Взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии в 1917 - 1929 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Захаров, Всеволод Игоревич

  • Захаров, Всеволод Игоревич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Брянск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 261
Захаров, Всеволод Игоревич. Взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии в 1917 - 1929 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Брянск. 2012. 261 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Захаров, Всеволод Игоревич

Введение

Глава 1. Взаимоотношения церкви и государства на территории будущей Брянской губернии в годы гражданской войны.

1.1 Реализация декрета об отделении церкви от государства в

Брянском уезде

1.2 Борьба за монастыри

1.3 Агитационная борьба против церкви в годы гражданской войны

Глава 2. Борьба с церковью в 1920-е годы на территории Брянской губернии.

2.1 Изъятие церковных ценностей

2.2 Церковный раскол в Брянской губернии

2.3 Борьба за храмы

Глава 3. Идеологическая борьба с православием в Брянской губернии в 1920-е годы.

3.1. Агитационно-пропагандистские мероприятия,

направленные на идеологическую борьбу с религией

3.2 Возникновение и развитие «Общества друзей газеты

«Безбожник»» в Брянской губернии

3.3. Борьба с православными праздниками и обрядами

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии в 1917 - 1929 гг.»

Введение

Актуальность темы исследования. В современной России заметно возросла роль Православной церкви, играющей активную роль в социально-политической и культурной жизни общества. Это изменение, произошедшее после десятилетий исключения Русской Православной Церкви из общественной жизни страны, способствовало становлению повышенного интереса как к самому институту церкви в России, так и к его истории, особенно к истории советского периода. Данная тема привлекает исследователей сложным, драматичным и противоречивым процессом построения новой модели государственно-церковных отношений, а также появлением возможности изучения ранее засекреченных архивных документов, позволяющих по-новому взглянуть на исследуемые события.

За последние двадцать лет ученые проделали колоссальную работу в области исследования основных закономерностей взаимоотношения Русской Православной Церкви (РПЦ) и центральных органов государственной власти в советский период, но они, прежде всего, касались федерального, а не регионального уровня. Однако, без серьезных локальных исследований, детализирующих процесс проведения религиозной политики центра в регионах и реакции на нее верующего населения, невозможно воссоздать полную картину истории РПЦ в советский период.

Изучение опыта построения государственно-церковной модели взаимоотношений в советский период представляется актуальным и в связи с активно обсуждаемым процессом выработки современным российским обществом новой системы отношений институтов государства и церкви, так как опыт прошлого позволит избежать предыдущих ошибок.

Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1917 года по 1929 год. 1917 год является переломным в истории нашей страны. В ходе двух революций к власти пришла партия большевиков, которая коренным образом изменила предшествующую модель взаимоотношения церкви и государства. Верхняя граница определена 1929

годом, когда Брянская губерния была ликвидирована, а ее территория вошла в Западную область страны. В этом же году началось возвращение большевиков к превалированию использования административного метода в церковной политике.

Территориальные рамки исследования охватывают Брянскую губернию в пределах современной Брянской области. В ходе изучения периода с октября 1917 года по апрель 1920 года, предшествующий ее созданию, в диссертации рассматриваются уезды, впоследствии вошедшие в состав Брянской губернии.

Объектом диссертационного исследования является осуществление новой государственно-церковной модели взаимоотношений в период с 1917 по 1929 годы.

Предметом данного исследования является изучение взаимоотношений местных органов государственной власти и партийных чиновников с православной церковью и верующими в Брянской губернии в 1917-1929 годах.

Историография. Автору наиболее верной представляется ее деление на два этапа: 1) советский, охватывающий период с 1920-го по 1991 год и 2) современный, начавшийся с 1991 года и продолжающийся до сих пор. Внутри первого этапа выделяется два периода: 1920-1930-е годы и 1950-1980 - е годы

Работы первого периода первого этапа отстаивали выдвинутые

большевиками пропагандистские тезисы об активном участии православного

духовенства в контрреволюционной деятельности, проявлявшейся в

поддержке белых войск и интервентов, а также отказом добровольно сдавать

церковные ценности для спасения голодающих. По их мнению, антинародная

деятельность церкви привела к тому, что от нее откололись даже наиболее

честные священники, создавшие «живую» церковь. Население

представлялось активным сторонником большевиков, все более и более

освобождающимся от «религиозного дурмана» и выступающим в поддержку

4

советских антицерковных декретов. Таким образом, в литературе 20-30-х годов церковь безоговорочно зачислялась в число врагов, с которым советскому государству, поддерживаемому народом, приходилось вести бескомпромиссную борьбу1. Наиболее ярко данную тенденцию представляет книга Ф.Н. Олещука «Борьба церкви против народа»2. Первую часть этой книги составляют главы, начинающиеся словами «контрреволюционная деятельность...» с перечислением всех основных конфессий, начиная от православия и мусульманства и заканчивая шаманизмом. Указав на контрреволюционную роль представителей этих религий, автор во второй части книги рассказывает о борьбе духовенства против Конституции 1936 года, об участии «церковников» в избирательной кампании в советы, и о священниках, работавших шпионами и диверсантами западных спецслужб.

Его же перу принадлежит работа, связанная с идеологической стороной борьбы государства с церковью, в частности, с созданием и деятельностью «Общества друзей газеты «Безбожник»»3. Будучи одним из активных участников движения, автор стремился показать его успехи в борьбе за светское мировоззрение, вновь относя священников в разряд врагов.

Говоря о советской довоенной литературе, затрагивавшей тему государственно-церковных отношений в исследуемый период, необходимо отметить, что вышеуказанные авторы не ставили перед собой цели научного изучения вопроса, их работы являлись составной частью пропагандистской борьбы большевиков с церковью.

Интерес представляют труды, изданные в этот период русскими эмигрантами: A.A. Валентиновым в 1925 году в Париже4 и И. А. Стратоновым - в 1932 году в Берлине5. В книге последнего взаимоотношения

1 См.: Красиков П. А. На церковном фронте (1918-1923). М., 1923; Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918 - 1920-х годов и интервенция (Очерки и материалы). М., 1930; Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939.

2 См.: Олещук Ф.Н. Борьба церкви против народа. М., 1939.

3 См.: Олещук Ф.Н. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936.

4 См.: Валентинов A.A. Чёрная книга. Штурм небес//http://www.goldentime.ru/nbk_valent_l .htm#vl. (дата обращения 8.03.2010 г)

5 См.: Стратонов И.А. Русская церковная смута 1921-1931 гг. URL:// http://krotov.info/historv/20/iz istori/QO_pred.html. (дата обращения 3.09.2011 г.)

православной церкви и советского государства в 1921-1931 годах исследуются во взаимосвязи с деятельностью Русской Православной церкви за рубежом, резко направленной против советской власти и желающей восстановить в России монархию. В работе A.A. Валентинова впервые подробно рассматривается борьба власти с церковью на идеологическом фронте, в частности, борьба большевиков против православных праздников путем проведения комсомольской Пасхи и Рождества, вытеснение церкви из школы, методы и формы антирелигиозной пропаганды, а также ответная реакция верующего населения.

Второй период первого этапа характеризовался исследованием новых тем, расширением фактологической базы, и, главное, попытками научного изучения затрагиваемых проблем, хотя они и продолжали оставаться в рамках господствующих идеологических штампов. Одной из характерных работ этого периода стала монография Р.Ю. Плаксина, в которой на основании архивных данных и материалов средств массовой информации исследовалось взаимоотношение церкви и государства в 1917-1923 гг.6. Однако, уже в предисловии ученый указывал: «Одна из особенностей борьбы контрреволюционеров всех мастей против Советской власти заключалась в том, что эта борьба в значительной степени шла под флагом защиты религии, церкви. Пытаясь использовать в своих целях религиозные предрассудки многомиллионных масс крестьянства и части рабочего класса тех лет, реакция широко распространяла ложь о гонениях на религию и церковь со стороны Советской власти, осуществляла всевозможные провокации. Все это делалось при непосредственном участии церковников»7. Таким образом, данное исследование имеет четко выраженный тенденциозный характер и ставит своей целью выявить антинародные и контрреволюционные деяния русской православной церкви. О борьбе большевиков с монастырями

6См.: Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. URL:// http://anti-

clericai.narod.ru/r vu plaksin krah tserkovnoi kontrrevolvutsii l9171923 gg/. (дата обращения 20.11.2011 г).

