Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг.: на материалах Владимирского края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Зин, Наталья Васильевна

  • Зин, Наталья Васильевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 234
Зин, Наталья Васильевна. Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг.: на материалах Владимирского края: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2010. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зин, Наталья Васильевна

Введение.

Глава I

Государство и Русская Православная Церковь в 1943-1953 гг.

1.1. Государственно-церковные отношения в советском государстве в 1943-1953 гг.

1.2. Православное духовенство в СССР.

Глава П

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и местных органов власти во Владимирском крае после восстановления патриаршества.

2.1. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов.

2.2. Деятельность уполномоченных по делам РПЦ во Владимирском крае.

Глава III

Социальный аспект государственно-церковных отношений во Владимирском крае в 1943-1953 гг.

3.1. Духовенство Владимирского края.

3.2. Прихожане Владимирского края.

3.3. Организация атеистической пропаганды советскими и партийными органами власти Владимирской области.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг.: на материалах Владимирского края»

Актуальность темы исследования. Начиная с конца 1980-х гг. Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) оказывает все большее воздействие на население страны и общественно-политическую жизнь. В 1990-е годы РПЦ нередко выступала в роли примирителя различных политических сил в стране, взаимоотношения которых нередко переходили рамки конституционных законов. В начале XXI в. резко возросла активность РПЦ в общественной и политической жизни страны. Особенно это обозначилось после избрания новым патриархом Кирилла, который стал активно осуществлять международную деятельность и резко увеличил встречи и публичные мероприятия с представителями различных групп населения современной России.

В связи с активизацией деятельности РПЦ и усилением ее эффективности резко возрос интерес к религиозным аспектам истории России. На первое место вышел вопрос о взаимоотношении РПЦ и государственных органов на разных этапах российской истории. Значительный интерес вызывает изучение данной проблемы в советский период, когда с одной стороны, провозглашалась свобода совести и издавались нормативные и законодательные акты, призванные обеспечить равенство всех религий и права верующих, а с другой стороны, повсеместно на государственном уровне насаждался атеизм, целенаправленно принижалась и искажалась роль религии в обществе, верующие и их объединения в законодательном порядке были лишены возможности распространять свои религиозные убеждения, заниматься благотворительной деятельностью.

В 1929 г. была провозглашена «безбожная пятилетка», которая должна была покончить с религией в СССР. Однако начавшаяся Великая Отечественная война помешала осуществлению этих планов. Более того, осенью 1943 г. обстоятельства вынудили руководителя СССР И.В. Ста лина пойти на нормализацию отношений между РПЦ и государством, разрешив избрать патриарха и открыть новые приходы, а также выпустить часть духовенства из тюрем и лагерей. Эти невиданные для советской власти послабления церкви продолжились и после окончания войны. Впоследствии этот период оказался единственным за все время существования советского государства, когда РПЦ не подвергалась гонениям и даже получила некоторое покровительство от власти. Уже к середине 1950-х гг. данный процесс был постепенно свернут и власть вернулась к прежней политике давления на церковь.

Сейчас вызывают несомненный интерес вопросы этой «церковной оттепели» в жизни советского общества, причины ее появления, ход и последующее свертывание. Первоочередной задачей выступает конкретно-исторический анализ взаимоотношений государственных и религиозных органов. В нашем случае мы рассматриваем Владимирскую область как наиболее типичный православный регион тогда еще Советского Союза в этот временной отрезок.

Еще одним важным обстоятельством, послужившим основанием для выбора темы настоящего исследования, явилась недостаточная разработанность в отечественной историографии проблем государственно-церковных отношений в последний период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Прежде всего, это относится к Владимирской области.

В современных условиях выстраивается новая система взаимоотношений государственных и религиозных органов, которые, в свою очередь, требуют учета, в том числе сложного и противоречивого опыта советского периода. Данное исследование и ставит своей задачей восполнить пробел изучения отношения РПЦ с советскими и партийными органами власти на примере Владимирского края в период «церковной оттепели» конца Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Объектом исследования выступают местные органы власти и РПЦ Московского патриархата во Владимирском крае в 1943-1953 гг.

Предметом исследования является система взаимоотношений между государственными и церковными органами во Владимирском крае.

Целью исследования определяется изучение характера и сущности взаимоотношений местных государственных и партийных структур с приходами РПЦ во Владимирском крае в период с 1943 по 1953 г., изучение новых реалий в процессе развития государственно-церковных отношений в избранный период, определение их особенностей в рассматриваемом регионе.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования последовательно решаются следующие взаимосвязанные задачи:

1) определить региональных особенностей, влиявших на государственную религиозную политику во Владимирской области;

2) проследить динамику религиозности населения Владимирского края;

3) выявить формы влияния РПЦ на население Владимирского края в рассматриваемый период;

4) исследовать конкретные методы, средства и формы работы местных органов власти в процессе изменения практического осуществления политики государства в отношении религии и церкви;

5) выявить реакцию Владимирской епархии на действия местных государственных органов в религиозных вопросах;

6) раскрыть деятельность уполномоченных, по делам РПЦ во Владимирском крае.

В работе рассматривается проблема взаимоотношения местных органов власти и Владимирской епархии на общем фоне развития этих процессов в стране.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1943 по 1953 г. — со времени нормализации государственно-церковных отношений до смерти И.В. Сталина. Нижняя граница признается всеми исследователями данной темы - сентябрь 1943 г. — встреча И.В. Сталина с тремя оставшимися на свободе высшими иерархами РПЦ, после которой и наступил период «церковной оттепели». Верхняя граница соответствует окончанию периода инерции последних лет в отношении государства к церкви и началу выработки новой антирелигиозной кампании в стране, которая началась разрабатываться после выхода постановлений ЦК ЬСПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения»1 и от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»2.

Кроме того, один из наиболее известных исследователей этого периода О.Ю. Васильева делит церковную историю советского периода на следующие шесть этапов: первый этап - 1917-1929 гг.; второй этап -1929-1943 гг.; третий этап - 1943-1953 гг.; четвертый этап - 1953-1958 гг.; пятый этап - 1958-1964 гг.; шестой этап - 1964-1991 гг. Интересующий нас период - 1943-1953 гг. - автор называет «новым курсом». 1943 г. является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем3.

Территориальные рамки исследования охватывают Владимирский край в границах 1943-1953 гг. (период с сентября 1943 по август 1944 г. рассматривается в рамках будущих границ Владимирской области

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984. С. 502-507. Л

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984. С. 516-520. т i

Васильева, О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание // http://www.pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm на момент ее создания 14 августа 1944 г.). Владимирский край, а затем и область, являлись практически оплотом уцелевшего православия в стране. Особенно это касается сельской местности. Поэтому он стал наиболее типичным регионом, на основе которого можно проследить общие тенденции государственно-религиозных отношений в обозначенный период в целом для региона Центральной России.

Методологическая основа исследования. В ходе изучения и обобщения исторического материала по исследуемой проблеме автором применялись три разновидности методов: общенаучный (исторический), специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический), а также методы других наук, используемые при изучении истории (количественный, математический, статистический).

В качестве основного использовался принцип историзма. Именно принцип историзма позволил проанализировать взаимоотношения РПЦ и органов власти как процесс, имеющий определенную направленность и динамику развития, его общие черты и особенности, а также способствовал осмыслению результатов и последствий этого процесса на все стороны жизни советского общества.

