Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Александровна

  • Ильина, Елена Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Ильина, Елена Александровна. Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2002. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ильина, Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава первая

ШКОЛЬНЫЙ И ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Становление отечественного школьного и домашнего детского театра.

1.2. Педагогические проблемы и принципы театрального творчества учащихся.

1.3. Роль общественной инициативы в развитии художественно-эстетического воспитания детей и юношества, школьного и детского театров.

Выводы по первой главе.

Глава вторая

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГРАЖДАНСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТА

НИЯ УЧАЩИХСЯ

2.1. Использование средств театрального искусства в учебно-воспитательной работе.

2.2. Роль театра в организации разумного досуга детей и юношества.

2.3. Детская дореволюционная драматургия и ее образовательно-воспитательное значение.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX вв.»

Актуальность исследования. Войдя в глубокой древности в культуру и общественное сознание различных народов мира, театр стал для многих поколений школой жизни, средством постижения окружающей действительности, приобщения к сокровищнице человеческого гения. В наши дни, в условиях наработки ценностей информационного общества, интерес к театру значительно ослабевает. Под воздействием кино, телевидения, компьютерных игр резко снизилось образовательное и воспитательное воздействие театра на школьников. Сокращается количество школьных театров и драматических кружков, которые нередко рассматриваются современными педагогами как нечто устаревшее и не заслуживающее внимания.

Не замечать указанное обстоятельство для современной педагогики значило бы не только лишить нашу молодежь глубоких эстетических переживаний, но и возможности творчески развить свои способности и дарования, вырабатывать навыки коммуникативного общения, закреплять с помощью сценических героев школьные знания. Непреходящее значение театра для воспитания юных поколений очевидно, как очевидно и то, что проблема «школа и театр», нуждается сегодня в глубоком научном переосмыслении. А оно невозможно без детального изучения и обобщения прошлого педагогического опыта, без обращения к истокам отечественных традиций воспитания учащихся средствами театрального искусства.

В советский период отечественной истории проблемам приобщения детей и юношества к искусству театра уделялось, как известно, серьезное внимание. Именно в эти годы в нашей стране зародился профессиональный педагогический театр для детей и 'юношества - знаменитые тюзы, формулой которых стали слова одного из их основателей Л.А.Брянцева «Искусство - средство, воспитание - цель»'. Получила широкое развитие детская театральная драматургия. Подлинными праздниками детского творчества были систематические смотры и конкурсы школьных самодеятельных театров. Важной формой приобщения юных зрителей к большому искусству являлись всесоюзные недели «Театр и дети».

Проблемы художественно-эстетического воспитания школьников, в том числе и средствами театрального искусства, получили значительное освещение в педагогической и искусствоведческой литературе (О.А.Апраскина, А.А.Аронов, А.Я. Бруштейн, А.А.Брянцев, А.И. Буров, В.А.Верб, Д.И. Водзинский, Е.В. Квятковский, Б.Т.Лихачев, И.Л. Лю-бинский, В.В. Неверов, М.Г.Плохова, В.А.Разумный, Ю.И.Рубина, Н.И.Сац, Л.В.Тодоров, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н.Н. Шевелев и др.).

Определенное внимание исследователей было уделено истории досоветского детского, студенческого и школьного театра (работы В.П. Адриановой-Перетц, А.А.Аронова, А.Белецкого, В.Н.Вирен, С.Дворина, Е.П.Приваловой, Ф.Сегина, Б.К.Тебиева и др.).

Однако в обобщенном виде дореволюционный отечественный опыт воспитания учащихся средствами театрального искусства не нашел своего освещения в историко-педагогической и театроведческой литературе. Вне поля зрения исследователей остались многие вопросы, связанные с ролью театрального искусства в усвоении и закреплении школьных знаний учащихся, их гражданском, патриотическом и художественно-эстетическом воспитании. Практически неосвещенными оказались педагогические дискуссии, имевшие место в отечественной литературе под воздействием статьи Н.И.Пирогова «Быть и казаться» и многие другие яркие моменты, связанные с педагогическим осмыслением роли и

1 Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. Сб. - М.: ВТО, 11)7Ч. - С. II. значения театра и средств театрального искусства в воспитании подрастающих поколений.

Именно эти обстоятельства, наряду с актуальностью приобщения к искусству театра современной школьной молодежи, обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, позволили сформулировать его цель: сформировать целостное научное представление о сложившейся в России второй половины XIX - начала XX века практике воспитания учащихся средствами театрального искусства.

Объект исследования - общеобразовательная школа и внешкольные учреждения России второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - театральное искусство как средство воспитания детей и юношества.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX -начало XX века - обусловлены тем, что именно в этот исторический период появились первые научно-педагогические работы, в которых получили последовательное осмысление принципы воспитания учащихся средствами театрального искусства, а увлечение школьным театром приобрело массовый характер. Данный период истории отечественного школьного и детского театра является наименее освещенным в литературе.

Гипотеза исследования: передовая отечественная педагогика рассматриваемого периода, изучая и осмысливая влияние театрального искусства на воспитание и образование школьной молодежи, расценивала его как действенное средство в общей системе формирования гармонически развитой личности. При этом она исходила из того, что сама детская природа имеет много точек соприкосновения с искусством, родственна ему, что «художественный талант заключается в самом детстве». В педагогическом наследии прошлого заключается многое из того, что способно обогатить сегодняшнюю практику воспитательной работы школы, сделать ее более эффективной и соответствующей природе детского возраста.

Цель, предмет и гипотеза исследования выявили необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:

1. Изучить, научно осмыслить и обобщить творческое наследие ведущих отечественных педагогов и деятелей народного образования, уделявших особое внимание роли театрального искусства в воспитании детей и молодежи.

2. Выявить реальные достижения отечественной педагогической практики использования средств театрального искусства для воспитания и обучения учащихся.

3. Описать приемы и методы, которые использовались учителями-практиками общеобразовательных школ для усиления педагогического воздействия театрального искусства на учащихся.

4. Определить возможности творческого использования накопленного ранее опыта воспитания учащихся средствами театрального искусства в современной практике школьной и внешкольной воспитательной работы.

Методологическую основу исследования составляют концепции философской антропологии и философии творчества, ставящие перед человеком теургическую задачу преображения и одухотворения окружающего мира, признающие сродство человека с творческим первоисточником жизни. Принципиальное значение имело и обращение к методологическому положению о единстве логического и исторического в педагогических исследованиях, а также к принципу целостного подхода к личности воспитуемого. При анализе практики учебно-воспитательной работы использовались проверенные временем методологические критерии личпостно-деятельного подхода в обучении.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных мыслителей (М.М.Бахтин,

B.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, В.М.Соловьев, П.Б.Струве, П.А.Флоренский,

C.Л.Франк, Н.Г.Чернышевский и др.), педагогов (ГТ.П.Блонский, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров, А.Я.Герд, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф, Н.К.Крупская, П.Ф.Лесгафт, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, В.Ф.Одоевский, В.Я.Стоюнин, С.Т.Шацкий и др.), психологов (В.М.Бехтерев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.П.Кащенко,

A.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е. Румянцев и др.), искусствоведов и деятелей театрального искусства (А.А.Брянцев, Н.И.Сац, К.С.Станиславский, А.И.Южин и др.).

Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования классических философских работ, содержащих концепции художественного творчества (И.Кант, Ф.Шеллинг, Л.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), а также современных исследований по философии образования. Среди них следует, прежде всего, выделить работы

B.А. Разумного, и, в частности, его монографию «Художественная педагогика». Автор рассматривает художественную педагогику, использующую сокровенные тайны искусства во всех его проявлениях, осмысливающую и ретранслирующую их на массовое эстетическое образование, как провозвестник новой цивилизации2.

Для решения исследовательских задач и проверки рабочей гипотезы использован широкий комплекс методов историко-иедагогического исследования, в частности, метод взаимосвязи педагогического явления и сущности, метод актуализации, акцентирующий внимание исследователя на тех аспектах изучаемой проблемы, которые имеют особо важное Разумный В.Л. Художественная педагогика. - М., 1999. - С. 50. значение для современной теории и практики воспитания и образования, общенаучные методы анализа и синтеза, классификации, индукции и дедукции, сравнительный и сравнительно-исторический методы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1996-1997) осуществлен анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы о роли театрального искусства в воспитательном процессе, осуществлялось знакомство с современной практикой художественно-эстетического воспитания учащихся в школах Москвы и Московской области, Владимирской области и г. Мурома. На основе этого выявлена проблемная ситуация, сформулированы цель, объект и предмет исследования, разработаны его задачи и гипотеза.

На втором этапе (1998-1999) определены структура исследования, его методология и методы. Выявлена и изучена источниковая база. Осуществлен научный анализ собранного историко-педагогического материала, выработана авторская позиция в его освещении.

На третьем этане (2000-2002) обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

• определены место и роль, которую играло воспитание средствами театрального искусства в общей системе воспитания учащихся общеобразовательной школы России второй половины XIX - начала XX века;

• выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, позволяющие обогатить эмпирическую базу современной педагогики и повысить теоретический уровень исследований, посвященных влиянию средств театрального искусства на повышение качества знаний учащихся и совершенствование их воспитания;

• изучены важнейшие организационно-педагогические условия эффективного использования средств театрального искусства в практике учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений. Практическая значимость исследования состоит в возможности творческого использования освещенного в нем педагогического опыта в практике современной учебно-воспитательной работы. Исследование позволяет расширить, углубить и переосмыслить имеющиеся представления о месте и роли средств театрального искусства в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, восстановить сложившиеся в досоветский период отечественной истории и незаслуженно забытые в настоящее время традиции учебно-воспитательной работы. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, заместителю директора по воспитательной работе, учителю, педагогу дополнительного образования в организации содержательного досуга, развитии и совершенствовании форм детского коллективного творчества.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, всесторонним набором методов историко-педагоги чес кого анализа, логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода.

Достоверность научных результатов обеспечивается также репрезентативной источниковой базой.

В диссертационном исследовании использованы такие категории ис-торико-педагогических источников, как:

• документы и материалы высших органов власти, Министерства народного просвещения, регламентировавшие общую постановку учебно-воспитательной работы в учебных заведениях России рассматриваемого периода;

• материалы педагогических съездов и съездов театральных деятелей страны;

• труды ведущих отечественных педагогов, психологов, деятелей детского театра;

• материалы периодической печати (педагогической, театральной и общего характера);

• мемуарная и эпистолярная литература.

Наряду с печатными источниками в диссертации использованы материалы коллекции документов Государственного центрального музея театрального искусства имени А.А. Бахрушина, сотрудникам которого автор выражает искреннюю признательность за оказанную помощь в работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах посредством публикаций в печати, лекций, семинаров. Выводы и результаты исследования использовались в организации художественно-эстетического воспитания студентов Муромского педагогического колледжа, их подготовке к проведению учебно-воспитательной работы со школьниками.

На защиту выносятся следующие основные положения: • воспитание учащихся средствами театрального искусства занимало существенное место в общей системе учебно-воспитательной работы отечественной школы второй половины XIX - начала XX века, а также во внешкольной просветительской и воспитательной деятельности;

• это место определялось, как способностью искусства театра оказывать глубокое эмоциональное воздействие на внутренний мир детей и подростков, так и природной их склонностью к сценическому перевоплощению, творческому самовыражению через драматическую игру, являющимся непосредственным продолжением детских игр;

• характерной чертой отечественной педагогики рассматриваемого периода являлось глубоко продуманное, критическое отношение к проблеме «театр и дети», высокая требовательность к содержанию детского театрального репертуара, постоянная апелляция к педагогическим и нравственным критериям;

• именно на этой благодатной почве зародился такой существенный феномен отечественной культуры как профессиональный детский драматический театр, получивший свое массовое развитие в советскую эпоху;

• активное использование учителями отечественной школы конца XIX - начала XX столетия в повседневной практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства, и в первую очередь драматизации (театрального изображения) учебного материала, уроков выразительного чтения способствовало значительному повышению качества образования, формированию у учащихся устойчивого интереса к знаниям;

• обращение к педагогическому опыту прошлого, в котором театральное искусство служило важнейшим эмоциональным средством воспитания детей и юношества, более глубокого и осознанного усвоения учебного материала, является одной из актуальных педагогических потребностей современной школы, страдающей отсутствием интереса к внутреннему миру своих воспитанников, нередко отдающей эмоциональное воспитание учащихся на откуп коммерциализован-ным и педагогически ущербным средствам масс-медиа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, который содержит 355 наименований. Диссертация оформлена на 169 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ильина, Елена Александровна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Анализ практики учебно-воспитательной работы отечественной школы конца XIX - начала XX века показывает, что средства театрального искусства, и в первую очередь такие, как драматизация учебного материала и выразительное чтение, находят свое широкое применение. Пионерами театрализации являлись преподаватели иностранных языков, неизменно добивавшиеся высокого качества усвоения учащимися учебного материала. Постепенно методом драматизации овладевают преподаватели русского языка и словесности, отечественной и всеобщей истории, географии. Если в часы учебных занятий используются отдельные театрализованные фрагменты, то во внеурочное время продолжением этой практики становятся ученические театральные постановки драматических произведений классического репертуара, инсценировки прозаических и поэтических произведений отечественных и зарубежных авторов. Школьные театры не только способствовали повышению качества знаний, расширению культурного кругозора учащихся, но и формированию сплоченных ученических коллективов, дружбы и сотрудничества между учащимися, укреплению их взаимопонимания с педагогами.

2. Театральное искусство становится в рассматриваемый период важным средством организации культурного досуга детей и подростков, в том числе и тех, которые были лишены возможности полноценного

107 См.: llJep Н. Несколько вступительных слов // Детский театр. /Под ред. Н.Шер, - Л., 1925. - С. 7. развития в семье. Передовыми педагогами-общественниками проводится большая работа по привлечению «детей улицы» в художественные коллективы, организации для них литературно-музыкальных праздников, театральных постановок.

