Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Будехин, Сергей Юрьевич

  • Будехин, Сергей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 314
Будехин, Сергей Юрьевич. Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2018. 314 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Будехин, Сергей Юрьевич

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Жанровое своеобразие ренессансной трагедии мести

1.1. Предпосылки появления «кровавой» трагедии. Культурно-исторический контекст и эстетико-философская основа жанра

1.2. «Трагедии долга» и «трагедии злодейства» в системе драм мести...40 -

1.3. Пьеса Т. Мидлтона и У. Роули «Оборотень» как «трагедия порока»

ГЛАВА 2. Литературная готика и английский театр рубежа XVШ-XIX

вв

2.1. Эстетико-философская основа литературной готики

2.2. Готический роман и драма. «Роман в лесу» А. Рэдклиф и «Фонтенвилльский лес» Дж. Боудена

2.3. Готическая драма и её сценическое воплощение в георгианском театре

ГЛАВА 3. Готическая драма рубежа XVПI-XIX вв. как философско-эстетический наследник кровавых трагедий мести

3.1. «Таинственная мать» Х. Уолпола как первая оригинальная готическая драма

3.2. Особенности художественного мира готической драмы М. Г. Льюиса «Призрак замка»

3.3. Мотивы мести и безумия в готической драме Ч. Р. Метьюрина «Бертрам»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ (ТОМ 2)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние английской трагедии мести на готическую драматургию»

Введение

Настоящее диссертационное исследование посвящено теме влияния английской ренессансной трагедии мести на готическую драматургию рубежа XVIII-XIX вв. Рассматривая готические драмы и пьесы У. Шекспира и драматургов-современников Шекспира, работы зарубежных и отечественных исследователей английской литературы, разнообразные критические литературоведческие и театроведческие отзывы, исследуя исторический и культурный контекст двух эпох (рубежа XVI-XVII вв. и XVIII-XIX вв.), мы ставим перед собой цель проследить генезис готической драмы, эволюцию указанных драматических жанров. Для реализации поставленных задач в диссертации были установлены и проанализированы переклички на разных художественных уровнях (мотивном, тематическом, композиционном, сюжетном) между готическими драмами и трагедиями мести. Опираясь на опыт исторической поэтики, мы выявили не только сходства готической драмы и трагедии мести, но также показали различия между этими жанрами, обусловленные в том числе переходом от поэтики эйдетической к поэтике художественной модальности. Систематизация материалов наиболее авторитетных исследований, посвященных этим двум драматическим явлениям, а также детальный анализ выбранных произведений станут в работе одними из способов решения обозначенной проблемы.

Обоснование выбора темы. Известный английский поэт-романтик, философ и критик С.Т. Кольридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834) в своем обширном труде «Biographia Literaria» (1817), посвященном рассмотрению разнообразных проблем культуры, литературы и религии, в числе прочего обратился к критическому анализу такого литературного явления, как готическая драма. В качестве яркого образца готической драмы он выбрал пьесу Ч.Р. Метьюрина (Charles Robert Maturin, 1782-1824) «Бертрам» (Bertram; or, The Castle of St. Aldobrand, 1813). Будучи на момент создания книги человеком крайне религиозным и нетерпимым к присутствию в литературе

макабрических мотивов, которые, как он полагал, «идеализируют порочность», Кольридж счел готическую драму печальным доказательством испорченности общественного мнения, «опасным» жанром литературы, ставящим греховность и эмоциональную безудержность во главу своей эстетической направленности. Такое отношение Кольриджа к готике присутствует также в его известной поэме «Кристабель» (1800), в центре сюжета которой стоит образ неизвестной и чарующей своей таинственностью девушки Джеральдины. Ее появление в замке отца главной героини нарушает там привычный порядок вещей. Кольридж недвусмысленно наделяет образ Джеральдины мистическими чертами (особенно характерен ее змеиный взгляд), давая понять читателю, что проникновение Джеральдины в тихий и наивный мир Кристабель будет иметь такие же разрушительные последствия, как и проникновение «опасной» готической эстетики в почву английской литературы. Эта поэма отражает взгляд Кольриджа на готическую литературу. Кроме того, известно, что он с ярко выраженной негативной коннотацией отзывался о готической драме как о «современной яковианской трагедии»1, отчетливо указывая на наследственный характер ее эстетики по отношению к группе трагедий мести, получивших особую популярность в лондонских театрах эпохи правления короля Якова I (James I, правил с 1603 по 1625).

Под созвучием эстетики этих драматических явлений, принадлежащих к двум историческим периодам, значительно отдаленным друг от друга по времени, скрывается нечто большее, чем простое желание авторов играть на низменных чувствах, страхах и вкусе публики к созерцанию кровавых зрелищ. Для подтверждения этой мысли необходимо обратиться к исследованиям философов эпохи предромантизма. Одно из первых теоретических обоснований влияния эстетики ренессансных драм на готику есть в известном трактате одного из наиболее значительных мыслителей эпохи предромантизма Эдмунда Бёрка (Edmund Burke, 1729-1797) - «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (Philosophical

1 Coleridge S.T. Biographia Literaria. Fairford, 2007. P. 221.

л

Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful, 1757) . Согласно Бёрку, самой яркой тенденцией английского предромантизма становится «поэтизация» искусства и жизни, вобравшая в себя такие художественные проявления, как «готицизм», «ориентализм», «оссианизм», «шекспиризация». Под последним термином понимается процесс возрастания особого интереса к творческому наследию Шекспира. Кроме того, «шекспиризацию» можно рассматривать как процесс включения в культурный контекст конкретной эпохи шекспировских тем, образов, сюжетов и мотивов, а также жанровых смешений. Принимая во внимание существование такой тенденции в рамках предромантической литературы, мы высказываем мысль о невозможности полноценного анализа готических романов и драм в отрыве от тех характерных сюжетов, тем и мотивов, которые составляли эстетическое ядро культурной и театральной жизни елизаветинской эпохи. Другими словами, факт влияния ренессансной трагедии мести (как неотъемлемой части творчества Шекспира и его драматургов-современников) на готическую драму (как на литературное явление, входящее в рамки предромантической литературы) косвенно подтверждается не только критическим отзывом С.Т. Кольриджа, но и фундаментальным исследованием Бёрка, вышедшим в свет еще в 1757 году. Это, в свою очередь, позволяет подойти к изучению характера и степени указанного влияния с научной точки зрения.

Актуальность диссертации определяется возрастающим научным интересом к проблеме популярности в рамках массовой культуры литературных и кинематографических жанров (например, хоррор, триллер, детектив, истории о вампирах и т.д.), унаследовавших элементы художественного мира и эстетики готической литературы. Об интересе со стороны западных исследователей английской литературы к готической драме говорит тот факт, что за последние двадцать лет в зарубежном литературоведении появилось достаточное количество фундаментальных работ, посвященных этому драматургическому явлению и его месту в системе

2 Бёрк Э. Философское исследование наших идей Возвышенного и Прекрасного. М., 1979. 237 с.

эстетики предромантизма. Наиболее интересными и заслуживающими внимания, на наш взгляд, являются труды Джеффри Кокса3 (Jeffrey Cox), Паулы Бэкшайдер4 (Paula Backscheider) и Майкла Геймера5 (Michael Gamer), в которых авторы приводят тексты и сведения об истории театральных постановок ряда ранее неизданных и малоизвестных готических драм, устанавливая их родство с литературными памятниками ближайшего исторического контекста (романтическими поэмами и готическими романами). В ряду важных аспектов, сформировавших жанр готической драмы, Дж. Кокс отмечает стремление драматургов к возрождению традиций и ключевых мотивов, имевших место в известных пьесах английского ренессансного театра эпох правления Елизаветы I и Якова I. Истоки жанра готической драмы можно проследить, обратившись к рассмотрению как драматических произведений ближайшего исторического контекста (например, драма Хоума «Дуглас» («Douglas», 1756), так и произведений, значительно удаленных во времени (например, ренессансные кровавые трагедии мести). Помимо этого, исследователь говорит о попытках авторов внедрить в художественный мир готических драм черты немецких пьес периода «Бури и натиска».

