Влияние александрийской философско-богословской традиции на формирование ранних памятников коптской монашеской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ковалец, Анна Сергеевна

  • Ковалец, Анна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 197
Ковалец, Анна Сергеевна. Влияние александрийской философско-богословской традиции на формирование ранних памятников коптской монашеской литературы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2008. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ковалец, Анна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Коптское монашество и александрийская городская культура.

§ 1. Роль иудаизма и гностицизма в христианизации

Египта.

§ 2. Александрийская литература как главный источник формирования христианской аскетической идеологии.

§ 3. Связь коптского монашества с Александрией как фактор литературного преемства.

Глава 2. Семь Посланий Антония Великого.

§ 1. Проблема аутентичности Посланий и языка их оригинала.

§ 2. Структура и особенности содержания Посланий.

§ 3. Антоний и Афанасий Александрийский.

Глава 3. Ориген и литература коптского монашества в 4-5 веках.

§ 1. Судьбы оригенизма в Среднем Египте. Афу и Павел Таммский.

§ 2. Литературная традиция Пахомия Великого.

§ 3. «Против оригенистов» Шенуте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние александрийской философско-богословской традиции на формирование ранних памятников коптской монашеской литературы»

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в научный оборот был введен целый ряд литературных памятников и исторических данных, заставляющих по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений, существовавших в Египте Ш— VI вв. между городской эллинизированной грекоязычной культурой Александрии и сельской средой египетской хоры, где возникает монашеское движение. Речь идет об антагонизме различных национально-культурных сред, который на литературной почве выразился в противостоянии двух течений мысли: греческого монашества Нижнего Египта (Нитрия, Келлии, Скит), находящегося под прямым влиянием александрийской философско-богословской традиции, в первую очередь Оригена, и коптского монашества, географически* связанного преимущественно с удаленными от центра южными регионами. Однако- обнаружение в 40-х годах XX вв. вблизи Пахомиева монастыря гностической библиотеки Наг Хаммади, а также знакомство с корпусом из семи Посланий Антония Великого, сочинениями Павла Таммского, житием Афу, трактатом* Шенуте «Против оригенистов» показало, что развитие египетской аскетической традиции и с самого начала не было изолировано от александрийской мысли, и в дальнейшем соотносилось с идеологической политикой патриархата. Так, в исследованиях последнего времени ведется полемика вокруг вопроса о влиянии на ранние памятники коптской литературы сочинений выдающегося христианского мыслителя и создателя теоретической основы христианского аскетизма Оригена, который, однако, был осужден как еретик на поместном соборе в Александрии в 399-400 г. по инициативе патриарха Феофила. При этом до сих пор мы не имеем систематического исследования, посвященного судьбе наследия Оригена в монашеской традиции разных географических ареалов в разный период. Необходимость формирования целостного взгляда на данную проблему предполагает обзор имеющихся в нашем распоряжении, но до сих пор по большей части не переведенных на русский язык источников. Это и определяет актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Центральный источник исследования - корпус из семи Посланий Антония Великого - стал предметом изучения западной патрологической науки еще в начале 20 века, после публикаций В.Винстедта (1906) и Ж.Гаритга (1939). Наиболее исчерпывающий анализ текста Посланий принадлежит С.Рубенсону (1990), который впервые показал их связь с наследием. Оригена и тем самым* поставил под сомнение традиционную точку зрения о неучености коптского монашества, и его чуждости высокому спекулятивному богословию:

Среди исследователей, рассматривавших вопрос различия и взаимовлияния христианской литературной* традиции Нижнего и Верхнего Египта, следует прежде всего назвать Т.Орланди, которому, кроме прочего, принадлежит заслуга издания сочинений Павла Таммского и трактата« «Против оригенистов» Шенуте; а также М.Шеридана, М. Симонетти и А. Гийомона. Монография последнего, посвященная исследованию жизни» и творчества Евагрия, последователя Оригена, содержит подробные сведения по истории оригенизма в целом.

О влиянии'Оригена на египетское монашество писали в разное время Ж.Гаритт, Д.Дешоу, Е.Кларк, Г.Гулд, А.Грильмейер, В. Сестон, Ж.Рольданю, П. Луизье и другие. Кроме того, большой вклад в формирование современного взгляда на социальный контекст и историю развития, египетского христианства, коптского языка и литературы в их1 связи с Александрией внесли работы Б.Пирсона, Р.Бэгнелла, Е.Випшыцкой, А.Мартин.

