Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Голова, Екатерина Васильевна

  • Голова, Екатерина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 145
Голова, Екатерина Васильевна. Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Москва. 2007. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Голова, Екатерина Васильевна

Введение.

ГЛАВА I. Аналитический обзор состояния проблемы.

1.1. Особенности психофизического воспитания детей младшего школьного возраста.

1.2. Исторический обзор по использованию ритмических движений.

1.3. Сущность ритмопластического воспитания младших школьников, индивидуализация учебно - тренировочного процесса.

1.4. Методические особенности ритмопластической гимнастики.

1.5. Резюме.

ГЛАВА И. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цель и задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.3. Организация исследования.

ГЛАВА III. Особенности методики и содержание занятий ритмопластической гимнастикой с детьми младшего школьного возраста.

3.1. Основные принципы и методы обучения чувству ритма и пластичности движений средствами ритмопластической гимнастики.

3.2. Средства ритмопластической гимнастики.

3.3. Содержание и методика экспериментальных занятий ритмопластической гимнастикой.

ГЛАВА IV . Оценка влияния занятий ритмопластической гимнастикой на психофизическое развитие младших школьников.

4.1. Оценка психофизического развития младших школьников.

4.2. Характеристика психофизического состояния учащихся, занимающихся ритмопластической гимнастикой.

4.3. Исследование показателей психофизической и ритмопластической подготовленности детей младшего школьного возраста.

4.4. Медико-педагогический контроль в ходе педагогического эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики»

Актуальность исследования. Укрепление здоровья подрастающего поколения одна из важнейших государственных задач. В законе «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 25.07. 2002 г. указывается на необходимость совершенствования физического, нравственного, эстетического воспитания детей и подростков, а также преемственности начального школьного и старшего школьного периодов. Реализация принципа вариативности физического воспитания требует создания, на основе нравственных и духовных ценностей, методик занятий.

По мнению Н.Г. Александрович, Н.Г. Саркисовой, 1991; С.В. Бармина, 1997; С.В. Глазыриной, 1994; А.В. Запорожца, 1986; В.Т. Кудрявцева, 1998; Г.В. Пахомова, 1990; A.M. Петрова, 1997; А.В. Родионова, В.А. Родионова, 1997, с физиологической точки зрения, развитие чувства ритма и пластики способствует формированию двигательной сферы, психомоторики, творческой активности детей. По мнению авторов, ритмические и пластические упражнения, базирующиеся на движениях из гимнастики, хореографии, танцев, ритмики, упражнениях из области разных оздоровительных систем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, повышению интеллектуальной активности. Практический опыт и данные научных исследований свидетельствуют, что занятия ритмопластической гимнастикой дают наибольший оздоровительно-развивающий эффект при применении их в младшем школьном возрасте.

Ритмопластическая гимнастика - система средств и методов для воспитания чувства ритма и пластики, способствующая развитию двигательно-координационных способностей. Это особая двигательная деятельность, которая протекает с использованием музыки, где музыка выполняет ритмически организующую роль. Одним из аспектов этой деятельности является художественная выразительность, связь с основами сценического движения (пластикой) и основными элементами хореографии. Средствами этой гимнастики развивают ритмопластику - двигательную способность человека воспроизводить пластичные движения, с учетом изменяющегося ритма их выполнения.

В научно-методической литературе, посвященной использованию музыкально-ритмических упражнений в занятиях с младшими школьниками, существующий методический подход, характеризуется однообразием используемых средств и методов педагогических воздействий. Подчеркивая необходимость синтеза форм и средств физического воспитания, культуры и искусства, С.А. Гонияц, Л.П. Матвеев, 1990; А.С. Гориченский, 1998; Е.А. Земсков, 2004; В.Н. Кардашенко,1993; В.Т. Кудрявцев, 1998; Э.И. Панченко, 1999 и другие указывают на необходимость разработки качественно новых физкультурно-оздоровительных технологий.

Методологической основой исследования явились фундаментальные концепции о развитии чувства ритма Э.Ж. Далькроза, 1907; Д.А. Крадман, 1930; Н.П. Збруевой, 1935; Е.В. Коноровой, 1972; В.В. Матова, М.А. Матовой, О.А. Иванова, И.Н. Шарабарова, 1989; А.С. Гориченского, 1998.

Ритмопластическая гимнастика рассматривается как дополнительное средство воспитания чувства ритма, выразительности, изящества, гармонии движений, как форма психофизической рекреации.

Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих содержание и методику занятий ритмопластической гимнастикой для обеспечения гармоничного и разностороннего развития двигательных способностей младших школьников, обусловливает актуальность выбранной темы исследования и необходимость ее научной разработки.

Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования - методика воспитания способностей у детей младшего школьного возраста к выполнению ритмичных и пластичных движений в процессе с их двигательной подготовленности.

Цель исследования - обосновать эффективность технологии развития ритмопластических способностей у младших школьников средствами ритмопластической гимнастики.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что использование средств ритмопластической гимнастики положительно скажется на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств.

Научная новизна результатов исследования:

- определены тесты и методика тестирования, позволяющая оценивать уровень развития способностей младших школьников: чувства ритма, ритмической координации, согласованности коллективных действий; грациозности, статистической и динамической пластичности, плавности и слитности движений, эмоциональной отзывчивости на музыку; гибкости;

- определены особенности проявления отдельных видов способностей восприятия чувства ритма и пластичности движений у детей младшего школьного возраста;

-разработано содержание программы занятий ритмопластической гимнастикой;

- разработана методика дифференцированного воздействия на ритмопластические способности младших школьников с помощью комплексов специальных упражнений, которая положительно сказывается на уровне ритмопластической и двигательной подготовленности учеников.

Теоретическая значимость: определены уровень развития ритмопластических способностей у младших школьников; средства и методика занятий ритмопластической гимнастикой; углублены знания о закономерностях укрепления здоровья школьников.

Практическая значимость результатов исследования состоит в определении эффективности ритмопластической гимнастики, разработке и внедрении методики занятий ритмопластической гимнастикой в воспитательный процесс детей в школьном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурных занятий, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей. Программа «Ритмопластической гимнастики» может представлять спецкурс для расширения профессиональной подготовленности студентов физкультурных вузов. Результаты научно-исследовательской работы по теме диссертации внедрены в учебный процесс деятельности школ.

Структура и объем диссертации: работа включает введение, четыре главы, содержание, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложении и акты внедрения. Содержание работы изложено на 142 страницах машинописного текста, включающего 20 таблиц и 20 рисунков. Список использованной литературы содержит 189 источников, из которых 12 на иностранном языке. В работе представлены три акта внедрения НИР в практику.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Голова, Екатерина Васильевна

Выводы

1. Классифицированы средства ритмопластического воспитания и развития творческих способностей у детей 9-10 лет. Все упражнения подразделяются на 3 основные группы: а) базовые - специальные упражнения хореографии (классический и народный экзерсис, музыкальное сопровождение; специальные упражнения художественной гимнастики (подготовительные, основные, дыхательные упражнения); б) нестандартные - музыкально-ритмические средства, ритмические игры, общеразвивающие упражнения с переменным ритмом, ритмическая ходьба, упражнения на запоминание ритмических фигур, ритмический этюд, пластические упражнения (упражнения для рук, игропластика, пластический этюд); в) специфические - образные упражнения, танцевальная импровизация, музыкально-творческая игра, стилевые и этикетные действия, упражнения с речью и пением, с выполнением физических упражнений, инсценирование песни, психо-гимнастика.

2. Информативными тестами для оценки развития ритмопластических способностей являются: ритмическая ходьба, чувство ритма, ритмическая координация, коллективный ритм; статическая и динамическая пластичность, грациозность, плавность и слитность движений, эмоциональный отзыв на музыку, проба Ромберга, проба Яроцкого. Выявлены различные уровни ритмопластических способностей: низкий, средний, высокий.

Установлено статистически достоверное преимущество в уровне показателей тестирования ритмопластических способностей у детей, занимающихся по экспериментальной программе (р < 0,05).

У детей экспериментальных групп выявлены более высокие темпы прироста показателей тестирования ритмопластических способностей, чем у их сверстников в контрольных группах, составляющие соответственно к исходному уровню: в экспериментальной группе 1 - 30,6 %; в экспериментальной группе 2, среди девочек - 38,1 %; в экспериментальной группе 2, среди мальчиков - 23,9 %.

Анализ изменения ритмопластических показателей показал, что в экспериментальной группе 1 после проведения эксперимента, число детей с низким уровнем ритмопластического развития снизилось на 45,4 %; количество детей, имеющих средний уровень, увеличилось на 14,3 %, высокий уровень ритмопластического развития увеличился на 32,1%; в экспериментальной группе 2, среди девочек, низкий уровень ритмопластического развития снизился на 57,1 %; средний увеличился на 14,2 %, высокий уровень ритмопластического развития увеличился на 42,9 %; в экспериментальной группе 2, среди мальчиков, низкий уровень ритмопластического развития уменьшился на 21,5 %; средний увеличился на 14,3 %, высокий уровень ритмопластического развития увеличился на 35,8%. В контрольных группах ритмопластические способности осталось практически на прежнем уровне.

