Жанрово-стилевые аспекты фортепианных произведений для одной руки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Рокицкая Полина Викторовна

  • Рокицкая Полина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 202
Рокицкая Полина Викторовна. Жанрово-стилевые аспекты фортепианных произведений для одной руки: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». 2022. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рокицкая Полина Викторовна

Введение

Глава 1. Инструктивная литература и жанр миниатюры

1.1 Школы для левой руки в фортепианном репертуаре

1.2 Выразительные средства

в фортепианных одноручных произведениях жанра миниатюры

Глава 2. Виртуозные пьесы, транскрипции и переложения

2.1 Особенности трактовки виртуозных жанров

2.2 Жанры транскрипции и переложения

в одноручном фортепианном репертуаре

Глава 3. Произведения концертных жанров

3.1 Специфика одноручной фортепианной партии

в различных произведениях концертных жанров

3.2 Многомерность трактовки солирующей партии

в фортепианных концертах для одной руки с оркестром

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-стилевые аспекты фортепианных произведений для одной руки»

Введение

Актуальность исследования. В композиторском творчестве, начиная с XVIII века, постепенно формируется совершенно необычный для музыкального искусства одноручный репертуар - клавирный, а затем и фортепианный, который составляют произведения в первую очередь направленные на техническое развитие, а также появившиеся в связи с личными трагическими событиями в жизни исполнителей и авторов. Эти сочинения открыли новые возможности фортепианной игры, позволив довести до наивысшего уровня пианистическое мастерство. Также произведения для одной руки смогли ещё больше раскрыть потенциал фортепиано, его жанровый и стилевой диапазон, став самобытной сферой не только музыкального исполнительства, но и композиторского творчества в целом. Многие опусы для одной руки значительно обогатили образную и содержательную стороны фортепианного искусства, встав в один ряд с двуручными сочинениями.

Среди фортепианных опусов одноручные сочинения занимают значительное место. В настоящее время обширный репертуар, созданный для одной руки, включает в себя широкую жанровую палитру: транскрипции, обработки, переложения, миниатюры и камерные сочинения, различные виды концертных произведений.

Пристальным интересом композиторов к одноручным сочинениям было отмечено XIX столетие, но и до настоящего времени он практически не снижается. К подобным произведениям обращались В. Алькан, Б. Барток, С. Бенекинг, И. Брамс, М. Бурштин, Л. Годовский, Е. Гохман, Г. Зичи, Б. Мартину, С. Прокофьев, О. Раванелло, М. Равель, А. Скрябин, Й. Фёрстер. В

области сочинений для одной руки особенно выделяются опусы таких авторов, как И. Брамс, Л. Годовский, М. Равель, А. Скрябин, чьи произведения вошли в репертуар лучших пианистов прошлого и современности.

В связи с этим исследование данных сочинений является одной из существенных задач современного исторического и теоретического музыкознания. На сегодняшний день в зарубежном и отечественном музыкознании не рассмотрен вопрос специфики фортепианных произведений для одной руки. Не определено и их место в системе музыкальных жанров. Осмысление особенностей содержания и художественного претворения одноручных произведений и их роли в фортепианном искусстве может быть отнесено к актуальным проблемам музыковедения.

Рассмотрение особенностей фортепианных произведений для одной руки (т. е. сущностных черт, раскрывающих уникальность исследуемого явления) представляется важным и значимым, поскольку анализ таких музыкальных произведений сквозь призму, с одной стороны, общих жанровых констант, с другой - индивидуальных стилевых авторских проявлений, позволяет выявить особенности характеристики данной сферы фортепианного искусства.

Одна из наиболее востребованных проблем, возникающих в контексте исследуемой темы, обусловлена необходимостью проведения типологизации фортепианных произведений для одной руки.

Актуальность работы обусловлена спецификой художественного претворения одноручных сочинений для фортепиано и малой изученностью этого феномена. Основательное научное исследование одноручных произведений не только с позиций узко искусствоведческого анализа, но и в более широком социокультурном аспекте, позволит углубить представления о сущности и уникальности данного музыкального явления. Особенности жанровых и стилевых решений подобных произведений, формы творческого воплощения помогут в решении вопросов, связанных с пианистическим репертуаром для одной руки.

Степень разработанности проблемы. Примечательны работы отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам фортепианных произведений для одной левой руки - их истории создания и проблемам исполнительства. Так, пианистические проблемы фортепианных произведений для левой руки представлены в труде Т. А. Гвинерии «Место и значение фортепианных произведений для левой руки в развитии пианистического искусства» [36], в том числе и в вышедшем недавно учебном пособии [38]. В рамках этих работ на первый план выдвигаются практические и прикладные стороны рассматриваемого явления - в частности, подробно освещены особенности фактурного решения, проблемы звукоизвлечения (артикуляции и фразировки, громкостной динамики, аппликатуры, педализации). В этих материалах широко представлены исполнительские рекомендации и методические пояснения к рассматриваемым фортепианным произведениям исключительно для левой руки. В докторской диссертации Б. Б. Бородина «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» [26] в рамках данной тематики затрагивается и проблема «культуры одной руки» - автор касается в том числе и специфики транскрипций для левой руки соло.

Важная роль в работе над исследованием отведена и непосредственно некоторым первоисточникам - школам игры для одной руки П. Витгенштейна [191; 192; 193], Л. Годовского [214], Л. Кёлера [73; 187], в том числе и на языке оригинала, так как до сих пор далеко не все эти работы изданы в нашей стране. Комментарии авторов данных школ особенно ценны для понимания особенностей и уникальной природы рассматриваемых фортепианных произведений.

Изучение специфики одноручного пианистического репертуара потребовало привлечения знаний из области социальной адаптации, психологии, медицины. В частности, проблемы людей с ограниченными возможностями и их социализация отражены в статьях М. И. Киселёва

«Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями» [76] и протоиерея В. Хулапа «Проблемы людей с ограниченными возможностями в Церкви и обществе» [166]. Возможностям левшей посвящены работы Л. А. Жаворонковой [62], М. К. Шох-Троцкой [177], иностранные разработки таких авторов, как М. Кёрт [188] и Дж. Николас [189]. Также эти вопросы широко освещаются в электронных ресурсах [18; 19; 109; 133]. Особенно полезными стали материалы о судьбе и творчестве музыкантов, жизненные обстоятельства которых изменили концертную деятельность и привели к исполнению произведений для одной руки. Это пианисты П. Витгенштейн [65; 125; 161], Г. Граффман [50], Г. Зичи [67], Л. Флейшер [111].

Для исследования уникальности одноручных произведений необходимо было и обращение к разработкам из области психофизиологии музыки. Проблемы психологии творчества раскрыты в трудах Е. В. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» [114], В. Н. Холоповой «Два типа музыкальных эмоций: конкретно-тематические и общединамические» [163], Г. М. Цыпина «Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества» [172].

Обращение к фортепианному репертуару способствовало изучению работ из области исполнительского мастерства. Эти проблемы освещены в монографии Б. Б. Бородина «Три тенденции в инструментальном искусстве» [25] и труде А. И. Демченко «Избранные страницы исполнительского искусства» [57]. Явление виртуозности исследуется в диссертации Г. В. Мурадяна «Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры» [110] и статье Б. Б. Бородина «Виртуозность: история понятия» [23]. Проблемы фортепианного исполнительства отражены в работах А. Д. Алексеева [3; 4], Л. Е. Гаккеля [32; 33], Е. Я. Либермана [93; 94]. Примечательны материалы выдающихся пианистов-педагогов А. Б. Гольденвейзера [1; 46], Г. М. Когана [78; 79; 80], Г. Г. Нейгауза [117; 118], С. И. Савшинскиого [140; 141].

