Воинский этос в православной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Дидов, Павел Валерьевич

  • Дидов, Павел Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 135
Дидов, Павел Валерьевич. Воинский этос в православной традиции: дис. кандидат наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 2014. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дидов, Павел Валерьевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОИНСКОГО ЭТОСА

1.1. Условия и предпосылки для зарождения воинского этоса

1.2. Развитие и становление воинского этоса

1.3. Нравственно-ценностные константы воинского этоса 34 ГЛАВА 2. ВОИНСКИЙ ЭТОС В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

2.1. Проблематика войны в православной традиции

2.2. Влияние воинского этоса на духовную практику в православной традиции

2.3. Нравственно-ценностные константы воинского этоса в православной традиции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 120 ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воинский этос в православной традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Заглавие данного исследования состоит из двух сложных частей: воинский этос и православная традиция. Каждая из этих частей, взятая в отдельности, представляет собой обширное поле для этического исследования. Написание данной работы продиктовано, прежде всего, желанием понять место и значение воинского этоса в православной традиции. Общеизвестно, что быть воином в православной традиции и разрешено, и почетно. Существует множество канонизированных церковью святых профессиональных воинов. А если святой и не является профессиональным воином, тем не менее, довольно часто его житие сравнивается с жизнью воина и звучит это как похвала. Причем, как правило, в житиях воинское достоинство святого преподнесено как само собой разумеющееся дело, которое не нуждается в разъяснениях. Но в чем именно состоит и как реализуется воинский подвиг в жизни православного христианина - не ясно и не всегда понятно. Как разрешаются в связи с этим такие, например, христианские этические установки: не убивать, не осуждать, не гневаться, быть смиренным, послушным, тихим. То есть все то, что, на первый взгляд, по необходимости нарушается в связи с воинским служением.

Выявление влияния воинского этоса на формирование духовной практики православия, разрушающее стереотипы о всепрощенчестве и пассивности христианской религиозной этики, оказывается актуальным в связи с происходящими в современном обществе событиями. Например, не так давно общественное мнение в России и во всем мире было расколото после памятного вандалистского акта, так называемого «панковского молебна» в храме Христа Спасителя в Москве, являющегося также мемориалом воинской славы Отечественной войны 1812 года. Тогда прозвучали и до сих пор звучат диаметрально противоположные оценки этого события, согласно которым следует или простить и помиловать, или осудить и наказать возмутительниц спокойствия. Причем разделение оценок произошло не только по линии водораздела приверженцев секулярной и религиозной этики, но и посреди каж-

дого из этих лагерей взятых в отдельности. Вызывает недоумение и требует объективного осмысления такая ситуация, когда под молчаливым присмотром представителей СМИ, оснащенных фото- и телекамерами, спиливаются поклонные кресты. Представляется, что изучение воинского этоса в православной традиции позволяет не только расширить палитру выносимых в подобных случаях оценок, но и обеспечить их методологическое обоснование. Например, в таком духе: осудить и простить, или - помиловать и наказать. И это не нонсенс, не игра словами, так как воинский этос в православной традиции представляет собой действенный пример синтеза духовного и практического планов бытия человеческой жизнедеятельности.

Для нашего общества актуальность исследования продиктована также и тем, что вооруженные силы Российской Федерации после распада СССР вступили в период духовно-нравственного обновления. При этом в деле реформирования важную роль выполняют дореволюционные традиции русского воинства, развившиеся и установившиеся на почве православной традиции. Церковь сегодня активно развивает сотрудничество с армией. Армия, в свою очередь, восстанавливает в своих рядах корпус военного духовенства. Происходит процесс обоюдополезного сотрудничества. В данном исследовании рассматриваются традиционные для нашей страны воинские ценности, изучение которых может способствовать осознанию направления, в котором следует развивать духовно-нравственный потенциал российского воина сегодня.

Таким образом, объективно назрела необходимость посвятить специальное этическое исследование анализу воинского этоса в православной традиции как комплексу исторически обусловленных нравственно-ценностных установок, векторов, доминант и тенденций. Следует выявить как специфические, так и универсальные закономерности этого комплекса, прежде всего с такой позиции, в которой воинский этос православной традиции выступает как один из частных случаев проявления мировой воинской этики. Острейшие вызовы, которыми мировая цивилизация проверяется в наши дни на

прочность, могут быть удовлетворительно проблематизированы, а затем и устранены, по крайней мере, минимизированы лишь совместными усилиями исследователей разных наук, представляющих разные конфессии и внекон-фессиональную гуманитарную мысль. Можно отметить на будущее такие интересные вопросы для исследования, например, как воинский этос в исламе, буддизме и других традициях.

