Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Ситнова, Елена Николаевна

  • Ситнова, Елена Николаевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 150
Ситнова, Елена Николаевна. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 2005. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Ситнова, Елена Николаевна

Введение.

Глава 1. Художественно-эстетическое воспитание и образование как фактор становления личности.

1.1.Восприятие искусства, знакомство с культурным наследием как средство воспитания и развития.

1.1.1. Функции искусства.

1.1.2. Приобщение к искусству как источник развития личности.

1.1.3.Механизмы воздействия искусства на личность.

1.2. Приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности.

1.2.1 .Изобразительная деятельность.

1.2.2.Практическое освоение основ народных промыслов.

1.3. Искусство как универсальный механизм развития личности.

Глава 2. Критерии развития личности на этапе взросления.

2.1.Развитие личности в подростковом и юношеском возрастах.

2.1.1. Границы возраста.

2.1.2. Психологическое содержание периода взросления.

2.2. Личность и индивидуальность.

2.3. Критерии развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

2.3.1.Мировоззрение и смысложизненные ориентации.

2.3.2. Временная перспектива личности.

2.3.3. Мотивационно-потребностная сфера.

2.3.4.Самоопределение и идентичность.

2.4. Предмет, объект, гипотеза, цели и задачи исследования.

Глава 3. Исследование характера влияния художественно-эстетического воспитания и образования на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрастах.

3.1.Организация и методы исследования.

3.1.1.Характеристика испытуемых.

3.1.2. Методы исследования.

3.1.3. Организация исследования.

3.2.Изучение личностного развития в период взросления.

3.2.1. Интеллектуальное развитие.

3.2.2. Смысложизненные ориентации.

3.2.3. Восприятие произведений искусства как отражение богатства картины мира.

3.2.4. Мотивационно-потребностная сфера.

3.2.5. Временная перспектива личности.

3.2.6. Креативность и конструктивность в решении жизненных проблем

3.2.7. Уровень самоактуализации.

3.2.8. Статусы идентичности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах»

Актуальность исследования

Работа посвящена изучению влияния художественно-эстетического образования, включающего практическое освоение основ народных промыслов, на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах.

Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на большое число теоретических работ, признающих влияние художественной деятельности на становление человека, остается открытым вопрос, как именно воздействует искусство на развивающуюся личность, каков характер его влияния на таком важном этапе развития как период взросления.

В эмпирических исследованиях, преимущественно педагогических, показано влияние художественно-эстетического воспитания и образования на развитие познавательных процессов, эмоциональной, нравственной сфер личности, освящены вопросы, связанные с психологией творчества, с проблематикой эстетической и художественной подготовки одаренных детей. В этом контексте актуальность нашего исследования обусловлена тем, что большинство работ адресовано изучению детей дошкольного или младшего школьного возраста, а также взрослых (учителей, студентов). Исследований, направленных на изучение роли художественной деятельности в личностном развитии подростков и юношей, сравнительно мало. Между тем, именно период взросления многие исследователи считают чрезвычайно важным этапом развития между детством и взрослостью, который во многом определяет формирование и становление личности.

Социальная ситуация нестабильности общества, которая характерна для современного этапа в нашей стране, когда размываются социальные стереотипы, потеряны многие позитивные ценности и нормы, происходят значительные изменения нравственной атмосферы, разрушается прежний тип духовной культуры, усложняет задачу обретения идентичности и формирования "Я - концепции" у современных подростков. Возможно, именно приобщение к искусству, в частности, к истокам национальной культуры и искусства, могло бы способствовать обретению полноценной идентичности подрастающего поколения в нашей стране. К сожалению, в современных условиях школьного обучения родители и учителя, а вслед за ними и дети чаще отдают предпочтение более "прагматичным" дисциплинам: математике, иностранному языку, информатике, игнорируя важность для личностного развития подростка предметов художественно-эстетического цикла. Сегодня предметы художественного цикла входят в школьную программу только до 7 класса, хотя можно предположить, что именно в подростковом и раннем юношеском возрасте приобщение к искусству могло бы сыграть огромную позитивную роль в развитии личности растущего человека.

