Жанровые особенности поэзии М. Н. Муравьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пашкуров, Алексей Николаевич

  • Пашкуров, Алексей Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1997, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 269
Пашкуров, Алексей Николаевич. Жанровые особенности поэзии М. Н. Муравьева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Казань. 1997. 269 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пашкуров, Алексей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

1. Глава I. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

М.Н.МУРАВЬЕВА

1.1. Нравственно-эстетические воззрения М. Н. Муравьева и их влияние на.его творчество и жанры поэзии.

1.2. Представления М. Н. Муравьева о поэтических жанрах. Существующие подходы к осмыслению его поэзии как системы.

2. Глава II. ДИАЛОГ С КЛАССИЦИЗМОМ: КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В

ПОЭЗИИ М.Н.МУРАВЬЕВА (БАСНЯ. ЭПИСТОЛА. ОДА)

2.1. Басня.

2.2. Эпистола.

2.3. Ода.

3.Глава III. НОВЬЕ ПУТИ: ЖАНРЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА И РОМАНТИЗМА

В ПОЭТИЧЕСКОИ СИСТЕМЕ М. Н. МУРАВЬЕВА. ПОДХОДЫ К РЕАЛИСТИЧЕСКОИ ПЛАСТИКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА

3.1. Идиллия.

3.2. Дружеское послание

3.3. Элегия

3.4. Баллада.

3.5. "Легкая поэзия" и медитативная миниатюра.

3.5.1. "Легкая поэзия"

3.5.2. Медитативная миниатюра.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые особенности поэзии М. Н. Муравьева»

Преемственность — важнейшее условие существования и развития культуры.Спираль эволюции сложна и причудлива. К сожалению, часто интереснейшие переходные ступени в ней, синтезирующие традиции с вызревающим новым, оказываются затем на втором плане, в тени, этого стремительно набирающего силу нового. В русской поэзии последней четверти XVIII столетия таким уникальным художественным явлением:стало творчество Михаила Никитича Муравьева.

М. Н. Муравьев - видный деятель общественной жизни и отечественной культуры, яркий представитель русского Просвещения, наставник великих князей - цесаревичей Александра.и Константина, попечитель Московского университета и товарищ министра народного просвещения, отец декабристов Никиты и Александра Муравьевых. Среди дружеских и литературных связей Муравьева как писателя - такие имена, как М. М. Херасков, В. И. Майков, Н. И. Новиков, И. И. Хемницер, Н.А.Львов, В.В.Капнист, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев.

Муравьев - не только яркий представитель отечественной культуры последней четверти XVIII века, но и самобытный поэт и прозаик. Его обширные дружеские литературные связи - не просто показательная внешняя примета, но и органичная часть богатой системы литературного контекста эпохи.

Творчество М.Н.Муравьева Суже на этапе становления!) отличало яркое личностное начало. В сущности, Муравьев в середине 1770-х годов становится у истоков формирующейся в русской:литературе плодотворной традиции автобиографизма, предвосхищая открытия периода 80-х - 90-х гг. таких своих современников, как. Г.Р. Державин , Н. А. Львов, Н. М. Карамзин.

Более чем на десятилетие раньше последнего осознав роль "знаков чувствительной души",Муравьев закладывает фактически первые основы сентиментализма на русской почве (например, в финале

Оды десятой. ", 1775), преображая отдельные "проблески" чувствительности С в поэзии М.М.Хераскова 1760-х гг.) в значимое и цельное художественное явление (декларация карамзинского сентиментализма - "Поэзия" - появляется лишь в 1787 году!).

Едва ли не первым "озвучил" писатель в своем творчестве предромантические мотивы: баллада "Неверность" создана им еще в 1781 году. Между тем знаменитая карамзинская "Раиса" написана десятилетием позже С1791), его же "гишпанская песня" - "Граф Гвари-нос" - в 1789 году. "Ермак" создан. И. И. Дмитриевым в 1794 году, "Ночь в чухонской избе на пустыре" Н. А. Львова относится к 1797 году, наконец, каменевский "Громвал" С1803) переходит уже в следующее столетие.

Именно М.Н.Муравьев впервые обращается к осмыслению феномена так называемой "легкой поэзии" в русской литературе С"Послание о легком стихотворении", 1783), чьи темы и образы широко зазвучат на рубеже столетий и в первые десятилетия XIX века Свершина -"легкая поэзия" в античном стиле у К. Н. Батюшкова).

Вступает Муравьев ив плодотворный диалог с предшествующей литературной.традицией, начиная параллельно с Державиным, но оригинально и независимо, смелое преобразование классической оды: не в философском, как у Державина, а в лирическом аспекте С"Ода десятая. Весна", 1773; "Ода четвертая", 1775 и др.).

Живые нити связывают поэта с золотым веком русской литературы - XIX столетием.

Непосредственным:учителем" стал М. Н. Муравьев для К. Н. Батюшкова: талантливый юноша воспитывался в доме двоюродного дяди, получил под его дружеской опекой первое гуманитарное и литературное образование. "Языческое поклонение красоте [.], утверждение независимости художника, мысль о влиянии национальных особенностей на искусство, [.] интерес к французской "легкой поэзии", постоянные размышления [. ] о поэзии и поэте, [.] сочетание в лирике эпикурейских и элегических мотивов [.] и многое другое сбли-Г1 С 1Я1 хает поэтов". ' Ведущие жанры лирики Батюшкова - лирическая элегия, дружеское послание, "легкая поэзия" - уже фактически определились единым комплексом в зрелом творчестве М. Н. Муравьева. Романтическая повесть Батюшкова "Предслава и Добрыня" С1832) написана под непосредственным впечатлением от "Оскольда" М. Н. Муравьева (начало 1800-х годов).

Нравственным ориентиром", наряду с мэтром сентиментализма Н.М. Карамзиным,. можно назвать М. Н.Муравьева и для входящего в литературу молодого Жуковского: ". .притягательная сила Г. .] для

Жуковского заключалась [.] в глубоком внимании Муравьева к гр р др1 самому процессу духовной жизни человека". Печать "чистоты и любви к добру", "высота нравственной природы" в сочетании с широчайшей образованностью - все это также не могло не привлекать певца русского романтизма в личности предшественника. "Проблема нравственного становления личности С.] была для Жуковского одной из важнейших в его личных устремлениях и творчестве. Понятен пристальный интерес поэта к "Эпистоле" Муравьева. <Муравьев-ская "Эпистола к Е.П. И.П.Тургеневу") .явилась программой идеальной личности в соответствии с критериями просветительского ГР С сознания". ' Особенно ценил романтик Жуковский в поэзии Муравьева ". идею единства эстетического и этического, морали и искусства С в классицизме скорее осуществлялся синтез разума и красоты,а в сентиментализме - чувства и красоты). 6] можно проследить и закономерные жанровые параллели в творчестве поэтов: так, I. И. Кулакова тонко почувствовала преемственную связь между посланием М. Н.Муравьева "К Хемницеру" и ранней сентиментально-романтической элегией В.А.Жуковского "Сельское кладбище", Ч»С.323 исследователи становления отечественной баллады справедливо отмечают творческое усвоение традиции Муравьева в психологических балладах Жуковского Сем., например ^Ъ.