Эффективность педагогического воздействия средств театрального искусства на детей и подростков во многом зависела от качества детского театрального репертуара. Благодаря привлечению общественного мнения к проблеме «театр и дети», аргументированного доказательства необходимости театра в детской жизни, складываются новые критерии «литературы маленького народа», достойное место среди которой начинает занимать детская драматургия. Произведения для детского и юношеского театра, появившиеся в конце XIX -начале XX века, отличались художественными многообразием, многие из них имели четко выраженную педагогическую направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общие итоги диссертационного исследования, необходимо отметить, что использование в практике школьной и внешкольной учебно-воспитательной работы рассматриваемого периода средств театрального искусства имело важное позитивное значение для ее совершенствования. Использование этих средств способствовало расширению общего и художественного кругозора учащейся молодежи, поднятию ее культурного уровня, развитию эстетического чувства и художественного вкуса, расширению базы социального опыта, становлению духовного мира личности.

Систематическое обращение педагогов к средствам театрального искусства приучало детей и подростков к более детальному и глубокому анализу входивших в программу обучения литературных произведений и явлений окружающей действительности, развивало наблюдательность, инициативу, творческое воображение, повышало культуру речи и поведения, способствовало формированию ясности нравственных понятий.

Ведущим средством художественно-эстетического воспитания и приобщения молодых россиян к ценностям отечественной и мировой культуры и образования являлся школьный театр. За два с лишним столетия своего развития в России он проделал трудный путь. Если в первые десятилетия своего существования отечественный школьный театр ориентировался преимущественно лишь на пропаганду ценностей христианской веры и нравственности, а в середине XVIII столетия стал одним из важнейших источников формирования профессионального театра в стране, то в XIX веке школьный театр, наряду с детским домашним театром, развивавшимся параллельно, уже прочно входит в арсенал средств педагогического воздействия на формирующуюся личность.

В постановке школьного спектакля лучшие педагоги видели самый естественный способ для ознакомления учащихся как с внешними условиями правильной постановки пьесы, с ее исторической, этнографической и бытовой стороной, с ее стилем и конструкцией, так и с психологией героев пьесы и ее основной идеей.

Эволюция школьного и педагогически организованного домашнего любительского детского театра связана с растущим осознанием педагогами необходимости индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования у своих воспитанников духа индивидуальности, предприимчивости, инициативы, любознательности. Активно используя в педагогической практике интерес детей и подростков к драматизации, лучшие учителя России добивались значительных успехов как в усвоении учащимися учебного материала, так и в формировании целостных личностей, благородных в своих нравственных поступках и помыслах людей, умеющих видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве.

Велико было значение театра и как художественной формы организации досуга детей и юношества. Как показывает знакомство с биографиями выдающихся деятелей отечественной культуры (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский и др.), с раннего детства испытавших на себе плодотворное влияние театрального искусства, приобщение к искусству театра оказывало значительное воздействие не только на формирование у юношества потребности в творческой деятельности, но и на формирование духовно-психологических установок и нравственных предпочтений. В процессе приобщения к театру растущая личность гораздо активнее «находила себя» в актуализированных обществом культурных ценностях.

Важнейшим достижением отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX века явилось признание необходимости включения воспитания средствами театра в общую систему учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений для детей и молодежи.

Фундаментальной научной основой такого подхода являлось философское осмысление понятия «игра». «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры, - писал А.В.Луначарский. -Это - освобожденный от прямой нужды, от работы (рабства) человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь внутренним своим законам, лишь жажде каждой части своего организма - развернуться. Успенский мечтал о воспрямленном человеке: да, этот воспрямленный человек не ходит, спотыкаясь, а грациозно танцует, - не говорит, заикаясь, а вольно поет или ритмично декламирует. Охоту, бой, повседневный труд, любовь он, еще дикарем, в часы досуга, превращает в театральное действо, хоровод, игру, которую считает обрядом, в которой чувствует нечто священное, в которой одновременно наслаждается свободой ог навязанной извне «работы» и чует восторженной душой присутствие внутреннего закона, закона прекрасной человечности. Вот почему для греков было ясно, что началом всяких наук является празд OS ность, что в основе школы лежит она.» .

Уже позднее, в 1938 году, вышла в свет знаменитая книга выдающегося мыслителя XX века, нидерландского историка культуры И. Хёйзин-ги «Хомо луденс» («Человек играющий»), в сути своей повторившая то, к чему в процессе изучения детской игры и детского театрального творчества на своем, более узком и конкретном уровне пришла педагогическая науки и практика: игра как процесс есть факт духовной жизни, игра есть очень самостоятельная категория, игра есть свободная деятельit о ность, и т.д.

Луначарский А.В. Вместо введения // Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. -№ 1. Пг„ - 1918. - С.1.

См.: Хёйзиш а Йохан. Попю ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с иидерл. / Общ. ред. им моелесл. Г.М.Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.

Восстановление воспитательного потенциала школьного и детского самодеятельного театра в современных условиях диктуется не только потребностями организации досуга учащихся, но и особенностями стадиального становления психики личности. Ступени становления духовного мира личности никогда не начинаются с вершинных результатов филогенетического процесса, напротив, они значительно повторяют стадии исторического развития всего человечества110.В этой связи в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры.

Формирование полноценного субъекта культуры, являющееся одной из важнейших задач общеобразовательной школы, возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта. В этом отношении искусство театра обладает уникальными возможностями, которые должны быть сполна использованы современными педагогами. *

110 См. Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс // Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. - С. 75.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ильина, Елена Александровна, 2002 год

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, СОВЕТА МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Тт. 1 23. -СПб., 1881-1913.

3. Всеобщее обучение: Сб. законов и правительственных распоряжений. / Сост. К. Денисов. Вып. 1 -З.-СПб., 1913-1916.

4. РАБОТЫ ВИДНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ НАРОДНОГО1. ОБРАЗОВАНИЯ.

5. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 г. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

6. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Ввод. ст. В.З. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1953. - 412 с.

7. Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь. Успехи и культурная сила народного театра. // Русский начальный учитель. -1901.-№4.-С. 168-169.

8. Вахтеров В. П. Всеобщее обучение. М., 1897. - 32 с.

9. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М., 1913. - 584 с.

10. Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. М., 1907. - 28 с.

11. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б.Е. Райкова. М.: АПН РСФСР, 1953. - 208 с.

12. Кант И. О педагогике // Хрестоматия по истории педагогики. Сост. И.Свадковский. Т.1. М., 1935. - С.585-595.

13. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика 1982 - 704 с.

14. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. - СПб., 1914. - 212 с.

15. Каптерев П. Ф. Новые движения в области народного образования к средней школы // Современные педагогические течения / Сост. П. Ф. Каптерев и А. Ф. Музыченко. М.: Польза, 1913. - С. 5 - 103.

16. Каптерев Г1. Одно из новых направлений в педагогике // Школа и жизнь. 1912.- №2.

17. Крупская Н. К. Педагогические сочинения.: В 6 т./ Под. ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. М.: Педагогика, 19781980.

18. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А.М.Арсеньева и др. -М.: Педагогика, 1976. 640 с.

19. Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Правда, 1987.16. . Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.Н.Волкова. М.: Педагогика ,1985. - 352 с.

20. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М.,1981.

21. Рачинский С. Народное искусство и сельская школа // Русь. 1882. №№ 40-42.

22. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т.Губко. М.: Педагогика. 1991. 240 с.

23. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1954.-409 с.

24. Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М., Педагогика, 1989540 с.

25. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988 1990.

26. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т./ Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962-1965.

27. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980.1. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ

28. Коллекция документов Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина.

29. МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. УЧЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ТРУДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ1. 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. СПб., 1898. - 404 с.

30. Доклады первому общеземскому съезду по народному образованию 1911 г.: В 2 т. М., 1911.

31. Материалы по реформе средней школы. Пг., 1915.- С.328-333.

32. Настольная книга по народному образованию. В 2 т./ Сост. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. - Т. 1. - СПб., 1899. - 713 с.

33. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. 1. -СПб., 1905.-267 с.

34. Первый Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановление школьной секции съезда // Школа и жизнь.- 1916. № 2. Стб. 56-60.

35. Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России, 1903 1904 гг. - СПб., 1906. -XVI. - 115 с.

36. Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая 4 июня). - СПб., 1906. - 280 с.

37. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912 1913г. - Пг., 1914. - 464 с.

38. Ю.Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1903 -1904) . Отчет. Под ред. А.Н.Глаголева. 4.1-2. -М. 1904. - 680 с.

39. Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30.XII 1912 г.-6.1 - 1913 г. - Т. 1. - СПб. - 672 с.

40. ДНЕВНИКИ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА

41. Бенуа А.Н. Из воспоминаний//-Речь. 1912.-2 ноября.

42. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М: ВТО, 1979. - 296 с.

43. Данилыч (Иванов Ф.Д.) Из опыта внешкольной работы. Воспоминания о работе в дореволюционной деревне. М., 1924. - 104 с.

44. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л.: Лениздаг, 1991.-271 с.

45. Острогорский В.П. Из истории моего учительства. Как я стал учителем. (1851-1864). СПб., 1895. - 293 с.

46. Семенов Д.П. Школьные воспоминания // Пятидесятилетие школы К.И. Мая. 1856-1906. СПб., 1907. - С.136-142.

47. Чарнолуский В. И. Из воспоминаний об учительском союзе эпохи первой русской революции // Народный учитель. 1925. - № 11. -С. 57-61.

48. Философов Д.В. Майские жуки // Речь. 1910. - 31 октября.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

49. Вестник воспитания. -М., 1890 1917.

50. Вестник народного образования. СПб., 1911-1916.

51. Воспитание и обучение. СПб., 1877- 1917.

52. Для народного учителя. М., 1905 - 1917.

53. Известия Всероссийского педагогического общества. СПб., 1915 -1917.

54. Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1860 -1917.

55. Искусство и жизнь. Пг., 1915.

56. Народное образование. СПб., 1896 - 1917.

57. Народный учитель. М., 1905- 1915.

58. Образование. СПб., 1892 - 1909.

59. Педагогическая хроника. СПб., 1878 - 1885.

60. Педагогический листок. СПб. М., 1871 - 1917.

61. Педагогический сборник. СПб., 1864 - 1917.

62. Русская школа. СПб., 1890- 1917.

63. Свободное воспитание. М., 1907 - 1918.

64. Техническое и коммерческое образование. СПб., 1892 - 1917.

65. Художественно-педагогический журнал. СПб., 1910-1914.

66. Школа и жизнь. СПб., 1907-1916.

67. ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАННАЯ ДО 1917 ГОДА

68. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. СПб., 1900. -351 с.

69. Алчевская Х.Д. Несколько слов по поводу детского театра // Что читать народу. Т.1. СПб., 1884. - С. 347-354.

70. Алчевская Х.Д. Театр в Харьковской мужской воскресной школе. (Из школьного дневника. 20 апреля 1894 года). // Салтыкова М.Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. - С.262-268.

71. Анастасиев А. Школьные праздники в деревне // Педагогический листок. ~ 1907. № 6. С. 413-445.

72. Андреев К. Нечто об ученических внеклассных занятиях и развлечениях (По поводу доклада А.Д. Алферова об ученических спектаклях в школе) // Русские ведомости. 1902. - 21 мая.

73. Анель. К вопросу о постановке спектаклей для детей // СреднеАзиатская жизнь. 1908. - № 42.7. «Антигона» на сцене Юрьевского реального училища // Гермес.-1908. -№ 16.

74. Антропов Р. Юные жертвы // Театр и искусство 1904. - № 20.

75. Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861. - 386 с.

76. А.П.Б. (Один из педагогов) К вопросу о школьных спектаклях // Русская школа. 1904. - № 12. - С. 82-86.

77. Бахтин Н.Н. Вопрос о публичности детских спектаклей // Народное образование. 1914. № 5-6. С. 591-594.

78. Бахтин Н.Н. Воспитательное значение театра // Сборник педагогических статей в честь редактора журнала «Педагогический сборник» А.Н.Острогорского. СПб., 1907. - С.321-345.

79. Бахтин Н.Н. Детский театр // Что и как читать детям. 1912. - №. 7. -С. 1-7.

80. Бахтин Н.Н. Детский театр и его значение для народной школы. Доклад, прочитанный на 1 Всероссийском съезде по вопросам народного образования // Художественно-педагогический журнал. -1914. -№№2-3.

81. Бахтин Н.Н. Обзор пьес для детского и школьного театра // Русская школа, 1911. -№№ 10-12.

82. Бахтин Н.Н. Обзор пьес для школьного театра за 1911 год // Педагогическое обозрение. 1912. - №№ 3-6.

83. Бахтин Н.Н. Репертуар детского театра. Доклад на диспуте в Петроградском обществе дошкольного воспитания. // Школа и жизнь. -1914. -№46.

84. Бахтин Н.Н. Рождественские спектакли // Искусство и жизнь. 1915. № 1.С. 7-12.

85. Бахтин Н.Н. Школьный праздник. Вып. 1. Школьный майский праздник. Сборничек для декламации и пения во время праздниковдревонасаждения и «Майских союзов». С нотным приложением и рисунками. Изд. 2-е. СПб., 1914. - 60 с.

86. Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. СПб., 1905.

87. Боцяновский Детский театр // Художественно-педагогический журнал. 1910. -№ 1.-С. 4-6.

88. Бурнашев М. Театр при Императорской академии художеств в ХУШ в. // Старые годы. 1907. № 7-9. - С. 391-401.

89. Бурьянов В. О театре (тетрадка первая) // Бурьянов В. Детские игрушки, театр и камер-обскура. Книжка-гостинец. СПб., 1837. - С. 37-62.

90. Буткевич А. Воспитательное значение детского театра // Воспитание и обучение. 1909. - № 5, - С. 145-158.

91. Вайсбах М. Роль рисования при обучении и воспитании // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 6. - С.71 -74.

92. Вайсбейн М. Эстетическое воспитание // Художественно- педагогический журнал. 1911. - № 14. - С. 197-198.

93. Вебер Э. Рисование на классной доске // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 13. - С. 177-180.

94. Вейнберг П. Гимназисты-актеры и писатели. Письмо в редакцию // Русская школа. 1904. - № 7-8. - С. 163-168.

95. Велский (Великопольский) А. Записки педагога. СПб., 1909. - 227 с.

96. Виппер Р. Специальная подготовка преподавателя средней школы, или поднятие его положения. М., 1898. - 25 с.

97. Владимирский Ф. Пение в жизни и школе // Педагогический листок. 1907. - № 8. - С. 553-562.

