Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Смирнова, Наталья Вениаминовна

  • Смирнова, Наталья Вениаминовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Свердловск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 200
Смирнова, Наталья Вениаминовна. Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Свердловск. 1984. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Смирнова, Наталья Вениаминовна

Введение

Глава I. Истоки и предпосылки жанра шутливой поэмы

Глава П. Жанр шутливой поэмы в творчестве A.C. Пушкина. ("Граф Нулин" и "Домик в Коломне").

Глава Ш. Поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша".

Глава 1У. Жанр шутливой поэмы в массовой литературе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х гг.»

Представляемая диссертация "Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х гг." ставит перед собой задачу рассмотреть формирование и развитие в русской литературе одной из модификаций поэмного жанра - жанра шутливой поэмы.

Актуальность исследования. Задача всестороннего изучения жанров в их обусловленности историческим развитием общества является одной из важнейших задач современного литературоведения. Советской наукой накоплен большой опыт в исследовании жанровых форм. Среди фундаментальных трудов по теории и истории жанров следует назвать работы Ю.Н. Тынянова "Архаисты и новаторы", Г.Н. Поспелова "Проблемы исторического развития литературы", М.М. Бахтина "Вопросы литературы и эстетики", В.М. Жирмунского "Байрон и Пушкин", А.Н. Соколова "Очерки по истории русской поэмы ХУШ - первой половины XIX вв.", И.Н. Неупо-коевой "Революционно-романтическая поэма", Г.В. Москвичевой "Жанры русского классицизма", Л.Г. Фризмана "Жизнь лирического жанра" и др.

Особую актуальность имеет изучение истории литературных жанров в период 1820-30-х гг., когда развитие романтизма и зарождение реализма в русской литературе сопровождалось активной перестройкой классицистической жанровой системы. В процессе ломки и трансформации канонических форм создавались новые структуры, в которых элементы традиционных жанров соединялись с новым содержанием - с повышенным интересом к отдельной личности и ее внутреннему миру.

Одним из таких жанров, отразивших единство преемственности и изменчивости жанровых форм, стала шутливая поэма 1820-30-х гг. Выбор шутливой поэмы в качестве предмета исследования определяется неизученностью жанра, обусловленной его принадлежностью к сфере веселого, развлекательного или, как называет его Стеблин-Коменский, "ненаправленного" смеха по отношению к которому в эстетике и литературоведении долгое время существовала инерция негативного восприятия.

Жанры, функции, поэтика шутливо-юмористических произведений в значительной мере остались вне поля зрения исследователей из-за того, что отсутствие социально-критической направленности шутливо-юмористических произведений приравнивалось к безыдейности , бессодержательности.

Неравномерная изученность области комического противоречила возрастающей тенденции современного литературоведения рассматривать историко-литературный процесс как диалектическое единство многообразных факторов, каждый из которых функционален и значим в эволюции литературы.

В последнее время правомерность "дискриминации" веселого и шутливого подвергается сомнениям. "Правильно ли мы поступаем, - пишет H.A. Яранцева, - сосредоточивая внимание при раср смотрении комического в основном на сатире?"

Единство обличительной и развлекательной сторон комического обосновано происхождением комедий от дионисийских шествий, в которых критическое начало уживалось с буйным жизнеутверждающим весельем. Стеблин-Коменский М.И. Историческая поэтика. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978, с. 158-159. о

Яранцева H.A. Трагическое и комическое. - В кн.: Природа и функции эстетического. - М.: Искусство, 1968, с. 273.

М.М. Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса" убедительно показал, что серьезное и смеховое восприятие жизни в народном сознании существовали неразрывно, что смех и шутка были неотъемлемой стороной буден, труда, лишений. Работа М.М. Бахтина дала философское обоснование "законного" существования в искусстве веселого смеха, стимулировала интерес к нему и тем самым предопределила сдвиг в сторону более пропорционального изучения области комического.

Рост исследовательского интереса к веселой сфере искусства отразился в целом ряде работ, посвященных юмору и шутке в литературе начала XIX в. - в статьях Р.В. Иезуитовой "Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина". - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Т. 10; Краснокутского B.C. Проблема комического в теории и творчестве арзамасцев. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Филология, 1973, № б; Степанова Л.А. Пушкин, Гораций, Ювенал. - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Т. 8; его же: Пушкин и жанр шутливой поэмы. - Науч. тр. / Кубан. гос. ун-т, вып. 183; его же: Пушкин и теория комического в русской эстетике первой трети XIX в. (там же); Жеравиной Л.В. В преддверии гоголевского смеха. - Рус, лит., 1975, № I; Хаева Е.С. 0 стиле поэмы "Домик в Коломне". - В кн.: Болдинские чтения, 1977; В. Марковича Ккор и сатира в "Евгении Онегине". - Вопр. лит., 1969, № I и др.

В указанных работах содержатся ценные наблюдения, касающиеся динамических процессов, происходящих в теорий комического в 1800-1830-е гг. В статьях Л.А. Степанова, B.C. Краснокутского устанавливаются связи между теоретическим осмыслением проблем смешного и литературной практикойА.С. Пушкина, писателей-арзамасцев. Значительное внимание исследователи уделяют анализу комического стиля (В. Маркович, Р.В. Иезуитова, Е.С. Хаев).

Но несмотря на возросший исследовательский интерес и наличие ценных выводов, касающихся проблем художественного смеха данного историко-литературного периода, основные жанровые формы шутливой юмористики, их поэтика, связь с потребностями новой литературной эпохи и движением эстетической мысли, их место и значение в эволюции литературы нуждаются в дальнейшем рассмотрении.

Цель и задачи исследования. Данная работа ставит перед собой цель рассмотреть один из шутливых жанров литературы 1820-30-х гг. - жанр шутливой поэмы. Цель достигается путем постановки и решения ряда конкретных задач, главными из которых являются следующие:

1) выявить теоретические предпосылки шутливой поэмы, показать связь жанра с эстетическими идеями времени;

2) рассмотреть генезис жанра, характер связи шутливой поэмы 1820-30-х гг. с комической поэмой ХУШ в. и стихотворной сказкой (новеллой), установить пути взаимодействия шутливой поэмы с параллельно развивавшимися поэтическими жанрами - романтической поэмой, дружеским посланием;

3) обосновать жанровую самостоятельность поэмы, охарактеризовав ее основные жанроообразующие признаки;

4) дать анализ идейно-художественного своеобразия шутливых поэм A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

5) показать особенности освоения жанра в массовой литературе;

6) определить место и значение шутливой поэмы в литературном процессе 1820-30-х гг., ее роль в становлении и утверждении реалистического метода.

Научная новизна работы. Жанрово-типологичеекий анализ поэмы 1820-30-х гг. позволил выделить в качестве значительного явления данного литературного периода жанр шутливой поэмы, который ранее не был объектом специального исследования. Фундаментальные труды А.Н. Соколова, В.М. Жирмунского, И.Н. Неу-покоевой, посвященные жанру поэмы, исключают шутливую модификацию жанра из круга рассматриваемых поэм в силу ее специфичности. А.Н. Соколов аргументирует исключение тем, что "история русской поэмы есть прежде всего история поэмы как жанра "воспевающего", как жанра "так или иначе связанного с категорией героического" »

В представляемой диссертации обосновывается принадлежность шутливой поэмы 1820-30-х гг. к поэмному жанру как через соотнесение ее с традицией комической поэмы и лирической поэзией, так и через конкретный анализ образцов жанра, в которых элемент "воспевания" поэзии обыденного занимает не последнее место.

