Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Гостюхин, Андрей Викторович

  • Гостюхин, Андрей Викторович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Чита
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 152
Гостюхин, Андрей Викторович. Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Чита. 2006. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Гостюхин, Андрей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Роль и место церкви в политической систем

1.1 Государство и церковь как элементы политической системы.

1.2 Государственно-церковные отношения в

России: генезис и динамика.

ГЛАВА 2. Роль и значение государственных органов и советов по работе с религиозными объединениями в современной политической системе российского общества.

2.1 Деятельность президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями как реализация задач гражданского общества.

2.2 Сфера регулирования государственными институтами религиозной политикой: Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

ГЛАВА 3. Политико-правовые основы взаимоотношения

Русской Православной Церкви и государства.

3.1 Социальная концепция РПЦ и Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» как политико-правовая основа взаимоотношений государства и церкви.

3.2 Религиозная политика российского государства анализ «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе»

Актуальность темы исследования. Изменение политического статуса российского государства, формирование демократических отношений гражданского общества повлекло за собой трансформацию элементов политической системы, в том числе и государственно-церковных отношений. Государство и церковь как элементы политической системы общества, отражают в своем взаимодействии политическое, законодательное регулирование, изменение которого влечет и трансформацию данной системы. Отношения политики и религии, власти и церкви (религиозных объединений)1 становятся сегодня показателем отношения власти с гражданским обществом. Конфронтация, как и партнерство между государством, гражданским обществом и церковью определяют политические, культурные и нравственные аспекты в формировании общества. Поэтому рубеж веков показал, что Россия не может больше регулировать свои отношения с церковью (религиозными объединениями), как с политическим институтом, по моделям, как прошедших исторических периодов, так и американской. Будучи много-конфессиональным , общество строит свои взаимоотношения с религиозными объединениями на основе законодательной базы как регламентирующей, контролирующей, координирующей основе.

На фоне возрождения Русская Православная Церковь, которая, не являясь альтернативой другим религиозным объединениям, освещает свою многовековую русскую историю и роль в обществе. Эта тенденция приводит к тому, что православие становится доминирующей, ведущей религиозной культурой в обществе. Дает ли это основание говорить о том, что наблюдается попытка возрождения государственной религии? Неслучайно, исследователь данного направления М.И. Одинцов, замечает, что религиозные конфес

1 Мы употребляем понятия «церковь», «религиозные объединения», «конфессия» как контекстуальные понятия.

2 Под понятием «много-конфессиональное общество» мы понимаем такую структуру, которая позволяет сосуществовать не только традиционным (православию, буддизму, исламу), но и нетрадиционным религиозным объединениям одновременно 3 сии восприняли этот акт как возвращение к «имперской политике», «идеологии православия»1. Но российское государство в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединений» строит свою деятельность на уровне соглашений и с рядом других конфессий, так как ожидает от них реальной помощи при решении социальных задач.

Российское государство в своей религиозной политике основывается на статье 18 Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., где отмечено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию». А в материалах Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятых в апреле 2002 г. отмечено, что «в последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни»3. Поэтому мы отмечаем, что в российском законодательстве отражена специфика религиозного объединения как института, который, с одной стороны, независим от государства (выступая политическим институтом), а, с другой - выполняет социальную роль в обществе (как социальный институт). Контроль за исполнением норм законодательства обуславливает деятельность государственных органов (Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Пре

1 Одинцов М И. Вероисповедальные реформы в России (1985-1987 гг.) // Религия и право №3,1999, - с 5

Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. http://www.rlinfo.ru/doc/dm/dml9481210.html

3 Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Текст принят Ассамблеей 24 апреля 2002 г. Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе httpV/www rlinfo ru/doc/dm/dm20020424 html зиденте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ).

Тема отношений Российского государства с религиозными объединениями, в целом, и с Русской Православной Церковью, в частности, в настоящее время является наиболее острой. Актуальность вопроса обуславливается, с одной стороны, зависимостью реализации прав человека в сфере свободы совести от отношений государства с религиозными объединениями, а с другой - активными (начиная с 2001 г.) попытками создания концепции отношений Российского государства с религиозными объединениями (с учетом законопроектов, регулярно вносимых в Государственную Думу, направленных на законодательное закрепление государственных конфессиональных интересов). Таким образом, сфера реализации государственно-церковных отношений в современной России еще не имеет достойной законодательной базы.

Если законодательная база регламентирует отношения государства с религиозными объединениями, то «Основы социальной концепции Русской Православной церкви»1, выступая нормативным документов Русской Православной Церкви Московской Патриархии определяют, что все сферы деятельности человека в обществе (от образования и воспитания до социальных программ) представлены как направления «соработничества Церкви и государства». «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», как отмечено в этом документе, отражают официальную позицию в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата с государством, обществом.

Сказанное дает основание для определения позиций, обусловленных актуальностью исследования. Это: формирование новой политической системы России требует определения в ней роли Церкви, как элемента политической системы общества; анализ законодательной базы в сфере взаимоотношения государства с религиозными объединениями показывает необходи

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php 5 мость ее переосмысления; демократическое государство, которым сегодня выступает Россия, нуждается в новой модели отношений с религиозными объединениями (конфессиями).

Степень научной разработанности проблемы

Концептуальная позиция исследования состоит в том, что государство и церковь являются целеполагающими, целедостаточными элементами политической системы общества. Поэтому обращение к политическим, социально-политическим источникам, в данном случае, позволяет конкретизировать предмет исследования. Работы М.Г. Анохина, М.Н. Грачева, А.И. Демидова, В.Д. Зотова, С.Г. Кирдиной, А.В. Миронова, В.И. Жукова, Л.И. Селезнева, А.А. Федосеева, О.Ф. Шаброва, в зарубежной политологии - Г. Алмонда, М.Дюверже, Д. Истона, Т. Парсонса, П. Шарана, Р.Ж. Шварценберга позволили обосновать категориальный аппарат и осмыслить такие понятия как «политическая система», «элементы политической системы»1.