98. Власенко Н. О посещении моими ученицами театра // Салтыкова М.Н. Хроника воскресных школ. М., 1900. - С. 268-270.

99. Вопросы народного образования в Московской губернии. Вып. 2 / Сост. В. В. Петров. - М., 1899. - 195 с.

100. Всероссийский учительский съезд // Народный учитель. 1914. № 11 12.-c.3- 10.

101. В. В-ский Домашний спектакль учеников Виленской классической гимназии // Виленский вестник. 1869. - № 25.

102. В.Ш. К вопросу о спектаклях в учебных заведениях (Из письма в редакцию) //Педагогический сборник. 1883. № 3. - С. 215-222.

103. Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1906. -153 с.

104. Георгиевский J1. «Царь Эдип» на сцене «Китайского театра» в Царском Селе // Всемирная иллюстрация. 1893. 1-е полугодие. № 17.

105. Гимназия имени И. и А. Медведниковых в Москве // Русская школа. 1904. - № 12. Педагогическая хроника. - С. 75-81.

106. Грингмут В. О постановке «Антигоны» Софокла в Царскосельской гимназии и Лицее Цесаревича Николая // Московские Ведомости. -1891. -№ 155.

107. Грингмут В., Шепелев Н., Любомудров С. Ученические спектакли в женской классической гимназии. М., 1897.

108. Двадцатилетие московской частной гимназии Ф.И.Крейман. М., 1884.

109. Дети на театральных подмостках // Учитель. 1866. - Т.У1. - № 1. -С.35-36.

110. Детские досуги, или Собрание повестей, анекдотов, исторических статей, драматических пьес к детскому понятию. Издал Иван Сле-пин при помощи литераторов. СПб, 1829. - 373 с.

111. Детский домашний театр. Художественный сборник избранных пьес для детских домашних спектаклей. Сост. И. Корецкий. СПб, Б.г. - 40 с.

112. Детский отдел на летних гуляньях. Невского общества устройства народных развлечений // Народный театр. Сборник. М., 1896. С.37-40.

113. Детский театр и живые картины. Собрание театральных пьес и сюжетов для живых картин, с объяснением устройства домашнего театра и постановки живых картин / Сост. Ал.П. СПб., 1852. - 4.1. -204 с. 4.2.-224 с.

114. Детский театр. Каталог изданий Н.Н.Бахтина. Г1г., 1915.- 12 с.

115. Ежегодник народной школы. Вып. 1 / Под ред. В. И. Чарно-луского. - М., 1908. - 461 с.

116. Заборский А. К вопросу о комбинации полезного с приятным // Педагогический листок. 1903. - № 5.

117. Звягинцев Е. А. Народная жизнь и школа. Вып. 1, - М., 1915. -130 с.

118. Звягинцева А. Вредны ли спектакли для детей? // Вестник воспитания. 1904.-№7.-С. 73-98.

119. Игнатов И.Н. Театр и зрители. М., 1916. - 342 с.

120. Идеалы народной школы / Сост. 0. В. Кайданова. М.,1905. - 39 с.

121. Интеллигенция в России: Сб. ст. СПб. 1910. - 259 с.

122. Кирьяков В. В. Съезд учителей земских школ Московского уездного земства // Русское Богатство. 1902. - № 1. - С. 224 -256.

123. Клетнова Е. О театре для детей // Русское дело. 1889. - № 2.

124. Комедия Аристофана на сцене частной гимназии Крейман // Московские Ведомости. 1884. - № 23.

125. Конорская М. Детский театр, его вред и польза. (Книжки «Педагогического листка», «Задушевного слова») 1901. - Изд. Вольфа. - 16 с.

126. Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения. Опыт систематического изложения теоретических основ и приемов преподавания. -СПб., 1892,- 160 с.

127. Косоротов А. Небо на сцене // Театр и искусство. 1910 - № 30.

128. Кошкина Н. Детские развлечения // Воспитание и обучение .- 1904. -- № 4. С. 175-180.

129. Кремлев А.Н. К вопросу о так называемом детском театре // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии в С.Петербурге в 1909 г. 1-5 июня. СПб., 1910. - С. 346-349.

130. Крон С. Дети на сцене // Петербургская жизнь. 1900,- № 484.

131. Круглов А. Детский театр // Вестник Воспитания. 1893. - № 3.

132. Крымский С. Воспитание и театр // Семья. 1903. - № 50. - С. 8-9.

133. Лавров Я. Записки по педагогике и дидактике. 2-е изд. - Псков, 1913.-324с.

134. Ландграф Замечательное психологическое явление // Киевлянин. -1869.-№ 14.- С. 1.

135. Лебедев В. Обзор детской, школьной и хоровой музыкальной литературы. СПб., 1904.

136. Локог Т., профессор. Пощадите детей! ( О кинематографе) // Новое время. 1910. -№ 12423.

137. Луговой А. О росте и упадке. XVII. // Новости. 1902. - № 219.

138. Манассеина 11. Праздник // Художественно-педагогический журнал- 1910.-№7.

139. Менщиков А. Педагогический праздник в Москве // Московские Ведомости. 1866. - 16 апреля.

140. Межуев П. Г. Современная школа в Европе и Америке. М., 1912.- 247 с.

141. Миронов А.А. Задачи и средства эстетического воспитания в средней школе. // Русская школа. 1901.- № 12.

142. Мищенко Л. Игры детей и художественное воспитание // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 12. - С. 161 -165.

143. Мищенко Л. Психология искусства и фантастические образы // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 23. - С. 333-335.

144. Музей русской старины кн. М.К.Тенишевой // Художественно-педагогический журнал. 1911. № 11. - С. 151-152.

145. М.Ив.Ш-фъ Детский театр // С-Петербургские Ведомости. 1902.-№ 226.

146. Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. Высшее, среднее и низшее. СПб., 1895. - 490 с.

147. Народное образование на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году / Сост. Е. Ковалевский. СПб., 1897- 361 с.

148. Николаев С. Античные трагедии на ученической сцене // Педагогический еженедельник. 1893-1894. № 12.

149. Н.М. Ученические развлечения // Педагогический еженедельник. -1893-1894. -№ 1.

150. Образовательные спектакли П.И.Вейнберга // Искусство. 1883. - № 8.

151. Обухов А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М., 1910. - 207 с.

152. Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. --. Вып. 1. 2-е изд. - М., 1905. - 479 е.; Вып. 2. - М., 1902 - 556 е.; Вып. 3. - М., 1912. - 441 е.; Вып. 4. - М., 1912. -473 с.

153. Остен-Дризен Н.В. Влияние театра на юношество (Доклад барона Н.В. Остен-Дризена «Влияние театра на юношество». Протокол заседания общего собрания СПб. Родительского кружка 6 февраля 1910г.// Воспитание и обучение. 1910. - № 10.

154. Острогорский А.Н. Репертуар школьных пьес // Педагогический сборник. 1883. -№3. - С. 204-214.

155. Острогорский А.Я. Предисловие к книге К.Гильти «Счастье» / Памятная книжка Технического училища за 1900 /01 учебный год. -СПб., 1901.- 162 с.