Проблемно-хронологический метод позволил расчленить широкую тему взаимоотношений РПЦ и органов власти на несколько компонентов, изучая их эволюцию в хронологической последовательности в соответствии с решаемыми задачами. При анализе различных периодов истории взаимоотношений РПЦ и органов власти широко применялся сравнительно-исторический метод, что позволяло выявлять общие черты и отличия исследуемых явлений и процессов. Количественный метод дал возможность обработать широкий круг источников изучения проблемы. Использование статистического метода позволило проанализировать экономическую деятельность церкви, доходно-расходных статей ее бюджета.

Таким образом, использование автором разнообразного инструментария методов было обусловлено конкретными целями, поставленными в том или ином разделе исследования.

Научная новизна работы заключается в исследовании впервые на основе систематизации разнообразного исторического материала эволюции государственно-церковных отношений на территории Владимирского края в 1940-1950-е гг. Деятельность РПЦ, государственная религиозная политика, роль властных структур в ее реализации, реакции общества рассмотрены как взаимосвязанные компоненты. Так, в исследовании:

• впервые была проанализирована деятельность уполномоченных Совета по делам РПЦ в рассматриваемый период в крае;

• автором выявлены и проанализированы специфические особенности деятельности РПЦ среди населения, характерные для Владимирского края и редкие или совсем неиспользуемые в других регионах;

• показана противоречивость государственной политики на местах в отношении церкви, которая должна была сочетать элементы нового подхода с продолжающейся существовать тенденцией на всеобщую атеизацию страны;

• автор ввел в научный оборот ранее практически не использовавшийся исследователями материал архива Владимирской епархии;

• особое внимание в исследовании уделяется анализу такого редкого вида источника как ходатайства прихожан об открытии церквей;

• проанализирована деятельность церковных приходов по возрождению религиозной жизни в регионе.

Степень изученности исследуемого вопроса можно разделить на два этапа: с середины 1940-х до конца 1980-х гг. и начиная с 1990-х гг. до сегодняшних дней.

Самыми важными работами первого периода, отражающими начало «нового курса» в государственно-церковных отношениях, служат издания Московской Патриархии1. Несколько особняком стоит работа, посвященная избранному в 1943 г. первому после запрещения патриаршества в 1925 г. патриарху Сергию (Страгородскому), который скончался уже в 1944 г.2 Впервые за весь советский период государственные органы не препятствовали выходу книги о жизни и деятельности патриарха. Такого не было в 1920-1930-е гг. и не будет до конца советского периода. Бесспорно, что эти издания готовились при активном участии государства.

Общей особенностью работ первого периода является оправдание жесткой политики государства в отношении церкви с одновременной констатацией факта свободы совести в СССР. При этом подчеркивалась осознанность выбора все большим числом граждан СССР атеизма . В целом следует указать, что данная проблема в советский период считалась не актуальной и вполне решенной, а значит, и не содержащей в себе каких-либо возможностей и перспектив для новых научных изысканий. Отсюда скудость историографии советского периода по интересующей нас проблеме.

1 Правда о религии в России. М., 1942.

2 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.

3 Букин, В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание М., 1969; Валентинов, А. Религия и церковь в СССР. М., 1960; Васильев, А. Положение Русской православной церкви в СССР// Журнал Московской Патриархии. 1958. № 1; Горди-енко, Н.С., Носович, В.И., Харахоркин, Л.Р. Современное православие и его идеология. М., 1963; Гордиенко, Н.С. Современное русское православие. Л., 1987; Иванов,

A.И., Лобазов, ПК Политика советского государства по вопросам религии и церкви. М., 1973; Кириченко, М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985; Клочков, В.В. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982; Колобков,

B. И. Наследие вековой тьмы (критика современного русского православия). Киев, 1962; Коновалов, Б.Н. Развитие массового атеизма в СССР. М., 1973; Красников, Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Куроедов, В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981; Курочкин, П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Лисавцев, Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., 1971; Михалев, И.А. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962; Новиков, М.П. Православие и современность. М., 1965; Окулов, А.Ф. Ленинское атеистическое наследие и современность. М., 1986; Ро-зенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985; Титов, В.Е. Православие. М., 1967; Чертихин, В.Е. Идеология современного православия. М., 1965.

Исследование проблемы государственно-церковных отношений в СССР для авторов начальных двадцати лет первого периода 1940-1960-х гг. было ограничено отсутствием возможности привлечения широкой архивной базы, поскольку значительный объем фондов находился в закрытом режиме хранения. До середины 1970-х гг. в отечественной историографии не изучалась патриотическая деятельность РПЦ в войне. Отдельные работы отмечали рост религиозности у советского народа в военные годы, но авторы рассматривали его как результат использования духовенством человеческих страданий для усиленного насаждения религиозных чувств1.

Принятие Конституции СССР 1977 г. пробудило интерес к проблеме правового регулирования конфессиональной политики государства. Подобную задачу решали работы бывшего председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР В.А. Куроедова2, Н.С. Гордиенко3. В работах проводилась мысль о том, что русское православие может быть адаптировано к существованию в социалистическом обществе.

Примером начала появления новых подходов стало изданное, в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, коллективное исследование под редакцией А.И. Клибанова4. В данной работе осуждается антирелигиозная политика Н.С. Хрущева и также проводится мысль об адаптации церкви к условиям социалистического общества, которому помогает процесс перестройки в стране.

1 Гордиенко, Н.С. Современное православие. М., 1968; Клочков, В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. М., 1967; Он же. Религия, государство и право. М., 1978; Он же. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982.

2 Куроедов, В.А. Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. М.,

1984.

3 Гордиенко, Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М., 1984.

4 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989.

Таким образом, все перечисленные выше работы были написаны в условиях идеологического пресса политического руководства страны. Отсюда следует жесткое регламентирование в направленности изучения взаимоотношений РПЦ и государства при почти полном отсутствии ис-точниковой базы.

На втором этапе, начавшемся в начале 1990-х гг., происходит переосмысление отношения церкви и государства в послевоенный период в СССР. Этим вызван резкий рост числа исследований по интересующей нас проблеме.

Процессы демократизации и отсутствие идеологического надзора создали предпосылки для объективного осмысления истории России, в том числе и отношений государства и церкви. В начале 1990-х гг. после изменения государственно-политического строя, а также в связи с ликвидацией Совета по делам религий при Совете Министров СССР появилась возможность исследовать широкий круг ранее закрытых архивных источников по указанной проблеме.

Еще в 1989 г. в издательстве «Прогресс» вышел сборник статей историков, социологов, публицистов и священнослужителей «На пути к свободе совести», содержащий качественно новые подходы в вопросах исторического пути РПЦ и других конфессий. Авторами статей был впервые рассмотрен широкий круг проблем, связанных с государственно-церковными отношениями1.

Быстрый рост постсоветской историографии кардинальным образом изменил ситуацию в осмыслении проблемы государственно-церковных отношений. Были опубликованы работы М.И. Одинцова2, в

1 На пути к свободе совести. М., 1989.

2 Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Он же. Русская Православная Церковь в XX веке: история взаимоотношений с государством и обществом. М., 2002; Он же. Вероисповедальная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и других странах Восточной Европы. 19391958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. которых впервые было введено в научный оборот значительное число ранее неизвестных документов партийных организаций и советских органов власти. В своих работах он анализирует внутренние причины принятия «нового» курса Советским государством, дает оценку деятельности Совета по делам РПЦ.

М.И. Одинцов выделяет в XX веке 3 модели религиозной политики государства: самодержавную, буржуазную (Временного правительства) и советскую, которые имели разные векторы — проправославный, исповедный плюрализм, атеистический. Наиболее противоречивой была третья модель, в основе которой лежал атеизм, который по мере эволюции государственно-церковных отношений проявлялся в разных вариантах: воинствующего атеизма и атеизма с элементами веротерпимости. Последний вариант означал компромисс государства с церковным институтом в рамках законодательства о культах и был нацелен на политическое взаимодействие с церковью во внутренней и внешней политике. Во внутренней политике это была попытка приспособить церковь к решению задач социалистического строительства, во внешней - к совместной антивоенной деятельности1.

