Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х годов: В. М. Шукшин, Ю. М. Нагибин, Г. В. Семенов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кан Сын Хюн

  • Кан Сын Хюн
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 184
Кан Сын Хюн. Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х годов: В. М. Шукшин, Ю. М. Нагибин, Г. В. Семенов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кан Сын Хюн

1. Введение.3

2. Глава I. Теоретические и литературно-исторические проблемы русского рассказа 1960-1980-х годов.8

2. Глава II. Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина

3. Глава III. Жанровая эволюция малых прозаических форм в творчестве Ю. М. Нагибина.75

4. Глава IV. Рассказы Г. В. Семенова. Динамика жанрового развития

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х годов: В. М. Шукшин, Ю. М. Нагибин, Г. В. Семенов»

В русской литературе рассказ был традиционно сильным жанром. был главной формой самовыражения у А. Чехова, И. Бунина, почти в той же мере у Н. Лескова, А. Куприна, бессмертные рассказы оставили И. Тургенев, Л. Толстой, М. Горький. В советское время рассказ получил новый мощной импульс. В 20-30-е годы все лучшие писатели отдавали ему не меныпие сил, чем роману, повести. "Гадюка" Алексея Толстого, "Отец" Валентина Катаева, "Вишневая косточка" и "Лиомпа" Юрия Олеши, рассказы Всеволода Иванова из сб. "Тайное тайных". С "Донских рассказов" начал свой творческий путь Михаил Шолохов. М. Зощенко и И. Бабель были чистыми рассказчиками. И редкий талант Андрея Платонова раскрылся преимущественно в этом жанре"1, -писал в 1987 году Ю. Нагибин2 в предисловии к составленной им самим "Антологии русского советского рассказа", которая печаталась на страницах «Книжного обозрения».

Ю. Нагибин, признанный мастер рассказа советского периода, был и неустанным радетелем за его судьбу, он неоднократно становился на его защиту в средствах массовой информации, стремясь задержать казавшийся ему распад малой прозы в начале 70-х годов, хлопотал о подрастающем поколении новеллистов.

Общеизвестно, что рассказ - оперативный жанр, своеобразная служба немедленного реагирования: например, если рассказ в предвоенные годы уходит в тень и редко напоминает о себе, то в годы войны ситуация резко изменяется : "Нужен стал быстрый, немедленный отзыв на события, г-г-г

1 Ю. Нагибин еще не знал всех посмертных публикаций А. Платонова.

2 Нагибин Ю. М. О рассказах // Антология русского советского рассказа // Книжное обозрение. - 1987. - 13 февраля. - С 2. действенное слово: даже повесть не могла поспеть за событиями, не говоря уж о романе"3.

Действительно, рассказ выдвигается на передний план в трудные, переломные годы, видимо, таким временем для русского советского рассказа были не только Великая Отечественная война, но и период демократизации общества после смерти Сталина, разоблачения культа личности и переломные 90-е годы, связанные с серьезной трансформацией советского общества. Соответственно в 50-60-е годы громко заявляют о себе многие писатели : Ю. Казаков, Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Кура но в, Г. Троепольский, В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Е. Носов, В. Маканин, Г. Семенов, А. Солженицын и другие. Некоторые из них (А. Солженицын, В. Распутин, В. Маканин и др.) обретают второе дыхание и дают новый импульс рассказу в 90-е годы.

В л итературо веден и и установилась такая точка зрения, что за расцветом рассказа в 50-60-е годы в 70-е годы наступает эра романа. Но именно на 70-е годы приходится пик научного интереса к рассказу - самое большое количество

-4 5 защищенных кандидатских диссертации и книг , разговор о которых пойдет в следующих главах. В 80-90-е годы этот интерес уменьшается, но не угасает6.

3 Там же.

4 Чепииога А. И. Жанровое своеобразие современного советского рассказа. - Фрунзе. - 1966; Нинов А. А. Современный рассказ. Из опыта русской советской прозы 1956-1966 гт. - Л. -1968; Цивин Р. Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении (советский русский рассказ: С. Антонов, Ю. Нагибин, Ю. Казаков) - Киев. -1970; Брябина Н. А. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков). - Алма-Ата. - 1972; Казаркин А. П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора). - Томск. - 1974, Огнев А. В. Вопросы поэтики русского советского рассказа 50-60-х годов. // Дисс. докт. филол. наук -Саратов. - 1974; Юдалевич Б. М. Идейно-художественное своеобразие повести и рассказа 60-х годов (В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин). - Новосибирск. - 1975; Кузьмук В. А. Типология современного русского рассказа. - М - 1977; Рыбальченко Т. JI. Повесть и рассказ в современном литературном процессе. (Проблема взаимодействия жанров). - Томск. - 1978; Толпаева Г. П. Советский рассказ периода Великой Отечественной войны (К проблеме характера и жанра). - М. - 1978; Большакова Е. А. Конфликт и характер в современном советском рассказе (60-70-е годы). - Казань - 1980.

О теоретических и историко-литературных проблемах современного рассказа написано немало содержательных, разноплановых исследований. Общий вывод можно сделать такой : в вышеназванных работах уточнено, конкретизировано определение жанра рассказа, в достаточной степени изучены некоторые жанровые разновидности рассказа, такие, как рассказ-миниатюра, лирический рассказ, отчасти, рассказ психологический, общие закономерности развития рассказов 50-70-х годов, творчество отдельных писателей-рассказчиков. Но существует в истории осмысления рассказа много белых пятен : почти не изучен рассказ 80-х годов; о самых крупных современных писателях-рассказчиках, исключая В. Шукшина, написано очень мало. О признанном мастере Ю. Нагибине изданы две книги, дающие лишь предварительное представление о писателе, о Г. Семенове вообще нет книг.

Цель настоящей диссертации и ее актуальность состоит в том, чтобы, проследив жанровую эволюцию рассказов в творчестве наиболее крупных мастеров современного малого жанра: В. Шу кшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова, для которых рассказ был "главной формой самовыражения", выявить основные

5 Заморий Т. П. Современный русский рассказ. - Киев. -- 1968; Нинов А. А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966) - Л. - 1969; Романец М. В. Проблема гуманизма в современном русском рассказе. - Харьков. - 1969; Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л. - 1970, Огнев А. В. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов. - 1973; Шубин Э. А. Современный русский рассказ (Вопросы поэтики жанра). - Л. - 1974; Макина М. А. Русский советский рассказ : Вопросы развития жанра. - Л. - 1975, Огнев А. В. Русский советский рассказ. - М. - 1978 и другие.

