Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии: на примере национального изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ли Чунхуэй

  • Ли Чунхуэй
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 156
Ли Чунхуэй. Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии: на примере национального изобразительного искусства: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Чита. 2007. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ли Чунхуэй

Введение.

Глава первая. Методология исследования диалогичности национальных культур Центральной Азии.15

1.1.Условия и факторы взаимодействия и диалога национальных культур Центральной Азии: методологический анализ.

1.2.Географические и материальные условия, политические факторы диалогичности и слияния культур Центральной Азии.

1.3.Религиозность как мировоззренческая основа культурного взаимодействия в Центральной Азии.

Глава вторая. Мировоззренческие и социальные аспекты национальной культуры и изобразительного искусства Центральной Азии.68

2.1. Отражение культурного взаимодействия в развитии национальной культуры и изобразительного искусства Центральной Азии.

2.2. Философия прекрасного и отражение эстетического природного и религиозного начала в национальном искусстве.

2.3. Рационализм чувственности как воплощение духа изобразительного искусства у народов Центральной Азии.

Глава третья. Рефлексивность национальной культуры в изобразительном искусстве и фактах повседневности у народностей Центральной Азии.106

3.1. Отражение в изобразительном искусстве процесса взаимопроникновения материальных ценностей и духовных устремлений.

3.2.Роль образования в развитии и распространении изобразительного искусства у народов Центральной Азии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии: на примере национального изобразительного искусства»

Актуальность темы исследования. Исторические и культурные изменения в мире усилили необходимость исследований процесса взаимовлияний национальных культур. В век информационных технологий, глобализация выражается в принятии ценностей западной системы, которую отличает главенство науки, материализм и крайний меркантилизм. Необходимо отметить, что развитие науки и техники, материальной цивилизации, объективно наносит удар по традиционной национальной культуре, трансформация которой - неизбежное явление, обусловленное тенденциями эпохи.

Национальная культура Автономного района Внутренней Монголии КНР представляет собой историческое отражение результата взаимодействия, диалога множества культур разных народов Центральной Азии. Географическое и культурно-неоднородное пространство, на котором в течение нескольких тысячелетий жили различные племена и народы, одни исчезнувшие, а другие - существующие и по сей день, способствовали формированию богатой национальной изобразительной культуры. Национальное изобразительное искусство, являясь частью традиционной культуры, раскрывает ее культурно-историческую специфику и мировоззрение; дает возможность почувствовать особенности национального эстетического восприятия, увидеть творческий характер, в частности, китайской культуры.

Исследование национального своеобразия изобразительного искусства народов Центральной Азии дает возможность понять, как на обширном географическом и культурном пространстве, в условиях динамичного этнического процесса, не только сформировалась, но и сохранилась для потомков поликультурная природа национального искусства, особенностью которого является следующее. Изобразительное искусство Центральной Азии нельзя рассматривать как единое целое. Хотя оно обладает общими особенностями, с другой стороны, является частным воплощением непрерывно развиваю3 щихся богатых и разнообразных культур различных народностей. На основании сказанного мы отмечаем, что национальная культура Центральной Азии представляет собой системообразующий организм, включающий и сохраняющий культурную самобытность каждой самостоятельно существующей системы монокультуры отдельной народности. Сказанное дает основание для определения позиций, обусловленных актуальностью исследования. Это: культурная динамика современного мироустройства позволяет рассматривать национальные культуры как механизм сохранения духовного потенциала общества; понятие национальная культура Центральной Азии, как целое, объемлет в своем содержании воплощение непрерывно развивающихся богатых и разнообразных культур отдельных народов, как частное, оформляя системное образование; центрально-азиатское изобразительное искусство это культурное достояние взаимодействия и диалога культур разных народов единого географического и культурного пространства; изобразительное искусство Автономного района Внутренней Монголии КНР, являясь составной частью центрально-азиатской культуры, сохраняет свою самобытность и особенность.

Степень научной разработанности проблемы. В современной российской и западной научной литературе представлен достаточно объемный пласт исследований по философии культуры, обращение к которой дало возможность осмыслить соотношений философских концепций западной и восточной научной мысли. Это позволило определить, что при наличии школы философии культуры в России и в Европе, о чем говорят работы М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева1, западных философов В. Виндельбанда, Р.Генона, Ф. Кессиди, Г. Марселя, Р. Рорти, Д. Сайр2, философия культуры в Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб: СПбГУ, 1996; Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры / Э.С. Маркарян. - Ереван: Наука, 1969; Межуев, В.М. Философия культуры / В.М. Межуев // Эпоха классики. - М.: Московский гуманитарный ун-т, 2003; Межуев, В.М. Идея культуры / В.М. Межуев // Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006.

2 Виндельбанд, В. Философия культуры // В. Виндельбандт. - М: Прогресс, 2003; Рорти, Р. Философия и зеркало природы // Р.Рорти. - Новосибирск: НГУ, 1997; Сайр, Д. Парад миров: Типология 4

Китае - достаточно молодое развивающееся направление, которое готовится к своему становлению. Оно сегодня представлено работами таких ученых как И Сяомин, Чунь Лиянь1 и др.

Проблемам диалога и взаимодействия культур посвящены работы М.М. Бахтина, В.В. Бибихина, B.C. Библера, М. Бубера, Х.Г. Гадамера, Т. Груше-вицкой, Н.К. Иконниковой, Н.В. Кошкарова, Ю.М. Лотмана, В. Никитина и

1 3 др. Среди китайских ученых можно отметить работу Ли Гуйлу , в том числе и переводы книг западных ученых4.

Не теряет свой научный интерес проблема диалога культур Востока и Запада, которая сегодня в работах В.Л. Кургузова, С.Г. Тер-Минасовой и др.5 начинает приобретать новый аспект, обусловленный отличием восточной и западной науки и мировоззрения. В работах китайских ученых Чжэн Фучэн, мировоззрений / Д. Сайр. - СПб.: Мирт, 1997; Кессиди, Ф. Идеи и люди: историко-философские и социально-политические этюды / Ф. Кессиди. -СПб.: Алетейя, 2006; Марсель, Г. Китайская мысль / Г. Марсель. - М.: Республика, 2006; Генон, Р. Восток и Запад = Orient et Occident / Р. Генон. - M.: Беловодье, 2005; Granet, М. La civilization chinoises [Текст на фр.яз.] / М. Granet. - Paris, 1929; Gra-net, M. La pensee chinoise [Текст на фр.яз.] / M. Granet. - Paris, 1968.

1 И, Сяомин. Лунь чжунси вэньхуа дэ шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской цивилизации и западной культур - культурный выбор сегодняшнего Китая) [Текст на кит.яз.] / Сяомин И. // Нинся шэхуэй кэсюэ. - 1996. - № 3. - С.53-64; Чунь, Лиянь. Чжэсюэ дан-дайвэньхуа (Философия и современная культура) [Текст на кит.яз.] / Лиянь Чунь. - Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1998

2 Бахтин, М.М. Философия и культура XX века / М.М. Бахтин. - СПб.: Университет, 1991; Биби-хин, В.В. Понять другого / В.В. Бибихин // Загадка человеческого понимания. - М: Политиздат, 1991; Библер, B.C. На гранях логики культуры / B.C. Библер. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997; Бубер, М. Два образа веры / М.Бубер. - М.: Республика, 1995; Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002; Иконникова, Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Грушевицкая // СОЦИС. 1995. №11. -С.43-51; Кошкаров, Н.В. Диалог культур и этнополитика: философско-политическое исследование / Н.В. Кошкаров. - СПб: СПбГУ, 2001; Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман // Человек - текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996.

3 Ли, Гуйлу. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо дэ чжуяо туцзин (Основные пути трансляции китайской культуры) [Текст на кит.яз.] / Гуйлу Ли, Бин Чен. - Бэйцин: Хуайин шичжуань сюэбао, 1997.-№2.-С. 52-55.

4 Ай, Миэр. Шэхуэйсюэ юй чжэсюе (Социология и философия) [Текст на кит.яз.] / Миэр Ай, Эр-гань Ту. - Шанхай: жэньминь, 2002.