Наконец, лучшие произведения Муравьева ". были эстетически значимы для Пушкина". Ч»С. 5] де случайно .наметившийся в творчестве Муравьева лирический герой -[.] "праздный мудрец", "ленивец", славящий дружбу, любовь, радость знания и: счастье приобщения к искусству С.] становится в центр лицейской лирики Пуш-Г1 Г 4.01 кина". ' Пластика цвета и звукопись одного из самых ярких шедевров Муравьева, "Богине Невы", обретают вторую жизнь в одной из поэтических картин "Евгения Онегина",образы "свирепого Рогдая" и "нежного Радмира", созданные Муравьевым в романтической повести "Оскольд", развернутся в пушкинской поэме "Руслан и Людмила".

Более чем примечательно высказывание В.А. Западова: ";.Пушкин [. 3 помнил его стихи чуть ли не наизусть; [. 3 под непосредственным воздействием Муравьева развивалось творчество Батюшкова - его племянника, воспитанника и ученика в поэзии - и Жуковского, друга Батюшкова и редактора стихотворений Муравьева [.]. . муравьевский четырехстопный ямб дает показатели, типичные для. поэзии 1820-1840 гг. С.]. И объясняется это явление [. ] тем, что его поэзия по идейно-содержательным,, эмоциональным и:жанровым особенностям предвосхищает лирику XIX в." 49]

Между тем судьбу наследия Муравьева трудно назвать счастливой. После панегирического "Письма к И. М. М<уравьеву>-А<постолу>. О сочинениях г. Муравьева" К.Н. Батюшкова ^ и трехтомного собрания сочинений Муравьева С1819-1820 гг.) под редакцией К.Н.Батюшкова и В.А.Жуковского Сгде, к слову, поэзия писателя представлена только в первом томе всего 26-ю стихотворениями, к тому же - в обработке Жуковского!) вплоть до начала нашего столетия имя Муравьева в отечественной литературе, критике и науке появлялось все реже. В. Г. Белинский в 30-е гг. XIX века был уже почти одинок в признании заслуг Муравьева: "Муравьев как писатель замечателен по своему нравственному направлению, в котором просвечивалась его прекрасная душа, и по хорошему языку и слогу, который [.] едва

Г 7 Г* 1 ли уступает карамзинскому". ' АО

Первой.попыткой преодоления сложившейся "традиции умолчания" стал "нравственно-биографический" очерк Н. Жинкина, появившийся:в гот

1913 году. Этот опыт вряд ли еще можно назвать литературным исследованием в полном смысле слова,но стремление возродить интерес к яркой личности отечественной культуры очень знаменательно.

К серьезному изучению художественного наследия писателя отечественные исследователи впервые обратились в 30-е годы XX века. Особенно значим в этом плане научный вклад Л. И. Кулаковой. Именно ее открытия позволили Г. А. Гуковскому специально остановиться на творчестве М.Н. Муравьева в одном из разделов его .монографии по

ГП] русской литературе и эстетике XVIII века. Между тем последовательная научная работа Л. И.Кулаковой по изучению наследия М.Н.Муравьева ПрИвела к появлению в 1967 году первого сборника основных стихотворных произведений поэта, снабженного обширными комментариями и развернутой, глубокой по содержанию вступительной статьей.

После этого появился ряд интересных статей, затрагивающих отдельные конкретные аспекты творчества писателя Сем. библиографию), имя его чаще зазвучало в научных монографиях (например,

Г <[ от монографии по русскому сентиментализму П. А. Орлова 1 и Н. Д. Ко-четковой, исследование Ю.Д.Левина, посвященное феномену

МН1 оссианической традиции, * работа В.Н.Касаткиной, обращенная к проблемам предромантизма в русской лирике первых десятилетий XIX [31 века и др.), были защищены диссертации И.Ю.Фоменко по прозе

Г 1 писателя и С.А.Сионовой - по предромантическим аспектам на

Г171 следия поэта с позиций мотивно-образного анализа. Все это стимулировало и определенный интерес зарубежных исследователей Г1 Я—?01

Снапример ). Показательно наблюдение Р.Нойхойзера: .стихи

Муравьева выражают психологическую и философскую рефлексию в системе соответствия между природой, эмоциональной реакцией личности и метафизической концепцией жизни. В муравьевских стихотворениях: личность рассматривается под разными углами, она описывается не как статический, а как динамический процесс, составляющий единое

Г1Я С РП целое в постоянном кипении жизни и природы".

Между тем поэзия М.Н.Муравьева, едва,ли не самая.важная сфера новаторства писателя, при всей значимости отдельных верных наблюдений, как целостная система в процессе ее эволюции до сих пор остается не исследованной. Нам представляется наиболее удачным рассмотреть общую картину этого процесса в преломлении через систему ведущих поэтических жанров в творчестве Муравьева.

Предложенная Л. И. Кулаковой для обозначения сущности новаторства поэта формула "лирического дневника", стихия которого пронизывает все жанры его поэзии, отнюдь не означает стирания жанровых границ в творчестве писателя Сидея о таком "стирании" проскальзывает в ряде исследований последнего времени). Лирические жанры сохраняют свою актуальность не только в конце XVIII века, но и в следующем,XIX столетии, особенно - в первой его половине Сне случайно современные исследователи этого периода пишут об эволюции жанра дружеского послания, жанровой типологии элегии и т.п.). Наконец, отрицая значимость жанрового деления в поэзии Муравьева, можно "стереть" и саму конкретику его новаторства: реформирование оды в оригинальном ключе, трансформация эпистолы в дружеское послание, переосмысление жанра элегии, формирование основ типологии балладного жанра и др. В связи с этим, как нам представляется, следует говорить не о стирании, а о расширении жанровых границ в поэтическом творчестве М.Н.Муравьева.

В центре внимания настоящей работы - поэтическое творчество М. Н. Муравьева как целостная многогранная развивающаяся система в аспекте ее жанровой специфики.

