Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта в процессе освоения творчества Д. Д. Шостаковича: Педагогический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гетьман, Виктория Викторовна

  • Гетьман, Виктория Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 211
Гетьман, Виктория Викторовна. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта в процессе освоения творчества Д. Д. Шостаковича: Педагогический аспект: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1999. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гетьман, Виктория Викторовна

Введение.

Глава I. Проблема духовно-нравственного воспитания личности: история и современность. б. Сущность духовно-нравственного воспитания в трудах русских философов-педагогов XIX - XX веков.

2. Духовно-нравственное воспитание личности средствами музыкального искусства.

Глава П. Камерно-инструментальная музыка Д.Д. Шостаковича и духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога.

1. Духовно-нравственные основы творчества и личности Д.Д. Шостаковича.

2. Роль камерно-инструментальных произведений Д.Д. Шостаковича в духовно-нравственном становлении музыканта-педагога.

Глава III. Экспериментальная проверка методики «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)».

1. Основные положения методики.

2. Экспериментальная проверка эффективности методики (констатирующий и обучающий этапы), анализ и обобщение результатов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта в процессе освоения творчества Д. Д. Шостаковича: Педагогический аспект»

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, ставят перед педагогом задачу воспитания и формирования качественно нового подрастающего поколения, поколения XXI века. В условиях переоценки сложившейся системы ценностей и поиска новых общественных идеалов духовно-нравственное, гуманистическое начало приобретает особую значимость и актуальность. В связи с этим возникает необходимость и в новом подходе к решению вопроса духовно-нравственного воспитания личности на всех уровнях системы образования и, прежде всего, в системе профессиональной подготовки будущего педагога, в данном случае - учителя музыки.

Сегодня уже признано, что на протяжении многих десятилетий профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя имела идеологическую направленность. Педагогический процесс, прежде всего, был ориентирован на передачу определенных знаний, выработку умений и навыков, развитие интеллектуальных способностей, т.е. формирование рационально-сознательной сферы личности. Знания о духовном мире ребенка, развитие всех «сущностных, т.е. душевных и физических, сил» (В.В. Зенъковский), его целостном формировании, были изъяты из области педагогического тезауруса. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания, образования и становления целостной личности должна стать одним из основных направлений гуманитарного знания и рассматриваться на разных его уровнях и, прежде всего, в педагогической науке, отдельных ее отраслях, в частности, в музыкальной педагогике.

В обстановке поиска новых путей и способов решения данной проблемы особое значение приобретает философско-педагогическое наследие отечественных мыслителей XIX - XX веков, а именно, К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского и мн.др. В их работах раскрывается глубинная культурно-мировоззренческая традиция воспитания, обучения и формирования духовно целостной личности - индивидуальности. Снятие в конце 80-х годов идеологических запретов дает нам возможность изучать опыт русских философов-педагогов и преломлять его в контексте современных условий учебно-воспитательного процесса, в том числе и музыкально-педагогического. Актуальность темы нашего исследования, таким образом, заключается в теоретической разработке и практической реализации идеи целостного воспитания и образования будущего музыканта-педагога, его духовного становления как личности и профессионала.

По мнению отечественных мыслителей XIX - XX веков, наряду со многими факторами, оказывающими влияние на воспитание личности, важная роль принадлежит искусству, и особенно музыкальному. В работах ученых произведения русской и мировой художественной и музыкальной культуры рассматриваются как одно из наиболее действенных средств духовного и нравственно-эстетического воспитания, образования и формирования целостной личности. С этой точки зрения, творчество Д.Д.Шостаковича представляет особый интерес, ибо является символом высокой нравственности и гуманизма. Произведения композитора характеризуются единством этической мысли и интеллектуального чувства, т.е. единством эмоционального и сознательного начал, что лежит в основе духовно-нравственного становления человека.

Творчество Д.Д. Шостаковича является предметом многих исследований в области искусствоведения и музыкознания. В работах таких ученых, как В.П. Бобровский, В.Г. Григорьева, JI.B. Должанский, Т.Е. Лейе, Л.А. Мазель, М. Сабинина, В.Н. Холопова и мн.др. раскрываются проблемы художественного мышления, стиля, музыкального языка композитора, что, безусловно, имеет важное значение для восприятия и понимания его музыки. Однако до настоящего времени, творчество Д.Д. Шостаковича не стало темой специального исследования с точки зрения его воспитательного - духовно-нравственного воздействия, что и определяет новизну нашего исследования.

В произведениях композитора представлено философское осмысление проблем современной действительности, диалектической природы бытия, духовного мира человека. Воплощение зла в различных проявлениях как объективно существующего явления XX века Д.Д. Шостакович осуществляет на уровне общечеловеческого смысла, раскрывая, таким образом, его планетарный масштаб. Однако главным действующим лицом его произведений является обобщенный образ человека XX столетия, который находится в постоянном поиске и самосовершенствовании, внутренней борьбе за самоутверждение и свободу творчества. Образ именно такой личности и является хорошим примером для воспитания и самосозидания, ибо идея духовно-нравственного спасения человека выступает главной идеей творчества Д.Д. Шостаковича. Все это говорит о современности музыки композитора, а также ее воспитательном значении.

Реализация богатого духовно-нравственного потенциала произведений Д.Д. Шостаковича приобретает особую эффективность в процессе духовно-творческой практической деятельности - в данном случае, в процессе художественного познания и исполнения произведений учащимся-музьшантом. Поэтому изучение камерно-инструментальных сочинений Д.Д. Шостаковича в музыкально-исполнительских классах мы рассматриваем как процесс целостного воздействия (воспитания, обучения, развития) на духовный мир личности будущего музыканта-педагога с целью формирования его духовно-нравственных (интегральных) качеств.

Сказанным определяется актуальность темы нашего исследования.

Проблема духовно-нравственного воспитания человека средствами искусства, в частности музыкального, не раз выступала предметом изучения. Она рассматривалась с разных позиций и подходов в работах педагогов и психологов: Ш.А. Амонапгвили, П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, Б.Т. Лихачева, С.Т. Шацкого, И.Ф. Харламова, В.А. Сухомлинского, JI.B. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, а также в работах музыкантов-педагогов: Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой и др.

Однако в контексте формирования новой духовной парадигмы время диктует и новый - комплексный - подход к решению данной проблемы. Сегодня все более осознается, что возникло определенное противоречие между полифункциональными возможностями музыкального искусства и недостаточным использованием его средств в процессе духовно целостного формирования личности учителя-музыканта. В теории и практике педагогического образования в индивидуально-исполнительских классах не до конца раскрыты содержательно-функциональные возможности комплексного воздействия (на чувства, мышление, деятельность, поведение учащегося) -музыкального произведения в процессе его изучения. Поэтому есть основания утверждать, что до настоящего времени целостного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания будущего музыканта-педагога в музыкально-исполнительских классах не разработано.

Вышесказанным определяется новизна темы исследования. Его идея заключается в выявлении внутренних связей между положениями отечественных философов-педагогов XIX - XX веков, творчеством Д.Д. Шостаковича и целостным музыкально-педагогическим процессом в исполнительских классах. На основе выявленных связей определяются педагогические принципы и средства с целью духовно-нравственного воспитания, формирования интегральных качеств целостной личности будущего учителя-музыканта. В реализации этой идеи заключается основная проблема работы. Ее решение обусловило цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических основ воспитания духовно-нравственных качеств и становления целостной личности будущего музыканта-педагога.

Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания личности учащегося в музыкально-исполнительских классах.

Предметом исследования является комплекс методов, с помощью которых осуществляется раскрытие и постижение духовно-нравственного потенциала камерно-инструментальных произведений Д.Д. Шостаковича и, как следствие этого, воспитание личности будущего музыканта-педагога.

Гипотеза исследования состоит в следующем. Процесс воспитания и формирования духовно-нравственных (интегральных) качеств личности будущего музыканта-педагога в исполнительских классах приобретает действенный и эффективный характер, если:

- используются идеи и основные положения русских философов-педагогов XIX - XX веков, касающиеся вопроса духовно-нравственного воспитания и формирования целостной личности;

- музыкальное произведение рассматривается как средство целостного воздействия на личность учащегося в процессе его изучения в исполнительском классе, а именно, как средство воспитания, обучения, развития;

- в музыкально-педагогическом процессе используется воспитательно-образовательный потенциал камерно-инструментального творчества Д.Д. Шостаковича;

- практически реализуется специально разработанная теория и созданная на ее основе методика «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)», основанная на интонационно-стилевом подходе к изучению произведения.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. На основе изучения работ отечественных философов-педагогов XIX - XX веков раскрыть сущность и дать дефиниции понятий: духовно-нравственное воспитание, интегральные качества личности.

2. Разработать теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания будущего учителя-музыканта.

3. Проанализировать взгляды русских мыслителей на проблему духовно-нравственного воспитания и формирования личности средствами музыкального искусства.

4. Раскрыть формы проявления духовно-нравственной сущности творчества Д.Д. Шостаковича, а также воспитательно-образовательный потенциал его камерно-инструментальных произведений.

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)».

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о целостности и диалектической природе явлений и процессов окружающего мира, человека; положение современной гуманитарной науки о диалогическом подходе к изучению культурного наследия прошлого; историко-кулътор о логический и аксиологический подходы к оценке явлений культуры, произведений искусства, антропологический подход к построению музыкально-педагогического процесса; интонационно-стилевой подход к анализу музыкального произведения; а также системно-целостный и личностно-деятельностный подходы к воспитанию и образованию будущего музыканта-педагога.

Теоретическими источниками явились:

- работы отечественных философов-педагогов XIX - XX веков: К.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, К.Д. Ушинского; а также современных ученых: Ш. Амонашвили, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.А. Петровского, В.А. Сластенина и мн.др.

- исследования по истории и теории духовной культуры, месте и значении в ней искусства и его функциях: С.С. Аверинцева, М.В. Алпатова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Борева, Ф.М. Достоевского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, П.Н. Милюкова, Л.А. Рапацкой, Л.Н. Толстого и др.

- научные исследования в области искусствоведения и музыкознания: А.Д. Алексеева, Б.В. Асафьева, М. Арановского, В.П. Бобровского, Л. Гаккеля, Г.В. Григорьевой, Т.Е. Лейе, А.Ф. Лосева, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского Е.В. Назайкинского, В.Ф. Одоевского, М. Сабининой, С.М. Хенговой, В.Н. Холоповой, Ю. Холопова и мн.др.

- научные исследования в области музыкального - общего и специального образования: Э.Б. Абдушшна, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, H.J1. Гродзенской, А.Г. Каузовой, А.В. Малинковской, А.Н. Малюкова, Г.Г. Нейгауза, А.И. Николаевой, А.А. Пиличяускаса, Г.П. Стуловой, Б.М. Цежовникова, Г.М. Цыпина, В.Н. Щацкой и др.

Методы исследования. Достижение цели, решение поставленных задач, проверка гипотезы обеспечивалась комплексной методикой педагогического исследования: методами теоретического анализа с целью изучения и обобщения работ по теме исследования (историографический, библиографический, метод моделирования); методами диагностики (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности); педагогическим экспериментом; анализом и обобщением личного педагогического опыта автора диссертации, методами статистической обработки полученных данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- на первом этапе - изучение истории и теории проблемы, анализ философской, педагогической, культурологической, эстетической, искусствоведческой литературы, разработка теоретической основы методики эксперимента;

- на втором этапе - выполнение теоретической части диссертационного исследования, проведение эксперимента;

- на третьем этапе - обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе эксперимента, подведение итогов исследования, литературное оформление работы.

Опьггно-экспериментальной базой исследования выступил музыкально-педагогический факультет МПГУ.

Научная новизна и теоретическое значение результатов проведенного исследования состоит в следующем:

- проблема воспитания и образования личности будущего музыканта-педагога в исполнительских классах рассматривается в контексте основных положений русских философов-педагогов XIX - XX веков;

- творчество Д.Д. Шостаковича рассматривается сквозь призму консталт русской культуры, что позволяет нам более глубоко раскрыть его духовно-нравственную сущность и богатый воспитательно-образовательный потенциал;

- изучение камерно-инструментальной музыки композитора в исполнительских классах осуществляется с позиции ее духовно-нравственного воздействия и формирования духовно-нравственных (интегральных) качеств целостной личности будущего музыканта-педагога;

- предложена комплексная методика «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)».

Практическая значимость исследования определяется следующим. Разработанные теоретические положения и созданная на их основе методика позволяют сделать процесс духовно-нравственного воспитания будущего музыканта-педагога в исполнительских классах более целенаправленным и результативным. Опытно-экспериментальное исследование подтвердило практическую эффективность методики. Концепция и материалы исследования могут быть использованы не только в практической деятельности музыкально-исполнительских классов, но и в разработке спецкурсов и экспериментальных программ.

Теоретическая достоверность исследования обеспечена:

- опорой на фундаментальные научные разработки, выполненные «на стьпсе» различных отраслей гуманитарного знания;

- рассмотрением объекта и предмета исследования в их всесторонних, наиболее существенных внутренних связях и отношениях;

- применением в ходе работы различных методов: общенаучных и конкретных, логико-теоретического и эмпирического уровней, адекватных целям и задачам настоящего диссертационного исследования;

- внедрением разработанных теоретических положений в практическую деятельность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение взглядов отечественных философов-педагогов XIX - первой половины XX веков и творческое преломление их традиций в современных условиях учебно-воспитательного процесса позволяют открыть новые возможности духовно-нравственного воспитания будущего музыканта-педагога.

2. Богатый духовно-нравственный потенциал творчества Д.Д. Шостаковича, реализуемый в музыкально-педагогическом процессе, становится мощным фактором воспитательного воздействия на личность учащегося.

3. Формирование духовно-нравственных (интегральных) качеств личности будущего музыканта-педагога в процессе исполнительского освоения камерно-инструментальных произведений Д.Д. Шостаковича осуществляется наиболее эффективно при использовании специально разработанной методики «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)».

Апробация диссертационного исследования осуществлялась в публикациях, в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях: Москва март 1997, Москва февраль 1998, Москва март 1999. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре музыкальных инструментов МПГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения -выводов, библиографии, состоящей из 300 наименований и одного приложения. Общий объем работы составляет 211 станиц машинописного текста, из них 191 страниц основного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гетьман, Виктория Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты исследования, мы делаем следующие выводы:

1. Проблему духовно-нравственного воспитания, образования и формирования интегральных качеств целостной личности будущего музыканта-педагога следует рассматривать комплексно, в контексте всей истории русской и мировой культуры, философии, христианской антропологии, педагогики, истории музыкальной культуры и новейших достижений гуманитарных наук XX века. В основу данного подхода положены традиции отечественной философско-педагогической мысли XIX - первой половины XX веков. Это позволяет более глубоко раскрыть сущностные стороны и внутренние связи исследуемой проблемы.