5 Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздад, 1991; Кургузов, В.Л. Восток - Россия - Запад: теория и практика межкультурной коммуникации / В.Л. Кургузов. -Улан - Удэ: ВСГАКИ, 2003; Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации / С.Г. Тер-Минасова. - М.: ACT: Аст-рель: Хранитель, 2007.

Лиу Чэнгуй и др.5 эта особенность представлена с позиций практической обусловленности, что характеризует китайскую мысль в целом.

Исследованиями традиционной культуры Китая, как целостного явления, сегодня занимаются китайские и российские философы. Это работы Н.А. Абрамовой, С.А. Арутюнова, В.М. Алексеева2, У. Гуанюань, Гу ДэЦин, Чэнь Лиянь, Янь Бэйлин, Фэн Юйлань, Ань Дуни, Цзидэнсы, Ху Синлян и дРЛ

В условиях глобализационных культурных изменений проблемы сохранения национальной культуры становятся наиболее острыми. Поэтому на фоне работ западных исследователей, посвященных глобализации С. Хантингтона, Д. Хелда, Д. Гольблатта, Э Макртрю, Дж. Перратона и других4 сегодня достаточно обширный научный концептуальный аппарат представлен и китайской школой, которая осмысливает на этом фоне не только культурные, но и экономические, политические проблемы. Переводы западных и

1 Чжэн, Фучэн. Лунь чжунси вэньхуа чжэсюэ дэ итундянь юй цзехэдянь (О сходстве и различии китайской и западной философии культуры и точках их соприкосновения) [Текст на кит.яз.] / Фучэн Чжэн, Чжицзин Хуэй. - Нанькин: дасюэ сюэбао, 1996. - № 9. - С. 39 - 44; Лиу, Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами ) [Текст на кит.яз.] / Чэнгуй Лиу. - Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубаньшэ, 1997.-272 с.

2 Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект): монография / Н.А. Абрамова. - Чита: ЧитГТУ, 1998; Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая: традиции и современность: монография / Н.А. Абрамова. - М., Муравей, 2001; Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М: Наука, 1989; Алексеев В.М. Китайская народная картина / В.М. Алексеев. - М: Наука, 1996.

3 У, Гуанюань. Чуань вэньхуа шицзехуа дэ цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) [Текст на кит.яз.] / Гуанюань У. - Бэйцзин: Чжэсюэ дунтай, 1997. - № 5. - С. 20-32; Гу, Дэцин. 1982-1985 тан фан синан лин лэй мин жиди (Записи исследований охотников Сингана с 1982-1985 гг.). - Шаньдун: хуабао чубаньшэ, 2001; Чэнь, Лиянь. Чжэсюэ дандай вэньхуа (Философия и современная культура) [Текст на кит.яз.] /Ч. Лиянь .-// Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1998. - 210 е.; Янь, Бэйлин. Джон Го фо цзао цзян ши (Краткая история китайской философии буддизма) [Текст на киг.яз.] / Бэйлин Янь. - Шанхай: Жэнь минь,1985; Фэн, Юйлань. Чжунго чжэсюэ лиши (История китайской философии) [Текст на кит.яз.] / Юлань Фэн. - Бэйцзин: дасюе чу-баншэ,1985; Ань, Дунни. Шэхуэйдэгочэнь (Общественный состав) [Текст на кит.яз.] / Дунни Ань. - Нанькин: Саньляньшуцзян,1998; Ху, Синлян. Чжунго тутэньвэньхуа (Детерминистическая культура Китая) [Текст на кит.яз.] / Синлян Ху. - Бэйцзин: шэхуэйкэсюе чубаньшэ, 1992.

4 Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс. 2004; Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций /С.Хантингтон - М.: ACT, 2005; Хелд, Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура // Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон - М.: Праксис, 2004. восточных ученых Ч. Смисс, Дж. Джефани, А. Смита1, исследования китайских специалистов Линь Хуэйсян, Оувэнь Пэйцзи делают в гуманитарных исследованиях данную проблему значимой.

На этом фоне исследований необходимо выделить и такие работы, в которых рассматривается проблема культурного выбора китайцев: И Сяомин, Чэнь Цинсюн3.

Исследования становления национальной культуры Китая требуют обращения и к таким аспектам как влияние географических, исторических, религиозных факторов на культуру. Данные вопросы представлены в работах китайских специанистов: Чень Чжэнсяна, Ли Цзяньмао и др.4. Так же стоит отметить, что данная проблема в теории культуры Китая представлена достаточно объемным блоком специальных исследований.

Национальная культура Китая имеет свои исторические корни в первобытной культуре. Археологи, этнографы, историки посвятили достаточно много исследований этой проблеме. Научный интерес на фоне современного развития Китая, новых открытий в развитии культуры прошлого к этой области не гаснет. Этим проблемам посвящены как переводы работ классиков

Смисс, Ч. Вэньхуа чиюаньлунь (Теория происхождения цивилизации) [Текст на кит.яз.] / Ч. Смисс. - Харбин: Шан у ин шуа гуан,1949; Смисс, Ч. Юаньгу вэньхуаши (История культуры Древней цивилизации) [Текст на кит.яз.] / Ч. Смисс. - Харбин: Чуньлянь чубаньшэ,1954;. Джефани, Дж. Шицзи чжэнфуши (История мировых завоевателей) [Текст на кит.яз.] / Дж. Джефани. -Нэймэнгу: Жэньминь чубаньшэ, 1987; Смит, А. Жэнлэйши (Человечество) [Текст на кит.яз.] / А. Смит. - Бэйцзинь: Шэхуэй вэньсянь чубаншэ,2002; Хэ, Синлян. Банпо юй вэншиту тэнбаочжи, хайшину инсянчжэнь? Чжун юань - вэньу. (Прожилки узоров - это знаки тотема или женские символы? Подлинные памятники культуры Китая) [Текст на кит.яз.] / Синлян Хэ. - Нанькин: кэсюэ чубаньши, 1993.

2 Линь, Хуэйсян. Вэньхуа жэньлэйсюе (Наука о цивилизации) [Текст на кит.яз.] / Хуэйсян Линь. -Хаарбин: Шаньу иншуагуан, 1991; Оувэнь, Пэйцзи. Цзиньбудяньхуа (Эволюция прогресса) [Текст на кит. яз.] / Пэйцзи Оувэнь. - Хух-Хото: Нэймэнгу жэньминь чубаньшэ, 1998.

3 И, Сяомин. Лунь чж) ней вэньхуа дэ шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской цивилизации и западной культур - культурный выбор сегодняшнего Китая) [Текст на кит. яз.] / И. Сяомин // Нинся шэхуэй кэсюэ, 1996. - № 3. - С. 21-56; Чэнь, Цинсюн. Чжунго вэньминь дэ фусин хэ жунхэ сифан вэньминь (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) |Текст на кит. яз.] / Цинсюн Чэнь // Фудань сюэбао. - 1997. - № 3. - С. -22-28.

Чень,Чжэнсян. Чжунго вэньхуа дили (Китайская культура географии) [Текст на кит. яз.] / Чжэн-сян Чень. - Сянган: Саньлянь чубаньшэ, 1983; Ли, Цзяньмао. Чжунго цаочи таоюй юань шинуняй дэгуншэн гуаньси (Связь сельского хозяйства и раннего производства керамики) [Текст на кит. яз.] / Цзяньмао Ли // Чжунго вэн-убао, 2001. мировой мысли, так и китайских ученых: Л.Брюль, Э.Липс, Сунь Чжаолинь, Чень Цзяу и др.1.

По-другому стоит вопрос об исследованиях истории и философии искусства. В работах Инь Цзяу, Чжэн Гаохуа2 отмечается не только значимость и необходимость этого, но так же речь идет и об исследованиях взаимодействия культур народностей Центральной Азии.

Анализ проблемы взаимодействия и диалога культуры Китая не возможен без обращения к работам Амуэрбату, А. Баодуньгудэ, Т. Баоиньхэсиге, л

И. Гуаньбучжабу и других, посвященным художественному творчеству и искусству монголов, а также к работе Сулугэ4, посвященной культуры тюрков, к исследованиям культур орочонов5, эвенков6.

