Зарождение и развитие табасаранской прозы: 1930-50-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ашурбеков, Алибек Акимович

  • Ашурбеков, Алибек Акимович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 171
Ашурбеков, Алибек Акимович. Зарождение и развитие табасаранской прозы: 1930-50-е гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2006. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ашурбеков, Алибек Акимович

Введение.

Глава 1. Зарождение табасаранской прозы.

1.1. Предпосылки возникновения художественной прозы.

1.2.Табасаранский рассказ 1930-х годов.

Глава 2. Развитие табасаранской прозы в годы войны и послевоенный период.

2.1 .Малый жанр прозы в годы войны.

2.2.Жанровое обогащение табасаранской прозы 1945 - 1960-х годов.

2.3.Первый табасаранский роман.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зарождение и развитие табасаранской прозы: 1930-50-е гг.»

Актуальность темы исследования. В современной табасаранской литературе уже сложились и успешно развиваются почти все поэтические и прозаические жанры. Однако работ, посвященных проблемам развития табасаранской литературы, очень мало, и почти все они написаны в советское время. В филологической науке наступило время, когда необходим пересмотр традиционных концепций истории советской литературы. «В перечтении, основанном на достижениях современной филологии, с учетом широкого историко-культурного, этно-генетического и географического контекста, нуждаются многие произведения национальной классики, а также литература советского времени»1. Трудно не согласиться с известным дагестанским литературоведом A.M. Вагидовым, который справедливо отмечает, что «объективное изучение дореволюционной и советской истории и культуры народов и народностей страны, своеобразия и особенностей развития литературы и искусства будет способствовать освобождению населения от ложных представлений и предпосылок, этноцентрических, националистических подходов при постановке культурно-национальных и социально-экономических проблем». Ныне, в постсоветское время, невозможно иметь полное представление о дагестанской прозе, не изучив вклад каждой из национальных литератур в ее развитие. В условиях возросшего интереса к истории национальных культур научно-теоретическое осмысление процесса становления и развития литератур народов Дагестана приобретает особую значимость.

Исследование табасаранской национальной прозы с таких позиций открывает новые возможности для дальнейшего развития табасаранской, да и всей дагестанской литературы. Рассмотрение становления жанровых форм в

1 Надъярных B.C. Время перечтен и й//Способность к диалогу. Часть первая. - М.: Наследие, 1993. С.7.

2 Вагидов A.M. Национальная литература и многонациональный литературный процесс//Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. С.18. табасаранской литературе отдельно от литературы народов Дагестана было бы неполным, так как у природно-географически сближенных и этнически родственных народов очень много общего - культура, религия, история. Корни духовной общности литератур народов Дагестана заложены в фольклоре1. Для всех народов Дагестана была еще характерна связь с культурой Ближнего Востока, с его поэзией, особенно для южнодагестанских народностей. «Факторами, формирующими зональную межлитературную общность в дореволюционных литературах Дагестана, на первых порах были этно-лигвистическое родство и географическое соседство. В дальнейшем все более определяющим фактором становится социально-экономическое и культурно-историческое родство. Эти факторы, в конечном счете, предопределяют сходство, близость, общность идейных устремлений литератур, составляющих зональную, т.е. общедагестанскую, межлитературную общность» .

Аналитическое исследование табасаранской национальной прозы в контексте общедагестанского литературного процесса имеет и общедагестанское значение, так как «литература каждой народности, входя в состав нового целого, нового единства представляет не только эстетические особенности творчества своего народа, она выражает определенные черты общедагестанской национальной сущности и даже целые стороны единой национальной культуры народов Северного Кавказа, не заслоняя, однако, своеобразия художественного мышления отдельного народа» .

Актуальность темы диссертации заключается в том, что до сих пор нет ни одного исследования по изучению табасаранской национальной прозы. Давно созрела настоятельная необходимость в конкретном анализе процесса развития табасаранской прозы. Табасаранская национальная проза - молодая

1 См.: Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука, 1991.

2 Вагидов A.M. Национальная литература и многонациональный литературный процесс//Вагидов A.M. Поиск продолжается. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. С. 19.

3 Юсуфов Р.Ф. Многонациональная литература народов Дагестана. - В кн.: Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала: ДФ АН СССР, 1973. С.31. проза. Она возникла в результате тех преобразований, которые имели место в жизни Страны Гор в начале прошлого столетия.

В настоящей работе на основе научных разработок отечественного литературоведения делается попытка исследования процесса формирования и развития табасаранской прозы 30-50-х годов XX столетия и анализа тех произведений, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают развитие литературы.

Объектом исследования являются наиболее значительные произведения табасаранских прозаиков 30-50-х годов XX века: А. Джафарова, Б. Митарова, М. Шамхалова, Э. Ханмагомедова, А. Везирова и других.

Все произведения табасаранских авторов анализируются на языке оригинала, не исключая и тех, которые переведены на русский язык. Это позволяет избежать неточностей и ошибок в исследовании художественного своеобразия произведений различных жанров прозы. Давая подстрочные переводы, мы старались по возможности сохранить своеобразие стиля, речевого строя и изобразительно-выразительных средств оригинала.

