Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кириченко, Светлана Николаевна

  • Кириченко, Светлана Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 225
Кириченко, Светлана Николаевна. Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 2002. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кириченко, Светлана Николаевна

Введение.

Глава I. Воспитание национального самосознания как важнейшая задача общеобразовательной школы.

1.1 .Факторы воспитания национального самосознания личности.

I.2. Самосознание и национальное самосознание как предмет психолого-педагогического исследования.

Глава И. Особенности национального самосознания младших подростков.

II. 1 .Диагностика и специфика развития национального самосознания младших подростков.

Н.2.0собенности этнической идентичности младших подростков как показатель уровня развития национального самосознания. g

II.3.Особенности отношения подростков к национальной принадлежности.

III. Педагогические условия воспитания национального самосознания подростков. ЦЗ

III. 1 .Поликультурное пространство школы как среда воспитания ^ национального самосознания подростков.

111.2.Педагогические результаты формирующего эксперимента.

111.3. Результаты контрольного этапа эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание национального самосознания подростков в общеобразовательной школе»

Актуальность исследования. Двадцатый век в России ознаменовался распадом многонационального государства и агрессивными национальными межTiническнми войнами. Общее неблагополучие национальных отношений в России, наличие тон межэтнических конфликтов в пределах государства по периметру его границ повысили этнопсихологическую тревожность человека, национальную отчуждённость и ослабили педагогические процессы целостного воспитания личности, её национальной идентичности.

С позиций современного системного знания личность предстает как относительно закрытая саморазвивающаяся система индивидуальных и социальных свойств, которая не поддастся «командным» методам управления ею. Воспитание человека не может осуществляться по единому системно-целостному плану. Данный процесс управляется педагогом на основе принципа саморазвития как важнейшим в концепции педагогического управления формированием индивидуальности человека. Это означаем переход от создания программ формирования кем-то заданных свойств к созданию объективных условий для свободного и осознанного выбора самим учащимся такой деятельности и таких ее способов и приемов, вариаций промежуточных целей и т. д., которые могут обеспечить свободное саморазвитие социально ценной индивидуальное I и.

Основным средством управления процессом саморазвития индивида является систематическое и целенаправленное просвещение учащихся в области самоосознания, помогающего им понимать себя и других людей, способствующее самореализации личности. Воспитательный процесс, построенный на принципе саморазвития и самоосознапия индивида, ускоряет социализацию личности и обеспечивает такие отношения с социумом, которые способствуют максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала «Я». Самоосознание личности осуществляется в единстве ее сторон: как семьянина, носителя, хранителя и создателя семейных традиций; как члена детского, подросткового сообщества, владеющего культурой межличностных отношений и готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых; как воспитанника школы, гимназии или другого учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего её традиции; как жшеля своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию; как россиянина, гражданина своего Отечества, способного интегрировать мировую культуру, не теряя национальной самобытности; как человека, ощущающего себя гражданином мира. Самосознание, по мнению многих учёных, представляет собой осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

В ходе самоосознания, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни, проходящий через вею жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни. Самосознание органически включается в общее развитие личности. В нём отражен интерес к собственной личности, своему прошлому и прошлому своего Отечества. Переосмысление истории Отечества, переоценка событий, явлений, личностей, исторического процесса привело к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, к кризису духовности, одной из сторон которого является искажение понятия патриотизма. I Ipnnaciность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность. Сохранение национальной самобытности зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. Искусственное насаждение западных образцов не свойственных нашему народу стереотипов поведения через средства массовой информации притупляет чувство ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России.

Утрата нравственных ориентиров развития общества и индивидуальной жизни человека приводит к нарушению традиционных механизмов передачи знаний. В школе идут глубочайшие перемены, мощное обновление содержания образования.

На наш взгляд, осознание себя как индивида в определённой этнической группе приводи! не только к интерпрекшии конкретной этнической общности, но и обеспечивает личности разит не способностей дифференцировать и выделять своё «Я» в этнической группе. Именно сравнение, нахождение и сходных признаков (внешности, языка, обычаев), то есть выполнение простейших познавательных операций укрепляет самосознание и национальное самосознание на основе межличностного отношения в многонациональной группе. Лети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим отличающимся от собственных, вклсам, привычкам, взглядам, поможет школьнику не только найти общий язык со сверстниками, с учителями, с родителями, но и представителями других культур. Воспитание уважения к другим и самоуважения, способности смотреть на исторические события глазами людей соответствующей эпохи, позволяет учащимся осознать причины и суть развития исторических процессов. В обществе отсутствуют критерии критичной и объективной оценки информации, поэтому восприятие фактов исторического процесса, как школьниками, так и педагогами зачастую субъективно, а объяснение исторических фактов в семье очень часто вступает р противоречие с подходами, которые предлагаются в школе. Чтобы оценит! исторические события объективно, индивид должен обладать достаточным уровнем развития национального самосознания.

Проблема национального самосознания является актуальной для многих научных направлений в области философии, психологии, истории, социологии и педагогики, комплексных междисциплинарных исследований, в которых наблюдается отход от анализа как единого целого к рассмотрению его конкретных составляющих и моделированию условий их целенаправленного формирования. Установлено, что национальное самосознание выступает как часть мировоззрения нации, народа и отдельного человека. В связи с этим изучены его сущностные проявления: целостное осмысление всего сущего; всеохватывающая концепция мира и человека в нём. Национальное самосознание рассматривается во взаимосвязи с историческим процессом и поэтому отражает «логику самодвижения» последнего, является этапом перехода от «суммативности к системности», связывает сознание общества и индивида.

1? педагогических исследованиях проблема национального самосознания почти не рассматривалась. Проблема обострена в силу того, что в центре современного образования помещена культурологическая парадигма. Содержательной направленностью образования в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в подростковом возрасте. Начало подросткового возраста-10 лет - является новым этапом онтогенеза, когда реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, имеющие основанием осознание подростком себя в обществе. Наряду с развитием самосознания вообще, - с повышением интереса к себе, самоактуализации, стремления к самопознанию, у младшего подростка наблюдается качественно новый этап развития национального самосознания. Личность младшего подростка формируется, прежде всего, в активной пробе своих сил, перед ним открывается мир межличностных отношений, расширяется сфера его социализации. Подросток активно развивается физически, эмоционально, его учебная деятельность становится менее актуальной, ведущим видом деятельности становится общение. Поэтому в этом возрасте чрезвычайное значение приобретает содержание и способ организации индивидуальной и совмес i ной деятельности школьников при изучении учебных дисциплин на уроках и во внеклассной деятельности. Однако, как показал анализ, педагогических работ по проблемам воспитания самосознания подростков недостаточно, а аспект формирования национального самосознания реально не изучен. В ходе исследования были выявлены противоречия:

-между возрастающей социальной значимостью проблемы национального самосознания подростков и практической невостребованностью её решения со стороны учи Iельства;

-между актуальностью поставленной проблемы воспитания национального самосознания в философской и социальной литературе и неразработанностью ее педагогических аспектов;

-между сложившейся практикой конфликтных взаимоотношений подростков и отсутствием педагогических технологий воспитания национального самосознания школьников в общеобразовательных школах.

