Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Борисов, Руслан Викторович

  • Борисов, Руслан Викторович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 188
Борисов, Руслан Викторович. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Махачкала. 2007. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Борисов, Руслан Викторович

Введение.

Глава I. Язык и установки межэтнической толерантности в многонациональном обществе.

1.1. Язык. Культура. Национальный характер.

1.2. Проблема этничности в современной психологии.

1.3. Язык и установки межэтнической толерантности.

Глава И. Язык и этническая идентичность в поликультурном социуме.

2.1. Сущность понятия «идентичность».

2.2. Проблема этнической идентичности в научной литературе.

2.3. Язык и этническая идентичность.

Глава III. Эмпирическое исследование влияния языка на формирование установок межэтнической толерантности.

3.1. Концептуальная схема исследования.

3.2. Процедура и методический инструментарий исследования

3.3. Анализ результатов исследования межэтнической толерантности учащейся молодёжи с разным уровнем языковой компетентности

3.3.1. Результаты пилотажного исследования.

3.3.2. Результаты исследования языковой компетентности старшеклассников и студентов.

3.3.3. Исследование содержания этнической идентичности респондентов с разным уровнем языковой компетентности.

3.3.4. Исследование межэтнической толерантности респондентов с разным уровнем языковой компетентности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи»

Проблема безопасности извечно стояла перед человечеством как необходимое условие выживания и развития. Идеи обеспечения мира и безопасности, основанные на принципах взаимной терпимости, ненасилия, согласия, солидарности, дающие возможность выживать и развиваться в условиях социально-политической, экономической, культурной, расовой, этнической и религиозной неодинаковости людей в рамках той или иной общности никогда не покидали людей. В свою очередь язык, будучи одним из важнейших условий существования любой социальной общности, не может оказаться вне исследований феномена межэтнической толерантности. Язык отражает абсолютно все процессы, происходящие в обществе, отражает культуру и изменятся в связи с её развитием. Язык есть средство коммуникации, обслуживающее общество во всех сферах его деятельности. И самое главное, язык является одним из средств формирования поведенческой культуры в обществе.

Актуальность темы исследования обусловлена обострением внимания к проблемам формирования и поддержания межэтнической толерантности в поликультурных социумах вообще и в поликультурном социуме Республики Дагестан в частности. Как этого не хватает нам в стране, раздираемой межнациональными проблемами внутри и извне, где в XXI веке снова и снова встает «первобытная» проблема своих и чужих. В Дагестане, где сходятся западная и восточные цивилизации, славянская и арабская культуры, мусульманская и христианская религии проживает более 30 этносов, 9 из которых являются коренными (титульными). Таким образом, приоритетной становится задача становления и поддержания мира и согласия между этими народами, формирования установок на межэтническую толерантность. Каждый этнос любого поликультурного социума имеет свой родной язык. Однако общаться, строить позитивные межнациональные отношения в таком обществе возможно лишь через язык-посредник, язык межнационального общения. В Дагестане таким посредником выступает русский язык. Его роль в формировании межэтнической толерантности практически в любом многонациональном регионе России очевидна. Не является исключением и Дагестан.

Лингвоэтническая напряженность, нередко перерастающая в открытые столкновения и конфликты в различных точках нашей страны, поляризует чувства и массовые настроения людей, живущих в полиэтнической и поликультурной среде.

Несмотря на очевидную значимость языка в формировании межэтнической толерантности, лингвистический аспект исследований данной проблемы всё ещё недостаточно разработан в современной психологической науке. •

Какова же роль компетентности в этническом и «чужом» языке (языке межнационального общения) в формировании межэтнической толерантности? В какой степени владение этническим и «чужим» языком определяет установки толерантного сознания? Постановка этих вопросов определила проблемное поле настоящей диссертации, направленной на выявление роли языкового фактора в формировании установок межэтнической толерантности.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом выявлении роли языковой компетентности в формировании установок межэтнической толерантности.

В ходе исследования проверялась основная гипотеза: языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности является важным фактором формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи в поликультурном социуме. Так же были выдвинуты частные гипотезы:

1. Уровень компетентности в этническом и «чужом» языках влияет на становление и функционирование межэтнической толерантности учащейся молодёжи в поликультурном социуме Республики Дагестан.

2. Высокая компетентность в этническом и «чужом» языке (языке межнационального общения) способствует формированию бикультурной компетентности и позитивной этнической идентичности.