6 Книги : Бондаренко Г. В. Советский рассказ (Проблема композиции). - М. - 1981; Скобелев В. II Поэтика рассказа. — Воронеж. — 1982; Это в В. И. Современный рассказ ; (Проблемы и герои). - М. - 1983; Малые жанры в русской и советской литературе : Межвузовский сборник научных трудов. - Киров. - 1986; Ульяшов П. С. Этот неумирающий жанр. - М. -1987; Лужановский А. В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. - Вильнюс -1988

Диссертации : Локтев Н Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике. -Калинин. 1981; Островская В. Е. Русский советский лирико-лсихологический рассказ 70-х годов (10. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов). - Ташкент. - 1983; Перзеке А. Б. Конфликт в современном русском рассказе (В. Белов, С. Воронин, В. Шукшин). - Калинин. - 1984; Максимов В. Н. Русский советский рассказ 70-х годов (Проблематика, жанр). - М. - 1987; Кадочников О П. Малые жанры современной прозы / Пути развития очерка и рассказа 70жанровые особенности русского рассказа 1960-80-х годов, сосредоточив внимание на специфике в нут ри жанро вых видообразований в и х динамике, то есть, на аспекте, менее всего изученном в литературоведении. В данной диссертации автор намерен выяснить, как менялась жанровая структура рассказов на протяжении тридцати лет, какие жанровые разновидности "ушли" из литературы, какие, напротив, отличались наибольшей актуальностью.

Новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка осмыслить жанровую ситуацию в малой прозе 1960-80-х годов как ситуацию особую, когда внутрижанровые процессы в русском рассказе происходили наиболее интенсивно. Для того чтобы получить достоверные выводы, автор ставил перед собой следующие задачи : 1) опираясь на работы теоретиков, понять, что из себя представляет рассказ как жанр, каковы его границы; сформулировать наиболее приемлемое определение рассказа; 2) разобраться в существе многочисленных жанровых классификаций рассказов как необходимом инструменте для изучения жанрово-исторических процессов; 3) на материале конкретного анализа рассказов В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова - писателей, для которых этот жанр был принципиальным, сделавшим им имя в литературе, увидеть внутренние закономерности жанрового развития, имея в виду и других писателей, сосредоточенных в первую очередь на "большой" жанровой форме.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы исследования по теоретическим и историко-литературны м проблемам русского рассказа 1960-80-х годов, а также сделаны определенные выводы и наблюдения, касающиеся жанровых особенностей рассказов В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова, позволяющие расширить и уточнить представления о творческих индивидуальностях названных писателей. Все это может быть полезным корейским русистам и

80-х годов. — М. — 1991; Федь Т. Н. Малые жанровые формы современной русской прозы : корейским переводчикам современной русской литературы в отборе текстов для перевода, что особенно важно в той ситуации, когда новейший русский рассказ мало известен корейским студентам и широкому кругу читателей.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кан Сын Хюн

Заключение

Исследование рассказов В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова подтверждает мнение ряда ученых о том, что в современном русском рассказе имеются значительные успехи в разработке нового содержания и художественной формы, раскрытии новых граней характеров современника, активном взаимодействии с другими жанрами. Все это заставляет исследователей рассказа уделять пристальное внимание его жанровым возможностям.

Развитие современного рассказа показывает, что новые жанровые процессы напрямую связаны с эволюцией х у д ожеств енной концепции личности. Открытие человеческих характеров, определенных типов сознания человека в современной жизни является достижением рассказов 60-80-х годов. И главное заключается в том, что остро поставленная вообще в современной литературе нравственно-философская проблематика освещается по преимуществу через характер современника, и раньше всего, в наиболее оперативном жанре рассказа. При этом рассказ эволюционирует от социально-аналитического изображения к синтетическому художественному обобщению, более глубокому осмыслению отношений человека и времени.

В конце 50-х - начале 60-х годов для новеллистики характерно заметное усиление лирического начала, возникающего как отказ от заданных, схематичных представлений о человеке в прежней монументальной литературе, как потребность утверждения самой личности, ее нравственного самосознания. В лирических рассказах посттоталитарного времени писатель отстаивал свое право на субъективное начало в творчестве в поисках единства бытия и сознания; авторы этих рассказов обращались к природе человека и вековому народному быту как устойчивым формам жизни в бесконечном движении окружающего мира, что нашло свое выражение в рассказах Ю. Казакова, Ю.

Куранова, В. Солоухина и др. Со временем лирический герой таких рассказов преодолевает пассивную созерцательность, обретая способность к глубоким размышлениям о «вечных» вопросах, связанных с пониманием смысла жизни и счастья, тем самым углублялось философское начало прозы, что характерно для: деревенских рассказов В. Астафьева, В. Белова, Е. Носова, В. Лихоносова и

ДР

Эпический рассказ в 60-е годы также оказался в центре самых острых социальных проблем городской, деревенской и "военной" жизни. Писатели, вышедшие из деревни, изображают трудную, иногда трагическую жизнь советского села, сложные нравственные конфликты. В эпических рассказах Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева и др. многие герои являются носителями национального самосознания, представлений о жизни, свойственных деревне. Поэтому нередко героями рассказов этих писателей являются старики, прожитая жизнь которых имеет особый поучительный смысл.

Эта группа писателей" в диссертации представлена малой прозой В. Шукшина, в которой развиваются традиции эпического и драматического рассказов. В драматическом жанре написаны многие типично шукшинские рассказы, в которых характер героя, как правило, раскрывается в конфликтной ситуации, в мастерски написанном диалоге - споре ("Бессовестные", "Верую!", "Срезал" и др.). В эпическом жанре написаны рассказы "Алеша Бесконвойный", "Осенью", "Сапожки" и др. На втором, внутрижанровом уровне просматривается интерес В. Шукшина к жанрам рассказа-судьбы и рассказа-характера. Важно отметить, что типология шукшинских героев, которые могут быть жителями деревни или поселка, не совпадает с "социологической" типологией ряда "деревенских" рассказчиков, поскольку В. Шукшина интересует нравственный аспект души сельского жителя, и при этом не типового, а недогматика, "не посаженного на науку поведения".