2. В музыкально-педагогическом процессе проблему духовно-нравственного воспитания будущего учителя-музыканта следует рассматривать в единстве трех уровней: исторического, теоретического, практического. Репрезентантами их в нашем исследовании выступают:

- русская философско-педагогическая мысль XIX - первой половины XX веков;

- творчество и личность Д.Д. Шостаковича;

- музыкально-педагогический процесс в исполнительских классах.

Факторами объединения всех трех уровней являются:

- духовно-нравственное начало, выступающее основой воспитания, образования и формирования целостной личности; творчества, мировоззрения и педагогической деятельности Д.Д. Шостаковича; построения музыкально-педагогического процесса и выбора педагогических средств в индивидуально-исполнительских классах;

- образ человека - личности - индивидуальности, являющийся объектом изучения и педагогического воздействия; главным действующим лицом произведений Д.Д. Шостаковича, особенно, камерно-инструментальных;

- константы русской культуры и образования: традиционность, открытость, духовность, определившие подход к изучению проблемы и нашедшие проявление на всех трех уровнях ее рассмотрения;

- философско-этические категории, рассматривающиеся: в преломлении к нравственным качествам личности; как идейно-образные сферы творчества Д.Д. Шостаковича;

- принцип целостности, раскрывающийся на уровне человеческой личности, творчества и мировоззрения Д.Д. Шостаковича; музыкально-педагогического - воспитательно-образовательного процесса.

Данные факторы раскрывают внутренние связи, выявленные нами в процессе изучения проблемы настоящего исследования на всех трех ее уровнях, что представлено в следующей таблице.

Русская философско-педагогическая мысль Личность и творчество Д.Д.Шостаковича Музыкально-педагогический процесс в исполнительских классах.

КОНСТАНТЫ РУССКОЙ КУЛЬ ТУРЫ: традиционность, открытость, духовность определили подход: к изучению проблемы духовно-нравственного воспитания, образования и формирования духовно-целостной личности к рассмотрению и изучению творчества и личности композитора к разработке теории и созданию на ее основе методики «Духовно-нравственное воспитание музьшанта-педагога в исполнитель ских классах (фортепиано и камерного ансамбля)»

Их сущность заключается в следующем Константы проявились

Традиционность - опора на национальную культуру и эмпирически сложившийся порядок образования и воспитания человека, обращенность к отечественной истории и основам народной организации ясизни. Традиционность - проявляется в опоре на «яси-вые» традиции русской и мировой худоясественной и музыкальной культуры; традиции народного творчества разных национальностей. Традиционность - проявляется в опоре на сло-ясившиеся, проверенные временем и опытом средства воспитания и образования музыканта в отечественной педагогике.

Открытость - способность русской культуры и образования к восприятию иносторонних влияний, общечеловеческих ценностей и идеалов, к самообогащению и преоб- Открытость - находит двоякое проявление: 1. в обращении композитора к произведениям мировой культуры, искусства прошлого и современности, с целью Открытость - проявляется в обращении к устоявшимся теоретическим положениям, принципам и методам, способным развиваться, обогащаться и трансформироваться в соразованию их при сохранении своих неповторимости и единственности. духовно-творческого обогащения и формирования на этой основе своего художественного стиля, музыкального языка; 2. в творчестве самого композитора, которое мы рассматриваем как средство воспитания и образования личности. ответствии с последними достижениями гуманитарных наук, в том числе, философии, антропологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики и психологии, искусствоведения и музыковедения и др.

Духовность - обостренное внимание к сфере абсолютного, вечного; к религиозной жизни человека; устремленность к постижению надвременной истины, добра, красоты, общечеловеческих ценностей, идеалов. Духовность - проявляется через духовно-нравственное начало, составляющее основу личности, мировоззрения и творчества композитора; в его непрерывном самосовершенствовании, внутренней устремленности к постижению высших духовных ценностей, общечеловеческих идеалов. Духовность - проявляется через духовно-нравственное начало, выступающее основой построения целостного музыкально-педагогического процесса, а также целью воспитания, образования и формирования духовно-целостной личности будущего музыканта-педагога.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НА ЧАЛО

Рассматривается как основа: - воспитания, образования и формирования целостной личности, ее интегральных качеств; - творческой деятельности; - содержания произведения. Раскрывается как основа: { - личности, педагогической деятельности и творчества композитора; - идейно-образного содержания его произведений Выступает основой построения: - музыкально-педагогического процесса в исполнительских классах; - определения его цели и задач, выбора принципов, методов, содержания

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА - ЛИЧНОСТИ - ИНДИИ 'ИДУАЛЬНОСТИ

- является главным объектом изучения христианской антропологии, педагогики, современных гуманитарных наук; - выступает центральной фигурой целостного педагогического процесса - предстает основным действующим лицом произведений композитора, особенно, ка-мерно-инструментальных - является объектом изучения его духовно-нравственного становления и педагогического воздействия в музы-кально-исполнитель-ских классах.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ КА Т ЕГОРИИ

Рассматриваются в преломлении к качествам личности, среди которых: любовь, вера, надежда, совесть, добро, зло, нравственная свобода, воля, самосозидание, духовный труд и др. Раскрываются как идейно-образные сферы, а именно: любовь, вера, надежда, добро, жизнь - смерть -бессмертие, космос - хаос Выступают основой определения духовно-нравственных - интегральных качеств целостной, личности, в данном случае музыканта-педагога, таких как: способность любить, гуманность, совесть, нравственная воля, единство эмоциональной и сознательной сфер, внутренняя интеллектуально-нравственная свобода, осознание ценности личности - индивидуальности, соборность, устремленность к духовному труду и творчеству, способность к самопознанию и самосовершенствованию.

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ

Рассматривается как цель: - формирования личности; - духовно-творческого процесса; - произведения искусства. Проявляется: - в личности композитора; - в единстве его мировоззрения и творчества; - в интонационно-фабульной форме произведений; - в единстве интеллектуального и эмоционального начал их содержания; - во взаимосвязи всех уровней структуры сочинения Раскрывается: - через взаимосвязь воспитания, обучения, развития; - через воздействие на все сущностные (духовные и физические) силы ученика; - во взаимодействии педагога и ученика; - в целостности духовно-творческой деятельности, т.е. единстве мысли и чувства, духовных и физических сфер личности.

3. Изучение творчества, личности и педагогических взглядов Д.Д. Шостаковича позволило раскрыть их духовно-нравственную основу, выявить, содержащийся в них богатый воспитательно-образовательный потенциал. Духовно-нравственная сущность музыки Д.Д. Шостаковича воплощена в идейно-образных сферах его творчества и раскрывается средствами его музыкального языка.

4. Камерно-инструментальная музыка Д.Д. Шостаковича как важная часть его творческого наследия обладает огромным потенциалом духовно-нравственного воздействия на человека. Поэтому изучение камерно-инструментальных произведений композитора в музыкально-исполнительских классах следует рассматривать как эффективный путь духовно-нравственного воспитания и формирования интегральных качеств будущего музыканта-педагога.

