Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Саниева, Тамара Николаевна

  • Саниева, Тамара Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 180
Саниева, Тамара Николаевна. Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 1999. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саниева, Тамара Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1.1. Педагогическая деятельность учреждений клубного типа.

1.2. Методологический и теоретический анализ проблемы направленности.

1.3. Музыкальная направленность как один из видов профессиональной направленности.

1.4. Учет психологических особенностей подросткового возраста в условиях музыкальной самодеятельности.

1.5. Теоретическое обоснование методов исследования.

ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКА.

2.1. Характеристика клубной деятельности'в период становления рыночных отношений.

2.2. Учреждения культуры как база развития музыкальной самодеятельности.

2.3. Мотивация участия подростков в музыкальной самодеятельности

2.4. Творческая активность подростков в музыкальной самодеятельности как один из факторов развития направленности его личности. 2.5. Роль руководителя музыкальной самодеятельности в формировании направленности личности подростка.

2.6. Экспериментальная методика формирования общей и музыкальной направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности.

2.7. Оценка общей и музыкальной направленности подростков в контрольных и экспериментальных группах по окончании эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростка»

Актуальность исследования. Проблема исследования обусловлена современными социально-культурными проблемами развития в России народного художественного творчества, в том числе - музыкальной самодеятельности детей и подростков. В современной государственной культурной и образовательной политике все более пристальное внимание уделяется проблемам сохранения и развития различных форм клубной самодеятельности. Об этом, в частности, свидетельствует текст Федеральной программы развития и сохранения отечественной культуры и искусства (1996 г.) и другие документы. Анализ современной практики музыкальной самодеятельности показал, что в последние годы, после периода некоторого спада, в данной сфере наблюдается резкий рост количественных и качественных показателей. Во многих регионах России создаются и успешно работают многочисленных хоровые и оркестровые коллективы, проводятся фестивали, смотры и конкурсы музыкальной самодеятельности, привлекающие все большее количество участников. В немалой степени этому способствовало повышение уровня педагогического руководства клубными музыкальными коллективами, что в свою очередь обусловлено совершенствованием подготовки кадров художественных руководителей самодеятельных коллективов в рамках новой вузовской специальности: 05.30.00 - «Народное художественное творчество».

Однако одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала клубной музыкальной самодеятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств детей и подростков в условиях музыкальной самодеятельности, на материале и средствами музыкального творчества. Необходимо подчеркнуть, что в А сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами клубной музыкальной самодеятельности, в которой участвуют дети и подростки, должны стать, на наш взгляд, не столько художественно-эстетическое образование и развитие исполнительского мастерства участников, сколько решение более общих задач социализации личности, организации содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности, преступности, наркомании, суицидов, а также психологической коррекции личности, социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.

Анализ результатов социологических исследований последних лет показывает, что многие подростки в современных условиях, из-за отсутствия материальных возможностей, практически не посещают концерты, театры, музыкальные спектакли, не могут учиться в музыкальных школах и посещать платные музыкальные кружки в учреждениях дополнительного образования. В этой ситуации именно клубная музыкальная самодеятельность, сохранившаяся в культурно-досуговых учреждениях, является зачастую единственной доступной формой развития музыкальных потребностей, интересов, вкусов, творческих способностей подростков, то есть всех тех качеств личности, которые интегрируются в понятии «музыкальная направленность» и взаимосвязаны с более широким понятием - «общая направленность личности».

К тому же, как показывают социологические исследования, в нашем обществе оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей.

Дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. 5

Встает проблема возвращения семье первоначального предназначения - быть не только местом материального обеспечения детей, но и духовным наставником, воспитателем, а клубным формированиям - дополнять это воспитание. В принятых в 1992 году Основах законодательства Российской Федерации о культуре четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной и музыкальной деятельности (ст.З). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания музыкальной самодеятельности. Музыкальная самодеятельность, представляет собой деятельность направленную на всестороннее развитие личности посредством му> зыкального искусства, выявление народных дарований, развитие их творческого потенциала и удовлетворения их культурных потребностей (Бакланова Т.И. /18, 20/, Куликова Г.А. /100/, Михайлина Р.Г. /132/).

Развитие идеи музыкального воспитания подрастающего поколения в творческих видах деятельности было осуществлено виднейшими представителями музыкальной педагогики 20-х годов. Мы встречаемся с этими положениями в трудах таких выдающихся музыковедов, как В.Л.Яворский /249/, Б.В.Асафьев /12/, Н.Брюсова, а систему музыкального воспитания разработал Карл Орф /150/. Именно в эти годы В.Л.Яворским были разработаны основополагающие принципы музыкального обучения, не потерявшие своего значения и сегодня.

Большое значение духовному развитию ребенка придавал

A.В.Луначарский /114/. Он писал о том, что под музыкально-эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

На влияние музыкального воспитания на развитие детей указывал

B.А.Сухомлинский /203, 204/, который писал, что музыка - это могучий источник мысли, без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.

Проблема развития ребенка в процессе воспитания рассматривается учеными в плане возрастных особенностей: дошкольный возраст (А.Н.Ветлугина,

A.JI. де Арисменди, М.А.Румер), младший возраст (Д.Б.Кабалевский /66/,

B.Т.Лихачев /111/), подростковый возраст (И.Ф.Гончаров /42/, Л.И.Уманский /212/, Н.С.Лейтес /102/, А.Е.Личко /109/).

Проблеме воспитания детей в культурно-досуговой сфере, в процессе занятий их музыкальной самодеятельностью, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование художественной самодеятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).

Изучение педагогической работы формирований музыкальной самодеятельности Московской области, в частности в Люберецком и Раменском районах (календарных планов, программ), указывает на то, что в настоящее время в любых видах музыкальной деятельности педагогическая работа по всестороннему развитию проводится довольно слабо или же совсем не проводится. Работа проводится по ранее разработанным программам и планам, которые включают изучение и исполнение музыкальных произведений, подготовку к концертам; воспитательная работа в них не отражена. Это связано с отсутствием педагогов в учреждениях клубного типа, нехваткой квалифицированных кадров и необходимой методической литературы.

Анализ литературных источников указывает на то, что по проблеме воспитания подростков проводилось немало исследований как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами: в педагогической науке - Ю.Бромлей, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов (теория деятельности), в психологии теорией развития личности занимались К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьева.

Л.И.Бажович, В.П.Зинченко, Е.И.Головахин, А.А.Кроника, в области музыкальной педагогики вопросом развития подростков занимались М.В.Савинова (формирование музыкальной кулыуры), С.А.Ермолаева (формирование эстетического отношения к труду), З.Г.Черуха (индивидуализация личности) и многие другие. Однако проблема формирования направленности подростков в процессе занятий музыкальной самодеятельностью в научных исследованиях не освещалась.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, мировоззрений, ориентирующих поведение и деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций. В структуру направленности входят доминирующие потребности, интересы личности, а также ее взгляды, убеждения, идеалы, составляющие мировоззрение, творческая активность.

Направленность представляет систему ценностных ориентаций личности, ее избирательное отношение к явлениям действительности. Поэтому именно направленность является важнейшим компонентом ее психологической структуры, определяющим значимость личности, ее ценность для общества (М.П.Дашковская /49/, А.Г.Колденкова /89,90/, Равич-Щербо /177/).