Жанровый подход дает возможность привлечь -к исследованию малоизвестные произведения второстепенных литератрров и по-новому осмыслить шутливые поэмы Пушкина и Лермонтова. Проблематика, стиль, язык "Графа Нулина", "Домика в Коломне", "Тамбовской казначейши" рассматривались в ряде работ об этих поэмах, однако вопрос о типологических особенностях поэм, об их месте в контексте литературного развития не привлекал внимания историков литературы. Анализ поэм, включенных в историко-литературный процесс, обнажает не только природу и функции жанра как жанра литературно-полемического, в котором осуществляется самот

Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1955, с. 13. сознание литературы, но и позволяет отчетливо выделить актуальные задачи литературы 1820-30-х гг. в процессе их развития и смены. Автор диссертации стремится определить направленность развития жанра как следствие и выражение идейно-эстетических исканий эпохи, показать конструктивную роль шутливой поэмы в расширении эстетической сферы литературы, в разработке способов осмысления нового литературного материала, осмыслить жанр как необходимое звено в историко-литературном процессе.

На материале шутливой поэмы в диссертации рассматривается вопрос о связи художественного метода с определенной формой комического. В работе показано, что формирование 'реализма в литературе 1820-30-х гг. включало разработку качественно новых способов осмеяния, сопровождалось сменой сатирической формы комического юмористической, отражающей действительность и внутренний мир личности более полно и многосторонне.

Методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма с выдвинутыми в них принципами диалектики и историзма. В работе использованы работы по эстетике М.С. Кагана, Ю. Боре-ва, Б. Дземидока и упомянутые выше литературоведческие исследования, обладающие методологическим значением.

Материал и структура исследования. Первая глава работы "Истоки и предпосылки возникновения жанра шутливой поэмы" посвящена вопросам генезиса шутливой поэмы, выявлению ее связей с предшествовавшими и параллельно развивавшимися жанрами. Историко-литературный фон позволяет выяснить специфику отражения жанром одной из важнейших задач, стоящих перед русской литературой начала XIX в., - задачи освоения частной жизни человека в ее бытовой конкретности.

Значительное место в первой главе уделяется эстетическим предпосылкам жанра, а именно: анализу процессов, происходивших в теории коаШческого в первой трети XIX в., появлению критического отношения к художественным принципам сатиры и зарождению понятия "юмор".

Три последующие главы содержат конкретный анализ образцов шутливой поэмы в творчестве A.C. Пушкина, M.I0. Лермонтова и второстепенных литераторов.

Поскольку шутливая поэма ранее не выделялась как жанровое целое, то представляется необходимой предварительная мотивировка отбора материала.

Из четырех шутливых поэм Пушкина 1820-30-х гг. для анализа во второй главе привлекаются только "Граф Нулин" (1825) и "Домик в Коломне" (1830), потому что ни "Руслан и Людмила" (1820), ни "Гаврилиада" (1821) не стали продуктивной моделью шутливой поэмы. Этот факт объясняется в первую очередь их обращенностью к традиции ХУШ века.

Современникам поэта бросилась в глаза новизна "Буслана и Людмилы", они испытывали серьезные затруднения в вопросе, к какому роду поэм ее следует отнести и в итоге пополнили эстетику новым разделом "романтическая поэма", появление которого свидетельствовало, что в предшествовавшей поэзии отыскать прецеденты "Делана и Людмилы" не удалось. 4

Но спустя 24 года В.Г. Белинский подчеркнул в поэме не новизну, а традиционность, отметив, что произведение поэта "по своему содержанию и отделке принадлежит к числу переходных пьес Пушкина, которых характер составляет подновленный классицизм" Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955, т. 7, с. 367.

С точки зрения жанрового развития существенны оба момента - и то, что поэт точно воспроизвел основные параметры комической поэмы ХУШ в. (содержание, объем, пересечение нескольких фабульных линий, пародийность, авторские вмешательства в повествование, "чудесное"), и то, что он фактически разрушил цельную жанровую форму ХУШ в., подчинив ее построение свободной лирической стихии "Руслан и Людмила" была попыткой воскрешения традиционного жанра, ставшей его историческим завершением. В литературе 1820-х годов произведение Пушкина вызвало лишь слабый всплеск подражаний, быстро прекратившихся.

Жанровое влияние "Гаврилиады" на литературу 1820-х годов было еще незначительней. Роль поэмы не могла быть заметной по причине внелитературности ее материала и немногочисленности круга читателей. Помимо этого, "Гаврилиада" была прочно связана с европейской традицией антиклерикальной, кощунственной поэмы ХУШ века - поэмами Парни "Война богов" и "Потерянный рай", о

Орлеанской девственницей" Вольтера .

Возражая против преувеличения роли поэмы Б.В. Томашевский писал, что основа "Гаврилиады" - "издевка над догматами христианства была приметой вольтерьянства, вышедшего из моды . что в развитии поэтической системы Пушкина "Гаврилиада" лежит в 3 стороне от большой дороги романтических лет ." . См.: Томашевский Б.В. Пушкин. Кн. I. - М.; Л.: Изд-во АН' СССР, 1956, с. 311; Стенник Ю.В. 0 традициях ХУШ века в "Руслане и Людмиле". - Русская литература, 1968, № I, с. 114, 118. р

См.: Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно исторические исследования. - Л.: Наука, 1972, с. 281-325; Вольперт Л.И. 0 литературных источниках "Гаврилиады". - Рус. лит., 1966, № 3, с. 95-103. 3

Томашевский Б.В. Пушкин. Кн. I, с. 435.

Образцами жанра, воспринятыми литературой 1820-30-х гг., стали в творчестве Пушкина две последующие шутливые поэмы -"Граф Нулин" и "Домик в Коломне". Хотя они вобрали в себя принцип авторского самовыражения в качестве организующего начала поэмы, реализовавшийся уже в "Руслане и Людмиле", стиль повествования, комплекс комических приемов поэм ХУШ века, их роль в литературе 1820-30-х гг. оказалась неизмеримо выше.

Вторая глава работы "Жанр шутливой поэмы в творчестве A.C. Пушкина" рассматривает поэму "Граф Нулин" под углом зрения формирования жанровых признаков поэмы, а "Домик в Коломне" - с точки зрения дальнейшей трансформации жанра.

Следующим этапом изучения шутливой поэмы является анализ ее своеобразия в творчестве М.Ю. Лермонтова. Третья глава работы "Поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша" посвящена выявлению отразившихся в поэме характерных особенностей творческого мышления М.Ю. Лермонтова, а также процессов, происходивших в русской литературе второй половины 1830-х гг.

К числу шутливо-иронических поэм М.Ю. Лермонтова традиционно относят три поэмы 1830-х годов - "Сашку" (1835-36), "Тамбовскую казначейшу" (1836-37) и "Сказку для детей" (1839-40). Но при этом исследователями творчества М.Ю. Лермонтова неоднократно высказывалось предположение о принадлежности "Сашки" и "Сказки для детей" к иному жанру - жанру стихотворного романа Дурылин С. На путях к реализму. - В кн.: Жизнь и творчество Лермонтова. Сб. I. - М.; Л.: ГИХЛ, 1941, с. 211; Найдич Э. Поэма "Сашка". - В кн.: Творчество М.Ю. Лермонтова. - М.: Наука, 1964, с. 138.

