистов. В этом смысле творчество Соловьева и Блока предстает как явление переходного времени рубежа веков. Творчество Блока свидетельствует об огромном вздействии на формирование поэта философской системы и лирики Соловьева и в то же время являет пример движения от Соловьева к символистам.

Рассмотрение вопроса о сути соловьевства приводит к выводу о синтетически противоречивой природе его философско-эстетических принципов: здесь объяснение существенных особенностей художественного кредо младосимволистов и вместе с тем неизбежности кризиса их эстетической системы.

Соловьева и Блока объединяет уже обращение к общим романтическим корням, восходящим к Жуковскому и Фету. Устремленность к совершенному и прекрасному миру и максимальные требования к жизни составляют суть их романтического мироощущения и романтического духа как формы чувствования (переживания) и способа жить "с удесятеренной силой"1. С романтизмом связывается желание "устроить, организовать человека как создателя культуры на новую связь с стихией"2 и направить его силы на преобразование действительности. В этом смысле литературное новаторство обоих поэтов, по словам Блока, есть лишь следствие

1 Блок А. О романтизме. 1919 г. Сб. Соч. В 8. т. С.363.

2 Блок А. О романтизме. С. 365. глубокого перелома, совершившегося в душе, которая взглянула на мир по-новому и захлебнулась восторгом от близости к Душе Мира3. Лиризм, исповедальность, искренность - вот в чем обнаруживается родственность (конгениальность) душ Соловьева и Блока как нового поколения романтиков.

Общность Соловьева и Блока выявляется и при обращении к их идеалам, в которых воплощается представление поэтов об основном начале мира, основанном на идее универсальной духовной субстанции. Для Соловьева и Блока характерен поиск человеком (как субъектом) утраченного (в "относительности" жизни) объективного (внеличного) идеала, представляющего собою объективное и внеличностное (вне Я лежащее), всесторонне прекрасное и единственное ценное, опору жизни. Соловьеву и Блоку свойственна устремленность к гармонической жизни и гармонической личности на основе гуманизма. Фундаментальные положения философско-эстетической системы Вл. Соловьева - образ Софии, любовь как действенная и спасительная сила, роль человека как соавтора Бога, обожение природы, представление об искусстве как одухотворении мира и воплощении абсолютных начал Истины и Добра в форме Красоты и Гармонии -специфически преломляются у Блока как поэта-соловьевца.

Основной "символ-категория" (ключевой символ бытия) - это Вечная Женственность, Душа мира как основа космического бытия и жизни и как проявление эстетической природы мирового духа. Эстетическое интерпретируется с мистической точки зрения и является проявлением панэстетизма, который есть основная особенность мироощущения и мировосприятия соловьевцев. На представлении о духовно Прекрасном как мировой субстанции и свойстве объективной действительности основаны и соловьевская идея о Богочеловеке и блоковская идея гармонического человека будущего ("человека

3 Блок А. О романтизме. С. 363. артиста"). Эволюция Блока представляет собой процесс постижения красоты при смене господствующих форм панэстетического мировосприятия (Вечная Женственность, стихия, музыка). Софиология поэзии как Абсолют Красоты основана на единстве любви и Красоты, что заставляет вспомнить имена Жуковского и Фета: пройдя именно их поэтическую школу, Блок оказался подготовленным к восприятию Соловьева. Важно и то, что для Соловьева и Блока неразрывны любовь земная и священная, а красота воспринимается как абсолютная объективная ценность и в то же время - как средство преображения бытия и действительности, средство воплощения идеала. Мысль Достоевского "Красота спасет мир" отражается в соловьевской идее обожения мира и "жизнетворчества", в идее Богочеловека как вершины гармонии. "Деятельность" Красоты обнаруживается в "практическом мистицизме", находя воплощение в образе "Жены, облеченной в солнце", и в образе Прекрасной Дамы. Соловьевский идеал искомого бытия как "синтеза Истины, Добра и Красоты" преломляется в поэзии Блока, у которого на первый план выходит Красота. И резче, нежели у Соловьева, проявляется проблема эстетического гуманизма. Блоковское сомнение в творческой силе Красоты и ее внутренней связи с добром сосуществует с сомнением в возможности истинного воплощения любви, в которой телесное и духовное начала (свидетельство двойственности любовного чувства) не в состоянии породить желанную гармоничность. Но здесь стоит напомнить, что при этом важно наличие (предощущение) попытки преодоления "соловьевства" у самого Соловьева, для которого человек не равновелик космическому творцу и улавливает только "проблески вечной красоты" в действительности. Соловьевские сомнения и скепсис в какой-то степени предопределяет желание Блока, усвоив, преодолеть соловьевство. Самое важное в идее Соловьева о плененной хаосом Душе Мира - зародыш диалектики становления мира (историзм), мысль о мужественной рыцарственности. Идея эта получит развитие у Блока при решении проблемы соотношения эстетизма и историзма, определяющей отношение поэта к человеку и искусству, проблемы сопротивления объективной действительности творческой субъективной воле ("жизнетворчеству").

В соловьевской концепции искусства как "мифотворчества"4 находит реализацию мысль о человеке как соавторе Бога. Соловьев как философ утверждает животворящую силу искусства. При этом Соловьев - а вслед за ним и Блок - признают художественное, интуитивно-эмоциональное познание мира более глубоким, чем интеллектуально-логичный анализ. Отсюда их представления о поэте как "ясновидце" и избраннике-пророке, "посвященном", приобщенном к тайне Бога и самой жизни. Блок находится в русле этой традиции -характерной для русской литературы в целом - , стремясь осмыслить сущность и назначение искусства. Роль (дело) поэта как соавтора Бога - это одушевление и одухотворение мира, его обожение и преображение.

Представление о музыке как высшем из искусств в силу ее предназначенности по своей природе для выражения иррациональной божественной сущности мира и его явления составляет одно из важнейших оснований эстетической (поэтической) концепции Соловьева. И - как следствие - "чистая лирика" воспринимается как выражение трансцендентного начала бытия: здесь Блок особенно близок к Соловьеву, заявляя: "Музыкой стиха романтики выражают гармонию культуры; стих есть знамя романтизма"5. Близость Соловьева и Блока обнаруживается и в осознании особого значения лирики,

4 При признании эстетической природы мирового духа универсум воплощается в Боге как абсолютном произведенит искусства и вечной красоте. Искусство есть аналог (символ) общего мироустройства (мир как миф и творимая легенда) при сближении символизма действительности и символизма искусства. Искусство - это не дублирование, а "высвечивание" действительности и ее "оформление".