Нормативно-правовые документы «Конституция Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» рассмотрены в сравнении с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», освещающими сферы взаимоотношения Церкви с государством, нацией, народом, партиями.

1 См.: Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996 Грачев М.Н. Политика, политическая система, политические коммуникации. - М.,1999, Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Политология хрестоматия / Сост. проф. М А. Василик и др. М., 1999. С. 331-344 Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.; Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. - М., 1998.; Общая и прикладная политология /Под ред. В И. Жукова.- М., 1997.; Истон Д. Категории системного анализа политики /Политология. Хрестоматия. /Сост.: М.А. Василик и др. М., 2000.- С.319-331; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова J1.B. Политология: Учебник. М., 1999; С.Г. Кирдина институциональная модель политической системы России // http://kirdina.ru/sitemap.shtml

Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. - СПб, 1995.; Сморгунов JI В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. - СПб., 1999.; Федосеев А.А.Основы политологии - М., 1995; Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1, 2. - М., 1992.; Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. и др.

2 Конституция РФ. - М., 1993; О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы. М., 1996; Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2000

Государственно-церковные отношения исследуются и изучаются в рамках философской, политической, социологической, исторической и другими социально-гуманитарными науками, так как данная тема - междисциплинарная. Работы-религиоведов В.И. Гараджа, В.А. Куроедова, J1.H. Митрохина, В.Ю. Петрова, Д.В. Поспеловского, J1.A. Тихомирова, Шкаровский М. В.' и других позволили обосновать такие понятия, как «государственно-религиозные отношения», «государственно-церковные отношения», «государственно-конфессиональные отношения». Следует отметить исследования М.И. Одинцова , опираясь на которые мы смогли выявить проблемы, слабо разработанные в современной отечественной науке.

На основе анализа политических, политико-правовых документов и социально-политических, философских и религиоведческих исследований по данной проблеме был представлен процесс становления модели взаимоотношения Церкви и государства в современной России. Аналогом данных отношений в нашем исследовании выступает взаимоотношение Русской Православной Церкви и государства, так как для этого есть исторические и культурные корни3.

1 Гараджа В. И. Социология религии. М., 1995; Петров В.Ю Религия и государство: этика власти // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб, СПбФО, 2001; Д.В. Поспеловский. Русская православная церковь в XX веке.-М.1995; Тихомиров J1.A Монархическая государственность. М., 1990; Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964гг.). - М., 2000

2 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России. / Религия, национальное согласие и возрождение России.— М.:Луч, 1993;. Государственно-церковные отношения в условиях переходного периода: современная ситуация и взгляд в будущее. / Программа «Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления».— М.: Российская академия управления, 1993, и др.

3 Государственно-церковные отношения в России. М.:Луч, 1993; Государственно-церковные отношения в России. М.:РАГС, 1995; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: РАГС, 1996; Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. — М.: РАГС, 1998; История государственно-церковных отношений. Конституционно-правовые основы вероисповедной политики в Российской Федерации (сер 80-х — 90-е годы XX века). М.: РАГС, 2000. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001 и др.

Основная часть теоретических источников посвящена государственно-конфессиональным отношениям в России. Нами представлен правовой и политический аспекты. Анализ правового аспекта позволяет судить о том, что сегодня идет поиск законодательных уложений, не только отражающих действительное отношение между государством и религиозными объединениями, но и - главное регламентирующих данные отношения. Так же необходимо заметить, что политические отношения Русской Православной Церкви и России не получили еще достаточно обоснованного и концептуального освещения в научных исследованиях, что обусловлено, по нашему мнению, динамикой их изменения. Поэтому мы отмечаем, что работы последних лет больше представлены сегодня на сайтах, чем в фундаментальных исследованиях1.

Анализ концептуальной модели взаимоотношения государства и церкви , обращение к материалам Официального сайта Русской Православной Церкви Московской Патриархии3 и к материалам религиозных сайтов4 позволил представить достаточно обширный эмпирический материал для исследования. Для сравнительного (компаративистского) анализа путей решения государственно-конфессиональных отношений, было обращение к работе, которая проводилась практически одновременно, научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом кафедры регионоведения

1 Николин А Церковь и государство (история правовых взаимоотношений). М., 1997, Ку-нидин И.А Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000, Состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации http://www.government ru/data/statictext html?stid=7775&heid=755

2 С.Шутова Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке //http://rchgi.spb.ru/Pr/bchmOO/shutova.ht

Официальный сайт Русской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php

4 Игумен Иоанн Экономенцев. Православие. Византия. Россия. - М.,1992; Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выражает обеспокоенность тем, что некоторые религиозные конфессии участвуют в политической борьбе: http://www.religio.rU/arch/15Sep2005/news/l 1240.html

РАГС при президенте РФ и Института государственно-конфессиональных отношений и права1.

Представленный анализ научной, политико-правой литературы, законодательной базы, материалов Русской Православной Церкви показал, что сегодня идет большая интеллектуальная работа по формированию обоснования отношений между государством и религиозными объединениями (конфессиями), завершенность которой может реализоваться в концептуальных положениях.

Объектом исследования является взаимоотношение российского государства с религиозными объединениями на современном этапе.

Предмет исследования - концептуализация взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви через эффективность нормативно-правовой базы.

Целью диссертационного исследования является анализ политико-правовых средств регулирования взаимоотношения государства с религиозными объединениями (конфессиями) как элементов политической системы.

Для реализации данной цели предпринято решение следующих поставленных задач:

- проанализировать систему взаимоотношения государства и религиозных объединений через концепту ал ьность модели «государство-церковь»;

- на основе сравнительного анализа деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и Межрелигиозного Совета при Московской Патриархии Русской Православной Церкви выявить приоритеты государственных и религиозных интересов;

1 Проект кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003г. Авторский коллектив: Васильева, Журавский и др //http://wvvw.religioved narod ru/religioved/016.Ыт;Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации httpV/www.state-religion ги/

- обосновать необходимость религиозной политики в Российской федерации на основе концептуальных положений Социальной концепции РПЦ, Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации».

