Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-е - 30-е годы) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Рагимова, Лариса Атанесовна

  • Рагимова, Лариса Атанесовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 161
Рагимова, Лариса Атанесовна. Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-е - 30-е годы): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1985. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рагимова, Лариса Атанесовна

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА . Ю

ГЛАВА П. СОДРУЖЕСТВО ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА В

ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ; V. .44

ГЛАВА Ш. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА

В ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ТЕАТРА (30-о годы) . . .101

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-е - 30-е годы)»

Искусство азербайджанского театра вносит значительный вклад в формирование духовной жизни своего народа.

Идейные предпосылки развития советского сценического искусства определяют пути утверждения азербайджанским и другими театрами нашей страны принципов социалистического реализма. Поэтому особенно важно проследить, как преломлялись эти общие для всего советского театра основы в отдельных сценических культурах народов СССР.

Становление национальной сценической культуры Азербайджана в 20-е - 30-е годы в значительной мере определялось развитием драматургии "и режиссуры. Изучение творчества крупнейших художников, представляющих эти сферы театрального искусства, помогает выделить творческие принципы, характеризующие развитие азербайджанского театра тех лет. Этот период неразрывно связан с идеологической борьбой, с утверждением национальной культуры, близкой широким массам трудящихся.

Новая революционная действительность требовала новых средств художественного выражения, и азербайджанский театр с первых своих шагов напряженно искал путей наиболее полного и глубокого воплощения великих событий эпохи. Существенное значение в этом процессе имело взаимодействие советской драматургии и театра, представленное в Азербайджане творческим союзом двух деятелей азербайджанской национальной культуры - драматурга Джафара Джабарлы и режиссера Александра Туганова. В результате творческой деятельности этих художников возникли образцы театрального искусства, проникнутые идеями гуманизма, гражданственности, выражавшие глубокое постижение деятелями советской сцены идей и эстетических принципов времени.

Русский актер и режиссер А.Туганов и драматург, пишущий на азербайджанском языке - Дж.Джабарлы, - составили уникальное творческое содружество, воздействовавшее на сложное идейно-творческое развитие театра и ставшее сильнейшим стимулом в его работе. С именами Джабарлы и Туганова связан определенный круг идей, формирование современного профессионального мастерства, художественные критерии и поиски азербайджанского театра. Эти сценические деятели определили важнейший этап в жизни азербайджанского театра, направление его развития, имевшее решающее значение для последующего развития национальной театральной культуры.

Тесная творческая связь азербайджанского драматурга и русского режиссера в процессе становления и развития азербайджанского театра - одно из проявлений процесса взаимовлияния сценических культур социалистических наций. Интернациональная направленность творчества этих художников подтверждает диалектическое взаимодействие интернационального и национального - качественной особенности социалистической культуры, проявившейся уже в первый период истории советского театра.

Творчество Дж.Джабарлы и А.Туганова давно привлекает внимание советских ученых, в азербайджанском театроведении неоднократно рассматривалась творческая связь драматурга Джафара Джабарлы и режиссера Александра Туганова, но процесс возникновения и развития этого содружества еще не осмыслен. Тема эта возникала лишь в результате изложения бесспорных фактов истории театра и не получала подробного самостоятельного освещения.

В трудах по истории азербайджанского театра, в частности, в фундаментальной работе Дж.Джафарова, дающей ценные сведения по истории национального сценического искусства, отражены результаты сценического процесса, описаны постановки, в создании которых участвовали эти художники. Тем не менее, пути создания спектакля, рождение постановочного замысла, обогащение авторской концепции в результате совместного творчества режиссера и драматурга нуждались в дополнительном исследовании.

Большая плодотворная работа Джабарлы и Туганова, рождавшая особую этическую, духовную атмосферу, в которой формировались актеры азербайджанской сцены и происходила перестройка сложного театрального организма, имеет непосредственное значение для определения путей развития сценических культур народов СССР в период их становления.