У личности могут преобладать различные виды направленности: общая или деловая направленность, когда доминирующие интересы, потребности личности определяются задачами деятельности; направленность на общение, когда большую ценность для личности представляет взаимодействие с другими людьми; эгоцентрическая направленность, когда поведение и деятельность личности определяются собственными интересами, потребностями, наиболее значимыми для личности. Наряду с этим каждая личность отличается по содержанию основной, доминирующей направленности (познавательная, общественная, профессиональная, эстетическая, музыкальная и др.), которая, в свою очередь, характеризуется рядом качеств: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. s

Ценностные ориентации как основной компонент направленности отражают то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный смысл, они выражают основу отношений человека к различным ценностям морального, материального и духовного порядка (Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.А.Пузырея /122/).

Проведенное нами констатирующее исследование путем анкетного опроса 327 подростков позволило выделить 4 группы участников музыкальной самодеятельности по ценностным ориентациям. На первое место вышли подростки с коммуникативным типом ценностных ориентации, т.е. выбирая занятие на досуге - музыкальную самодеятельность, подросток руководствовался прежде всего желанием общаться с друзьями, значительно расширить этот круг друзей и знакомых, встретить единомышленников, интересных друзей (41,7%). Второе место занимают подростки с творчески-пассивным типом ценностных ориентации - у них преобладают другие стремления - придя в формирования музыкальной самодеятельности, прежде всего отдохнуть, рассеяться, просто получить удовольствие, уйти от всех забот, забыться (30,5%). В третью группу гностического типа вошли подростки, которые пришли в музыкальную самодеятельность с целью познать новое в музыкальной деятельности, приобрести новые умения и навыки (20,2%). В последнюю, самую малочисленную группу (7,6%), входят подростки с творчески- активным типом ценностных ориентаций, т.е. они пришли в музыкальную самодеятельность с целью приобщения к прекрасному миру музыки, активного участия в музыкальной деятельности, в концертах.

Таким образом, полученные данные говорят о значимости общения, которое лежит в основе любой деятельности и представляет собой, как пишет К.К.Платонов, "осознанное взаимодействие людей, входящих в любую человеческую общность" и способствует всестороннему развитию личности подростка. Но, к сожалению, большее количество подростков имеют творческипассивный тип ценностных ориентации, нежели творчески-активный, что указывает на невысокий уровень музыкальной направленности.

В процессе занятий музыкальной самодеятельностью следует уделять особое внимание развитию творческой активности, способствующей развитию направленности подростка. Творческая активность, как утверждают отечественные и зарубежные психологи, такие, как Л.С.Выготский /36/, П.Я.Гальперин /40/, характеризуется как способность по-своему решать поставленные перед человеком проблемы, внося новое, необычное, степень участия в познавательных процессах и активность в усвоении новых знаний, умений и навыков. По своей структуре творческая активность - явление очень сложное, охватывает многие стороны, включающие в себя познавательную деятельность и волевую сферу человека.

Как показывают исследования, участники музыкальной самодеятельности довольно слабо проявляют творческую активность самостоятельно (коэффициент выраженности - 0,357), чаще они активны в зависимости от ситуаций (к.в. -0,523) и пассивны совсем немногие (к.в. - ОД 00). Интенсивность и индивидуальной характер музыкальной деятельности проявляются у подростков только под руководством руководителя или более старших и опытных товарищей (к.в. -0,515). Одним из факторов, определяющих творческую активность, является также и анализ музыкальных произведений в процессе прослушивания записей, просмотра кино- и телепередач, на концертах. Немаловажное значение в развитии творческой активности имеет фасилитация - обусловленное социальным контактом взаимовлияние людей, повышающее их активность.

Творческая активность влияет на развитие самообразования и самоутверждения подростка (Н.А.Бердяев /22/). Самообразование - это формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Самообразование, по определению психологов, представляет собой сознательно поставленную цель, чаще всего возникающую в подростковом возрасте, и включает в себя ч желание познать что-то новое, найти в литературе ответ на возникшие вопросы, отношение подростка к чтению, а также его отношение к любимым занятиям, не только в области музыкальной деятельности, но и в других областях (А.В.Мудрик /137/, М.Кле /82/).

Развитие самообразования подростка в формированиях музыкальной самодеятельности тесно связано с понятием "самоутверждение", т.е. стремлением человека дать себе высокую самооценку, получить высокую оценку своей деятельности со стороны окружающих его людей за успехи в исполняемой им деятельности. При этом подросток чувствует уверенность в своих силах и душевный комфорт.

Высокая чувствительность подростка связана с особенностями его психологического и физического развития (Д.В.Колесов, И.Ф.Мягков). Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее объективная основа - значительные различия между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности, так как к нему начинают предъявлять требования в некоторых вопросах как к взрослому человеку.

Второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, характере реакции на внешние воздействия: часто подростки, анализируя изменения, не могут принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика.

Третьей объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности общения. Эти дефекты проявляются в основном в нарушении развития эмоциональной сферы. Подросток, имеющий мало ласки от родителей, не может проявить свои чувства открыто, он как бы замыкается в себе, чувства его поверхностны, быстро угасают, а механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека. Постоянная внутренняя напряженность приводит к нервным срывам подростка. Недостаточное понимание чувства собственной принадлежности к обществу приводит к тому, что подросток часто попадает в противоправные объединения, в уголовный мир, где его принимают за равного члена коллектива. Часто это происходит против его воли и желания, вследствие социальной незрелости.

Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, изменению отношений к окружающим. Четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания.

Известный психолог В.Н.Мясшцев (144), работающий над проблемой развития личности и ее направленности, отмечает, что если в раннем возрасте формирование личности диктуется главным образом взрослыми, то в подростковом возрасте на развитие личности влияют расширяющиеся общественные отношения, учение и рост индивидуального самосознания. В подростковом возрасте отмечается отчетливое направление сознания на себя, осознание себя личностью происходит у подростка в первую очередь в процессе общения со сверстниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего "я" с другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, моральный облик, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. При этом формируется самоуважение, оно не в меньшей степени зависит от оценки подростка окружающими. У него отмечается завышенная самооценка и при неудачах - неуверенность в своих возможностях и даже появление отрицательных свойств личности. У подростков появляются свои идеалы, мечты, о которых они умалчивают. Появляются интересы к различным видам деятельности, потребность заниматься любимым делом. Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей.

Поведенческие реакции подросткового возраста проявляются весьма разнообразно. Так, выделяют: реакцию "отказа" при резком изменении ситуации, реакцию "высокой конфликтности" подростка, реакцию "компенсации", "имитации".

Значительные изменения в подростковом возрасте претерпевают познавательные процессы. Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым, и подросток может более длительное время концентрировать его на определенных объектах. Интеллекту ализируются восприятие, память ("схватывают на лету"), воображение и другие психические процессы, они все больше приобретают черты произвольности, сознательного отношения к получаемой информации. В подростковом возрасте начинает формироваться мировоззрение - как основной мотив и регулятор поведения. Подростки могут прогнозировать последствия своих поступков и соответствующим образом планировать их.

Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно: могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, принципиальность и беспринципность. Своеобразие характера у подростков обычно проявляется в его "заострении", акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнениями взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, лежащей в основе полового созревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье, школе и с друзьями (Л.С.Выготский, А.Е.Личко, Д.В.Колесов, И.В.Мягков и др.).

