Влияние религий Тувы на региональную культуру тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Андреев, Дмитрий Юрьевич

  • Андреев, Дмитрий Юрьевич
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Андреев, Дмитрий Юрьевич. Влияние религий Тувы на региональную культуру: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Красноярск. 2004. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Андреев, Дмитрий Юрьевич

Введение.

Глава I Религиозные аспекты культуры Тувы

1.1. Шаманизм - древняя религия Тувы.

1.2. Синкретичная форма тувинского буддизма.

1.3. Распространение христианства в Туве.

Глава II Культура быта тувинского народа и влияние на нее религиозных верований

2.1. Особенности мировоззрения тувинцев.

2.2.Национальные тувинские культы.

2.3.Обряды жизненного цикла в культуре Тувы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние религий Тувы на региональную культуру»

Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями современного российского общества в сохранении самобытных национальных культур народов Российской Федерации. Важность затронутой темы подтверждается и такими государственными документами, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (19971999), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (2000) и др. Проблемы, связанные с национальными культурами, в настоящее время для России представляются весьма актуальными. Устойчивое развитие полиэтнического государства является невозможным без учета национальных особенностей каждого из его народов.

За последнее десятилетие в российском обществе произошли серьезные изменения, повлиявшие на культуру народов, населяющих нашу страну. Демократизация общественной жизни привела к переоценке многих ценностей, что способствовало возрождению многих самобытных культур и систем религиозных верований. Не избежал этого и тувинский народ. Однако благодаря географической изоляции и уникальности своей культуры, не имеющей аналогов в мире, данные процессы в Туве приобрели свою специфику, не характерную для других регионов нашей страны.

В этой республике происходит не просто возрождение самобытной культуры и традиционных религиозных верований, а наблюдается некая переоценка религиозных ценностей, которая ведет к изменению исконных культурных традиций и обрядов. Культура Тувы приобретает новые черты, ранее не характерные для нее. Причина этого кроется не столько в политических и экономических катаклизмах, имевших место в последнее десятилетие минувшего века, сколько во влиянии, оказываемом различными религиозными конфессиями, проникающими на ее территорию и получающими широкое распространение среди коренного населения Тувы. В основном это конфессии христианского толка. Все вышеизложенное указывает на необходимость использования новых методов и форм культурно-воспитательной работы с населением республики. Анализ и изучение целого ряда проблем, ставших причиной смены приоритетов в культуре тувинского народа в последнее десятилетие, обретают особую актуальность на фоне межнациональных и религиозных конфликтов.

Религия всегда являлась одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на формирование культуры любого народа. Во все эпохи и при любом состоянии общества религия была объединяющей силой в культуре. Она поддерживала традиции, сохраняла нравственный закон, воспитывала и учила мудрости. Мировоззрение и образ жизни любого народа на протяжении сотен лет во многом определялся его религиозными верованиями. Тувинское общество в данном случае не является исключением, а скорее, наоборот, подтверждает данное правило своей традиционной религиозностью. Интерес тувинцев к своим религиозным верованиям и в частности шаманству, не угасал даже при советской власти, проводившей целенаправленную политику секуляризации общества.

Культура - это духовная общность, под которой подразумевается общность мировоззрения, норм поведения и ценностей. Эта духовная общность обязана, в значительной степени, своим единством общим верованиям и общему образу мысли. Поэтому решающее значение в процессе возрождения культуры любого народа играет именно возрождение религии, традиционно исповедуемой данным этносом. Смена религии ведет не только к изменению культуры народа, но и нередко приводит к тяжелым катаклизмам как экономического, так и политического характера.

В условиях кардинальных изменений в духовной сфере возникает серьезная опасность утраты культуры целого народа и его ассимиляции. Процесс этнического возрождения требует осознания своей уникальности и увеличения доли лиц, активно участвующих в изучении, сохранении и развитии своих традиций и обычаев. С этой целью нам представляется необходимым выявить тот фундамент, который в дальнейшем может послужить основой для сохранения культуры этого народа.