Изучение творческой практики Джабарлы и Туганова, воссоздание процесса, приводящего к завершению пьесы и ее сценическому воплощению, характер сценической интерпретации современной драматургии, - все эти проблемы сохраняют свое значение на сегодняшний день. Особые формы содружества этих художников предопределили создание идейно-художественной среды, ставшей питательной почвой для развития сценического искусства Азербайджана.

Для исследования процесса развития азербайджанского театра существенное значение имеет изучение хода репетиционной работы, описание творческой атмосферы, возникавшей при подготовке спектаклей, опыт содружества режиссера и драматурга с актерами, художниками, композиторами. Соотнесение хода подготовки спектакля и художественного результата, определявшегося после выпуска спектакля, важны для уяснения сущности эстетических принципов Джабарлы и Туганова, намечавших пути развития азербайджанского театра.

Для проведения исследования необходимым представляется изучение всего творческого пути этих деятелей азербайджанской сценической культуры. Принципы творчества Джабарлы и Туганова основывались на идейно-эстетических взглядах этих художников, они помогли определить методологические основы их совместной работы.

Джабарлы и Туганов пришли в азербайджанский театр разными путями, но их объединило воздействие художественного опыта русской культуры, близость к принципам русского реалистического театра. Они видели в театре "школу жизни", утверждали активное начало искусства, способствующего социалистическому развитию современного общества. Джабарлы и Туганов восприняли заветы В.Белинского, Н.Чернышевского, М.Щепкина, М.Ермоловой, К.Станиславского и претворили их в деятельности, направленной на формирование и развитие советского азербайджанского театра. Верные и убежденные последователи реализма, Джабарлы и Туганов активно боролись за утверждение завоеваний передовой русской культуры, защищая, противопоставляя ее реалистическую устремленность реакционным тенденциям, проникавшим в азербайджанский советский театр, в годы его становления.

Призывая к освоению передового опыта прошлого, прогрессивных художественных традиций, Туганов и Джабарлы искали в совместной работе новых путей в искусстве, стремились создать в азербайджанском театре тот нравственный климат, при котором складывается коллектив единомышленников. Обладая высоким профессиональным мастерством, они достигли большого нравственного авторитета, значительного влияния на труппу. Это дало им возможность утверждать в , сценической практике высокие принципы театрального искусства. Глубоко понимая природу азербайджанского театра, они верно определяли направление его развития, угадывали потенциальные возможности. Особое значение имеет изучение работы Джабарлы и Туганова с актерами.

Джабарлы и Туганов стали организаторами коллектива единомышленников, они воздействовали на развитие профессионального и нравственного облика актеров, на эстетические и этические воззрения деятелей азербайджанского театра. Вопросы идейности искусства, его социальной функции и художественности решались Джабарлы и Ту-гановым совместно с актерами, которым они стремились привить понимание общественной миссии художника, выступающего от имени народа и для народа.

Эстетические принципы этих театральных деятелей были основаны, прежде всего, на творчестве актера. Мысль об актере-художнике, актере-гражданине, о значении личности художника, его жизненного и духовного опыта при создании произведений искусства, - становится главенствующей в творчестве руководителей азербайджанского театра.

Творческий союз режиссера и драматурга отличался широтой взглядов. Они глубоко изучали жизнь и искусство, выступали против тенденций упрощения сложных явлений современности. Обладая чувством нового, Туганов и Джабарлы стремились раскрыть конкретное общественное содержание этих явлений. Устремленность передовых художников понять и выразить свое время было реализовано в совместном поиске нового героя, новых тем творчества. Создавая азербайджанский советский театр, режиссер и драматург достигли полного взаимопонимания.