5 Блок А. О романтизме. 1919. Сб. Соч. В 8 т. С. 370. позволяющей вместить в образы мгновенных переживаний всю историю мира, являющейся средством постижения сущности мира при воплощении временного в мгновенном. Обновление поэтики в этом случае находит опору в мелодической школе русской поэзии Жуковского и Фета, тяготевших импрессионистичности.

Наконец, следует сказать о свойственном обоим поэтам стремлении к одухотворенности и обожению природы, наполненной тайной Бога, - стремлении, возникающем на основе опоры на пантеистическую концепцию, утверждающую самоценность "этого мира". Вера в существование "творящих сил" в природе отзывается необходимостью "спасения природы" и стихии. Это обусловливает двуединство любви и природы в силу их божественности и творческой действенности, несущей в мир Красоту. Идея обожения и одухотворенности природы заключается не в утверждении бессилия разума, а в признании специфики художественного миропостижения, его культурно-познавательной ценности. У истоков так выраженного философского осмысления природы стоит имя Тютчева, оказывающего на Блока непосредственное влияние. Но еще (и в гораздо большей степени) - оно воспринимается через призму творчества Соловьева. Отношение к природе и стихиям у поэта двойственно: любовь-вражда и одновременно - "романтическая связь"6 с стихией. В утверждении стихийного начала как объективно существующего выявляется стремление прославить принадлежащего природе человека, стремление к принятию мира с его постоянным обновлением.

Таким образом, самое характерное для Соловьева и Блока - это органический сплав чувственного восприятия материальной природы и "трепета жизни мировой". Сплав этот основан на представлении об идеале как синтезе идеально-духовного и материально-земного, "неба" и "земли", личного и общего. Здесь необходимо сказать о

6 Блок А. О романтизме. 1919 г. С. 366. двойственном отношении (любовь-ненависть, защита-борьба) между культурой и стихией, человеком (носителем культуры) и природой. Человек предан природе-стихии (при утверждении творческой силы стихии) как "дитя" и "оформляет" (преобразует) ее, защищаясь от опасности стать жертвой темных сил стихии и "страшного мира". Ее осознавал Соловьев, выступающий в этом отношении предтечей символизма (вместе с Тютчевым, Фетом, Анненским).

Особо следует сказать об иронии и сомнении. Ирония (сомнение) выражает у Соловьева предощущение кризиса, ведет к разочарованию, что отзовется у Блока движением к "Распутьям". Так обнаруживает себя сомнение в возможности преображения красотой мира, восходящее к двойственности поэтического идеала у того и другого поэтов, ведущая к снятию оппозиции и синтезированию противоположностей в едином лирическом или объективизированном персонаже ("ты") на основе мистической веры, соединяющейся с устремленностью к расчленению единого образа на множество "двойников" с помощью романтической иронии. Возникает своеобразный "творческий диалог" мистически-идеального pro и иронически-реального contra в рамках нового целого, а в результате, - утверждается трагическая (и одновременно - прекрасная, творческая) противоречивость жизни: увлеченность панэстетической утопией неотделима от "сомнения" в способности преображения мира. При попытках "объективировать" лирические переживания Блок как соловьвец создает персонажи, либо восходящие к "действователям" соловьевского "мифа о мире", либо полемически и иронически настроенные по отношению к нему. Здесь резко обнаруживается проблема "воплощения" Красоты в условиях "проклятия времени" : надежда на "высвобождение красоты из-под покровов вещества" соседствует с сомнениями в возможности ее "воплощения", порождающими "муку". Все это приводит к осознанию "трагичности" законов бытия при их проявлении в "страшном мире".

Необходимость преодоления собственной внутренней -изначально присущей соловьевству - противоречивости осознается уже самим Соловьевым. Сама эта противоречивость является своеобразным отражением катастрофичности предреволюционной эпохи. Встав на этот же путь, Блок приходит к пониманию "катастрофизма" бытия.

Соловьевство в поисках новых духовных ориентиров утверждает концепцию "религиозного искусства" и концепцию "жизнетворчества" на основе романтического максимализма. Но содержание эпохи оказалось несоответствующим "жизнетворчеству" - куда сильнее были требования "социальности" и "общественности" в искусстве. На первый план выходит проблема участия художника в общественной жизни (деле), обусловливающая поиск конкретных способов преображения мира. В условиях назревания революционной ситуации мистика и идеализм объективно оказываются невостребованными: действительность противостоит творческой субъективной воле "жизнетворчества", а в результате, обретает двойственный характер концепция человека как субъекта (богочеловека в процессе преображения действительности), и объекта (бессильной жертвы "страшного мира").

Кризис соловьевства, в сущности, вызван разочарованием в мистицизме и идеализме, что ведет к нарастанию иронии, вызывающей появление темы лживости, двойничества, обманутых ожиданий "свершения"-"преображения". При диалектической двойственности7 соловьевской софиологической темы "Подруга Вечная" (т.е. интимно-психологическая страсть в общефилософски-мистическом аспекте, о чем позволяет говорить стремление к Свету - святой первооснове бытия ) священная любовь оказывается "несчастной" и "несостоятельной", подвергается сомнению действенность (реальность и жизненность) Красоты. Здесь отчетлива перекличка с Достоевским, усомнившимся в

7 "Темного хаоса светлая дочь" том, что добро может торжествовать в мире зла8. Отсюда - усиление в творчестве Соловьева и Блока предощущения трагизма бытия, трагичности собственного искусства, которое восходит к мироощущению романтиков - Баратынского, Тютчева.

Необходимость преодоления соловьевства, так сказать, заложено уже в идеях самого Соловьева, и это объясняет противоречивость (диалекетичность) характера развития и Соловьева и Блока. Существенно, однако, что процесс такого преодоления не ведет к отторжению от личности Соловьева.

И преодолев соловьевство, Блок остается - и не скрывает этого - под влиянием эстетической концепции поэта-философа, остающейся актуальной для современной эпохи.