3. Разработана программа «Ритмопластической гимнастики», состоящая из четырех тем: 1) знакомство с музыкальным движением - 6 уроков (4 час. 30 мин); 2) развитие и коррекция координации движений, чувства темпа и ритма в движениях, слухового внимания и памяти - 7 уроков (5 час. 15 мин); 3) воспитание двигательной выразительности - 8 уроков (6 час.); 4) формирование жизненно необходимых навыков поведения (на улице, в школе, дома и др.) - 11 уроков (8 час. 15 мин). Программа может представлять спецкурс для расширения профессиональной подготовленности студентов физкультурных вузов.

4. Занятия по экспериментальной программе позволяют, не снижая уровня физической подготовленности, добиться повышения темпов развития ритмопластических способностей, обеспечив активизацию творческих способностей младших школьников. Дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, имеют достоверно более высокие темпы прироста показателей тестирования ритмопластических способностей, чем их сверстники в контрольных группах, составляющие соответственно 50 % к исходному уровню.

5. Важным результатом работы явился показатель успеваемости детей: в экспериментальной группе 1, после проведения эксперимента, она увеличилась на 9,75 % (в контрольной стала хуже на 2,27 %); в экспериментальной группе 2, состоящей из девочек, этот показатель возрос на 14,63 % (в контрольной остался без изменений); в экспериментальной группе 2, состоящей из мальчиков, успеваемость стала лучше на 9,75 % (в контрольной осталась без изменений).

Результаты корреляционного анализа выявили взаимосвязь ритмопластических способностей (ритмическая ходьба, хлопки в ладоши, ритмическая координация, коллективный ритм, статическая и динамическая пластичность, грациозность плавность и слитность движений, эмоциональный отзыв на музыку, проба Ромберга, проба Яроцкого) с показателями успеваемости: г= 0,81 (р < 0,05).

Положительные результаты эксперимента позволяют считать, что гипотеза, выдвинутая в исследовании подтвердилась. Созданная научно-обоснованная методика ритмопластической гимнастики, позволяет развивать ритмопластические способности у детей младшего школьного возраста, что отвечает поставленным задачам.

Материалы диссертационного исследования докладывались на научных конференциях.

Практические рекомендации

1. Главная задача обучения техники выполнения упражнений - их осмысление и выбор позы. Непродуманное копирование преподавателя в ритмопластической гимнастике является грубейшей ошибкой и не дает положительного результата.

2. Движение тела должно отражать смысл поэтического текста или вызванные музыкой ассоциации. Таким образом, движения зависят от содержания музыкальной темы и должны выражать ассоциации и чувства, вызванные ею. Так как здесь речь идет об ациклических движениях, то необходимо отдельно рассмотреть подготовительную, главную и заключительную фазы выполнения этих движений:

- в подготовительной фазе происходит формирование ассоциативных образов и соответствующий выбор позы;

- движение в главной фазе направлено на решение главной двигательной задачи - передачи образа; эта задача успешно может быть решена только при достижении высокой пластической культуры движения, то есть чередованием напряжения одной части тела и расслабления другой, этим также достигается снятие мышечного зажима;

- в заключительной фазе тело должно двигаться полностью расслабленно, по инерции: переход от одного движения к другому осуществляется по кратчайшем пути.

3. Обучая занимающихся правильной технике выполнения упражнений необходимо вводить в урок специальные упражнения, с помощью которых ученики должны освоить умение сознательно управлять напряжением отдельных мышечных групп.

4. Постановка корпуса обеспечивает основу устойчивости, оказывает заметное влияние на совершенствование гибкости и пластичности, выразительности. Исходным в развитии обучающегося является формирование устойчивости: ее развитие есть совершенствование функции вестибулярного аппарата. Стержень устойчивости - правильно поставленный позвоночник, является результатом гармоничного развития мышц спины и поясницы.

5. Подготовительные упражнения выполняются без музыки, т.к. все внимание должно быть направлено на развитие мышечного чувства, сознательного отношения к своим движениям.

6. Позиции ног и рук, положение epaule ment, позы croisee, effacee, ecfrtee и arabesque дают возможность подчинить свое тело условным положениям экзерсиса и закладывают основу для сознательного управления и контроля в движениях тела танцующего, связанных с перемещением в пространстве.

7. В народно - характерном экзерсисе применяется принцип контрастности, т.е. чередование различных по нагрузке упражнений и элементов, при котором в работу вводятся различные группы мышц, суставов и связок. Это тренирует координацию движений и скорость реакции, что важно для развития пластичности. Помимо внезапного переключения из одного темпа в другой, следует работать над движением, постепенно ускоряющимся или замедляющимся.

