Власть и государство в философии Ибн Хальдуна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Фомина, Дарья Владимировна

  • Фомина, Дарья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 127
Фомина, Дарья Владимировна. Власть и государство в философии Ибн Хальдуна: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2003. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фомина, Дарья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ, 3.

ГЛАВА №1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИБН ХАЛЬДУНА.

1. Эволюция философских и политических воззрений Ибн Хальдуна, 12.

2. Традиционная историография и политическая философия в средневековой исламской мысли, 26.

3. Формирования основных принципов «новой науки» Ибн Хальдуна, 30.

ГЛАВА №2. ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ГЕНЕЗИС.

1. Социально-экономическая модель образования государства, 41.

2. Концепция асабийи, 55.

3. Исламское государство: от асабийи к религии, 72.

ГЛАВА №3. ГОСУДАРСТВО: РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ.

1. Формирование властных отношений, 81.

2. Сущность и функции государства, 95.

3. Падение государства как закономерный этап его развития, 108. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, 116.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Власть и государство в философии Ибн Хальдуна»

Актуальность темы исследования

Фундаментальные изменения, происходящие сегодня в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока, приковывают к себе внимание всего мирового сообщества. И хотя наиболее знаковыми из них являются политические процессы, для их осмысления требуется привлечение широкого культурного, исторического и философского контекста. Для восточных стран всегда была характерна тенденция поиска решений современных проблем в осмыслении религиозной и философской традиции. В поисках общих оснований и специфических закономерностей развития «исламских государств» и мусульманской идеологии к культурному и философскому наследию этого региона обращаются исследователи разных стран.

Живший в четырнадцатом веке Ибн Хальдун (1332-1406) создал теорию власти и государства, значимость которой вышла за рамки своего времени и средневекового миропонимания в целом. Несмотря на свою широкую вовлеченность в современную ему политическую ситуацию, Ибн Хальдун большое внимание и теоретическим исследования проблем власти, в частности, он создал универсальную теорию, исходным основанием которой стало государство как социальный институт.

Предвосхитив многие идеи, которые на Западе возникнут только в эпоху Возрождения1 и будут восприняты как гениальные открытия, Ибн Хальдун не был понят современниками, более того, его труды не вызывали интереса исследователей вплоть до начала девятнадцатого века.

1 См. Stowasser B.F. Religion and political development: some comparative ideas on Ibn Khaldun and Machiavelly. Georgetown University Washington D.C., 1983; Lana, Roberte. Ibn Khaldun and Vico: the universality of social history. Journal of Mind and Behavior. 1987; 8: 153-165.

В последнее время интерес к творчеству Ибн Хальдуна заметно возрос. Связано это не только с общим ростом интереса к культурному и философскому наследию Востока, но и с тем, что политическая теория Ибн Хальдуна, в частности его идеи, касающиеся власти и государства, включают в себя теоретические положения, многие из которых позволяют понять современные социально-политические и духовные процессы, происходящие на мусульманском Востоке. Степень научной разработанности проблемы.

На протяжении последних двух столетий философское наследие Ибн Хальдуна вызывает огромный интерес исследователей в различных областях науки, как на Востоке, так и на Западе. Труды Ибн Хальдуна сложно отнести к какой-нибудь отдельной науке. Их изучают и философы, и историки, и социологи, и экономисты, и педагоги, и политики. Во многом это связано с тем, что во времена Ибн Хальдуна разделение науки на отдельные отрасли не было таким дифференцированным, как сегодня и он смог внести свой вклад в различные сферы знаний. Социологи считают его праотцом социологии1, экономисты — одним из первых экономистов2, историки — историком3.

1 Левин И. Ибн Халдун - арабский социолог XIV века // Новый восток, 1926 №12; Baali, Fuad. Society, state and urbanism: Ibn Khaldun's sociological thought. State University of New York Press, 1992; Dhaouadi, Mahmoud. Ibn Khaldun: The Founding Father of Eastern Sociology // International Sociology, 5, 3 (September 1990), pp.316-335; Faghrirzadeh, Saleh. Sociology of sociology: in search of Ibn Khaldun's sociology then and now. Tehran, 1982; Jamshidiha Gholamreza. Ibn Khaldun social evolution and social change: a study in historical sociology. Lahore: Institute of Islamic Culture, 1988; Mohammad, F. Ibn Khaldun's Theory of Social Change: A Comparison with Hegel, Marx and Durkheim // The American journal of Islamic social sciences, 1998, vol. 15, no. 2, pp. 25; Nour, Mohamed Abdel Monem. An analytical study of the sociological thought of Ibn Khaldun. Cairo, 1960; Sociological thought: beyond Eurocentric theory. Ed. by Nahla Abdo. Canadian Scholars' Press Inc., 1996.