Обозначенные противоречия обусловили проблему исследования: разработка содержания и средств педагогической деятельности, определяющих специфику процесса воспитания национального самосознания младшего подростка.

Цель исследования: обосновать и разработать содержание, средства и методы воспитания национального самосознания в младшем подростковом возрасте.

Объект исследования: содержание и формы организации деятельности подростков в учебной и внеучебной деятельности в пол и культурном пространст ве многонациональной школы.

Предмет исследования: процесс воспитания национального самосознания в условиях поликультурного пространства многонациональной школы.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что у младших подростков возможно воспитание национального самосознания в многонациональной школе при соблюдении следующих условий:

-создание познавательного интереса к истории своей семьи, рода и социума;

-развитие потребности к этнической самоидентификации и дифференциации;

-активизация деятельности подростков в учебной и внеучебной деятельности но освоению языка, культуры, традиций своего народа;

-разработка регионального компонента содержания образования как поликультурного явления, представленного ценностями, традициями, обрядами, видами искусств;

-создание форм деятельности, средств, методов как межкультурного диалога взрослых и сверстников;

-создание образовательного пространства школы как поликультурной среды самоидентификации подростков;

-установление взаимодействий образовательного учреждения и социокультурных институте как внешнего поликультурного пространства. Задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской, социальной, психолого-педа! orической литературы по выявлению проблем воспитания национального самосознания подростков.

2. Определить уровень и возрастной потенциал развития национального самосознания младших подрост ков.

3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель поликультурной общеобразовательной школы как среды воспитания национального самосознания младших подростков.

Методологической базой и теоретической основой исследования явились идеи гуманизации и демократизации образования (Ю.К.Ьабанский, И.Я.Лернер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, В.В.Давыдов, В.В.Макаев и др.), идеи взаимосвязи самосознания и национального самосознания t (li. П. Белинский, Н.А.Бердяев, Я.Н.Коломинский, О.П.Смолин, В.А.Сосин,

А.Г.Спиркин, М.Г.Тайчинов и др.); идеи воспитания как процесса индивидуального развития и становления ценностей личности (Г.В.Бопдаревская, Т.И.Власова, В.Г.Г "урин, М.С.Каган, И.С.Кон, А.И.Кочетов, С.В.Кульневич, В.В.Сериков и др.); принципы единства взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического подходов к изучению личности (В.Г.Ананьев, А.Г'.Асмолов, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов,

A.Р.Лурия, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков и др.), современная философская концепция самосознания индивида как преломления им общественного сознания с учетом уровня его Я - концепции (Р.Г.Абдулатипов, М.Ь.Бедженов, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, А.А.Джаримов, Д.С.Лихачёв, В.В.Мавродин,

B.В.Рязанцев, В.С.Собкин, Р.А.Ханаху, А.Ю.Шадже и др.), концепция поликультурного образования (О.В.Гукаленко, Г.С.Денисова, В.В.Макаев, М.М.Супрунова, Л.М.Сухорукова и др.). тапы и методы исследования.

Исследования проведены в г. Сочи, в средней школе № 80. На разных лапах участниками эксперимента явилось 270 детей.

11ервый лап (1995-1997) - изучение литературы по кругу вопросов, I связанных с проблемой самосознания и национального самосознания, определение исходных позиций исследования, критериев и показателей сформированное™ национального самосознания; проектирование логики научного исследования. Основными методами выступили: анализ и обобщение научно-методической литературы, сравнительный анализ концепций и основных теоретических положений, контент-анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность и отражающих передовой педагог ический опыт.

Второй этап (1997 - 2000) - проведение педагогического эксперимента, включающего диагностический, формирующий и контрольный этапы; создание и апробация теоретической модели поликультурного пространства многонациональной общеобразовательной школы как среды воспитания национального самосознания младших подростков. Основными методами выступили: диагностика, анкетирование, педагогические наблюдения, педаии ический эксперимент, методы математической статистики.

Третий этан (2000 - 2001) - формулировались выводы, проверялась гипотеза, оформлялись материалы исследования в виде диссертации и метод и ч ее к и х ре коме н дац и й.

Достоверность научных результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивалось теоретической обоснованностью его программы и подтверждается применением объективных методов исследования, правильным выбором критериев оценки деятельности, методологией построения и большим числом участников эксперимента, длительностью эксперимента, корректной статистической обработкой материала, адекватной педагогической ишерпретацией полученных экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в целостном подходе к процессу воспитания национального самосознания младших подростков в условиях многонациональной общеобразовательной школы:

-получены новые данные о связи личностного и национального самосознания и о самочувствии подростков в условиях многонациональной среды;

-создана модель пол и культурного пространства многонациональной общеобразовательной школы как среды воспитания национального самосознания младших подростков «Этнокультурный и эгнопедагогический диалог в образовательном процессе»;

-определены характеристики пол и культурного образования в многонациональной школе: межкультурный диалог; равенство ценностей национальных культур; национальное как часть общекультурного; интегративный характер внутренних и внешних связей;

-выявлена специфика содержания (поликультурность, диалоговость, многонациональность), средств (ценности национальных культур, традиции, ориентация на поведенческий компонент национального самосознания) и методов (социокультурная направленность, диалоговый и опытно-экснериментальный характер) воспитания подростков в условиях многонациональной общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют педагогическую науку:

-теоретическими положениями и характеристиками поликультурного пространства в многонациональной общеобразовательной школе как среде воспитания национального самосознания;

-данными о показателях и уровнях развития национального самосознания младших подростков, обучающихся в многонациональной общеобразовательной школе и проживающих в поликультурном пространстве региона;

-разработанными специфическими средствами и методами воспитания национального самосознания младших подростков в учебной и внеучебной деятельности;

-данными о закономерностях воспитания национального самосознания: приоритетность национального языка; неравномерность становления познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов национального самосознания; обусловленность процесса воспитания национального самосознания активным диалогом и позициями взрослых и подростков.

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена: -созданием системы форм организации учебной и внеучебной деятельности учителей и подростков как условия воспитания национального самосознания учащихся;

-разработкой содержания программ учебных дисциплин, представляющих региональный компонент образования «Национальный фольклор и этикет», «Этнография народов Кавказа», «Музыка и изобразительное искусство народов Причерноморья», «Языки народов

Северного Кавказа», цель - воспитание этнической толерантности и интереса к языкам другой культуры», «Религиозные верования народов Кавказа в мифах и легендах», «Промыслы и ремесла народов Кавказа», «Археологические памятники древности на территории Сочи»;

-определением средств и форм организации деятельности: занятий в кабинетах школы, клубная краеведческая, экскурсии, праздники культуры, музейная работа, экспедиции и походы;

-разработкой историко-археологическая система маршрутов по черноморском) побережью;

-созданием методов межкультурных диалогов в пространстве национальных кулыур и многонациональном сообществе сверстников. Положения, выносимые на защиту: 1.Понятие «национальное самосознание младших подростков» трактуется нами как совокупность познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческою компонентов, каждый из которых имеет свои специфические особенности, обусловленные национальными традициями, национальной культурой и особенностями воспитания в семье. В ходе исследования мы дополнили поняше показателями познавательного компонента, который характеризуется усюйчивым положительным интересом к культуре и языку другой национальности. Эмоционально-нравственный компонент рассматривается как сопричастность к жизни сверстников другой национальности, уважением, доверием и толерантностью к другим культурным ценностям. Поведенческий - характеризуется самооценкой и самореализацией в многонациональной среде и способностью к социальной адаптации. Национальное самосознание младших подростков является целостным феноменом, определяющим «рождение» личности в многонациональном сообществе, обусловленное целостной системой образовательного процесса школы.