3. Высокая компетентность в языке межнационального общения способствует формированию позитивных установок межэтнической толерантности молодёжи.

Поставленные цели и гипотезы определили следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние исследований взаимосвязи этнической идентичности, межэтнической толерантности и языковой компетентности в отечественной и зарубежной социологии, философии, педагогике^ психологии и этнопсихолингвистике.

2. Разработать программу и процедуру эмпирического исследований взаимосвязи языковой компетентности и межэтнической толерантности учащейся молодёжи. t

3. Выявить роль языковой компетентности молодёжи в формировании толерантности в полиэтническом и поликультурном социуме.

4. Разработать рекомендации по формированию культуры межнационального общения, способствующей формированию установок межэтнической толерантности молодёжи в многонациональном регионе.

В качестве объекта исследования выступила языковая компетентность учащейся молодежи.

Предметом исследования является связь языковой компетентности, этнической идентичности и межэтнической толерантности.

Методологической основой диссертации послужили социально-психологические принципы анализа этнической идентичности и межэтнической толерантности, выработанные в отечественной и зарубежной науке (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева, С.К. Бондырева, Г.И. Кислова, З.И. Айгумова, Н.М. Лебедева, JI.H. Татарко, Г. Тешфел, Дж. Тернер и др.). В процессе анализа этнопсихологических аспектов взаимодействия языковой компетентности и межэтнической толерантности мы опирались на работы психологов, философов, этнографов, социологов, филологов: А.Г. Агаев, Е.М. Верещагин, JI.M. Дробижева, С.А. Арутюнов, С.М. Губогло, С.Г. Тер-Минасова, В.Ю. Хотинец и др.

В работе использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение; 2.Эмпирические методы: метод опроса (анкетирование, беседа), тестирование.

3. Математические методы: контент-анализ, корреляционный анализ. В ходе нашего исследования были использованы следующие X методики, направленные на диагностику этнической идентичности,* толерантного сознания и языковой компетентности:

1. анкета «Язык и этническая идентичность» (Г.И. Кислова, В. Hi Цатуров);

2. методика исследования языковой компетентности в русском язык§ (Р.В. Борисов - автор исследования);

3. «Этнопсихологический опросник» (JI.M. Дробижева, Г.В. Старовойтова, Г.У. Пименов);

4. опросник «Типы этнической идентичности» (С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова);

5. тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд);

6. «Тест руки Э. Вагнера» (модифицированный вариант Г.И. Кисловой, В.Н. Цатурова);

7. опросник «Толерантное сознание» (Л.Л. Супрунова)

Отметим, что первые две методики были разработаны специально для настоящего диссертационного исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что на теоретическом и эмпирическом уровне выявлены особенности языковой компетентности (координативное, субординативное и рецептивное двуязычие) как фактора формирования и поддержания межэтнической толерантности в поликультурном социуме, примером которого выступает Республика Дагестан. Раскрыто влияние языкового фактора на формирование установок межэтнической толерантности учащейся молодежи. Выявлена роль языковой компетентности в формировании этнической идентичности и в становлении межэтнической толерантности в поликультурном образовательном пространстве Дагестана.

Дагестан это уникальное геоисторическое явление, которое представляет собой некий феномен: это единственная социально-политическая общность в мире, где нет титульного этноса. Такая ситуация, несомненно, вносит свою специфику в межэтнические взаимодействия.

Практическая значимость исследования определяется тем, что знание и учёт социально-психологических закономерностей взаимодействия языка и межэтнической толерантности является одним из условий совершенствования языковой политики в поликультурных социумах, а так же оптимизации взаимоотношений представителей различных этнических общностей. Результаты исследования могут быть рекомендованы в учебно-воспитательной работе учителей школ, преподавателей вузов, социальных педагогов, психологов, социологов, политологов. Теоретический и эмпирический материалы данной диссертации могут быть использованы в процессе чтения курсов лекций по этнопедагогике, этнопсихологии и этнопсихолингвистике. На основе полученных данных может быть разработан тренинг этнической толерантности старшеклассников и студентов, включающий рекомендации по формированию культуры межнационального общения молодёжи в поликультурном социуме.

Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что в нём:

1. Обобщены и систематизированы основные подходы современных исследователей к проблеме взаимосвязи языковой компетентности и межэтнической толерантности.

2. Выделены основные проблемные аспекты, связанные с анализом процесса формирования межэтнической толерантности в поликультурном социуме Республики Дагестан.

