Жанровая специфика улигеров хори-бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич

  • Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 149
Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич. Жанровая специфика улигеров хори-бурят: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-Удэ. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич

Введение.

Глава I. Сюжетный состав, мотивы и композиция хоринских улигеров

1.1. Сюжетный состав хоринских улигеров.

1.2. Мотивы хоринских улигеров.

1.3. Композиция хоринских улигеров.

Глава II. Поэтика и эволюция образов в хоринских улигерах.

2.1. Художественно-изобразительные средства.

2.2. Эволюция образов в хоринских улигерах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая специфика улигеров хори-бурят»

Бурятские улигеры впитали в себя многие стороны жизни своих творцов, их быта, нравов, художественно-эстетических и религиозно-философских воззрений. Они отразили наиболее значимые исторические события прошлых эпох, находясь в тесной связи со всеми общественно-политическими и историческими процессами, происходившими на протяжении развития бурятского общества.

Основная тема многих бурятских улигеров - поход за своей суженой преодолевая неимоверно трудные препятствия. Не менее важным для баторов является защита родного очага, сородичей, имущества-скота, табунов от враждебных ханов-захватчиков.

В период активного своего бытования улигеры представляли собой большие стихотворные сказания объёмом до 5-6 тысяч стихотворных строк. Крупные образцы героического эпоса достигали размеров от 10 до 20 тысяч стихотворных строк. В процессе бытования в сюжетных звеньях улигеров наряду с ранними мотивами появляются более поздние: борьба с иноземными ханами, захват чужих земель, пленение родителей и сородичей.

Бурятский героический эпос подразделяется эпосоведами на три группы: эхирит-булагатский, унгинский и хоринский.

Хоринскую группу улигеров составляют героические сказания хори-бурят относящихся к одной из племён, составляющих ядро бурятского народа.

Этноним «хори» учёные связывают с племенем хори-тумат из монгольской исторической хроники «Сокровенное сказание монголов» [Сокр. сказание монголов, 1990, с.119]. Как известно из вышеупомянутой хроники, племя хори-тумат было разбито войсками Чингисхана и отдано во владение ойратов. «Это обстоятельство сказалось в частности в том, что в современной калмыцкой этнонимии встречаются названия некоторых хоринских родов, таких как шарад, гучад» [Номинханов, Авляев, 1973, с. 132.]. Как полагают некоторые учёные, после разгрома и отдачи хоринцев ойратскому Худуха-беки, они стали кочевать по территории Хангайского нагорья, освободившегося в результате разгрома найманов монголами.

Так Г.Е. Грум-Гржимайло, ссылаясь на китайский источник Мэн-гу-ю-му-цзи, указывает, что в начале XIII века хоринцы совместно с монголами стали жить на найманских землях [Грум-Гржимайло, 1924, с.411-412]. Это не означает, что хоринцы полностью покинули территорию своего проживания в Прибайкалье. Определенная часть, обитавшая в более отдалённых горнотаёжных районах, по всей вероятности осталась на окраине ранее занимаемых ими земель. Согласно летописям самих хоринцев, [Повествование о Бальжин-хатун] один из тумэтских ханов передал их солонгутскому Бубэй-бэйлэ в качестве приданого своей дочери, вышедшей замуж за сына бэйлэ. Из-за притеснений живущих там племен в 90-х г. XVI в. хоринцы были вынуждены бежать в Забайкалье. Через несколько лет основная часть хоринцев была возвращена в Баргу, но снова бежала и присоединилась к оставшимся в Забайкалье сородичам. Находясь под постоянной угрозой со стороны монголов, они ещё подвергались нападению улят-хамниганов, поэтому в начале XVII в. ушли через Кудару на остров Ольхон и северное побережье Байкала, а через 40 лет вернулись обратно в Забайкалье [Цыдендамбаев, 2001, с.162.]. Согласно преданиям самих хоринцев, они являются потомками легендарного первопредка Хоридоя. По известной легенде, Хоридой женился на девушке в образе лебедя. От этого брака родились одиннадцать сыновей, ставших впоследствии прародителями одиннадцати хоринских родов, которые делятся на две группы: галзутскую и харганаевскую.

Ц.Б. Цыдендамбаев исконной хоринской группой считает галзутскую с родами галзут, шарайт и гучит с интегрированными хуасай и кубдут. Более поздней хоринской группой считает харганаевскую, первоначально состоявшую из родов харганай, худай, хальбин, к которым присоединились роды бодонгут, батанай и цаган. По словам автора среди эхиритов присутствуют такие хоринские роды, как галзут, шарайт, гучад и хуасай, которые составляют первую группу из одиннадцати родов, считаются согласно устной традиции самих хоринцев, наиболее древними [Цыдендамбаев, 1972, с.198-200]. О древности их отделения от остальной массы хоринцев может свидетельствовать тот факт, что они практически не имеют особых представлений об этническом родстве со своими забайкальскими сородичами [Балдаев, 1970, ч.1.]. Тотем хоринцев птицу лебедь, Ц.Б. Цыдендамбаев относит к тюркам: «По-видимому, хоринцы очень долго находились в экзогамных взаимобрачных и вместе с тем в зависимых отношениях с тюрками во времена господства их в Центральной Азии» [Цыдендамбаев, 2001, с.167.].

