Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна

  • Агакеримова, Чинара Агашерифовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 196
Агакеримова, Чинара Агашерифовна. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Краснодар. 2008. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна

Введение.

Глава I. Создание и развитие системы адатных отношений в Дагестане.

§ 1. Формирование морально-нравственных и правовых правил в дагестанском обществе.

§ 2. Историко-правовые, культурные и этические аспекты адатов горцев.

Глава II. Вхождение ислама в правовую систему Дагестана. Отношения между адатом и шариатом.

§ 1. Исламизация Дагестана.

§ 2. Взаимоотношение между шариатом и адатом в период проникновения ислама в Дагестан.

§ 3. Обычное право народов Дагестана.

Глава III. Присоединение Дагестана к России и создание в нем трехзвенной правовой системы.

§ 1. История политико-правовых взаимоотношений России и

Дагестана.

§ 2. Правовые отношения в Имамате.

§ 3. Взаимодействие адата, шариата и законов России в Дагестане во 2-й половине XIX - нач. XX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект»

Актуальность темы исследования. Глобальные процессы, начавшиеся в конце XX — начале XXI века в Российской Федерации и Дагестане, связанные с демократизацией общества, созданием правового государства, позволили учёным - юристам, историкам, философам по-новому взглянуть на пройденный нашей страной путь, оценить более объективно тот историко-правовой опыт, который был накоплен многими поколениями, особенно после присоединения Дагестана к России в 1813 г.

История зарождения адата и особенно его взаимоотношения с шариатом и российским правом ещё до конца не исследована. Большинство источников не введено в научный оборот. Глубокое изучение истории дагестанского общества, системы морально-правовых отношений, взаимодействия адагов, содержащих в себе выработанные испокон веков народами нравственные и юридические нормы, с религиозным правом -шариатом и законами России - позволяет выявить мощные пружины гармонизации общественно-политических и правовых сфер жизни, сочетания национальных особенностей и общегосударственных интересов, достигнутого в едином российском обществе. И чтобы ни утверждали некоторые учёные о колониальном характере русского завоевания Дагестана, о создании безжалостной системы колониального господства в нём, пи для кого не является секретом тот факт, что Россия не только не отменила обычное право (адаты), которое регулировало все правовые и морально-нравственные нормы жизни горцев, не только не приняла никаких запретительных мер в отношении шариата, но и, более того, она их поддержала и наряду с ними постепенно вводила свои законы, которые обязан был соблюдать каждый дагестанец, как гражданин России.

Эта система равновесия трёхзвенного права просуществовала вплоть до середины 20-х годов XX века, когда была безжалостно разрушена советскими властями под видом борьбы против «опиума народа» - религии, «пережитков прошлого», «мешавших социалистическому строительству».

В современный период, отмеченный демократизацией нашего общества, стремлением построить правовое государство, наряду с некоторыми положительными моментами, в общественно-политической, морально-нравственной, правовой и культурной жизни появилось немало негативных явлений, связанных с неверием граждан в силу государства, отсутствием у него чётко выраженной п широко разработанной стратегической программы п целей создаваемого нового общества, правовым беспределом, разгулом экстремизма и терроризма и нравственной распущенностью подрастающего поколения, её верой в западные моральные стандарты, подчас совершенно не укладывающиеся в границы горского национального менталитета. Всему этому сопутствует низкий уровень воспитательной работы, как в образовательных и культурных учреждениях, так и в семье.

В таких жёстких условиях многие учёные, особенно правоведы, вполне закономерно обращаются" к испытанному временем и проверенному жизнью многих поколений горцев опыту морально-этической закалки молодежи, к использованию в этом адатов, шариатских установок и законов дореволюционной России, сыгравших в XIX - начале XX веков положительную роль в решении важных воспитательных, нравственных и правовых задач.

Актуальность проведённого исследования состоит в том, что в связи с социальной переориентацией нашего государства перед Россией, и Дагестаном в частности встает ряд задач, связанных с необходимостью приведения морально-правовой структуры общества в соответствие с новым общественным строем.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение быта горских народов, особенно их обычаев и традиций, началось давно, с приходом в Дагестан арабов, распространявших ислам, которому противостояли местные адаты, возникшие в глубокой древности и служившие горцам основой их жизнедеятельности. Мусульманские миссионеры и алимы, увидев устойчивость местных моральных и правовых норм, порой вынуждены были пойти навстречу интересам горцев и принять некоторые, особенно охраняемые ими обычаи и традиции, культы святых, но, прежде всего, они глубоко их изучили и впервые в истории местных народов с помощью арабского алфавита записали на бумаге. «Сотни лет прошли с тех пор, - писал М. Ковалевский, - как генуэзец Интерано и Иоанн Луккский, французы - Шарден и Тавернье, голландец Стрюис, немецкий подданный Олеарий познакомили нас с особенностями религиозного, общественного и юридического быта . горцев Дагестана. Литература конца XVIII и начала текущего (XIX) столетия особенно богата летучими заметками и систематическими описаниями быта горцев»1.

С середины XIX века, после окончания Кавказской войны, по инициативе царской администрации началась официальная запись адатов и перевод их на русский язык. В «Сборниках сведений о кавказских горцах», изданных в Тифлисе Кавказским горским управлением, было опубликовано пять сборников адатов 60-х годов: Кази-Кумухского, Даргинского, Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского округов. В 1868 году появилась статья А.В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним». Вскоре к этой благородной деятельности подключились видные русские правоведы и этнографы, создавшие капитальные труды в этой области.

В 1882 году Ф.И. Леонтович в Одессе издал двухтомник «Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа», в котором исследованы все адаты кавказских горцев, в особенности дагестанские. Подводя итоги своему исследованию, Ф.И Леонтович писал: «Таким образом, в настоящее время у горских племёп существует смешанное законодательство, составленное из двух противоположных элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, и адата,

1 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. Т. 1. С. 5. основанного на обычаях, которого (т.е. адата) первый закон гражданского общества - права сильного. Отсюда происходит, что адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в забвение, и, наоборот, -адат падал и был отменяем всегда, когда шариат находил ревностных проповедпиков и последователей»2.

М.М. Ковалевский в своём труде «Закон и обычай на Кавказе» поставил перед собой цель - разобраться в ряде сложных проблем: «Что такое горский адат, из каких элементов он сложился; можно ли видеть в нём исключительное выражение народных юридических воззрений, или он отражает на себе также те различные воздействия, каким в разное время подчинялась историческая жизнь Кавказа; каково его отношение к древним религиозно-юридическим системам., какую печать наложили на него бродячие народы Севера или прибывшие с востока Арабы и Персы; какое, наконец, влияние оказало на него насильственное сближение покорённой силой оружия страны с русской культурою/ .