Из отечественных исследователей рассматриваемыми проблемами зайиМались: А.Л.Хосроев, автор работ по истории александрийского христианства и переводов на русский язык текстов библиотеки Наг Хаммади и корпуса Пахомиана, а также В. Болотов, Б. Тураев, Г.Флоровский, А.Сидоров, В.Лурье, В.Саврей.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Диссертационная1 работа основана на привлечении малоизученных литературных источников, принадлежащих представителям коптского > монашества разных географических ареалов в период 1У-У вв. -источников, так или иначе связанных с именем Оригена. Методологический принцип диссертации составляет насколько возможно комплексный подход, учитывающий, помимо собственно литературных данных, имеющиеся на сегодняшний день сведения о христианизации» Египта, происхождении египетского монашества, его социально-культурном облике, его контактах с городской культурой? и александрийским5 патриархатом, проблеме его билингвальности. Принцип* обращения к культурно-историческим, реалиям, в которых создавался* и бытовал текст, с учетом личности его автора'и-читателей, а также фактора-цензуры, на наш взгляд, особенно необходим при работе с религиозной литературой.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования - установить, существует ли связь между зарождением оригинальной коптской литературы и александрийской богословско-философской традицией, в частности рассмотреть влияние сочинений выдающегося представителя александрийской школы Оригена на формирование ранних памятников, коптской аскетической литературы. Исследование имеет целью показать причины, по которым образ Оригена и восприятие его учения1 так или- иначе изменялись в трудах египетских подвижников, а также динамику этих изменений.

Задачи исследования, в соответствии с главной его целью, могут быть сформулированы следующим образом: выявить и представить факторы возможного проникновения александрийской литературы в коптскую среду (особенности христианизации Египта и роли в этом процессе эллинизированного иудейского элемента, контакты монахов с городской* культурой, уровень их образованности, знание греческого); осуществить, анализ общих тем, терминологии и экзегетических принципов в сочинениях представителей коптского монашества и в трудах Оригена; на примере анализируемых сочинений обосновать положение о достаточно широком распространении в* коптской- среде аллегорического принципа толкования библейского текста; проследить влияние антропоморфитских споров и последующего осуждения Оригена на трансформацию представлений о нем в литературе Верхнего Египта.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в*, отечественно» науке подробно рассмотрена проблема оригенизма на материале литературы коптского1 монашества. В работе предпринята попытка, используя данные последних зарубежных исследований, проследить судьбы оригенизма в различных монашеских кругах Египта IV- V вв. с привлечением-широкого культурно-исторического материала, а также малоизученных памятников. Так, в, диссертации представлен русский перевод корпуса из семи Посланий Антония'Великого, сочинения Павла Таммского «О келье», а также отрывков из сочинения Шенуте «Против оригенистов».

Таким образом, в ходе проведенного исследования- были получены следующие положения, выносимые на защиту: христианская ортодоксальная традиция в Египте, как и гностицизм, формируется в синкретичной культурной среде Александрии, под влияние^ неоплатонизма и эллинизированного иудаизма; христианизация Египта имеет исходным пунктом Александрию, что с самого начала предполагает распространение идей александрийского христианства, в частности, сочинений Оригена, что было возможно и в дальнейшем благодаря- достаточно тесным контактам коптского монашества с городской* культурой и носителями греческого языка; на сегодняшний день имеются» убедительные доказательства как подлинности посланий Антония! Великого, так и их прямой связи, с сочинениями'Оригена и Афанасия Александрийского; такие памятники коптской письменности, как Житие Афу и сочинения Павла Таммского, опровергают традиционное мнение о невысоком интеллектуальном уровне коптского монашества и свидетельствуют о существовании на севере Египта вполне самостоятельной традиции, чьи носители были знакомы с учением-Оригена и. полемизировали с ним в отношении учения об образе; антиоригенистская полемика сравнительно поздних источников V в., к которым^ относятся Житие Пахомия и сочинения? Шенуте, явилась следствием* лояльности к идеологическим, установкам' александрийского^ патриархата и не отражает реалий IV в. Актуальность этой полемики косвенно свидетельствует о бытовании идей и сочинений Оригена в монашеской среде в данный период, а характер полемики — о значительном расхождении содержания понятия «оригенизм» с учением самого Оригена.