Степень научной разработанности проблемы. В изучении тувинского шаманства можно выделить два этапа. Начало первого этапа обозначено сообщением о древних верованиях тувинцев в книге выдающегося географа-востоковеда П.А. Чихачёва, изданной в Париже в 1845 году. Позже Г.Н. Потанин описывал шаманство урянхайцев (тувинцев) и посвятил ему многие страницы "Очерков Северо-Западной Монголии". Интересный материал по тувинскому шаманству, явившийся крупным вкладом в изучение верований тувинцев, приводят такие исследователи, как: Н.Ф. Катанов, Е.К. Яковлев, Ф.Я. Кон. Исследования дореволюционного периода характеризовались тем, что путешественники собирали отрывочные, подчас случайные сведения о шаманизме и тем, что проводились представителями европейской и славянской культур. Новый этап в изучении традиционных верований тувинцев наступил после вхождения Тувы в состав СССР. Различные аспекты шаманства исследовались С.И. Вайн-штейном, В.П. Дьяконовой, Л.П. Потаповым, H.A. Алексеевым, М.Б. Кенин-Лопсан, венгерским учёным Вильмошом Диосеги и монголистом Эриком Тау-бе (ГДР). Впервые была дана обобщающая характеристика шаманства тувинцев в целом, были собраны и опубликованы богатые материалы по традиционным верованиям тувинцев, в том числе тексты заклинаний, описание шаманского воздушного погребения.

Синкретичная форма буддизма, существующая ныне на территории Тувы, не подвергалась комплексному изучению до 1992 года, а лишь затрагивалась вскользь авторами, исследовавшими шаманизм. В период коренных изменений политической системы нашего государства серьезное исследование тувинского буддизма быйо впервые проделано М.В. Монгуш.

Феномен христианства на территории Тувы вообще не имеет комплексного изучения. Некоторые материалы по тувинским старообрядцам мы находим в исследованиях В.И. Дулова. О православии мы встречаем лишь отрывочные сведения в исторических документах начала прошлого столетия. Сведения о других христианских течениях, появившихся в Туве в последнее десятилетие, мы находим лишь в работах О.М. Хомушку.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных авторов отдавал предпочтение в своих исследованиях какой-то одной из трех религий, ныне существующих на территории Тувы. Данные исследования носили историко-этнографический характер и лишь обозначали контуры культурологического анализа. Поэтому необходимость культурологического анализа данных проблем представляется очевидной.

Источниками для диссертации явились опубликованные исследования, архивные материалы из фондов ЦГА РТ, РФ ИГИ РТ, а также собственные полевые исследования, проводившиеся в 2001-2002 гг. в Центральной Туве.

Методология и методы исследования. Исследования проводились на методологической базе современной теории и истории культуры. Важнейшим принципом, лежащим в основе работы, был принцип историзма. Но сама тема исследования потребовала обращения к достижениям и методам таких дисциплин, как философия, этнография, религиоведение, социология. Методологической основой исследования являются фундаментальные идеи современной науки, изложенные в трудах известных философов, историков культуры, религиоведов, этнографов и культурологов.

Существенное влияние на формирование теоретической позиции автора оказали идеи таких крупных ученых, как: К. Доусан, С. Токарев, Р. Итс.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Л. Моргана, Э. Тейлора, Ф. Энгельса, К. Леви-Строса, Ю. Бромлея, С. Арутюнова, в которых изучаются культуры этносов, раскрываются культурологические и историко-этнографические явления национальной жизни.

Для проводимого в работе анализа весьма важными оказались труды зарубежных философов и культурологов: О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса. В своей работе автор также опирался на результаты научных исследований российских ученых в области культурологии, истории и философии культуры: С. Аверинцева, А. Аронова, М. Бахтина, Л. Гумилева, Н. Данилевского, Н. Конрада, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, А. Пелипенко, Ю. Тынянова, А. Флиера, М. Шибаевой.

Автор диссертации исходит из формулы, что основные религиозные конфессии, являющиеся составной частью общей системы культуры тувинцев, оказывают непосредственное влияние на ее подсистемы (обычаи, традиции, обряды, декоративное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор, орнамент, народный театр и др.) и являются одними из основных компонентов, определяющих культуру данного народа. Рассмотрение всех подсистем в рамках данного исследования не представляется возможным, поэтому автор отдает предпочтение религиозно-духовной и хозяйственной культуре тувинцев.

При исследовании автор руководствовался общенаучными методами исследования: сравнительно-историческим, визуального наблюдения, респондент-ского опроса, встроенного наблюдения.

Из перечисленных методов основным в диссертации является сравнительно-исторический метод, так как автор располагал достаточно обширным историко-этнографическим материалом, на основе которого и было построено данное исследование.

Объект исследования - народные традиции, обряды и культы тувинского народа, подвергшиеся влиянию шаманизма, буддизма и христианства.