Основная часть населения хоринцев расселена по долине рек Уда, Селенга, Хилок и их притоков. В административном отношении хоринские буряты ранее были разделены на Хоринскую и Агинскую степные думы. В Are хоринцы проживают в низовьях рек Онон, Ara и Ингода.

Впервые эпос хори-бурят впервые был зафиксирован в 1870-х гг. хоринским летописцем Ванданом Юмсуновым. Улигер, который он записал, назывался «Эреэлдэй Богдо хан, имеющий коня Эрбэд Сохор», и был восстановлен Юмсуновым по памяти. В 1962 году этот улигер был издан Ц.А. Дугар-Нимаевым в журнале «Байгал» [Байгал, 1962, №4.]. Краткий пересказ улигера «Болод Хурай» на русском языке издан Г.Н. Потаниным в 1893 году [Потанин, 1893, с.391]. Ценность изданного улигера заключалась в том, что впервые научной общественности было представлено героическое сказание хори-бурят.

В 1913-1914 гг. опубликована работа лингвиста-монголоведа А.Д. Руднева «Хори-бурятский говор», которая получила высокую оценку исследователей за точную фиксацию языковых особенностей говора хори-бурят. В данной книге изданы улигеры «Лодой Мэргэн», «Шоролтор Мэргэн», «Убгэн Жибжэн», а также двадцать сказок с близкими к оригиналу переводами их на русский язык. Запись была осуществлена в Петербурге от 14-летнего уроженца Кижинги Галана Ниндакова.

Огромная работа по собиранию и изучению хоринских улигеров была проведена выдающимся учёным Ц.Ж. Жамцарано. Им были собраны, по его собственной оценке, примерно треть всех сохранившихся бурятских улигеров. Большую ценность представляют его записи и замечания об исполнении улигеров рапсодами, о трудности собирания, об угасании эпической традиции у бурят. Фольклорный материал, собранный им, зафиксирован в период активного бытования героического эпоса хори-бурят.

В 1908 г. от шестидесятитрехлетнего сказителя Базара Галданова Ц.Жамцарано записал улигеры «Мэньелтэ Мэргэн», «Хэедэр Мэргэн», «Саазуунай ху6уун», «Долоолин луугаа басаган», «Намуунай ху6уун», «Жибжэлтэ Мэргэн», «Тумэр Болдор», «Хан Хашагта Мэргэн», «Шулуун Болдор», которые хранятся в городе Санкт-Петербург в архиве Института Востоковедения [ЛО ИВ РАН, ф.62 оп.1, ед.хр.14, №16]. Улигер «Мэньелтэ Мэргэн» был издан в 1984 году со вступительной статьей и примечаниями М.Н. Намжиловой и Ц.-А. Дугар-Нимаева. А в 1988 году М.Н. Намжилова издает улигер «Хэедэр Мэргэн». Также Ц. Жамцарано от акшинского улигершина Ампруна записал несколько улигеров: «Алтаанай эзэн», «Болоодор эзэн», «Бужилту тушэмэл», «Бодхон Харалдай», «Унчэн ганца хуу» и «Имеющий быстроного пятнистого коня Цохондой Мэргэн». Эти улигеры были изданы Д.Г. Дамдиновым в 1984 г. с переводом на русский язык.

Ц.Ж. Жамцарано впервые дал классификацию улигеров бурят, которые разделил на эхирит-булагатские и хоринские. При этом он выделил характерные их признаки:

1) Различие шаманских понятий и представлений в героическом эпосе хоринцев и эхирит-булагатов, постепенное вытеснение их образами буддийской мифологии монголов;

2) Большой удельный вес архаичных мотивов в повествованиях эхирит-булагатов, по сравнению с хоринцами. Здесь Ц.Ж. Жамцарано указывает на лучшую сохранность эпической традиции именно среди охотников;

3) Преобладание в хоринских сказаниях мотивов кровной мести, властолюбия в противоположность внутрисемейным конфликтам у эхирит-булагатов;

4) Борьба с тэнгриями у хоринцев, и напротив обращение к ним за помощью у эхирит-булагатов;

5) «Богатырство» у хоринских эпических героев, проявление обмана и коварства в эхирит-булагатских;

6) Соизмеримость жизни героя с человеческим веком у эхирит-булагатов. У хоринцев события и расстояния исчисляются десятками тысяч лет [Жамцарано, 1913-1914 гг. Вып.1-3, с.26-30].

Большой вклад в дело собирания и изучения фольклора монгольских народов внёс Г.Д. Санжеев. В 1929 г. в Окинском районе он записал улигеры-«Богдо Хубшэ Мэргэн» и «Эрэ Согто Мэргэн». Там же Г.Д. Санжеевым была обнаружена «Монгольская повесть о хане Харангуе», которая определена им как «письменная переработка, вероятно устной, героической эпопеи размноженная среди окинских бурят.» [Санжеев, 1937, с.6]. В отличие от Ц.Ж. Жамцарано, Г.Д. Санжеев выделяет две эпические традиции: эхирит-булагатскую и унгинскую, не упоминая хори-бурятский эпос. «.Все остальные эпосы суть нечто среднее между унгинскими и булагатскими эпосами» [Санжеев, 1936, с.24]. М.И. Тулохонов справедливо пишет, что Г.Д. Санжеев первым выделил стадиальные образования в бурятском эпосе, охарактеризовал типы сказителей, исследовал древнюю идеологию на основе содержания архаичных улигеров [Тулохонов, 1991, с.17].