2Феоктистов A.M. Проблемы культурно-исторического процесса в социально-экономическом учении Ибн Халдуна // Проблемы философии (Киев), 1977, вып.41; Alatas, S.F. Introduction to the Political Economy of Ibn Khaldun // Islamic Quarterly, vol. 45, no. 4, pp. 307-324. The Islamic Cultural center, 2001; Spengler, J. Economic Thought of Islam // Comparative Studies on Society and History, Vol. VI, 1964,1, pp 268-306.

3 Hughes-Warrington, Mamie Fifty key thinkers on history. Taylor&Francis Books Ltd, 2000; Lacoste Yves. Ibn Khaldun: the birth of history and the past of third world. Verso Editions, 1984; Mahdi, Muhsin. Ibn Khaldun's philosophy of history: a study in the philosophic

Философские аспекты его творчества также рассматриваются и интерпретируются с различных позиций. Обратимся к некоторым основным точкам зрения исследователей на философию Ибн Хальдуна.

Ряд авторов недооценили новизну методологии Ибн Хальдуна, они считали, что его теории не выходили за пределы традиционных воззрений, существовавших на тот момент в мусульманской мыслительной традиции. По их мнению, он в большей степени опирался в своих исследованиях на моральные и религиозные принципы, не создав никакой новой методологии.

Так, известный историк В.Бартольд, признавая, что «знаменитое введение ко всемирной истории Ибн Халдуна представляет первую и единственную в арабской литературе попытку перейти от повествовательной истории к прагматической и установить законы исторического процесса и вместо изменения политических форм, составлявшего основу греческих теорий, в основу теорий Ибн Хальдуна положено изменение условий хозяйственной жизни, переход от кочевого быта к оседлому и от сельской жизни к городской», однако, считал, что «применить свои теории к фактическому материалу истории Ибн Халду, подобно многим теоретикам древности и нового мира, оказался не в состоянии; блестящее введение является и у Ибн Халдуна "прекрасным фасадом посредственного здания". Кроме введения, его труд представляет компиляцию обычного типа1». л

Другие исследователи, в частности Мухсин Махди , признавая за ним попытки создать новую теорию и методологию, считают его простым foundation of the science of culture. University of Chicago Press, 1957; Schmidt, Nathaniel. Ibn Khaldun, historian, sociologist, and philosopher. 1st Pakistani ed. ~ Lahore: Universal Books, 1978.

1 Бартольд B.B. Культура мусульманства, стр. 78.

2 Mahdi, Muhsin. Ibn Khalduris philosophy of history: a study in the philosophic foundation of the science of culture. University of Chicago Press, 1957; Ibn Khaldun // Approaches to the Oriental Studies, ed. By Theodore de Bary. New York - Colombia University Press 1959, pp 6983; Philosophy and Political Thought: Reflections and Comparisons// Arabic Sciences and Philosophy 1990, 1, pp 9-29; The Political Orientation of Islamic Philosophy. Washington: Georgetown University Center for Contemporary Arab Studies 1982. подражателем эллинистической традиции, а также философской традиции мусульманских последователей греков.

Некоторые зарубежные и отечественные авторы переоценили антирелигиозную направленность теоретических исследований Ибн Хальдуна. Так, Ирвин Роузентол считал, что его философия направлена против Пророка и ислама вообще и пытается подчинить религию собственным научным целям!.

Особое место в изучении творческого наследия Ибн Хальдуна занимают работы отечественных исследователей - С.М. Бациевой2, А.А. Игнатенко3, Н.С. Кирабаева4, А.М.Феоктистова5. В их трудах были даны интересные интерпретации идей Ибн Хальдуна, касающихся власти и государства, однако в их работах этот вопрос не был предметом специального рассмотрения, и потому их оценки по указанной проблеме носили фрагментарный и мозаичный характер. Его называли первым материалистом, провозвестником марксизма. Однако нам кажется, что неправильно было бы модернизировать этого философа и рассматривать его труды в рамках современной терминологии.

В последние годы, несмотря на активную вовлеченность имени Ибн Хальдуна в современную идеологическую полемику6, на русском языке

1 Rosenthal, Erwin. The theory of the power-state: Ibn Khaldun's study of civilization // Political Thought in Medieval Islam, Cambridge 1962.

2 Бациева С. M. Географический фактор в историко-социологической концепции Ибн Халдуна.— Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, XII год. сессия JIO ИВ АН СССР, Л., 1977; «Шифа ас-саил» — трактат Ибн Халдуна о суфизме.— Ближний и Средний Восток: история, культура, источниковедение. М., 1968; Бедуины и горожане в Мукаддиме Ибн Хальдуна // Очерки истории арабской культуры 5-15 вв. М-1982г; Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». Москва, Наука-1965г.

3 Игнатенко А.А. Ибн Хальдун Москва, Мысль, 1980 г.

4 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). Москва. Издательство УДН-1987г.

5Феоктистов A.M. Проблемы культурно-исторического процесса в социально-экономическом учении Ибн Халдуна // Проблемы философии (Киев), 1977, вып.41.