Предмет исследования - процесс зарождения и развития табасаранской прозы 1930-50-х годов. За полвека своего развития табасаранская проза проделала сложнейший путь от зарождения до расцвета. К 60-м годам XX века она представлена всеми основными прозаическими жанрами: очерком, рассказом, повестью и романом.

Кратковременность пути развития табасаранской прозы от очерка к роману не означает легкости этого пути: напротив, именно кратковременность пути развития от схематизма к эстетическому совершенству требовала особенно напряженных усилий, интенсивного труда.

Большая политическая и организационная работа партийных и советских органов республики по идейному и культурному воспитанию масс (культсанштурм, языковое строительство и т.д.) и сама действительность способствовали тому, что уже в первой половине 30-х годов XX века табасаранская литература достигает определенных успехов1.

Немаловажное значение имел и созыв съезда писателей Дагестана (15 июня 1934), который подвел итоги развития литературы за годы советской власти и определил задачи ее дальнейшего развития.

Известный исследователь многонациональных литератур К. Зелинский, обобщив свои наблюдения жанрового развития, пишет: «Развитие почти всех национальных советских литератур характеризуется следующей жанровой постепенностью: сначала стихи, причем стихи риторико-публицистические или риторико-нравоучительные и описательные, как начальное звено в цепи. затем идет поэма (часто на фольклорно-исторические мотивы), затем идет рождение национальной пьесы, драмы. Возникновение прозы и особенно романа происходит позже всего» . Эта схема соответствует и табасаранской литературе, только лишь с одной оговоркой, что драматургия и проза появились в ней одновременно.

Преимущественное развитие в первые послеоктябрьские годы в табасаранской литературе получили жанры поэзии, тесно связанные с народными традициями. Основной темой поэзии этих лет была Октябрьская революция и защита ее завоеваний, о чем ярко свидетельствуют названия поэтических произведений: «Совет мектеб» («Советская школа») Зияутдина Гурихи; «Октябрь», «Йиз дустар» («Мои друзья») Манафа Шамхалова; «Ленин», «Савадсузвал терг дап1ну ккун» («Надо ликвидировать к* безграмотность»), «Красноармеец», «Октябрь» Багаутдина Митарова; «Ииз Ватан» («Моя Родина»), «Ленинчийиз» («Ленинцу»), «8 марта», «Табасаран дишагьли» («Женщина-табасаранка») А. Везирова и многие другие. В них изображаются картины трудовых будней, новых социалистических трудовых отношений, остро ставится проблема ликвидации безграмотности и т.д.

1 Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.-С.123.

2 Зелинский К. Национальная форма и социалистический реапизм//Вопросы литературы, 1957, № 3, С. 25.

Становление табасаранской национальной прозы имело свои особенности. Если поэзия стремительно осваивала новые явления жизни, то в прозе осмысление новой действительности шло гораздо медленнее. В прозаических произведениях превалирует прошлое, в ней преобладает критика дореволюционного уклада жизни. Огромное внимание уделяется месту человека в обществе до и после революции. На эту тему был создан сборник рассказов «Думуган ва гьамус»1 («Тогда и теперь») Абумуслима Джафарова (1909-1969); рассказы «Ушвурикар» («Девичник»), «Кюмексуз йитим» («Беспомощная сирота») Б.Митарова (1912-1944) и т.д. Что же касается драматургии, то она в это время делала первые робкие шаги и была представлена лишь несколькими пьесами, среди которых выделяется «Муч1увалиан акувализ» («От тьмы к свету»)3 А. Джафарова.

В развитии прозы 1930-х годов большую роль сыграли многочисленные зарисовки, статьи, миниатюры, очерки, печатавшиеся на страницах периодики. Именно практика газетного работника, связанная с повседневной жизнью трудового народа, подсказала таким прозаикам, как А. Джафарову, А. Везирову, Э. Ханмагомедову, М. Шамхалову и т.д., темы и' образы их очерков и рассказов, посвященных изображению борьбы нового и старого в период социальных перемен, показу укрепления советского и колхозного строя, процесса перестройки сознания крестьянина-батрака под влиянием новой жизни, новой идеологии.

Чтобы ни говорили сегодня об октябрьском перевороте, его значение оказалось очень серьезным для народов Дагестана. Признавая, что были репрессии, что несправедливо осуждали государственных деятелей, деятелей культуры и литературы, тем не менее, можно сказать, что Дагестан уже к концу 1930-х годов стал краем сплошной грамотности. В эти годы и возникает литература качественно нового типа, и, в основном, эту литературу делают люди коммунистических убеждений. Поэтому они, создавая свои

1 Джафаров А. Тогда и теперь. - Махачкала: Даггиз,1934,- 59с./На табас. яз./.

2 Митаров Б. Сообщите друзьям. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1974.-287с./На табас. яз./.

3 Джафаров А. От тьмы к свету. - Махачкала: Даггиз,1934. - 41с./На табас. яз./. произведения, руководствовались большевистскими идеями, основными положениями метода социалистического реализма. И создавая произведения об изменениях, которые происходили в жизни дагестанского народа, в частности табасаранского, они проводили, естественно, партийные идеи, выводили в своих произведениях образы борцов за новую жизнь, за новые идеалы. Общечеловеческую значимость этой литературы, ее познавательную ценность мы не имеем право сегодня отвергать. Конечно, были еще и религиозные писатели, которые писали об Аллахе, пророке, об истинах ислама. Но они не имели возможности издаваться, хотя их произведения в плане нравственного воспитания, особенно молодых людей, имели немаловажное значение. Ярким представителем такой литературы был у табасаранцев Зияутдин Курихи.

