Язык и коммуникация: Проблема метода исследования в современной западной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Чубукова, Елена Ивановна

  • Чубукова, Елена Ивановна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 320
Чубукова, Елена Ивановна. Язык и коммуникация: Проблема метода исследования в современной западной философии: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2004. 320 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Чубукова, Елена Ивановна

Введение

Глава 1. Сущность «метафизического мышления» и представление о языковой коммуникации в истории философии

1.1. Античная и средневековая традиция

1.2. Преемственность методологических оснований в трактовке языка и коммуникации в философии Нового времени и Просвещения

1.3. Теории субъективности и языка в классической немецкой философии (Кант, Гегель)

Глава 2. Модификации принципов классической философии в концепциях языка XX века

2.1. Трансцендентализм философии «раннего» Витгенштейна и неопозитивистский проект единого языка науки

2.2. Бихевиористская модель языковой коммуникации

2.3. Феноменологический подход к языку

2.4. Структурно-семиотические концепции языка и коммуникации

Глава 3. -^Лингвистический поворот» и переход к новой парадигме языкового взаимопонимания и диалогического общения

3.1. Предпосылки постметафизического мышления и преодоление «философии сознания» в аналитической традиции

3.2. Прагматизм о роли коммуникативного сообщества в познании и понимании мира

3.3. Коммуникативно-прагматические ориентации современной герменевтики

Глава 4i. Коммуникативная рациональность в контексте постнеклассической философии

4.1. Деконструкция метафизического дискурса: Хабермас и Деррида

4.2. Консенсуальная концепция легитимации в ситуации постмодерна.

4.3. Обоснование коммуникативной этики в концепциях Апеля и Хабермаса 273 Заключение. Тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы языковой коммуникации в современной философии 289 Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык и коммуникация: Проблема метода исследования в современной западной философии»

Актуальность диссертационного исследования.

Одной из глобальных проблем современности является проблема общения, взаимопонимания между людьми, преодоления отчуждения в сфере межличностной коммуникации и дегуманизации межсубъектных отношений. Пытаясь преодолеть разрыв между теорией и практикой; современная постнеклассическая философия обращается к осмыслению бытия человека, исследованию повседневного «жизненного мира» общечеловеческих смыслов и ценностей, основу которого составляет сфера коммуникативных взаимодействий индивидов, связанная с достижением интерсубъективности понимания языковых высказываний в процессе диалогического общения.

Разрыв с метафизическим мышлением, ставший одной из определяющих тенденций развития современной западной философии, сопровождался переходом от классической парадигмы «чистого» трансцендентального сознания к изучению коммуникативно-прагматических аспектов языка и символической интеракции, направленной на достижение взаимопонимания ее участников. В этом контексте особую актуальность приобретает рефлексия относительно существующих методологических подходов к языковой коммуникации, установление диалога между различными школами и направлениями западной философии, которые внесли значительный вклад в решение указанной проблемы, с целью выявления тенденций и перспектив дальнейших исследований в этой области.

Современная постнеклассическая философия становится все больше ориентированной на практические задачи. Возникновение нового типа процедурной рациональности, на которую опирались опытные модерные науки, кризис легитимности, охвативший различные области культуры, морали, политики, а также социальных учреждений правового государства обусловили особую актуальность проблематики, связанной с аргументационным дискурсом коммуникативного сообщества. Легитимность общественных порядков и институтов становится все более зависимой от процедур обоснования, аргументации, связанными с коммуникативными практиками.

В связи с указанными процессами встает проблема коммуникативной рациональности, также требующая философского осмысления, приобретающая особое значение в условиях господства технической целерациональности, которое привело человечество к критическому рубежу. В современных условиях как никогда становятся актуальными преодоление разрыва между теоретическим и практическим разумом, методологическое обоснование дискурсивной коммуникативной этики, способной объединить всех людей, чтобы предотвратить самые катастрофические последствия современной техногенной цивилизации и одностороннего развития технократического типа мышления. В настоящее время человечество поставлено • перед необходимостью солидарной ответственности. за.последствия своей деятельности в планетарном масштабе, что предполагает обоснование универсальных нравственных принципов и формирование новой всеобщей дискурсивной этики. Это особенно важно в плане преодоления существующей позиции, ориентированной на насильственное решение социальных, экономических, политических, национальных проблем.