6 Laurence, Bruce В. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden, 1984; Cox Robert W. Towards a post-hegemonic conceptualization of world order: reflections on the relevancy of Ibn Khaldun// появилось всего несколько работ, посвященных анализу его философии, в основном это диссертационные исследования1 и статьи, среди которых наиболее интересна, на наш взгляд, небольшая статья JI.A. Мусаэляна , но публикации на эту тему весьма немногочисленны.

В историю изучения философского учения Ибн Хальдуна огромный вклад внесли мусульманские историки и философы, такие как Азиз аль-Азм3, М. Алам4, Фуад Баали5, Шаукат Али6, Мухаммад Инан7, Чарльз Иссауи8.

Работа Мухаммада Раби9 представляет собой весьма серьезный анализ интересующего нас вопроса, однако в ней внимание главным образом уделяется социологическим аспектам властных отношений, конкретным политическим ситуациям, возникавшим в различные исторические моменты, и тому, как оценивал их Ибн Хальдун с позиций своей теории.

Governance without government. Ed. by J.N.Rosenau, Cambridge University Press, 1992, pp.132-159; Ahmed, A. Ibn Khaldun's Understanding of Civilizations and the Dilemmas of Islam and the West Today // Middle East Journal, vol. 56, no. 1, pp. 20-46. Indiana University Press, 2002.

1 Саад Ибрагим Альсаид Али. Философско-социологическое учение Ибн Халдуна. Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. СПб Государственный Университет-1992г.

2Мусаэлян JI.A. О концепции философии истории Ибн Хальдуна И Философия и общество 2000г. №3,стр.133-154.

3 Azmeh, Aziz al-. Ibn Khaldun: an essay in reinterpretation. London, Eng.: Routledge, 1990; Ibn Khaldun in modern scholarship". London, 1981.

4 Alam M. Ibn Khaldun's Concept of the Origin Growth and Decay of Cities // Islamic Culture Vol.34 (April 1960).

5 Baali, Fuad. Ibn Khaldun and Islamic thought-styles, a social perspective. Boston, Mass.: G.K. Hall, 1981; Social Institutions: Khaldun's social thought" Western Kentucky University, 1992; Society, state and urbanism: Ibn Khaldun's sociological thought". State University of New York Press, 1992.

6 Ali, Shaukat, Dr. Intellectual foundations of Muslim civilization. Lahore: Publishers United, 1977.

7 'Inan, Muhammad 'Abd Allah. Ibn Khaldun: his life and work. Lahore, Pakistan: Sh. Muhammad Ashraf, 1975.

8 Issawi, Charles. An Arab philosophy of history: Selections from the Prolegomena of Ibn Khaldun of Tunis (1332-1406). John Murray, 1967.

9 Rabi, Muhammad Mahmoud. The political theory of Ibn Khaldun. Leiden: E. J. Brill, 1967. s

Среди недостатков предыдущих исследований творчества Ибн Хальдуна следует указать, прежде всего, на то, что до сегодняшнего дня не было проведено ни одного комплексного анализа понятий власти и государства, изложенной в его работах. Однако, на наш взгляд, именно эту проблему можно назвать главной в его «новой науке».

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является анализ концепции власти и государства, её места в философии Ибн Хальдуна,

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

• Проанализировать методологию философского и исторического знания, представленную Ибн Хальдуном, а также рассмотреть категориальный аппарат его теории власти и государства.

• Показать своеобразие хальдуновского понимания различных укладов жизни (бадава и хадара).

• Провести анализ роли экономического фактора в формировании и развитии государства.

• Комплексно проанализировать понятие асабийи.

• Рассмотреть взгляды Ибн Хальдуна на роль религии в государстве.

• Раскрыть особенности понимания природы власти и государства. Объектом исследования является политическая философия Ибн

Хальдуна, предметом - природа и генезис государства и власти в политической философии Ибн Хальдуна.

Теоретико-методологическая база исследования В ходе работы применялись исследовательские стратегии. Основными методами, применёнными в ходе анализа наследия Ибн Хальдуна, были:

Культурно-цивилизационный подход, предусматривающий рассмотрение философской теории Ибн Хальдуна в контексте типологических особенностей мусульманской цивилизации и позволяющий адекватно оценить оригинальный вклад Ибн Хальдуна в развитие мусульманской философской и социально-политической мысли; метод сравнительно-исторического анализа, который позволяет выявить своеобразие хальдуновского понимания соотношения философии и истории в сопоставлении и с учетом традиций религиозной средневековой историографии; метод герменевтического анализа, благодаря которому смысл многих понятий, введенных Ибн Хальдуном (таких как дикость, варварство, урбанизм, цивилизация, городская жизнь), раскрываются на основе анализа многообразия контекстов их применения.

В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, занимавшимися рассматриваемыми в диссертации проблемам.