8. Специфические элементы народно - характерного экзерсиса, определяющие его народно-танцевальный характер - выстукивания дроби, flic flac, double flic, качалки, штопор, голубцы и т. д., требуют большого количества повторений (от 16 до 24), так как именно такое количество повторений совершенствует качество танцевальность.

9. Упражнения в различных ритмах должны повторяться до тех пор пока участие в них воли окажется излишним. Тогда эти упражнения не будут утомлять и у занимающихся образуется хорошая ритмическая привычка.

10. Равномерности ритма дыхания необходимо добиваться с первых занятий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Голова, Екатерина Васильевна, 2007 год

1. Агаджаиян Н.А. Ритмы жизни и здоровье. М.: Знание, 975.- 75 с.

2. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М.: Музыка, 1920. - С. 31-54.

3. Александрович А.В., Саркисова Н.Г. Ритмопластика, как метод коррекции пространственно временных нарушений у душевнобольных пациентов. - М: Институт Маскотерапии, 1991. - 145 с.

4. Алиев М.Н. Для формирования навыка рационального дыхания // Начальная школа, 1996. № 5. - С. 29 - 33.

5. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Новгород: изд-во НГПУ, 1998. - С. 29 - 35.

6. Ананьева Н.А., Ямпольская Г.А. О необходимости особого контроля за здоровьем физическим развитием девочек-школьниц // Школа здоровья, 1995. Т.2. - № 4 - С. 44 - 53.

7. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. -М.: Медицина, 1982.-335 с.

8. Аханькова Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей. М.: Тезисы докл. межд. конф., 1998.-Т.2-С. 357-358.

9. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. — М.: Просвещение, 1990. С. 45 - 50.

10. Баландина Н.Ю. «Росточки»: программа физического воспитания для детей от 2-10 лет. Пермь: ПОИПКРО, 2000. - 30 с.

11. Бальсевич В.К., Королев М.Н., Майорова JI.T. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. // Теория и практика физ. культуры. 1986. - № 10. - С. 21 - 24.

12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-208 с.

13. Бармин С.В. Психокоррекционная роль танца в работе с девиантными и дезадаптированными детьми // Психопедагогические аспекты многоуровневого образования: Тверь, 1997. С. 247 - 261.

14. Бахрах И.И. и др. Исследование и оценка физического развития детей и подростков // Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. - С. 230 - 257.

15. Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Акселерация и детский спорт: Лекция для студентов спорт, фак-та. Смоленск: Б.и., 1978. - 18 с.

16. Бейлин В.Р., Бейлина Л.А. Эвритмические упражнения // Физическая культура в школе, 1998. № 2. - С. 34 - 37.

17. Белов В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки. М.: МПУ, дис. . канд. пед. наук.-М., 1996.-С. 25-30.

18. Беляев B.C., Солоненко О.А. Планирование спортивной тренировки у женщин: учебно-методическое пособие.-М.: МГПУ, 2004. -68 с.

19. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Мед-газ, 1947.

20. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966. - С. 39.

21. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС,1991 - 288 с.

22. Бирюк Е.В. Художественная гимнастика. Киев: Молодь, 1989. -С. 57-95.

23. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 35 - 54.

24. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры: программа экспериментального курса. М.: Новая школа, 1993. - С .5.

25. Борисова Л.М. Организационно педагогические меры как фактор совершенствования физической и функциональной подготовленности учащихся младших классов: Дис. . канд. пед. наук. -Коломна, 1989.-204 с.

26. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. М.: Мир, 1969. -С. 75 - 78.

27. Варшавская Р.А., Кудряшова J1.H. Игры под музыку. -М.: Просвещение, 1967. С. 14 - 35.

28. Васильева Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Дис. . канд. пед. наук. -Латвия, ГИФК, Рига, 2000. С. 15 - 39.

29. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: ФиС, 1986.-80 с.

30. Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: Земля и фабрики, 1923. - С. 34 -45.

31. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: 1911.-Т2.-С. 57-90.

32. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1966.-86 с.

33. Волков В.Ю., Юшин А.Б. Технология развития гибкости. С. Петербург, 1995. - 59 с.

34. Гальперин Я.С., Исаев А. П., Личагина С.А. Эколого-валеологические аспекты нервно психических заболеваний учащихся образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999. - С. 14.

35. Гендин A.M., Сергеев М.И., Столяров В.И., Бакашвили В.Г. Физическое воспитание детей дошкольного возраста, социологический аспект // В кн.: Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. I. - М., 1988. - С. 80 -100.

36. Гиппиус С. Гимнастика чувств.-М.: Искусство, 1967. 70 с.

