Закон: проблема взаимосвязи онтологического и гносеологического аспектов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Предеина, Мария Юрьевна

  • Предеина, Мария Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 216
Предеина, Мария Юрьевна. Закон: проблема взаимосвязи онтологического и гносеологического аспектов: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Челябинск. 2012. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Предеина, Мария Юрьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Закон как элемент природного, социального и идеального бытия

1.1. Понятие и виды бытия

1.2. Объективные законы в контексте онтологических моделей природного бытия

1.3. Объективные законы в контексте онтологических моделей социального бытия

1.4. Проблема объективности законов в контексте онтологических моделей идеального бытия

Глава 2. Законы науки, их онтологический статус и функции

2.1. Понятие закона науки и способов его выражения

2.2. Законы естественных наук: особенности и функции

2.3. Особенности и функции законов социогуманитарных наук

2.4. Особенности и функции законов наук о мышлении и познании

Глава 3 Взаимосвязь законов науки и законов природного, социального и

идеального бытия

3.1. Закон науки как репрезентант закона бытия

3.2. Критерии оценки адекватности законов естественных наук законам природного бытия

3.3. Критерии оценки адекватности законов социогуманитарных наук законам социального бытия

3.4. Проблема критериев адекватности законов мышления и познания «реальному» бытию идеального

Заключение

Библиография:

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Закон: проблема взаимосвязи онтологического и гносеологического аспектов»

Введение

Актуальность темы исследования. Трактовка развития как универсального процесса, связывающего воедино различные известные уровни бытия, предполагает разработку онтологической модели на основе общих принципов (субстанциальности, системности, закономерности). Сочетание универсальных характеристик субстанциальности, системности, закономерности в развитии необходимо связано с учетом специфики уровней бытия, которые являются стадиями процесса развития. Способ такого соединения универсального и специфичного в процессе развития осмысливается неодинаково представителями различных философских школ и направлений, что делает эту проблему дискуссионной. Наиболее актуальным элементом данной дискуссии является вопрос о месте законов в онтологических моделях бытия: закон - универсальный принцип бытия, определяющий связанность уровней бытия в процессе развития (материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика), закон -способ упорядочивания субъектом своего опыта, но не принцип бытия (кантианство, позитивизм), закон - правило игры прошлых эпох (постмодернизм). При этом значение данной дискуссии не ограничено теоретической сферой: от признания существования законов бытия зависит способ ориентации человека в мире.

Степень научной разработанности проблемы. Разработкой

философской проблематики законов науки и законов бытия занимались

многие выдающиеся мыслители, начиная с античности: закон - логос бытия

(Гераклит), абсолютная необходимость (Демокрит), вечная и неизменная

форма (Аристотель). Утверждение видения бытия как системного единства

развивающегося многообразия обусловило осмысление закона в контексте

процесса развития. Место законов в развитии от природного бытия к

социальному и идеальному бытию в общем виде рассматривалось Ф.

3

Энгельсом. Характеристику закона как становящегося отношения логических категорий идеального бытия, чуждого природе, социуму и индивидуальному сознанию человека предпринял Г. В. Ф. Гегель. Закон как отношение «организмов», становящееся по мере реализации «избирательной активности», рассматривал А. Н. Уайтхед. Определение закона как вечной и неизменной идеальной сущности принадлежит Н. Гартману.

Вынос законов за пределы повседневного присутствия человека в мире предпринимает М. Хайдеггер. Определение закона как способа связи чувственных данных на основе привычки давал Д. Юм, как способа связи на основе логических схем, признаваемых, как правило, априорными, давали И. Кант и Э. Кассирер. Вариант конвенциалистской трактовки всеобщности и необходимости законов принадлежит К. Попперу. Индуктивистскую трактовку законов науки разрабатывали Б. Рассел и Р. Карнап, дедуктивистскую - Э. Кассирер и К. Поппер. Критикой названных подходов занимался П. Фейерабенд.

Рассмотрение закона в контексте философского осмысления результатов современных физических и химических исследований предпринимали естествоиспытатели В. Гейзенберг, Р. Фейнман, И. Пригожин. Исследование закона в контексте установления соотношения необходимости и случайности, в том числе с учетом результатов исследований микромира, нашло выражение в статьях Д. И. Блохинцева, Ю. В. Сачкова, Г. И. Рузавина, Н. В. Пилипенко, А. С. Кравца, Г. Герца и др. Значение результатов исследований биологических наук для разработки представления о законах живой природы было рассмотрено в работе Т. Юнкера и У. Хоссфельда.

Характеристика специфики социального бытия в контексте обоснования существования законов социума предпринималась К. Марксом, Э. Дюркгеймом, Ф. Фукуямой, К. Г. Гемпелем, а в контексте обоснования отрицания названных законов - Г. Риккертом, В. Виндельбандом, В. Дильтеем, Х.-Г. Гадамером, Ж. Бодрийаром, Ж.-Ф. Лиотаром и др.