Исследование становления изобразительного искусства как воплощения национальной культуры народностей Центральной Азии потребовало обращение и к работам, в которых достаточно обосновано раскрыто соотно

1 Брюль, Ли. Юаньшисывэй (Первобытное мышление) [Текст на кит. яз.] / Ли Брюль. - Бэйцзинь: Шан уинь шуа гуан,1981; Липе, Э. Шиу дэ чиюань (Происхождение вещей) [Текст на кит. яз.] / Э.Липс. - Сычуань: Жэньминь чубаншэ,1982; Сунь, Чжаолинь. Чжунго юаньши шэхуэйши (История первобытного общества) [Текст на кит. яз.] / Чжаолинь Сунь. - Бэйцзин: Вэну чубаньшэ,1983; Чень, Цзяу. Тутэн ишуши (История тотемистического искусства) [Текст на кит.яз.] / Цзяу Чень. -Сюелинь чубаньшэ,1986.

2 Инь, Цзяу. Шичянь ишу ши (История раннего искусства) [Текст на кит. яз.] / Цзяо Инь. - Шану иныиуа гуан, 1998; Чжэн, Гаохуа. Цзин.хуа сян ши ляо (История золотых рисунков династии Сун. Ляо) [Текст на кит. яз.] / Гаохуа Чжэн. Бэйцзин: Вэну чубаншэ, 1984.

3 Амуэрбату. Мэнгу зумин цзянмэйшу (Фольклорное искусство монголов) [Текст] / Амуэрбату. -. Внутренняя Монголия: Монгольский народ, 1987; Баодуньгудэ. Абида. Бурятмэнгуцзянши. (Краткая история монгольских бурят) [Текст на кит. яз.] / Баодуньгудэ Абида . -. Нэймэнгу вэньхуа чу-баньшэ, 1982; Баоиньхэсиге, Т. Мэнгузулиши чуаншо (Придания монгольской истории) [Текст на кит. яз.] / Т. Баоиньхэсиге, Нэймэнгу: жэньминь чубаньшэ,1932; Гуаньбучжабу, И. Мэнгумиши (Секретная история Монголии) [Текст на кит. яз.] / И. Гуаньбучжабу. - Синхуа чубаншэ, 2006.

4 Сулугэ. Мэнгу туцзюэджитутэнь чунбайзайтантао-мэнгу сянмин иланвэй тутэншоджии (Исследования тотемных культов монголов и тюрков, Сказания о дискуссии как тотеме монгольского народа) [Текст на кит. яз.] / Сулугэ. - Мэнгу сюэ синси, 1995.

5 Бай, Лань. Дунжи.жэнь (Оронгоны) [Текст на кит. яз.] / Лань Бай. - Бэйцзин: Минзу чубаншэ, 1991 ;Чжэнь, Дунжи. Орончон шэхуэйбянчень (Социальное преобразование орончонов) [Текст на кит. яз.]/Дунжи Чжэнь.-Яньбянь жэньминь, 1985.

6 Нэймэнгу зыджичуй-эвенкзуянцзюхуэй (Научно-исследовательское общество эвенков АРВМ.) [Текст на кит. яз.] //Сборник литературных исследований эвенков. - Эвенк яньцзю вэйзи, 1989; Ужерту Эвенк лишисыюй (Словарь эвенков) [Текст на кит. яз.] //. Нэймэнгувэнхуа чубаншэ,2005; Сужитай, Э. Эвенк минцзян мэйшу яньцзю (Исследования фольклорного искусства народа эвенков) [Текст на кит. яз.] /Э. Сужитай. - Нэймэнгу вэньхуа чубаншэ, 1997. шение религиозных, в том числе и шаманских1, культурных и эстетических тенденций творчества народа2.

Научные исследования и художественные обобщения специфики и особенностей изобразительного искусства, эстетической практики, особенностей чувственного и образного восприятия мира и его передачи в эстетике творчества, особенности формирования художественного сознания, специфики системы образования (от шаманской практики до общественного образования) отражены и представлены в работах китайских специалистов в области культуры изобразительного искусства: Ван Хунцзянь, Э. Сужитай, Ар-бамутун, Цуй Цзунчжу, Чжан Хжихэн и др.3.

Обращение к работам российского исследователя В.В. Малявина4 по истории китайской цивилизации, культуры и искусства позволило увидеть, как судьба китайской цивилизации преломляется в многоцветий изобразительного искусства. В.В. Малявин - это один из немногих российских исследователей, который на основе многолетнего личного опыта погружения в удивительный мир Китая, сумел в китайской традиции понять как взаимообусловлены культура, природа, религия и человек.

1 Бо, Мэнхэ Ганцзуэрмяоламацзяоши (История учения шаманизма в монастыре Гань Чжу Эр) [Текст на кит. яз.] / Мэнхэ Бо. -Нэймэнгу вэньхуа чубаншэ,2003; Хопаэр, М. Ту шо Шаманцзяоши (Шаманизм в мире с иллюстрациями) [Текст на кит. яз.] / М. Хопаэр. - Нэймэнгу зыджичуй эвен-кзуянцзюхуэйсюанпянь,2001; Фу, Юйгуан. Шанманцзяоюйшэнху (Мифы и легенды шаманизма) [Текст на кит. яз.] / Юйгуань Фу. - Ляонин: Дасюэ чубаншэ, 1990.

2 Юй, Найлюй. Чуминдэзонцзяоюйшэнмэймикуань (Появление религии и эстетического восприятий) [Текст на кит. яз.] /, Найлюй Юй, МиньСя. - Цинхай: Жэньминь чубаншэ, 1994.

3 Ван, Хунцзянь. Мэйшу гэлун (Введение в изобретательное искусство) [Текст на кит. яз.] / Хунцзянь Ван, Бао Юань. - Годэнцзяоюй чубаншэ,1994; Сужитай, Э. Неймэнчу Вэньхуа (Изобретательное искусство монгольской нации) [Текст на кит. яз.] / Э Сужитай. - Хух- Хото: Нэймэнгу вэньхуа чубаншэ, 1997; Цуй, Цзунчжу. Цзунцзяо мэйшу гайлун (Общий обзор искусства на религиозные темы) [Текст на кит. яз.] / Цзунчжи Цуй. - Аньхуэй: мэйшу чубаншэ, 1987; Чжан, Чжихэн. Шилунчянтаосиншичи-вэнхуа (Первые фарфоровые предметы каменного века [Текст на кит. яз.] / Чжихэн. Чжан. - Аньхуэй: мэйшу чубаншэ, 1985.

4Малявин, В.В Китайское искусство (Серия: Китайская классика: новые переводы, новый взгляд)/ В.В. Малявин. - М.: ACT, 2004; Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: Аст-рель, 2000; Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. / Сост., В.В.Малявин. - М.: Аст-рель, ACT, Люкс 2004.

Целью диссертационного работы является исследование взаимодействия и диалога культур как механизма становления изобразительной культуры народов Центральной Азии.

Для реализации данной цели предпринято решение следующих задач:

- проанализировать возможность использования российской школы методологии диалога культур в исследованиях национальной культуры Центральной Азии;

- раскрыть взаимообусловленность природных, исторических и религиозных факторов в становлении национальной культуры как системообразующего явления в Центральной Азии;

- охарактеризовать эстетическую специфику отражения культурного взаимодействия в изобразительном искусстве центрально-азиатских народностей;

- обосновать роль систем образования в распространении эстетических образцов и духовных ценностей изобразительного искусства национальной культуры Центральной Азии.

Объект исследования - национальная культура народов Центральной

Азии.

Предмет исследования - изобразительное искусство как результат взаимодействия культур народностей Центральной Азии.

Гипотеза исследования. Если национальная культура народностей Центральной Азии, представляет собой систему монокультур народов, проживающих в данном гео-историко-культурном пространстве, то изобразительное искусство обогащается культурными явлениями и факторами процесса взаимодействия, диалога монокультур.

Ареал исследования. К Центральной Азии относим ту территорию, которая на востоке ограничена горным хребтом Дасин Ань, горным районом Чанбайшан; на западе - Алтаем, степными и пустынными районами Тибета; на юге - бассейном реки Хуанхэ; на севере Монгольским нагорьем, Прибайкальем в России и граничащими с ними районами.

