Влияние профессионального правосознания на формирование позитивного права в Византийской империи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Смирнов Александр Иванович

  • Смирнов Александр Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 191
Смирнов Александр Иванович. Влияние профессионального правосознания на формирование позитивного права в Византийской империи: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». 2022. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Смирнов Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ВИЗАНТИИ

1.1. Современные подходы к пониманию категории «правосознание»

1.2. Методологические аспекты исследования исторических вопросов формирования правосознания

1.3. Типология факторов, повлиявших на формирование правосознания в Византии

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ВИЗАНТИИ

2.1. Этапы формирования профессионального правосознания в Византии

2.2. Правовые ценности византийского общества

2.3. Правосознание и правовая культура Византии в поздний период

ГЛАВА III. ВКЛАД ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

3.1. Ренессанс византийского профессионального правосознания в коцепциях естественно-правовой школы как ответ на вызовы Нового времени

3.2. Влияние естественно-правовой теории на трансформацию понимания классических принципов общего права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние профессионального правосознания на формирование позитивного права в Византийской империи»

ВВЕДЕНИЕ

Правовая культура является базисом для формирования правового поведения личности посредством правосознания и, как следствие, определяет специфику личностно-правовых и государственно-правовых отношений.

Оптимальность и гармоничность данного процесса возможны только в том случае, когда правовое сознание личности формируется через выявление и последующую аксиологизацию правовых взглядов, идей, представлений, убеждений и теорий, соответствующих основной цели государственно-правовых отношений, параллельно исключая при этом из правосознания идеи, представления и теории, которые фактически не являются правовыми, но в процессе исторического развития общества и права проникли в сферу правового регулирования. В результате этого процесса правовое сознание приобретает противоправный характер и способствует формированию негативных государственно-правовых отношений, а также принятию неправовых законов. Именно поэтому правосознание, являясь регулятором общественных отношений, занимает доминирующее положение среди прочих форм общественного сознания, определяя вектор его развития. Вследствие этого в юридической науке не утихают споры о сущности правосознания, возможностях его определения, месте в правовой системе общества и наилучшей форме его выражения. Решение поставленных вопросов, несомненно, обусловило бы качественно новый скачок в различных сферах правоведения, оказало бы необходимое влияние на качество закона для его однозначного понимания и, как следствие, стало бы фактором, способствующим социальному неприятию неправомерного поведения.

Научные поиски определения правосознания и его места в юридической науке не только не утихают, но, более того, разгораются с новой силой благодаря зарождению искусственного интеллекта и

вытекающих отсюда этико-правовых вызовов, которые искусственный разум ставит перед социумом в XXI веке. Такая проблематика вопроса неизбежно выводит на первый план для исследователя понятия «правосознание» задачу ревизии опыта, накопленного юридической наукой, историей права, философией права и др., а также ревизии не только нормативно-правового наследия, но и иных письменных памятников, которые неизбежно в той или иной форме могли оказать и оказывали, хоть и опосредованно, свое влияние на формирование правового сознания. Использование такого подхода позволит выявить динамику развития правосознания в диахронном срезе, проследить развитие правовой мысли и наметить причины, поставившие современную юридическую науку в вечный поиск ответа на вопрос: что такое правосознание?

Правовое сознание представляется одним из наиболее значимых компонентов правовой структуры и системы государственно-правовых отношений, который может служить как базисом для гарантии правопорядка, так и источником общественной нестабильности. При этом на индивидуальное правосознание непосредственно влияет само содержание нормативных правовых актов, формирующихся, соответственно, под воздействием правосознания юристов-профессионалов, то есть профессионального правосознания.

Изучение теории и истории юридической науки свидетельствует о прямом влиянии идей, владевших умами составителей законов, на отношение общества к праву в целом. Византийское правосознание, представляющее собой тему настоящего исследования, не является исключением; более того, идеи, сформулированные профессиональным правосознанием этого государства, явились настолько содержательно ценными, что послужили причиной необычайной долговечности Византийской империи и оказали самое непосредственное влияние не только на развитие права как отрасли знаний, но и на само восприятие смысла закона. Однако современная наука зачастую тяготеет к отрицанию значимости византийской правовой культуры

и отвержению этой культуры как таковой, без рассмотрения ее в ее полноте и многогранности, с одной стороны, а с другой - с позиций объективизма, что является одним из основных требований постклассической науки.

Актуальность темы исследования. Исследование профессионального правосознания византийских юристов позволяет выявить содержательные концепты права Византии - их взгляды, идеи и представления о сущности права, которые определяли и развивали официальную правовую доктрину -связную концепцию, совокупность принципов права и философии как источник и катализатор правообразования в процессе государственно -правового строительства Византийской империи. Одновременно исследование профессионального правосознания позволяет определить ценность правовой доктрины Византии, ее соответствие основным современным правовым принципам и через это необходимость ее использования на современном этапе развития юриспруденции - этапе формирования трансконтинентальной системы права.

Степень научной разработанности темы исследования. В современных российских историко-правовых работах не существует комплексных исследований вопросов профессионального правосознания в Византийской империи в контексте его влияния на позитивное право этого государства, хотя представлен ряд работ, тем или иным образом затрагивающих эту тему. В первую очередь здесь следует упомянуть работы С.Я. Гагена, И.П. Медведева и К.В. Хвостовой, посвященные профессиональному византийскому правосознанию и правовой культуре или затрагивающие вопросы, связанные с ними. Однако в этих работах не уделяется большого внимания выявлению и конкретному описанию правовых ценностей профессионального правосознания, поскольку авторы описывают в большей степени определенные особенности и частные случаи проявления правового сознания и культуры, их генезис, субъекты и уровни правосознания.

Вопросам идейной составляющей права Византии посвящены исследования А.М. Величко1. Однако он не рассматривает конкретные правовые ценности, описывая скорее общую картину правового сознания в Византии. Другой исследователь, Д.А. Казанцев2, упоминает отдельные правовые ценности - например, свободу или равенство, основанное на понимании человека как личности, но не представляет их полного описания. Примером еще одного такого исследования является работа Б.И. Кецбы3, рассматривающего правовую систему Византии в контексте влияния на нее христианских ценностей, однако эта работа не сосредотачивается на конкретных правовых ценностях.