Таким образом актуальность диссертационной работы обусловлена как глубинными трансформационными процессами, происходящими в самой западной философии, так и реалиями современного общественно-исторического развития и в этом аспекте можно предположить, что рефлексия относительно методологических предпосылок возможного языкового взаимопонимания в коммуникативном сообществе и в будущем останется одним из приоритетных направлений философского исследования.

Степень разработанности темы исследования.

Литература, посвященная проблеме языка и коммуникации в западной философии, достаточно обширна и многообразна и интерес к этой теме возрастает. Однако вместе с тем практически отсутствуют обобщающие работы, в которых раскрывается генезис и эволюция постановки этой проблемы в истории философии, прослеживается смена парадигм в методологических подходах к языковой коммуникации и определяются тенденции и перспективы дальнейших исследований. Поэтому в соответствии с поставленными целями и задачами в качестве базовых выступали произведения самих западных философов, содержащие рефлексивный анализ истории и современного состояния рассматриваемой проблемы. В этом аспекте выделяются прежде всего работы Ю.Хабермаса, в которых раскрывается смена парадигм в представлениях о языковой коммуникации в истории философии, переход от метафизического к постметафизическому мышлению и соответственно изменение методологических подходов к ее исследованию в различных философских школах и направлениях. Методологические основания коммуникативно-прагматической трансформации современной западной философии являются одной из ключевых тем исследования в произведениях К.-О.Апеля, единомышленника и в определенных вопросах оппонента Хабермаса. Разрабатываемая им концепция трансцендентально-герменевтической коммуникативной общности рассматривается им в плане реконструкции истории философии языка, начиная с античности и до настоящего времени.

Методологические аспекты коммуникативной рациональности и ее обоснования в контексте современной постнеклассической философии обсуждались в ходе развернувшейся в последние десятилетия XX столетия дискуссии, участниками которой стали Ю.Хабермас, Ж.Ф.Лиотар, Р.Рорти, Р.Бернстайн, М.Гессе, Т.Маккарти и др. Знакомство с ее материалами представляется необходимым в аспекте заявленной темы исследования.

Важное значение имеют также работы общего характера, касающиеся трансформационных процессов в западной философии, теории познания, формах субъективности, концепциях рациональности, сфере социально-философского и социологического знания. Здесь можно выделить работы известных отечественных исследователей Н.С.Автономовой, П.П.Гайденко, М.С.Козловой, Н.В.Мотрошиловой, Г.Л.Тульчинского, А.Ф.Грязнова,

Л.А.Микешиной, А.А.Михайлова, З.А. Сокулер, А.С.Колесникова, Я.А.Слинина, Б.Г.Соколова, Ю.В.Перова, Б.В.Маркова, И.П.Фарман, В.Н.Фурса и др.

В контексте реконструкции методологических оснований коммуникативно-прагматического поворота в современной западной философии немаловажное значение имеет также исследовательская литература, посвященная анализу аналитического, прагматического, герменевтического, феноменологического, структуралистского направлений и концепциям их наиболее выдающихся представителей. Это же относится к материалам дискуссий по проблеме постмодернизма, кризиса традиционных форм рациональности, перспектив и тенденций будущего развития философии, происходивших на страницах зарубежных и отечественных изданий.

Однако в целом из приведенного анализа существующей литературы следует, что заявленная тема еще не разработана в современной отечественной философии и предстоит использовать имеющиеся наработки для обстоятельного осмысления указанной проблематики.

Цель и задачи исследования.

Целью данной диссертационной работы является анализ методологических оснований коммуникативно-прагматической трансформации современной западной философии, обусловивших смену парадигм в понимании языка и его предназначения, что позволяет сделать выводы о тенденциях и перспективах дальнейшего исследования проблемы языковой коммуникации.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- осуществление исторической и логической реконструкции основных методологических подходов к проблеме языковой коммуникации, существующих в западной философии;

- раскрытие стратегий классического и постметафизического мышления и их модификаций в концепциях языка;

- осмысление сущности «лингвистического поворота», совершенного в западной философии XX столетия, связанного с преодолением принципов классического мышления, основанного на «модели сознания», и выдвижением на первый план коммуникативно-прагматической функции языка;

- рассмотрение методологических аспектов проблемы коммуникативной рациональности в контексте постнекласси-ческой философии;

- на основе проведенного анализа выявить направления дальнейших исследований указанной проблематики.