Об утверждении в табасаранской литературе метода социалистического реализма свидетельствуют цикл рассказов «Тогда и теперь» А. Джафарова и нравоучительный рассказ «Кто работает, тот ест» Э. Ханмагомедова, явившиеся существенным вкладом писателей в становление прозаических жанров в табасаранской прозе.

Ценным вкладом в развитие табасаранской прозы являются рассказы «Рамазан» и «Юный патриот» М. Шамхалова, написанные в военные годы. Они свидетельствуют о том, что в годы войны в развитии жанра рассказа в табасаранской литературе происходил процесс углубления реализма. Об этом говорит новая социальная проблематика, подсказанная суровой военной действительностью; создание яркого характера человека, воспитанного советской властью за два предыдущих десятилетия; преодоление традиций фольклоризма, характерного для довоенного табасаранского рассказа.

Послевоенное время характеризуется значительной активизацией литературной жизни Табасарана. В литературу приходит целая плеяда молодых начинающих писателей, стал выпускаться альманах «Литературный Табасаран» на родном языке. Вырос общеобразовательный уровень писательских кадров. Происходит дальнейшее укрепление связей дагестанской, в частности табасаранской, литературы с русской, расширение переводческого дела1.

В это время в табасаранской литературе создан ряд произведений, в которых намечены новые черты положительного героя - человека из народа. Это, например, рассказ А. Джафарова «Подарок за добрую весть», повесть А. Агададашева «Свадьба Аслана», в центре которых находится современник -советский человек, изображенный в повседневной жизни.

Большое количество прозаических произведений, в том числе и названные выше, прокладывали путь к табасаранскому роману, процесс вызревания которого интенсивно шел во второй половине 50-х годов XX века.

Факт рождения романа в любой национальной литературе справедливо расценивается как основа ее развития, показатель ее постепенного возмужания. Первый табасаранский национальный роман вышел в свет сорок восемь лет тому назад. Это было значимое событие в прозе табасаранцев. Конечно же, он не лишен некоторых недостатков, связанных с тем, что роман в табасаранской литературе находился в стадии становления. Ведь до романа надо дорасти, дозреть, не только накопить собственные традиции эпического повествования, но и идейно, духовно быть готовым к нему.

Степень изученности темы. Проблемы зарождения и развития дагестанской прозы освещены в «Очерках дагестанской советской литературы», в двухтомнике «История дагестанской советской литературы» , составленном коллективом ученых ИИЯЛ ДФ АН СССР. Ценные сведения по истории дагестанской прозы содержатся в научных сборниках, изданных вышеупомянутым институтом.

На современном этапе изучение процесса формирования и развития дагестанской прозы продолжается. В этом плане пальма первенства

1 См.: Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. - С. 170.

2 Очерки дагестанской советской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

3 История дагестанской советской литературы: В 2-х т. - Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967. принадлежит дагестанским ученым-литературоведам С.Х. Ахмедову1 и A.M. Вагидову2.

В вопросах зарождения и развития прозы в пределах одной национальной литературы дагестанское литературоведение также достигло немалых успехов. Исследования А.-К.Ю. Абдулатипова, З.И. Имамкулиевой, Г.Б. Мусахановой, С.М.-С. Алиева, К.Х. Акимова, Г.Г. Гашарова, М.А. Гусейнова, кандидатские диссертации М.-Р.У. Усахова, Т.Н. Пашаевой и других посвящены анализу прозы того или иного народа (народности) Дагестана.

Системное изучение проблем зарождения и развития табасаранской прозы и ее жанров, несмотря на имеющиеся несколько работ по проблемам исторического развития литературы в целом, предпринимается впервые. По творчеству отдельных писателей, по исследованию конкретных художественных произведений очень мало научной литературы. Имеющиеся л статьи и книги представлены, в основном, работами Гасанова М.М. и Юсуфова М. Г.4, в которых проблема становления и развития табасаранской прозы только ставится. В них не анализируются тематика, проблематика, система образов, особенности конфликта, композиционные особенности художественных произведений.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историко-литературный анализ зарождения и развития художественного процесса и эволюции жанровой системы табасаранской национальной прозы 30-50-х годов прошлого столетия.

1 Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996 и др.

2 Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005 и др.

3 Гасанов М.М. Литература народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз,1982. - 140 с. /На табас. яз./; Он же. Основоположник.// Литературный Табасаран. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. - С.52-64. /На табас. яз./; Он же. Славный и сложный путь. // Литературный Табасаран. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. -С.72-78. /На табас. яз./; Он же. Слово, окрепшее в бою.// Литературный Табасаран. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - С. 106-116. /На табас. яз./.

4 Юсуфов М.Г. К новым высотам. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. - 72с. /11а табас. яз./; Он же. Табасаранская советская литература. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 136с.; Он же. Табасаранская национальная литература. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. - 232с.; Он же. Табасаранская литература. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. - 276с. /На табас. яз./.