Абсолютное большинство рассказов В. Шукшина принадлежит к рассказам-характерам. Главное достоинство рассказов В. Шукшина состоит в "открытии человека", узнавании тайн его души. Причем шукшинские герои, люди внешне обыкновенные, но с открытой душой, глубинной неудовлетворенностью, мучительным душевным непокоем, жаждой духовной жизни и самопознания, отличаются от окружающих странностью и причудливостью. Существуют попытки определить типы шукшинских героев (Л. Аннинский, В. Горн, В. Кузьмук), но они обозначают лишь основные направления в характерологии писателя, которая, как показывает подробный анализ его рассказов, гораздо богаче и разнообразнее.

В. Шукшин облекает содержание рассказа в особую форму. Герои шукшинских рассказов всегда находятся в противоречии, конфликте, сшибке интересов личности и среды, при этом писатель стремится не передавать душевное состояние героев, а сделать так, чтобы герои сами себя показывали в действии, поступке и диалоге, что усиливает в прозе писателя драматическое начало.

Современный рассказ о войне отличается трагическим ощущением человеческой жизни. Здесь акцентируется жестокий трагизм войны, ее влияние на личность и судьбу человека. Особенное внимание в современных "военных" рассказах сосредоточено не только на событийной стороне, но и на психологии человека, пережившего войну. В "военном" рассказе 60-80-х годов развиваются серьезные нравственные и социальные проблемы, часто война является нормой для этического измерения духовного и нравственного состояния современной жизни ( "Ясным ли днем" В. Астафьева, "Терпение" Ю. Нагибина и др.).

Ощущение утраты целостности личности характерно для многих рассказов о жизни интеллигенции или вообще горожан. Обычно в подобных рассказах герой и его внутренний мир изображаются в непрерывном повседневном потоке жизни, социально-семейных отношений. Герои рассказов Ю.

Трифонова, Г. Семенова, А. Битова, В. Маканина ощущают неблагополучие своего существования, внутреннее раздвоение, разрыв между реальной жизнью и представлениями о ней. Все это показывается через воссоздание внутреннего мира героев, поэтому самоанализ или воспроизведение процесса самосознания является главным способом изображения героев.

В 70-80-е годы современный рассказ развивается по пути эпизации, углубления социально-нравственной, нравственно-философской проблематики. Здесь главное - стремление рассказчиков воплощать в малой прозе полноту жизненных явлений и глубину человеческих характеров.

Наиболее объемно "городской" рассказ представлен в прозе Ю. Нагибина и Г. Семенова. Ю. Нагибин тщательно воспроизводит сам процесс пробуждения человеческой души. Писателя особо интересует момент прозрения человека, познание им самого себя. Поэтому герои рассказов К). Нагибина обретают смысл жизни, пройдя через напряженные размышления о себе, сюжет рассказов здесь часто представляет собой движение, путь самосознания. Это признаки психологического рассказа.

Лирическому рассказу отдал дань внимания Ю. Нагибин в начале творческого пути. Самый распространенный тип рассказа в творчестве зрелого Ю. Нагибина - психологический. Психологизм служит средством прояснения «вечных» и «проклятых» вопросов человеческого существования - смерти, бессмертия, истинного счастья, сути любви.

Стремление Ю. Нагибина изобразить тайны психики человека, где скрыта сущность его личности, приводит иногда к использованию фантастического как способа психологического анализа, так появились его "Современные сказки".

Исторический цикл Ю. Нагибина "Вечные спутники" своеобразен и не похож на общепринятые документально-биографические или исторические жанровые разновидности. Здесь акцент дается на человеческой личности, а не на фактах истории, выбор героев обусловлен определенной авторской концепцией личности-творца. Главное содержание данного цикла — судьба художника, психология" его творчества, его душевное состояние. Ю. Нагибин считает, что он имеет право на психологическую версию личности известных деятелей мировой культуры.

Примечательно, что Ю. Нагибин создает цикл рассказов-психологических версий, над которым он продолжал работать до начала 90-х годов. К циклу, как жанру, он обращался и раньше: известны циклы его охотничьих и детских рассказов. Но циклизация как принцип жанровой организации малой прозы не охватывает всего творчества писателя. Многие его рассказы не объединены в циклы.

Циклизация является одной из характерных жанровых особенностей русского рассказа 1960-80-х гг. В современной русской литературе заметно выделяется такое жанровое явление, как циклы рассказов-миниатюр ("Трава-мурава" Ф. Абрамова, "Затеей" В. Астафьева, "Мгновения" Ю. Бондарева, "Камешки на ладони" В. Солоухина, "Зерна" В. Крупина и др.), которые заинтересовали многих исследователей.

По жизненному материалу, который привлекает Г. Семенова, он ближе к Ю. Трифонову, нежели к Ю. Нагибину. Г. Семенову интересен человек в сфере бытовых обыденных отношений, но он умеет быт возвысить до уровня бытия. Г. Семенову чужд социологический аспект жизни человека ("это не мое"), его привлекает нравственно-психологическое состояние души. В этом он близок к В. Шукшину, герой которого постоянно говорит о том, что у него болит душа.

Г. Семенов отдает предпочтение эпической форме повествования, любимые вну грижанровые разновидности писателя те же, что и у Ю. Нагибина, психологический рассказ, рассказ-судьба, рассказ-характер. Но психологизм в малой прозе Г. Семенова передается не через внутренний монолог, а реализуется во всем сюжетно-ком позиционном строе. Своеобразие психологического мира героев прозы Г. Семенова состоит в том, что писатель создает тип героя, тоскующего по иной, прекрасной жизни, и естественно ощущающего внутреннее противоречие между мечтой и реальностью.