3. Получены данные, касающиеся особенностей влияния языкового фактора на формирование позитивной этнической идентичности и межэтнической толерантности школьников и студентов многонационального Дагестана.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась использованием вышеописанных методологических и методических оснований, опорой на разработанные в психологии методы организации психологического исследования и обработки полученных данных, применением апробированного инструментария, соблюдением принципов и правил проведения опросов и репрезентативностью выборки. »

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Языковая компетентность (координативное, субординативное и рецептивное двуязычие) является важным фактором формирования установок межэтнической толерантности/интолерантности в полиэтнической среде. Уровень компетентности в этническом (родном) языке и в языке межнационального общения (русском языке) влияет на содержание и проявление позитивной этнической идентичности и, соответственно, межэтнической толерантности.

2. Позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к своей и «чужим» этническим общностям.

3. В поликультурном социуме Дагестана равновысокая компетентность в родном и в русском языке позволяет учащейся молодёжи общаться с представителями различных этнических групп, что способствует усвоению особенностей ментальное™ и культуры «своей» и «чужой» этнической общности и, как результат, формированию биэтнической идентичности. Старшеклассники и студенты, которых отличает бикультурная компетентность, языковая и этническая толерантность, имеют низкий уровень этноцентризма и этнофаворитизма.

4. Высокий уровень компетентности в родном языке и низкий в языке межнационального общения приводит к сужению поля общения до установления контактов только с представителями своей этнической группы. В конечном счёте, это приводит к формированию ярко выраженной моноэтнической идентичности, которая сопровождается высоким уровнем этноцентризма и этнофанатизма и низкой толерантностью к представителям других этнических групп.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на следующих научных конференциях: на V

Всероссийской научно-практической конференции «Поликультурная образовательная деятельность учреждений культуры и учебных заведений» (Махачкала 2004г); на Всероссийской научно-практической конференции', «Инновационные технологии в образовательном процессе вуза, в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования»; (Махачкала 2004г); на Международной научно-практической конференции «Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Северного Кавказа: проблемы, опыт, перспективы» (Махачкала 2005г); на Научно-практической конференции студентов и аспирантов Дагестанского госуниверситета по приоритетным направлениям науки и техники (Махачкала 2005г); на VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург 2005г); на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы современной практической психологии: Дагестан-Россия» (Махачкала 2007г); на Всероссийской научно-практической конференции «Образ Кавказа в современных СМИ» (Махачкала 2007г).

По материалам диссертационного исследования была написана научная работа, которая была представлена на Всероссийский Конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодых учёных «Меня оценят в XXI веке». Автор данного исследования стал победителем вышеназванного Конкурса, и был удостоен премии в рамках указа Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи».

По теме исследования опубликовано 14 печатных работ, в том числе 2 статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованные ВАК РФ.

Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры прикладной психологии Дагестанского государственного университета, кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального института, получила положительную оценку и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Борисов, Руслан Викторович

Итак, анализ теоретических данных и результатов эмпирического исследования влияния языка на формирование установок межэтнической толерантности учащейся молодёжи в поликультурном Дагестане позволил сделать следующие ВЫВОДЫ:

5. Проблема толерантности носит по истине междисциплинарный характер, изучением данного концепта занимаются такие области знания как социология, политология, философия, юриспруденция, психология, педагогика. Только интегрированный подход всех вышеназванных наук к изучению данной проблемы поможет раскрыть и понять сущность феномена толерантности.

6. Нормы речевого взаимодействия опираются на национально-культурную традицию и реализуются через культурные стереотипы.

7. Русская культура, культуры других этносов, населяющих Дагестан, выступают важным фактором их идейной и духовной консолидации.

8. Этническая идентичность является ядром национального самосознания этносов в поликультурном социуме.

9. Поликультурная среда способствует формированию позитивной этнической идентичности молодёжи.

Ю.Позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к своей и чужим этническим группам и является важнейшей базой для формирования установок толерантного сознания молодёжи. Это некий залог толерантности, столь необходимый в любом поликультурном обществе, а в рамках реалий Северного Кавказа в целом - и Дагестана в частности - является, без преувеличений, жизненно важным принципом. Именно поэтому в нашем исследовании мы изучали межэтническую толерантность через призму этнической идентичности.

11.Особая функция в формировании установок межэтнической толерантности принадлежит языку как фактору, способствующему межнациональному согласию.

