Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Зангиева, Марина Жураповна

  • Зангиева, Марина Жураповна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 175
Зангиева, Марина Жураповна. Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2010. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зангиева, Марина Жураповна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ У СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ

1.1. Идеал совершенной личности в контексте социализации общественного развития горских народов.

1.2. Представления горцев об идеале совершенной личности.

1.3. Совершенный человек как цель народного воспитания.

1.4. Специфика воспитания этнического характера совершенного человек.

Выводы.

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА О ФАКТОРАХ, СРЕДСТВАХ, МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Факторы воспитания совершенной личности в горской народной педагогике

2.2. Праздничная обрядность как форма воспитания и развития совершенного человека

2.3. Методы и приемы воспитания совершенного человека в кавказской па-родной педагогике

2.4. Средства воспитания совершенной личности.

2.5. Отражение идеи совершенной личности в Нартовском эпосе.

2.6. Применение идей кавказской народной педагогики об идеале совершенной личности в работе современной школы.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа»

Актуальность исследования. В современном социуме, когда идет переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни, остро встал вопрос об отношении к родному языку и культуре. Но те усилия, которые предпринимаются в последние годы по возрождению национального языка и культуры, немыслимы без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, где главной целью являются развитие этнического самосознания, формирование личности на народных идеалах человека. Подобный процесс предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применимо к реалиям сегодняшнего времени, ибо «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (К-Д. Ушинский), «идеал совершенного человека выражает самую общую задачу всего процесса воспитания личности» (Г.Н.Волков). Потому его необходимо рассматривать и как основополагающую идею этнической педагогики, и как феномен истории и культуры народа. Перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из современной системы образования оптимальный объем знаний, скоординировать их, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности, включить в образовательные стандарты аксиологические аспекты регионально-этнических культур. Подобный подход позволит системе общечеловеческих ценностей, сформировавшейся исторически в недрах регионально-этнических культур, стать интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности. Использование национально-регионального компонента в программе обучения и воспитания потребует адекватных ему воспитательных средств, какими и станут различные аспекты народных традиционных культур, следовательно, и программы будут инвариантными.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, которые стоят сегодня перед национальным образованием, необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания, родного языка, исторической памяти народа. В контексте возрождения общекавказской культуры, языка, традиций этнопедагогики существует необходимость реализации этого процесса.

Значение данного исследования связано с задачей этнопсихологического и этнопедагогического сопровождения становления и развития национальной школы. Поставленные исследованием задачи актуализируют избранную тему, когда наряду с возрождением национальной культуры общество нуждается в интеграционных подходах регулировании межэтнических отношений.

Состояние и степень разработанности проблемы. Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах, легендах о полубогах и героях. Поиском идеала занимались Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных - в Пророке; идеалом И.В.Гете был Гений, Ф.Ницше - Идея и вершина биологической революции, К.Маркса - Человек коммунистического общества.

Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки -A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Русская педагогика важнейшим элементом совершенной личности считала нравственное начало, духовность (И.В. Бестужева, В.И. Водорезова, Г.С. Виноградова, А.Э.Измайлова, И.В.Киреевский, Н.И.Новиков, Т.Н. Петровой, П.Г.Редкий, К.Д.Ушинский и др.), рассматривала вопросы о методах и средствах воспитания личности на основе этических ценностей общества.

Из научных разработок, в которых воплощен педагогический подход к проблеме формирования совершенной личности, выделяются исследования Р.Г. Абдулатипова, М.Ю. Алексеева, Э.Ю. Баграмова, Б.Н. Бессонова, Ю.В. Бромлей, Э.М. Виноградовой, JI.H. Гумилева, J1.M. Дробижевой, А.Х. Здравомыслова, В.П. Зинченко, Л.В. Карасева, И.С. Кона, В.Г. Крысько, Д.С.Лихачева, М.К. Мамардашвили, Г.В. Осипова, Ю.В. Семенова, Г.Г. Шпета и мн.др.

Различные аспекты феномена идеала человека на примерах фольклора, обрядов, эпических произведений, народного искусства освещались в работах Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Д.М. Бурхинова, Г.Н. Волкова, Д.А. Данилова, Т.К. Искакова, A.M. Леонова, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, З.М. Тамбиевой, Е.Е. Хатаева, Б.М. Ховратовича, З.Б. Цаллаговой и др.