В исследовании участвовали подростки с нарушением зрения, поэтому следует особое внимание обратить на развитие их психики. В исследованиях тифлопсихологов установлено, что нарушение сенсорного дефекта способствует увеличению вероятности возникновения нервно-психических расстройств, устойчивых состояний эмоционального дискомфорта, патологическому развитию личности. Бесконтрольный процесс формирования отношения к себе, своему дефекту, образа "Я" нередко приводит к искаженному представлению о личностной значимости. Если эти отношения и представления приобретают устойчивый характер, у учащихся возникают серьезные трудности в процессе общения, профессиональной и социальной адаптации (В.К.Регушин /174/, И.Я.Яшкевич /250Г).

Все вышесказанное определило тему нашего исследования "Влияние музыкальной самодеятельности на развитие направленности подростков -участников музыкальной самодеятельности". Ее актуальность обусловлена следующими предпосылками и противоречиями, гуманизацией и гуманитаризацией общего образования подрастающего поколения: необходимостью развития общей и музыкальной направленности личности подростка, недостаточным педагогическим руководством в развитии направленности, отсутствием методики ее формирования.

На современном этапе развития общества в учреждениях клубного типа проблема формирования личности подростка приобретает особую остроту ввиду отсутствия штатных педагогов и необходимости руководителя формирований музыкальной самодеятельности осуществлять работу с разными социальными группами подростков по возрасту и полу, национальной принадлежности и т.д. Общая и музыкальная направленность участника музыкальной самодеятельности определяет его интерес к музыкальной деятельности, желание ее освоить, настойчивость в преодолении трудностей при овладении знаниями и умениями.

Специалисты общей и музыкальной педагогики едины во мнении, что невозможно сформировать все качества личности в учебном и воспитательном процессе, поэтому необходимо направить усилия на воспитание наиболее главных. К числу важнейших свойств личности подростка как будущего строителя общества относится направленность личности. Однако процесс формирования личности подростка в условиях формирований музыкальной самодеятельности специальным исследованиям не подвергался.

Методологические основы исследования.

Современное общество требует на этапе развития новых рыночных отношений от представителей общественных, естественных и технических наук дальнейшего развития фундаментальных и прикладных научных исследований, повышения эффективности качества научных разработок. Методологические проблемы в этой связи выдвигаются на одно из первых мест, помогая конкретной науке выделить объект и предмет исследования, определить способы их изучения, принципы раскрытия закономерностей рассматриваемой области явлений. Теоретические положения и методологические принципы определяют конкретные методы исследования. С точки зрения отечественных ученых, понятие "методология" охватывает, как минимум, три уровня анализа.

Во-первых, это общая методология научного исследования, представляющая собой философский подход к явлениям действительности, принципы и способы познания, рассмотренные в самом широком смысле слова. Такие общие принципы определены философской диалектикой. Современная методология исходит из того, что в основе методов лежат объективные законы действительности.

Второй уровень методологии можно определить как специальную частную методологию каждой научной дисциплины, представляющую собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предмета. Это тоже способ подхода к анализу явлений действительности, но способ, применяемый в определенной сфере знаний.

Третий уровень методологии - совокупность конкретных методик исследования, технических исследовательских приемов, которые составляют существенную часть в любой системе научного знания. Таким образом, формулируя точку зрения позиций диалектики о научном исследовании, мы должны подчеркнуть, что методология и методы представляют неразрывное единство, в котором примат остается за методологией. Такова точка зрения классиков науки, которая взята на вооружение отечественными учеными.

Степень научной разработанности проблемы. Роль и место музыкальной самодеятельности в формировании и развитии направленности личности подростов не стали пока предметом специального исследования. Вместе с тем, в целом ряде психологических, психолого-педагогических и социально-психологических исследований созданы необходимые предпосылки для решения выдвинутой в нашем исследовании научной проблемы.

Проблемы общей направленности личности наиболее полно разработаны в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейна и других. В них раскрываются разные подходы к определению понятия «направленность личности», представлены различные подходы к классификации ее видов и уровней. Общим для многих исследований является подход к определению направленности как интегральному качеству личности, объединяющему ее потребности, интересы, вкусы, мотивацию, ценностные ориентации и т.д.

Психолого-педагогические и социально-психологические проблемы подросткового возраста, в том числе связанные с потребностями личности в самооценке, самовыражении, самореализации и самоактуализации, наиболее основательно разработаны в исследованиях Ю.Б.Гиппенрейтера, С.Н.Иконниковой, В.С.Кривцовой, В.Т.Лиссовского, А.Маслоу, А.А.Пузерея и других.

Роль музыкальной самодеятельности в формировании и развитии личности наиболее раскрыта в исследованиях Т.И.Баклановой, В.И.Закутского,

A.С.Каргина, Е.И.Смирновой, Е.И.Максимова и других. Возможности музыкально-творческой деятельности как средства социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения и другими проблемами, раскрыты в работах таких авторов, как Т.И.Бакланова, С.А.Еромолова,

B.Д.Кондратьев, З.Ш.Максютов, Ю.С.Моздокова, В.К.Регушин, В.Н.Сапогов, И.Я.Яшкевич и других.

Однако проблема влияния музыкальной самодеятельности на направленность личности подростка, нуждающегося в социально-педагогической коррекции и реабилитации, специально не исследовалась.

Цель исследования - разработка и обоснование педагогических условий эффективного руководства развитием направленности личности подростков в условиях клубной музыкальной самодеятельности.

Объект исследования - направленность личности подростка, участвующего в клубной музыкальной самодеятельности.

Предмет исследования - процесс педагогического руководства развитием направленности личности подростков, нуждающихся в социально-педагогической коррекции и реабилитации, в условиях клубной музыкальной самодеятельности.

Гипотеза - развитие направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности будет более эффективным при использовании руководителем коллектива методов поэтапного формирования мотивов, творческих способностей и ценностных ориентации личности, с учетом ее реальных потребностей и социально-психологических проблем.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние теории и практики развития направленности подростков в условиях современной клубной музыкальной самодеятельности;

2. Выявить с помощью эмпирических методов основные характеристики и динамику развития направленности личности подростков, участвующих в современной клубной музыкальной самодеятельности;

3. Разработать и апробировать методику развития направленности личности в процессе педагогического руководства клубным музыкальным самодеятельным коллективом;

4. Сформулировать на основе результатов исследования научно-методические рекомендации по повышению эффективности формирования и развития направленности подростков в коллективах музыкальной самодеятельности.

Методы исследования - анализ и обобщение литературных источников (педагогической, психологической, музыкально-педагогической, тифлопедагогической и тифлопсихологической литературы); констатирующий эксперимент; педагогические наблюдения; опрос (анкетный, интервью, беседа); методы психодиагностики; педагогическая диагностика уровня развития компонентов направленности; методы экспертной оценки и самооценки в процессе анализа результатов творческой деятельности, математико-статистические методы обработки полученных в процессе исследования материалов, педагогический формирующий эксперимент.

Этапы исследования.

Первый этап (1994 - 1995 гг.) имел поисковый характер, осуществлялся сопоставительный анализ научно-педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы и данных научных исследований по изучаемой проблеме, аккумулировался опыт работы самодеятельных музыкальных коллективов Дворцов, Домов культуры, клубов по работе с подростками в Московской области.