5. Целостный музьпсально-педагогический процесс позволяет реализовать богатый воспитательно-образовательный потенциал камерно-инструментального творчества композитора с помощью специально разработанной методики «Духовно-нравственное воспитание музыканта-педагога в исполнительских классах (фортепиано и камерного ансамбля)». Опытно-экспериментальное исследование доказало педагогическую эффективность, теоретическую и практическую значимость данной методики в становлении духовно-целостной личности будущего музыканта-педагога.

Обобщая вышесказанное, делаем заключение.

Полученные в исследовании результаты, сделанные на их основе выводы, специально разработанная и проверенная на практике методика позволяет осуществить воспитание духовно-нравственных качеств целостной личности будущего музыканта-педагога в исполнительских классах лишь в условии интеграции гуманитарных наук, в том числе, философии, антропологии, общей и музыкальной педагогики и психологии, культурологии, искусствоведения и музыкознания. Это, на наш взгляд, и должно стать одним из приоритетных направлений в дальнейших исследовательских работах музыкантов-педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гетьман, Виктория Викторовна, 1999 год

1. Аксаков П.С. Рабство и свобода. /Москва, 1991 - №8 - с. 197 - 201.

2. Аксаков П.С. Славянофильство и западничество. / М., 1886.

3. Аксаков П.С. Эстетика и литературная критика. / Сост., вступ. статья, коммент. В.А.Кошелева - М.: Искусство, 1995 - 526с.

4. Алпатов М. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. / Сост. СП. Истратова. Автор предисл. И.Е. Данилова. - М.: Просвещение, 1990 - 303с.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Минск: Педагогика, 1990 - 560с,

6. Амонашвили Ш.А. Размьппления о гуманной педагогике. / М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996 -496с.

7. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х тт. / Сост., вступ. статьи и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994, т. 1-400с., T.2-352с.

8. Бердяев Н.А. Истохси и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания УМСА - PRESS - 1955г. / М.: Наука, 1990 -224с.

9. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX - начала XX веков. / В кн.: О России и русской философской хсультуре. М., 1990.

10. Бердяев Н.А. Самопознание. / Сост., предисл. и комент. А.В. Вадшмова. - М.: Книга, 1991-446с.

11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. /М., 1989.

12. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. / М., 1994.

13. Библер B.C. Нравственность, культура, современность. (Философское размьппле- ние о жизненных проблемах). / М.: Знание, 1990 - 62с.

14. Библер B.C. Мьппление как творчество. (Введение в логику мыслешюго диалога). / М.: Политиздат, 1975 - 399с.

15. Борев Ю. Эстетика. В 2-х тт. - 5-ое изд. допол. / Смоленск: «Русич», 1997, т.1 - 576с., Т.2 - 640с.

16. Гоголь Н.В. Духовная проза. / М.: Русская книга, 1992 - 560с.

17. Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и мировоззрение Константина Леонтьева. / М.: Раритет, 1997 - 400с.

18. Духовная культура общества. / Музьпсальная академия. 1993 - №3 - с. 148 - 164.

19. Духовная музьпса общества. / Советская музьпса. 1991 - №5 - с.4 - 29.

20. Зенкин К. Музьпса и наука в философском творчестве А.Ф. Лосева. / Музьпсальная академия. 1994 - №5 - с. 115 - 126.

21. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт., 4-х частях. / Л.: Эго, 1991.

22. Зеньковский В.В. Педагогика. / Отв. ред. И.В. Щелкачева. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996 - 154с.

23. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / М.: Свято-Владимирское Братство, 1993 -224с.

24. Зеньковский В.В. Психология детства. / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996 - 336с.

25. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. / Сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1997 - 386с.

26. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х тт. / Париж - Москва, 1993.

27. Ильин И.А. Одинохсий художник. Статьи. Речи. Лекции. / М.: Исхсусство, 1993 - 348с.

28. Ильин И.А. Путь к очевидности. / М.: Республшса, 1993 - 431с.

29. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. / Сост. и автор вступ. статьиЕ.С. Троищсий. М.: 1992- 159с.

30. История педагогшси. В 2-х частях. / Под ред. академшса РАО А.И. Писхсунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998, ч.1 - 192с., ч.2 - 304с.

31. История эстетической мысли. В 6-ти тт. / Отв. ред. М.Ф. Овсянихсов, - М.: Искусство, 1986 - 1990 гг.

32. Каган М.С. Музьпса в мире искусств. / Советская музьпса, 1987 - №1 - с. 26 - 38.

33. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. /Музьпса в школе, 1987 - №4 - с.28 - 32.

34. Каган М.С. Философия культуры. / -Пб.: ТООТК «Петрополис», 1996 - 416с.

35. Каган М.С. Эстетика как философская наука. / -Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997-544с.

36. Каменский З.А. - Н.И. Надеждин. Очерк философских и эстетических взглядов (1828 - 1836). / М.: Искусство, 1984 - 208с.

37. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. / -Пб.: «Лань», 1997-512с.

38. Киреевский В.И. Избранные статьи. /М.: 1984.

39. Киреевский В.И. Критика и эстетика. 2-е изд. / Сост., вступ. статья, примеч. Ю.В. Манна. - М.: Ис1сусство, 1998 - 463с.

40. Коше лев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов 1840 - 1850-е годы. / Л.: Наука, 1984 - 196с.

41. Кремлев Ю.А. Русская мысль о музьпсе. В 3-х тт. / л.: Музьпса, 1954.

42. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд. дополн. / М.: Советский композитор, 1972-272с.

43. Кривцун О.А. Эстетшса: учебник. / М.: Аспект-Пресс, 1998 - 430с.

44. Леонтьев К.Н. Египетский голубь. Роман, повести, воспоминания. / Сост., автор вступ. статьи и примеч. В.А. Котельникова. - М.: Современник, 1991 - 528с.

45. Леонтьев К.Н. Избранное. / М.: 1993 - 485с.

46. Леонтьев К.Н. Наш современншс. / Сост. Б. Андрианов, Н. Мальчевский. - -ПБ.: Изд. Черньшюва, 1993 - 464с.

47. Лихачев Б.Т. Педагогшса. Курс лекций. / М.: Прометей, 1992 - 528с.

48. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. / М.: Прометей, 1995 - 282с.

49. Лихачев Д.С. Заметхси и наблюдения. Из записных 1шижек разных лет. / Л.: 1989 - 608с.

50. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. 2-е изд. доп. / Обш;. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1988 - 320с.

51. Лихачев Д.С. Раздумья. / Сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1991 -318с.

52. Лосев АФ. Дерзание духа. / М.: 1988 - 360с.

53. Лосев А.Ф. Дневники. Письма. Проза. / Сост., предисл., коммент. А.А. Тахо-Годи. - М.: Русские словари, 1997 - 352с.

54. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / М.: Республшса, 1990 - 525с.

55. Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. / Сост. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1995- 944с.

56. Лосский Н.О. История русской философии. / М.; Прогресс, 1994- 460с.

57. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. / -Пб.: Искусство, 1994 - 650с.

58. Лотман Ю.М. Беседы об искусстве. / -Пб.: Искусство, 1998 - 840 с.

