Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна

  • Аммаева, Асли Аммаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 170
Аммаева, Асли Аммаевна. Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Махачкала. 2005. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна

Введение. ф

Глава 1. Поэтическая структура лакской календарно-обрядовой лирики.

Глава 2. Жанровая система семейно-обрядовой поэзии лакцев.

1. Свадебно-обрядовая лирика.

2. Похоронно-обрядовая поэзия.

Глава 3. Поэтическое и жанровое своеобразие необрядовой лакской лирики.

Глава 4. Поэтика лакских лирических песен-миниатюр (шаммарду).

1. Любовные четверостишия.

2. Семейно-бытовые четверостишия.

3. Четверостишия об отходниках.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанры и поэтика лакской народной лирической поэзии»

Лирика - одна из основных областей устного народного творчества лакцев. В лирических произведениях с наибольшей полнотой проявляются мысли, желания и стремления, художественное мышление человека. Если в эпических песнях повествуется об исторических событиях, происшедших в жизни, истории народа, то в лирических песнях отражена душа этноса, его чувственный мир. Народная психология, желания народа, его стремления с особой силой выразились в народной лирике.

В развитии индивидуального поэтического творчества, национального стихосложения лирическая поэзия имеет огромное значение.

Возможно, то или иное произведение лирики во многом - плод индивидуального творчества, но оно в процессе коллективной многочисленной шлифовки превращается в произведение, выражающее переживания всего коллектива. Индивидуальные переживания человека совпадали с переживаниями коллектива.

Лирические произведения сопровождали человека на всех ступенях его развития, они в результате эволюции общества, культуры менялись, приспосабливались к новым условиям, отражали новые взгляды и идеалы.

Наряду с высокоразвитыми, изысканными поэтическими формами народной лирики у лакцев до сих пор встречаются в живом бытовании и ее ранние архаические виды.

Следует отметить, что лакские лирические песни исполнялись в прошлом и теперь сольно и хором как под аккомпанемент музыкального инструмента, так и без него. Некоторые произведения исполнялись речитативом (как, например, календарно-обрядовые, колыбельные песни и др.). В народе были популярны разные музыкальные инструменты: чунгур, чагана, пандур («хъант1ур»), чанг, балабан, «щут1уххи», под аккомпанемент которых исполнялись песни. У женщин наибольшей популярностью пользовался ударный музыкальный инструмент бубен, называемый лакцами «ччергъилу».

Для обозначения песни лакцы употребляют два термина: «балай» и «шамма». «Балай» охватывает разные по существу функции, тематике и бытованию песенные жанры: календарные и семейные обрядовые песни, игровые, хоровые, лирические семейно-бытовые, любовные, шуточные, сатирические, песни отходников, тюремные, колыбельные и т.д. Для обозначения эпической песни употребляются термины - «лахъи балай» и «ттаттахъал балай», а термин «шамма» относится только к необрядовым лирическим миниатюрам, имеющим короткую форму - четыре строчки. Порою два четверостишия, объединенные одной темой и содержанием, составляли восьмистишия (термин, введенный в последнее время в литературоведение).

Лирическая песня была связана с трудовой деятельностью человека, с его повседневной жизнью. Можно сказать, что лирическая поэзия стояла ближе к жизни, к быту, чем эпос и другие жанры.

Лирическая песня возникла в процессе индивидуальной трудовой деятельности как трудовая песня. Оставаясь один на один со своими переживаниями, нуждой, горестями и радостями, думами, человек выражал в песне свои чувства. Индивидуальная трудовая песня - это песня ковровщиц, пахарей, ткачей, людей, работающих на ручной мельнице, женщин, сбивающих масло и др. Она является основой лирической поэзии.

Как известно, коллективные процессы труда, как правило, сопровождались исполнением песен1.