Второй этап (1995 - 1996 гг.) представлял собой констатирующее исследование, в процессе которого на основе отчетов Комитета культуры Московской области была сделана характеристика клубной деятельности в период становления рыночных отношений. На основе репрезентативной выборки путем анкетного опроса, бесед и интервью было обследовано 327 участников - подростков музыкальной самодеятельности Люберецкого и Раменского районов Московской области, а также 93 руководителя самодеятельных коллективов. На этом этапе проводилось изучение педагогической работы учреждений клубного типа, определялись этапы вхождения подростка в коллектив музыкальной самодеятельности .

Третий этап (1996 - 1998 гг.) был посвящен педагогическому формирующему эксперименту, в который включается создание положительной психологической атмосферы в коллективе для реализации разработанной автором программы.

Формирующий педагогический эксперимент проходил в течение двух лет на основе разработанных автором методов и авторского проекта методики формирования общей и музыкальной направленности подростка, которая проводилась параллельно с основной музыкальной программой хоровой капеллы духовного песнопения.

Цель эксперимента состояла в адаптации и обосновании методики развития общей и музыкальной направленности подростка на теоретических, практических музыкальных занятиях, а также в концертной деятельности.

Программой эксперимента предусматривалась реализация принципов: активизации внутренних движущих сил личности подростка; профессионально-деятельностного подхода к отбору теоретических и практических занятий, методов их проведения; преемственности психолого-педагогических знаний и профессионально-педагогической музыкальной подготовки.

В эксперименте решались следующие задачи: усиление мотивации овладения музыкальной деятельностью и занятий ею, развитие ценностных ориентации; формирование ясных представлений об особенностях музыкальной самодеятельности с акцентацией подростков на наиболее привлекательные стороны музыкальной деятельности; вооружение подростков методами самоанализа и самооценки с целью определения своих возможностей и возможностей своих товарищей в процессе занятий музыкальной самодеятельностью; углубление знаний в области музыкальной деятельности на основе привлечения подростков к самостоятельному приобретению знаний, развития у них стремления к самообразованию и самоутверждению в жизни; активизация творческой активности подростка в процессе занятий музыкальной самодеятельностью путем введения системы знаний, обеспечивающих одновременно развитие и формирование общей и музыкальной направленности подростка; стимулирование индивидуальной работы с подростками при овладении ими музыкальной деятельностью.

В педагогическом эксперименте учитывались психолого-педагогические условия, способствующие развитию общей и музыкальной направленности.

Программа методики разрабатывалась автором соответственно четырем этапам вхождения подростка в формирование музыкальной самодеятельности и включала в себя знакомство и изучение истории развития камерной и оперной музыки как зарубежных, так и русских композиторов, знакомство с композиторами классических оперетт. Изучалась музыка современных композиторов, бардов по желанию и интересам подростков. Программа включала в себя просмотр и прослушивание музыкальных произведений, а для развития общей направленности личности подростков - посещение музеев, выставок, концертов, проведение анализа полученной информации, самооценки собственной деятельности, написание рефератов. Как показали результаты в конце эксперимента, у подростков повысился интерес к народной музыке, повысилась творческая активность, исчез размытый нейтралитет в отношении оценки и анализа музыкальных произведений и жизненных ситуаций, появилась уверенность в своих способностях, духовность, что говорит о положительном влиянии на развитие направленности подростка разработанных автором методов и методики формирования общей и музыкальной направленности.

Проведенное исследование подтверждает мысль о нужности и важности массового воспитания детей, основываясь на таком доступном виде музыкального искусства в детской музыкальной самодеятельности, как хоровое пение, в котором тесно взаимосвязаны эмоциональность и музыкальность.

Основная база исследования находилась в Люберецком и Раменском районах Московской области, в Люберецком городском Дворце культуры, в Раменском Дворце культуры "Сатурн", в районном Дворце культуры "Победа" поселка Удельная (хоровая капелла духовного песнопения и вокально-инструментальный ансамбль).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

- уточнено понятие «направленность личности» применительно к подросткам, участвующим в музыкальной самодеятельности. В данном понятии основной акцент сделан на таких компонентах направленности, как ценностные ориентации и творческие потребности личности;

- разработана система критериев и показателей развития направленности личности подростков в условиях музыкальной самодеятельности;

- выявлены реальные показатели развития направленности подростков, свидетельствующие о недостаточной реализации в современных условиях воспитательных и развивающих функций клубной музыкальной самодеятельности;

- раскрыты основные этапы социально-психологической адаптации подростков в коллективе музыкальной самодеятельности;

- разработана педагогическая методика развития направленности личности подростков в условиях музыкальной самодеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внедрены в практику клубных музыкальных самодеятельных коллективов Московской области. Результаты исследования в перспективе могут найти более широкое применение не только в практике музыкальной самодеятельности, но и в музыкально-образовательной работе учреждений общего и дополнительного образования, а также в процессе подготовки и переподготовки руководителей коллективов народного художественного творчества в средних и высших учебных заведениях, в том числе - в курсе «Педагогическое руководство художественно-творческим коллективом», введенном в Государственный образовательный стандарт специальности: 05.30.00 - Народное художественное творчество.

Апробация результатов Основные положения исследования были изложены и обсуждены на конференции "Развитие современной молодежи в учреждениях клубного типа", прошедшей в сентябре 1998 года в г. Раменское Московской области. Диссертантом прочитаны лекции по развитию общей и музыкальной направленности подростков в музыкальной школе п.Малаховка, в городском Дворце культуры г. Люберцы, прочитан курс лекций и проведены занятия с руководителями формирований во Дворце культуры "Победа" п.Удельная, там же внедрены в работу формирований методика и методы развития общей и музыкальной направленности подростка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и развитие направленности подростков в условиях музыкальной самодеятельности являются одним из важных факторов преодоления острых социально-психологических проблем подросткового возраста, социальной адаптации и реабилитации личности.

2. Важнейшими педагогическими условиями формирования и развития направленности личности в условиях музыкальной самодеятельности являются учет реальных проблем подросткового возраста, опора в музыкальнообразовательной работе на духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной музыкальной культуры, использование методов музыкальной терапии, развитие эмоциональной сферы личности средствами музыкального искусства.

3. В современных условиях возрастает роль музыкальной самодеятельности в развитии направленности, а также в психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации подростков, имеющих физические проблемы (в том числе - инвалидов по зрению). Решению данных проблем в определенной степени может способствовать предложенная автором методика руководства музыкально-творческой деятельностью в условиях клубного самодеятельного коллектива.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Саниева, Тамара Николаевна

Результаты исследования по основным компонентам направленности, как общей, так и музыкальной, давались в индексах сформированное™, который вычислялся по следующей формуле: ja(+l) + в ( + 0,5)+с(-0,5) +*(-!) + е(0), N где + 1 (а) - максимум сформированное™, + 0,5(в) - сформированное^, О (е) - неопределенность, -0,5(с) - минимальная сформированность, -1 (d) - отсутствие сформированности, N - число испытуемых. Рейтинг - этот метод применялся нами для оценки различных сторон психологической деятельности подростка в сфере музыкальной самодеятельности.

Педагогический формирующий эксперимент проводился с целью обосновать методы и методику формирования личности подростка - участника формирований музыкальной самодеятельности в процессе теоретических, практических занятий и репетиций. Эксперимент проводился в Удельнинском районном Дворце культуры "Пббеда".