156. Острогорский В.П. Выразительное чтение как предмет обучения // Педагогический листок. 1895. - № 3. - С. 19-32.

157. Острогорский В.П. Несколько примерных уроков обучения детей выразительному чтению // Педагогический листок. 1895. № 4. - С. 20-38.

158. Отчеты об исполнении «Антигоны» в Петербургской гимназии // Гермес. 1908. -№№2, 7.

159. Петров Г. С. Школа и жизнь. 8-е изд.- СПб., 1903. -174 с.

160. Поворинская В. Нервность детей и детский театр // На помощь матерям. 1905. -№3.

161. Покатилов 3. (Бывший народный учитель). Детские спектакли и их влияние на развитие детей // Русский начальный учитель. 1889. -№ 12. Приложение. - С. 220-225.

162. Пробуждение и развитие художественного вкуса в детях // Художественно-педагогический журнал. — 1911. № 15. - С. 209-210.

163. Профессиональные учительские организации на Западе и в России: Сб.ст.-Пг., 1915. -295 с.

164. ЮО.Пругавин А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. 2-е изд.- СПб., 1895. - 547 с.

165. Розанов В. В. Сумерки просвещения: Сб. статей по вопросам образования. СПб., 1899. - 240 с.

166. Ростиславов А. Детскость в театре // Театр и искусство. 1910.- № 43.

167. Ростиславов А. О детских спектаклях // Художественно-педагогический журнал. 1910. - № 3.

168. Румянцев Н. Детский праздник // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 8. - 97-98.С.

169. Румянцев Н. О развитии творчества у детей // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 13. - С. 181-182.

170. Румянцев Н. Е. Педология, ее возникновение, развитие 9 и отношение к педагогике. СПб., 1910. - 82 с.

171. Румянцев Н. Обучение рисованию в связи с лепкой в первоначальной школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 1. -С. 7-8.

172. Соловьев-Несмелов Н. Драматические произведения в детской литературе и их воспитательно-образовательное значение // Педагогический листок. 1895. № 3. - С. 33-41.

173. Суздальцев К. Кооперация и просвещение. М., 1915.-47 с.

174. Театральные представления детей и подвижные игры детского сада //Детский сад. 1867.-№ 11-12. - С. 406-410.

175. Театр для пользы юношества. Пер. с франц. М.: Университетская типография, 1779-1780. - 412 с.

176. Тихеева J1. Драматическая литература и театр в детской жизни // Воспитание и обучение. 1897.- № 3. - С. 80-119.

177. ПЗ.Тичер П. Драматизация как один из методов современной школы // Народное образование. 1910 - № 11-12.

178. Толль Ф. Театр. // Голль Ф. Наша детская литература. СПБ., 1862.332 с.

179. Труды педагогической лаборатории при Московском педагогическом собрании / Под ред. А, Н. Бернштейна. Вып. 1.-М., 1909. -60 с.

180. Учебные заведения Ведомства Императрицы Марии. Краткий очерк.-СПб., 1906.-470 с.

181. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М.,1908. - 212 с.

182. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. -СПб.,1899. 264 с.

183. Федоров Б. Предисловие к книге «Детский театр». Изд. 2-е. СПб., 1835. 4.1. - С. 1-XVIII.

184. Франс А. Детские игрушки // Художественно-педагогический журнал. 1911. -№ 1. - С. 1-3.

185. Хижнякова М. Музыкальное образование в средней школе // Художественно-педагогический журнал. 1911. ~№ 7. - С.81-82.

186. Чарнолуский В. И. Вопросы народного образования на первом Общеземском съезде-М., 1912. 130 с.

187. Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образоваIния. СПб., 1906-78 с.

188. Чарнолуский В. И. Настольная книга по внешкольному образованию.-2-е изд.-Т. 1,-СПб., 1913.-501 с.

189. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909. - 90 с.

190. Чарнолуский В. И. Учительские организации в России. М., 1908.- 146 с.

191. Частный почин в деле народного образования. М.,1896.~ 361 с.

192. Чехов Н. В. Народное образование в России с бО-х годов XIX века. -М., 1912.-224 с.

193. Чехов 11.В. Школьные праздники и их воспитательное значение // Тулупов Н.В., Шестаков В.М. «Для народного училища». Вып. VI. -М., 1905.-32 с.

194. Чужаиов И. Школьный театр // Спутник средней школы и экстерна.- 1909. № 20-21. - С. 377-378.

195. Шадурская 3. Опыт народного театра // Художественно-педагогический журнал. 1911. - № 7. - С. 85-86.

196. Шварц А.Н. О постановке «Эдипа в Колоне» Софокла на греческом языке в гимназии Крейман // Годичной отчет гимназии Крейман за 1874 г.» М., 1875.

197. Шварц А.Н. О постановке «Андрии» Теренция на латинском языке 0, в гимназии Крейман // Годичный отчет гимназии Крейман за 1877г.» М., 1878.

198. Щеглов Н.Л. Спектакли и журналы в учительских семинариях // Русская школа. 1904.- № 12.- С. 87-89.

199. Эрманс С. О выразительном чтении и ученических спектаклях // Школа и Жизнь. 1907.- № 17-19.

200. Янишевский А. О любительских спектаклях в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1908. - № 10. - С. 303-308.

201. ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАННАЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА

202. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова, О.Е.Кошелевой. М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1986 .- 230 с.

203. Алексеев А. Рождественское древо // Домовой. 1995. - № 12. - С. 25-27.

204. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.-494 с.

205. Андрианова-Перетц В.П. Сцена и приемы постановки в русском школьном театре XVII-XVIII вв. // Старинный спектакль в России. -Л., 1928. С. 7-63.

206. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-477 с.

207. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

208. Апраскина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., 1956.

209. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. Изд. 5-е. М., 1948. - 335 с.

210. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.

211. Бабушкин Ю.У. Театр (в учебно-воспитательном процессе) // Педагогическая энциклопедия. Т.4. М.: «Советская энцик-лопедия», 1968. -Стб. 219-225.

212. Багреева Е.Г. Воспитание музыкой // Советская педагогика. 1986. № 12.-С. 45-46.

213. Бахтин Н.Н. Детский театр и его воспитательное значение // Игра. Непериодические издание, посвященное воспитанию посредством игры. № l.-IIr., 1918.-С.5-20.

214. Белецкий А. Старинный театр в России Т. 1. Зачатки театра в народном быту и школьном обиходе Южной Руси Украины. - М., 1923.- 103 с.

215. Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 263 с.

216. Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. Историко-статистический очерк М.: Статистика, 1964. " 195 с.

217. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С.К.Богоявленским. -М., 1914.-189 с.

218. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995,- 209 с.

219. Бруштейн А.Я. Советский театр для детей // Советский театр. К тридцатилетию Советского государства. Сб. статей. М., 1947. -420 с.

220. Вирен В.Н. Студенческий театр при Московском университете // Вестник МГУ. 1949. Вып.З. Сер. обществ, наук, вып. 7. С. 71-81.

221. Волков Ф.Г. и русский театр его времени. Сб. материалов / Отв. ред. Ю.А.Дмитриев. 1953. -254 с.

222. Воспитательная работа с учащимися IX-XI классов. / Под ред. И.С.Марьенко. М.: АПН РСФСР, 1961.-263 с.

223. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII в.-М., 1957.-262 с.

224. Ганелин Ш. И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней// Учен, записки Лен. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена. Каф. педагогики. 1947. -Т. 50.-252 с.

225. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Казанского. М.: Учпедгиз, 1950.-274 с.

226. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М.:Учпедгиз, 1940.-407 с.

227. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. «История русской педагогике с древнейших времен до Великой пролетарской революции», ч. 1. Сост. Н.А.Желваков. М. 1936.-С. 129- 131.

228. Гозенпуд А. Детские театры страны. М., 1976. - 120 с.

229. Гончаров Л. 11. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Историч. очерк. М.: Педагогика, 1972. - 320 с.

230. Гончаров Н. К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. - 408 с.

231. Гончаров Н. К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970.-362 с.

232. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. - 272 с.

233. Дадамян Г.Г. Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны (1914-1917). -М.: ГИТИс, 1987.- 77 с.

234. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М., 1948. 587 с.

235. Дети и театр // Театр. 1986. № 1. С. 106-107.

236. Детский революционный театр. М., 1924. - 158 с.

237. Детский театр. Под ред. Н.Шер. Л., 1925. - 232 с.

238. Детям. Сборник литературно-художественных произведений для детской художественной самодеятельности. Сост. К.Чуковский. -М.-Л.: Искусство, 1945. 160 с.

239. Дмитриев.С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в. -М.: Просвещение 1985. 256 с.

240. Днепров Э. Д. Методологические проблемы истории педагогики // Сов. педагогика. 1986. -№ 8. - С. 95 - 102.

241. Днепров Э. Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования // Сов. педагогика. 1986. - N 1. - С. 107-114.

242. Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1913 1977): Проблемы, тенденции, перспективы. -М.: АПН СССР, НИИ ОГ1, 1981. - 90 с.

243. Доватор Р. Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Сов. педагогика. 1985. - N 4. - С. 102 - 106.

244. Доватор Р. Л. Педагогическая печать России на рубеже двух веков //Сов. педагогика. 1987.-№6.-С. 114-120.

245. Доватор Р. Л. Проблемы семейного воспитания в прогрессивной русской педагогике (конец XIX начало XX вв.)// Сов. педагогика. - 1985. -№12. - С. 91 -95.

246. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. -152 с.

247. Ельницкий К. Очерки по истории педагогики. Пг. ,1918.- 129 с.

248. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., Педагогика, 1990.-240 с.

249. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. 2-е изд. -М., 191 8. - 88 с.

250. Зельцер С. А.А.Брянцев. М., 1962.

251. Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. 2-е изд. - Вологда, 1923. - 245 с.

252. Золотова Н. Александр Бенуа: воспоминания о празднике // Домовой. 1995. -№ 12.-С.115-120.

253. Искусство в школе. Сборник статей. М., 1964.

254. Историки спорят. 13 бесед / Под общ. ред. В. С. Лельчука М.: Политиздат, 1988. - 510 с.

255. Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, О.Е.Кошелевой М.: НИИ ОН АПН СССР, 1989. -216с.

256. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч. тр./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Е. А. Будилова, В. А. Кольцова. ~М.: Наука, 1990. -216 с.

257. Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст. / Под ред. Л. Н. Пушкарева и др.- М.:АН СССР, Ин-т истории СССР, 1984. 212 с.

258. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х сериях, в 12 т. Т. 6. Россия в период империализма. 1900 -1917 гг. - М.: Наука, 1968.- 854 с.

259. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Основы художественно-педагогической деятельности учителя литературы. Грозный, 1984.

260. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.

261. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. - 208 с.

262. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 года). М.: Госучпедиздат, 1947. - 247 с.

263. Константинов Н. А. Революция 1905 г. и школа / Доклады АПН РСФСР. 1957. - Т. 1. - С. 69 - 76.

264. Крупник Е.П. Формирование художественного отношения школь-никров к искусству // Советская педагогика. 1988. - № 6. - С.22-25.

265. Кувыкин В. Л. Философия Вл. Соловьева. Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли» М.: Знание, 1988. — 60 с.

266. Кузьмин М. Н. Школа и образование в Чехословакии (конец XVIII 30-е годы XX вв.). -М: Наука, 1971.-260 с.

267. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во., 1971. -278 с.

268. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ. -Минск, 1981.-334 с.

269. Левин Lll. М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX века. М.: Соцэкономиздат, 1958. - 512 с.

270. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983.

271. Любинский Л.И. Театр для детей: Облик героя в современной драматургии для детей и юношества. М., 1965.

272. Любомудров М.Н. Века и годы старейшей сцены. М.: Сов. Россия, 1891.-256 с.

273. Медынский Е. Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. 2-е изд.- М.: Госучпед-издат, 1938. - 512 с.

274. Михайлова А.Я. Особенности восприятия спектакля младшими школьниками // Советская педагогика. 1988. № 2. - С. 45-49.

275. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП,1980. - 294 с.

276. Невский В. Свободно-ботанические занятия с детьми // Свободное воспитание. 1918. - № 4-5. - С. 33 - 54.

277. Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР: Сб. ст. М.: Мое. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1972. -163 с.

278. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. - 352 с.

279. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в. / Отв. ред М.Ф.Шабаева. - М,: Педагогика, 1973. - 605 с.

280. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР; Вторая половина XIX века / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1976.-600 с.

281. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э.Д.Днепров. - М., 1991. - 448 с .

282. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941 гг. / Отв. ред. Я. П.Кузин, М. Н.Колмакова. М.,1980. -456 с.

283. Педагогический поиск / Сост. И. П. Баженова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

284. Перетц В.Г1. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве XVII и начала XVIII веков. // Старинные спектакли в России. Л., 1928.-С. 64-98.

285. Петровский А.В. Вопросы истории теории психологии. Избр. труды. М.: Педагогика , 1984. - 272 с.

286. Петрушин В.В. Взаимодействие школы, семьи, культурно-просветительных учреждений в музыкальном воспитании // Советская педагогика. 1984. № 7. С. 44-47.

287. Пискунов А. И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Сов. педагогика. 1964. - N 5. - С. 99- 104.

288. Плеханов А. В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Вып. 1. - Владимир, 1973. - 240 е.; Вып. 2. - Владимир, 1974. - 208 с.

289. Плохова М.Г. Совершенствование системы эстетического воспитания школьников // Вопросы истории школы и педагогики на этапе зрелого социализма. Сб. научн. трудов. НИИ ОГ1 АПН СССР. М, 1985.-С. 119-129.

290. Плохова М.Г. Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях (1960-1980) // Советская педагогика. 1984. № 1. С, 110-115.

291. Плюхин В.У. Формирование эстетической активности школьников // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 35-40.

292. Полозова Т.Д. Карл Маркс О воспитательной роли искусства // Советская педагогика. 1988. № 5. С. 21-27.

293. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.

294. Привалова Е.Г1. А.Т.Болотов и театр для детей // ХУШ век. Сб.З. -M.-J1., 1958.-С. 242-261.

295. Проблемы истории общественных движений и историографии М.: Наука, 1971.-472 с.

296. Программа факультативного курса «Театр как средство эстетического воспитания» для педагогических институтов. М., 1962.- 16 с.