Кроме того, в системе актуальных проблем современного литературоведения одно из ключевых мест занимает исследование литературно-художественных явлений, находящихся на стыке разных культурно-исторических периодов. К числу таких явлений относятся ренессансная трагедия мести, отразившая в своей эстетике усиление маньеристских настроений и получившая особую популярность в театрах елизаветинской и яковианской эпох, а также готическая драма, расцвет которой в Англии был связан с кризисом идей Просвещения и зарождением новых философско-эстетических принципов. Философская мысль XX века неоднократно обращала свое внимание на пограничные явления литературы и культуры в целом. К этой проблеме обращались М. Фуко («идея маргинальных

3 Cox J. N. Seven Gothic Dramas, 17S9-1S25. Ohio University Press, 1992. 425 p.

4 Backscheider P. Spectacular Politics. Theatrical Power and Mass Culture in Early Modern England. Baltimore, 1993. 335 p.

5 Gamer M. Romanticism and the Gothic: Genre, Reception, and the Canon Formation. Cambridge, 2000. 255 p.

пограничных явлений»), Ю.М. Лотман («теория культурного взрыва»), М.М. Бахтин («закон границ и переходов») и многие другие. В их работах «граница» рассматривается как философское понятие, тесно связанное с рубежными событиями, сменой социокультурных парадигм и маргинальными явлениями в культуре.

В частности, актуальность исследования указанных выше пограничных явлений подтверждается особым подходом М.М. Бахтина к рассмотрению специфики гуманитарного познания. Введенное Бахтиным понятие «бытие на границе»6 есть особая реальность, существующая в открытости сторон друг другу. По Бахтину внутренней территории у культуры нет: она вся расположена на стыках, а специфика «границы» подразумевает необходимость диалога. Он является способом существования в мире культуры, а так как в таком диалоге нельзя сказать последнего слова, он всегда остается незавершенным. Таким образом, граница становится местом осуществления «со-бытия» различных мировоззренческих доминант, их взаимоперехода и рождения нового смысла. Рассмотренные далее в работе образцы готических драм и ренессансных трагедий мести, непосредственно относящиеся к пограничным явлениям культуры, в полной мере обнаружат в своем художественном мире синтез различных эстетических и мировоззренческих парадигм.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить готическую драму, рассматриваемую в контексте наступающей эпохи романтизма, как эстетического наследника ренессансной драмы мести.

Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать корпус трагедий мести, получивших признание публики лондонских театров в период с 1585 по 1625 гг. Проследить через обращение к трагедиям Т. Кида, У. Шекспира, Д. Уэбстера, Т. Мидлтона и У. Роули эволюцию основных мотивов и тем кровавой трагедии, обусловленных как развитием индивидуальных авторских предпочтений, так и более

6 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 312.

значительными метаморфозами в историческом, социальном и культурном контекстах;

- в контексте перехода от эйдетической поэтики к неклассической показать постепенное освобождение кровавой трагедии от жанрового канона;

- рассмотреть трансформацию морального облика героя-мстителя, обратившись к поэтапному хронологическому анализу трагедий мести;

- доказать стремление драматургов рубежа ХУШ-Х1Х вв. к возрождению традиций и ключевых мотивов, имевших место в известных пьесах английского ренессансного театра эпох правления Елизаветы I и Якова I;

- проследить этапы формирования в рамках английского георгианского театра вкуса к макабрической эстетике, ставшей одной из причин популярности готических драм;

- проанализировать ряд драматических адаптаций готических романов и оригинальных готических драм. Установить, какое место в сюжете этих драм занимают характерные для кровавых трагедий Возрождения темы и мотивы (в частности, мотивы мести, безумия, кровосмешения, братоубийства), а также сверхъестественные и мистические элементы.

- сопоставив результаты анализа указанных готических драм и трагедий мести, резюмировать ряд характерных особенностей поэтики и эстетики рассматриваемых драматических явлений, выявить наиболее значительные переклички между художественными системами английской трагедии мести и готической драмы;

- показать жанровую новизну готической драмы.

Степень разработанности проблемы. Изучению творческого наследия драматургов эпохи Шекспира посвящено огромное количество исследовательских работ - как в англоязычном, так и в отечественном литературоведении. Обратившись к историческому и культурному контекстам эпохи, в которую жил и творил У. Шекспир, а также уделяя особое внимание произведениям драматургов современников Шекспира, формирующим литературный контекст рассматриваемой эпохи, исследователи получают

возможность разобраться в особенностях эволюции литературных и театральных тенденций эпохи Возрождения, проследить их влияние на литературу последующих веков.

При внимательном рассмотрении ключевых противоречий, которые возникали в культурной и политической жизни английского общества рубежа XVI - XVII вв., становятся понятными причины, побудившие драматургов того времени воспроизводить в своих пьесах кровавые сцены насилия и прочих пороков, прибегать к построению сюжетной интриги вокруг мотива мести. Такие пьесы, имевшие в свое время чрезвычайную популярность в лондонских театрах, впоследствии благодаря ряду работ современных отечественных и зарубежных исследователей (И.А. Аксёнова, А.А. Аникста, А.В. Бартошевича, А.Н. Горбунова, В.А. Лукова, Н.Э. Микеладзе, Л.Е. Пинского, Д.О. Хаустовой, У. Адамса (W. Adams), Ф. Боаса (F. Boas), Ф. Бауэрса (F. Bowers), Б. Эванса (B. Evans), Э. Гёрра (A. Gurr)), были отнесены к группе кровавых трагедий мести.

7 Я

В работах А.А. Аникста и Э. Гёрра (A. Gurr) рассмотрены сюжетная, образная и постановочная системы лондонских театров и их место в жизни английского общества елизаветинской и яковианской эпох. И.А. Аксёнов9, проанализировав текст «Испанской трагедии» Т. Кида10, одним из первых в отечественном литературоведении обратился к рассмотрению характерных черт

11 19 1 ^

ренессансной трагедии мести. Труды У. Адамса , Ф. Боаса и Ф. Бауэрса посвящены исследованию художественного мира трагедии Кида и его младших современников.

Степень изученности готической драмы на настоящий момент не может считаться в полной мере удовлетворительной. Несмотря на уже давно растущее внимание к готическому роману, необходимо признать, что менее известное

7 Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М., 2006. 287 с.

8 Gurr A. Playgoing in Shakespeare's London. Cambridge, 1987. 344 p.

9 Аксёнов И. А. Гамлет и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии. М., 1930. С. 140-216.

10 Авторство «Испанской трагедии» приписывают Т. Киду, однако этот вопрос до сих пор является спорным и в ряде изданий пьеса публикуется как анонимная.

11 Adams W. D. A Dictionary of the Drama a Guide to the Plays, Playwrights, Players, and Playhouses of the United Kingdom and America, From the Earliest Times to the Present. Philadelphia, 1904. 627 p.

12 Boas F. Shakespeare and his predecessors. L., 1910. 555 p.

13 Bowers F. Elizabethan Revenge Tragedy, 1587-1642. Princeton, 1940. 288 p.

явление литературной готики - готическая драматургия, - по-прежнему остается в тени. Более того, в России сегодня не существует еще ни одного изданного сборника готических пьес. По этой причине цитаты из ряда рассматриваемых в данной диссертации готических драм приведены в нашем переводе.

В отечественном литературоведении научный интерес к готической литературе возникает лишь во второй половине XX века. Совместная статья В.М. Жирмунского и Н.А. Сигал «У истоков европейского романтизма»14 становится одним из первых опытов теоретического обоснования эстетики и художественных принципов литературной готики. Статья является частью вышедшей в 1967 году книги «Фантастические повести», включавшей в себя «Замок Отранто» Х. Уолпола, «Ватек» У. Бекфорда и «Влюбленный дьявол» Ж. Казота. Эта книга вошла в известную и авторитетную серию «Литературные памятники»15. Вслед за этим в свет выходят работы Н.А. Соловьевой16 и В.А.