В данной работе предлагается попытка осмысления сложившихся реалий с рассмотрением историко-культурных оснований для их возникновения: сначала выясняется сущность воинского этоса, условия и предпосылки, среда для его возникновения и формирования. Во второй части диссертации внимание переключается на проблемы отношений армии и церкви и вытекающую из этой общей исследовательской темы отдельно проблематику воинского этоса в православной традиции.

Степень разработанности проблемы. Тему сложного узла отношений армии и церкви раскрывают различные специализированные назидательные богословские труды, а также отдельные высказывания церковных авторитетов и отчасти систематизированные катехизисы православных воинов. Существуют церковные каноны и правила о ведении войны и о том, каким должен быть характер православного воина. Конечно, важнейшим каналом для понимания воинского этоса православной традиции выступает агиографическая литература, посвященная жизни профессиональных воинов, канонизированных православной церковью. Но одних только агиографических источников, без святоотеческих комментариев о сущности воинского поведения, явно недостаточно. Есть также философские исследовательские труды, посвященные оценке природы войны и военной профессии в христианской традиции. При этом следует отметить, что именно философско-этический анализ вынесенной в заголовок диссертации темы до сих пор еще никем не был осуществлен. Для целостного раскрытия проблематики воинского этоса в православной традиции как философско-этического явления предлагается использовать комплекс литературных источников, состоящий из пяти тематических частей,

изучение которых в совокупности дает определенную научную картину вопроса.

Во-первых, источниками по фундаментально-философской проблематике этоса выступает наследие таких классиков античной мысли, как Гераклит и Аристотель, труды философов позднейших времен М. Вебера, М. Ше-лера, Р. Мертона, М. Оссовской, Е. Анчел, А.Н. Исакова, Е.В. Беляевой.

Во-вторых, разнохарактерными источниками по истории развития и становления воинского этоса, которые можно найти в образцах признанной мировой литературы древности и средневековья, таких как: «Илиада» Гомера, «О военном деле» Вегеция, «Король Артур» Т. Мэлори, «Искусство войны» Сунь Цзы, «Артхашастра» Каутильи, «Бусидо» Я. Цунэтомо и Ю. Дай-додзи, в воинских повестях Древней Руси, а также в научных трудах Ф. Энгельса, М. Дэйви, К. Лоренца, A.A. Керсновского, JT.H. Гумилева, М.К. Петрова, A.A. Гусейнова, Ю.В. Стукалина.

В-третьих, значимыми источниками по изучению нравственно-ценностного содержания воинского этоса и воинской психологии являются труды, например, уже упоминавшегося выше Аристотеля, а также мыслителей-военачальников A.B. Суворова, К. Клаузевица, Д.А. Волкогонова. Глубокий вклад в анализ проблемы сделал русский религиозный философ XX в. И.А. Ильин. Из современных авторов данной проблематикой занимались Е.С. Сенявская, В.В. Серебрянников, Г.В. Казачков, В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов.

В-четвертых, важными источниками по истории отношений армии и церкви, являются работы В.В. Амельченко, A.B. Банникова, Г.В. Вернадского, A.B. Карташева, JI.B. Мельниковой, В.Е. Морихина, Ч. Омана, Ф. Осаре-са, A.A. Скворцова, В.Е. Шамбарова.

Пятый круг источников составляет собой корпус богословской литературы, представленный такими авторами, как Василий Великий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, митр. Филарет Дроздов, еп. Николай Велимирович, преп. Иустин Попович, митр. Ам-

филохий Радович, митр. Иоанн Снычев. Сюда также входят догматический общецерковный документ «Правила святых апостолов», некоторые агиографические источники. И, конечно же - входит сюда и Библия.

Объектом исследования является воинский этос как явление духовно-нравственной сферы человеческого бытия.

Предмет исследования - воинский этос как этическая универсалия в православной традиции.

Цель исследования - философско-этический анализ воинского этоса в православной традиции. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- произвести историко-философский анализ условий возникновения, развития и становления воинского этоса;

- определить нравственно-ценностные константы воинского этоса;

- выяснить степень влияния воинского этоса и православной традиции друг на друга;

- определить нравственно-ценностные константы воинского этоса в православной традиции.

Указанные задачи в логике их последовательного решения определяют структуру диссертации.

Методологические и теоретические основы исследования.

Широкое привлечение историко-культурных, философских, богословских, а также художественных текстов, вошедших в мировую классику, для осуществления историко-философского анализа обусловливает необходимость применения компаративистского метода. Вместе с тем, философско-этический анализ религиозных и философских текстов в дополнение к сравнительно-историческому делает актуальным использование герменевтического подхода.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- произведен философско-исторический анализ возникновения, развития и становления воинского этоса;

- предложена современная нормативно-ценностная классификация воинского этоса;

- произведен существенный анализ богословских источников на предмет оценки природы войны и военной профессии в православной традиции;

- в духовной практике православной традиции выявлена глубинная зависимость от практики воинской.