Противоречия и сложности развития, свойственные этапу взросления, неизбежно приводят к необходимости поиска путей оптимизации процесса становления личности, что подтверждает актуальность изучения влияния приобщения к искусству на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах.

Объект исследования - особенности развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Предмет исследования - параметры личностного развития на этапе взросления, зависимые от углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов.

Цель — проанализировать эффективность и характер влияния художественно-эстетического образования и воспитания на процесс развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Гипотеза - народные промыслы содержат огромный потенциал для развития личности; углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов на этапе подросткового и юношеского возраста способствует продуктивному развитию таких важных сторон личности как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера, становлению идентичности и индивидуальности.

Задачи настоящего исследования заключались в следующем:

1. Провести теоретический анализ проблемы влияния эстетического воспитания и образования на развитие личности.

2. Проанализировать возможный потенциал освоения народных промыслов в развитии личности подростков.

3. Выделить основные критерии, позволяющие объективно судить об уровне развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

4. Разработать базирующуюся на выделенных критериях личностной зрелости программу экспериментального изучения уровня развития личности подростков и юношей.

5. Провести сравнительное исследование личностного развития учащихся, углубленно изучающих предметы художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов, и школьников, обучающихся по традиционной и гимназической программам.

Методы и организация исследования. В работе использовался комплекс методик: методика мотивационных предпочтений, методика "5 автопортретов" в модификации О.В.Беловой, методика Вартегга, тест "Смысложизненные ориентации" Д.А.Леонтьева, Школьный тест умственного развития (М.К.Акимова, В.Т.Козлова, Е.М.Борисова и др.), "Самоактуализационный тест" в адаптации Л.Я.Гозмана и др., модифицированный вариант полуструктурированного интервью для изучения статусов идентичности В.Р. Орестовой, контент-анализ сочинений. Результаты исследования подвергнуты обработке методами математической статистики: использованы 1-критерий Стьюдента и критерий ф*- угловое преобразование Фишера.

В исследовании приняли участие 256 учащихся 7-11 классов МОУ "Давыдовская гимназия" и общеобразовательной средней школы г.Куровское, обучавшихся по разным программам.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены применением широкого спектра методик, соответствующих цели и задачам исследования, объемом проведенного исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, применением методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов содержит существенный потенциал для личностного развития и способствует продуктивному развитию таких сторон личности подростка как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера.

2. Художественно-эстетическое воспитание оказывается настолько действенным фактором личностного развития, что позволяет детям со сравнительно низким уровнем интеллектуального развития опережать своих более высоко интеллектуальных сверстников, обучающихся по более сложным базовым программам общеобразовательной школы, по ряду центральных показателей личностного развития. 3. Ранняя профессионализация, в основе которой лежит знакомство с культурным наследием, приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности и практическое освоение основ народных промыслов, не приводит к становлению статуса предрешенной идентичности, а является условием формирования полноценной личностной идентичности.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты были представлены в виде сообщений на конференции "Психологическая культура личности: сущность, механизмы, технологии развития" (Белгород, 2003), на конференции молодых ученых (МПСИ, 2005), на заседаниях лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО (2001-2005 гг.).

Полученные в исследовании данные включены в содержание курса возрастной психологии, спецсеминара "Психология подросткового и юношеского возраста" для студентов Московского психолого-социального института (филиал в г. Куровское).

Теоретическое значение работы состоит в том, что полученные в ней результаты расширяют представления о влиянии на личностное развитие подростков и юношей художественно-эстетического образования, включающего практическое освоение основ народных промыслов. В диссертации прослежено, как именно влияет художественно-эстетическое образование на личность в период взросления. Выделены основные критерии, позволяющие объективно судить об уровне развития личности в подростковом и юношеском возрастах, которые могут быть экспериментально изучены. Разработана программа экспериментального изучения подростков и юношей, базирующаяся на выделенных критериях личностной зрелости. Полученные данные вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития, обретения идентичности в период взросления.