Большие по объему улигеры «Хашагта Мэргэн» и «Восьмидесятидевятилетний Наянтай Мэргэн» записаны Базаром Барадиным. Хранятся они в Институте востоковедения в Санкт-Петербурге.

В 1934 г. H.H. Поппе издал два улигера - «Баян Доржын xyöyyh Батор Шоно Галдан» и «Улаан Нудэн Буйдан» [Поппе, 1934, т.4].

В Хилокском районе Читинской области от сказителя Цыбека Батуева известный писатель Хода Намсараев записал улигер «Сагадай Мэргэн и Ногоодой сэсэн девица». По словам писателя, он подверг обработке только стиль, словесные узоры, а мотивы и эпизоды он оставил такими, какими они были у сказителя [Намсараев, 1988, с.165]. Также в Кижинге у Ц. Зодбоева он записал улигер «Харалтур хан», который издал без существенных изменений и авторских дополнений [Там же, с.101]. В 1937 г. А.Д. Алексеевым в Хоринском и Еравнинском районах записано несколько улигеров. А.Н. Степанов зафиксировал в сороковых годах улигеры в Бичурском и Селенгинском аймаках. П.Б. Балданжаповым в 1961 г. изданы улигеры заононских бурят, записанные им от сказителя Галсанжамсо Тыхеева. Известный бурятский писатель Ц. Дон издал в литературной обработке улигер «Эрэ ганса Жэбжэлтэ» [Дон, 1958, с.270-330]. В обработке поэта Г. Дашабылова издан улигер «Суутын сагаан хулагшан», услышанный им в детстве от сказителя Ц. Зодбоева в селе Бургастай Кижингинского района.

Немалый интерес представляет фольклор, собранный в разное время литературоведами и фольклористами Т.О. Туденовым, Ц.А. Дугар-Нимаевым, В.Ш. Гунгаровым, С.С. Бардахановой, Д.Д. Гомбоин, Б.Д. Баяртуевым, М.Н. Намжиловой и др. в разных районах проживания хори-бурят в республике Бурятия и Читинской области. Экспедиционные записи фольклористов свидетельствуют, что улигерная традиция хори-бурят сохранилась вплоть до настоящего времени.

С конца 40-х - начала 50-х гг. к изучению героического эпоса бурят приступил известный учёный-эпосовед А.И. Уланов. На основе анализа большого фактологического материала ученый выделяет в бурятском героическом эпосе эхирит-булагатский, унгинский и хоринский эпические традиции [Уланов, 1957]. Ученый, рассмотрев хоринские улигеры, отмечает процесс перехода их в богатырские сказки, влияние монгольской переводной литературы на примере Аржи-Буржи хана и преобладание скотоводческих напластований наряду «с проблесками старых мотивов» [Уланов, 1963, с.219].

Н.О. Шаракшинова рассматривает хоринский эпос в работе «Героический эпос бурят». На основе анализа улигерных текстов хори-бурят Н.О. Шаракшинова приходит к выводу, что хоринские улигеры имеют «поразительное сходство сюжетов, близость мотивов с эхирит-булагатскими, но также сохранили черты влияния феодальной Монголии и буддийского духовенства [Шаракшинова, 1968, с. 29].

Д.С. Дугаровым рассмотрены улигеры «Унчэн Жагар богдо хан» из собрания А.Н. Степанова (Селенгинский район), и «Ренчин богдо Джангаргай хан», записанный автором в Джидинском районе. По мнению Д.С. Дугарова, несмотря на архаичность бурятских версий о Джангаре они целиком восходят к ойратской основе, так как носителями их являются сартулы, которые перекочевали в Забайкалье во второй половине XVII в. из Северо-Западной Монголии [Дугаров, 1978.]. Калмыцкий эпосовед -исследователь Джангара А.Ш. Кичиков отмечает, что бурятские версии Джангара построены целиком на теме сватовства [Кичиков, 1992, с. 104]. А Е.М. Мелетинский, добавив к этим улигерам ещё и бурятские сказки о Джангаре, приходит к выводу, что «тематика их ограничена сферой семейно-родовых отношений, что сближает их со сказкой» [Мелетинский, 1963].

Ц.А. Дугар-Нимаев в статье о заононских бурятах, отмечает специфические черты улигеров, отличие местной сказительской традиции и наводит на мысль о бытовании ещё одной ветви бурятских улигеров [Советская литература и фольклор Бурятии, 1962, с.230].

Исследованию женских образов в улигерах посвящена монография E.H. Кузьминой «Женские образы в героическом эпосе бурятского народа» [Кузьмина, 1980, с.79-81]. В ней автор сравнивает два улигера хоринского цикла и отмечает постепенный переход улигерных сюжетов в сказочные.