Методологические и психолого-педагогические основы всестороннего воспитания подрастающего поколения в современных условиях представлены в трудах Б.С.Гершунского, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, A.B. Мудрика, B.C. Мухиной, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова и др.

Этносоциальным, национально-психологическим факторам становления и развития личности уделяли внимание педагоги П.И. Гнатенко, А.И. Горячева, А.Ф. Дашдамиров, A.A. Иванова, В.И. Козлов, И.С. Кон, Г.У. Кцоева, П.И. Кушнер, Н.Г. Панкова, В.В. Мавродин, Г.В. Старовойтова и др.

Наряду с российскими учёными данной проблеме уделяют внимание кавказские ученые: И.А. Арабов, З.Т. Гасанов, А.Г. Голев, М.Б. Гуртуева, В.К.Кочисов, Ю.С. Кимов, О.Д. Мукаев, Т.Г. Саидов, Б.А.Тахохов, Е.Е. Хатаев, С.Б. Узденова, С.Р.Чеджемов и др. В диссертационных исследованиях И.И. Бираговой, А.Т. Битаровой, И.А. Дадова, В.М. Джашакуева, З.Т. Джелиевой, Р.Б. Карабашевой, П.К. Кечеруковой, А.Ю. Слановой, Б.Д. Увижевой, И.А. Шорова и др. рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Тем не менее, имеющиеся на сегодня научные и публицистические издания, касающиеся исследования проблем идеала совершенного человека и его формирования с педагогических позиций, не дают однозначного объяснения этого сложного социокультурного феномена, не выявляют полноту его сущности и структуры; т.к. в них феномен народного идеала не рассматривался специально применительно к историческому наследию народа. Между тем история этноса есть не просто цепь исторических событий и явлений, это судьбы людей, их идеалы, образ жизни. Она отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном этносе, раскрывает представление нации об идеале совершенного человека. При этом историческое бытие само оказывает воспитательное воздействие на личность посредством исторической памяти народа, выраженной в фольклорном творчестве.

Применение принципа историзма в изучении проблемы позволило затронуть некоторые неизученные или малоизученные аспекты данной темы: феномен народного идеала человека в его развитии (генезис, эволюция понятия), преемственность народно-педагогических представлений кавказских народов об идеале человека, рассматриваемых на историческом материале. Подобный подход даёт более полное представление о современном состоянии этических ценностей и возможности их педагогической реализации. Всё это обусловило выбор темы диссертационной работы «Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа».

Проблема исследования: каковы условия и факторы возникновения и развития различных концепций совершенной личности, что представляют собой общие и специфические условия формирования идеала, каковы его роль и возможности во всестороннем развитии подрастающих поколений. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Достижение поставленной цели потребовало решения нижеследующих задач, отражающих логику исследования:

1. Раскрыть сущность идеи совершенного человека в её развитии, рассматривая феномен народного идеала в конкретных социальных условиях.

2. Выявить установившиеся в северокавказской народной педагогике сущностную характеристику идеала, сформулировать основные требования воспитания совершенной личности;

3. На основе анализа и научно-сопоставительного обобщения историко-педагогического процесса определить роль различных факторов и методов педагогического воздействия на детей в целях воспитания совершенной личности;

4. Предложить научно-практические рекомендации по использованию материалов народной педагогики о воспитании цельной личности в учебно-воспитательном процессе современной школы .

Объект исследования - педагогические идеи и воспитательный опыт северокавказских народов.

Пред1мет исследования совершенная личность как цель воспитания в этнопедагогике народов Северного Кавказа.

В работе использованы следующие методы исследования.

- анализ, сопоставление, сравнение и научное обобщение большого объема литературы, шедевров фольклора народов Северного Кавказа;

- сравнительный анализ статистических данных;

- проведение экспериментальной работы по теме исследования;

-беседы и стандартизированные интервью с учителями и учащимися старших классов;

- сравнительный анализ статистических данных.

Теоретико^методологическая основа исследования сложилась из психологических теорий самосознания личности (А.Г. Асмолов, A.A.