Особенности законов идеального бытия (законов мышления) в контексте обоснования их становления в процессе познавательно-практической деятельности исследовались Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Э. В. Ильенковым. Поиском причин упорядоченности опыта субъекта, лежащих вне познавательно-практического освоения мира, занимались И. Кант, Э. Кассирер (посредством введения понятия «априорной логической схемы»), Д. Юм (посредством введения понятия «привычки»), К. Поппер (наличие врожденных ожиданий регулярностей).

Исследование приведенных работ показывает наличие различных подходов как к существованию законов, так и к определению их характера, что обусловливает необходимость дальнейших исследований в частности в аспекте соотношения законов науки и законов бытия.

Объектом исследования является закон в онтологическом и гносеологическом аспектах.

Предметом исследования является онтологический статус объективных законов и их выражение в законах науки.

Целью исследования является установление взаимосвязи онтологического и гносеологического анализа закона.

Реализация данной цели обусловила постановку следующих задач:

1. Сравнительный анализ онтологических моделей природного, социального и идеального бытия.

2. Определение места объективных законов в моделях бытия.

3. Анализ понятия закона науки.

4. Сравнительный анализ законов естественных, социальных наук и наук о мышлении.

5. Исследование критериев оценки адекватности законов науки законам бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования. В работе были

использованы методы диалектики при исследовании взаимосвязи

онтологического и гносеологического аспектов закона; структурно-

5

функциональный метод при определении влияния онтологических воззрений на выбор методов познания, интерпретацию методов и оценку результатов, а также при определении влияния гносеологических представлений на характер онтологической модели бытия; метод классификации при выявлении различных подходов к разработке онтологических и гносеологических воззрений; метод сравнительного анализа при рассмотрении различных онтологических моделей (природного, социального, идеального) бытия; метод восхождения от абстрактного к конкретному при осуществлении движения от установления особенностей закона как такового к установлению особенностей законов конкретных уровней бытия; генетический метод при исследовании возникновения и развития рассматриваемых подходов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлено влияние гносеологических концепций (решение вопроса о познаваемости бытия, установление способа познания бытия, трактовка рациональности, определение познавательных способностей субъекта и др.) на построение моделей бытия.

2. Обосновано определяющее значение трактовки закона для построения моделей бытия.

3. Показан исторический характер законов бытия как становящихся связей и отношений уровней бытия.

4. Разработана классификация онтологических моделей бытия, опирающаяся на онтологические и гносеологические представления.

5. Изучены варианты обоснования всеобщности и необходимости законов науки.

6. Выявлена сопряженность в законах науки видения бытия и принципов его исследования.

7. Обоснована плодотворность рассмотрения законов науки в ценностно-познавательном, мировоззренческом контексте.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. Особенности исследования бытия обусловлены выбором стратегии философствования, задающей способ учета познающего субъекта при построении модели бытия.

2. Связанность уровней бытия в общем процессе развития определяется, в частности, историческим характером законов, сочетанием универсальных принципов (субстанция, система, закон) со специфическими формами их проявления на разных уровнях бытия.

3. Гносеологическое определение закона задает видение научного закона как строго универсального высказывания, выражающего необходимые регулярности, присущие объективному миру, внутреннюю природу вещей.

4. Научный закон нацелен на систематизацию, упорядочение и упрощение исследуемой области бытия на основе конструирования особого мира идеализированных объектов, в формировании которого участвуют научно-теоретические, философские, эстетические, социально-культурные представления.

5. Различные варианты онтологических и гносеологических трактовок закона подлежат оценке в логическом (научном), эстетическом и этическом аспектах при преимущественном значении логических (научных) критериев непротиворечивости, согласованности с результатами научных исследований, возможности постановки новых задач познания.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что:

• доказаны теоретические положения об историческом характере законов бытия и историческом характере выражения законов бытия в законах науки, методологический принцип единства онтологического и гносеологического подхода к изучению проблемы закона;

• изложено обоснование рассмотрения закона науки в качестве репрезентанта закона бытия;

• раскрыты причины неоднозначности оценок онтологических и гносеологических воззрений, определяющих трактовку существования объективных законов и возможности их познания, факторы, обусловливающие исторически приближенное выражение законов бытия в законах науки;

• изучена взаимосвязь онтологических и гносеологических характеристик закона с мировоззренческими представлениями в целом, в том числе сочетание логических (научных), эстетических и этических критериев оценки в условиях возможности различных интерпретаций научных результатов, недостаточности этих результатов для целостного осмысления мира и процесса познания.

Практическая значимость полученных соискателем результатов исследования подтверждается тем, что:

• разработаны положения, имеющие значение в процессе преподавания учебных курсов философии, философии науки, гносеологии в высших учебных заведениях естественнонаучного и гуманитарного профиля, а также при чтении спецкурсов по философским проблемам профильных дисциплин;

• определены перспективы использования принципов разработанной концепции закона науки при разрешении методологических противоречий в процессе познания;

• создана модель познания и оценки законов науки, сочетающая универсальные принципы со спецификой исследуемых областей бытия;

• представлены рекомендации по оценке используемых в процессе познания логических методов и получаемых с их помощью результатов.