Существует также ряд иностранных исследователей, рассматривавших или упоминавших конкретные аспекты права и правопонимания Византии: например, H. Hunger, F. Dolger, A. Kazhdan и другие. Тем не менее, и в этих работах не представлено комплексного описания формировавшегося профессионального правосознания в Византии, в связи, с чем можно сделать вывод о том, что в современной науке в целом исследуемая проблема не была разработана должным образом.

Цель исследования - на основе комплексного системного исследования взглядов и идей византийских юристов и их правосознания выявить особенности влияния правовой доктрины Византии на формирование и дальнейшее развитие позитивного права и при этом определить степень применимости исследуемой системы взглядов на современном этапе развития юриспруденции на фоне становления постклассической науки.

1 Величко А.М. Идея права в Византии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 1. С. 15-24.

2 Казанцев Д.А. Власть и право в общественном сознании Византии и Древней Руси // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. № 2. С. 81-91.

3 Кецба Б.И. Влияние христианства на правовую систему Византийской империи // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10 (77). С. 190-193.

6

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность современных подходов к понятию правосознания и определить их значение в современной юридической науке и законотворческой деятельности;

2. Обосновать методологические подходы к исследованию исторических вопросов формирования правосознания;

3. Определить и обосновать причины, которые повлияли на формирование правосознания в Византии;

4. Разработать периодизацию формирования профессионального правосознания в Византии;

5. Сформулировать концепцию правовых ценностей византийского общества;

6. Определить результаты становления профессионального византийского правосознания и правовой культуры, выкристаллизовавшиеся в поздневизантийский период;

7. Соотнести смысловое наполнение профессионального правосознания в Византии с концепциями понимания права Нового времени.

Объектом исследования стали взгляды, идеи и представления юристов-профессионалов Византийской империи о сущности права, которые определяли профессиональное правосознание и способствовали формированию официальной государственно-правовой доктрины в его историческом развитии.

Предмет исследования - общие принципы права и их осмысление через призму византийского мышления во взаимосвязи с европейской мыслью Нового времени как с основой современных теорий понимания права4.

4 В работе используется термин «принципы права» по отношению к византийской правовой традиции, поскольку в исследовании рассматриваются принципы римского права (равенство, свобода и др.), были переосмыслены профессиональным правовым сознанием византийских юристов.

Методология исследования. Сложность и противоречивость проблематики правосознания как такового, а тем более профессионального, потребовали применения междисциплинарного подхода как основного метода исследования, то есть привлечения научных источников по общей теории права, философии права, истории правовых учений как отечественных, так и зарубежных исследователей.

В качестве основных методов теоретико-правового и философско-правового анализа проблемы профессионального правосознания использовались элементы структурного и структурно-функционального подходов, а также диалектический метод и метод сравнительного правоведения, заключающийся в сопоставлении различных правовых идей, концепций, ценностей и способов их восприятия в одну и ту же эпоху (метод синхронного сравнения) и в разные эпохи и у разных мыслителей (метод диахронного сравнения). В процессе исследования значительную роль сыграли приемы абстрактного мышления: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация, обобщение. Кроме того, были использованы специально-юридические методы: формально-юридический метод, методы толкования права, исторический метод, согласно которому правовая концепция должна изучаться в связи с окружающими ее социальными обстоятельствами, повлиявшими на ее возникновение. Кроме указанных, используется метод сопоставления элементов не только типологически близких, но и типологически далеких правовых систем (например, правопонимания Византии и правопонимания в естественной теории права Гуго Гроция). Указанный метод позволяет выявить их характерные особенности: проследить трансформацию правосознания личности в исторической перспективе и увидеть результаты исторического пути современного правосознания, некогда оттолкнувшегося от профессионального правосознания Византии.

Гипотеза исследования состоит в предположении, согласно которому византийская цивилизация обогатила римскую правовую

8

традицию, сформировала новое понимание привычных правовых явлений, выработало само понятие правового явления, которое отсутствовало в римском праве, и, не ограничиваясь этим, предприняла попытку выйти за рамки строгого правового формализма. Это позволило Византии стать не только носителем высокой правовой культуры, но и, благодаря уникальной культурно-правовой формации, включить в сферу своего влияния прочие государства, не ограничиваясь только соседними странами, поскольку кристальная чистота и ясность изложения и объяснения правовой мысли в профессиональном византийском правосознании способствовала увлечению европейской цивилизации римским правом. Исследование, предпринятое в данной работе и призванное взглянуть в глубину правосознания носителей этой культуры, стоявших у истока формирования правовой мысли византийской цивилизации, позволяет расширить горизонты мышления современного исследователя теории и истории юридической науки, взглянуть на известные положения современной теории права глазами носителей профессионального правового сознания Византийской империи и понять природу права и сознания как таковую, что может стать важным стимулом для развития современного правопонимания и правосознания.

Новизна исследования состоит в восполнении существенного пробела в теории и истории правовой мысли - в выявлении смысла и особенностей теории, истории и философии права Византийской империи, которые рассматриваются преимущественно с точки зрения правовых ценностей государства, отраженных в правосознании византийского общества:

- дана характеристика византийского профессионального правосознания в аспекте его правовых ценностей;

- сопоставлено понимание правовых ценностей в профессиональном правосознании в Византии и правосознании Нового времени;

- правопонимание в отдельных философско-правовых системах Нового времени представлено с точки зрения их первоначального общего источника - римско-византийского права;

- обоснованы и определены принципы, на которых базировалось профессиональное правовое сознание;

- на примере Византии доказана идея о необходимости существования сверхпринципа права;

- систематизированы методы исторического исследования профессионального правосознания и выявлены основные принципы подходов к его изучению;

- обоснована объективность научного подхода к исследованию византийского права, согласно которому признается его уникальность.