Особую значимость в рамках настоящей работы приобрели материалы, посвящённые отдельным композиторам, чья деятельность была сопряжена с созданием фортепианных сочинений для одной руки. Это исследования по творчеству отечественных композиторов - С. Э. Борткевича [137], Е. В. Гохман [55; 56], С. С. Прокофьева [10; 15; 53; 87], А. Н. Скрябина [52; 120], а также зарубежных - Ш. В. Алькана [148], Л. Годовского [24; 184], Б. Мартину [30; 104], М. Равеля [27; 147; 171], П. Хиндемита [22; 91; 190], Р. Штрауса [84; 85; 131; 185] и других авторов, чьи произведения с участием фортепианной партии для одной руки рассматриваются в рамках настоящего исследования. Обращение к данным трудам было необходимо для выявления специфики преломления индивидуального композиторского стиля в рамках исследуемых одноручных опусов и для создания необходимого историко-стилистического контекста.

Однако в целом, специфика фортепианных произведений для одной руки, их жанровые и стилевые особенности до настоящего времени не становились предметом отдельного исследования. Сведения о проблемах, связанных с теорией и практикой создания одноручных сочинений, материалы по изучению их уникальности и специфичности редко встречаются в статьях, монографиях, учебных пособиях.

Объектом исследования является специфика фортепианных произведений для одной руки.

Предмет исследования - жанрово-стилевые особенности одноручных фортепианных сочинений.

Материалом исследования стали фортепианные сочинения XIX -начала XXI века, написанные для исполнения одной рукой. В данной диссертации проанализировано около двадцати подобных сочинений. Выбор эпохи Романтизма в качестве отправной точки хронологических рамок исследования, несмотря на то, что подобные сочинения, хотя и редко, но встречались и в более ранний период, связан с тем, что именно к этому времени

сформировались характерные типологические константы, свойственные фортепианным произведениям для одной руки. Верхняя временная граница обусловлена включением в орбиту исследования произведений, написанных в недавние годы. Основной акцент в работе делается на менее известных, недостаточно изученных, но при этом показательных для избранной исследовательской сферы произведениях. Особое место в фортепианном репертуаре для одной руки занимает концертный жанр в его различных разновидностях. Также выделяются миниатюры и технически-виртуозные произведения. Важным критерием в выборе материала стало стремление рассмотреть широкий круг жанровых и стилевых решений исследуемой области композиторского творчества.

Цель работы состоит в выявлении жанрово-стилевых аспектов фортепианных произведений, написанных для одной руки.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи исследования: - провести диахронический обзор одноручного фортепианного репертуара и его типологизацию;

- обосновать особенности развития техники одной руки в инструктивной литературе и в произведениях жанра миниатюры;

- охарактеризовать художественно-выразительные средства в сочинениях виртуозного характера;

- рассмотреть жанровую специфику транскрипций и фортепианных переложений в репертуаре для одной руки;

- проанализировать особенности одноручной фортепианной партии в произведениях концертного жанра;

- раскрыть трактовку солирующей партии в фортепианных концертах для одной руки с оркестром.

Методы исследования. Основой исследования послужил комплексный метод, что связано с обращением к материалу, требующему междисциплинарного подхода (наряду с искусствознанием и музыковедением,

задействованы методические принципы культурологии, истории, психологии, медицины, музыкальной педагогики). В работе используется ряд эмпирических и теоретических методов, в числе которых элементы исторического, ассоциативного методов, моделирование, культурологический и социальные аспекты, жанровый и целостный музыковедческий анализ. Также задействованы общенаучные методы - такие как анализ и синтез, сравнение, аналогия и классификация. На протяжении исследования применялись методы обобщения, а теоретический ракурс музыковедческого анализа выстроен на основе методов индукции и дедукции.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам музыкального жанра и стиля. В трудах музыковедов эти дефиниции нередко представлены в диалектическом взаимодействии. Связи стиля и жанра рассматривают М. Н. Лобанова [95], В. В. Медушевский [103], Е. В. Назайкинский [116].

Феномену художественного стиля посвящён труд С. С. Скребкова [145]. Специфика содержания стиля раскрывается в работе В. В. Медушевского [103]. М. К. Михайлов связывает стиль с историческим процессом развития музыкально-творческого мышления [107; 108]. Понятия исторических стилей раскрывают М. Н. Лобанова [95], С. С. Скребков [145]. Более локально представлен стиль определённой исторической эпохи в работах Л. В. Кириллиной [74; 75], А. Ю. Кудряшова [88]. Особенности исполнительского стиля рассматривают А. В. Малинковская [99], Д. А. Рабинович [135].

В целом, музыковеды указывают на неоднозначность понятия стиль. Определяющие параметры данного термина представлены в энциклопедических статьях Е. М. Царёвой [168] и Т. В. Чередниченко [174]. В настоящем исследовании в первую очередь рассматривается такая дефиниция, как индивидуальный стиль композитора, который Е. В. Назайкинский выделяет как один из важнейших предметов музыковедческих исследований

[116, с. 45]. Также актуальным стало и понятие исторического (или эпохального) стиля. При этом стиль эпохи оказывается «проявлением типической личности этой эпохи» [116, с. 67].

Многозначно и понятие жанра, которое характеризует роды и виды музыкального творчества в зависимости от происхождения, а также условий исполнения и восприятия. Традиционно жанр рассматривается как подчинённое средство выразительности в рамках индивидуального композиторского стиля [173].

Понимание особенностей жанра и его типология представлена в трудах А. А. Альшванга [6], Е. В. Назайкинского [116], О. В. Соколова [150]. Теория музыкальных жанров раскрывается в трудах Т. В. Поповой [129; 130] и А. Н. Сохора [152; 153]. М. Г. Арановский [12] и В. А. Цуккерман [170] выделяют специфику отдельных жанров. Л. П. Казанцева рассматривает жанр как носитель смыслового потенциала в композиторском творчестве в аспекте художественно-содержательных черт [70].

Е. В. Назайкинский дифференцирует функции жанров: коммуникативные (связанные с организацией художественного общения), тектонические (относящиеся к строению жанрового целого) и семантические (содержательного параметра) [116, с. 96].

При рассмотрении широкой палитры музыкальных жанров, которые претворяются в области фортепианных произведений для одной руки, ясно выделяются три вектора: миниатюра, технически-виртуозные сочинения, произведения концертного жанра. В связи с этим важнейшее влияние на формирование исследовательской концепции представленной работы оказали труды, посвящённые данным жанровым разновидностям.

Так, специфика жанра миниатюры, в том числе и фортепианной, раскрыта в трудах К. В. Зенкина [66] и Е. В. Назайкинского [115]. Особенностям транскрипции посвятили работы Б. Б. Бородин [26], Н. П. Иванчей [68], Г. М. Коган [78], Н. Р. Реженинова [138].

История и теория жанра фортепианного концерта представлена в многочисленных статьях, монографических трудах, учебных пособиях. Для настоящего исследования особенно ценными явились труды Л. Н. Раабена [134], А. А. Соловцова [151], М. Е. Тараканова [160]. Проблему развития инструментального концерта анализируют в своих диссертациях Е. Г. Антонова [8], Д. А. Дятлов [61], О. М. Зароднюк [64], А. С. Нусупова [121],

A. И. Самойленко [142]. В ряде исследований, посвящённых изучению историко-теоретических аспектов жанра инструментального концерта, выделяются работы Е. Б. Долинской «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия» [160] и О. В. Соколова «Морфологическая система музыки и её художественные жанры» [150].

Выявление специфики претворения жанра и стиля в фортепианных произведениях для одной руки инициировало обращение к методологии музыкального анализа в целом, изложенной в трудах М. Г. Арановского [11], Л. А. Мазеля [97; 98], В. А. Цуккермана [169; 170], Л. Н. Шаймухаметовой [175]. Вопросы музыкальной формы раскрыты в трудах Б. В. Асафьева [14], Т. С. Кюрегян [90], Е. В. Назайкинского [113]. В связи со спецификой фортепианного изложения партии одной руки наиболее востребованными стали работы по особенностям фактуры - Н. С. Гуляницкой [51], Ю. Н. Тюлина [162],

B. Н. Холоповой [165]. Семантическому анализу и структурному исследованию музыкального текста посвящены работы М. Г. Арановского [11], И. А. Истомина [69], Л. Н. Шаймухаметовой [175]. Необходимым стало и обращение к материалам по теории музыкального содержания - в работах А. Ю. Кудряшова [88], В. Н. Холоповой [164].