Для проведения педагогического эксперимента были отобраны контрольные и экспериментальные группы из участников хоровой капеллы духовного песнопения, которая является наиболее многочисленной. При отборе экспериментальных групп использовался метод случайной выборки подростков с нормальным зрением и были взяты слабовидящие подростки. В контрольной группе были взяты участники вокально-инструментального ансамбля. Для участия в эксперименте было определено 26 человек в экспериментальной группе и 21 человек - в контрольной.

Эксперимент проводился в четыре этапа, соответствующих этапам вхождения подростка в коллектив.

В процессе всего эксперимента проводилась оценка эмоциональных состояний участников формирований музыкальной самодеятельности по модифицированной методике Ю.Л.Ханина, по которой определялись самочувствие, активность и настроение участников до и после занятий, репетиций, концертных выступлений, т.к. только при положительном эмоциональном состоянии могут быть положительные результаты любой деятельности. Определялись также психологическая атмосфера в группе по методике Ф.Фидлера, индивидуально-типологические особенности по тесту А.Айзенка.

Полученные результаты развития сформированное™ общей и музыкальной направленности подростков-участников музыкальных формирований определялись по объективным и субъективным показателям. К объективным показателям относятся оценка развития их направленности руководителями, диссертантами и обработанные данные результатов исследования. Субъективными показателями являются результаты самооценки, наблюдений, выполнение заданий и их самоанализ.

В исследовании принимали участие 323 участника музыкальной самодеятельности и 93 руководителя формирований. Констатирующее исследование проводилось с 1995 - 1996 учебного года по 1997 - 1998 учебный год. Опросу подвергались участники музыкальной самодеятельности, руководители формирований, художественные руководители клубов, директора Домов и Дворцов культуры со стажем работы от 1 года до 25 лет.

Опрос участников проводился во время занятий, репетиций и после них. Опрос руководителей формирований, художественных руководителей, директоров проводился в свободное и удобное для них время. Заполнение анкет проводилось в присутствии диссертанта.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКА

2.1. Характеристика клубной деятельности в период становления рыночных отношений

Углубление экономических и социальных преобразований в нашей стране закономерно повышает требования не только к масштабам работы учреждений культуры, но и к содержанию работы, культурного обслуживания населения, повышению уровня эмоциональной выразительности и социальной основы клубной деятельности, стимулирующей развитие и удовлетворение потребностей различных возрастных групп населения.

Деятельность культурно-просветительных учреждений характеризуется в настоящее время усложнением целей и задач культурного обслуживания населения. Особое внимание следует уделять молодежи. В работе с этой возрастной категорией необходимо учитывать стимулирование творческой, познавательной, коммуникативной и рекреативной деятельности, развивающей их потребности в самоутверждении, самообразовании, творческую активность, ценностные ориентации в процессе общения с окружающими их людьми.

Клубные объединения, - как педагогическая система, вступают в период возрождения и развития, преобразуясь в коллективный субъект воспитания как результат гуманного преобразования клубной общности, осуществляют самообновление.

В период рыночной экономики необходимо развивать з хтуба;::, Дзмгх и Дворцах культуры, студиях разнообразные формы музыкальной самодеятельности.

Детская музыкальная самодеятельность на современном этапе исключает элементы стихийного рефлексивного развития и регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Отечественная педагогика и психология накопили значительный опыт работы в развитии личности подростка в процессе их участия в музыкальной художественной самодеятельности. Становление подростка как индивида и личности, согласно теории Л.С.Выготского, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социt ального.

Основу натурального ряда составляют биологически обусловленные процессы созревания, а становление подростка как субъекта деятельности и как личности осуществляется только в процессе социализации, т.е. приобщения индивида к участию в музыкальной художественной самодеятельности, поведения в коллективах. "Социальная ситуация развития" подростка характеризуется типичным для подросткового возраста сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Ее содержание достаточно полно раскрыто в исследованиях психологов. Для ее полного понимания как особого жизненного цикла человека необходимо определение последовательной системы состояния развития, т.е. возрастной периодизации.

Музыкальное развитие начинается с самого раннего возраста, - в дошкольных учреждениях - в яслях, детских садах, где основное внимание музыкальных работников направлено на общее музыкальное образование и развитие ребенка. Затем массовое музыкальное воспитание продолжают общеобразовательные школы, музыкальные школы, внешкольные учреждения.

В плановой системе хозяйствования самодеятельность не занималась коммерческой деятельностью. Разнообразный досуг подростков в значительной степени обеспечивался за счет выделения средств государством, которое стремилось к необходимости всестороннего и гармоничного развития детей. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования, но, тем не менее, необходимость развития детской музыкальной самодеятельности в качестве важнейшей общечеловеческой цели сохраняется. При этом не моэлет не возникнуть вопрос о коммерческой стороне в организации досуга подростков. Есть множество культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли в развитии детской музыкальной самодеятельности.

Экономика страны и культура очень тесно взаимосвязаны. Затраты государства на культуру дают не только эффект интеллектуального развития молодого поколения, но и в дальнейшем огромный экономический эффект.

Раньше кружки художественной самодеятельности в клубах находились на государственном обеспечении. Но так как государственные бюджетные ассигнования из года в год уменьшаются, как показали результаты констатирующего исследования, появляется необходимость вклада на поддержание развития детской музыкальной самодеятельности из части прибыли коммерческих фирм, спонсоров и мероприятий, проводимых на платной основе. Как показывают статистические данные таблицы 1, предоставленные нам Комитетом по культуре Администрации Московской области, финансирование учреждений культуры клубного типа системы Министерства культуры РФ увеличилось за 1998 год по сравнению с 1996 годом более чем на 8 млн. рублей; больше чем на 400 тысяч рублей увеличились доходы от проведенных клубными учреждениями платных мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В комплексном совершенствовании педагогического процесса в формированиях музыкальной самодеятельности необходимо предусмотреть решение одной из важнейших задач развития подростка - формирование общей и музыкальной направленности, способствующей всестороннему развитию его личности. С этой целью рекомендуется ввести в обязательную программу формирований музыкальной самодеятельности, в теоретические и практические занятия, проводимые с участниками, материалы, раскрывающие сущность музыкальной деятельности, развивая на этой основе интересы подростков.

2. На теоретических и практических занятиях музыкальной самодеятельностью в работе с подростками применять разработанную нами методику и методы, способствующие формированию общей и музыкальной направленности личности подростка.

3. Руководителю формирований рекомендуется на занятиях формировать способность у подростков соотносить общую и музыкальную направленность с самооценкой личности и определять соответствие своим возможностям. При этом использовать методы самоанализа, структурного анализа, моделирование концертной деятельности, монографический, биографический методы, метод коррекции общения и поведения, метод организационно-деятельностной игры.

4. В работе со слабовидящими подростками, занимающимися в музыкальных формированиях, рекомендовать разработанную и экспериментально проверенную нами методику с предложенной системой индивидуальных занятий.

5. Руководителю формирований рекомендуется в процессе работы с подростками, как нормальновидящими, так и слабовидящими, следить за положительной психологической атмосферой в группе, учитывать в работе индивидуально-типологические особенности личности, а также эмоциональное состояние подростков, способствующее более эффективному усвоению материала и формированию общей и музыкальной направленности.