Таким образом, М. Ковалевский впервые в истории России и Кавказа поставил перед собой и наукой актуальнейшие вопросы, никем до него не-поднятые, но имеющие огромное теоретическое и практическое значение. Ученый считал, что без определения тех элементов, из которых сложилась кавказская гражданственность, всякие попытки достигнуть правильного её понимания неизбежно останутся бесплодными. Точно так же, как без выяснения туземных п чужеродных элементов кавказского права, русское правительство навсегда останется в неизвестности насчёт того, что оно должно сохранить, а что отвергнуть в действующем адате». М. Ковалевский большие надежды возлагал на этнографию и историю, которые, по его мнению, должны были придти «на помощь законодательству и судебной практике». Не обольщая себя мыслью, что подготовленное им исследование

2 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. I. С. 29.

3 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. С. 5-7. заключает в себе последнее слово» в решении поставленных проблем, автор высказал «уверенность в том, что его выводы нуждаются в пересмотре и исправлении со стороны местных исследователей». Он был далёк от того, чтобы ждать скорых практических результатов от той новой постановки вопроса об отношении обычая и закона, которая была в его труде. В то же время, проделав огромную научно-исследовательскую работу, создав фундаментальный труд, М. Ковалевский, ссылаясь на «окружающую нас рутину», считал, что предложенные им выводы найдут практическое воплощение «не раньше, как на расстоянии десятков лет»4.

Без научной деятельности А.В. Комарова, Ф.И. Леонтовича, М.М. Ковалевского, И.Я. Сандрыгайло и других, без их обоснованных выводов, вряд ли Россия сумела бы отвести адату, шариату и российским законам подобающее место в юридической системе Дагестана в XIX веке. Их заслуги перед отечественной наукой поистине огромны, поэтому онн неоднократно отмечаются в данном исследовании.

В XIX веке в Дагестане побывало немало русских военных, учёных, путешественников, оставивших нам свои яркие впечатления об обычаях и традициях горцев Дагестана. Среди них следует назвать И. Березина и его «Путешествие по Дагестану и Закавказью» (Казань, 1849), А. Берже и его «Краткий очерк путешествия по Дагестану» (Тифлис, 1862), П. Буткова и его «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.» (Санкт-Петербург, 1869).

В 70-х годах XIX века несколько лет подряд совершал поездки по Кавказу учёный Александр Беккер. Свои отчёты он периодически публиковал в «Бюллетене общества натуралистов г. Москвы», выходившем на иностранных языках. В своих статьях учёный, наряду с описанием результатов научных исследований, приводит немало материалов, посвящённых местным адатам, нравам горцев. Говоря о жизни ахтынцев,

4 Там же. С. 5-7. например, Беккер писал, что «в стороне от главной улицы - вновь отстроенная мечеть и возле нее Куьлийрун-ким - площадь, принадлежащая кулиярской общине (в Ахтах несколько общин). Она служила в старину местом для решения спорных дел не только всех ахтынских общин, но и аулов, находившихся под покровительством ахтынцев. На этой народной площади дела решались аксакалами (старейшинами)»5.

Интересны, с точки зрения данной проблемы, статьи и книги элисуйского пристава Арнольда Зиссермана, прослужившего на Кавказе четверть века. В 1879 году он опубликовал в Санкт-Петербурге объемистую книгу в двух частях «Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867)», в которой имеется немало наблюдений над нравами и обычаями дагестанцев6.

Немалую источниковедческую помощь автору диссертации оказали такие труды, как статья П. Пржецлавского «Нравы и обычаи в Дагестане (Военный сборник. СПб, 1860), монография Н. Дубровина «История войн и владычества русских на Кавказе» (СПб, 1886), четырёхтомный труд В. Потто «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (СПб, 1889), книга Е. Козубского «Дагестанский сборник» (Темир-Хан-Шура, 1904. Выпуск 2), статьи Н. Львова «Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени» (ССКГ, Тифлис, 1870), А. Омарова «Воспоминания муталнма» (ССКГ, Тифлис, 1868-1869), «Как живут лаки» (ССКГ, 1870), А. Дирра «Очерки по этнографии» (Тифлис, 1903), статьи В. Иваненко «Разлад между уголовным законом и народным обычаем на Кавказе и его влияние на преступность» («Русская мысль». 1904. Кн. 4-5), В. Стебницкого «Обычное право кавказских горцев» (Юридический вестник. 1884. № 3. С. 487-505), В. Швецова «Очерк о кавказских горских племенах, с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе» (М., 1856), Н. Данилевского «Кавказ и его горские жители в нынешнем положении» (М., 1846) и другие.

5 Цит. по: Ахмедов Д.Н Современная «Ахты-наме». Махачкала: «Юпитер», 2000. С. 176.

6 Зисссрман АЛ Двадцать пять лег на Кавказе (1842-1867). СПб, 1879.

В годы советской власти историческая, этнографическая и юридическая наука оказалась в заложницах у жестко н целенаправленно проводимой линии компартии по внедрению во все сферы жизни и особенно в идеологическую сферу классового, партийного подхода к общественным явлениям, согласно которому все, что соответствовало идеологии пролетариата и советской власти, считалось прогрессивным, а что нет -реакционным.

На этой волне была развернута в широких масштабах антирелигиозная и атеистическая борьба, многие обычаи и традиции горцев были объявлены пережитками прошлого, родового и феодального обществ, а для того чтобы продемонстрировать «крупные достижения социализма», зачастую полностью отрицалась исконная дореволюционная культура дагестанских народов, которые объявлялись бесписьменными и безнадежно отставшими в своем развитии. Если говорить о последствиях этой политики, то можно сделать вывод, что при поддержке печати и пропаганды культуре и традициям таких малочисленных народов, как дагестанцы, был нанесен непоправимый урон, который они ощущают и по ссй день.

Однако, несмотря на тягчайшую идеологическую обстановку, жесткую цензуру, в период советской власти все же было проведено и немало объективных исследований, касавшихся самобытной культуры, обычаев и традиций, обычного права, исконных нравственных норм горцев, имеющих непреходящее значение как общечеловеческие ценности. Среди них следует отметить работы В.П. Алексеева «Происхождение народов Кавказа» (М.: Наука, 1974), В. Д. Итоношвили «Семейный быт народов Кавказа: историографический очерк» (Тбилиси, 1977), Б. А. Калоева «М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа» (М.: Наука, 1979).