Теоретическая и практическая< значимость работы. Теоретические и методологические результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения литературы и культуры Египта эпохи позднего эллинизма^ Материалы, представленные в диссертации, могут также служить теоретико-методологической основой* для разработки и чтения курсов1 по истории и литературе раннего христианства, патрологии в светских и духовных учебных заведениях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ковалец, Анна Сергеевна

Заключение

Как мы убедились, коптское монашество 1У-У вв., основываясь, казалось бы, на единой и уже достаточно разработанной философско-богословской схеме, тем не менее не выглядит однородным и непротиворечивым; образованием. И наиболее ярко имеющиеся противоречия; проявляются, несомненно; в литературном процессе: Как было показано, именно анализ письменных памятников; составляющих наследие' египетской аскетической традиции, может дать ключ к пониманию таких сложных культурно-исторических процессов; как христианизация Египта, взаимоотношения различных этнических групп и религиозных общностей.

Христианская ортодоксальная традиция; в, Египте, как и гностицизм, формируется в синкретичной культурной среде Александрии, под влиянием- неоплатонизма; стоицизма. и эллинизированного иудаизма: Именно Александрия явилась отправной точкой процесса христианизации Египта; что с самого; начала? предполагало распространение идей именно александрийского» христианства, выраженных, в частности;, в сочинениях Филона и Климента Александрийских и Оригена. Это распространение было возможным и в дальнейшем; благодаря достаточно тесным контактам коптского монашества с: городской- культурой и носителями греческого языка, что подтверждается приведенными в работе историческими? данными.

Эти данные,, в частности, ставят под сомнение господствующее вплоть до; последних десятилетий в науке мнение о том, что сочинения Оригена были неизвестны в среде египетского монашества вплоть до Евагрия и Долгих Братьев, и что необходимо строго различать александрийское христианство и христианство «деревенской» коптской культуры, представителями которой были виднейшие лидеры египетского монашества - Антоний, Пахомий, Макарий Египетский и другие. Мы постарались показать, что неученый коптский монах - это больше литературный образ, порожденный грекоязычной традицией, нежели историческая реалия.

Такие памятники коптской письменности, как Житие блаженного Афу и сочинения Павла Таммского, опровергают традиционное мнение о невысоком интеллектуальном уровне коптского монашества и свидетельствуют о существовании на севере Египта вполне самостоятельной традиции, знакомой с учением Оригена и полемизирующей с ним в отношении учения об образе.

Нами было показано, что литературные источники, традиционно используемые для формирования культурно-исторического образа коптского монашества - апофтегмы, пахомианская литература и наследие Шенуте, - находятся в зависимости от «генеральной линии» александрийского патриархата и не всегда отражают объективное положение дел и состояние умов. Антиоригенистская полемика таких сравнительно поздних источников V в., как Житие Пахомия и сочинения Шенуте, явилась следствием «охлаждения» к Оригену церковной элиты и не отражает реалий IV в. В то же время существование этой полемики косвенно свидетельствует о бытовании идей и сочинений Оригена в монашеской среде в данный период, а ее характер - о значительном расхождении содержания понятия «оригенизм» с учением самого Оригена. Это расхождение отчетливо просматривается в сочинении Шенуте «Против оригенистов».

Представляется, именно по причине антиоригенистской кампании , начавшейся на рубеже 4-5 вв., в нашем распоряжении сегодня нет прямых данных для оценки того, насколько интенсивно распространялись концепции александрийской школы в среде коптского монашества. К числу косвенных свидетельств мы в первую очередь относим родство этих концепций с корпусом из семи посланий Антония

Великого - родоначальника христианского аскетизма и духовного отца всего египетского монашества. Как подлинность этого памятника, так и его прямая связь с содержанием и терминологическими особенностями сочинений Климента Александрийского и Оригена на сегодняшний день почти не оставляет сомнений. Одновременно нами было показано, что текст семи Посланий несет в себе отчетливые следы знакомства Антония с Афанасием Александрийским и его христологическим учением, изложенным в таких сочинениях, как «Слово на язычников» и «Слово о воплощении.»

Влияние экзегетических принципов и терминологии Оригена прослеживается также в сочинениях представителей монашеской среды Нижнего Египта, в частности в сочинении Павла Таммского «О келии», и далее, вплоть до конца VI в., когда мы встречаемся с этим влиянием в гомилиях Руфа Шотепского на книги Нового Завета.