17

Лукова , посвященные рассмотрению образной, эстетической и жанровой системы предромантизма и, в частности, его наиболее яркому художественному проявлению - готическому роману. В числе недавно изданных в нашей стране трудов о готической литературе следует отметить монографию Г.В. Заломкиной18, в которой автор вводит понятие «готического мифа» и стремится упорядочить представления о готической литературе, рассматривая ключевые мотивы, темы и образы этого литературного явления, а также проследить эволюцию жанра в произведениях XX века.

Нынешний интерес российских ученых к исследованию готической драматургии в определенной степени связан с тем вниманием, которое в последние годы оказывают готической драме их англоязычные коллеги. В самой Великобритании готические драмы стали включать в популярные сборники романтических и готических текстов (например, сборник под

14 Жирмунский В. М., Сигал Н. А. У истоков европейского романтизма // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л., 1967. С. 250-284.

15 Фантастические повести. Уолпол. Казот. Бекфорд. Под ред. В. М. Жирмунского и Н. А. Сигал. Л., 1967. 296 с.

16 Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988. 232 с.

17 Луков В. А. Предромантизм. М., 2006. 683 с.

18 Заломкина Г. В. Готический миф. Самара, 2010. 348 с.

редакцией Бейнса и Бернса)19 или выпускать в виде альманаха в мягком

20

переплете . Важно отметить, что только сейчас готическая драма получает официальное освещение в академическом ключе, становясь полноправной частью канона готической литературы и, соответственно, получая место в учебных планах и материалах английских высших учебных заведений. Среди сравнительно недавно изданных англоязычных фундаментальных трудов, в

которых готической драме как объекту исследования уделено достаточное

21

внимание, необходимо выделить книгу Пола Ренджера (Paul Ranger) , в которой автор говорит об устройстве сценического пространства, характерных тенденциях и особенностях развития драматического жанра в лондонских театрах 1750-1820 гг., приводя в пример сохранившиеся сведения о постановках некоторых готических пьес, и о восприятии этих постановок публикой и критиками. Также нельзя не отметить «Энциклопедию готической

ЛЛ

литературы» , изданную в 2005 году Мэри Эллен Снодграсс (Mary Ellen Snodgrass). В этой обширной работе собраны данные о многих значительных авторах, явлениях, произведениях, ключевых мотивах и сюжетных элементах, относящихся, так или иначе, к литературной готике или сближающихся с ней по эстетической направленности.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляет методология исторической поэтики, которая представлена сравнительно-историческим, генетическим и историко-типологическим подходами в трудах А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина, С.Н. Бройтмана, В.Е. Хализева, Ю.М. Лотмана. Среди трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных истории английского театра как эпохи Возрождения, так и периода 90-х г. XVIII в. - 10-х г. XIX в. важное значение имеют работы И.А. Аксёнова, А.А. Аникста, Г.В. Заломкиной, В.А. Лукова, Н.А. Соловьевой, Д.О. Хаустовой, Ф. Бауэрса (F. Bowers), Дж. Кокса (J.N. Cox),

19 Five Romantic Plays, 1768-1821 / Ed. by P. Baines, E. Burns. Oxford University Press, 2000. 387 p.

20 The Norton Anthology of English Literature: Romantic Period. 8th ed. NY, 2005. 1104 p.

21 Ranger P. Terror and Pity reign in every Breast: Gothic drama in the London patent theatres, 1750-1820. L., 1991. 195 p.

22 Snodgrass M. E. Encyclopedia of Gothic Literature. NY, 2005. 480 p.

Б. Эванса (B. Evans), М. Геймера (M. Gamer), П. Ренджера (P. Ranger) М. Саммерса (M. Summers) и Д. Вармы (D. Varma).

Научная новизна. Несмотря на значительный корпус научных работ, посвященных как драматургии рубежа XVI-XVII вв., так и популярной в конце XVIII начале XIX вв. готической литературе, в отечественном литературоведении отсутствуют работы, в которых жанр готической драмы рассматривается в рамках не только сравнительного анализа, но и методологии исторической поэтики. Благодаря сопоставлению культурно-исторического контекста выбранных эпох, анализу композиционных особенностей, общих и различных черт сюжетов и конфликтов, художественных приемов, типичных мотивов, тем, образов ряда пьес (трагедий мести и готических драм), а также рассмотрению критических отзывов, оставленных современниками, и сведений о характере восприятия постановок этих пьес в лондонских театрах, в данной диссертации оказываются охваченными не только вопросы литературоведения, но также некоторые вопросы театроведения и искусствоведения.

Объектами исследования являются кровавые трагедии мести, поставленные в лондонских театрах конца XVI - первой четверти XVII вв., а также готические драмы рубежа XVIII-XIX вв., достигшие в это время наивысшей популярности в лондонских театрах.

Корпус исследуемых произведений включает наиболее примечательные английские ренессансные трагедии - «Испанская трагедия» (1582) Т. Кида, «Тит Андроник» (1590) и «Гамлет» (1602) У. Шекспира, «Герцогиня Мальфи» (1613) Д. Уэбстера и «Оборотень» (1622) Т. Мидлтона и У. Роули - и непереведенные на русский язык готические драмы («Фонтенвильский лес» (1794) Дж. Боудена, «Таинственная мать» (1768) Х. Уолпола, «Призрак замка» (1797) М.Г. Льюиса и «Бертрам» (1813) Ч. Метьюрина).

Предметом исследования является связь двух видов драмы в области их эстетико-философских основ, сюжетных и композиционных особенностей, ключевых мотивов и тем, а также в характере их восприятия публикой.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее

материалы могут быть использованы в лекционных курсах по истории зарубежной литературы, в спецкурсе по готической и неоготической литературе, а также при написании учебных пособий. Материалы анализа художественных особенностей готических драм и трагедий мести могут найти применение при составлении комментированных изданий этих произведений на русском языке.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ренессансные драмы мести оказали значительное влияние на жанр готической драмы. Философские и этические взгляды Сенеки как представителя римского (позднего) стоицизма, преломленные через призму христианских представлений о человеке как об изначально грешном существе, жаждущем искупления, сформировали эстетико-философскую основу ренессансной трагедии мести, которая впоследствии в сочетании с другими концептуальными идеями времени стала одним из центральных эстетических ориентиров готической драмы.

2. Мотив мести получает ключевое значение в драматических жанрах, сформировавшихся в рамках пограничных культурно-исторических периодов. Одними из наиболее заметных черт этих периодов были острые социальные, экономические и политические противоречия, сопровождавшиеся кровавыми событиями, нравственным разложением и упадком (императорский Рим), неопределенностью с престолонаследием, религиозными и социальными противоречиями (елизаветинская Англия), страхами и опасениями общества, связанными с революционными событиями и результатами научно-технической революции (георгианская Англия рубежа ХУШ-Х1Х вв.).

3. Созвучие эстетики и характерных театральных тенденций двух рассматриваемых эпох воплотилось в жанровой метаморфозе от трагедий мести к готической драме. Это подтверждают многочисленные переклички в сфере мотивов (мести, кровосмешения, братоубийства, отцеубийства, безумия, грехопадения), тем, характеров протагонистов и антагонистов, а также сходное

отношение к эксплуатации сверхъестественных образов и мистических элементов.

4. Различные исторические и социокультурные контексты, а также особенности философских и эстетических основ литературной готики и ренессансных трагедий мести явились причинами существенных расхождений в построении их конфликтов, сюжетных перипетий, мотиваций персонажей и других важных художественных элементов.