Итогом научного исследования стали следующие результаты и основные положения, выносимые на защиту:

1. Византийское право как явление мировой цивилизации представляет собой сложный феномен, формирование которого происходило в течение всей истории существования Византийской империи и который находился в отношениях взаимного влияния с византийским профессиональным правосознанием. Последнее же испытало на себе воздействие ряда факторов, в качестве которых следует назвать факторы правовые (источники права, в том числе права канонического) и неправовые (или социальные) факторы: мировоззренческий, религиозный, этнокультурный, просветительский, материально-хозяйственный и исторический. И хотя определяющими из перечисленных факторов были принципы римского права, традиции народов Византии и христианская религия, методология исследования исторических вопросов формирования правосознания предполагает рассмотрение как основных, так и второстепенных факторов, оказавших на него влияние.

2. Определяющим для формирования профессионального правосознания в Византии в политическом отношении была концепция

10

симфонии властей, для которой наиболее значимым было отсутствие противопоставления между церковью и государством. Государство и император осуществляют попечение об истинности догматов христианской религии, священство молится за государство и за мир, а церковь является величайшей святыней, так что мирская власть - тело, а священство - душа, которые в своей совокупности составляют государство. При этом ни государство, ни церковь не вмешиваются в сферы, находящиеся вне их юрисдикции. Кроме того, церковь помогает государству, предоставляя духовную поддержку в целях обеспечения благополучия общества, а государство обеспечивает помощь церкви, создавая условия для духовного воспитания и просвещения.

3. Построение стабильной правовой системы в Византийской империи стало возможно благодаря принципу традиционности, в соответствии с которым происходило развитие юридической науки в одном русле, что способствовало последовательному закреплению ее фундаментальных характеристик с каждым веком. Новому юристу приходилось не начинать заново, а только продолжать традицию, тем самым обогащая ее и делая детально проработанной, насколько это было возможно в конкретную эпоху законотворчества. Результатом явилась развитая система права, пригодная для рецепции другими правовыми системами.

4. В основе византийского права заложены общие принципы классического римского права, которые формировали ряд таких правовых ценностей, как справедливость, уважение к закону, взаимная ответственность правителя и подданных государства, свобода, равенство и традиционность в их онтологическом, расширительном понимании. При этом содержание, смысл и восприятие византийских правовых ценностей определялось понятием сверхпринципа права, который назван в данной работе сверхпринципом благочестия. Данный сверхпринцип предполагал

внутренний моральный императив, заключающийся в добровольном исполнении закона всеми подданными государства.

5. Правовое сознание в Византийской империи на последнем этапе ее существования (с реконкисты Константинополя у латинян 1261 г. до падения Византийской империи 1453 г.) явилось кульминацией развития правосознания на протяжении всей истории этого государства. При сохранении в правовой культуре всех ценностей византийского права происходит их обогащение, свидетельством чего является установление института вселенских судей ромеев и введение императором Андроником II (1259 - 1332) принципа подчинения императора закону. Это явилось абсолютным нововведением для империи. Западная правовая мысль пошла по пути формирования примата папы Римского, согласно которому понтифик выступает единоличным судьей как в духовных, так и в светских вопросах, вынося свою личность за рамки правосудия. Восточная же концепция сформировала иные принципы в отношении данного вопроса и определила, что император, несмотря на свою абсолютную власть, может быть объектом суда, что свидетельствует о наличии личной ответственности императора перед своими подданными. Данная концепция, явившаяся результатом следования принципу традиционности и непосредственно связанная с ним, полностью отвергается политико-правовой мыслью Нового времени, где ключевым принципом европейского мировоззрения выступает революция - отрицание традиции и оправдание государственного насилия.

6. Европейское профессиональное правовое сознание (представленное мыслителями естественно-правовой школы ХУП-ХУШ вв.) на фоне византийского подхода к пониманию права представляет собой крайне разрозненное явление, которое сложно назвать системой. Появление множества частных систем, каждая из которых фактически претендовала на ведущую роль в правотворчестве и в идеологической концепции государства, а в связи с этим - и на принудительное формирование

12

обыденного правового сознания, имело своим результатом крайнюю нестабильность как самих правовых систем, так и государственного устройства общества. При этом формализация правовых ценностей и декларирование верховенства прав человека еще более способствовали внедрению в обыденное сознание государственно-правовых идей, в действительности не соответствовавших своему абсолютному правовому смыслу, который сохранился в правовой системе Византии.

Хронологические рамки исследования характеризуются достаточной протяженностью, поскольку охватывают временной период от основания Византийской империи (IV в.) до эпохи Нового времени (согласно периодизации, принятой в отечественной науке, эпоха Нового времени датируется началом английской революции XVII в.) как источника права Нового времени, коррелирующего с правом византийским. Необходимость выхода за рамки Византийского периода обосновывается тем, что истоки правовых ценностей Нового времени находятся в византийском профессиональном правосознании. Вместе с тем отступление от понимания этих ценностей, происходящее в Новое время, приводит к искажению их смысла в правосознании личности - профессиональном и обыденном. В связи с этим изучение преемственности понимания права Византии позволяет определить общие закономерности бытования правосознания граждан, актуальные и в наше время.

Хронологические рамки исследования оправданы его предметом. Для комплексного определения обстоятельств и факторов, оказавших влияние на правопонимание Нового времени, необходимо учесть развитие правового сознания с учетом сменяющейся правовой культуры с византийской на современную европейскую. Кроме того, учитывая интенции мотивов, определявших вектор развития современного европейского правосознания, более чем оправдано подробно исследовать истоки указанного правосознания и определить меру влияния на них принципов византийского (римского) права. Эпоха Ренессанса проходила

13

под лозунгами возвращения к идеям и ценностям римского права и римского мировоззрения. Однако при подробном рассмотрении римских принципов права и их сопоставлении с правопониманием, сформировавшимся в Новое время, становится очевидным, что цель не только не достигнута, но и расходится и изначальным замыслом авторитетов европейского права. При этом, как показано в исследовании, римские принципы права на почве византийской культуры приобрели конкретные очертания и формы, были настолько жизнеспособны в организации общественных отношений, что послужили источником правовых систем многих европейских государств, законодательство которых применялось вплоть до XIX века.