Хронологические рамки. Ограничены периодами I века до н.э. - I века н.э. (культура гуннов), VII века (культура периода государства тюрков), XII века (культура периода формирования великой монгольской империи).

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической основой исследования философии культуры явились работы российских ученых М.С. Кагана, Маркаряна Э.С., В.М. Межуева, западных философов В. Виндельбанда, Ф. Кессиди, философов Китая: И Сяомин, Чжу Лиянь.

Методология исследования представляет комплексный, междисциплинарный подход, включающий следующие методы и подходы: системный, диалектический, историко-логический, сравнительно-компаративистский, философско-религиоведческий, философско-культурологический, искусствоведческий; общенаучные методы: анализ и синтез, дедуктивный, индуктивный методы; общетеоретические положения философии культуры.

Благодаря системному анализу было показано, что национальная культура Центральной Азии как поли-система, включает в себя самостоятельно развивающиеся моно-системы культур народов, проживающих в одном геоисторико-культурном пространстве.

Путем анализа объективных закономерностей эволюции изобразительного искусства в процессе его становления и развития были выявлены основные особенности национальной культуры Центральной Азии.

На основе изучения целостной эволюции и взаимопроникновения мультикультурных элементов, были сформированы представляющие определенный интерес точка зрения и методы исследования. Это является дополнительным вкладом в изучении национальной культуры Центральной Азии, возможно, имеет новаторское значение для формирования системы исследования изобразительной культуры и связанных с ней научных исследований в Китае и России.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования представляют произведения изобразительного искусства, историко-культурные, археологические артефакты.

Научная новизна исследования. Впервые в философии культуры Китая предпринята попытка системного анализа изобразительного искусства национальной культуры Центральной Азии. В процессе исследования:

- проанализирована возможность использования и доказана несостоятельность методологии диалога и взаимодействия культур европейской школы для исследований культурных универсалий Центральной Азии;

- раскрыта и доказана гео-историко-культурная обусловленность национальной культуры Центральной Азии, которая представляет собой синтез единичных, находящихся в динамике культур племен и народов;

- охарактеризована эстетическая природа изобразительного искусства Центральной Азии, которое представлено синтезом многообразия непрерывно развивающихся разнообразных национальных культур;

- обоснована роль различных систем образования (от шаманизма до светских структур) в формировании эстетики восприятия, чувств, понимания через познание уникальных особенностей изобразительного искусства, через процесс духовного творчества.

Основные положения, выносимые на защиту:

Первое. Исследование взаимодействия и диалога культур в европейской, российской и китайской философии имеет разный ракурс осмысления, который обусловлен природой науки: если европейская наука рационалистична по своей природе, то китайская - практично ориентированная. Поэтому диалог в философии Китая рассматривается как условие сосуществования «однотипных культурных изменений», обеспечивая взаимодействие, взаимовлияние, сосуществование, синтез единичных равных культур в целое - национальную культуру.

Второе. Географические условия, специфика материальной культуры, религиозный фактор представлены как внешнее, объективное начало процесса «взаимного слияния» культур, где каждая культура народности Центральной Азии представлена как универсальное образование, созидающее «культурный пласт», совершенствуемый многими народами на протяжении тысячелетий.

Третье. Слияние двух начал «прекрасного вне» и «прекрасного внутри» способствует возникновению эстетического сознания и его образному воплощению в изобразительном искусстве. Чувство эстетического восприятия в изобразительном искусстве народностей Центральной Азии - это процесс познания тесной связи природного и религиозного начала с опытом эстетического отражения. Изобразительное искусство, как развивающееся и изменяющееся культурное явление, представляет собой общее культурное достояние различных народов Центральной Азии.

Четвертое. В различных системах образования (родовое, религиозно-храмовое, общественное образование) происходит становление изобразительного искусства, которые через художественное воплощение культивируют данность своей системы. Поэтому родовое образование направлено на повседневно-потребительское творчество и формирует эстетическое восприятие изобразительного искусства в тесной связи с его практической ценностью в жизни. Религиозно-храмовое образование зависит от религиозных тенденций шаманизма и буддизма. Если изобразительное искусство в шаманской культуре строго норматировано и ориентировано на эстетическое восприятие системы шаманизма, то буддизм закладывает основы храмового искусства, которое строится на основе слияния заимствованных норм и национальной изобразительной практики. С общественного образования начинается становление профессионализации, отражая в изобразительном искусстве процесс культурного обмена.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения исследования раскрывают специфику философского осмысления изобразительного искусства народностей Центральной Азии, поэтому они могут быть использованы в курсах «Философия культуры», «Культурная антропология». Положения об эстетических особенностях отражения в изобразительном центрально-азиатском искусстве могут быть использованы в курсах по «Истории зарубежной культуры», «Истории зарубежного искусства» для специальностей «культурология», «искусствоведение» в российских вузах. Для философии Китая теоретические положения диссертационного исследования могут стать научной методологической базой разработки некоторых разделов философии культуры.

Апробация положений. Теоретические положения диссертационного исследования были представлены в форме научного доклада на международной научно-практической конференции «Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени» (Чита, 2004); на международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия -Китай - Монголия» (Чита, 2006); на X международной молодежной научной конференции «Молодежь Забайкалья: культура здоровья - здоровое общество» (Чита, 2006). Методология исследования была представлена на методологическом аспирантском семинаре в Читинском государственном университете. Диссертация была обсуждена на совместном заседании кафедр востоковедения и социальной антропологии, религиоведения и философии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из восьми параграфов, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ли Чунхуэй

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования, мы пришли к выводу, что национальное изобразительное искусство является важной частью традиционной культуры народов Центральной Азии. Культурная, историческая специфика изобразительного искусства делает его полноправным предметом философско-культурологического исследования.

В диссертации отмечено следующее.

Первое. Особые природные факторы и религиозные условия Центральной Азии способствовали зарождению богатой и самобытной изобразительной культуры. Исследуя и изучая национальное изобразительное искусство этого региона, мы видим его культурно-историческую специфику, заключенную в самих произведениях. Они отражают культурное достояние различных народов этого региона, эволюцию формирования эстетического чувства.

Втрое. В нашем исследовании достаточно глубоко и систематически на основе анализа объективных закономерностей эволюции изобразительного искусства представлен процесс его становления и развития. Это является дополнительным вкладом в изучение национальной культуры Центральной Азии, имеет новаторское значение для формирования системы исследования изобразительной культуры.

Находясь на передних рубежах науки, на современном этапе оглады-ваясь на историческое прошлое, ученые разных стран начали осознавать, что использование новых открытий в археологии, этнографии, практической культурологии способствует более фундаментальному изучению культуры.

Сопоставля* различные формы сохранения духовной культуры, мы пришли к следующему выводу. Сегодня наука обладает достаточным материалом для изучения культуры народов Центральной Азии (это: оригинальные исторические труды, устная литературная традиция - фольклор, матери

136 альные памятники). Но нет факта, что он может быть настолько достоверным, чтобы объективно судить о культурных и исторических событиях. Так, исторические работы написаны на разных древних языках, которые после перевода претерпевают смысловые изменения. Фольклор несет на себе отражение субъективного восприятия. Легенды, мифы не лишены исторической достоверности, но в них и много художественного вымысла, который можно объяснить национальным своеобразием эстетического восприятия. Хотя история материальной культуры и не упорядочена, и по сей день не обладает единым понятийным выражением, однако предметы изобразительной культуры, которые сохранились (скульптура, резьба по камню, живопись, архитектура, украшения, предметы повседневного пользования, религиозного культа и др.) наглядно демонстрируют нам культурно-историческое творчество различных народов. Орудие труда эпохи позднего палеолита и керамические изделия эпохи неолита, а также наскальные изображения, обнаруженные на берегах Байкала и в горах Тяныпанъ, в полной мере, отражают дух эпохи, к которой они относятся.