В рассказах 80-х годов усиливается драматизм жизни, сгущаются краски (цикл "Земные пути"). Эта тенденция свойственна и русскому рассказу этого периода в целом ("Людочка" В. Астафьева, "Не могу-у." В. Распутина, "Терпение" Ю. Нагибина и др.).

Стремясь углубить нравственную проблематику, понять противоречивые глубины внутреннего мира современного человека, многие писатели ищут новые изобразительные средства для воссоздания действительности (усиление условности, притчевости, фантастики), например, у В. Распутина ("Что передать вороне?"), С. Залыгина ("Фестиваль"), Т. Толстой ("Охота на мамонтов").

Рассмотрение жанровой эволюции рассказа в творчестве В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова - писателей, претендовавших на первые роли в малой прозе 1960-80-х годов, позволяет сделать вывод о том, что интерес к жанру лирического рассказа в творчестве Ю. Нагибина и особенно Г. Семенова был эпизодическим, своеобразной школой мастерства в деле освоения человеческих эмоций. У В, Шукшина, самобытного художника, пришедшего в литературу со своим героем, специфическим шукшинским жизненным материалом, вообще отсутствует лирический рассказ. В посттоталитарный период право на субъективность, самовыражение автора в прозе отстояли Ю. Казаков, В. Солоухин и другие писатели, много сделавшие для развития лирической прозы. Это позволило В. Шукшину, Ю. Нагибину, Г. Семенову сосредоточить свои поиски на ином, эпическом направлении. Ю. Нагибин, Г. Семенов обратили взор на "внутреннего" человека, тайны его души; подобные задачи ставил перед собой и В. Шукшин в эпическом и драматическом рассказах.

В. Шукшин, Ю. Нагибин, Г. Семенов успешно работали в жанрах рассказа-судьбы, рассказа-характера, психологического рассказа, овладевая сложной системой средств художественного освоения внутренней жизни человека. При этом следует помнить, что в условиях постоянно протекающих в литературе процессов жанровой дифференциации и интеграции любая внутривидовая классификация рассказов не должна восприниматься как абсолютная в силу своей динамичности.

Важно отметить, что на эпическом направлении сосредоточены поиски многих писателей в 90-е годы, хотя палитра этих исканий многоцветна. Новая жизнь требует новых жанровых форм: А. Солженицын предлагает цикл двучастных рассказов ("На изломах"); рассказ с элементами постмодернистской эстетики создает В. Маканин ("Кавказский пленный"); обновляет жанр рассказа-судьбы на современном трагическом: жизненном материале В. Распутин ("В ту же землю."). И в 90-е годы рассказ не утрачивает своего назначения - оперативно реагировать на изменения в жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кан Сын Хюн, 1999 год

1. Антонов С. П. Письма о рассказе. - М., 1964. - 300 с.

2. Апухтина В. А. Современная советская проза (60-70-е годы). М., 1984. ----272 с.

3. Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы (1960-1970 годы). -Новосибирск., 1985. 132 с.

4. Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского. -• M., 1963. 362 с.

5. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975. 502 с.

6. Белая Г. А. Литература в зеркале критики : современные проблемы. М., 1986.-368 с.

7. Белая Г. А. Смена кода в русской литературе XX века как экзистенциальная ситуация // Литературное обозрение. 1997. - № 5-6. - С.111-116.

8. Большакова Е. А. Конфликт и характер в современном советском рассказе (60-е 70-е годы) // Дисс. канд. филол. наук. - Казань., 1980. - 183 с.

9. Бондаренко Г. В. Советский рассказ (проблема композиции). М., 1981.-64 с.

10. Ю.Бочаров А. Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., 1986,- 397 с.

11. П.Бочаров А. Г. Литература и время, Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. М., 1987.-383 с.

12. Вахитова Т. М. Перспективы общественного развития и современная «городская проза» // Русская литература. 1986. - № 1. - с.56-66.

13. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.-613 с.

14. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. - 576 с.

15. З.Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. M , 1975. - 471с.

16. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1976. - 448 с.

17. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе // Современный литературный процесс и критики. М., 1975. - С. 169-198.

18. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца Х1Х-ХХ века. Л., 1979. -- 208 с.

19. Гречнев В. Я. Рассказ в системе жанров на рубеже Х1Х-ХХ веков (к вопросу о причинах смены жанров) И Русская литература. 1987. - № 1. - С. 131-144.

20. Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления. Л., 1991. - 140 с.

21. Днепров В. Черты романа XX века. М-Л., 1965. - 548 с.

22. Есин А. Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1982. - № 1. - С. 17-24.

23. Залыгин С. П. Рассказ и рассказчик // Наш современник. 1971. - № 11. - С. 113-119.24.3аморий Т. П. Современный русский рассказ. — Киев., 1968. — 254 с.

24. Кадочников О. П. Малые жанры современной прозы / Пути развития очерка и рассказа 70-80-х годов // Дисс. канд. филол. наук. М., 1991. — 208 с.

25. Казаркин А. П. Поэтика современного лирического рассказа. (Проблема автора) // Дисс. канд. филол. наук. Томск., 1974. - 171 с.

26. Казаркин А. П. Автор и рассказчик (о субъективной организации лирического рассказа) // Труды Томского университета. Томск., 1975. -Т.254. - С.18-28.

27. Казаркин А. П. Ритм и: интонация в композиции рассказа // Труды Томского государственного у ниверситета. Томск., 1975. - Т.254. - С.29-39.

28. Коваленко А. Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60-70-х гг. // Автореф. дисс. канд. филол. наук. -М., 1983. -24 с.

29. Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. М., 1971. — С. 199 - 207.3! Кормам Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. -110 с.

30. Кор wan Б. О. Родовая природа рассказа Паустовского "Телеграмма". (К вопросу о специфике лирической прозы) // Жанр и композиция литературного произведения. М., 1976. -Вып.2. - С. 122-131.

31. Крамов И. В. В зеркале рассказа. Наблюдения. Разборы. Портреты. М., 1986.-294 с.

32. Кузьмичев И. К. Жанры русской литературы военных лет (1941-1945). -Горький., 1962. 455 с.

33. Кузьму к В. А. Эпичность современного рассказа // Русская литература. -1971. -№.1. -с. 163-171.