7 См.: Плаксин Р. Ю. Указ. соч.

g

рассказывается в монографии В.Ф. Зыбковца , который на основе анализа советских законодательных актов показывает процесс национализации монастырских земель и имуществ. Изучению «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также отношению к нему духовенства и народа посвящена книга М.М. Персица9. В работе Б.Н. Коновалова была исследована деятельность союза безбожников (СБ)10, разобраны первые шаги большевиков, связанные с переходом к идеологической борьбе с церковью, подробно рассказано о первых антирелигиозных организациях, процессе формирования «Общества друзей газеты «Безбожник»», формах и методах его работы. В своем труде ученый показывает большую роль партии в деле создания и развития данного общества, но, в соответствии со сложившимися стереотипами, вынужден сделать вывод, характеризующий СБ, как массовую добровольную организацию, возникшую по инициативе самих трудящихся.

Таким образом, несмотря на разнообразие исследовательских тем и привлечение большого фактического материала, исследования, созданные в советский период, страдали явной идеологической направленностью. Основная идеологическая установка советской историографии, трактующей церковь, как контрреволюционную организацию, активно боровшуюся против советской власти в первые годы ее существования, оставалась неизменной.

Большой интерес представляют монографии этого периода, изданные за рубежом в 1977 году, Регельсоном в Париже", А. Красновым - Левитиным и В. Шавровым в Цюрихе12. Вышеперечисленные работы не только содержат большое количество фактологического материала, но и дают оценки событий их участниками или очевидцами. В работе А. Краснова-Левитина и В. Шаврова подробно рассказывается об обновленческом расколе. В связи с

8 См.: Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921). М., 1975.

9См.: Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958.

10 См.: Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников. М., 1967. URL:// http://re1igio.rags.ru/iournal/anthoiogy3/a3 22.pdf (дата обращения 15.08.2010 г.)

" См.: Регельсон Л. Трагедия русской церкви 1917-1945. М., 2007.

12 См.: Краснов - Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. URL:// http://odinblago.ru/istoriya_ rpc/levitin_shavrov_ocherki/. (дата обращения 5.08.2011 г.)

тем, что авторы были не только очевидцами, но и участниками тех событий, их работа содержит много ярких зарисовок с натуры, позволяющих увидеть жизнь обновленцев «изнутри». Кроме своих воспоминаний и наблюдений, авторы также опираются на документы того времени. Благодаря всему этому их труд позволяет почерпнуть ценные сведения о первоначальном этапе развития обновленческого движения.

Предпосылки второму этапу были положены изменениями, произошедшими в общественной жизни страны в конце 1980-х - начале 1990 годов. В это время появилась возможность изучения ранее недоступных источников, а жесткий идеологический контроль над работами исследователей стал слабеть, что привело к корректировке, или пересмотру сложившихся стереотипов о государственно-церковных отношениях в советский период и колоссальному всплеску интереса к данной теме.

На втором этапе тема взаимоотношения православной церкви с государством в период 1917-1929 гг. рассматривалась как в работах обобщающего характера, так и в исследованиях, характеризующих их взаимоотношения на примере отдельных губерний или регионов страны. Говоря о трудах, носящих обобщающий характер, необходимо выделить одно из первых исследований указанного периода, принадлежащее В.А. Алексееву13, постаравшемуся изучить вопрос взаимоотношения церкви и государства на основе ранее не используемых источников, а также впервые осветившего роль ГПУ в создании обновленческого раскола. Большой вклад в исследование эволюции государственно-церковных отношений в различные временные периоды внесли М.И. Одинцов, М.Ю. Крапивин, И.А. Курляндский, П.П. Лобанов14.

13 См.: Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

14 См.: Одинцов М. И. Государство и церковь (история взаимоотношений 1917-1938 гг.). М., 1991; Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.). Волгоград, 1993; Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковные факторы во внутренней политике советского государства в 19221953 гг.). М., 2011; Лобанов П.П. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925гг). М., 2008.

М.И. Одинцов и М.Ю. Крапивин продолжили работу В.А. Алексеева по введению в научный оборот новых, ранее не исследованных архивных документов. В частности, М.И. Одинцов, делающий упор на изучение правовой базы государственно-церковных отношений, первым обратил внимание на протоколы антирелигиозной комиссии. В совместной монографии М. Ю. Крапивина, А. Г. Далгатова, Ю. Н. Макарова рассматриваются вопросы внутриконфессиональных конфликтов и роли в них государственных органов15. П.П. Лобанов исследует зарождение новых церковно-государственных отношений, подробно разбирает деятельность патриарха Тихона в годы гражданской войны и изъятии церковных ценностей. Ученый отмечает сложное положение патриарха, с одной стороны, стремившегося быть над схваткой «белых» и «красных», а с другой, вынужденного отвечать на происходящие в стране трагические события и активную антирелигиозную деятельность большевиков. В монографии И.А. Курляндского подробно изучается роль Сталина в ходе выработки модели взаимоотношений государства с церковью. Отдельные главы его монографии посвящены причинам возникновения «религиозного нэпа», его противоречивой сущности и итогам, приведшим к возвращению к административно-репрессивной модели взаимоотношений с Православной церковью. Исследователь отмечает, что период 1923-1928 гг. может быть назван «религиозным нэпом» лишь условно, так как и в это время власть продолжала использовать административные методы: закрытие храмов, высылки священников и т.д. В работе также показан процесс свертывания «религиозного нэпа», происходивший в течение нескольких лет, в ходе которых вопрос о взаимоотношении церкви и государства неоднократно обсуждался антирелигиозной комиссией и ЦК ВКП (б).

В начале XXI века появились исследования, подробно изучающие реализацию антицерковного законодательства в различных регионах страны.

15 См.: Крапивин М.Ю., Далгатов А.Г., Макаров Ю.Н. "Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 -конец 1930-х гг)". СПб., 2005. URL: // http://www.fedy-diarv.ru/?p=6862. (дата обращения 27.07.2011 г.)

С одной стороны, они охватывают существенный временной промежуток, что позволяет авторам проследить отражение различных моделей борьбы государства и церкви на региональном уровне, а с другой - стремятся охватить эти взаимоотношения во всей их полноте, уделяя внимание не только административной, но и идеологической стороне борьбы власти с церковью. В качестве примера таких работ можно привести кандидатские диссертации A.B. Сипейкина, А.Н. Алленова, М.Ю. Хрусталёва, А.Г. Подмарицына, М.А. Дроздовой, М.В. Кайля16. В них исследователи стремятся раскрыть весь комплекс церковно-государственных отношений на территории отдельной губернии или региона страны. В диссертациях подробно изучается как административно-репрессивная (проведение декрета об отделении церкви от государства, закрытие храмов и монастырей, изъятие церковных ценностей и последовавший за ним раскол церкви), так и идеологическая (формы и методы антирелигиозной пропаганды, а также деятельность региональных организаций союза безбожников) составляющие антирелигиозной политики власти. В изучении взаимоотношений местных органов государственной власти и церкви исследователи стремятся рассмотреть не только декреты большевиков, их исполнение и попытки верующих противодействовать антицерковной политике власти, но и религиозную жизнь приходов в указанный период.

Появились и работы, подробно освещающие отдельные небольшие периоды или вопросы указанной тематики. Различными исследователями изучается как общее положение дел в стране по тому или иному церковному вопросу, так и обстановка в отдельных регионах, что позволяет связать

16 См.: Сипейкин A.B. Политика Советской власти в отношении Русской православной церкви в 1917-1921 гг.: на материалах Тверской губернии. Дис... канд. ист. наук. Тверь, 2002; Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг. (на материалах Тамбовской губернии). Дис... канд. ист. наук. Тамбов, 2004; Хрусталёв М.Ю. Русская православная церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х годах (на примере Новгородской епархии). Дис... канд. ист. наук. Архангельск, 2004; Подмарицын А.Г. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственных органов в самарском регионе (19171941 гг.). Дис... канд. ист. наук. Самара, 2005; Дроздова М.А. Советское государство и церковь в 1917-1927 гг. (по материалам Северо-Запада России). Дис... канд. ист. наук. Псков, 2009; Каиль М.В. Православная церковь и верующие Смоленской епархии в 1917-середине 1920-х гг.: эволюция государственно-церковных отношений и внутриконфессиональные процессы. Дис... канд. ист. наук. Брянск, 2011.