Особое место в изучении истории права занимают труды крупнейшего советского этнолога права A.M. Ладыженского7. В его монографии, подготовленной к печати в 1947 г., но по некоторым причинам так и не увидевшей свет, дается сравнительный анализ обычно-правовых институтов народов Северного Кавказа. A.M. Ладыженского можно назвать ярким продолжателем традиций российских ученых XIX в. - Ф.И. Леонтовича, М.М. Ковалевского и других

Огромный вклад в дагестановедение, этнографию, правоведение и культурологию внесло несколько поколений дагестанских ученых, которые свои научные исследования посвятили анализу права, сельских общин и их союзов, обычаев и традиций, семьи и брака, нравственных устоев и норм горцев, правовых и моральных основ адатов и шариата и т.д. Их работы отражены в библиографической части диссертации. При этом невозможно не отметить крупные научные труды, монографии дагестанских ученых, в которых в той или иной мере затрагивается проблематика представленной диссертации. Это, прежде всего, «Кодекс законов Уммухана Аварского (Справедливого)» (М., 1948) и «Памятники обычного права Дагестана XVII— XIX вв.» Х-М.О. Хашаева, «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -начале XIX в.» М.А. Агларова (М., 1988), «Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан» Б.М. Алимовой (Махачкала, 1989), «Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана» (М., 1991) Г.А. Гаджиева и другие.

Особый интерес представляют труды таких известных ученых, как М.-С. Саидов - «О распространении Абу-Муслимом ислама в Дагестане» (Махачкала, 1956), P.M. Магомедов - «Адаты дагестанских горцев как исторический источник» (М., I960); «Обычаи, традиции народов Дагестана» (Махачкала, 1992). и др., А.Р. Шихсаидов - «Распространение ислама в

7 Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и комментарии И.Л. Бабич / Под общ. ред. А.С. Зайналабидова и В.В. Черноуса / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 18.

Дагестане» (М., 2001); А.С. Омаров - составитель сборника материалов и документов «Из истории права народов Дагестана» (Махачкала, 1968). Большое значение имело его выступление на 7-м Международном конгрессе антропологических и этнографических наук с докладом «Памятники обычного права Дагестана XVI-XVIT вв. » (М., 1964).

Огромное влияние на изучение и понимание процессов, происходивших в правовом поле Дагестана в XVIII-XIX веках, оказала «Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв.» Т.М. Айтберова (Махачкала, 1998 и 1999. Ч. 1, 2), в которой даются арабские тексты, впервые переведенные на русский язык и несущие информацию о состоянии права и государственности в Дагестане того периода. Т.М. Айтберов является автором работы «О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения» (Махачкала, 2004).

Положительной оценки заслуживает монография старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Бобровпикова «Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права нагорного Дагестана (М., 2002). Во время экспедиций в Дагестан автор обнаружил массу неизученных рукописей XVIII и первой трети XIX веков на арабском и дагестанских языках. Это были записи решений сельских адатных и шариатских судов, действовавших здесь до начала 30-х гг. XX века. Кроме оригиналов документов, В. Бобровников открыл и их многочисленные копии, заверенные и не заверенные нотариусом, сделанные на обложках и полях арабских книг.

Из последних публикаций следует отметить оригинальные по форме и обстоятельные по содержанию научные работы З.А. Магомедова: статью «Обычаи предков - корни личности и общества» (Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2001. № 11) и монографию «Правовой статус горца по дагестанским адатам» (Махачкала: «Даг. книж. изд-во, 2002). Вызывает интерес статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника

ИИАЭ ДНЦ РАН М.М. Магомедханова «Адат, шариат и российские законы в Дагестане», в которой сделана удачная попытка «рассмотреть в исторической перспективе вопросы корреляции разнородных систем права (адат, шариат, российское право) в условиях Дагестана».

Теоретическими вопросами исследования занимались такие представители юридической науки, как JI.P. Сюкияйнен, Р. Давид, С.С. Алексеев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малысо и др. Особо следует выделить труды специалиста по мусульманскому праву JI.P. Сюкияйнена8, которые посвящены теории мусульманского права, его эволюции, большое внимание уделено изучению шариата.

Проведенный историографический обзор литературы свидетельствует о большом интересе, проявлявшемся российскими и дагестанскими исследователями к многообразному кругу вопросов, заключенных в системе морального и правового обеспечения жизни горцев, как с помощью адатов и шариата, так и законов России.

В этом плане как яркое явление надо отметить работы З.Х. Мисрокова, Л.Г. Свечниковой и А.К. Халифаевой9 В монографии З.Х. Мисрокова исследуются исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе с XIX в. до наших дней. В ней рассмотрены основные проблемы использования адатного и мусульманского права в процессе динамики

8 Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986; Он же. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Он же. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт. М.: Арт-Бизнсс-Центр, 2001; Он же. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика // Отечественные записки. 2003. №2 (11).

9 Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах (XIX-XX вв.): Авторсф. дис. докт. юрид. наук. М., 2003; Он же. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: МГУ, 2002; Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2004; Она же. Обычай в правовой системе (на материалах правового развития народов Северного Кавказа в XIX в.). Ставрополь, 2002; Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2005; Она же. Становление и развитие права Дагестана в XIX веке. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. систем права России в течение двух веков. Общетеоретические положения монографии опираются на результаты конкретного историко-правового анализа институционализации адата и шариата на Северном Кавказе в разные периоды развития государственности России. Автором предпринята попытка охарактеризовать нормативно-регулятивную преемственность адатного и мусульманского права у народов Северного Кавказа в прошлом и современности на всех ступенях историко-правового осмысления проблемы. В монографии Л.Г. Свечниковой рассматриваются теоретические проблемы функционирования правового обычая в правовой системе. Исследование построено преимущественно на кавказском материале. Здесь акцентируется внимание на основных правовых институтах народов Северного Кавказа в XIX веке. В монографии А.К. Халифаевой анализируется комплекс вопросов, связанных с возникновением, функционированием и развитием правовой системы Дагестана. Автор обращает внимание на то, что в исследуемый период в правовой системе Дагестана уживались нормы обычного права, мусульманского права (шариата) и российского имперского права. Эти правовые источники в рассматриваемый период определяли нормы общественного поведения, регламентировали структуру и деятельность центральных и местных органов власти и управления, регулировали вопросы всех отраслей права и процесса, включая судоустройство и судопроизводст во.

Объектом исследования являются адаты народов Дагестана, шариат и законы России, их автономный и комплексный анализ; а также историко-правовой аспект практики регулирования обозначенных форм права.

Предмет исследования - становление, развитие, процесс взаимодействия в Дагестане элементов триады правовой системы: адата, шариата и российского права.

Цель и задачи исследования заключаются в том, чтобы объективно разобраться в значении, содержании и коренных установках адата, шариата и российских законов, выявить причины и результаты их взаимодействия во благо российского п дагестанского народов, определить и показать, какой непоправимый вред нанесли в XX веке идейные наскоки советских деятелей на мусульманскую религию, арабскую культуру, «пережитки адата и шариата» и выявить возможности существования и взаимодействия этих трех систем в условиях современного Дагестана, социально ориентированного на построение демократического общества.

Источниковая база диссертации. Исследование было проведепо на основе анализа адатов, приведенных в работах А. Комарова, Ф. Леонтовича, М. Ковалевского, И. Сандрыгайло, в «Сборниках сведений о кавказских горцах», «Сборниках материалов для описания местности и племён Кавказа», в сборниках, составленных Х-М. Хашаевым, А. Омаровым, Т. Айтберовым и другими.