5. Готическую драму можно по праву считать одним из наиболее заметных театральных воплощений массовой культуры. Ее художественная форма выгодно выделялась на фоне других драматических жанров рубежа XVIII-XIX вв. обилием особых резонансных и клишированных элементов. Развиваясь параллельно с готическим романом, готическая драма сформировалась как самостоятельный жанр со своей оригинальной поэтикой и заняла одно из заметных мест в георгианском театре.

Апробация результатов работы. Основные положения работы были представлены в виде докладов и выступлений на научных конференциях, в частности на VIII Международной научно-практической конференции «Личность в межкультурном пространстве» в РУДН (2013), на Шестой международной научной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» в ГПА (2014), на Межвузовской конференции молодых ученых в Коломне (2013). По результатам исследования опубликовано 7 печатных работ, в том числе 3 из журналов Перечня ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего художественные тексты и критическую литературу, и приложения в виде перевода на русский язык неизданной в России готической драмы М.Г. Льюиса «Призрак замка» («The Castle Spectre», 1796).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Жанровое своеобразие ренессансной трагедии мести

§ 1.1. Предпосылки появления «кровавой» трагедии.

23

Культурно-исторический контекст и эстетико-философская основа жанра

Эпоха Возрождения, сменившая Средневековье на территории Западной Европы уже в XVI веке, привнесла в культурную и общественную жизнь новые принципы совмещения античных и христианских ценностей, идей и представлений. В некоторых видах искусства единство этих двух принципов стало особенно заметно (например, в живописных или скульптурных изображениях христианских святых часто присутствовал античный культ

24

телесной красоты)24. В Англии Ренессанс появился значительно позже итальянского, однако английская литература эпохи Возрождения не следует слепо античным образцам жанра, а кроме того - не только не перенимает итальянский опыт, но и противостоит ему.

Королева Елизавета I, взошедшая на трон в 1558 году, всячески поощряла развитие искусства и культуры, и считалась покровительницей театра. Король Яков I, ставший преемником Елизаветы, также проявлял интерес к театральной жизни. Более того, в 1603 году под патронатом монаршей особы была создана Королевская труппа (King's Men), в которую входил сам Шекспир, а также крупнейший актер того времени Ричард Бёрбэдж.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Будехин, Сергей Юрьевич, 2018 год

Список литературы

Источники:

1. Бомонт, Ф., Флетчер, Дж. Филастр [Электронный ресурс] / Ф. Бомонт, Дж. Флетчер; [Пер. с англ. Б. Томашевского]. - М., Л.: Искусство, 1965. - Т. 1. -Режим доступа: http://www.lib.ru/INOOLD/BOMONT/b_f_filastr.txt. (Дата обращения 15.07.17).

2. Кид, Т. Испанская трагедия / Т. Кид; [Пер. с англ. А.А. Аникста и Д.О. Хаустовой]. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. - 134 с.

3. Кид, Т. Испанская трагедия / Т. Кид; [Пер. с англ. М. М. Савченко]. - М.: Ладомир: Наука, 2011. - 328 с.

4. Льюис, М.Г. Монах / М. Г. Льюис; [Пер. с англ. И. Гуровой]. - М.: Ладомир, 1993. - 515 с.

5. Метьюрин, Ч. Р. Мельмот Скиталец / Ч. Р. Метьюрин; [Пер. с англ. А. Шадрина]. - Л.: Наука, 1977. - 740 с.

6. Мидлтон, Т., Роули, У. Обротень [Электронный ресурс] / Т. Мидлтон, У. Роули; [Пер. Г. М. Кружкова]. - М.: Изд -во Моск. ун-та, 1986. - Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/MIDLTON/midlton1_1.txt. (Дата обращения 17.11.14).

7. Тернер, С. Трагедия мстителя [Электронный ресурс] / С. Тернер; [Пер. с англ. С. Э. Таска] // Под. Ред. А. А. Аникста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/TERNER/terner_avenger.txt. (Дата обращения 26.08.17).

8. Уолпол, Г., Казот, Ж., Бекфорд У. Фантастические повести / Г. Уолпол, Ж. Казот, У. Бекфорд; [Пер. с англ. В. Е. Шора, Н. А. Сигал, Б. Зайцева, А. Л. Андрес] // Литературные памятники. - М.: Наука, 1967. - 296 с.

9. Уэбстер, Дж. Белый дьявол / Дж. Уэбстер; [Пер. с англ. И. А. Аксенова] // Елисаветинцы. - М.: Центрифуга, 1916. - 303 с.

10. Уэбстер, Дж. Герцогиня Амальфи / Дж. Уэбстер; [Пер. с англ. П. Мелковой] // Современники Шекспира / Под ред. А. Смирнова. - М.: Искусство, 1959. - Т. 2. - 535 с.

11. Шекспир, У. Генрих V. Король Лир / У. Шекспир; [Пер. с англ. Б.

Пастернака]. - М.: «Аст», 2006. - 384 с.

12. Шекспир, У. Отелло. Макбет / У. Шекспир; [Пер. с англ. Б. Пастернака]. -СПб.: Азбука-классика, 2006. - 251 с.

13. Шекспир, У. Ромео и Джульетта. Гамлет / У. Шекспир; [Пер. с англ. Б. Пастернака]. - М.: Мартин, 2017. - 304 с.

14. Шекспир, У. Тит Андроник / У. Шекспир; [Пер. с англ. А. Курошевой] // ПСС в 8 томах. - М.: Искусство, 1958. - Т. 2. - 560 с.

15. Boaden, J. Fontainville Forest [Электронный ресурс] / J. Boaden. - L., 1794. - Режим доступа: https://archive.org/details/fontainvillefore00boadiala. (Дата обращения 14.03.16).

16. Lewis, M.G. The Castle Spectre [Электронный ресурс] / M. G. Lewis. - L., 1798. - Режим доступа: http://www2.unipr.it/~dsaglia/Lewis/CastleProsp.html (Дата обращения 19.11.15).

17. Massinger, F., Field, N. The Fatal Dowry / F. Massinger, N. Field. -Routledge, 2013. - 201 p.

18. Maturin, Ch.R. Bertram [Электронный ресурс] / Ch. R. Maturin. - N.Y., 1847. - 60 p. - Режим доступа: https://archive.org/details/bertramtragedyin00matu. (Дата обращения 10.06.16).

19. Middleton, T., Rowley W. The Changeling. [Электронный ресурс] / T. Middleton, W. Rowley. - Режим доступа: http://www.tech.org//~cleary/change.html. (Дата обращения 10.01.15).

20. Radcliffe, A. The Mysteries of Udolpho: A Romance Interspersed with Some Pieces of Poetry / A. Radcliffe. - Oxford, 1970. - 657 p.

21. Radcliffe, A. The Romance of the Forest / A. Radcliffe; ed. by C. Chard. -Oxford University Press, 2009. - 397 p.

22. Walpole, H. Mysterious Mother / H. Walpole // The Works of Horatio Walpole, Earl of Orford. - L.: Robinson & Edwards, 1798. - Vol. 1. - 576 p.

Научно-критическая литература:

23. Аксёнов, И.А. Гамлет и другие опыты в содействие отечественной

шекспирологии / И. А. Аксёнов. - М.: Федерация, 1930. - С. 140-216.

24. Алексеев, М. П. Английская литература. Очерки и исследования / М. П. Алексеев. - М.: Наука, 1991. - 468 с.

25. Аникст, А.А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. - М.: Искусство, 1965. - 270 с.

26. Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий / А. А. Аникст. - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.

27. Аникст, А.А. Шекспир. Ремесло драматурга / А. А. Аникст. - М.: Советский писатель, 1974. - 607 с.

28. Антонов, С.А. Роман Анны Рэдклиф «Итальянец» в контексте английской «готической» прозы последней трети XVIII века: дисс. ... канд. филол. наук / С. А. Антонов. - СПб., 2000. - 143 с.

29. Атарова, К.Н. Анна Рэдклиф и ее время // Рэдклиф А. Роман в лесу / К. Н.Атарова. - М.: Ладомир, 1999. - С. 5-12.