- предложено аналитическое описание воинского этоса в православной традиции как разновидности общевоинского этоса.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении воинского этоса православной традиции как философско-этического явления. Полученные результаты могут способствовать более полному осмыслению православной воинской традиции как одной из констант мировой воинской культуры, а также пониманию методологических возможностей укрепления обороноспособности нашей страны. Сформулированные выводы могут послужить дальнейшему исследованию воинского этоса в других культурных традициях. Достигнутые теоретические результаты могут стать основой для продолжения исследовательской работы, развернутой в сторону целостного аналитического описания всемирной воинской этики. Полученные в ходе исследования наблюдения и выводы могут быть использованы также в исторической и культурологической областях знаний.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в педагогической практике высших учебных заведений, прежде всего в курсах этики и культурологии. Результаты исследования, связанные с анализом воинского этоса в православной традиции, могут быть востребованы специалистами в области воинской этики или психологии, а кроме того послужить материалом для диалога со специалистами в области изучения воинского этоса других конфессий. Полученные результаты могут иметь значение для организационной практики по формированию облика современного российского военнослужащего и, в широком смысле, защитника Отечества. Исследование в целом и в его отдельных частях может

быть использовано при создании учебных курсов и пособий по этике, культурологии, истории, психологии и др.

Положения, выносимые на защиту:

- воинский этос в мировой культуре выступает своего рода эталонным образцом, который закладывается в основные универсалии высоконравственного поведения, оказывая влияние на социокультурный прогресс;

- существуют объективно общие нравственно-ценностные константы воинского этоса: воинские качества, обусловленные переживанием экстремальной ситуации существования на грани между жизнью и смертью, и воинские ценности, обусловленные необходимостью разрешения насущных нравственно-психологических проблем, возникающих в ходе войны;

- православная церковь и традиция по своему устроению, по своим правилам и обычаям, представляет собой социокультурную модель организации армейского, воинского типа;

- воинский этос в православной традиции представляет собой действенную этическую стратегию и тактику, гармонично сочетающую в себе светский и духовный планы бытия.

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОИНСКОГО ЭТОСА

1.1. Условия и предпосылки для зарождения воинского этоса

О военных упражнениях граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого не заслуживает, но для того, чтобы прежде всего они сами не попали в рабство к другим. Аристотель, «Политика»

Прежде чем перейти к рассмотрению условий, обстоятельств и истории зарождения воинского этоса, а также его развития и становления, вначале для

ясности необходимо дать определение термина. Воинским этосом в данном диссертационном исследовании называется обычай, нрав или характер поведения воина в мирное и военное время. Сходное по смыслу определение воинского этоса звучит у Е.В. Беляевой - это совокупность нравственных представлений, сложившихся в среде воинов1. Причем этос не носит официального характера, однако выступает достаточно оформленным и как набор предписаний, и как устойчивый образ жизни определенной социальной группы.

Содержание воинского этоса зачастую вкладывается в понятие воинской этики. Вместе с тем между этими понятиями существуют как сходство, так и различия.

У основоположника этической науки Аристотеля слово «этос» (от др.-греч. Г]9о<;, ethos) выступило как основополагающее понятие, давшее наименование определенной отрасли знания о человеческом поведении — этике. Этос означал привычное место обитания (человеческое жилище, логово зверей), а также: обычай, нрав, характер, образ мыслей. Античная философия пользовалась этим термином для обозначения природы, устойчивого характера того или иного явления. Например, Гераклит говорит об этосе человека, Эмпедокл - об этосе первоэлементов. Отталкиваясь от значения этоса как характера (нрава, темперамента), Аристотель рассуждает об этических добродетелях, т. е. добродетелях, относящихся к характеру человека, его это-су, в отличие от дианоэтических (мыслительных) добродетелей (добродетелей разума). Наука, которая изучает этические добродетели, их роль в достижении счастья, которая исследует, какой характер, какой нрав человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой .

1 Беляева Е. В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности / Е. В. Беляева. - Минск: Экономпресс, 2007. - С. 192.

2 Аристотель Этика /Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вст. ст. Ф.Х. Кессиди; прим. Н.В. Брагинской, В.В. Бибихина. - М.: Астрель, 2012. - С. 282.