центральную и региональную истории, формируя полную картину

17

происходящих событий. В частности, в работе А.Н. Кашеварова изучается период первых лет советской власти: подробно исследуются первые антицерковные мероприятия большевиков, связанные с проведением «Декрета об отделении церкви от государства», положение Православной церкви на территории, занятой белыми войсками, и кампания большевиков по вскрытию мощей. Его монографию дополняют работы исследователей, изучающих региональный аспект данного периода. Монография М.В.

1 о

Кайля , подробно рассматривает «жизнь» Смоленской епархии, начиная с февральской революции и заканчивая изъятием церковных ценностей. Автор подробно рассматривает как административно-репрессивные, так и идеологические антицерковные мероприятия большевиков в эти годы. Отдельная глава посвящена изучению жизни верующих в годы гражданской войны: в частности, функционированию епархиального управления и приходской жизни. Первые антицерковные мероприятия советской власти в северной столице, а также реакцию на них патриарха, собора и верующих, анализирует М.В. Шкаровский19. А. Подмарицын изучил попытки местной власти самостоятельно (до появления официальной инструкции в августе 1918 года - В.З.) провести положения декрета об отделении церкви от государства в Самаре20.

21 22 А.Н. Кашеваров и О.Ю. Редькина остановились на судьбе

монастырей в годы гражданской войны, с одной стороны, показав попытки

17См.: Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005.

18 См.: Каиль М.В.Православная церковь и верующие Смоленской епархии в годы революций и гражданской войны: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы. М., 2010.

|9См.: Шкаровский М.В. Церковная жизнь Петрограда в период революционных потрясений 1917-1918 г. URL://' http://www.spbda.ru/news/a-405.html. (Дата обращения 21.10.2010 г.)

20 См.: Подмарицын А. Секуляризационные декреты советской власти и начало их осуществления в городе Самаре (январь-май 1918 года) // Труды Самарской Православной Духовной Семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 1. Самара, 2004.

URL://http://www.saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/K_ubil/12.htm. (Дата обращения (18.06.2010 г.) (Дата обращения (18.06.2010 г.)

21 См.: Кашеваров А.Н. К вопросу о судьбе православных монастырей в первые годы Советской власти /У Нестор. - 2000 г. - № 1. - С. 331 -342.

22 См.: Редькина О.Ю. Народный Комиссариат земледелия и VIII Отдел народного Комиссариата юстиции РСФСР: проблема сотрудничества государства с религиозными колхозами в годы «военного коммунизма». URL:// http://www.rusoir.ru/index_print.php7urW03print/04/13/. (Дата обращения 6.03.2010 г.)

монастырской братии сохранить свои обители, с другой - методы борьбы советской власти за их закрытие. В статье С.С. Богданович и Л.А. Богданович эта борьба раскрывается на материалах Мордовии23. В данных исследованиях подчеркивается, что центральная власть, не приняв конкретных декретов о судьбе монастырей, переложила решение данного вопроса на региональных чиновников, в результате чего вопрос о судьбе монастырей в разных регионах решался по разному: в одних монастыри были закрыты ещё в 1918 году, в других они смогли преобразоваться в религиозные коммуны и просуществовать до конца гражданской войны. Несмотря на это, судьба монастырей была предрешена, так как центральная власть направляла на места директивы, с указанием «законных» поводов для закрытия обителей.

24-

Интересными являются работы С.П. Синельникова . В его статье ««Желаем, чтобы наши дети были верующими в Бога»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918-1921)» рассказывается о первых антирелигиозных мероприятиях большевиков в сфере образования и о реакции на них духовенства и верующих; а в статье «Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е гг.» показывается эволюция в школьном воспитании детей в соответствии с вышеуказанной линией партии на вытеснение из школы религии и превращения образования вначале в безрелигиозное, а потом и в антирелигиозное.

2j См.: Богданович С.С., Богданович Л.А. Сведения о закрытии монастырей Мордовского края в 1918 году по фондам Государственного учреждения: «Центральный государственный архив Республики Мордовия»//Архивы и общество: исторический и социальный аспекты: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Самара., 2008.

24 См.: Синельников С. П. «Желаем, чтобы наши дети были верующими в Бога»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918-1921)// Альманах «Россия. XX век» [Фонд А.Н. Яковлева]. URL //

http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/1013356; (Дата обращения 27.01.2010 г.); Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е гг. URL:.// http://www.pravoslavie.ru/smi/38423.htm. (Дата обращения 4.01.2010 г.)

Большая работа была проделана H.A. Крнвовой по изучению кампании большевиков по изъятию церковных ценностей и последовавших за ней

25

судебных процессов над духовенством и верующими .

Пристальный интерес вызывает тематика раскола церкви. Данной проблеме посвящено множество работ различных исследователей, в

26 27 28

частности, Д.В. Сафонова , М.В. Шкаровского , H.H. Евсеева . Авторы подчеркивают, что церковный раскол был вызван усилиями властей с целью дискриминации и уничтожения Православной церкви изнутри. Вызвав раскол, власть и далее активно помогала обновленцам, высылая преданных патриарху священников и отказывая в легализации патриаршей церкви. Исследователи подчеркивают, что раздробленность обновленческих течений, а также освобождение патриарха, приведшее к значительному упрочнению позиций Православной церкви и оттоку верующих из рядов обновленцев, сорвали план власти и привели к сплочению верующих вокруг патриарха и его местоблюстителей.

В начале XXI века началось изучение и идеологической составляющей борьбы большевиков с церковью. В частности, в работе A.A. Слезина «За новую веру»29 рассматриваются причины, побудившие власть перейти к агитационно-пропагандистскому методу борьбы, особенности ее проведения в регионах, трудности и неудачи, приведшие к возврату к привычному административно-репрессивному методу. В его работе много места уделено разбору и анализу многочисленных форм и методов идеологической борьбы с церковью: введение советских праздников и обрядов взамен религиозных. Подробно современными историками рассматривается деятельность

25 Кривова H.A. Власть и Русская Православная Церковь в 1922-1925 гг. (политика ЦК РКП (б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ). М., 1998.

26 См.: Сафонов Д.В. Патриаршая церковь и обновленческий раскол. 1923-1924 гг. URL:// http://www.rusoir.ru/О3print/O 1 /40/. (Дата обращения 18.08.2011 г.)

27 См.: Шкаровский M.B. Советское государство и «советская Церковь». URL:// http://www.antl-raskol.ru/pages/1249. (Дата обращения 28.07.2011 г.)

28 См.: Евсеев H.H. Обновленческий раскол в русской православной церкви. URL:// http://www.anti-raskol.ru /р age s/1133. (Дата обращения 16.06.2011 г.)

29 См.: Слезин А. А. За "новую веру". Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодёжи РСФСР (1918 - 1929 гг.). М., 2009.

создаваемого властью Союза безбожников. Исследования данной тематики проводятся как на общегосударственном уровне в работах A.A. Слезина30 и

31

кандидатской диссертации C.B. Покровской , так и на региональных

32

примерах . Говоря о возникновении и деятельности Союза безбожников, ученые отмечают, что данная организация была создана большевиками и в большинстве организаций превалирующей силой являлись партийцы и комсомольцы, поэтому ни о добровольной, ни о народной организации безбожников говорить не приходится.

Сегодня исследованием тех далёких лет активно занимаются не только светские, но и церковные историки: протоирей Владислав Цыпин, священник Дмитрий Румянцев, игумен Дамаскин (Орловский), священник Вл.