Драматургия Дж.Джабарлы стала идейной и художественной основой развития азербайджанского театра в период его становления, задачи, стоящие перед всем советским театром, получили в творчестве драматурга своеобразное претворение, отразили особенности национальной культуры. В лице режиссера А.Туганова и актеров азербайджанского театра Джабарлы встретил тонких и умных интерпретаторов, идейных и творческих союзников. Поэтому результаты деятельности режиссера и драматурга становились творческим достоянием всего советского азербайджанского театра, а исследуемый в данной работе процесс определил направление развития национальной сценической культуры.

В процессе исследования использовались личные архивы Дж.Джабарлы и А.Туганова, архив театра им.М.Азизбекова, документы, хранящиеся в фондах театрального музея им.Дж.Джабарлы, в Рукописном фонде АН Азерб.ССР, в библиотеках и архивах театров Баку, Центрального архива литературы и искусства республики, архива ВТО и АзТО, а также материалы личных архивов деятелей азербайджанского театра А.Шарифзаде, М.Давудовой, М.Марданова. Ценный материал для работы дали беседы со старейшими актерами азербайджанского театра, проведенные и записанные диссертантом.

При анализе спектаклей и при определении замысла их создателей были использованы режиссерские экземпляры пьес, режиссерские планы, докладные записки, подготовленные Тугановым и Джабарлы в период работы над спектаклями. Были тщательно изучены программы, фотографии постановок и снимки мастеров азербайджанской сцены в ролях, макеты декораций, эскизы костюмов и другие материалы, фиксирующие ход работы над спектаклями. Были обнаружены и использованы источники, освещающие важные стороны жизни азербайджанского театра, - в частности, неопубликованная переписка между Дж.Джабар-лы и Тугановым. Много материалов содержится и в воспоминаниях А.Туганова об азербайджанском театре, часть которых при участии диссертанта в качестве составителя опубликована в 1980 году республиканским издательством "Язычы".

Для подкрепления ряда положений, выдвинутых в данной работе, диссертант обращался к труду, изданному Академией наук Азербайджанской ССР "Искусство Азербайджана" под редакцией Дж.Джафарова, к книге Дж.Джафарова "Театр им.Азизбекова" к сборнику "Очерки истории азербайджанского театра", хранящемуся в фондах азербайджанского театрального музея им.Дж.Джабарлы, к двухтомному собранию сочинений Дж.Джафарова л и фундаментальному изданию "История советского драматического театра" в шести томах (главы, подготовленные Дж.Джафаровым), а также к работам, опубликованным м.Арифом 3, М.Мамедовым А.тарифом 5, Т.Юсуфбейли А.Алиевой о

А.Исмайловой и др.

Исследуя историю азербайджанского театра 20-30-х годов, диссертант стремился оценивать события и явления жизни театра с современных позиций, учитывая, что избранная для данной работы тема - содружество драматурга и режиссера - имеет непосредственное значение для творческой практики наших дней и актуальна не только для азербайджанского, но и для других отрядов советского многонационального театра.

1 Джафаров Дж. Театр им.Азизбекова. М., 1951.

2 Джафаров Дж. Сочинения в двух томах. Баку, Азернешр, 1968.

3 Мамед Ариф; Творческий путь Дж.Джабарлы. Избранное в 2-х томах. Баку, Азернешр, 1971.

4 Мамедов М. А.Туганов. Баку, Азернешр, 1971.

5 Шариф А. Театр Дж.Джабарлы. Сб. "Искусство Азербайджана", т.1, Баку, изд.АН Азерб.ССР, 1946.

6 Юсуфбейли Т. Шекспир на сцене театра им.М.Азизбекова, Баку, Азерб. театр, общество, 1964.

7 Алиева А. Азербайджанский театр за 100 лет. Баку, Азернешр, 1974.

8 Исмайлова А. Б поисках репертуара. Баку, Язычы, 1982.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Рагимова, Лариса Атанесовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование современного советского азербайджанского театра неразрывно связано с творчеством азербайджанского драматурга Джабарлы и русского режиссера Туганова. Эти художники возглавили процесс утверждения социалистического реализма в азербайджанском сценическом искусстве и стали его реформаторами, определившими прогрессивную направленность этого важнейшего раздела социалистической культуры.