Третье. Анализируя роль природы в формировании духовной культуры народов Центральной Азии, мы пришли к выводу, что человек воспринимал себя частью природы, видя в этом большую духовную ценность. Нельзя не видеть, что многие страны в современном мире особенно страны развитые в экономическом и научно-техническом отношении, при блестящем развитии экономики, науки и техники столкнулись с окружающей действительностью, экологическими проблемами, духовным упадком общества. Поэтому некоторые философы выдвинули концепцию экологической эстетики, в которой они пытаются найти новую идеологию будущего гармонического общества с сохранением национального развития.

Четвертое. Бредущая роль в духовном творчестве отводится зрительным технологиям. Информация, полученная при помощи зрительных образов, является первичной, она не обладает свойствами, присущих вторичной ин

137 формации, получаемой средствами языка и письменности. Эмоциональная многоплановость обладает более высокой степенью остроты восприятия. Таким образом, естественно, возрастает роль исследования и изучения традиционного изобразительного искусства и изобразительной культуры. Активно используя изобразительное искусство можно более глубоко изучать традиционную культуру народов Центральной Азии, систематизировать ее и эффективно распространять.

Весь ход нашего исследования показал, что изобразительное искусство народов Центральной Азии является наглядным объективным образом национальной культуры. При активном использовании результатов изучения изобразительного искусства, как стратегии исследования, можно эффективно, под новым углом зрения, проанализировать великую историю народного творчества и сделать совершенно новые выводы.

Исследование изобразительного искусства Центральной Азии показывает, что из-за сложного исторического развития, возникновения новых государственных границ, была искусственно нарушена естественная целостность культуры. Если изучать факты культуры в рамках государственных границ, то ограничена будет не просто целостность исследования, но и в большей степени сформировавшаяся культурная тысячелетняя национальная традиция Центральной Азии.

Если применить метод изучения культуры через изобразительное искусство, то можно выйти на новый путь пересмотра истории культуры. Как показало наше исследование, язык живописи - это язык образов, не ограниченный национальным языком. Люди могут без груда понять и почувствовать посредством. зрительных образов традиционную культуру, созданную другой национальностью. К примеру, в обширных регионах Центральной Азии найдены образцы наскальной живописи, отражающие общую историю и культурные- особенности народов, проживающих здесь. По ним можно проследить различия в национальных культурах и различия исторических периодов, но что самое главное, можно видеть общие культурные особенности, обусловленные общностью образа жизни, религии, географической среды, историческим временем. Во-вторых, язык живописи - это международный язык, не ограниченный границами государств. Это позволит нам более наглядно получить важную информацию, зафиксированную посредством образного мышления и образной логики, восполнить некоторые пробелы и недостатки в изучении культуры. Поэтому, как показало наше исследование, изобразительная культура открывает совершенно новую культурную панораму Центральной Азии. Она явилась наглядным образцом культурного взаимодействия, диалога и слияния культур народностей данного региона.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ли Чунхуэй, 2007 год

1. Абрамов В.А. История философии Китая (истоки, основные этапы развития, современность).—Чита: ЧитГТУ, 1996.—147 с.

2. Абрамова , Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурные взаимодействия: социально-философский аспект. / Н.А. Абрамова Чита, изд. ЧитГТУ, 1998.-258 с.

3. Ажеж, К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки /пер. с фр. Под ред. В.Д. Мазо. М.: Едиториал УРСС, 2006 - 304 с.

4. Алексеев, В.М. Китайская народная картина. // М,: Наука, 1966264 с.

5. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989

6. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПБ.: Университет.книга, 1997.—728с. -(Культурология XX век).

7. Антонова, А.Б. Традиционная культура, содержание понятия и этапы эволюции / А.Б.Антонова, В.Г.Раевский. // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987. - С.55-72

8. Арутюнов, С.А. Культурная антропология. / С.А. Арутюнов, С.И. Рыжакова. М.: Весь мир, 2004. - 216 с.

9. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. № 12—1995.- С.3-20.

10. Бабаков, В.Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В.Г. Бабаков, В,М. Семенов. М.: Изд-во ИФРАН, 1996.-70 с.

11. Бабушкин В.У. О двух моделях понимания // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. - С. 160-175.

12. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры // Социально-политический журнал.—1994.—№ 2.—С.51-57.

13. Байкальская Сибирь. Фрагменты социокультурной карты. Альманах-исследование. Проект «Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ». Исследования и материалы. Вып. 4. Иркутск, 2002. - 248 с.

14. Бахтин М.М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии.— 1986.—№ 12. С.152-159.

15. Бахтин, М.М. Философия и культура XX века. В 2 частях. Часть 1 / Сборник научных статей.— СПб.: Изд-во Университет, 1991.—128 с.

16. Бибихия, В.В. Понять другого // Загадка человеческого понимания—М: Политиздат, 1991.—С.338-344.

17. Бибихин В.В. Язык философии.— М.: изд. Группа «Прогресс», 1993.—416 с.

18. Библер, B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков.— М.: Русское феноменологическое общество, 1997.— С.207-219.

19. Библер B.C. О логической ответственности за понятие «диалог культур» // B.C. Библер. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков.— М.: Русское феноменологическое общество, 1997.— С.207-219.

20. Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПб.: Университетская книга, 1997.- С.385-420.

21. Боас Франц. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.— СПб: Университет екая книга, 1997.— С.499-508.

22. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В. Бром-лей.-М., 1981.- 136 с.

23. Бубер, М. Два образа веры / Пер. с нем. Под ред. П.С. Гуревича и др.—М.: Республика, 1995.-- 464 с.

24. Бубер М. Диалог / М. Бубер. Два образа веры.— М.: Республика, 1995.—С.93-124

25. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. Два образа веры.— М.: Республика, 1995.— С. 15-92.

26. Буева Л.П. Духовность, художественное творчество. Нравственность // Вопросы философии. М., 1996 .- № 2 . - С.3-40.

27. Буева Л.П. Человек, культура, образование в кризисном социуме // Alma mater. М., 1997. - № 4. - С. 11 -17.

28. Василевич, Г. М. Эвенки. / Г.М. Василевич. Л.: Наука, 1969.304 с.

29. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1 2. М., 19871991.

30. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 2.— М.: Наука, гл. ред. восточной литературы, 1991.— 166 с.

31. Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада / Сб. Всесоюзного центра наук о человеке: институт мировой литературы; под ред. П.А. Гринцера, И.Д. Никифоровой.— М.: Наук, 1992.— Вып.1.- 220 с.

32. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. Пер. с нем. / Под ред. С. Франка.— СПб.: Изд. Д. Жуковского, 1904.— 374 с.

33. Виндельбандт В. Философия культуры: Избранное. Пер. с нем.— М.: ИНИОН РАН, 1994.— 350 с.

34. Воробьева О.В. Диалог культур в свете учения А.-Д. Тойнби о цивилизациях // Россия и Запад: диалог культур. М., 1996. - С.217-262.

35. Гадамер, Х.Г. "Я человек диалога" / Беседа с нем. Философом Х.Г. Гадамером записана Ю.Д. Артамоновой и др. // Вестник МГУ С.7. философия. -1998.-№ 5. - С. 3-24.

36. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. Пер. с анг.— М: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1993.—125 с.

37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос.— М.: Изд. гр. Прогресс «Культура», 1995.— 480 с.142

38. Генон, Р. Восток и Запад = Orient et Occident Р.Генон; пер. с фр. Т.Б. Любимова/М.: Беловодье, 2005-240 с.

39. География искусства / Под. ред. Ю.А. Веденина. М.: Рос. науч.-исслед, ин-т культур, и природ, наследия им. Д.С.Лихачева, 2002. - 172 с.

40. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации // Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 . - 352 с.

41. Гумбольд фон В. Язык и философия культуры / Пер. с нем.— М.: Прогресс, 1985 —450 с.

42. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. B.C. Степин, А.А. Гусейнов. М.: Наука, 2005. - 428 с.

43. Дробижева, JI.M. О сближении уровня культурного развития советских республик // История СССР. М, 1969, №3;

44. Дворецкая Е.В. Понятия личности как предмет диалога между Востоком и Западом // 3-й международный симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток Запад". - М., 1997. ~ С.49-51.

45. Джеймс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. Пер. с анг. Под ред. Г. Шпетта.— М.: Космос, 1911.— 235с.

46. Диалектика и диалог / Под ред. И.З. Налетова— М.: ИФ РАН, 1992.— 121 с.