30. Бартон, Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира / Э. Бартон. -М.: Молодая гвардия, 2005. - 244 с.

31. Бартошевич, А. В. Для кого написан «Гамлет» / А. В. Бартошевич // Шекспир. Англия. XX век. - М.: Искусство, 1994. - С. 3-34.

32. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1979. - С. 361-373.

33. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

34. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

35. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

36. Берковский, Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе / Н. Я. Берковский. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 480 с.

37. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. - Л.: Художественная литература, 1973, - 568 с.

38. Бёрк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Бёрк; [Пер. с англ. Е. Лагутина] // общ. ред., вступ. статьи и коммент. Б.В. Мееровского. - М.: Искусство, 1979. - 237 с.

39. Будехин, С.Ю. «Гамлет» Шекспира и трагедия мести: эволюция жанра / С.Ю. Будехин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (4). - С. 44-46.

40. Будехин, С.Ю. «Гамлет» Шекспира как «анти-трагедия мести» / С.Ю. Будехин // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Статьи и материалы Шестой Международной научной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков». - СПб.: ГПА, 2014. - С. 324-327.

41. Будехин, С.Ю. Кровавая трагедия «Тит Андроник» в контексте современной культуры / С.Ю. Будехин // Актуальные проблемы современного литературоведения: сборник научных статей аспирантов. - М.: РУДН, 2014. -С. 4-8.

42. Будехин, С.Ю. Мотив грехопадения в кровавой трагедии Т. Мидлтона и У. Роули «Оборотень» / С.Ю. Будехин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 2. - С. 110-118.

43. Будехин, С.Ю. Мотивы мести и безумия в готической драме Ч.Р. Метьюрина «Бертрам» / С.Ю. Будехин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 4. - С. 101-111.

44. Будехин, С.Ю. Художественное своеобразие и литературный контекст готической драмы М.Г. Льюиса «Призрак замка» / С.Ю. Будехин // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2016. - Том 26. -Выпуск 2. - С. 52-58.

45. Будехин, С.Ю. Эстетика «кровавых трагедий» в контексте идей английского Возрождения / С.Ю. Будехин // Личность в межкультурном пространстве: материалы УШ Международной научно-практической

конференции. - М.: РУДН, 2013. - С. 42-46.

46. Бэкон, Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон; [Пер. с англ. З.Е. Александровой]. - М.: Мысль, 1978. - 92 с.

47. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари; [Пер. с ит. А. Габричевского]. - М.: Альфа-книга, 2008. -1278 с.

48. Вацуро, В.Э. Готический роман в России / В. Э. Вацуро. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 544 с.

49. Вацуро, В.Э. «Монах» М.Г. Льюиса и «френетическая» готика / В. Э. Вацуро // Готический роман в России. - М.: НЛО, 2002. - С. 151-167.

50. Вершинин, И.В., Луков, Вл.А. Литературная эстетика английского Предромантизма [Электронный ресурс] / И. В. Вершинин // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №10. - Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-eng/vershinin-lukov-literaturnaya-estetika.htm. (Дата обращения 27.07.15).

51. Вершинин, И.В. Эстетика и поэтика английского предромантизма / И. В. Вершинин // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. - 2003. - № 3(5). - С. 169-180.

52. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.

53. Горбунов, А.Н. Драматургия младших современников Шекспира / А. Н. Горбунов // Младшие современники Шекспира / под ред. А. А. Аникста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 5-44.

54. Дьяконова, Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики / Н. Я. Дьяконова. - М.: Наука, 1978. - 208 с.

55. Елистратова, А.А. Последний этап в развитии драмы Возрождения: [Вебстер] / А. А. Елистратова // История английской литературы / под ред. М. П. Алексеева, И. И. Анисимова, А. К. Дживелегова, А. А. Елистратовой, В. М. Жирмунского, М. М. Морозова. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. -Т. 1 (2).- С. 124-126.

56. Жирмунский, В.М. Из истории западноевропейских литератур / В. М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1981. - 383 с.

57. Жирмунский, В.М., Сигал, Н.А. У истоков европейского романтизма / В. М. Жирмунский, Н. А. Сигал // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. - Л.: Наука, 1967. - С. 250-284.

58. Заломкина, Г.В. Готический миф / Г. В. Заломкина. - Самара: Самарский университет, 2010. - 348 с.

59. Захаров, В. Об историческом фоне английской «трагедии мести» на рубеже ХУ1-ХУ11 вв. / В. Захаров // Шекспировские чтения. - М.: Наука, 1977. - С. 97-103.

60. Зенкин, С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи / С. Зенкин // МегпаЛапа. Французская готическая проза ХУШ - XIX веков. - М.: Ладомир, 1999. - 759 с.

61. История зарубежного театра / [отв. ред. Л. И. Гительман]. - СПб.: Искусство-СПб., 2005. - 573 с.

62. История зарубежной литературы XVII века / [отв. ред. З. И. Плавскин]. -М.: Высш. шк., 1987. - 248 с.

63. Ладыгин, М.Б. Английский «готический» роман и проблемы предромантизма.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. / М. Б. Ладыгин. - М., 1978. - 204 с.

64. Ладыгин, М.Б. Ориентальный «роман ужаса» в английском предромантизме / М. Б. Ладыгин // Проблема жанра и композиции в литературе стран Западной Европы и Америки. - М.: Наука, 1977. - С. 110-123.

65. Ладыгин, М. Б. Предромантические тенденции в романе X. Уолпола «Замок Отранто» / М. Б. Ладыгин // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М.: МГПИ, 1977. - С.20-34.

66. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000. -Т. 5. - 960 с.

67. Лосев, А.Ф. О понятии художественного канона / А. Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М.: Наука,

1973. - С. 6-15.

68. Лотман, М.Ю. Массовая литература как историко-культурная проблема / М. Ю. Лотман // О русской литературе. - СПб.: Искусство-СПб, 1997. - С. 817826.

69. Лотман, Ю. М. Семиосфера / М. Ю. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2004. - 704 с.

70. Луков, Вл. А. Предромантизм / Вл. А. Луков. - М., Наука, 2006. - 683 с.

71. Микеладзе, Н. Э. Томас Кид и «Испанская трагедия» / Н. Э. Микеладзе // Кид Т. Испанская трагедия. - М.: Ладомир: Наука, 2011. - С. 156-221.

72. Мокульский, С.С. История западноевропейского театра / С. С. Мокульский. - М.: Искусство, 1957. - Т. 2. - 897 с.

73. Монтень, М. Опыты / М. Монтень; [Пер. с фр. Ф. Коган Бернштейн, А. Бобовича, Н. Рыковой]. - М.: Правда, 1991. - 657 с.

74. Напцок, Б.Р. Традиция литературной «готики»: генезис, эстетика, жанровая типология и поэтика: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Б. Р. Напцок. - Краснодар, 2016. - 476 с.

75. Пахсарьян, Н. Т. Мишель де Монтень (1533 - 1592). [Электронный ресурс] / Н. Т. Пахсарьян // Исторический лексикон. Х^ - XVI века. - М. Знание. - Кн. 1. - Режим доступа: http://natapa.msk.ru/bibliograficheskiy-ukazatel/mishel-de-monten.html. (Дата обращения 16.02.16).

76. Пахсарьян, Н.Т. Своеобразие готического романа во Франции / Н. Т. Пахсарьян // Актуальные проблемы литературы и культуры. - Ереван: Лингва, 2008. - Вып. 3 (2). - С. 299-302.

77. Пинский, Л. Е. Реализм эпохи Возрождения / Л. Е. Пинский. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 368 с.

78. Пинский, Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии / Л. Е. Пинский. -М.: Художественная литература, 1971. - 606 с.

79. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2000. - 326 с.

80. Разумовская, О.В. Понятие о готическом и неоготическом стиле в

контексте истории литературы / О. В. Разумовская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. -2014. - №4. - С. 51.

81. Реизов, Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б. Г. Реизов. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 566 с.