59. Манн Ю. Русская философская эстетика 1820 - 30-е годы. М.: Ис1сусство, 1969 - 304с.

60. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории./ -Пб.: «Лань», 1997-384с.

61. Мень А. Радостная весть (лекции). / М.: АО «ВИТА - ПРЕСС», 1992 - 320с.

62. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. / М.: Прогресс - культура, 1994.

63. Насьпшая Г.А. Духовно-нравственное совершенствование личности музыканта в творчестве Т. Манна и Г. Гессе. / М.: ТОО «ЛЮКС - APT», 1996 - 109с.

64. Неменский Б.М. Доверие. / М.: 1984

65. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспиташм. Книга для учителя. 2-е изд., доп. / М.: Просвещение, 1987 - 255с.

66. Неменский Б.М. Распахни окно. /М., 1974.

67. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. / М.: Школа-Пресс, 1994 - 192с.

68. Одоевский В.Ф. Музьпсально-литературное наследие. / М.: Музьпса, 1965.

69. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. / М.: Искусство, 1982.

70. Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена./М.: 1987.

71. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. / В.А. Сластенин, И.В. Исаев и др. - М.: Школа-Пресс, 1997 - 512с.

72. Петров В.М. Н.А. Бердяев о воспитании и школе средневековой России в контексте западноевропейского развития. / В сб. «Обп1;ечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе». - М.: 1991 - с. 99 - 101.

73. Понятие судьбы в контексте разньк 1сультур. / М.; Наука, 1994 - 320с.

74. Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. / М.: «Лабиринт», 1998-336с.

75. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. Литератзфно-эстетические работы разных лет. / Сост., вступ. статья В.В. Ерофеева. - М. Искусство, 1990 - 605с.

76. Розанов В.В. Сумерки просвеп.;ения. /М.: 1990.

77. Розанов В.В. Уединенное. / М.: 1991 - 45с.

78. Розанов В.В. Это моя душа! (Из наследия русского философа). / Музьпсальная академия, 1992 - №1 - с.90 - 99.

79. Русская философия. Словарь. / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995-655с.

80. Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. В 3-х вьш. / М.: «Книжная палата», 1993 - 1996 гг.

81. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. / Подг. текста, сост. вступ. статьи и примеч. В.К. Кантора и А.Л. Осповатова. - М.: Искусство, 1982 - 544с.

82. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2-х тт. / Ред. кол. М.Ф. Овсянников и др. - М.: Искусство, 1974, т. 1 - 408с., т.2 - 647с.

83. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. 2-е изд. / Сост. общ. ред. и встзш. статьи А.Ф. Лосева и А.В. Гульп^и. - М.: Мысль, 1990, т.1 - 892с., т.2 - 822с.

84. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10-ти тт. 2-е изд. / -Пб.: 1911 - 1914 гг., Т.8.

85. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная хфитика. / Вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - М.: Искусство, 1991 - 701с.

86. СтоловЕга Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. / М.: Республшса. 1994 - 464с.

87. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. /М.: 1985.

88. Страницы духовной культуры. Из литературного наследия. / Музьпсальная академия, 1992-№3-С,36-58.

89. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х тт. / М.: Педагогика, 1979-1981 гг.

90. Словарь по этике. / Под ред. И.С. Кона, 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981 - 430с., 6- е изд. - М.: Политиздат, 1989 - 447с.

91. Тахо-Годи А.А. А. Лосев. / М.: Молодая гвардия. Студенческий меридиан, 1997 - 459с.

92. Троицкий В.Д. Путь русской школы. / М.: «Свет отечества», 1994 - 95с.

93. Тулъчинский Г.Л. Проблемы осмысления действительности. Логико-философский анализ./Л.: 1986-177с.

94. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова и др. - -Пб.: «Лань», 1997 - 512с.

95. Философский словарь. / Под. Ред. И.Т. Фролова, 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986 - 590с.

96. Хрестоматия по истории философии (русская философия). Учебное пособие для ВУЗов. В 3-х частях. ч.З. / Отв. ред. Л.А. Микешина - М.: ВЛАДОС - 1997 - 672с.

97. Эстетшса. Словарь. / Под. ред. А.А. Беляева. - М.: Политиздат, 1989 - 447с. Глава II.

98. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.З. / Музыка, 1982 - с.235 - 247.

99. Бекетова Н.Д. Смеховой мир опер Д.Д. Шостаковича (к проблеме гротескной концепции). / Вопросы музьпсального содержания: сб. тр, вьш. 136, РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Л.П. Казанцева. - М.: 1996 - с. 126 - 146.

100. Бекетова Н.Д. Трагическое и сатирическое в сочинениях Д.Д. Шостаковича. / Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. искусствоведения. - М.: 1991.

101. Белова СВ. Черты стиля инструментальной мелодики Д.Д. Шостаковича. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. искусствоведения. - Л.: 1979.

102. Бобровский В.П. О некоторых чертах стиля Д.Д. Шостаковича 60-х годов. Статья первая. / Музьпса и современность. Сб. статей, вьш. 8. Ред. - составитель Д.А. Фришман. - М.: Музьпса, 1974 - с. 161 - 202.

103. Бобровский В.П. О некоторых чертах стиля Д.Д. Шостаковича 60-х годов. Статья вторая. / Музьпса и современность. Сб. статей, вьш. 9. Сост. и редактор Д.В. Фришман. - М.: Музьпса, 1975 - с.39 - 78.

104. Бобровский В.П. О переменности фушсций музьпсальной формы. / М.: Музьпса, 1970-228с.

105. Бобровский В.П. Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических щж- лах Д.Д. Шостаковича. / Музьпса и современность. Сб. статей. Сост. Т.А. Лебедева. - М.: Музьпса, 1962 -с. 149 - 183.

106. Бобровский В.П. Программный симфонизм Д.Д. Шостаковича. Статья первая. / Музьпса и современность. Сб. статей, вьш. 3. Сост. Т.А. Лебедева. - М.: Музьпса, 1965, 32-102.

107. Бобровский В.П. Программный симфохшзм Д.Д. Шостаковича. Статья вторая. / Музьпса и современность. Сб. статей, вьш. 5. Ред. и сост. Т.А. Лебедева. - М.: Музьпса, 1967-С.37-116.

108. Бобровский В.П. Фушсциональные основы музьпсальной формы. / М.: Музьпса, 1978 - 332с.

109. Бобровский В.П. Шостакович в моей жизни. Личные заметки. / Советская музыка, 1991-№9-с.23-37.

110. Будрин Б. Вариационные цшслы в творчестве Д.Д. Шостаковича. / Вопросы музьпсальной формы, вьш. 1. -М.: Музьпса, 1966.

111. Виноградов В. к Третьей симфонии Д. Шостшсовича. / Советская музьпса, 1991-№3-с.58-59.

112. Гайдамович Т. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. / М.: Музьпса, 1993 - 263 с.

113. Гаккель Л. Фортепиашхая музьпса XX века. Очерки. / Л.-М.: Советсхсий композитор, 1976, 256-280.

114. Гачев Г. В жанре философсхшх вариаций. / Советская музьпса, 1989 - №9 - с.ЗЗ - 40.

115. Гликман И. Я все равно буду писать музьпсу. Интродукция к письмам Дм. Шостаковича. / Советская музьпса, 1989 - №9 - с.41 - 48.

116. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. / М.: Советский композитор, 1980-303.