Создание азербайджанского советского театра стало для этих художников важнейшей жизненной задачей. Они вложили в осуществление этой задачи свой талант, профессиональный опыт, нравственную силу своей личности.

Важнейшей особенностью творческого содружества Туганова и Джа-барлы стала современность, партийность их искусства. Новый социальный идеал становится для них и эстетическим идеалом. Это привело к методологическому преобразованию творческого метода, преобразованию, открывшему для азербайджанского театра перспективу художественного познания действительности в" ее развитии, определившему активное участие театра в преобразовании действительности, в выражении новых идей, новых эстетических принципов.

Главной целью этого уникального творческого содружества стало формирование новой личности, воспитание общественных, нравственных, эстетических идеалов зрителя. Во всей своей реформаторской деятельности Джабарлы и Туганов опирались на всестороннее развитие искусства актера, на создание коллектива творческих единомышленников, на создание в театре особой нравственной атмосферы, определившей направленное его развитие. Туганов и Джабарлы придавали огромное значение раскрытию таланта и индивидуальности актера, подчеркивая, что искусство, выражающее важные актуальные темы времени, должно нести зрителю гуманистические ценности, составляющие внутренний мир художников сцены.

В процессе строительства нового театра, Джабарлы и Туганов дополняли друг друга, являя редкий пример гармонического коллективного творчества. Они сплотили вокруг идеи создания нового театра группу талантливых актеров, ставших их единомышленниками.

Воспитывая актеров, Джабарлы и Туганов уделяли главное внимание развитию их личности, глубокому знанию жизни, сопричастности жизни, умению понять суть современных событий и, разумеется, всестороннему росту культуры коллектива, овладению высоким профессионализмом, мастерством. Каждый актер в коллективе единомышленников, созданном Джабарлы и Тугановым, был сопричастен ко всем поискам театра, участвовал во всех сферах его жизни.

Проблемы мировоззренческие, идейные Туганов и Джабарлы связывали с проблемами художественными, с вопросами этики и эстетики. Перед создателями советского азербайджанского театра стояла проблема выработки новых художественных критериев, поисков выразительных средств, адекватных идеям современности. Вопросы художественной этики и внутритеатральной жизни они связывали с общественной жизнью театра, с его творческими достижениями. В работе над спектаклями режиссер и драматург достигали социальной глубины благодаря верности жизни, психологическому раскрытию сценических образов.

Являя собой двуединую театральную сущность, - Туганов, талантливый организатор и режиссер, Джабарлы, талантливый драматург и режиссер,- они создавали сценические произведения, в основу которых были положены значительные социальные и нравственные идеи.

Каждая новая работа, к которой обращались Джабарлы и Туганов, содержала в себе соотнесение искусства и жизни.

Для того, чтобы образ героя, образ нового человека выступил, как того хотел Б.И.Ленин, "во всем его величии и во всей его прелести" Джабарлы и Туганов стремились найти яркие выразительные средства его сценического воплощения. Образ нового героя на азербайджанской сцене отличался, в созданных ими спектаклях, ясностью и широтой замысла, богатством художественной разработки характера, глубиной концепции личности. В образах Эльхана, Севиль, Алмас открывалась перспектива развития и обогащения эстетического идеала театрального искусства социалистического реализма. Отчетливо понимая общественный смысл театрального искусства, они стремились подчинить свое творчество важнейшим проблемам времени.

Творческое содружество драматурга и режиссера оказывало решающее влияние на развитие азербайджанской театральной культуры, на воспитание актеров, создание национальной исполнительской школы.