Важнейшими источниками сведений о возникновении и функционировании в Дагестане адатов и сельских судов, их взаимоотношений с шариатом и российскими законами являются документы, извлечённые из фондов Центрального государственного архива РД о деятельности государственных, судебных и правоохранительных органов в Дагестане в XIX веке и до середины 20-х годов XX века; материалы, извлечённые из Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в особенности статья Башира Далгата «Обычное право и родовой строй народов Дагестана» (1934) «Описание нравов, обычаев и образа правления Самурского округа», поступившие из ЦГИА Грузинской ССР, тетрадь А. Исламмагомедова (1974) и др.; полевой материал, собранный автором во время пяти экспедиций в качестве соискателя-исследователя в различные районы Дагестана.

Географические и хронологические рамки исследования определяются территорией Дагестана, перешедшей под юрисдикцию России в результате заключения в 1813 году мирного договора с Персией, согласно которому Иран отказывался от каких-либо притязаний на территорию

Дагестана, и хотя Дагестан в то время являлся конгломератом феодальных государственных образований и вольных обществ, все же Россия принимала этот горный край как единое целое с границами, не очень отличающими от сегодняшних.

Хотя диссертация затрагивает древние пласты возникновения морали и права, исламизации Дагестана, все же хронологические рамки исследования в основном простираются от начала XIX в., со времени заключения вышеуказанного договора, до середины 20-х годов XX в., когда советской властью окончательно была разрушена трехзвенная правовая практика в Дагестане.

Методологической основой диссертации послужили диалектический метод, материалистическое понимание истории, основополагающий принцип научного историзма, рассматривающий каждое общественное явление в развитии и с объективных научных позиций, без всякой идеологической и иной предвзятости. В ходе исследования применялись также формально-юридический, системно-структурный, метод сравнительного правоведения ретроспективный метод и другие. Была проанализирована в историко-правовом аспекте вся совокупность взаимосвязанных элементов адатного, шариатского и российского (имперского) права, разделения сфер их влияния, прояснения их специфики и реального функционирования. Автор попытался экстраполировать те рубежи, которые были достигнуты в условиях дореволюционной России, на современную жизнь Дагестана. С точки зрения диссертанта, в сегодняшнем социально меняющемся мире не исключен возврат отчасти к тем реалиям, которые вполне устраивали дагестанцев в XIX веке и которые, учитывая интересы разных слоев граждан, гармонично действовали, удовлетворяя интересы всех категорий населения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые по-новому интерпретируется возникновение адатов в далекой древности, как нормы морали и нравственности, показана динамика их перерастания в обычное право, ставшее для всех народов Дагестана морально-правовым кодексом жизни горцев. Автором сделан вывод, что появление в Дагестане арабских войск, которые вели ожесточенные войны с целью включения его в Арабский халифат и исламизации, вызвало активное сопротивление местного населения и, прежде всего, потому, что горцы не хотели отказываться от своих привычных верований и адатов, которых арабы пытались заменить исламом и шариатом. Это, по мнению автора, главная причина того, что исламизация длилась долго.

Автор также считает, что функционирование в Дагестане трехзвенного суда (адатного, шариатского и российского) в XIX веке свидетельствует о том, что Россия не применяла насилия к горцам, более того, она учитывала интересы всех слоев населения и поэтому создала относительно гармонизированную правовую систему, отражавшую весь спектр стремлений народонаселения и учитывающую их желания и надежды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Начиная с VII века н.э. до первой половины X века, после распада Арабского халифата, в Дагестане побывало немало арабских войск, главная задача которых заключалась в том, чтобы распространить здесь ислам и шариат. Борьба горцев против арабов велась не на почве столкновения классовых интересов, как писали в период советской власти, а в связи с тем, что горцы сопротивлялись разрушению того порядка, к которому в течение многих веков привыкли и в основу которого' было заложено джамаатское правление с обязательным соблюдением исконных адатских установлений. Консерватизм сознания горцев, их приверженность к привычным нормам жизни, не дал должным образом понять и объективно оценить подлинные цивилизаторские устремления арабов, которые принесли на дагестанскую землю монотеистическую религию - ислам, мусульманское право - шариат, исламский образ жизни и т.д. Это «вмешательство» исламских ценностей в жизнь горцев явилось поистине революционным, свидетельствовавшем об эпохальном повороте в истории государства и права Дагестана.

2. Благодаря тому, что мусульманство вобрало в себя немало из обычаев древних арабских племен, которые были в какой-то мере идентичны дагестанским, исламисты, понимая сложившуюся ситуацию, не стали ломать привычный образ жизни горцев и нашли наиболее приемлемый вариант сосуществования. Он заключался в том, чтобы не мешать местным обычаям функционировать и оставить наряду с шариатским судом и адатский суд. В этом проявлялись мудрость и реалистичность тактики арабов. В результате по шариату стали решать дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства, некоторых гражданских исков. Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных постановлений и другие продолжали решаться по прежним адатам. Середину между судом по адату и судом по шариату заняло решение некоторых гражданских дел по маслагату, т.е. мировой сделкой.

3. Сравнительный анализ правовых норм шариата и адата свидетельствует о тенденции к относительной близости их регламентации. В подавляющем большинстве случаев нормы разнятся (например, меры наказания за конкретные правонарушения). Но со временем путем взаимного проникновения нормы конвергируются и образуют смешанную систему права. Со второй половины XIX века адат, шариат и российское право становятся частями одной имманентной системы.

4. Граница между нормами права и неправовыми обычаями не остается незыблемой. То, что когда-то являлось только обычаем неправового характера, завтра может стать юридической нормой и, наоборот. То есть те адаты, которые являлись пережитками прошлого, могут видоизменяться под влиянием новых условий жизни.

5. Судебные преобразования во второй половине XIX века были связаны с окончательным присоединением пародов Дагестана к России. При реформировании судоустройства и судопроизводства царская администрация исходила из реального соотношения сил, складывавшегося во взаимоотношениях с местным обществом. Новое управление решительно высказалось за сохранение обычного права. Адат являлся тогда меньшей помехой для русификации, чем шариат. Кроме того, применение норм адата в судопроизводстве давало возможность со временем приблизить «народные суды» к общероссийскому судопроизводству.

6. Отношение к шариату в период политико-правовых взаимоотношении России и Дагестана было неоднозначным. Царская администрация поддерживала адат, надеясь ослабить этим позиции мусульманского права. Советская же власть в первое время, пока она была слаба, наоборот, пыталась привлечь на свою сторону мусульманские народы, поддерживая шариат в ущерб адату.