6. Применять в работе разработанный нами индивидуальный "Дневник участника музыкальной самодеятельности", где отмечаются результаты проводимой работы, особенности формирования личности подростка, его успехи, индивидуально-типологические особенности, влияние применяемых методов на формирование направленности подростка.

7. В процессе повышения квалификации руководителей музыкальных формирований использовать материалы исследования, раскрывающие сущность общей и музыкальной направленности личности подростка как важной предпосылки всестороннего его развития, а также вводить его в мир прекрасного, отвлекать от негативных сторон окружающей действительности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саниева, Тамара Николаевна, 1999 год

1. Адищев В.И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А.Д.Городцова: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1979.- 16 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд. - М., 1985. - 448 с.

3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

4. Анализ статистических данных развития учреждений клубного типа отдела Министерства культуры Московской области: Метод, рекомендации. М., 1994. - 34 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 с.

6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. - 38 с.

7. Антонов И.В. Влияние социально- педагогических факторов на совершенство организации деятельности культурно-спортивного комплекса: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1989. - 16 с.

8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. М., 1987. - 135 с.

9. Аркадьев А.И. Наши подростки в современном мире. 1996. - 242 с.

10. Артановский А.И. Некоторые проблемы теории культуры. Д., 1987.83 с.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -11 с.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - М.; Л.: Музыка, 1973. - 144 ст.

13. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. -215 с.

14. Асмолов Б.В. Психология личности. М., 1990. - 346 с.

15. Бабанский Ю.К. Педагогика воспитания. М.: Просвещение, 1996. - 426с.

16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

17. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1997.

18. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1978.-23.

19. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Дис.д-ра наук. -М., 1990.

20. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. -М., 1994. 320 с.

21. Бакланова Н.К., Власова Л.М. Психологическая подготовленность как основа формирования культуры милосердия социального работника. // Человек в мифе культуры. Тезисы междунар. науч. конференции. М., 1995. - С. 54 -55.

22. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1992. - 142 с.

23. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.; Сов. композитор, 1987. -270 с.

24. Беляков Б.А. Роль учреждений клубного типа в системе культурно-просветительной работы России. М., 1993. - 254 с.

25. Берне Р.В. Развитие "Я" концепции и воспитания. - М., 1986.- 198 с.

26. Бельмер В.А. Внеклассное изобразительное творчество в школе для слабовидящих детей. М., 1994. - 244 с.

27. Березовский Б.Л. Деятельность педагога ДМШ и пути ее дальнейшего совершенствования: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1981. - 23с.

28. Благой Д.Д. Важная форма приобщения к музыкальному искусству: О концертах для учащихся дет. муз. школ // Вопросы музыкальной педагогики. -М., 1988. Вып.7. - С. 85-93.

29. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Прсвещение, 1964. - 547.

30. Бологоев М.И. Распределение свободного времени старшеклассников. -Коломна, 1991. 65 с.

31. Болотников И.М. Научное управление культурно-просветительными учреждениями. М.: Просвещение, 1976. - 144 с.

32. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 143 с.

33. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1985.

34. Викторов В.В. Становление и развитие материально-технической базы идейно-воспитательной работы. М.,1989,187 с.

35. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной работы. М.: Педагогика, 1983. - 203 с.

36. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих, очерки. 2-е изд. - М.:Просвещение, 1967.

37. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1981. - 368 с.

38. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

39. Газман B.C. Воспитание: цели, средства, перспективы. Новое педагогическое мышление // Под редакцией А.В.Петровского. М., 1989. с. 221 - 237.

40. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии. 1982. - №5. - С.80-84.

41. Гансберг Э. Творчество и игра. М., 1995. - 234 с.

42. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

43. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика. - 1989. - 196 с.

44. Голубева Э.Я. Способности и индивидуальность. М., 1993.

45. Гуров И.Н. Сфера досуга и изучение культурно-досуговых потребностей населения // Человек в мире культуры. Тезисы международной научной конференции. М., 1995. - 131 с.

46. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии 1984. - №2. - С.89-106.

47. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения М., 1996. - 265 с.

48. Дальто Ф. На стороне подростка (перевод с английского) М.: СПб, 1997. - 86 с.

49. Дашковская М.П. Формирование педагогической направленности в системе подготовки к творческому труду. М.: Мысль, 1980. - 143 с.

50. Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997. - 268 с.

51. Дидактика средней школы: (Некоторые пробл. современной дидактики): Учеб.пособие / Под редакцией М.Н. Скаткина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982.-319 с.

52. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

53. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. - 240 с.

54. Железняк Л.Ф. Проблема направленности личности в советской психологии // Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов. / Отв.ред. B.C. Сеткин. М., 1990. - 117 с.

55. Журавлева И.В., Науменко В.М. Культурно-спортивный комплекс в сфере досуга. Л., 1986. - 139 с.

56. Засуха Н.И. Взаимодействие школы и культурно-просветительных учреждений в эстетическом воспитании подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1983. - 16 с.

57. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1986. -264с.

58. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л.:1. Изд-воЛТУ, 1964.-74 с.

59. Землянский Б .Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. - 140с.

60. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме. М., 1923; Зеньковский А.В. Психология детства. - М., 1996. - 327 с.

61. Иванников И.А. Воля: миф или реальность? // Вестник Моск.ун-та. Сер14. Психология. - № 2 - С.70-73.

62. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. - 6Г с.

63. Ильин B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

64. Ильин Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен // Межвузовский сб. науч. трудов. Л., 1981. - 98 с.

65. Искусство в системе культуры: (Сб.ст.) / Ред.-сост. М.С.Каган. Л.: Наука, 1987. - 272 с.

66. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М: Просвещение, 1981. -192 с.

67. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.

68. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. - 32 с.

69. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. -№ 4. - С. 9-16.

70. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. 325 с.

71. Кантор В.З. Художественная самодеятельность как фактор социализации личности слабовидящего подростка. СПб., 1994 - 28 с.

72. Капишников А.С. Музыкальный момент. Кемерово, 1986. - 224 с.

73. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика.: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1984. -223 с.

74. Каргин А.С., Цагарелли Ю. Призвание и мастерство. М., 1986. - 86 с.

75. Кеериг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1985. - 16 с.

76. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. - 148 с.

77. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. - 196 с.

78. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. М., 1992. -С.87-115.

79. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1983.-63 с.

80. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни (перевод с немецкого). М., 1996. - 72 с.

81. Юте М. Психология подростка (перевод с французского). М., 1991. -154 с.

82. Клуб и школа: пути взаимодействия: Сб. науч. тр. / Редкол. С.С Соков-ников и др. Челябинск, 1995. - 163 с.

83. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1978. - 279 с.

84. Коваленко Н.В. Педагогические условия повышения музыкально-эстетической культуры участников самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Киев., 1984. -23 с.

85. Кон И. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского М., 1989. - С. 191-205.

86. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-63 с.

87. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. - 288 с.

88. Колденкова А.Г. Педагогический фактор формирования профессиональной направленности: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1987. - 20 с.

89. Колденкова А.Г. Профессиональная направленность как нравственная проблема. Иваново, 1986. - С.42-46.

90. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

91. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. -Л., 1985.-79 с.

92. Кондратьев В.Д. Роль урока музыки и школьного хора в формировании ребенка с нарушением зрения. М., 1986. - 65 с.

93. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990.- №2. С. 62 - 69.

94. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. М., 1992. - 283 с.

95. Кремштейн Б. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М., 1984. - 128 с.