Этика является практической философией, так как она представляет собой важнейший канал выхода философии в практику3. По мысли современного российского философа, специалиста по этике, А.А Гусейнова, философия формулирует каноны правильного мышления. Она же предлагает программы нравственно достойного поведения. Практическая философия не просто система знаний, а ценностно-ориентированная система знаний. И не просто система ценностей, но система ценностей, рационально аргументированная и опосредованная познанием. Под ценностным аспектом философии подразумевается не только этика как ее фокус и итог, но философия в целом, включая, прежде всего ее метафизические основы.

Таким образом, изначально и в широком смысле этос был ответом как на всеобщий метафизический вопрос «куда?», так и на вопрос «как?» в плане нашего отношения к миру4. Теперь же этос принято отличать от этики, как понятие, не только являющееся общим предметом этики, но и заключающее в себе какое-либо конкретно-предметное содержание этического знания. Использование понятия воинского этоса вместо более известной воинской этики призвано подчеркнуть особый характер изучаемого предмета. Например, в исторически недавнее время М. Вебер вводит категорию хозяйственного этоса5, которая не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. Подобное понимание открыло путь к исследованию профессиональной морали: политической, воинской, врачебной, предпринимательской И т.д.

3 Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики: к 90-летию со дня рождения

профессора В. Г. Иванова: материалы Международной научно-практической

конференции, 23-24 марта 2012 года. - СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 28.

4Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. - Мн.: Пропилеи, 2000. — С.

140.

5 Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. -С. 7.

М. Шелер указывает на то, что существует фактический этос, т.е. правила предпочтения одних ценностей и небрежения другими. То, что определяет структуру и содержание мировоззрения, познания мира, мышления о мире, волю к самоотдаче вещам или к господству над ними. Такой порядок, который имеет силу для индивидуумов и рас, наций, культурных кругов, народов и семей, партий, классов, каст, сословий6.

Рассуждая об этосе науки, Р. Мертон истолковывает понятие этоса как аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для его носителя. Нормы выражаются в форме предписаний, запрещений, предпочтений и разрешений. Они легитимируются в терминах институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и поддерживаемые санкциями, в различных степенях интернали-зируются ученым, формируя тем самым его научную совесть, суперэго. Хотя этос науки не кодифицирован, его можно вывести из того морального консенсуса ученых, который находит выражение в обычной научной практике, в бесчисленных произведениях научного духа и в моральном негодовании, направленном на нарушение этого этоса7. Этос ученого - особого порядка реальность научного мира, создаваемая, пересечением сферы собственно науки как института, сферы философского мировоззренческо-методологического поиска и сферы проблемных ситуаций гражданского общества8.

Еще дальше в определении термина пошла М. Оссовская. Этика - это теоретическая дисциплина, которая ставит своей целью определить, что следует и чего не следует делать. А этос - это стиль жизни какой-то общественной группы, общая ориентация какой-то культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена явно и очевидно, либо может быть выве-

6 Шелер М. Избранные произведения. - М. Издательство «Гнозис», 1994. - С. 353.

7 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 769.

8 Этос науки / РАН. Ин-т философии; Ин-т естествознания и техники, отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. - М.: Academia, 2008. - С. 293.

дена из поведения людей9. Мы занимаемся этикой, когда обсуждаем вопрос, позволяет ли уважение к человеку применять в медицине средства, которые могут изменить характер пациента. И мы имеем дело с этосом какой-либо группы, когда констатируем, например, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем или, напротив, постоянно утверждать свое превосходство с оружием в руках. Мы интересуемся этосом данной группы, пытаясь выяснить, что предпочтительнее для ее членов: вести праздную жизнь или же больше работать и больше зарабатывать. Этос может меняться с течением времени. Согласно М. Оссовской термин «этос» применяется к группам, а не к индивидам. В результате благодаря такому подходу формулируется один из основных терминов социологии культуры.

У Е. Анчел понятие этоса преподносится как нравственность, содержащая в себе некое постоянное, исторически неизменное содержание. Основанием для этого положения выступает неизменность общественного, политического характера человеческой природы. В отличие от морали этос концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни. Человек, действия которого диктуются этосом, совершает нечто исключительное, выходящее за рамки обычных представлений и поступков, нечто иррациональное. Этос проявляет себя в особых исторических ситуациях, когда под угрозой оказываются важнейшие гуманистические принципы человеческого бытия. Этос коренится в истории глубже, чем мораль, потому что он не привязан к настоящему10.

С позицией, демонстрирующей сочетание античного и современного понимания этоса, выступает сегодня наш соотечественник А.Н. Исаков, когда в своей философско-аналитической работе посвященной этосу сознания поясняет, что этос - это «манера», способ бытия сознания11. Обращение к

9 Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск./ Общ. ред. A.A. Гусейнова. - М.: Прогресс, 1987. - С. 26.