Предмет исследования - видоизменение основных черт и особенностей шаманской культуры тувинского народа, произошедших в ходе проникновения буддизма и христианства на территорию Тувы.

Хронологические рамки исследования определяются автором с середины XIX до начала XXI века. Выбор данного временного периода продиктован, прежде всего, тем, что именно в последние полтора столетия тувинский шаманизм, являющийся главной составной культуры данного этноса, активно видоизменялся под воздействием тибетского буддизма и христианства, проникших на территорию Тувы.

Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию Тувы. Однако автор отдает предпочтение в своих исследованиях западной, центральной и южной ее частям. Сведения о восточной части Тувы мало используются автором в силу того, что культура восточных тувинцев является своеобразным переплетением культур южной и центральной территории данной республики.

Цель исследования состоит в выявлении роли, которую в тувинской культуре сыграл шаманизм, в исследовании того, какое влияние он оказал на различные формы традиционной культуры; а также тех изменений, которые произошли в шаманизме и в культуре быта тувинцев под влиянием буддизма и христианства.

Основные задачи:

- выявить основные религии, к настоящему времени получившие широкое распространение на территории Тувы;

- определить наследственные и этнокультурные виды преемственности шаманских традиций в культуре Тувы;

- выделить шаманскую культовую обрядность из повседневных ритуалов тувинцев; показать общую картину влияния буддизма и христианства на культуру тувинского народа; выявить и проанализировать основные виды деятельности служителей культа: шаманизма, буддизма; проанализировать современные обрядовые практики тувинцев; определить социальное положение и роль шамана в современном обществе.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней: впервые проведено систематическое и комплексное исследование основных религий Тувы в период с середины ХЕХ до начала XXI в. и характера их взаимодействия; выявлены специфические черты тувинского буддизма, возникшие в результате синтеза буддизма с местными верованиями; показано, что в современных условиях распространение христианства выступает в качестве фашюра, способствующего вестеризации культуры тувинского народа, и то, что в основе данного явления лежат экономические и политические факторы;

- выявлены и проанализированы основные религии Тувы, занимающие ведущее место в формировании духовной культуры этноса, и показано, что доминирующим в этом отношении является шаманизм;

- выявлены такие психологические особенности тувинского мировоззрения, как религиозность и религиозная толерантность;

- проанализировано влияние основных религий Тувы на культуру быта, традиционные праздники и обряды тувинского народа.

Теоретическая значимость исследования. Теоретический анализ объекта и предмета исследования позволил выявить специфику формирования тувинской культуры, раскрыть и проанализировать комплекс причинно-следственных связей, сыгравших решающую роль в ее формировании. Исследование вносит значительный вклад в разработку проблем культурогенеза и закладывает основы нового теоретического видения и интерпретации процессов культурной преемственности, имеющих место в современной России.

Практическая значимость научной работы заключается в возможности использовать материалы диссертации при проведении специальных семинаров, лекций, при написании учебников и методических пособий, как по культурологии, так и по другим дисциплинам (религиоведению, истории, этнографии). Материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы для усовершенствования правовых документов республики и для принятия политических решений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Шаманизм - это древний феномен духовной культуры тувинского народа, в основе которого лежат различные дошаманские культы. На протяжении многих веков шаманизм оставался религией, лежащей в основе традиционной культуры тувинского народа, а сейчас он переживает свое возрождение.

2. В Туве на основе шаманской религии и тибетского буддизма возникла своеобразная синкретичная форма буддизма (тувинский буддизм), которая была практически уничтожена за годы советской власти. В данный период буддизм возвращается в Туву, но уже в своем чисто тибетском варианте.

3. В основе современного проникновения христианства на территорию Тувы лежат, прежде всего, экономические и политические факторы.

4. Мировоззрение тувинцев, в основе которого лежит шаманская культура, формировалось в течение многих столетий. На сегодняшний день оно является сложным переплетением различных религиозных традиций и культур.

5. Буддизм, проникший на территорию Тувы в конце XIX в., не смог вытеснить шаманских представлений в народной среде, а скорее обогатил ритуалы и обряды этой древней религии. Размежевание буддизма и шаманизма в конце XX в. привело к возрождению древних шаманских традиций, существовавших до прихода тибетского буддизма.

6. Проникновение элементов христианской культуры в национальную культуру Тувы происходило в основном в период советской власти, особенно в годы воинствующего атеизма.