Методологическая основа исследования.

Методологическая основа диссертационной работы определяется ее предметом, целями и задачами и включает историческую и логическую реконструкцию предпосылок коммуникативно-прагматической трансформации западной философии, а также сравнительно-исторический анализ парадигмальных стратегий мышления и связанных с ними концепций языка, в результате чего определяются тенденции дальнейшего осмысления проблемы языковой коммуникации.

На защиту выносятся следующие положения:

- логико-историческая реконструкция методологических оснований коммуникативно-прагматической трансформации западной философии. Лингвистический поворот, характерный для ее основных направлений, состоял в радикальном переосмыслении методологических принципов классического мышления, основанного на «модели сознания», и переходе к новой парадигме достижения языкового взаимопонимания и диалогического общения. Именно в этом направлении происходила эволюция аналитической, прагматической и герменевтической философии, в рамках исследовательской стратегии которых радикальному пересмотру подвергаются принципы фундаментализма, эссенциализма, репрезентационизма, абсолютизации созерцательной установки и субъект-объектных отношений, свойственные «метафизическому мышлению»;

- обращенность современной постнеклассической философии к проблематике повседневных коммуникаций ставит вопрос о ее укорененности в до-научных практиках и сфере социального жизненного мира и вследствие этого необходимости сотрудничества с социогуманитарными дисциплинами, изучающими самые разнообразные факторы и предпосылки коммуникативно-языкового взаимодействия; дальнейшее исследование проблемы языковой коммуникации предполагает выработку стратегии, ориентированной не только на интеграцию междисциплинарных исследований, но также и на методологический потенциал различных философских направлений. В качестве одной из составляющих указанной стратегии может использоваться компаративистский метод, позволяющий дать сравнительный анализ существующих подходов к языковой коммуникации, показать возможность их взаимопроникновения и взаимодействия, а также определить перспективы и тенденции решения рассматриваемых проблем; проблематика интерсубъективности понимания в сфере языковой коммуникации имеет общеметодологическое значение для научного познания, сферы естественных и социогуманитарных наук. В этой связи возникает необходимость нового подхода к рассмотрению предпосылок самого познавательного процесса, исходящего из перфо-мативно-герменевтической установки, занимаемой исследователем, и дискурсивных процедур обоснования выдвигаемых теорий; методологические установки классической рациональности, основанной на позиции монологизма и суббъект-объектной модели познания, кардинально трансформируЮ ются в концепции коммуникативной рациональности, ориентированной на интерсубъективность языкового взаимопонимания. В связи с этим встает проблема всестороннего осмысления предпосылок самого коммуникативного опыта и факторов, способствующих подлинному диалогическому общению; - коммуникативная рациональность в современных концепциях приобретает этическую направленность, выступает в качестве метаэтики, предполагающей рефлексию над процедурами обоснования моральных норм в самом коммуникативном аргументационном сообществе. Научная новизна и результаты исследования. Научная новизна диссертационной работы состоит в следующих результатах исследования:

-осуществлена историческая и логическая реконструкция методологических оснований коммуникативнопрагматической трансформации современной западной философии;

-представлен сравнительно-исторический анализ основополагающих принципов классического и постклассического мышления и их модификаций в концепциях языковой коммуникации;

-раскрыты методологические предпосылки и сущность «лингвистического поворота», совершенного в западной философии XX века, связанного с переходом к новой парадигме языкового взаимопонимания и диалогического общения;

-рассмотрены методологические аспекты проблемы коммуникативной рациональности в контексте постклассической философии;

-на основе проведенного анализа выявлены тенденции и перспективы дальнейших исследований в области языковой коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы в теоретическом плане: -позволяют составить общее представление о современных подходах к языковой коммуникации, существующих в западной философии и тенденциях дальнейших исследований в этой области;