Жанровые особенности улигеров и богатырских сказок рассматривает С.С. Бардаханова. Автор отмечает, что в формировании фонда эпических сюжетов и мотивов немаловажную роль сыграли архаические сказки и мифы» [Бардаханова, 1992, с. 11]. Автор обоснованно пишет, что в исполнении современных сказителей традиционная сюжетная основа улигеров сохраняется, эпический их репертуар не очень обширен. В сюжетной основе утрачиваются, опускаются отдельные детали, эпизоды, мотивы, общие места, повторы, характерные для ранее бытующих сказаний. В силу этих причин усиливается тенденция к сокращению объёма эпических текстов [Бардаханова, 1992, с.92].

Исследованию окинской версии Гэсэра посвящены работы Б.С. Дугарова, в которых выявлены архаичные сюжеты и мотивы [Дугаров, 1983, с. 179-216]. По мнению учёного, окинская версия Гэсэриады - среднее между унгино-аларскими и монгольскими версиями.

В 2004 г. в томе «Буряты» серии «Народы и культуры» издана статья Д.А. Бурчиной «Героический эпос». В данной работе Д.А. Бурчина наряду с эхирит-булагатскими и унгинскими улигерами рассматривает хоринский эпос, дает обзор записей и публикаций эпических произведений хори-бурят. Д.А. Бурчина считает, что древние пласты хоринского эпоса являются «общими с западно-бурятскими и сформировались на единой эпической традиции, но вместе с тем хоринские улигеры имеют свои характерные типологические признаки, проявляющиеся в иной трактовке архаических мотивов, сюжетов и образов в соответствии с бытом скотоводов -кочевников» [Бурчина, 2004, с.285].

Напевы бурятских улигеров исследованы Д.С. Дугаровым. Ученый анализирует хори-бурятскую и эхирит-булагатскую напевную традицию в заметках и трудах Г.Е. Спасского, А.Д. Руднева, Ц.Ж. Жамцарано, Г.О. Туденова, использует собственные экспедиционные материалы. Д.С. Дугаров выделяет в бурятском эпосе три основных исполнительских стиля, внутри которых выявляет некоторые разновидности и локальные варианты [Дугаров,

1995, с.518]. Он пишет: «Основу эпического напева у бурят составляет спокойный, умеренный речитатив с постепенным нисходящим движением». Уникальным явлением не только бурятского, но и всего тюрко-монгольского эпоса считается «туурээлгэ». По мнению Д.С. Дугарова, «туурээлгэ» (далее -турэлгэ) в хоринский эпос пришёл из древних шаманских мистерий [Там же, с.519].

Д.С. Дугаров считает, что хори - бурятская традиция исполнения улигеров с лейтмотивами действующих лиц, исполняемыми хором слушателей, не есть «дальнейшая разработка» бурятского эпоса, как писал Ц.Ж. Жамцарано, а есть его наиболее древняя и архаическая традиция [Там же, с.510].

Специально хоринскому эпосу посвящена монография М.Н. Намжиловой «Хоринские улигеры», вышедшая в 1997 году. Автор рассматривает основные мотивы, композиционную структуру улигеров, характеризующую определённые этапы их трансформации, отмечает многоходовость и более сложную структуру. Также исследователь рассматривает эстетические категории, основываясь на характеристике в улигерах изделий бурятских кузнецов-дарханов: элементов богатырской одежды, конской сбруи и т.д. Раскрывается значение устойчивой поэтической формулы турэлгэ. В заключении автор приходит к выводу, что турэлгэ сформировались ещё в древности, служили первоначально для прославления сильных, смелых охотников. С разведением домашних животных они распространились на всех персонажей и стали носить не только образно-подражательный характер, но и служить для напевного исполнения улигеров [Там же, с.79].

Богатейшие материалы улигеров требуют исследования с разных позиций, с разных точек зрения - поэтики, стилистики, языка, композиционной структуры и т.д. Если эхирит-булагатские и унгинские улигеры изучены эпосоведами с разных аспектов, то хоринский героический эпос до настоящего времени недостаточно изучен. В современный период актуальным становится выявление особенностей развития и бытования локальных эпических традиций. В связи с этим назрела необходимость специального изучения хоринских улигеров - сказаний, созданных самостоятельной этнической группой.

Цель данной диссертационной работы - изучение эволюции и трансформации хоринского героического эпоса. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• определить мотивы и сюжетный состав улигеров хори-бурят;

• выявить в их составе архаичные и более поздние сюжеты, претерпевшие изменение, трансформацию;

• проследить эволюцию улигерных образов в соответствии с уровнем развития мировоззрения творцов и носителей эпических сказаний;

• выявить специфику художественно-изобразительных средств хоринских улигеров.

Объектом исследования является героический эпос хори-бурят.

Предмет исследования - сюжетный состав, мотивы, образы, композиция и художественно- изобразительные средства хоринских улигеров.