Апробация работы. Основные положения настоящего

диссертационного исследования докладывались и обсуждались на второй

региональной научной конференции «Смыслы, ценности, нормы в бытии

8

человека, общества, государства» (Челябинск, 2010), всероссийской заочной научно-практической конференции «Экономика российских регионов: проблемы и перспективы инновационного развития» (Челябинск, 2010), научном семинаре «Буква и дух закона» (Челябинск, 2011), всероссийской научной конференции «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (Челябинск, 2011), шестой очно-заочной международной научно-практической конференции «Дискурсология: методология, теория, практика» (Челябинск, 2012), а также на аспирантских семинарах Челябинского государственного университета.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, содержащие двенадцать параграфов, заключение и библиографию (содержит 118 наименований). Содержание работы изложено на 216 страницах.

Глава 1. Закон как элемент природного, социального и идеального бытия

1.1. Понятие и виды бытия

При решении вопроса о том, что есть бытие, следует учитывать две философские концепции, два философских воззрения. Согласно одному из воззрений бытие трактуется в смысле существования некоторого первоначала («элементарной» ячейки) мира. Второе из этих воззрений определяет бытие как «все существующее». На исторически начальном этапе философствования в первом случае проблема бытия рассматривается в увязке с категориями становления (переход в иное) и развития. Искомое первоначало определяется в качестве вечного и неизменного элемента мира, свойства которого обусловливают становление преходящего мира. Признание преходящего характера мира, с одной стороны, означает противопоставление мира вечному и неизменному бытию, а с другой стороны, показывает зависимость мира от бытия первоосновы, наличие которого позволяет исключить абсолютный хаос становления. Согласно второй концепции бытие охватывает все существующее. Эта предельно широкая трактовка бытия снимает противопоставление бытия и мира посредством наделения бытия способностью к становлению, переходу в иное и к развитию в смысле перехода к сложно организованным объектам качественно различных уровней, что придает особую значимость вопросу о системном характере бытия и природе развития. Иными словами, допускается установление уровней бытия, их взаимосвязи как в процессе генезиса, так и в каждый данный момент.

В истории философствования понимание бытия как вечного и неизменного представлено Парменидом. Последний, характеризуя бытие,

отмечал: «много примет у него: оно нерожденно, несмертно, цельно, единородно, недвижно, полнопредельно, не было и не будет, но есть, но ныне, но вкупе, слитно, едино» [69, С. 271]. Согласно воззрению Парменида есть только вечное и неизменное бытие. То, что только бытие есть, обосновывается ссылкой на тезис, согласно которому мыслить и быть - одно и то же. Данный парменидовский тезис, по нашему мнению, не означает, что бытие есть мысль, не означает утверждение идеального характера бытия. Скорее, в данном случае подчеркнута природа происхождения мысли: «Мысль и цель этой мысли - одно: ведь ты не приищешь мысли без бытности той, которая в ней изречется» [69, С. 271]. Мысль выражает бытие, она не существует без бытия. Само же бытие имеет вещественный характер, на что указывает характеристика бытия как тела формы круглого шара [См. 69, С. 272]. Устанавливая связь вещественного бытия и мысли, Парменид признает существование того и другого, но, характеризуя бытие как слитное, единое, лишается основания предполагать наличие различных качественно своеобразных уровней бытия. Более того, если бытие, как оно есть, существует извечно и ему не свойственно ни возникновение нового, ни отмирание старого, то в системе Парменида нельзя объяснить не только наблюдаемые изменения мира, но и возникновение самих мыслей. В результате концепция бытия Парменида как вечного и изначального вещественного начала мира, которое неподвижно, нерасчлененно, порождает противоречия, не разрешимые в рамках парменидовского воззрения. Преодоление этих противоречий может лежать либо на путях отказа от идеи неподвижного бытия, либо на путях отказа от идеи единства бытия и введения многих вечных, неизменных, но не однородных начал.

К элейской школе восходит, таким образом, идея противопоставления

бытия и изменчивого, чувственно воспринимаемого мира как того, что есть,

тому, что не есть. Данное противопоставление открывало путь к трактовке

мира в качестве иллюзорного. Путем размышления чувственная иллюзия

преодолевалась и формировалось понимание бытия, скрывающегося за его

11

чувственной завесой. В ходе дальнейшей эволюции философствования многообразие и изменчивость мира стали относиться не к иллюзии, но к факторам «несовершенства мира». В результате сочетание представлений о вечности, неизменности бытия и о преходящем, изменчивом характере мира переводит их противопоставленность в строго онтологическую плоскость. Вечные, неизменные, но множественные начала кладутся в основу такого мира, качественное многообразие которого объясняется различным сочетанием, спецификой проявления свойств этих начал. Появляется новая пара категорий, выражающих отношение начала и мира, - категории «сущность» и «явление». Сущность представляет (в смысле репрезентации) начала, которые остаются неизменными, а явление мира трактуется как проявление сущности [См. 1, С. 71]. Мир, образованный различными проявлениями начал, не ничто, но он уступает бытию как преходящий, изменчивый.

Общее понимание категорий «бытие» и «мир» в историческом

процессе философствования конкретизируется, как известно,

распространением признаков бытия, как на материальные, так и на

идеальные начала. Введение идеальных начал открыло дискуссию о способе

бытия идеального, которая направлена на решение вопроса: является ли

бытие идеального неразрывно связанным с сознанием человека или оно

существует и независимо от индивидуального сознания, самостоятельно.