В основу диссертации положены оригинальные труды Ибн Хальдуна. В ходе работы над диссертацией анализировались работы, посвященные политической теории в целом, а также исследования творчества Ибн Хальдуна, в которых рассматриваются различные аспекты его философской теории и излагаются взгляды на ее историческое значение и её актуальность. Научное наследие Ибн Хальдуна полностью не переведено на русский язык. В связи с тем, что в ходе исследования были использованы труды на нескольких языках, возникала проблема адекватного перевода терминов и понятий. Перевод с арабского языка в большинстве случаев делался с учетом современных переводов отдельных его трудов на европейские языки.

Научная новизна исследования

Обзор литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует о том, что наиболее разработанными можно считать отдельные аспекты творчества Ибн Хальдуна, связанные с его социологическими и экономическими воззрениями, в то время как значительная часть вопросов, касающихся идей государства и власти в философии Ибн Хальдуна, хотя в той или иной степени затрагивалась многими учеными, остаётся недостаточно изученной. Настоящая работа является первой попыткой комплексного исследования политических идей Ибн Хальдуна, а также его понимания власти и государства, впервые рассматривается их природа и генезис. При этом в работе затрагиваются взгляды философа как на чисто политические факторы существования государства (отношения господства-подчинения, политическая власть, законы, механизмы приобретения и удержания власти), так и на различные аспекты жизни общества, косвенно влияющие, по мнению Ибн Хальдуна, на политическую ситуацию и государственную систему. К подобным аспектам можно отнести религию, экономическую жизнь общества, асабийю. Понятие асабийи у Ибн Хальдуна не было предметом столь подробного исследования ни в отечественных, ни в зарубежных работах, посвященных творчеству Ибн Хальдуна.

В научный оборот также вводится ряд текстов Ибн Хальдуна, ранее не переведенных на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты диссертационной работы позволяют расширить представления о философии Ибн Хальдуна в области его политической философии и понимания власти и государства. При этом диссертация имеет и более широкое научное значение, так как дает возможность оценить огромный вклад Ибн Хальдуна в систему политических воззрений и понять, насколько идеи этого философа созвучны политическим теориям, возникшим в Европе много позднее.

Диссертация способствует преодолению ряда предубеждений и предрассудков, сформировавшихся в отношении наследия Ибн Хальдуна, и представляет собой аргумент в пользу противников европоцентристской теории.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по средневековой арабо-мусульманской философии и политической теории, а также общих курсов по культурологии и истории политических учений.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в работе, позволяют адекватно оценить смысл политических и общественных дискуссий по поводу культурного наследия мусульманского Востока. Также оно помогает ориентироваться в идеологических и политических процессах, происходящих на Ближнем Востоке сегодня.

Апробация результатов исследования

Ряд материалов был освещен на ежегодных научных конференциях «Восток - Запад: диалог цивилизаций» (2000, 2001) Опубликованы статьи, в которых изложены некоторые положения диссертационной работы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории философии Российского университета дружбы народов 20 сентября 2003 года и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Фомина, Дарья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было сделано несколько основных выводов.

Ибн Хальдун создал философско-политическую теорию, практически независимую от религиозной традиции и существующего в его время научного мировоззрения. Он разработал новую научную методологию, основой которой стало его практическое знание тонкостей государственного управления с одной стороны и высокая теоретическая образованность во всех областях науки.

В основе достоверного знания, по его мнению, лежит методологическая рефлексия, что роднит его с представителями Нового времени. Ибн Хальдун первым представил историю не как цепь случайных событий, не как просто смену халифов и династий, а историю как социальное бытие, существующее и развивающееся по своим внутренним законам и подчиняющееся логике поступательного развития.

Ибн Хальдун ввел в научный оборот новые категории и понятия, которые имели основу в социальной действительности его эпохи, но релевантны и сегодня - нецивилизованная жизнь, цивилизация, асабийа, культура, оседлая городская жизнь, урбанизм, концентрация рабочей силы в городах. Вывел понятия бадава и хадара как различные этапы жизни человеческого общества, в которых все общественные факторы предстают в различных формах. При переходе от одного состояния к другому возникают новые отношения, и зарождается государство. Огромную роль в процессе образования государства Ибн Хальдун отводил асабийе.

Она является одним из важнейших факторов, характеристики и развитие которых определяют формы существования культуры и переход от бадава к хадара. Он видел в ней и источник власти, и механизм формирования власти, «обязательная основа» государства. Её можно назвать своеобразным двигателем политических преобразований: она необходима для завоевания и удержания власти как внутри небольшой группы, так и в рамках целого государства. Асабийя вначале выступает как политическая основа сельского общества, позднее как генетическая основа государственной власти, как сила, обуславливающая прочность возникающего государства, и крах этой силы ведет к падению одряхлевшей династии.