12.Уровень компетентности в этническом (родном) языке и в языке межнационального общения (русском языке) влияет на формирование и проявление межэтнической толерантности в дагестанском обществе, что подтверждается результатами проведённого нами корреляционного анализа.

13.Высокий уровень компетентности в родном языке и низкий в языке межнационального общения приводит к сужению поля общения до установления контактов только с представителями своей этнической группы. В конечном счёте, это приводит к формированию ярко выраженной моноэтнической идентичности, которая сопровождается высоким уровнем этноцентризма и этнофанатизма и низкой толерантностью к представителям других этнических групп.

14. В поликультурном социуме Дагестана равновысокая компетентность в родном и в русском языке позволяет учащейся молодёжи общаться с представителями различных этнических групп, что способствует усвоению особенностей ментальное™ и культуры «своей» и «чужой» этнической общности и, как результат, формированию биэтнической идентичности. Старшеклассники и студенты, продемонстрировавшие в исследовании бикультурную компетентность, языковую и этническую толерантность, имеют низкий уровень этноцентризма и этнофаворитизма.

15. Двуязычие в Дагестане является важнейшим условием поддержания бесконфликтных межэтнических отношений и потенциальной готовности этносов усваивать достижения других этнических общностей.

16. Высокий уровень компетентности в языке межнационального общения - в русском языке - способствует формированию установок межэтнической толерантности в Дагестане. Респонденты, у которых русский язык является доминантным, в ходе исследования проявили наивысший показатель межэтнической толерантности. Таким образом, язык межнационального общения - русский язык, являющийся для большинства наших респондентов неродным языком, является важным фактором формирования установок межэтнической толерантности старшеклассников и студентов в поликультурном социуме Республики Дагестан.

Результаты диссертационного исследования позволяют предложить ряд рекомендаций по оптимизации процесса формирования установок межэтнической толерантности как фактора, способствующего обеспечению мира и согласия в Дагестане:

1. Мир и согласие начинаются прежде всего с взаимопонимания духовной культуры того или иного этноса. На наш взгляд, было бы целесообразным открытие общедагестанского культурного центра как хранителя и распространителя богатейшей культуры народов, населяющих Дагестан. Это способствовало бы «общению» культур, а через это общение - мирное межэтническое общение всех дагестанских народов.

2. Дагестан - уникальный геополитический центр с богатым опытом миротворчества. Это достигается через диалог культур. Таким образом, предлагаем как можно чаще проводить совместные акции деятелей культуры, искусства и науки, проводить междагестанские декады культуры и литературы, направленные на консолидацию дагестанского общества. На наш взгляд, это внесёт неоценимый вклад в дело сохранения и поддержания мира и согласия между народами Дагестана. Мы полагаем, что целесообразно было бы организовать ежегодную премию за большой вклад в формирование межэтнического согласия в республике.

3. Средствам массовой информации целесообразно было бы отойти от мифологемы, что Дагестан (и Кавказ в целом) изначально нестабилен и склонен к агрессии. Предлагаем СМИ не использовать изрядно мифологизированные образы «мусульманина-террориста» и «лица кавказской национальности».

4. В Дагестане проживает более 30 этносов. Является целесообразным предоставить и не ограничивать в реальной возможности следования своим традициям и обычаям для всех национальностей Дагестана. Так же необходим отказ от негативных стереотипов в процессе межэтнического восприятия.

5. Особое значение в Дагестане имеет феномен многоязычного общения. Выбор конкретного языка в качестве средства межнационального общения является показателем социокультуры личности. Поэтому необходимо воспитывать уважение к родным языкам и языку межнационального общения, признавая безусловное право всех народов на свободное использование родного языка в неформальном общении.

6. Выявлена важнейшая роль русского языка в процессе формирования установок межэтнической толерантности в Дагестане. Поэтому рекомендуем Министерству образования, как дагестанского, так и на федеральном уровне, повысить качество преподавания русского языка в учебных заведениях республики. Целесообразным представляется выделение большего количества академических часов на изучение русского языка. Также следует обратить внимание на качество его преподавания, особенно в сельских школах. Рекомендуем как можно чаще организовывать курсы повышения квалификации, в первую очередь, для учителей сельских школ. Проведение различных конкурсов, например, на лучшее стихотворение на русском языке на общедагестанском уровне способствовало бы изучению русского языка, формированию межэтнической толерантности и, таким образом, активной жизненной позиции гражданина России и патриотизма молодых людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило, что в новом тысячелетии, как результат осознания человечеством всех последствий войн и вооружённых конфликтов, принесших ему так много несчастий, возросло внимание мировой общественности, международных организаций, политического руководства Российской Федерации и её регионов к проблеме безопасности и важному фактору её обеспечения - межэтнической толерантности. Как этого не хватает нам в стране, раздираемой межнациональными проблемами внутри и извне, где в XXI в. снова и снова встает первобытная проблема своих и чужих.