Достижению поставленной цели служит последовательное решение следующих задач:

- охарактеризовать этапы развития табасаранской прозы - от первых попыток 30-х годов XX века до создания системы жанров 50-х годов того же столетия; проанализировать прозаические произведения табасаранской литературы; выявить их идейно-тематическое, жанровое своеобразие, связи с народной традицией, раскрыть аспекты влияния иноязычных литератур; определить вклад табасаранских писателей в процесс развития дагестанской литературы;

- проследить процесс развития табасаранской прозы указанного периода на основе анализа таких прозаических жанров, как очерк, рассказ, повесть, роман.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в табасарановедении изучается генезис и развитие табасаранской прозы, ее жанровой системы, национальное своеобразие. Впервые литературоведческому анализу подвергнуты все значительные произведения национальной прозы 30-50-х годов XX века, введены в литературный оборот некоторые очерки и рассказы А. Джафарова, Э. Ханмагомедова, А. Везирова, повесть А. Агададашева.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются труды классиков эстетической мысли (Аристотеля, Гегеля, В.Г. Белинского), историков и теоретиков русской литературы (М.М. Бахтина, М. Храпченко, А. Бочарова, Д. Лихачева), исследователей многонациональной советской (российской) литературы (Г.Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфова, A.M. Вагидова, К. Султанова, К. Абукова, Ш. Мазанаева, А.-К. Абдулатипова, С.Х. Ахмедова, и других), в которых научно освещены вопросы становления и развития национальных литератур.

Основным методом исследования является сравнительно-исторический. Исследуя произведения табасаранских прозаиков 30-50-х годов XX века, их художественные особенности, мы опираемся на сложившиеся традиции аналитического, типологического и описательного изучения литератур народов России.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет определенный вклад в изучение не только табасаранской, но и дагестанской литературы, в разработку жанровой специфики табасаранской прозы. Анализ табасаранской национальной прозы может представлять интерес для дагестанского литературоведения в том плане, что она является одной из составляющих частей дагестанского литературного процесса.

Практическая ценность работы состоит в том, что диссертация может стать учебным пособием для студентов филологических факультетов дагестанских вузов, изучающих табасаранскую литературу. Материалы диссертации могут быть использованы в практике школьного, среднего специального и вузовского преподавания.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- Зарождение и развитие табасаранской национальной прозы тесно связано с общественно-политической и культурно-исторической обстановкой в начале XX века, с использованием устно-прозаических народных традиций и художественного инонационального опыта; - 30-е - 40-е годы XX века характеризуются становлением малых прозаических жанров, таких как очерк и рассказ, где последний занимает доминирующее положение; у/ - В годы войны .рассказ получает дальнейшее развитие в творчестве М. Шамхалова («Рамазан» и «Юный патриот»), где происходит усиление реалистических традиций и совершенствование мастерства писателя; V / - В 50-х годах наблюдается жанровое обогащение табасаранской прозы. У

Она представлена очерком, рассказом, повестью и романом;

- Роман о коллективизации «В долине Чирах чая» М. Шамхалова вывел табасаранскую прозу на качественно новый рубеж построения сюжета, создания образов и т.д., что определило высокую художественность произведения.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры литератур народов России и Кавказа и кафедры литератур народов Дагестана и Востока Даггосуниверситета. Основные положения и результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в периодической печати и научных сборниках.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Подобное расположение материала определено объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами диссертационной работы. Объем работы - 171 страница компьютерной верстки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ашурбеков, Алибек Акимович

Заключение

Исследование проблемы формирования прозаических форм 30-50-х годов XX века позволяет выявить некоторые закономерности развития табасаранской национальной литературы. Весь путь развития словесности табасаранцев, движение прозаических жанров - процесс диалектичный, сложный. Ускоренное движение табасаранской литературы к зрелой художественности, к появлению полноценных произведений предопределяет специфику формирования ее жанров, в том числе и прозаических.

Изучение пути развития табасаранской прозы позволило определить важнейшие факторы, способствовавшие ее появлению: фольклорные и литературные традиции, а также социалистическая действительность 192030-х годов, требовавшая революционного восприятия и изображения.

На становление табасаранской прозы огромное влияние оказал инонациональный художественный опыт. Проза табасаранцев развивается в тесном содружестве, контакте со всеми братскими литературами республики, приобщаясь к общесоюзным художественным достижениям. Однако характер воздействия и влияния инонационального творческого опыта на художественно-эстетическое развитие табасаранской литературы было неодинаковым. Он изменялся с ростом общественно-политического и художественного сознания народа, с развитием реализма в литературе.

Обращение табасаранской литературы к русской классической и советской литературе означало, с одной стороны, приобщение к идеям революции, за революционное преобразование социальной и духовной жизни, с другой - к новому художественному методу с принципами партийности, народности и классовости, к новым основам в истории художественного познания человека и его бытия. Социалистический реализм в табасаранской литературе утверждается постепенно, по мере овладения писателями опытом и мастерством, по мере утверждения историзма в их мышлении.

Заимствование готовых художественных форм для решения задач, стоящих перед табасаранской литературой, одномерность художественно воплощения замыслов и концепций, преобладание принципа контраста в архитектонике и поэтике первых очерков, рассказов - так зарождалась табасаранская национальная проза.