37. Голова Е.В. Ритмопластика как средство укрепления физического и психического здоровья девочек-подростков // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск VIII. М.: МГПУ, 2002,- С. 62 - 70.

38. Голова Е.В. Отечественный и зарубежный опыт применения ритмопластики для формирования физического здоровья творческого потенциала девочек 6-11 лет // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XI. -М.: МГПУ, 2002. С. 35 - 38.

39. Голова Е.В. Ритмопластическая гимнастика как развивающая педагогическая дисциплина // Сборник работ молодых учёных МГПУ. Выпуск XV. М.: МГПУ, 2003. - С. 30 - 36.

40. Голова Е.В. Основы методики воспитания ритмопластики у детей младшего школьного возраста // Учебно методическое пособие для дополнительных занятий в школе преподавателям и студентам педвузов и колледжей. - М.: МГПУ, 2004, - 96 с.

41. Голова Е.В. Методика контроля развития ритмопластических способностей // Сб. научн. и методич. работ. М.: МГПУ, 2005. - С. 21 - 24.

42. Голова Е.В. Методика воспитания ритмопластики у детей младшего школьного возраста // Материалы докладов научно-методической конференции ПИФК МГПУ, апрель 2005 г. -М., 2005. С. 104 - 105.

43. Голова Е.В. Исследование показателей ритмопластического развития младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. - № 2. - С. 70-72.

44. Глазырина Е.Ю. Приемы воплощения музыкального образа в детской пластике // Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. -М., 1994.-С. 8-17.

45. Голубовский Б.Г. Пластика. М.: Искусство, 1986. - 90 с.

46. Гонияц С.А., Матвеев Л.П. и др. Концепция развития физической культуры и народного спорта // Теория и практика физ. культуры. 1990. -№ 3, - С. 9 -14.

47. Гориченский А.С. Дифферритмия: программа и методика обучения ритмике и танцу. Екатеринбург: Би, 1998. - 94 с.

48. Горшкова С. Знакомьтесь выразительное движение // Дошк. воспитание 1999, № 10. - С. 10

49. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятия спортом. Киев: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Арм., ГИФК, 1986. 23 с.

50. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. -Челябинск: Обл. ИУУ, 1980. 151 с.

51. Гурфинкель B.C., КоцЯ.М., Шик M.J1. Регуляция позы человека. -М.: Наука, 1965.-С. 34-39.

52. Давиденко Е.В. Дифференцированное физическое воспитание детей в условиях дошкольных учреждений: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Киев, 1986.-22 с.

53. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. М.: Издат. Журнала «Театр и искусство», 1907. - 120 с.

54. Данилова Н.Н.,Крылова A.JL, Зубков А. и др. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Учебная литература, 1997. - С. 432.

55. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошк .воспитание 1998. № 6. - С. 51 - 56.

56. Дикунов А., Костихина Н.Н. Педагогическое мастерство. Омск: Изд-во ОГИФК, 1994,- 115 с.

57. Дифференцированный подход к девочкам-подросткам, учащимся 6 классов при развитии двигательных качеств на уроках физической культуры // Физкультура и здоровье. Вып. 4, М.: ФиС, 1990. - С. 9.

58. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Академия, 1997. 250 с.

59. Донской Д.Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от механики живого к психомеханике действий) // Теория и практика физич. культуры. 1995. - №5.6.-С. 37.

60. Дрижина Л.Г. Ловкость как психомоторная способность и возможные пути ее развития. Ростов н/Д.: Актуальные проблемы физической культуры, материалы научной конференции, 1995. - Т.З. - С. 84 -97.

61. Дюперрон Г.А. Методика урока физического воспитания. Л.: Время, 1929. - 116 с.

62. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Избранные психологические труды, 1986. - Т.2. - 312 с.

63. Збруева Н.П.Ритмическое воспитание. М.: Гослитиздат, 1935.-73 с.

64. Земсков Е.А. Гимнастика: программа базисного учебного плана для педагогических университетов и институтов. М.: МГЛУ, 2004. - 120 с.

65. Зинкевич Евстигнеева.Тренинг по сказкотерапии // Сборник программ по сказкотерапии. - СПб, 2000. - 145 с.

66. Зимницкая Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников, на уроках физической культуры. Минск: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1993.- 18 с.

67. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы влияющие на эффективность спортивной деятельности. -М.: Просвещение, 1983.- 176 с.

68. Кадман Д.А. Истоки выразительного движения. // Физическая культура в школе, 1969. № 2. - С. 24-25.

69. Казакова М.С. Двигательно ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., РГАФК, 2002.-23 с.

70. Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестн. АМН. 1993. - № 5. -С. 25-27.