7. Сегодня представители государственных органов, правоохранительных, правоприменительных органов, религиозных организаций и других объединений должны знать не только законы, но и шариат и адат. Дилетантский подход к конфликтам, имеющим место в последнее время, может только навредить в сложившейся ситуации. Бороться против вредных устаревших обыкновений можно только хорошо изучив их. Федеральная и региональная власть, как правило, учитывает особенности правосознания и мировоззрения мусульман в субъектах, исторически связанных с исламом.

8. Необходимо признать, что ислам - не посторонний для России феномен. Некоторые принципы шариата, не противоречащие Конституции, законодательным органам Федерации и соответствующих субъектов можно рассматривать как потенциальный материал для внедрения в систему права с целью ее улучшения и усиления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно даёт возможность учёным, занимающимися означенными проблемами, получить новую информацию, соответствующую современным реалиям. По мнению диссертанта органам государственной власти РД, учитывая ныне сложившуюся обстановку, возросшую роль мусульманской религии в постсоветском пространстве и то обстоятельство, что многие адаты горцев, несмотря ни на что, продолжают играть свою конструктивную роль в дагестанском обществе, есть смысл ещё раз вернуться к вопросу о возможности создания трёхзвенного правового пространства в республике Дагестан. Демократия означает, наряду с другими факторами, осмысленный личный выбор тех или иных норм регламентации, не противоречащих федеральным. Есть дела, которые можно было бы легко решить с помощью адатов, по маслагату, есть дела (особенно касающиеся религии, семейных и наследственных отношений), решаемые с помощью шариатского суда, и есть дела уголовные, гражданские и другие, которые подвластны государственным законам и должны решаться в системе государственной судебной власти. Эта гармонизированная система, не исчерпав всех своих возможностей, волевыми действиями в советское время была разрушена. В результате этого подлинное народовластие, проявлявшееся в лице джамаата, который был в действительности ответственным выразителем интересов всех граждан населённого пункта, было прекращено, и на его месте созданы Советы рабочих и крестьянских депутатов, которые не столько отражали народные чаяния, сколько действовали в рамках жёстких идеологических установок компартии и в определённой мере были оторваны от насущных интересов масс.

Помимо этого, практическая значимость работы заключается в стремлении оказать практическую помощь преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений в изучении проблем функционирования адатного, мусульманского и российского судов на территории Дагестана, к чему призывают современные религиозные деятели и некоторые ученые.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и выводы диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр истории государства и права Дагестанского государственного университета и теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета. Результаты исследования докладывались на научных конференциях, проводимых в ДГУ, ИИАЭ ДНЦ РАН, ДГПУ. Основное содержание диссертационного исследования отражено в ряде опубликованных автором статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Агакеримова, Чинара Агашерифовна

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Горские обычаи и традиции возникли в далекую первобытную эпоху в форме моральных и этических норм, необходимых для устройства более или менее нормальной жизни как внутри племени, так и в отношениях с соседями. В течение многих веков они совершенствовались и отшлифовывались и все полнее служили укреплению дисциплины каждого члена племени, организации индивидуальной и коллективной деятельности, построенной на таких нравственных регулятивах, как долг, стыд, честь, совесть, позор. Внутри социальной среды общины возникают религиозные верования. В формировании обычаев и традиций определяющую роль играл род, выступавший как коллективный собственник земли, как производящая сила, как распределитель результатов труда, как регулятор социальных, в том числе семейных отношений, прав и обязанностей индивидов. В раннюю феодальную эпоху эти функции стали выполнять общины (джамааты) и союзы сельских общин. Горские обычаи после прихода арабов получили, название «адаты».

2. Начиная с VII века н.э. и кончая первой половиной X века, когда Арабский Халифат распался, в Дагестане побывало немало арабских войск, которые, держа в одной руке меч, а в другой - Священный Коран, пытались исламизировать горный край. Они не преследовали каких-либо колониальных целей. Главная их задача заключалась в том, чтобы дать простор, пошире распространить ислам и шариат, веру в единого Аллаха. Борьба горцев против арабов шла не на почве столкновения классовых интересов, как писали в период Советской власти, а на том, что горцы сопротивлялись разрушению того порядка, к которому в течение многих веков привыкли и в основу которого было заложено джамаатское правление с обязательным соблюдением исконных адатных установлений и местных религиозных верований. Консерватизм сознания горцев, т.е. их приверженность к привычным нормам жизни, не дал должным образом понять и объективно оценить подлинные цивилизаторские устремления арабов, которые принесли на дагестанскую землю монотеистическую религию - ислам, мусульманское право - шариат, арабский язык и арабскую письменность, священный Коран, исламский образ жизни, восточную культуру. Это «вмешательство» исламских ценностей в застойную жизнь горцев явилось поистине революционным, свидетельствовавшем об эпохальном повороте в жизни Дагестана.

3. Ислам принес в горы Дагестана свое религиозное право - шариат, широко и глубоко разработанное, но в то же время в ряде случаев противоречащее местным адатам. Ислам запрещал посягательство на жизнь, честь и имущество человека, запрещал во время военных действий убивать женщин, стариков, детей, отшельников, монахов. Мусульманская религия твердила, что человек не несет на себе грех или вину другого, будь даже самые близкие родственники. Ислам запрещал использовать грязные средства для достижения благих целей1.

Глубокое изучение вопроса взаимоотношений адата с шариатом приводит нас к выводу, что благодаря тому, что ислам вобрал в себя немало из обычаев древних арабских племен, которые были в какой-то мере идентичны дагестанским, приводит нас к мысли, что исламисты, понимая сложившуюся ситуацию, не стали ломать привычный образ жизни горцев и нашли наиболее приемлемый вариант сосуществования. Он заключался в том, чтобы не мешать местным обычаям функционировать и оставить наряду с шариатским судом и адатный суд. В этом, на наш взгляд, проявлялись мудрость и реалистичность поведения арабов. В результате по шариату стали решать дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства, некоторых гражданских исков. Дела же уголовные, по нарушению права собственности, общественных постановлений и др.

1 См.: Мехтиханов А. «Еврейский вопрос» и исламский ответ // Молодежь Дагестана. 2005 г. 16 декабря. продолжали решаться по прежним адатам, к которым прибавились и адаты, определяющие наказания за некоторые преступления и поступки против правил религии. Середину между судом по адату и судом по шариату заняло решение некоторых гражданских дел по маслагату, т.е. мировой сделкой.

4. Присоединение Дагестана к России явилось закономерным заключительным актом, завершившим многовековые взаимовыгодные российско-дагестанские контакты, начиная с Древней Руси и кончая началом XIX века. Причем сближение шло не по линии «укрепления дружбы двух народов вопреки колониальной политике царизма», как утверждали историки советской эпохи, а через обращение многих дагестанских владений и вольных обществ непосредственно к руководителям официальной России в лице русских князей, царей и императоров. Деление единой России на две части: официальную, царскую, колониальную, реакционную и Россию народную, прогрессивную автор считает искусственным, продиктованным идеологическими позициями компартии и Советского государства.