2.Теоретическая модель пол и культурного пространства многонациональной общеобразовательной школы «Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе». Характеристиками пол и культурного пространства общеобразовательной школы являются: межкультурный диалог; равенство ценностей национальных культур; национальное как часть общекультурного; интегративный характер внутренних и внешних связей. Основными идеями, определившими данную модель, выступили: ценностно-смыслового равенства людей, общности людей с разными национальными особенностями, гуманизация образования как условие индивидуального развития личности и самосознания себя в поликультурном пространстве. Цель - обеспечить условия воспитания национального самосознания младших подростков в многонациональной общеобразовательной школе как пол и культурном пространстве. Основными факторами, обеспечивающими воспитание национального самосознания младших подростков, выступают: содержание учебной и внеучебной деятельности, наполненное ценностями культуры различных национальностей; взаимодействие образовательного учреждения с социокультурными институтами для активного включения младших подростков в культуросообразную деятельность, обеспечивающую самоидентификацию учащихся в этническом пространстве. Педагогическая эффективность данной модели обеспечивается целостностью регионального компонеша содержания образования, межкультурным и межнациональным диалогом во взросло-детском пространстве, открытостью пол и культурного пространства школы поликультурному пространству социума; интеграцией учебной и внеучебной деятельности, процесса обучения и воспитания.

3.Содержание регионального компонента многонациональной общеобразовательной школы, представленного рядом учебных дисциплин «Национальный фольклор и этикет», «Этнография народов Кавказа», «Музыка и изобразительное искусство народов Причерноморья», «Языки народов Северного Кавказа», «Религиозные верования народов Кавказа в мифах и легендах», «Промыслы и ремесла народов Кавказа», «Археологические памятники древности на территории Сочи». В содержании учебных дисциплин раскрыты сходство и различие национальных ценностей, видов искусств, традиций и обрядов. Развивающий эффект содержания образования, создающего поликультурное пространство многонациональной школы и выступающего средством воспитания национального самосознания младших подростков, обеспечивается: диалоговым характером ценностных смыслов, присущих каждой нации; включением в учебную, внеучебную и социокультурную деятельность учащихся; параллельностью содержания произведений искусства, традиций, обрядов; пролонгированностью национальных культурных ценностей в период обучения подростков; адаптированное тыо содержания школьного компонента к содержанию социокулыурной деятельност и других институтов социума.

4. Педагогические средства, методы, формы организации учебной и внеучебной деятельности как условия воспитания национального самосознания младших подростков. Средствами выступили: национальная культура, единое поликультурное пространство школы, содержание регионального компонента, национальные традиции и т.п. Формами организации явились: занятия в специали шрованных кабинетах, экспедиции, экскурсии, походы, клубы, музейная деятельность, праздники культур и др. Основными методами, представленными в видах деятельности, явились: диалоги, моделирование, путешествие, составление экспозиций, маршрутов и др. Они предоставили возможность учащимся самоидентифицироваться в поликультурной среде, ощутить сопричастность к явлениям социума, самореализоваться в нем, обнаружить сходство и различия ценностных ориентаций представителей различных национальностей. Результативность и качество обозначенных средств, форм и методов в поликультурном пространстве многонациональной школы доказывается уровнем развития доверия младших подростков к взрослым и сверстникам другой национальности, социокультурной толерантностью к представителям другой национальности, способностью к культурной самореализации «Я» в многонациональном сообществе.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались в период работы круглого стола по проблеме регионализации школьного образования в рамках Сочинского педагогического фестиваля, 27-29 августа 1997; на II Международной конференции «Национальная школа в условиях полиэтничной среды» 29 окября 1997, г. Сочи; на V региональной научно-практической конференции «Историческое регионоведение ВУЗу и школе», 1997 г.; на семинаре «Технология моделирования образовательных проектов», 12-16 августа 1998, г. Сочи; на Ш международной конференции 20-22 сентября 1999, г. Сочи, на V и VI Сочинском педагогическом фестивале с 22-24 августа 2000 г., август-сентябрь 2001 г., прошедшего под девизом «11оликультурное пространство региона - среда становления личности».

Проводились встречи с учителями, родителями, выступления перед краеведами, руководителями образовательных учреждений г. Сочи.

Личный вклад соискателя состоит в том, что им создана авторская программа «Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе», которой в 1998 году присвоен статус федеральной экспериментальной площадки; разработана образовательная программа ОЭ5-9 основного общею образования с этнокультурным компонентом. Методические рекомендации для учителей; определена тематика факультативных занятий по краеведению; разработана историко-археологическая система маршрутов по черноморском) побережью. Экспериментальная прог рамма «Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе» апробирована в 19972000 г.г. в средней школе № 80 г. Сочи.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на страницах машинописного текста, состоит из введения, грех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии, включающей источников и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кириченко, Светлана Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди принципов государственной политики России в области образования одно из ведущих мест занимает принцип обеспечения единство федерального культурного и образовательного пространства. Зашита и развитие системой образования национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Одним из важнейших направлений гуманизации и демократизации школы является сохранение российской многонациональной культуры и воспитание людей и общества в духе взаимного уважения и терпимости. Образование призвано защищать и развивать этнические, языковые, религиозные и культурные ценности каждой нации, каждою народа. '>ю предъявляет к образованию требования по созданию его как поликультурной модели. Основными задачами такой школы являются: овладение личностью культурой собственного народа; формирование у детей представлений об этническом многообразии мира; создание объективных условий для познания культур и традиций других народов; воспитание учащихся в духе терпимости, мира и гуманного межэтнического, межнационального общения.

Среди факторов, обуславливающих социальную неравномерность развития людей, можно выделить воздействие культуры общества, семьи и детского коллектива и качества восприятия этого воздействия самим ребенком. Необходимость воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности обусловлена гуманистической моделью образования, личностным миропониманием и мироощущением детей в многонациональной среде взрослых и сверстников; активной позицией подростков в социокультурной среде. Воспитание национального самосознания выступает частью личностного развития и определяется характером самосознания и оценки человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. деятельности, другими словами, осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения.

Подростковый период развития человека характеризуется поворотом мышления от направлений на мир к направленности на себя. Именно этот период является временем активного самопознания и формирования собственной «Я - концепции». Самосознание является не производной деятельное! и личности, а составной его компонентой, определяющей направленность деятельности личности. На основе самосознания личности происходит становление ее национального самосознания в контексте развития «Я- концепции», где основными факторами выступают род, этнос, история страны и собственного развития.