При дальнейшем анализе поставленная нами проблема выходит за рамки литературоведения и играет важнейшую роль в рассмотрении таких вопросов, как взаимоотношение ереси и ортодоксии, гнозиса и гностицизма, догматического и политического факторов в эпоху позднего эллинизма и становления христианства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ковалец, Анна Сергеевна, 2008 год

1. Афанасий Великий. Творения, т. 1, 3. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. (репринт: Св.-Троицкая Серигиева Лавра, 1902).

2. Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения. Пер. с др.-греч., вступ. Статья и комм. А.И.Сидорова. М.: Мартис, 1994.

3. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: изд-во ПСТГУ, 2001.

4. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. и комм. А.И.Еланской. СПб., 1993.

5. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892 (репринт: Св.-Троицкая Сергеева Лавра, 1993).

6. Климент Александрийский. Строматы. В 3-х т. СПб: Изд-во Олега Абышко, 2003.

7. Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2007.

8. Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Клин: Христианская жизнь, 2001.

9. Послания преподобного Антония Великого // Христианское чтение, 1826 г. Т.22-23; 1828. Т.31-32; 1829.T.33-36.

10. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.

11. Созомен. Церковная история. СПб., 1851.

12. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М.: ГЛК, 2000.

13. Хосроев А.Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб.: Изд-во Санкт-Петербергского института истории РАН «Нестор-История», 2004.

14. Amélineau Е. Monuments pour servir à l'histoire de Г Egypt chrétienne au 4 s. Paris, 1889.

15. Apophthegmata partum. PG 65, 75-440. Русский перевод: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репринт с: Париж, 1965).

16. Bartelink G. J. M. Athanase d'Alexandrie. Vie d'Antoine. Introduction, text critique, traduction, notes et index. // SC 400. Paris, 1994.

17. Bousset W. Apophtegmata. Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tübingen, 1923.

18. Chitty D.J. The Letters of Saint Antony the Great. Trans, with an Introduction by D.J.Chitty. Oxford, SLG Press, 1995.

19. Clemens Alexandrinus. Hrsg.von O.Stählin. Bd. I, Lpz., J.C.Hinrichs che Buchhandlung, 1936; Bd.2 В., Akad.- Verlag, 1960; Bd. 3, В., Akad.- Verlag, 1980.

20. Draguet R. La vie primitive de S.Antoine conservée en syraque. Discussion et traduction par Draguet R. // CSCO, v. 418. Scriptores Syri, t. 184. Louvain, 1980.

21. S.Antonii M. Abbatis Epistolae. / PG 40, 999C-1119C.

22. Festugière A. Histoire des moines en Egypte. Bruxelles, 1971.

23. Garitte G. Lettres de s.Antoine. Version géorgienne et fragments coptes. Louvain, Imprimerie Orientaliste L.Durbecq, 1955 (CSCO, 148-149).

24. Garitte G. Une lettre grecque attribuée à s.Antoine. // Museon, 55, 1942.

25. Garitte G. Lettres de s.Antoine. Version géorgienne et fragments coptes td. Par Gerard Garitte. // CSCO, 148. Louvain, Imprimerie Orientaliste L.Durbecq, 1955.

26. Garitte G. S.Antonii Vitae versio sahidica. // CSCO 117-118. Louvain, 1949.

27. Heussi K. Der Ursprung des Mönchtums. Tübingen, 1936.

28. Janssens Y. Les leçons de Silvanos // Bibliothèque Copte de Nag Hammadi, textes 13, Québec 1983 (Nag Hammadi Codex VII, 4).

29. Jean Cassien. Conférences I, II, III. (SC 42, 54, 64), Paris 1955, 1958, 1964.

30. Lefort L.T. Oevres de S. Pachôme et de ses disciples CSCO, 159-160., Louvain 1956.

31. Nau F. La version syriaque de la premiere lettre de saint Antoine. // ROC, 14,1909.

32. Origène. Traité des principes. T. 4 (livres III et IV). Commentaire et fragments par H.Crouzel et M.Simonetti. SC, 269. Paris, Les éditions du Cerf, 1980

33. Origène. Homélies sur la Genèse. SC, 7 bis. Paris, Les éditions du Cerf, 1985.

34. Origène. Homélies sur la Cantique des cantiques. SC, 37 bis. Paris, Les éditions du Cerf, 1966.

35. Origène. Homélies sur l'Exode. SC, 321. Paris, Les éditions du Cerf, 1985.

36. Orlandi T. Schenute contra Origenistas. Roma, 1985.

37. Quecke H. Die Briefe Pachoms, Griechischer Text der Handschrift W.145der Chester Beatty Library. Anhang: die koptischen Fragmente und Zitate, Textus Patristici et Liturgici, 11., Regensburg 1975.