Гипотеза исследования. Политические основы взаимоотношения России с Русской Православной Церковью, в частности, и с религиозными объединениями в целом, только в том случае будут действенными, когда законодательная база будет отражать государственные интересы и реальные отношения между звеньями политической системы общества как между двумя формами власти.

Методологическая база исследования представляет собой комплексный, междисциплинарный подход, включающий: историко-логический, сравнительно-компаративистский, философско-религиоведческий подходы и методы; общенаучные методы: анализ и синтез, гипотеко-дедуктивный, индуктивный; общетеоретические положения политической науки.

Эмпирическая база исследования основывается на «Конституцию Российской Федерации», Конституции зарубежных стран, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», проекты «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Московского Патриархата, материалы заседаний Совета о взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Межрелигиозного Совета при Московской Патриархии Русской Православной Церкви, материалы сайта Президента России и Официального сайта Русской Православной Церкви.

Научная новизна исследования сводится к следующему: - представлен комплексный анализ конституционных положений, отражающих взаимоотношения государства и религиозных объединений в Конституции Российской Федерации, зарубежных стран, позволяющий моделировать систему «церковь-государство» на современном этапе;

- выявлена взаимообусловленность государственной политикой и интересов Русской Православной Церкви Московской Патриархии через анализ деятельности государственных и церковных органов;

- обоснованна необходимость формирования концепции религиозной политики в Российской Федерации как государственной формы деятельности в сфере регламентации и регулирования отношения государства с религиозными объединениями (конфессиями).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Российское общество, будучи политически оформлено, имеет механизм власти, который воплощается через политическую систему, испытывающей на себе радикальные изменения с начала 90-х годов. Поэтому изменение роли Русской Православной Церкви в обществе необходимо рассматривать как фактор модернизации современной политической системы общества, где как государство, так и церковь выступают в данном случае как партнеры в решении вопросов общей заинтересованности, оформляя вне религиозные отношения в сфере экономической, политической, государственной деятельности. Новая политическая реальность настоятельно требует нового политического мышления, доминирующими направлениями которого становятся общецивилизационные ценности, идеалы гуманного общества, поэтому в основе модели государственно-церковных отношений в условиях демократического российского общества - политика взаимодействия государства и церкви в целях развития гражданского общества; укрепление нравственных начал членов гражданского общества; укрепление политической стабильности посредством: принятия со стороны государства мер, в том числе правового характера по предотвращению актов терроризма, насилия, конфронтации; со стороны церкви - резкое осуждение военных действий и насильственных со стороны боевиков. Это реализуется и воплощается через законодательный акт (так, например, закрепление деятельности религиозных учреждений на основе закона), государственный интерес (так, например, решение вопросов собственности, развитие духовных основ посредством укрепления православия), общественную (гражданскую) потребность (так, например, закрепление базовых христианских начал в законодательстве).

2. Деятельность государственных органов с середины XX века (от Совета по делам религий при СМ СССР в 1965-1985 гг. до Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации) показывает, что ее основное содержание изменяется от политики коммунистической партии и советского правительства, которая была нацелена на форсированное вытеснение религии из общественной жизни социалистического государства, к сдерживанию распространения религиозных воззрений, а в XXI веке - к укреплению позиций Русской Православной Церкви в деле консолидации гражданского общества. Это обусловлено тем, что государство и церковь, как элементы политической системы, реализовывают такие внутренние политические задачи, как социальное укрепление общества.

3. Учитывая, что государство и церковь представляют собой две ветви власти - светскую и духовную, государственная политика должна иметь и такую свою разновидность как религиозная государственная политика, которая позволила бы концептуально соотнести интересы государства с гражданского общества. Это обусловлено тем, что государственно-церковные отношения, прежде всего, политико-правовые отношения, так как они строятся на основе законодательства любого государства, с одной стороны, а, с другой, представляют одну из составных частей как внутренней, так и внешней политики государства. Это дает основание рассматривать состояние государственно-церковных отношений, как системообразующий признак государства, по которому можно судить о гражданском обществе. И, если модель советского государственно-церковного отношения инициировала атеистическое государство, в котором религиозные объединения были отделены от государства, то современная модель должна предполагать диалог равных (государства и религиозных объединений), как в целом, так и в частности (равное положение в государстве всех религиозных объединений, что подтверждено законодательной базой), где присутствуют заинтересованные стороны в решении задач по строительству гражданского общества.

4. Система взаимоотношения государства с религиозными объединениями (конфессиями) сегодня концептуально не определена, так как отсутствует одна из форм внутренней политической деятельности - религиозная политика. Говоря о специфике и особенностях этнических, национальных отношений - мы говорит о национальной политике (концепция которой продолжает разрабатываться уже на региональных уровнях); говоря о необходимости регулирования деятельностью в сфере культуры - мы говорим о культурной политике (аналогично - она только озвучена); необходимость переосмысления системы образования предполагает наличие образовательной политики, судьба которой аналогична выше названным. Поэтому мы отмечаем, что в современной России необходимо определение концепции религиозной политики, которая определила бы специфику взаимоотношений государства и церкви как элементов политической системы общества и в основе которой такие доминирующие направления как: свобода слова, закрепленная в Конституции РФ и свобода вероисповедания определяют проявление мировоззренческих установок гражданина РФ; признание религиозных объединений (конфессий) находящихся на территории Российского государства равнозначными и равноценными для государства, что соответствует Конституции РФ; как религиозная толерантность так и интолерантность являются отражением (последствием) государственной политики.

Научно-практическая значимость раскрывается в следующих положениям. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для научной координации политико-правовой деятельности в отношении регулирования государственно-церковными отношениями, в научной концептуализации современной модели взаимоотношения российского государства и религиозных объединений (конфессий); в учебно-методических материалах по проблемам анализа взаимоотношения государства и церкви; в подготовке курсов по политической системе общества, религиоведению, гражданскому праву.