33

Степанов . В частности, в работе Вл. Степанова собран большой фактический материал о событиях, связанных с реализацией декрета "Об отделении церкви от государства... ": о вскрытии мощей, закрытии монастырей и храмов, а также анализ деятельности обновленцев.

Таким образом, за последние два десятилетия ученые продвинулись далеко вперед в изучении различный аспектов взаимоотношений церкви и государства на центральном уровне. Были исследованы административно-репрессивная и идеологическая модели борьбы государства с церковью, причины превалирования одной или другой в разные периоды истории и реакция на них духовенства и верующих. Также впервые было начато серьезное изучение региональных аспектов данных тем. Региональные

j0 См.: Слезим A.A. Роль союза безбожников в реализации государственной политики в отношении религии (1924-1929 гг.). URL:// http://elibrarv.ru/item.asp7id-12956328 (Дата обращения 5.11.2009 г.) '' См.: Покровская C.B. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность (1925-1947). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 2007.

См.: Булавин M.B. Условия деятельности союза воинствующих безбожников на среднем Урале в 19251935 годах URL:// http://www.iib.csu.ru/vch/125/010 .pdf (Дата обращения 14.12.2009 г.)

См.: Цыпин. В. История Русской православной церкви: Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М., 2007; Священник Дмитрий Румянцев. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926годов. URL://

http://azbyka.ru/parkhomenko/knizhnaya_polka/rumiancev/rumiancev_istoriya_russkaya_pravoslavnaya__cerkov_0-all.shtml. (Дата обращения 28.11.2009 г.); Игумен Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную церковь в советский период. URL://

http://www.fond.ru/index.php?menu_id=374&menu_parent_id=358#. (Дата обращения 9.12.2009 г.); Степанов Вл. Свидетельство обвинения. URL://http://Hb.web-ixialma.coni/getbook.php?bid=;4506 (Дата обращения 8.01.2010 г.)

исследователи показывают развитие всего комплекса проблемных вопросов на территории различных губерний или регионов, что позволяет проследить процесс реализации центральных законов и директив на местах, а также проследить реакцию провинциального населения и его методов противодействия данной политике.

В то же время необходимо констатировать, что изучение взаимоотношений местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии практически не исследовано. Говоря о работах, затрагивающих территорию Брянской губернии, можно отметить монографию А.И. Перелыгина34, в которой автор, изучая взаимоотношение церкви и властей в Орловском крае, касается и части территорий будущей Брянской губернии, входящей в первые годы советской власти в Орловскую губернию. Кроме того, в книге С.П. Кизимовой и Е.М. Зубовой35 рассказывается о монастырях Брянщины, в том числе и о последних годах их

36

существования. Небольшая брошюра издана и о Свенском монастыре . Биографический материал о канонических епископах губернии содержится в изданной Брянским Епархиальным Управлением книге «Архипастыри Брянской Епархии»37.

Сведения о судьбе храмов города Брянска и Севска, а также о борьбе верующих за их сохранение приведены на сайтах «Брянск православный»38 и «Севск»39.

Таким образом, взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии практически не исследованы, за исключением кратких данных о судьбах монастырей и церквей.

34 См.: Перелыгин А.И. Русская православная церковь в орловском крае (1917-1953 гг.). Орёл, 2008.

33 См.: Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999.

>6 См.: Свято-Успенский Свенский монастырь. Брянск, 2002.

37 См.: Архипастыри Брянской Епархии. Брянск, 2010.

38 См.: Брянск православный. Сайт, посвященный храмам города Брянска// http://brvanhram.ro/brianskie-кЬтапу.1Игп1#. (дата обращения 24.10.2011 г.)

39 См.: Севск//Ьйр://\у\ууу.sevsk32.ru/. (дата обращения 12.10. 2011 г.)

На основании изучения историографии исследователем была сформулированна цель работы: изучение реализации антицерковной политики центральной власти на территории Брянской губернии, в том числе, выявление изменений форм и методов борьбы местных чиновников с церковью в различные годы указанного периода, а также реакция верующего населения на проведение данной политики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать проведение административно-репрессивного направления церковной политики на территории Брянской губернии, в частности, мероприятий по проведению декрета об отделении церкви от государства, изъятию церковных ценностей в ходе голода 1921-1922 гг., закрытию монастырей и церквей;

- рассмотреть возникновение обновленческого раскола на территории Брянской губернии, реакцию на него местного духовенства и причины неудачи в попытке власти развалить церковь изнутри;

- проанализировать основные формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды на территории Брянской губернии, в частности, печатной пропаганды, борьбы с религиозными праздниками, а также выявить общие черты и различия в ее проведении в разные годы указанного периода;

- изучить реакцию местного населения на проводимую государством церковную политику, в результате чего оценить ее эффективность в достижении поставленной цели, выяснить, насколько эффективными были меры по искоренению религии из повседневной жизни населения.

Источниковую базу диссертации составили как опубликованные сборники документов, так и материалы Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Брянской области (ГАБО).

Использованные источники делятся на несколько видов: законодательные акты, делопроизводственные документы, периодика и документы личного происхождения.

К законодательным актам относятся Конституции 1918 и 1925 гг., церковные постановления, резолюции и декреты большевиков, в частности, декреты «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», «О земле» и другие40, позволяющие изучить законодательную базу большевистской церковной политики.

Громадный информативный материал содержат

делопроизводственные источники, многие из которых долгое время хранились в архивах под грифом «совершенно секретно» и лишь сейчас становятся доступными. В частности, с 1990-х годов появляются издания, содержащие ранее засекреченные документы, позволяющие по-новому взглянуть на многие дискуссионные вопросы взаимоотношения церкви и государства в период с 1917 по 1929-е годы41. Большое количество секретных документов, относящихся к кампании по изъятию церковных ценностей и обновленческому расколу, помещено в сборнике «Политбюро и церковь»42.

В настоящее время опубликованы протоколы заседаний Поместного Собора43, позволяющие проследить оценку его участниками антицерковной политики большевиков, а также ход дискуссий по ответным мерам и сложившейся обстановке.

Большое количество делопроизводственных документов содержится и в архивных фондах, к которым можно отнести:

40 См.: Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Документы и материалы. Книга 1. URL:// http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm. (Дата обращения 18.10.2009 г.); Архивы Кремля. Кн.1. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Новосибирск-М.,1997; Архивы Кремля. Кн.2. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Новосибирск-М., 1998.

41 См.: Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Документы и материалы. Книга 1. URL://http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_04.htm. (Дата обращения 18.10.2009 г.)

42 См.: Архивы Кремля. Кн.1. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Новосибирск-М., 1997; Архивы Кремля. Кн.2. Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Новосибирск-М., 1998.

43 См.: Первое частное заседание членов Собора. URL: //

http://de.bogoslov.ru/data/556/413/1234/Обзор%20Деяний%20-%20сессия%203.рс^. (Дата обращения 14.11.2009 г.)

1 .Протоколы заседаний губисполкомов, уисполкомов и волисполкомов, на которых обсуждались мероприятия местных органов государственной власти по отношению к церкви, в частности, проведение декрета об отделении церкви от государства, подготовка и проведение изъятия церковных ценностей, расторжение договоров с верующими и закрытие монастырей и храмов.

Протоколы и акты, связанные с осмотром имеющегося церковного имущества, составляемые при закрытии церквей, изъятии церковных ценностей, как для продажи, так и для передачи в ведение музеев, а также при заключении договоров местных чиновников с религиозными обществами.

Протоколы собраний прихожан церквей и духовенства, позволяющие выяснить позицию верующих по злободневным для них вопросам новой церковной политики установившейся власти: по проведению в жизнь положений декрета об отделении церкви от государства, в частности, взятия на учет и последующего получения верующими церковного имущества, изъятия храмовых и монастырских денег. В 1922 году протоколы собраний прихожан связаны с голодом и предстоящим принудительным изъятием церковных ценностей, что позволяет увидеть создавшуюся ситуацию «глазами верующих» и понять мотивы их решений. В последующие годы собрания прихожан способствуют выявлению взгляда верующих на стремление государства закрыть максимальное число храмов.