Главным при этом оказывается акцент на активности субъективной воли художника. Человек детерминирован действительностью и вместе с тем за ним остается возможность обновления. Здесь - основание убежденности в спасении. Человек в творчестве (искусстве) представляет собой одновременно субъект и объект на стыке себе ставшего и предстоящего, своего "уже" и "не-все-еще".

Значение Соловьева обусловлено и утверждением представления об искусстве как способе творчества жизни при соотнесенности с "высшими ценностями" и устремленности к прекрасному, к Свету-идеалу. Утверждение действенности искусства восходит к поискам Соловьевым не только истины, но и правды как нравственного основания жизни и духовной сущности бытия, что опять-таки связано с концепцией "жизнетворчества".

Укажем также, что соловьевская концепция творчества связана с онтологией, утверждая одухотворенность искусства. Не только

8 Это - оборотная сторона его мысли о том, что "красота спесет мир". Достоевский как художник и человек не свободен от противоречивости.

Красота, но и Логос выступают на передний план: процесс развития личности как духовного самоопределения соотносится с искусством, связь макрокосма (космоса) и микрокосма (дичности) воспринимается на основе объективной реальности.

Особое значение имеет философско-мировоззренческий характер подхода к искусству, где первенствует не логический анализ, а интуиция. Символ как единство субъекта и объекта привлекает художника благодаря реализуемой с его помощью недоговоренностью (недосказанностью), порождаемой бесконечной глубиной предмета (мира), заключенного в нем духовного начала (сущности).

И, наконец, для Соловьева, в творчестве реализуется желание достичь внутренней свободы, совпадающей с нравственным долженствованием. Это приводит к преодолению индивидуализма, замкнутости в себе. В силу вступают духовно-нравственные критерии, требование действенности искусства - на этом основании и возникает концепция "жизнетворчества". В ней получает духовное выражение человеческой мечты-желания о преображении мира, нравственного пафоса в его индивидуально-личностном измерении. Творчество - это форма существования человека, способ воплотить абсолютные начала Истины и Добра в образах Красоты.

Преодоление соловьевства заключается в отказе от следования идейно-эстетической концепции Соловьева, а не в отрицании его личности, для которой характерен романтический (мятежный) дух, противящийся мертвой инерции и догматизму. Соловьеву и Блоку свойственны: романтический характер мирочувствования, оппозиция окружающему миру, традиционная для русской литературы высокая нравственность, максимализм требований не только к окружающему миру но и к себе.

Преодоление означает корректировку жизненных ориентиров и изменение интонации и пафоса при сохранении романтической сущности. Если СПД - это литургическое песнопение, славословие Ей как владычице души, прикосновение к божественному чуду, то преодоление соловьевства является отказом от славословия при "угасании зори", когда радостное звучание сменяется трагическим. В результате возникает ощущение раздвоенности человека. Это объясняется стремлением посмотреть на себя отстраненно, со стороны, т.е. объективно. И по мере постепенного "приземления" героя "царственный ответ" Прекрасной Дамы обнаруживает свою призрачность. Но важно то, что соотношение мрака и света остается основой отношения героя, принадлежащего к "страшному миру", к идеалу. Блок ищет новые духовные ориентиры и новый свет взамен утраченного (идеала). При нарастании горечи и разуверении и как следствие этого закономерен выход к Распутью (перекресток). Распутье - это символ обновления поэтического кредо Блока, пробуждающегося в нем чувства России и Родины как фундамента конкретно-реальной жизни. Со все более отчетливым осознанием зла жизни нарастает "трагизм".

Блок как соловьевец является мистиком, но в процессе осознания зла жизни он изживает мистицизм. "Распутье" и "Балаганчик" - это символы преодоления. Следует тем не менее восстановить истинные пропорции и логику жизненного и творческого пути Блока, помня о том, что преодоление идеи Соловьева имело в те годы кризисный характер для поэта и было по сути преодолением им самого себя со всеми вытекающими последствиями. Как известно, в конце своей жизни Блок вновь вернулся к идеалам культуры и творчества, выдвинутым Соловьевым. Об этом свидетельствует одно из последних выступлений Блока "Владимир Соловьев и наши дни" (август, 1920 г.). Соловьев для Блока - не только религиозный философ, но и образец высоконравственного служения искусству. В этом смысле Соловьев для Блока

Рыцарь" и "пророк", и Блок остался ему верным, оказавшись, по словам В. Перцова, его "законным наследником".

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ким Ын-Чжун, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Сочинения Вл. Соловьева и работы о нем.

Сочинения Вл. Соловьева

1. Собр. соч.: В 2т. М., "Мысль", 1988.

2. Собр. соч.: В 2 т. М., "Правда", 1991.

3. Стихотворения и шуточные пьесы. JL, "Советский писатель", 1974.

4. Сборник - Санкт-Петербург. СПб., "Художественная литература", 1994.

5. Вл. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., "Искусство", 1991.

6. B.C. Соловьев. Оправдание Добра. М., "Республика", 1996.

7. Владимир Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., "Книга", 1990.

8. Владиир Соловьев. "Неподвижно лишь солнце любви..." М., "Московский рабочий", 1990.

9. Владимир Соловьев. Смысл любви. М., "Современник", 1991.

10. Владимир Соловьев. О христианском единстве. М., "Рудомино", 1994.

11. Философский словарь Владимира Соловьева. / Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

Работы символистов о Соловьеве

12. Белый А. Апокалипсис В русской поэзии. / Белый А. Символизм как миропонимание. М., "Республика", 1994.

13. Блок А. Заметки о Владимире Соловьеве. / Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т.5. М., Л., "Художественная литература", 1960-1963.

д/

14. Блок А. Владимир Соловьев и наши дни (К дваццФилетию со дня смерти). / Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т.6. М., Л., "Художественная литература", 1960-1963.

15. Блок А. Рыцарь-Монах. / Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т.5. М., Л., "Художественная литература", 1960-1963.

16. Иванов Вяч. Религиозное дело Вл. Соловьева. / Иванов Вяч. "Борозды и межи". М., "Мусагет", 1916.

17. Иванов Вяч. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания./ Сборник статей о В. Соловьеве. Брюссель, "Жизнь с Богом", 1994.