В пользу этого предположения говорит целый ряд особенностей, характеризующих указанные произведения. В первую очередь к ним следует отнести масштаб проблематики. В "Сашке" и "Сказке для детей" Лермонтовым поднимаются глобальные - социальные и философские - вопросы, на которые не может претендовать шутливая поэма. Проблемы воспитания, творчества, крепостного права, положения женщины ^ ставятся поэтом серьезно и в известной степени драматично; иронический стиль не уничтожает драматизма, а лишь ослабляет его напряженность.

Характеры героев в указанных произведениях Лермонтова, как и их проблематика, выходят за рамки комического жанра: Нина и Сашка обрисованы как сложные натуры; для автора характерно повышенное внимание к их духовному миру. Способ обрисовки героев у Лермонтова иной, нежели в комических жанрах: облик Сашки предстает не статически, а показан в становлении, эволюции, та же тенденция намечается в образе Нины, что явно указывает на метод изображения, свойственный роману, а не поэме.

В силу указанных особенностей "Сашки" и "Сказки для детей" к жанру шутливых поэм с полным основанием можно отнести только одно из трех шутливо-иронических произведений Лермонтова 1830-х годов - поэму "Тамбовская казначейша".

Предметом исследования четвертой главы является массовая шутливая поэма, представленная преимущественно произведениями забытых второстепенных авторов.

1 См.: Найдич Э. Поэма "Сашка", с. 132-171. Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. - Л.: ГИХЛ, 1940, с. 127-160.

Перечень включенных в исследование произведений дан в примечаниях к книге В.М. Жирмунского "Байрон и Пушкин" дополнен рядом поэм, указанных в статье И.Н. Розанова "Ранние о подражания "Евгению Онегину" , а также поэмами, найденными автором работы путем изучения библиографических указателей A.B. Мезьер, С. Смирнова-Сокольского и просмотра разделов книжного обозрения в литературных журналах "Сын отечества", "Московский телеграф", "Московский вестник", "Галатея", "Телескоп", "Библиотека для чтения", "Московский наблюдатель", "Современник" за период с 1821 по 1840 годы.

При анализе произведений второстепенных литераторов автор руководствуется целью установить жанровые особенности массовой поэмы, отличающие ее от произведений Пушкина и Лермонтова, и выяснить, какие достижения жанра оказались -актуальны для русской литературы 1820-30-х гг. и закрепились в массовой литературе.

Теоретическая значимость и практическая ценность исследования. Выделение жанра шутливой поэмы в качестве значительного явления русского литературного процесса 1820-30-х гг. дополняет представление о жанровой системе, сложившейся в данный период. Анализ жанра позволяет расширить и углубить понимание диалектики взаимодействия традиционных и новых жанров, значения Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л.: Наука, 1978, с. 417. о

Розанов И.Н. Ранние подражания "Евгению Онегину". - В кн.: Пушкин. Временник пушкинской комиссии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, с. 213-239. комических жанров в литературной эволюции, а также обогатить представление о путях становления русского реализма, о способах освоения массовой литературой высших достижений эпохи.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении общего курса по истории русской литературы первой половины XIX в., в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству A.C. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, по истории жанра поэмы в русской литературе, а также служить конкретным материалом для разработки теории комического.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Смирнова, Наталья Вениаминовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изучения шутливой поэмы 1830-30-х гг. следует сказать, что возникновение жанра отвечало повышенному интересу эпохи к отдельной личности и было обусловлено необходимостью разрешения одной из насущных проблем литературы начала XIX в. -проблемы художественного освоения частной жизни человека.

Эта задача ставилась и разрешалась целым рядом жанров, в силу чего шутливая поэма взаимодействовала с романтической поэмой, дружеским посланием, разнообразными видами "домашней" поэзии, заимствуя у них элементы формы, поэтики, и продолжая их достижения. Сближаясь по роду особенностей с параллельно существовавшими лирическими жанрами, шутливая поэма одновременно заключала в'себе устойчивые типологические признаки комической поэмы. От комической поэмы ХУШ в. она унаследовала интерес к "обыкновенно^" герою, к непрезентабельным сторонам действительности, пародийно-полемическую направленность и цель - эстетическое освоение традиционно "низкого" материала. Но несмотря на то, что комплекс черт сближал шутливую поэму с родственными жанрами, она с полным основанием может быть выделена в самостоятельный жанр, обладающий четкими жанровыми признаками: "обыкновенным" героем, детальными быто- и нравоописательными зарисовками обыденной жизни, шутливо-иронической манерой повествования, полемичностью. Новизна жанра в значительной степени определялась тем, что традиционно "низкие" предметы осмыслялись в нем как обыкновенные, нормальные явления в ряду явлений жизни. В этом переходе "низкого" в новый эстетический ранг значительную роль сыграл отказ от сатирически-обличительной трактовки и выработка шутливо-иронической формы оценки.

Наиболее полно концепция обыденной действительности, как гармонической и внутренне поэтичной, отразилась в шутливых поэмах A.C. Пушкина "Граф* Нулин- " и "Домик в Коломне".

Поэт использует в них разнообразные способы поэтизации обыденного: типовой сюжет, октава, колорит - весь комплекс культурно-исторических ассоциаций, заложенных в поэмах, служит цели разрушить непроходимые границы между "большой" литературой и прозаической реальностью, подключить последнюю к эстетической сфере, шутливо приравняв к классическим образцам. Поэтизация обыденного осуществляется также через сближение автора с обрисованным миром, выражающееся в шутливо-юмористической тональности, которая далека от ригористической, однозначной обрисовки героев, "фламандского" быта. Мир действительности не отстоит от внутреннего мира автора, а взаимодействует с ним, вызывая достаточно сложное эмоционально-оценочное отношение - от едной насмешки до миролюбивой улыбки, легкого подтрунивания.

В творчестве Пушкина жанр обнаружил присущую ему гибкость и подвижность.

Если "Граф Нулин" утверждает поэзию действительности картинами самой действительности, то в "Домике в Коломне" в спор с традиционными понятиями о "высоком и низком" вступают сам автор, в связи с чем происходит лиризация структуры поэмы, ясно обнажается метаописательный план и полемическая природа жанра.

"Домик в Коломне" раскрывает скрытые ресурсы шутливой поэмы, возможность сосуществования в рамках жанра анекдотической истории и серьезной творческой проблематики, веселого и грустного, смешного и.глубоко лиричного, задушевного, что одновременно свидетельствует о тенденции к распаду жанра

чисто комического. В своих шутливых поэмах Пушкин достигает многоракурсного изображения действительности в единстве ее разнообразных сторон, что указывает на реалистический тип художественного мышления, который в отличие от предшествовавших ему методов, отражавших различные стороны реальности в различных жанрах, стремится соединить их внутри одного жанра. В этом процессе синтеза юмору, обладающему способностью нейтрализовать и сглаживать несовместимость разнородных явлений, принадлежит весьма существенная роль.

Поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша" явилась новым этапом развития жанра, отразившим в равной степени особенности творческого мышления Лермонтова и процессы, происходившие в литературе второй половины 1830-х годов.