Практическая значимость определяется обоснованием эффективности пути личностного развития в подростковом и юношеском возрасте, основанного на приобщении к искусству и народным промыслам, что может быть использовано в работе кружков, школ искусств, центров народных промыслов. Предложенный и апробированный в работе набор операционализированных критериев личностного развития подростков может быть применен в деятельности практического психолога в ходе проведения диагностической, психопрофилактической и коррекционных работ. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по возрастной и педагогической психологии.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 169 наименований, в том числе 14 на иностранном языке. В приложении представлены полученные материалы и результаты проведенного исследования, не вошедшие в основной текст диссертации, образцы сочинений, рисунков школьников. Объем диссертации 151 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Ситнова, Елена Николаевна

Результаты исследования мотивационной сферы представлены в таблице 5, данные которой показывают выраженность различных мотивов в изучаемых группах подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное нами диссертационное исследование и полученные и полученные в нем результаты позволяют сделать вывод о достижении в целом поставленной цели исследования: проанализировать эффективность и характер влияния художественно-эстетического образования и воспитания на процесс развития личности в подростковом и юношеском возрастах.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в процессе практического освоения основ народных промыслов содержит существенный потенциал для личностного развития и способствует продуктивному развитию таких сторон личности подростка как мировоззрение, временная перспектива, мотивационно-потребностная сфера, становлению его идентичности и индивидуальности.

Проведенное исследование влияния художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах позволяет сделать следующие выводы:

1. Сравнительное экспериментальное исследование показало, что художественно-эстетическое воспитание и образование оказывается настолько действенным фактором личностного развития, что позволяет детям со сравнительно низким уровнем интеллектуального развития опережать своих более высоко интеллектуальных сверстников, обучающихся по более сложным базовым программам общеобразовательной школы, по основным показателям личностного развития.

2. Мировоззрение школьников, обучающихся по программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (экспериментальная группа), отличается более высокими показателями осмысленности жизни, что проявляется в том, что они ощущают успешность осуществления самих себя в жизни, прошедшая часть жизни воспринимается ими как более осмысленная и продуктивно прожитая.

3. Для них характерен высокий уровень эстетического отношения к миру, что, в частности, находит выражение в более зрелом восприятии произведений искусства.

4. Особенностью временной перспективы в данной группе является целостное видение своей жизни в единстве прошлого, настоящего и будущего, в то время как для подростков контрольных групп характерна преимущественная ориентация либо на прошлое, либо на будущее.

5. Мотивационно-потребностная сфера подростков экспериментальной группы с возрастом (от 7-8 к 9-11 классам) становится содержательно богаче: если в контрольных группах в этот период наблюдается рост потребительской мотивации, то в экспериментальной группе выраженность мотивов потребления с возрастом падает, а альтруистических мотивов и мотивов саморазвития - растет.

6. Школьников экспериментальной группы отличает от подростков контрольных групп активность, самостоятельность и ответственность при решении проблем, выраженность познавательного интереса, креативность.

7. Полученные данные свидетельствуют о том, что ранняя профессионализация, в основе которой лежит знакомство с культурным наследием, приобщение к искусству через опыт самостоятельной творческой деятельности и практическое освоение основ народных промыслов, является одним из существенных (значимых) условий продуктивного личностного развития. Юноши и девушки экспериментальной группы демонстрируют более высокую степень обретения личностной идентичности: приоритетным для них является статус моратория, в то время как в контрольных группах доминируют статусы предрешения

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ситнова, Елена Николаевна, 2005 год

1. Абрамова H.A. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. М., 1998.

2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

3. Альбуханова К.А. Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М, 1960.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002.

6. Анненкова Н.В. Динамика соотношения феномена подросткового эгоцентризма и становления идентичности: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.

7. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Психология личности: Сборник статей/ Сост.А.Б.Орлов. М., "Вопросы психологии". 2001, С. 41-52.

8. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности//Вопросы психологии. 2000. №4. С. 61.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.

10. Ю.Белова О.В. Использование рисуночных методик для идеографической диагностики //Журнал прикладной психологии. 2001. №5. С.27-39.