2. Отчеты и доклады о проведении политики центра на местах: доклады о проведении декрета об отделении церкви от государства и сопровождающих его мероприятиях, об изъятии церковных ценностей. Благодаря статистическим данным о результатах проведения декрета об отделении церкви от государства можно узнать как об уровне достигнутых успехов той или иной волости, так и об изменении отношения населения к мерам советской власти с течением времени.

3. Переписка губернских и уездных, а также волостных местных органов власти по вопросам церковной политики. Данная переписка позволяет выявить успехи и проблемы, с которыми столкнулись представители низовых органов государственной власти при проведении политики центра, а также рекомендации и ответы на задаваемые ими вопросы со стороны губернских чиновников. В частности, жалобы волостных комиссий на отсутствие четких инструкций для проведения декрета «Об отделении церкви от государства», приводящих к возникновению нештатных ситуаций, и резолюции губернских чиновников, информирующих о необходимых действиях для их преодоления. Письма волостных и уездных чиновников содержат богатый материал о пассивном сопротивлении верующих проведению вышеуказанного декрета. В последующем большая переписка между губернскими и низовыми органами государственной власти развернулась по вопросу закрытия церквей или изъятия церковного имущества, в частности, сторожек.

Сюда же относится переписка губкомов с укомами и волкомами о

проведении антицерковной агитации и пропаганды. Первые данные о

подобной переписке относятся к кампании по изъятию церковных ценностей,

когда губком потребовал от низовых партийных комитетов развернуть

широкую пропаганду среди населения о необходимости сдачи церковных

драгоценностей в пользу голодающих. В дальнейшем подобная переписка

позволяет выявить изменение методов борьбы с церковью, произошедших с

1923 года, например, переход от использования исключительно

административных методов к преимущественно идеологической борьбе,

разъяснение местным партийцам ее сущности и новой модели поведения,

которой необходимо придерживаться в связи с этим. С ее помощью можно

проследить проблемы, вставшие перед местными партийными

организациями, при проведении мер идеологической борьбы с церковью в

жизнь: загруженность низовых партийцев реальными делами, нежелание

населения записываться в кружки безбожников и недолгое существование

19

образованных кружков, борьба с верующими членами партии и другие сложности, которые приходилось решать на местах.

4. Заявления и ходатайства верующих в местные и центральные органы власти с различными просьбами. В первые годы советской власти данные обращения были связаны с проведением различных пунктов декрета об отделении церкви от государства: об освобождении арестованных священников, использовании сданных денег на необходимые нужды, возвращении изымаемых метрических книг, закрытии монастырских коммун и других. С 1923 года заявления и ходатайства верующих связаны со стремлением пересмотреть решения уездных и губернских властей о закрытии храмов, благодаря которым можно проследить, как методы используемые властью для достижения своих целей (закрытия церквей -В.З.), так и ожесточенное сопротивление верующих, доходивших со своими жалобами даже до ВЦИК.

5. Отчеты агитационно-пропагандистских отделов, позволяющие представить положение дел в сфере идеологической борьбы с религией. В частности, отчеты, в которые с лета 1922 года был добавлен пункт «антирелигиозная пропаганда», позволяют проследить развитие и изменения в формах и методах антирелигиозной агитации и пропаганды, используемых большевиками, а также оценить достигнутые ими успехи. Данный вид источника очень информативен и фактологически насыщен, благодаря чему можно сопоставить планы большевиков в данной сфере деятельности с достигнутыми результатами, увидеть количественное развитие антирелигиозных кружков, а потом и союзов безбожников, узнать количество антирелигиозных лекций и их слушателей, а также множество другой информации.

Для исследования были привлечены документы личного происхождения. Наиболее известными из них являются послания и воззвания патриарха Тихона, посредством которых глава Русской Православной Церкви стремился ответить верующим на актуальные

20

вопросы, связанные с дальнейшей судьбой церкви и ее отношением к принимаемым большевиками антицерковным законам44. Картину повседневной жизни духовенства и его взгляд на происходящие события позволяют осветить дневники и воспоминания ряда священников, среди которых особенно выделяется дневник просветителя, миссионера и этнографа - удмуртоведа Михаила Стефановича Елабужского, бывшего настоятелем Свято-Никольской церкви села Вавож45. Его воспоминания хоть и не относятся непосредственно к событиям, происходившим на территории Брянской губернии, уникальны тем, что являются одним из немногих, дошедших до нашего времени воспоминаний священника, жившего в 20-е годы XX века и сумевшего описать религиозную жизнь крестьян указанного периода: внедрение в деревню антирелигиозной пропаганды, борьбу священника за души людей, и, главное, показывают самих людей, оказавшихся на перепутье между верой предков и новой, коммунистической «верой». Воспоминания будущего священника владыки Василия Кривошеина46 интересны тем, что касаются территорий, вошедших в состав Брянской губернии.

Громадный интерес представляют работы лидеров большевиков, и прежде всего, В.И. Ульянова-Ленина, который неоднократно затрагивал данную тематику47. Много внимания вопросам взаимоотношения государства и церкви уделял нарком просвещения А. В. Луначарский48. Его выступления и статьи, собранные в сборнике «Религия и просвещение», затрагивают ряд насущных вопросов государственно-церковных отношений тех лет:

44 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М., 1994.; «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. М., 2009.

45 См.: 9-ый дневник прот. Михаила Елабужского (с 1 января 1924 г. по 28 июня 1925 г. по с\с). URL:// http://nikxram.narod.ru/muzey/mixelab/mednevniki/dn0901.html. (Дата обращения 15.11.2010 г.)

46 См.: Владыка Василий Кривошеин «Спасённый Богом». URL:// http://lib.ru/MEMUARY/KRIWOSHEIN/spasennyj.txt. (Дата обращения 19.11.2010 г.)

47 См.: Ленин В.И. Социализм и религия// Ленин В.И. ПСС. Том 12. М., 1968.; Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии//Ленин В.И. ПСС. Том. 17. М., 1973.; Ленин В.И. О значении воинствующего материализма//Ленин В.И. ПСС. Том. 45. М., 1982.

48 См.: Луначарский A.B. Религия и просвещение. URL:// http://lunacharskv.newgod.su/lib/religia-i-prosvesenie. (Дата обращения 15.1 1.2009 г.)

коммунист и религия, антирелигиозная пропаганда и др. В работах Н.К. Крупской49 говорится о роли религии, а также значении безрелигиозного и антирелигиозного воспитания в школах, кроме того, в них есть ряд интересных наблюдений на данную тему.

Изученные материалы периодической печати в соответствии с хронологическим принципом могут быть разделены на две части: периода гражданской войны и 20-х годов прошлого века. Газеты периода гражданской войны50 служили для населения источником информации об антицерковных распоряжениях советской власти, а также сообщали о первых антирелигиозных лекциях и диспутах. Благодаря им мы можем узнать о первых шагах антирелигиозной пропаганды на территории Брянской губернии. При этом много внимания уделялось и церковным новостям, которые можно сгруппировать в две группы. К первой относятся статьи, дискредитирующие духовенство, в которых говорится о неподобающем поведении священников или о поддержке ими белогвардейцев, а ко второй относятся новостные известия о «честных священниках», порвавших с религией. Также в газетах периода гражданской войны много места уделено статьям, призванным разъяснять и популяризировать декрет «Об отделении церкви от государства».

Печатные издания 20-х годов XX века не многочисленны. Они представлены губернской газетой «Брянский рабочий», а также Клинцовской газетой «Труд». В них уже практически не встречаются новостные разделы предыдущего периода, зато много внимания уделено изъятию церковных ценностей, расколу церкви, борьбе за храмы и идеологической борьбе за быт населения. Именно в этих газетах помещаются подробные планы и отчеты о проведении комсомольского Рождества и Пасхи, в восхищенных тонах

49 См.: Крупская Н.К. Антирелигиозное воспитание в школе при советской власти. URL:// http://www.detskiysad.ru/ped/ped369.html. (Дата обращения 19.11.2009 г.)

50 «Известия Брянского Уездного исполкома советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», «Известия Бежицкого революционного совета», «Известия Севского уездного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Севского уездного комитета РКП», «Известия Трубчевского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» и др.