Бодалев, JI.С. Выготский, A.M. Леонтьев, B.C. Мухина и др.), социально-философских определений понятий «идеал» и «совершенная личность» (Г.Г. Гегель, И.И. Кант, В.Ф. Красе, Э.В. Ильенков, Э.Ф. Фромм, Г.Г. Шпет и др.); этносоциологических и социально-педагогических теорий этнической идентичности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, В.П. Левкович, Н.Г. Панкова и др.); концепций этнопедагогической культуры (Г.Н. Волков, Г.И. Батурина, А.Л. Бугаева, З.Б. Цаллагова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Хатаев и др.). Источниковую основу исследования составили:

- труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли горских и других народов России;

- памятники народного творчества горцев Кавказа: сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды, притчи, историки героические песни, трудовые и колыбельные песни; историко-философская, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме; •

Базой исследования и его организация: исследование проходило на базе МОУ СОШ № 5(г.Алагир), МОУ СОШ(с. Бираегьзаенг) и включало три взаимосвязанных этапа:

I - 2003 - 2004 годы - предварительное ознакомление с проблемой исследования, определение основных направлений научного поиска, теоретико-методологических подходов, анализ теоретических, историко-этнографических и этнопедагогических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы; изучение опыта образовательных учреждений по использованию традиционной культуры в учебно-воспитательном процессе;

II - 2004 - 2005 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, анализ состояния изученности, выявление актуальности, определение методологии, методов работы, научного аппарата;

III - 2006 - 2009 годы - составление курса «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», систематизация и обобщение материалов, апробация и внедрение его в практику, проведение опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию школьников с учетом идей кавказской народной педагогики о совершенстве личности, литературное оформление диссертационного исследования, издание тезисов, докладов и статей в научных сборниках, методических разработок по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: поставлены и решены актуальные историко-этнопедагогические и этнопсихологические проблемы формирования представлений северокавказских народов об идеале совершенной человеческой личности; охарактеризована сущность исторической преемственности воспитательного опыта и идей народов Северного Кавказа об этом идеале; показан процесс традиционного семейного и общественного воспитания, формирования совершенной личности; выявлены факторы и методы воспитания совершенной человеческой личности у горцев;

- представлена технология, организационно и психолого-педагогические условия воспитания школьников на народном идеале личности в современной полиэтнокультурной среде;

Гипотеза исследования: идеи народной педагогики об идеале и формировании совершенного человека могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения национально-культурного и общечеловеческого содержания идеала, обеспечения взаимодействия учителей и родителей в формировании у школьников национального менталитета.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыта сущность философских и психолого-педагогических аспектов понятия «совершенная личность» в системе воспитательного опыта и идей этносов Северного Кавказа;

- научно-теоретическую значимость имеют положения и выводы автора о том, что нравственно-этические воззрения северокавказских народов на идеал воспитания совершенной личности наполнены гуманистическим и патриотическим содержанием, отражают специфику уклада своей жизни и собственной национальной почвы, имея при этом ярко выраженную общечеловеческую направленность;

- определены роль, соотношение взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций автора о совершенствовании приёмов и методов воспитания совершенной личности в условиях современной полиэтнокультурной и образовательной среды.

Представленные в работе теоретико-эмпирические материалы послужат основой для школьного спецкурса «Идеал, традиции и культура народов Северного Кавказа», в рамках предмета «Традиционная культура осетин», учебно-развивающих курсов по истории, культуре, этнопсихологии и эгнопедагогике, основной целью которых является воспитание детей на народном идеале совершенной личности. Разработанные педагогические технологии по воспитанию совершенной личности в условиях современной общеобразовательной школы могут быть полезны учителям, студентам педагогических вузов, аспирантам. Использоваться в теории и практике подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. представления северокавказских народов об идеале совершенной личности являются результатом длительного исторического развития их культуры и воспитательного опыта, накопленного тысячелетиями;

2. В этнопедагогике народов Северного Кавказа идеальный человек — это тот, кто соответствует характеру народа, его представлениям и психологии, определяется условиями его жизни;

- народная педагогика считала основной целью воспитания подготовку всесторонне развитых людей, способных переносить в жизни любые невзгоды, наделённых умом, физической силой и нравственными добродетелями;