Актуальность исследования связана, в первую очередь , с общей значимостью самобытного и оригинального поэтического наследия писателя в контексте эволюции отечественной культуры и литературы последней четверти XVIII - первых десятилетий XIX веков и: обусловлена следующими основными факторами:

1. Уникальный и показательный синтез в творчестве поэта ведущих литературных направлений XVI11 столетия: классициз м, сенти-ментализм, предромантизм. Подчеркивая значение преемственности в литературном процессе, этот факт позволяет одновременно увидеть истоки зарождения новых для русской литературы направлений и безусловные новаторские начинания М. Н. Муравьева. Выйдя из школы классицизма С наследование традиции Ломоносова, плодотворные: контакты с В.И.Майковым и М.М.Херасковым), проведя параллельно с Г.Р.Державиным творческое реформирование жанра оды, Муравьев за несколько лет до Н. М. Карамзина закладывает:основы русского сентиментализма, в зрелом творчестве едва ли не первым в России разрабатывает ключевые положения эстетики романтизма Скульт мечты, мгновения, гения, начало русской баллады).

2. Широта литературных связей Муравьева: а) от плодотворного усвоения опыта предшествующей традиции СМ.В.Ломоносов, М.М.Херасков, В.И.Майков и др.) до равноправного творческого диалога с современниками СГ. Р. Державин, Н. М. Карамзин, H.A.Львов и:др.); б) влияние поэта на литературный процесс XIX века, в первую очередь, через К.Н.Батюшкова и В.А.Жуковского; немаловажно его имя в культурной памяти А.С.Пушкина.

Все это, безусловно,. — свидетельство огромной значимости творчества М.Н.Муравьева в истории отечественной культуры.

Новизна работы находится, в прямой зависимости от степени изученности феномена поэзии Муравьева:

1. При всей верности и справедливости отдельных наблюдений, конкретные статьи и частные экскурсы в монографиях общего плана цельной картины поэтической системы * писателя не создают.

2. Нигде в процессе анализа поэзии Муравьева не использовался жанровый подход как обобщающий: как правило, исследователи обращаются к анализу тех или иных тем и мотивов в поэзии: писателя, а жанры этой,уникальной системы либо даются простым набором в перечислении, либо рассматриваются в отрыве друг от друга.

Взгляд на поэтический мир Муравьева через жанровую специфику его произведений имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет не замыкаться в рамках одного метода или направления С классицизм,сентиментализм, предромантизм) - и показать их тесную переплетенность и взаимосвязь в творчестве поэта.

2. Объединяет критерий эволюции лирического "я" и "мотивный подход", вместе с тем их углубляя и систематизируя.

Ф 3. Через выявление специфики эволюции каждого конкретного жанра более полно отражает многосторонность поэтической системы: Муравьева и взаимосвязи жанров между собой.

4. Осуществляет выход на важную смежную проблему, проблему индивидуального стиля поэта и его мировоззрения.

Ведущая цель нашей работы - анализ жанровой специфики и эволюции поэзии М.Н.Муравьева и значения его творчества в литературном контексте эпохи.

В соответствии с этим задачами исследования являются следующие:

I. Проследить своеобразие и особенности развития лирических жанров в поэзии М.Н.Муравьева.

II. Используя ключевое понятие жанровой системы, выявить основные закономерности:творческой эволюции поэта.

III. Определить место М.Н.Муравьева,в истории русской, литературы:

1. Раскрыть динамику диалога поэта с литературными традициями и новациями своего столетия.

2. Проследить связь его творчества с новым, XIX веком.

3. Рассмотреть вклад М.Н.Муравьева в развитие поэтических жанров русской литературы XVIIГ - XIX столетий.

Специфика материала исследования и поставленных задач определяет в научном анализе единство двух основных методов: системного. . сориентированного на воссоздание целостной картины феномена поэзии М. Н. Муравьева,и сравнительно-типологического,подчиненного,. в первую очередь, задачам раскрытия литературного контекста.

Структура работы такова:

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пашкуров, Алексей Николаевич

-238-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэзия М. Н. Муравьева - одна из ярких страниц отечественной литературы последней четверти XVIII века. В ней, "как солнце в малой капле вод", отразились ведущие литературные направления столетия - классицизм и сентиментализм, нашла оригинальное самобытное воплощение поэтика зарождающегося романтизма, наметились первые подходы к пластике реалистической:детали.

Установленная классицизмом жесткая система поэтических: жанров в творчестве Муравьева постепенно преобразовывалась в поэтическую систему нового типа, сориентированную на лирическое "я".

Традиция не отвергается - напротив, поэтика Муравьева всецело направлена на ее интенсивное и плодотворное усвоение. Классицизм, оставшись "живым собеседником" для писателя, не только "проник" в жанровую систему его поэзии Сбасня, эпистола, ода), но и отразился в его оригинальной эстетике, творчески связанной с теорией "лирического восторга" М.В.Ломоносова Сэстетика "Чуда Жизни"). Отдельные реликты классицизма можно проследить и в тех жанрах поэзии Муравьева, которые в целом по своей типологии уже не укладываются в его рамки Ссвязь с традициями сумароковской и херасковской школ в "скорбных" и философских элегиях).

В тесном переплетении с традицией формируется и новое: прежде всего речь идет о сентиментализме, одним из первых представителей которого в русской литературе стал Муравьев. Так становится возможным проникновение характерного культа "чувствительной души" в оду и "чувствительной дидактики" в басню,отход идиллии от канона античной:буколики и зарождение в ней показательной "философии 1осиз атоегшБ С идеального пейзажа)". "Культ сердца" складывается как один из важнейших компонентов эстетических воззрений писателя, "нежное сердце" и "чуткая душа" начинают устойчиво осознаваться им главной ценностью в других людях Садресат дружеских посланий и весь путь поэтической эпистолы к феномену послания в целом).

Внимание к внутренней.жизни человека, возникшее в сентиментализме , закономерно ведет: художника к осознанию сложности психологических коллизий в трагическом мире - так Муравьев едва ли не первым в русской поэзии обращается к жанру романтической баллады. Появившийся в сентиментальных идиллиях образ "тихого убежища" на лоне природы преображается в романтический символ противостояния злу жизни "большого света" - в дружеских посланиях и элегиях. Обращение нового сознания к проблемам искусства рождает в поэзии Муравьева характерный; для романтизма культ гения, "мечта" и "мгновение"'осмысливаются как неотъемлемые составляющие процесса творчества Споследнее во многом обусловило новаторское обращение Муравьева к феномену "легкой:поэзии"). В эстетических воззрениях писателя складывается идея о "тайном творчестве".

Детали бытописи и, шире, пластика живописания отображаемого мира Сзрелые идиллии, отчасти - феномены "легкой оды" и "легкой поэзии"), психологическая точность и достоверность передачи динамики человеческих чувств и: внутреннего мира в целом С"лирический дневник" элегий - прежде всего) - намечают подходы к своеобразному "лирическому реализму"'в поэзии.Муравьева.