47. Жидков, B.C. Искусство и картина мира // B.C. Жидков, К.Б. Соколов. СПб,: Алетейя, 2003. - 464 с.

48. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. 4.1.—М.: АО «Аспект-пресс», 1996.- 384 с.

49. Ермолова, Н.В. Олень в традиционных представлениях эвенков // Традиционные верования в современной культуре этносов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.-с. 152- 167.

50. Иконникова, Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // СОЦИС. 1995. №11

51. Ильенков Э.В. Философия и культура.— М.: Политиздат, 1991.— 464 с. (Мыслители XX века).

52. История китайской философии. Пер. с кит. B.C. Таскина / Под ред. M.JI. Титаренко.— М.: Прогресс, 1989.—552 с.

53. Каган М.С. Философия культуры.— СПб.: университет, 1996.216с.

54. Карлов. В.В. Эвенки в XVII начале XX века./ В. В. Карлов. - М.: Изд-воМГУ, 1990.-172 с.

55. Карпова JI.M., Красноярова Н.г. О необходимости синтеза западного и восточного мировоззрений // Россия и Восток: философия и философы: Материалы IV Международной научной конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия". Омск, 1997. - С.140-142.

56. Касевич, В.Д. Буддизм. Картина мира. Язык./ В.Д. Касевич. -СПб.: Изд-во СПбхгУ, 2004. 282 с.

57. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьба диалога.— Екатеринбург: Изд-во «Урал-Наука», 1999. -159 с.

58. Козлов, В.И. Основные проблемы этнической экологии / В.И. Козлов // Советская этнография. 1983. -№1 - с. 8-11.

59. Кошкаров, Н.В. Диалог культур и этнополитика: Философско-политическое исследование СПб: изд. С-Петербурского университета, 2001. -324 с.

60. Кургузов, B.JI. Восток Россия - Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации / B.JI. Кургузов, Улан - Удэ, изд. ВСГАКИ. 2003 -351с.

61. Кессиди, Ф. Идеи и люди: Историко-философские и социально-политические этиды / Ф.Х. Кессиди. СПб, Алетейя, 2006 - 166 с. (Серия «Левиафан: Государство. Общество. Личность)

62. Кошкаров, Н.В. Диалог культур и этнополитика: Философско-политическое исследование СПб: изд. С-Петербурского университета, 2001. -324 с.

63. Ланда Р.Г. Диалог цивилизаций: Восток Запад // BocTOK=Oritns. -М., 1997. - № 4. - С. 153-155.

64. Ломидзе, Г.И. Интернациональный характер советской культуры. М., 1970

65. Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздад, 1991

66. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек—текст— семиосфера—история.—М.: Языки русской культуры, 1996.—464 с.

67. Лурье, С.В. Восприятие народом осваиваемой территории / С.В. Лурье // Общественные науки и современность. 1998. -N5.

68. Мазин, А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX начало XX века). / А.И. Мазин - Новосибирск: Наука, 1984. -231 с.

69. Малявин, В.В Китайское искусство (Серия: Китайская классика: новые переводы, новый взгляд) /В.В. Малявин. М.: ACT, 2004. - 376 с.

70. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. М.: Аст-рель, 2000.-450 с.

71. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рационального мышления.—М.: Изд. МГУ, 1991.—120 с.

72. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ).—М.: Мысль, 1983.—284 с.

73. Марсель, Г. Китайская мысль / Пер.с фр. В.Б. Иорданского; Общ.ред. И.и. Семенко. М.: Республика, 2004 - 526 с. - (Б-ка: Религия. Культура. Наука).

74. Межуев В.М. К вопросу о границах и структуре современного знания о культуре // Культурология: Новые подходы.—М.—1997.—№ 2.—С.24-35. ;

75. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология.—М., 1997.—№2-3.—С. 15-24.

76. Меликов, В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). М.: РГГУ, 1999. 304 с.

77. Мёрдок Джордж П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПб: Университ. книга, 1997,- С.49-56.

78. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.в. Сапова под ред. М.Лебедевой. М.: Аспект Пресс. 2004 379 с.

79. Никитин, В. От диалога конфессий к диалогу культур // Русская мысль (Париж) 2000 с. 20

80. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства // Самосознание ев-ропйеской культуры XX века / Ред.-сост. Р.Гальцева М.: Политиздат, 1991

81. Рагулина, М.В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез./ Рагулина М.В. Иркутск, 2004 г. - 243 с.

82. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. / Г. Риккерт М : Изд-во «Республика», 1998.-413 с.

83. Рорти, Р. Философия и зеркало природы Издательство: Новосибирск: Новосибирский университет Переплет: мягкий; 320 страниц; 1997 г.

84. Сайр, Д. Парад миров: Типология мировоззрений. / Пер. с анг.— СПб.: Мирт, 1997,—247с.

85. Сарт, Ж.-П. Тошнота // Ж.-П. Сарт. Изб. произведения. М.: Республика, 1994.-С.451

86. Сирина, А. А. Преемственность в организации среды жизнедеятельности / А.А. Сирина // Этнографическое обозрение. 1992. - №2.

87. Тайлор, Э. Первобытная культура /М.: Политиздат, 1989

88. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ.—М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.—444 с.

89. Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации / С.Г. Тер-Минасова. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2007 - 286 с.

90. Тойнби, А. Постижение истории./ А.Тойнби. М., 1991

91. Токарев, С.А. Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира./ С.А. Токарев. В 2-х томах. -М., 1999.-2004.

92. Уайт Лесли А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПб.: Университет, книга, 1997.— С.141-156.

93. Уайт Лесли А. Понятие культуры // Антропология исследования культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПб.: Университет, книга, 1997.— С. 17-48.

94. Федосеев, П.А. Культура и мораль// Вопросы философии. 1973.4

95. Фейблман Джеймс. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.—СПб.: Университет, книга, 1997.— С.203-224.

96. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / Пер. с нем. Сост. А.В. Михайлова М.: Гнозис, 1993

97. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. Изб. ст. М.: Высшая школа, 1991.—190 с.

98. Шахназаров, Н.Г. О национальной музыке. М, 1968

99. ЮО.Шермухамедов, СИ. О развитии национальных культур // Знамя. 1970, №9

100. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна.—М.: Мысль, 1993.—663 с.

101. Ю2.Шубарт В. Европа и душа Востока / Пер. с нем.—М.: Альманах «Русская идея», 1997.—448 с.

102. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций /С.Хантингтон; пер.с анг. Т. Велимеева, Ю. Новикова. Под ред. К. Королева М.: ACT, 2005. -603 с.

103. Ю4.Хелд, Д. Глобальные трансформации: политика, экономика и культура // Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон / Пер. с анг. В.в. Сапова и др. М.: Праксис, 2004 - 576 с.

104. Эймс Роджен Т. Исследования китайской философии в Америке // Философские науки. № 2, 1997—С.29-36.

105. Юб.Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.- 527с. (Мыслители XX века).

106. Литература на иностранных языках

107. Bah, Archie J. Comparative philosophy: Western, Indian and Chinese philosophies compared.—New—Delhi ets: Vikas publ. House, cop. 1977.—XI11—98 p.

108. Corleston, F. Chinese philosophies and cultures Text. / Frederich C. Copleston. Oxford ets: Oxford univ. Press. 1980. - X 198 p.

109. Granet, Marcel. La pensee chinoise Text. /.Granet, Marcel Paris, 1968.

110. Granet, Marcel. La civilization chinoisesText. /. Granet, Marcel. -Paris, 1929;

111. Philosophy East—philosophy West: F critical comparison of Indian, Chinese, Islamic and European philosophy Text. // Ben-Ami Schar Istein, Ilai Alon, Shlomo Biderman at al. Oxford: Black - Well, cop 1978,-Yl 11, 359 p.

112. Treadgold D. The West in Russia and China Text. /. Treadgold D. -Vol.1: Russia, 1972

113. Литература на китайском языке

114. Ай, Миэр. Шэхуэйсюе юй чжесюе (Социология и философия) Текст на кит. яз. / Миэр Ай, Туэргань // Перевод с франц. Лян Дуна. Шанхай: Жэньминь, 2002. - 453 с.