3. Система воспитания северокавказских народов представляет собой сложный конгломерат социальных институтов - семьи, аталычества, гостеприимства, куначества, побратимства, усыновления;

4. Воспитание всесторонней и развитой личности в духе народного идеала может быть осуществлено в процессе всесторонней воспитательной деятельности семьи, школы и общества.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные этапы и . результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических, советов МОУ СОШ №5(г.Алагир), МОУ СОШ (с. БирЕегъззгнг). 1Материалы исследования были изложены в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва, 2006г.); Тамбове 2006-2007гг; Пензе, 2007г.), на итоговых научных конференциях в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (2005-2009 гг.), докладывались и получили одобрение на заседании кафедры психологии ГОУ ВПО «СОГУ» Разработанный спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания» с 2006 года читается на факультете психологии и социологии СОГУ. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных публикациях и методических рекомендациях.

Структура диссертации определяется логикой исследования в соответствии с поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (173 наименования).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Зангиева, Марина Жураповна

Выводы

1. В проведенном исследовании мы выделили ряд факторов гармоничного развития молодого поколения: природосообразность воспитания, игровую деятельность и традиционную культуру. Они ориентируют изучаемый процесс на идеалы гармонии человека и окружающего его мира, формируют представление о гармонически развитой личности как достигшей гармонии в своем внутреннем мире, во взаимоотношениях с людьми, социальной средой, природой, космосом, позволяющие рассматривать ребенка как микрокосм, активную саморазвивающуюся часть природы.

2. Воспитание совершенного человека наиболее ярко и действенно происходило на празднествах, которые воплощали в себе множество незабываемых событий. Главной составляющей всех праздников были песни, танцы, демонстрация физического мастерства. Поэтому праздник являлся своеобразным актом коллективного самовыражения, проявлением постоянно обновляющейся жизненной силы народа. Дети естественно воспринимали праздничную ритуализацию, основанную на соревновательных действиях и таким образом в дальнейшей своей жизни применяли наиболее разумные обрядовые элементы, сами являясь носителями культуры родного этноса, развивали ее дальше, органично вплетая в общечеловеческую культуру. 3. Народная педагогика определила систему гуманных методов и приёмов нравственного воспитания, способствующих выработке у подрастающих поколений нравственных взглядов, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам и требованиям общечеловеческой морали. Наиболее распространёнными были такие методы, как пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, наказание и испытание. Кроме этого народ применял большое количество приёмов нравственного воспитания: благопожелание, благословение, клятва и другие. В них отображались различные стороны жизненного уклада горцев, сказывались национальное своеобразие, педагогический опыт и талант народных педагогов.

4. При воспитании гармонически развитой личности кавказская народная педагогика также важное значение придавала использованию словесных средств, запечатленных в фольклоре. К ним относились сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни. Педагогические функции устного народного творчества были для них тем бездонным колодцем, из которого они черпали великие, моральные, нравственные и духовные силы, несметные богатства образов, идей, разнообразие форм. Но, пожалуй, самым действенным гарантом воспитания совершенной личности был и до сих пор остается кавказский героический эпос, в котором поистине запечатлен образ идеального человека.

5. В Мартовском эпосе воспеваются подвиги народных героев. В нем ярко выражаются все необходимые стороны воспитания: любовь и защита родины, выручка друзей, воинская доблесть, сила, смелость, находчивость, отвага, соблюдение воинской чести. Однако не смотря на то, что в нартовском эпосе трудно проследить цельную систему воспитания, красной нитью в нем проходят представления горских народов о цельной, а следовательно, об идеальной личности. Это говорит о необходимости дальнейшей разработки обсуждаемой проблемы.

6. В ходе исследования было выявлено, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру. Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который органично вошел в школьный предмет «Традиционная культура осетин».