38. Paolo di Tamma: Opere. Introduzione, Testo, Traduzione e Concordanze a cura di T.Orlandi, Roma 1988.

39. Philon Les oeuvres de Philion d'Alexandrie, publiées sous le patronage de l'Université de Lyon, par R.Arnaldez, J.Pouilloux, C.Mondésert. P., 196162.

40. Quatre ermites égyptiens d'après les fragments coptes de l'histoire Lausiaque // Spiritualité orientale 60, Abbaye de Bellefontaine, 1994.

41. Rossi F., Trascrizione di tre manoscritti copti del Museo Egizio di Torino, in Memorie délia Reale Accademia delle Scienze di Torino, 11.37 (1885).

42. Rubenson S. Der vierte Antoniusbrief und die Frage nach der Echtheit und Originalsprache der Antoniusbriefe. // Oriens Christianus, 73,1989

43. Winstedt. The original text of one of St. Antony's letters (Coptic text of the seventh letter). //Journal of theological studies, 7,1906.

44. Apophthegmata Patrum. PG 40, cols. 997-1000, 999-1019. Paris, 1863.1. Исследования

45. Лурье В. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000.

46. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006.

47. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998.

48. У истоков культуры святости: памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М.: Паломник, 2002.

49. Флоровский Георгий, прот. Антропоморфиты египетской пустыни // Догмат и история. М., Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998.

50. Хосроев А.Л. Александрийское христианство: по данным текстов из Наг Хаммади». М., Наука, 1991.

51. Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте. М.: Присцельс, 1997.

52. Amélineau Е. Etudes sur s. Pakhôme et le cénobitisme primitif dans la haute Egypte d'après les monuments Coptes. Paris, 1888.

53. Bagnal R.S. Egypt in Late Antiquity. Princeton, Princeton Univ. Press, 1993.

54. Bardy G. La question des langues dans l'Eglise ancienne, I, Paris 1948. CSCO 159 / Copt.23; 160/ Copt. 24. Lefort, Louvain, 1956,1.

55. Barnes T.D. Angel of Light or Mystic Initiate? The Problem of the Life of Antony. // Journal of Theological Studie, v. 37,1986.

56. Bartelink G.J.M. Les rapports entre le monachisme égyptien et l'épiscopat d'Alexandrie (jusqu'en 450) // Alexandrina, P., 1987. P. 365-379.

57. Bauer W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1971.

58. Baumeister T. Die Menalität des frühen ägyptischen Mönchtums. Zur Frage der Ursprünge des christlichen Mönchtums // Zeitschrift für Kirchengeschichte 88 (1977). Pp. 145-160.

59. Bell H.I. Egypt from Alexander the Great to the arab conquest. Oxford, Clarendon Press, 1948.

60. Bell H.I. Juden und Griechen im Römischen Alexandria. Eine Historishe Skizze des alexandrinischen antisemitismus. Leipzig, J.C. Hinrichs'sche buchhandlung, 1926.

61. Bettencourt S.T. Doctrina ascetica origenis. Studia Anselmiana 16, 1945.

62. Borgen P. Philo of Alexandria, an Exegete for His Time. Leiden, NY, Köln, 1997.

63. Bouyer Vgl.L. La vie de S.Antoine. Essai sur la spiritualité du monachisme primitif. Saint Wandrille, 1950.

64. Camplani A. Did Athanasius know Antony? A response to Leslie D. Barnard. // Христианский Восток 1(7), 1999.

65. Chadwick H. The Sentences of Sextus: A Contribution to the History of Early Christian Ethics. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1959.

66. Chadwick О. John Cassian. A Study in Primitive Monasticism. Cambridge, 1950.

67. Chitty D.J. The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxford, Basil Blackwell, 1966.

68. Clark E.A. The Origenist Controversy. The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton, 1992.

69. Тне Coptic Encyclopedia / Atiya, Aziz S. (ed.). Vols.1-8. New York, 1991.