Примером объективного осмысления взаимоотношений церкви и государства являются также работы В.А. Алексеева. В них автор признает, что «прежняя картина церковно-государственных отношений, мягко говоря, страдала неточностями и искажениями»2.

В 1990-е гг. появляются исследования, которые, освободившись от прежних идеологических стереотипов, стали рассматривать государственно-церковные отношения с объективных позиций. Данные работы но

1 Одинцов, М.И. Хождение по мукам // Наука и религия, 1991. № 7. С. 2.

2 Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 8; Он эюе. Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992. сили критический по отношению к советской религиозной политике характер1.

Среди исследований 1990-х гг., несомненно, выделяются работы л

М.В. Шкаровского , который на фундаментальной источниковой базе раскрывает модель государственно-церковных отношений в 1939-1964 гг. Работы отличает комплексный подход в определении факторов, влиявших на государственную религиозную политику, выделении ее этапов, изучении эволюции конституционно-правовой базы и деятельности специальных органов, осуществлявших данную политику, а также выяснении внутренних эволюционных процессов идеологии Русского Православия в указанный период. Работы дают целостное и адекватное представление об историческом опыте формирования, осуществления государственной религиозной политики и развития РПЦ как особого социального института в 1939-1964 гг. Широкий круг рассматриваемых вопросов позволил автору затронуть все элементы идеологической борьбы государства с церковью. В 2005 г. вышло дополненное издание его монографии «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах)», которая обобщила

1 Бабшов, Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне// Россия в XX веке. М., 1994; Она же. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. М., 1994; Дегтярев, Ю. Создание государственных органов по делам религий в 1943-1944 гг. // Религия в СССР. 1991. № 2; Он же. Еще раз об институте уполномоченных// Религия в СССР. 1991. № 7; Зубкова, Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964 . М., 1993; Одинцов, М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 гг. // Наука и религия. 1990. № 8; Он же. Государственно-церковные отношения в России. XX век. М., 1994; Он же. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Русак В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1-3. М., 1993; Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994.

2 Шкаровскгш, М.В. Русская православная церковь в 1943-1957 гг.// Вопросы истории. 1995. № 8; Он же. Русская православная церковь и советское государство в 1943-1964 гг. От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; Он лее. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999; Он же. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. СПб., 2005. исследования ряда его предыдущих работ и насыщена новым фактическим материалом1.

Теме государственно-церковных отношений в СССР в 1940-1960-е Л годы посвящена монография Т.А. Чумаченко . Автор полагает, что руководство Совета в отношениях с РПЦ следовало конституционно-правовой линии, в том числе в кризисных ситуациях. Большое внимание автор уделяет особенностям работы Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР и, в частности, считает, что замена Г.Г. Карпова на В.К. Куроедова в его руководстве привнесла мотивы «политической войны» в деятельность этого ведомства.

Большой интерес представляет книга петербургского историка А.Н. Кашеварова . Заключительная глава его монографии посвящена истории Московской Патриархии в годы Великой Отечественной войны.

Особое место в отечественной историографии проблемы государственно-церковных отношений в военный период и первые послевоенные годы занимают работы историков - служителей церкви.

В 1993 г. в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии священника С. Гор-дуна «Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 г.», написанная на основе архивных документов фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот4.

1 Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). Изд. 3-е, доп. М., 2005.

Чумаченко, Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999; Она же. Совет по делам Русской православной церкви СНК (СМ) СССР: внутренняя структура, функции, место в системе государственных органов. 1945-1965 гг. // Историки размышляют. 2002. Вып. 3.

3 Кашеваров, А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. СПб., 1995.

4 Гордун, С., свящ. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 г. // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 1, 2.

Важное значение имеют работы протоиерея В. Цыпина, заместителя руководителя Учебного комитета РПЦ, курирующего деятельность научно-богословского отдела1. К их достоинствам можно отнести богатый фактический материал, живость его изложения, а также то, что на сегодняшний день он, единственный из авторов, показывающий всю историю РПЦ в советской и постсоветской России. Правда, иногда имеет место слишком большая описательность рассматриваемых событий.

К работам последних лет относятся труды представителей духовенства, исследующих государственно-церковные отношения в указанный период на примере отдельных епархий2.

В начале XXI века тема государственно-церковных отношений становится предметом научного интереса широкого круга исследователей, объединенных в зарегистрированную в 2002 г. Российскую общественную организацию «Объединение исследователей религии» (РОИР), которую возглавляет доктор исторических наук, профессор М.И. Одинцов. Объединение имеет свой сайт, публикует ежегодный сборник статей «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты», регулярно проводит международные и российские конференции и семинары3.

1 Цыпгш, В. прот. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну// Новая и новейшая история. 1995. № 2; Он же. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994; Он же. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997; Он же. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. 2-е изд. М., 2006.

2 Федотов, A.A., свящ. История Ивановской епархии. Иваново, 2000; Он же. Из истории Русской Православной Церкви в XX веке. Церковно-исторические сочинения. Иваново, 2002; Минин, С.Н., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии Х-ХХ вв. Владимир, 2004; Пэнэжко, О., прот. Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области. Владимир, 2005; Он же. Храмы г. Александрова и окрестностей. Владимир, 2005; Он же. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005; Он же. Город Киржач, храмы Киржачско-го и Кольчугинского районов Владимирской области. Владимир, 2005; Гоглов, А., свящ. Владимирское лихолетье. Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты. М., 2008.

3 www.rusoir.ru

Активное сотрудничество с РПЦ развивает Институт Российской Истории РАН. При котором с 1990 г. работает Центр истории религии и церкви. Среди направлений исследований этого центра важное место занимает изучение истории РПЦ в советский период истории. Сотрудники этого Центра стали одними из основных участников в создании и реализации многотомного проекта «Православная энциклопедия»1.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появляются работы, которые рассматривают время 1943-1953 гг. в контексте с другими периодами. Основное внимание в них уделено временным отрезкам 1917-1920 гг. и 1941-1945 гг. Все авторы в той или иной степени констатируют факт «церковной оттепели» в послевоенный период2.

Изучением новейшей истории Русской православной церкви и ее отношений с государственной властью занимались и зарубежные исследователи3. Большинство из них принадлежало к Русской православной церкви за границей. В этом ряду работ выделяется сборник документов,

1 Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. М., 2000; Православная энциклопедия: Владимирская икона Божией Матери - второе пришествие. Т. IX / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2005.

Данилушкин, М.Б., Никольская, Т.К., Шкаровский, М.В., священник Владимир Дмитриев, Кутузов, Б.Н. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. 1917-1970. Т. 1. СПб., 1997; Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. М., 2000; Лозовский, А.Г. Церковь и государство: XX век. Тамбов, 2002; Мосс, В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001; Одинцов, М.И. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2005; Якунин, В.Н. Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тольятти, 2002; Он же. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001.

3 Андреев, И.М. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней. Джорданвиль, 1951; Боголепов, A.A. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; Граббе, Г. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Джор-данвиль-Нью-Йорк, 1961; Константинов, Д.В. Гонимая Церковь: Русская православная церковь в СССР. М., 1999; Pap, Г. (Ветров, А.). Плененная Церковь. Очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954. составленный Г. Штриккером1 в середине 1990-х гг. на основе рассекреченных документов спецхранов бывшего СССР.