Однако данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. На наш взгляд, для современной практики учебно-воспитательной работы представляет интерес дальнейшее углублённое и расширенное изучение средств и методов всестороннего развития личности, основанных на идеях общекавказской народной педагогики. Поэтому многие вопросы богатого духовного педагогического наследия горских народов могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что вся система воспитания кавказских народов была подчинена развитию совершенного человека, стремлению к идеалу. Идеал мыслился как возвышенный конечный образ совершенного человека, представление о высших целях его стремлений и деятельности. Идеал воспитания, как потребность совершенствования человека и общества, выступал ценностной ориентацией и движущей силой развития личности. Вековые гуманистические традиции кавказских народов, отношения в семье, основанные на подлинной человечности, религиозные взгляды выработали народный идеал личности: человек должен быть свободным в удовлетворении своих потребностей, равным в правах с окружающими его людьми, посвящать свои дела, жизнь благополучию и счастью других. Представление народа о цельной личности связано с реализацией мудрой четвериады: ум - нравственность - трудолюбие -физическое совершенство. Каждая семья, исходя из конкретных жизненных условий и возможностей, на основе народного идеала определяла собственную программу воспитания. Общим в определении воспитательной цели являлось формирование совершенного человека, которая не является этнической принадлежностью человека, а носит общечеловеческий характер.

Эта цель, конкретизировавшаяся в отдельно взятой семье, в целом отражала обобщенный коллективный опыт воспитания подрастающего поколения, где основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, духовность, патриотизм, трудолюбие, гуманизм, правдивость, мужество, обладание положительными чертами национального характера. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества горцев, и, прежде всего Нартовский эпос.

Данный эпос является самым крупным памятником духовной культуры кавказских народов. Он представляет собой совокупность древнейших сказаний, былин, песен, легенд о богатырях. Анализ сюжетов и образов этого эпоса свидетельствует о духовном родстве всех народов Кавказа. Образ нарта - собирательный, включает в себя конкретные реальные требования к человеку. Черты идеального нарта складываются на основе поведения отдельных богатырей эпоса.

Народная педагогика Кавказа также выработала свой идеал личности женщины, который вбирает в себя такие качества, как ум, доброта, честность, справедливость, остроумие, находчивость, целомудренность, верность и т.д. При этом особенно распространен культ матери, утверждающий непререкаемый ее авторитет, основанный на ее исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Мысль о том, что мать незаменима, ее любовь и забота о детях безграничны (не смотря на обычаях избегания), содержится во многих нравоучительных повествованиях.

Отношения родителей к детям основывались на материнской любви и авторитете отца. Вместе с тем отношения детей к родителям обуславливались и тем, как относились друг к другу родители. Поэтому подготовка совершенного человека осуществлялась преимущественно в условиях семьи и ограничивалась рамками общины или селения. Составными частями, задачами семейного воспитания являлись физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.

Идеи физического совершенства ярко отразились в фольклорном творчестве: это доблестные, храбрые, четные нарты, которые состязаются в силе и ловкости. Под влиянием этих примеров у детей вырабатывались такие волевые качества, как стойкость, выносливость, закалка. При этом особое внимание уделялось здоровью. Однако идеал физически развитого здорового человека в народной педагогике горцев неотделим от подготовки к труду, причем, специфической ее формой являлся дифференцированный подход к трудовому воспитанию мальчиков и девочек. Но в любом случае подготовка к труду была направлена на развитие семьи в экономическом, нравственном, воспитательном и других отношениях.

Содержанием нравственного идеала в народной педагогике кавказских народов являлась в основном, общечеловеческая мораль. Вместе с тем она дополнялась нормами и требованиями национального менталитета, эти нормы также включали дифференцированные правила поведения для мужчин и женщин. Нравственный идеал ярко и глубоко отражен в произведениях устного народного творчества. Можно сказать, что в них по сути дела в художественной форме отражен моральный кодекс, выработанный народами на протяжении многих тысячелетий. В своем историческом развитии Моральный кодекс горцев отразил общность мировоззренческих принципов и спроектировал такую модель поведения, которая указывает человеку путь к совершенствованию добродетели, способствует установлению между людьми гармоничных отношений. Нравственные законы Морального кодекса основаны на этнопсихологическом развитии человека и определяют национальные особенности этикета, например, почитание древности, институт старшинства, ? мужчина, женщина, честь, добро и зло, земля, культ красоты и гармонии, военное дело, верность Родине и т.д.