7. Культура тувинского народа на сегодняшний день представляет собой переплетение трех различных культур, в основе которых лежат такие религиозные конфессии, как шаманизм, буддизм и христианство.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались автором на научно-практических конференциях «Культурология и художественная культура» (Красноярск, 2000), «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2000), «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2001), «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2003), «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2004), «Этнокультурное разнообразие и проблема взаимодействия культур» (Москва, 2004).

Материалы исследования были опубликованы в научных статьях автора и внедрены в содержание учебного спецкурса по культурологии в Красноярской государственной архитектурно-строительной академии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Андреев, Дмитрий Юрьевич

Заключение

Религия на протяжении многих тысячелетий оказывала большое влияние на культуру народа. И переход народа от одной религии к другой вызывал, как правило, определенные изменения в культуре данного этноса. Тува всегда была неоднородна как по своему этническому составу, так и по религиозным верованиям, варьировавшимся в зависимости от географического местоположения. Причина такой дифференциации, прежде всего, зависела от слабых коммуникационных связей и достаточно сильной разрозненности этнических групп на территории республики.

В настоящее время, когда основная масса населения живет в городах или прилегающих к ним районах, коммуникационные связи работают достаточно хорошо и соответственно можно говорить о формировании единой культуры Тувы. Тем более, что тяжелое экономическое положение республики, притянувшее широкие массы в город, совпало с тенденцией возрождения национальной культуры.

Однако религиозная ситуация в Туве всегда была достаточно сложной и запутанной. Религиозные конфессии, претендующие на свои права существования в культуре данного народа в основном три: шаманизм, буддизм и христианство.

Шаманизм, в данном случае, является тем этносохраняющим фактором, той базовой религией, на которой держится вся тувинская культура. Вобрав в себя все древние религиозные традиции и обряды тувинского народа, шаманизм стал ныне стержнем для всех остальных религий, входящих в культуру данного этноса. Однако следует заметить, что шаманизм не выступает в качестве главной религиозной конфессии. И даже количество людей считающих себя шаманистами достаточно не велико.

Причиной тому является отсутствие институционального оформления шаманизма в обществе. Фигура шамана занимает достаточно специфичное социальное положение. Шамана сравнивают с психотерапевтом, целителем, экстрасенсом или «бабушкой»-знахаркой. Поэтому шаман воспринимается скорее как врач, а не как служитель культа. К тому же количество шаманов достаточно ограничено. Это сопряжено со сложной системой обучения, что, в конечном счете, влияет на низкую численность служителей этого культа в республике. Также в шаманизме нет культовых зданий. В качестве такового выступает, как правило, тувинская юрта, украшенная чалама, что, скорее всего, подчеркивает национальную традицию народа и не является культовым сооружением в чистом виде. Шаманизм не имеет каких-либо письменных источников, представляющих идеологическую доктрину данной религии. Но, несмотря на все это, шаманизм занимал и продолжает занимать определенную нишу в общей системе духовной культуры тувинцев, сохраняя свою аудиторию и своих последователей.

Об этом свидетельствуют, прежде всего, культовые обряды. Ряд обрядов, связанных с семейно-бытовым и хозяйственным циклом во многом продолжает оставаться шаманским. Обряды, связанные с погребальным циклом («семь дней», «сорок девять дней»), проводились и проводятся только шаманами. «Разговор с умершим» относится к разряду общения с духами, что является сферой деятельности шамана. Данное действие содержит в себе фактор психологической реабилитации родственников умершего. Она помогает им легче перенести утрату, с надеждой на благоприятное пребывание души своего родственника в загробном мире. Такую услугу общения с душой родственника, находящегося в потустороннем мире, не предлагает ни одна из существующих религиозных конфессий в Туве. Поэтому шаманский обряд «разговора с умершим» пользуется высокой популярностью у тувинцев, даже не относящих себя к шаманистам.

Официальная же религия буддизм, ранее вбиравший в себя шаманские культы, ныне размежевался с теми религиозными традициями, которые им были усвоены ранее. Тем самым он разорвал этнокультурную связь с народом и ослабил свои позиции в тувинской культуре, отдав ее на откуп другим религиозным системам. Тем не менее, старые связи с культурой остаются достаточно сильными. Особенно это касается духовной культуры, мировоззрения тувинского народа. Буддизм дает основу философии жизни, разъясняя цель жизни, показывая путь и обнадеживая следующим воплощением на земле и жизнью в загробном мире, тем самым отодвигая страх перед смертью и невзгодами жизни. Буддийская догма не входит в противоречие с философией шаманизма, а как бы дополняет ее, ставит на несколько «научную» основу, упорядочивая хаотичные шаманские представления о душе и мире.