5. Гюлистанским мирным договором 1813 года было оформлено официальное юридическое вхождение Дагестана в состав России, что открывало новую эпоху в истории государства и права Дагестана и в дагестано-русских отношениях. Это было объективно прогрессивным решением с точки зрения ожидаемого мирного цивилизованного развития Дагестана, обещавшим вовлечение его в орбиту передовой по своему уровню общественно-политической, экономической и культурной структуры России.

В первые годы после Гюлистанского договора никакого колониализма в Дагестане не существовало. Однако надеждам горцев на лучшую жизнь не суждено было сбыться из-за провокационных казней проиранских сил, создававших военное противостояние, против русских воинских подразделений, посланных в Дагестан царским правительством для охраны своих новых границ и выполнения необходимых геополитических задач. Когда эта борьба антироссийских сил, поддержанная кое-где мусульманским духовенством и темными горцами, стала носить ожесточенный, разрушительный характер, на Кавказе появился генерал Ермолов, который убедил царя в необходимости «вести покорение горских народов постепенно, но настоятельно», то есть начать наступательную, колониальную войну. В концентрированном виде эта политика была сформулирована позже в документе под названием «Условия, предписываемые покоряющимся горцам» (1836), который означал введение в Дагестане жестких российских военных законов, ограничивавших свободу и независимость горцев. И, тем не менее, высшее руководство России продолжало заявлять, что «желает иметь во владетелях Дагестана, если не прямых подданных, то хотя бы не врагов».

6. На территориях, не входивших в Имамат, русская администрация позаботилась навести порядок в судопроизводстве, дав возможность дальнейшего функционирования адатному и шариатскому судам, добавив к ним некоторые русские законы и организовав их взаимодействие.

7. В государстве Имамат, созданном усилиями имама Шамиля и его соратников, правовые отношения значительно отличались от территорий, находившихся под властью Российской империи. Первые имамы Дагестана -Гази-Мухаммед, Гамзат-бек и Шамиль сделали все, чтобы внедрить и даже силой принудить горцев к соблюдению норм «божественного шариата», воспринимаемого истинными мусульманами не только как самое совершенное право, но и как исламский образ жизни, комплекс правил поведения, включающий религиозные, нравственные, юридические, бытовые нормы и обычаи. В то же время они старались беспощадно вытравить из жизни и сознания горцев адатные правовые установления, суд по адатам, которые мешали господству шариата.

8. Имам Шамиль, будучи мудрым человеком, сознавал, что не все в шариате импонировало дагестанцам, привыкшим к вольной, свободной жизни и легко решавшим все правовые отношения более демократическим путем. Поэтому, учитывая традиции и настроения народа, он дополнил шариат низамами - указами, в которых содержались различные правовые нормы по государственным, семейно-брачным, наследственным и другим вопросам. Созданное в Имамате законодательство представляло собой мусульманское право, приспособленное к местной специфике и ситуации. Государственно-правовые пространство Имамата имело все признаки жесткой полноценной системы, поставленной на службу решения как внутренних, так и особенно внешних задач, связанных с военной обстановкой, джихадом и газаватом. Совещательный орган «Диван-хана», состоявший при Шамиле, рассматривал все вопросы — как военные и гражданские, так и судебные, но решения имам принимал единолично. В регулировании и решении правовых проблем на местах большая роль отводилась наибам, муфтиям и кадиям.

9. После завершения Кавказской войны правительство России активно взялось за обустройство Дагестана и немало сделало для того, чтобы помочь этому краю в политическом, экономическом и культурном возрождении. В этом деле большую роль сыграли «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом» (1860), «Положение о сельском управлении» (1868), а также введенное в Дагестане военно-народное управление, в систему которого было вовлечено немало горцев, открытие в ряде населенных пунктов светских школ с обучением на русском языке. Эти и другие меры повлияли, как было отмечено в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (1868), что «горцы волей-неволей перерождаются; из заклятых врагов наших они становятся нашими близкими братьями».

Этому процессу во многом способствовала и политика России в правовых вопросах. После завершения войны на территории бывшего Имамата, было учтено желание местного населения и повсеместно восстановлены джамаатское правление, суды по адатам; никакие репрессивные или ограничительные меры не применялись к шариатским судам, мусульманскому духовенству. Вместе с российскими законами они составили трехзвенную судебную систему Дагестана; было обеспечено гармоничное их взаимодействие. Эта система исправно функционировала вплоть до 20-х годов XX века.

10. С установлением Советской власти в Дагестане отношение ко всем ветвям судебной власти изменилось, хотя представитель революционного российского правительства, в частности нарком И.В. Сталин, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана в ноябре 1920 года твердо заявил: «Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям». Однако вскоре в состав правительства был включен народный комиссариат юстиции, который должен был проводить линию Советской власти в области «революционной законности». Большевистская партия и государство, отвергнув законы царской России, стали проводить политику ограничения деятельности адатных и шариатских судов, замены джамаатов Советами рабочих и крестьянских депутатов, а в 1925 году были окончательно изжиты оба звена с переходом республики к единому «революционному советскому суду». Советской власти удалось буквально за пять лет покончить с адатным и шариатским судами, за плечами которых был многовековой опыт обслуживания горского населения. Это привело к серьезному расстройству системы управления и судопроизводства,' ликвидации сельских словесных судов, что вызвало недовольство населения.

11. В дальнейшем Советское государство, поставившее в основу своей внутренней политики атеизм, сделало немало, чтобы опорочить религию всех конфессий, в том числе и ислам, повело в 20-30-х годах да и позже борьбу против церкви и мечети, против религиозной идеологии и ее атрибутов, в частности, против шариатских правовых установлений. Вместе с ними канули в вечность адатный суд и джамаатское правление горцев.

12. Проводимые ныне демократические реформы благотворно повлртяли на возрождение религии. В Дагестане построены тысячи новых мечетей, отремонтированы и приведены в порядок старые здания, ширится влияние ислама на широкие круги населения. Духовные лидеры и некоторые ученые на различных форумах, научных конференциях ставят вопрос о возрождении шариата и шариатских судов в мусульманских районах России, в том числе и в Дагестане. Считаем, что положительное решение этого вопроса продемонстрировало бы демократизм и гуманность нашего общества.

183

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна, 2008 год

1. Абдуллаев М.А. Гуманист // Дагестанская правда. 2002 г. 14 января.

2. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Под ред. И .Я. Сандрыгайло. Тифлис. 1899.

3. Адаты южно-дагестанских обществ. Кюринский округ // ССКГ. Тифлис, 1875. Вып. VIII.

4. АКАК. Тифлис, 1866-1904. Т. I-XII.

5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2002 // http://yas.yuna.ru/? 1879053312@0805918976

6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002 // http://yas.yuna.ru/71879053312@0812308480

7. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1892. Т. 6 «А».

8. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле // ССКГ. 1873. Вып. 7.

9. Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957.

10. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. Рукопись. Махачкала, 1937.

11. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века: Сб. документов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

12. Журнал «Русская старина», 1859.

13. Кавказские горцы // ССКГ. Вып. 3. Тифлис, 1870. Репринтное издание. М.: МНТПО «Адир», 1992.

14. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып.1. Тифлис, 1868. М.: МНТПО «Адир», 1992.

15. Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа // http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/vl8/al8zakluchenie.htm

16. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. I.

17. Мехтиханов А. «Еврейский вопрос» и исламский ответ // Молодежь Дагестана. 2005 г. 16 декабря.

18. Мир слов / Юридический словарь // http://www.mirslov.ni/2/l/44734/

19. Мир слов / Юридический словарь // http://www.mirslov.ru/2/24/51282/

20. Постановления 2-ой сессии ЦИК ДАССР VI созыва. Махачкала: Издание Даг ЦИКа, 1927.

21. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Д. 659. Л. 46.

22. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. On. 1. Д. 6157.

23. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22.

24. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов.-М., 1998 //http://yas.yuna.ru/71879053312@0805918976.

25. Справка о шариатских судах из НКЮ на отношение ВЦИК от 12 сентября 1928 г. // ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 24. Д. 31.

26. Третья сессия ДЦИКа V созыва. Стенографический отчет. Махачкала, 1926.

27. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1998, 1999. Ч. 1, 2.

28. ЦГАРД. Ф 2. On 1. Д. 8. Лл.14-15.

29. ЦГАРД. Ф37-р. Оп.19. Д. 114. Л.10.

30. ЦГА РД. Ф. 133. Оп.2. Д. 2. Л. 30.

31. ЦГАРД. Ф. 133-р. Оп. 4.Д. 7. Л. 21.

32. ЦГАРД. Ф.2. Оп.1. Д. 21-6. Л. 6, 7.

33. ЦГАРД. Ф. 21. On. 1. Д. 4. Л. 80.

34. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 2. Л. 26.

35. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 9. Лл. 3, 9-10.

36. ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 9. Л. 30.

37. ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп.19. Д. 102. Л. 46.

38. ЦГАРД. Ф.Р-ЗЗ.Оп.2. Д. 9. Л. 2.

39. ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 19. Д.135. Л. 221, 223.

40. ЦГАРД. Ф. Р-37. Оп.19. Д. 139. Лл. 53, 215.

41. ЦТ А РД. Ф. Р-37. Оп.19. Д. 142. Лл. 107, 109, 180.

42. ЦТ А РД. Ф.4. On. 1. Д. 2. Лл. 12-16.

43. ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6468. Л. 12.44. http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/vl 8/а18zakluchenie.htm45. http://zamanaonline.com/enc/adat.htm1.. Литература

44. Абдуллаев М.А. Их истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала: МРИП «Юпитер», 1993.

45. Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы теологии ислама. Махачкала: Даг. кн. из-во, 1973.

46. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.

47. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996.

48. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XX вв. -М.: «Наука», 1988.

49. Адат // http://zamanaonline.com/enc/adat.htm

50. Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала: Изд-во ДГУ, Международный фонд Шамиля, 2004.

51. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974.

52. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

53. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.

54. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.

55. Алкадари Г-Э. Асари-Дагестан (исторические сведения о Дагестане). Махачкала: Юпитер, 1994.

56. Ахмедов Д.Н. Современная «Ахты-наме». Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2000.

57. Бабич И.В., Соловьева JI.T. Ислам и право России // «Религия и право», 2004, №3.

58. Бакиханов А.-К. А. Гюлистан-Ирем. Баку, 1926.

59. Беккер А. Поездка в Дербент. Записки Кавказского общества сельского хозяйства. Тифлис, 1871.

60. Бекмаханова Н.Е. Государственное законодательство и народы России // Российская многонациональная цивилизация: Единство и противоречия. М., 2003.

61. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1859.

62. Берже А. Краткий очерк путешествия по Дагестану. Тифлис, 1862.

63. Бобровников В.О. Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? //http://www.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-214.htm

64. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: Обычай, право, насилие. М.: Вост. Лит., 2002.

65. Бобровников В.О. Шариатские суды на Северном Кавказе // http ://www. str ana-oz. r u/?num i d= 14&arti с 1 e=6 8 9

66. Бобровников В.О. Шариатские суды на Северном Кавказе // Отечественные записки. 2003. № 5 (14).

67. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1984.

68. Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографические исследование XIX-начало XX вв. Махачкала: изд-во ДНЦ РАН, 2000.

69. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб, 1869. Ч. 2.

70. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.

71. Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Тифлис, 1887.

72. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.: изд-во «Наука», 1965.

73. Гаджиев Г.А. Доисламсике верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991.

74. Гаджиев Г.А. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана, рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. Автореф.дис.доктора ист.наук. М., 1992.

75. Гаджиев С.М., Ширавов К.З. Ислам и мораль. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

76. Гаджиев Т.В. Государство, общество и право в Дагестане (до второй четверти XIX в). Автореф.дис. .докт. ист. наук- М., 2001.

77. Гаджиева С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане. Махачкала. 1995.

78. Гегель Г.В-Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. М.: «Мысль», 1971. Т. 2.

79. Geng, Methode d,interpretation et sources en droit prive positif. 1919, N 1101. P.

80. Гимбатова М.Б. Из истории обычного права ногайцев (XVIII нач. XIX вв.) // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2001. № 10.

81. Гмелин С.Г. Путешествия по России. СПб, 1785. Ч. 3.

82. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1999.

83. Далгат Б.В. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы. Махачкала: ДФАН, 1968.

84. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846.

85. Дирр А. Очерки по этографии Дагестана. Тифлис, 1903.

86. Дубровин Н. История войн и владычества русских на Кавказе. СПб, 1886.

87. Зиссерман A.JL Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб, 1879.

88. Иваненко В. Разлад между уголовным законом и народным обычаем на Кавказе и его влияние на преступность // «Русская мысль». 1904. Кн. 4, 5.

89. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968.

90. Йорданов М. Ислам и власть: правовые аспекты взаимоотношений // http://www.ndelo.ru/?rid=2&nid=1076

91. Ислам в Дагестане: Межвузовский сборник научно-тематических статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ,1994.

92. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М.: ИКЦ «Академкнига», 2001.

93. Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: «Восточная литература» РАН, 2001.

94. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

95. Исламмагомедов А.И., Сергеева Г.А. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев. М., 1998.

96. История Апшеронского полка. 1700-1892. Т. 1. СПб, 1892. Репринтное издание 1993 г.

97. История Дагестана. В 4-х томах. М.: Главная редакция Восточной литературы, 1967. Т. 1.

98. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. Отв. Ред.акад. Б.Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988.