Таким образом, в методологической основе работа опирается на понимание жанра как явления более объективного и общего, а стиля -субъективного и индивидуального. В этой диалектике жанра и стиля и исследуется специфика фортепианных произведений для одной руки.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые объектом становятся фортепианные произведения для одной руки (как для правой, так и для левой), рассматриваемые во всём комплексе музыковедческих вопросов. Основные векторы работы направлены на исследование фортепианного репертуара для одной руки как самобытного и уникального явления в истории искусства.

В данной работе предпринята попытка изучения фортепианных произведений различных жанров в широком контексте исторических и теоретических факторов. В рамках этого обобщающего исследования сделан анализ жанрового решения, образного содержания, особенностей применения различных стилистических средств. В аналитических этюдах на первый план выводятся аспекты, позволяющие раскрыть основную цель - жанрово-стилевое своеобразие, что потребовало более детального углубления в содержание произведений. Отдельное внимание уделяется концертному жанру, наиболее показательному для рассматриваемой сферы музыкального творчества. В то же время, в настоящем исследовании изучается ряд произведений, созданных за последние десятилетия.

Таким образом, в представленной работе используются самостоятельные исследовательские подходы, в орбиту изучения включается новый музыкальный материал, что значительно углубляет уже существующие знания о специфике фортепианного репертуара для одной руки, чем и объясняется научная новизна представленной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фортепианные сочинения для одной руки являются уникальными примерами пианизма. У композиторов, обращающихся к данной области, появляется возможность найти интересные и оригинальные варианты воплощения творческого замысла - в органичном взаимодействии техники и художественного образа, применяя новые пианистические приёмы, а также,

несмотря на внешнее ограничение возможностей, используя широкую жанрово-стилевую палитру.

2. Особенностью воплощения одноручных произведений нередко является проблема инструктивного плана. Перед исполнителем встают технические вопросы - использование демпферной педали, аппликатурной детализации, облегчение фактурной вертикали, ориентированность на имитацию двуручной игры, стремление к объединению фактурных пластов.

3. Несмотря на жанрово-стилистическое разнообразие сочинений, написанных для одной руки, в целом у авторов заметна общая тенденция -творческое стремление доказать безграничность возможностей обеих рук -даже в случае их самостоятельной игры (в связи с тем, что есть произведения как отдельно для левой, так и для правой руки).

4. Большая часть одноручного фортепианного репертуара представлена концертным жанром и его разновидностями, что объясняется стремлением усилить впечатление от реализации уникального авторского замысла. При всём разнообразии воплощения, они обнаруживают сходные константы: проявление программности, жанровой характерности, черт сюитности и вариационности в композиции. Следуя генетике и традиции жанра, в концертных опусах акцентируется техническая сложность и виртуозность солирующей партии, но одновременно нередко проявляются и элементы камерности, партия солиста не всегда доминирует. Таким образом, возможности солиста в одноручных концертах представлены в широких градациях - от камерности до полноценной виртуозной партии.

5. Одноручные произведения для фортепиано представляют значительную художественную ценность - обогащают образную и содержательную сферу пианистического исполнительства, открывают новые горизонты в развитии искусства музыканта и педагога, заслуживая более широкого внедрения в современное фортепианное искусство.

Теоретическая значимость диссертационного анализа определяется возможностью применения его результатов в исследованиях по искусствоведению, в частности по истории и теории фортепианной музыки. Данный труд актуализирует специфичную для современного музыкознания проблему уникальности одноручных произведений в пианистическом искусстве.

В работе проведена типологизация фортепианных произведений для одной руки, которая может быть положена в основу дальнейших исследований данной сферы инструментального искусства. Кроме того, выявлены жанровые приоритеты одноручных произведений, позволяющие дифференцировать широкую жанровую палитру изучаемого музыкального явления. Наблюдения над жанровыми и стилистическими закономерностями фортепианных сочинений для одной руки значительно расширяют представления о композиционно-художественных особенностях данных сочинений, способствуя выявлению их специфической характеристики.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности применения её материалов в учебных курсах по предметам истории и теории фортепианного искусства, методике обучения игре на фортепиано, музыкальной психологии, а также в различного рода искусствоведческих, музыковедческих, исторических, культурологических и социокультурных исследованиях. Сочинения, послужившие материалом настоящей работы, могут пополнить список произведений для анализа на предметах музыкально-теоретического цикла специальности «Фортепиано». Представленный в данной диссертации аналитический материал может помочь студентам в работе над произведением в специальном классе. Кроме того, включение рассмотренных сочинений в учебные программы (в рамках изучения отдельных тем по гармонии, анализу музыкальных форм, истории музыки), бесспорно, в целом обогатит учебные курсы музыкально-теоретических и исторических дисциплин.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме участия в научных конференциях и публикаций по теме диссертации; положения и результаты работы обсуждались на совместных заседаниях кафедры истории и теории музыки и специального фортепиано ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Основные положения диссертации отражены в трёх публикациях в журналах, рецензируемых ВАК: «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (издательство «Грамота», г. Тамбов, 2020), «Музыка и время» (издательство научно-технической литературы, г. Москва, 2020), «Искусство и образование» (научно-методический журнал, г. Москва, 2020).

Материалы исследования представлены также в десяти печатных работах, опубликованных в сборниках научных статей по материалам ряда научных конференций: Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011, 2012, 2020, 2022), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2011», Международная научно-практическая конференция «Западноевропейская фортепианная музыка XIX - начала ХХ века: композиторское творчество, интерпретация» (Петрозаводск, 2019), Международный научный форум «Диалог искусств и арт-парадигм» «Scienceforum Pan-Art II» (Парадигма «война и мир» к 75-летию Победы; Саратов, 2020), Международный научный форум «Диалог искусств и арт-парадигм». Статьи. Очерки. Материалы: по материалам VII Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «Scienceforum Pan-Art VII» Т. 23, посвящённый 85-летию со дня рождения Елены Владимировны Гохман (Саратов, 2021), Международный научный форум «Диалог искусств и арт-парадигм». Статьи. Очерки. Материалы: по материалам VIII Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «Scienceforum Pan-Art VIII» Т. 28 (Саратов, 2021), Международный научный форум «Диалог искусств и арт-парадигм». Статьи. Очерки.

Материалы: по материалам IX Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «Scienceforum Pan-Art IX» Т. 36 (Саратов, 2022), а также публикации монографии (Саратов, 2022). По материалам исследования опубликована монография (Саратов, 2022).

Структура работы представлена следующими разделами: Введение, три главы, Заключение, Библиография. Список источников также включает и нотную литературу, которую составляют произведения музыкального искусства, получившие более подробную аналитическую характеристику в настоящем исследовании.

Глава 1. Инструктивная литература и жанр миниатюры

1.1 Школы для левой руки в фортепианном репертуаре

Фортепианные сочинения для одной руки занимают особое место в истории музыкального искусства - начиная с XIX и заканчивая началом XXI столетия. Данные произведения составляют широкую жанровую палитру. Тенденция появления таких сочинений обусловлена как объективными историческими факторами, так и целым рядом специфических причин, связанных с проблемами физиологии и травматизма отдельно взятых пианистов и композиторов.

