Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат политических наук Раджабов, Сафарали

  • Раджабов, Сафарали
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1999, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 152
Раджабов, Сафарали. Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане: дис. кандидат политических наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Душанбе. 1999. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Раджабов, Сафарали

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА.17

1. Социально-политические и духовные предпосылки функционирования светского государства.17

2. Демократизация политических институтов общества как фактор возрастания роли политической культуры.42

3. Конфликтные ситуации и роль политической культуры в их преодолении.58

ГЛАВА II.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОГО ИДЕАЛА И ПОЛИТИЧЕСКИХ

ИНСТИТУТОВ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ.78

1. Проблема формирования у населения светской идейной убеждённости.78

2. Взаимоотношение государственных, общественных и религиозных организаций в развитии светского государства.91

3. Место и роль политического воспитания в укреплении светского государства.110

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане»

Актуальность темы исследования. Современный период мирового общественного развития характеризуется возросшей ролью политики в жизни общества. Политика пронизывает сегодня все сферы общества, оказывает огромное влияние на их функционирование и развитие. Возрастание роли политики во всём мире имеет конкретные причины. Постсоветская реальность выступает как новый этап мирового развития, на котором качественные изменения характера отношений и связей внутри политических систем многих государств, а также качественные отношения межгосударственных отношений в мире в целом обнаруживает тенденцию к формированию некой системы мировых отношений, системы нового мирового порядка. Для анализа же реалий постсоветских государств имеет значение рассмотрение этих процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего.

Став суверенными, государства постсоветского пространства унаследовали не только политические, экономические трудности текущего момента, но и трудности принципиального характера, детерминированные политическими и идеологическими традициями.

В переходное для Таджикистана время всё ещё робко внедряются необходимые принципы государственного устройства и управления. Коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными, обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Принятие в ноябре 1994 года Конституции Республики Таджикистан знаменовало собой важный шаг в определении приоритетов Таджикского государства.

Одним из основополагающих положений, нашедших своё отражение в тексте Конституции, было утверждение, что "Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство"1.

Практически до этого момента термин "светское государство" почти не использовался ни в практике политической жизни, ни в теоретических научных дискуссиях. Вместо него для обозначения аналогичного социально-политического феномена употреблялся термин "советское государство", "государство благосостояния", "государство всеобщего благосостояния" и др.

В тексте Конституции Республики Таджикистан даны самые общие характеристики целей, задач и функций светского государства, без какой-либо детальной характеристики, что, естественно, порождает необходимость более внимательного изучения данного социально-политического феномена. Тем более, что это затрагивает наиболее острые и злободневные проблемы таджикской действительности. Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к ухудшению положения пенсионеров, инвалидов, молодёжи и других категорий граждан, к росту социальной напряжённости в целом. При этом привыкшие к доминирующей роли государства, граждане Таджикистана именно от него, в первую очередь, ждут решения своих проблем.

В настоящее время таджикская государственность переживает период своей модернизации, представляющей собой сложный и многоконфликтный процесс, в котором важная роль принадлежит политической культуре. По мнению автора, политическая культура, будучи одним из важнейших факторов предпосылки функционирования светского государства, сама нуждается в наши дни в существенных изменениях, в эволюции. Укрепление и развитие светского государства в Таджикиста

1 Конституция Республики Таджикистан - Душанбе. - 1995. - С.28. не осуществляется путём выявления и разрешения противоречий, возникающих в деятельности государственных органов и институтов, в процессе функционирования политической системы в целом.

Приобретение независимости в Таджикистане открыло широкую возможность в исторически короткие сроки создания нового политического поля, по сравнению с прошлым, принципами и нормами деятельности государства, политики и культуры.

Среди политических институтов особое значение для эволюции политической культуры и светского государства приобретает институт демократических выборов, призванный обеспечить легитимацию власти и преемственность властных структур. В свою очередь, политическая культура общества оказывает глубокое воздействие на характер функционирования института выборов, следовательно, и на устойчивость политической системы общества в целом.

Институтализация выборов проходит в контексте светского государства, содержательного и структурного оформления нового политического пространства. Но процесс не идёт беспрепятственно. Отмечается попытка некоторых отдельных политических сил то отменить выборы, то пересмотреть базовые условия подведения их результатов. К тому же, структурная перестройка экономики, перераспределение собственности, падение темпов и объёмов производства, рост цен, инфляция, безработица, бедствия и другие явления создают питательную среду для социальной и политической нестабильности. В этих условиях особо значимы: а) дальнейшая институтализация демократических выборов всех уровней, т.е. закрепления в области прав и на уровне общественного сознания базовых условий проведения выборов - неотменяемости порядка проведения, механизма реализации; б) формирование противостоящей деструктивным, расшатывающим государственность тенденциям, политической культуры общества.

Таким образом, движение в период светского государства невозможно без глубокого анализа происходящего, а также попыток прогнозировать отдельные результаты демократического, правового и светского государства - основ жизни таджикского общества, что выводит на первый план необходимость пристального внимания к политико-культурной Проблематике. Это свидетельствует об актуальности предпринятого исследования как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Актуальность темы исследования обусловлена:

- во-первых, конкретизацией сущности, социальных задач, роли и значения демократического, правового, светского государства в жизни таджикского общества;

- во вторых, потребностями дальнейшего совершенствования теории политической культуры, необходимостью конкретизации её места и роли в жизни демократического, правового, светского государства Таджикистан;

- в-третьих, выявления новых, практически важных, проблем совершенствования демократического светского государства и взаимного воздействия политической культуры, их влияния на развитие таджикской государственности;

- в-четвёртых, глубокими переменами в обществе, что требует соответствующих перемен во взглядах людей, т.к. без перелома в политической культуре, общественном сознании, без изменений в психологии и мышлении, мы не можем преодолеть кризисное состояние нашего общества. Поэтому формирование политической культуры у каждого человека в духе демократического светского общества, повышение социальной и политической активности людей в создании гуманного, демократического, правового, светского общества - это сегодня один из основных факторов в переходе к качественно новому состоянию нашего общества. Именно всё это, несомненно, придаёт исследуемой проблеме особую остроту, актуальность и практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная для изучения проблема носит междисциплинарный характер. Её раскрытие вряд ли возможно без обращения к исследованиям в области философии, истории, права, культурологии, социологии, политологии, социальной психологии. Многоаспектность проблематики диссертации побуждает к учёту достижений, содержащихся в работах учёных стран СНГ.