Вывел основные законы жизни государства и рассмотрел его происхождение, природу, сущность и принципы существования. Выдвинул теорию о том, что в основе генезиса и существования государства лежат экономические факторы. Он первым из мусульманских ученых отказался от теории божественного происхождения государства, не отрицая при этом важности религиозного фактора в общественной жизни людей. Рассмотрел взаимоотношения религии и государства. Признавал религию ценностной основой общества, а государство считал проводником религиозной идеологии.

Провел различие между обществом и государством, хотя в его время обычной практикой было их полное отождествление. Считал власть самостоятельной политической категорией, естественной основой и необходимым орудием государства. Выдвинул теорию эволюционного развития общества и государства, базирующуюся на изменении и улучшении образа жизни людей. Создал теорию поступательного цикла в развитии общества.

В качестве заключения необходимо сделать несколько замечаний по поводу релевантности политической теории Ибн Хальдуна применительно к сегодняшней политической жизни мусульманских стран. Его учение о власти и государстве вышло за рамки современной ему исторической эпохи, lis поэтому не было понято современниками. Однако его имя широко используется в современной идеологической борьбе как на Востоке, так на Западе. Идеи, касающиеся групповой солидарности, поглощения дикими культурами более развитых, своеобразия властных структур в исламском государстве, причин расцвета и падения государства, не потеряли своей актуальности и сегодня. И для того, чтобы избежать различных идеологических крайностей и неверных интерпретаций, необходимо исследовать политическую философию Ибн Хальдуна комплексно, не модернизируя его теорию, но в то же самое время не умаляя современности её звучания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фомина, Дарья Владимировна, 2003 год

1. Введение (фрагменты), в кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9—14 в., М., 1961.

2. Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: история и современность. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1984 г., 256 с.

3. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. Под редакцией С.Н.Григоряна и А.В.Сагадеева. Москва, Соцэкгиз-1961г. 629с.

4. Ислам в истории народов Востока (Сборник статей). Отв. редактор Смилянская И.М. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1981г. 197с.

5. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока (Сборник статей). Отв. редактор Ганковский Ю.В. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1982г. 238с.

6. Ислам: Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под редакцией Ионова А.И. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1985г. 279с.

7. Ислам. Религия, общество, государство (Сборник статей). Отв. редактор Грязневич П.А. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1984г. 232с.

8. Ислам: традиции и новации (Материалы 4 Всесоюзного Координационного совещания по проблемам исламоведения, Ленинград, 1989г.). Отв. редакторы Малашенко А.В., Кудрявцев А.В. — АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1991г. 120с.

9. Ислам: происхождение, история и современность. Сост. Керимов Г.М. — Москва. Знание-1984г. 62с.

10. Ислам: энциклопедический словарь. Сост. Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М. АН, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1991 г. 315с.

11. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Васильев JI.C., Графский В.Г., Золотухина Н.М. и др., Отв. Редактор Нерсесянц B.C. АН СССР, Институт государства и права. Москва. Наука-1986г.

12. Коран. Перевод и комментарии Крачковского И.Ю. АН СССР, Институт Востоковедения, Изд. 2-е. Москва. Наука-1990г. 721с.

13. Коран. Перевод и комментарии Саблукова Г.С., СП «Дом Бируни». Репринтное воспроизведение с издания 1907, Казань. Москва-1990 г.

14. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. Отв. редактор М.Т.Степанянц. Москва. Наука-1987г. 182с.

15. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.

16. Религия и общественная мысль народов Востока (Сборник статей). Отв. редактор Б.Г. Гафуров. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1974г. 336с.

17. Религия и секуляризм на Востоке (Сборник статей). Отв. редактор Полонская JI.P. РАН, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1993г. 246с.

18. Социально политические представления в исламе: история и современность. Отв. редактор Смилянская И.М. - АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1987г. 170с.

19. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998 г.

20. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. Отв. редактор Иванов Н. А. РАН, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1993г. 392с.

21. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М-1986г.

22. Философская и общественная мысль стран Азии и Африки (сборник научных трудов) // Редколлегия: Сагадеев А.В. Москва, Издательство УДН-1981г. 170с.

23. Абузяров Р. А., Туаева 3.JI. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Уфа, 1996 г. 134с.

24. Абул-Ала Мавдуди К пониманию ислама // Перевод на русский язык Филиной К. Новосибирск-1995 г. 108с.

25. Абураззак Муслим. Философские и социологические воззрения Ибн Халдуна, диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Москва 1965.

26. Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960.

27. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

28. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку, Маариф 1980г. 68с.

29. Аятолла Хомейни Исламское правление». Алматы- 1993г.

30. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Москва. Леном-1992г. 111с.

31. Бартольд В.В. Сочинения в 9Т., Т.6, Москва. Наука-1968г. 765с.

32. Бациева С. М. Географический фактор в историко-социологической концепции Ибн Халдуна.— Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, XII год. Сессия ЛО ИВ АН СССР, Л., 1977.