82. Рэдклиф, А. Удольфские тайны / А. Рэдклиф; [Пер. с англ. Л. Гей]. - М.: Терра, 1996. - 576 с.

83. Соловьева, Н.А. В лабиринте фантазии / Н. А. Соловьева // Комната с гобеленами / [отв. ред. Н. А. Соловьева]. - М.: Правда, 1991. - 560 с. - С. 8.

84. Соловьева, H.A. Готическое на авансцене и за кулисами / Н. А. Соловьева // XVIII век: театр и кулисы. Сборник научных статей. - М.: Экон-информ, 2006. - С. 71-74.

85. Соловьева, Н.А. У истоков английского романтизма / Н. А. Соловьева. -М.: Издательство Московского университета, 1988. - 232 с.

86. Тамарченко, Н.Д. Теория литературы / Н. Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2008. - Т. 1. - 510 с.

87. Тамарченко, Н.Д., Бройтман, С.Н. Теория литературы / Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтман. - М., Академия, 2008. - Т. 2. - 360 с.

88. Теккерей, У.М. Четыре Георга. Очерки придворной и столичной жизни, ее обычаев и нравов [Электронный ресурс] / У. М. Теккерей; [Пер. с англ. Я. Бернштейна]. - М., 1979. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/TEKKEREJ/tekkerei11_2.txt. (Дата обращения 03.11.16).

89. Толова, Г. Н. Трагедия Джона Вебстера «Герцогиня Мальфи»: К проблеме творческого метода / Г. Н. Толова // Шекспировские чтения. 1977. -М.: Наука, 1980. - С. 232-247.

90. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 334 с.

91. Томилина, М.В. Отзвуки барочного мистицизма в английском готическом романе («Замок Отранто» X. Уолпола) / М. В. Томилина // XVII век: между

трагедией и утопией. - М.: Таганка, 2004. - Вып. 1. - С. 268-273.

92. Тронский, И.М. История античной литературы / И. М. Тронский. - М.: Учпедгиз, 1957. - С. 426.

93. Урнов, М. В. Урнов, Д. М. Шекспир на грани веков / М. В. Урнов, Д. М. Урнов // Типология и периодизация культуры Возрождения / Под ред. В. И. Рутенберга. - М.: Наука, 1978. - С. 175-189.

94. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд; [Пер. с нем. Р. Ф. Додельцева]. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 224 с.

95. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

96. Хализев, В.Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2004. - 405 с.

97. Хатчесон, Ф., Юм, Д., Смит, А. Эстетика / Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит; [Пер. с англ. Е. С. Лагутина]. - М.: Искусство, 1973. - 482 с.

98. Хаустова, Д.О. Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи возрождения: дисс. ... канд. искусствов.: 17.00.01 / Д. О. Хаустова. - М., 2012.

99. Хоум, Г. Основания критики / Г. Хоум; [Пер. с англ. З. Е. Александровой]. - М.: Искусство, 1977. - 615 с.

100. XXVI Международная научная конференция «Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта». Сб. аннотаций докладов / Под ред. А. В. Бартошевича. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. - 128 с.

101. Черноземова, Е.Н. Возрождение Апеллеса или как изобразить сдавленный крик (Функции образа художника в драматургии английского Возрождения и история восстановления одной утерянной картины). [Электронный ресурс] / Е. Н. Черноземова. - Режим доступа: http://around-shake.ru/publications/others/item_4560.html. (Дата обращения 09.08.17)

102. Черноземова, Е.Н. Тернер. Бомонт и Флетчер / Е. Н. Черноземова // Энциклопедия литературных героев. / Под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Олимп, 1998. - Т. Возрождение. - 768 с.

103. Шефтсбери, Эшли-Купер Э. Эстетические опыты / Э. Эшли-Купер, 3-й граф Шефтсбери; [Пер. с англ. В. Михайлова] // Серия История эстетики в памятниках и документах. - М.: Искусство, 1975. - 537 с.

104. Элиот, Т. Сенека в елизаветинском переложении / Т. Элиот; [Пер с англ. Т.Н. Красавченко] // Элиот Т. Избранное. Религия, культура, литература. - М.: РООПЭН, 2004. - Т. 1-2. - 752 с.

105. Adams, W.D. A Dictionary of the Drama a Guide to the Plays, Playwrights, Players, and Playhouses of the United Kingdom and America, From the Earliest Times to the Present / W. D. Adams. - L.: Chatto & Windus, 1904. - 627 p.

106. Addison, A. Romanticism and the Gothic Revival / A. Addison. - N.Y.: Gordian Press, 1967. - 187 p.

107. Alexander, P. Hamlet, Father and Son / P. Alexander. - Oxford, 1955. - 218 p.

108. Backscheider, P. Spectacular Politics. Theatrical Power and Mass Culture in Early Modern England / P. Backscheider. - Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1993. - 335 p.

109. Baker, E.A. The History of English Novel. In 10 v. / E. A. Baker. - Vol. V -L., 1934. - 220 p.

110. Bates, J. Shakespearean Constitutions: Politics, Theatre, Criticism 1730-1830 / J. Bates. - Oxford University Press, 1989. - 234 p.

111. Becker, S. Gothic Forms of Feminine Fiction / S. Becker. - N.Y.: St. Martin's Press, 1999. - 335 p.

112. Bellamy, J. The Tudor Law of Treason / J. Bellamy. - L.: Routledge, 2014. -314 p.

113. Bernbaum, E. Anthology of Romanticism and Guide through the Romantic Movement: in 5 vis. / E. Bernbaum. - N.Y.: T. Nelson, 1929-1933. - Vol. 2. - 472 p.

114. Billington, M. One Night Stands: a critic's view of modem British theatre / M. Billington. - L.: Nick Hern Books, 2002. - 400 p.

115. Birkhead, E. The Tale of Terror: a Study of the Gothic Romance / E. Birkhead. - N.Y.: Russell & Russell, 1963. - 210 p.

116. Boas, F. Shakespeare and his predecessors / F. Boas. - Oxford: Oxford University Press, 1904. - 555 p.

117. Boas, F. The Play within the Play A Series of Papers on Shakespeare and the Theatre by the Members of the Shakespeare Association / F. Boas. - Oxford: Oxford University Press, 1927. - 371 p.

118. Bowers, F.T. Elizabethan Revenge Tragedy, 1587-1642 / F. T. Bowers. -Princeton. - 1940. - Pp. 20-22. - 300 p.

119. Bradbrook, M.C. Elizabethan Stage Conditions: A Study of Their Place in the Interpretation of Shakespeare's Plays / M. C. Bradbrook. - L.: Cambridge University Press, 1968. - 160 p.

120. Bradbrook, M.C. The Living Monument: Shakespeare and the Theatre of His Time / M. C. Bradbrook. - Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1976. -287 p.

121. Bradley, A.C. Shakespearean Tragedy: Hamlet, Othello, King Lear, Macbeth / A. C. Bradley. - N.Y.: Meridian Books, 1960. - 391 p.

122. Brooks, P. Virtue and Terror: The Monk // Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / ed. by F. Botting and D. Townshend / P. Brooks. - L.; N.Y.: Routledge: Taylor & Francis Group, 2004. - Vol. 2. - Pp. 191-203.

123. Brown, Ar. The Play within a Play: An Elizabethan Dramatic Device / Ar. Brown // English Association Essays and Studies. - N.Y., 1960. - №13. - Pp. 36-48.

124. Burke, Ed. On Taste. On Sublime and Beautiful. Reflections on the French Revolutions. A letter to Noble Lord / Ed. Burke. - N.Y., 1909. - Pp. 77.

125. Burwick, F. Romantic Drama: Acting and Reacting / F. Burwick. - L.: Cambridge University Press, 2009. - 170 p.

126. Butler, Ch. The Treason of Francis Throckmorton / Ch. Butler. - Historical Memoirs of the English, Irish, and Scottish Catholics, Since the Reformation. - L., 1822. - 514 p.