В настоящем диссертационном исследовании проанализированы особенности формирования и функционирования установок межэтнической толерантности в зависимости от языковой компетентности. Было продемонстрировано и доказано влияние языкового фактора на формирование установок межэтнической толерантности. Роль языка в становлении и поддержании позитивных межнациональных отношений в российском обществе понимают многие учёные и политики. Вспомним ещё раз Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года, в котором значительная часть отдана раскрытию важности русского языка в процессе межэтнического взаимодействия - эту важность мы доказали и в нашем исследовании. В Послании Президента объявилось о создании в России Фонда русского языка, а 2007 год стал годом русского языка.

Таким образом, проведённое теоретическое и эмпирическое исследование подтвердило основную гипотезу нашего исследования, а так же гипотезы-следствия. Автор осознаёт, что предпринятая в настоящей диссертации попытка рассмотреть и отчасти пересмотреть некоторые вопросы многоаспектоной и безбрежно широкой проблемы межэтнической толерантности в поликультурном социуме может вызвать ряд критических и, возможно, взаимоисключающих оценок.

Выявленная в ходе нашего исследования разноуровневая компетентность в родном языке и в языке межнационального общения позволила нам выделить три группы респондентов:

• респонденты с координативным билингвизмом (равновысокая компетентность в обоих языках);

• респонденты с рецептивным билингвизмом (доминантный родной язык)

• респонденты с субординативным билингвизмом (доминантный русский язык).

Для респондентов всех трёх групп, независимо от уровня компетентности в родном языке, он является важной основой идентификации со своей этнической группой. Респонденты с доминантным русским языком испытывают равную долю толерантности и к русскому и к родному языку, что предотвращает формирование у них маргинальной этнической идентичности и балансировки между принципами толерантности/ интолерантности. Представители именно этой группы демонстрируют самый высокий показатель межэтнической толерантности в полиэтническом дагестанском обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Борисов, Руслан Викторович, 2007 год

1. Абдулатипов Р.Г. Интераниционализм и духовно-нравственное развитие народов Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1984.

2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Под. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.

3. Агаев А.Г. Национология. Махачкала, 1992.

4. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. М., 1990. - С. 12-38

5. Айгумова З.И. Этническое самосознание молодёжи в ситуации многополярного миропорядка. Монография. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. -176 с.

6. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996 -№3 - С. 13-23.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

8. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989.

9. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. -№ 1 - С. 131-143.

10. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. М.: Издательский дом «Грааль», 2002.

11. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

12. Арутюнов С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. Вып. 15 -М.: Наука, 1985.-С. 30-56.

13. Арутюнян С.М. Нация и её психический склад. Краснодар, 1966.

14. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР // Сов. Этнография. 1972. - № 3 - С. 3-19.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

16. Арухов З.С. Поиски этнической и религиозной идентичности в Дагестане // Религия и идентичность в России / Состав, и отв. ред. М.Т. Степаянц. М.: Восточная литература, 2003. - С. 255-275.

17. Асташов Н.А. Проблема воспитания толерантности в образовательных учреждениях // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений.-М., 2003.-С. 11-78.

18. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996.

19. Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. М.: Наука, 1973. - 247 с.

20. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. - С. 602-613.

21. Барышников Н.В. Проблемы этнической идентичности в межкультурной коммуникации // Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» 21-24 сентября 2004г. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С. 3-6.

22. Баклушинский С. А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. - Вып. VI. - М., 1998.

23. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993.

24. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психологический институт, 2000.

25. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004.

26. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия / Под ред. В.В. Петрова. Благовещенск, 1998.

27. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.

28. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. - 560 с.

29. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). М., 2003.

30. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.-412 с.

31. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.

32. Бромлей Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека // Вестник высшей школы. 1989. - №1 - С. 66-73.

33. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990.

34. Вертхейм С. Роль языка в формировании татарской идентичности // Религия и идентичность в России / Сост. и отв. ред. М.Т. Степаянц. М.: Восточная литература, 2003. - С. 255-275.

35. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения // Этническое обозрение. 1998. - № 4 - С. 30.

36. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. -Ростов н/Д., 1982.

37. Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: Дисс. канд. полит, наук. Ставрополь, 2003. - 204 с.

38. Гаджимурадова З.М. Особенности этнического самосознания молодёжи Дагестана: на материале аварской и кумыксой молодёжи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.

39. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала: Юпитер, 2002.

40. Гадкий привкус свободы: Почему мы не защищены от терроризма? // Московский комсомолец. 2002. 30 октября.

41. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально смешанных семей. По материалам этносоциологических исследований в г. Москве: Автореф. дисс. канд. ист. наук. -М., 1993.

42. Гасанов З.Г. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998.

43. Геллнер Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1992.

44. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.

45. Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO IN-TELLIGENTS // На пути к толерантному сознанию / Ред. Асмолов Л.Г. М., 2000. - С. 8.

46. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы (опыт, уроки и задачи этносоциологического изучения) // Расы и народы. Вып. 3. М.: Наука, 1979.-С. 9-31.

47. Губогло Н.М. Современные этноязыковые процессы в СССР. М.: Наука, 1984.-287 с.

48. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки.-М., 2003.-764с.

49. Гумилёв Л.М. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.

50. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 гг. / Под ред. проф. Бодуэна де Куртенэ М.: Прогресс-Универс, 1994. - Т.4.

51. Дейк Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация: Сборник работ. М.: Прогресс, 1989.

52. Денисова Г.С. Самоощущение русского населения в республиках Северного Кавказа: сравнительный анализ // Сборник научных трудов Северокавказского регионального отделения МНАБ. Вып. 1. Махачкала: Народы Дагестана, 2003. - С. 38-45.

53. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Изд-во Казахстан, 1971.-304 с.

54. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образвоание, 1999.

55. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. -№ 4 - С. 75-86.

56. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. -№5-С. 8-10.

57. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.

58. Дробижева JI.M. Этническое сознание и межэтнические установки: сложности взаимодействия в постсоветских условиях // в кн.: Социология межэтнических отношений. М., 2003. - С. 42-47.

59. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. -М., 1982.

60. Ибрагимов М.-Р.А. К вопросу о типологии этнических общностей Дагестана 19- начала 20 веков // Историческая этнография. Межвузовский сборник. Вып. 111.-Л., 1985.-С. 30-48.

61. Интеграция и многообразие: Общество должно предоставлять людям возможность жить и поступать согласно нормам своей веры // Независимая газета. 2002. 20 ноября.

62. Кавказцы бледнеют на глазах. Блондины в законе. Гости с Кавказа меняют масть // Московский комсомолец. 2002. 2 ноября.

63. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнациональных отношений в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2000.

64. Квот на курорты не хватает: С незаконной миграцией ставропольские власти борются решительнее кубанских соседей // Независимая газета. 2002. 14 октября.

65. Кислова Г.И. Поликультурное образование как фактор формирования этнического самосознания молодёжи // Поликультурное образование в Дагестане: реалии и перспективы. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. - С. 176191.

66. Коган М.Э. Язык в структуре национального самосознания // Этническое и языковое сознание. Материалы Всерос. научно-практической конференции. М.: Институт народов России, 1995. - С. 78-89.

67. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - № 2 - С. 79-92.

68. Козлов В.И. Проблематика «этничности // Этнографическое обозрение. 1995.-№4-С. 39-55.

69. Козлов В.И., Шепелев Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. 1973. - № 2 - С. 69-83.

70. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

71. Крысько В.Г., Соракуев A.M. Введение в этническую психологию. -М.: Институт практической психологии, 1996.

72. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения института этнографии им. Миклухо-Маклая. Т. 8.- 1949.-С. 3-35.

73. Лебедева Н.М., Татарко Л.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. Том 24. -2003. № 5 - С. 31-43.

74. Левкович В.П., Кузмицкайте А.Д. Формирование этнического самосознания подростка в семье // Психологический журнал. Том 13. 1992. - № 6 - С. 35-42.

75. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и практика. -М.: Наука, 1985.-С. 138-152.

76. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания // СЭ. 1973.

77. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 7 июля 1947 года в Ленинграде. Л., 1947. - С. 13.