33. Бациева С. М. «Шифа ас-саил» — трактат Ибн Халдуна о суфизме.— Ближний и Средний Восток: история, культура, источниковедение. М., 1968.

34. Бациева С.М. Бедуины и горожане в Мукаддиме Ибн Хальдуна // Очерки истории арабской культуры 5-15 вв.» М-1982г.

35. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукадцима». Москва, Наука-1965г. 223с.

36. Белявский Ф. Ислам и культура арабов (популярный очерк). СПб. Вольф-1913г. 70с.

37. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. Москва. Наука-1965 г. 280с.

38. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. Исторические очерки. Москва. Издательство восточной литературы-1957г. 100с.

39. Большаков О.Г. История халифата. В 3 томах. Том I. АН СССР, Институт Востоковедения, Москва. Наука-1989г. 312с.

40. Вятр Е. Социология политических отношений. Москва, 1979г.

41. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Перевод и примечания А.В.Михайлова. Москва, Наука-1977г.703с.

42. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. Москва. Наука- 1966г. 352с.

43. Грюнебаум Г. фон. Классический ислам: очерк истории (600-1258). Москва. Наука-1988 г. 216с.

44. Ибн Сина. Избр. философские произведения. М., 1980.

45. Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн-Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в. // Арабский сборник. Москва, 1959г.

46. Игнатенко А.А. Ибн Хальдун. Москва, Мысль, 1980 г. 160с.

47. Игнатенко А.А. Как жить и властвовать: секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям. Москва: Прогресс. Культура-1994г. 349с.

48. Ильин Н. Происхождение и характер ислама. Казань, 1876г. 98с.

49. Керимов A.M. Учение ислама о государстве и политике. Москва, 1986 г.

50. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). Москва. Издательство УДН-1987г. 176с.

51. Кутб Сейид Будущее принадлежит исламу. Москва-1993г.

52. Лаппо-ДанилевскийА.С. Методология истории в 9 томах. Т.6. СПб 19101923гг. 812с.

53. Левин И. Ибн Халдун арабский социолог XIV века // Новый восток. 1926 №12.

54. Массе А. Ислам: очерк истории Перевод с французского. Москва. Восточная литература-1961 г. 229с.

55. Медников Н.А. Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов. По арабским источникам // Православный палестинский сборник. Том 17. СПб-1897.

56. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Перевод с немецкого, предисловие, библиография и указатели Д.Е. Бертена, 2-е изд. Москва. Наука-1973. 367с.

57. Мусаэлян JI.A. О концепции философии истории Ибн Хальдуна // Философия и общество 2000г. №3, стр.133-154.

58. Наккаш А.Х. Проблема власти в исламе. Историческая эволюция арабской мусульманской концепции // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. АН СССР. Институт Востоковедения, Москва, 1987 г. 17с.

59. Панарин А.С. Философия политики (учебное пособие). Москва-1994г. 367с.

60. Пеев Я. Великий арабский мыслитель Ибн-Халдун // Историческое обозрение, т. 33, кн. 3. София, 1977 (на болг. яз.).

61. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества: философско-методологический анализ. Москва. Издательство РУДН-1988г. 85с.

62. Почта Ю.М. Ислам: истоки и современность. Мин-во высшего и среднеспециального образования СССР. Москва. Издательство УДН-1993г. 146с.- 1988 г.

63. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби. Опыт критического анализа. — Москва. Наука-1976г. 199с.

64. Саад Ибрагим Апьсаид Али Философско-социологическое учение Ибн Халдуна. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. СПб Государственный Университет-1992г. 18с.

65. Савичева Е.Н. Арабский халифат. Возникновение и распространение ислама (учебное пособие). Москва. Издательство РУДН-1996 г. 29с.

66. Сагадеев А.В. Знание и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре // Ф. Роузентал. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Москва, 1978.

67. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд. М., 1973.

68. Сагадеев А.В. Ибн Сина. М., 1980.

69. Сагадеев А.В. Ислам и политика в странах зарубежного Востока. Москва, 1981г.

70. Семенова JI. А. Некоторые проблемы экономики арабского средневековья в зарубежной историографии.— Актуальные проблемы стран Арабского Востока и Северной Африки. Москва, 1977.

71. Сулейман Х.М. Социальная философия Ибн Халдуна и её современное значение // Автореферат диссертации на соискание степени кандидатафилософских наук. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Москва-1982. 19с.

72. Тойнби, Арнольд Постижение истории. Москва: Прогресс-1991.

73. Уотт Монтгомери Уильям Влияние ислама на средневековую Европу // Перевод с английского. Автор предисловия Сагадеев А.В. Москва. Наука-1976г. 128с.

74. Усманов Н.П. Основные этапы эволюции ислама -1986 г.

75. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: средневековье и новое время//Монография. РАН. Институт Востоковедения, Москва-1993 г. 284с.