117. Данилевич Л. Наш современник. Творчество Дм. Шостаковича. / М.: Музьпса, 1965-330.

118. Дельсон В. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича. / М.: Советский композитор, 1971-248.

119. Дмитрий Шостакович. / Сост. сб. Г.Ш. Орджоникидзе, ред. коллегия: Л.В. Данилевич, Д.В. Житомирский. - М.: Советский композитор, 1967 - 536с.

120. Должанский А.Н. Ллександрийсхсий пентахорд в музьже Д.Д. Шостаковича. / В книге: Должансхсий А.Н. Избранные статьи. -Л.: Музьпса, 1973 - с.86 - 120.

121. Должанский А.Н. Двадцать четыре прелюдии и фуги Д.Д. Шостаковича. 2-е изд. / Л.: Советский композитор, 1970 - 260с.

122. Должанский А.Н. Камерные инструментальные произведения Д.Д. Шостаковича. / М.: Музьпса, 1965 -54с.

123. Житомирский. Д. Шостакович. / Музьпсальная академия. 1993 - №3 - с. 15 - 30.

124. Задерацкий В. Музьпсальная форма. Вьш. 1. / М.: Музьпса, 1995 - 544с.

125. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д.Д. Шостаковича. / М.: Музьша, 1969 - 272с.

126. Зубатова Р. Тембровая драматургия квартетов Д.Д. Шостаковича. / Советская музьпса, 1985 - №9 - с. 80 - 82.

127. Зьпсина Е.Б. Эстетические взгляды Д.Д. Шостаковича. / Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. философских наук. - М.: 1989.

128. Из Бессистемных записей Л.Н. Лебединского. / Музьпсальная жизнь, 1993 - №№ 21-22-С.26-28.

129. Карангозишвили Е.М. Традиции М.П. Мусоргского в советской музьпсе - в творчестве С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1990.

130. Кнайфель А. И правда, как звезда в ночи открьшась. Субъективные заметки. / Советская музьпса, 1975 - №11 -с.78 - 81.

131. Конисская М.Ю. Душа и маска. Письма Д.Д. Шостаковича к Л.Н. Лебединскому. / Музьпсальная лсизнь. 1993 - №№ 23-24 - с. 11 - 14.

132. Корабельникова Л., Фельдман О. Завоевать новые миры в искусстве. Д. Шостакович, И. Соллертинский, Вс. Мейерхольд. / Советская музьпса, 1990 -№ 6 - 55 - 67.

133. Кочарова Г. Особенности гармонического язьпса Д.Д. Шостаковича. / Вопросы теории музьпси. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, вьш. 30. - М.: 1997 - с. 101 -115.

134. Красникова Т.Н. Музьпсальная фактура и стиль. Истоки и эволюция. / РАМ им. Гнесиных. -М.: 1995 - 116с.

135. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии XX века. Исследование. / М.: НТЦ «Консерватория», 1994-286с.

136. Кустов М. Форпепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. Концептуальный аспект и проблемы интерпретации. / Ред. доктора искусствоведения, профессора А.И. Демченко. \ Саратов: «Слово», 1996 - 72с.

137. Козинцев Г. Спасибо за счастье, которое он мне приносил. Из рабочих тетрадей. / Советская музьпса, 1990 - №9 - с.93 - 99.

138. Левая Т. Контрасты вокального жанра. / Советская музьпса, 1975 - №11 - с.82 - 86.

139. Лукьянова Н.В. Д.Д. Шостакович. / М.: Музьпса, 1980 -176с.

140. Мазель Л. К спорам о Д. Шостахсовиче. / Советская музьпса, 1991 - №5 - с.ЗО - 35.

141. Мазель Л. Этюды о Д. Шостаковиче. Статьи и заметки о творчестве. / М.: Советский композитор, 1986 - 176с.

142. Михеева Л. Жизнь Дмитрия Шостаковича. / М.: ТЕРРА, 1997 - 386с.

143. Музьпсальная академия. - Д. Шостакович. / Ред. кол. С. Беринсхсий, А.В. Григорьева, А.Л. Бретаницкая и др. - М.: Композитор, 1997 - №4 - 240с.

144. Немировская И. Его величие и его миссия. / Советская музьпса, 1989 - №9 - с.49 -57.

145. Никитина Л.Д. Советская музьпса. История и современность. / М.: 1991 - 287с.

146. Павлова В. Два дара. / Музьпсальная жизнь, 1992 - №7 - с. 19 - 20.

147. Сабинина М. Д.Д. Шостакович - симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. Исследование. / М.: Музьпса, 1976 - 477с.

148. Соколова Е. Агскордика и линеарность в гармонии позднего творчества Д.Д. Шостаковича. / Вопросы теории музьпси. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, вьш. 30.-М.: 1977-с. 116-131.

149. Тищенко Б. Об альтовой сонате Д.Д. Шостаковича. / Советская музьпса, 1975 - № 11-С.86-87.

150. Федосова Э. О диатонических ладах у Д. Шостаковича. / Вопросы теории музыки, вьш. 2. - М.: Музьпса, 1970 - с.363 - 381.

151. Хентова Вспоминая Д.Д. Шостаковича. / Музьжальная жизнь, 1994 - №8 - с.31-35.

152. Хентова В мире Д.Д. Шостаковича. / М.: Композитор, 1996 - 388с.

153. Хентова М. Зощенко и Д. Шостакович. / Музьжальная жизнь, 1994 - №9 - с.26 -27.

154. Хентова Удивительный Д.Д. Шостакович. / -Пб.: «Вариант», 1993 - 272с.

155. Хентова Д.Д. Шостакович в Москве. / М.: Московсюш рабочий, 1986 - 207с.

156. Хентова Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. В 2-х тт. /Л.; Музьпса, 1985.

157. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. / М.: Музыка, 1971-304с.

158. Холопова В.Н. К проблеме музьпсальных форм 60 - 70-х годов XX века. / Современное HcicyccTBO музыкальной композиции. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вьш. 79. -м. : 1985-с. 17-37.

159. Холопова В.Н. Мелодика: научно-методический очерк. / М.: Музьпса, 1984 - 88с.

160. Холопова В.Н. Музьпса как вид искусства. 2-е изд. / М.: НТЦ «Консерватория», 1994-260с.

161. Холопова В.Н. Музьпсальный ритм. Очерк. / М.: Музьпса, 1979 - 87с.

162. Холопова В.Н. Музьпсальный тематизм. Научно-методичесхсий очерк. / М.: Музьпса, 1983 - 88с.

163. Холопова В.Н. О линеарно-мелодическом мьпплении композиторов XX века. / Критика и музьжознание. Вьш. 2. - М.: Музьпса, 1980, с.23 - 34.

164. Холопова В.Н. Русская музьжальная ритмшса. / М.: Советс1сий композитор, 1983 -281с.

165. Холопова В.Н. Фактура. Очерк. / М.: Музьжа, 1979 - 87с.

166. Циркзшова М. Ранние романсы Д. Шостаковича. / Музьжальная жизнь, 1990 - № 15-C.13-14.

167. Черньппова Т.А. Формирование хорового стиля Д.Д. Шостаковича в сочинениях 1920 - 30 гг. /Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. искусствоведения. -Л.: 1989.

168. Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. / Сост. и ред. Л. Бергер. - М.: Советстсий композитор, 1962 - 385с.