Апробация положений диссертационного исследования подтверждается актами внедрения Комитета по общественным и религиозным объединениям Правительства Республики Тыва, Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва. Материалы диссертации были опубликованы в сборниках Красноярского государственного университета, Тывинского института гуманитарных исследований, в приложении «Аспирант» «Вестника Читинского государственного университета», в научно-публицистическом сборнике материалов конференций, в материалах научных конференций ЧитГУ.

Структура диссертации состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Гостюхин, Андрей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить следующее.

Первое. Система «государство-церковь» - это пример взаимодействия, порожденного государственными и религиозными институтами (которые не взаимосвязаны, так как церковь и государство - отделены по законодательству), целью которых - анализ и прогнозирование данного взаимодействия (советы, комитеты, комиссии).

Второе. Система «государство-церковь» может функционировать только в условиях самой себя, так как элементы системы самостоятельны в политической системе общества.

Третье. Данная система строится на рационалистической позиции, одним из условий существования которой является равнозначность и равноценность интересов сторон (т.е. как государства, так и церкви), которые (т.е. интересы) не сопоставимы. А государственный интерес должен превалировать над частными (можно в данной ситуации интересы церкви считать как частные).

Четвертое. Каждая система существует благодаря своим ресурсам. В данной ситуации речь идет о путях взаимодействия и о реализации интересов сторон. Поэтому РПЦ предлагает удовлетворить ее автономное существование с признанием особой роли православная в становлении российской государственности, с удовлетворением требования законодательной защиты от внешней «агрессии», с возвращением духовных святынь. А в свою очередь, церковь обязуется не вмешиваться в дела государственные. Таким образом, подтверждается, что Русская Православная Церковь - крупнейшая религиозная организация Российской Федерации -первой начала выстраивать для себя новую роль в обществе. Православная церковь становится политическим символом власти, а Россия страной с православной традицией. И если сегодня православие не воспринимается как идея государственного масштаба, то не учитывать этот факт уже необходимо, что им показало наше исследование.

В процессе нашего исследования, мы отмечаем, что политическая история - это противостояние двух ветвей власти - духовной и светской, где наблюдается или борьба или взаимовыгодное сотрудничество между религиозной и светской идеологией. С этих позиций можно объяснить то, что на рубеже веков в российском обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, повлекший за собой изменение мировоззренческих позиций на религиозное и культурное наследие. Это способствовало тому, что утвердилось мнение о синтезе религиозных и культурных ценностей. На этом фоне ярче раскрывается суть процессов де-секуляризации политики и политизации религии, результатом которых становится активное вовлечение верующих в политическую жизнь, образование политических движений и партий религиозного и религиозно-монархического толка. Поэтому процесс формирования новой модели взаимоотношения России с религиозными объединениями (конфессиями) как элементов политической системы общества требует анализа действующей законодательной базы в сфере взаимоотношения государства с религиозными объединениями. Необходимо отметить также, что особенность современного общества проявляется в том, что реальные отношения власти, так же как и общественные отношения, характеризуется отчуждением. Отчуждение власти проявляется в том, что государственная власть характеризуется относительной самостоятельностью, имеет собственные интересы, которые могут не совпадать с интересами граждан общества. А с другой стороны, государство, в силу своей природы, не имеет регулятивно-категорический аппарат, в форме морали, которым располагает религия, которая реализуется через церковь (религиозные объединения, конфессии).

Это дает основание заметить, что обращение к взаимоотношениям государства с Русской Православной Церковью, обусловлено тем, что в современной России изменилось ее положение. Выстраивая линию взаимоотношения с государством, от которого она отделена законодательно, церковь, как политический институт, принимает на себя решение некоторых социально-политических задач и функций (так, например, социальная поддержка семей малообеспеченных и участников военных событий), становясь той политической структурой, которой она была в имперской России, где она выполняла не только социальную, но и государственную функцию, будучи государственной религией. Так же можно сказать, что государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе.

Таким образом, по отношению государства к РПЦ, как дано в нашем исследовании, можно судить о религиозной динамике, о природе социо-религиозных отношений, о роли церкви в государстве, об отношении государства к религии.

Учитывая вышеизложенное, в ходе нашего исследования отмечаем, что современная система отношений государство-РПЦ, как аналог взаимоотношений с другими религиозными объединениями, характеризуется нарушением согласования между нормативными актами и реальными отношениями, что объясняет отсутствие системности в действиях органов государственной власти по отношению к религиозным объединениям (как это было нами отмечено при анализе подготовки проектов «Концепции.»).

В итоге нашей работы, мы отмечаем, что российскому обществу необходимо определить приоритеты отношений в системе «государство-церковь», что позволит внести дополнения в законодательную базу, как регламентирующую и регулирующую основу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Гостюхин, Андрей Викторович, 2006 год

1. Актуальные проблемы политики и политологии в России / Под общ. ред. B.C. Комаровского, М.Г. Анохина.- М.: Изд-во РАГС, 2000. - 293 с.

2. Арзуманов, И. А. Трансформация конфессионального поля Забайкалья в ХХ-ХХ1веке / И. А. Арзуманов // Автореф.Дис. канд.философ.наук -Чита, 2004 г.

3. Анохин, М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. / М. Г. Анохин М.: Наука, 1996. - 240 с.

4. Башилов, А. И. Органы государственной власти при Александре I и Николае I / А. И. Башилов // Русская Цивилизация www.rustrana.ru

5. Берк, Э. Правление, политика, общество. / Э. Берк М.: Канон-Пресс-Центр, 2004.- 478 с.

6. Бурлацкий, Ф. М., Галкин, А. А. Современный Левиафан. / Ф. М Бурлацкий, А. А. Галкин М.: Наука, 1985. - 344 с.

7. Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями? / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой // НГ-Религии. 2001. - № 10

8. Бурьянов, С.А., Мозговой, С.А. Государственно-конфессиональные отношения И тенденции трансформации Законодательства о свободе совести. / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой // Юридический мир. 2001. - № 12.

9. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства 1943-1948 / О. Ю. Васильева-М.: РАГС, 1999.- 112 с.

10. Ю.Варьяс, Ю. Краткий курс церковного права. / Ю. Варьяс М.: МЗ Пресс, 2001.- 109 с.11 .Вебер, М. Социология религии. Типы религиозных сообществ / М. Вебер // Избранное: Образ общества. М, 1994. - 804 с.

11. Веремчук, В. И Социология религии. / В. И. Веремчук М., ЮНИТИ, 2004.-247 с.

12. Верховский, А. М. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты. 1995-2002. / А. М. Верховский М.: Центр «Сова», 2003. - 224 с.

13. Верховский, А. М. Церковь в политике и политика в Церкви. / А. М. Верховский // Верховский, А. М., Михайловская, Е. В., Прибыловский В. В. Политическая ксенофобия. М., 1999. - С. 57-99.

14. Верховский, А. М., Михайловская, Е. В., Прибыловский, В. В. Национал-патриоты, Церковь и Путин. Парламентская и президентская кампания 1999-2000 гг. / А. М. Верховский, Е. В. Михайловская, В. В Прибыловский.-М., 2000.-217 с.

15. Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. Дискуссионные аспекты. М.: Институт славяноведения РАН, 2003. - 380 с.

16. Ворожейкина, Т., Рашковский, Е., Умеров, А. Гражданское общество и религия / Т. Ворожейкина, Е. Рашковский, А. Умеров // Международная экономика и международные отношения. 1997. - № 8.

17. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику / К. С. Гаджиев. М.: Логос, 1998.-416 с.

18. Гаджиев, К. С. Геополитика Кавказа / К. С. Гаджиев. М.: Международные отношения, 2001. - 465 с.

19. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа М.: Аспект Пресс, 1996.

20. Гольст, Г. Р. Религия и закон / Г. Р. Гольст М.: Прогресс, 1975. - 221 с.

21. Государственно-церковные отношения в России. ML: Луч, 1993. - 112 с.

22. Государственно-церковные отношения в России // Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1995. - №1. - 90 с.

23. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) // Информационно-аналитический бюллетень. -М: РАГС, 1996-№2.-97 с.

24. Государство, религия, церковь в России и за рубежом // Информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. -№1.-31 с.

25. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., РАГС, 2001 - № 4.

26. Гуденица, А. Н. Правовой статус Русской Православной Церкви: нормативно-институциональные аспекты / А. Н. Гуденица // Автореф. Дис.канд.юрид.наук. Р/Д, 2002. - 27 с.

27. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М.: Прогресс, 199190 с.

28. Дегтярев, Ю. М. Неукоснительно соблюдать закон (К вопросу о регистрации религиозных обществ) / Ю. М. Дегтярев // Религия в СССР, 1989. № 6.

29. Демидов, А. И. Учение о политике: философские основания / А. И. Демидов М.: ЮНИТИ, 2001 - 217 с.

30. Джораева, С. В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа) / С. В. Джораева // Авто-реф.дис.канд.филос.наук. М., 1997,- 22 с.

31. Диалог Церквей. Отчет о научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания», 21-22 июня, 2001 //Теперь время, 2001. № 129.-С. 5-6

32. Дискуссия вокруг проекта концепции государственной религиозной политики, подготовленного на кафедре религиоведения РАГС http://religion.sova-center.rU/discussions/l 8ВАА14/18FA5E9/28F4680

33. Добреньков, В. И. Методологические вопросы исследования религии / В. И. Добреньков-М.: МГУ, 1989.- 189 с.

34. Жусебатьев, М. А. Православная Российская Церковь в роли гражданской религии постсоветской России / М. А. Жусебатьев // сб. ст. Православие, общество, культура. Омск.: изд. ОГУ, 1995 - С. 159-171.

35. Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. М.: Наука, 1998-540 с.

36. Законодательство о свободе совести и правоприемная практика в сфере его действия.-М.: ЮНИТИ, 2001 142 с.

37. Законодательство о религиозных культах. М.: Наука, 1971 - 168 с.46.3доровец, Я., Мухин, А. Конфессии и секты России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность / Я. Здоровец, А. Мухин М.: Центр политической информации, 2005. - 200с.

38. Игумен Иоанн Экономенцев. Православие. Византия. Россия / Игумен Иоанн Экономенцев -М., 1992

39. История государственно-церковных отношений. Конституционно-правовые основы вероисповедной политики в Российской Федерации (сер. 80-х — 90-е годы XX века) М.: РАГС, 2000 - 122 с.

40. Ирхин, Ю. В., Зотов, В. Д., Зотова, J1. В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, J1. В. Зотова М., Просвещение, 1999 - 340 с.

41. Истон Д. Категории системного анализа политики / Д. Истон // Политология. Хрестоматия: сост.: М.А. Василик и др. -М., 2000.- С. 319-331.

42. Истон, Д. http://www.anriintern.com/citizen/44.html

43. Каменская, Г. В., Родионов, А. В. Политические системы современности / Г. В. Каменская, А. В. Родионов М.: Луч, 1994-217 с.

44. Кара-Мурза, А. А., Панарин, А. С., Пантин, И. К. Духовно- идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития / А. А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, И. К Пантин // Полис, 1995. № 4.

45. Кирдина, С. Г. Политические институты регионального взаимодействия: Пределы трансформации / С. Г. Кирдина // Общественные науки и современность. 1998. - № 5.

46. Кирдина, С. Г. Институциональная модель политической системы России / С. Г. Кирдина // http://kirdina.ru/sitemap.shtml

47. Конституция РФ М.: Наука, 1993. - 97 с.

48. Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: Юрлитинформ, 2000 -366 с.

49. Конституционное право России / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. -М., 1998.