78. Магомедханов М.М. К изучению этнического самосознания народов Дагестана вопросы общественного быта народов Дагестана в XXI веке. -Махачкала, 1987.

79. Магомедханов М.М. Языковые аспекты культурной идентичности // Вестник ДНЦ РАН. 2003. - № 14 - С. 75-83.

80. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

81. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000.

82. Макаров М. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

83. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.

84. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2004.

85. Мельникова А.Н. Язык и национальный характер. СПб.: Речь, 2003.

86. Мендяева А.Б. Этническая идентичность калмыков: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.

87. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

88. Микулич Т.Н. Этноязыковые процессы и система национального самосознания (на материале Беларуси): Автореф. дисс. канд. ист. наук. -М., 1993.

89. Михайленко В.И. Научить жить вместе! (Этнический сепаратизм на рубеже веков) // Толерантность в современной цивилизации: материалы международной конференции. Екатеринбург, 2001. - С. 20.

90. Молденгауер Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2001.

91. Мусульманки просят не путать религию с модой: Татарские женщины ждут извинений от Президента Путина // Независимая газета. 2002. 9 октября.

92. Муталимов А.Э. Становление и развитие этнического самосознания в условиях полиэтнической общности (на материалах Северного Кавказа -Дагестан и Поволжья Саратовская область): Автореф. дисс. канд. философ, наук. - Саратов, 1995. - 14 с.

93. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социально-психологический анализ). М.: Луч, 1992. - 140 с.

94. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее II Психологический журнал. Том 15. 1994. -№3.

95. Мухина B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. 2001. № 4 - С. 120.

96. На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000.

97. Налчалджян А.А. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2004.

98. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997.

99. Науменко Л.И. Язык и представления белорусов о значении этнической принадлежности // III Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 1999. - С. 356.

100. Национальное сознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов // Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 131.

101. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687 с.

102. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1972.

103. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999.

104. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока.-М., 1985.

105. Панова Е.А. Иноэтннчный ученик в Петербургской школе: социолингвистический аспект: Автореферат дисс. канд. филолог, наук. -СПб., 2007.-23 с.

106. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: Большая медведица, Элиста: Калмыцкий госуниверситет, 2004.

107. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002.

108. Пришло время проявлять терпимость: СМИ и вызов расизма // Освещение проблем этнических меньшинств: Пособие для журналистов. Обучающее, информационное, справочное. Брюссель; Нью-Йорк; Москва, 1997.

109. Прутьюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Этносоциология. М., 1998.

110. Психологический словарь. М., 1990.

111. Психология личности: Психолого-педагогические основы толерантности: Учеб. пособие / JI.B. Меньшикова, О.С. Шемелина, JI.B. Кавун, JI.A. Аксенова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004.

112. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М.: ИП РАН, 2001.

113. Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1994.

114. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

115. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. - 365 с.

116. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. - 365 с.

117. Сигуан М, Макки У. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.

118. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.: Изд-во Михайлова А.А., 1999.

119. Словарь по этике // Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989.

120. Словарь иностранных слов: В 2 т. Т. 1: A-JI. М.: Терра - Книжный клуб, 2002.-432с.: ил.

121. Словарь иностранных слов: В 2 т. Т. 2: М-Я. М.: Терра - Книжный клуб, 2002.-416с.: ил.

122. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознание у детей и юношества // Советская этнография. 1982. - № 1 - С. 80-88.

123. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. Изд. 4-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1987.

124. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости. М.: Мысль, 1998.

125. Сорокин Ю.А. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. -190 с.

126. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. JI.M. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. - 222 с.

127. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный руководитель. 2002. - № 2.

128. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2004.

129. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.

130. Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2004.

131. Талалуева Т.А. Особенности самосознания и межэтнических отношений детей в период образования нового государства: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1997.

132. Терехова Н.В., Вердиева Н.Ф. Выражение характера человека в русском языке. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. - 138 с.

133. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. - 264 с.

134. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. Доклад на заседании Президиума Российской академии наук, 23 февраля 1993 года. -М., 1993.

135. Тишков В.А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. -М., 1997.

136. Тумалев В.В. Учительство как фактор национальной безопасности России XXI века (Размышления социолога о месте учительства в обществе) // Монологи об учителе: Монография / науч. ред. В.Ю. Крический; Сост. Е.В. Люликова. СПб.: СПбАППО, 2003 - С. 51.

137. Уверенно движется в составе Российской Федерации суверенный Башкортостан: По пути прогресса и процветания // Известия. 2003. 26 ноября.

138. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Дисс. канд. психол. наук. М.: 1995. - 175с.

139. Файзулин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. -1997. № 8 - С. 40-47.

140. Фесенко Т.А. Языковое сознание в интраэтнической среде. Учебное пособие к спецкурсу. Тамбов: Изд-во Тамбовского госуниверситета, 1999.

141. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840с.

142. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.

143. Фрумкина P.M. Психолингвистика. М.: Академия, 2003.

144. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

145. Харре Р. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал. 1996-Т. 17.-№2.

146. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. 1998. - № 3 - С. 31-43.

147. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

148. Четко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994.-№ 6-С. 35-48.

149. Шакурова Г.Р. Этническая идентичность современных Башкир. Дисс. канд. полит, наук. М., 2005

150. Шахбанова М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1999.

151. Широкорогов С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.

152. Шкляр JI.E. Культура. Личность: философско-методологические исследования. Киев: Наукова Думка, 1992.

153. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996а.

154. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 19966.

155. Этническое самосознание (принципы исследования) // Отв. ред. В.В. Володин. Саратов: Изд-во Приволжского фил. рос. учебн. центра, 1996.

156. Этнокультурная специфика языкового сознания // Отв. ред. Н.В. Уфимцев. М.: ИЯ РАН, 2000.

157. Этнос. Идентичность. Образование // Под ред. B.C. Собкина. М., 1998.

158. Aboud F.E. The Development of Ethnic Self-identification and Attitudes // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development / Ed. by J.S. Prinney, M.J. Rotheram. Newbuiy park: Sage, 1987. P. 32-55.

159. Abrams D. Process of Social Identification // Social psychology of identity and self-concept / Ed. by G.M. Breakwell. London: Surrey University Press, 1992.-P. 57-99.

160. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. L.-N.Y., 1983.

161. BBC English Dictionary. London: Harper Collins Publishers, 1992.

162. Bourdieu P. Espace Social et Genese Classes. Actes de la Recherche en Science Social. Paris, 1984. -№ 52-53 - P.6.

163. Cambridge International Dictionary of English. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

164. Collins COBUILD English Dictionary. London: Harper Collins Publishers, 1995.

165. Dictionary of English Language and Culture. London: Longman Group Ltd., 1993.

166. Erikson E. Childhood and Society. NY, 1950.

167. Erikson E. Memorandum on Identity and NegroYyouth / A way of Looking at Things. Selected Papers / Ed. by Stephen Schlein. NY, 1995.

168. Hall S. The Question of Cultural Identity / J.V. Deth, E. Scarbrough. The impact of values. Oxford: Oxford University Press, 1995. - P. 119-125.

169. Hall S. Who Needs Identity? / Questions of natural identity. London, 1996. -P. 2-4.

170. Hogg M.F., Abrams D. Social Identifications: A Social Psychology of Intergroup Relations and Group Processes. London, 1988.

171. Le Petit Larousse. Paris, 1999.

172. Liebkind K. Ethnic Identity Challenging the Boundaries of Social Psychology // Children's Ethnic Socialization: Pluralism and Development / Ed. by J.S. Prinney, M.J. Rotheram. Newbury park: Sage, 1987. - P. 147-185.

173. McKay D. American Politics and Society. Oxford: Martin Robertson, 1983.

174. Sachder I., Bourhis R.Y. Language and Social Identification // Social Identity Theory: Constructive and Critical Advances / Ed. by D. Abrams, M.A. Hogg. N-Y: Harvester Wheatsheaf, 1990. - P. 211-229.

175. The Concise Oxford Dictionary: Oxford: Oxford University Press, 1964.

176. Turner J.C. A Self-categorization Theory // Rediscovering of Social Group: A Self-categorization Theory. Oxford, 1987. - P. 42-67.

177. Ullah P. Second Generation of Irish Youth: Identity and Ethnicity // New Community. 1985. - Vol. 12 - P. 310-320.

178. Ullah P. Self-identification and Psychological Group Formation in the Minority // British J. of Social Psychology. 1987. - Vol. 3 - P. 17-23.

179. Van den Berghe P.L. A Sociological Perspective // Ethnic and Racial Studies.- 1978.-Vol. l.-№4.

180. Williams B. Toleration: An Impossible Virtue? // Toleration: An Elusive Virtue / Ed. by D. Heyd. Princeton University Press, 1996. P. 18-27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.