При подробном рассмотрении римских принципов права и их сопоставлении с правопониманием, сформировавшимся в Новое время, становится очевидным, что цель - возвращение к истокам римского права -не была достигнута, и, более того, результат - правосознание Нового времени - расходится с изначальным замыслом авторитетов европейского права. Римский юрист настолько бережно относился к закону как к священному, и не дерзал в нем ничего изменять, а каждый мыслитель Нового времени, взяв форму византийского права, наполнял его содержанием, представлявшимся верным прежде всего ему. В этом проявляется различие профессионального правосознания византийских юристов от европейского правосознания Нового времени, что подчеркивает уникальность византийского профессионального правосознания, выявление которой возможно только при условии использования в исследовании расширения хронологических рамок исследования.

Источниковая база исследования состоит из основных источников права Византийской империи - Кодекса и Новелл Юстиниана, Прохирона (руководство для судей, изданное в начале IX в.), Василик (законодательный свод, изданный в конце IX в.). Дополнительно в качестве источников были использованы толкования византийских юристов: Пира

14

Евстафия Ромея, Константина Арменопула, Зонары, Вальсамона - на законы империи, а также сочинения европейских мыслителей Нового времени: Гуго Гроция, Джона Локка, Шарля Луи Монтескье, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Томаса Гоббса.

Теоретическая основа диссертации состоит в первую очередь из трудов по теории права, рассматривающих сущность такого явления, как правосознание. Среди данных работ необходимо назвать труды С.С. Алексеева, Г.Дж. Бермана, Г. Кельзена, В.В. Лапаевой, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Л.И. Петражицкого, Ю.А. Тихомирова. Б.Н. Чичерина, Т.Я. Хабриевой, Г. Харта. Также были задействованы исследования по истории политических и правовых учений В.И. Власова, О.А. Жидкова, В.Ю. Крашенинниковой, О.Э. Лейста, Пашенцева Д.А, С.А. Чибиряева.

Особого внимания заслуживают также работы по проблеме права Византии. Среди них следует назвать исследования С.Я. Гагена, А.А. Дорской, И.П. Медведева, К.В. Хвостовой, посвященные собственно византийскому правосознанию и правовой культуре и бывших одними из концептуальных для данного исследования трудов. Также в работе использовались труды А.М. Величко, Д.А. Казанцева, Б.И. Кецбы, посвященные отдельным аспектам права Византии.

Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании фундаментальных оснований классических принципов права, осмысленных через призму профессионального правового сознания Византийской империи, что позволило выявить факторы, которые стали причиной появления универсальности правовых категорий. В то же время было определено, что византийская юридическая мысль оттолкнулась от предметного понимания права, которое было свойственно Западной Римской империи, что способствовало происхождению собственно византийского мировоззрения, осмыслявшего право, выраженное через принцип благочестия, как самодостаточный элемент при его применении на всех уровнях государственно-правовых отношений. Происхождение же

самих правовых категорий позволило заложить методологическую основу для дальнейшего развития любой правовой системы византийской ойкумены.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в правотворческой деятельности для определения содержания правовых принципов, их места в современной правовой системе, в том числе для устранения пробелов в законодательстве. Кроме того, результаты работы могут быть использованы в учебной практике - как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях, а также при составлении учебных пособий и словарей, посвященных теории, истории, философии, психологии права.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смирнов Александр Иванович, 2022 год

Источники

1. Алфавитная синтагма Матфея Властаря / пер. с греч. Н. И. Ильинского. Симферополь: Таврическая губернская типография, 1892. 410 с.

2. Аристотель. Никомахова этика. М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997. 368 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt (дата обращения 30.10.2018).

3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/ FILOSOF/ GOBBS/leviafan.txt (дата обращения 11.02.2019).

4. Кекавмен. Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века / Подготовка текста, введение, пер. с греч., комментарий Г.Г. Литаврина. СПб: Алетейя, 2003. 711 с.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. Степанова С.А. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 456 с.

6. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (дата обращения 11.02.2019).

7. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 135-407.

8. Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Часть 2 / Нарбеков В. (пер.). - Казань: Типо-литография императорского университета, 1899. 620 с.

9. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб: тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911. Т. 1. 640 с.

10. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб: Алетейя, 2009. 398 с.

11. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. М.: Гослитиздат, 1955. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/О_духе_законов_(Монтескьё/Горнфельд)/Книга ^двенадцатая (дата обращения 1.02.2019).

12. Титул I. О справедливости и праве // Дигесты Юстиниана. 2-е изд., испр. Т. 1. Кн. I-IV. М.: Статут, 2008. 584 с. URL: http://ancientrome.ru/ ius/i.htm?a=3300101001 (дата обращения 18.08.2018).

13. Цицерон, Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., Наука, 1993. 245 с. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775003#17 (дата обращения 02.11.2018).

14. Монтескье Ш. О духе законов. URL: modernlib.ru/books/monteske_sharl/ izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read/ (дата обращения 02. 11. 2018).

15. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. / Вступ. ст., пер., коммент. Е.Э. Липшиц. М.: Наука, 1965. 231 с.

16. Balsamonis Th. In canonem XVI Concilii Carthaginiensis. PG, 1865. Vol. CXXXVIII. Col. 93.

17. Annotated Justinian Code by Fred H. Blume // College of Law George W. Hopper Law Library [Электронный ресурс]. URL: http://www.uwyo.edu/lawlib/ blume-justinian/aj c-edition-2/novels/101-120/novel%20105_replacement. pdf (дата обращения 17.05.2020).

18. Digesta Iustiniani Augusti. Ed. Mommsen - Krüger. Vol. I. Berolini, 1870. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=3300101001 (дата обращения 18.08.2018).

19. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding. London: T. Tegg and Son, 1836. 566 p.

20. Locke J. Essays on the Law of Nature // Locke J. Political Essays / ed. by M. Goldie. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 79-134.

21. Nicephori Gregorae. Byzantina historia. Bd. I. Bonnae, 1830.

174

22. Nicephorus Gregoras. Historia, VI, l, 7. Vol. I. Bonn, 1855.

23. Nikephoros Gregoras. Rhomaische Geschichte. Bd. II/2. Stuttgart, 1979.

24. Nicetas Choniates. Historia / Ed. I. Bekker (Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae). Bonn, 1835.

25. PaX^n Kai ПотХ^. Xüvxay^a x®v 0si®v Kai isp®v Kavov®v. T. 4 AG^vai, 1854.

26. Peira // Ius graeco-romanum / Ed. C.E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1856. Bd. 1.

Диссертации и авторефераты

27. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: автореф. дис. ... доктора юридических наук. Саратов, 2006. 53 с.

28. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001. 209 с.

29. Большаков Е.Ю. Соотношение морали и права в истории общественной мысли: этико-философский анализ: дис. ... кандидата философских наук. Иваново, 2015. 27 с.

30. Дружкина Ю.А. Религиозное правосознание: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. Саратов, 2007. 22 с.

31. Ильин О.Ю. Правосознание: постклассическое правопонимание и личностная проекция: автореф. дис. ... к.ф.н. Тверь, 2011. 24 с.

32. Новиков О.А. Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук [Электронный ресурс]. Владимир, 2008. 24 с. URL: http://lawtheses.com/vizantiyskaya-kontseptsiya-vzaimootnosheniy-tserkvi-i-gosudarstva. (дата обращения 1.08.2018).

33. Османкина Г.Ю. Мировоззренческие основы формирования раннехристианской культуры Византии в IV-VI вв.: автореферат дис. ... кандидата культурологии. Нижневартовск, 2000. 25 с.

34. Фабрика И.В. Аксиологическая сущность правосознания личности: теоретический аспект: теоретический аспект: автореф. дис. ... кандидата юридических наук. Челябинск, 2007. 26 с.

Словари и энциклопедии

35. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. М.: Изд-во Проспект, 2008. 496 с.

36. Большая юридическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2007. 686 с.

37. Большой толковый медицинский словарь. М.: Вече: АСТ, 2001. 589 с.

38. Максимович К.А. Анакатарсис // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2001. Т. 2, С. 210-211.

39. Новая философская энциклопедия: В 4 т. [Электронный ресурс]. М.: Мысль, 2010. Т. 1-4. 2816 с. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/ collection/newphilenc/document/HASH01beef80ca72acb7a42e9dbe (дата обращения 02.11.2018).

40. Пашков Д.В. «Икономия» // Православная энциклопедия. Т. XXII. Икона - Иннокентий. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 51-58.

41. Сильвестрова Е.В. «Василики» // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2004. Т. 7, С. 220-222.

42. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вечеслова. 2-е изд., стереотип. М.: Цитадель, 2001. 927 с.

43. The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. by A.P. Kazhdan. 3 vols. V. 1. N.Y., 1991. 626 p.

44. Webster's New World Dictionary of The American Language: The World Publishing Company-witch hunt- p. 1679.

45. The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. by A.P. Kazhdan. 3 vols. V. 1. N.Y., 1991. 626 p.

46. Естественное право // Энциклопедия права / Трубецкой Е.Н.; Сост.: Сандулов Ю.А.; Науч. ред. и вступ. ст.: Бернадский Г.Г.; Прим.: Масленников Д.В. - С.-Пб.: Лань, 1999. С. 52.

Научная и учебная литература

47. Алексеев П.В. Социальная философия. М.: ООО «ТК Велби», 2015. 256 с.

48. Барак А. Судейское усмотрение. М.: НОРМА, 1999. 364 с.

49. Батыр К., Поликарпова Е. (ред.). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.b-ok.org/book/2898819/9958f7/?_ir=1 (дата обращения 18.08.2018).

50. Бачинин В.А. Философия права и преступления. Харьков: Фолио, 1999. 607 с.

51. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. Москва: Ad Marginem, 1999. 432 с.

52. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования = Law and Révolution: The Formation of the Western Legal Tradition / Пер. с англ. Н.Р. Никонова при участии Н.Н. Деевой. - 2-е изд.. - М.: Изд-во МГУ: Издательская группа Инфра-М - Норма, 1998. 624 с.

53. Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб: Дмитрий Буланин, 2008. 535 с.

54. Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 365 с.

55. Вольтер. По Коллини, Ваньеру, Штроусу и др. СПб: Типография И.М. Комелова, 1899. 155 с.

56. Вольтер. Философские трактаты и диалоги. М.: Эксмо, 2005. 431 с.

57. Гаген С.Я. Византийское правосознание IV-XV вв. / отв. ред. И.П. Медведев. М.: «Юрлитинформ», 2012. 304 с.

58. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 552 с.

59. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права. Учебное пособие для вузов. 2-е издание, исправленное и дополненное [Электронный ресурс]. Минск: Амалфея, 2007. 480 с. URL: http://diplomartra/library/l0017-0209-1066-03544.html. (дата обращения 12.08.2018).

60. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов [Электронный ресурс] / [С. А. Чибиряев и др.]; отв. ред. С. А. Чибиряев. М.: Былина, 2002. 471 c. URL: https://lawbook.onlme/zarubejnogo-gosudarstva-pravo/istoriya-gosudarstva-prava-zarubejnyih.html. (дата обращения 15.07.2018).

61. История Византийской империи: от начала Крестовых походов до падения Константинополя / А. А. Васильев; вступит. ст., примеч., науч. ред. пер. с англ. яз. и именной указ. А. Г. Грушевого. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. 581 с.

62. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1. Под ред. Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидкова. М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 1998. 480 с.

63. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000. 688 с. URL: http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/36.htm (дата обращения 11.01.2018).

64. История политических учений. Учебник / Вахидов Х., Галанза П.Н., Дюков Л.В., Карева М.П., и др.; Под ред. С.Ф. Кечекьяна, Г.И. Федькина. 2-е изд. М.: Госюриздат, 1960. 894 с.

65. История политических и правовых учений. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Юриспруденция" [Электронный ресурс] / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма: Инфра -М, 2004. 944 с. URL:library.khpg.org>files/docs/1380635715.pdf (дата обращения 11.01.2018).

66. Кальной И.И., Саундулов Ю.А. Философия для аспирантов. 3-е изд. СПб: Лань, 2003. 512 с.

67. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 480 с.

68. Крашенинникова В.Ю. Россия - Америка: холодная война культур: как американские ценности преломляют видение России. М.: Издательство «Европа», 2007. 392 с.

69. Кузищин В.И. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1987. 431 с.

70. Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. Т.2. СПб: Алетейя, 2003. 394 с.

71. Ларин А.М. Презумпция невиновности. М.: Наука, 1982. 152 с.

72. Лебедев А.П. Очерки исторического состояния Византийсковосточной церкви от конца XI до половины XV века. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1902. 489 с.

73. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. 288 с.

74. Малахов В.П. Философия права. М.: Акад. проект, 2002. 446 с.

75. Маньков А.Г. Уложение 1649 года - кодекс феодального права России / монография. 2-е изд., испр. М.: Гос. публ. ист. библиотека, 2003. 370 с.

76. Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М.: Эксмо, 2004. 606 с.

77. Марченко М.Н. Теоретико-методологические проблемы права. М.: Зерцало-М., 2007. 390 с.

78. Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб: Алетейя, 2001. 576 с.

79. Михайлов А.М. Очерки теории и истории английского права: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 362 с.

80. Миряшева Е.В. Становление конституционализма в штатах в процессе формирования федеративного государства в США (ХУП-Х1Х вв.). М.: Дашков и К°, 2012. 131 с.

81. Муслумов Р.Р. Правовое сознание личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. 84 с.

82. Неновски Н.Н. Преемственность в праве. Москва: Юридическая литература, 1977. 168 с.

83. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2009. 552 с.

84. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. 521 с.

85. Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2002. 288 с.

86. Общая теория государства и права: акад. курс: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. М.: Зерцало, 1998. 622 с.

87. Певцова Е.А. Правовое воспитание: вопросы теории и практики: Учебное пособие. М.: Международный юридический институт, 2013. 296 с.

88. Покровский И.А. История римского права. Санкт-Петербург: Летний сад, 2004. 527 с.

89. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. СПб: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 472 с.

90. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. 431 с.

91. Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.

92. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения. М.: Юрлитинформ, 2015. 319 с.

93. Сильвестрова Е.В. Lex generalis. Императорская конституция в системе источников греко-римского права V-X вв. н.э. М.: Индрик, 2007. 246 с.

94. Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (8431453). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. 272 с.

95. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 480 с.

96. Стадуб И.Д. История государства и права зарубежных стран. Минск: Белорусский институт правоведения, 2003. 548 с. [Электронный ресурс]. URL: https://lawbook.online/gosudarstva-zarubejnogo-pravo/ekloga-64059.html (дата обращения 9.10.2018).

97. Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков: тип. Чеховского и Зарина, 1862. 277 с.

98. Сыров В.Н. Философско-этические основания социальной практики (основные современные этические концепции). Томск: Издательский дом Томского гос. ун-та, 2018. 176 с.

99. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998. 512 с

100. Сырых В.М. Социология права. М.: Юстицинформ, 2012. 472 с.

101. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. 512 с.

102. Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2007.

103. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. М.: Высш. образование, 2009. 752 с.

104. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. 743 с.

105. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Просвещение, 1997. 418 с.

106. Теория государства и права: учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях / под ред. Л. В. Смирнова. М., 2004. 307 с.

107. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. Нью-Йорк: Printed by Nat. printing & publ. co., 1943. 130 с.

108. Уледов А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. 330 с.

109. Философия права: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция» / [О.Г. Данильян и др.]; под ред. О.Г. Данильяна. М.: Инфра-М, 2013. 335 с.

110. Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб: Алетейя, 2009. 206 с.

111. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: И111 "Отечество", 1993. 342 с.

112. Чашин А.Н. Теория государства и права. М.: Дело и сервис, 2008. 687 с.

113. Червонюк В. И. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2006. 703 с.

Публикации в периодических печатных изданиях

114. Абдурахманова И.В. Теоретико-методологические проблемы правосознания в современной юридической литературе // Философия права. 2007. № 3. С. 29-32.

115. Абукарова М.У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени // Гуманитар., социально-экон. и общественные науки. 2015. № 2. С. 148-150.

116. Асташов Д.С., Соловьева А.А. Право и закон в Древнем Риме: у истоков позитивного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 3. С. 71-77.

117. Байтеева М.В. Рецепция римского права и становление публично-правовой сферы в системе романо-германского права // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2 (14). С. 106-111.

118. Батанов А.А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4. С. 89-93.

119. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. № 5. С. 19-21.

120. Беликов А.П. Римляне и греки: причины взаимной неприязни // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 1. С. 14-19.

121. Беловолов В.А., Ильенко Е.В. Правосознание в структуре правовой культуры личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 172-184.

122. Величко А.М. Идея права в Византии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 1. С. 15-24.

123. Волков С.А. Нравственные и правовые ценности в аксиосфере трансформации личности судебного пристава // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2011. № 76. С. 221-228.

124. Гаген С.Я. Обыденное правосознание женщин в поздней Византии // История государства и права. 2010. № 22. С. 7-10.

125. Гаген С.Я. Юридическое образование в поздней Византии // Право и образование. 2006. № 6. С. 192-197.

126. Гулевич О.А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. Журн. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.08.2018).

127. Гусарова М.А. Концепции правосознания в философско-правовой мысли России (на примере взглядов П.И. Новгородцева, И.А. Ильина и Л.И. Петражицкого) // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 2. С. 73 -79.

128. Дворкин А.Л. Теория «Эпанагоги» об императорской и патриаршей власти и ее трансформация на Руси // Бердянские чтения. Из варяг в греки: возвращение к истокам. III Международная научно-практическая конференция: Сборник докладов. Симферополь: Н. Орiанда, 2010. С. 18-36.

183

129. Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве [Электронный ресурс]. Харьков: Право, 2001. 432 с. URL: https://studfiles.net/ preview/5461876/ (дата обращения 13.02.2019).

130. Дорская А.А. Эволюция места канонического (церковного) права в системе права России // Юриспруденция. 2010. № 2. С. 37-43.

131. Зелинский В.Е., Працко Г.С. Естественное право как необходимый элемент развития гражданского общества // Юристъ-правоведъ. 2014. № 5. С. 42-44.

132. Зырянов М.Ю. К вопросу о месте правосознания среди других форм общественного сознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. № 32 (165). Выпуск 13. С.116-120.