В последние годы по вопросам теории и практики государства и влияния политической культуры на развитие светского государства вышло из печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматривается анализ социально-политических факторов становления и развития светского государства. Особое внимание уделяется раскрытию политической культуры и её влиянию на развитие демократического, правового, светского государства.

В трудах учёных стран СНГ, таких как: О.В.Сальковского, М.В.Баглая, Е.П.Касыровой, А.Д.Гусева, А.А.Попова, С.Н.Нагеля, С.С.Босхолова, С.Ю.Данилова, А.Ю.Коркмазова, А.Г.Унпелева, С.А.Оболенского и других рассматривается социальная сущность, функции и задачи социального государства, уделяется особое внимание философским аспектам государства.

В трудах известных учёных СНГ К.М.Бабосова, В.Н.Амелина, Ф.М. Бурлацкого, А.А.Баталова, Н.И.Ильина, А.В.Камарова, С.А.Момчагина, А.А.Галкина, В.В.Трощихина, А.П.Чередниченко, И.Ю.Козмехина, А.А.Ерышева, Е.Б.Шестопала, Э.А.Баллера, Л.Н.Когана, Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, М.Т.Шевчука и др. рассматриваются социально-политические, нравственно-эстетические, национальные и духовные факторы формирования политической культуры и её роли в функционировании и развитии демократического, правового, светского государства.

Определённый вклад в исследование места и роли политической культуры в жизни демократического общества, дальнейшее возрастание влияния политической культуры на развитие светского государства в современных условиях внесли известные учёные. Среди таких работ следует в первую очередь назвать работы А.А.Зеленова, Г.И.Добротворской, Т.А.Малыгиной, Э.С.Маркаряна, С.Ю.Данилова, М.И.Одинцова,

A.К.Пономарёва, Л.Р.Полонской, других, авторов1. Они не только раскрыли сложную взаимосвязь политической культуры и светского государства, но научно обосновали влияние политической культуры на процесс становления, развития и функционирования демократического, правового, светского государства в современных условиях.

Существенный вклад в разработку культурного прогресса, формирование политической культуры, влияние политической культуры на становление, функционирование и развитие демократического, правового, светского государства после распада СССР внесли учёные стран СНГ, такие как А.И.Арнольдов, А.К.Уледов, Е.А.Валидин,

B.П.Фофанов, Н.С.Злобин, В.М.Межуев, А.И.Демидов. Н.М.Кейзер и др.2 Имеется целый ряд научных трудов, в которых путём теоретиче

1 Зеленов A.A., Добротворская Г.И. Политическая культура советского социалистического общества // Научный коммунизм - 1986.- №1; Малыгина Т.А. Политическая культура в условиях демократизации советского общества // Научный коммунизм-1980.-№1; Маркарян Э.С. Теория культуры и современность- М.,1983; Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: Очерки и истории. М.,1997; Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997). // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997; Пономарёв А.К. К вопросу о конституционной модели государственного суверенитета. Право и жизнь.М.,1998, Полонская JI.P. Мусульманские республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама с государством. // Россия и современность. - 1995 - №1.

2 Арнольдов А.И. Духовная жизнь общества: Теория и жизнь. М., 1984; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М.,1980; Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, 1983; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980; Межуев В.М. Культура и история. М.,1977; Демидов А.И. Гласность и политическая культура // Философские науки. -1989 - №3; Кейзер Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М., 1983. ского анализа и на основе эмпирического материала прослеживаются взаимоотношения, взаимовлияния и диалектическая взаимосвязь политической культуры и демократического, правового, светского государства в современном мире.

Раскрытие идеологических основ демократического, правового государства рассматривается в трудах В.В.Клочкова, И.К.Галко, Е.Н.Космач, О.Г.Копелева, Н.В.Савельева, В.А.Щегорцева, Л.С.Мамут и других авторов1. При всей содержательности этих исследований их слабой стороной, с нашей точки зрения, является недостаточное раскрытие влияния политической культуры на становление, развитие и функционирование демократического, правового, светского государства.

Как известно, проблемы становления, развития демократического правового государства, его общесоциологических, идеологических и политических основ рассматриваются в работах А.В.Гадунова, Б.Орлова, В.С.Комаровского, А.К. Уледова, Эрмэ Ги и др.2 Однако и здесь отсутствует какое-либо сравнение с ситуацией в этом направлении в бывшем Советском Союзе и современных странах СНГ. В результате процессы, происходящие в странах СНГ, оказываются как бы за пределами общечеловеческого общества, его быта.

1 Клочков В.В. Религия. Государство. Право. М., 1978; Галко И.К., Космач E.H., Копелев О.Г. Демократизация и борьба идей. Минск, 1989; Савельев Н.В. Свобода совести: История и теория. М., 1991; Щегордев В.А. Политическая культура и социалистическое самоуправление народов. М., 1988; Мамут JI.C. Политическая культура и политическое сознание. М., 1978.

2 Гадунов A.B. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности. М., 1997; Орлов Б. Политическая культура и становление демократии в России. М., 1994; Комаровский B.C. Выборные кампании в системе институтов демократии современного российского общества // Политология: взгляды на современность. - М., 1995 - № 5; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования - М.,1980; Эрмэ Ги. Культура и демократия. М., 1994.

Определённый вклад в исследование становления и развития демократического, правового, светского государства внесли учёные Таджикистана. Весьма ценными являются работы Б.Г.Гафурова, А.М.Богоут-динова, М.К.Комилова, М.К.Гафаровой, М.Р.Шукурова и др.1

Вопросы политической культуры и её влияния на функционирование демократического, правового, светского государства в Таджикистане исследуются в работах таджикских учёных К.Р. Расулова, И.Ш. Ша-рипова, А. Рахимова, A.M. Мухтарова, М.Д. Диноршоева, Т.Р. Рахмо-нова, А.Н. Махмадова и др. В работах названных авторов исследуются этапы развития демократического, правового государства в Таджикистане. Учёные Таджикистана особое внимание уделяют анализу взаимосвязи и взаимозависимости политической культуры и светского государства. Анализ этих работ показывает, что всё ещё остаётся много нерешённых проблем в дискуссионных вопросах, касающихся противоречий становления, функционирования и развития демократического, светского государства в Таджикистане, которые требуют дальнейшего исследования и освещения.

Исходя из этого, полное рассмотрение сложного комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями становления и функционирования демократического, светского государства на примере Таджикистана в рамках одной работы не представляется возможным. Понимая всю сложность исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее её раскрытие. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов.