34. Кузьмук В. А. Типология современного русского рассказа // Дисс. канд. филол. наук. М., 1977. - 193 с.

35. Лейдерман Н. JI. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. Калинин., 1976. - С.3-13

36. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск., 1982. -255 с.

37. Лихачев Д. С, Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - №.8. - С.74-87.

38. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - 352 с.

39. Локтев Н. Ф. Проблема внутрижанровой классификации рассказа в современном литературоведении // Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Калинин., 1980. - С. 131-149.

40. Локтев Н. Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике // Дисс. канд. филол. наук. Калинин., 1981. 209 с.

41. Лужановский А. В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. -Вильнюс., 1988. 127 с.

42. Максимов В. Н. Русский советский рассказ 70-х годов. (Проблематика, жанр) // Дисс. канд. филол. наук. М., 1987. - 218 с.

43. Макина М. А. Русский советский рассказ. Проблемы развития жанра. Л., 1975. -351с.

44. Малые жанры в русской и советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов. Киров., 1986. - 171 с.

45. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.-318 с

46. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. - 279 с.

47. Моты дева Г. Внутренний монолог и поток сознания // Вопросы литературы. 1965. - № 1.-С. 179-196.

48. Меггер И. Заметки о рассказе // Вопросы литературы. 1983. - № 5,- С. 187199.

49. Николаев Б. И. О жанрах современного русского советского рассказа // Вопросы русской литературы. Львов., 1988. - Вып.2,- С. 104-111.

50. Нинов А. А. Современный рассказ. Из опыта русской советской прозы 19561966 гг. -Л., 1969.-288 с.

51. Огнев А. В. О поэтике современного русского рассказа. Саратов., 1973. -217 с.

52. Огнев А. В. Из истории советской литературной критики : вопросы истории и теории русского рассказа 1946-1977гг. Калинин., 1977. - 96 с.

53. Огнев А. В. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М., 1978. - 206 с.

54. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978. - 344 с.

55. Проблемы психологизма в советской литературе. (Сборник. Под ред. В. А. Ковалева и А. И. Павловского). Л., 1970. - 393 с.

56. Пудожгорский В. К. Рассказ и автор: принципы раскрытия авторской позиция в современном советском рассказе. Вологда., 1985. - 51 с.

57. Рассказ сегодня // Вопросы литературы. 1969. - № 7. - С. 55-93.

58. Размышления о жанре : Межвузовский сборник научных трудов. (Редкол. : JI. П. Кременцов и другие). М., 1992. - 140 с.

59. Романец М. В. Проблема гуманизма в современном русском рассказе. -Харьков., 1969. -119 с.

60. Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993. - 275 с.

61. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л., 1970. - 734 с.

62. Рыбальченко Т. Л. Повесть и рассказ в современном литературном процессе. (Проблема взаимодействия жанров) // Дисс. канд. филол. наук. Томск., 1987. - 206 с.

63. Сафронова Е. А. О некоторых особенностях психологического анализа в современном рассказе (проблема времени) // Ученые записки Томского университета. 1975. - № 94. - С. 12-23.

64. Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., 1980.- 288 с.

65. Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж., 1982. - 155 с.

66. Смирнов А. С. Субъективно-повествовательные формы в советской прозе 70-х годов (проблемы содержательной структуры) // Филолог. Науки. 1981.- № 3,- С. 12-17.

67. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещения: Роды и жанры литературы. М., 1964. - Т.2. - 486 с.

68. Ульяшов П. С. Этот неумирающий жанр. М., 1987. - 111 с.

69. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. - 360 с.

70. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. Л., 1982. - 184 с.

71. Федь Т. Н. Малые жанровые формы современной русской прозы : (В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Пикуль, Ю. Бондарев) // Дисс. канд. филол. наук. -М., 1993. 185 с.

72. Фоменко И. В. Поэтика лирического цикла // Автореф. дисс. докт. филол. наук. М., 1990. 31 с.

73. Хайло в А. Грани рассказа // Жанрово-сти лев ы е искания современнойсоветской прозы. М., 1971. - С. 200-231.

74. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. - 398 с.

75. Храпченко М. Б. Поэтика, стилистика, теория: литературы // Страницы истории русской литературы. М., 1971. - С.414-421.

76. Чернец Л. В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. — М., 1982. 190 с.

77. Чепинога А. И. Жанровое своеобразие современного советского рассказа //

78. Дисс. канд. филол. наук. Фрунзе., 1966. - 330 с. 80. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М.„ 1971. - 291 с.

79. Чудакова М. Чудаков А. Искусство целого (заметки о современном рассказе)

80. Нагибин Ю. М. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1980-1981.

81. Нагибин Ю. М. Избранное. М., 1994. - 622 с.

82. Нагибин Ю. М. Избранное в 3-х тт. М., 1996.90. .Нагибин Ю. М. Наука дальних странствий. М., 1982. - 655 с.91 .Нагибин Ю. М. Посланец таинственной: страны: Рассказы. М., 1985. - 63с.

83. Нагибин Ю. М. Терпение : Рассказы, повести. М., 1987. - 602 с

84. Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. М., 1988. - 91 с.

85. Нагибин Ю. М. Человек с фронта : Повесть и рассказы. М., 1988. - 507 с.

86. Нагибин Ю. М. Вдали музыка и огни : Повести и рассказы. М., 1989. - 506 с.

87. Нагибин Ю. М. Рассказы синего лягушонка. М., 1991. - 336 с.

88. Нагибин Ю. М. Бунташный остров : Повести, рассказы. М., 1994. - 463 с.

89. Нагибин Ю. М. Любовь вождей : Повести, рассказы. М., 1994. - 525 с

90. Нагибин Ю. М. Тьма в конце туннеля : Повесть ; Моя золотая теща : Повесть. М„ 1994. - 301 с.

91. Нагибин ¡O. М. Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. -М., 1995.-310 с.

92. Нагибин Ю. М. Дневник. М„ 1996. - 704 с.* *

93. Нагибин Ю. М. Если ты пишешь рассказы. / Из ответов на записки // Молодая гвардира. 1964. - № 7. - С.296-308.

94. Нагибин Ю. М. Размышления о рассказе. М., 1964. - 108 с.