Социалистическая концепция мира и человека была фундаментом мировоззрения начинающих прозаиков, следовательно, главной идеей их произведений. Табасаранская проза начиналась с очерков. Они характеризуются стремительным изображением самого течения жизни, пристальным вниманием к каким-либо ее эпизодам, интересом к отдельным характерам и попыткой создать их психологический портретный набросок. Сюжетная линия при этом едва обозначена, она может присутствовать или вовсе отсутствовать, зато подробно изображается бытовая среда.

В первых табасаранских очерках действительность воссоздавалась в формах самой действительности. В прозе табасаранцев начала XX столетия распространен был симбиоз очерка и рассказа. Например, рассказ, входя в органику очерка, активно преобразуя его, делает последний более эмоциональным и художественным. Документ и публицистика, составляющие пласт сюжета многих рассказов, также вызывает к жизни разновидности форм этого жанра. Здесь можно говорить о такой прозе, где фактографический материал, исторически последовательно отражающий события, несет в себе большое социальное содержание и принцип его художественного осознания. Проза 1930-х годов XX века помимо публицистичности окрашена чувством глубокой одухотворенности автора, испытывающего творческое удовлетворение от возможности показать читателям трудное прошлое и вынести ему суровый приговор.

Нужно отметить, что одновременно с вышеназванными жанрами утверждался жанр многопланового рассказа, тяготеющего к повести, где сливаются субъективный и объективный типы повествования.

Итак, лиризм и публицистика являются внутренними свойствами зарождающейся прозы и ее жанрообразующим началом. Это - этап на пути к достижению эпичности реалистического воссоздания действительности. В силу своей специфики малые жанры прозы отражали преобразования, происходящие в начале XX века в республике через самораскрытие главного героя, олицетворяющего судьбу своего народа. Форма табасаранского очерка и рассказа обуславливается тенденцией самораскрытия. На первоначальном этапе развития табасаранской прозы в ней появляется целая плеяда образов (Керим, Бутай, Баба и т.д.), с помощью которых реализуется прием самораскрытия.

Основной персонаж табасаранской прозы 30-х годов XX века - «не герой», рядовой, «маленький человек», объект социального угнетения, не ' совершающий никаких героических деяний, но значительный своим духовным миром, своим отношением к труду, которое становилось мерилом человеческих достоинств.

На развитие табасаранской прозы, как и всей дагестанской, влияние оказала насущная задача: приобщить к литературе массового читателя, создав доступное нравоучительно-патриотическое или риторико-публицистическое произведение. Такие установки порождали определенные сходные нормативы - сюжетное клише с неизменным торжеством социалистических взглядов, сентиментально-романтическую окраску положительных героев и любовных коллизий, критикой дореволюционного прошлого, разоблачением ханов, беков и т.д.

Идейная заданность табасаранской прозы привносит в художественную ткань произведения элемент назидательности, клише в построении фабулы и характеров, красиво-возвышенное, порой выспренное стилистическое оформление повествования.

Специфика 30-х годов прошлого столетия и основные задачи литературы определялись потребностями времени, тем социальным заказом, который давался художникам слова. Агитационные и пропагандистские цели литературы, преследовавшие задачи воспитания и перевоспитания масс, не снимали - наоборот - подчеркивали необходимость создания формы, соответствующей содержанию, то есть высокого художественного мастерства. Деление героев по принципу двух цветов, четко расставленные социальные акценты, основная формула «тогда и теперь», соответственно: «плохо - хорошо», схематичное противопоставление классовых сил не подавило ее устремленности к реализму. Возможно, близкое содружество табасаранских писателей с русской литературой определило быстрейший поворот к искусству более глубокому, психологически насыщенному, обладающему жизненным полнокровием.

Подтверждение этому мы находим в рассказе «Распалась семья» А. Везирова, «Девичнике» Б. Митарова, в сборнике рассказов А. Джафарова ' «Тогда и теперь», где автор пока еще тенденциозно и прямолинейно пытается выразить основную идею произведений социалистического реализма - прославление человека труда и его деяний на благо общества. Таким образом, в 30-е годы прошлого века сформировалась идейно-эстетическая основа табасаранской прозы. На этой основе совершалось ее дальнейшее развитие.

Проза военных лет - качественно новый этап в развитии табасаранской литературы. Она представлена двумя рассказами М. Шамхалова «Юный патриот» и «Рамазан». Если в табасаранской прозе 1930-х годов главной темой было осмыслением горцем новой действительности, а главным персонажем выступал вчерашний батрак-крестьянин, радостно и удивленно вглядывающийся в перемены, которые принесла Советская власть, то в прозе 1930-х годов герой - активный участник всех преобразований, происходящих в стране. В этом плане выделяется образ Курбана, главного героя рассказа М. Шамхалова «Юный патриот». Это отличие обнаруживается как в самом подходе к теме, так и в принципах изображения характера. Война явилась большим испытанием для всего народа, она показала, каких духовных, морально-нравственных высот достиг человек за годы Советской власти. В подчеркивании обычности героизма советских людей, в утверждении высоких моральных качеств советского человека, в показе его патриотизма, стойкости, самоотверженности раскрывается внутренний мир героев рассказов военных лет. Этот герой, в отличие от героев предвоенных лет, попадает в новые условия, его действия связаны с тем огромным напряжением, которое переживала вся страна. В действиях героя рассказа выражен тот морально-нравственный принцип, который движет им, поднимает его до уровня подлинных героев и патриотов.