Работы о творчестве Соловьева и работы по теории философии, искусства и эстетики

18. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., "Республика", 1994.

19. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., "Прогресс", 1994.

20. Асмус В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев. / Владимир Соловьев. Собр. Соч. в 2 т. М.,1991.

21. Бабич В.В. Диалог поэтик : Андрей Белый, Г.Г. Шпет и М.М. Бахтин. / Диалог. Карнавал. Хронотоп. № 1(22). Витебск - Москва, 1998.

22. Бахтин М.М. От философии поступка к риторике поступка. М., "Лабиринт", 1996.

23. Бахтин М.М. Проблемы творчества/ поэтики Достоевского. Киев., "NEXT", 1994.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., "Искусство", 1986.

25. Бахтин М.М. Работы 1920-хгодов. Киев, "Next", 1994.

26. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., "Художественная литература", 1986.

27. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., "Художественная литература", 1965.

28. Бахтин M.M. Тетралогия. M., "Лабиринт", 1998.

29. Бахтин M.M. Человек в мире слова. M., "Российский открытый университет", 1995.

30. Бердяев H.A. О культуре. / Антология культурологической мысли. M., "POY", 1996.

31. Бердяев Н. Русский культурный ренессанс начала XX века. Встречи с людьми. / Бердяев H. Самопознание. М., "ДЭМ", 1990.

32. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. / О России и русской философской культуре. М., "Наука", 1990.

33. Бойко М.Н. Самосознание искусства - самосознание человека. Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX в. М., "Наука", 1997.

34. Булгаков С.H. Тихие думы. М., "Республика", 1996.

35. Буслакова Т.П. Владимир Соловьев и "эстетическое декадентство" / Серебряный век русской литературы. М., "Московский университет" ,1996.

36. Викторович В.А. Достоевский и Вл. Соловьев. / Достоевский в конце XX века. М., "Классика плюс", 1996.

37. Голубев А. Н., Коновалова Л.В. Владимир Соловьев и его нравственная философия. / В. Соловьев. Оправдание добра. М.,1996.

38. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина. / М.М. Бахтин как философ. М., "Наука", 1992.

39. Давыдова Г.А. Концепция творчества в работах М.М.Бахтина. / М.М. Бахтин как философ. М., "Наука", 1992.

40. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1995.

41. Жеребкин C.B. Об истоках понимания категории единого в философии Вл. Соловьева. / Вестник Харьковского Университета, Харьков, 1987., №302.

42. Зеньковскийй В.В. История русской философии. В 2 т. Л., "Эго", 1991.

43. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., "Республика", 1997.

44. История философии в кратком изложении. М., "Мысль", 1994.

45. Карасев Л.В. Парадокс о смехе. / Вопросы философии. №5., М., "Правда", 1989.

46. Книга о Владимире Соловьеве. М.,1991.

47. Курляндская Г. Б. История человечества в сознании Ф.М. Достоевского и Вл. С. Соловьева. / Контекст. 1994, 1995. М., "Наследие", 1996.

48.Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское.). М., МГУ, 1979.

49. Литературный энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1987.

50. Лихачев Д.С. Литература - Реальность - Литературы. Л., "Советский писатель", 1981.

51. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его ближайшее литературное окружение. / Литературная учеба, М., 1987. №3.7.

52. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., "Мысль", 1994.

53. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., "Прогресс", 1990.

54. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. / Вл. Соловьев. Собр. соч. В 2 т. М„ "Мысль", 1988.

55. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М., "Советский писатель", 1990.

56. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике. / Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1992. М., "Наука", 1993.

57. Минц З.Г. Поэтический идеал молодого Блока. / Блоковский сборник 1-ый. Труды научной конференции по изучению жизни и творчества А. Блока. Тарту, Тартуский университет, 1964.

58. Минц З.Г. Владимир Соловьев - поэт. / Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., "Советский писатель", 1974.

59. Мир философии в 2 т. М. "Политиздат", 1991.

60. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., "Республика", 1995.

61. Муратов А.Б. Смысл человека есть он сам. / Владимир Соловьев. Санкт-Петербург, "Художественная литература", 1994.

62. Никин Н.И., Мурьянов М.Ф. О первом стихотворении Вл. Соловьева. / Русская литература, М., 1975., №2.

63. Носов А. Мне предсказали много странствий... / Вл. Соловьев. "Неподвижно лишь солнце любви" М., 1990.

64. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. Леонтьев. Соловьев. Розанов. Булгаков. Бердяев. Франк. М., "Молодая гвардия", 1991.

65. О Владимире Соловьеве. Томск, "Водолей", 1997.

66. Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский. / О Достоевском. М., "Книга", 1990.

67. Райнхард Лаут. К вопросу о генезисе "Легенды о Великом Инквизиторе" (Заметки к проблеме взаимоотношений Достоевского и Соловьева) / Вопросы философии. №1., 1990. М., "Наука", 1990.

68. Розанов В.В. Об одной особенной заслуге Вл. С. Соловьева. / Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. М., "Искусство", 1990.

69. Русская идея в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2т. М., "Искусство", 1994.

70. Русский космизм. Антология философской мысли. М., "Педагогика-Пресс", 1993.

71. Русские философы. Конец XIX - середина XX века. Антология. М., "Книжная палата", 1993.

72. Русский эрос или философия любви в России. М., "Прогресс", 1991.

73. Самохвалова В.И. Сознание как диалогическое отношение. / М.М. Бахтин как философ. М., "Наука", 1992.

74. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, "Воронежский университет", 1991.

75. Слонимский А. Блок и Вл. Соловьев. / Об Александре Блоке. Петербург, 1921.

76. Соина О. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф.Достоевский, Вл. Соловьев (философскоеэссе). М., "Знание", 1990.

77. Соловьев С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М, "Республика", 1997.

78. Тахо-Годи Е.А. Владимир Соловьев и Константин Случевский. К истории взаимоотношений (с публикацией неизвестного стихотворения Вл. Соловьева) / Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., "Наследие", 1996.

79. Трубецкой. Миросозерцание В. С. Соловьева. М. , "Медиум", 1995.

80. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Соловьева / Вопросы философии. М., 89., №6.

81. Философия любви. Антология. В 2 т. М., "Издательство политической литературы", 1990.

82. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология. М., "Прогресс", 1993.