Национальное самосознание понимается как осознание личностью своей принадлежности к определенной этнокультурной общности. Анализ литературы позволили выявить, что национальное самосознание развивается но расширяющейся спирали: от осознания себя членом семьи, классного коллектива, представителем определенной национальности, жителем населенного п\нкта, государства до осознания себя членом мирового сообщества. Исходя из этого, можно заключить, что формирование ментальной совместимости и толерантности людей является производным этнического самосознания. г)то очень важный факт, так осознание себя представителем своего народа есть только первый шаг к осознанию членом человечества. Но не сделав первый шаг невозможно сделать следующий. Отличительными признаками сформированности национального самосознания являются -позитивное отношение к традициям и обычаям своею народа, стремление познать их и историю своего этноса, ощущение себя как представителя нации, династии.

Национальное самосознание вбирает в себя познавательный (информационный), эмоционально-нравственный и поведенческий компоненты, которые формируются либо параллельно, либо последовательно в процессе социального развития личности при появлении соответствующих условий. Однако эмоционально-нравственный и особенно поведенческий компоненты формируются сложно, и не всегда информационная поддержка процесса этнической социализации приводит к изменению поведения.

Актуальность поставленной проблемы и ряд противоречий, имеющих место в социокультурной жизни многонационального общества, определили цель исследования, разработку и апробацию педагогических условий, обеспечивающих воснтанпс национального самосознания подростков как самого благоприятного периода становления личности. В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что воспитание национального самосознания подростков в школе не может осуществляться независимо от социокультурных явлений. Современная общеобразовательная школа должна предстать как пространство социокультурного образования, обеспечивающего возможность подросткам активно участвовать в познании истории и культуры своего народа, сохранять традиции своих предков, приобретать опыт социокультурной толеран thoci и к другим национальностям.

Результаты диагностики до начала формирующего эксперимента позволили обнаружить крайне низкие показатели национального самосознания подростков. Они проявлялись в отрицательном отношении к старшим, пренебрежительном oiношении к традициям своих отцов, незнании великих людей, создававших историю и культуру нации. Характерными для подростковой среды являлись оскорбительные выражения по отношению к подросткам другой национальности. ')ти негативные симптомы в более старшем возрасте приводя i к резким конфликтам и обострениям в социокультурной среде Южною рег иона России.

Разработанная в холе эксперимента модель поликультурного образования многонациональной школы представляла собой единство, сочетающее национальное многообразие языков, культур, историй, традиций и точек зрения на субъекты и объекты других национальных культур. Содержание воспитательного воздействия в процессе поликультурного образования и воспитания национального сознания определяется необходимостью решения частных задач: изучение языка своего народа и ознакомление с основами других языков; ознакомление с историей, традициями и обычаями своего народа; ознакомление с историей и традициями народов, составляющих ближайшее этнокультурное окружение; возрождение традиционных промыслов и ремесел; изучение творчества представителей своего народа; изучение обрядов и игр.

Основными средствами выступили различные формы оргашмании детской деятельности в учебной и внешней социокультурной среде. Именно они объединяли детей на основе познавательного интереса и опыта творческой деятельности, активизируя их социокультурную активность и потребность самовыразиться культурными способами. Формирование национального самосознания обеспечило развитие представлений подростков о том, что рядом живут люди с иными культурными фадпциями, нравственными ценностями, стилем поведения, привычками жшни и поведения, а все это в совоку пноети с культурой своего народа составляет богатство и разнообразие мира. При выборе содержания, средств, методов мы придерживались таких принципов: сочетание общечеловеческих, русских и других этнокультурных ценностей; включенность ребенка в реальные дела и социально-значимые отношения; самоактуализация и самореализация каждой .личности в условиях деятельности.

До начала эксперимента мы выявили, что социокультурная деятельность не в полной мере соответствовала потребностям подростков. Поэтому в ходе формирующего этана исследования мы изменили ее характер, придав ей исследовательский тип, социокультурную значимость, и предоставили подросткам свободу выбора содержания деятельности, характера объединения в подгруппы, средств ее реализации.

Изучение подростками содержания регионального компонента образования, представленного как интеграция истории и культуры народов, показало, что отношение и интерес к историческому прошлому возрастает значительно быстрее, чем формируются социокультурные толерашные отношения. Интерес к истории и культуре своего народа развивается быстрее и становится устойчивее по сравнению с интересом и отношением к религии.

Объективность самооценки как составляющая национального самосознания развивается значительно медленнее и не всегда носит устойчивый характер. Уважение к старшим, изменение стиля поведения по отношению к ним формируются достаточно долго, но этот показатель значительно выше по сравнению с другими показателями, характеризующими национальное самосознание.

Эксперимент подтвердил положение о том, что доминирующим фактором воспитания национального самосознания является семья, отношение родителей к национальным традициям, поддерживаемым в семье.

Выявлено, что значительно быстрее у девочек, чем у мальчиков, формируются уважение к старшим, признание их авторитета и статуса, способность воспринимать традиции, нравы, реализовывать их в повседневной жизни, осознание себя как звена в цепи поколений, осознание себя активным участником общественной жизни.

Одним из главных составляющих этнической идентичности является язык и языковая близость. Эксперимент показал, что среди национальностей адыгейцы поддерживают свой язык в полном объеме, армяне и г реки повысили свой интерес к языку в ходе внедрения нами поликультурной модели образования. Мы убеждены, что территориальная оторванность подростков ог основной массы этноса затормаживает развитие национального самосознания и приводит к обострению отношений со сверстниками другой национальности. По окончанию формирующего эксперимента нам удалось снять в детском сообществе оскорбительность по отношению к другой нации, усилить чувство личной гордости за достижения своей нации.

Анализ полученных данных позволяет ут верждать, что: -к подростковому периоду не все показатели национального самосознания сформированы в полной мере;

-определяющими факторами воспитания являются территория, знание языка, этносоциальное окружение, история и культура народа;

-активный диалог взрослых и подростков независимо от их национальности сближает позиции поколений, обеспечивает взаимодействие и формирует черты социокультурной толерантности.

Были обнаружены позитивные изменения в потребностях подростков скрыть свою национальную принадлежность (констатирующая диагностика). Контрольная диагностика показала, что самочувствие подростков в полиэтническом обществе улучшилось благодаря фактору совместной творческой дея1ельности и характеру межэтнического взаимодействия. Эксперимент показал, что дети стали более терпимы к языковым различиям и все больше склонялись к убеждению о том, что за каждым должно быть оставлено право выбора языка обучения. Большинство респондентов поддерживают идею о том, что человек свободен и может жить там, где он хочет. Из логики ответов на три территориальных вопроса выделились три группы но преимущественно предъявляющемуся мнению:

-русские человек должен жить там, где он хочет, хотя представители коренной национальности могут повлиять на решение вопроса, если он захочет жить не на своей территории;

-адыгейцы человек не может жить гам где он хочет, а должен жить на земле предков;

-греки и армяне - человек должен и может жить гам где он захочет.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что изучаемые предметы этнокультурного цикла повышают уровень осведомленности, уровень сплоченност и коллектива, уровень коммуникативности. Все предметы, за исключением языков, приводят снижению уровня тревожности и повышению уровня симпатии, что позволяет резюмировать положительное влияние дисциплин этнокультурного цикла на развитие познавательной и личностной среды подростка. В результате воздействия экспериментальной методики количество учащихся, имеющих нижний уровень активной жизненной позиции, знания и понимания истории, в том числе и региональный резко уменьшается и одновременно возрастает наполняемость со средним и высоким уровнем. К моменту окончания эксперимента стойкое снижение количества учащихся с низким уровнем сформированности социально-адаптивных черт становится очевидным (хотя у мальчиков этот процесс идет более высокими темпами).