95. Нагибин 10. М. Киноповесть, зарисовки, новеллы. / Автор о своих творческих замыслах // Литературная газета. 1966. - 14 июля. - С.1.

96. Нагибин Ю. М. Круговерть. / Об охотничьих проблемах Мещеры // Литературная газета. 1969. - 17 сентября. - С. 13.

97. Нагибин Ю. М. А цель все та же. / Рядом с интересным собеседником / Беседа с Ю. М. Нагибиным // Советская культура. 1970. - 6 июня. - С.4.

98. Нагибин Ю. М. Трудовые трассы / О творческих планах писателя // Литературная газета. 1973. - 1 мая. - С.2

99. Нагибин Ю. М. Выбор героя / Беседа с писателем Ю. Нагибиным // Литературное обозрение. 1973. - № 8. - С.89-91.

100. Нагибин Ю. М. Писатель творит не из золотых кирпичей / Об основных тенденциях развития жанра рассказа, о проблемах и задачах. / Литературная Россия. 1974. - 26 апреля. - С.7.

101. ПО. Нагибин Ю. М. Признания / О труде писателя. Из цикла «как мы пишем» // Литературная Россия. 1975. — 4 июля. — С. 8-9.

102. Нагибин Ю. М. Вечная проба пера / Писатель о своем творчестве / Беседа за рабочим столом // Литературная газета. 1978. - 18 октября. - С.З.

103. Нагибин Ю. М. Понять человека / Беседа с писателем // Литературная газета. 1981. - 14 января. - С.З.

104. Нагибин Ю. М. Рассказу не изменю / Беседа с писателем о его симпатиях жанру «малой прозы» // Советская культура. 1981. - 31 марта. - С.6.

105. Нагибин Ю. М. Не чужое ремесло М., 1983. - 350 с.

106. Нагибин Ю. М. Главное правда и страсть / Интервью // Советская культура. - 1984. - 22 декабря. - С.4.

107. Нагибин Ю. М. Из записных книжек // Дружба народов. 1987. - № 1. -С.99-124.

108. Нагибин Ю. М. О рассказе // Книжное обозрение. 1987. - 13 февраля:. -С.7.

109. Нагибин Ю. М. Литературные раздумья. М., 1987. - 157 с.

110. Нагибин Ю. М. Время жить. М., 1987. - 510 с.

111. Нагибин Ю. М. Трудно ступать по сердцу // Правда. 1989. - 17 февраля. - С.4.

112. Нагибин Ю. М. Пишите и будьте счастливы! / Интервью с писателем // Книжное обозрение. 1990. - 30 марта. - С.8.

113. Нагибин К). М. Пойди и посмотри / Интервью с писателем // Литературная газета. 1990. — 4 апреля. - С.7.

114. Нагибин Ю. М. Я стал другим / Беседа с Ю. Нагибиным // Диалог. 1991. -№14.-С. 95-103.

115. Нагибин Ю. М. Рассказы тридцатых годов / Размышления автора о судьбах российского рассказа советского периода // Книжное обозрение. -1992. 14 августа. - С.8-9.

116. Нагибин Ю. М. Пять вопросов Ю. Нагибину // Литературная газета. -1994.-27 апреля. -С.6.$ *

117. Семенов Г. В. Лебедь и снег : Рассказы. М., 1964. - 147 с.

118. Семенов Г. В. Сорок четыре ночи : Рассказы. М., 1964. — 223 с.

119. Семенов Г. В. Луна звенит : Рассказы. М., 1968. - 256 с.

120. Семенов Г. В. К зиме, минуя осень : Повести, рассказы. М., 1972. -511с.

121. Семенов Г. В. Утренние слезы : Рассказы. М., 1982. - 335 с.

122. Семенов Г. В. Голубой дым : Повесть, рассказы. М., 1983. - 332 с.

123. Семенов Г. В. Избранное. М., 1983. - 559 с.

124. Семенов Г. В. Ум лисицы.: Рассказы. Повести. М., 1987. - 461 с.

125. Семенов Г. В. Чертоги любви : Рассказы. М., 1987. - 399 с.

126. Семенов Г. В. Чертово колесо : Роман, рассказы. М., 1989. - 459 с.

127. Семенов Г. В. Чистый антик : Рассказ // Знамя 1990. - № 8. С. 61-76.

128. Семенов Г. В. Ветер в поле. Рассказ // Советская литература. 1990. - № 11. -С. 77-93.

129. Семенов Г. В. Сумрак вешних дней : Рассказ // Октябрь. 1991. - № 5. -С. 37-54.

130. Семенов Г. В. Солнечный зайчик : Рассказ // Литературная газета. 1993. - 23 июня. - С.5.

131. Семенов Г. В. Путешествие души : (Избр. Произведений). М., 1993. -397 с.* *

132. Семенов Г. В. Дорогие традиции / Писатель о своих творческих планах // Вечная Москва. 1982. - 10 марта. - С.З.

133. Семенов Г. В. Прежде чем слово ляжет на бумагу // Советская культура. -1984.-19 июля.-С.6.

134. Семенов Г. В. Живые картины / Монолог писателя о времени и о себе // Литературная газета. 1985. - 4 сентября. - С. 5.

135. Семенов Г. В. "Пишу свою Москву" / Интервью писателя // Литературная Россия. 1985. - 8 ноября. - С. 10-11.

136. Семенов Г. В. Литература дорога личности // Литературная Россия. -1987. - 12 июня. - С.8-9.

137. Семенов Г. В. Отражение // Литературная газета. 1987. - 18 ноября. -С. 13.

138. Семенов Г. В. Чтобы слова опыляли друг друга : (Беседа с писателем Г. Семеновым) // Книжное обозрение. 1988. - 29 июля. - С.З.

139. Семенов Г. В. Ответы без вопросов // Литературная Россия. 1988. - 23 сентября - С.З.

140. Семенов Г. В. Мир Тургенев /Статья // Литературная газета. 1988. - 2 ноября. - С.6.

141. Семенов Г. В. Убегающий, от печали / Публикация и предисловие Елены

142. Семеновой // Новый мир. 1996. - № 9. - С. 131-156.* *

143. Шукшин В. М. Собрание сочинений в 5-х томах. М., 1996.

144. Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. М., 1979. - 351 с.* *

145. Абрамов Ф. А. Собрание сочинений : В 3-х томах. Л. - Т. 3. Повести. Рассказы. - 1982. - 704 с.

146. Астафьев В. П. Проза войны в 2-х томах. Иркутск., 1993.

147. Астафьев В. П. Людочка. Рассказ // Новый мир. 1989. - № 9. - С. 3-27.

148. Белов В. И. Собрание сочинений в 5-х томах. M. - Т. 1. : Рассказы, повести, очерки. - 1991. - 607 с.

149. Битов А. Г. Воскресный день : Рассказы, повести, путешествия. М., 1980. - 445 с.

150. Залыгин С. П. Собрание сочинений в 6-х томах. М. - Т. 6. Рассказы (1981-1989).-1991.-589 с.

151. Казаков Ю. П. Голубое и зеленое : Рассказы. M., 1963. - 318 с.

152. Лихоносов В. И. Голоса в тишине : Повести, рассказы, эссе. М., 1990. -105 с.

153. Носов Е. И. Шумит луговая овсяница: Повести и рассказы. М., 1973. -507 с.

154. Маканин В. С. Отставший : Повести и рассказы. — М., 1988. — 430 с.

155. Маканин В. С. Кавказский пленный // Новый мир. М., 1995. - № 4. - С. 3-19.

156. Распутин В. Г. Избранные произведения в 2-х томах. M. - Т. 1. Рассказы. Повести. - 1990. - 415 с.

157. Распутин В. Г. В ту же землю.// Наш современник. ----- 1995. № 8. - С.З21.

158. Солженицын А. И. На изломах. Двучастный рассказ // Новый мир. 1996. - № 6. - С, 3-25.ш

159. Аннинский JI. А. Шукшинская жизнь // Литературное обозрение. 1974. -№ 1. - С. 50-55.

160. Аннинский Л. А. Тридцатые-семидесятые: Литературно-критические статьи. М., 1976. - С. 638-666.

161. Апухтина В. А. Проза В. Шукшина. М., 1986. - 96 с.

162. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. -М., 1983. С. 93118.

163. Биличенко Н. А. Структура характеров в прозе В. Шукшина // Структура .литературного произведения: Сборник научных трудов. — Л., 1984. С. 83100.

164. Бочаров А. Г. Озорники из Анекдотов // Литература и время. Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. М., 1988. — С.300-308.

165. В. М. Шукшин Философ, историк, художник. - Барнаул., 1992. - 173 с.

166. Ваняшева М. Г. Жанровое своеобразие рассказов В. Шукшина // Проблемы эстетики и поэтики. — Ярославль., 1976. Вып. 160. - С.106-114.

167. Горн В. Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул., 1982. - 248 с.

168. Горн В. Ф. Шукшин В. М. Личность. Барнаул., 1990. - 284 с.

169. Гусев В. Именно жизнь, а не что другое. // Литературное обозрение. -1974. -№1.- С. 50-55.

170. Дуров А. А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В. М. Шукшина // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Ставрополь., 1996. - 20 с.

171. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983. - 152 с.

172. Жилина Н. П. Структура повествования в рассказах В. Шукшина // Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1990. - 18 с.

173. Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. Барнаул., 1992. - 179 с.

174. Коробов В. И. Василий Шукшин. М., 1984. - 285 с.

175. Москвина О. А. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина//Автореф. дисс. канд. филол. наук. — М., 1985. — 16 с.

176. Перзеке А. Б. Конфликт в современном русском рассказе (В. Белов, С. Воронин, В. Шукшин) // Дисс. канд. филол. наук. Калинин., 1984. - 226с.

177. Плеханова И. И. Своеобразие художественной системы писателя (В. Шукшин, В. Распутин, Ю. Трифонов) //.Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1982. - 17 с.

178. Рассказ В. М. Шукшина "Срезал". Проблемы анализа, интерпретации, перевода. Барнаул., 1995. - 149 с.

179. Спириднова И. А. Проблема комического в творчестве В. М. Шукшина и В. И. Белова // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1989. — 19 с.

180. Творчество В. М. Шукшина. Проблема, поэтика, стиль. Барнаул., 1991. -264 с.

181. Творчество В. М. Шукшина. Поэтика, стиль, язык : Межвузовский сборник статьей. Барнаул., 1994. - 201 с.

182. Творчество В. М. Шукшина. Метод, поэтика, стиль : Межвузовский сборник статьей. Барнаул., 1997. - 222 с.

183. Толченова П. П. Слово о Шукшине. М., 1982. - 160 с.

184. Черносвитов Е. В. Пройти по краю: Василий Шукшин : мысли о жизни, смерти и бессмертии. М.9 1989. - 235 с.

185. Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. Барнаул., 1984. 206 с.

186. Шукшинские чтения : Статьи, воспоминания, публикации. Барнаул., 1989. - 192 с.# *

187. Амлинский В. Ю. Юрий Нагибин. Литературный портрет // Литературная газета. 1970. - 14 января. - С. 6.

188. Атаров Н. Человек из глубины пейзажа // Наш современник. 1972. -№12. С. 103-112.

189. Афузова Т. В. Литературный портрет в прозе Ю. Нагибина // Проблемы литературных жанров. Томск., 1987. - С. 126-127.

190. Богатко И. А. Юрий Нагибин : (Литературный портрет). М., 1980. - 112 с.

191. Брянина Н. А. К проблеме гуманизма в рассказах А. Платонова и Ю. Нагибина // Творчество А. Платонова. Воронеж., 1970. - С.165-172.

192. Брянина Н. А. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков) // Дисс.канд. филол. наук. -Алма-Ата., 1972. 253 с.

193. Винникова И. В чем ценность человека? // Волга. 1976. - № 8. - С. 181187.

194. Зотов М. И небо в алмазах и бездна небытия // Знамя. 1974. - № 12. - С. 248-250.

195. Иофьев М. Писатель в пути // Новый мир. - 1959. - № 3. - С. 235-240.

196. Казаркин А. ,П. Способ выражения авторской позиции в рассказах Юрия Нагибина // Ученые записки Томского университета. Томск., 1975. - № 94. - С. 24-36.