10 Анчел Е. Этос и история : [Пер. с венг.]/ Предисл. М.А. Хевеши. - М.: Мысль, 1988. - С. 4.

" Исаков А. Н. Этос сознания/ А.Н. Исаков, В.Ю. Сухачев; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - С. 3.

этосу приводит и к своего рода топографии, локализации, стратегии и тактике.

Для данного исследования важно то, что понятие этоса позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить о рыцарском или монашеском этосе Средневековья, а также о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени. Причем соответствующие этосы связываются, но не отождествляются с привычными представлениями о профессиональной этике.

Именно это и следует иметь в виду, избегая рассматривать воинский этос лишь как профессиональную воинскую этику. Такой подход значительно сузил бы его предмет. Например, Д.А. Волкогонов справедливо пишет, что когда военно-этическое знание раскрывает специфические стороны морали в процессе подготовки и вооруженной защиты отечества, то речь идет не только о кадровых военных, но обо всем народе. Защита общего дома -дело не только и не столько профессиональное, но и общенародное. В этом смысле воинский этос не может рассматриваться только как предметная область профессиональной этики, так как она профессиональна лишь для определенной категории людей - постоянного состава армии, т.е. офицерского корпуса12.

Вместе с тем Е.В. Беляева предлагает обнаруженную М. Оссовской универсалию «рыцарского этоса» обозначить не как «рыцарский», а как «воинский» этос. Такой подход, по ее мнению, отразил бы эволюцию связанного с военными действиями этоса от архаической эпохи к современности. Ведь, несмотря на пересечение с понятием «аристократия», которое здесь оказывается почти полным (так как аристократия практически везде сформировалась с опорой на военную силу, а всякий воин ощущал свое положение как привилегированное), в том и другом случае ключевой характеристикой группы, исповедующей воинский этос, является занятие военным делом, наличие у

12 Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М.: Воениздат, 1976. - С. 13.

индивида оружия, принадлежность к сообществу, сложившемуся на основе военной дружины13.

Нормы воинского этоса при желании могут быть использованы в любом роде деятельности. Например, в христианской духовной традиции, о чем будет сказано ниже во второй главе, используются множество ценностных установок воинского этоса. Некоторые бизнесмены придерживаются установок воинского этоса для достижения делового успеха и т.п. Красноречивая история об этом приводится в биографии знаменитого самурая и мастера боевых искусств XIX в. Ямаоки Тэссю14.

Итак, понятие воинского этоса включает в себя одновременно профессиональный и общечеловеческий аспекты, так как состояние войны-борьбы-соперничества составляет едва ли не самый заметный нерв всей истории человечества. Война - это столкновение интересов, конфликт, который может носить не только вооруженный бескомпромиссный характер, но может быть также инструментом развития культуры. Элементы войны встречаются в жизни повсюду. Было бы упрощением утверждать, что это исключительно негативное явление: порочный атавизм прошлого на современном этапе развития цивилизованного общества. Действительно объективной оценкой роли войны в культуре будет утверждение культуротворческого потенциала конфликта-соперничества. Многие исследователи, подобно А. Дж. Тойнби интерпретируют причину генезиса цивилизаций как столкновение, конфликт15.

Например, Дж. Даймонд указывает, что с точки зрения социологии война или угроза войны выступала ключевым фактором всех или почти всех политических объединений16. М.К. Петров с позиции культурологии утверждает, что в рамках древней гонки вооружений возникала жесткая и направ-

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дидов, Павел Валерьевич, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники по проблематике этоса

1. Актуальные вопросы фундаментальной и прикладной этики: к 90-летию со дня рождения профессора В. Г. Иванова: материалы Международной научно-практической конференции, 23-24 марта 2012 года. - СПб.: СПбГУП, 2012.- 156 с.

2. Анчел Е. Этос и история: [Пер. с венг.] /Предисл. М.А. Хевеши. - М. : Мысль, 1988. - 127, [1] с.

3. Аристотель Этика /Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вст. ст. Ф.Х. Кессиди; прим. Н.В. Брагинской, В.В. Бибихина. - М.: Астрель, 2012. - 492, [4] с. - (Зарубежная классика).

4. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - 1392 с.

5. Беляева Е. В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности / Е. В. Беляева. - Минск: Экономпресс, 2007. - 464 с.

6. Вебер М. История хозяйства;Город: [Пер. с нем.] /Макс Вебер; [Коммент.: Г.Э. Кучков, Н.Д. Саркитов] Ин-т социологии РАН и др.. — М.: Канон-пресс-Ц Кучково поле, 2001. - 574

7. Горелов A.A. Этика: учеб. пособие /A.A. Горелов, Т.А. Горелова. - 3-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.-416 с.