Табасаранская проза военных лет пронизана пафосом призыва к защите Родины, восхвалением героизма солдата, его мужества и стойкости. Это нашло отражение в рассказе М. Шамхалова «Юный патриот», где наблюдается усиление реалистических традиций, совершенствование мастерства писателя.

В послевоенной табасаранской прозе жанры начинают обретать ясность очертаний, наблюдается тенденция к более четкому выражению того или иного жанра. Очерк становится гораздо более художественным и многофункциональным. Рассказ движется от описательности, этнографического бытоописания и чистой конкретики к социально-психологическому исследованию, к проблемности. Об этом свидетельствуют рассказы А. Джафарова, К. Рамазанова, очерки А. Везирова, Г.-А. Гаджиева и т.д. В это время происходит поворот от традиций сентиментально-сострадательного народолюбия к созданию реальных картин социальной жизни народа. И в этом процессе огромная роль выпала на долю как малых прозаических жанров, так и средних и крупных. Тематика табасаранской прозы послевоенных лет богата и многопланова, она охватывает почти все стороны тогдашней жизни Табасарана. В творчестве К. Рамазанова, М. Шамхалова, А. Джафарова и других заметна тенденция к объективности, достоверности изображаемого, к усилению аналитичности и критического начала. Под прицел писателей попадают все общественные слои, растлевающий дух наживы.

В послевоенной прозе появляется совершенно новая тема для табасаранской литературы - тема труда и человека. Эту тему словно освещала изнутри, давала ей жизнь и горение великая сила энтузиазма. Она захватила все человеческие устремления, стала их сущностью и главным наполнением. Не менее важным явилось осознание силы коллектива. Человек, став членом коллектива, равноправным гражданином, на первых порах как бы не хотел своего выделения из этой идейной трудовой спайки. В рассказах А. Джафарова, в повести А. Агададашева, в романе М. Шамхалова живет коллектив. Он возникает перед взором писателей на трудовых стройках, в промышленности, в коллективном крестьянском хозяйстве. Принципиально изменилось не только содержание, но и воспроизведение картин, рисующих жизнь строек, колхозов. Могучая спайка людей на колхозных полях рисовалась как большая трудовая семья.

Совершенно иными, чем в 1920-30-е годы прошлого столетия, стали описания места действия, в которых действовали персонажи того или иного произведения. Появились зарисовки трудовых будней, совсем по-другому подавались картины сельских пейзажей, где царила атмосфера труда и дружбы. Табасаранских прозаиков, особенно А. Джафарова, отличало внимательное отношение к природе, портретным характеристикам, деталям быта - ко всему тому, что в купе создает картину жизни. В 1960-е годы эта тенденция получила еще большее развитие.

Появление в послевоенной табасаранской прозе новых жанров и жанровых форм характеризуется углублением реализма, историзма мышления и анализа. Наиболее заметно это передаёт углубление основного конфликта произведения, эпичность, не обязательно тяготеющая к увеличению объема произведений, укрупнению исследуемой проблемы.

Названные тенденции опираются на историю, социальность взгляда писателя, ясность его классовой и мировоззренческой позиции. Так, добротность и основательность реализма, выявляющиеся в углублении основного конфликта произведения и анализа, характерны для повести

Свадьба Аслана» А. Агададашева. Социально-исторический роман М. * Шамхалова «В долине Чирах Чая» отличается историзмом взгляда на мир, четкостью выполнения поставленной задачи, убедительностью художественного выражения замысла, анализом социально значимых проблем, воссоздающих переломную эпоху в истории табасаранского народа.

Становление сюжета шло от простейшей структуры небольшого рассказа, основанного на сюжетной канве фольклорных произведений, к разветвленной и сложной архитектонике больших эпических полотен -роману. Такая схема последовательного становления форм от малых к средним и далее к крупным наблюдается как во всей дагестанской прозе, так и в мировой. Не менее сложным моментом исследования явился вопрос о характере нового человека: от его эскизной, плакатной зарисовки к ? воспроизведению многогранности, многомерности, проникновению в психологию личности, обусловливающую тот или иной тип.

Таким образом, табасаранская национальная проза 1950-х годов явилась следующим и более совершенным этапом ее развития. Она к 1960-м годам достигла той зрелости, при которой возможен крупный эпический жанр - роман. Подтверждение тому - появление в 1958 году первого в табасаранской литературе романа «В долине Чирах Чая» М. Шамхалова.

Зарождение романа в табасаранской прозе связано как с культурно-историческими явлениями в жизни страны, так и с процессом развития ее жанровой системы. Социально-психологический конфликт исторического романа разворачивается между сторонниками и противниками коллективизации. В пафосе, характере конфликта, в образах некоторых героев табасаранского романа прослеживается влияние «Поднятой целины» М. Шолохова.