83. Франк С:Л. Русское мировоззрение. Санкт-Петербург, "Наука", 1996.

84. Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Переводы, исследования, эссе философов "серебряного века". В 2. т. Минск, "Алкиона" - "Присцелье", 1996.

85. Христианство. Словарь. М., "Республика", 1994.

86. Цимбаев Н.И. Классическим Русский писатель. / Вл. Соловьев. Смысл любви. М.,1991.

87. Шестов Л. Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия Вл. Соловьева. / Лев Шестов. Сочинения. М., "Раритет", 1995.

88. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX век. М., "Республика", 1995.

89. Чулков Г.И. Поэзия Соловьева. / Вестник жизни., 1905.,№5.

90. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин. / Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. Санкт-Петербург, "Алетейя", 1995.

91. Эстетика. Словарь. М.,"Политиздат", 1989.

Сочинения Блока и работы о нем.

Сочинения Ал. Блока

92. Полное собрание сочинений и писем в 20 т.: Т. 1 и 2. М., "Наука", 1997.

93. Собр. соч. в 12т.: Т.1 и 2. М., "Литера", 1995.

94. Собр. соч.: В 8 т. М., Л., 1960-1963.

95. Блок.А.А., Белый А. Переписка. М., 1940.

96. Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

Работы по теории и истории литературы, философии и искусства и работы о творчестве Блока

97. Аверин Б.В. Автобиографическая трилогия А. Белого и традиции русской автобиографической прозы XIX - начала XX века. / От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX -начала XX века. Спб, С-петербурский университет, 1992.

98. Аверинцев С. С. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова. / Контекст, 1989., М.,1989. С.42-57.

99. Авраменко А. А. Блок и русские поэты XIX века. М., МГУ, 1990.

100. Айхеивальд Ю. Дон Кихот на русской почве. Москва, Минск, 1996.

101. Айхенвальд Ю. Поэты и поэтессы. М., "Северные дни", 1922.

102. Александр Блок. Исследования и материалы. Л., "Наука", 1987.

103. Александр Блок в воспоминаниях современников : В 2 т. М., "Правда", 1980.

104. Алексеева Л.Ф. А. Блок и русская поэзия 1910 - 20-х годов. Учебное пособие. М., МПГУ, 1996.

105. Аллен Л. Столкновение жанров в поэме Блока "Возмездие". / Александр Блок.: Исследования и материалы. Л., 1991.

106. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., Политиздат, 1990.

107. Аннинский Лев. Александр Блок : Россия - сфинкс. / Аннинский Л. Серебро и чернь. М., "Книжный сад", 1997.

108. Асмус В. Философия и эстетика русского символизма. / Асмус В. Избранные философские труды. М., Московский университет, 1969.

109. Ахматова A.A. Воспоминания об А.Блоке. / Ахматова A.A. Стихи и проза. Л., 1966.

110. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1922.

111. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии, Горные вершины, Поэзия как ужас. / Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

112. Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., "Прогресс", 1994.

113. Барт Ролан. Мифологии. М., Издательство имени Сабашниковых, 1996.

114. Бахтин М.М. К эстетике слова. / Контекст. 1973. М., "Наука", 1974.

115. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990.

116. Белый А. Воспоминания о Блоке. М., "Республика", 1995.

117. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

118. Белый А. Начало века. М., 1990.

119. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.

120. Белый А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., "Автограф", 1997.

121. Белый А. О смысле познания. Минск., 1991.

122. Белый А. О теургии. / "Новый путь", 1903. №9.

123. Белый А. Письмо студента - естественника. / "Новый путь", 1903.№1.

124. Белый А. Собр. Соч. В 2 т. М., 1990.

125. Белый А. Мастерство Гоголя. М., МАЛП, 1996.

126. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

127. Бердяев Н. О русских классиках. М., "Высшая школа", 1993.

128. Бердяев Н. Самопознание. М., "Дэм", 1990.

129. Благой Д.Д. Мир как красота. (О "Вечерних огнях" А.Фета). / A.A. Фет. Вечерние огни. М., "Наука", 1979.

130. Блок и современность. М., "Современник", 1981.

131. Блоковский сборник XII. Тарту, Тартуский университет, 1993.

132. Богатырева Е.А. Драмы диалогизма / М.М. Бахтин и художественная культура XX века. М., "Школа культурной политики", 1996.

133. Богданов В.А. Метод и стиль Ф.М. Достоевского в критике символистов. / Достоевский и русские писатели. Сб. статей. М., "Советский писатель", 1971.

134. Богданов В.А. Самокритика символизма.(из истории проблемы соотношения идеи и образа) / Контекст. 1984. М., 1986.

135. Борисова Л.М. Проблемы художественного синтеза в теории русских символистов / НДВШ. Филологические Науки. М., 1990. №5.

136. Брюсов В. Собр. соч.: в 7 т. М., "Художественная литература", 1975.

137. Бугров Б.С. Драматургия русского символизма,. М., "Скифы", 1993.

138. Быстров В.Н. Раннее творчество А. Блока и античная философия. / Александр Блок. Исследования и материалы. С.-Петербург., Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, "Дмитрий Буланин", 1998.

139. Быстров В.Н. Идея преображения мира в сознании и творчестве Александра Блока. Грани реальности и мятежи духа(1904 - 1909). / Литература и история (исторический процесс в творческом сознании русских писателей и мыслителей XVIII - XX вв.) Выпуск 2. Санкт-Петербург, "Наука", 1997.

140. Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма. : философский анализ (А.Белый, В.Брюсов. Вяч.Иванов) М., МГУ, 1987.

141. Венгров Н. Путь Александра Блока. М., Академия наук СССР, / 1963.

142. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., Академия наук СССР, 1963.

143. Волынский А. Декадентство и символизм. / Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

144. Волынский А. Борьба за идеализм. Критические статьи. Спб., 1900.

145. Волошин М. Александр Блок. "Нечаянная радость". / Волошин М. Лики творчества. Л., "Наука", 1988.

146. Воспоминания об Андрее Белом. М., "Республика", 1995.

147. Воспоминания о серебряном веке. М., "Республика", 1993.

148. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., "Лабиринт", 1999.

149. Выготский Л.С. Психология искусства. М., "Искусство", 1968.

150. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., "Наука", 1978.

151. Гал M. Особенности структуры "Незнакомки" Блока. / Концепция и смысл. Спб., С-Петербургский университет, 1996.

152. Гаржиев A.A. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку, "Элм", 1972.

153. Гаспаров M.JI. Поэтика "серебряного века. 7 Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. М.,"Наука", 1993.

154. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А.Блока "Двенадцать". / Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы , М., "Наука", 1994.

155. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., "Советский писатель", 1987.

156. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., "Советский писатель", 1974.

157. Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. Л., "Советский писатель", 1970.

158. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии. / Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

159. Гражис П. Достоевский и романтизм. Вильнюс, "Мокслас", 1979.

160. Григорьев А.Л. Мифы в поэзии и прозе русских символистов. / Литература и мифология. Л., 1975.

161. Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники. Л., "Советский писатель", 1986.

162. Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока. / Литературное наследство. Т.1. М., 1980.

163. Гумилев Наследие символизма и Акмейзм. / Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

164. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. Пособие для учащихся. М., "Просвещение", 1980.

165. Грякалова НЛО. К генезису образности ранней лирики Блока (Я.Полонский и Вл. Соловьев). / Александр Блок. Исследования и материалы. JI., 1991.

166. Грякалова Н.Ю. Природа и фольклор в цикле А. Блока "Пузыри земли" (1904-1905). / Учен. Зап. Тартусского Гос. Ун-т. Тарту, 1988.

- Вып.813. Блоковский Сб. № VIII.

167. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. (Предыстория и начало формирования). / На рубеже XIX - XX веков. Л., "Наука", 1991.

168. Долгополов Л. Александр Блок. Личность и творчество. Л., "Наука", 1984.

169. Долгополов Л. Искусство как самопожертвование. / Александр Блок. Об искусстве. М., 1980.

170. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX

- начала XX века. Л., "Советский писатель", 1985.

171. Долгополов Л. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX веков. М., Л., "Наука", 1964.

172. Долгополов Л. Проблема личности и "водоворот истории" (Александр Блок и Тютчев)./Долгополов Л. На рубеже веков. О русский литературе конца XIX - начала XX века. Л., "Советский писатель", 1985.

173. Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии 20 века. / Контекст. 1976. М., "Наука", 1977.

174. Ермилова Е.В. Поэзия "теургов" и принцип "верности вещам". / Литературно-эстетические концепции в Росии конца XIX - начала XX в. М., "Наука", 1975.

175. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., "Наука", 1989.

176. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Спб., С-Петербургский университет, 1996.

177. Жирмунский В.M. Из истории западно-европейских литератур. JL, 1981.

178. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. Спб., "Ахиома", 1996.

179. Жирмунский В.М. Поэзия Алксандра Блока. Петербург., 1922.

180. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., "Наука", 1977.

181. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

182. Жуковский и литература конца XVIII - XIX века. М., "Наука", 1988.

183. Зарубежная литература XIX века. Романтизм.. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., "Высшая школа", 1990.

184. Закржевский А. Религия. Психологические параллели. T.III. Киев, "Искусство", 1913.

185. Захаров Н.В. "Ангел-хранитель" А. Блока. / Евангельский текст в русской литературе 18-20 веков. Петрозаводск., Петрозаводский университет, 1994.

186. Иванов Вяч. Борозды и межи. Сб. статей. М., 1916.

187. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Пг., 1994.

188. Иванов Вяч. Л. Толстой и культура. / Лики культуры. Альманах. Т.1. М., "Юристъ", 1995.

189. Иванов Вяч. Мысли о символизме. / Иванов Вяч. Труды и дни. 1912.

190. Иванов Вяч. По звездам. Сб. статей. М., 1916.

191. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.

192. Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., "Советский писатель", 1976.

193. Иванов Е.В. Самоопределение раннего символизма. / Литературно-эстетические концепции в Росии конца XIX - начала XX в. М., "Наука", 1975.

194. Иванов-Разумник. Александр Блок. Андрей Белый. Петербург, "Алконост", 1919.

195. Из истории русского романтизма. Сб. статей. Выпуск I. Кемерово, 1971.

196. Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. Сб. материалов. М., "Искусство", 1980.

197. Ильев С.П. Куликовская битва как "символическое событие": (цикл "На поле куликовом" Блока и роман "Петербург" Андрея Белого).

/ Александр Блок: исслед. и материалы. Л., 1991.

198. Ильев С.П. Некрасов как предтеча русских поэтов-урбанистов символистского круга. / Неркасовский сборник XI - XII. Санкт-Петербург, "Наука", 1998.

199. Ильин В.Н. Блок и Россия. (Эсхатология любви). / Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. Санкт-Петербург, "Акрополь", 1997.

200. Ильин В. Эссе о русской культуре. Санкт-Петербург, "Акрополь", 1997.

201. Ильин Д.П. Эстетический феномен в поэзии. / Контекст. 1986. М., "Наука", 1987.

202. Ильюнина Л.А. К вопросу об историософии Блока. /Александр Блок : Исслед. и материалы. Л., 1991.

203. История романтизма в русской литературе. В 2 т. М., "Наука", 1979.

204. История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., "Прогресс" - "Литера", 1995.

205. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. М., 1998.

206. Исупов К.Г. Историзм Блока и символистская мифология истории / Александр Блок:Исслед. и материалы. Л., 1991.

207. К истории русского романтизма. М., "Наука", 1973.

208. Кихней JI.Г. Из истории жанров русской лирики.Стихотворное послание начала XX века. Владивосток, Изд-во Дальневост. Ун-та., 1989.

209. Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М., "Диалог-МГУ", 1997.

210. Клинг O.A. Александр Блок: структура "романа в стихах". Поэма "Двенадцать", М., МГУ, 1998.

211. Колобаева Л.А. "Аристократический индивидуализм" и трагический гуманизм в поэзии и прозе русских символистов. / Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX вв. М., Московский университет, 1990.

212. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма./ Литературно-эстетические концепции в Росии конца XIX - начала XX в. М„ "Наука", 1975.

213. Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., "Радикс", 1995.

214. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX -начала XX веков. М., "Издатцентр", 1997.

215. Крохина Н.П. Миф и символ в романтической традиции (в русской поэзии и эстетике начала 20 века): Блок, Белый, Иванов, Цветаева. М., 1990.