К завершению эксперимента увеличивается количество подростков, следующих традициям народа, семьи. Сформировался средний уровень развития способности корректировать свои этнокультурные представления, уменьшилось число подростков с низким уровнем развития способности к самореализации «Я» с учетом вида и характера деятельности.

Несмотря на позитивные изменения в показателях национального самосознания подростков не удалось получить достаточно высоких результате по таким показателям как экологическая зрелость, интерес к истории религии других народов, социальная активность девочек в поисково-исследовательской деятельности. Анализ динамики социально-адаптивных черт национального самосознания подростков и сформированности национального самосознания позволили выделить три причины, определяющие конечный результат воздействия педагогических условий на развитие личности:

1. Исходный уровень сформированное ! и качест ва.

2. Возрастные закономерности социального онтогенеза.

3. Целевая направленность педагогического воздействия.

При совпадении вектора действий второй и третьей причины эффект воздействия возрастает. При противоположном проявлении этих причин педагогическое воздействие может лишь ослабить эффект. Изучение степени сплоченности-разобщенности в группе по признакам симпатии-антипатии показало, что нечативпые выборки составили небольшой процент. Увеличился индекс сплоченности. Отсутствует показатель расслоения подростков по национальной принадлежности. При этом мы констатировали факт небольшой степени расслоения подростков по половому признаку.

В ходе эксперимента мы пришли к выводам: Процесс формирования национального самосознания является важным аспектом личностного развития подростка, выступает связующим звеном между мировоззрением личности и «Я-концепцией" индивида и способствует более эффективной социализации в окружающем социокультурном пространстве. Формирование ментальной совместимости и толерантности людей является производным этнического самосознания. Национальное самосознание вбирает в себя познавательный (информационный), эмоционально-нравственный и поведенческий компоненты. Началом интенсивного формирования национального самосознания является подростковый период, характеризующимся поворотом мышления от направлений на мир к направленности на себя. Особенностями формирования национального самосознания в подростковом возрасте является связь социального сознания и индивидуального самосознания, осознание причин и истоков своего миропонимания, усиление активности, социальной деятельности подростка в макросоциуме, высокая восприимчивость к традициям народа, духовным ценностям предков. Формирование нациоть.люго самосознания обеспечивает полноценную социальную адаптацию подростков, то есть духовную совместимость подростка с социокультурной средой, умение реализовать свои способности и самоутвердиться в общественно-значимой деятельности, инициативу в проявлении своего «Я».

В подростковом возрасте не все позиции этнической идентичности сформированы. Явления оцениваются в соответствии с эмоциональными индивидуальными позициями мировоззрения, в определении которых участвуют также этнодифференцирующие свойства как территория, знание языка, этносоциальное окружение и др. Факт несформированности позиций по большому количеству этнодифференцирующих свойств сохраняет возможность сближения позиций детей и определения «зон» взаимодействия, что при соблюдении определенных педагогических правил позволит формировать черты межнациональной толерантности.

5. Ведущей идеей деятельности общеобразовательной школы в условиях поликультурной среды должна являться идея ценностного равенства людей, идея общности людей с разными национальными особенностями. В гаком случае процесс этнической социализации личности эффективно будет происходить при реализации следующих целевых установок:

Формирование личности, освоившей опыт отечественных духовных традиций, способной к жизненной реализации самостоятельно выработанной системы идеалов и ценностей.

Освоение детьми образцов в системе национальной и мировой культур, ведения диалога с иными культурами с позиций знания и принятия ценностей родной культуры.

Возрождение духовно-нравственного образа жизни на основе связи человека с природой и историей.

Формирование личности готовой к плюрализму и в межнациональных отношениях.

6. Реализация целевых установок требует решения следующих частных задач:

Разработка и внедрение программ, направленных на изучение разных языков, литературы, культурЕ»1;

Приобщить детей разных национальностей к родному языку, истории и культуре своего народа и ближнего окружения, сохранение традиций, обычаев и этикета.

Раскрытие культурного богатства и наследия народов, населяющих регион.

Формирование бережного отношения к людям различных национальностей, к их языкам.

Формирование у учащихся культуры межнационального общения.

7. Ведущими условиями, обеспечивающими взаимосвязь личностного и национального самосознания, выступают воспитывающий характер обучения, единство педагогический позиций и требований участников процесса, сочетание уважения и требовательности к личности, учет и уважение традиций семьи, полиэтнического общества, школы. Реализация условий воспитания национального самосознания обеспечивается принципами: приоритета личности ребенка; гуманизма; опоры на знание закономерности социального развития ребенка в онтогенезе; педагогического сотрудничества учеников и учителей; комплексного использования форм организации детского коллектива; совместной деятельности учащихся и за счет этого развитие активного процесса самовоспитания и самосовершенствования; обеспечения общения, позволяющего максимально реализовывать творческие и другие способности подростков; комплексного использования воспитательных возможностей образовательных и культурных учреждений; опоры на знание состояния дел в школе и регионе.

В ходе экспериментального исследования были выделены четыре этапа воспитания национального самосознания. На первом этапе осуществляется социализация в микросоциуме, формируется умение подчинять свое «Я» общепринятым нормам общества на правах его рядового члена, что происходит в учебной деятельности учащихся. На втором этапе развития национального самосознания происходит вхождение развивающейся личности в зону ближайшего социального окружения в качестве субъекта деятельности и отношений, в которых формируется идеал образа жизни и поведения, что достигается в клубной исследовательской краеведческой работе. На третьем этапе единство миропонимания и самопознания личности выступает основой связи национального сознания и самосознания. Этому способствуют разнообразные приемы индивидуальной работы с учащимися. Четвертый этап развития национального самосознание характеризуется умением создавать новые духовные ценности, что может быть достигнуто взаимодействием индивидуальной, учебной и клубной работы.

Ю.Изучение состояния дел в школе и регионе определило необходимость осуществления следующих условий: разработать образовательные программы с использованием передового педагогического опыта и передовых педагогических технологий для преобразования воспитательной среды; создать условия для нравственного самосовершенствования учащихся и участия их в исследовательской деятельности; повысить степень культуросообразности учебных предметов; повысить профессиональный уровень педагогов; добиться признания ими позиции гуманизма, профессиональной компетентности, повышения знания ими возрастной психологии, этнопсихологии и этнопедагогики.