96. Кривцова B.C. Подросток на перекрестке эпохи. М., 1997.- 89 с.

97. Крутецкий В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1978. - С. 206 - 221.

98. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL, 1985. -С. 21-34.

99. Куликова Г.А. Влияние современной сельской интеллигенции на совершенствование деятельности культурно-спортивных комплексов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1988. - 16 с.

100. Лагутин А.И. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие,- М.: Музыка, 1985. 143 с.

101. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития психологии / Под ред. Л.И.Анциферовой -М., 1978. С.196-211.

102. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982. - С. 140 - 147.

103. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1989. - С.36-45.

104. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1981. - 303 с.

105. Леонтьев А.Н Проблемы развития психики. М., 1981. - 287 с.

106. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под.ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1984. - С. 162 -171.

107. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности, М., 1993. - 165 с.

108. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -М., 1989. 321 с.

109. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1991. - С. 156 - 172.

110. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

111. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб.пособие. М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

112. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1988. - 205 с.

113. Луначарский А.В. В мире музыки.: Статьи и речи/ Ред. сост. Г.Б.Берйанд, И.А.Сац. - 2-е изд. - М.:Сов. композитор, 1971. - 540 с.

114. Луначарский А.В. О воспитании и образовании: (Сб.) / Под ред. А.М.Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1976. - 636 с.

115. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. М.: Знание, 1989. - 96.

116. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности: (Сб.) / Сост. В.В.Кумарин. М.: Педагогика, 1984. - 334 с.

117. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2 т. М.: Просвещение, 1987.

118. Маркова А.С. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 137 с.

119. Максютов З.Ш. Общественная деятельность слабовидящих подростков и пути ее совершенствования. Уфа, 1990. - 67 с.

120. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.-М., 1990.- 231 с.

121. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1990. - С.108-117.

122. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. - 85 с.

123. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-252 с.

124. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис.докт.психол.наук. М., 1994. - 421 с.

125. Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1981. - С. 87 - 105.

126. Методические записки по вопросам музыкального образования и воспитания: Сб.статей / Редколлегия: Ю.Г.Ястребов и др. Владивосток, 1985. -159 с.

127. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры / Отв. ред. А.А.Карягин. М.: Наука, 1980. - 227 с.

128. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука. 1988, № 3 4.

129. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации воспитания // Вопросы психологии. 1998.- № 1.

130. Мир детства: подросток. М., 1989. - 98 с.

131. Михайлик А.Г. Тенденции развития художественной самодеятельности на современном этапе: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1987. - 19 с.

132. Моздокова Ю.С. Приобщение детей инвалидов по зрению к народно-художественной культуре посредством развития образного мышления // Тезисы междунар. научн. конфер. М., 1995. - С.116-118.

133. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт эксперим. исслед.) М.: Педагогика, 1981. - 144с.

134. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. В.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобский. М., 1981. 120 с.

135. Мосалев Б.Г. Культура как способ самовыражения личности\ Матер, науч. конф. М., 1995. - С. 8 -10.

136. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1983. - 86 с.

137. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1973 - 1982. - Т. 1 -6.

138. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конф. Междунар. общества по муз. воспитанию (ИСМЕ) / Отв. ред. Д.Б.Кабалевский. М. Сов. композитор, 1973. - 416 с.

139. Музыкальное воспитание в СССР: Сб. статей. В 2 вып. / Ред.- сост. Л.А.Баренбойм. - М.: Сов. композитор, 1978 - 1985. - Вып 1- 2. - (Музыкальное воспитание в XX веке).

140. Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. статей / Ред. -сост. А.Л.Островский. Л.: Музыка, 1975. - 247 с.

141. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. В 17 вып. / Сост. О.А.Апраксина. - М.: Музыка, 1961 - 1986. - Вып. 1-17.

142. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы: Сб. науч. тр. / Реколл. К.П.Матвеева и др. Свердловск, 1989.- 119 с.

143. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и А.А. Пузырея. М.,1982. - С. 35 - 38.

144. Некрылов А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. М., 1983. - 116 с.

145. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Просвещение, "Владос", 1995.

146. Никитюк С.Н. Воспитание музыкальных интересов у подростков в процессе инструментального музицирования: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1989. 17 с.

147. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989. - 148 с.

148. Одаренные дети (перевод с английского). М.: Прогресс, 1991. - 378с.

149. Орф К. Система детского музыкального воспитания (перевод с нем.). М., 1970. - 327 с.

150. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1993.-28 с.

151. Основы воспитательной работы в детской музыкальной школе: Учебн.-метод. пособие / Лекции В.И. Авратинера. М.: Музыка, 1984. - 24 с.

152. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зазюна. Киев, 1981.-211 с.

153. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1995 - 478 с.

154. Перчик Д.Б. Особенности организации культурно-просветительной работы в сельских трудовых коллективах: Учеб. пособие. Челябинск, 1986. -105 с.

155. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. М., 1990. - 158 с.

156. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид, личность, потребность в персонализации // Личность в системе общественных отношений: Тезисы научных сообщений. 4.1. М., 1992. С.62-64.

157. Пинт А.О. Предмет, задачи и методы культурно-просветительной педагогики: Лекции по курсу "Педагогика" для студентов факультета КПР. М., 1978. - 73 с.

158. Писанко В.А. Объективные и субъективные факторы гуманизации культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1997. -23с.

159. Платонов Ю.П. Психологическое содержание профессионально-когнитивных параметров профессионально-педагогической направленности. -Иваново, 1986. 98 с.

160. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука. 1982. - 149 с.

161. Плетнева И.П. Динамическая модель педагога, работающего с подростками: Сб. науч. тр. / Сост. А .Я. Вахомска. М., 1997. - 160 с.

162. Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психологическая наука и образование. М., 1998. - № 3-4.

163. Покровский Б.А. Беседы об опере. М.: Просвещение, 1994. - 192 с.

164. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничест-ве // Психологическая наука. М., 1988. - № 3-4.

165. Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика. М., 1989.286с.

166. Примерные тематические планы по предмету "Музыкальная литература" (для детских музыкальных школ, муз. отдел, шк. искусств). М., 1988. - 13 с.

167. Психодиагностические методы / Под редакцией А.А.Бодалева. Д., 1978.- 132 с.

168. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М.Гуревича и И.В. Дубровиной. М., 1990 . - С. 23-46.

169. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 69 с.

170. Разумный В.А. Клуб и культура общения. М., 1989. - 105 с.

171. Регушин В.К. Художественная самодеятельность слепых и слабовидящих в системе интеграции в обществе. СПб, 1994. - С.5 -18.

172. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. (Перевод с нем.) М., 1994. - 68 с.

173. Роджерс Н. Творчество как усилие себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. - С. 164-168.

174. Роль Среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под редакцией Равич-Щербо. М., 1990.- 143 с.

175. Савенко А.Ф. Развитие культурной активности учащихся детской музыкальной школы средствами культурно-просветительной работы: Дис.канд.пед.наук. Л., 1989. - 194 с.

176. Савинова М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Дис.канд.наук. М. - СПб., 1995. - 210 с.

177. Сапогов В.Н. Развитие эстетических свойств личности слепых и слабовидящих в самодеятельном эстрадном коллективе. Л., 1992. - 69 с.

178. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища шк., 1987. - 159 с.