1 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. - Душанбе, 1989: Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. - Душанбе, 1961; Ко-милов М.К. Формирование новой личности: философские и социологические аспекты. М., 1975; Гафарова М.К. Духовный облик женщины Советского Востока. - Душанбе, 1987; Шукуров М.Р. Развёртывание культурной революции. Борьба за ликвидацию неграмотности // Таджикская Советская Социалистическая Республика. - М, 1984.

На основе анализа всех вышеуказанных источников, а также тех процессов, которые происходят сегодня в стране, диссертант предпринял попытку исследовать особенности становления, функционирования и развития демократического, светского государства на примере Республики Таджикистан. Все эти и другие, требующие теоретического и практического осмысления вопросы, обусловили выбор темы, определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. В связи с вышеуказанным перед диссертационным исследованием поставлены следующие цели:

- на основе комплексного анализа современных политических процессов раскрыть сущность демократического, правового, светского государства и показать социально-политические и духовные предпосылки функционирования светского государства в Таджикистане;

- показать влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане, выявить главные противоречия светского государства, вызвавшие его кризис практически во всех странах вне зависимости от конкретно используемой модели и показать возможные пути его преодоления;

- охарактеризовать основные направления разработки современной таджикской концепции светского государства с учётом исторического развития таджикской государственности, реалий социально-экономического развития страны на данном этапе и особенностей политической культуры, опыта других государств;

- исследовать место и роль политической культуры в общественной и политической системе таджикского общества, показать воздействие светского идеала и политических институтов на общественные процессы. Исходя из поставленных целей, в ходе диссертационного исследования была сделана попытка решить следующие задачи:

- определить соотношение понятий: "государство благосостояния", "социальное государство", "советское государство", "светское государство" как политический феномен общества;

- обобщить и систематизировать различные научные подходы и методы, касающиеся исследования, влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане, условия её формирования и взаимосвязи с функционированием политической системы; выделить политическую культуру как научную категорию и её прямое воздействие на развитие светского государства;

- дать анализ основных современных концепций светского государства, выявить их общесоциологические и политико-идеологические основы;

- проанализировать особенности генезиса социальных функций светского государства в Таджикистане, связанных со спецификой общественного развития;

- рассмотреть выборы как институт демократии, как важнейшее и необходимое условие её активного воздействия на процесс развития светского государства в Республике Таджикистан;

- дать анализ программных установок основных политических сил современного Таджикистана в сфере социальной политики светского государства, сопоставив их со стереотипами общественного сознания;

- выявить наиболее принципиальные проблемы, являющиеся ключевыми для проведения социальных реформ и вызывающие острую дискуссию в обществе как на уровне политических элит, так и среди конкретных социальных групп, показав возможные пути их решения с учетом опыта развития демократии.

Объектом исследования является целенаправленная деятельность светского государства как социального института по регулированию взаимоотношений с гражданами.

Предмет исследования: реально складывающиеся взаимоотношения между светским государством и обществом в результате регулятивной деятельности государства в социальной сфере и политико-социологическое осмысление этих результатов современными политиками, государственными деятелями и учёными.

Методологической основой исследования является системный, социологический и структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа.

В работе над диссертацией автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных авторов и учёных из стран СНГ, исследующих данную проблему.

Эмпирической основой диссертации явились результаты ознакомления автора с процессом влияния политической культуры на процесс построения светского государства в Таджикистане. Вместе с тем, автор в период исследования темы проводил беседы с многими представителями различных категорий народа: крестьянами, рабочими, интеллигенцией, служащими посёлков и городов Таджикистана. Все эти материалы дали возможность автору связать теоретические положения с практическими задачами по проблеме влияния политической культуры на становление демократического, правового, светского государства в Таджикистане. В работе также использованы официальные государственные документы, материалы текущих архивов и периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в следующем : ещё нет специальных работ, посвящённых исследованию демократического, правового, светского государства в Таджикистане. В работе предпринята попытка восполнить этот пробел.

В диссертации впервые сделана попытка выявить общие закономерности и специфические особенности строительства демократического, правового, светского государства в Таджикистане и показать влияние политической культуры на его развитие в современных условиях.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые на основе анализа совокупности взглядов представителей различных политико-идеологических направлений на светское государство как на общесоциологический феномен сделана попытка определить его сущность и закономерности становления и развития, объективные и субъективные противоречия, связанные с его функционированием. При этом процесс становления и развития светского государства в Таджикистане рассматривается в общем контексте развития человеческой цивилизации, что позволяет заложить основу для прогнозирования возможных последствий тех или иных предлагаемых решений в рамках таджикской концепции светского государства.

Новизна исследования, по мнению автора, определяется тем, что в ней:

- проанализирован уровень развития политической культуры Таджикистана, выявлены основные социально-политические и духовные предпосылки функционирования светского государства в Таджикистане;

- показаны уровень и содержание политической культуры основных классов и социальных групп Таджикистана, а также их место и роль в процессе развития демократического, правового, светского государства;

- определён ряд зависимостей и обоснованы тенденции: чем выше уровень политической культуры членов общества, тем больше вероятность упрочения института выборов; чем выше степень институтализа-ции выборов, чем надёжней и более предсказуем исход выборов с точки признания обществом в целом их результата и факта легитимации избранных органов власти; чем прочнее в аспекте легитимности новых органов власти результаты выборов, тем более укрепляется вероятность функционирование демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Также автором дан комплексный анализ процесса формирования политической культуры и его влияния на развитие демократического, правового, светского государства.

Практическая значимость исследования. Основные результаты диссертационного исследования имеют определённую практическую значимость, так как они могут быть использованы для объективного исследования и прогнозирования процессов, происходящих как в демократическом, правовом, светском Таджикистане, так и во всех процессах демократических преобразований других государств мира.

Практическая ценность исследования заключается в том, что оно имеет принципиальное значение в формировании политической культуры людей, как основной предпосылки функционирования светского государства в Таджикистане.

Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти при разработке и реализации социальной политики, осуществлении пропагандистского сопровождения социальных реформ. Полученные результаты могут применяться в преподавании соответствующих курсов, спецкурсов и семинаров по философии, истории, государственного права, политологии и других предметов, читаемых в ведущих учебных заведениях Республики Таджикистан и других стран СНГ.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования широко использовались в деятельности Комитетов и Комиссий Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практической конференции в г. Санкт-Петербурге в декабре 1991г., в г. Душанбе в апреле 1995 года, в г. Кулябе 6 сентября 1995г., в Таджикском государственном национальном университете г. Душанбе 2 сентября 1996 г. Автор выступал по важным проблемам демократического правового, светского государства Таджикистан на международном симпозиуме и межпарламентских конференциях: 1 февраля 1997 г. в г. Тегеране, 1997 г. 3 февраля 1997 г. в г.Ширазе, 11 апреля 1997 г. в г. Сеуле.