Отталкиваясь от поэтических картин действительности, воплотившихся в "Евгении Онегине" и шутливых поэмах A.C. Пушкина, Лермонтов создает свою модель, которая служит не утверждению единой, нерасчлененной на поэзию и прозу реальности, а выявляет внутреннее неприятие поэтом мира "как он есть". "Тамбовская казначейша" отражает ощущение человека последекабрьс-кого поколения с присущим ему острым восприятием диссонансов действительности и по своему отрицающему пафосу принадлежит "гоголевскому" периоду русской литературы, отвергнувшему поиски гармонии и обратившемуся к обнажению противоречий.

Формой осмысления разлада с миром в поэме становится ирония, которая по своей универсальной направленности и художественным принципам близка романтической иронии. Поэтика произведения, все его уровни пронизаны контрастом "высокого" и 'киз-кого" стилей, которые,сталкиваясь, взаимно дискредитируют друг друга. Резкой насмешке подвергнуты и картины обыденной

жизни, и собственные высокие идеалы поэта, и само произведение как отражение несовершенства реальности. Поэт стремится возвыситься над изображаемым, и отстраненность, холодность иронии способствует этому.

Отношение Лермонтова к традициям пушкинского жанра двойственно:. с одной стороны, поэма учитывает и продолжает заложенные Пушкиным тенденции, о чем свидетельствует отход отгрямо-го способа подачи материала к завуалированной форме критики, антидидактизм, изложение нравственного облика героев. В стремлении раздвинуть границы жанра Лермонтов идет дальше Пушкина, ибо выходит за границы комизма не только на уровне авторского сознания, но и на уровне героев. Заметно, что лирическая природа жанра сковывает Лермонтова, его интерес к психологии героев почти переключает'внимание с трактовки действительности на "трагедию" героини, наряду с угасанием лирической струи, свидетельствует об эпизации жанра.

Своеобразие интерпретации жанра Лермонтовым - лишнее подтверждение гибкости жанра, обусловленной его задачей вводить в литературу новые явления, либо новые концепции и полемически утверждать их правомерность в искусстве.

Произведения массовой литературы еще более явно обнажают "литературность" жанра, его полемичность. Почти все они имеют четкий пародийный адрес - роман Пушкина "Евгений Онегин", но тем не менее не сводятся к пародиям. Они сочетают стремление овладеть темой и формой романа с задачей освободиться от его влияния, утвердить собственные понимание героя, по-своему описать быт и нравы.

Массовая поэма имеет свои, четко выраженные особенности: интерес к типологии, описательность, высокую степень детализа-

ции картин действительности, редукцию сюжета, обостренную полемичность.

Комплекс этих особенностей сближает массовую поэму с комической поэмой ХУШ в., в частности, с произведениями В. Майкова и Н. Чулкова, и свидетельствует о том, что массовая шутливая поэма более точно, чем поэмы Пушкина и Лермонтова следовала установленным канонам жанра комической поэмы.

С другой стороны, эти особенности отразили появление в литературе 1830-х годов новой тенденции - тенденции к сближению со всеми сферами действительности и их доскональному изучению и предвосхитили целый ряд художественных принципов натуральной школы. Таким образом, массовая поэма в свою очередь подтвердила историческую значимость шутливой поэмы как жанра, чутко реагирующего на смену эстетических идей и одним из первых приступающих к их реализации.

Видоизменяясь и обновляясь, шутливая поэма оставалась верной своему основному назначению - быть жанром-"первопроходцем", осуществлять введение в литературу новых тем и предметов, вырабатывать способы их осмысления, отстаивать их художественную ценность. Жанр служил эстетическим фильтром, через который новое проникало в искусство, чему в значительной степени спо-' собствовала комическая природа поэмы.

С переходом ключевых позиций в литературе к прозе, жанр утратил свою значимость. Отдельные образцы, представленные в. творчестве И. Тургенева, А.Фета, А. Майкова, А. Григорьева, А.К. Толстого, А. Жемчужникова, Н. Огарева не несли в себе принципиальной новизны, что сопровождалось постепенным разрушением их комической природы, реализацией той тенденции к выходу за рамки комического, которая отразилась уже в "Домике в

Коломне", в "Тамбовской казначейше". Но конструктивная роль, сыгранная жанром, определяет перспективы дальнейшего изучения комических жанров как необходимых и существенных звеньев историко-литературного процесса.

1.1. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I,

1.2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. T. I, с. 414-429.

1.3. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20, с. 339-626.

2.1. А.К. Вечер в клубе. Шуточный рассказ в стихах. - 42 с.

2.2. Анородист Н. Евгений и Людмила. Повесть. - Альманах на 1840 н., изд. Н. Анородистом. - с. 97-116.

2.3. Анородист Н. Странный случай. Гл. I. - Альманах на 1840 г., изд. Н. Анородистом, с. 29-38.

2.4. Бартдинский И. Роман моего отца. Стихотворная повесть. -Календарь муз на 1827 г., с. 11-23.

2.5. Бартдинский И. Фанни. Отрывок из повести "Роман моего отца". - Памятник отечественных муз на 1828 г., с. 233235.

2.6. Башилов А. Отрывки из романа в стихах. - Невский альманах на 1830 г., с. 252-257.

2.6. Башилов А. Гусар. Отрывки из повести. - Памятник отечественных муз на 1828. г., с. 209-215.

2.8. Богданович И.Ф. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. писа-

тель, Ленингр. отд-ние. 1957. - 257 с.

2.9. Боккаччо Д. Декамерон. - М.: Худож. лит., 1970. - 703 с.

2.10. Волков П. Признание на тридцатом году жизни. Повесть в стихах. - М., 1828. - 27 с.

2.11. Воскресенский М.И. Евгений Вельский. Роман в стихах. Гл. 1-3. - М., 1828-29.

2.12. Горкуша Н. Отрывок из безыменной повести. - Сын отечества, 1831, № 16, с. Ш-НЗ.

2.13. Граф Томский. Роман в стихах. Изд. Н. Колотенком. -Одесса, 1840, - 104 с.

2.14. Гофман Э.Т. Новеллы и повести. - Л.: Гослитиздат, 1936. - 798 с.

2.15. Дмитриев И.И. Полн. собр. стихотворений. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1967. - 502 с.

2.16. Ивелев (И.Е. Великопольский). Московские минеральные воды. Повесть в стихах. Гл. I. Консилиум. - М., 1831. -54 с.

2.17. Ирои-комическая поэма. - Л.: Изд-во писателей. 1934. -773 с.

2.18. Карамзин А. Борис Ульин. Повесть в стихах. - СПб, 1839. - 82 с.

2.19. Карцов Н. Семейство Комариных. - М., 1834. - 35 с.

2.20. Косяровский И. Именины. - Северный Меркурий, 1831, ч. 3, № 28, с. 115.

2.21. Лермонтов М.Ю. Соч. В 6-ти т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955 г.

2.22. Митрофанов П. Две доли. Отрывки из поэмы. - Невский альманах, 1939, ч. 3, с. 8-22.

2.23. Муравьев H.H. Котильон. Гл. I. Из стихотворного романа "Ленин, или жизнь поэта". - М., 1829. - 49 с.

2.24. Полина. Роман в стихах. Гл. 1-3. - СПб., 1839. - 69 с.

2.25. Поэты 1820-30-х годов. В 2-х т. - Л.: Сов. писатель, 1972.

Т. X - 792 с. Т. 2 - 766 с.

2.26. Пушкин A.C. Полн. собр. соч. В 10-ти т. - 4-е изд. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978 г.