70. Couilleau G. L' "alliance" aux origines du monachisme egiptien. // Collectanea Cisterciensia, 39,1977.

71. Courcelle P. Connais-toi toi-meme de Socrate a saint Bernard. T.l. Paris, Etudes Augustiniennes, 1974.

72. Crouzel H. Théologie de l'image de Dieu chez Origène, Paris 1955.

73. Daniélou J. Origène. 1948.

74. Dechow J. Dogma and Musticism in Early Christianity. Epiphanius of Cyprus and the Legacy of Origen. Univ. of Pennsylvania, 1975.

75. Desprez V. Saint Antoine et les debuts de l'anachorese. // Lettre de l'Abbaye Saint Martin de Liguge 237-238,1986.

76. Dillon J. Middle Platonists (80 B.C. to A.D. 220). Ithaca, N.Y., 1977.

77. Dörris H. Wort und Stunde. Vol. 1, h. 145-224. Güttingen, 1966

78. Dörris H. Die Vita Antonii als Geschichtquelle. // Nachrichten der Academie der Wissenschaften zu Göttingen. Göttingen, 1949.

79. Drioton E. La Discussion d'un moine anthropomorphite audien avec lei

80. Patriarche Théophile d'Alexandrie en l'année 399 // Revue de l'Orient Chrétien. Deuxième série, X (XX). 1915-1917, pp.92-100,113-128.

81. Goehring J.E. New Frontiers in Pachomian Studies // The roots of egyptian Christianity. Philadelfia, 1986.

82. Goehring J. Robinson J.M. Christian Roots in Egypt. Fortress Press, Philadelphie, 1985.

83. Goehring J.E. Pachomius' Vision of Heresy: the Development of a Pachomian Tradition // Le Muséon 95 (1982). Pp.241-262.

84. Gould G. The Desert Fathers on Monastic Community. Oxford, 1993.

85. Gould G. The Influence of Origen on fourth-century Monasticism // Origeniana Sexta. Actes du Colloquium Origenianum Sextum. Chantilly, 30 août 3 septembre 1993. Leuven, University Press, 1995. Pp. 591-598.

86. Gould G. Recent Work on Monastic Origins; a consideration of the Questions Raised by Samuel Rubenson's The Letters of St. Antony. // Studia Patristica, v. 25,1993.

87. Griggs C.W. Early Egyptian Christianity. From its Origins to 451. // Coptic Studies, 2. C.E.Leiden, Brill, 1990.

88. Grillmeier A. La "Peste d'Origène". Soucis du patriarche d'Alexandrie dus à l'apparition d'origénistes en Haute Égypte (444-451) // Alexandrina, P., 1987. P. 221-237.

89. Guillaumont A. Gnose et monachisme: Gnosticisme et monde hellénistique. Actes du Colloque de Louvain-la-Neuve (11-14 mars 1980) (Louvain-la-Neuve 1982) 301/10. Там же: Leloir L. Infiltrations dualistes chez les Pères du désert (326/336).

90. Guillaumont A. Le dépaysement comme forme d'ascèse dans le monachisme ancien, AEPHE.R 84 (1976-77).

91. Guillaumont A. Les «Kephalaia gnostica» d'Evagre le Pontique et l'histoire de l'origenisme chez les grecs et les syriens». Patristica Sorbonensia 5, Editios du Seuil, Paris 1962.

92. Guillaumont C.A. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. (Spiritualité Orientale 30). Abbaye de Bellefonlaine, 1979.

93. Hedrick W. Gnostic proclivities in the Greek Life of Pachomius and the Sitz im Leben of the Nag Hammadi library: Novum Testamentum 22 (1980) 78-94

94. Hertling L. Antonius der Einsiedler. // Forschungen zur Geschichte des innenkirchlichen Lebens, Hft. 1. Innsbruck, 1929.

95. Janssens Y. Les leçons de Silvanos et le monachisme // Colloque International sur les textes de Nag Hammadi, ed. B Barc, Bibliothèque Copte de Nag Hammadi, Études 1, Québec 1981, S. 352-361.

96. Kleina F. Antonius und Ammonas. Eine Untersuchung über Herkunft und Eigenart der ältesten Monchsbriefe. // Zeitschrift fur katholische Theologie, 62,1938.