-способствуют развитию междисциплинарных исследований предпосылок и факторов коммуникативно-языкового взаимодействия и их методологических оснований;

-ориентируют на разработку стратегии, предполагающей диалог между различными философскими направлениями и их сравнительно-исторический анализ, что необходимо для более глубокого осмысления методологической базы исследования проблемы языковой коммуникации;

-акцентируют необходимость нового коммуникативно-прагматического подхода к предпосылкам научного познания и его методологии;

-способствуют дальнейшему развитию концепции коммуникативной рациональности в условиях современных социально-исторических реалий;

-имеют применение для исследований в различных областях культуры, морали, политики, права, связанных с процедурами обоснования, аргументации и дискурсивной коммуникативной этики.

В практическом плане материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских занятий по истории современной зарубежной философии, философской антропологии, философии языка и коммуникации, методологии научного познания, этики, а также написании учебных пособий по указанным дисциплинам.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Чубукова, Елена Ивановна

Заключение

Тенденции и перспективы дальнейшего исследования проблемы языковой коммуникации в современной философии

Несмотря на то, что проблематика языковой коммуникации в XXI веке возможно примет новые очертания, которые трудно пока предвидеть, однако, некоторые аспекты и тенденции дальнейших исследований в этой области все же можно выделить, исходя из анализа существующих концепций, а также тех проблем, которые во многом остались нерешенными. Отличительной особенностью современной постнеклассической философии, как было показано в диссертации, является рефлексия относительно своих собственных предпосылок. В этом аспекте она выступает как исследование общих условий самого коммуникативного опыта. Уже здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, аналогичной кантовской трансцендентальной аргументации, когда критическая рефлексия над трансцендентальными условиями опыта уже предполагает в качестве предпосылки использование этих условий. Однако, принципиальное отличие от кантовской философии, исследующей познавательные трансцендентальные структуры субъекта, в данном случае имеется в виду открытие основных, всеобщих и необходимых условий речевой коммуникации, без которых интерсубъективность понимания невозможна. Подобная трансформация позиции классического трансцендентализма соответствует стратегии постметафизического мышления, поскольку сами коммуникативные структуры укоренены в повседневной практике исторически конкретного «жизненного мира».

Проблема смысловой интерпретации и интерсубъективности понимания в сфере коммуникативных практик, к методологической необходимости исследования которой, как было показано в диссертации, каждая по-своему, подходили лингвистическая, феноменологическая, прагматическая и герменевтическая философия, по-видимому, и в будущем будет занимать центральное место. Анализ современных концепций показал сложность самой этой проблемы и многообразие подходов к ее осмыслению. В отличие от феноменологического подхода, где интерсубъективность понимания задается посредством конституирования смысловых взаимосвязей в трансцендентальных рамках «жизненного мира», согласно аналитическому подходу интерсубъективность понимания основана в «правилах» или «грамматиках» самих коммуникативных практик. При этом, как было показано еще Витгенштейном, сами эти «грамматики» могут быть поняты только «изнутри», то есть посредством использования самих этих «грамматик», что предполагает перфомативную, активную установку самого исследователя, необходимое участие его в самом коммуникативном взаимодействии. Вместе с тем любое смыслопонимание возможно только в контексте собственных исходных представлений или «предпонимания» ученого, вследствие чего встает методологическая проблема возможности совмещения перфомативно-герменевтической установки исследователя с его стремлением к объективности интерпретации. Одних чисто герменевтических и феноменологических процедур недостаточно для соответствующей идентификации смысла и мотивов коммуникативного поведения. Точно также неприемлемыми являются и объективистски ориентированные концепции, в основе которых лежит позитивистски-натуралистическая методология. Поскольку само понимание языковых высказываний и действий, а также их мотивов предполагает их интерпретацию как имеющих смысл только в определенной социокультурной «форме жизни» и подчиняющихся вполне определенным стандартам и нормам рациональности, то «объективирующий» социально-исторический аспект имплицитно присутствует в общем контексте исследовательской методологии.