197. Кедрин В. По существу ли эти споры // Вопросы литературы. 1983. - № 2.-С. 91-118.

198. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. - С. 123-132.

199. Коробов В. И. Щедрость мысли и чувства И Октябрь. — 1980. № 4. - С. 216-217.

200. Курбатов В. В зеркале памяти и судьбы. (Послесловие к изданию «Терпение. Рассказы, повести». М., 1987. - С. 595-602.

201. Либединская Л. Немота многословия // Литературная газета. 1972. - 12 апреля. - С.5.

202. Николин Е. Полной думой // Нева. 1963. - № 7. - С. 171-176.

203. Островская В. Е. Русский советский лирико-психологический рассказ 70х годов (Ю. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов) // Дисс. канд. филол. наук. -Ташкент., 1983. 187 с.

204. Петрова Н. П. Историческая проза малых форм на современном этапе (В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль) // Дисс. канд. филол. наук. М., 1991. -222 с.

205. Радецкая М. М. Жанрово-стилевое своеобразие писательской художественной биографии в прозе Ю. Нагибина 70-х годов // Вопросы русской литературы. Львов., 1988. - Вып. 1. - С. 88-94.

206. Ростошинская О. А. Рассказы Ю. Нагибина историко-биографического цикла // Проблемы советской литературы (метод, жанр, характер). М., 1978.-Вып. 1.-С. 115-125.

207. Савин В. Призвание // Волга. 1972. - № 4. - С.182-184.

208. Сахаров В. И. Обновляющийся мир. — М., 1980. С. 153-172.

209. Селезнев К). Фантастическое в современной прозе (фантастика как элемент реализма) // Москва. 1977. - № 2. - С. 198-206.

210. Сергеев Е. О человеке для человека // Знамя. - 1982. - № 3. — С. 224-232.

211. Смирнов О. Верность жанру // Новый мир. 1973. - №. 11. - С. 265-266.

212. Соколов В. Новая словесность? (дискуссия о "новой волне") И Литературная газета. 1982. - 2 июня. - С.6.

213. Соловьева Е. Л. Автор и герой в прозе Ю. Нагибина // Дисс. канд. филол. наук. — М., 1995. — 179 с.

214. Фоменко Л. Побуждает художник // Знамя. 1973. - № 9. - С. 221-231.

215. Холопова В. Ф. Парадокс любви : Новеллистика Ю. Нагибина. М., 1990. - 250 с.

216. Чайковская В. Преемственность // Литературное обозрение. 1986. - № 12.-С. 51-52.

217. Чалмаев В. Достоинство рассказа. Литературные заметки II Огонек. -1981.-№2.-С. 22-24.

218. Шепелева Л. С. Мастерство Ю. Нагибина-новеллистика // Проблемы метода и стиля. Челябинск., 1976. — С.88-99.

219. Юдкевич Л. Г., Большакова Е. А. Характеры и конфликт в рассказах К). Нагибина // Романтизм ; теория, история и критики. Казань., 1976. — С. 174-183.$ $ *

220. Ананьева Т. Земля и люди // Москва. 1971. - № 3,- С.213-215.

221. Бежин Л. Душа не оскудеет // Наш современник. 1980. - № 7. - С. 157165.

222. Блинкова М. Достоверность и схема // Новый мир. — 1964. № 7. - С.233-236.

223. Братин А. Слово категория нравственная / Два интервью о творчестве Г. Семенова с В. Астафьевым, Г. Семеновым // Наш современник. - 1980. - № 7. С. 165-171.

224. Брызгалова Е. Н. Проза Г. Семенова / Проблематики и поэтика // Дисс. канд. филол. наук. Калини., 1988. - 190 с.

225. Георневская С. Счастье чистоты и ясности II Литературная газета. 1965. - 24 июля. - С.З.

226. Гладышева О. Включено в течение жизни // Волга. — 1976. № 4. - С.165-174.

227. Дардыкина Н. Река жизни // Литературная газета. 1981.-28 октября. -С.6.

228. Кавторин В. Жизнь или «приятная привычка»? // Литературное обозрение. 1989. - С.33-38.

229. Клитко А. Обретения и потери в пути // Литературная газета. 1973. - 19 сентября. — С. 5.

230. Ковалевич Г. Рассказы Г. Семенова // Литературная Россия. 1965. - 23 января. - С. 10.

231. Коган А. Что обретено, что потеряно // Литературная газета. 1973. — 19 сентября. - С. 10.240.- Кожевников В. На добром пути // Литературная газета. 1964. - 3 сентября. - С.З.

232. Кононов В. И веруя, и отрицая // Литературное обозрение. 1979. - № 7. -С.53-55.

233. Корпачев Э. Счастье отзывчивости // Молодая гвардия. 1966. - № 10. -С.301-303.

234. Курбатов В. В день, когда ничего не случилось // Наш современник. -1976.-№ 7,- С.172-181.

235. Курбатов В. Понедельник, вторник, среда. // Дружба народов. 1982, -№ 8. - С.255-258.

236. Кулагина К. Проза традиционная, проблемы современные // Нева. 1980.- № 3. С.205-206.

237. Лебедев Г. Люди видят друг друга // Нева. 1967. - № 12. - С.190-191.

238. Липневич В. Поиск действенной духовности // Наш современник. 1984.- № 7. С. 190-192.

239. Михайлов А. Движение таланта // Новый мир. 1984. - № 2. - С.228-231.

240. Радько Н. Жесткий жанр. Заметки о рассказах Г. Семенова // Литературная Россия. 1984. - 13 июля. - С. 18.

241. Селиванава С. Услышать себя // Литературная Россия. — 1985. 20 сентября. - С. 10.

242. Степанян Е. Нечто о природе «двойного чтения» // Литературное обозрения. 1989. - № 3. - С.33-38.

243. Цыбин В. Доверчивое слово // Знамя. 1971. - № 6. - С.247-249.

244. Шапошников В. И поединок роковой // Сибирские огни. 1980. - № 8. -С.171-178.

245. Штокман И. За строкой // Знамя. 1974. - № 8. - С.216-218.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.