169. Шахман Г. Параллели духа. / Советская музьжа, 1990 - № 7 - с.72 - 79.

170. Шварцвальд - Хмызникова Е.П. Софья Васильевна - мать Д. Шостаковича. / Музьжальная академия, 1995 - № 2 - с. 185 - 188.

171. Ширинский А. Проблемы интерпретации скрипичных концертов Д. Шостаковича. / В кн.: Музьпсальное исполнительство, вьш. 10. - М.: Музьпса, 1979 - с.74 -98.

172. Ширинский А. Скрипичные произведения Д. Шостаковича. Проблемы интерпретации. / М.: Музьпса, 1988 - 110с.

173. Шнитке А. Заметхси об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Д. Шостаковича. / Музьпса и современность, вьш. 4. - М.: Музьпса, 1966 - с. 127 -162.

174. Шостакович Д. О времени и о себе. / Сост. М.М. Яковлев. - М.: Советский композитор, 1980-376с.

175. Шостакович Д. Письма к другу. /Л.: Советский композитор, 1986.

176. Шостакович Д. Собрание сочинений в 42-х тт. / М.: Музьпса, т.38, 1982 - 147с., Т.37, 1983 - 213с., Т.39, 1983 - 156с., т.40, 1980 - 174с.

177. Шостакович Д. Статьи и материалы. / Сост. и редактор Г.М. Шнеерсон. - М.: Советский композитор, 1976-336с.

178. Юзефович В. Мстислав Ростропович - ньшешний. / Советская музьпса, 1990 - № 7-С.65-72. Глава III.

179. Абдуллин Э.Б. Методологичес1сий анализ проблемы музыкальной педагогшси в системе высшего образования. / М.: 1990 - 186с.

180. Алексеев А.Д. Интерпретация музьпсальньгх произведений. Учебное пособие по курсу «История фортепианного искусства» для студентов музьпсальньис ВУЗов. Ротапринтное изд. ГМПИ им. Гнесиных. / М.: 1984 - 1 Юс.

181. Алексеев А.Д. Творчество музьпсанта - исполнителя. / М.: Музьжа, 1991 - 103с.

182. Апраксина О.А. Из истории музьпсального воспитания. Хрестоматия. / М.: 1990г.

183. Апраксина О.А. Музьпсальное воспитание в русской общеобразовательной школе./М.-Л., 1948.

184. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / М.: 1983.

185. Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы». / Советская музыка, 1980 - № 10 - 99 - 106.

186. Арановский М.Г. Интонация, отношение, процесс. / Советская музьпса, 1984 - № 12-С.80-87.

187. Арановский М.Г. Мьппление, язьш, семантика. / В кн. «Проблемы музьпсального мьппления». - М.: Музьпса, 1974 - с.90 - 128.

188. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музьпси. М.: 1984 - 75с.

189. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музьпсалъном просвещении и образовании. / М.-Л.: Музьпса, 1965 - 151с.

190. Асафьев Б.В. Музьпсальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. 2-е изд. /Л.: Музьпса, 1971-376с.

191. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музьпси. / Музьпса в школе - № 3 - с. 18 - 22.

192. Асафьев Б.В. Речевая интонация. / М.-Л.: Музьпса, 1965 - 136с.

193. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогшси и исполнительства. / Л.: Музьпса, 1969-288с.

194. Баренбойм Л.А. За полвека. Очерхш, статьи, материалы. / Л.: Советский композитор, 1989-367с.

195. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. 2-е изд., доп. / Л.: Советский композитор, 1979 - 352с.

196. Басин Е. «Двуликий Янус» (о природе художественного таланта). / М.: Магистр, 1996 - 62с.

197. Вендрова Т. Художественно-педагогический анализ на уроке музьпси. / Музьпса в школе, 1989 - № 3 - с. 10 - 16.

198. Вьп'отский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. 5-е изд. / М.: Лабиринт, 1997 - 416с.

199. Восприятие музьпси. Сборник статей. / М.: Музьпса, 1980 - 256с.

202. Земцовский И. О методологической сущности интонационного анализа. / Советская музьпса, 1979 - № 3 - с.24 - 29.

203. Искусство и школа. Книга для учителя. / Сост. А.К. Василевский. - М.: Прометей, 1981-288с.

204. Искусство, музыкознание, музьшальная психология и музьпсальная педагогика. Хрестоматия. Вьш. 1, часть 2. / Сост. Адуллин Э.Б., Целковников Б.М. - М.: Прометей, 1991 -194с.

205. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. / Сост. В.И. Викторов. -М.: Просвещение, 1981 - 192с.

206. Кабалевский Д.Б. Прифасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973 - 336с.

207. Коган Г.М. Работа пианиста. /М.; 1963.

208. Коган Г.М. У врат мастерства. / М.: 1977.

209. Коган Г.М. Избранные статьи. В 3-х вьш. /М.: 1968, 1972, 1985.

210. Корыхалова И. Интерпретация музьпш. / Л.: 1979.

211. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. / М.: Музьжа, 1988-236с.

212. Лысешсо Е. Учить сльппать музьпсу. / Музьжа в школе, 1989 - № 1 - с. 12 - 14.

213. Мазель Л.А., Цушсерман В.А. Анализ музьжальных произведений. / М.: Музьжа, 1967-752с.

214. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сблюкения теоретического музыкознания и эстетики. / М.: Советский композитор, 1978 - 351с.

215. Мазель Л.А. О природе и средствах музьпси. Теоретический очерк. / М.: Музьжа, 1983-72с.

216. Мазель Л.А. Строение музьжальных произведений. / М.: Музьжа, 1986 - 527с,

217. Малишсовская А.В. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся - пианистом. / Проблемы развития системы музыкального образования. Сб. Трудов ГМПИ им. ГнесиньЕх, вьш. 87. - М.: 1986 - с. 105-130.

218. Малишсовская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в мето-дико-теоретической литературе XVI - XX веков. Очерки. / М.: Музьжа, 1990. 191с.

219. Медушевский В.В. Интонация в исторической перспективе. / Советская музьжа, 1985 - № 7 - C.66 - 70.

220. Медушевский В.В. Интонационная форма музьжи. Исследование. / М.: Композитор, 1993 - 262 с.

221. Медушевскии В.В. Культура или культуроверие? / Советская музьпса, 1990 - № 5 - 44 - 48.

222. Медушевскии В.В. Может быть, вернемся к истокам? / Вестник высшей школы, 1988 - № 8 - 73 - 80.

223. Медушевскии В.В. Музьпса в семье искусств. / Музьпса в школе, 1984 - № 1 - с.31-35.

225. Медушевскии В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музьши. / М.: Музьпса, 1976 - 254с.

226. Медушевскии В.В. Православное понятие личности: как освящает оно проблемы культуры и музьпси? / Альманах музьпсальной психологии, 1999, Ред.-сост. М.С. Старчухс. - М . : 1999-с.93 - 118.

227. Медушевскии В.В. Углублять концепцию музьпсального образования. / Советская музьпса, 1981 - № 9 - с.52 - 59.

229. Медушевсгсий В.В. Этимология 1сультуры. / Музьпсальная академия, 1993 - №3 - с.З - 10.

230. Методология музыкального образования, проблемы, направления, концепции. / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - М.: 1999 - 45с.