11. П.Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2001.

12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986.

13. З.Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

15. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

16. Болотова А.К., Штроо В.А. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте // Мир психологии. 2002. №2.С 106-110.

17. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

18. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вест. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1981. №2. С.46-56.

19. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1980.

20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев., 1989.

21. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989.

22. Бухарева С.Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2005.

23. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе художественного воспитания. М.: Педагогика, 1986.

24. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972.

25. Виноградова A.A. Развитие духовной культуры школьников в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского: Автореф. канд. пед. наук, М., 2003.

26. Волков H.H. Восприятие картины. М., 1976.

27. Володин Е.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во Казанск. ун-та, 1982.

28. Выготский Л.С. Современная психология и искусство // Сов. искусство. 1927. №8. С. 5—8.

29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

30. Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

32. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-и томах, М.: Просвещение, 1984.

33. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Детская литература, 1980.

34. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №З.С.21-28.

35. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. с. 43.

36. Глотов М.Б. Художественная культура как система социальных институтов: Автореф. дисс. канд. филос. наук. JL, 1974.

37. Глотов М.Б. Социальные функции искусства. М., 1974.

38. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.

39. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. М., 1984.

40. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): Автореф. дисс. доктра психолог, наук. М., 2002.

41. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петрбург- XXI век, 1997.

42. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. В сб.: "Вопросы психологии личности школьника". М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

43. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М., 2003.

44. Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2001.

45. Игнатьев В.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

46. Идентичность/ под ред. Д.И.Фельдштейна. М-Воронеж, 2002.

47. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.

48. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.

49. Каган М.С.Морфология искусства. JL, 1972.

50. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.

51. Канцедикас A.C. Уроки народного искусства. М., Знание, 1986.

52. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

53. Кольцова М.М. Сигнальные системы и их взаимодействие у детей. JI., 1980.

54. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.

55. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

56. Крупник Е.А. Психологическое воздействие искусства. М.: Институт психологии РАН, 2001.

57. Кузин B.C. Психология. М., 1982.

58. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.

59. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск., Знание, 1993.

60. Левин К. Намерение, воля и потребность. Мюнхен, 1925.

61. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

62. Леонтьев A.A. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства)// Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н.Узнадзе. Тбилиси, 1973. с. 213-222.

63. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

64. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

65. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.

66. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии искусства (примечания)// Художественное творчество и психология/ Под ред А.Я.Зися, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1991. с.183-187.

67. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999

68. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.:Смысл, 1992.

69. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

70. Лилов А. О природе искусства. М., 1977.

71. Лилов А. Природа художественного творчества, М., 1982.

72. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике: Ученые записки Тартусского гос.ун-та. Тарту, 1964. — Вып.1.

73. Марков М.Е. Искусство как процесс. М., 1970.

74. Масгутова С.К. Арттерапия и образовательная кинесиология. М., 1996.

75. Масгутова С.К., Кирпичникова С.А. Арттерапия и образовательная кинестетика, М., 1998.

76. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999а.

77. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 19996.

78. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. М: Просвещение, 1987.

79. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманитарной литературы. 2002.

80. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989. №1. С. 15-21.

81. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс. доктора психолог, наук, М., 1999.

82. Михайлов A.A. Как развить воображение на уроках рисования// Семья и школа. 1973. №6.

83. Мудрик A.B. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. М., 1977.

84. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как формаусвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

85. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М-Воронеж, 1999.

86. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

87. Мясищев В.Н. Психология отношений. М-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.

88. Народные художественные промыслы/ Сост. Попова О.С., Королева Н.С. и др. М., 1984.

89. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.94.0рестова В.Р. Формирование личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте: дисс. канд. психолог, наук. М., 2000.

90. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/ Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. М.: Педагогика, 1988.

91. Петровский A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

92. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Просвещение, 1988.

93. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.

94. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина, С-П., 2000.

95. Практическая психология образования/ Под ред И.В.Дубровиной. М.: Сфера, 2004.

96. Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни, М., 1990. Прихожан A.M. Отрочество// Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 2004, С. 283 -377.

97. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999.

98. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М., 1978.

99. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.

100. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

101. Рогов А.П. Кладовая радости. М.: Просвещение, 1982.

102. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

103. Роджерс Н. Путь к целостности:человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств//Вопросы психологии. 1995. №1. С.132-138.

104. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

105. Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.

106. Сазонтьев Б.А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста. Чебоксары, 1955.

107. Сакулина И.П. Художественное воспитание в детском саду. М.: Педагогика, 1972.

108. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.

109. Слободчиков В.И. Психологические становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986.№6. С. 14-22.

110. Снегирева Т.В. Старший школьный возраст// Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., П., 1991, С. 145159.

111. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 8 томах, т.6., СПб., 1993.

112. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.

113. Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии// Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д., 1997. С. 212-214.

114. Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измерении// О человеческом в человеке. М., 1991.

115. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 2004.

116. Столович J1.H. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., 1985.

117. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

118. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

119. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: в 10 т. М., 1950.

120. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва-Воронеж, 1998.

121. Толстых В.И. Искусство и мораль: о социальной сущности и функции искусства. М., 1973.

122. Толстых В.И. Сократ и мы // С чего начинается личность. М., 1979.

123. Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей// Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 79-86.

124. Толстых H.H. Ранняя юность// Практическая психология образования (под ред. И.В.Дубровиной), М.: ТЦ Сфера, 2004, С. 372 -427.

125. Толстых H.H. Подростковый возраст// Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., П., 1991, С. 124-145.

126. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.

127. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1961.

128. Флоренский П.А. Иконостас, М., 1994.

129. Формирование личности старшеклассника/ Под ред И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.

130. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. М., 1982.

131. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

132. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

133. Фролова Е.А. Психологические условия личностной самореализации в системе профильного обучения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Самара, 2004.

134. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.

135. Хализева JI.M. Овладение графическим моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Дисс. канд. психол. наук. М., 1979.

136. Ханнафорд К. Мудрое движение. М., 1998.

137. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998.

138. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.

139. Цикунов С.Ю. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 1997.

140. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов). М., 1987.

141. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания // Декор, искусство. 1996. № 3.

142. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Соч. М.: 1989. С. 345 475.

143. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола,1994.

144. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

145. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

146. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб., М., 1995.

147. Юсов Б.П. Живой мир искусства/ Б.Юсов, Г.Кабакова, Л.Савенко//1. Дошк. восп. 1993. №6.

148. Юшко Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростковхудожественных школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.

149. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

150. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

151. Adler A. The Practice and Theory of Individual Psychology. 1929.

152. Ausubel D.P. Theory and Problems of Adolescent Development, Grune & Stratton, New York, 1954.

153. Blos P. Adoleszenz: Eine psychoanalytische Interpretation. Klett, Stuttgart 1973 (Orig.: Adolescence A Psychoanalytic Interpretation. Free Press, New Yorku. Collier-Macmillan, London, 1962).

154. Büller Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Stuttgart, 1967.

155. Higgins Т.Е. Self-discrepancy: A theory relating self and affect// Psychological Review, 1987.V.84. P.319-340.

156. Marsia J.E. Development and validation of ego-identity status// Journal of Youth and Adolescence, 5, P. 145-160.

157. Marsia J.E. Identity in adolescence // Handbook of Adolescents Psychology. In Adelson J. (ed).-N.Y. 1980, P. 159- 183.

158. Nuttin J. Motivation et Perspective d Avenir. Louvain, 1980a.

159. Nuttin J. Theorie de la motivation humaine. Paris, 1980b. 167.Shostrom E. Personal orientation inventory// Educational and industrial testing service. N. Y., 1966.

160. Spranger E. Psychologie des Jgendalters. Heidelberg, 1966.

161. Zasso W. Analyse différentielle des valeurs du moi chez 1 enfant et chez »1 adolescent//XIII Муждународный психологический конгресс. M., 1966. С. 182- 196.

162. Результаты по методике "Смысложизненные ориентации"

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.