Эстетические позиции художников определялись требованием выдвижения разработки идейной проблематики в органической связи с задачами художественными. Режиссер и драматург утверждали в процессе создания спектакля, что подлинно современное искусство должно быть направлено на всестороннее развитие личности, выработку передового мировоззрения как самих исполнителей, достигающих высокого уровня социального и эстетического мышления, так и зрителей, всестороннее воспитание которых является важнейшей задачей сценического искусства.

Активно и талантливо сотрудничая друг с другом, Джабарлы и Туганов являли пример идеальных взаимоотношений драматурга и режиссера. Режиссер и автор никогда не расходились в понимании идеи,

I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.II, с.103 . в определении стилевых особенностей пьесы. Джабарлы давал театру произведения, выражающие темы современности, ее идеи, проблемы. Туганов, вместе с автором и актерами-единомышленниками, доводил пьесу до высокого художественного уровня, раскрывая в ней в процессе сценического воплощения сущность современной проблематики, положенной в основу драматического конфликта.

Авторская позиция, отраженная в сценической интерпретации драматургии Джабарлы, становилась явлением искусства, фактором художественного прогресса азербайджанской культуры. Атмосфера жизненной правды, глубина, новаторская сущность сценических характеров достигались в постановках пьес Джабарлы в результате глубокой работы режиссера с группой актеров, как итог совместного поиска нового творческого метода.

Новые герои, новые взаимоотношения, возникающие в драматургии Джабарлы, создали предпосылки для формирования особого сценического стиля актерской игры. Актерская индивидуальность использовались Тугановым и Джабарлы для полного и всестороннего раскрытия сценического характера, определения его типических особенностей.

Спектакли, созданные Джабарлы и Тугановым, утверждали концепцию активного отношения к действительности. Проблема формирования нового человека составляла идейную и эстетическую сущность их искусства. Образ бойца, для которого дело революции является главной жизненно важной идеей, определял художественные принципы азербайджанского театра, стремящегося участвовать в формировании мировоззрения своего зрителя. Новая концепция личности, выраженная в этих спектаклях, открывала перспективу развития азербайджанского театра, обогащала эстетический идеал искусства социалистического реализма.

Спектакли, создаваемые азербайджанским театром по драматургии Джабарлы, выходили за рамки явлений национальной культуры, они имели интернациональную направленность, в них отражались темы, имеющие широкое общенародное значение.

Спектакли "Невеста огня", "Севиль", "Алмас" отличались социальной глубиной, подлинным историзмом, новизной художественных приемов, а авторская позиция их создателей характеризовалась нравственным максимализмом. Это были спектакли-вехи, в которых Туганов и Джабарлы, изображая явления социальной действительности, выделяли то новое, что ведет к переустройству жизни, несет в себе зародыш будущего.

Актуальность этих спектаклей не теряет своего значения в последующие годы, их творческий опыт был воспринят иными национальными культурами. Новаторские по теме и по художественной форме спектакли эти стали значительным явлением не только для азербайджанского театра, они определяли развитие и других театральных коллективов. Обобщающая сила образов этих спектаклей делает их голосом многих народов, раскрывает характер национальной и интернациональной сущности театрального процесса. Отличающиеся национальным своеобразием и самобытной неповторимостью, они выражали общечеловеческие темы, близкие людям других национальностей. Так, к 10-летию русского Бакинского рабочего театра, который формировался в тесном контакте с искусством азербайджанского театра, его национальными особенностями, традициями, - был поставлен спектакль "Севиль". Этот спектакль "превратился, - как писал журнал "Рабочий зритель", - в демонстрацию. После 2-го акта по настойчивому требованию зрителей на сцену были вызваны автор пьесы, исполнительница главной роли (М.Давудова - Л.Р.) и постановщик. Под громкие крики "Да здравствует смычка БРТ с тюркской культурой", "Яшасын кызыл Азербайджан" ("Да здравствует Азербайджан" - Л.Р.), - зал громко их приветствовал, подчеркивая большое политическое значение спектакля." *.