216. Крохина Н.П. Мифопоэтизм А.Блока в контексте символистского мифомышления. /Изв.АН СССР. Сер.Лит. и Язык. М., 1990.

Т.49, №6.

217. Крук И. Блок и Гоголь. / Русская литература № 1. 1961.

218. Кудасова В.В. Аполлон Григорьев и Александр Блок (Творческие параллели). / Вопросы литературы. Художественный метод-художественное своеобразие. Владимир, 1975.

i XVI

219. Кузмин M. О прекрасной ясности. / Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

220. Кулешов В.И. Типология русского романтизма. М., МГУ, 1973.

221. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Спб, "Университетская книга", 1998.

222. Лапшина Н. Мир искусства. М., "Искусство", 1977.

223. Литературное наследство. Александр Блок. Новые материалы и исследования : в 4т. М., "Наука", 1980.

224. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX в. М., "Наука", 1975.

225. Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение и другие работы. Санкт-Петербург, "Алетейя", 1997.

226. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. Л., "Наука", 1985.

227. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

228. Лосев. А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев., 1994.

229. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

230. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., "Просвещение", 1972.

231. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., "Прогресс", "Гнозис", 1992.

232. Лотман Ю.М. "Человек природы" в русской литературе 19 века и "цыганская тема" у Блока. / Лотман Ю.М. Избранные статьи. T.III. Таллинн, "Александра", 1993.

233. Магомедова Д.М. Переписка как целостный текст и источник сюжета(на материале переписки Блока и Андрея Белого, 1903-1908 гг.). / Динамическая поэтика. М., "Наука", 1990.

234. Магомедова Д. М. О зарождении концепции "музыки" в мировоззрении А. Блока. / Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник седьмой. Тула, 1975.

235. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., "Просвещение", 1975.

236. Максимов Д.Е. А. Блок. "Двойник". / Поэтический строй русской лирики. JL, "Наука", 1973.

237. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока. /

238. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. JI., "Наука", 1975.

239. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока (Предварительные замечания). / Блоковский сборник III. Тарту., 1979.

240. Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., "Советский писатель", 1986.

241. Мандельштам О. Утро акмеизма. / Мандельштам О. Соч. в 2 т. М., "Художественная литература", 1990.

242. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., "Советский писатель", 1917. _

243. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., "Аспект пресс", 1995.

244. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышевское книж. изд-во, 1969.

245. Медведев П.Н. Из книги "Драмы и поэмы Ал. Блока"(из истории их создания). / Медведев П.Н. В лаборатории писателя.

Л.,"Советский писатель", 1960.

246. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. 1891- 1917. М., "Искусство", 1968.

247. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., "Восточная литература" РАН, 1995.

248. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. / Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М., "Искусство", 1994.

249. Мешков Ю. Пророчество поэта. / Молодая гвардия. М., 1990.№ 11.

250. Микешин A.M. "Двенадцать" А.Блока как романтическая поэма. / Жанр и творческая индивидуальность. Вологда., 1990.

251. Мирошниченко H.A. К вопросу о синтезе в эстетической концепции А. Белого. / Вестн.ЛГУ. Л., 1991.

252. Минц З.Г. Блок и Гоголь. / Блоковский сборник II. Тарту. 1972.

253. Минц З.Г. Блок и Достоевский. / Достоевский и его время. Л., "Наука", 1971.

254. Минц З.Г. Блок и русский символизм. / Литературное наследство. Т.1. М, 1980.

255. Минц З.Г. Лирика Ал. Блока. Спецкурс для заочников. Выпуск 4. Тарту, 1975.

256. Минц З.Г. Новые романтики: (К проблеме русского пресимволизма). / Тыняновский сборник: Третьи тыняновские чтения. Рига., 1988.

257. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических текстах" в творчестве русских символистов. / Блоковский сборник III. Тарту., 1979.

258. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма (к постановке вопроса : тезисы). / Учебные Записки Тартуского Университета. 1986.

- Вып. 735, Блоковский Сб. VII.

259. Минц З.Г. Поэтический идеал молодого Блока. / Блоковский сборник 1-ый. Труды научной конференции по изучанию жизни и творчества А.Блока. Тарту, Тартуский университет, 1964.

260. Минц З.Г. Русский символизм и революция 1905-1907 годов. / Ученые Записки Тартуского Гос.Ун-т. Тарту, 1988.

- Вып.813. Блоковский Сб., № VIII.

261. Минц З.Г. Символ у Блока. / В мире Блока. М., 1981.

262. Митарчук Е.А. Концепция личности у A.A. Блока в свете историзма. / Вопросы лингвопоэтики и литературоведения. М., 1990.

263. Михайлов Ал. Сила и тайны поэзии. / Михайлов Ал. Сила и тайна слова. М., "Современник", 1984.

264. Михайлова О.В. "...Повсюду встречаемся с попыткой воплощения сверхвременного видения..." - А. Блок в восприятии современников. /

Русская литературная критика начала 20 века: Современный взгляд. М., 1991.

265. Мочульский К. А. Блок. А.Белый. В.Брюсов. М. "Республика", 1997.

266. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М., РГГУ, 1998.

267. Мусатов В.В. Пушкин в эстетическом самосознании русского символизма. / Художественная традиция в историко-дитературном процессе. Л., 1988.

268. Небольсин С. Очарованная даль (Александр Блок). Александр Блок об Октябре и о Будущем. / Прошлое и настоящее. М., "Современник", 1986.

269. Неклюдова М.Г. Традиция и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., "Искусство", 1991.

270. Немеровская О., Вольпе Ц. Судьба Блока. Воспоминания. Письма. Дневники... М., "Аграф", 1999.

271. Об Александре Блоке. Пг.,1921.

272. Образное слово А. Блока. Сб. статей. М., 1980.

273. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. М., Издание В.М. Саблина, 1907.

274. Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., "Советский писатель", 1980.

275. Орлов Вл. Здравствуйте, Александр Блок. Л., "Советский писатель", 1984.

276. Орлов Вл. Перекресток. / В мире русской поэзии. Л., "Художественная литература", 1982.

277. Орлов Вл. Перепутья. М, "Художественная литература", 1976.

278. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Опыты описания идиостилей. М., "Наследие", 1995.

279. Пайман Аврил. История русского символизма. М., "Республика", 1998.

280. Папаян P.A. К проблеме структуры стиха русского символизма(на материале лирики А. Блока и А. Белого) Ст.1. / Учеб. Записки Тартуского гос.Ун-та. Тарту, 1988.

-Вып.822. Труды по русской славянской филологии.

281. Паперный 3. С. Блок и революция. / Паперный З.С. Самое трудное, М, 1963.

282. Паперный З.С. Существо движущееся (Автографы стихотворений в записных нижках Блока). / Динамическая поэтика . М., "Наука", 1990.

283. Памяти Александра Блока. Андрей Белый. Р.В.Иванов-Разумник. А.З.Штейнберг. Томск., "Водолей", 1996.

284. Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX - начала XX века, (итоги и перспективы изучения). / Русский романтизм. "Наука", Д., 1978.

285. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, "Синто", 1993.

286. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., "Искусство", 1976.

287. Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета. М., "Российский открытый университет", 1992.

288. Пропп В .Я. Морфология : Исторические корни волшебной сказки.(Собраниетрудов). М., "Лабиринт", 1998.

289. Пропп В .Я. Проблемы комизма и смеха. Санкт-Петербург, "Алегейя", 1997.

290. Пустовойт П.Г. Поэтика Александра Блока. / Созвездие неповторимых. Мастерство русских классиков. М., Московский университет, 1997.

291.ПястВл. Встречи. М., "Новое литературное обозрение" , 1997.

292. Редько A.M. Литературно-художественные искания в конце XIX -начале XX вв. Л., "Сеятель", 1924.

293. Розанов И. Блок-редактор поэтов. / Розанов И. Литературные репутации. М., "Советский писатель", 1990.

294. Российский литературоведческий журнал. Александр Блок исследования и материалы.№ 9., 1997.

295. Русская литература и культура нового времени. Санкт-Петербург, "Наука", 1994.

296. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия. М., "Высшая школа", 1982.

297. Русская наука о литературе в конце XIX - начала XX в. М., "Наука", 1982.

298. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., "Academia", 1997.

299. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство 1917 - 1945. Л., "Наука", 1972.

300. Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой. М., "Наука", 1996.

301. Русский романтизм. Л., "Наука", 1978.

302. Русский романтизм. М., "Высшая школа", 1974.

303. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема "жизнетворчество", Воронежский университет, 1991.

304. Саськова Т.В. "Символистский "миф" о Достоевском. / Традиция и новаторство русской прозы XIX века. Горький, 1988.

305. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., "Радикс", 1993.

306. Серебряный век России. София, "Болгарская русистика", 1994.

307. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.,"Наука", 1971.

308. Соколов А.Г., Фатющенко В.И. Русская поэзия конца XIX - начала XX века. / Русская поэзия конца XIX - начала XX века (дооктябрьский период). М., МГУ, 1979.

309. Соколова H.К. Поэтический строй лирики Блока, (лексико-семаитический аспект). Воронеж, Воронежский университет, 1984.

310. Соловьев Б. Блок и Достоевский. / Соловьев Б. Об истории к современности. М., "Советский писатель", 1976.

311. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., "Советский писатель", 1980.

312. Соловьев Б. Пушкин в художническом восприятии Блока. / В мире Пушкина. М., "Советский писатель", 1974.

313. Спроге JI.B. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. Тарту, Тартуский Гос. Ун-т., 1988.

314. Тарасенков Ан. Поэты. М., "Советский писатель", 1956.

315. Творческий метод. М., "Искусство", 1960.

316. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. М., Академия наук СССР, 1963.

317. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., "Аспект Пресс", 1996.

318. Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). M., "СС", 1996.

319. Топорков А.Л. Символистская рецепция мифологической школы. / Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., "Индрик", 1997.

320. Тураев C.B. Концепция личности в литературе романтизма. / Контекст 1977. М., "Наука", 1978.

321. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., "Наука", 1977.

322. Фатющенко В.И. 0/.. -/Ш/гшм^ЧоШи- M., МГУ, 1990. ' "

323. Фатющенко В.И. Поэт и художник: случай и система. / Художественная литература в социокультурном контексте. М., "Диалог -МГУ", 1997.

324. Флоренский П.А. "Золото в лазури" Андрея Белого. / Контекст. 1991. М., "Наука", 1991.

325. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., "Лабиринт", 1997.

326. Фридлендер Г.М. Достоевский и Вяч. Иванов. / Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. "Серебряный век". СПб., "Наука", 1995.

327. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. М., "Художественная литература", 1979.

328. Хализев В.Е. Теория литературы. М., "Высшая школа", 1999.

329. Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания. Литература и власть. М., "СС", 1996

330. Хохолова И.А. Гносеологическое обоснование теории культуры в эстетике Вяч. Иванова. / Взаимодействие эстетики, искусствознания и художественной критики. М., 1987.

331. Чеховиана. Чехов и "серебряный век". М., "Наука", 1996.

332. Чистякова Э.И. Символ как число в теории символизма (по поводу

ф

философских размышлений Андрея Белого). / Философская и социологическая мысль. Киев., 1989.№6.

333. Чистякова Э.И. Эстетическое христианство" Андрея Белого. / Вопросы философии. №11. М., 1990.

334. Чуковский К. Александр Блок. / Чуковский К. Из воспоминаний. М., "Советский писатель", 1959.

335. Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. Спб., С-Петербургский университет, 1996.

336. Шкловский В. О теории прозы. М., "Советский писатель", 1983.

337. Эйхенбаум Б. О литературе. М., "Советский писатель", 1987.

338. Эйхенбаум Б. О Поэзии. Л., "Советский писатель", 1969.

339. Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М., Л., , Изд-во АН СССР, 1961.

340. Эллис. Русские символисты. К.Бальмонт. В.Брюсов. А.Белый. М., "Мусагет", 1910.

341. Энгельгардт Бор. В пути погибший. / Об Александре Блоке. Петербург, 1921.

342. Эткинд А. Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории серебряного века. М., "ИЦ-Гарант", 1996.

343. Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. Санкт-Петербург, "Максима", 1996.

344. Я лучшей доли не искал...Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. М., "Правда", 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.