Идея идеального как начала неизбежно ведет к признанию его

самостоятельности. Наиболее четко это утверждается в философии Платона.

Концепция идеального как начала ведет не только к практическим (как

проверить его существование?), но и к логическим трудностям. Данные

трудности Аристотель демонстрировал проблемой определения числа идей-

образцов, существующих для вещи в платоновском мире гиперурании.

Например, сколько идей существует для конкретного человека: идея

человека вообще, идея двуногого существа, идея сидящего человека и т.п.

[См. 1, С. 87-88]. Идеи полагаются Платоном неизменными. В

12

действительности содержание идей может изменяться. Таковы некоторые тупики концепции идеального первоначала мира.

Принятие материальных начал позволило философам умозрительно решать вопрос о качественной определенности начал, необходимых для образования вещей. Современное научное изучение материальных начал, названных в свое время атомами, не только подрывает древние представления об атомах как о неделимых и неизменных частицах, но и вызывают сомнение относительно возможности наделения частиц материи свойствами, соответствующими старым воззрениям на атомы. В результате появляется предпосылка для отказа от поиска неизменных, всегда равных самим себе начал, а, следовательно, и для пересмотра онтологического статуса изменчивости.

Если «начала» не неизменны, то снимается противопоставление неизменного бытия и изменчивого, становящегося мира. Бытие расширяется до мира в целом и наделяется способностью к изменению и развитию. Теряет смысл абсолютное противопоставление бытия и становления. Единство бытия (= сохраняющегося) в его изменчивости - это не прежняя цельность Парменида. Бытие предстает как развивающееся единство взаимосвязанного многообразия. Расширение бытия до мира в целом допускает идею установления уровней бытия и взаимосвязи между ними, выявление характера их развития. Эта идея воспринята современным научным воззрением на мир. Таким образом, историческое движение категории бытия, обрисованное выше, демонстрирует переход от идеи однородного, неподвижного единства неизменного многообразия к системному единству развивающегося многообразия.

Категория системного единства развивающегося многообразия, по

меньшей мере, допускает, если не строго обусловливает, постановку

следующих вопросов: что существует, как существует, каков характер

взаимосвязи существующего, каков характер процесса становления

существующего. Поиск ответов на перечисленные вопросы определяется

13

выбором стратегии философствования. Стратегия философствования в одном случае исходит из требования объективности, согласно которому разрабатываемые онтологические модели должны учитывать человека (субъекта познания) в качестве обычного объекта среди других объектов мира. В другом случае основой стратегии являться принятие в качестве точки отсчета человека (субъекта познания), что обусловливает рассмотрение бытия через призму субъективности.

В контексте первой стратегии исследования ответ на вопрос, что существует, по меньшей мере, предполагает выделение таких видов бытия, как природное бытие, социальное бытие и идеальное бытие. Но само по себе приведенное перечисление дает слишком абстрактный ответ на поставленный вопрос. Конкретизация понимания видов бытия пролегла через определение отношений между перечисленными видами бытия, а также отношений между элементами одного вида бытия (например, определение характера отношений между природными объектами, между индивидом и обществом, индивидуальным и общественным сознанием и др.). Характеристика отношений видов бытия зависит от решения вопроса о том, являются ли эти уровни бытия моментами единого процесса развития или они изначально сосуществуют, представляя собой своеобразные пересекающиеся друг с другом «плоскости».

Утверждение связанности уровней бытия процессом развития

предполагает определение направленности этого развития в смысле

движения «снизу вверх» или «сверху вниз». В первом случае линия развития

проходит от природного бытия к социальному и идеальному бытию (Ф.

Энгельс). Природное бытие определяется при этом как материальное бытие

(без учета материи общественной жизни), претерпевающее развитие от

неживой природы к возникновению жизни и от возникновения жизни к

формированию предпосылок для перехода на новые уровни бытия,

связанные со становлением человека, общества, индивидуального и

общественного сознания. Выделение человека из природы и переход его на

14

социальный уровень осуществляется благодаря становлению мышления, но становление мышления осуществляется благодаря развитию общественно-трудовой деятельности. В результате рассматриваемые уровни бытия, с одной стороны, наделяются качественной спецификой, а, с другой стороны, имеют в качестве своей основы природное бытие.

Путь «сверху вниз» полагает в качестве отправного пункта развития идеальное бытие, представленное отчужденной от человека абсолютной идеей (Г. В. Ф. Гегель). Эта идея ниспадает до вещественно-грубого природного бытия с тем, чтобы потом вновь вернуться к себе в познавательном содержании сознания человека. В результате уровни бытия связаны как бы стремлением абсолютной идеи к самопознанию.