115. Амуэрбату. Мэнгу цзумин цзян мэйшу (Фольклорное искусство монголов) Текст на кит. яз. / Амуэрбату. Внутренняя Монголия: Нэймэнгу жэньминь чубаньшэ", 1987. - 342 с.

116. Арбамутун Мэнгу цзу мэйшу янцзю (История изобразительного искусства монгольской нации". Текст на кит. яз. / Арбамутун. -Ляонин: Минцзу чубаньшэ, 2004. 245 с.

117. Баир, А. Мэнгу яолань (Колыбель Монголии) Текст на кит. яз. / Баир А. - Минцзу чубаньшэ, 2005. - 310 с.

118. Бай, Лань. Оронгонцзу (Оронгоны) Текст на кит. яз. / Лан. Бай. -Бэйцзин: Минцзу чубаньшэ, 1991.-371 с.

119. Баодуньгудэ.Абида Бурят мэнгу цзянши. (Краткая история монгольских бурят) Текст на кит. яз. / Баодуньгудэ.Абида . -. Нэймэнгу вэньхуа чубаньшэ, 1982. 257 с.

120. Баоиньхэсиге, Т. Мэнгуцзу лиши чуаншо (Придания монгольской истории) Текст на кит. яз. / Т. Баоиньхэсиге, Нэймэнгу: жэньминь чубаньшэ, 1982.-243 с.

121. Бирбима. Жэнлэй дэ синчи (Происхождение человечества) Текст на кит. яз. /. Бирбима. Бэйцзин: Кэсюе чубаньшэ, 1983. - 259 с.

122. Бо, Мэнхэ. Баэрху лиши (История Баэрху) Текст на кит. яз. / Мэнхэ Бо. Нэймэнгу: Жэньминь чубаньшэ, 2005. - 326 с.

123. Бо, Мэнхэ. Ганцзу эрмяо лама цзяопги (История учения шаманизма в монастыре) Текст на кит. яз. / Мэнхэ Бо, Да, Лай. Нэймэнгу вэньхуа чубаньшэ, 2003.-324 с.

124. Брюль, Ли. Юаныиисывэй (Первобытное мышление) Текст на кит. яз. / Ли Брюль. Бэйцзинь: Шан уинь шуа гуан,1981. -328 с.

125. Ван, Хунцзянь Мэйшу гэлунь (Введение в изобретательное искусство) Текст на кит. яз. / Хун Цзяньван, Баолинь Юань. Годэнцзяо юй чубаньшэ ,1994.-265 с.

126. Гу, Дэцин. 1982-1985 тан фан синан лин лэй мин жицзи (Записи исследований охотников Сингана с 1982-1985 гг.). Шаньдун: хуабао чубаньшэ, 2001. - 321 с.

127. Гуаньбучжабу, И. Мэнгумиши (Секретная история Монголии) Текст на кит. яз. / И. Гуаньбучжабу. Синхуа чубаншэ, 2006. - 304 с.

128. Джефани, Дж. Шицзи чжэнфуши (История мировых завоевателей) Текст на кит. яз. / Дж. Джефани. Нэймэнгу: Жэньминь чубаньшэ, 1987;

129. Жэнь, Шинань. Чжунго синши чишидай каогу сюэ уши-нянь (50 лет археологическому исследованию нового каменного века, изучения быта и культуры древних народов) Текст на кит. яз. / Шинань Жэнь. Бэйцзин: кэсюэ чубаньшэ, 1999.9.

130. И, Сяомин. Лунь чжунси вэньхуа дэ шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской цивилизации и западной кульутр -культурный выбор сегодняшнего Китая) Текст на кит. яз. / Сяомин И. -Нинся шэхуэй кэсюэ, 1996 № 3 - С. 21-56.

131. Инь, Цзяу. Шичянь ишу ши (История раннего искусства) Текст на кит. яз. / Цзяо Инь. .Шану инынуа гуан, 1998. - 324 с.

132. Лан, Шодэ. Цайтао (Расписная керамика) Текст на кит. яз. / Шодэ Лан, Цзяньвэй. Цзя. Дунхуан чубаньшэ, 2004.- 543 с.150

133. Ли, Гуйлу. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо дэ чжуяо туц-зин (Основные пути трансляции китайской культуры) Текст на кит. яз. / Гуйлу Ли, Бин Чен. Бэйцин: Хуайин шичжуань сюэбао, 1997. - № 2. - С. 52-55.

134. Ли, Цзяньмао. Чжунго цаочи таоюй юань шинуняй дэгуншэн гу-аньси (Связь сельского хозяйства и раннего производства керамики) Текст на кит. яз. / Цзяньмао Ли // Чжунго вэн-убао, 2001. 435 с.

135. Линь, Хуэйсян Вэньхуа жэнлэйсюэ (Наука о цивилизации) Текст на кит. яз. / Хуэйсян Линь. Бэйцзин: Шаньу иншуагуан, 1991. -223 с.

136. Липе, Э. Шиу дэ чиюань (Происхождение вещей) Текст на кит. яз. / Э.Липс. Сычуань: Жэньминь чубаншэ,1982. - 532 с.

137. Лу, Сысянь. Шэнхуа каогу Каогу юй вэньу (Изучения древних мифов. Изучения быта и культуры древних народов) Текст на кит. яз. / Сысянь Лу. Бэйцзин: кэсюэ чубаньшэ, 1995.12. -21 с.

138. Лу, Сяохуэй. Чжуцзай шичань вэньхуа чжун дэ сянчжэньии (Символ свиньи в древней культуре Китая) Текст на кит. яз. / Сяохуэй Лу. -Чжунюаньвэньу ,2003.1.

139. Лю, Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами ) Текс на кит. яз. / Чэнгуй Лю. Цзянси Нанкин: Цзянси жэньминь чубаньшэ, 1997. - 272 с.

140. Лю,Сяньлинь. Гуаньюй «тянь жэнь хэ и» сысян дэ цзай сыкао (Еще раз об идее «совпадающее единство Неба и Человека) Текст на кит. яз. / Сяньлинь Лю // Чжунго вэньхуа. 1994. - № 9. - С.8-17.

141. Малиновский, Б. Вэнхуалун (Культурная теория) Текст на кит. яз. / Б. Малиновский // Пер. Фэй Сяотуна. -Чжунго минцзян вэничубаныпэ, 1987.-333 с.

142. Мао, Дунь. Шэнхуа янцзю (Исследования мифов) Текст на кит. яз. / Дунь Мао. Байхуа вэни чубаньшэ, 1981. -54 с.

143. Маркс, К. Происхождение семьи, частной собственности и государства Текст на кит. яз. / К. Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения. Бэйцзин: Жэньминь чубаныю, 1965. Т. 21 изд.2.

144. Морган, Л.Г. Гудай шэхуэй (Древнее общество) Текст на кит. яз. / Л.Г. Морган. -Шаньу иншуагуан, 1983. 347 с.

145. Смисс, Ч. Вэньхуа чиюаньлунь (Теория происхождения цивилизации) Текст на кит.яз. / Ч. Смисс. Харбин: Шану иншуагуан, 1949. - 345 с.

146. Смисс, Ч. Юаньгу вэньхуаши (История культуры Древней цивилизации) Текст на кит. яз. / Ч. Смисс. Харбин: Чуньлянь чубаныпэ, 1954. -345 с.

147. Смит, А. Жэнлэйши (Человечество) Текст на кит. яз. / А. Смит. -Бэйцзин: Шэхуэй вэньсянь чубаныпэ, 2002. 243 с.

148. Су, Чжаолин. Чжунго юаньши вэньхуа ши (История первобытного строя Китая) Текст на кит. яз. /. Чжао Линсу, Су, Цзяфан Ли, Яо, Сиду. -Вэн-У-чубаныпэ, 1983.-432 с.

149. Сужитай, Э. Неймэнцзу вэньхуа (Изобретательное искусство монгольской нации) Текст на кит. яз. / Э Сужитай. Хух- Хото: Нэймэнгу вэньхуа чубаншэ, 1997. -298 с.