Основное содержание диссертационного исследования опубликовано автором в книгах: "Истик;лолият мукаддас аст". Душанбе, 1997 г.; "Дунявият иродаи халк, аст". Душанбе, 1999 г.; "Хркимияти ^онунгузор" Душанбе, 1999 г.; и в более 20 научных статей. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Она изложена на 152 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Раджабов, Сафарали

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление и развитие демократического, правового, светского государства является закономерным этапом в развитии цивилизации, знаменующим собой не просто расширение социальных функций государства, а и принятие современным государством на себя ответственности за благополучие своих граждан, осознание необходимости обеспечения социальных прав граждан.

Правильное определение понятия "светское государство", понимание его места и роли в жизни демократического общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Анализ имеющейся литературы показывает, что термин "светское государство" раньше не был использован. Вместо термина "светское государство" использовали понятие "социальное государство". Термин "светское государство появился в XIX веке в Испании, Индии, Болгарии, Турции, России и др. В Таджикистане этот термин появился с момента принятия Конституции Республики в ноябре 1994 года.

В основе идеи "светское государство" лежат принципы социальной справедливости, социального равенства и обеспечение социальных гарантий. Основной целью светского государства является обеспечение социальной стабильности в обществе, достигаемой за счёт определённого компромисса между различными классами и группами, политическими силами, государственными, общественными и религиозными организациями по вопросу перераспределения материальных и духовных благ. Среди социальных последствий экспансии светского государства необходимо, в первую очередь, отменить бюрократизацию общественной жизни и изменение социальной структуры общества, уменьшение значения традиционного противостояния между имущими и трудящимся классами для структуры социальных конфликтов. Социальное положение отдельного человека и соответствующих социальных групп в настоящее время в большой степени зависит от результатов проводимых коллективных переговоров и от политико-административных решений в социальной сфере. Сложились новые социальные группы, положение которых структурно не обусловлено ни имуществом, ни эффективностью деятельности, а зависит лишь от того, как определяются критерии социальной помощи.

Мы рассмотрели чрезвычайно сложную и в то же время наиболее актуальную для современных условий проблему влияния политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане.

Данное исследование посвящено одной из сложных проблем социальной жизни общества светского государства. В настоящей работе изучаются и обобщаются, главным образом, предпосылки возникновения и социально-экономические, политические и духовные факторы развития светского государства. В работе рассматриваются понятие, сущность, социальные функции светского государства. Вместе с тем подробно освещаются особенности светского государства в условиях Таджикистана.

Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу, что в укреплении светского государства большую роль играет политическая культура. Следует отметить, что превращение политической культуры во взглядах людей в мощный созидательный фактор зависит от зрелости его объективных и субъективных предпосылок, также от степени активности субъективного фактора в реализации научно-обоснованных планов развития и совершенствования нашего демократического общества.

Как видно, политическая культура во многом влияет на укрепление и развитие светского государства, и, в свою очередь, светское государство способствует необходимыми формами и средствами формированию политической культуры членов общества.

Рассматривая создание новых социально-политических, экономических и духовных основ строительства демократического общества в Таджикистане, можно сделать выводы, что даёт реальная возможность, с одной стороны, формированию политической культуры членов общества, а с другой, дальнейшему развитию и укреплению светского государства. Эти двуединые процессы имеют между собой диалектическую взаимосвязь.

В условиях светского государства Таджикистана созданы объективные и субъективные предпосылки для решения задач по формированию политической культуры. ". Речь идёт о создании для всех людей условий, при которых каждый получит возможность свободно развивать всю человеческую природу.".1 Новое демократическое общество действительно создало все необходимые условия для того, чтобы каждый мог развивать свою способность и талант. "Если молодёжь - это будущее нации, - сказал Президент страны Э.Ш. Рахмонов, - то талантливую и одарённую молодёжь можно назвать гарантом её чести и достоинства. Именно грамотная, талантливая молодёжь, которая является хранителем науки и культуры своей нации, может служить необходимым связующим звеном в цепочке знаний, передаваемых от поколения к поколению".2 Эти указания Президента не случайны. Сейчас 70 процентов населения Таджикистана составляет молодёжь.

За сравнительно короткий исторический период, в составе бывшего единого Советского Союза в Таджикистане была восстановлена государственность таджикского народа, создан прочный фундамент современной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, народного образования, здравоохранения, науки и культуры, реализованы права человека на труд, образование, квалифицированную медицинскую помощь, жильё, сформировалась интеллигенция и все другие необходи

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.2. - С.554.

2 Рахмонов Э.Ш. Молодёжь - будущее нации.

С.68. мые условия для строительства демократического общества, функционирования и развития демократического, правового, светского государства.

Анализ социально-политических, экономических и духовных факторов в данном исследовании даёт нам возможность сделать вывод, что в Таджикистане государство с первых дней своей деятельности приняло все меры, использовало самые различные формы и средства и направило их влияние на формирование политической культуры таджикского народа.

Решение насущных социально-политических, экономических и идеологических проблем будет способствовать стойкости и, тем самым, повышению эффективности и качеству формированию политической культуры в каждом трудовом коллективе всего населения Таджикистана, в укреплении и дальнейшем развитии светского государства.

В Таджикистане образована новая политическая система общества, функционирует демократическое, правовое, светское государство, действуют все структуры власти, создана здоровая морально-психологическая атмосфера. Действенные нормы демократии в каждом коллективе являются мощным фактором развития светского государства. Все политические институты, политические партии, государственные, общественные и религиозные организации действуют на основе Конституции Республики Таджикистан. Всё это свидетельствует о том, что несмотря на последствия гражданской войны, которая привела ко многим разрушениям в народном хозяйстве и создала трудности в республике, таджикский народ достиг новых результатов и нового социального прогресса.