Проблема совмещения перфомативно-герменевтической и «объективирующей» установки исследователя в качестве одного из возможных подходов может решаться посредством обращения к до-теоретическому знанию, которое разделяется участниками коммуникации, так называемым перфомативным компетенциям -когнитивной, моральной, интерактивной, исследование возникновения и развития которых предполагает интеграцию результатов различных социогуманитарных дисциплин, вследствие чего теория коммуникации утрачивает свой трансцендентальный статус, опираясь на апостериорное знание.

Такой подход, предложенный Хабермасом, имеет определенные перспективы, так как обусловлен особенностями самой коммуникативной речевой ситуации, предполагающей отношение высказываний акторов к реальностям различного рода -«внешней реальности» (миру объектов и событий), субъективной реальности (собственному миру интенциональных переживаний) и нормативному контексту разделяемого «жизненного мира» и соответствующих претензий на обоснованность. Так, способность соотнесения высказываний с действительностью (ситуациями, «положениями дел») предполагает исследования не только в области теории референции, традиционно проводимые в рамках аналитической философии, но также в области когнитологии и когнитивной психологии, изучающих механизмы идентификации и категоризации интерсубъективно разделяемого опыта лингвистически опосредованных интеракций. При этом само овладение референциальной системой понимания высказываний субъектов рассматривается в аспекте коммуникативного опыта и развития интерактивной компетенции. Вместе с тем когнитивное измерение понимания речевых высказываний, предполагающее интерпретацию их смысла в аспекте концептуальных систем, отражающих познавательный опыт участников коммуникации, связано с соответствующими интенциональными состояниями и переживаниями самих акторов, вследствие чего и решение этой проблемы также требует комплексных исследований.

Изучение интерактивной компетенции, то есть способности устанавливать интерсубъективно значимые связи и отношения между участниками коммуникации также поднимает не менее сложные вопросы, связанные со взаимной рефлексивностью «ожиданий» определенного поведения и возможностью принятия роли Другого, коммуникативной координацией действий, основанных на интерсубъективно признанных нормах. В этом аспекте исследование интерактивной компетенции предполагает рассмотрение процессов онтогенетического формирования личностной идентичности, моральной автономии, интернализации социальных ролей в определенном символически структурированном жизненном контексте. Проблема личного тождества, особенно актуальная в современных условиях, когда происходит отчуждение индивидов не только от социума, но и от собственного «Я», предполагает сочетание системного «объясняющего» и «понимающего» подходов, выяснение социальных факторов нарушения самотождественности и автономии личности, блокирующих взаимопонимание коммуницирующих субъектов.

Таким образом можно предположить в качестве одного из основных направлений будущих исследований в области языковой коммуникации дальнейшую проблематизацию до-теоретического знания, разделяемого самим ученым и «наивными» акторами. Объяснение приобретения ими когнитивных, социоморальных, интерактивных способностей существенно расширяет проблемное поле и методологическую основу философской рефлексии, касающейся предпосылок и условий интерсубъективности понимания в процессе языковой коммуникации, открывая вместе с тем перспективу широкого сотрудничества с социогуманитарными дисциплинами и стимулируя возникновение новых нестандартных подходов.

Для современных концепций коммуникации характерна не только ориентация на интеграцию различных способов обоснования, возникающих в различных областях позитивного знания, но также тенденция «размывания» границ, традиционно устанавливаемых между аналитическим, феноменологическим и герменевтическим подходами, что позволяет предположить дальнейшее развитие междисциплинарных исследований и необходимость разработки стратегии, ассимилирующей имеющийся потенциал различных философских направлений и социогуманитарных наук.

Плюрализация подходов, открытость и готовность к диалогу с различными философскими школами и направлениями гуманитарной культуры открывают перспективу компаративистской исследовательской стратегии, учитывающей полифоничность смысловой интерпретации существующих теорий и концепций, необходимость их методологического сравнения и взаимопроникновения. Компаративистский подход в этом аспекте вероятно получит дальнейшее развитие в качестве одной из составляющих методологической базы исследования языковой коммуникации, поскольку он позволяет не только подвергнуть критическому анализу и сравнению традиционные, сложившиеся формы рефлексии, но также актуализировать новое видение рассматриваемой проблемы.