97. Lehaut A. Anthropomorphites // DHGE 3 (1924), Paris, 1924. Pp. 535537.

98. Leipoldt J.Griechische Philosophie und Frühchristliche Askese, Berlin 1961.

99. Leipoldt J. Schenute von Atripe und die Entstehung des national ägyptischen Christentums // Texte und Untersuchungen 25/1. Leipzig, 1904.

100. Leloir L. Infiltrations dualistes chez les peres du desert // Actes du Colloque de Louvain-la-Neuve (11-14 mars 1980) (Louvain-la-Neuve 1982).

101. Louth A. St. Athanasius and the greek Life of Antony. // Journal of Theological Studies, v. 39,1988.

102. Luisier P. Autour d'un livre recent et des lettres de saint Antoine. // . Orientalia christiana periodica, 61,1995.

103. Mack B. Philo Judaeus and Exegetical Traditions in Alexandria // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. II 21,1 (1984), pp. 554-586.F

104. Martin A. Aux origins de l'Eglise copte: l'implantation et le développement du Christianisme en Egypte (I-IV siècles) // Revue des études anciennes 83 (1981), pp. 35-56.r

105. Martin A. L'Eglise et la khora égyptienne au IV siècle // Revue des etudes augustiniennes 25 (1979)/

106. Marx M.J. Incessant prayer in the Vita Antonii // Antonius Magnus Eremita 356-1956, cura Basilii Steidle OSB (Roma, 1956).

107. Matta el-Maskine. Saint Antoine ascete selon l'Evangile // Spiritualité orientale 57. Abbaye de Bellefontaine,1993.

108. McGuckin A. Christian Ascetism and the Early School of Alexandria // Monks, Hermits and the Ascetic Tradition. Ed. By W.J. Sheils. Oxford, 1985.

109. Myszor W. Nag Hammadi: Gnosis und Monchtum. // Vox Patrum, 10, 1990.

110. Myszor W. Antonius-Briefe und Nag-Hammadi-Texte // Jahrbuch fur Antike und Christentum, 32, 1989.

111. Orlandi T. Coptic literature. // The roots of egyptian Christianity. -Philadelfia, 1986.

112. Orlandi T. A Catechesis against Apocryphal texts by Shenute and the Gnostic Texts of Nag Hammadi // Harvard Theological Review 75 (1982). p. 85-95.

113. Orlandi T. Letteratura copta e cristianesimo nazionale egiziano // L'Egitto Christiano. Aspetti e problemi in età tardo-anlica. Institutum Patristicum Augustinianum, Roma, 1997.

114. Pearson B.A. Gnosticism, Judaism and Egyptian Christianity. -Minneapolis, Fortress Press, 1990.Pearson, B.A. and Goehring, J.E., eds. The Roots of Egyptian Christianity. SAC. Philadelphia: Fortress, 1986.

115. Pearson, B.A. "Christians and Jews in First-Century Alexandria." HTR 79 (1984): 206-216.

116. Pearson, B.A. "The Jewish Community in First-Century Alexandria and Christian Origins in Egypt." Coptologia 5 (1984): 23-34.

117. Pearson, B.A. Earliest Christianity in Egypt: Some Observations. OPIAC, ed., C.N. Jefford, no. 7. Claremont: IAC, 1986.

118. Radice R. Platonismo e Creazionismo in Filone di Alessandria. Milano, 1989.

119. Reitzenstein R. Historia Monachorum und Historia Lausiaca. Göttingen, 1916.

120. Reitzenstein R. Das Athanasius Werk über das Leben des Antonius. Ein philologisher Beitrag zur Geschichte des Monchtums. Heidelberg, 1914.

121. Ritter A.M. De Polycarpe à Clément: aux origines d'Alexandrie chrétienne // Alexandrina, P., 1987.

122. Roberts C.H. Manuscript, Society and Belief in Early Christian Egypy. Oxford, 1979.

123. Robinson T. A. The Bauer Thesis Examined: The Geography of Heresy inithe Early Christian Church. Lewiston / Queenston: Edwin Mellen, 1988.

124. Robinson T.A. The Nag Hammadi Codices, Cleremont, 1974.

125. Roldanus J. Origene, Antoine et Athanase; leur interconnexion dans la Vie et les Lettres. // Studia Patristica, v. 26,1993.