50. Конституционно-правовой анализ содержания принципа светского характера государства в Российской Федерации, закрепленного в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации // www.state-religion.ru

51. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации http://www.state-religion.ru/

52. Кравцов С. Возможна ли экспансия православия в России? электронный носитель. http://www.spic-centre.ru/arhiv/religio2.htm

53. Кравцов, С. Церковь и политика /http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=01/02/07

54. Кравцов, С. Государство и церковь: возрождение партнерства / С. Кравцов. http://www.rags.rU/akadem/gossl/l 8-2002/18-2002-15.html

55. Кырлежев А. "Религия в России" "Религиозные итоги XX века"/ А. Кырлежев. http://religion.russ.ru/society/20011105-kyrlejev.html

56. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений / О. Э. Лейст -М.: Зерцало, 2004.-568 с.

57. Лещук И. Церковь и политика http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=01/02/09

58. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17.10.1905 г // Полное собрание законов. Собрание третье. Т. XXV. Отделение первое С Пб., 1905. - т.4. - С.274-275.

59. Максимов, Ю. Государство выбирает концепцию своих взаимоотношений с Церковью / Максимов, Ю. // 16/5/2004 http://central.strana.ru/society/religion/2001/06/29/993831540.html

60. Маслова, И. Деятельность Совета по делам религий при Совете Министров СССР в 1965-1985 гг. / И. Маслова // «политика сдерживания» http://www.rlinfo.ru/rip/2004/2005%20-%201/04%20-%20maslova.html

61. Мельвиль, А. Ю. Политология / А. Ю. Мельвиль М, Проспект, 2004 -624 с.

62. Митрополит Венимамин (Федченков) На рубеже веков / Митрополит Венимамин (Федченков) М, Посад, 1994. - 447 с.

63. Митрохин, Л. М. Религиозная ситуация в современной России / Л. М Митрохин //Социс., 1995. №11.

64. Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Н. Митрохин М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.

65. Митрохин Н. Русская православная церковь и современное российское государство / http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=0/06/82

66. Мисюров Дмитрий. Церковь и политика / Дмитрий Мисюров // http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=01 /02/09

67. Мухаев, Р. Т. Политология / Р.Т. Мухаев М., 1998. - 270 с.

68. Набиев Р.А "Теория и идеология государственно-церковных отношений". "Религия в современном обществе: история, проблемы, перспективы" / Р.А Набиев // Материалы международной научно-практической конференции Казань, 1997. - С. 5-14.

69. На пути к свободе совести / сост. и общ.ред. Д.Е. и о. Марка (Смирнова) -М.: Прогресс, 1989-312 с.

70. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений. Учебник / В. С. Нерсесянц М.: ИГиП РАН, 2004. - 933 с.

71. Николин, А. Церковь и государство (история правовых взаимоотношений) /А. Николин -М., 1997.

72. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский // Историческая библиотека М.: ACT, 2004. - 604 с.

73. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997. - 304с.

74. Нурулаев, А. А. Взаимовлияние религии и политики в современной России / А. А. Нурулаев //сб. ст. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции Казань, 1998.930 социальной концепции русского православия М, 2002. - 339 с.

75. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова М., 1997.

76. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. XX век / М. И. Одинцов-М.: Луч, 1994. — 171 с.

77. Одинцов, М. И. Государственно-церковные отношения в России (На материалах отечественной истории XX века). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук / М. И. Одинцов — М.: РАГС, 1996.- 50 с.

78. Одинцов, М. И. Государственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему / М. И. Одинцов // Государственно-церковные отношения в России. Сб. ст. — М.: Луч, 1993. С. 12-22.

79. Одинцов, М. И. Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России / М. И. Одинцов // Религия, национальное согласие и возрождение России. — М.: Луч, 1993. С. 99-106.

80. Одинцов, М. И. Русская православная церковь в XX веке: история взаимоотношения с государством и обществом / М.И. Одинцов М., ЦИНО, 2002.-312 с.

81. Одинцов, М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) / М. И. Одинцов М.: Прогресс, 1989. - С. 66-67.

82. Определение освященного юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Информационный бюллетень Отдела церковных связей Московского Патриархата, 2000.- №8. 105 с.

83. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Круглый стол. / Социологические исследования, 2001. №8.

84. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Информационный бюллетень. № 8, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2000.

85. Основы политологии (наука о политике): Учебник для вузов под редакцией Артура Боднара Киев: ППП Укр. НИИНТИ, 1991. - 144с.

86. Основы политологии науки и государственной научной политики: Монография / Б. М. Смирнов; М-во образования Рос. Федерации, Межвуз. науч. программа "Сохранение и развитие интеллектуал, потенциала высш. шк. России" М., 1999. - 68 с.

87. Ю.Петров, В. Ю. Религия и государство: этика власти / В. Ю. Петров // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург СПб., 2001. - С. 73-77

88. Политическая история России. / Хрестоматия: сост. В.И. Коваленко. -М., 1996- С.597.

89. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. М., 1993.

90. Политология: Проблемы теории: монография / В. А. Ачкасов, В. А. Ач-касова, В. А. Гуторов и др. — СПб.: Лань, 2000. — 383 с.

91. Политология: Хрестоматия, /сост. М.А. Василик М., 2000. - 500 с.

92. Понкин, И. В. "Светскость государства" /И. В. Понкин-М.: УНЦ ДО, 2004. 466 с. http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in= 104021101093035&id=204040906380143

93. Полоротова, Н. Н. Государство и церковь: история и современность / Н. Н. Полоротова. Чита: ЧитГУ, 2000. - 124 с.

94. Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский М.: Республика, 1995. - 511 с.

95. Постановление Временного Правительства от 20.03.1917г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" // О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы М., 1996. - С. 14-17.

96. Постановление Временного Правительства от 14.07.1917г. "О свободе совести" // О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы М., 1996. -С. 24-26.

97. Проект федерального закона "О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации"(вариант от 21 марта 2002 r.)http://www.spasi.ru/biblt/zak4.htm

98. Процессы демократизации в Восточной Европе: ожидания и реальность /под ред. Игрицкого Ю.И. М.: ИНИОН РАН, 2004. - 152 с.