71. Карпеев А.Г.Направления и принципы изучения двигательнойкоординации основных видов движений // Теор. и практ. физ. культ., 1995. № 9. - С. 5 - 7.

72. Каргшлов J1.M., Косач Ю.М., Башкевич JI.B., Асабина В.И. Оздоровление часто и длительно болеющих детей в дошкольных учреждениях // Теория и практика физ. Культуры. 1990. - № 11. - С. 15-18.

73. Касаткина Г.М. Физические упражнения как важное средство формирования психических процессов. Научные основы физического воспитания студентов пед. института. JI.,1980 - С. 79 - 82.

74. Качашкян.В.Ц. Физическое воспитание в начальной школе. Ц.: Просвещение, 1978.-С. 14-29.

75. Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей». М.: Просвещение, 1984.-52 с.

76. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Просвещение, 1985.-271 с.

77. Кириллова Е.Г. Индивидуализация процесса физического воспитания девушек 14-17 лет с преимущественным использованием средств ритмопластики: Дис. . канд. пед. наук. СПб, 1997. - 184 с.

78. Классовский В.Заметки о женщине и ее воспитании:СПб, 1974121 с.

79. Козлов А.И. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка на уроке физической культуры: Физкультура в школе, 1987. № 4.- С. 22 - 25.

80. Козлов А.И. Некоторые особенности развития координации движений у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания. М.: Автореф. дис. . канд. пед. наук, 1964.-24 с.

81. Козлов И.М. Особенности координации мышечной деятельности детей и подростков // Детская спортивная медицина: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. - С. 72 - 75.

82. Комлева Т.Н. Школа гибкости тела и ума // Физ. культура в школе. -2000. -№ 1.-С. 56-57.

83. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографии. -М.,1953. -С. 55 84.

84. Конорова Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. М., 1960.70 с.

85. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М, 1972,- 75 с.

86. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теор. и практ. физ. культ. 1996. № 7. - С. 2 - 5.

87. Коренева Т.Ф. Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2001. - С. 35 - 49.

88. Костюшина Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой. М.: Автореф. дис. . канд. пед. наук, 2006. -23 с.

89. Котлярова А.Д. Формирование навыка у детей старшего дошкольного возраста // Теорет. и методологич. аспекты определения спортивной одаренности: Сб. тр. Омск, 1989. - С. 52 - 54.

90. Крадман Д.А. Ритм и пластика в физической культуре. М.: ТиПФК, 1930, с.20-23.

91. Кручинин В.А. Чувство ритма. Определение физической подготовленности школьников. М.: Педагогика, 1973.-С. 27-35.

92. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 6-7 лет. М.: Просвещение, 1998. - 125 с.

93. Кузнецова З.И. Физическое воспитание учащихся медицинской подготовительной группы. -М.: Просвещение, 1967. 114 с.

94. Кулагина И.Е. Художественное движение. (Метод Л.Н. Алексеевой).- М.: Наука, 1999. 62 с.

95. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмическихдвижений // Теория и практика физич. культуры, 1996. № 11. - С. 44 - 49.

96. Курдиновский A.M., Бронникова К.Н. Физическое воспитание девочек в раннем возрасте. ТиПФК, 1928. - № 5. - С. 91 - 92.

97. Курнешева J1.E. Система образования для детей с проблемами здоровья. М.: Центр «Школьная книга», 2004. - 325 с.

98. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка (результаты конкретного социологического исследования) // Теория и практика физ. культуры. 1994. - № 7. - С. 8-11.

99. ЛангеГ. Душевные движения,- СПБ, 1896.- 67с.

100. Лебедева Н.Т. и др. Развитие моторики детей 5-9 лет в зависимости от условий воспитания и обучения // Научные основы гигиенич. нормирования физич. нагрузок для детей и подростков: Сб. науч. тр. -М.: Б.и., 1980.-С. 28-35.

101. Лесгафт П.Ф. Избранные пед. соч. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1952.-Т.2. -336 с.

102. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика // Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1982. - С. 55 - 70.

103. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике М.: Физ. и спорт, 1984.-С. 15-21.

104. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика /230 упражнений /. М.: ФиС, 1985,- 96 с.

105. Лисицкая Т.С., Ивлиев М.П. Основы подготовки и проведения занятий по ритмической гимнастике (методические рекомендации для средних специальных учебных заведений). М.: ФиС, 1986. - 38 с.

106. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика: учеб-нагляд. пособие. М.: ФиС, 1987.- 180 с.

107. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец. М.: Советский спорт, 1988.-88с.

108. Лоу Б. Красота спорта // Пер. с англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. —М.: Радуга. 1984. 105 е.