Методика исследования основана на текстологическом анализе с использованием сравнительно-типологического, сравнительноисторического и вариативного методов. Сравнительно-исторический метод способствует выявлению эволюции сюжетов, мотивов и образов в хоринском героическом эпосе в соответствии с изменяющимися представлениями людей на разных стадиях развития общества. Использование сравнительно-типологического и вариативного методов позволяют сопоставить варианты эпических произведений, различающихся по своим стадиальным признакам, с одной стороны, эпические произведения хори-бурят с эхирит-булагатскими, унгинскими улигерами, с другой стороны. Применение метода текстологического анализа способствует углубленному анализу улигерных текстов и выявлению типологических особенностей рассматриваемых образов, мотивов. Диссертант опирается на теоретико-методологические положения и выводы, изложенные в трудах Б.Н. Путилова, ВЛ.Проппа, В.М. Гацака, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, A.B. Кудиярова, С.Ю. Неклюдова, А.И. Уланова, Н.О. Шаракшиновой, Д.Д. Гомбоин, М.Н. Намжиловой и др.

Новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в бурятской фольклористике хоринские улигеры рассматриваются в динамике своего развития. Предпринята попытка проследить эволюцию хоринских улигеров. В работе впервые выявлены традиционные и более поздние напластования мотивов и образов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, выводы и отдельные положения могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по героическому эпосу. Представленные в диссертации материалы содержат новые сведения для сравнительно-сопоставительного изучения героического эпоса тюрко-монгольских народов. Они могут найти применение при составлении учебно-методических пособий для ВУЗов, при разработке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору.

Источниками исследования явились рукописные материалы, хранящиеся в фондах Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, а также тексты улигеров, опубликованные в разное время.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы освещены в статьях, изданных в реферируемом журнале, сборниках по бурятскому фольклору и литературе и представлены в виде докладов на научных конференциях: на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы монголоведения. Санжеевские чтения-6» (Улан-Удэ, 2006), научной конференции «Найдаковские чтения-2» (Улан-Удэ, 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич

Заключение

Таким образом, проведенная работа по исследованию хоринских улигеров показывает, что эпические сказания хори-бурят разнообразны как по содержанию, так и по своей композиционной структуре. Этот факт объясняется тем, что география распостранения хоринского эпоса обширна. Своеобразие и сложность хоринского эпоса заключаются в переплетении архаичных мотивов с новыми. Хоринский эпос сохранил свои архаичные мотивы вопреки росту и развитию общественных отношений, усложнению их, влиянию старомонгольской письменности. Попав в круговорот событий, происходивших в степях Центральной Азии, хори-буряты хранили и защищали свой эпос как древнюю историю своего племени, как фактор этнического самосознания и самоопределения народа. Фольклор, в частности героический эпос, являлся одной из важных нитей, хранивших память о происхождении и жизни хори-бурят в Прибайкалье. Поэтому эпос хори-бурят сохранил древнейшие черты, наряду с поздними наслоениями. С приходом старомонгольской письменности и влиянием буддизма хоринская эпическая традиция начала угасать уже с середины XIX века. В силу угасания эпической традиции большую роль в эпической традиции хори-бурят стала играть импровизация.

Развитие хоринского героического эпоса шло неравномерно. Рассмотрев хоринский героический эпос, мы можем выделить в нем две группы улигеров, отличающихся друг от друга стадией развития. Первая группа улигеров характеризуется архаичными мотивами, образами, в них широко используются припевы-рефрены турэлгэ. Это улигеры записанные Ц.Ж. Жамцарано (Хэедэр Мэргэн, Мэньелтэ Мэргэн и др.), А.Д. Рудневым (Лодой Мэргэн, Шоролтор Мэргэн), Х.Н. Намсараевым (Сагадай Мэргэн и Ногодой Сэсэн девица).

Вторая группа улигеров показывает нам следующий этап развития хоринского эпоса. В нем различаются два направления: одна в сторону угасания эпической традиции, а вторая - дальнейшая эволюция, развитие.

Первое направление (угасание) показывают нам улигеры: «Баян Доржын ху6уун Батор шоно Галдан» (Сын богатого Доржи Батор шоно Галдан), «Муу ху6уун» (Нищий молодец), «Уймор дундуур ябадаг Унхэлсэг Батор» (Непутевый Унхэлсэг Батор) и др.

Второе направление (эволюцию, развитие) показывают улигеры заононских бурят. Буряты этих мест называют себя «ононхжими бурятами» (ононой бурядууд), а чаще всего - «тарийскими бурятами» (тариин бурядууд) по названию двух озер - Левое и Правое Тари.

Наиболее крупные хоринские улигеры, такие, как «Хан Хашагта Мэргэн», «Хэедэр Мэргэн», «Мэньелтэ Мэргэн», «Харалтур хан» и др. были зафиксированы в начале XX в. и говорят о том, что хоринские сказания на тот момент были достаточно объемными. Ещё Ц.Ж. Жамцарано отмечал, что у хори-бурят в конце XIX - нач. XX в. было много улигеров [Жамцарано, 1918].

Можно отметить, что исключительную роль в сохранении эпических текстов сыграло видимо напевное исполнение. Замена пения прозаическим пересказом, нарушение стихотворного ритма, уменьшение рифм, аллитерации, соответственно, сократили объем «общих мест» в улигере. Улигеры записанные после 1930-х гг., очень малы по объему. Но сокращение объема эпических повествований проявляется не в сокращении числа эпизодов, мотивов, сюжетных ходов, а в уменьшении описательности, детализации событий, действий, сокращении эпических формул (клише).