8. Дэйви М. Эволюция войн /Пер. С англ. Л.А. Калашниковой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - 382 с.

9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001. - 400 с.

10. Исаков А.Н. Этос сознания /А.Н. Исаков, В.Ю. Сухачев; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 263 с.

11. Кессиди Ф. X. Гераклит /Ф. Кессиди. - 3-е изд., испр. и доп.. -СПб.: Алетейя, 2004. - 215,[2] с.

12. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /пер. с древнегреч. М. Гаспарова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. - 608 с.

13. Лега В.П. Лекции по истории философии. Часть I. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999. - 162 с.

14. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура /Роберт Мер-тон. - М: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

15. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали: Пер. с польск. /Общ. ред. A.A. Гусейнова. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.

16. Политическая конфликтология: учебное пособие - СПб.: Питер, 2008.-319 с.

17. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики: [Пер. с нем.] /Бенно Хюбнер; [Европ. гуманитар, ун-т]. - Минск: Пропилеи, 2000. -150 с.

18. Шелер М. Избранные произведения /[Пер. с нем. Денежкина A.B. и др.; Сост. и науч. ред. Денежкина A.B.]. - М.: Гнозис, 1994. - 413 с.

19. Этос науки /РАН. Ин-т философии; Ин-т естествознания и техники. Отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. - М.: Academia, 2008. - 544 с.

20. Этос религиозного опыта /[Т.Б. Любимова, А.Н. Лазарева, Д.Н. Казаков и др.; Отв. ред. д.филос.н. И.Н. Михеева] Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1998. - 130 с.

Источники по истории развития и становления воинского этоса

21. Гомер Илиада /Гомер; пер. с древнегреч. Н. Гнедича. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 445 с.

22. Грачева Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. - Рязань: Зёрна, 2009. - 400 с.

23. Гумилев Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 608 с.

24. Гусейнов A.A. Античная этика. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.-288 с.

25. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих обществ / Джаред Даймонд; пер. с англ. М. Колопотина. - М.: ACT: ACT МОСКВА: CORPUS, 2010. - 720 с.

26. Зверев С.Э. Речевое воспитание военнослужащих. - СПб.: Алетейя, 2013.-408 с.

27. Искусство войны: Антология. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 204. -

542 с.

28. Керсновский A.A. Философия войны. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. - 208 с.

29. Клири Т. Кодекс самурая: современный перевод «Бусидо Сёсинсю» Тайра Сигэсуки. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 122 с.

30. Книга самурая: Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. /Пер. с японск. Котенко Р.В., Мищенко A.A., - СПб.: Евразия, 2012. -256 с.

31. Макглинн Шон Узаконенная жестокость: правда о средневековой войне. - Смоленск: Русич, 2011. - 448 с.

32. Мосов С.П. Война или мир - выбор за человечеством: Монография. - К.: Изд. дом «Румб», 2007. - 300 с.

33. Мудрое слово Древней Руси (XI - XVII вв.): Сборник - М.: Сов. Россия, 1989.-464 с.

34. Мэлори Томас Смерть Артура. - М.: издательство «Наука», 1974. -

900 с.

35. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. - М.: РОССПЭН, 1995.- 140 с.

36. Стивене Джон Меч Без-Меча. Жизнь мастера боевых искусств Тэс-сю. - СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. - 256 с.

37. Стукалин Ю.В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 688 с.

38. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 640 с.

39. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М.: Политиздат, 1989.-224 с.

Источники по нравственно-ценностному содержанию воинского этоса и воинской психологии

40. Аристотель Политика: [пер. с древнегреч.]. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 393 с.

41. Военные традиции России: история, психология, культура: Материалы междунар. науч. конф., 21-22 дек. 2000 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Нестор, 2000. - 130 с.

42. Волкогонов Д.А. Воинская этика. - М.: Воениздат, 1976. - 320 с.

43. Воробьев И., Киселев В. Искусство управления //Армейский сборник. 2009. №2 (177).-64 с.

44. Гусейнов A.A. Философия, мораль, политика: сборник статей /A.A. Гусейнов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 304 с.

45. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 4-е, дополненное. - СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. - 352 е., илл.

46. Зимбули А.Е. Агрессия: человеческая природа или смертный грех? // Образование и насилие. Сб. статей. - СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 116-122

47. Зимбули А.Е. Лекции по этике: Учеб. пособие. Вып. 3. - СПб.: Изд-во «Пневма», 2011. - 239 с.

48. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. - М.: «ДАРЪ», 2005. - 480

с.

49. Казачков Г.В. Телохранитель в России. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 304 с.