133. Ильенко Е.В., Беловолов В.А. Правосознание в структуре правовой культуры личности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 172-184.

134. Ирэн, Принцесса Нидерландов. Мы забыли, что мы часть природы: на пути к экологической цивилизации (из материалов Второго всемирного культурного Форума (18-19 мая 2013 г., КНР)) / перев. Е. С. Столярова // Куда движется век глобализации? Волгоград: Учитель, 2014. С. 6-8.

135. Каждан А. П. Василики как исторический источник // Византийский временник. 1958. Т. 14. С. 56-66.

136. Казанцев Д.А. Власть и право в общественном сознании Византии и Древней Руси // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. № 2. С. 81-91.

137. Карнаушенко Л.В. Факторы деформации правосознания россиян на современном этапе // Общество и право. 2014. № 2. С. 20-23.

138. Кецба Б.И. Взаимодействие церковного и светского права в Византии // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12 (49). С. 2702-2706.

139. Кецба Б.И. Влияние христианства на правовую систему Византийской империи // Евразийский юридический журнал. 2014. № 10 (77). С. 190-193.

184

140. Коробова А.П. Психологическая концепция правопонимания Л.И. Петражицкого и его учение о политике права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. Вып. 2 (76). С. 149-155.

141. Костогрызова Л. Ю. «Очищение древних законов» в Византии: «Василики» // Вестник Пермского университета. Серия "Юридические науки". 2010. № 4. С. 17-21.

142. Кравченко Е.В. Влияние византийских правовых норм на юридические памятники Древней Руси // Философия права. 2014. № 5 (66). С. 120-124.

143. Левин Г.Р. Памфлеты Лильберна, Овертона и Уолвина (1645-1647 гг.) // Ученые записки Вологодского государственного педагогического института. 1942. Вып. 3. С. 53-73.

144. Липшиц Е. Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике // Византийский временник. 1958. Т. 14. С. 76-80.

145. Липшиц Е.Э. Юридические школы и правовая наука // Культура Византии (1У-первая половина VII в.). М.: Наука, 1984. С. 358-371.

146. Лысенко О.Л. Эклога 726 г. - памятник права Византии эпохи иконоборничества и «правового новаторства» // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2014. № 3. С. 16-41.

147. Манохина О.А. Особенности развития духовного образования в ранней Византии (IV-VI вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. № 1 (144). Вып. 125. С. 19-26.

148. Мантуров В.В. Соотношение рецепции и иных форм правовых заимствований // Сибирский юридический вестник. 2012. № 4. С. 104-109.

149. Медведев И. П. Византийское право на заключительном этапе своего развития // Культура Византии XII — первая половина XIV в. М.: Наука, 1991. С. 298-312.

150. Мигущенко О.Н. Преемственность в развитии российского правосознания // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 319-327.

185

151. Пашенцев Д. А. Влияние римского права на развитие юридического о бразования в Российской Империи // Государство и право. 2018. № 7. C. 133-138.

152. Пашенцев Д.А., Черногор Н.Н. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 5-16.

153. Пестова О.Г. Правовые ценности, их классификация и роль в обществе // «Экономика и социум». 2016. № 8 (27) [Электронный ресурс].

URL http://www.iupr.ru/aktualnye_voprosy_politiki_i_prava_8_27_/ (дата

обращения 02.09.2018).

154. Петражицкий Л.И. Право, государство и теория нравственности // Русская философия права: антология. СПб: Алетейя, 1999. С. 324-325.

155. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8. С. 28-31.

156. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «правосознание» // Юриспруденция. 2011. № 23. С. 10-17.

157. Ратинов А.Р. К проблеме ядра личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1981. С. 67-86.

158. Ратинов А.Р. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступников // Психологическое изучение личности преступника. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1976. С. 153-185.

159. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 201-214.

160. Рябов Е.А. Методология исследования правового сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (48): в 3-х ч. Ч. I. C. 130-133.

161. Сенюшкина Т.А. Православные ценности и русская правовая культура // Культурологический журнал. 2017. № 4 (30). [Электронный ресурс]. URL: http: //www.cr-j ournal .ru

162. Сидоров Б.В. Принцип справедливости: его место в системе принципов и норм уголовного права и вопросы совершенствования уголовного права // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4. С. 189-194.

163. Скабаланович Н. Византийская наука и школы в XI в. // Христианское чтение. 1884. Ч. 1. № 5—6. С. 344-369, 730-770.

164. Смирнов А.И. Значение византийского правосознания в систематизации законодательства Московского Царства в XVII веке. Источники Соборного уложения 1649 года // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2019 № 3 (35). С. 88-95.

165. Смирнов А.И. Ключевые аспекты сравнительного исследования римского и византийского права // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2018. № 3 (31). С. 89-96.

166. Сокольская Л.В. Рецепция как историческая форма правовой аккультурации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8. С.1581-1589.

167. Сокольский В.В. О характере и значении Эпанагоги: Очерк по истории визант. права // Византийский временник. 1894. Т. 1. Вып. 1. С. 17-54.

168. Стуканов В.Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1 (33). С. 30-34.

169. Тарановский Ф. В. Предмет и задача так называемой внешней истории права // Записки русского научного института в Белграде. Белград: [б. и.], 1930. Вып. 1. 69-118 с.

170. Тихомиров Ю.А., Нанба С.Б., Цомартова Ф.В. Социальная концепция права: новый подход // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 32-37.

171. Утяшев М.М. Вольтер - первый правозащитник Европы // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 3. С. 169-186.

172. Хабриева Т.Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5-12.

173. Хабриева Т.Я. Современное правотворчество и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2015. № 8. С 5-13.

174. Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 5-26.

175. Хаконова И.Б. Роль правосознания в правовой жизни общества // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание [Электронный ресурс]. 2007. № 2. URL: http://www.vestaik.adygnet.m/files/2007.2/ 491 /khakonova20072.pdf. (дата обращения 12.12.2018).

176. Халем Ф. фон. Историко-правовые аспекты проблемы Восток - Запад // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 26-51.

177. Хвостова К.В. Византинизм «оправдание жизни» (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. 1998. № 55 (80). Ч. 2. С. 5-14.