Отличительной чертой большинства работ, вышедших за рубежом, является их популяризаторский характер. Не имея достаточной источни-ковой базы для написания основательных научных трудов, зарубежные исследователи ставили задачи познакомить западного читателя с тяжелым положением РПЦ, в котором она находилась довольно долгое время.

Одной из первых серьезных монографических работ, пытающихся всесторонне исследовать процесс развития государственно-церковных отношений в СССР, стала книга канадского профессора истории университета Западного Онтарио Д.В. Поспеловского . Работа насыщена фактами догматической истории РПЦ в советский период, приводятся статистические параметры развития церковной организации. Автор показывает, как в результате преследования церковная жизнь все более стала приобретать опасные для власти нелегальные формы.

Более фундаментальный характер представляет монография американского ученого Н. Дэвиса, написанная на материалах центральных российских архивов и охватывающая весь период советской истории с 1917 г.3

В начале XXI в. стали появляться исследования, изучающие положение РПЦ в рамках отдельных регионов и епархий в послевоенный период. Одним из первых стала работа С.А. Чеботарева, основанная на материалах Тамбовской епархии4.

1 Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Штриккер Г. Кн. 1-2. М., 1995.

2 Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

3 Davis, N. Long Walk to the Church. A Contemporary History of Russian Orthodoxy. Oxford, 1995.

4 Чеботарев, C.A. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века. Тамбов, 2004.

Для наиболее полного раскрытия темы истории РПЦ в 1943-1953 гг., ее внутрицерковной жизни и взаимоотношений с государством, важное значение имеют краеведческие исследования.

Владимирская область как административно-территориальная единица до сегодняшнего дня не являлась объектом специального исследования проблем взаимоотношений церкви и государства в военный и послевоенный период. Более того, до середины 1990-х гг. работы, посвященные деятельности РПЦ во Владимирской области в указанный период, отсутствовали. В начале XXI в. появляются уже упомянутые работы A.A. Федотова, С.Н. Минина, О. Пэнэжко, A.A. Чистякова и Н.С. Капковой, А. Гоглова и др.1

Оценка историографических трудов 1990-х гг. была бы неполной без анализа диссертационных работ по истории взаимоотношений РПЦ и государства в 1943-1953 гг.

В советский период специальных диссертационных исследований по проблемам взаимоотношения РПЦ и государственных органов в центре и на местах не было. Главная причина - неактуальность темы исследования.

С середины 1990-х гг. появляются диссертационные исследования по государственно-конфессиональным отношениям в послевоенный период. Довольно большой объем их в это время составили докторские диссертации ученых, давно занимающихся данными проблемами2. Послед

1 Гоглов, А., свящ. Владимирское лихолетье. Православная церковь на Влади-мирщине в годы безбожной смуты. М., 2008; Зин, Н.В., Пухова, Е.А., Тихонов, А.К. Владимирская епархия в 1943-1964 гг. Владимир, 2007; Зин, Н.В. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Владимир, 2010; Минин, С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии Х-ХХ вв. Владимир, 2004; Судогодское благочиние. История приходов и храмов. М.: Судогда, 2004; Федотов, A.A. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимодействие с государством, Иваново, 1999. Ч. 1; Он же. История Ивановской епархии. Иваново, 1998; Чистяков, A.A., Каткова, Н.С. Храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области. Владимир, 2006.

2 Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1999; Катунин, Ю.А. Рус

18 ней в этом ряду стала докторская диссертация рязанского ученого Ю.В. Гераськина1, где автор рассматривает наиболее сложный период взаимоотношения советских властей и Русской православной церкви в стране.

На начало XXI в. приходится всплеск интереса к государственно-церковной проблеме и появление немалого количества кандидатских диссертаций. Их можно разделить на две группы. Первая - рассматривает общие проблемы отношений государства и церкви в послевоенный период2. Вторая - взаимоотношения русской православной церкви и местных о органов власти на примере конкретных регионов . Общей их особенноская Православная Церковь в первые послевоенные годы (1945-1949 гг.). Автореф. д-ра ист. наук. Симферополь, 2003; Корзун, М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век - 1988 год). Автореф. дис. . д-ра ист. наук. Минск, 1993; Одинцов, М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1996; Шгшон, И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1995; Шкаровский, М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 гг. Автореф. дис. . д-ра ист, наук. СПб., 1996; Якунин, В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешняя политика Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автореф. дис. д-ра ист. наук. Самара, 2003.

1 Гераськин, Ю.В. Взаимоотношения Русской православной церкви, общества и власти в конце 1930-х — 1991 гг. (на материалах областей Центральной России). Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 2009.

2 Гущина, A.B. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1996; Тюрина, JI.B. Государство и Русская Православная Церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 2000; Чума-ченко, Т.А. Советское государство и Русская православная церковь (История взаимоотношений: 40-е - первая половина 50-х гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1994; Шкуратов, С.Б. Взаимоотношения советского государства и Русской. Православной Церкви в 40-60-е годы XX в. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2006.

3 Абдулов, Н.Т. Уфимская епархия в системе государственно-церковных отношений: 1917-1991 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Уфа, 2006; Белкин, А.И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х — начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Саранск, 1995; Вятпкин, В.В. История Пермской епархии в XIX - начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Пермь, 2005; Горбатое, A.B. Церковно-государственные отношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Кемерово, 1996; Потапова, А.Н. Религиозная политика Советского государства и ее осуществление на южном Урале в 1941-1958 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2005; Прядкина, O.A. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1941-1954 гг. На материалах областей верхнего Поволжья. Автореф. дис. .

19 стью является рассмотрение интересующей нас проблемы в широких хронологических рамках, где периоду 1943-1953 гг. уделено мало внимания по сравнению с другими.

Одной из последних кандидатских диссертаций по взаимоотношению РПЦ с органами власти на региональном уровне стала работа А.И. Перелыгина «Русская Православная Церковь в Орловском крае (19171953 гг.), где послевоенному периоду автор посвятил вторую главу своего исследования. В ней он рассматривает деятельность уполномоченных по делам РПЦ, организацию атеистической пропаганды местных властей и церковную жизнь приходов1.

Несмотря на все многообразие исследований регионального материала последних лет, диссертаций, рассматриваемых исключительно Владимирскую область в качестве примера государственно-конфессиональных отношений послевоенного периода, на сегодняшний день нет.

Источниковую базу исследования составляют как опубликованные материалы, так и неопубликованные источники, выявленные в центральных и местных архивах. При подготовке диссертации использованы фонды трех архивов. Это прежде всего Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), где сосредоточены документы высших партийных и государственных учреждений, а также материалы, поступившие с мест. В нем был изучен фонд Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР (Ф. 6991), представляющий основную ценность, так как этот орган контролировал и во многом управлял всей деятельностью Московской Патриархии. канд. ист. наук. Кострома, 2004; Реутов, В.В. Социальное служение церкви в XX в. На материалах Курской епархии. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 2006; Чеботарев, С. А. Отношения государства и церкви в середине 1940-х - середине 1960-х гг. На материалах Тамбовской области. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Тамбов, 2001.

1 Перелыгин, А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953 гг.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Орел, 2009.

Важное место занимает Государственный архив Владимирской области (ГABO), в котором хранятся дела Исполнительного комитета Владимирского облисполкома Совета депутатов трудящихся г. Владимира (Ф. 3789), действующих религиозных объединений Владимирского епархиального управления РПЦ Московского патриархата (Ф. Р-632), Владимирского обкома ВКП(б), с октября 1952 г. КПСС (Ф.П. 830), Владимирского областного отделения Всесоюзного общества «Знание», предоставляемые обкому КПСС за 1953-1957 гг. (Ф.П. 3928). И, наконец, использованы документы, отложившиеся в Архиве Владимирской Епархии (Ф. 6. ABE).