2.27. веская стихотворная сказка (новелла) ХУШ - первой половины XIX в. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969. - 631 с.

2.28. Русские поэты 1790-1810-х гг. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние. - 511 с.

2.29. Севастьянов В. Горка под каретой. Сочинение в стихах. -М., 1839. - 15 с.

2.30. Севринов А. Владимир и Анета. Отрывок из романа. - Славянин, 1827, ч. I, № 12, с. 227-232.

Севринов А. Владимир и Анета. Отрывок из романа. Гл. I -Славянин, ч. 13, № I, с. 63-68.

2.32. Соловьев Ф. Студент. Стихотворная повесть. - М., 1830. -41 с.

2.33. Трилунный. Деревня. - Литературные прибавления к Русскому инвалиду на 1832 г., № 58, с. 463.

2.34. Федоров H.H. Писатель. Повесть в стихах. - М., 1840. -60 с.

2.35. Чудная невеста. Вероятная быль в стихах. - М., 1829. -36 с.

2.36. Шереметьевский П. "Тверской бульвар". Отрывок из поэмы.-Цинтия, 1832, с. 220-223.

3.1. Айхенвальд Ю. Пушкин. - 2-е изд., доп. - М., 1916. -82 с.

3.2. Алексеев М.П. Сравнительно-исторические-исследования. -

Л.: Наука, 1972. - 468 с.

3.3. Анненский И. Книги отражений.' - М.: Наука, 1979. - 680 с.

3.4. Бахман К. Всеобщее начертание теории искусств: В 2-х ч. -М., 1832. - 203 с.

3.5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

3.6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1965. - 527 с.

3.7. Бергсон А. Смех. - Собр. соч.: В 5-ти т., Т. 5. - СПб,

1914. - с. 322.

3.8. Берковский H.H. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1973. - 385 с.

3.9. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2-х т. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1979. - 550 е., 511 с.

ЗЛО. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (I8I3-I826) -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 580 с.

3.11. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М.: Сов. писатель, 1967. - 723 с.

3.12. Бонди С. 0 Душкине: Статьи и исследования. - 2-е изд. -М.: Худож. лит., 1983. - 478 с.

3.13. Ботникова А.Б. Э.Т. Гофман и русская литература (первая половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -206 с.

3.14. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. - М.: Наука, 1974. - 207 с.

3.15. Брюсов В.Я. Мой Пушкин. Статьи, исследования, наблюдения. - М.: Гос. изд-во, 1929. - 319 с.

3.16. Ваккенродер В. Об искусстве и художниках. - М., 1826. -314 с.

3.17. Ванслов В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. -403 с.

3.18. Веселовский А.Н. Собр. соч. Т. 5 - СПб, 1915. - 658 с.

3.19. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. - М.: Высш. школа, 1971. - 240 с.

3.20. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Гослитиздат, 1941.620 с.

3.21. Войцехович И.П. Опыт начертания общей теории изящных искусств. - М., 1823. - 58 с.

3.22. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе: (К пробл. рус.-фр. лит. связей конца ХУШ - нач. XIX вв.) - Таллин: Ээсти раамат, 1980. -216 с.

3.23. Вулис А. Метаморфозы комического. - М.: Искусство,. 1976. - 126 с.

3.24. Вяземский П.А. Записные книжки. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 307 с.

3.25. Вяземский П.А. Фон-Визин. - СПб, 1848. - 209 с.

3.26. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. - М.: Наука, 1978. - 287 с.

3.27. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М.: Искусство, 1970. - 214 с.

3.28. Галич А.И. Опыт науки изящного. - СПб, 1825. - 282 с.

3.29. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14-ти т. - М.: Соцэкгиз, 1929-1959.

Т. ХП. - Лекции по эстетике. Кн. I. - 471 с. Т. ХШ. - Лекции по эстетике. Кн. 2. - 362 с. Т. Х1У. - Лекции по эстетике. Кн. 3. - 440 с.

3.30. Георгиевский П.Е. Руководство к изучению русской словесности. - СПб, 1836. - 293 с.

3.31. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. - М.: Гос. акад. жудож. наук, 1926. - 185 с.

3.32. Гинзбург Л. О лирике. - М.; Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1964. - 382 с.

3.33. Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. - М.: Гослитиздат, 1941. - 224 с.

3.34. Глаголев А. Умозрительные и опытные основания словесности. - СПб, 1834. - 148 с.

3.35. Глухов А.И. Эпическая поэзия Лермонтова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 209 с.

3.36. Греч Н.И. Учебная книга российской словесности. В 4-х ч. - СПб, 1830.

3.37. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. - М.; Л.: Наука, 1964. - 300 с.

3.38. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве A.C. Пушкина. - М.: Просвещение, 1973. - 303 с.

3.39. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы ХУШ в. Дворянская фронда в литературе ХУШ в. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 236 с.

3.40. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистичкского стиля.-М.: Гослитиздат, 1957. - 414 с.

3.41. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Худож. лит., 1965. - 355 с.

3.42. Давыдов И.И. Чтения о словесности. Курс 3. - М., 1836. - 138 с.

3.43. Державин Н.С. Сборник статей и исследований в области славянской филологии. - M. ; JI. : Изд-во АН СССР. - 232 с.

3.44. Дземидок Б. О комическом. Пер. с польск. - М.:Прогресс, 1974. - 223 с.

3.45. Дмитриев A.C. Проблемы йенского романтизма. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 263 с.

3.46. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М.: Искусство, 1981. - 448 с.

3.47. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Исследования и материалы. Сб. I. - М.: Гослитиздат, 1941. - 642 с.

3.48. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние. - 424 с.

3.49. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -2-е изд., расшир. и перераб. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с.

3.50. Катенин П.А. Размышления и разборы. - М.: Искусство, 1981. - 374 с.

3.51. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

3.52. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

3.53. Кошанский Н. Общая риторика. - СПб, 1830. - 125 с.

3.54. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. - М.: Просвещение, 1965. - 349 с.

3.55. Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979. - 789 с.

3.56. Лотман ГО.М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс: Вводные лекции в изучении курса. - Тарту: Изд-во Тартус. гос. ун-та, 1975, - 109 с.

3.57. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 184 с.

3.58. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или "говорящие имена" в литературе. - Ташкент: Фан, 1978. - 146 с.

3.59. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. - 209 с.

3.60. Макарян А. 0 сатире. - М.: Сов. писатель, 1967. -276 с.

3.61. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. - М.: Худож. лит., 1969. - 510 с.

3.62. Макогоненко Г.П. Роман Пушкина "Евгений Онегин". -М.: Гослитиздат, 1962. - 146 с.

3.63. Манн Ю. 0 гротеске в литературе. - М.: Сов. писатель, 1966. - 183 с.

3.64. Манн Ю. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976. - 375 с.

3.65. Мерзляков А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. - М., 1822.

3.66. Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. В 3-х ч. - Горький: Изд-во Горьк. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 1974. - 1978.

Ч. I - 91 с. Ч. 2 - 192 с. Ч. 3 - НО с.

3.67. Москвичева Г.В. русский классицизм. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.

3.68. Одиноков В.Г. "И даль свободного романа". - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1983. - 160 с.

3.69. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. - СПб, 1821.

3.70. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М.: Гослитиздат, 1961. - 367 с.