Спектакли, в которых слились творческие усилия Джабарлы и Туганова, оказали решающее воздействие на развитие азербайджанского сценического искусства. Они выражают те прогрессивные художественные устремления, которые во многом определили направление развития азербайджанского театра. Творческое наследие Туганова и Джабарлы, двух больших художников, способствовало утверждению в азербайджанском сценическом искусстве принципов социалистического реализма и знаменовало собой тот поворотный этап в развитии советского азербайджанского театра, который утвердил на сцене этого театра высокую идейность, партийность, реалистическую образность.

Принципы, выдвинутые творчеством Туганова и Джабарлы, получили развитие в последующей деятельности азербайджанского театра. Последующие поколения режиссеров развивали национальное сценическое искусство, расширяя и углубляя связь театра с азербайджанской драматургией, создавая спектакли на актуальные современные темы. Спектакли режиссеров М.Мамедова, А.Искендерова, М.Ашумова, Т.Кязимова по пьесам С.Вургуна, С.Рустама, М.Ибрагимова, М.Гусейна, С.Рахмана, И.Эфендиева, И.Касумова, поставленные азербайджанским театром в 40-70-е годы, развивали принципы социалистического реализма, заложенные содружеством Джабарлы и Туганова в годы становления азербайджанского советского театра.

Творчество выдающихся представителей русской и азербайджанской культуры, направленное на формирование и развитие национального театра одной из социалистических наций, подтверждает плодотвор

I Рабочий зритель, № 4, 1930 г. ность процесса взаимовлияния тур, возникшего еще в период щего свое значение в течение нального театра. и взаимообогащения национальных куль-становления этих культур и сохраняю-всей истории советского многонацио

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Рагимова, Лариса Атанесовна, 1985 год

1. Ленин о культуре и искусстве. Сборник. М., "Искусство", 1956. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, часть I, Гослолитиздат, 1954.

2. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1977.

3. Абалкин Н. Художник и революция. М., "Искусство", 1962.

4. Абалкин Н. Кругозор драматурга. М., "Советский писатель", 1957.

5. Аббасов. Мои воспоминания. Баку, Азернешр, 1968.

6. Алперс Б. Актерское искусство в России. М.-Л., "Искусство", 1945.

7. Алиева А. Ульви Раджаб. Баку, Азернешр, 1962.

8. Алиева А. Азербайджанский театр за 100 лет. Азернешр, 1974.

9. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963.

10. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., "Наука", 1968.

11. Анастасьев А. На 45 языках. М., "Искусство", 1972.

12. Анастасьев А. МХАТ в борьбе с формализмом. М., "Искусство", 1953.

13. Бек-Назаров А. записки актера и кинорежиссера. М., 1965. Беляков Б. Летопись Нижегородско-Горьковского театра, 1898-1960.

14. Богуславский В.М. за сильных и богатых духом. (К 60-летию Азербайджанского русского драматического театра им. С.Вургуна). Баку, Язычи, 1981.

15. Бояджиев Г.Н. Поэзия театра. М., "Искусство", i960. Бялик Б.А. Драматургия М.Горького советской эпохи. М., Изд. АН СССР, 1952.

16. Бялик Б.А. Горький в борьбе с театральной реакцией. М.-Л., "Искусство", 1938.

17. Видман В. Театр и революция. Их отношение и взаимодействие в

18. ХУ1Н, XIX и XX столетиях. М.-П., Госиздат, 1923. Вишневский Вс. Статьи, дневники, письма о литературе и искусстве.

19. М., "Советский писатель", 1961. Владимирове. Драма/режиссер. Спектакль. Л., "Искусство", Ленинградское отделение, 1976. Вопросы режиссуры. Сборник статей режиссеров советского театра. М., "Искусство", 1954.

20. Волькштейн В. закон драматургии. М.-Л., 1925. В поисках реалистической образности. Проблемы советской режиссуры 20-30-х годов. М., "Наука", 1981.

21. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. В кн.:

22. Якобсона П.М. "Психология сценических чувств". M., 1936.

23. Гвоздев А.Н. К.С.Станиславский о фонетических средствах языка.

24. М., Изд-во АН РСФСР, 1957. Гоголь и театр. М., "Искусство", 1952.

25. Гоголь H.В. и азербайджанская литература. Изд.АН Азерб.ССР, Баку, 1952.

26. Головащенко Ю.А. Многообразие реализма. Сб.статей. Л., "Искусство", Ленинградское отделение, 1973. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., "Искусство", 1952.

27. Горчаков н.М. Режиссерские уроки Вахтангова. М., "Искусство",1957.

28. Горький и театр. Сб., M.-JI:, "Искусство", 1938.

29. Л., "Искусство", 1974. Джафаров Дж. Театр им.М.Азизбекова. М., "Искусство", 1951. Джафаров Дж. Гордость театра. (Об артисте А.М.Шарифзаде), Баку, АзТО, 1963 .

30. Завадский Ю.А. Рождение спектакля. По материалам творческой лаборатории. М., ВТО, 1975.

31. Захава Б. Современники. М., "Искусство", 1969. Заявлин Г. Постановочная часть в театре. М., "Искусство", 1953. Збруева Н. Ритмическое воспитание. М., "Художественная литература", 1935.

32. История советского театроведения. Очерки 1917-1941. Сборник. М., "Наука", 1981.

33. Кайдалова 0. Традиции и современность. М., "Искусство", 1974. Кайдалова О.Н. Советский многонациональный театр. М., 'Знание",1961.

34. Калашников Ю.С. Традиции реализма на сцене. М., ВТО» 1964. Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С.Станиславского. М., "Наука", 1965.

35. Караганов А. Жизнь драматурга. Творческий путь А.Афиногенова. М., "Советский писатель", 1964.

36. Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М., "Искусство", 1966.

37. Кнебель М.О. Вся жизнь. М., ВТО, 1967.

38. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., "Искусство", 1968.

39. Крыжицкий Г.К. Великий реформатор сцены. К столетию со дня рождения К.С.Станиславского. М., "Советская Россия", 1962.

40. Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. П., "Теакинопечать", 1928. Кугель А.Р. Театральные портреты. Л., "Искусство", Ленинградское отделение, 1967.

41. Мамедов М. Разоблачение религии в драматургии Джалила Мамедкули-заде. Ученые записки АГУ им.С.М.Кирова. (Серия языка и литературы), 1966, № 4. Мамедов М. Эстетические проблемы азербайджанской драматургии.

42. Баку, Азернешр, 1968. Марданов М. 50 лет на азербайджанской сцене, воспоминания. Баку,детюниздат, 1959. Марков П. Новейшие театральные течения. (1898-1923), M., 1924.

43. Мастерство режиссера. Сборник статей режиссеров советского театра. М., "Искусство", 1956.

44. Наследие Станиславского и практика советского театра. Сборник статей. М., "Искусство", 1953.

45. Пименов В. Жизнь, драматургия, театр. Статьи. М., "Советский писатель",, 1966.

46. Писаревский ДРаппопорт С. Проблемы национального развития присоциализме и эстетическая наука. М., "Искусство", 1965.

47. Полякова Е.Ив. Театр и драматург. Из опыта работы Московского

48. М., "Искусство", 1973. Ростоцкий Б.И. К истории борьбы за идейность и реализм советского театра. М.-Л., Изд.АН СССР, 1950. Русская классика на советской сцене. Материалы и исследования. М., ВТО, 1947.

49. Русская классическая драматургия на нашей сцене. Баку, 1946. Рыбаков Ю.С. Театр, время, режиссер. М., "Советская Россия",1975. Сатина Е. Воспоминания. Тбилиси, 1965.

50. Туровская М.И. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. М., "Искусство",1959.