При написании диссертационного исследования автором использованы следующие виды источников, классификация которых была произведена в соответствии с общепринятыми в современной исторической науке методами. Используемые в работе источники можно объединить в следующие виды: законодательные акты, дeлoпpoизвoдcтвeннáя документация, периодическая печать, материалы статистики, ходатайства верующих об открытии приходов.

Первый вид источников можно разделить на две группы. Первую составляют опубликованные законодательные акты, характеризующие политику советского государства и коммунистической партии по отношению к религиозным организациям. К ним можно отнести материалы партийных съездов, конференций, пленумов ЦК, постановления центральных органов ВКП(б) (КПСС), посвященных проведению атеистической пропаганды. В качестве основы для изучения этого вопроса был использован сборник «Законодательство о религиозных культах (сборник материалов и документов)»1.

1 Законодательство о религиозных культах (сборник материалов и документов). М., 1971; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. М., 1984.

Вторую группу первого вида источников составили опубликованные документы Московской Патриархии. Первые сборники их вышли в годы Великой Отечественной войны или сразу после ее окончания. Они содержали послания иерархов, постановления Священного Синода, патриотические воззвания, письма, телеграммы1. Ценным источником стал появившийся в 1994 г. сборник документов РПЦ за 1917-1943 гг., состав

2 , ленный М.Е. Губониным . Он представляет собой собранный в годы гонений уникальный свод документов.

Второй вид источников представлен делопроизводственной документацией. Он содержит информацию по разнообразной деятельности Совета по делам РПЦ, отчеты уполномоченных в регионе.

Анализ таких документов позволяет проследить как начало этапа «примирения» в отношениях между государством и церковью осенью 1943 г., так и переход в конце 1940-х гг. к новым гонениям на религиозные организации.

Также ценную информацию содержат годовые отчеты его святейшеству, святейшему Алексию, патриарху Московскому и Всея Руси, материалы, касающиеся границ епархии и органов управления, деятельности епископа в епархиальном руководстве, сведения о действующих церквях и возрастном составе верующих.

Третий вид источников составляют материалы периодической печати по исследуемому периоду. Отечественную периодическую печать по данной тематике можно разделить на церковную и светскую.

Церковная периодика в основном представлена центральными изданиями. Из центральных изданий РПЦ прежде всего использовался «Журнал Московской Патриархии». Материалы, содержащиеся в нем,

1 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943.

2 Акты Священнейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, позднейшие документы и позднейшая переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: Сборник в двух частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. имеют определенный интерес для изучения внутренней жизни Московской Патриархии.

Светские периодические издания представлены центральными, областными и районными газетами, такими как «Известия», «Правда», «Призыв», «Сталинская смена».

В советский период этот вид источника являлся довольно своеобразным и специфичным. Редакторы всех светских газет и журналов действовали под сильным давлением партийной власти. Поэтому издавались только идеологически выверенные тексты и статьи, прошедшие цензуру. Часто газетные статьи использовались для начала какой-либо пропагандистской кампании, нередко инициированной сверху.

Журнал Московской Патриархии», действовавший также под жестким контролем советских и партийных властей, мог публиковать только антивоенные материалы и призывы к борьбе за мир. Информация об истинном положении приходов и духовенства не пропускалась цензурой на его страницы.

Следующим видом источников, используемых в работе, стали материалы статистики. Они представлены обобщенными отчетами уполномоченных Совета по делам РПЦ во Владимирской области и общими сводными отчетами председателя Совета по делам РПЦ по стране.

Своеобразным видом источника, характерным именно для послевоенного периода, являются ходатайства верующих по различным аспектам церковной жизни. Основная масса их относится к вопросам открытия приходов. Подобные ходатайства после войны отмечены во всех 25 районах Владимирской области, отправляемые наверх с достаточно высокой интенсивностью.

Таким образом, наличие такого большого числа источников позволяет раскрыть избранную тему.

Практическая значимость исследования состоит в возможности осмыслить государственную политику в отношении Русской православной церкви во Владимирском крае и деятельности местных органов власти по ее осуществлению на основе введения в научный оборот нового, ранее неизвестного пласта источников по теме. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов по отечественной истории советского периода 19431953 гг., а также в процессе преподавания общих и специальных курсов как исторического, так и религиоведческого характера.

Апробация результатов. Основные результаты диссертации были отражены в монографии «Государство и Церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг.» (Владимир, 2010) и коллективной монографии «Владимирская епархия в 1943-1964 гг.» (Владимир 2007) (второе издание -Владимир, 2008), публикацией в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета» (Санкт-Петербург 2007). Всего по теме диссертации опубликовано 23 работы общим объемом 26,8 п.л.

Основные части и положения диссертации были изложены в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: Владимир, 2004, 2005, 2006, 2009, Москва, 2005, Рязань, 2006-, 2007, 2008, Нижневартовск, 2007, Тамбов, 2007, Санкт-Петербург, 2007, 2008, Суздаль, 2007, Самара, 2007, Иваново, 2008, 2009, Гороховец, 2008.

Материалы нашли применение в учебном процессе высших учебных заведений при чтении курсов лекций: «Государственно-конфессиональные отношения», «Религиоведение», «Отечественная история».

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Зин, Наталья Васильевна

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в период с 1943 по 1953 г. религиозная политика во Владимирском крае осуществлялась в контексте общего послевоенного развития страны.

Особенности Владимирского края оказывали влияние на государственную религиозную политику в этом регионе:

- закрытие церквей наиболее активно практиковалось органами власти там, где полностью отсутствовала сопутствующая промышленным предприятиям и колхозам инфраструктура: склады, гаражи, зернохранилища и т.п. В таких случаях, особенно у добротных церквей, добивались любым путем лишения храма священника и далее, исходя из действующего законодательства, закрывали ее как неиспользуемую по назначению полгода и более.

- Основное число функционирующих церквей во Владимирском крае приходилось на отдаленные села региона (Мещерская сторона). Они не составляли проблем властям, так как в данные регионы никакие проверяющие комиссии не показывались и, одновременно, можно было говорить о дарованной Конституцией свободе совести.

- Практически полное отсутствие священнослужителей с высшим образованием в городах и рабочих поселках края. Основные причины такого положения: сельские кадры священников с высшим образованием сформировались на селе еще с дореволюционных времен; в городах духовенство с высшим образованием первыми подвергались репрессиям со стороны властей как наиболее грамотная и, значит, самая опасная часть духовенства. Приходы в городах и рабочих поселках с высокообразованными священниками имели, как правило, более высокий авторитет, чем местная власть и, соответственно, большие приходы.

- Область занимала во многом стратегическое положение в стране около столицы и при этом не имела каких-либо ограничений по проживанию в ней «нежелательных элементов», куда попадало и все духовенство, по сравнению с граничащими режимными Московской и Горьков-ской областями.

- Владимирский край по числу сохранившихся и функционирующих церквей являлся одним из самых насыщенных в центральном регионе.

- Большее количество посещений церквей в городе, чем в сельской местности, которое связывается, в основном, с внешними причинами: разбросанностью деревень, составляющих сельские приходы, их удаленностью от церкви, плохая инфраструктура.

- Отсутствие действующих монастырей на территории Владимирского края и активных попыток их воссоздания прихожанами в рассматриваемый период.