297. Равкин 3. И. Историзм как методологический принцип педагогики // Сов. педагогика. 1985. -№ 10. - С. 47 - 54.

298. Равкин 3. И. Методологическая функция историко-педагогических исследований // Сов. педагогика 1984. № 12- - С. 50 - 56.

299. Равкин 3. И. Народ и школа: становление традиций демократизации // Сов. педагогика. 1987. - № 11. - С. 12-19.

300. Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (Ос-новополагания интегративной педагогики) М., 1999. - 65 с.

301. Разумный В.А. Художественная педагогика. М., 1999,- 74 с.

302. Раннап Х.Я. Развитие музыкально-певческой культуры учащихся. // Советская педагогика, 1984. С. 44 - 47.

303. Ю2.Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв.//Историч. записки. Т. 37.-М, 1951. - С. 28 - 80.

304. Рубина Ю.И. Драматический кружок в школе (5-7 кл.). -М., 1956.

305. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.

306. Русская драматургия последней четверти ХУП и начала ХУШ в. -М., 1972.-368 с.

307. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966. -203 с.

308. Сац Н.И. Дети приходят в театр. М., 1961.

309. Седельникова М. В. Н. В. Чехов видный деятель народного просвещения. - М.: Учпедгиз 1960. - 171 с.

310. Сенкевич В.М. Формирование нравственно-эстетического отношения к природе в процессе обучения литературе // Советская педагогика. 1984 № 11.-С.37-43.

311. Сетин Ф. Детский театр Андрея Болотова // Театр. 1973. № 9. С. 5557.

312. Сказка на сцене. Сборник статей. М., 1964.

313. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. - 222 с.

314. З.Смирнов В. 3. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. М.: Госучпедиздат^бЗ. - 312 с.

315. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского: Художественно-документальная повесть. -М.: Детская литература, 1987. 208 с.

316. Соломатина Т.Б. Развитие общественной инициативы в области начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. - М„ 1999. - 440 с.

317. Софронова Л .А. Поэтика славянского театра. М., 1981.

318. Стариков Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы.-М., 1988.-344 с.

319. Степанский А. Д. История общественных организаций дореволюционной России. ~М., 1979.

320. Степанский А. Д. Научные общества и съезды в России на рубеже XIX XX вв. и литература вопроса // Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст/ Под ред. Л. Н. Пушкарева. - М.: Ин-т истории СССР, 1984. - С. 187 - 210

321. Степанский А.Д. Научные общества при высших учебных заведениях дореволюционной России // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М. 1979. -С. 210-239.

322. Такташева Л.Е. Первые спектакли школьного театра и школа «Рождество Христово» из Соликамска // Панорама искусств. Сб. 5. -М., 1982.

323. Театр детства, отрочества и юности. Сборник статей о театре для детей. М.: ВТО, 1972. - 284 с.

324. Театр и школа. (Сборники статей). Вып. 1-9. М., 1957-1987.

325. Театр юных зрителей. 1922-1927. Опыт работы театра для детей и юношества. Сб. статей./ Под ред. А.И.Пиотровского. Л., 1927. -143 с.

326. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. (Историко-искусствоведческий очерк). Тула, 1977. - 247 с.

327. Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. - М.:Интеллект, 1996. - 251 с.

328. Тебиев Б.К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября // Сов. Педагогика. 1990. - № 1,2.

329. Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. -255 с.

330. Тимирязев К. А. Наука и демократия. Сб. статей.1904 1919 гг. ~ М.: Соцэкгиз, 1963.-498 с.

331. Титков Е.П. Образовательная политика Екатерины Великой. М., 1999. - 482 с.

332. Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.). М.: Наука, 1975. - 317 с.

333. Филиппов Вл. Великий русский самородок // Театральный альманах. 1946. № 1(3).-С. 171-185.

334. Филиппов Ф. Р. Социология образования М.: Наука, 1980. - 197 с.

335. Филиппова Л. Д. Из истории женского образования в России // Вопр. истории. 1963.-N 2.-С. 209-218.

336. Фроммет Б.Р. Русский социализм и кооперация. Пг.: Изд-во Кооп. мысль, 1919. - 127 с.

337. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX начала XX века. -М.: Наука, 1975.-367 с.

338. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. Ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.

339. Хрестоматия по истории педагогики / Под общ. ред. С. А.Каменева. В 4 т. - Т. 4. - Ч. 2. Сост. Н. А Желваков. -М.: Госучпедгиз, 1936. -516с.

340. Цимринг С. Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996. - 230 с.

341. Чарнолуский В. И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Нар. просвещение. -1925.-№10-11.-С. 34-33.

342. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Радянсь-ка школа, 1985. - 246 с.

343. Шимбарев П.Н., Огородников И.Т. Педагогика. Учебник для педагогических институтов. М., 1954. - 432 с.

344. Ширяева В. Школьный спектакль. М., 1959.- 180 с.

345. Школа России накануне и в период революции 1905 -1907 гг.: Сб. научных трудов. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. -М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОГ1, 1985. 220 с.

346. Школьный театр первой ступени. Методический и репертуарный сборник / Под ред. Н.Гернет и К. Шнейдер. J1., 1933. - 132 с.

347. Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы. М., 1963.9. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ

348. Агулина С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина XIX -начало XX веков): Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1996. - 18 с.

349. Андреева И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (Вторая половина XVIII начало XX века). Автореф. дис. . д-ра пед наук. - М., 1999. - 33 с.

350. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939 гг.): культурологический аспект. Автореф. . дис. д-ра культурологии. М., 1999. - 39 с.

351. Болгова A.M. Педагогические воззрения Екатерины II. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Белгород, 1999. - 23 с.

352. Вирен В.Н. Московский университет и его влияние на развитие московского театра (XVIII в.). Автореф. дис. . канд. искусствоведения.-М„ 1956. 16 с.

353. Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Автореф. . дис. канд пед. наук. М., 1999. - 17 с.

354. Козлова О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. Автореф. . дис.д-ра социол. наук. М., 1994.- 32 с.

355. Лазарева. Г.В. Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств (на примере музыки и литературы). Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1999. -19с.

356. Львов К. И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем. (В связи с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР): Дис. . д-ра пед. наук. М., 1946. -767 с.

357. Малыгина Е.А. Развитие ориентации художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства (В условиях Крайнего Севера). Автореф. дис. . канд. пед наук. М., 2000. 24 с.

358. Михайлова М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века: Дис. канд. пед. наук. М., 1966. - 311 с.

359. Отривной В.П. Формирование творческих способностей подростков в театральной студии. Лвтореф. .дис. канд. пед. наук. М., 2000. 20 с.

360. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917-1967). Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М„ 1989. - 41 с.

361. Смирнова И.Э. Формирование у школьников-подростков опыта освоения духовной культуры на внеурочных занятиях. Авторф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 22 с.

362. Соломатина 'Г.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XJX -началаXX века. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. 36 с.

363. Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала и XX в.: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 1991. - 379с.

364. Тебиев Б.К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в.: Дис. . канд. пед. Наук. - М., 1984. - 190 с.

365. Эрман О.Э. Реализация педагогических идей М.К.Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Автореф. . дис. канд пед. наук. М., 1999. - 17 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.