3.71. Плаксин В. Учебный курс словесности. Кн. ч. 2. - СПб, 1844. - 357 с.

3.72. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

3.73. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Искусство, 1976. - 183 с.

3.74. Пушкин. Итоги и проблемы изучения. Коллективная монография. М.; Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1966. - 663 с.

3.75. Развитие русского в русской литературе. В 3-х т. Т.1.-М.: Наука, 1972. - 350 с.

3.76. Раич С.А. (Амфитеатров). Рассуждение о дидактической поэзии. - М., 1823. - 58 с.

3.77. Ясские эстетические трактаты первой трети XIX в. В 2-х т. - М.: Искусство, 1974. T.I. - 406 е.; Т. 2. - 647 с.

3.78. Розберг М.П.' Рассуждение о развитии изящного. - Дерпт, 1838. - 65 с.

3.79. Саккетти JI. Эстетика в общедоступном изложении. - ПГ., 1917. - 584 с.

3.80. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М.: Худож. лит., 1970. - 295 с.

3.81. Сквозников В.Д. Рзализм лирической поэзии. Становление реализма в'русской лирике. - М.: Наука, 1975. - 368 с.

3.82. Слонимский А. Мастерство Пушкина. - 2-е изд., испр. -М.: Гослитиздат, 1963. - 527 с.

3.83. Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX в.: Курс лекций, ч. I - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1972. - 264 с.

3.84. Соболев П.В. Эстетика Белинского. - М.: Искусство, 1978. - 240 с.

3.85. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ - первой половины XIX в. - М.: Изд-во МГУ, 1955. - 621 с.

3.86. Спенсер Г. Слезы, смех и грациозность. - СПб, 1898. -82 с.

3.87. Сретенский H.H. Историческое введение в поэтику комического. - Ростов на/Д., 1926. - 68 с.

3.88. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1960. - 498 с.

3.89. Томашевский Б.В. Пушкин. Опыт изучения творческого развития. Кн. I. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 743 с.

3.90. Томашевский Б.В. Пушкин. Опыт изучения творческого развития. Кн. 2. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отд-ние, 1961. - 575 с.

3.91. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. - 248 с.

3.92. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л.: Прибой, 1928. -596 с.

3.93. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1968. - 424 с.

3.94. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1976. - 574 с.

3.95. Фохт У.Р. М.Ю. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука, 1975. - 189 с.

3.96. Фридлендер Г.М. Литература в движении времени: Ист. -лит. и теорет^ очерки. - М.: Современник, 1983. - 300 с.

3.97. Чернец Л.В. Литературные жанры: Пробл. типологии и поэтики. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

3.98. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т., Т. I. - М.: Искусство, 1983. - 489 с.

3.99. Фейнберг И. Читая тетради Пушкина. - М.: Сов. писатель, 1981. - 432 с.

3.100. Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной • оценки. - Л.: Госиздат, 1924. - 168 с.

3.101. Элльсберг Я. Вопросы теории сатиры. - М.: Сов. писатель, 1957. - 428.с.

Ддмони В. Жан-Поль Рихтер. - В кн.: Ранний буржуазный реализм. - Л.: Гослитиздат, 1936, с. 543-586.

Асмус В. Круг идей Лермонтова. - В кн:: Литер, насл-во, М.: АН СССР, 1941, т. 43-44, с. 82-129.

4.3. Баевский B.C. Структура художественного времени в "Евгении Онегине". - Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1982, т. 41, № 3, с. 207-218.

4.4. Баевский B.C. Традиция "легкой поэзии" в "Евгении Онегине". - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы, Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982, т. 10, с. 106-120.

4.5. Бахтин М.М. Искусство слова и народная смеховая культура. (Рабле и Гоголь). - В кн.: Конекст. - 1972: Литературно-критические исследования. М.: Наука, 1973,

с. 248-259.

4.6. Бахтин М.М. Слово в романе. - Вопр. лит., 1965, № 8, с. 84-90.

4.9. Беликова A.B. "Евгений Онегин" A.C. Пушкина и "Дон-Жуан" Д.Г. Байрона. - Романы в стихах. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология, 1982, № 2, с. 71-78.

4.8. Бонди С. Поэмы Пушкина. - В кн.: Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10-ти т. М.: Гослитиздат, i960, т. 3, с. 482-520.

4.9. Бочаров С. Форма плана. - Вопр. лит., 1967, № 12,' с. II5-I36.

4.10. Бухтшаб Б.Я. Из истории борьбы литературных староверов с Пушкиным. - Тр./ Ленингр. гос. библ. ин-т им. Н.К. Крупской, 1957, т. 2, с. 251-256.

4.11. Варшавский И.Л. Исторический очерк исследования иронии. - В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М.: Изд-во МГУ, 1978, вып. II, с. 45-52.

4.12. Вершинина Н.Л. К вопросу об источниках поэмы "Граф. Нулин". - В кн.: Проблемы современного пушкиноведения, Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена, 1981, - с. 91-101.

4.13. Виноградов В.В. Стиль и композиция первой главы "Евгения Онегина". - F^cck. яз. в школе, 1966, № 4, с. 3-21.

4.14. Винокур Г.О. Слово и стих в "Евгении Онегине". - В кн.: Пушкин: Сб. статей. М.: Гослитиздат, 1941.

4.15. Вольперт Л.И. Пушкин и Альфред де Мюссе: 0 пародийности "Домика в Коломне". - В кн.: Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976, с. 126-135.

4.16. Герштейн Э. Тамбовская казначейша. - В кн.: Литер, насл-во., М.: Изд-во АН СССР, 1952, т. 58, с. 142143.

4.17. Гинзбург JI. Пушкин и лирический герой русского романтизма. - В кн.: Пушкин. Материалы и исследования. Т.4.-М.; Л.; Изд-во АН СССР, 1962, с. 140-150.

4.18. Глухов А.И. Сатирическая поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". (К вопросу о традициях Пушкина и Гоголя). - В кн.: 0 традициях и новаторстве в литературе и устном народном творчестве. Уфа: Башкир, гос. ун-т им. 40-летия Октября, вып. 2, 1972, с. 94-108.

4.19. Грехнев В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина "Евгений Онегин". - Пушкин. Исследования и материалы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1979, т. 9, с. 100-110.

4.20. Грехнев В.А. Дружеское послание пушкинской поры как жанр. - В кн.: Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1978, с. 32-48.

4.21. Гордин A.M. Заметка Пушкина о замысле "Графа-Нулина". -В кн.: Пушкин и его время. Исследования и материалы. -Л.: Изд-во гос. Эрмитажа, 1962, вып. I, с. 232-245.

4.22. Гордин A.M. Пушкин и Крылов. (К вопросу об иронических сказках). - Изв. АН СССР, Сер. лит. и яз., 1982, т. 41, № 3, с. 18-25.

4.23. Гроссман Л.П. Стиль и жанр поэмы "Руслан и Людмила". -Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-т, 1955, т. 48, вып. 5,

с. I43-I9I.

4.24. Гуменная Г.Л. Заметки об авторской иронии в "Евгении Онегине". - В кн.: Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977, с. 46-55.

4.25. Гуменная Г.JI. Пушкин и шутливые поэмы ХУШ в.: (К проб-. леме двупланового повествования). - В кн.: Болдинские чтения. Горбкий: Волго-Вятское кн. изд-во, 1982, с. 135146.