Художественный метод "легкой поэзии" и медитативных миниатюр сложно "расчленить" на отдельные составляющие - здесь правомернее говорить о синтезе методов различных школ и направлений. Так, "легкая поэзия", восходя по общему пафосу к ломоносовской теории "лирического восторга", культивирует характерно романтическую свободу чувств творящего художника. Медитативные миниатюры, оттолкнувшись от традиции стихотворной надписи классицизма и пройдя фазу творческого диалога с сентиментальными альбомными этюдами. подготавливают становление одного из ведущих жанров философской лирики XIX века С у таких мастеров, как А. С. Пушкин,. Е.А. Боратынский, Ф. И. Тютчев).

Традиция и новаторство в поэтическом творчестве Муравьева -не однолинейно сменяющие друг друга обособленные этапы и не просто параллельно сосуществующие сферы художественного поиска. Перед нами - сложное диалектическое единство.в известном смысле -две стороны единого процесса литературной эволюции. Зачастую их контакт друг с другом становится настолько тесным, что одно закономерно перетекает в другое, причем, что показательно, не только новаторство базируется на традиции, но ив традицию проникает новаторство, становясь органичной ее составляющей. Так, феномен "легкой поэзии" в творчестве Муравьева опирается на плодотворную традицию "лирического восторга" Ломоносова (новаторство опирается на, глубокую базу традиции) или в классическую типологию оды проникают показательные новые сентиментальные "чувствительные" мотивы (в лоне традиции зреет новаторство).

Изначальная связь поэзии М. Н. Муравьева с системой его эстетических воззрений, плодотворные контакты поэтических жанров в наследии писателя через диалог традиции и новаторства, наконец, несомненные художественные удачи и открытия Муравьева на этом пути позволяют с достаточной уверенностью говорить о синтетичности его поэзии, то есть об осознанной установке на синтез разных начал и направлений в художественном творчестве.

Картина диалога традиций и новаторства обуславливает и жанровые особенности поэзии Муравьева в целом. Узловые показатели нового в поэтической системе Муравьева - следующие:

1. Подготовка истоков отечественной сентиментальной басни.

2. Преобразование поэтической эпистолы в дружеское послание.

-2413. Создание феномена "легкой оды", вместо традиционных "громозвучных прославлений" обращенной к "лирическим фрагментам действительности", к жизни природы и; человеческого сердца. Термин "легкая ода" введен нами и прослежена основная ее типология.

4. Трансформация: идиллии через ее обращение к характерному предромантическому культу "уединенного убежища" и к: становящейся реалистической:пластике художественной детали.

5. Утверждение новой типологии жанра элегии, ориентированной на лирическое "я" и его мировосприятие Сэлегия-"медитативная исповедь"), становление новой модели элегического финала (с так называемым "просветлением").

6. Первые образцы романтических баллад в русской поэзии.

7. Первое в России теоретическое осмысление и художественное освоение "легкой поэзии".

8.Формирование одной из первых в русской литературе разновидностей жанра поэтической миниатюры, так называемой "медитативной миниатюры" с организующей;ролью медитации лирического "я" и тяготением к воплощению мысли в лаконичной формуле. Термин "медитативная миниатюра" введен нами и прослежена основная ее типология.

Роль Муравьева в живом литературном процессе своего времени, через плодотворный диалог прошлого, настоящего и будущего, место поэтического наследия писателя в истории русской литературы в целом позволяет, наглядно увидеть следующая таблица:

Связь с традицией

Параллельное русло творческого поиска

Содержательная сущность

Литературно -исторический контекст

Опережающее новаторство

Содержательная сущность

Литературно-исторический контекст Сбудущее)

I.Общие принципы:

1.Теория лирического восторга СМ. В. Ломоносов) .

2.Принцип простоты, ясности и движения слогаС А. П. Сумароков).

3.Традиция "нравственного назидания"

Сшкола М.Хераскова).

4.Тема "поэта и поэзии" в творчестве

СА.П.Сумароков, М.М. Херасков; "самосоотнесение с Ломоносовым) .

II.Конкретика жанров

1. Классическая структура басни и ее тяготение к "живому языку" С А. П.Сумароков, В.И.Майков);

1.Реформирование традиционной оды Своенная, философская) .

Г. Р. Дер-■ жавин.

2.Преобразование теоретического трактата-эпистолы в послание-письмо.

Школа Н. М. Карамзина.

3.Становление жанра надписи-посвящения.

Альбомная школа" сен-тимента-лизма.

1.Сентиментализм в басне.

И. И. Дмитриев: апологи.

2. "Легкая ода".

Отчасти -Н.А.Львов и И. И. Дмитриев.

3.Феномен дружеского послания как жанра С"послание к Другу-стихотворцу" -центр).

Отчасти -Н. М. Карамзин; И. И. Дмитриев и Н.А.Львов; К. Н. Батюшков и романтики; А. С. Пушкин.

4."Антологическая идиллия".

Романтики СВ. А.Жуковский, Н. И. Гнедич и др.)

5. Идиллия с реалистической поэтикой.

Г.Р.Державин; отчасти -В. В. Капнист. нравственное назидание" в общем задании" басни СМ. М.Херасков); "предсентиментализм в басне (И. И. Хемницер).

2.Типология классической эпистолы в эстетической СВ. К. Тредиаковский, А.П.Сумароков, М. М. Херасков, В. И. Майков) и философской разновидностях СВ.К.Тредиаковский ,М. В. Ломоносов , М. М. Херасков).

3.Поэтика военной: СМ. В. Ломоносов) и философской оды С М. М. Херасков, М. В. Ломоносов).

4.Философско-элеги-ческое начало в осмыслении анакреонтики СМ. М. Херасков).

6.Элегия -'медитативная исповедь".

7.Романтическая элегия.

8. Феномен типологической , модели "светлого финала" в жанре элегии.

9.Типология жанра отечественной баллады.

10."Легкая поэзия .

Н. М. Карамзин, ; отчасти -Г. Р. Державин; К. Н. Батюшков, А.С.Пушкин, Е. А. Боратынский.

Отчасти -Г.Р.Державин; романтики.

К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Н. М. Карамзин,. Н. А. Львов, отчасти -И. И. Дмитриев;. В.А. Жуковский

Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев,, отчасти

0. А. Нелединский-Мелецкий;

1.A.Львов и

1 2 3 4 5

5."Пасторальная Г. Р. Державин идиллия" классически ("новая анаго "пастушеского ка- 1 креонтика") ; нона" с зачатками К. Н. Батюшков. сентиментального И . "Медита- Миниатюра лимировоззрения (от- тивная мини- рическая части - А.П.Сумаро- атюра" как (отчасти ков; М.М.Херасков, исток поэти- Н. М. Карамзин;

И.Ф.Богданович). ческой мини- К. Н. Батюшков,

6.Традиция класси- атюры. А.С.Пушкин) и ческих элегий: скорб- ; философсконая (В. К. Тредиаков- аллегориский,А.П. Сумароков); ческая философская:(М.М. Хе- (Г.Р.Державин, расков) ; элегия о Е. А. Боратынпоэте и поэзии ский,

А.П.Сумароков, Ф.И. Тютчев).