Наконец, теоретически возможен взгляд, согласно которому уровни бытия не связываются процессом развития, а сосуществуют подобно «плоскостям». В случае такого представления возникает проблема установления, пересекаются ли как-то «плоскости», совпадают или не имеют общих точек. Как правило, модель «плоскостей» реализуется на путях рассмотрения пар: природное бытие - идеальное бытие, социальное бытие -идеальное бытие. Идеальное бытие в данном контексте не связано с сознанием человека, а есть идеальное само по себе. По мнению Н. Гартмана, отличительным признаком материи и человеческого духа является их временность, в то время как идеальное бытие вневременно [См. 19].

Характер «наслоения» уровней бытия раскрывается философами по-

разному. В некоторых случаях «наслоение» выражается категорией

«привнесение». Так у Аристотеля в бесформенную материю привносится

форма. При этом вопрос о том, может ли форма существовать отдельно от

материи, остается не до конца выясненным [См. 1, С. 227, 274-275]. В другом

случае в природное бытие привносятся математические пропорции,

принадлежащие изначально идеальному бытию (Н. Гартман). Результатом

такого наслоения является зависимость природного бытия от идеального,

сопровождающаяся независимостью идеального от природного. В третьем

15

случае природное и идеальное бытие трактуются как полностью совпадающие, что проявляется в наделении этого единого слоя бытия разумностью, присущей ему изначально (Б. Спиноза).

Как уже упоминалось, идеальное можно трактовать двумя способами:

во-первых, как идеи, присущие человеку, во-вторых, как идеальное само по

себе. Идеи, присущие человеку, находятся в определенной корреляции с

природным и социальным бытием, а в случае выражения характеристик

познавательной деятельности и с идеальным бытием. В одном случае

философы объясняют корреляцию на основе теории отражения - идея

трактуется в качестве отражения свойств и отношений некоторой сферы

бытия, в другом - на основе теории «притяжения» бытием познавательных

процессов. Отражение не предполагает отношения тождества между

формами существования сознания и формами существования реального

бытия. В этом плане мыслимость законов природы может и не

рассматриваться в качестве свидетельства рациональности природы

наподобие рациональности сознания. Законы природы характеризуют

согласованность природных объектов и являются способом существования

их взаимосвязей и взаимоотношений. Идея рациональности формируется под

влиянием окружающего мира, но является свойством не мира, а сознания,

познания. Напротив, концепция «притяжения» основывается на идее

«родства» природного бытия и познания вплоть до провозглашения

рациональности природного бытия, т.е. рациональности, существующей

независимо от человека и его познания. При этом перед философами

открываются два пути: либо объявить рациональность изначально

пронизывающей природное бытие, представленной законами, логосом, этого

бытия, либо развивать концепцию привнесения рациональности в природное

бытие из сферы идеального как такового. По словам Ч. С. Пирса, принятие

воззрения на закон природы как «энергетически присутствующей в мире

разумности» гарантирует, что рано или поздно эти законы будут осознанны

человеком [См. 72, С. 252-253]. Иными словами, вследствие отождествления

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Предеина, Мария Юрьевна, 2012 год

Библиография:

1. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель // Сочинения: в 4 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1976. - 550 с. - С. 65-367.

2. Аристофан. Облака [Электронный ресурс] / Аристофан // Lib.ru. -Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOFAN/aristofanl 1 .Щ.

3. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории [Текст] / Р. Арон. -М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 543 с.

4. Беркли, Д. Сочинения [Текст] / Д. Беркли. - М.: Мысль, 1978. - 556с.

5. Блохинцев, Д. И. Размышление о проблемах познания, творчества и закономерностях процессов развития [Текст] / Д. И. Блохинцев // Теория познания и современная физика / отв. ред. Ю. В. Сачков. - М.: Наука, 1984. -335 с.-С. 53-75.

6. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального [Текст] / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2000. - 95 с.

7. Ван Бентем, Й. Логика и рассуждение: много ли значат факты? [Текст] / Й. Ван Бентем // Вопросы философии. - 2011. - № 12. - С. 57-62.

8. Вебер, М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики [Текст] /М. Вебер // Культурология XX век: Антология / Сост. С. Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. - 703 с. - С. 557-603.

9. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990.-808 с.

Ю.Виндельбанд, В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм [Текст] / В. Виндельбанд // Культурология XX век: Антология / Сост. С. Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. - 703 с. - С. 57-68.

11 .Войшвилло, Е. К. Мышления законы [Текст] / Е. К. Войшвилло // Философская энциклопедия: 5 т. Т.З / гл. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 584 с. - С. 519-522.

12.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т. 1. Каменный век / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 528с.

13.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т.5. Становление государств Азии / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 544с.

14.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т.7. Раннее средневековье / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 591 с.

15.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т.8. Крестоносцы и монголы / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 528с.

16.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т. 13. Эпоха английской революции / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 558 с.

17.Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т.Н. Период английского завоевания Индии / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. - Мн.: Литература, 1996. - 512 с.

18.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод [Текст] / Х.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988.-704 с.

19.Гартман, Н. К основоположению онтологии [Текст] / Н. Гартман. -СПб.: Наука, 2003. - 640 с.

20.Гартман, Н. Познание в свете онтологии [Электронный ресурс] / Н. Гартман // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000091/index.shtml.

21.Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории [Текст] /Г. Ф. В. Гегель. - СПб.: Наука, 1993. - 480 с.