Современные концепции коммуникации утрачивают свой спекулятивный характер и в том отношении, что акцентируют общеметодологические вопросы научного познания, связанные с осмыслением роли коммуникативных структур и языковых средств в достижении интерсубъективности обоснования научных положений и гипотез, что позволяет переосмыслить предпосылки самого познавательного процесса, глубже понять его историю и перспективы развития.

Одной из тенденций исследования языковой коммуникации является отказ от классической субстанциональной рациональности и обращенность ее к процедурным аспектам, связанным с дискурсивным обоснованием притязаний на значимость в области научного познания, морали, права, политики и других сферах общественной практики. В современных условиях происходит своеобразная прагматизация теории коммуникации, которая все больше опосредуется рефлексией относительно жизненно важных вопросов, связанных прежде всего с ненасильственным решением глобальных проблем, стоящих перед человечеством, необходимостью легитимации мирового и общественного порядка, институциональной сферы во всем ее многообразии, все глубже проникая в политическую, экономическую, этическую и юридическую области практической деятельности.

Таким образом можно предположить, что дальнейшие исследования языковой коммуникации останется одним из приоритетных направлений современной философии и будет характеризоваться взаимодействием различных подходов и разнообразием применяемых стратегий и методов.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Чубукова, Елена Ивановна, 2004 год

1. Abel Т. The Operation Called Vestehen // American Journal of Sociology. № 54, 1968.

2. Apel K.-O. Das Problem der Philosophischen Letztbegrundung im Lichte einer transzendentalen Sprachpragmatik // Sprache and Erkenntnis. Innsbruck, 1976.

3. Apel K.-O. Rationalitatskrierien und Rationalitatstypen // Pragmatische Rationalitatstheorien.- Hrsg. Axel Wustehube. Wurzburg: Koningshausen und Neumann, 1995.

4. Apel K.-O. Analytic philosophy of language and the Geisteswissenschaften / Trans, from the German by H.Holstelilie.- Dordrecht, Reidel, 1967.

5. Apel K.-O. Dialog als Methode. -Gottingen: Ruprecht, 1972.

6. Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung: Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.

7. Apel K.-O. The transcendental conception of language communication and the idea of a first philosophy // History of linguistic thought and contemporary linguistics. -Berlin-N.Y., 1978.

8. Apel K.-O. Towards a transformation of philosophy.-London-Boston, 1980.

9. Aristotele's theory of language and its traditions. -Amsterdam Philadelphia: Benjamins, 1984.

10. Austin J. A. A Critique of ordinary language philosophy. -The Harvester Press, 1977.

11. Bach K., Harnish R. Linguistic communication and speech acts.- Cambridge Mass, London; Mit press, 1980.

12. Baker G., Hacker P. Wittgenstein: Understanding and Meaning. Vol.1-University of Chicago Press, 1980. ; Wittgenstein: Rules Grammar and Necessity. Vol.2 -Oxford: Blackwell, 1985.

13. Baker G., Hacker P. Language, sense and nonsense. -Oxford, 1984.

14. Baker G. Skepticism, rules and language. Oxford, 1984.

15. Bernstein R.T. Beyond objectivism and relativism. -, Oxford: Blackwell, 1983.

16. De Brosse Ch. Traite de la formation mecanique des langues et des principes physiques de Tetymologie. -Paris, 1801. Vol.1.

17. Le Chevalier de J. «Langage» // Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers / Eds. Diderot and d'Alembert. -Paris, 17511758, Vol.lX.