50. Клаузевиц К. фон Принципы ведения войны / Пер. с англ. JI.A. Иго-ревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - 220 с.

51. Лоренц К. Так называемое зло. / Под ред. A.B. гладкого; Сост. A.B. Гладкого, А.И. Федорова; Послесловие А.И. Федорова. - М.: Культурная революция, 2008. - 616 с.

52. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки. Изд. 2-е. - М.: «Дет. лит.», 1975. - 206 с.

53. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. - М.: Издательство Русь РКБ, 1998. - 254 с.

54. Сайбель А. Кому нужен отличник? //Армейский сборник. 2009. № 2 (177).-64 с.

55. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. - М.: РОССПЭН, 1999. - 383 с.

56. Серебрянников В.В. Социология войны. - М.: «Ось-89», 1998. - 320

с.

57. Суворов A.B. Наука побеждать. - М.: РИМИС, 2009. - 80 е., ил.

58. Тучков С.А. Военный словарь, заключающий наименования или термины, в Российском сухопутном войске употребляемые, с показанием рода науки, к которому принадлежат, из какого языка взяты, как могут быть переведены на российский, какое оных употребление и к чему служат. - М.: Кучково поле, 2008. - 400 с.

59. Уотсон Джордж Римский воин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. -

189 с.

60. Феофраст Характеры. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.- 160 с.

Источники по истории отношений армии и церкви

61. Амельченко В.В. Древнерусские рати: Исторические очерки. - М.: Воениздат, 2004. - 319 е., ил.

62. Банников A.B. Римская армия в IV столетии (от Константина до Феодосия). - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011.-264 е., ил.

63. Беловинский JI.B. С русским воином через века. - М.: Печатные Традиции, 2009. - 352 е., ил.

64. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. -СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. - 336 с.

65. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: JIEAH, Москва: АГРАФ, 2004. - 448 с.

66. Воинские повести Древней Руси. - JL: Лениздат, 1985. - 495 с.

67. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 с.

68. Данилова Н.Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия. — СПб.: Норма, 2007. - 344 с.

69. Иванов В.Г. История этики средних веков. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. - 464 с.

70. Карташев A.B. История Русской Церкви. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -912 с.

71. Кекавмен Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века ЛТодготовка текста, введение, пер. с греч., комментарий Г.Г. Ли-таврина. - СПб.: Алетейя, 2003. - 711 с.

72. Кириллина Т. В армии не должно быть равнодушных //Вода живая. 2009. №8 [115].-64 с.

73. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней /(авт.-сост. А. Соколов, протоиер.). - Н. Новгород; Саранск, 2005. - 176 с.

74. Кулаковский Ю.А. История Византии. 518-602 годы. Т.2. - СПб.: Алетейя, 2003.-400 с.

75. Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. - М.: Кучково поле, 2007. - 416 е., ил.

76. Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса русской армии. Научно-историческое исследование. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Кучково поле, 2010.-624 с.

77. Оман Ч. Военное искусство в Средние века/Пер. с англ. В.П. Михайлова. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2011. - 191 с.

78. Осарес Ф. Византийская армия в конце VI в. (по «Стратегикону» императора Маврикия) /Пер. с франц. А.В. Банникова; Отв. ред. М.М. Холод. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 142 с.

79. Повести Древней Руси. Х1-ХН века. - Л.: Лениздат, 1983. - 574 е.,

ил.

80. Правда о генерале Власове: сборник статей. - СПб.: Издательский дом «РУССКИЙ ОСТРОВ», 2009. - 224 с.

81. Райе Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 255 с.

82. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. - М.: Наука, 1983. -200 с.

83. Ратников Н., Розина О. Святые воины Руси //Семья России. 2009. № 1 (4).- 156 с.

84. Раш Кавад Время офицеров. Письма к русскому офицеру: избранное / Кавад Раш. Издание 2-е. - Санкт-Петербург: Издатель Голубев ВюПЮ, 2012.-736 с.

85. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. - М.: Международ, отношения, 1991.-240 с.

86. Скворцов А.А. Русская религиозная этика войны XX века. Монография. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 224 с.

87. Суворов Н.С. О церковных наказаниях: Опыт исследования по церковному праву. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 346 с.

88. Шамбаров В.Е. Казачество: путь воинов Христовых. - М.: Алгоритм, 2009. - 688 с.

89. Шевяков Т.Н. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX - начала XX вв. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 48 е.: ил.

Источники религиозные

90. Аврелий Августин Творения в 4 т.: Том 3. О Граде Божием (Кн. I-XIII). - СПб: Алетейя, 1998. - 598 с.

91. Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2004. - 1296 с.

92. Библия в церкви. Толкование Нового Завета на Востоке и Западе. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 208 с.