Особенности динамики религиозности населения Владимирского края отражает тот факт, что: во-первых, в течение нескольких послевоенных лет во Владимирском крае регистрируется множество православных общин. Религиозные объединения получают ограниченное право юридического лица, возможность открытия финансовых счетов, приобретения транспортных средств, право арендовать, строить и покупать здания. Такое быстрое создание церковных десяток, выступающих с ходатайствами по открытию церквей после десятилетия со времени их закрытия, служит косвенным свидетельством существования и деятельности катакомбной церкви в регионе и сильного религиозного чувства среди населения. Также большую популярность религиозных идей можно объяснить и малой эффективностью контрмер, принимаемых властями. Прежде всего, это слабая или же ее полное отсутствие культмассовая работа на селе.

Во-вторых, из 25 районов Владимирской области по 24 верующие отправляли ходатайства с просьбами об открытии церквей. Динамика ходатайств по области показывает, что их пик пришелся на 1945-1947 гг., а резкий спад наступает с 1948 г. по ряду причин: последствия денежной реформы, носившей во многом конфискационный характер, проведенной в декабре 1947 г.; бесперспективность добиться решения вопроса по открытию церквей.

В-третьих, в последние годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы наблюдается рост посещений церковных служб, особенно праздничных, городским и сельским населением по ряду причин: тяготы войны и послевоенного восстановления; снижение давления на церковь.

В-четвертых, изменился социальный состав прихожан. Наряду с людьми пожилого возраста, преимущественно женского пола, церковь стали посещать мужчины-фронтовики, учащаяся молодежь, вдовы, дети.

В-пятых, активность церкви по привлечению прихожан. Людей больше всего располагало личное участие и душеспасительная беседа священников, что намного выигрывало по сравнению с казенным отношением государственных органов, когда живое общение заменялось канцелярской перепиской.

В-шестых, отмечалось активное участие населения в делах церкви: вхождение в состав приходских или церковных советов, пение в хоре и т.д.

В-седьмых, рост посещаемости церквей связывался со степенью авторитетности и популярности священника, соблюдением им канонов церковного богослужения, использование в богослужении разных видов пастырских деланий.

Русская Православная церковь применяла различные формы влияния на население Владимирского края в рассматриваемый период. Вопервых, в ряде церквей Владимирской области службы проходили ежедневно, что было редкостью в те годы в стране. Во-вторых, довольно часто священнослужения проводились в выходные дни рядом расположенных предприятий и учреждений, даже если они приходились на не праздничные и не канонические дни церкви. В-третьих, церковнослужители призывали в проповедях к населению активнее совершать религиозные обряды и более активному посещению церквей молодежью и школьниками. В-четвертых, допускалось совершение религиозных обрядов незарегистрированными священниками при негласном согласии со стороны правящего архиерея. Этот факт объясняется резким дефицитом священнических кадров. В-пятых, пропаганда ряда проводимых государством мероприятий: подписка на займы и поддержка политики мира, за которую агитировали советские руководители, что позволяло распространить свои идеи на большее число населения. В-шестых, для увеличения количества прихожан на исполнения треб церковь негласно использовала людей, называемых предсказателями и пророками. В-седьмых, в храме использовались необычные для советского времени методы, которые можно назвать своеобразной «церковной рекламой»: иллюминации, пиротехника.

Средства и формы работы местных органов власти в процессе изменения практического осуществления политики государства в отношении религии и церкви были следующие. Во-первых, действия местных властей были ориентированы на постановления и распоряжения центральной власти, которые регламентировали церковную жизнь на местах. Непоследовательность религиозной политики государства в полной мере отражалась на положении духовенства и верующих Владимирского края.

Во-вторых, органы советской власти на местах больше всего церквей старались закрыть в крупных городах, вблизи фабрик и заводов, в селах, расположенных вдоль оживленных трасс. Этим власти стремились выиграть борьбу за потенциальных прихожан и уменьшить влияние церкви.

В-третьих, из-за опасения перемещения всего спектра культурной жизни из клубов в храмы во многих небольших районных центрах отсутствовали действующие церкви, так как подобная ситуация автоматически привела бы к усилению религиозного влияния среди местного населения.

В-четвертых, в конце 1940-х гг. в отношении церкви и государства во Владимирской области началось усиление антирелигиозной пропаганды, которую облегчал спад- активности населения по количеству направляемых ходатайств на открытие новых приходов, связанный с материальными трудностями общин верующих и долгим рассмотрением данных ходатайств об открытии храмов.

В-пятых, местные органы власти ставили задачу найти как можно больше компромата, прежде всего на священнослужителей, чтобы иметь в будущем причину для закрытия храмов, что является свидетельством о нежелании советских органов власти отказываться от создания атеистического общества и полной ликвидации церкви.

В-шестых, местные органы власти проводили политику ограничения церкви и ограждения ее от населения: запрет священнослужителям проводить богослужения где-либо, кроме храмов; пресечение попыток вовлечения в проведение церковных обрядов подростков и молодежи; ограничение состава церковных старост и актива лицами пенсионного возраста, запрет всем категориям работников государственных предприятий и учреждений посещать церковь под угрозой увольнения и даже ареста.

В-седьмых, проведение лекций на антирелигиозную тематику и преследование тех членов партии и комсомольцев, кто принимал участие в религиозных обрядах.

В-восьмых, препятствование деятельности церковных организаций, нарушение правительственных решений, допущение произвола и беззакония.

Особо следует остановиться на таком явлении послевоенного времени, как наличие института уполномоченных Совета по делам РПЦ в каждом регионе страны. Уполномоченные Совета по делам РПЦ во Владимирской области являлись связующим звеном между государственными органами власти и церковью.

Уполномоченные попали в двойственное положение. С одной стороны, они должны были обеспечить относительно терпимые отношения властей и церкви по сравнению с периодом 1930-х-начала 1940-х гг., а в идеале пытаться заставить работать церковь на государственные интересы и даже пытаться включить ее в структуру власти. С другой стороны, уполномоченные должны были способствовать ограничению влияния духовенства на население и всячески способствовать распространению атеистического мировоззрения. Эта грань была очень тонкой и часто уполномоченные злоупотребляли то одним, то другим моментом. Зачастую такая позиция стоила им должности. Поэтому в центре и на местах редко были довольны работой уполномоченных, отсюда и их частая сменяемость. Кроме того, руководство на местах считало их работу второстепенной и давало им поручения, которые были никак не связаны с их основной работой, которую они, ввиду таких обстоятельств, не успевали выполнять.

В целом, несмотря на «церковную оттепель» послевоенного времени (которая касалась, впрочем, только официального православия), отношение государства к церкви можно охарактеризовать как терпимое. Официальные установки на места негласно выступали за нахождение любых причин, по которым можно было бы отказать в открытии приходов. Однако новым было то, что исчезло прямое давление на церковь и была возможность не только регистрировать церковные общины, но и подавать от их имени прошения во властные органы, что можно увидеть на примере Владимирской области.

Таким образом, несмотря на некоторые послабления в положении церкви в советском государстве после войны, общая линия государственной и партийной работы среди населения была четко выражена как имеющая антирелигиозную и антицерковную направленность, основной задачей которой являлось снижение влияния церкви на население, особенно сельскую и рабочую молодежь.

Во Владимирской области после первых послевоенных лет «религиозного затишья» с 1948 г. идеологическая и политическая борьба с церковью вновь усиливается. Местные партийные органы развернули кампанию по пропаганде атеизма.

Однако по сравнению с 1930-ми гг. церковь приобрела большее влияние в обществе, что выразилось в открытии и восстановлении многих церквей, укреплении материально-технической базы приходов, увеличении числа духовенства, росте численности религиозных общин. Резкое ограничение влияния церкви было возможно лишь при условии широкомасштабного на нее наступления, на что к 1953 г. власти еще пока не решались.