описывается советская обрядность, и в то же время авторы статей обрушиваются на сторонников религии, приводя многочисленные аргументы против старого (религиозного) и в поддержку нового (красного) быта. Несмотря на явную идеологическую заданность данных статей, в них периодически мелькают факты пассивного сопротивления людей: празднования людьми (в том числе и занимающими посты в низовых советских органах власти. - В.З.) религиозных праздников и обрядов, а также негативное отношение к новым обрядам.

Методологическую основу данного исследования составили ряд принципов.

Принцип историзма, позволяющий рассматривать исторические процессы в их развитии и взаимосвязи.

Принцип научной объективности, требующий всестороннего изучения используемого материала, проверку и сопоставление мнений и суждений обоих противоборствующих сторон.

Проблемно-хронологический метод, позволяющий представить исследуемую проблему как процесс, в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода.

В работе также был использован антропологический метод, позволяющий изучать отношение верующих к церковной политике государства, а также их реакцию на методы ее проведения.

Научная новизна исследования связана с тем, что в данной работе впервые исследовано взаимоотношение местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии. Для этого были привлечены новые архивные документы, позволившие провести комплексный анализ государственно-церковных отношений в 1917-1929 гг. на территории Брянской губернии, в ходе которого выделены административно-репрессивное и идеологическое направления антицерковной политики большевиков, показаны причины перехода от преобладания одного направления к другому, а также их взаимодействие.

Практическая значимость исследования заключается в восполнении пробелов истории по этому вопросу и использовании его результатов при подготовке трудов по истории взаимоотношения церкви и государства как в целом в СССР, так и на территории центрального федерального округа, а также при написании краеведческих работ по Брянской области, в ходе подготовки спецкурсов по истории региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.В период с 1917 по 1929 годы в церковной политике государства основную роль играли административные и агитационно-пропагандистские методы. В соответствии с превалированием одного или второго направления, исследуемый период можно разделить на три этапа: 1) 1917-1922 гг.; 2) 19231928 гг.; 3) 1929 год.

2. Первый этап характеризовался использованием большевиками административно-репрессивного метода, выразившегося в проведении декрета об отделении церкви от государства, изъятии церковных ценностей, административной высылке духовенства и закрытии монастырей.

3. На втором этапе, вытеснив церковь из всех сфер общественно-политической жизни, власть сконцентрировалась на «борьбе за души людей», сделав упор на агитационно-пропагандистском методе, выражавшемся в проведении антирелигиозных лекций, диспутов, постановок, создании антирелигиозного музея и антирелигиозного общества.

4. Считая, что корни религии содержатся в быту людей, большевики сделали упор на активную печатную и устную агитацию за замену религиозных праздников и обрядов специально разработанными советскими.

5. Параллельно была предпринята попытка развалить церковь изнутри, вызвав раскол, ставящий целью привести к власти в высших церковных структурах лояльных священников, а также дискредитировать духовенство в целом.

6. Несмотря на определяющую роль, отведенную на втором этапе агитационно-пропагандистским методам борьбы, местные власти

24

продолжали использовать административно-репрессивные методы, связанные с высылкой духовенства «тихоновского толка», а также стремлением закрыть церкви, для их последующего переоборудования под «культурные нужды».

7. Несмотря на все усилия власти и использование ею разнообразных методов борьбы с церковью, большинство населения Брянской губернии осталось верующей, что привело к свертыванию в 1929 г. агитационно-пропагандистского метода и возвращению к административному методу борьбы.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, в которых решаются указанные выше задачи, заключения, подводящего итоги изучения проблемы, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Захаров, Всеволод Игоревич

Заключение

Революции 1917 года изменили не только ход Российской истории, но и все сферы жизни государства. Пришедшие к власти большевики начали коренную перестройку государственных и общественных отношений, желая добиться лидерства во всех значимых сферах жизни страны, подчинив их своему влиянию. В своем стремлении к достижению этой цели интересы новой власти столкнулись с Русской Православной Церковью, веками занимавшей в России лидирующее положение не только как конфессиональный, но и социальный институт общества, активно влиявший на жизнь людей. Именно поэтому противостояние между государством и церковью стало неизбежным.

В контексте данных отношений первое десятилетие советской власти интересно тем, что в это время формировалась, как новая, антицерковная политика государства, так и ответная политика Православной церкви, направленная на сохранение своих институтов и выживание при враждебном ей государственном строе.

Взаимоотношения местных органов государственной власти и Русской Православной Церкви на территории Брянской губернии с октября 1917 по октябрь 1929 года занимали существенное место в жизни региона. Развиваясь в рамках общероссийских процессов, они позволяют изучить, как общие, так и специфические черты государственно-церковных отношений на примере отдельного региона страны.

Первые годы советской власти прошли под знаком активной «кавалерийской атаки» на религию. В это время большевики воспринимали церковь как один из столпов старой власти, падение которого после победы революции неизбежно. Исходя из марксистской теории о первичности материальных факторов, новая власть последовательно вытесняла Православную церковь из всех сфер жизни страны: образования, регистраций браков, рождений и смертей, а также лишила ее материальных средств и

246 способствовала закрытию монастырей. Все эти меры должны были нанести по церкви смертельный удар. Однако, проведение новой государственно-церковной модели взаимоотношения на территории будущей Брянской губернии столкнулось с большими трудностями, что значительно отсрочило его выполнение (ряд пунктов декрета не был выполнен в Брянской губернии и после окончания гражданской войны). Причин такой медлительности было несколько: сражения гражданской войны, происходившие на территории ряда уездов будущей губернии; пассивное сопротивление верующих большинству пунктов декрета, отмеченное в отчетах волостных советов Брянской губернии об его проведении; и неготовность местных чиновников реализовать столь сложную и нестандартную задачу, попытки решения которой зачастую приводили лишь к оскорблению религиозного чувства верующих, а иногда и к открытому сопротивлению, что произошло при взятии на учёт Николаевской церкви Трубчевского уезда. Стремясь снизить недовольство населения антицерковной политикой власти, большевики предприняли ряд ответных агитационно-пропагандистских методов, призванных разъяснять и популяризировать их мероприятия, критикуя и высмеивая, как сторонников религии, так и само духовенство. Для выполнения данной цели была использована пресса, но уровень подсознательной веры в Бога в населении был настолько высок, что в борьбе с православием многие региональные авторы и лекторы использовали для защиты «достижений октября» симбиоз революционных и православных терминов. Воспринимая коммунизм как новую веру, местные агитаторы, учитывавшие православное сознание большинства населения страны, старались проследить ее появление от общепризнанного авторитета - Иисуса Христа, тем самым стремясь придать новой власти легитимный характер.

Результаты первого этапа новых государственно-церковных отношений на территории образованной в 1920-м году Брянской губернии оказались противоречивыми. С одной стороны, местным властям удалось провести все пункты декрета в жизнь, тем самым создав фундамент новой модели

247 государственно-церковных отношений. С другой, главная цель - вытеснение религии из жизни населения, осталась нерешенной, а церковь продолжала играть большую роль в жизни людей.

Такое положение дел заставило большевиков изменить стратегию борьбы с православием. Осознав, что отделение церкви от государства не привело к подрыву роли церкви в жизни общества, власть перешла к длительному и планомерному противостоянию с нею, сделав упор на идеологическую сторону борьбы. Первая попытка перейти к проведению этого курса просуществовала недолго, так как страну охватил громадный голод, воспользовавшись которым, большевики в 1922 году провели кампанию по изъятию церковных ценностей. Она являлась одной из крупнейших антирелигиозных кампаний и была направлена на ликвидацию церкви, уничтожение духовенства и устранение религии из общественного сознания. Используя голод, большевики значительно пополнили свою материальную базу, параллельно лишив церковь последних, имеющихся в ее распоряжении, ценностей. Карательные методы кампании превратили изъятие церковных ценностей в одно большое сражение власти и верующих, итог которой был заранее предрешен. В Брянской губернии изъятие церковных ценностей не привело к физическим столкновениям власти и народа. Это было связано с тем, что, во-первых, местные власти уделили данному мероприятию большое внимание, обеспечив процесс изъятия ценностей, как идеологической, так и вооруженной силой; а во-вторых, с позицией местного епископа, призвавшего верующих не сопротивляться изъятию. Несмотря на отсутствие активного сопротивления, верующие стремились защитить свои святыни, оказывая различное пассивное сопротивление, от высказывания нежелания сдавать ценности, до их сокрытия от комиссий. Поэтому, итоги изъятия также были половинчаты. Власть не получила того количества денег, о котором мечтала, в результате существенная часть изъятого была использована на проведение самой кампании. Для церкви же 1922 год стал годом тяжких потрясений: церковные

248 ценности были изъяты, многие священники осуждены, а над оставшимся духовенством нависла угроза физической расправы.