И в заключении сделаем выводы по параграфам:

1. Проведенный анализ сюжетов хоринских улигеров говорит о том, что развитие сюжетной структуры шло неравномерно. Сюжетика некоторых хоринских улигеров говорит о том, что, несмотря на переосмысление некоторых мотивов, исчезновение традиционных эпических формул (клише) и т.д., они до последнего момента сохранили архаичный традиционный сюжетный стержень. Текст несколько усложнён вхождением дополнительных эпизодов, современных слов, понятий которые не играют существенной роли в развертывании сюжета и являются напластованием, наслоением. Множество современных слов, понятий (завод, фабрика, ружьё, деньги и др.) не составляют цельности с текстом. Героическая тема не получила своего полного развития, а сохранилась лишь в переходной форме.

В силу угасания эпической традиции большую роль в исполнении стала играть импровизация. Вследствии чего архаичный традиционный сюжет в некоторых улигерах начал трансформироваться.

2. Рассмотрев мотивы хоринских улигеров приходим к выводу, что архаичные мотивы наличествуют в основном в улигерах записанных до 30-х годов XX века. Архаичные мотивы в хоринских улигерах отличаются от эхирит-булагатских тем, что в них отражены случаи обьяснения, комментирования. Эволюция мотивов произошла в сторону скотоводческих терминов и буддийских понятий. Кроме общебурятских эпических мотивов в хоринских улигерах присутствуют мотивы, присущие только данной традиции. Обнаруживаются такие мотивы, как суженые в образе лебедиц, души в образе домашних животных, старушка с клювом, участвующая в свадебных состязаниях и т.д.

3. В композиционном отношении большинство хоринских улигеров являются одноходовыми, остальные, в основном, двух-, трёхходовые. В улигерах с архаичным содержанием зачин краткий. Больший обьем занимает зачин в тарийских улигерах, где описывается обилие скота и табунов героя.

4. Объем некоторых улигеров значительно уменьшился из-за исчезновения, уменьшения в них «общих мест». Если в эхирит-булагатских и унгинских улигерах «общие места» занимают значительное место, то в хоринских всего лишь 6-12 стихотворных строк. Хорошо сохранилась аллитерация, рифма и др. поэтические средства в улигерах с архаичными мотивами и сюжетом («Хэедэр Мэргэн», «Мэньелтэ Мэргэн», «Харалтур хан», «Цохондой Мэргэн»). Из улнгеров более позднего цикла много поэтических средств сохранилось в текстах тарийских улигеров. В улигерах, где плохо сохранились художественно-изобразительные средства, исполнение идет в форме прозаического пересказа. Ритмика нарушена, число слогов в строке варьируется беспорядочно. Мы можем отметить, что в эпическом стихосложении, в сохранении сказания в стихотворном виде исключительную роль сыграли аллитерация, рифма и ритмика. Они создавали устойчивые словесные формулы, «общие места», раскрывающие эпические картины жизни былинных героев.

5. В системе образов хоринских улигеров представлены три этапа развития образов: зооморфные, зооантропоморфные и собственно антропоморфные. В первой группе улигеров с архаичными мотивами и традиционным сюжетом больше зооморфных и зооантропоморфных существ. Но по сравнению с эхирит-булагатскими архаичными образами, хоринские постепенно начали эволюционировать. Во второй группе улигеров с более реалистичным содержанием в основном преобладают образы антропоморфного и зооантропоморфного вида. В улигерах с архаичным сюжетом герой является великим охотником, сражается с чудовищами, с лесными старушками и т.д. В улигерах позднего цикла происходила трансформация некоторых образов в связи с развитием скотоводства, привносятся образы буддийского характера. Социально-этнические процессы, происходившие в жизни хори-бурят, развитие общественных отношений несомненно нашли своеобразное художественное осмысление в системе улигерных образов.

Список улигерных текстов:

1. Абай Гэсэр Могучий.-М., 1995.

2. Айдурай Мэргэн. Подг. текста перев. и примеч. М.П. Хомонова.-Улан-Удэ, 1979.

3. Аламжи Мэргэн. Бурятский героический эпос. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1991г.

4. Арбан табан насатай Абаадай мэргэн. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры.-Улан-Удэ, 1997г.

5. Арбан хоер насатай Алтан Ганшуудай. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры.-Улан-Удэ, 1997г.

6. Баян Доржын ху6уун Баатор Шоно Галдан. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 2516

7. Богдо Бугтэр хаан. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 2518

8. Богдо Хубшэ Мэргэн. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 1929

9. Болод Хурай. Очерки Северо-Западной Монголии. Г.Н. Потанин. -СПб, 1883.

Ю.Боро соохор моритой Боронтуу Мэргэн. Агын ульгэрнууд. - Улан-Удэ, 1961г.

11.Буху хара хубун. Отв. редактор А.И. Уланов. - Улан-Удэ, 1972.

12.Еренсей. Подг. текста, перев. и примеч. М.П. Хомонова.- Улан-Удэ, 1968.

13.Ёро Ёбшол. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 96(120)

14.3угы Мэргэн хаанай Мижэд ху6уун. Агын ульгэрнууд. - Улан-Удэ, 1961г.

15.Лодой Мэргэн // Хори-бурятский говор. 4.2. Под ред. Руднева А.Д. -СПб., 1913г.