11. В результате реализации авторской модели поликультурного образования в многонациональной школе удалось резко повысить информационный компонент национального самосознания (за исключением степени владения родным языком), уровень сплоченности и коммуникативности коллектива. К окончанию эксперимента стойкое уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности социально-адаптивных черт становится очевидным. Увеличивается количество подростков следующих традициям народа и семьи. Несмотря на позитивные изменения признаков национального самосознания за год не удается сформировать высокий уровень у всех детей. При этом у девочек динамика позитивных изменений ниже, чем у мальчиков.

Вместе с тем некоторое расслоение классов обнаруживается по половым признакам. Результаты данного фрагмента исследования позволяют утверждать, что правильно организованный процесс формирования национального самосознания подростков позитивно влияег на проявление межнациональной толерантности.

По результатам эксперимента были сформулированы практические рекомендации.

1. Сущность воспитания национального самосознания младших подростков заключается в обогащении интереса к истории, национального фольклора и этикета через последовательное познание и сопричастность к социокультурному окружению, в процессе которых у школьников формируются ярко выраженные национальные черты характера, активная жизненная позиция, понимание и принятие нравственно-этических ценностей.

Разработанные и апробированные в ходе эксперимента программы курсов «Национальный фольклор и этикет», «Музыка и изобразительное искусство народов Причерноморья» и др. представляют собой региональный компонент образования в поликультурном пространстве многонациональной школы и могут явиться методическим пособием для школ работающих по примерным направлениям.

В содержании поликультурного образования следует обратить внимание на дозирование исторической информации и ее преемственность в межпредметных связях по следующим параметрам: -жизнь известных и малоизвестных исторических личностей; -история семьи, школы, города, страны, мировых цивилизаций; -история науки, искусства и религии;

-национально-культурные различия людей и нравственно-этические проблемы;

-будущее человечества.

Эффективными средствами воспитания национального самосознания являются: исследовательская поисковая деятельность учащихся, создание экспозиций, оборудованные кабинеты, отражающие историю культуры той или другой нации, а также многонациональные детские сообщества как условие самореализации подростков.

Диагностика национального самосознания детей может быть эффективной, если применяется системное изучение мнений детей, учителей и родителей такими методиками как: составление социального паспорта учащихся; анкетирование («Прошлое, настоящее, будущее»; «Семейные праздники», «Мое самочувствие», «Я вчера, сегодня, завтра», «Я и другие»); опрос учащихся (по проблемам истории региона, истории культуры и быта своего народа и народов «соседей» и др.); сочинения («Мой старший друг», «Кто я», «Мир вокруг меня», «Моя родословная»); беседы (с родителями и учениками).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кириченко, Светлана Николаевна, 2002 год

1. Абдеев Р.Н. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность. //Научная мысль Кавказа. 1995. - №1. - С. 55-58.

3. Абдульманова Л.В. Здоровье детей в современном дошкольном образовательном учреждении //Человек, культура, здоровье: Тезисы Всерос. научн.-практич. конфер. Москва, 14-15 окт. 1997 г. М.: Генезис, 1997. - 181с.

4. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка к детской субкультуре.- М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДСК», 2000. 416с.

5. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание //Вопросы истории. -1967. -№ 7. С. 102-104.

6. Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества. («Сотворение мира», естеств.-науч. аспект)//Информатика и образование. 1996.- №1.-С. 105-109.

7. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

8. Адыгея: образование на рубеже веков. К совещанию руководителей системы образования Российской Федерации (Северо-Кавказский регион). -Майкоп, 2000. 32с.

9. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

10. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. М., 1993.

11. Аминов П.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во "Институт практической психолог ии". - Воронеж: НПО "МОДг)К", 1997. - 80 с.

12. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме: «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города». Майкоп, Комитет по образованию администрации. -Майкоп. 2000. - 43 с.

13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические груды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. Т.2. - 288 с.

15. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

16. Артановский С.П. Историческое единство человека и влияние культур. М., 1967.

17. Асмолов А. Г. Непройденный путь: от культуры «полезности» к культуре «достоинства» //Вопросы психологии. 1990.- № 3. - С. 17-20.

18. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования -М., 1984.

19. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 95 с.

20. Ахметов А.С. Педагогика гуманизма. М., 1992.

21. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - Т. 2. - №1. - С. 72-86.

22. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

23. Банчин В. А. Духовная культура личности. М., 1986.

24. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности, Пятигорск, 1995. - 160 с.

25. Беджанов М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, 1997. - 440 с.

26. Белинской fi.II. и Сгефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Моск. психолого-социальный ин-т. - Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. - 208 с.

27. Белоус В.В.; Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995. - 160 с.

28. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

29. Берлянд И.К. Игра как феномен сознания. Кемерово: Амор -Гуманитарный центр, 1992. - 96 с.

30. Берне P.P. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс,1986.

31. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.- 399 с.

32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.- 413 с.

33. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы //Педагогика. 1993. -№ 2. - С. 10-1 5.

34. Битянова Р.Н. Психология личностного роста. М.: МП А, 1995. - 64с.

35. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 328 с.

36. Божевич Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психолог, т руды. -2-е изд, стереотип. М.: Воронеж, 1997. - 350 с.

37. Бондарсвская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352с.

38. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника. СПб, 1991.86с.

39. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

40. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК». -1996.-392 с.

41. Буянов М.И, Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992. - 255 с.

42. Бызова В.М. Самоактуализация представителей коми и русского этносов//Психологический журнал. М.: Наука, 1997. - Т. 18. -№ 1. - С. 61-69.

43. Бызова В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов //Психологический журнал. М.: Наука, 1998. - Т. 19. - № 5. - С. 6070.

44. Верцинская Н.Н. Предисловие //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Славянск-на-Кубани, 1997. - С.3-7.

45. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на-Дону: Изд-во РГГ1У, 1999. -212 с.

46. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

47. Выготский Л.С. Собрание сочинений /Под. ред. А.Р.Лурия., М.Г. Ярошевского: В 6-ти т.- М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 433с.

48. Выготский JI.C. Собрание сочинений /Под. ред. А.Р.Лурия., М.Г. Ярошевского: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. - Т.1. Вопросы теории и истории психологии. - 488 с.

49. Вырщиков А.Н. Концептуальные основы разработки городской программы формирования гражданского патриотизма //Мужество защитников Сталинграда — нравственная основа патриотизма молодёжи России. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. С.9-13.

50. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности //Психологический журнал. М.: Наука, 1996. - Т 17.-№5.-С. 69-75.

51. Гегель Г.Ф. Феноменология духа. Соч.: В 4-х т. Т.4.

52. Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970. -23с.

53. Герменевтика: история и современность. М., 1995.

54. Гершунский Б. Кто и куда намерен вести российское образование? //Открытая политика. 1998. - № 3-4. - С. 23-27.

55. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Моск. психол.-соц. ин-т. - 1997. — 120 с.

56. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности, как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрасте //Мир психологии. Московский психолого-социальный институт. НПО "МОДЭК". М,- Воронеж, 1998. - С.21-26.

57. Гончарова Т.Н. Когда учитель властитель дум. - М.: Просвещение,1991.

58. Гончарова Т.П. Уроки истории уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536 школы Ленинграда. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

59. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Л, 1991.