После окончания кампании по изъятию церковных ценностей большевики вновь вернулись к идеологической борьбе с православием, названной «религиозным нэпом», и проходившей по двум направлениям: с одной стороны - по расколу церкви на «тихоновцев» и «обновленцев», а с другой - активным насаждением безбожия среди населения.

Говоря о первом направлении, необходимо отметить, что обновленческое движение в Брянской губернии не пользовалось популярностью населения и, даже, несмотря на колоссальную информационную и административную поддержку властей, не смогло добиться успеха. Это было связано как с разобщенностью самого движения, которое в силу амбициозности своих лидеров сразу же разбилось на ряд конкурирующих организаций, так и с поддержкой обновленцами советской власти, ассоциируемой у верующих с антирелигиозной. Частично вина за провал обновленческого движения лежит и на политике партии, опасающейся возможного усиления «живоцерковников» и всячески подчеркивавшей их противоречия, чем подрывалось доверие к ним со стороны верующих. Таким образом, обновленческий раскол, хоть и болезненно ударил по церкви, в то же самое время способствовал сплочению верующих, объединению их вокруг патриарха Тихона и последующих местоблюстителей.

Не смогли большевики добиться успеха и в насаждении безбожия. Несмотря на проведение многочисленных лекций и диспутов, создания антирелигиозных семинарий и музеев, большинство населения страны продолжало оставаться верующими. Неудача власти в данной сфере проявилась в двух наиболее масштабных и целенаправленных линиях идеологической борьбы с церковью: создания союзов безбожников и замене православных праздников и обрядов советскими. Созданное в 1925 году «Общество друзей газеты «Безбожник»» за 4 годы своего существования так

249 и не смогло перешагнуть по губернии периода становления. Организации СБ, оказавшиеся перед лицом негативно-настроенного населения, без финансовой базы, а зачастую и без обещанной помощи со стороны местных большевистских руководителей, загруженных реальными делами, вынуждены были с первых шагов начинать долгую и тяжелую борьбу за существование. Результатом этого стало либо существование ячеек СБ только на бумаге, либо их распад после летних каникул, когда созданные с таким трудом ячейки просто исчезали. Причем это касалось не только низовых ячеек, но и волостных, а также уездных советов организации.

Замена православных праздников - советскими, также не удалась. Под влиянием пропаганды население постепенно принимало и начинало отмечать новые, революционные праздники, но при этом совершенно не собиралось отказываться от православных праздников. Еще хуже обстояло дело с внедрением новой обрядности, которая, несмотря на все усилия властей, оставалась уделом коммунистов, комсомольцев и отдельных жителей страны. В результате, большинство населения Брянской губернии продолжало к 1928 году оставаться православным, причем православными были не только рядовые жители, но и часть партийцев и комсомольцев, особенно из числа проживающих в сельской местности. Попытки же некоторых активистов перестроить свои семьи на новый, безбожный лад зачастую вели не к победе светского над религиозным, а к развалу семьи.

Необходимо отметить, что административные методы использовались властью и в ходе проведения «религиозного нэпа», в частности, власти Брянской губернии, стремясь усилить церковный раскол на своей территории, использовали высылку епископов «тихоновского» толка.

Другим часто применяемым методом административно-силовой борьбы церкви с государством являлась борьба за храмы. Лишив церковь имущества, и вытеснив ее из всех общественных сфер, большевики стремились лишить верующих мест для молитв. Для этого коммунисты стремились либо полностью закрыть храмы, либо, если это не удавалось

250 передать их в руки обновленческого духовенства, полностью скомпрометировавшего себя в глазах верующих сотрудничеством с большевиками. В то же время политика центральной власти, сделавшей с 1923 года упор не на административно-силовую, а на идеологическую борьбу с религией, заставляла местные власти осторожнее относиться к применению данной меры. Циркуляры и директивы центральной власти, спускаемые в регионы, очертили круг причин, могущих являться поводами для закрытия церквей или расторжения договоров с верующими. Они, совместно с активной борьбой верующих за храмы, оказывали сдерживающее влияние на «излишне ретивых» представителей местной власти. В результате, по данным на март 1929 года отдельные храмы были закрыты в 7 городах губернии из 14 предоставивших такие данные. В волостях ситуация была еще более показательной: из имеющихся данных по 29 волостям, закрытие храмов произошло только в 6.

Не добившись победы путем агитации и пропаганды, власть в 1929 году вновь вернулась к проверенному способу с упором на использование административных механизмов, помогавших в короткий срок создать видимость успешной антирелигиозной деятельности. Таким образом, политика партии в отношении к религии прошла полный круг. Начав с грубой антирелигиозной пропаганды и мер административного давления, власть после окончания гражданской войны попыталась бороться с церковью путем агитации и пропаганды, но, не достигнув решающих успехов, вернулась к привычным административным методам. В результате, местные функционеры начали открыто принуждать людей к принятию постановлений антирелигиозного характера о закрытии храмов, вступлении в союзы воинствующих безбожников и замене православных праздников советскими.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Захаров, Всеволод Игоревич, 2012 год

Литература

18.Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992,- 304 с.

19. Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг. (на материалах Тамбовской губернии). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Тамбов, 2004.

20. Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1939.

21. Архиереи. URL: //http://www.orthо-rus.ru/cgi -bin/ps_fi 1 e.cgi?2_742.

22. Архипастыри Брянской епархии. Брянск: Издание Брянского Епархиального Управления, 2010.-120 с.

23. Брянск православный. URL: //http://bryanhram.ru/brjanskie-khramy.html#.

24. Богданович С.С. Богданович Л.А. Сведения о закрытии монастырей Мордовского края в 1918 году по фондам Государственного учреждения: «Центральный государственный архив Республики Мордовия». URL: //http://4Yww.chiefarh.sam

25. Бычков С. Большевики против русской церкви. Очерки по истории Русской церкви (1917-1941 гг.). М.: 2006.-431 с.

26. Бычков С. Русская церковь и императорская власть (Очерки по истории Православной российской Церкви 1900-1917 годов). T.l. М.: 1998.-318 с.

27. Булавин M.B. Условия деятельности союза воинствующих безбожников на среднем Урале в 1925-1935 годах. URL:

//http://www.nb.csu.m/vch/l 25/010.pdf

28. Валентинов A.A. Чёрная книга. Штурм небес. URL: //http://www.goldentime.ru/nbk_valent_l .htm#vl.

29. Власов В. Архиепископ Серафим Остроумов. Орловская правда. 2005 г. 18 ноября. URL: //http://www.orp.orel.ru/news.php7extend. 1777

30. Гоглов Аркадий (священник). Православная церковь на Владимирщине в годы безбожной смуты. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. -431 с.

31. Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. URL: //http://www.erhistorv.rii/node/391

32. Дамаскин (игумен). Гонения на Русскую Православную церковь в советский период. URL:

//http://www.fond.ru/index.php?menu_id=374&menu_parent_id=358#.

33. Древо. Открытая Православная энциклопедия. URL: // http://drevo-info.ru/articles/15402.html.

34. Дроздова М.А. Советское государство и церковь в 1917-1927 гг. (по материалам Северо-Запада России). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Псков, 2009.

35. Духовная жизнь Брянского гарнизона на рубеже XIX-XX веков. URL: //http://www.temabrvansk.ru/fromjournal/number 47 2011/551/

36. Евсеев H.H. Обновленческий раскол в русской православной церкви. URL: //http://www.aiitl--raskol.rU/pages/l 133.