16.Могучий Эр-Соготох. // Якутский героический эпос. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1996г.

17.Муу xy6yyh. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 1030

18.Мэньелтэ Мэргэн. Подг. текста, вступ. статья и примеч. Намжилова М.Н. и Дугар-Нимаев Ц.-А. - Улан-Удэ, 1984.

19.Намсараев Х.Н. Ульгэрнууд, Зужэгууд. Харалтуур хан. - Улан-Удэ, 1988.

20.Нугэлтэ нюсэгэн Гургуули. // Улигеры хори-бурят. Подг. текста, вступ. статья перев. и примеч. М.Н. Намжилова. - Улан-Удэ, 1988.

21.Сагаадай Мэргэн xy6yyh Ногоодой басаган хоер. - Улан-Удэ, 1941.

22.Суутын сагаан хулагшан.// Г. Дашабылов

23.Убгэн Жибжэн. // Хори-бурятский говор. 4.2. Под ред. Руднева А.Д. -СПб., 1913г.

24.Уймар дундуур ябадаг Унхэлсэг баатар. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 2517

25.Улаан Нудэн Буйдан. // Поппе H.H. Образцы народной словесности монголов. Язык и колхозная поэзия бурят - монголов Селенгинского аймака. Т.4- Л., 1934г.

26.Унчэн Жагар Богдо хаан. // Сэлэнгын буряадуудай ульгэрнууд. Подг. текста, вступ. статья и примеч. М.Н. Намжилова. - Улан-Удэ, 2002.

27.Уншэн сагаан ботогон. Агын ульгэрнууд. - Улан-Удэ, 1961г.

28.Харалтуур хан.// Намсараев Х.Н. Ульгэрнууд, Зужэгууд. - Улан-Удэ, 1988.

29.Хэедэр Мэргэн.// Улигеры хори-бурят. Подг. текста, вступ. статья перев. и примеч. М.Н. Намжилова. - Улан-Удэ, 1988.

30.Цохондой Мэргэн, имеющий быстроного пятнистого коня.// Дамдинов Д.Г. Улигеры ононских хамниган. - Новосибирск, 1982г.

31.Шоролтор Мэргэн // Хори-бурятский говор. 4.2. Под ред. Руднева А.Д. -СПб., 1913г.

32.Эреэлдэй эзэн Богдо хаан Эрбэд соохор моритой// Байгал. 1962, №4. ЗЗ.Эрэ ганса Жэбжэлтэ.// Дон Ц. Зохёолнууд.- Улан-Удэ, 1958. 34.Эрэ Согго Мэргэн. ЦВРК. ОППВ. Инв. № 1929.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ринчинов, Гуржаб Бошиктуевич, 2006 год

1. Абай Гэсэр. // Подг. текста, пер. и коммент. Уланов А.И. - Улан-Удэ, 1960г.

2. Абай Гэсэр Могучий.-М., 1995г.

3. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982г.

4. Аникин В.П. Былины: методика выяснения исторической хронологии вариантов. М., 1984г.

5. Байкал. Эреэлдэй эзэн Богдо хаан Эрбэд соохор моритой, 1962, №4.

6. Балдаев С.П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1. Булагаты и Эхириты Улан-Удэ, 1970г.

7. Балданжапов П.Б. Агын ульгэрнууд. Улан-Удэ, 1961г.

8. Банзаров Д. Собрание сочинений. 2-е доп. Отв. ред. Улымжиев Д.Б. -Улан-Удэ, 1997г.

9. Баранникова Е.В. Символика белого цвета в бурятских волшебных сказках//филологические записки.- Улан-Удэ, 1973г.

10. Ю.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. -Новосибирск, 1979г.11 .Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ, 1974г.

11. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982г.

12. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. -Новосибирск, 1992г.

13. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ, 2001г.

14. Бурчина Д.А. Вооружение героев бурятских улигеров // Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980г.1 б.Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят.- Новосибирск, 1990г.

15. Бурчина Д.А. Героический эпос. Буряты. М., 2004 г.

16. Буряадай туухэ бэшэгууд. Сост. Чимитдоржиев Ш.Б. Улан-Удэ, 1992г.19.Буряты.-М., 2004 г.

17. Василевич Г.М. Исторический фольклор эвенков//Сказания и предания. М.;Л., 1966г.

18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.;Л., 1940г

19. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пб., М., 1923г.

20. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и I пол. XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939г.

21. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры.- Улан-Удэ, 1990г.

22. Горький М. О литературе. М., 1953г.

23. Горький М. Собрание сочинений. Т.21. М., 1953.

24. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край т.2. -Л., 1926г.

25. Дамдинов Д.Г. Улигеры ононских хамниган. Новосибирск, 1982г

26. Дон Ц. Зохёолнууд.- Улан-Удэ, 1958.

27. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. Улан-Удэ, 1995г.

28. ЗЬДугаров Б.С. Бытование Гэсэра у Окинских бурят.//Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983. Дугаров Б.С. О происхождении Окинских бурят.// Этнические и историко-культурные связи монгольских народов, с. 179- 216.

29. Дугаров Д.С. Песни хори-бурят. Улан-Удэ, 1961г.