Однако успешное проведение нравственного воспитания было немыслимо без одновременного развития ума, который народ считал необходимым атрибутом совершенной личности. Основное направление умственного воспитания подрастающего поколения было связано с овладением научными знаниями о природе, обществе, человеке, в конечном итоге - с развитием познавательных способностей. Сущность идеала умственного воспитания в народной педагогике горцев раскрывается на уровне достижений прогрессивной гуманной педагогической мысли своего времени.

Вместе с тем в народной педагогике сложился и эстетический идеал, определяющий основное содержание эстетического воспитания новой смены. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие прекрасного, т.е. отображающий жизнь в её непрерывном развитии, что находило свое непосредственное воплощение в семейной и общественной жизни, культуре, труде. В идеал прекрасного народ включал также физическую красоту человека как единство формы и содержания. Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры самобытного горского искусства. Таким образом, в народной педагогике процесс развития у подрастающего поколения способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности является элементом духовного развития личности.

При формировании совершенной личности народные педагоги применяли средства народного воспитания. Под ними горцы понимали виды деятельности и средства информации, к методам относились пути и способы воздействия на рассудок, волю и чувство детей, т.е. уход за ребенком, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение, похвала, строгость, клятва и т.д. Направленные на формирование у детей самовоспитания они имели свои особенности по отношению к социальному статусу родителей, но определялись спецификой возраста детей. Однако общение с родителями и родственниками являлось в воспитании определяющим фактором, здесь опыт общения накапливался по принципу: целесообразность - красота -нравственность. Также средствами социализации являлись традиции и обычаи, в которых молодежь принимала активное участие.

Технология гармоничного воспитания личности воплощена также во всех произведениях горского фольклора: притчах, пословицах, поговорках, сказках, легендах, песнях, рассказах и т.д., которые являются методическими ориентирами в современной теории и методике воспитания.

В ходе исследования было выявлено, что изучение идей народной педагогики о воспитании идеальной личности, накопленным в ходе исторического развития этноса, - одна из насущных потребностей современной школы, семьи и общества. Знание основ народной мудрости о всестороннем воспитании, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимы учителям, классным руководителям, родителям, воспитателям, поскольку всё это обогащает их педагогическую и общую культуру. Проведённое исследование позволило разработать в помощь учителю спецкурс «Развитие национального характера на народном идеале воспитания», который органически вошел в школьный предмет «Традиционная культура осетин».

Таким образом, раскрытие сущности и характера воспитания совершенного человека у горцев, его определяющих факторов и положительных сторон имеет важное научно-практическое значение для школы и педагогики всего Кавказа, делает актуальным изучение богатейшего воспитательного опыта народов этого региона, заключенного в традициях, формировавшегося на протяжении тысячелетий, для использования его рациональных элементов в работе современной школы и всестороннего формирования подрастающей смены. Поэтому многие вопросы богатого духовного педагогического наследия горских народов могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зангиева, Марина Жураповна, 2010 год

1. Абаев В.И. Нартовский эпос //Известия Северо-Осетинского научно исследовательского института. Т. X. - Дзауджикау, 1945. - 321 с.

2. Абаев В.И. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. - 567 с.

3. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -Орджоникидзе, 1977. 657 с.

4. Абаев В.И. Нартовский (нартский) эпос. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. - 786 с.

5. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 1962.-452 с.

6. Абдуллаев М.Г. О характере и формах проявления некоторых этнических предрассудков в быту (на материалах Северного Кавказа) //Уч. зап. Ставропольского пед. инс-та. Ставрополь, 1971. - С. 230.

7. Авеев С.Б. Ногайские народные праздники. М., 1967. - 234 с.

8. Аветисян P.P. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа в период феодализма. Владикавказ, 2003. - 167 с.

9. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998. -453 с.

10. Агеев Р. Ритуальная обрядность у осетин и ее социально-педагогические аспекты //Народная педагогика. 2007. - № 5. - С. 2228.

11. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII -XIX вв. Нальчик, 1974. - 643 с.

12. Адыгэ псалъэжьхэр. Налшык, 1994. - 432 с.

13. Айдарова М.И. Идеал дагестанской женщины и ее роль в народном воспитании //Дагестан. 2004. - № 12. - С. 33-37.

14. Алироев И.Ю. Кувшин мудростей. Чеченские пословицы и поговорки. Грозный: Чеч.-инг. издат. «Книга», 1990. - 45 с.15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.