Дальнейший ход событий показал, что это временное затишье. Государство, провозгласившее своей идеей строительство коммунистического общества, не нуждалось в религиозных институтах. На смену им должен был прийти атеизм.

Материалы архивов

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. On. 1. Д. 5, 11, 174, 319, 478, 629, 760, 881, 1024; Он. 2. Д. 2, 11, 12, 21, 54, 60, 62,71,75.

2. Государственный архив Владимирской области (ГABO). Ф. Р-3789. On. 1. Д. 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 447, 448, 449, 450, 451, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460, 461, 462, 640, 641, 642, 643, 644, 645, 646, 647, 648, 649, 650, 651, 652, 653, 654, 817, 818, 819, 820, 821, 822, 823, 824, 826, 827, 1132, 1295; Р-632. Оп. 2. Д. 2, 7, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 32, 33, 35, 37, 44, 47, 58, 61, 83, 84, 86, 89, 93, 97, 98; Ф.П. 830. Оп. 2. Д. 334, 639, 829; Ф.П. 3928. On. 1. Д. 18; Ф.П. 3928. On. 1. Д.10.

3. Архив Владимирской епархии (ABE). Ф. 6. Годовой отчет за 1953 г. № 181.

Опубликованные источники

1. Акты Священнейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, позднейшие документы и позднейшая переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: Сборник в двух частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.

2. Законодательство о религиозных культах (сборник материалов и документов). - М.: Юридическая литература, 1971.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. — М.: «Издательство политической литературы», 1984.

4. Правда. - 1943.

5. Известия. — 1943

6. Призыв. - 1943.

7. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. — М., 1943.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зин, Наталья Васильевна, 2010 год

1. Александров, Г. Православный сталинизм — спасение России: к 50-летию Совещания Глав и представителей Автокефальных Церквей // Советская Россия. - 1998. - 23 июля.

2. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991.

3. Алексеев, В.А. Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992.

4. Алов, A.A., Владимиров, Н.Г. Православие в России. М.: Институт Наследия, 1995.

5. Андреев, И.М. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней. Джорданвиль: изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1951.

6. Бабинов, Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь: Таврия, 1991.

7. Боголепов, A.A. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958.

8. Бородин, В.М., Добронравов, В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии: с добавлением фотографий. В 5 тт. Владимир, 1893-1898.

9. Бубнов, С.Л. След в бесконечности. Памятники Владимира. Владимир: Посад, 2003.

10. Букин, В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1969.

11. Валентинов, А. Религия и церковь в СССР. М., 1960.

12. Васильев, А. Положение Русской православной церкви в СССР // Журнал Московской Патриархии. — 1958. — № 1.

13. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне // Россия в XX веке. М., 1994.

14. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М.: РАН ИРИ, 2001.

15. Васильева, О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. М., 1994.

16. Владимирская энциклопедия. Библиографический словарь. Владимир: Владимирский фонд культуры, 2002.

17. Воронцов, Г.В. Ленинские принципы свободы совести в СССР. Л., 1968.

18. Гераськин, Ю.В. Возникновение и становление института уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР // Известие Алтайского государственного университета. -2008. № 4. Серия: История и Политология.

19. Гераськин, Ю.В. Государство и церковь (из истории государственно-церковных отношений в Рязанском крае в XX веке). Рязань, 2003.

20. Гераськин, Ю.В. Русская православная церковь. Верующие, власть (конец 30-х 70-е годы XX века). - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007.

21. Гераськин, Ю.В. Взаимоотношения Русской православной церкви, общества и власти в конце 1930-х 1991 гг. (на материалах областей Центральной России). - М., 2009.

22. Гоглов, А., свящ. Владимирское лихолетье. Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты. М.: Приход храма Святаго духа сошествия, 2008.

23. Гордиенко, Н.С., Носович, В.И., Харахоркин, JI.P. Современное православие и его идеология. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

24. Гордиенко, Н.С. Современное православие. -М.: Мысль, 1968.

25. Гордиенко, Н.С. Современное русское православие. — Л.: Лениздат, 1987.

26. Гордиенко, НС. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). — М.: Знание, 1984.

27. Гордун, С., сеящ. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 г. // Журнал Московской Патриархии. 1993. - № 1,2.

28. Граббе, Г. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. — Джор-данвиль Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь, 1961.

29. Гущина A.B. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М., 1996.

30. Данилов, A.A., Пыжиков, A.B. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М.: РОСПЭН, 2001.

31. Дегтярев, Ю. Создание государственных органов по делам религий в 1943-1944 гг. // Религия в СССР. 1991. - № 2.

32. Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца (1887-1962). Владимир, 2002.

33. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Синодик и биографический справочник. Александров: Александровский Свято-Успенский епархиальный женский монастырь, 2000.

34. Зин, Н.В., Пухова, Е.А., Тихонов, А.К. Владимирская епархия в 19431964 гг. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2007.

35. Зин, Н.В. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Владимир, Собор, 2010.

36. Зубкова, Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. — М.: Россия молодая, 1993.

37. Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. М., 2000.

38. Иванов, А.И., Лобазов, П.К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви. — М., 1973.

39. История религий в России. М., 2001.

40. История Владимирского края. Владимир, 2001.

41. Катунин, Ю.А. Русская православная церковь в первые послевоенные годы (1945-1949 гг.). Симферополь, 2003.

42. Кашеваров, А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. -СПб., 1995.

43. Кириченко, М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

44. Клочков, В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. -М.: Юридическая литература, 1967.

45. Клочков, В.В. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982.

46. Клочков, В.В. Религия, государство и право. — М.: Мысль, 1978.

47. Колобков, В.И. Наследие вековой тьмы (критика современного русского православия). — Киев, 1962.

48. Коновалов, Б.Н. Развитие массового атеизма в СССР. М., 1973.

49. Константинов, Д.В. Гонимая церковь: Русская православная церковь в СССР.-М., 1967.

50. Корзун, М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век 1988 год). - Минск, 1993.

51. Красников, Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев: Выща школа, 1988.

52. Куроедов, В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М.: Политиздат, 1981.

53. Куроедов, В.А. Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984.

54. Курочкин, П.К. Эволюция современного русского православия. — М.: Мысль, 1971.

55. Лисавцев, Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., 1971.

56. Лозовский, А.Г. Церковь и государство: XX век. Тамбов: изд-во ТГУ, 2002.

57. Маленков, В.В. История Сахалинской области: государство, религия, церковь. М., 2009.

58. Минин, С.Н., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии Х-ХХ вв. Владимир: Изд-во «Нива», 2004.

59. Михалев, И.А. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962.

60. Мосс, В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001.

61. На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.

62. Народное хозяйство Владимирской области. 1944-1984: Юбилейный статистический сборник. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1984.

63. Новиков, М.П. Православие и современность. — М.: МГУ, 1965.

64. Носов, Г.А. Опыт этнографического изучения бытового православия (на материалах Владимирской области) // Вопросы научного атеизма. Вып. З.-М., 1967.

65. Одинцов, М.И. Вероисповедальная политика советского государства в 1939 1958 гг. // Власть и церковь в СССР и других странах Восточной Европы. 1939-1958 (Дискуссионные аспекты). -М., 2003.

66. Одинцов, М.И. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны. — М.: РОИР, 2005.

67. Одинцов, М.И. Государственно-церковные отношения в России. XX век. — М., 1994.

68. Одинцов, М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века). — М., 1996.

69. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX век. М.: Луч, 1994.