178. Черногор Н.Н., Залоило М.В., Иванюк О.А. Роль этических и нравственных норм в обеспечении соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 130-141.

179. Черногор Н.Н., Пашенцев Д.А. Правовой порядок: доктринальные подходы, методы и актуальные направления исследования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 5-16.

180. Честнов И.Л. Постклассическое правопонимание // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 157-162.

181. Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2007. № 3. С. 35-40.

188

182. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. № 14. С. 50-52.

183. Шаркич С. Влияние византийского права на средневековое сербское право // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 3. С. 48-57.

184. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2. С. 165-181.

Зарубежные издания и публикации

185. Beck H.G. Res Publica Romana: Vom Staatsdenken der Byzantiner // Das byzantinische Herrscherbild. Darmstadt, 1975.

186. Blandy S. Socio-legal approaches to property law research // Property Law Review. 2014. № 3 (3). Pp. 166-175.

187. Œitwood Z.R. Byzantine Legal Culture and the Roman Legal Tradition, 867-1056. Cambridge, 2017. 246 p.

188. Chitwood Z.R. Byzantine Legal Culture under the Macedonian Dynasty, 867-1056. Cambridge, 2012. 252 p.

Chitwood Z. R. The «Cleansing of the Ancient Laws» under Basil I and Leo VI. In Byzantine Legal Culture and the Roman Legal Tradition, 867-1056. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 236 p.

189. Cowan D. Legal Consciousness: Some Observations // Modern Law Review. 2004. Vol. 67. No. 6. Pp. 928-958.

190. Davis D.R., Jr., Nemec J. Legal Consciousness in Medieval Indian Narratives // Law, Culture and the Humanities. 2012. № 1-26. P. 106-131.

191. Dölger F. Byzanz und die europäische Staatenwelt. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgessellschaft, 1964.

192. Dоlger F. Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565-1453. München und Berlin, 1960. T. 4.

193. Fögen M.Th. Zeugnisse byzantinischer Rechtspraxis im 14. Jahrhundert // FM. 1982. T. 5. P. 214-280.

194. Georgii Pachymeris. De Andronico Palaeologo. Bonn, 1835. Vol. I.

195. Georgii Pachymeris. Historia. Bonnae, 1835. T. 2.

196. Hunger H. Prooimion. Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. Wien: Verlag H. Bijhlaus Nachfolger, 1964. 260 s.

197. Iolowicz H.F. Historical Introduction to the Study of Roman Law. Cambridge, 1939. 528 s.

198. Ion Th.P. Roman Law and Mohammedan Jurisprudence // Michigan Law Review. 1907. Vol. 6. No. 1. P. 44-52.

199. Karayannopulos J. Der frühbyzantinische Kaiser // BZ. 1956. Bd. 49/2. S. 369-384.

200. Kazhdan A. State, Feudal, and Private Economy in Byzantium // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 47 (1993). Pp. 83-100.

201. Kennedy D. Toward a Historical Understanding of Legal Consciousness: The Case of Classical Legal Thought in America, 1850-1940 // Research in Law and Sociology. Vol. 3 (1980). Pp. 3-24.

202. Khorakiwala R. Legal Consciousness as Viewed through the Judicial Iconography of the Madras High Court // Asian Journal of Law and Society. 2018. № 5 (1). P. 111-133.

203. Lemerle P. Le monde de Byzance Vie et institutions. London: Variorum Reprints, 1978.

204. Lopez R.S. Byzantine law in the Seventh Century and its Reception by the Germans and the Arabs / Byzantion. 1942-1943. Vol. 16. No. 2. Pp. 445-461.

205. Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

206. Matschke K.-P., Tinnefeld F. Die Gesellschaft im späten Byzanz: Gruppen, Strukturen und Lebensformen. K^n; Weimar; Wien; Böhlau, 2001. 244 s.

207. Michael Attaliotae. Historia of Romeian Empire. Bonnae, Impensus ed. Webebi, 1853. 366 p.

208. Musson A. Medieval Law in Context: The Growth of Legal Consciousness from Magna Carta to the Peasants' Revolt. New York: Manchester University Press, 2001.

209. Phillipson D.E. Development of the Roman Law of Debt Security // Stanford Law Review. № 20 (6). Pp. 1230-48.

210. Pieler P. «AvaraOapGiç x®v rcaXaiœv vo^œv und makedonische Renaissance» // Subseciva Groningana. Vol. 3. E. Forsten, 1989. P. 61-77

211. Pléthon G.G. Traité des vertus / Éd. Brigitte Tambrun-Krasker. Athen: Academy of Athens, 1987.

212. Scheltema H. J. L'enseignement de droit des antecesseurs. Leiden: Brill, 1970. 72 p.

213. Schilbach E. Die Hypotyposis der KaOoXiKoi Kpixai x®v Pœ^aiœv vom Juni 1398 (?) // BZ. 1968. Bd. 61. S. 44-70.

214. Schulz F. Geschichte der römischen Rechtswissenschaft. Weimar: Böhlau, 1961. 462 S.

215. Sevcenko I. Léon Bardalès et les juges généraux on la corruption des incorruptibles // Idem. Society and intellectual Life in Late Byzantium. London, 1981.

216. Speck P. Die Kaiscrliche Universitat von Konstantinopel. München: C.H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1974. 120 s.

217. Tinnefeld F. Intellectualls in Late Byzantine Thessalonike // DOP. 2003. Vol. 57. P. 153-172.

218. Tpœiavoç Sn. N. Oi n^ysç xoù ßuZavxivoti SiKatou. AO^va, 1986. 179 S.

219. Vernadsky G. Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge und ihr Einfluss auf das russische Leben im XVII. Jahrhundert // Byzantinischneugriechische Jahrbücher. 1928. Bd. VI. S. 121-125.

220. Waldron J. God, Locke, and Equality. Cambridge University Press, 2002. Pp. xii + 263.

221. Wolska Conus W. L'école de droit et l ' enseignement du droit à Byzance au xie siècle : Xiphilin et Psellos // TM. 1979. T. 7. P. 1-103.

222. Zepos J. et P. Ius graeco-roinanuin. Athenes, 1931. Vol. 1.

191

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.