37. Житие Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси. URL: //http://www.saints.ru/t/9_svt.Tihon-Moskovskii-.

38. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921). М.: Наука, 1975.-205 с.

39. Каиль М.В.Православная церковь и верующие Смоленской епархии в годы революций и гражданской войны: государственно-церковные

255

отношения и внутриконфеееиональные процессы. М.: Издательство Ипполитова, 2010. - 372 с.

40. Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1918 - 1920-х годов и интервенция (Очерки и материалы). М.: Безбожник, 1930. - 198 с.

41. Кашеваров А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922). М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2005. - 439

42. Кашеваров А.Н. К вопросу о судьбе православных монастырей в первые годы Советской власти. URL: //http://krotov.info/history/20/1920/kashevar.htm.

43. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999. - 442 с.

44. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников. URL: //http ://religio.rags.ru/journal/anthology3/a3 22.pdf

45. Красиков П. А. На церковном фронте (1918-1923). М., 1923

46. Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и церковь (1917-1941 гг.). Волгоград: Перемена, 1993.- 100 с.

47. Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфеееиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь 1917 -конец 1930-х гг). СПб., 2005. URL: //http://www.fedy-diary.ru/?p=6862.

48. Краснова - Левитина А., Шаврова В. Очерки по истории русской церковной смуты URL:

//http://odinblago.ru/istoriya rpc/levitin shavrov ocherki/.

49. Кривова H.A. Власть и Русская Православная Церковь в 1922-1925 гг. (политика ЦК РКП (б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ). М.: АИРО - XX. 1997. - 247 с.

50. Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковные факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М.: Кучково поле, 2011. - 720 с.

51. Лавров В.А., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин A.B. Иерархия русской православной церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М.: НП ИД «Русская панорама», 2008. - 159 с.

52. Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов Православный. URL: //http:/Vwww.grad-kirsaiiov.ru/article.php?id=orthodox.glava2-01.

53. Леонида (Сафонова) инокиня. Русская Голгофа. Новомученики Александро-Свирского монастыря. URL: //http://www.svirskoe.ru/ru/history/evgeny/index.php.

54. Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925гг). М.: Русская панорама, 2008. - 352 с.

55. Митрофанов Георгий (священник). Православная церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. СПб.: Издательство «Hoax», 1995. - 144 с.

56. Одинцов М. И. Государство и церковь (история взаимоотношений 19171938 гг.). М.: Знание, 1991. - 63 с.

57. Олещук Ф.Н. Борьба церкви против народа. М.: Воениздат, 1941. - 159 с.

58. Олещук Ф.Н. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М.: ГАИЗ, 1936.-79 с.

59. Органы ЗАГС в России. URL: //http://zags.kurRanobl.ru/oroanv zags v rossii.html.

60. Перелыгин А.И. Русская православная церковь в орловском крае (19171953 гг.). Орёл: Издательство «Типография «Труд»», 2008. — 216 с.

61. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М., 1958.

62. Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. М.: Наука, 1968.- 192 с.

63. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и её крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны. Л.: Лениздат, 1987.-206 с.

64. Подмарицын А.Г. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственных органов в самарском регионе (1917-1941 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Самара, 2005.

65. Подмарицын А. Секуляризационные декреты советской власти и начало их осуществления в городе Самаре (январь-май 1918 года). URL: //http ://www. saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/K_ubil/12 .htm.

66. Покровская C.B. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность (1925-1947). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 2007.

67. Поспеловский Церковное обновление, обновленчество и патриарх Тихон

URL://http ://www. guro.er.info/bogoslov Buks/History Church/Article/posp cerko bn.php.

68. Регельсон Jl. Трагедия русской церкви 1917-1945. M.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2007.-642 с.

69. Редькина О.Ю. Народный Комиссариат земледелия и VIII Отдел народного Комиссариата юстиции РСФСР: проблема сотрудничества государства с религиозными колхозами в годы «военного коммунизма». URL: //http://www .rusoir.ru/index_print.php?url-/03print/04/13/.

70. Румянцев Д. (священник) Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926годов. URL:

//http://azbyka.ru/parkhomenko/knizhnaya_polka/rumiancev/rumiancev_istoriya_r usskaya_pravoslavnaya_cerkov_0-all.shtml.

71. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

72. Русское православие. URL: // http:// www. ortho- ru s. r u/ol d. lit m 1.

73. Саров-памятник истории. URL:

//littp://serafimov.narod.ru/bi bl/sar/sar3 3,html# 14

74. Сафонов Д.В. Патриаршая церковь и обновленческий раскол. 1923-1924 гг. URL: //http://www.rusoir.ru/03print/01 /40/.

75. Сафонов Д.В. Почему не состоялся процесс над патриархом Тихоном? URL:

//http://www.ruskline.ru/monitoring smi/2001/10/09/pochemu ne sostoyalsva pr

ocess nad patriarhom tihonom/.

76. Свято-Успенский Свенский монастырь. Брянск. Издательство Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,2002 - 46 с.

77. Севск. URL: //http://www.sevsk32.ru/.

78. Сермяжные истории жителей бывшей Комарицкой волости. URL: //http://www.kraeved.ru/node?page=:5.

79. Синельников С. П. «Желаем, чтобы наши дети были верующими в Бога»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918-1921). Альманах «Россия. XX век». URL:

//http://ww4v.alexandeiTakovlev.org/aImanah/inside/almanah-iiitro/1013356.

80. Синельников С. П. Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е гг. URL: //http://www.pravoslavie.ru/smi/38423.htm.

81. Слезин А. А. За новую веру URL: //http://www.rae.ru/monographs/60.

82. Слезин A.A. Роль союза безбожников в реализации государственной политики в отношении религии (1924-1929 гг.). URL: //http://elibrarv.ru/itcm.asp7id-12956328.

83. Стратонов И.А. Русская церковная смута 1921-1931 гг. URL:

//http://krotov.info/histoiT/20/iz istori/QO pred.html.

84. Степанов Вл. Свидетельство обвинения. URL: //http://lib.web-malina.com/getbook.pl^bid^SOö.

85. Тыловое ополчение. URL:

//http://ru.wikipedla.org/wiki/TbLTQBoe ополчение.

86. Хрусталёв М.Ю. Русская православная церковь в центре и на переферии в 1918-1930 -х годах (на примере Новгородской епархии). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Архангельск, 2004.

87. Шкаровский М.В. Церковная жизнь Петрограда в период революционных потрясений 1917-1918 г. URL: //http://www.spbda.ru/news/a-405.html.

88. Шкаровский M.B. Советское государство и «советская Церковь». URL:

!/http :./ / www. anti-raskol .ru/pages/1249.

89. Шкаровский M.B. Влияние Всероссийского Поместного Собора 1917 -1918 гг. в советскую эпоху. URL:

//http :/ /krotov. info/history/20/1910/1917shkarovsk.htm

90. Щавельский (протопресвитер). Русская церковь перед революцией. М.: Издательство «Артос-Медиа», 2005. - 510 с.

91. Цыпин. В. История Русской православной церкви: Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М.: Издание Сретенского монастыря, 2007. -816 с.

92. Чумакова. Музей истории религии. Академический период. URL: // http://www.religiopolis.org/religiovedenie/1998-muzej-istorii-religii-akademicheskij-period-2.html

Периодическая печать

93. Борьба, 1918 г.

94. Брянский рабочий, 1922-1929 гг.

95. Известия Брянского губернского исполкома и губернского комитета РКП (б), 1920 г.

96. Известия Брянского уездного исполкома советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, 1919 г.

97. Известия Брянского районного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, 1918 г.

98. Известия Бежицкого совета рабочих и красноармейских депутатов, 1919г.

99. Известия Бежицкого революционного совета, 1918 г.

100. Известия Севского уездного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Севского уездного комитета РКП(б), 1921- 1923 г.

101. Известия Трубчевского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, 1919 г.

102. Труд. Орган Клинцовского уисполкома и укома РКП (б), 1920-1929 гг.

260

103. Фокинский рабочий, 1929

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.