99. Панюкова, В. В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия / В. В. Панюкова // Автореф.дис. канд.полить.наук. М., 1996. - 22 с.

100. Пугачев, В. П., Соловьев, А. И. Введение в политологию / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев -М., 2003. -477с.

101. Пчелинцев, А. В., Ряховский, В. В. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / А. В., Пчелинцев, В. В. Ряховский М., 2000.

102. Рагозина, Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века. Организационно-управленческий аспект взаимоотношений / JI. Г. Рагозина // Дис. . канд. ист. Наук. — РГБ ФБ 61:99-7/411-Х—161 с.

103. Радугин, А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А. А. Радугин М.: Центр, 2001. - 240 с.

104. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский М.: Юриспруденция, 2001 - 448 с.

105. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. / Сост. Протопопов А.О. М.: Паллада, 1996 - 126с.

106. Религия свобода совести, государственно-церковные отношения в России (2 изд. допол. и перераб.) М.: изд-во РАГС, 1997 - 472 с.

107. Религия и государство в современной России / под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкот-М.: Моск.Центр Карнеги, 1997.

108. Религия и демократия: На пути к свободе совести / сост. и общ.ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана М.: Прогресс, 1993.

109. Религия и государство в современной России / под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкот-М.: Моск.Центр Карнеги, 1997.

110. Религия и демократия: На пути к свободе совести / сост. и общ.ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана М.: Прогресс, 1993.

111. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями / сост. Протопопов А.О. М., Паллада, 1996. - 128с.

112. Религия и общество: очерки религиозной жизни в современной России / отв. ред. и сост. С. Филатов М.: СПб.: Летний сад, 2002.

113. Религия и права человека: На пути к свободе совести / сост. JI. М. Воронцова, А. В. Пчелинцев, С. Б. Филатов: под общ. ред. С. Б. Филатова -М., Наука, 1996.

114. Религия. История и современность / под ред. Ш. М. Мунчаева. М., 1998.

115. Россия политическая / Под общей ред. J1. Швецовой М.: Московский центр Карнеги, 1998.

116. Русская Православная Церковь. Комментарий / Отв. ред. В.М. Ильечев М.: изд. БЕК, 1999.- 160 с.

117. Русская православная церковь в советское время: материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штрикер М.: Пропитеи, 1995.

118. Рябых, Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной церкви / Ю. Рябых // Pro et Contra. Т.6. № 4. - М, 2001. - С. 118-135.

119. Руднев, Д. Епископы повышают квалификацию в Академии Госслужбы / Д. Руднев. http://www.izvestia.ru/community/article26277

120. Русская Православная церковь и право: комментарий / отв.ред. М. В. Ильичев М.: изд.БЕК, 1999. - 464 с.

121. Сафонов, С. Русская православная церковь в конце XX века: территориальный аспект / С. Сафонов // Московский центр Каргени: рабочие материалы М., 2001. - № 1.

122. Светское государство. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., ИЦФГА, 1999. - 609 с.

123. Селезнев, Л. И. Политические системы современности: Сравнительный анализ/Л.И. Селезнев-СПб., 1995.

124. Сморгунов, JI. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии / JI. В. Сморгунов СПб., 1999.

125. Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т.1.: отв. Ред. М. Бурдо, С. Филатов М.: Логос, 2003.

126. Старые церкви, новые верующие: Религии в массовом сознании постсоветской России / под ред. А. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана -СПб: М.: Летний сад, 2000

127. Тихомиров, Л. А. Религиозно-философские основы истории / Л. А. Тихомиров М.: Москва, 2000. - 592 с.

128. Тихомиров, Л. А Монархическая государственность / Л. А Тихомиров -М., 1990.

129. Экономическая деятельность РПЦ и ее теневая составляющая / под ред. Л. Тимофеева М.: РГГУ, 2000.

130. Фаизов, Г. В. Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ на материалах Башкирии и Татарии: автореф.дис.канд.филос.наук / Г. В. Фаизов М., 1993.

131. Федосеев, А. А.Основы политологии / Федосеев, А. А. М., 1995.

132. Флоря, Б. Н. Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Б. Н. Флоря М.: языки славянской культуры, 2002. - 480 с.

133. Фомина, М. Н. Религия в США: история и современность / М. Н. Фомина Чита, изд. ЧитГТУ, 2000. - 90 с.

134. Хелд, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э. Глобальные трансформации: Политика, экономика и культура / Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю М., Праксис, 2004. - 575 с.

135. Шабров, О. Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость / О. Ф. Шабров М., 1993.

136. Шварценберг, Р. Ж. Политическая социология / Р. Ж. Шварценберг -М., 1992.

137. Шкаровский, М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964гг.) / М. В. Шкаровский М., 2000.

138. Шубин, А. Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего» /А. Шубин М.: Европа, 2005. - 224с.

139. Шутова, С. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений в России в XX веке / С. Шутова // http://rchgi.spb.ru/Pr/bchmOO/shutova.ht

140. Яблоков, И. Н. Религиоведение. Учебный словарь минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков - М.: Гардарика, 1998. - 535 с.

141. Верховная Рада Украины не согласилась признать тождественными понятия "конфессия" и "религиозная организация" http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=715091

142. Возможна ли экспансия православия в России? http://www.spic-centre.ru/arhiv/religio2.htm

143. Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. http://www.rlinfo.ru/doc/dm/dml 9481210.html

144. В Москве проходит заседание Межрелигиозного совета России 07.02.2006 http://www.jewish.ru/news/cis/2006/02/news994230572.php

145. В Прикамье религии доверяют больше, чем суду и милиции электронный носитель. http://alpha.perm.ru/iaproject/txt.php?n=5337

146. В Черногории обостряются отношения между Церковью и правительством http://txt.newsru.com/religy/02nov2005/montenegrochurch.html

147. Главой президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями стал Сергей Собянин 13.02.2006 15:09 http://religion.sova-center.ru/events/13B7354/1431015

148. Государство и политика электронный носитель. http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=01/02/07

149. Дмитрий Медведев возглавил комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ http://www.sfi.ru/rubrs.asp?artid=6852&rubrid=186

150. До 20% сотрудников Кремля соблюдали этой зимой Рождественский пост// www.Religio.ru/arch/155ep2005/news/n24.html/

151. Заявление межрелигиозного совета России http://www.m-s-r.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in= 10402110109303 5&id=205122010171966

152. Заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 13.01.2004 //http://sova-center.ru/.

153. Заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 20.11.2005 // http:// www.state-religion.ru

154. Заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 30.06.2005 // http:// www.state-religion.ru

155. Заявление межрелигиозного совета России http://www.m-s-r.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in= 104021101093035&id=205122010171966

156. Заявление членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Принято на заседании Совета 29 сентября 2004 года http://www.rlinfo.ru/rip/2004/2004%20-%203/02%20-%20zayavlenie.html

157. Заявление членов Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=461&did= 17420

158. Ислам и российская политика http://www.spic-centre.ru/arhiv/religio4.htm

159. Комментарий дня: К новой и лучшей жизни готовится Межрелигиозный совет России. А к чему готовиться структурам государственного управления http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=39011

160. Комиссия по национальной и конфессиональной политике сформирована в Совете Федерации 08.02.2006 16:01 http.V/religion.sova-center.ru/events/l 3B7354/1431015

161. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций // http://www.prodemo.ru/template.html?sec= 1016&doc= 15486897

162. Конфессии Нижегородской области: http://religio-nn.narod.ru/konfes.htm.

163. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации http://www.state-religion.ru

164. Концепция проекта ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности» 26/10/2005 // http:// www.state-religion.ru

165. Межрелигиозный совет http://www.m-s-r.ru/

166. Межрелигиозный совет России призывает государство к уничтожению террористов 22. сент.2004 г. http://www.religio.ru/news/8952.html

167. Некоторые аспекты государственно-церковных отношений// http://rchgi.spb.ru/Pr/bchmOO/shutova.htm

168. На журфаке МГУ обсуждали "информационные войны" в сфере религии электронный носитель. http://www.newsru.com/religy/28feb2003/lomonossovuniversitaet.html

169. Официальный сайт Русской Православной Церкви http:www.mospat.ru.index.php2060 внесении изменений в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://alIdocs.ru/zakons/index.php?from= 1449

170. Об изменении состава Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Распоряжение.

171. Президент. 5 августа 2002 г. 369-рпhttp://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID29042.html

172. Ответ заместителя Министра юстиции РФ В.У. Ялунина № 04/6134-ВЯ от 29.07.2005 в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ20/1 l/2005http://www.state-religion.ru/cgibin/cms/show.cgi?in=l 05102005592783&id=205112012282361

173. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выражает обеспокоенность тем, что некоторые религиозные конфессии участвуют в политической борьбе: http://www.religio.rU/arch/15Sep2005/news/l 1240.html

174. Повестка дня заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 16.01.2005 //http:// www.state-religion.ru

175. Повестка дня заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 21.02.2006 // http:// www.state-religion.ru

176. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://www.mitropolia-spb.ru/rus/missia/juridicaldoc/doc 10.shtml

177. Политическая система общества http://dvo.sut.rU/libr/sotciolo/053apan/3.htm

178. Политология. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001; http://www.omgpu.omsk.edu/libdocs/polit/chapter04.htm

179. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 30 сентября 2004 года http://www.mitropolia-spb.ru/rus/missia/juridicaldoc/doc 10.shtml

180. Пояснительная записка к проекту концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ 16/5/2004 // государство и политика электронный носитель.http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=01 /02/07

181. Правительство Российской Федерации Постановление от 9 июля 1994 г. п 820 об утверждении положения о комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации и ее персонального состава http://www.archipelag.ru/sitemap/

182. Председателем правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений назначен Д.Медведев 12.04.2006 13:48 (обновлено 13.04.2006 14:34) http://religion.sova-center.ru/events/13B73 54/1431015

183. Президент изменил положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями http://www.zavet.ru/news/news-s010319.htm

184. Приветственное послание Президента России В.В.Путина участникам межрелигиозного форума http://www.m-s-r.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=l 04021101093035&id=204030311514387

185. Проект кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ноябрь 2003г. Авторский коллектив: Васильева, Журавский и flp.//http://www.religioved.narod.ru/religioved/016.htm

186. Распоряжение Президента Российской Федерации О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://www.rusoir.rU/articles/zakon/raspr-pr/5/

187. Распоряжение Президента РФ о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://ekg.metod.ru/docs/raspor-sostav.html

188. Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Текст принят Ассамблеей 24 апреля 2002 г. Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе http://www.rlinfo.ru/doc/dm/dm20020424.html

189. Религия в России http://religion.russ.ru/society/20011105-kyrlejev.html

190. Собяиии возглавил Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=9472

191. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями Положение о Совете по взаимодействию с религиозными оъединениями http://www.kremlin.ru/articles/polrelig.shtml

192. Совет Федерации http://council.gov.ru

193. Состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (на 10.12.2004 http://www.state-religion.ru/cgibin/cms/show.cgi?in=104121618363574&id=204121618410146

194. Состав Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации http://www.government.ru/data/statictext.html?stid=7775&heid=755

195. Состоится заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://www.rg.ru/oficial/frommin/prezident/145.htm

196. Состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации http://9-04.newspo.ru/news/culture/24829.html

197. Состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ // Портал-С^оКи.Мт

198. Состоялось юбилейное заседание Межрелигиозного совета России http://www.m-s-r.ru/cgibin/cms/show.cgi?in= 104021101093035&id=204022008255646

199. Справка к вопросу о льготах, предусмотренных для религиозных организаций в Налоговом кодексе РФ http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in= 1050216191633 51 &id=205022321522170

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.