4.26. Дурылин С. На путях к реализму. - В кн.: Жизнь и творчество Лермонтова. М.: Гослитиздат, 1941, сб. I,

с. 197-232.

4.27. Ефимова М.Т. Реалистическая поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". - Науч. зап. / Херсон, гос. пед. ин-т им. Н.К. Крупской, 1956, вып. 6, - с. 335- ■ 350.

4.28. Ефимова М.Т. Традиции Пушкина в реалистических поэмах Лермонтова. - В кн.: Пушкинский сб. Псков; Псков, гос. пед. ин-т, 1962, с. 44-56.

4.29. Жегалкина Е.П. Надеждин, критик Пушкина. - Уч. зап./ Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской, 1958, т. 66, вып. 4, с. 79-101.

4.30. Жеравина Л.В. В преддверии гоголевского смеха. - Ftyc. лит., 1975, № I, с. 126-137.

4.31. Зотов В. "Граф Нулин" и юмористическая поэма A.C. Пушкина. - Северное сияние, 1862, т. I, с. 289-298.

4.32. Иезуитова Р.В. Душкин и эволюция романтической лирики в конце 1820-х и в 1830-х годах. - В кн.: Пушкин, Исследования и материалы. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, т. 6, с. 60-97.

4.33. Иезуитова P.B. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и

Пушкина 1810-х гг. - В'кн.: Пушкин. Исследования и материалы. JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982, т. 10, с. 22-47.

4.36. Измайлов Н.В. Из истории русской октавы. - В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. - Л.: Наука, 1971, с. 102-110.

4.37. Ильютенко Е.И., Танасов A.M. Методологические проблемы взаимоотношения основных форм комического и специфика карикатуры. - В кн.: Вопросы исиории и теории эстетики. М.: Изд-во МГУ, 1974, вып. 8, с. 3-14.

4.36. Кожинов В.В. 0 принципах построения истории литературы.-В кн.: Контекст - 1972. - Литературно-критические исследования. - М.: Наука, 1973, с. 276-302.

4.37. Кожинов В.В. Типология и своеобразие. (Еще раз.о построении истории русской литературы.)- В кн.: Контекст -1975. Литературно-критические исследования. М.: Наука, 1977, с. 241-266.

4.38. Кукулевич A.M. Майков. - В кн.: История русской литературы, т. 4. - М.: Изд-во АН СССР, 1947, е. 211-227.

4.39. Купреянова E.H. К вопросу о классицизме. - В кн.: ХУШ век. Сб. 4., - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959, с. 5-44.

4.40. Купреянова E.H. Что такое романтизм и что такое реализм? - Рус. лит., 1974, № 2, с. 109-120.

4.41. Лаушкина А.Г. Композиционный и сюжетный центр романа A.C. Пушкина "Евгений Онегин". - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология, 1967, № 6, с. 28-41.

4.42. Левин Ю.Д. Авторская речь в "Евгении Онегине". - Рус. яз. в школе, 1969, № 2, с. 9-19.

4.43. Левин Ю.Д. Некоторые вопросы шексперизма Пушкина. -В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974, т. 7, с. 58-85.

4.44. Лртман Ю.М. К эволюции построения характеров в романе "Евгений Опегин". - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, i960, т. 3, с. 131173.

4.45. Мануйлов В.А. "Тамбовская казначейша" повесть в стихах.-В кн.: Лермонтов М.Ю. Тамбовская казначейша. Повесть в стихах. - Л.: Художник РСФСР, 1978, с. 86-91.

4.46. Мануйлов В.А. Тамбовская казначейша. - В кн.: Лермонтовская энциклопедия, с. 561-562.

4.47. Найдич Э.Э. Лермонтов и Пушкин. (К вопросу об эволюции творчества Лермонтова в 1834-1837 гг.). - В кн.: М.Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе: Северо-Осет. кн. изд-во, 1963, с. 88-103.

4.48. Найдич Э. Поэма "Сашка". - В кн.: Творчество М.Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1964, с. 132-149.

4.49. Нейман Б.В. Фантастическая повесть Лермонтова "Штосс". -Науч. докл. высш. кшолы. Филологич. науки, 1967, № 2,

4.50. Никитина Е.П. 0 традиционном и новом в истории развития русской поэзии. - В кн.: Спецкурсы кафедры русской литературы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, вып. I, с. 97108.

4.51. Нольман М. Лермонтов и Байрон. - В кн.: Жизнь и творчество Лермонтова. М.: Гослитиздат, 1941, сб. I, с. 507548.

4.52. Паси И. Ирония как эстетическая категория. - В кн.: Марксиссско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. Л.: Наука, 1980, с. 60-83.

4.53. Пауков H.A. Некоторые функции авторской иронии и сатиры в прозе A.C. Пушкина. - Уч. зап./ Кишин гос»- ун-т им. В.И. Ленина, т. 88, I ч., 1970, с. 28-43.

4.54. Пауков H.A. Пушкин и сатирическая традиция Фонвизина. -В кн.: Пушкин на юге. Труды пушкинских конференций Кишинева и Одессы. Кишинев: "Штиинца", 1961, т. 2. -

с. 248-257.

4.55. Переверзев В.Ф. Пушкин в борьбе против русского плутовского романа. - В кн.: Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1968, с. 140-158.

4.56. Подгаецкая И.Ю. 0 французском классическом стиле. -В кн.: Типология стилевого развития hobodd времени. М.: Наука, 1976, с. 231-258.

4.57. Поспелов Г.Н. "Евгений Онегин" как реалистический роман.- В кн.: Пушкин. Сб. статей. М.: Гослитиздат,1941.

4.58. Розанов И.Н. Две повести в стихах о московском студенте. (Отголоски "Сашки" Полежаева и "Евгения Онегина" A.C. Пушкина). - В кн.: Сб. статей к 40-летию ученой деятельности академика A.C. Орлова. М.; JI.: Изд-во АН СССР, 1934, с. 91-108.

4.59. Розанов И.Н. Ранние подражания "Евгению Онегину". -Временник пушкинской комиссии. М.; JI.: Изд-во АН СССР, 1936, с. 213-239.

4.60. Розанов И.Н. Пушкин и итальянские писатели ХУШ и начала XIX вв. - Изв. АН СССР. Отдел общ. наук, 1937, № 2-3,

с. 337-268.

4.61. Рыбникова М.А. Автор в "Евгении Онегине". - В кн.: Рыбникова М. По вопросам композиции. М., 1924. - с. 2245.

4.62. Семенко И.М. О роли образа автора в "Евгении.Онегине". -Тр./ Ленингр. гос. библ. ин-т им. Н.К. Крупской, 1957,

т. 2, с. 127-146.

4.63. Сидяков Л.С. Колорит в произведениях Пушкина рубежа 1830-х гг. - В кн.: Болдинские чтения, Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1976, с. 17-30.

4.64. Сидяков Л.С. "Евгений Онегин", "Цыганы" и "Граф Нулин". (К эволюции пушкинского стихотворного повествования. -В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978, т. 7, с. 5-21.

4.65. Сидяков Л.С. 0 роли образа автора в поэме "Домик в Коломне".- В кн. Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977, с. 36-45.

4.66. Сидяков JI.С. Поэма "Домик в Коломне" и художественные искания Пушкина рубежа 30-х гг. XIX в. - В кн.: Пушкинский сб. - Псков: Изд-во Псков, гос. пед. ин-та им. С.М. Кирова, 1968, с. 3-14.