76. Феоктистов A.M. Проблемы культурно-исторического процесса в социально-экономическом учении Ибн Халдуна // Проблемы философии. (Киев), 1977, вып.41.

77. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.

78. Хамруш А.А. Учение о государстве и праве в средневековой арабомусульманской культуре и философской традиции. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. МГУ-1981г. 22с.

79. Хобсбаум Э. Дж. От социальной истории к истории общества.— Философия и методология истории. М., 1977.

80. Хрестоматия по исламу// Переводы с арабского, введения и примечания / Составитель и ответственный редактор Прозоров С.М. РАН. Институт Востоковедения, Москва. Наука-1994г. 238с.

81. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). Москва, Наука 1979. 152с.

82. Книги на европейских языках

83. Ahmed, A. Ibn Khaldun's Understanding of Civilizations and the Dilemmas of Islam and the West Today // Middle East Journal, vol. 56, no. 1, pp. 20-46. Indiana Univercity Press, 2002.

84. Alatas, S.F. Introduction to the Political Economy of Ibn Khaldun // Islamic Quarterly, vol. 45, no. 4, pp. 307-324. The Islamic Cultural center, 2001.

85. Ali, Shaukat, Dr. Intellectual foundations of Muslim civilization. Lahore: Publishers United, 1977.

86. Allan, George The Realizations of the Future: An Inquiry into the Authority of Praxis. Suni-Pr: Albany, 1990.

87. Alam M. Ibn Khaldun's Concept of the Origin Growth and Decay of Cities // Islamic Culture Vol.34 (April 1960).

88. Azmeh, Aziz al-. Ibn Khaldun: an essay in reinterpritation. London, Eng.: Routledge,1990.

89. Azmeh, Aziz al-. Ibn Khaldun in modern scholarship. London, 1981.

90. Baali, Fuad. Ibn Khaldun and Islamic thought-styles, a social perspective. Boston, Mass.: G.K. Hall, 1981.

91. Baali, Fuad. Social Institutions: Khaldun's social thought. Western Kentucky University, 1992.

92. Baali, Fuad. Society, state and urbanism: Ibn Khaldun's sociological thought. State University of New York Press, 1992.

93. Beg Muhammad Abdul Jabbar. Islamic and western concepts of civilization. Kuala Lumpur: University of Malaya Press, 1982. 80 p

94. Bouthoul, Gaston. Ibn Jaldun, su fllosofia social. Version espanola de V. Latorre. Caracas: Universidad Central de Venezuela, Facultad de Economia, Escuela de Sociologiay Antropologia.

95. Bosch Kh. Ibn Khaldun //Muslim World, Vol. I, 1944, 2, pp 29-31.

96. Chapra, M.U. Socioeconomic and Political Dynamics in Ibn Khaldun's Thought // The American journal of Islamic social sciences, 1999, vol. 16, no. 4, pp. 17

97. Cox Robert W. Towards a post-hegemonic conceptualization of world order: reflections on the relevancy of Ibn Khaldun // Governance without government. Ed. by J.N.Rosenau, Cambridge University Press, 1992, pp. 132-159.

98. Dhaouadi, Mahmoud Ibn Khaldun: The Founding Father of Eastern Sociology // International Sociology, 5, 3 (September 1990), pp316-335.

99. Esposito John L. Islam. The Straight Path, Oxford-1988.

100. Faghrirzadeh, Saleh. Sociology of sociology: in search of Ibn Khaldun's sociology then and now. Tehran, 1982.

101. Fischel, Walter Joseph. Ibn Khaldun in Egypt: his public functions and his historical research, 1382-1406: a study in Islamic historiography. Berkeley: University of California Press, 1967.

102. Fischel, Walter Joseph. Ibn Khaldun's «Autobiography» in the light of external Arabic sources // Studi orientalistica in onore di Giorgio Levi Delia Vida, vol. I, Rome, 1956, pp. 287—308.

103. Fischel, Walter Joseph. Ibn Khaldun's activities in Mamluk Egypt (1382— 1406) // University of California. Publications of Semitic Philology, vol. XI, 1951, pp. 102—124.

104. Fischel, Walter Joseph. Ibn Khaldun and Tamerlane: their historic meeting in Damascus, A. D. 1401. Berkeley—Los Angeles, 1952.

105. Gibb, Hamilton A.R. Studies on the Civilization of Islam. Princeton University Press, 1982.

106. Gierer, Alfred. Ibn Khaldun on Solidarity ("Asabiyah"): Modern Science on Cooperativeness and Empathy//Philosophia-Naturalis. 2001; 38(1): 91-104

107. Hart, D.M. Persistence and Change in Names on the North African Landscape: Berber Tribes in Ibn Khaldun's Genealogies and as they Appear Today. // Journal of North African Studies, vol. 5, no. 1, pp. 121-146. Frank Cass, 2000.