Одна из сторон произведений рассматриваемой сферы пианистического репертуара связана с особенностью природы человека - неравнозначным отношением к правой и левой руке. Этот фактор породил феномен левши, к которому на протяжении веков было неоднозначное отношение. Ещё в давние времена нередко левшей старались изолировать от общества, над такими людьми насмехались, издевались; их считали неполноценными, ущербными, а некоторые воспринимали левшество как уродство. Такое отношение общества к левшам связано с рядом причин, одна из них - особенность выполнения двигательных функций. Например, в крестьянском труде - сенокосе, жатве -левши могли случайно задеть или порезать руку, ногу правши косой, в результате чего леворуких старались изолировать от работ. Вследствие этого в семьях ребенка-левшу жёстко переучивали с самого раннего возраста. Тенденция к переучиванию была и в высших сословиях общества, где,

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рокицкая Полина Викторовна, 2022 год

Библиография

1. А. Б. Гольденвейзер: Статьи, материалы, воспоминания / Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; сост. и общ. ред. Д. Д. Благого. - М.: Совет. комп., 1969. - 488 с.

2. Айси. Концертность как стилевая парадигма фортепианного творчества С. Прокофьева: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Айси. - Одесса, 2016. - 186 с.

3. Алексеев, А. Д. Из истории фортепианной педагогики: рук. по игре на клавиш.-струн. инстр. (от эпохи Возрождения до середины XIX в.): хрестоматия / А. Д. Алексеев. - Киев: Муз. Украша, 1974. - 163 с.

4. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства: учеб. для студентов муз. вузов / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - Ч. 1 и 2. - 415 с.

5. Алексеева, И. В. Формирование принципов солирования в инструментальном тематизме ансамблевой музыки барокко (на примере бассо-остинатных жанров) [Электронный ресурс] / И. В. Алексеева. - Режим доступа: http://sov.opredelim.com/docs/91000/index-8341 .htm (дата обращения: 09.12.2021).

6. Альшванг, А. А. Проблемы жанрового реализма // Альшванг А. А. Избр. соч.: в 2 т. / сост. А. М. Сеславинская. - М.: Музыка, 1964. - Т. 1. - С. 97-103.

7. Альшванг, А. А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А. А. Альшванг. -М.: Музгиз, 1963. - 176 с.

8. Антонова, Е. Г. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Елена Григорьевна Антонова. - Киев, 1989. - 24 с.

9. Аппалонова, И. В. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ирина Викторовна Аппалонова.- Саратов, 2009. - 29 с. - Место защиты: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова.

10. Арановский, М. Г. Мелодика С. Прокофьева: исслед. очерки / М. Г. Арановский / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Л.: Музыка, 1969. - 231 с.

11. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии; сост.-ред. М. Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 90128.

12. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сб. ст. / сост. С. С. Зив, ред.

B. В. Задерацкий. - М.: Советский композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.

13. Аристотель. Поэтика / Аристотель, Сочинения: в 4 т. / общ. ред. А. И. Доватура - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

14. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. -М.: Музыка, 1971. - Кн. 1, 2. - 376 с.

15. Асафьев, Б. В. Прокофьев-исполнитель. Жизнь искусства / Б. В. Асафьев //

C. С. Прокофьев: материалы, док., воспоминания / сост., ред., примеч., вступ. ст. С. И. Шлифштейна. - 2-е изд., доп. - М.: Музгиз, 1961. - С. 165-168.

16. Асафьев, Б. В. Путеводитель по концертам: слов. наиболее необходимых терминов и понятий / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - М.: Совет. комп., 1978. - 200 с.

17. Ахмедова, С. Г. Концерт-симфония: крат. ракурс в сферу гибрид. жанра [Электронный ресурс] / С. Г. Ахмедова // Актуальные проблемы гуманитарных

и естественных наук. - 2015. - № 7-2. - С. 141-148. - Режим доступа: Шр://риЬНкас1а.пе1:/агсЫуе/2015/7/2/42 (дата обращения: 12.12.2021).

18. Баграмова, Ю. Инвалиды - это люди с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Юлия Баграмова // Правмир - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/invalidy-eto-lyudi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/ (дата публикации: 10.01.2008).

19. Бебенина, О. Учёные нашли новые различия в умственных способностях левшей и правшей [Электронный ресурс] / Ольга Бебенина // Народная газета: Режим доступа: https://www.sb.by/articles/ruchnoe-upravlenie-levsha-pravsha.html (дата обращения: 12.12.2021).

20. Берков, В. О. Секвенции в прелюдиях Скрябина: гармон. анализ / В. О. Берков [Электронный ресурс] // Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония. - Режим доступа: http://www.lafamire.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=673:2010-04-04- 15-06-50&catid=21: 2010-05-15- 13-56-57&Itemid=522 (дата обращения: 10.11.2021).

21. Бирмак, А. В. О художественной технике пианиста: опыт психофизиолог. анализа и методы работы / А. В. Бирмак. - М.: Музыка, 1973. - 139 с.

22. Благодарская, Е. А. Об одной утерянной рукописи Пауля Хиндемита: к изучению творч. наследия комп. / Е. А. Благодарская; Оренбург. гос. ин-т искусств им. Л. и М. Ростроповичей // Манускрипт. - 2018. - № 6 (92). - С. 102106.

23. Бородин, Б. Б. Виртуозность: история понятия // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. К новому синкретизму: сб. научных трудов. -Вып. 4. - Кемерово, 2005. - С. 221-244.

24. Бородин, Б. Б. Л. Годовский: «пианист пианистов» и его «этюды этюдов» [Электронный ресурс] / Борис Бородин // Порт-Фолио: альм. - Режим доступа: http://port-folio.us/2010/part27.html (дата обращения: 22.11.2021).

25. Бородин, Б. Б. Три тенденции в инструментальном искусстве: моногр. / Б. Бородин; Урал. гос. пед. ун-т; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусорского. - Екатеринбург: Банк культур. информ., 2004. - 222 с.

26. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплекс. исслед.: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Борис Борисович Бородин. -М., 2006. - 434 с.

27. Винниченко, А. А. Педагогический и исполнительский опыт анализа музыкального языка М. Равеля на примере фортепианных концертов / А. А. Винниченко. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/ 20100528124420/Ь11р://ти881иёеп1.ги/Ь1Ь11о/60-ё1а1о§1сЬе8кое-рго81гап81уо-ти 7укьу-тегу а] шКЬетБ] а-тке-2009/146-а-а-утюЬепко-реёа§о§юЬе8ку-1р1вро1 nite1skijjpopyt-ana1iza-muzyka1nogo-jazyka-m-rave1ja-na-primere-fortepiannykh-копсег^ (дата обращения: 07.06.2020).

28. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психол. анализ / А. Вицинский. - М.: Классика-XXI, 2004. -97 с.

29. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / вступ. ст., сост., общ. ред. С. М. Хентовой. - М.: Музыка, 1966. - 315 с.

30. Гаврилова, Н. А. Богуслав Мартину: моногр. / Н. А. Гаврилова. - М.: Музыка, 1974. - 259 с.

31. Гаккель, Л. Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю: ст., рец. / Л. Гаккель. -Л.: Совет. комп., 1988. - 168 с.

32. Гаккель, Л. Е. Пианисты / Л. Е. Гаккель // Русская музыка и ХХ век: рус. муз. искусство в истории художеств. культуры XX в. / М-во культуры Рос. Федерации; Гос. ин-т искусствознания; ред.-сост. М. Арановский. - М., 1997. -С. 683-684.

33. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века: очерки / Л. Гаккель. - 2-е изд. - Л.: Совет. комп., 1990. - 288 с.

34. Гасымов, Р. Завещание мастера: воспоминаниями о Хайяме Мирзазаде [Электронный ресурс] / Р. Гасымов // Новая эпоха: информ.-аналит. онлайн газ.

- Режим доступа: https://novayaepoxa.com/vospominaniya-zumrud-dadashzade-a-mn/269813/embed (дата обращения: 22.12.2021).

35. Гат, Й. Техника фортепьянной игры / Йожеф Гат; пер. с венг. Эржебет Фоно. - 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1967. - 244 с.

36. Гвинерия, Т. А. Место и значение фортепианных произведений для левой руки в развитии пианистического искусства: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Тина Акакиевна Гвинерия.- Тбилиси, 1989. - 25 с.