Но, давая знания, буддизм ничего не говорит о любви. Он говорит о сострадании всему живому на земле, но тема любви отсутствует в его учении. Однако в современном обществе, когда экономическая ситуация достаточно сложна и присутствует сильное социальное напряжение, простой человек нуждается в элементарном человеческом чувстве - любви. Ему необходимо быть твердо уверенным, что он кому-то нужен еще, кроме своих родных и близких. Ранее это чувство востребованости восполнялось коммунистической партией и советским государством, проявляющим заботу о своих гражданах.

Сегодня эта ниша заполняется христианскими религиозными организациями. Ведь главная религиозная догма христианства - это любовь к ближнему. Именно чувство любви и заботы об индивиде не могла дать ни одна из ранее существующих религий. Этот пробел в тувинской культуре восполняется протестантскими направлениями. Об этом свидетельствует достаточно быстрый рост аудитории протестантских объединений среди тувинского населения. Люди стремятся приобщиться к культуре христианства, чтобы хоть как-то снять то эмоциональное напряжение, накопившееся в связи с сегодняшним социальным положением. Однако, достигнув отметки 50% населения Тувы, рост сторонников христианства остановился, заполнив пустующую нишу в культуре. И в дальнейшем, скорее всего, данный паритет будет сохраняться, так как тувинекая культура была всегда многогранна, и не придерживалась какой-то одной религиозной догмы. Данная многогранность, прежде всего, определяется шаманизмом, вбирающим в себя все новое и полезное.

Соответственно, каждая религия будет занимать определенное место в культуре тувинского народа. На данном этапе можно уже заметить определенные тенденции этого процесса. Прежде всего, это обусловлено различием социальных ролей данных религий в обществе. Так, например, шаманизм занимает в настоящее время ту часть культуры, которая связана с болезнями и исцелением. Буддизм присутствует в другой ее части, то есть той, которая связана с праздничными обрядами (рождение, свадьба, новый год). Социальная же роль христианства еще полностью не определена и пока находится в стадии поиска, но, скорее всего, оно займет важное место в культуре Тувы уже в ближайшее время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Андреев, Дмитрий Юрьевич, 2004 год

1. Абаев Н.В. О роли религии в этнокультурной истории народов центральной Азии и некоторых проблемах духовно-культурного возрождения Тувы /Н.В. Абаев, JI.K. Хертек, О.М. Хомушку // Круг знаний/ Нац. библ-ка им. A.C. Пушкина. Р.Т. Кызыл, 1999. - Вып. 2.

2. Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири /H.A. Алексеев. Новосибирск : Наука, 1980.

3. Андрианов A.B. Очерки Минусинского края /A.B. Андрианов. Томск: Паровая типо-литография П.И. Макушкина, 1904.

4. Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества /С.А. Арутюнов, H.H. Чебокса-ров // Расы и народы. М.: Наука, 1972.

5. Бадараев Б.Д. О математических основах 12-летнего звериного цикла в Китае и Центральной Азии /Б.Д. Бадараев. //Восьмая науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. докл. М., 1977.

6. Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов /Д. Банзаров. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1891.

7. Белов Н.В. Шаманизм /Н.В. Белов. Минск: Современный Литератор, 1999.

8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л.: Изд. вост. литер-ры, 1950. 2 т.

9. Бычков A.M. Все содействует во благо /А.М. Бычков //Наука и религия. -1992.-№4.

10. Ю.Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев /С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1972.

11. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии /С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991.

12. Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство /С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1964.13 .Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы /С.И. Вайнштейн. М.: Изд. вост. ли-тер-ры, 1961.

13. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература /В.П. Васильев. -СПб., Тип. Имп. Академии наук, 1857.

14. Васильев В.П. Религии Востока: Конфуцианство, буддизм и даосизм /В.П. Васильев. Тип. B.C. Балашева, 1873.

15. Васильев JI.C. История религий востока /Л.С. Васильев. М.: Наука, 1988.

16. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры /Л.Л. Викторова. -М.: Наука, 1980.

17. Вознесенский А. Этнографические заметки о сойотах-урянхайцах. (Поверья, легенды, пословицы) /А. Вознесенский. Минусинск, б. и. 1900.