4.67. Скибин С.М. Своеобразие и национально-историческая обусловленность иронии в лирике М.Ю. Лермонтова. - В кн.:

М.Ю. Лермонтов. Проблемы типологии и историзма. - Рязань: Рязан. гос. пед. ин-т, 1980, с. 23-32.

4.68. Скибин С.М. Функция иронии в формировании жанра реалистической поэмы. - В кн.: Жанровое своеобразие произведений русских писателей ХУШ-Х1Х вв. - М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 31-42.

4.69. Соболев П.В. Категория комического в русской эстетике 1800-1840-х гг. - В кн.: Категории этики и эстетики. -Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена, 1973, с. 24-49.

4.70. Соколов А.Н. Жанровый генезис шутливых поэм A.C. Пушкина. - В кн.: От "Слова о полку Игореве" до "Тихого Дона". - Л.: Наука, 1969,. с. 70-79.

4.72. Соколов А.Н. От комической поэмы к социально-психологическому роману. (0 композиции "Евгения Онегина"). -Тр./ Орехово-Зуевский пед. ин-т, 1936, с. 68-94.

4.72. Соколов А.Н. Стихотворная сказка (новелла) в русской литературе. - В кн.: Стихотворная сказка (новелла) ХУШ - начала XIX вв. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969, с. 5-42.

4.73. Стеблин-Каменский М.И. Апология смеха. - В кн.: Стеб-лин-Каменский М.И. Историческая поэтика. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978, с. 158-172.

4.74. Стенник Ю.В. О роли национальных поэтических традиций ХУШ в. в поэме Пушкина "Руслан и Людмила". - Бус. лит., 1969, № I, с. Ю7-122.

4.75. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе. - В кн.: Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974, с. 168-202.

4.76. Степанов В.П. Литературные реминисценции у Пушкина. -В кн.: Временник пушкинской комиссии. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974, с. 109-114.

4.77. Степанов Л.А. Заветы Пушкина-пародиста. - Кубань, 1974, № I, с. 100-105.

4.78. Степанов Л.А. Пушкин, Гораций, Ювенал. - В кн.: Пушкин, Исследования и материалы. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978, т. 8, с. 70-89.

4.79. Степанов Л.А. Пушкин и жанр шутливой поэмы. - В кн.: Эстетические взгляды писателя и художественное творчество. - Краснодар: Изд-во Краснодар, гос. ун-та, 1974, с. 22-43.

4.80. Степанов Л.А. Пушкин и теория комического в русской эстетике первой трети XIX в. - Науч. тр. / Кубан. гос. ун-т, 1977, вып. 230, с. 48-66.

4.81. Степанов JI.А. Пушкинский юмор и образ Татьяны Лариной. -В кн.: Романтики и реалисты. - Краснодар: Изд-во Краснодар, гос-. пед. ин-та, 1970, с. 8-13.

4.82. Томашевский Б.В. Ирои-комическая поэма. - В кн.: Ирои-комическая поэма. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934, с. 77-87.

4.83. Томашевский Б.В. Строфика Пушкина. - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956, т. 2, с. 32-169.

4.84. Тройская М.Л. Жан-Поль Рихтер в России. - В кн.: Западный сб. М.; Л.: Гослитиздат,'1937, т. I, с. 257-290.

4.85. Турумова К. "Евгений Вельский" и его автор. - Bon. лит., 1972, № 8, с. 106-125.

4.86. Удодов Б.П. Концепция личности в романе A.C. Пушкина "Евгений Онегин". - В кн.: Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1979, с. 22-53.

4.87. Фомичев С.А., Курганов Е.Я. Из реального комментария к поэме "Домик в Коломне". - В кн.: Временник пушкинской крмиссии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983, с. 122126.

4.88. Фомичев С.А. К творческой истории поэмы "Домик в Коломне". (Наблюдения над рукописью). - В кн.: Временник пушкинской комиссии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980, с. 49-57.

4.89. Фомичев С.А. Периодизация творчества A.C. Пушкина.

(К постановке вопроса). - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Т.10. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982, с. 32-51.

4.90. Фридлендер Г.М. Поэмы Пушкина 1820-х гг. в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе. (К характеристике повествовательной структуры и образного строя поэм Байрона и Пушкина). - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974, т. 7,

с. 100-122.

4.91. Фридлендер Г.М. Пушкин и пути русской литературы. - В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, с. 17-60.

4.92. Фридман Н.В. Пушкин-сатирик.' - В кн.: Пушкинские чтения на Верхневолжье. Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1974, сб. 2, с. 3-42.

4.93. Хаев Е.С. 0 стиле поэмы "Домик в Коломне". - В кн.: Бол-динские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977, с. 24-35.

4.94. Хаев Е.С. Особенности стилевого диалога в "Онегинском" круге произведений Пушкина. - В кн.: Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979, с. 95109.

4.95. Харлап М. Полемический смысл "Домика в Коломне". •Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., т. 39, 1980, № 3,

с. 219-229.

4.96. Худошина Э.И. К вопросу о стиховом эпосе Пушкина как целостной системе. - В кн.: Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983, с. 180-188.

4.97. Худошина Э.И. 0 сюжете стихотворных повестей Пушкина.

("Граф Нулин", "Домик в Коломне", "Медный всадник"). -В кн.: Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1979, с. 28-47.

4.98. Цейтлин А. Характеры Пушкина. - Лит. учеба, 1937, № I, с. 38-66.

4.99. Чумаков Ю.Н. К историко-типологической характеристике романа в стихах. ("Евгений Онегин" и "Спекторский"). -В кн. Болдинские чтения. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977, с. 106-118.

4.100. Чумаков Ю.Н. 0 традиции русского стихотворного романа. - (Пушкин - Полонский - Блок). - В кн.: Проблемы современного пушкиноведения. Л.; Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.И. Герцена, 1981, с. 66-77.

4.101. Шкловский В. Евгений Онегин. (Пушкин и Стерн). - В кн.: Шкловский В. Очерки по поэтике Пушкина. - Берлин: Эпоха, "1923, с. 24-41.

4.102. Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. - В кн.: Лит. наследство. - М.: Изд-во АН СССР, 1941, т. 43-44, с. 118-169.

4.103. Эйхенбаум Б. 0 замысле "Графа Нулина". - В кн.: Эйхенбаум Б. 0 поэзии. - Л.: Сов. писатель, 1969, с. 169180.

5.1. Басихин Ю.Ф. Ранние поэмы И.С. Тургенева: Автореф. дис

канд. филолог, наук. - М., 1969, - 22 с.

5.2. Коровин В.И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского романтизма: Автореф. дйс. доктора филолог, наук. - М., 1982. - 30 с.

5.3. Пивоев В.М. Ирония как эстетическая категория. - Автореф. дис. канд. филос.наук. - Л., 1981. - 21 с.

5.4. Б&лон Анила. Шутливые поэмы Лермонтова. (Генезис и жанровое своеобразие). - Автореф. дис. канд. филолог, наук. - М., 1976. - 23 с.

5.5. Скибин С.М. Проблемы иронии в поэтике М.Ю. Лермонтова. -Автореф. дисс. канд. филолог, наук. - М., 1982. -

5.6. Хаджиабдич Я. Русская стихотворная сказка и французский

(ун^в. ХУШ - первой половины XIX вв. - Автореф. дис. канд. филолог', наук. - М., 1981. - 24 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.