127. Carter, M.L. Spectre or delusion? The Supernatural in Gothic fiction / M. L. Carter. - Ann Arbor: UMI Research Press, 1987. - 131 p.

128. Chambers, E.K. The Elizabethan Stage / E. K. Chambers. - Oxford: The

Clarendon Press, 1923. - 460 p.

129. Chapman, G. Bussy d'Ambois and The Revenge of Bussy d'Ambois / G. Chapman. - Boston: D.C. Health and Co, 1905. - 332 p.

130. Clare, J. Revenge tragedies of the Renaissance / J. Clare. - Horndon: Northcote House Publishers Ltd., 2007. - 144 p.

131. Coleridge, S.T. Biographia Literaria / S. T. Coleridge. - Fairford: Echo Library, 2007. - 288 p.

132. Coleridge, S. T. Lectures and Notes on Shakespeare and Other English Poets / S. T. Coleridge // Ed. By Ashe. - L., 1897. - 531 p.

133. Coleridge, S.T. Review of Lewis's The Monk / S. T. Coleridge // Gothic Readings: The First Wave, 1764-1840 / Ed. by R. Norton. - N.Y.: Leicester UP, 2000. - Pp. 298-299.

134. Conger, S.M. Matthew G. Lewis, Charles Robert Maturin and the Germans: an interpretative study of the influence of German literature on two Gothic novels / S. M. Conger. Salzburg: Inst. f. Engl. Sprache u. Literatur. - Univ. Salzburg, 1977. -307 p.

135. Cox, J. N. Seven Gothic Dramas, 1789-1825 / J. N. Cox. - Ohio University Press, 1993. - 425 p.

136. Cox, J.N. The Devil and the Sacred in English Drama, 1350-1642 / J. N. Cox. -Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 257 p.

137. Cox, J.N. The Gothic Drama and the Theatre / J. N. Cox // Seven Gothic dramas, 1789-1825. - Athens: Ohio University Press, 1992. - Pp. 8-11.

138. Cunliffe, J.W., On the Influence of Seneca upon Elizabethan Tragedy / J. W. Cunliffe. - L.: Macmillan & Co, 1893. - 155 p.

139. David, R. Shakespeare in the Theatre / R. David. - Cambridge, 1978. - 264 p.

140. Dobson, M., Wells S. The Oxford Companion to Shakespeare / M. Dobson, S. Wells. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 576 pp.

141. Donohue, J.W. Dramatic Character in the English Romantic Age / J. W. Donohue. - Princeton, 2015. - 448 pp.

142. Draper, J. W. The funeral elegy and the rise of English Romanticism / J. W.

Draper. - N.Y.: Octagon Books, 1967. - 358 p.

143. Durant, D. Ann Radcliffe and the Conservative Gothic / D. Durant // Gothic. Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / ed. by F. Botting and D. Townshend. - N.Y.: Routledge: Taylor & Francis Group, 2004. - Vol. 2. - Pp. 105115.

144. Early English Drama: An Anthology / Ed. by John C. Coldewey. - L.: Routledge, 1993. - 379 p.

145. Eggenschwiller, D. Melmoth the Wanderer. Gothic on Gothic Genre / D. Eggenschwiller. - 1975. - Vol. 8 (2). - Pp. 43-67.

146. Evans, B. Gothic drama from Walpole to Shelley / B. Evans // The origins of the modern study of Gothic drama, together with re-edition of Gothic drama from Walpole to Shelley (1947) by Bertrand Evans / Edited with notes and extended bibliography by Frederick S. Frank. - Lewiston, N.Y.: The Edwin Mellen Press, 2006.

147. Evans, B. Gothic Drama from Walpole to Shelley / B. Evans. - University of California Press, 1947. - 265 p.

148. Evans, B. Gothic Drama from Walpole to Shelley / B. Evans. - University of California Press, 1947. - 257 p.

149. Five Romantic Plays, 1768-1821 / Ed. by P. Baines, E. Burns. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 387 p.

150. Foster, J.R. History of the Pre-Romantic Novel in England / J. R. Foster. -N.Y.: Modern Language Assn. of America, 1949. - 294 p.

151. Frank, F.S. Introduction // Walpole, H. The Castle of Otranto. The Mysterious Mother / F. S. Frank. - Peterborouh: Broadview Press, 2003. - 357 p.

152. Freeman, L.A. Character's Theater: Genre and Identity on the Eighteenth-Century English stage / L. A. Freeman. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2002. - 298 p.

153. Frye, N. Anatomy of Criticism / N. Frye. - Princeton, 1957. - 383 p.

154. Freye, W. The influence of Gothic Literature on Sir Walter Scott / W. Freye. -Rostock: H. Winterberg's Buchdruckerei, 1902. - 63 p.

155. Gamer, M. Romanticism and the Gothic: Genre, Reception, and the Canon Formation / M. Gamer. - Cambridge, 2000. - 255 p.

156. Gothic. Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / Ed. by F. Botting and D. Townshend. - N.Y.: Routledge, 2004. - Pp. 27 - 1496 p.

157. Geary, R.F. The Supernatural in Gothic Fiction: Horror, Belief and Literary Change / R. F. Geary. - Lewiston: Edwin Mellon, 1992. - 151 p.

158. Grady, H. Modernist Shakespeare / H. Grady. - Oxford, 1991. - 262 p.

159. Greer, G. Titus Andronicus / G. Greer // Plays and Players. - 1972. - № 3. -Pp. 39-41.

160. Gurr, An. Playgoing in Shakespeare's London / An. Gurr. - Cambridge, 1987. - 344 p.

161. Gurr, An. The Shakespearean Stage, 1574-1642 / An. Gurr. - Cambridge: University Press, 1970. - 435 p.

162. Howells, C.A. The Gothic way of death in English fiction 1790-1820 / C. A. Howells // Gothic. Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / Ed. by F. Botting and D. Townshend. - N.Y.: Routledge: Taylor & Francis Group, 2004. -Vol. 1. - Pp. 223-232.

163. Hume, R.D. Gothic versus Romantic: A Revaluation of the Gothic Novel / R. D. Hume // Publications of the Modern Language Association of America. - 1969. -Vol. 84 (2). - Pp. 283-297.

164. Hurd, R. Letters on Chivalry and Romance / R. Hurd. - L.: Printed for A. Millar, in the Strand, 1762. - 120 p.

165. Hollingsworth, K. The Newgate Novel, 1830-1847 / K. Hollingsworth. -Detroit, 1963. - 280 p.

166. Johnson, S. A Dictionary of the English language / S. Johnson. - Edinburgh: Oliver & Boyd, 1851. - 338 p.

167. Klinger, S. The «Goths» in England: An Introduction to the Gothic vogue in eighteenth-century aesthetic discussion / S. Klinger // Modern Philology. - 1945. -Vol. 45. - Pp. 107-117.

168. Koch, A. The Absolute Horror of Horrors Revised: A Bibliographical

Checklist of Early-Nineteenth-Century Gothic Bluebooks / A. Koch. - Cardiff Corvey: Reading the Romantic Text 9 (Dec 2002). - Pp. 45-111.

169. Letter to Montagu, 15 April 1768. // Walpole H. Corresp / Ed. by W. S. Lewis, 48 vols. (New Haven, Oxford, and London, 1937-83). - P. 259.

170. Lockert, Jr. Ch. L. The Fatal Dowry by Philip Massinger and Nathaniel Field [Электронный ресурс] / Ch. L. Lockert, Jr. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/44015/44015-h/44015-h.htm. (Дата обращения: 05.08.17).

171. Lovecraft, H.P. Supernatural Horror in Literature / H. P. Lovecaft // Lovecraft

H.P. Collected Essays. Literary Criticism // Ed. by S. T. Joshi. - N.Y.: Hippocampus Press, 2004. - Vol. 2. - Pp. 82-135.

172. Lovejoy, A.O. The First Gothic Revival and the Return to Nature / A. O. Lovejoy // Essays in the History of Ideas. - N.Y.: Capricorn, 1960. - Pp. 136-165.