- Место защиты: Груз. гос. театр. ин-т им. Ш. Руставели.

37. Гвинерия Т. А. О фортепианной литературе для левой руки: Вступительная статья // Фортепианные произведения: для одной левой руки / ред. -сост. и вступ. ст. Т. Гвинерия. - М.: Музыка, 1989. - С. 2-5.

38. Гвинерия, Т. А. Фортепианная музыка для левой руки. История. Теория. Исполнительство: учебное пособие / Т. А. Гвинерия. - СПБ.: Лань, Планета музыки, 2021. - 288 с.

39. Гнилов, Б. Г. Монополистический музыкальный жанр в функции культурного «тарана» (заметки о фортепианном концерте) / Б. Г. Гнилов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 160-167.

40. Гнилов, Б. Г. Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен: классико-романтическая эпоха: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Борис Геннадьевич Гнилов. - М., 2008. - 50 с. - Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ.

41. Годовский Леопольд // Все пианисты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allpianists.ru/godovsky.html (дата обращения: 07.04.2021).

42. Годовский, Л. По поводу транскрипций, обработок и парафраз / Л. Годовский // Транскрипция для фортепиано. - Вып. 1: Песни Ф. Шуберта. -М.: Музыка, 1970. - С. 3.

43. Годовский, Л. Фортепианная музыка для левой руки [Электронный ресурс] / Л. Годовский; пер. Дениса Козлова // Нотный архив Бориса Тараканов: общерос. медиатека. - Режим доступа: https://notes.tarakanov.net/kata1og/kompozitsii/fortepiannaya-myzika-d1ya-1evoi-гуМ/ (дата обращения: 03.02.2020).

44. Голованов, В. Можно ли усилить мозг, став амбидекстром? [Электронный ресурс] / Вячеслав Голованов. - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/397425/ (дата обращения: 14.02.2020).

45. Голубовская, Н. И. О музыкальном исполнительстве / Н. Голубовская. - Л.: Музыка, 1985. - 143 с.

46. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном исполнительстве / А. Б. Гольденвейзер // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / сост., общ. ред. С. М. Хентовой. - М.: Музыка, 1966. - С. 101-130.

47. Гофман, Й. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре: пер. с англ. / Й. Гофман. - М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

48. Гребнева, И. В. Скрипичный концерт в Европейской музыке ХХ века: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Ирина Владимировна Гребнева. - М., 2011. - 40 с. - Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ.

49. Гречина, В. Искусство или реабилитация: для чего нужны особые театры [Электронный ресурс] / Валерия Гречина // Милосердие. ги. - Режим доступа: https://www.mi1oserdie.ru/artic1e/iskusstvo-i1i-reabi1itaciya-d1ya-chego-nuzhny-osobye-teatry/ (дата обращения: 23.02.2020).

50. Григорьев, Л. Гарри Граффман [Электронный ресурс] / Л. Григорьев, Я. Платек // Be1canto.ru. - Режим доступа: https://www.be1canto.ru/graffman.htm1 (дата обращения: 14.10.2020).

51. Гуляницкая, Н. С. «Звуки беспредельно податливы.». О запечатлении пространства в текстуре духовно-музыкальных произведений /

Н. С. Гуляницкая // Музыкальная фактура: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. - Вып. 146. - С. 8-24.

52. Дельсон, В. Ю. Скрябин: очерки жизни и творчества / В. Ю. Дельсон; под ред. С. Аксюка. - М.: Музыка, 1971. - 430 с.

53. Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева / В. Ю. Дельсон. - М.: Совет. комп., 1973. - 285 с.

54. Дельсон, В. Ю. Фортепьянные концерты С. Прокофьева / В. Ю. Дельсон. -М.: Совет. композитор, 1961 - 53 с.

55. Демченко, А. И. Вокальный цикл Е. Гохман «Бессоница» [Электронный ресурс] / А. Демченко // Композитор Елена Гохман. - Режим доступа: http://gohman-ev.ru/index.php/knigi-i-statj i/stati/124-ademchenko-qvokalnyj -tsikl-eleny-gokhman-qbessonnitsaqq (дата обращения: 17.05.2021).

56. Демченко, А. И. За линией горизонта. О творчестве Елены Гохман: моногр. / Александр Демченко; М-во культуры Рос. Федерации; Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. - Саратов: Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. - 122 с.

57. Демченко, А. И. Избранные страницы исполнительского искусства / А. И. Демченко. - Саратов: Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2018. - 148 с.

58. Долгорукая, Е. Диалог рук. О пользе письма и рисования левой рукой / Евгения Долгорукая [Электронный ресурс] / Е. Долгорукая. - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/dialog_ruk/ (дата обращения: 30.02.2020).

59. Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети XX века: учеб. пособие по курсу «История соврем. отечеств. музыки» для студентов муз. вузов / Елена Долинская; М-во культуры Рос. Федерации; Магнитог. гос. консерватория; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Магнитогорск: Магнитог. гос. консерватория, 2000. - 158 с.

60. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия / Е. Долинская. - М.: Композитор, 2006. - 557 с.

61. Дятлов, Д. А. Концерт как феномен творчества: на примере фп. исполнительства: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Дмитрий Алексеевич Дятлов. - Нижний Новгород, 2007. - 22 с. - Место защиты: Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки.

62. Жаворонкова, Л. А. Правши и левши [Электронный ресурс] / Л. Жаворонкова // Наука в России. - 2007. - № 3. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?artic1e=382 (дата обращения: 03.08.2021).

63. Зайцева, И. В венском вальсе кружится любовь. [Электронный ресурс] / Ирина Зайцева. - Режим доступа: https://irinazaytseva.ru/v-venskom-va1se-kruzhitsya-1yubov.htm1 (дата обращения: 03.12.2021).

64. Зароднюк, О. М. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 198090-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Оксана Михайловна Зароднюк. - Нижний Новгород, 2006. - 19 с.

65. Захарова, Ю. Пауль Витгенштейн - однорукий пианист-виртуоз [Электронный ресурс] / Ю. Захарова // Акцент: духов.-просветител. Изд. -Режим доступа: http://www.aktsent.info/pub1/139/ (дата обращения: 03.02.2022).

66. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. - М.: Музыка, 1997. - 520 с.

67. Зичи Геза // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 202.

68. Иванчей, Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Наталия Павловна Иванчей. - Ростов-на-Дону, 2009. - 32 с. - Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова

69. Истомин, И. А. Мелодико-гармоническая фазность интонационного процесса как фактор, определяющий смысл музыкального высказывания / И. А. Истомин // Семантика музыкального языка: материалы науч. конф., 29-31 марта 2005 г. / отв. ред. И. С. Стогний. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - Вып. 3. - С. 33-44.

70. Казанцева, Л. П. Музыкальный жанр и его содержание [Электронный ресурс] / Л. Казанцева // Южно-Российский музыкальный альманах, 2007. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-zhanr-i-ego-soderzhanie (дата обращения: 13.02.2022).

71. Катала, Ж. Размышление о Равеле / Ж. Катала // Советская музыка. - 1955. -№ 7. - С. 51-59.

72. Кёлер Луи Генрих [Электронный ресурс] // Музыкальный словарь Римана: ст. на букву «К». - Ч. 3: Кат - Кен. - Режим доступа: http://art.niv.ru/doc/dictionary/riemann-musiklexikon/fc/slovar-202-3.htm#zag-3255 (дата обращения: 20.11.2021).

73. Кёлер, Л. Школа для левой руки / Л. Кёлер. - Лейпциг: Издательство Петерса, 1881. - 103 с.

74. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVШ - начала XIX веков: самосознание эпохи и муз. практ. / Лариса Кириллина. - М.: Моск. гос. консерватория, 1996. - 189 с.

75. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. -Ч. 3: Поэтика и стилистика / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2010. - 376 с.

76. Киселёв, М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / М. И. Киселёв // Молодой учёный. -2012. - № 12 (47). - С. 412-415. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/47/5886/ (дата обращения: 03.02.2021).

77. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган. - М.: Совет. композитор, 1972.

- Вып. 2. - 264 с.

78. Коган, Г. М. Предисловие // Школа фортепианной транскрипции. - Вып. 2: Чакона из Партиты № 2 / И. С. Бах; предисл. Г. Когана. - М.: Музыка, 1976. -С. 2.

79. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. Коган. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 203 с.

80. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. - М.: Совет. композитор, 1961.

- 115 с.

81. Корлякова, С. Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Светлана Георгиевна Корлякова. - Ставрополь, 2001. -196 с. - Режим доступа: http://www.ds1ib.net/psixo1ogia-vozrasta/razvitie-psihomotornogo-komponenta-muzyka1no-ispo1nite1skih-sposob nostej.htm1 (дата обращения: 17.09.2021).

82. Кравец, Н. Я. Фортепианные концерты Прокофьева: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Нелли Яковлевна Кравец. - М., 1999. - 169 с.

83. Красникова, Т. Н. Об организации фактурного пространства в музыке XX века (к проблеме синтеза искусства) / Т. Н. Красникова // Музыкальная фактура: сб. ст. / под ред. Т. Н. Красниковой, М. С. Скребковой-Филатовой. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. - Вып. 146. - С. 166-180.

84. Краузе, Э. Рихард Штраус: образ и творчество / Э. Краузе; предисл. Б. В. Левика. - М.: Музгиз, 1961. - 611 с.

85. Крауклис, Г. В. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса / Г. В. Краукалис. - М.: Музыка, 1970. - 107 с.

86. Крейн, Ю. Г. Симфонические произведения Мориса Равеля / Ю. Г. Крейн. -М.: Музгиз, 1962. - 224 с.

87. Кремлёв, Ю. А. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева: по материалам высказываний / Ю. А. Кремлев; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - М.: Музыка, 1966. - 155 с.

88. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX веков. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.

89. Кузнецов, И. К. Ранний фортепианный (клавирный) концерт / И. К. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы: сб. ст. / под ред. В. Протопопова. - М.: Музыка, 1977. - Вып. 3. - С. 156-186.

90. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVШ - XX веков / Т. Кюрегян. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - 311 с.

91. Левая, Т. Н. Пауль Хиндемит [Электронный ресурс] // Belcanto.ru.- Режим доступа: https://www.belcanto.ru/hindemith.html (дата обращения: 03.08.2021).

92. Левин, И. Основные принципы игры на фортепиано / И. Левин. - М.: Музыка, 1978. - 75 с.

93. Либерман, Е. Я. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 145 с.

94. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 236 с.

95. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. -М.: Совет. композитор, 1990. - 312 с.

96. Лонг, М. За роялем с Габриелем Форе; За роялем с Клодом Дебюсси; За роялем с Морисом Равелем / Маргерит Лонг. - М.: Композитор, 2000. - 288 с.

97. Мазель, Л. А. О художественном открытии [Электронный ресурс] / Л. А. Мазель // Вопросы анализа музыки: опыт сближения теорет. музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. - М.: Совет. композитор, 1978. -С. 137-167. - Режим доступа: http://stentorbow.narod.ru/mazhud.html (дата обращения: 14.10.2020).

98. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 534 с.

99. Малинковская, А. В. Стилевые проблемы в пианистической теории. 19201970 гг.: из истории отечеств. исполн. музыкознания / А. В. Малинковская. - // Фортепианное исполнительство: теория и практ. - М.: М-во культуры РФ, 1998. - С. 32-59.

100. Мартынов, И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество / И. И. Мартынов. - М.: Музыка, 1974. - 560 с.

101. Марчук, С. Морис Равель и Пауль Витгенштейн [Электронный ресурс] / С. Марчук // Livejournal.com. - Режим доступа: https://sergmarchuk.livejournal.com/72281.html (дата обращения: 10.10.2020).

102. Махмудов, М. Искусство - как способ самореализации личности [Электронный ресурс] / Марал Махмудов // Harmony: международ. муз. культуролог. жур. - Режим доступа: http://harmony.musigi-dunya.az/RUS/archivereader.asp?txtid=97&s=1 (дата обращения: 14.11.2020).

103. Медушевский, В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. В. Медушевский // Сов. музыка, 1979, № 3. - С. 30-39.

104. Мигули, Я. Богуслав Мартину / Ярослав Мигули. - М.: Музыка, 1985. -232 с.

105. Мильштейн, Я. И. Советы Шопена пианистам / Я. И. Мильштейн. - М.: Музыка, 1967. - 119 с.

106. Михайлов, М. К. Александр Николаевич Скрябин: попул. моногр. / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1982. - 112 с.

107. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: Исследование / М. Михайлов. - Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1981. - 262 с.

108. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке: Ст. и фрагм. / М. Михайлов; Вступ. ст. М. Арановского. - Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1990. - 283 с.

109. Модель инвалидности [Электронный ресурс] // Студопедия. - Режим доступа: https://studopedia.org/4-138687.htm l (дата обращения: 04.10.2020).

110. Мурадян, Г. В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Галина Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2015. - 27 с. - Место защиты: Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова.

111. Мурзина, Е. Леон Флейшер [Электронный ресурс] / Елена Мурзина // Люди: биогр., истории, факты, фот. - Режим доступа: https://www.peoples.ru/art/music/classical/leon_fleisher/ (дата обращения: 04.11.2020).

112. Набоков, Н. Д. Прокофьев / Н. Набоков // Музыкальная академия. - 2000. - № 2. - С. 175-180.

113. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

114. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

115. Назайкинский, Е. В. Поэтика музыкальной миниатюры [Электронный ресурс] / Евгений Назайкинский // МШ^! DUNYASI (Мир музыки), 2016. -№ 3 (68). - Режим доступа: http://www.musigi-dunya.az/pdf/68/1.pdf. (дата обращения: 17.11.2021).

116. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

117. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: зап. педагога / Г. Нейгауз. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

118. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Совет. комп., 1983. - 526 с.

119. Нестьев, И. В. Прокофьев / И. В. Нестьев. - М.: Музгиз, 1957. - 528 с.

120. Николаева, А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина: на примере произведений малой формы / А. Николаева. - М.: Совет. комп., 1983. -104 с.

121. Нусупова, А. С. Жанр фортепианного концерта в творчестве композиторов Казахстана: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Айзада Сайфуллаевна Нусупова. - Алматы, 2008. - 36 с.

122. Овсянникова, Т. Ю. Этюд / Т. Ю. Овсянникова // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Т. 6: Хейнце-Яшугин. - М.: Совет. энцикл., 1982. - Стб. 581-582.

123. Онеггер, А. Я - композитор / А. Онеггер; пер. с фр., ред., вступ. ст. и коммент. В. Н. Александровой. - Л.: Музгиз, 1963. - 207 с.

124. Отношение к инвалидам в различные исторические эпохи [Электронный ресурс] // Студопедия. - Режим доступа:

https://studopedia.ru/7_109000_otnoshenie-k-inva1idam-v-raz1ichnie-istoricheskie-epohi.htm1 (дата обращения: 16.04.2020).

125. Панов, А. Пауль Витгенштейн [Электронный ресурс] / Алексей Панов // РГМЦ: рос. гос. муз. Телерадиоцентр. - Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/radio-o1d/programsarchive/wherewordsend/13132-pau1-vitgenshtejn (дата обращения: 04.11.2020).

126. Передерий, О. И. Страницы отечественной фортепианной педагогики 30-х годов XIX века [Электронный ресурс] / О. И. Передерий. - Режим доступа: https://1ib.herzen.spb.ru/text/peredery_8_30_178_190.pdf (дата обращения: 16.04.2020).

127. Пианисты рассказывают / сост., общ. ред. и вступ. ст. М. Соколова. - М.: Музыка, 1990. - Вып. 1. - 176 с.

128. Подколзина, О. В. Скрипичные концерты Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ольга Васильевна Подколзина. - М., 2010. - 26 с. - Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных.