22.Гегель, Г. В. Ф. Наука логики [Текст] /Г. Ф. В. Гегель. - М.: Мысль, 1999.- 1072 с.

23.Гегель, Г. В. Ф. Философия права [Текст] /Г. Ф. В. Гегель. - М.: Мысль, 1990.-524 с.

24.Гегель, Г. В. Ф. Философия природы [Текст] / Г. Ф. В. Гегель. - М.: Мысль, 1975.-695 с.

25.Гейзенберг, В. Физика и философия [Электронный ресурс] / В. Гейзенберг // Библиотека Гумер. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Science/geyz/index.php.

26.Гемпель, К. Г. Функция общих законов в истории [Электронный ресурс] / К. Г. Гемпель. - Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/hempel.htm.

27.Гераклит. «Музы» или «О природе» (фрагменты) [Текст] / Гераклит // Лукреций, Т. К. О природе вещей. - М.: Художественная литература, 1983. -383 с.-С. 238-266.

28.Гераклит. Подборка фрагментов (перевод А. Лебедева) [Электронный ресурс] / Гераклит. - Режим доступа: http://geraklit.moy.su/publ/5-1-0-10.

29.Герц, Г. Концепция детерминизма в марксистско-ленинской философии и современная наука [Текст] / Г. Герц // Современный детерминизм и наука. Т.2. / отв. ред. Г. А. Свечников. - Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. - 336 с. - С. 5-30.

30.Гесиод. Труды и дни [Электронный ресурс] / Гесиод // Lib.ru. -Режим доступа: http://az.lib.ru/w/weresaew w w/text 030Q.shtml.

31 .Гоббс, Т. Сочинения [Текст]: в 2 т. Т.2 / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1991. -731с.

32.Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного [Текст] / П. Гольбах. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. - 715 с.

33.Демокрит. Тексты [Текст]./ Демокрит. - Л.: Наука, 1970. - С. 207223.

34.Дидро, Д. Сочинения [Текст]: 2 т. Т. 1. / Д. Дидро. - М.: Мысль, 1986.-590 с.

35.Дильтей, В. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. - М.: Три квадрата, 2004. -С.10-413.

36. Дюркгейм, Э. Метод социологии 1895. Работы разных лет. 18871911 [Электронный ресурс] / Э. Дюркгейм // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа:

ЬЦр:Шо8О^Ы81оНс.ги/ЬооЫ11ет/ГО0/800/г0000689/шёех.8111т1.

37.3агоруйко, Н. Г. Детерминизм как методологическая основа прикладной гносеологии [Текст] / Н. Г. Загоруйко // Современный детерминизм и наука. Т. 1. / отв. ред. Г. А. Свечников. - Новосибирск: Наука, 1975.-320 с.-С. 284-292.

38.Ильенков, Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории [Электронный ресурс] / Э. В. Ильенков // Читая Ильенкова .... - Режим доступа: http://www.caute.tk/ilvenkov/texts/dla/index.html.

39.Кант, И. Критика чистого разума [Электронный ресурс] / И. Кант. -Библиотека электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008. - 697 с.

40.Карнап, Р. Философские основания физики. Введение в философию науки [Текст] / Р. Карнап. - М.: Прогресс, 1971. - 390с.

41.Карнап, Р. Эмпиризм, семантика и онтология [Электронный ресурс] / Р. Карнап // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: Ь«р://Шо8о£Ы8Шпс.ш/Ьоок8/кеш/Ю0/800/20000160Мех.8Мт1.

42.Кассирер, Э. Логика наук о культуре [Электронный ресурс] / Э. Кассирер // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: Ь«р://Шо8о£.Ы8Шпс.ги/Ьоок8/кеш/Ю0/800/20000752Мех.8Мт1.

43.Кассирер, Э. Познание и действительность (Понятие о субстанции и понятие о функции) [Текст] / Э. Кассирер. - Издатель К. В. Кренов. Репринтное издание, 1913. - 454 с.

44.Кондаков, Н. И. Введение в логику [Текст] / Н. И. Кондаков. - М.: Наука, 1967.-466 с.

45.Кравец, А. С. Вероятность и причинность [Текст] / А. С. Кравец // Современный детерминизм и наука. Т.1. / отв. ред. Г. А. Свечников. -Новосибирск: Наука, 1975. - 320 с. - С. 177-196.

46.Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М.: ACT, 2003.-605 с.

47.Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ [Электронный ресурс] / И. Лакатос // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml.

48.Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Текст] / В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1985. - 471 с.

49.Ленин, В. И. Философские тетради [Текст] / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т. 29. Издание пятое. - М.: Политиздат, 1969. - 782 с.

50.Ленин, В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина [Текст] / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. Т.42. Издание пятое. - М.: Политиздат, 1970. - 606 с. - С. 290.

51.Ливий, Т. История Рима от основания города [Текст]: в 3-х томах. Т. 1 / Т. Ливий. - М.: Ладомир, 2002. - 701 с.

52.Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. - М.:

____ v>

Институт экспериментальной социологии; СПб.: АЛЕТЕИЯ, 1998. - 160 с.