18. Гомбоев Г. О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини /Т. Гомбоев. СПб., Тип. Имп. Академии наук, 1857.

19. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край /Т.Е. Грумм-Гржимайло. Л.: СоцЭКГИЗ, 1926. 3 т.

20. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край /Т.Е. Грумм-Гржимайло. Л.: СоцЭКГИЗ, 1926. Т. 3.

21. Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия /Л.Н. Гумилев //Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1968. - Вып. 5.

22. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета /Далай-лама XIV. СПб.: Наука, 1991.

23. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX начало XX вв.) /В.И. Дулов. - М.: Изд-во АН СССР, 1956.

24. Дьяконова В.П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе /В.П. Дьяконова //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. -Л.: Наука, 1981.

25. Дьяконова В.П. Большие курганы-кладбища на могильнике Кокэль (по результатам раскопок 1963, 1965 гг.) /В.П. Дьяконова //ТТКАЭЭ. Л.: Наука, 1970.-Т. 3.

26. Дьяконова В.П. Женщины-шаманки и общество у народов Саяно-Алтая /В.П. Дьяконова//Этнографическое обозрение. 1996. №3

27. Дьяконова В.П. К изучению шаманства у тувинцев /В.П. Дьяконова //Краткое содержание докладов годичной научной сессии ИЭ АН СССР. Л.: Наука, 1972.

28. Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев /В.П. Дьяконова //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л.: Наука, 1979.

29. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев /В.П. Дьяконова //ТКАЭЭ. -Л.: Наука, 1960. Т. 1.

30. Дьяконова В.П. Материалы по шаманству южных тувинцев /В.П. Дьяконова //Итоги полевых исследований ИЭ АН СССР за 1971г. М.: Наука, 1972.

31. Дьяконова В.П. Некоторые палеоэтнографические черты в традиционной культуре тувинцев /В.П. Дьяконова //Материальная культура народов Сибири и Севера. Л. : Наука, 1976.

32. Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюрко-язычных народов Саяно-Алтая /В.П. Дьяконова //Этнокультурные контакты народов Сибири. Л. : Наука, 1984.

33. Дьяконова В.П. Об одной категории в социальной иерархии шаманов /В.П. Дьяконова //Ученые записки ТНИИЯЛИ, вып. XVI. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1972.

34. Дьяконова В.П. Погребальный обряд у тувинцев как историко-этнографический источник /В.П. Дьяконова. Л., Наука, 1975.

35. Дьяконова В.П. Религиозные культы тувинцев /В.П. Дьяконова //Памятники культуры народов Сибири и севера. Л.: Наука, 1977.

36. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке /В.П. Дьяконова //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера. Л.: Наука, 1976.

37. Дьяконова В.П. Роль шамана в погребальном обряде тувинцев /В.П. Дьяконова//Бартольдовские чтения. М.: Наука, 1974.

38. Дьяконова В.П. Традиционное воспитание у тувинцев и теленгитов /В.П. Дьяконова //В сб.: Традиционное воспитание у народов Севера. М.: Наука, 1988.

39. Дьяконова В.П. Цам у тувинцев /В.П. Дьяконова //Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX в. - Л.: Наука, 1971.

40. Дьяконова В.П. Южные тувинцы как историко-культурный и этнолингвистический ареал Тувинской АССР /В.П. Дьяконова //Народы и языки Сибири. М.: Наука, 1978.

41. Енисейский энциклопедический словарь /Гл. редактор Н.И. Дроздов. Красноярск: Универс, 1998.

42. Иванов C.B. Элементы военной (защитной) одежды в шаманских костюмах народов Сибири /C.B. Иванов //Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР. Л.: Наука, 1971.

43. Иванов C.B. Элементы защитного доспеха в шаманской одежде народов Западной и Южной Сибири /C.B. Иванов //Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978.

44. Иезуитов В.М. От Тувы феодальной к Туве социалистической /Н.Л. Жуковская. -Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1956.

45. История Тувы /Отв. ред. Л.П. Потапов. М.: Наука, 1964. 2 т.

46. Кабо Р. Очерки истории и экономики Тувы. Дореволюционная Тува /Р. Кабо. М.- Л.: Гос. Соц-эк. изд-во, 1934.

47. Кагаров Е.Г. Монгольские «обо» и их этнографические паралели /Е.Г. Катаров //Сб. МАЭ. Л.: Госиздат, 1927. - Т. 6.

48. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл /Сост. Р.Ш. Джарылгасинова, М.В. Крюков. М., Наука, 1985.

49. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Урянхайский край /Д. Каррутерс. П.: Екатериненская тип., 1914.

50. Катанов М.Ф. Очерки Урянхайской земли /Архив ЛО ИЭ АН СССР. К-У, оп.1, №526.

51. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен /Н.Ф. Катанов //Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Казань, Типо-литография Имп. Казанского университета, 1894. -Т. 12.

52. Катанов Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен /Н.Ф. Катанов. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1907.

53. Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. СПб., 1910 (рукопись) /Архив ЛО ИЭ АН СССР, К-У, оп. 1, № 256.

54. Катанов Н.Ф. Письма из Сибири и Восточного Туркестана. Приложение к XXIII тому записок Академии наук /Н.Ф. Катанов. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1894.

55. Кенин-Лопсан М.Б. К вопросу о категориях тувинских шаманов /М.Б. Кенин-Лопсан //С.Э. 1977.- № 4.

56. Кенин-Лопсан М.Б. Магия тувинских шаманов /М.Б. Кенин-Лопсан. Кызыл: Новости Тувы, 1993.

57. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец ХЕК начало XX века /М.Б. Кенин-Лопсан. - Новосибирск: Наука, 1987.

58. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев /М.Б. Кенин-Лопсан. -Кызыл: Новости Тувы, 1994.

59. Ковалевский О.М. Буддийская космогония /О.М. Ковалевский. Казань, 1873.63 .Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Путешествие в Сойотию /Ф.Я. Кон. М.: Издательство всероссийского общества политкаторжан, 1936.

60. Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках /А.Н. Кононов //Тюркологический сборник. 1975. М.: Наука, 1978.

61. Кочетов А.Н. Ламаизм /А.Н. Кочетов. М.: Наука. 1973.

62. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века /Н.В. Кочешков. - М.: Наука. 1979.

63. Культура тувинцев: Традиция и современность /Сост. Ю.Л. Аранчын. Кызыл: Новости Тувы, 1998.

64. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники /Т.Н. Курбатский. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1973.

65. Кызласов Л.Р. Древняя Тува /Л.Р. Кызласов. М.: Наука, 1979.

66. Кызласов Л.Р. Этапы древней истории Тувы (в кратком изложении) /Л.Р. Кызласов //Вестник МГУ, ИФС. 1958. №4.

67. Кызыл-оол И.Т. Овцеводство Тувинской АССР /И.Т. Кызыл-оол. Кызыл, Тувинское кн. изд-во, 1974.

68. Латов А. Гора раздора /А. Латов //Аргументы и факты на Енисее. 2003. -№35.

69. Леонов Н. Танну-Тува. Страна голубой реки /Н. Леонов. М.: Госиздат, 1927.

70. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири /Е.И. Лубо-Лесниченко. М.: Наука, 1975.

71. Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в XI- XII вв. /А.Г. Малявкин. -Новосибирск: Наука, 1974.

72. Маннай-оол М.Х. Борьба с религиозными пережитками в Тувинской АССР /М.Х. Маннай-оол //Строительство Социализма и утверждение научно-материалистического, атеистического мировоззрения. -М.: Мысль, 1981.

73. Маннай-оол М.Х. Тува в эпоху феодализма /М.Х. Маннай-оол. Кызыл, Тувинское кн. изд-во, 1986.

74. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии /Д. Майдар. М.: Наука, 1981.

75. Мачавариани В. В Тайну-Туву /В. Мачавариани, С. Третьяков. М.: Изд-во АН СССР, 1931.

76. Минаев И.П. Материалы и заметки по буддизму /И.П. Минаев. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1897.

77. Минцлов С.Р. Секретное поручение. (Путешествие в Урянхай) /С.Р. Минц-лов. -Рига: б. и., 1915.

78. Монгуш М.В. Буддизм в Туве: История и современность //Буддизм России. -1999. №2.

79. Монгуш М.В. История буддизма в Туве /М.В. Монгуш. Новосибирск: Наука, 2001.

80. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: Автореф. дис. . канд. ист. наук /М.В. Монгуш. -М., 1989.

81. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве /М.В. Монгуш. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1992.

82. Мчедлов М.П. О современных процессов в религии /М.П. Мчедлов //Вопросы философии. 1984. - №2.87.0юн Ч.М. К вопросу о феномене женского шаманства в Туве /Ч.М. Оюн //Круг знаний/Нац. библ-ка им. A.C. Пушкина. Р.Т.-Кызыл, 1998.-Вып. 1.