93. Богослов Григорий Собрание творений: в 2-х т. - Минск: Харвест, 2000.- 1517 с.

94. Брянчанинов Игнатий, епископ Отечник. - М.: Издание Донского монастыря, 1993. - 512 с.

95. Вегас Х.М. Основы христианской этики. - Спб.: Изд-во РХГА, 2007.- 171 с.

96. Велимирович Николай, Сербский святитель Земля недостижимая. -М.: Покров, 2003. - 144 с.

97. Велимирович Николай, Сербский святитель Из окна темницы. -Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. - 432 с.

98. Виноград. Православный образовательный журнал. 2008. № 3 (23), май-июнь. - 101 с.

99. Добротолюбие: в 4-х т. - Минск: Харвест, 2003. - 1306 с.

100. Дорофей, преподобный авва Душеполезные поучения. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. - 303 с.

101. Евангелие от Иоанна с толкованием блаженного Феофилакта. -М.: «Новая книга», «Ковчег», 2004. - 736 с.

102. Жития святых. Византийский канон. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. -

480 с.

103. Златоуст Иоанн Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения: собр. поучений: В 2-х т. -М. : Посад, 1993.-971 с.

104. И один в поле воин. Народный печальник, апостол трезвости отец Александр Рождественский. - СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. - 262 с.

105. Кречетов Валериан, протоиерей Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. - М.: Издание храма Державной Иконы Божией Матери, 2006. -575 с.

106. Кураев Андрей, диакон Перестройка в церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. - М.: Центр библейско-патрологических исследований: Alapa, 2009. - 512 с.

107. Меч духовный. Основы Православной веры в толкованиях Нового Завета. - М.: «Ковчег», 2003. - 640 с.

108. Небесные покровители земного воинства: Сборник /Сост. Е. Иго-нина. - М.: Слово и дело, 2011. - 125 с.

109. О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния. - М.: ОБРАЗ, 2009. - 128 с.

110. Попович Иустин, преподобный На богочеловеческом пути. - СПб.: издательство «Владимир Даль», 1999. - 300 с.

111. Попович Иустин, преподобный Православная философия истины: Статьи. - Пермь: ПО «Панангия», 2003. - 200 с.

112. Православные святые. - СПб.: «РЕСПЕКС», 1996. - 464 с.

113. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. - Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2010. - 592 с.

114. Радович Амфилохий, митрополит Человек - носитель вечной жизни /Пер. с серб. С. Луганской. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 304 с.

115. Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). - Киев: Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009. - 64 с.

116. Снычев Иоанн, митрополит Русская Симфония. - СПб.: Изд-во «Царское Дело». 2004. - 494 с.

117. Сысоев Даниил, священник Прогулка протестанта по православному храму. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 96 с.

118. Шевкунов Тихон, архимандрит «Несвятые святые» и другие рассказы. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 640 е.: ил.

Источники на электронных ресурсах

119. Головченко Валериан, игумен Путь Воина и Царство Божие: Почему первым православным священником в Японии стал самурай? - Режим доступа: http://sinod-molodost.in.ua/stati/56-put-voina-i-tsarstvo-bozhie-pochemu-pervym-pravoslavnym-svyashchennikom-v -yaponii-stal-samuraj .html (дата обращения: 20.07.2014).

120. Дроздов Филарет, митрополит Катехизис для воинов святителя Филарета Московского. - Режим доступа:

http://agrapustin.narod.ru/katehises.html (дата обращения: 20.07.2014).

121. Древо. Открытая Православная энциклопедия. - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/3347.html (дата обращения: 20.07.2014).

122. Заявление игумена об избиении кощунников проверят на экстремизм. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/10/10/forcel/ (дата обращения: 20.07.2014).

123. Кураев Андрей, диакон Тайна Израиля. - Режим доступа: http://azbuka.ru/religii/iudaizm/3g54-all.shtml (дата обращения: 20.07.2014).

124. Лопухин А.П. Толковая Библия Ветхого и Нового завета. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/7Lopuhin/tolkovaja_biblija_01=2 (дата обращения: 20.07.2014).

125. Мельник В.О. Значение имени Бога в Библии и его произношение. - Режим доступа:

http://knowledge.allbest.ru/religion/2c0b65625a2ad68a4c53b88421316d27_0.html (дата обращения: 20.07.2014).

126. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 20.07.2014).

127. Правила Святого Василия Великого. Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 20.07.2014).

128. Правила святых апостолов. - Режим доступа: http://mystudies.narod.ru/library/canons/apostol.htm (дата обращения: 20.07.2014).

129. Требник. Чин оглашения. - Режим доступа: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb05.shtml (дата обращения: 20.07.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.