179. Сизова В.М. Русское хоровое творчество как средство нравственно-эстетического воспитания подростков: Дис.канд.пед.наук. Л., 1986. - 234 с.

180. Синецкая Т.М. Взаимодействие клубов и профессионально-технических училищ как фактор совершенствования музыкального воспитания молодых рабочих: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., - 1982.- 14 с.

181. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1994. - 95 с.

182. Смолина Т.Е. Культура и возможность самореализации человека // Тезисы межд. конф. М., 1995. - С.18-19.

183. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1989. 192 с.

184. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. дис.д-ра пед.наук. Л., 1988. - 35 с.

185. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988. - 110с.

186. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1990. - С . 5-34.

187. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1986.-С. 23 -46.

188. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: вопросы теории и практики. М.: Сов. Россия, 1988. - 154 с.

189. Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. М.: Сов.Россия, 1983.-120 с.

190. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей. В 3 вып. - Л.: Сов. композитор, 1980 - 1983.

191. Социально-педагогические проблемы совершенствования деятельности КСК по организации свободного времени трудящихся Челябинской области: Закл. отчет / Науч. рук. И.И.Беспалько. Челябинск, 1989. - 239.

192. Спанов У.К. Психолого-педагогические особенности и пути формирования музыкальных потребностей школьников в коллективе оркестра народных инструментов: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1988. - 16 с.

193. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1993. - С.10-17.

194. Стоуне П. Психопедагогика. М., 1996. - 127 с.

195. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы: Учебное пособие. М., 1988. - С. 11-24.

196. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991. -214 с.

197. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М.: Просвещение, 1980. - 224.

198. Смолина Т.Е. Культура и возможность самореализации человека / Тезисы межд. науч. конф. М., 1995. - С. 18 -19.

199. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1992.87 с.

200. Сухомлинский В.А. О воспитании. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. -272 с.

201. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 335 с.

202. Табидзе JI.A. Педагогическое влияние культурно-просветительной работы на интерес молодежи к музыке: Дис.канд.пед.наук. Л., 1985. - 177 с.

203. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1984. -238 с.

204. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. - 364 с.

205. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий: (Избр.работы). -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. 536 с.

206. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М.: Профиздат, 1982. - 135 с.

207. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М: Сов. Россия, 1984. -185 с.

208. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Учебное пособие. Д., 1980. - 118 с.

209. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника. М., 1989. - 147 с.

210. Учебная деятельность и творческое мышление 4.1,2. Тезисы докладов. - Уфа - Москва, 1989.

211. Учитель, которого ждут / Под ред. И.А. Зазюна. М., 1988. 86 с.

212. Ухтомский А.А. Собр. соч. Т. 1. - Л., 1970.

213. Формирование профессионально-педагогической направленности: Методическое пособие / Сост. И.Н.Решетень, М.В.Прохорова. М., 1988. - 40с.

214. Формы взаимодействия детских музыкальных школ, школ искусств и общеобразовательных школ в работе по эстетическому воспитанию учащихся: Метод, рекомендации для преподавателей ДМШ и ДТТТИ / Сост. Ф.С. Пастернак, Д.В.Кадина. М., 1989. -14 с.

215. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. - 110 с.

216. Фохт-Бабушкин Ю.У. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. -160 с.

217. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1994. - 153 с.

218. Фридман Н.Л. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1991. -281 с.

219. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1996. - 87 с.

220. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1996. - 249 с.

221. Халабузарь П.В. Актуальные проблемы и формы массового эстетического воспитания детей: Автореф. дис.канд.искусствовед. Л., 1972. - 19 с.

222. Харитонов Н. Империя ДДТ. М.: Вагриус, 1998. - 175 с.

223. Ханин Ю.Л. Методики психодиагностики. М., Педагогика. - 1992. -168 с.

224. Хачатурова Н.Я. К вопросу о воздействии эстетических парадигм на теорию и практику эстетического воспитания // Тезисы межд. науч. конфер. -М., 1995. -С. 55 -58.

225. XapjtjiMOB И.Ф. Педагогика М., 1997. - 265 с.

226. Хекгаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. - М., 1993. - 105 с.

227. Хилько Н.Ф. Развитие образного видения подростков как результат их социально-творческой активности // Тезисы межд. науч. конф. М., 1995. - С 95 -97.

228. Хоровой класс: Коллективное музицирование: Программа для инструментальных и хоровых отдел, дет. муз. школ и шк. искусств. / Сост. В.С.Попов идр.-М., 1988.-23 с.

229. Художественная культура и развитие личности: Пробл. долгороч. планирования / Отв. ред. Ю.У.Фохт- Бабушкин. М.: Наука, 1987. - 222 с.

230. Худадов Б.А. Особенности псхорегуляции. М., 1990. - 144 с.

231. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социол. исслед. М., 1982.- 204 с.

232. Цукерман B.C. Сущность, структура и основные характеристики художественной самодеятельности. Челябинск, 1988. - 56 с.

233. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1989. -335с.

234. Чижов Р.К. Хоровое пение форма эстетического развития молодежи. - Воронеж, 1998. - 186 с.

235. Чарата В.Н. Самодеятельное народное творчество. Кишинев. - 1997.95 с.

236. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 79 с.

237. Шатров М.Т. Музыкально-эстетическое воспитание детей и подростков // Сб. науч ст. / Ред. сост. А.Б.Воронкова. - Магнитогорск. - 1996. - 110 с.

238. Шулунова Л.И. Функции традиционной художественной культуры в условиях современности // Тезисы межд. науч. конф. М., 1995. - С.103-106.

239. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сб.статей / Ред. сост. Л.А.Баренбойм. - М.: Сов. композитор, 1978. - 368 с. -(Музыкальное воспитание в XX веке).

240. Эриксон Э. Детство и общество. СПБ , 1996. - 114 с.

241. Эстетическое воспитание в школе: Вопр. систем, подхода / Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

242. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя / Сост. Л.А.Сахарова, А.И.Сахарова, А.И.Шахова. М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

243. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, - 86 с.

244. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы: (Метод, пособие). М., 1986. 1991. - 92с.

245. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

246. Якупов А.Н. Музыкальное воспитание: Об опыте организации массового воспитания в Магнитогорске. М.: Сов. композитор, 1990.- 104 с.

247. Яшкевич И.Я. О психофизиологических предпосылках формирования исполнительских навыков слабовидящих подростков. Киев, 1992. - 217 с.

248. Buhler К. Abriss der Entwiclung des Kindes. Leipzig, 1984.

249. Frisch K. Die Sprache der Bienen. Wien, 1968.

250. Kafka G. Handbuch der vergleichenden Psychologie. Munchen, 1922.

251. Kafka К. Grundlagen der Psichischen Entwiclung. Berlin, 1925.

252. Kohler W. Intelligenzprufungen und Menschenafffen. Berlin, 1985.

253. Madsen K. Modern Theories of Motiwation. Copengagen, 1984.

254. Rimat F. Intelligen zu Untersuchungen anschlissend und die Achsche Suchmetode. Leipzig, 1967.

255. Smidt B. Die Sprache und andere Ausdruckformen der Tiere. Berln, 1984.

256. Stern W. Metodensammlung zur Intelligentprufung von Kinder und Iugendlicht. Leipzig, 1979.

257. Wertheimer M. Drei Abhandlungen zur gestaltteorit. Erlangen, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.