М. М. Херасков). 12.Подходы В.А. Жуковский

7. "Надпись" класси- к жанровому и романтики. цизма с ориентацией феномену на "общую;мысль" и "отрывка" зачастую - философ- в поэзии. скую аллегорию

М.В.Ломоносов,

В.К. Тредиаковский).

Результаты конкретного анализа поэтической системы Муравьева могут быть использованы:как богатый и перспективный материал для сравнения при обращении к истории отечественной литературы рубежа XVIII и XIX веков и особенно первых десятилетий XIX столетия Сотражение наследия Муравьева в культурной и творческой памяти А.С.Пушкина - одно из самых плодотворных и перспективных направлений) . Жанровая картина поэтической системы:Муравьева может служить и своеобразным "отражающим рефлектором" при изучении эволюции того или иного конкретного жанра русской поэзии последней четверти XVIII века и XIX столетия Снапример, судьба элегии в творчестве Пушкина и Лермонтова,, переосмысление поэтической:миниатюры у Боратынского и Тютчева и др.). Материал диссертации может быть использован также в общих и специальных курсах по истории русской литературы XVIII - первых десятилетий XIX вв., в учебных пособиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пашкуров, Алексей Николаевич, 1997 год

1. Кулакова Л.И. Поэзия М.Н.Муравьева. // Муравьев М.Н. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1967. - С. 5-49.

2. Жилякова Э.М. В.А.Жуковский и М.Н.Муравьев. // Библиотека

3. B.А. Жуковского в Томске. - Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1978. - Ч. 1.1. C. 71-104.

4. Касаткина В. Н. Предромантизм в русской лирике. К. Н. Батюшков. Н. И. Гнедич: Учебн. пособие. - М.: Изд-во Моск.обл.пед.ин-та, 1987.-90с.

5. Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Дис. канд. филол. наук. - Л., 1975. - 203 с.

6. Западов В.А. Русский стих XVIII-начала XIX века (Ритмика).-Л.:Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1974. - 56 с.

7. Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. - М.: Наука, 1977. -607 с.

8. Белинский;В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - Т.1. - 573 с.

9. Жинкин Н. М.Н.Муравьев. // Изв. Отд. русского языка и словесности. - 1913. - Т. 18, кн. 1. - С. 273-352.

10. Гуковский Гр. У истоков русского сентиментализма. // Гуков-ский Гр. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. - Л.: ГИХЛ, 1938. - С.235-314.

11. Кулакова Л.И. М.Н.Муравьев. // Учен.зап.Ленингр.гос.ун-та. Сер. филол. наук. - 1939.- N 47, вып.4.- С. 4-42.

12. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М.:Изд-во Моск.гос. ун-та, 1977. - 271 с.

13. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма.- СПб.: Наука, 1994. - 281 с.

14. Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе С Конец XVI11 - первая треть XIX вв.). - Л.:Наука, 1980. - 205 с.

15. Фоменко И. Ю. Проза М.Н.Муравьева: Из истории русской прозы последней трети XVIII века: Дис. канд.филол.наук.- Л. 1983.-180 с.

16. Сионова С.А. Поэзия М.Н.Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века): Дис. канд.филол.наук. - Елец, 1995. - 243 с.

17. Rothe H. Zur Frage von Einflüssen in der russischen Literatur des 18.Jahrhunderts. // Zeitschrift für slavische Philologie. - Heidelberg, 1966. - Bd. 33, Н.1. S:21.-68.

18. Тетени M. Раннее произведение русского сентиментализма. // Studia slavica. - Budapest, 1979. - N 25, fase. 1-4. - P. 419-426.

19. Муравьев M.H. Полн.собр.соч. - СПб., 1820. - Ч.З. - 325 с.

20. Лопутько О.П. Стилистическая реформа М.Н.Муравьева -H. М. Карамзина в гносеологическом аспекте. // Филол. науки. - 1994. -N 5-6. - С. 66-75.23. РНБ, ф. 499, N 29, л. 6.-24924. РНБ, ф.499, N 28, л. 64.

21. ИРЛИ,, P.II, оп. 1, N 262. - Письмо б.д. от 1781 г.С?) -л. 52.

22. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. - М.: Искусство,, 1973. - С.231-232.

23. Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору. // Шефтсбери. Эстетические опыты. - М.: Искусство,, 1975. - С. 331-456.

24. Муравьев М.Н. Стихотворения. - Л.:Сов.писатель, 1967. -386 с.

25. Карамзин Н.М. Избр. статьи и письма. - М.: Современник, 1982. - 351 с.

26. Муравьев М.Н. Похвальное слово Михайле Васильевичу Ломоносову. - СПб., 1774. - 16-с.

27. Муравьев М.Н. Дщицы для записывания. //Утренний свет. -СПб., 1778. - 4.IV. - С.368-378.

28. ИРЛИ, Р. И,, оп.1, N 262, л. 51.

29. Фоменко И. Ю. М.Н.Муравьев и проблема индивидуального стиля. // На путях к романтизму. - Л.:Наука, 1984. - С.52-70.

30. Муравьев М.Н. Письма отцу и сестре 1777-1778 годов. // Письма русских писателей XVI11 века. - Л.:Наука,1980. - С. 259-377.

31. Нигматуллина Ю.Г.Функция возвышенного в произведениях русского классицизма и романтизма.// Wiener slawistischer Almanach.-München, 1994. - Bd.34. - S.17-32.

32. Статьи, избранные из нравоучения добродушного Геллерта. СПб., 1820. - 122 с.

33. Муравьев М.Н. Разсуждение о различии слогов. // Опыт трудов Вольного Российского собрания при императорском Московском ун-те. - М., 1783. - С. 1-24.-25038. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976.-375 с.

34. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. -СПб., 1821. - 4.1. - 533 с.

35. Чернец Л.В. Литературные жанры СПроблемы типологии и поэтики). - М.:Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - 192 с.

36. Бахтин М. М. Жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений;Достоевского. // Бахтин М.М. Проблемы поэтики;Достоевского. - М.:Сов.писатель,, 1963. - С. 135-241.

37. Стенник КЗ. В. Системы жанров в историко-литературном процессе. // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. - Л.:Наука, 1974. - С. 168-202.

38. Лейдерман Н. Л. К определению сущности категории "жанр". // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1976. - Вып.З. - С.3-13.

39. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение.- Л.:Учпедгиз, 1959. - 535 с.

40. Тынынов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.- М.:Наука, 1977. - 574 с.