18. Chomsky N. Aspects of Theory of Syntax. -Cambridge, Mass: Mit. Press, 1964.

19. Chomsky N. Language and responsibility. -N.Y., 1979.

20. Chomsky N. Rules and representation. N.Y.: Colambia University Press, 1980.

21. Chomsky N. Cartesian linguistics. N.Y.- L.: Harper & Row, 1966.

22. Cicourel A. Method and Measurement in Sociology. -Clencoe, 1964.

23. Communication and Evolution Society. / Trans, and ed. By T. McCarthy.- Boston: Beacon Press, 1979.

24. Corner P. Twentieth- century German philosophy. -Oxford Univ. press, 2000.

25. D'Alembert J. Preliminary Discourse to the Encyclopedia of Diderot. -N.Y., 1963.

26. Davidson D. Inquires into truth and interpretation. -Oxford, 1984.

27. Derrida J. The principle of reason: the university in the eyes of its pupils // Dialectics. Vol.19, 1983.

28. Derrida J. Of an apocalyptic tone recently adopted in philosophy // Oxford Literary Review. Vol.6, 1984.

29. Derrida J. Margins of philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

30. Dialogue: an interdisciplinary approach. Amsterdam, 1985.

31. Diderot D. Lettre sur les sourds et muets // Euvres completes. Paris, 1875-1877. Vol 1

32. Diderot D. Pencees detachees sur la peinture // Euvres completes. Paris, Vol.Xl 1.

33. Diderot D. Lettres a Falconet // Euvres completes. -Paris, 1875-1877. Vol.XVlll.

34. Diderot D. Jacques le fataliste // Euvres completes. -Paris, Vol.Vl.

35. Freeman E., Sellars W. Basic issues in the Philosophy of Time, 1971.

36. Fodor J.A. The structure of language. Englewood Clifts, N.Y.: Prentice-Hall, 1965.

37. Gamm G. Eindimensionale Kommunikation: Vernuft und Rhetorik in Jurgen Habermas, Deutungder Moderne. Wuzburg: Koningschausen u.Neumann, 1987.

38. Gebelin C. Histoire naturelle de la parole. Paris, 1776.

39. Goodman N. Of Mind and other matters. London: Harvard univ. Press, 1984.

40. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. F.a.M.: Suhrkamp, 1992.

41. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Fr.a.M. : Suhrkamp, 1985.

42. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Fr.a.M. : Suhrkamp, 1968.

43. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus.-Fr.a.M. : Suhrkamp, 1973.

44. Habermas J. Technik und Wissenschaft als Ideologie.-Fr.a.M. : Suhrkamp, 1968.

45. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Bd. 1,2.- Fr.a.M.: Suhrkamp, 1981.

46. Habermas J. Theorie und Praxis 2. Aufl. Fr.a.M. : Suhrkamp, 1971.

47. Habermas J. Wahrheitstheorien // Wirklichkeit und Reflection / Hg. von Fahrenbach. Pfullingen: Neske, 1973.

48. Habermas J. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1971.

49. Habermas J. Zur Reconstruktion des Historischen Materialismus. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1976.

50. Habermas J. Faktizitat und Geltung: Beitrage zur Diskurstheorie des Rechts.- Fr.a.M.: Suhrkamp Verlag, 1992.

51. Habermas J. Moralenwicklung und Ich-Identitat // Ders. Zur Rekonstruction des Historischen Materialismus.-Fr.a.M.: Suhrkamp. 1976.

52. Habermas J. Die Moderne ein unvollendetes Projekt: Philosophisch- politische Aufsatze 1977-1990. -Leipzig: Reclam, 1990.

53. Habermas J. Erlauterungen zur Diskursethik. Faktizitat und Geltung. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1992.

54. Habermas J. Questions and counterquestions // Habermas and Modernity. Cambridge: Polity Press, 1985.

55. Habermas J. What is Universal Pragmatics // Communication and the Evolution of Society. -London: Heinemann, 1979.

56. Habermas J. A Review of Gadamer's Truth and Method // Understanding and Social Inquiry. Notre Dame, 1977.

57. Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie was leistet die Systemforschung ? - Fr.a.M., 1971.

58. Habermas and Modernity. Cambridge: Mit Press, 1985.

59. Hacher P. Insight and illusion: Themes in the philosophy of Wittgenstein. Oxford: Clarendon press, 1989.

60. Helvetius C. De l'esprit // Euvres completes, Paris, 1795. Vol.1.

61. Koch R. Metaphysical crisis and the postmodern condition // Intern.philos.quart. Bronx (N.Y.), 1999. Vol.39, № 2.

62. Kripke S.A. Wittgenstein on rules and private language. Cambridge, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.