99. Итоношвили В.Д. Семейный быт народов Кавказа: историографический очерк. Тбилиси, 1977.

100. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М.: Наука, 1979.

101. Кафаров Я.М. Борьба за искоренение пережитков шариата и вредных адатов. Махачкала, 1966.

102. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.

103. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. II.

104. Козубский Е.И. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1904. Вып. 2.

105. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып.1. Тифлис, 1868. М.: МНТПО «Адир», 1992.

106. Коровяков Н. Шамиль. Очерк из истории борьбы народов Кавказа за независимость. М.: Изд-во «Интербрук», 1989.

107. Краинц. Sustem d. Oesterrtichschen Burgerl Rechts. Bd.l. S.37

108. Крупнов Е.И. История СССР. M., 1966. Т. 1.

109. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967): Сб. статей. Под ред. В.К. Гарданова. М.,1968.

110. Культурология. Под ред. проф. Радугина А.А. М.: Изд-во «Центр», 1996.

111. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989.

112. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. I.

113. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Тифлис, 1870.

114. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала, 1999.

115. Магомедов Д.М. Имамы в истории Дагестана и Северного Кавказа (19 нач.20 вв.) // Возрождение. Махачкала, 1995. № 2.

116. Магомедов З.А. Обычаи предков корни личности и общества // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2001. № 11.

117. Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала: ГУП «Даг. Кн. Изд-во», 2002.

118. Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М, 1996. Магомедов P.M. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.

119. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960.

120. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

121. Магомедов P.M. Памятник истории и письменности даргинцев XVII века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

122. Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории. Махачкала, 1987.

123. Магомедханов М.М. Адат, шариат и российские законы в Дагестане // Вестник ДНЦ РАН. 2004. № 16.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

125. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

126. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX вв.). СПб., 1999. Т. II. Гл. 8.

127. Мисроков 3. X. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.

128. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: МГУ, 2002.

129. Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах (XIX-XX вв.): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 24.

130. Мисроков З.Х. Исторические судьбы мусульманского права на Северном Кавказе в процессах динамики российских правовых систем (XIX — начало XXI вв.) // http://www.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-206.htm

131. Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Хроника. M.-JL, 1946.

132. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М: Издательство «Русский язык», 1975. Памятники обычного права Дагестана XVI-XVII вв. М.,1964.

133. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. Тифлис, 1868-1869.

134. Омаров А. Как живут лаки // ССКГ. Тифлис, 1870.

135. Омаров А.С. Памятники обычного права Дагестана XVI-XVIII вв. М.: Наука, 1964.

136. Пайчадзе Г.Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983.

137. Памятники обычного права Дагестана. XVII-XIX вв. М., 1965.

138. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб, 1889.1-IV.

139. Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане // Военный сборник. СПб, 1860.

140. Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан: Материалы научно-практической конференции. 28 февраля 2003 г. Махачкала: «Юпитер», 2003.

141. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2003 // http://yas.yuna.ni/71879053312@0805920256

142. Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан. XIX начало XX века. Социально-экономическое взаимодействие. Махачкала, 1998.

143. Рамазанов Х.Х. Пороки одной книги о Шамиле // «Дагестанская правда». 2002 г. 18 марта.

144. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль: исторический портрет. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

145. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский — идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.

146. Руновский А. Записки о Шамиле. М., 1989.

147. Руновский А. Кодекс Шамиля. Махачкала, 1989.

148. Саидов М.-С. О распространении Абу-Муслимом ислама в Дагестане. Махачкала, 1956.

149. Самурский (Эфендиев) Н.П. Дагестан. Махачкала, 1925.

150. Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.: Автореф. дис. д-раюрид. наук. М., 2004.

151. Свечникова Л.Г. Обычай в правовой системе (на материалах правового развития народов Северного Кавказа в XIX в.). Ставрополь, 2002.

152. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: «Мысль», 1989.

153. Семенов Ю.И. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Этнографическое обозрение. 1997. № 4.

154. Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1997.113. Сталин И.В. Соч. Т. 4.

155. Стебницкий В. Обычное право кавказских горцев // Юридический вестник. 1884. № 3.

156. Сюкияйнен Л. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

157. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М, 1986.

158. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам // Отечественные записки. 2003. №5 (14).

159. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

160. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычай: проблемы взаимодействия // http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeerdisc/roundtable/sukijajnen.html

161. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, адат и российское законодательство // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.

162. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика // Отечественные записки. 2003. № 2 (11).

163. Тагирова-Шайдаева Г.М. Нравственные нормы в исламской системе социального регулирования // Ислам в Дагестане: Межвузовский сборник научно-тематических статей. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1994.

164. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989.

165. Теории государства и права: Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1997.

166. Теория государства и права. Курс лекций / Под. Ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1999.

167. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

168. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. Репринтное издание, 1991. С.VIII.

169. Торнау Н.Е. Мусульманское право. Вып. 1. О праве наследования по мусульманскому закону. СПб., 1866.

170. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892.

171. Усманова Д.М. Российские мусульмане в правовом пространстве империи: соотношение общеимперского и мусульманского права в государственной доктрине на рубеже XIX-XX вв. // http://www.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-l05.htm

172. Халифаева А.К. Адаты Кюринского и Самурского округов как источники права народов Дагестана (уголовно-правовой аспект) // Дагестан в правовом пространстве России: Материалы республиканской научно-практической конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

173. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.

174. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Дис. докт. юрид. наук. Махачкала, 2004.

175. Халифаева А.К. Дагестанское судоустройство по нормативно-правовым актам второй половины XIX века // Юридический вестник

176. Дагестанского государственного университета. Научно-образовательный журнал. 2004. № 2.

177. Халифаева А.К. Дагестанское судоустройство по правовым источникам второй половины XIX века // Российский судья. 2005. № 2.

178. Халифаева А.К. Шариатские и народные суды в Дагестане // Право и государство в изменяющемся мире: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора О.А. Жидкова.1. М.: РУДН, 2007.

179. Халифаева А.К. Правовая система Дагестана после присоединения к России // Законность. 2004. № 9.

180. Халифаева А.К. Становление и развитие права Дагестана в XIX веке. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

181. Халифаева А.К. Судебная реформа в Дагестанской области: некоторые преобразования в системе судебных органов (60-80 гг. XIX в.) // Современное право. 2004. № 8.

182. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в 19 веке. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

183. Хашаев Х-М.О. Пережитки шариата и вредных адатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

184. Циттельман. Gewohnheitsrecht und irruthum.W Arch.fur civil Praxis. Bd.66

185. Шариат // http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Pravo/encikl3oirista/2399.php

186. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856.

187. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Изд-во РАН «Восточная литература», 2001.

188. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг) и И.А. Ефрон (Санкт-Петербург). Т. XXIV «А». СПб.: Типолитография И.А. Ефрона, 1898.

189. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907. Т. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.