41. Субботин A.C. 0 категории жанра и ее отношениях с "родами" и "видами". //Проблемы литературных жанров: Материалы; второй науч.межвуз.конф. 30 сент. - 4 окт. 1975 г. - Томск:Изд-во Томск, ун-та, 1975. - С.3-5.

42. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семио-сфера - история. - М.: "Языки русской культуры',' 1996. - 448 с.

43. Поспелов Г.Н.Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972. - С. 236-237.

44. Белинский В.Г. Разделение поэзии;на роды и виды. // Полн. собр. соч.: В 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т.ЛЛ - С. 7-67.

45. Корман Б.О.- Кризис жанрового мышления и лирическая система Со поэзии М.Н.Муравьева). // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград: Изд-во Калинингр.ун-та, 1988. - Вып.5. -С. 3-12.

46. Гинзбург Л. Я. 0 лирике. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.

47. Виноградов В. В. Проблемы авторства и теории стилей. - М.: Изд-во АН СССР,. 1961. - С.59.

48. Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. -М.: Высш.шк., 1981. - 135 с.

49. Кочеткова Н. Д. Утверждение жанра в литературе сентиментализма и переход к новым поискам. // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л.: Наука, 1973. - С.53-76.

50. Луцевич Л. Ф. К проблеме литературно-теоретических взглядов М. Н. Муравьева и К. Н. Батюшкова. // Венок поэту: Жизнь и творчество К.Н.Батюшкова. - Вологда, 1989. - С.28-37.

51. Курилов A.C. Классицизм в русской литературе: исторические границы и периодизация. // Филол. науки. - 1996. - N 1. - С. 12-22.

52. Гуковский Гр. 0 русском классицизме. // Поэтика. - Л.: Academia, 1929. - Вып. V. - С. 21-65.

53. Каргаполов H.A. Из опыта проведения: практических занятий по русской литературе XVIII века. // Проблемы изучения, русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. - Л.:Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1976. - Вып.2. - С.121-131.

54. Серман И.3. Русский классицизм. - Л.: Наука, 1973. - 286 с,

55. Стенник Ю.В. 0 специфике жанровой природы басни.// Рус.литература. - 1980. - N 4. - С. 106-119.

56. Виндт Л. Басня как литературный жанр. //Поэтика. - Л.: ' Academia, 1927. - Вып.III. - С. 87-101.

57. Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. - Горький: Изд-во Горьк.ун-та, 1974. - Ч.1П. -110 с.

58. Сиповский В.В. История русской словесности. - 2-е изд. -СПб. 1908. - 4.2. - 340 с.

59. Жуковский В.А. Сочинения в прозе. - 2-е изд. - СПб., 1826 (Цитировано по 66,С.108.).

60. Стенник Ю. В. И. А. Крылов - баснописец. // История русской литературы: В 4т. - Л.:Наука, 1981. - Т.2: От сентиментализма к романтизму и реализму. - С. 189-203.

61. Мартынов И. Ф. Библиотека и читательские дневники М. Н. Муравьева. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1980. -Л.:Наука, 1981. - С.48-62.-25373. Дмитриев И. И. Полн.собр.стихотворений. - Л. : Сов. писатель, 1967. - 502 с.

62. Степанов Н. Л. Русская басня. //Русская басня XVIII - XIX веков. - Л.:Сов.писатель, 1977. - С.5-62.

63. Русская басня XVIII-XIX веков. / Под ред. Н.Л.Степанова. -Л.: Сов.писатель, 1977. - 654 с.

64. Греч Н. И. Учебная книга русской словесности. — СПб.,1844.-4.IV. - 334 с.

65. Клейн И. Русский Буало? СЭпистола Сумарокова "0 стихотворстве " в восприятии современников). // XVI11 век. - СПб.: Наука, 1993. - Сб. 18. - С. 40-58.

66. Тредиаковский В.К. Избр. произведения. - М.;Л.:Сов. писатель, 1963. - 578 с.

67. Квятковский А. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 375 с.

68. Лазарчук P.M. К проблеме генезиса дружеского послания в русской поэзии XVIII века. // XXVI Герценовские чтения. Литературоведение. - Л. :Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1973. - СЛ1-16.

69. Луцевич Л. Ф. "Опыт о стихотворстве" М. Н. Муравьева. // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. -Л.: Изд-во Ленингр.гос. пед. ин-та, 1985. - Вып.7. - С.68-79.

70. Карамзин Н. М. Полн. собр.стихотворений. - Л.: Сов. писатель, 1966. - 424 с.

71. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. // Полн. собр. соч. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 7. - С. 89-378.

72. Державин Г. Р. Разсуждение о лирической поэзии или об оде. // Державин Г. Р. Избранная проза. - М.:Сов. Россия, 1984. - С.275-356.

73. Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. - Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1974. - Ч.Н. - 192 с.-25486. Державин: Г. Р. Сочинения. - Л.: Худож. лит.,. 1987. - 504 с.

74. Державин Г. Р. Разсуждение о лирической поэзии. 4.4. // XVIII век. - Л.:Наука, 1989. - Сб.16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. - С. 290-315.

75. Ломоносов М.В. Полн. собр.соч.- М.;Л.:Изд-во АН СССР,1959.-Т.8. - 1279 с.

76. Гуковский Гр. Русская поэзия. XVIII века. - Л.: Academia, 1927. - 212 с.

77. Гуковский; Гр. Из истории русской оды XVIII века С Опыт истолкования пародии).// Поэтика. - Л. : Academia, 1927. - Т.III. -С.129-147.

78. Буало Н. Поэтическое искусство. - М.: Худож. лит.,, 1957. -231 с.

79. Москвичева Г. В. Жанрово-композиционные особенности русской элегии XVIII - первых десятилетий XIX в. // Вопросы сюжета и композиции. - Горький: Изд-во Горьк.ун-та. 1985. - С.33-50.

80. Афанасьева К. А. Русская ода XVI11 века: Истоки и:эволюция: Автореф.дис. канд.филол.наук. - М. 1994. - 25 с.

81. Сионова С. А. Сборник "Новые лирические опыты Михайла Муравьева. 1776" СНачало русской предромантической лирики). // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Вопросы метода и стиля.- Л.: Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1984.- Вып.6. - С. 50-57.

82. Херасков М.М. Избр. произведения. - Л. : Сов. писатель, 1961.409 с.

83. Сионова С. A. M. М. Херасков и M. Н. Муравьев. // Проблемы изучения русской литературы XVIII века:От классицизма к романтизму.-Л. :Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1983. - Вып. 5. - С. 63-73.

84. Утренний свет. - СПб., 1778. - Ч. IV. - С. 378-380.lOl.Schenk D.Studien zur analereontisehen Ode in der russischen1.teratur des Klassizismus und der Empfindsamkeit. - Athenäum Verlag, 1972. - 170 S.