Ныне в Таджикистане происходят следующие процессы:

- объединение нации, укрепление единства, территориальной целостности и повышение мощи суверенного, миролюбивого, правового, светского, демократического, национального государства;

- на основе нации, любви к Родине, языку, науке, литературе, культуре и национального самосознания идёт процесс пробуждения чувства национальной гордости, воспитание народа в духе высших идей национального суверенитета и светского государства;

- объединение всех партий, политических сил, государственных, общественных и религиозных организаций под флагом Родины, идей национального единства и восстановления Таджикистана;

- защита и умножение материальных и духовных богатств народа, уважать и по достоинству ценить тех людей, которые внесли большой вклад в единение таджикского народа, развитие дружбы нашего народа с народами других стран.

Обобщения и анализ многочисленных факторов и примеров позволяют нам сделать заключение о том, что основными доминирующими ценностями, ориентацией таджикского народа, живущего в дестабили-зованной фазе политического кризиса, являются в порядке убывания значимости: законность, общение, семья, нравственность, работа, жизнь человека.

Противоречивость и радикализм сознания отражаются в мотиваци-онном парадоксе, признавая "законность" в качестве высшей экзистенциальной ценности, обеспечивающей его выживание. Человек в своих "деятельностных" представлениях о возможностях достижения желаемого материального благополучия готов нарушать Закон.

Результаты проведённого исследования позволяют нам говорить о том, что наиболее значимыми критериями политического единомыслия в настоящий момент являются: социальный статус, уровень образования, национальность, место проживания, пол, возраст, уровень доходов граждан. Степень политической активности граждан в значительной степени определяется своими возможностями воздействовать на обстановку в целях реализации собственных ожиданий.

Проведённый анализ позволяет выявить мотивы, лежащие в основе формирования ценностей структуры индивидуального политического выбора, отражающие представления людей о приоритетах политического развития страны - прежде всего это ориентация на твёрдую государственную власть, обеспечение законности и порядка, укрепление светского государства в Таджикистане.

Из приведённого нами анализа и выводов в данном исследовании следует отметить, что в условиях Таджикистана постепенно становится стабилизационным процесс демократизации политических институтов, решаются и нормализуются конфликтные ситуации, которые непосредственно влияют на функционирование светского государства. Следовательно, сегодня в республике принимаются конкретные меры для укрепления и дальнейшего развития демократического, правового, светского государства в суверенном Таджикистане.

Строительство демократического, правового, светского государства всемерно способствует тому, чтобы успешно продолжать развитие социально-политических и духовных процессов общества. Главным образом в исследовании показано взаимодействие светского идеала и политических институтов, их влияние на все стороны общественного процесса. Следует подчеркнуть, что "светское идейное убеждение" является новой категорией, которая призвана формировать у людей твёрдую веру в демократический строй, политическую зрелость и политическую стойкость в решении социально-политических, экономических и духовных задач светского государства. На основе изучения и обобщения опыта работы государственных, общественных и религиозных организаций в развитии светского государства мы сделали вывод, что только в результате совместных действий и взаимоотношений можно прийти к укреплению и развитию таджикской государственности. Раскрыли реакционную сущность исламского фундаментализма и экстремизма, цель которых - строительство исламского государства в Таджикистане.

- 135

В работе научно обосновано и исследовано место и роль политического воспитания в укреплении светского государства. Главный вывод заключается в том, что если эффективно не формировать у населения Таджикистана твёрдого представления о светском государстве, не развивать у них политических взглядов, политической культуры и политического сознания, то укрепление светского государства становится совершенно невозможным.

Конечно, круг вопросов, затронутых в исследовании, не исчерпывает всего их многообразия. Тем не менее, без глубокой и всесторонней разработки этих проблем невозможно эффективное практическое совершенствование политической системы общества, тем более укрепление светского государства в Таджикистане. Главным итогом в работе является и то, что особенности становления и функционирования светского государства в Таджикистане нуждаются в дальнейшем исследовании.

Исходя из вышеизложенного анализа и с целью эффективности решения задач укрепления и развития светского государства в Таджикистане, нам хотелось бы предложить следующие:

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Прежде всего необходимо учитывать особенности нынешнего кризисного состояния нашего общества, изменение социальной структуры и политических институтов общества, рост недовольства народа, оживление религии в различных религиозных течениях, их модернизацию, расширение и углубление современной борьбы и другие острые проблемы. Процесс формирования политической культуры людей надо осуществлять систематично, последовательно, целенаправленно, дифференцированно подходить к каждому человеку, учитывать, что борьба против проявлений всех форм реакционной идеологии в условиях нашей страны настоятельно требует конкретности, доказательности, поступательности, непримиримости всех средств и арсеналов культурно-идеологического воздействия. Эффективность этой борьбы будет в том случае, если мы на научной основе глубоко и всесторонне раскроем реакционную сущность чуждых нам идеологий - национализма, местничества, бюрократизма, терроризма, догматизма, сионизма, неофашизма и ряд других форм и течений современных реакционных взглядов и представлений на светское государство в Таджикистане.

2. В сети идейно-теоретической и культурно-воспитательной работы шире использовать бесценное общечеловеческое культурное наследие, особенно философские, культурные, политические и государственные взгляды Платона, Аристотеля, Демокрита, Фирдоуси, Фараби, Низомулмулька, Хайяма, Джами, Дониша и др. мыслителей. Довести до сознания каждого гражданина и всего населения Таджикистан ясное и правильное представление о социально- политических, экономических и духовных факторах и предпосылках возникновения и становления истории таджикской государственности, при этом следует особое. Широко пропагандировать сущность, социальные функции, задачи и цель светского государства в современных условиях.

3. С целью эффективности процесса функционирования и укрепления светского государства необходимо усилить практическую деятельность духовно-идеологических институтов в борьбе с экстремизмом, исламским фундаментализмом, националистическими взглядами, раскрывать их реакционную сущность и вредность, дать своевременный и сокрушительный отпор, разоблачать всякие ухищрения враждебной пропаганды на ослабление таджикской государственности.

4. Процесс функционирования и укрепления светского государства происходит в упорной борьбе с негативными явлениями. Поэтому в докладах и выступлениях на теоретических и практических конференциях, в политической и экономической учёбе народа, на лекциях, в беседах, на уровне государственных, молодёжных и общественных организаций следует убедительно, наглядно показать несостоятельность и вредность в нашем обществе негативных явлений, тоталитаризма, бюрократизма, местничества, консерватизма, взяточничества, коррупции и других вредных человеческой морали антиподов. Ведь эти негативные явления только препятствуют и противоречат процессу укрепления и развития светского государства, формированию политической культуры таджикского народа.