231. Муцмахер В. О развитии профессионально значимых качеств личности учителя - музьпсанта. / Музьпса в школе, 1989 - №4 - с.24 - 28.

232. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музьпси. / М.: Музьпса, 1988 - 254с.

233. Назайзсинский Е.В. Логика музьпсальной композиции. / М.: Музьпса, 1982 - 319с.

234. Назайкинский Е.В. Музьпса и экология. / Музьпсальная академия, 1995 - № 1 - с.8 - 1 8 .

235. Назайкинский Е.В. Музьпсальная nayica, какой ей быть сегодня? / Советская музьпса, 1988 - № 8 - 48 - 54.

236. Назайкинский Е.В. О музьпсальном темпе. / М.: Музьпса, 1965 - 95с.

237. Назайкинский Е.В. О психологии музьпсального восприятия. /М.: Музьпса, 1972 - -383 с.

238. Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музьпсального произведения./ Музьпсальное искусство и наука. Вьш. 3. - М.: Музьпса, 1978 - с.З - 12.

239. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-е изд. / М.: Музыка, 1982-300с.

240. Нейгауз Г.Г. Размьппления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд. / М.; Советский композитор, 1983 - 526с.

241. Николаева А.И. К проблеме понимания музьпсального стиля (педагогический аспект). / Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1999-С.400-403.

242. Николаева А.И. К проблеме понимания музьпсального стиля. Научное исследование. /М.: МПГУ, 1999 - 61с.

243. Общая психология. 3-е изд. / Ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986 - 464с.

244. Ойстрах Д. Воспоминания, статьи. / М.: Музьпса, 1978.

245. Педагог - музьпсант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия. / Сост. Б.М. Целковников. - М.; 1998 - 126с.

246. Петрушин В.И. Музьпсальная психология. 2-е изд. / ВЛАДОС, 1997 - 384с.

247. Пиличяускас А.А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музьпси. / Музьжа в школе, 1990 - № 4 - с.4 - 8.

249. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. / М.: МИРОС, 1992 - 40с.

250. Приходько В.И. Музьпсальная фактура и исполнитель. / Харьков: Фолио, 1997 - 208с.

251. Ражников. Диалоги о музьпсальной педагогшсе. М.: Музьпса, 1989 - 141с.

252. Рапащсая Л.А. Основы художественной подготов1си учителя музьпси. / М.: 1996.

253. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музьпси. / М.: 1991-199с.

254. Скребков К вопросу об исполнительской трактовке музьпсальных произведений. / В ICH.: С. Скребков Избранные статьи. - М.: Музьпса, 1980 - с. 17 - 23.

255. Теория и методика музьпсального образования детей. Научно-методическое пособие. / М.: Флинта: Hayica, 1998 - 336с.

256. Фортепианное исполнительство: теория и практика. Сб. трудов. Вьш. 139. / РАМ им. Гнесиных. - М.: 1998 - 148с.

257. Философия, социология, психология искусства и музьпсальная педагогика. Хрестоматия. Вьш. 1, 4.1. / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. - М.: Прометей, 1991-110с.

258. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога - музыканта. В поисках смысла. Исследование. / М.; Прометей, 1999 - 231с.

259. Цьшин Г.М. Музьпсант и его работа. Проблемы психологии творчества. / М.: 1988-382с.

260. Цьппш Г.М. Обучение игре на фортепиано. / М.: Просвещение, 1984 -176с.

261. Цьппш Г.М. Психология музьжальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. / М.: Интерпракс, 1994 - 384с.

262. Цуккерман В. А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. / Интонапдя и музьпсальный образ. - М.: Музьша, 1965 - с.264 - 320.

263. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музьпш второй половины XX века 50-80 гг. - М.: Советский композитор, 1989. - 208 с.

264. Каузова А.Г. Роль творчества Д.Д. Шостаковича в идейно-нравственном воспитании школьншсов. / Сб. тр. МГПИ Фортепианная подготовка учителя-музьшанта (Вопросы теории, методики и истории). - М.: Изд-во МГПИ, 1975. -С. 131-142.

265. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко- культурологический анализ) / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора культурологических наук. - М.: 1997 - 48с.

266. Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1996 - 176с.

267. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культзфе. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора педагогических наугс. -М.: 1999-37с.

268. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. -М.: 1995-262.

269. Богданова А.В. Музьпсальная культура в советской политической системе 1950 - 1980-х гг.: историко-культурологический аспект исследования. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора культурологии.- М.: 1999 -36с.

270. Гальперин И.М. Развитие художественно-образного мьппления учащихся в процессе музьпсальных занятий. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педа-гогичесюк наутс. - М.: 1990 - 236с.

271. Гурова А.И. Формирование духовного мира з^штеля. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1994 - 192с.

272. Качалкин А.Г. Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания будущих учителей начальной школы. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наутс. - М.: 1998 - 213с.

273. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры. / Автореферат диссертации в виде научного доклада на соискание уч. степени доктора философских наук. -М.: 1998-74с.

274. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л.Н. Толстого. / Диссертация в виде научного доклада на соискание уч. степени доктора педагогических наук. - М.: 1994 - 50с.

275. Корсунская М.Л. Музьжа С. Прокофьева как средство эстетического восприятия в начальной школе. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1974 - 179с.

276. Лощилин А.Н. Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества. / Автореферат диссертапци на соискание уч. степени доктора философских наук. - М.: 1998 - 36с.

277. Лямкина Е.В. Формирование нравственной готовности старшеклассншсов к выбору профессии. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.; 1998 - 15с.

278. Максимов М.В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX века. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора философских наук. - М.: 1999 - 39с.

279. Мариупольская Т.Г. Совершенствование путей и методов эстетического воспитания учащихся на занятиях музьшой. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1984 - 24с.

280. Мукамбаева М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук.-М.: 1992-162с.

281. Насыпная Г.А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося -музыканта. (На материалах педагогических идей Т. Манна и Г. Гессе). / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1994-17с.

282. Нашхоева СР. Нравственно-эстетическое развитие воспитанниц учебно- воспитательньпс заведений закрытого типа в России (до начала XX века)./ Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1997 - 189с.

283. Некрасов И.А. Философская антропология Л.Н. Толстого. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. философских наук. - М.: 1998 - 21с.

284. Никитина Н.Н. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентации будущего учителя. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогичесхсих наук. - М.: 1989 - 195с.

285. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX - начале XX веков. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических Hayic. - М.: 1996 - 156с.

286. Полякова B.C. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музьпсой, (На материале преподавания музыкально-исполнительсхшх дисциплин). / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогичесхшх наук. -Минск: 1982-183 с.

287. Разуваева Л.Н. Формирование духовных потребностей студентов педагогического ВУЗа. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. -М.: 1990-220с.

288. Рачин Е.И. Истоки и эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени доктора философских наук. - М.: 1997 -39с.

289. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музьпси и истории искусств. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1997 - 183с.

290. Романюк Л.В. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины XIX века. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1997-145с.

291. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. / Диссертация на соискание уч. степени канд. педагогических наук. - М.: 1995 - 167с.

292. Федотова Л.Г. Концепция свободы в творчестве Н.А. Бердяева. / Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата философских наук. - М.: 1998 -22с.

293. Шарова И.В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога. / Автореферат, диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. - М.: 1998 - 16с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.