51. Февральский А. Театр им.Руставели. М., "Искусство", 1959. Хайченко Г.А. Основные этапы развития советского театра. М.,

52. Шариф Азиз. Рождение Молла Насреддина. Очерк жизни и творчества Джалила Мамедкулизаде, годы 1866-1906. Баку, Гяндж-лик, 1968.

53. Шверубович В. Режиссер и оформление спектакля. М., "Искусство",1955.

54. Шейхзаде Э. Сидги Рухулла. Баку, "Ишыг", 1978. Юзовский Ю. Драматургия Горького. М.-Л., "Искусство", 1940. Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. М., ВТО, 1964. Юсуфбейли Т. Шекспир на сцене театра им.М.Азизбекова. Баку, АзТО, 1964.

55. ЮфитА.З. Революция и театр. JE., "Искусство", Ленинградское отделение, 1977. Яковлев М.А. Теория драмы. Л., 1927.1. Архивы« музеи, библиотеки

56. Азербайджанский государственный театральный музей им.Дж.Джабарлы. Архивно-мемуарный фонд, инв.Ж° 2771-2780, 3175-3183, 5680-5684, 5816-5941.

57. Азербайджанская Государственная республиканская библиотека им. М.Ф.Ахундова. Отдел редких книг; отдел газет и журналов. Архив-библиотека Азербайджанского государственного театра юного зрителя им.М.Горького.

58. Архив Азербайджанского государственного орденов Ленина и Трудового Красного знамени академического драматического театра им.М.Азиз-бекова.

59. Архив библиографического кабинета Всероссийского театрального общества.

60. Республиканский рукописный фонд АН Азерб.ССР:

61. Архив Дж.Мамедкулизаде, инв.№№ У1-295 (3198); У1-364 (11687); У1-294 (244).

62. Архив Г.Сарабского, инв.№№ 279,261,263.

63. Архив Дж.Джабарлы, инв.» 129,186,189',191,256,269,315,319,389,399.

64. Архив Ал.Туганова, инв.№ 403,414,562,555,633,972,980-985.

65. Центральная научная библиотека Азербайджанского государственного университета им.С.М.Кирова.

66. Центральный государственный архив литературы и искусства Азербайджанской ССР

67. Архив Г.Мамедли, фонд № 218. Архив А.Заманова, фонд 526, список I, дело 265. Центральная государственная театральная библиотека.1. Журналы

68. Биржевые ведомости", П-г, 1903, № 267. "Вестник работников искусств", 1926, № 8. "Волжская новь", Самара, 1930, № 7. "Дружба народов", 1947, № 13.

69. Жизнь искусства", 1924, № 37; 1927, №№ 3,5,36,37; 1928, №48;1929, № 47. "Красная панорама", Л., 1929, №21. "Новый зритель", М., 1926, №42; 1928, №47. "Новый мир", 1930, № Ю. "Огонек", 1946,'№ 22; 1948, №38. "Прожектор", М., I9S2, №1.

70. Рабис", 1928, № 31» 1929, N#13,27; 1930, N# 5,12,15,20,23,25, 27,29,30.

71. Рабочий и театр", 1924, №4; 1930, №№ 24,43,44. "Рампа и жизнь", М., 1916, № 50.

72. Советское искусство", М., 1927, № 4; 1928, № 7; 1932, № 18;1936, №№16,53.

73. Театр и искусство", П-г, 1900, №№ 13 ,17; 1901, № 15; 1902, №№ 9,13,15; 1904, №16; 1907, №14; 1913, №10; 1915, № 42.

74. Театр и драматургия", 1933, № 8; 1936, № 6. "Театр", 1948, № II.1. Газеты

75. Правда", 1933, №93; 1948, № 233. "Известия", 1927, № 154; 1933 , № 46: "Бакинский рабочий" за 1924-1939 гг. "Вечерняя Москва", 1930, № 136.••Заря Востока", 1928,' № 174; 1930, № 48; 1936, № 68.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.