53.Липкин, А. И. Две методологические революции в физике - ключ к пониманию оснований квантовой механики [Текст] / А. И. Липкин // Вопросы философии. - 2010. - №4. - С. 74-90.

54.Лобастов, Г. В. Деятельность и категориальная форма [Текст] / Г. В. Лобастов // Вопросы философии. - 2009. - № 6. - С. 72-81.

55.Лукреций, Т. К. О природе вещей [Текст] / Т. К. Лукреций. - М.: Художественная литература, 1983. - 383 с.

56.Манхейм, К. Избранное: Социология культуры [Текст] / К. Манхейм. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501 с.

57.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Т.З. Издание второе. - М.: Политиздат, 1955. - 631 с. - С. 1-4.

58.Маркс, К. Немецкая идеология [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс //

Сочинения. Т. 3. Издание второе. -М.: Политиздат, 1955. - 631 с. - С. 7-544.

210

59.Маркс, К. Капитал. Книга третья [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Т. 25, Ч. II. Издание второе. - М.: Политиздат, 1962. - 552 с.

60.Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Т. 42. Издание второе. - М.: Политиздат, 1974.-512 с.-С. 41-174.

61.Маркова, Л. А. Физика мозга и мышление человека [Текст] / Л. А. Маркова//Вопросы философии. -2010. -№3.-С. 161-171.

62.Маслов, В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу [Текст] / В. Ф. Маслов // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 40-46.

63.Медников, Б. Дарвинизм XX века [Текст] / Б. Медников // Наука и жизнь. - 1973. - № 6. - С. 71-79.

64.Мудрагей, Н. С. Теория всего и теория познания (онто-гносеологические заметки) [Текст] / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. -2011.-№7.-С. 82-92.

65.Мюллер, А. Детерминизм и динамизм [Текст] / А. Мюллер // Современный детерминизм и наука. Т.2. / отв. ред. Г. А. Свечников. -Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. - 336 с. - С. 31-54.

66.Науменко, Л. К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления [Текст] / Л. К. Науменко // Вопросы философии. - 2009. - №6. - С. 60-71.

67.Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4-х томах. Т.1 / под ред. В. С. Степина - М.: Мысль, 2001. - 722с.

68.0ртега-и-Гассет, X. Восстание масс [Электронный ресурс] / X. Оргега-и-Гассет // Lib.ru. - Режим доступа:

http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortegal5.txt.

69.Парменид. Из поэмы «О природе» [Текст] / Парменид // Лукреций, Т. К. О природе вещей. - М.: Художественная литература, 1983. - 383 с. - С. 270-272.

70.Пауль, Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики [Текст] / Г. Пауль, X. Ленк // Вопросы философии. - 2011. - №7. - С. 30-48.

71.Пилипенко, Н. В. Причинная обусловленность необходимого и случайного [Текст] / Н.В. Пилипенко // Современный детерминизм и наука. Т.1. / отв. ред. Г. А. Свечников. - Новосибирск: Наука, 1975. - 320 с. - С. 165176.

72.Пирс, Ч. С. Начала прагматизма [Текст] / Ч. С. Пирс. - СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.

73.Плутарх. Избранные жизнеописания [Текст]: в 2-х т. Т. 1 / Плутарх. - М.: Правда, 1986. - 592 с.

74.Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983.-605 с.

75.Поппер, К. Нищета историцизма. Глава IV [Электронный ресурс] / К. Поппер // Библиотека Гумер. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Вик8/РМо8/Агйс1е/Рорр №Ы;.р11р.

76.Пригожин, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.

77.Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

78.Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы [Текст] / Б. Рассел. - М.: Терра - Книжный клуб. Республика, 2000. - 458 с.

79.Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки [Текст] / Г. Риккерт. - СПб.: Наука, 1997. - 530с.

80.Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология XX век: Антология / Сост. С. Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. -703 с. - С.69-101.

81.Рузавин, Г. И. Вероятность, индукция, детерминизм [Текст] / Г.И. Рузавин // Современный детерминизм и наука. Т.1. / отв. ред. Г. А. Свечников. - Новосибирск: Наука, 1975. - 320 с. - С. 63-84.

82.Саллюстий, Г. К. Заговор Каталины [Текст] / Т.К. Саллюстий // Античная литература. Рим: Антология / Сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. - М.: Высшая школа, 1988. - 720 с. - С. 246-258.

83.Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии [Электронный ресурс] / Ж. П. Сартр // Цифровая библиотека по философии. -Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000767/index.shtml.

84.Сачков, Ю. В. Идея вероятности и развитие детерминизма [Текст] / Ю. В. Сачков // Современный детерминизм и наука. Т.1. / отв. ред. Г. А. Свечников. - Новосибирск: Наука, 1975. - 320 с - С. 50-62.

8 5. Сачков, Ю. В. К синтезу парадигм (концепций) жесткой детерминации и вероятностной детерминации [Текст] / Ю. В. Сачков // Философия науки. Вып. 7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. - 2001. - С. 148-173.

86.Сачков, Ю. В. Вероятность - на путях познания сложности [Текст] / Ю. В. Сачков // Философия науки. Вып. 4. - 1998. - С. 134-149.