126. Rubenson S. The Letters of St. Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, Univ. Press, 1990.I

127. Rubenson S. St. Antony, "The First Real Coptic Author"? // Actes du IV-e congres copte (5 -10 septembre 1988, Louvaine-la-Neuvej. Louvain-lai1. Neuve, 1992.

128. Rubenson S. The Arabie version of the Letters of S. Antohy. // Actes du deuxième congrès international'd'études arabes chrétiennes. OCA 226 (1986j. Saint Antoine: Lettres (Traduction par les Moines du Mont des Cats). //

129. Spiritualité orientale 19. Begrolles-en-Mauges, France: Abbey of1. Bellefontaine, 1976.

130. Säve-Söderberg T. Holy Scriptures or Apostolic Documentation? The Sitz im Leben of the Nag Hammadi Library // Nag Hammadi Studies, 7, Leyde, 1975, p. 9-17.

131. Schneemelcher W. Erwägungen zu dem Ursprung des Mönchtums in , Aegypten // Christentum am Nil, ed. Klaus Wessel Aurel Bongers, Recklinghausen 1964, pp. 131-141.

132. Schölten C. Die Nag Hammadi-Texte als Buchbesitz der Pachomianer // JAC 31 (1988), S. 144-172.f

133. Sheridan M. Mondo spirituale e intellecttuale del primo monachesimo egiziano. L'Egitto Christiano // Aspetti e problemi in età tardo-antica. Institutum Patristicum Augustinianum, Roma, 1997.

134. Simonetti M. Teologia e cristologia nell'Egitto cristiano // Letteratura copta e cristianesimo nazionale egiziano // L'Egitto Christiano. Aspetti e problemi in età tardo-antica. Institutum Patristicum Augustinianum, Roma, 1997, p. 11-38.

135. Starobinski-Safran E. La communauté juive d'Alexandrie à l'époque de Philon // Alexandrina, P., 1987.

136. Stroumsa G. Ascèse et gnose. Aux origines de la spiritualité monastique // Revue Thomiste 81 (1981), pp. 557-73.

137. Timbie J. Dualism and the Concept of Orthodoxy in the Thought of the Monks of Upper Egypt. Diss. Univ. of Pennsylvania 1979.

138. Theiler W. Philo von Alexandria und der Beginn des kaiserzeitlichen platonismus / Untersuchungen zur antiken Literatur. Berlin, 1970. S. 484-501.

139. Thompson H., Dioscorus and Shenoute // Recueil d'études égyptologiques dédiées à la mémoire de J.-Fr. Champollion, à l'occasion du centenaire de la lettre à M.Dacier, Bibliothèque de l'École des Hautes Études 234, Paris 1922, p.367-376.

140. Tobin Th. The Creation of Man: Philo and the History of Interpretation. Washington, 1983.

141. Veilleux A. Monasticism and Gnosis in Egypt. // The roots of egyptian Christianity. Philadelfia, 1986.

142. Völker W. Das Vollkommenheitsideal des Origens. Tübingen, 1931.

143. Völker W. Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, 1952.

144. Weinreich U. Languages in Contact. New York, Mouton, 1953.

145. Wipszycka E. Les confréries dans la vie religieuse de l'Egypte chrétienne. // Proceedings of the 12-th International Congress of Papyrology. Ed. By D.H.Samuel. Toronto, A.M.Hakkert Ltd., 1970.

146. Wipszycka E. La christianisation de l'Egypte aux IV-e VI-e siecles. Aspects sociaux et ethniques. // Aegyptus, 68,1988.

147. Wipszycka E. Le monachisme égyptien et les villes // TMCB 12 (1994) 1-44. Etudes sur le christianisme dans l'Egypte de l'antiquité tardive. Roma, Institutum Patristicum Augustinianum, 1996, 281/336.

148. Wisse F. Die Sextus-Spruche und das Problem der gnostischen Ethik // Zum Hellenismus in den Schriften von Nag Hammadi. Ed. A.Böhlig and F. Wisse; GOF 6/6; Wiesbaden: Harrassowitz, 1975.

149. Wisse F. Gnosticism and Early Monasticism in Egypt // Gnosis. Festschrift für Hans Jonas. Göttingen, 1978, p. 431-440.

150. Youtie H.C. Because They do not Know Letters. // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik, 19,1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.