85. Ионин Г.Н. Творческая история сборника "Анакреонтические песни".// Державин Г.Р. Анакреонтические песни.- М.:Наука, 1986.-С.296-378. —

86. Руднева 0. Н. Анакреонтические оды M. М. Хераскова СВопросы поэтики и творческого метода). // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Художественный метод и поэтика. -Л.:Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1990. - Вып.8. - С.56-65.

87. Пушкин A.C. Собр.соч. : В 10 т. - М. :Худож. лит., 1974. -Т. 2. - 688 с.

88. Морозова Г. В. Гораций в творчестве М. Н. Муравьева. // Проблемы жанра и взаимодействие литератур.- Алма-Ата: Изд-во Казахск. ун-та, 1986. - С. 99-103.

89. Львов H.A. Стихотворения. // Поэты XVIII века: В 2 т. -Л.:Сов.писатель, 1972. - Т.2. - С.191-255.

90. Страшнов С. Ода.// Лит. учеба. - 1982. - N 6. - С.214-216.

91. Фридман Н. В. Художественный метод и стиль Батюшкова-поэта. //Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. - М. : Наука, 1971. -С.253-314.-256109. Архипова А. В. 0 русском предромантизме. // Рус. литература. - 1978. - N 1. - С. 14-25.

92. Пумпянский Л. В. Сентиментализм. // История русской; литературы: В 10 т. - М. ;Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - Т. IV: Литература XVIII века, ч.2. - С.430-445.

93. Остолопов Н. Ф. Словарь древней и новой поэзии. - СПб., 1821. - 4.2. - 489 с.

94. Есаулов И. А. Идиллия и идиллическое CK разграничению типа художественности и;жанра). // Проблемы литературных жанров: Материалы VI науч.межвуз. конф. 7-9 дек. 1988 г. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1990. - С.30-31.

95. Шиллер Ф. 0 наивной и сентиментальной поэзии.//Собр. соч.: В 7 т. - М.: Худож. лит., 1957. - Т. 6. - С. 385-477.

96. Песков А. Идиллия.// Лит.учеба.- 1985.- N 2. - С.224-227.

97. Сумароков А. П. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1953. -342 с.

98. Резниченко Л. И. 0 некоторых особенностях антологической лирики М.Н.Муравьева. // Проблемы изучения русской: литературы

99. XVIII века: Художественный метод и поэтика. - Л.: Изд-во Ленингр. гос.пед.ин-та, 1990. - Вып. 8. - С. 87-97.

100. Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети

101. XIX в. - Л.:Наука, 1990. - 267 с.

102. Сенчина Л. Т. Жанровая эволюция идиллии С на материале русской поэзии XVIII - первой половины XIX вв.): Дис. канд. филол.наук. - Донецк, 1989. —213 с.

103. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма.// Русский романтизм. - Л.-Наука, 1978. - С. 118-138.

104. Мерзляков А. Ф. Краткое начертание теории изящной: словесности. - М. 1822. - 328 с.

105. Веселовский A.A. Любовная лирика XVIII: века. - СПб., 1909. - 195 с.

106. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. "Открытие природы" в поэзии XVIII века. - М.:Изд-во "Прометей" МГПИ, 1989. - 260 с.

107. Хазан В.И. Некоторые аспекты типологии жанра поэтического послания. // Проблемы литературных жанров: Материалы V науч.меж-вуз.конф. 15-18 окт. 1985 г. - Томск:Изд-во Томск.ун-та, 1987. -С.137-138.

108. Кочеткова Н. Д. Поэзия русского сентиментализма.H.М.Карамзин. И.И.Дмитриев. //История русской поэзии: В 2т. - Л.:Наука, 1968. - Т.1. - С. 163-187.

109. Афанасьев В. "К другу стихотворцу" СО дружеском стихотворном послании эпохи романтизма). // Афанасьев В. Свободной: музы приношенье. - М. : Современник,, 1988. - С. 376-395.

110. Баевский B.C. История: русской поэзии. - Смоленск:Русич, 1994. - 303 с.

111. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. 0 поэтике жанров. - Горький: Волго-Вятск.кн.изд-во, 1985. - 239 с.

112. Чубукова Е.В. Жанр послания в творчестве Пушкина-лицеиста. // Рус. литература, 1984. - N 1. - С. 198-209.

113. Поплавская И. А. Формирование теории жанра послания в русской эстетике и: критике. // Проблемы: метода и жанра. - Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1986. - Сб. 13. - С.104-119.

114. Батюшков К. Н. Стихотворения.- М. : Худож. лит.,1977.- 206 с.-258133. Белых Н. Жанр дружеского послания и духовное общение К.Н.Батюшкова и Н.И.Гнедича. // Творчество писателя и литературный процесс. - Иваново:Изд-во Ивановск.ун-та,, 1981. - С.228-242.

115. Лазарчук Р.М. Послание Н.А.Львова и его роль в литературной борьбе 1790-х - начала 1800-х гг. // Филологич.сборник. - Л.: Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1970. - С.29-45.

116. Виноградов А.М. Проблема нравственного идеала предроман-тизма в дилогическом цикле Н.А.Львова "Фортуна". // Проблемы изучения:русской литературы XVIII века: Вопросы метода и стиля. -Л.:Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1984. - Вып.6. - С.57-67.

117. Чистякова Н. А., Вулих Н.В. История античной литературы. -М.: Высш. шк. 1971. - 454 с.

118. Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. - М.: Наука, 1973. - 168 с.

119. Прокопович Ф. Сочинения. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. -502 с.

120. Попова Т.П. Из истории элегии С К теории жанра). //Сб. аспиранток, работ. Гуманитарн. науки. Филология. Журналистика. -Казань:Изд-во Казанск.гос.ун-та, 1969. - Кн.2.^ - С.97-105.

121. Федоров В. И. От классицизма к романтизму. Формирование нового художественного стиля. // История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе С 1790-1 825). - М.:Наука, 1979. - С.42-70.

122. Зубков Н.Н. Из предыстории русской элегии XIX в.// Вестн. Моск.гос. ун-та. Сер.9, Филология. - 1982. - N 4. - С.67-72.-259143. Батте Ш. Начальные правила словесности. - М., 1807. -Т. 3. - 552 с.

123. Рижский И. С. Наука стихотворства. - СПб., 1811. - 352 с.

124. Луцевич Л.'Ф. Тренические элегии А.П.Сумарокова. // Проблемы : изучения русской : литературы XVIII века: Вопросы метода и стиля. - Л. : Изд-во Ленингр.гос. пед, ин-та,, 1984. - Вып. 6. - С. 12-20.

125. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии. Ч.3. // XVIII век. - Л. : Наука, 1986. - Сб.15: Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. - С. 246-282.

126. Алехина Л.А.Архивные материалы М.Н.Муравьева в фондах Отдела рукописей. // Записки Отдела рукописей ГБЛ. - М.:Книжн. палата, 1990. - Вып. 49. - С. 4-87.