87.Сорокин, А. А. Идеальное, творчество и развитие человека [Текст] / А. А. Сорокин // Вопросы философии. - 2009. - №6. - С. 82-91.

88.Спиноза, Б. Этика [Текст] / Б. Спиноза. - Минск, М.: Харвест ACT, 2001.-336с.

89.Степин, В. С. Теоретическое знание [Электронный ресурс] / В. С. Степин. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/stepin/index.html.

90.Суханов, К. Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма [Текст] / К. Н. Суханов. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1973. - 228 с.

91.Тацит, П. К. Анналы [Электронный ресурс] / П. К. Тацит // Библиотека Гумер. - Режим доступа: 1Шр:/Ау\¥\у.еитег.Мо/ЫЫЫек Вик5/Н181огу/Таск/тс1ех.р11р.

92.Тойнби, А. Дж. Постижение истории [Электронный ресурс] / А. Дж. Тойнби // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/ffl0/s00/z0000990/index.shtml http://filosof.historic.ru/books/item/ffl0/s00/z0000991/index.shtml http://filosof.historic.ru/books/item/ffl0/s00/z0000989/index.shtml.

93.Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии [Текст] / А. Н. Уайтхед. - М.: Прогресс, 1990. - 716 с.

94.Фейнман, Р. Характер физических законов [Электронный ресурс] / Р. Фейнман. - Режим доступа: http://vivovoco.rsl.rU/VV/Q РКОШСТ/ГЕтаМАК/СОЖ.НТМ.

95.Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейерабенд. - М.: Прогресс, 1986. - 542 с.

96.Физика. Большой энциклопедический словарь. 4-е изд. [Текст] / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 944 с.

97.Философская энциклопедия [Текст]: в 5-ти томах. Т. 1. / гл. ред. Ф. В. Константинов - М.: Советская энциклопедия, 1960. - 504 с.

98.Философский энциклопедический словарь [Текст]. -М.: ИНФРА-М, 1998.-576 с.

99.Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания [Электронный ресурс] / Г. Фоллмер. - Режим доступа: http://www.philosophv.ru/library/vollmer/vollmer.html

100. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики [Текст] / Подготовка издания А. В. Лебедева. - М.: Наука, 1989. - 575 с.

101. Фролов, И. Т. Введение в философию [Электронный ресурс] / И. Т. Фролов. - Режим доступа: http://philosophv.mbt.ru/textbooks/frolovintro/.

102. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек [Электронный ресурс] / Ф. Фукуяма // Lib.ru - Режим доступа: http://lib.ru/PQLITOLOG/FUKUYAMA/konec istorii.txt.

103. Хайдеггер, М. Бытие и время [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер // Цифровая библиотека по философии. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000280/index.shtml.

104. Холтон, Д. Тематический анализ науки [Текст] / Д. Холтон. - М.: Прогресс, 1981.-383 с.

105. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг [Текст] / Ф. Энгельс, К. Маркс // Сочинения. Т.20. Издание второе. -М.: Политиздат, 1961. - 827 с. - С. 5-342.

106. Энгельс, Ф. Диалектика природы [Текст] / Ф. Энгельс, К. Маркс // Сочинения. Т. 20. Издание второе. - М.: Политиздат, 1961. - 827 с. - С. 343628.

107. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф. Энгельс, К. Маркс // Сочинения. Т.21. Издание второе. - М.: Политиздат, 1961. - 745 с. - С. 23-178.

108. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] / Ф. Энгельс, К. Маркс // Сочинения. Т. 21. Издание второе. - М.: Политиздат, 1961. - 745 с. - С. 269-317.

109. Энгельс, Ф. Письма об историческом материализме 1890-1894 [Электронный ресурс] / Ф. Энгельс // Цифровая библиотека по философии. -Режим доступа: http://filosof.historic.m/books/item/fD0/s01/z0001014/index.shtml.

110. Юм, Д. Сочинения [Текст]: в 2-х томах. Т. 1. / Д. Юм. - М.: Мысль, 1965. - 847 с.

111. Юнг, К.-Г. Психология бессознательного [Электронный ресурс] / К.-Г. Юнг. - Библиотека электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008.

112. Юнкер, Т. Открытие эволюции: революционная теория и ее история [Текст] / Т. Юнкер, У. Хоссфельд. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 217 с.

113. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М.: Политиздат. 1991. - 527 с.

114. Carnap, R. Empiricism, Semantics, and Ontology [Электронный ресурс] / R. Carnap. - Режим доступа: http://www.ditext.com/carnap/carnap.html.

115. Karl Popper [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/entries/popper/.

116. Popper, К. R. The Logic of Scientific Discovery [Электронный ресурс] / К. R. Popper // Questia. - Режим доступа: http://www.questia.com/PM.qst?a=4?&d=9219121.

117. Popper, K. R. Poverty of Historicism [Электронный ресурс] / К. R. Popper // Questia. - Режим доступа: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=10496441.

118. Russell, B. The Problems of Philosophy [Электронный ресурс] / В. Russell // Questia. - Режим доступа: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=l 0377126.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.