5. Процессы формирования идейного убеждения и политической зрелости у каждого человека трудны и противоречивый, предполагают взаимодействие всех факторов, прежде всего, взаимосвязь обучения, труда, воспитания. Они должны быть непрерывны и осуществляться в школе, трудовом коллективе и по месту жительства. В процессе укрепления и развития светского государства надо нацеливать внимание народа на взаимосвязь задачи и цели каждого человека с задачами и целями демократического, правового, светского государства и общества в целом.

6. Новый подход к вопросу формирования политических взглядов и политической зрелости людей даёт возможность вооружить каждого человека знанием общечеловеческих ценностей, современными выводами о демократических преобразованиях, умело использовать все формы, методы и средства идейного и политического влияния на них, вовлечь их в активную деятельность во всех социально-политических и духовных сферах социальной жизни. Комплексный подход даёт возможность изучения характера, особенностей, целей и задач светского государства. При планировании идейно-воспитательной работы государственными органами, политическими партиями, молодёжными, профсоюзными и другими общественными организациями необходимо учитывать специфические особенности состава коллектива, запросы людей по изучению актуальных проблем современной социально-политической, экономической, культурно-идеологической борьбы. Здесь следует считаться с мнениями членов коллектива, особенно с их взглядами и мнениями о светском государстве суверенного Таджикистана.

7. При осуществлении комплексного подхода к политическому воспитанию населения Таджикистана целесообразно показать роль светского государства в улучшении социально-бытовых условий, повышении пенсий и заработной платы каждого человека, заботу государства об образовании, медицине, коммунальных услугах, об улучшении жизненного уровня населения Таджикистана.

8. Постоянно совершенствовать формы и средства воспитания в общеобразовательных и профессиональных школах для подготовки молодёжи к поступлению в техникумы и вузы, совершенствовать пути, средства и формы воспитания нашей молодёжи в духе патриотизма, интернационализма, дружбы народов и веры в общечеловеческие и гуманные идеалы и перспективы светского государства суверенного Таджикистана.

9. Целенаправленно преодолевать застой в теории и практике политической системы таджикского общества, пересмотреть отношения к духовной жизни народа, решительно отказаться от административно- командного и догматического подхода к объяснению явлений действительности и сосредоточить всю прогрессивную силу современного суверенного Таджикистана на повышение политической культуры и политической сознательности каждого члена общества, чтобы они правильно могли ориентироваться в политическом процессе общества.

10. В области духовно-нравственного развития наступления на бюрократизм следует возрождать прогрессивные традиции и критерии духовной жизни, творчески использовать и развивать основные принципы политической культуры, осваивать и развивать новое политическое мышление, нетерпимо относиться к проявлению местничества, мещанской морали, социального иждивенчества и служебных злоупотреблений. Намеченные здесь рекомендации и предложения, разумеется, не могут исчерпать всего многообразия задач светского государства. Оно утверждается в сознании народа не непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого человека, зависит от его образования, профессиональной подготовки, ценностных ориентаций, нравственности и т.д. Важно, чтобы все компоненты политической зрелости людей созревали как прогнозируемый, закономерный и естественный процесс, а не стихийно. Всё это даёт эффективные возможности к решению задач проблемы укрепления и развития светского государства в Таджикистане.

-Holl. Совершенствуя политическое, нравственное, интернационально-патриотическое воспитание, государственные органы и общественные организации Таджикистана должны усилить их политическую заострённость, повышать эффективность в утверждении и развитии духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем в Таджикистане необходимо активно способствовать усвоению таджикским народом взглядов, устремлений, ценностных установок, соответствующих требованиям светского государства и политической жизни Таджикистана, воспитывать у каждого человека высокую гражданственность, активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу. При этом целенаправленно вытесняются негативные явления, чуждые подлинным устремлениям людей, ценностям их образа жизни, сознания культуры. С целью более эффективного формирования политической зрелости таджикского народа необходимо раскрывать реакционную сущность исламского фундаментализма, религиозного фанатизма и экстремизма в современных условиях. 12. С целью укрепления и дальнейшего развития демократического, правового, светского государства целесообразно активизировать деятельность всех демократических сил общества, государственных органов, политических партий, общественных и религиозных организаций Таджикистана для стабилизации социально-политической, экономической и духовной жизни общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Раджабов, Сафарали, 1999 год

1. Амонов Р. Омилх;ои вахдати миллй ва э^ёи Тоцикистон. — Душанбе: Шарк;и Озод, 1999. 31 с.

2. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984. -174 с.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.

4. Ашуров Г.А. О некоторых методологических вопросах проссвети-тельства в социально философской мысли таджикского народа. // Известия АН Таджикской ССР. Серия: философия, экономика, правоведение. -Душанбе, 1986. -№ 1. - С.3-11.

5. Бабаков В.Г. Культурные последствия модернизации у малочисленных народов // Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудов Р.И.К.). М., 1993. - С.210-220.

6. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура (Методологические проблемы). М., 1996. - 70 с.

7. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь., 1983. -334с.

8. Багдасаров К.А., Еськов A.A. Идеологическая борьба и политическое воспитание личности. -Ашхабад: Илим, 1987. 58 с.

9. Баталов A.A. К философской характеристике практического мышления // Вопросы философии. 1982. - №4. - С.68.

10. Бестужев-Лада И.В. Человеческий фактор: его сущность и пути активизации // Научный коммунизм. 1988. - №4. - С.42-50.

11. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Душанбе, 1961. -332с.- 14212. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 208 с.

12. Буянов В.Ю. Научное мировоззрение: социально философский аспект. М.: Политиздат, 1987. - 208 с.

13. Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях. Под общей редакцией Спиркина. М.: МИЭМ, 1995. - 451 с.

14. Верёвкин А.П. Политическая культура. Ашхабад: Туркменистан, 1989.-88с.

15. Винков М.И., Димитрук A.A. Идеологическое противоборство и воспитание личности. Минск, 1984. 118 с.

16. Востряков А.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадогмы. М.: РИЦИС-ПИРАН, 1996. - 112 с.

17. Галко И.К., Космач E.H., Копелев О.Г. Демокраия и борьба идей. -Минск: Знание, 1989. -23с.

18. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. Душанбе: Ирфон, 1987.- 128 с.

19. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе: Ирфон, 1998. - 416с.

20. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

21. Государственно-правовое развитие Таджикской ССР: История и современность. (Сб. научных трудов Таджикского государственного ун-та.) Душанбе, 1986. - 107 с.

22. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. 368 с.

23. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы философии. 1990. №4. - С.23-40.

24. Гусейнов О.Н. Формирование общих моральных ценностей советского человека // Научный коммунизм. -1985. № 5. - С.52-59.

25. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов - на -Дону: РГУ, 1979.- 185с.

26. Давлатов Д., Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе.: Шарк;и озод, 1997. - 58 с.

27. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: Очерки истории. М.: Хронолограф, 1997. - 272 с.

28. Демократия как важнейшее условие развития культуры. Часть1. -Барнаул, 1990. 153с.

29. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально экономического развития. - М.: Экономика, 1990. - 129 с.

30. Духовная сфера социалистического общества. М.: Мысль 1987. -365с.

31. Ерасов Б.С. Цивилизация и культура. Вып.1. Россия и Восток. Ци-вилизационные отношения. М.: Институт востоковедения РАН, 1994.-249 с.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х частях. М.: АО Аспектпресс, 1994. -4.1-384 е., Ч.П. - 240 с.

33. Иванова Е.Л., Каткова Л.П. Программирование в культуре как механизм реализации культурной политики // Ориентиры культурной политики. М.: ГИВЦ Министерства культуры РФ, 1994. - С.31-50.

34. Известия Академии Наук Республики Таджикистан. За 1990-1998гг.

35. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464с.

36. Источники и закономерности развития духовной сферы социалистического общества // Духовная сфера социалистического общества. М.: Мысль, 1987. - С.69-85.

37. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978. -287с.

38. Козиков И.А. Диалектика социальной и научно технической революции. - М.: Мысль, 1987. - 190с.

39. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе.: "Ирфон",1995.-80с.

40. Конфликты и согласия в современной России (социально- философский анализ). -М., 1998. 160с.

41. Кудрина Т.А., Егоров В.К., Комисаров С.Н., Щедрник А.И. Региональные особенности управления духовно культурной сферой // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. -М.: Луч, 1993. - С.110-136.

42. Культура и перестройка. Нормы, ценности и идеалы. М.: СФК, 1990, - 153с.

43. Культура, демократия и право. Материалы международной конференции и Круглого стола. Новосибирск: Академгородок, 1996. -210с.

44. Культурная политика в современном обществе (Сб. научных трудов). М.: Российский институт искусствознания, 1992. - 271 с.

45. Купчиков А.Т. Политическая культура общества. -Чебоксары,1996.-21с.

46. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987.- 174 с.

47. Куценко В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. 1991. -№3. - С. 12-17.

48. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. -М.: Наука, 1987. 137с.-14552. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Поли. собр. соч. Т.41. -С.336-337.

49. Ленин В.И. Задачи союза молодёжи // Полн. собр.соч. -Т.41. -С.299-318.

50. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? // Полн. собр. соч. -Т.2. С.505-550.

51. Лутфуллоев М. Э^ёи педагогикаи ацам. Душанбе :Дониш, 1997. -149с.

52. Ляшенко П.П. Формирование человека как личности. Л: Изд-во ЛГУ, 1984. -С.120.

53. Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. М.: ИТРКРСПП, 1998. -480с.

54. Мамадазимов А. Новый Таджикистан: вопросы становления суверенитета. -Душанбе, 1996. 197с.

55. Маркс К. Нищета философии: ответ на "философию нищеты" г-на Пурудока // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2-е изд. -Т.4. С.65-185.

56. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. -Т.З. -С.7-544.

57. Маркс К. К критике Гегелевской философии право. Введение. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2-е изд. Т.1 - С.414-429.

58. Мацлиси Олй (парламента) Цумхурии Точикистон. Санкт-Петербург: "Специальная литература", 1998. 264 с.(на тадж., русс., англ. яз.).

59. Маджидов Р., Рахимов А. Сущность модернизации ислама в современных условиях // Коммунист Таджикистана. 1988. - №2. -С.78-82.

60. Маслов В.А. Сущности бюрократизма в условиях социализма // Научный коммунизм. М., 1988. -№3. - С.9-16.

61. Мачульская И.Г. Соотношение прав Российской Федерации и прав её субъектов в области организации местного самоуправления

62. Российская государственность: состояние и перспективы развития). -М., 1995.-С.210-241.

63. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 150с.

64. Метелица Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. - 207с.

65. Механизмы торможения: истоки, действия, пути преодоления. -М.: Политиздат, 1988. 288 с.

66. Митрохин Л.Н. Религия и политика. М.: Знание, 1991. - 80с.

67. Мишин Р.И. Изменение отношения к противоречиям социализма и формирование нового мышления // Научный Коммунизм. М., 1987. -№5. - С. 8-17.

68. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 405 с.

69. Мухторов А. Академик Бобочон Гафуров. Душанбе: Ирфон, 1998.- 184с.

70. Мчедлов М.П Политика и религия. М.: Советская Россия, 1987, -256с.

71. Народное хозяйство Республики Таджикистан в 1986 году: Юбилейный статистический ежегодник. Душанбе: Ирфон, 1987. -200с.

72. Науменко Л.К. Динамика противоречий развивающегося социализма // Политическое самообразование. М, 1987. -№7. - С.3-17.

73. Никулин А.И., Илларионова Т.В. Региональные аспекты национальной политики // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М.: Луч, 1993. - С.142-170.

74. Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление. Л.: Лениз-дат, 1988. - 175с.

75. Новое содружество (концепции и перспективы). Сб. статей. М.: Знание, 1992. - 100с.

76. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации Федеральный Закон. - М.:

77. Совет Федерации, 1996. 30с.

78. О государственной политике по защите и поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск, 1994. 115с.

79. Общее соглашение об установлении мира и национального Согласия в Таджикистане. Душанбе, 1997. - 56с.

80. Одинаев Е. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. -Душанбе: Маориф, 1992. 152с.

81. Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997 г.г.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997.-№3/4.-С. 134-172.

82. Орлов Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретическое основания культурной политики. (Сб. научных трудов // Р И К). М., 1993. - С.47-75.

83. Панарин С.В. Философия политики. Учебное пособие для вузов. -М.: Наука, 1994.-365 с.

84. Политология в терминах и понятиях (А.Ю.Коркмазов, Н.С. Маро-евский. Ставрополь: СКФ МОСУ, 1994. - 48 с.

85. Политология: Учебное пособие для вузов. Состав, и Отв. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 1999. - 224 с.

86. Полонская Л.Р. Мусульманские Республики СНГ: Проблема взаимодействия ислама с государством // Россия и современный мир -М., 1995.-№ 1.-С.100-110.