60. Грива О. А. Соотношение ценностных ориентаций семьи и механизмов социальной адаптации личности в поликультурной среде //Учёные записки СГУ.- Саратов, 1998. Вып. 8. - С. 16-19.

61. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Политиздат, 1991.

62. Гримак Л.Г1. Резервы человеческой психики. М., 1989.

63. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. -М.: Просвещение, 1976. 176 с.

64. Громыко Ю.В. и др. Национальная доктрина развития российского образования: Проект //Учительская газета. 1997. - № 43. - 28 окт.

65. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Дис. .докт. пед.наук. Ростов - на - .Дону, 2000.

66. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 134с.

67. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.

68. Денисова Г.С. Национальная школа на Северном Кавказе: региональное или этнонациональное содержание //Тезисы докладов 4 годичною собрания южного отделения Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГМУ, 1997. - Ч.И. - С. 47-48.

69. Джаримов А.А. Адыгея: от автономии к республике. М., 1995. - 212с.

70. Добрынин В.И. Культура и цивилизация М., 1992.

71. Домения О. Н. К проблеме идентификации кавказской культуры //Вестник АГУ. Майкоп: Изд-во АГУ. - 1998. -№ 1. - С. 55-59.

72. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984. - 285 с.

73. Егорычева И.Д. Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение. Цели, задачи, особенностиорганизации, некоторые итоги работы //Мир психологии. 1998. - № 1. — С.260-276.

74. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1989.

75. Ермакова Т.М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества //Педагогика. 1999. - № 3. - С. 62-66;

76. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика,1990,- 166 с.

77. Зайцев Ю.В. Народное образование и будущее общества //Драма обновления. М.: Прогресс, 1990. - С. 537-559.

78. Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? //Вопросы философии. 1997. - № 4. - С.31 -36.

79. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

80. Ильин В.В., Ахнезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 384с.

81. Исаев И.Ф. Культурологический подход как методологическое основание разработки содержания педагогического образования //Преподаватель. 1999. - № 5. - С. 41-43.

82. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений.1. М.:

83. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.,1991.

84. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

85. Каппони В.В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994

86. Керашев А., Меретуков Р., Пренко А. Десять лет и вся жизнь. М,1999.

87. Кинелев В.Г. Кавказ уникальный регион Евразии //Научная мысль Кавказа. - 1995. - № 1. - С. 3-4.

88. Ключевский О.В. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения //Преподавание истории в школе. 1989. -№6,-С. 132-135.

89. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации //Вопросы истории. 1967. №1. С. 91-96.

90. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. М.: Педагогика, 1995. - № 6. - С. 84-96.

91. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. Мн., 1986.

92. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1973.

93. Колосов С.Н. О непрерывном педагогическом образовании в России //11реподаватель. 2000. - №1. - С. 62-64.

94. Колыхалова О.А. Билингвизм и гуманитарное образование //Преподаватель. 2000. - № 2. - С. 2-6.

95. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» /Отв. ред. проф. Шкатулла. М.: Юрист, 1998. - 558 с.

96. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

97. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.207с.

98. Кондоросье М, Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.

99. Коновалов А., Коновалова О. Коллектив, как средство социализации подростка //Народное образование. 1999. - № 5. - С.36-37.

100. Королев С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1972.

101. Косицин В.Н. Методология исследования исторического самосознания личности //Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. Славянск-на-Кубани, 1997. - С. 59-62.

102. Кочетов А.И. Воспитательная система — теория, проблемы, альтернативы. Минск, 1997. - 146 с.

103. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.

104. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск,1996. 312с.

105. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск,1990.

106. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в творческом поиске учителя: (Методические рекомендации). Минск, 1991. - 25 с.

107. Кочетов А.И. Система нравственного воспитания учащегося УЗИТ: Авторская программа. Минск, 1994. - 79 с.

108. Кочетов А.И. Теория формирования личности: В 2 ч. Минск,1997. -4 1. Факторы, структура, сущность формирования личности. 207 с.

109. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.

110. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ч. 1.: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3. - Воронеж, 1997. - 184 с.

111. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб.: Крисмас, 1995. - 22с.

112. Лавров П.Л. Исторические письма //Философские сочинения,- М. -Т.2. -412с.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

114. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.— М.: Педагогика, 1983. Т. 1. - 392 с.

115. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке //Вопросы психологии. 1989. -№ 3. - С. 11-21.

116. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. - 80с.

117. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. - 280 с.

118. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии. 1990. - № 4. - С 3-6.

119. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. -123с.

120. Личность и научно-технический прогресс /Под. ред. В.П.Гурченко. -Новосибирск, 1990.

121. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

122. Лунина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков, 1997,- 167 с.

123. Лурия А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребёнка //Вопросы психологи. 1962. - № 3. - С. 22-34.

124. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.

125. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.: Изд-во Л1"У, 1947. - С. 25.

126. Макаев В. В., Малюнова З.А., Супрунова М.М. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы //Педагогика. - 1999. -№4. - С. 3-10.

127. Макаев В.В., Малькова З.А., Сапрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингв, ун-та, 1999. - 16 с.

128. Макареня А. А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя. Дисс. . докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1998. - 68 с.

129. Макарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1991; Юнг К. Архетип и символы. - М., 1991.

130. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. - 264с.

131. Мамгетов К. Ю. Функциональное состояние и физическое развитие детей Республики Адыгея: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Краснодар, 1995. -22 с.

132. Марьясис Е.Д. Вопросы полового воспитания. Ставрополь: Ставр. гос. мед. ин-т, 1978. - 64 с.

133. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.- 144с.

134. Московичи С. Век темы: Исторический трактат по психологии масс. -М., 1996. 286 с.

135. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Бюллетень Министерства высшего образования РФ: Высшее и среднее профессиональное образование. 1999. - № 11.

136. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995. - Кн. 2. Психология образования. - 496 с.

137. Никитина Г. В. Обучение в поликультурном пространстве и интернет. Email galina@VR1682.spb.edu.

138. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1989. -№ 2 (2). - 152 с.

139. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей, 1996. - № 2. - С. 1-60.

140. Об управлении формированием личности школьника в процессе воспитания: Материалы IV Ростовской научн.-теоретич. конфер. Ростов-на-Дону, 1971.- 106с.

141. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во «Лыбидь» при Киевском университете, 1990. - 192 с.

142. Образование сегодня и завтра: На пути к культуре мира //Культура мира: Взгляд из России: (Очерки, проекты) /Глазачев С.Н., Грехова Л И., Козлова О.Н., Сотникова Н.Н. М.: Горизонт; Ставрополь: Сервисшкола, 1999. -С. 68-71.

143. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 247.- С. 86.

144. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание личности. М.,1987. -286 с.

145. Основы экологического образования у младших школьников: Учебн. пособие по спецкурсу /Сост. В.В.Севастьянов Волгоград: Политехник, 1997.-80 с.

146. А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е.М.Кудрявцева и др. Отношение школьников к природе /Под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной М: Педагогика, 1988.- 127с.

147. Павлютина Н.Г. Формирование исторического самосознания младших школьников //Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр.- Славянск-на-Кубани, 1997. С. 63-66.

148. Петрова П.Р. Курс «Введение в историю» //Преподавание истории в школе. 1993. -№1.-С.41.

149. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии. 1981. - № 1.

150. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

151. О нарушении прав детей на охрану жизни и здоровья: Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации (12.08.96. за № 1-ГП-118).

152. О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся: Письмо Мин-ва общего и проф. образования № 1883/29.

153. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы: Письмо Мин-ва общего и проф. образования Российской Федерации от 22.02.99, №220/11-12.

154. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.254с.

155. Полякова Т.М. Менталитет политического общества (Опыт России) /Под ред. М.Н. Губоло. М., 1998. - 424 с.

156. Поршнев Б.Ф. Контрсугистия и история //История и психология. -М., 1971.

157. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М.,1979.

158. Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб. науч. тр. /Ред. И.Д. Зверев, отв. ред. и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. -80с.

159. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. СПб., 1994. - 55 с.

160. Проект концепции очередного этапа реформирования системы образования: Комиссия по подготовке проекта концепции очередного этапа реформирования системы образования. Декабрь 1997 . М., 1997.

161. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: Мет. пособие. М.: Институт практической психологии. - Воронеж: HI Ю "МОДЭК", 1997. - 80 с.

162. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

163. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

164. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М.: Политиздат, 1975.- 143с.

165. Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореферат дис.канд. психол. наук. М., 1994. - 24с.

166. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2-х т.- М., Т. I.

167. Рубинштейн С.Л. Человек и миф //Проблемы общей психологии. -М.: Наука, 1976,- 170 с.

168. Рысс B.JI. Контроль знаний учащихся. М.: Педагогика, 1982. - 80с.

169. Рязанцев В.В. Молодые русские россияне: особенности государственной и этнической самоидентификации //Вестник Московского университета.-1998. № 3 (Серия 18. Социология и политология). - С. 1 50-1 74.

170. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.

171. Сикевич З.В. Расколотое сознание (этносоциологические очерки). -СПб., 1996. 119 с.

172. Смолин О. Н. Российская национальная доктрина образования: размышление над концепцией //Педагогика. 1999. - №7. - С. 3-14.

173. Снегирева Н.С. О способах формирования межкультурной компетенции в курсе общего страноведения //Межкультурная коммуникация: Матер, регион, науч. конфер. /Омский гос. ун-т. Омск, 1999. - С. 74-76.

174. Собкин В. С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: Социокультурные траектории ценностных трансформаций //Мир психологии. 1998. - № 1. - С. 26-59.

175. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1979.-С. 1176.

176. Современная зарубежная этнопсихология. М.: Наука, 1979.

177. Соколов Э.В. Культура и личность. — Л., 1973.

178. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. - 272 с.

179. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество—М.: Наука, 1992.—542с.

180. Сосновский В.И., Тесенко В.И. Тесты как средство управления обучением //Развитие системы тестирования в России: Тезисы докл. Всерос. конфер. 25-26 ноября. М.: Прометей, 1999. - Ч. 2. - С.88.

181. Сосин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденция национальной идентификации //Психологический журнал. М.: Наука, 1997. - Т. 18. - № 1. - С.50-60.

182. Социализация и индивидуализация проблема человека развивающегося. От редакции //Мир психологии. -1998. - № 1. - С.3-5.

183. Социальные ориентации учебный курс для современной школы: (Из опыта работы гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга). - СПб., 1996. - 10 с.

184. Социологическая мысль России. Л., 1978.

185. Социология молодёжи: Учебник /Под ред. В. Т. Линовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 1996. - 460 с.

186. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303 с.

187. Степанов О.В. Национальная система образования России в условиях нестабильности общества//Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов-на-Дону, 1998. - С. 276-297.

188. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

189. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедиз, 1961.-223с.

190. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

191. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе Педагогами. 1999. - № 2. - С. 30-35.

192. Тайчинов М.Г. Основные организационно-педагогические принципы пол и культурно го образования в многонациональной школе //Наука, культура, образование. 1999. - №3. - С. 22-26.

193. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

194. Тхагансоев Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика. -1991.- № 1. С. 102-110.

195. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Политиздат, 1990.- 577с.

196. Урок дает история /Под общ. ред. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова. М„ 1989.

197. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: 11едагогика, 1989. 208 с.

198. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства //Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 5-11.

199. Фин К.П. Основные феномены человеческого бытия. М., 1985.

200. Флэйк Хобсон К., Робинсон Б.Г., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1989.

201. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М., 1991.

202. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

203. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

204. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызов времени (социально-философский анализ). Майкоп: Зихи, 1997. - 194 с.

205. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мировогопорядка (отрывки из книги). М.,1997. -Т.2. - № 2. - С. 142-194.

206. Хейтнце Й., Каммель А. Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями. Проблемы теории и практики управления. М., 1995. -№1. - С. 53-74.

207. Хотинец B.FO. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания //Психологический журнал. -1999. Т.20. - № 1. - С. 114-119.

208. Хрестоматия по педагогической психологии /Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 416 с.

209. Чермит К. Д. Здравосберегающая система обучения (состояние и проблемы формирования) //Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 1998. - С. 97 - 100.

210. Чермит К. Д., Девтеров А. В., Едыгова Н. П., Левченко В.Г. Образование и межнациоэтническая толерантность //Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, перспективы. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та. - С. 111-116.

211. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Физические упражнения и игры адыгов. Майкоп, 1990. - 206 с.

212. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. - 168с.

213. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-я корпорация "Логос", 1996.-С. 320.

214. Шадриков В.Д. Структурно-содержательные реформы и качество образования //Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 65-73.

215. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: ИЦПКПС, 1993. 181 с.

216. Шалин В.В. Толерантность. Краснодар: Периодика Кубани, 2000. - С.256.

217. Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте. М.: Высшая школа, 1996. - 218 с.

218. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. - 208 с.

219. Шогенов Р.Х. Национальное самосознание: понятие и сущность // Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов-на-Дону, 1998.-С. 138-150.

220. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд-е Краснодар, кн. изд-ва. - Майкоп, 1989. - 336 с.

221. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию //Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

222. Шубарт В. Об историческом сознании молодежи ГДР //Преподавание истории в школе. 1990. - № 6. - С. 83-89.

223. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Р.И. Фельдштейна. М.: Ин-т практич. психологии, 1995. - 416 с.

224. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет» Книжный дом «Университет», 1998. - 596 с.

225. Ямбург Е.А. Воспитание историей. М., 1989. - 80 с.236. lay R. Sex and Fantasy: Pattens of male and Female development. -London, 1980.

226. Erikson E. Identity: Jouth and crisis. N.Y., 1968.

227. Erikson E. Insight and Responsibility. N.Y., 1964.

228. Erikson E. Psychosocial Identity// A Way of Looking at Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y.,1995.

229. Ethnic identity: Fomation a. transmission among Hispanies a other minorities/ lid. By M.E.Bernal, G.P.Knight Albany, 1993.

230. Mead D.6. Mind, Self and Society. Chicago, 1936. 216 s.

231. Rosenthal D., Hrynevich C. Ethicity and ethnic identity // Internetional j. of Psychology. 1985. Vol. 20. p. 723-742.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.