108. Holt P.M., Lambton Ann K.S. and Lewis Bernard, eds. The Cambridge History of Islam. Cambridge, 1970.

109. Hughes-Warrington, Marnie. Ibn Khaldun // Fifty key thinkers on history. Taylor&Francis Books Ltd, 2000.

110. Jamshidiha Gholamreza. Ibn Khaldun social evolution and social change: a study in historical sociology. Manchester: University of Manchester, 1997.

111. Lacoste Yves. Ibn Khaldun: the birth of history and the past of third world. Verso Editions, 1984.

112. Lambton, Ann K.S. State and Government in Medieval Islam: An Introduction to the Political Theory: the Jurists. Oxford University Press-1981.

113. Lana, Roberte. Ibn Khaldun and Vico: the universality of social history. Journal of Mind and Behavior. 1987; 8: 153-165

114. Lapidus Ira M. The Separation of State and Religion in the Development of early Islamic Society. Б.г.

115. Lapidus Ira M. A History of Islamic Societies. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

116. Laurence, Bruce B. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden, 1984.

117. Mahdi, Muhsin. Ibn Khal dun's philosophy of history: a study in the philosophic foundation of the science of culture. University of Chicago Press, 1957.

118. Mahdi, Muhsin. Ibn Khaldun // Approaches to the Oriental Studies. Ed. By Theodore de Bary. New York Colombia University Press 1959, pp 69-83.

119. Mahdi, Muhsin. Philosophy and Political Thought: Reflections and Comparisons //Arabic Sciences and Philosophy 1990,1, pp 9-29.

120. Mahdi, Muhsin. The Political Orientation of Islamic Philosophy. Washington: Georgetown University Center for Contemporary Arab Studies 1982.

121. Medieval Political Philosophy: a Sourcebook. Ed. by Ralph Lerner and Muhsin Mahdi. New York Macmillan 1963.

122. Messier, R.A. Re-Thinking the Almoravids, Re-Thinking Ibn Khaldun // Journal of North African Studies, vol. 6, no. 1, pp. 59-80 Frank Cass, 2001.

123. Mohammad, F. Ibn Khaldun's Theory of Social Change: A Comparison with Hegel, Marx and Durkheim // The American journal of Islamic social sciences, 1998, vol. 15, no. 2, pp. 25

124. Nour, Mohamed Abdel Monem. An analytical study of the sociological thought of Ibn Khaldun. Cairo, 1960.

125. Prakash B.D. Ibn Khaldun's philosophy of history // Islamic Culture, Vol. 28, 1954,4, pp 492-508.

126. Rabi, Muhammad Mahmoud. The political theory of Ibn Khaldun. Leiden: E. J. Brill, 1967.

127. Rosenthal, Erwin. Ibn Khaldun: a North African Muslim Thinker of the Fourteenth Century. Reprinted from the "Bulletin of the John Rylands Library", vol. 24, no. 2, October 1940.

128. Rosenthal, Erwin. Ibn Jaldun's Attitude to the Falasifa, in "Al-Andalus", XX, 1, 1955.

129. Rosenthal, Erwin. Islam in the Modern National State, Cambridge 1965, pp 1727.

130. Rosenthal, Erwin. The theoiy of the power-state: Ibn Khaldun's study of civilization// Political Thought in Medieval Islam, Cambridge 1962.

131. Rosenthal, Franz. Editor, The Muqaddima of Ibn Khaldun. An Introduction to History, 3 vol., New York 1958.

132. Sabine, George H -, A History of Political Theory, London 1963.

133. Schmidt, Nathaniel. Ibn Khaldun, historian, sociologist, and philosopher. 1st Pakistani ed. — Lahore : Universal Books, 1978.

134. Sociological thought: beyond eurocentric theory. Ed. by Nahla Abdo. Canadian Scholars' Press Inc., 1996.

135. Spengler, J. Economic Thought of Islam: Ibn Khaldun // Comparative Studies on Society and History, Vol. VI, 1964, 1, pp 268-306.

136. Spragens, Thomas A. Understanding political theory. New-York: St. Martins Press, 1976.

137. Stowasser B.F. Religion and political development: some comparative ideas on Ibn Khaldun and Machiavelly. Georgetown University Washington D.C., 1983.

138. Syrier Miya. Ibn Khaldun and Islamic Mysticism // Islamic Culture, 21 (July, 1947), pp. 264-302.

139. The Political Aspects of Islamic Philosophy: Essays in Honor of Muhsin S. Mahdi. Ed. by Charles E. Butterworth. Harvard University Press, 1992.

140. Walzer, Richard. Aspects of Islamic Political Thought: al-Farabi and Ibn Khaldun//Oriens, 16, 1963.

141. Watt, W. Montgomery. Islamic political thought. Edinburgh University Press, 1968.

142. Watt, W. Montgomery. Islam and the Integration of Society. London 1961.

143. White H. Ibn Khaldun in world philosophy of history // Comparative Studies on Society and History, Vol. II, 1959, 1, pp 110-125.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.