129. Попова, Т. В. Музыкальные жанры и формы / Т. В. Попова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музгиз, 1954. - 384 с.

130. Попова, Т. В. О музыкальных жанрах / Т. В. Попова. - М.: Знание, 1981. -127 с.

131. Попцов, И. Н. Многозначность формы и жанра «Панафинейского шествия» для фортепиано и оркестра Р. Штрауса [Электронный ресурс] / И. Н. Попцов. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/fi1e/2352029/ (дата обращения: 06.11.2021).

132. Прокофьев, С. С. Автобиография / С. С. Прокофьев // С. С. Прокофьев: материалы, док., воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна. - 2-е изд., доп. - М.: Музгиз, 1961. - С. 13-199.

133. Путь левой руки [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1110569 (дата обращения: 15.04.2021).

134. Раабен, Л. Н. Концерт / Л. Н. Раабен // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Т. 2: Гондольера - Корсов. - М.: Совет. энцикл., 1974. -Стб. 922-925.

135. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль: избр. ст. / Д. А. Рабинович -Вып. 2: Критико-публицистические этюды. - М.: Совет. композитор, 1981. -228 с.

136. Равель в зеркале своих писем / сост. М. Жерар и Р. Шалю. - Л.: Музгиз, 1988. - 288 с.

137. Резник, А. Л. Творческий путь и фортепианное наследие С. Э. Борткевича: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Анна Леонидовна Резник. - Нижний Новгород, 2017. - 26 с. - Место защиты: Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки.

138. Реженинова, Н. Р. Понятие «Фортепианное переложение» как терминологическая проблема [Электронный ресурс] / Н. Р. Реженинова // КиберЛенинка: [офиц. сайт]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-fortepiannoe-perelozhenie-kak-terminologicheskaya-problema (дата обращения: 10.10.2021).

139. Рихард Штраус. Сочинения для фортепиано с оркестром: парафраза «Домашней симфонии». «Шествие панафинеев». «Бурлеска» [Электронный ресурс] // Погружение в классику. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2010-11-26-19900 (дата обращения: 15.04.2021).

140. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. - Л.: Музыка, 1964. - 166 с.

141. Савшинский, С. И. Работа пианиста над техникой / С. И. Савшинский. -Л.: Музыка. - 107 с.

142. Самойленко, А. И. Диалог как музыкально-культурологический феномен: методолог. аспекты соврем. музыкознания: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03 / Александра Ивановна Самойленко. - Киев, 2003. - 437 с.

143. Самойленко, Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Елена Марковна Самойленко. - М., 2003. - 178 с.

144. Сашина, Р. Морис Равель. Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки [Электронный ресурс] / Р. Сашина // LiveInternet: [сайт]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/3381073/post265507220 (дата обращения: 25.10.2021).

145. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

146. Скребкова-Филатова, М. С. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке / М. С. Скребкова-Филатова // Музыкальная фактура: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. - Вып. 146. - С. 180-203.

147. Смирнов, В. В. Морис Равель и его творчество: Моногр. / В. Смирнов. -Л.: Музыка, 1981. - 224 с.

148. Смотров, В. Е. Шарль-Валентин Алькан: личность, эстетика, творчество: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство: автореф. ... кандидата искусствоведения / Вениамин Егорович Смотров. - М., 2020. - 26 с. - Место защиты: Гос. институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.

149. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: сб. ст. / ред.-сост. А. Д. Алексеев. - М.: Совет. композитор, 1985. -216 с.

150. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Олег Владимирович Соколов. -Нижний Новгород, 1994. - 216 с. - Место защиты: Рос. ин-т искусствознания.

151. Соловцов, А. А. Концерт / А. А. Соловцов. - М.: Музыка, 1959. - 106 с.

152. Сохор, А. Н. Теория музыкальных жанров: Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных жанров и форм. - М.: Музыка, 1974. -С. 292-310.

153. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. - М.: Музыка, 1968. -105 с.

154. Сраджев, В. П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Виктор Пулатович Сраджев. - Л., 1985. - 174 с.

155. Сраджев, В. П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста: метод. пособие для студентов муз. и пед. вузов, сред. спец. учеб. заведений / В. Сраджев. - Елец: Муза, 2000. - 32 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

156. Сраджев, В. П. Развитие беглости в технической работе пианиста: метод. пособие для студентов муз. и пед. вузов, сред. спец. учеб. заведений / В. Сраджев. - Елец: Муза, 2000. - 32 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

157. Сраджев, В. П. Свобода игрового аппарата пианиста: теорет.-методол. основы для студентов муз. и пед. вузов, сред. спец. муз. учеб. заведений / В. Сраджев. - Елец: Муза, 2001. - 32 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

158. Ступель, А. М. Морис Равель. 1875-1937: крат. очерк жизни и творчества / А. М. Ступель. - М.: Музыка, 1964. - 132 с.

159. Сухова, Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Лариса Георгиевна Сухова. - Тамбов, 2005. - 385 с.- Место защиты: Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова.

160. Тараканов, М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е гг.): пути развития / М. Тараканов; ВНИИ искусствоведения. - М.: Совет. композитор, 1988. - 272 с.

161. Титаренко, Я. Падение дома Витгенштейнов: кем были братья и сёстры философа Людвига Витгенштейна [Электронный ресурс] / Я. Титаренко. -Режим доступа: https://knife.media/wittgenstein-fami1y/ (дата обращения: 18.06.2021).

162. Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: муз. фактура: учеб. пособие для историко-теорет. и комп. фак. муз. вузов / Ю. Тюлин. - М.: Музыка, 1976. - 167 с. - Режим доступа: https://archive.org/details/tiulin_muz_factura_1/mode/2up?view=theater (дата обращения: 08.12.2021).

163. Холопова, В. Н. Два типа музыкальных эмоций: конкретно-тематические и общединамические / В. Н. Холопова // Семантика музыкального языка: материалы науч. конф., 29-31 марта 2005 г. / отв. ред. И. С. Стогний. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - Вып. 3. - С. 25-32.

164. Холопова, В. Н. Три стороны музыкального содержания / В. Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы / отв. ред.-сост. В. Н. Холопова. - М.: Моск. гос. консерватория, 2002. - С. 55-76.

165. Холопова, В. Н. Фактура / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1979. - 88 с.

166. Хулап, В. Проблемы людей с ограниченными возможностями в Церкви и обществе [Электронный ресурс] / прот. Владимир Хулап // Социальное служение Русской Православной Церкви: мультимедийн. учеб. пособие / под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. - СПб.: СПбГИПСР, 2014. - Режим доступа: http://social-orthodox.info/5_6.htm (дата обращения: 12.04.2020).

167. Царёва, Е. М. Иоганнес Брамс / Е. М. Царёва. - М.: Музыка, 1986. - 383 с.

168. Царёва, Е. М. Стиль музыкальный / Е. М. Царёва // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. - Т. 5. - М.: Совет. энциклопедия, 1981. - Стб. 281-289.

169. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: вариацион. форма / В. А. Цуккерман. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1987. - 239 с.

170. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. - 159 с.

171. Цыпин, Г. М. Морис Равель / Г. М. Цыпин. - М.: Музгиз, 1959. - 135 с.

172. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. Цыпин. - М.: Совет. композитор, 1988. - Кн. 1. - 384 с.

173. Чередниченко, Т. В. Жанр музыкальный // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш - М.: Совет. энциклопедия, 1990. - С. 192.

174. Чередниченко, Т. В. Стиль музыкальный // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш - М.: Совет. энциклопедия, 1990. - С. 522.

175. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие для вузов искусства и культуры / Л. Н. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.

176. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская. - Л.: Музыка, 1971. - 71 с.

177. Шохор-Троцкая, М. К. Не переучивайте левшу [Электронный ресурс] / М. Шохор-Троцкая // Наука и жизнь. - 2002. - № 8. - Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/4625/ (дата обращения: 12.09.2020).