109. Лубашева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: 1995. - № 5-6. - С. 55 - 59.

110. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1974. -232 с.

111. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе. -1996. № 4. - С. 18-20.

112. Лях В.И. Гибкость. Основы измерения и методика развития // Физ. культура в школе. 1999. -№ 1. - С. 4 -10.

113. Малиновский С.В. Физическая культура в режиме труда, учебы и отдыха // Учебно-методическое пособие для студентов заочного факультета. -Псков: В.и., 2000.- 114 с.

114. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Теоретические подходы к обоснованию понятия и состава содержания высшего физкультурного образования // Проблемы высшего физкультурного образования. М.: РИОГЦИОЛИФК, 1988. - С. 67 - 69.

115. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры // Учебн. для ин-тов физ. культ. — М.: ФиС, 1991. -542 с.

116. Матов В.В., Иванова О.А., Матова М.А., Шарабарова И.И. Ритмическая гимнастика для школьников. М.: Знание, 1989. № 4. - 191 с.

117. Меньшиков Н.К., Журавин М.Л. Гимнастика и методика ее преподавания. СПб, РГПУ, 1998. - 190 с.

118. Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и тугоухих детей. М.: Учпедгиз, 1936. - 120 с.

119. Методы оценки физического развития и комплексной оценке состояния здоровья школьников. Л.: ЛСГМИ, 1987. - С. 73 - 84.

120. Михайлова Е.А. Физическое воспитание женской молодежи. -М.: СПб, 1905.- 160 с.

121. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития , 2000. - 110 с.

122. Михайлова С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7лет как основа повышения их физической подготовленности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. JI., 1990.-21 с.

123. Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. М.; Просвещение, 1988. - 145 с.

124. Морозова J1.B. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста: Автореферат, дис. . канд. пед. наук-Архангельск, 1997. 23 с.

125. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. // В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. Ижевск, 1998, с. 144 - 145.

126. Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательно-координационных качеств как одной из сторон гармонического развития личности. В сб.: Любительские чтения. Ульяновск, 1999. - С. 120 - 122.

127. Назаренко Л.Д. Полезное качество пластичность // Физ. культура в школе, 2000. № 6, С. 33 - 36.

128. Назаренко Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 2000. -№ 1. С.45 - 50.

129. Назаренко Л.Д., Игнатьева Ж.А. Развитие и совершенствование ритмичности как один из факторов здорового образа жизни школьника // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сб. докл. междунар. конф. Новосибирск, 1999. С. 258 - 260.

130. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М.: Просвещение, 2000. - С. 103- 125.

131. Никитина Г. Как предупредить нарушение осанки у детей. Петрозаводск, 1966. - С. 34 - 79.

132. Погадаев Г.И. Настольная книга учителей физической культуры. -М.: Физкультура и спорт. 1998. 495 с.

133. Панченко Э.И. О здоровье психическом и телесном: беседы врача психотерапевта. -М.: Ун-т, 1999. 124 с.

134. Панчиотиди Э. Гармония музыки и движения. Принципы баланса духовного и телесного развития в античной педагогике // Школа, 1998.- № 1,- С.21 29.

135. Пахомов Г.В. Пластико ритмическая гимнастика. Методические рекомендации. - М.: Рос. респ. совет ВДФСО профсоюзов, 1990.-25 с.

136. Петров A.M. Мозг и движение. М.: ВПК, 1997. - С. 25 - 64.

137. Пластико ритмическая гимнастика. - М.: Сорт, духовные ценности. Вып.5. -1980. - С. 73.

138. Пономарева Г.А., Спицина Т.Я. Выявление отклонений в физическом развитии детей // Здравоохр. Рос. Федерации. 1991. - № 10. -С. 15.

139. Психодиагностика в спорте: материалы международного симпозиума.-М., 1986.- С. 103.

140. Рахман О.В. Релаксационная ритмическая гимнастика в физическом воспитании студента. С-П.: СПб, 1995. - С. 67 - 105.

141. Родионов А.В., Родионов В.А.Физическое развитие и психическое здоровье. Программа развития личности ребенка средствами двигательной активности. -М.: ТЕИС, 1997. 165 с.

142. Ротерс Т.Т. Уроки ритмики в 3-4 классе // Физ. культ, в школе. 1997, № 1. С. 26-20.

143. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972. - С. 39 - 73.

144. Самойлова Н.А. Воспитание чувства ритма у детей младшего школьного возраста. Ворошиловград: ВГТ. РОГАПРИНТ, 1882. - 41 с.

145. Сиднева J1.B., Гониянц С. А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания. Троицк: Тровант лтд. 2000. - 60 с.