30. Дугаров Д.С. Бурятские версии «Джангара»//Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста, 1978г.

31. Дугаров Д.С. Напевы бурятских улигеров// Абай Гэсэр Могучий,- М., 1995г.

32. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М., 1980г.

33. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят 1913-1914 гг. Вып. 1-3.

34. Жамцарано Ц.Ж. Образцы народной словесности монгольских племён,-Пг.,1918 г. с. XXV.38.3ориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI-XIII в. Улан-Удэ, 1996г.39.3еленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. M.;JI., 1936г.

35. История Бурят-Монгольской АССР. Т.1. -Улан-Удэ, 1954г.

36. Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса «Джангар». Элиста, 1976г.

37. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». М., 1992г.

38. Козин С.А. Эпос монгольских народов. М.,Л., 1948г.

39. Краткий словарь литературных терминов. М., 1974г;

40. Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, 1980г.

41. Куприянова З.Н. Эпос ненцев//специфика фольклорных жанров. М., 1973г.

42. Лебедева Ж.А. Архаический эпос эвенов. Новосибирск, 1981г.

43. Липец P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984г.

44. Литературная энциклопедия терминов и понятий.- М., 2001г.

45. Литературный словарь. БСЭ.гл. ред. Прохоров. СПб., 1999г.

46. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. -М., 1978г.

47. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963г.

48. Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири. М., Л., 1964г.

49. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста, 1971г.

50. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры.- Улан-Удэ, 1997г.

51. Намсараев Х.Н. Ульгэрнууд, Зужэгууд. Улан-Удэ, 1988г.

52. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблема литературных контактов Востока и Запада в средние века. -М., 1973г.

53. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М., 1984г

54. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн.- Новосибирск, 1991г.

55. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Якутский героический эпос. Могучий Эр-Соготох. Новосибирск, 1996г.63.«Повествование о Бальжин-хатун»

56. Поппе H.H. Образцы народной словесности монголов. Язык и колхозная поэзия бурят монголов Селенгинского аймака. Т.4 - Л., 1934г.

57. Потанин Г.Н. «Очерки Северо-Западной Монголии». 1893г.

58. Поэтика жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982г.

59. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946г.

60. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд. 2, испр. М., 1958г.

61. ПроппВ.Я. Морфология волшебной сказки.-М., 1998г.

62. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. -СПб., 1992.

63. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность,- Л., 1988г.

64. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика.-М., 1997г.

65. Пухов В.И. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М., 1962г.

66. Руднев А.Д. Хори-бурятский говор. СПб., 1913-1914гг.

67. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ, 1962г.

68. Санжеев Г.Д. Эпос северных бурят. Аламжи Мэргэн. М.Л., 1936г.

69. Санжеев Г.Д. Монгольская повесть о Хане Харангуй. - М., Л., 1937г.

70. Советская литература и фольклор Бурятии. Вып.2. О фольклоре тарийских бурят. Ц.А. Дугар-Нимаев. Улан-Удэ, 1962г.

71. Словарь литературных терминов,- М., 1974г.

72. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990г, стр. 119 § 240

73. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985г.

74. Теоретическая поэтика: понятия и определения. М., 2001.

75. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958г.

76. Тулохонов М.И. Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» //Памятники народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск,? 1991г.

77. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля. -Улан-Удэ, 1993г.

78. Тулохонов М.И. Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос «Гэсэр».- М., 1995г.

79. Тулохонов М.И. Творчество сказителей: традиция и импровизация. -Улан-Удэ, 1998г.

80. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят.- Улан-Удэ, 1957г.

81. Уланов А.И. Бурятский героический эпос.- Улан-Удэ, 1963г.

82. Уланов А.И. Бурятские улигеры. Улан-Удэ, 1968г91 .Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ. 1974г.

83. Уланов Э.А. Фольклор в контексте бурятского словесного творчества. Улан-Удэ, 2001г.

84. Улигэрнууд. Улан-Удэ, 1956г.

85. Хамаганов М.П. Бурятская фольклористика. Улан-Удэ, 1962г.

86. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр»: Эхирит-булагатский вариант. Улан-Удэ, 1976г.

87. Хундаева Е.О.Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика. Улан-Удэ. 1999г.

88. Хундаева Е.О.Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции. Улан-Удэ. 1999г.

89. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные -Улан-Удэ,1972.

90. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные -Улан-Удэ, 2001.

91. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гесериады. Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда. Новосибирск, 1980г.

92. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ, 1984г.

93. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады. -Иркутск, 1993г

94. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959г.

95. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1968г.

96. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество. -Иркутск, 1975г.

97. Шаракшинова Н.О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов.// Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978г.

98. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 1980г.

99. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск, 1987г.

100. Шерхунаев P.A. Певцов благородное племя. Иркутск, 1977г.

101. Шерхунаев P.A. Бурятские народные сказители. 4.1,2. Улан-Удэ, 1986-1987гг.

102. Шерхунаев P.A. О чем поет хур? Иркутск, 1999г.

103. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Под ред. и с предисл. Алькора Я.П. Л., 1936г.

104. Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Сб. статей. -Улан-Удэ, 1985г.

105. Юдин Ю.И. Композиция героических былин//Героические былины.- М., 1975г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.