87. По пути становления демократического правового общества. Душанбе.: Шарк;и озод, 1996. - 135 с.

88. Пономарёв А.К. К вопросу о конституционной модели государственного суверенитета // Право и жизнь. М., 1998. - №14. - С.З-16.

89. Рацабов С. Истиьуюлият му^аддас аст. Душанбе, 1997. - 268с.

90. Рацабов С. Дунявият иродаи халй аст. Душанбе, 1999. - 47с.

91. Раджабов М.Р. Средневековые социальные утопия Востока. Душанбе: Ирфон, 1998. - 164с.

92. Разин В., Жешко И. Культура и культурная политика // Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудов. Р И К). -М., 1993. С.39-46.

93. Рахмонов Э.Ш. По пути единства и созидания. Душанбе: Ирфон,1996.-56с.

94. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе.: Ирфон,1997.- 133с.

95. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего. Душанбе.: Шарк;и озод, 1997. - 24с.

96. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 1997. - 48с.

97. Рахмонов Э.Ш. Душанбе - город дружбы и братства. - Душанбе: Ирфон, 1998.-32 с.

98. Рахмонов Э.Ш. Молодёжь будущее нации. - Душанбе: Ирфон,1998.-96с.

99. Рахмонов Э.Ш. Опираясь на волю народа. Душанбе: Тоцикистон, 1993.- 56с.

100. Рахмонов Т. Политическая культура современного общества и тенденции её развития. -Куляб, 1995. 113с.

101. Рауфи А. Экономические основы национального единства. Душанбе.: Шарки озод, 1998. - 52с.

102. Рафис А., Василевский А., Пономарёв В. Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М., 1992. - 42с.

103. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. -М.: Луч, 1993. 197с.

104. Рябов Р.Ф. Наш духовный мир. 2-е изд. перераб. и доп. JL: Лени-издат, 1987. - 156 с.

105. Савельев Н.В. Свобода совести: История и теория: М.: Высшая школа, 1991. - 144с.

106. Саидбаев Т.С. Ислам, история и современность. М.: Знание, 1985.-64 с.

107. Саидбаев Т.С. Ислам и общество.-М.: Наука, 1984. 302 с.

108. Сидоров Е.Ю. Ориентиры культурной политики. М: Министерство культуры РФ, 1996. - 75 с.

109. Сидоров Е.Ю. Российская культура 90-х и ответственность государства. Аналитическая записка // Независимая газета. 1997. 21 марта.

110. Советский Таджикистан за 60 лет: Юбилейный статистический ежегодник. Душанбе: Ирфон, 1984. - 352 с.

111. Соколов В.М. Источники и закономерности развития духовной сферы социалистического общества: Духовная сфера социалистического общества. -М.: Мысль, 1987. С.69-85.

112. Социально-политические науки. За 1995-1998 г.г.

113. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

114. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов, М.: Политиздат, 1988. 592 с.

115. Средняя Азия в цифрах. М.: Изд-во Среднеазиатского Госплана. 1931.-350с.

116. Степанов Р.Н. Ислам в современном мире. Л.: Знание, 1985. -17с.

117. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль., 1987. - 336с.

118. Струков Э. Непременное условие нравственного прогресса социализма // Политические науки. 1984. - №12. - С.37-44.

119. Тадевосян Э.О. О новом политическом мышлении в национальном вопросе // Политическое самообразование. 1988. - №13. - С.84-92.

120. Таксами Ч.М. Актуальные проблемы саморазвития народов Севера России // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сиб.: Петрополис, 1995. - С.248-258.

121. Теоретические основания культурной политики. (Сб. науч. трудов. Р И К)-М., 1993.-272с.

122. Тихомиров Ю.А. Социалистическое самоуправление народа. М.: Знание, 1986.-64 с.

123. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.^ 1980. - 271с.

124. Уледов А.К. Взаимосвязь идеологии и общественной психологии // Духовная сфера социалистического общества. М.: Мысль, 1987. -С.45-67.

125. Уледов А.К. Вопросы методологии исследования духовной жизни социалистического общества // Методологические проблемы исторического материализма. -Барнаул, 1976. С.203. - 217.

126. Фатоев С. Ро^и сулд бебозгашт аст. Душанбе: Шарк;и озод, 1998. -34с.

127. Философский словарь под редакцией Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. - 509с.

128. Флиер А.О. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. - №5. - С. 14-25.

129. Фомина В.А. Роль нравственного сознания в воспитании советского человека // Научный коммунизм. 1980. -№4. - С.59-66.

130. Фомин В.Н. Формирование коммунистической убеждённости личности. Киев.: Наукова Думка, 1983. - 107с.

131. Формирование гражданского общества и современной России (социологические исследования. 1994 1995 г.г.). - М.: 1996. -224с.

132. Человек и общество: краткий энциклопедически словарь- справочник (политология). /Отв. редактор Борцов Ю.С. и науч. ред. Коро-тец И.Д. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. - 608с.

133. Чурбанов В.Б. Культура и формирование личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. - 152с.

134. Чурбанов В.Б. Методологические проблемы управления развитием культуры в социалистическом обществе. Доктор, диссертация. -М., 1982.-379с.

135. Чурбанов Б.Б. Новая культурная политика или новая "культурная революция"? М.: РАО - Корпорация 1993. Институт Европейских гуманитарных программ, 1993. - 50с.

136. Чурбанов Б.Б. Федеральная политика и "местные" культуры в России//Обозреватель. 1993. -№7,-С.35-41.

137. Шарипов И.Ш. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. Душанбе: "Дониш", 1983. - 196с.

138. Шарипов Б.Ш. Нравственная культура социалистического общества. -Душанбе: Ирфон, 1986. 160с.

139. Шендрик А.И. Духовная культура советской молодёжи. Сущность, состояние, пути развития (социологический аспект). М.: Молодая гвардия, 1990.-305с.

140. Штракс Г.М., Штракс М.Г. Диалектика формирования научных убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.

141. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана // К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч.2-е изд. -Т.21. С.23 - 178.

142. Юнусов С. Религия и политика: Традиции и современность. // Коммунист Таджикистана, 1988. 22 июля.

143. Янковский Р.Г. Коммунистическая идейность и политическая сознательность // Мировоззрение строителя коммунизма. М.: Мысль, 1987. -С.30-34.

144. Янковский Р.Г. О возрастающем значении политического сознания // Коммунист. 1986. - №1. - с.23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.