173. Macpherson, J. Ossian, The Works of Ossian, the son of Fingal: in 2 v. Transl. from the Galic language / J. Macpherson. - 3 ed. - L., 1765. - 286 p.

174. Madoff, M. The Useful Myth of Gothic Ancestry / M. Madoff // Gothic. Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / eds. F. Botting and D. Townshend. - L. and N.Y.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2004. - Vol. 1. - Pp. 27-37.

175. Marsden, J. I. Fatal Desire: Woman, Sexuality, and the English, 1660-1720 / J.

I. Marsden. - N.Y.: Cornell University Press, 2006. - 152 p.

176. Martin, C. Parker G. The Spanish Armada / C. Martin, G. Parker. -Manchester: Manchester University Press, 2002. - 320 p.

177. McGee, Ar. The Elizabethan Hamlet / Ar. McGee. - New Haven: Yale, 1987. - 217 p.

178. Mercer, P. Hamlet: The Acting of Revenge / P. Mercer. - Univ. of Iowa Press, 1987. - 269 p.

179. Miles, R. The Gothic Aesthetic: The Gothic as Discourse / R. Miles // The Eighteenth century. - Spring, 1991. - № 32. - P. 176-211.

180. Muir, K. The Sources of Shakespeare's Plays / K. Muir. - New Haven, Yale

University Press, 1978. - Pp. 158-169.

181. Nicoll, A. British Drama: An Historical Survey from the Beginnings to the Present Time / A. Nicoll. - L.: Ardent Media, 1925. - 486 p.

182. Online Etymology Dictionary. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etymonline.com/index.php?term=Beatrice. (Дата обращения 30.11.16).

183. Oxford Dictionaries. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oxforddictionaries.com. (Дата обращения 21.11.16).

184. Peck, L.F. A Life of Matthew G. Lewis / L.F. Peck. - Mass.: Harvard University Press, 1961. - 358 p.

185. Perteit, H.B. Horace Walpole and the Unconscious: an Experiment in Freudian Analysis / H.B. Perteit. - N.Y.: Arno Press, 1980. - 264 p.

186. Pilkinton, M.C. The Effect of the Reformation on the Antagonists in English Drama / M. C. Pilkinton // Journal of Religion and Theatre. - 2007. - Vol. 6. - № 1.

- Pp. 48-55.

187. Planas, A.J. El problema del Germanismo en el Derecho Espanol / A. J. Planas.

- Madrid, 1997. - 272 p.

188. Punter, D. The Literature of Terror: a history of gothic fictions from 1765 to the present day / D. Punter. - N.Y.: Routledge, 1996. - Vol. 1. - 248 p.

189. Railo, E. The Haunted Castle: A Study of the Elements of English Romanticism / E. Railo. - N.Y.: P. Dutton & Co, 1927. - 388 p.

190. Ranger, P. Terror and Pity reign in every Breast: Gothic drama in the London patent theatres, 1750-1820 / P. Ranger. - L.: Society for Theatre Research, 1991. -208 p.

191. Reno, R.P. The Gothic Visions of Ann Radcliffe and Matthew Gregory Lewis / R. P. Reno. - N.Y.: Arno Press, 1980. - 235 p.

192. Ribner, Ir. The English History Play in the Age of Shakespeare / Ir. Ribner. -Oxford, 1965. - 356 p.

193. Righter, A. Shakespeare and the Idea of the Play / A. Righter. - N.Y.: Penguin, 1962. - 208 p.

194. Ringel, F. New England's Gothic Literature, History and Folklore of the

Supernatural from the Seventeenth through the Twentieth Centuries / F. Ringel. -N.Y.: E. Mellen Press, 1995. - 266 p.

195. Roberts, M. Gothic Immortals. The Fiction of the brotherhood of the Rosy Cross / M. Roberts. - L.; N.Y.: Routledge, 1990. - 239 p.

196. Russett, M. Narrative as Enchantment in the Mysteries of Udolpho / M. Russett // English Literary History. - 1998. - № 65 (1). - Pp. 49-72.

197. Sabor, P., Horace Walpole: The Critical Heritage / P. Sabor. - L., 1987. - Pp. 147-148.

198. Saintsbury, G. A History of English Criticism / G. Saintsbury. - Edinburgh: W. Blackwood, 1962. - XIII, 551 p.

199. Scholten, W. Charles Robert Maturin: the terror novelist / W. Scholten. -Amsterdam: H.J. Paris, 1933. - 197 p.

200. Shakespeare: An Illustrated Stage History / eds. J. Bates, J. Russell. - N.Y.: Oxford University Press, 1996. - 480 p.

201. Smith, A. Gothic Literature / A. Smith. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. - 202 p.

202. Snodgrass, M.E. Encyclopedia of Gothic Literature / M. E. Snodgrass. - N.Y.: Facts on file, 2005. - 480 p.

203. St. James Chronicle, 16-19 December, 1797.

204. Summers, M. A Gothic Bibliography / M. Summers. - N.Y.: Russell & Russell, 1964. - 620 p.

205. Summers, M. The Gothic Quest. A History of the Gothic Novel / M. Summers. - N.Y.: Mill Press, 2011. - 848 p.

206. Tarr, M.M. Catholicism in Gothic Fiction. A Study of the Nature and Function of Catholic Materials in Gothic Fiction in England (1762— 1820) / M. M. Tarr. -Washington, D.C.: The Catholic university of America Press, 1946. - 141 p.

207. Taylor, G. The French Revolution and the London Stage, 1789-1805 / G. Taylor. - Cambridge, 2004. - 263 p.

208. The Analytical Review. 28 (August 1798). - Pp. 179-191.

209. The Cambridge Companion to Gothic Fiction / ed. Jerrold E. Hogle. -

Cambridge University Press, 2002. - 329 p.

210. The Kurufin's Castle. Европейские имена: значение и происхождение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kurufin.ru/html/Translate/beatris.html. (Дата обращения 30.11.16).

211. The Monthly Mirror, IV 1797. - 356 p.

212. The Norton Anthology of English Literature: Romantic Period. 8th ed. - N.Y.: W. W. Norton & Co., 2005. - 1104 p.

213. The Penguin Encyclopedia of Horror and the Supernatural / Ed. by J. Sullivan; with an introduction by Jacques Barzun. - N.Y.: Viking, 1986. - 482 p.

214. Thorndike, A.H. The Relations of Hamlet to Contemporary Revenge Plays / A. H. Thorndike // Modern Language Association. - 1902. - Vol. 17 (2). - Pp. 125 -220 p.

215. Tomkins, J.M.S. The Gothic Romance. Themes, Motifs, Characteristics / J. M. S. Tomkins // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes. Bd. 2. -Salzburg: Institut fur Anglistik und Amerikanistik, Universitat Salzburg, 1986. - Pp. 162-195.

216. Tomlinson, T.B. A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy / T. B. Tomlinson. - Cambridge University Press, 1964. - 302 p.

217. Varma, D.P. The Gothic Flame: Being a history of the Gothic novel in England: Its Origins, Efflorescence, Disintegration, and Residuary influences / D. P. Varma. - Barker, 1957. - 264 p.

218. Varma, D.P. The evergreen tree of diabolical knowledge / D. P. Varma. -Washington: Consortium Press, 1972. - 225 p.

219. Watkins, D.P. A Materialist Critique of English Romantic Drama / D. P. Watkins. - University Press of Florida, 1993. - 253 p.

220. Wells, S., Shaw, J. A Dictionary of Shakespeare / S. Wells, J. Shaw. - N.Y.: Oxford University Press, 1998. - 242 p.

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Российский университет дружбы народов»

На правах рукописи

Будехин Сергей Юрьевич

ВЛИЯНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ТРАГЕДИИ МЕСТИ НА ГОТИЧЕСКУЮ ДРАМАТУРГИЮ

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)

диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.