127. Карамзин H. М. Нечто о науках, искусствах и просвещении.// Сочинения: В 2 т. - Л. : Худож. лит., 1984. - Т. 2: Критика. Публицистика. Главы из "Истории государства Российского". - С. 44-60.

128. Полезное увеселение. - 1760. - Январь. - С.63-64. (Цитировано по 141, с.60-61).

129. Русская поэзия XVIII века. - М. :Худож.лит.,1972. - 734 с.-(Библ.всемирн.литературы; Т.57).

130. Вацуро В.Э.Лирика пушкинской поры ("Элегическая: школа").-СПб. : Наука, 1994. - 240 с.

131. Державин Г. Р. Сочинения. М. : Правда, 1985. - 576 с.

132. Григорьян К. Н. "Ультраромантический род : поэзии" (Из истории русской элегии). //Русский романтизм. - Л.:Наука, 1978. -С. 79-117.

133. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма. // Русский:романтизм. - Л.:Наука, 1978. - С. 138-163.

134. Мерилай А. Вопросы теории баллады. Балладность.// Поэтика жанра и образа. - Тарту:Изд-во Тартуск.ун-та, 1990. - С.3-21. -(Учен.зап. Тартуск.ун-та; Вып.879).-260156. Kayser W. Geschichte der deutschen Ballade. -Berlin, 1936. - 180 S.

135. Микешин А. M. 0 жанровой структуре русской баллады. // Проблемы литературных жанров: Материалы науч. межвуз.конф. 23-26 мая 1972 г. - Томск:Изд-во Томск.ун-та, 1972. - С.154-156.

136. Душина Л. Н.Роль "чудесного" в поэтике первых русских баллад. // Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы в вузовских курсах.: Тезисы совещания. - М.:Изд-во Моск.гос.пед.ин-та, 1972. - С.69-70.

137. Душина Л. Н. На жанровом "переломе" от романса к балладе. // XXVI Герценовские чтения. Литературоведение. - Л.:Изд-во Ле-нингр.гос.пед.ин-та, 1973. - С.21-25.

138. Душина Л.Н. М.Н.Муравьев и русская баллада. // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - Л.:Изд-во Ленингр.гос. пед.ин-та, 1978. - Вып.З. - С.39-49.

139. Крестова Л. В. Из истории русско-польских связей в XVI11 в. (Незавершенная трагедия М.Н.Муравьева "Болеслав, король польский" и его баллада на ту же тему). // Польско-русские литературные связи. - М.:Наука, 1970. - С.71-82.

140. Поэты начала XIX века. - Л.: Сов. писатель, 1961. - 650 с.

141. Жуковский В. А. Избранное. - Л.: Худож. лит., 1973. - 456 с.

142. Эткинд Е. Г. Поэзия Эвариста Парни. // Парни Э. Война богов- - Л.: Наука, 1970. - С. 182-227.

143. Баевский: В. С. Традиция "легкой поэзии" в "Евгении Онегине". // Пушкин. Исследования и материалы. - Л.:Наука, 1982. — Т.Х. - С.106-120.

144. Зорин А. "Вслед шествуя Анакреону." // Цветник. Русская легкая поэзия конца XVIII - начала XIX века. - М. : Книга, 1987. -С. 5-53.

145. Заборов П.Р. Вольтер в России ; конца XVIII - начала XIX века. // От классицизма к романтизму. Из истории международных связей русской литературы. - Л.:Наука, 1970. - С.63-194.

146. Сионова С. А. "Легкая поэзия" M. Н. Муравьева. // Проблемы изучения русской литературы XVI11 века: Метод и жанр. - Л. : Изд-во Ленингр.гос.пед.ин-та, 1985. - Вып.7. - С.86-91.

147. Бруханский А.Н. М.Н.Муравьев и "легкое стихотворство". // XVIII век. - М.;Л.:Изд-во АН СССР, 1959.- Сб.4. - С.157-171.

148. РНБ. Архив В. А. Жуковского, ф.N 286, on.N II, ед.хр.N 297: Муравьев M. Н. "Essay sur l'origine et les progress de la langue Russe, adresse a' Son Altesse serenissime Madame la Princesse Louise de Bade en 1792" 1792-1796.

149. Васильев В. Беглый взгляд на эпиграмму. // Русская эпиграмма. - М. : Худож. лит. 1990. - С.3-26.

150. НБ МГУ, N 3288 С Цитировано по 72,С.6Ш.

151. Эткинд Е. Г. "Лирическая эпиграмма" как жанровая форма. // Philologica: Исследования по языку и литературе: Памяти акад.

152. B.М.Жирмунского. - Л.:Наука, 1973. - С.425-434.

153. Лазарчук P.M. Стихотворение M. Н. Муравьева "Богине Невы" и : письма поэта С роль биографических реалий в интерпретации текста). //Кормановские чтения. - Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1994. - Вып.1.1. C.37-42.

154. Потапова Е. А. Жанр миниатюры в поэзии Тютчева.// Проблемы литературных жанров: Материалы третьей науч.межвуз. конф. 6-9 февраля 1979 г. - Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1979. - С.116-118.

155. Альми И.Л. Миниатюра в русской лирике первой трети XIX века СБатюшков,. Баратынский, Дельвиг, Пушкин). // Учен. зап. Владимиров гос. пед. ин-та. - Владимир:Изд-во Владимирск.гос.пед.ин-та, 1969. - Т. 19. Сер. "Литература" вып. IV. - С. 67-95.

156. Есин А.Б. Стихотворная миниатюра в системе жанров русской лирики. // Филол. науки. - 1995. - N 4. - С.22-30.

157. Селиванова Н. А. Фрагмент как форма эстетического мышления эпохи романтизма. // Проблемы литературных жанров: Материалы пятой науч. межвуз. конф- 15-18 окт. 1985 г. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1987. - С. 35-36.

158. Сандомирская В. Б. "Отрывок" в поэзии Пушкина двадцатых годов. // Пушкин. Исследования и материалы. - Л.:Наука, 1979. -T. IX. - С. 69-82.

159. Большухина Н. П. Лирика Ломоносова С Малые жанры). // Ломоносов и русская литература. - М. : Наука, 1987. - С.47-64.

160. Дмитровский А. 3. Надпись к портрету как литературный жанр. // Эволюция жанрово-композиционных форм. - Калининград: Изд-во Калинингр.ун-та, 1987. - С. 42-53.

161. Николаев С. И. Проблемы изучения малых стихотворных жанров (Эпитафия). // XVIII век. - Л.:Наука, 1989. - Сб.16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. - С.44-55.

162. Муравьев М.Н., Записная книга. // РГБ, ф.298. IV. N 4.15 -л. 28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.