70. Одитрв, М.И. Русская Православная Церковь в XX веке: история взаимоотношений с государством и обществом. М.: РОИР, 2002.

71. Одинцов, М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 гг. // Наука и религия. 1990.- №8.

72. Окулов, А.Ф. Ленинское атеистическое наследие и современность. -М., 1986.

73. Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. — Владимир: «Фолиант», 2000.

74. Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М., 1947.

75. Перелыгин, А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953 гг.). 2-е изд., доп. Орел: Типография «Труд», 2008.

76. Пыхоя, Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М.: РАГС, 1998.

77. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке. — М.: Изд-во «Республика», 1995.

78. Правда о религии в России. М., 1942.

79. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000.

80. Православная энциклопедия: Владимирская икона Божией Матери — второе пришествие. Т. IX / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. М., 2005.

81. Пэнэжко, О., прот. Город Юрьев-Польской. Храмы Юрьев-Польского района. — Владимир: ОАО «Владимирская офсетная типография», 2005.

82. Пэнэжко, Опрот. Город Покров, храмы Петушинского и Собинско-го районов Владимирской области. Владимир: ОАО «Владимирская офсетная типография», 2005.

83. Пэнэжко, О., прот. Храмы г. Александрова и окрестностей. Владимир: ОАО «Владимирская офсетная типография», 2005.

84. Пэнэжко, О., прот. Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугин-ского районов Владимирской области. Владимир: ОАО «Владимирская офсетная типография», 2005.

85. Рар, Г (Ветров, А.). Плененная Церковь. Очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954.

86. Регельсон, Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.

87. Розенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985.

88. Русак, В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1-3. -М., 1993.

89. Русская православная церковь в Советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 1. М.: Пропилеи, 1995.

90. Русская православная церковь в Советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 2. — М.: Пропилеи, 1995.

91. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989.

92. Судогодское благочиние. История приходов и храмов. Москва-Судогда: Издание Свято-Екатерининского собора Владимирской епархии (г. Судогда), 2004.

93. Тимофеева, Я.Б. Письма и заявления с просьбами об открытии храмов как источник по изучению религиозности сельского населения в 1940-е гг. (по материалам Государственного архива Вологодской области) // Исторический вестник. 2001. - № 2-3.

94. Тимофеева, Т.П. Лежит в развалинах твой храм. О судьбах церковной архитектуры Владимирского края (1918-1939). Документальные хроники. Владимир: ОАО «Владимирская офсетная типография», 1999.

95. Титов, В.Е. Православие. М., 1967.

96. Тюрина, JI.B. Государство и Русская Православная Церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг. Курск, 2000.

97. Федотов, A.A. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимодействие с государством. -Иваново, 1999. Ч. 1.

98. Федотов, A.A., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (По материалам Центральной России). Иваново, 2005.

99. Федотов, A.A. Из истории Русской Православной Церкви в XX веке. Церковно-исторические сочинения. Иваново: Ивановское Епархиальное Православное Духовное училище, 2002.

100. Федотов, A.A., свящ. История Ивановской епархии. Иваново, 2000.

101. Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997 гг. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

102. Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

103. Цыпин, В., прот. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая история. — 1995.-№2.

104. Чеботарев, С.А. Тамбовская епархия, 40 60 гг. XX века. - Тамбов, 2004.

105. Чертихин, В.Е. Идеология современного православия. М.: Наука, 1965.

106. Чистяков, A.A., Капкова, Н.С. Храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области. — Владимир, 2006.

107. Чумаченко, Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг.-М.: АИРО-ХХ, 1999.

108. Чумаченко, Т.А. Совет по делам Русской православной церкви СНК (СМ) СССР: внутренняя структура, функции, место в системе государственных органов. 1945 1965 гг. // Историки размышляют. - 2002. Вып. 3.

109. Чумаченко, Т.А. Советское государство и Русская православная церковь (История взаимоотношений: 40-е первая половина 50-х гг.). - М., 1994.

110. Шимон, И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -М., 1995.

111. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь в 1943-1957 гг.// Вопросы истории. — 1995. — № 8.

112. Шкаровский, М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 гг. От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995.

113. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 гг. — СПб., 1996.

114. Шкаровский, М.В.Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). Изд. 3., доп. — М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005.

115. Шкаровский, М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Изд-во «Сатисъ», 2005.

116. Шкуратов, С.Б. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 40-60-е годы XX в. М., 2006.

117. Якунин, В.Н. Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тольятти, 2002.

118. Якунин, В.Н. Положение и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара: изд-во СГУ, 2001.

119. Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешняя политика Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2003.

120. Davis, N. Long Walk to the Church. A Contemporary History of Russian Orthodoxy. Oxford, 1995.

121. Hause, Fr. The Russian phoenix: the story of Russian Christians AD 988-1988.-London, 1988.1. Авторефераты диссертаций

122. Абдулов, Н.Т. Уфимская епархия в системе государственно-церковных отношений: 1917-1991 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Уфа, 2006.

123. Белкин, А.И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Саранск, 1995.

124. Беляева, Е.А. Формы социокультурного взаимодействия церкви и государства (Опыт философско-культурологического анализа). Автореф. дис. . канд. филос. наук. Казань, 2004.

125. Васильева, О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны: Автореф. дис. . канд. ист. наук. -М., 1990.

126. Васильева, О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1999.

127. Вятпкин, В.В. История Пермской епархии в XIX начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Пермь, 2005.

128. Гераськин, Ю.В. Взаимоотношения Русской православной церкви, общества и власти в конце 1930-х-1991 гг. (по материалам областей Центральной России): Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 2009.

129. Горбатое, A.B. Церковно-государственные отношения в Кемеровской области (1943 1969 гг.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Кемерово, 1996.

130. Гущина, A.B. Эволюция отношений государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. -М., 1996.

131. Катунин, Ю.А. Русская Православная Церковь в первые послевоенные годы (1945-1949 гг.): Автореф. дис. . д-ра ист. наук. Симферополь, 2003.

132. Козлов, Ф.Н. Взаимоотношение государства и Русской православной церкви в 1917 начале 40-х гг. (по материалам Чувашии): Автореф. дис. . канд. ист. наук. — Саранск, 2009.

133. Перелыгин, А.И. Русская православная церковь в Орловском крае (1917-1953 гг.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. — Орел, 2009.

134. Палат, Салих. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в условиях Второй мировой войны и послевоенный период: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М.: МГУ, 2001.

135. Потапова, А.Н. Религиозная политика Советского государства на Южном Урале в 1941-1958 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2005.

136. Прядкина, O.A. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1941-1954 гг. (по материалам областей Верхнего Поволжья): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Кострома, 2004.

137. Реутов, В.В. Социальное служение церкви в XX в. На материалах Курской епархии: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Курск, 2006.

138. Рыбаков, C.B. Православная интерпретация русской истории в отечественной историографии. Автореф. дис. . д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007.

139. Тюрина, JI.B. Государство и Русская православная церковь: эволюция взаимоотношений. 1917-2000 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. — Курск, 2000.

140. Чеботарев, С.А. Отношения государства и церкви в середине 1940-х-середине 1960-х гг. (на материалах Тамбовской области): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Тамбов, 2001.

141. Чумаченко, Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений: 40-е — первая половина 50-х гг.: Авто-реф. дис. . канд. ист. наук. — М., 1994.

142. Шимон, И.А. Отношения советского государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Ав-тореф. дис. . д-ра ист. наук. — М., 1996.

143. Шкаровский, М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939 1964 гг.: Автореф. дис. . д-ра ист. наук.-СПб., 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.