83. Письма Н.Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана //Зап. Имп. Академии наук, Т. 73. СПб., 1894.

84. Польской А.Е. Шаманизм /А.Е. Польской. Минск: Харвест, 1998.

85. Потанин Г.Н. Введение /Т.Н. Потанин //Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи Доржи Банзарова. СПб., Тип. Имп. Академии наук, 1891.

86. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии /Т.Н. Потанин. СПб., Тип. В. Безобразова и В. Кишбаума, 1881. - Вып. 4.

87. Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства /Л.П. Потапов //Этнография народов Алтая и Западной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1978.

88. Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяна-Алтая /Л.П. Потапов //Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1977.

89. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев /Л.П. Потапов. М.: Наука, 1969.

90. Пупышев В.Н. Тибетская медицина. Язык, теория, практика /В.Н. Пупышев. -Новосибирск: Наука, 1991.

91. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири /Е.Д. Прокофьева //Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX в. -Л.: Наука, 1971.

92. Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда. Историко-этнографический атлас Сибири /Н.Ф. Прыткова. М.: Наука, 1961.

93. Родевич В. Урянхайский край и его обитатели /В. Родевич. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1912.99.РФ ИГИРТ, Д. 251, МА.100.РФ ИГИ РТ, Д. 881, МА.101.РФ ИГИРТ, Д. 895, МА.

94. Ю2.Самбу И.У. Тувинские игры /И.У. Самбу. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1978.

95. ЮЗ.Сейфулин Х.М. Краткие очерки о современной Туве /Х.М. Сейфулин. М.: Изд-во АН СССР, 1934.

96. Сердобов H.A. Волшебное зеркальце. По мотивам тувинских сказок /H.A.

97. Сердобов. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1975.

98. Сердобов H.A. История формирования тувинской нации /H.A. Сердобов. -Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1971.

99. Юб.Сиянбиль М.О. Традиционный тувинский костюм /М.О. Сиянбиль, A.A. Сиянбиль. Кызыл: Новости Тувы, 2000.

100. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений /И.В. Суханов. М.: Наука, 1976.

101. Ю8.Токарев С.А. Ранние формы религий /С.А. Токарев. М.: Издательство политической литературы, 1990.

102. Ю9.Тульцева JI.A. Современные праздники и обряды народов СССР /Л.А. Тульцева. -М.: Наука, 1985.

103. ПО.Филатенко А. Верховный шаман: «Все люди братья и сестры» /А. Фила-тенко //Аргументы и факты на Енисее. - 2000. - №47.

104. Филатенко А. Шагаа шагает по Туве /А. Филатенко //Аргументы и факты. -2001.-№8.

105. Хомушку О.М. Религия в истории культуры тувинцев /О.М. Хомушку. М.: Наука, 1998.

106. Хомушку О.М. Религия в Туве: от «опиума для народа» до «возрождения духовности» /О.М. Хомушку //Слово. 2001. - 6 января.

107. Хомушку О.М. Религия в Туве: от «опиума для народа» до «возрождения духовности» /О.М. Хомушку //Слово. 2001. - 27 января.

108. Хомушку О.М. Религия в Туве: от «опиума для народа» до «возрождения духовности» /О.М. Хомушку //Слово. 2001. - 12 февраля.

109. Хомушку О.М. Современные проблемы религиозности в Туве /О.М. Хомушку //Круг знаний /Нац. библ-ка им. A.C. Пушкина. Р.Т. Кызыл, 1998. -Вып. 1.

110. Хомушку О.М. Социокультурное развитие религиозных традиций в Туве /О.М. Хомушку//Бакшы. 1994. - №3.

111. Чадамба З.Б. Способы образования тувинских личных имен /З.Б. Чадамба //Вопросы тувинского языкознания. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1993.

112. Шаманизм в Туве /Глав. ред. Т. Будегечи. Кызыл: Новости Тувы, 1994.

113. Штернберг Л.Я. Первобытная религии в свете этнографии /Л.Я. Штернберг. -Л.: Наука, 1936.

114. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея /Е.К. Яковлев. Минусинск: б. и., 1900.

115. Dawson Ch. Religion and Culture. London: Pergamon press, 1948.

116. Spellbound by the shaman shamanism in Tuva. - Deurne: Continental Printing, 1997.

117. Tylor Edward Burnett. Primitive Culture. London: Cresset press, 1935.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.