146. Синяков А.Ф. Секреты бодрости. -М.: «КСП», 1995, 208 с.

147. Смолевский В.М., Ивлиев В.К. Нетрадиционные виды гимнастики. -М.: Просвещение, 1992. 80 с.

148. Смурова Т.С. Эффиктивность танцевальных занятий дляповышения уровня физической подготовки // Теор. и практика физ. культуры. 1998. № 1. - С. 54 - 55.

149. Сосина В., Фабиан Э. Корректирующая ритмическая гимнастика при нарушении осанки // Спорт в школе: Еж. прилож. к газете «Первое сентября». 1999. - № 19-20. - С. 3.

150. Спенсор Г. Воспитание умственное, физическое, нравственное. -СПб, Губинск, 1906.-95 с.

151. Степанова Г. А. Воспитание интереса к физической культуре у детей с различным уровнем здоровья. Сургут: 1999. - С. 31 - 54.

152. Страковская B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. -М., 1994,- С. 15 -39.

153. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. 5-е изд. - М.: Медицина, 1988. -256 с.

154. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-270 с.

155. Тараканова В. Исследование навыков сохранения равновесия в связи с обновлением в методике обучения гимнастическим упражнениям. -М.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. 1966. - 18 с.

156. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. -М.: Автореферат, дис. . канд. пед. наук. 1980.-25 с.

157. Усков В.А. Педагогическая технология программированной тактико-технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Автореферат дис. . докт.пед наук. -М. 2004. 56 с.

158. Уткин В.Л. Культура движений. -М.: Просвещение. 1984. 145 с.

159. Федякина Л.К. Развитие координации и интеллектуальной способности школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движении: Автореф., дис. пед.наук. -Майкоп, 1998.-21 с.

160. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М.: ФиС, 1974.-232 с.

161. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ., 1980. № 2. - С. 49-51.

162. Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе. 5-9 и 10-11 классы. JI.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. - 36 с.

163. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для школьных учреждений. -СПб, 1998.-39 с.

164. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой напрвленности: Дис. . канд. пед. наук. -Волгоград, ВГАФК. -1996. 142 с.

165. Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2003. - 95 с.

166. Фробезе Э. Искусство эвритмии: в лекциях и высказываниях Р. Штейнера. -М, 1996.-115 с.

167. Хризман Т. М. Движения ребенка и электрическая активность мозга. М., 1973.-С. 81.

168. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. М., 2000. - С. 14 - 27.

169. Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб, 1995. - 18 с.

170. Шитикова Г.Ф. Исследование содержания и особенностей методики уроков физического воспитания в 1-3 классах: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1969.-362 с.

171. Штайнер Р. Здоровое развитие телесно-физического как основасвободного проявления душевно духовного: Калуга, 1995. - 199 с.

172. Шток К. Система Далькроза. -М.; Л., 1934. 150 с.

173. Шумакова Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и методика физической культуры. 2002. № 3. - С. 15.

174. Щербак А. К гармонии через движение // Дошк. восп. 1998. № 8.- С. 39-45.

175. Ягодинский В.Н.Ритм, ритм, ритм! М.:Просвещение, 1985.-192 с.

176. Янкаункас Й.М. Моторика растущего женского организма. Вильнюс, 1984. С. 34 - 57.

177. Bandura A.,Walters R.H. Social learning and personality development. -N. Y., 1963,- 54p.

178. Cantril H., Hunt V. Emotional effects produced by the injection of adrenalin. Amer. Journ. Psychol., 1932. - № 7. - V. 44.

179. Fraisse P. Emotions. Chap. XVI. Traite de Psychologie experimentale. Paris, 1963.-120 p.

180. Gibson E. J. Perceptual development Child Psychology, 1963, v.62, p. 1.

181. Janet P. I/evolution psychologique et la personnalite. Paris, 1989.- 49 p.

182. Piaget J. La causalite physique chez I'enfant. Paris, 1993. - 84 p.

183. Binet A.L'etude experimented de l'intelligence. Paris, 1903.-P. 45.

184. Guillautne P. Limitation chez I'enfant. Paris, 1999. - 64 p.

185. Magendie F. Lecons sur les fonctions et les maladies du systeme nerveux. Paris, 1954. - P. 31-45.

186. Piaget J. La formation du symbol chez I'enfant. Paris, 1955.-75 p.

187. Piaget J. La naissance de l'intelligence chez I'enfant. Neuchatel; -Paris, 2 ed., 1988.-P. 70.

188. Sorensen J. Aerobik dansing. Whft is it all abaut // Fitness for living, 1974. -№ 8-p. 18-20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.