178. Шульпяков, О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О. Шульпяков. - СПб.: Композитор, 2005. - 36 с.

179. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов / Р. Шуман. - М.: Музгиз, 1959. - 40 с.

180. Щапов, А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А. П. Щапов. -М.: Музыка, 1968. - 248 с.

181. Юдин, А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Алексей Петрович Юдин. -Москва, 2004. - 68 с. - Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т.

182. Ященко, Л. Пианист-фаталист Борис Березовский: «Я знаю только один способ привлечь публику - хорошо играть» / Лилия Ященко [Электронный ресурс] // Classical Music News. ru:. - Режим доступа: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/pianist-fatalist-boris-beresovsky/ (дата публикации: 13.09.2016).

183. Bach, C. Ph. E. Versuch uber die wahre Art das Clavier zu spielen / C. Ph. E. Bach. - Berlin, 1753. - 103 p.

184. Godowsky: The Pianists' Pianist [website]. - URL: http://allpianists.ru/godovsky.html (date of treatment: 05.09.2021).

185. Hurwitz, D. Richard Strauss: An owner's manual [website] / David Hurwitz. -Montclair: Hal Leonard Corpotation, 2014. - 204 p. - URL: https://books.google.ru/books?id=cusMBAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q&f=false (date of treatment: 18.12.2021).

186. Jankelevitc, V. Liszt et la Rhapsodie / V. Jankelevitc. - Paris, 1979. - 11 p.

187. Köhler, L. Schule der linken hand: op. 302 / Louis Köhler. - Leipzig: C. F. Peters, 1881. - 103 p. [website]. - URL: https://imslp.org/wiki/Schule_der_linken_Hand,_0p.302 (date of treatment:

21.09.2021).

188. Koerth, M. Why Am I Right-Handed? / Maggie Koerth // FiveThirtyEight: [website]. - URL: https://fivethirtyeight.com/features/science-question-from-a-toddler-why-am-i-right-handed/ (date of treatment: 18.12.2021).

189. Nicholas, J. Victory for the left [website] / Jeremy Nicholas. - URL: http://www.skyarts.co.uk/music/article/a-victory-for-the-left/ (date of treatment:

05.02.2022).

190. Schaal-Gotthardt, S. Zu Hindemiths klaviermusik mit orchester: clavier linke hand: op. 29 [website] / Susanne Schaal-Gotthardt. - URL: https://www.hindemith.info/de/institut/publikationen/hindemith-forum/hf-39-2017/zur-klaviermusik/ (date of treatment: 18.12.2021).

191. Wittgenstein, P. School for the left hand (Etudes) / Paul Wittgenstein. -Vienna: Universal Edition, 1957. - 60 p.

192. Wittgenstein, P. School for the left hand (Exercise) / Paul Wittgenstein. -Vienna: Universal Edition, 1957. - 83 p.

193. Wittgenstein, P. School for the left hand (Transcriptions) / Paul Wittgenstein. -Vienna: Universal Edition, 1957. - 88 p.

194. Won-Young Kong, B. Mus., M. M. Paul Wittggensteins transcriptions for left hand: pianistic techniques and performance problems, a lecture recital, together with three recitals of R. Schumann, S. Prokofiev, F. Liszt, M. Ravel, and F. Chopin / Won-Young Kong, B. Mus., M. M. - Texas, 1999. - 103 p.

Нотная литература

195. Бурштин, М. Дуэт для одной правой руки [Ноты] / М. Бурштин: рукопись. - 197б. - 1 с.

196. Годовский, Л. Прелюдия и фуга [Ноты] / Л. Годовский // Фортепианные произведения для одной руки / сост. Т. А. Гвинерия. - М.: Музыка, 1989. - С. б-17.

197. Годовский, Л. Сюита для левой руки B-A-C-H [Ноты] / Л. Годовский. -New York: G. Schirmer, 1930. - 3S p.

19S. Гохман, Е. В. «Сказки венского леса» [Ноты] / Е. В. Гохман: рукопись. -20 с.

199. Мирзазаде, Х., «Ohne...» [Ноты] / Х. Мирзазаде: рукопись. - 199S. - 13 с.

200. Прокофьев, С. С. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (для левой руки) [Ноты] / С. Прокофьев. - Нью-Йорк: Melville, 1979. - 79 с.

201. Раванелло, О. Вариации в форме упражнений на тему Доменико Скарлатти [Ноты] / О. Раванелло // Фортепианные произведения для одной левой руки / сост. Т. А. Гвинерия. - М.: Музыка, 1989. - C. 23-3б.

202. Равель М. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром [Ноты] / М. Равель. -М.: Музыка, 1974. - 42 с.

203. Регер, М. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор [Ноты] / М. Регер // Фортепианные произведения для одной руки / сост. Т. А. Гвинерия. - М.: Музыка, 1989. - С. 1S-22.

204. Скрябин, А. Н. Прелюдия и ноктюрн для левой руки [Ноты] / А. Н. Скрябин // Полное собрание сочинений для фортепиано. - Т. 1. - М.: Музгиз, 1947. - с. 1-6.

205. Фёрстер, И. Б. Фантастическая пьеса (для левой руки) [Ноты] / И. Б. Фёрстер // Фортепианные произведения для одной руки. / сост. Т. А. Гвинерия. - М.: Музыка, 1989. - С. 37-42.

206. Alkan, Ch. V. 3 Grandes etudes [Notes] / Ch. Valentin Alkan. - Paris: Richard Gress, Richault, 2012. - 15 p.

207. Beneking, S. 18 Preludes for one hand [Notes] / Stefhan Beneking. - Berlin: 2013. - 27 p.

208. Beneking, S. 24 Valses melancoliques for one hand [Notes] / Stefhan Beneking. - Berlin: 2014. - 65 p.

209. Bitensky, L. S. Vocalise / Laurence Scott Bitensky. - Black Dog Music, 1998 // IMSLP: [website]. - URL: https://imslp.org/wiki/Vocalise_(Bitensky%2C_Laurence_Scott) (date of treatment: 09.12.2021).

210. Bortkiewicz, S. Klavierkonzert № 2 fur die linke hand allein mit Begleitung des Orchester [Notes] / S. Bortkiewicz: the manuscript. - 53 p.

211. Brahms, J. Study № 5 (for left hand) after Bach Chaconne [Notes] / Brahms Johannes [website]. - Leipzig: Breitkopf & Härtel. - 14 p. - URL: https://www.free-scores.com/download-sheet-music.php?pdf=1288 (date of treatment: 12.12.2020).

212. Britten, B. Diversions for Piano (left hand) and Orchestra [Notes] / B. Britten [website]. - London: Hawkes & Son. - 55 p. - URL: https://classic-online.ru/ru/production/41435 (date of treatment: 12.12.2020).

213. Goddar, F. Nocturne for left hand alone [Notes] / Goddar Francis. - Boston: Oliver Ditson & C, 1883. - 3 p.

214. Godowsky, L. Studies on Chopin's etudes [Notes] / L. Godowsky. - Berlin: Schlesinger, 1903-1914. - Vol. III. - 76 p.

215. Janacek, L. Capriccio «Vzdor» [Note] / L. Janacek. - Prague: SNKLU, 1953 -56 p.

216. Korngold, E. W. Klavierkonzert in cis in einem Satz fur die linke hand allein mit Orchesterbegleitung [Notes]. / E.W. Korngold. - 2007. - 73 p.

217. Martinu, B. Divertimento [Notes] / B. Martinu. - Prague: Panton, 1976. -83 p.

218. Strauss, R. Panathenaenzug [Notes] / R. Strauss. - Wien: Waldheim-Eberle A. Q., 1928. - 85 p.

219. Strauss, R. Parergon zur sinfonia domestica [Notes] / R. Strauss. - Wien: Waldheim-Eberle A. Q., 1926. - 45 p.

220. Yamamoto, J. Serenade [Notes] / J. Yamamoto: the manuscript. - 19 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.