150. Суй, Шуньчжань. Чжуюань юаньгу вэнхуа (Древняя культура первобытно общественного строя) Текст на кит. яз. /. Шань чжань Суй. -Хэнань: Женьминь чубаныпэ, 1983. 278 с.

151. Сулугэ. Мэнгу, туцзюэ чжиту тэньчунбайцай тантао-мэнгусянмин иланвэйту тэншо чжии (Исследования тотемных культов монголов и тюрков,

152. Сказания о дисскусии как тотеме монгольского народа). Текст на кит. яз. / Сулугэ. Внутренняя Монголия: Мэнгусюэ синси, 1995. -564 с.

153. Сунь, Чжаолинь. Чжунго юаньши шэхуэйши (История первобытного общества) Текст на кит. яз. / Чжаолинь Сунь. Бэйцзин: Вэну чубаньшэ, 1983.-321 с.

154. Таусон Чушимэнгуцзи (Записки монгольского посла) Текст на кит. яз. /. Таусон. Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1983. - 321 с.

155. Тубусиньнима. Баэрхудэюлай (Происхождения народности Баэр-хубу) Текст на кита, яз . / Тубусиньнима. Нэймэнгу: вэньхуа чубаньшэ, 1985.-290 с.

156. У, Гуанюань. Чуань вэньхуа шицзехуа дэ цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) Текст на кит.яз. / Гуанюань У. Бэйцзин: Чжэсюэ дунтай, 1997. - № 5. - С. 20-32.

157. Фу, Юйгуан. Шанманцзяоюйшэнху (Мифы и легенды шаманизма) Текст на кит. яз. / Юйгуань Фу. Ляонин: Дасюэ чубаншэ, 1990. - 324 с.

158. Фэн, Ши. Чжунго тяньвэнь каогу сюе (Древняя астрономия Китая) Текст на кит. яз. /. Ши Фэн. Бэйцзин: Чжунго шэхуэ йкэсюе,2001. - 172 с.

159. Фэн, Юйлань. Чжунго чжэсюэ лиши (История китайской философии) Текст на кит. яз. / Юлань Фэн. Бэйцзин: дасюе чубаншэ,1985. - 223 с.

160. Хопаэр, М. Ту шо Шаманцзяоши (Шаманизм в мире с иллюстрациями) Текст на кит. яз. / М. Хопаэр. Нэймэнгу зыджичуй эвенкзуянц-зюхуэйсюанпянь,2001. - 432 с.

161. Ху, .Чоувэрс. Шицзе шигань (История мира) Текст на кит. яз. / Чоувэрс Ху. Бэйцзин: Жэньминь чубаньшэ, 1982. -349 с.153

162. Ху, Синлян. Чжунго тутэньвэньхуа (Детерминистическая культура Китая) Текст на кит.яз. / Синлян Ху. Бэйцзин: шэхуэйкэсюе чубанынэ, 1992.

163. Хэ, Синлян. Банпо юй вэншиту тэнбаочжи, хайшину инсянчжэнь? Чжун юань вэньу. (Прожилки узоров - это знаки тотема или женские сим. волы? Подлинные памятники культуры Китая) Текст на кит.яз. / Синлян Хэ. - Нанькин: кэсюэ чубаньши, 1993. - 364 с.

164. Цзин, Шань. Цягувэн со цзяншицзу цзичи чжиду (Родовая система в текстах на черепашьих панцирях) Текст на кит.яз. / Шань Цзин. Кэсюэ чубаныиэ, 1956. - 43 5.с.

165. Цзя, Ланьпо. Жэнлэй дэ лимин (Рассвет человечества) Текст на кит. яз. / Ланьпо Цзя. Шанхай: Кэцзи чубаньшэ, 1983. -387 с.

166. Цуй, Цзунчжу. Цзунцзяо мэйшу гайлун (Общий обзор искусства на религиозные темы) Текст на кит. яз. / Цзунчжу Цуй. Аньхой: мэйшу чубаньэ, 1987.-277 с.

167. Чень, Цзяу. Тутэн ишуши (История тотемистического искусства) Текст на кит. яз. / Цзяу Чень. Сюелинь чубаньшэ, 1986. -354 с.

168. Чень, Цзяу. Тутэн ишуши (История тотемистического искусства) Текст на кит. яз. / Цзяу Чень. Бэйцзин: Сюелин чубаньшэ, 1986 - 299 с.

169. Чень, Чжэнсян. Чжунго вэньхуа дили (Китайская культура географии) Текст на кит. яз. / Чжэнсян Чень. Сянган: Саньлянь чубаньшэ, 1983. -365 с.

170. Чень,Чжэнсян. Саоюаньдиго (Степи империи) Текст на кит. яз. / Чжэнсян Чень. -Сянган: саньлянь, 1991. 496 с.

171. Чжан, Чжихэн. Шилунчянтаосиншичи-вэнхуа (Первые фарфоровые предметы каменного века Текст на кит. яз. / Чжихэн. Чжан. Аньхуэй: мэйшу чубаншэ, 1985.1.

172. Чжан, Янпин, Кэркэцзуминьцзянь вэнсюе гэлань (Фольклорные литературные экспонаты киргизов) Текст на кит. яз. / Янпин Чжан, Ин Лан. Кэзилэсукэркэвэн чубаньшэ, 1992. - 334 с.

173. Чжао, Хуэй. Гуаньюй каогу вэньхуа хэ каогу сюэ вэньхуа дэ янц-зю (Культурное исследование относительно древней культур и науки. Изучения культуры и быта древних народов) Текст на кит. яз. / Хуэй Чжао -Бэйцзин: кэсюэ чубаньшэ, 1993.7. 34 с.

174. Чжу, Ди. Синьян шидай дэ вэньминь (Культура эпохи Федоизма) Текст на кит. яз. / Ди Чжу. Чжунго чинян чубаньшэ, 1999. - 87 с.

175. Чжэн, Гаохуа. Цзин.хуа сян ши ляо (История золотых рисунков династии Сун. Ляо) Текст на кит. яз. / Гаохуа Чжэн. -. Бэйцзин: Вэну чу-баншэ,1984. -45 с.

176. Чжэнь, Дунжи. Орончон шэхуэйбянчень (Социальное преобразование орончонов) Текст на кит. яз. / Дунжи Чжэнь. -Яньбянь жэньминь, 1985.-266 с.

177. Чу, Цинсюн. Чжунго вэньминь дэ фусин хэ жунхэ сифан вэньминь (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) Текст на кит.яз. / Цинсюнь Чу.// Фудань сюэбао. 1997. - № 3,- С.-22-28.

178. Чунь Лиянь. Чжэсюэ дандайвэньхуа (Философия и современная культура) Текст на кит. яз. / Лиянь Чунь. Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1998. - 210 с.

179. Чэнь, Лиянь. Чжэсюэ дандай вэньхуа (Философия и современная культура) Текст на кит.яз. /Ч. Лиянь .- // Бэйцзин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 1998.-210 с.

180. Чэнь, Цинсюн. Чжунго вэньминь дэ фусин хэ жунхэ сифан вэньминь (Расцвет китайской цивилизации и соединение с западной) Текст на кит. яз. / Цинсюн Чэнь // Фудань сюэбао. 1997. - № 3. - С. -22-28.

181. Юй, Найлюй. Чумин дэзонцзяо юй шэнмэймикуань (Появление религии и эстетического восприятий) Текст на кит.яз. / Найлю Юй. Цин-хай: Жэньминь чубаньшэ, 1994. - 34 с.

182. Ян, Хунсюн Чжунго цзянджукаогу сюэ дэ чаньли хэ фачжань. Создание и развитие древнего строительства Текст на кит. яз. / Хунсюн Ян // Чжунго вэньу бао, 1990.10.20.

183. Янь, Бэйлин. Джон Го фо цзао цзян ши (Краткая история китайской философии буддизма) Текст на кит.яз. / Бэйлин Янь. Шанхай: Жэнь минь,1985. -278 с.

184. Янь, Вэньмин. Тюйло каогу юй шичань шэхуэй янцзю (Исследования поселения древних народов и доисторического общества) Текст на кит. яз. / Вэнмин Янь. Бэйцзин: ВэньУ, 1997.6. - 435 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.