Подводя итоги процесса зарождения и развития табасаранской прозы 30-50-х годов XX века, можно сказать, что табасаранский роман только готовится принять главенство на поле эпики. Специфической чертой табасаранской прозы исследуемого периода можно считать успешное развитие малых прозаических форм. В основном именно с малыми жанрами т прозы можно связывать новое видение мира и человека, жизненность изображаемого, развитие реализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ашурбеков, Алибек Акимович, 2006 год

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. -Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1969. 266 с.

2. Абакарова Ф.О. Становление жанра повести в дагестанской литературе// Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала, 1979. С. 107-122.

3. Абдулатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. 179 с.

4. Абдулатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. -300 с.

5. Абилов A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.-152 с.

6. Абуков К. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Дис. д-ра филол. наук в форме научного доклада. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1993.-103 с.

7. Абуков К. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992.-231 с.

8. Абуков К. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.- 108 с.

9. Айтберов Т.М. Из эпиграфических находок 1982-83 гг. Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ИИЯЛ в 1982-83 гг. Махачкала: ДФ АН СССР, 1984.С.32-35.

10. Ю.Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 232с.11 .Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 136 с.

11. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛУ, 1980. - 234с.

12. Алиев С. Дорога в современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. -142 с.

13. А.АндреевЮ. Революция и литература-М.: Худ. лит., 1987. 298 с.

14. Аристотель. Поэтика. -М.: Худ. лит., 1957. -230 с.1 б.Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы.

15. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.- 151 с.

16. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 274 с.

17. Ахмедов С.Х. Социалистический реализм и этапы развития дагестанской советской прозы//Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе. Махачкала: ДФ АН СССР, 1980. С.5 -32.

18. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.- 185 с.

19. Ю.Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 207 с.21 .Бакиханов А.-К. А. Полистан Иран. - Баку: Элм, 1991.-304 с.

20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М.: Худ. лит., 1972.-472 с.

21. Бахтин М.М. Эпос и роман//Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975.-504 с.2А.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.

22. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 Т. М.: Гослитиздат, 1948. Т.2. - 930 с.

23. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс//Вопросы литературы, 1971, № 9. С.10.

24. Борее Ю.Б. Эпоха и парадигма (история поисков формулы бытия человечества)//Филологические науки. М., 2004, № 6. С.11-56.

25. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. лит., 1977. - 364 с.

26. Брагинский КС. Заметки о реалистических традициях в литературах Востока//Современный Восток, 1950, №9. С. 6-19.

27. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: ДФ АН СССР, 1970. 251 с.31 .Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат,1987. - 237с.

28. Вагидов A.M. Камал Абуков: Опыт творческого портрета. Махачкала: ИПЦДГУ, 2000.-36 с.

29. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала: ИПЦ ДГУ,2000. - 111 с.

30. ЗА.Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -252 с.

31. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Статьи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.-460с.

32. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. - 568с.

33. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. статей. -Махачкала: ДФ АН СССР, 1986. 141с.

34. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала: ДФ АН СССР, 1969.-204с.

35. Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (20-50 гг.). Махачкала, 2004. -372 с.

36. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.- 527с.

37. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - 458 с.

38. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 420с.

39. АЗ.Гасанов М.М. Вступительное слово//Рассказы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. С.3-4. /Натабас. яз./.44 .Гасапов М.М. Литература народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. - 140 с. /На табас. яз./.

40. А5.Гасапов М.М. Основоположник//Литературный Табасаран. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. - С.52-64. /На табас. яз./.

41. Аб.Гасанов М.М. Связь с фольклором и некоторые особенности языка поэмы А.Джафарова «Тайна Дюрка»//Воодушевление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - С.67-76. /На табас. яз./.

42. АТ.Гасапов М.М. Табасаранские пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. 156 с. /На табас. яз./.

43. Аб.Гасанов М.М. Славный и сложный путь//Литературный Табасаран. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. С.72-78. /На табас. яз./.

44. Аб.Гасанов М.М. Слово, окрепшее в бою//Литературный Табасаран. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. С. 106-116. /На табас. яз./.

45. Гасапов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-216 с.51 .Гасанов М.Р. Из истории табасаранцев. Махачкала: Юпитер, 2002. -408с.

46. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. 472 с.

47. ГегелъГ. Эстетика: В 4 т.-М.: Искусство, 1968.-Т.1.-312 с.5А.Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд-во Саратовскогоуниверситета, 1992.- 191 с.

48. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. -М.: Наследие, 1992. 199 с.

49. Горбунова Е. Единство внутреннего и внешнего в конфликте//Вопросы литературы, 1959, № 11. С. 38-53.

50. Горький М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1960. - 234 с.

51. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. -Махачкала: ДФ АН СССР, 1964. 136 с.59 .Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века: Проблема художественного стиля. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. - 285 с.

52. Гусейнов Ч. Советская многонациональная литература и формирование духовного облика современника//Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988. - С. 180-193.

53. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: Сб. статей. Махачкала: ДФ АН СССР, 1985. - 149 с.

54. Дореволюционная табасаранская поэзия/ Сост. Гасанов М.М. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. 209 с. /На табас. яз./.

55. Ершов Л. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство. Л.: Наука, 1967. - 340 с.

56. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. статей. -Махачкала: ДФ АН СССР, 1987. 133 с.

57. Зелинский К. Национальная форма и социалистический реализм//Вопросы литературы, 1957, № 3. С. 3-35.

58. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

59. Т.1. 1967.-416 с. Т. II. 1967.-483 с.

60. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысляя. М.: Наследие, 1995.-200 с.71 .Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: От просветительства к реализму нового типа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 120 с.

61. Келъбеханов P.M. Алибек Фатахов. Традиции и новаторство. Махачкала: » ИПЦДГУ, 1995.-123 с.

62. Ковалева В. Русская советская повесть 20-30-х годов. JI.: Наука, 1976. 1А.Костелянц Б. О. Описательный жанр? Нет!//Вопросы литературы, 1966,7. С. 12-38.

63. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX в. и народное творчество. М.: Наука, 1972. - 375 с.

64. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971. Т.6. -104 стб.

65. Крачковскш И.Ю. Избранные сочинения: В 6 т. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1960. Т.VI. - 473 с.1Ъ.Курбанов М.М. Эпические жанры табасаранского фольклора.

66. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. 56 с. 19.Курбанов М.М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.-224 с.

67. Курбанов М.М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана.

68. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. 79 с. 81 .Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1132 стб.

69. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.-750 с.

70. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы, 1986, № 8. С. 74-88.

71. Лихачев Д.С. Прошлое настоящему: Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. - 576 с.

72. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала: Юпитер, 1997. - 262 с.

73. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: * Дагкнигоиздат, 1984.- 131 с.

74. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. - 296 с.

75. Мусаханова Г.Б. Татская литература. Махачкала: ДНЦ РАН, 1993.-352 с. %9.Мусаханова Г.Б. Жанр рассказа в современной татской литературе//Жанрыдагестанской советской литературы. Махачкала: ДФ АН СССР, 1979. С.123-143.

76. Наследие, возвращенное народу. Материалы о жизни и творчестве репрессированных поэтов и писателей Дагестана/ Сост. Г.Б. Мусаханова, отв. ред. С.Х. Ахмедов. Махачкала: ДФ АН СССР, 1990. - 224 с.

77. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: ДФ АН СССР, 1973. - 255 с.

78. Неупокоева И. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.

79. Огнев А. Русский советский рассказ. -М.: Просвещение, 1978.-208 с. 94.Омаров С.М. Народное образование в Дагестане. М.: Дагучпедгиз, 1968. -36 с.

80. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1985. - 22 с.

81. Печать Дагестана: Справочник. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983 - 171 с.

82. Письменные памятники Дагестана XVIII XIX вв. - Махачкала: ДФ АН СССР, 1989.-181 с.9%.Поспелов Г.И. Целостно-системное понимание литературных произведений//Вопросы литературы, 1982, № 3. С. 139-155.

83. Поспелов Г.И. Проблемы истории развития литературы. М.: Изд-во МГУ, 1972.-271 с.

84. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала: ДФ АН СССР, 1986.- 154 с.

85. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе: Сб. статей. Махачкала, 1986. - 176 с.

86. Рамазанов К. Табасаранская литература довоенных лет//Литературный Табасаран. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. С. 82-94./На таб. яз./.

87. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975.-248 с.

88. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Издательство МГУ, 1977.- 164 с.

89. Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей и материалов. Махачкала: ДФ АН СССР, 1991. С. 122-125.

90. Русская повесть XIX века. Л.: Наука, 1973. - 565 с.

91. Рыбальченко T.JI. Формирование философского романа в творчестве Ю. Трифонова. В кн.: Художественное творчество и литературный процесс. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1982. - 456 с.

92. Способность к диалогу. Часть 1. М.: Наследие, 1993. - 198 с.

93. Султанов К.Д. Расул Гамзатов: Очерк творчества. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 120 с.

94. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. -М.: Наука, 1989. 154 с.

95. Султанов К.К Национальные характеры нового типа в современной литературе//Положительный герой в современной советской литературе. -М.: Наука, 1988.-С. 363-385.

96. Табасаранские народные сказки/ Сост. Гасанов М.М. Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. - 234 с. /На табас. яз./.

97. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.: Просвещение, 1963.464 с.

98. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - 493 с.

99. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978.-239 с.

100. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала: v Дагкнигоиздат, 1998. - 254 с.

101. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004. - 437 с.

102. Xaiшагомедов Б.Г.-К., Шалбузов К.Т. Табасаранско-русский словарь. -М.: Наука, 2001.-477 с.

103. Ханмурзаев Г.Г. Проблема национального характера: образы северокавказских горцев в русской литературе XIX века: Дис. д-ра филол. наук. Махачкала, 1991.-374 с.

104. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Сов. писатель, 1975. 365 с.

105. Чечерин А. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1958. -372 с.

106. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция, жанров в адыгских литературах: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Тбилиси, 1979.-35 с.

107. Шихсаидов А.Р. Новые данные по средневековой .истории Дагестана//Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. -Махачкала, 1961. T.IX. С. 137- 153.

108. Юсуфов М.Г. К новым высотам. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. -72 с. /На табас. яз./.

109. Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 136 с.

110. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.-232 с.

111. Юсуфов М.Г. Табасаранская литература. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.- 276 с. /На табас. яз./.

112. Юсуфов Р. Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX века. М.: Наука, 1964. - 269 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.