Ранними трудовыми были полевые жатвенные песни лакцев «Х1алли къурнил балайрду», (песни пахарей) «Хъудугьул балайрду», (песни гончаров «Т1ах1унтту дувултрал балайрду», (пастушьи песни) «Х1ухчалтрал балайрду», которые переплетались с календарно-аграрной заклинательной поэзией. Если первоначально эти песни исполнялись в процессе труда, как бы облегчая этот процесс, то в своем развитии некоторые из них оторвались от трудовых процессов и не отражали этого труда непосредственно, например: х1алли

1 См.: Халилов Х.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. -Махачкала, 1979.-С. 17 къурнил балайрду (песни жниц), хъудугьул балайрду (песни пахарей). Они становились в результате необрядовыми лирическими песнями.

Степень разработанности темы. Публикация и изучение лирической поэзии лакцев начались в XIX веке, г?

Первая публикация лакских лирических песен была сделана исследователем дагестанских языков, в том числе лакского языка, П.К. Усларом. В своей грамматике лакского языка, изданной в 1890 г. в Тифлисе, Услар П.К. приводит в качестве образцов для изучения языка вместе с другими жанрами фольклора (анекдотами, баснями, пословицами и поговорками) и песни лакцев. Это в основном лирические любовные песни: «Щюлди урттуйх # дирхьу гъентнил хьхьемнияр» («Чем летняя роса на зеленой траве»),

Гьашинусса урттун аькьлу бухьурча» («Если нынешнего года трава разумна»), «Зул ц1иялдай баргъ бури» («На вашей крыше солнце»), «На лавгун бац1абияв» («Я бы пошла, постояла»), «Тти гъенттул барзунттайн марххала бунди» («Летом нынешним на вершине выпал снег»)1.

В первой исследовательской работе об устном народном творчестве горцев «Кое-что о словесных произведениях горцев»2, П. Услар определяет некоторые поэтические приемы создания образа в лирических песнях, в частности, сравнения, уподобления, а также стихотворные размеры (5 и 7 - сложные ф стихи). Достаточно обстоятельно говорится и о других жанрах фольклора горцев, об образах сказок, героико-исторических песен, анекдотов, пословиц и поговорок.

Интерес представляет для нас подстрочный перевод лакской песни «Ва дуниял вил хьурдай» («Пусть весь мир будет твоим»), которая иногда поется и сегодня на свадьбах в виде четырех частушек. Однако любовная песня, на наш взгляд, неверно представлена П.К. Усларом «замысловатой и вычурной», от которой «так и пышет Ираном». Ф

1 Услар П.К. Лакский язык. - Тифлис, 1890.

2 Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев.// Сборник сведений о кавказских горцах (в дальнейшем ССКГ). -Тифлис, 1868. Вып. I

Далее он добавляет, что «все это занесено в горы мусульманскими учеными и не ладит со здоровым складом народной горской поэзии»1. Здесь, на наш взгляд, как раз и проявляется «здоровый склад» народной поэзии. И в ней нет ничего, связанного с мусульманской религией.

Приведенная в статье П. К. Услара песня - прекрасный образец лакской любовной поэзии, это гимн любви.

Собранные и опубликованные П. К. Усларом образцы лакских песен были единственными изданиями дореволюционного времени. Лишь в 1926 году л появляется небольшая статья М. Чаринова, посвященная лакской поэзии . В ней приводится лишь одно четверостишие, а в основном говорится об эпических песнях.

В 1928-30 годы наряду с многочисленными лакскими историческими песнями лирические были собраны научным сотрудником Института национальной культуры Дагестана Али Каяевым. Записанный им фольклорный материал еще ждет своего исследователя и публикации3.

Необходимо сказать, что ряд лакских лирических песен в художественном переводе на русский язык был опубликован Эф. Капиевым4 в «Дагестанской антологии» (1934), в книгах «Песни горцев» (1939), «Резьба по камню» (1940) и др., в антологии «Поэзия народов Дагестана» (Сост. А. Аджаматов и др., 1954)5, в книге «Дагестанская народная лирика» (в переводе Н. Гребнева 1957) .

На лакском языке более десятка лирических песен были приведены в «Путевых заметках фольклориста» (1957)7 X. М. Халилова. Специально лирике был отведен раздел в «Антологии лакской поэзии» (сост. Ю.Хаппалаев, о

Б.Рамазанов), изданной в 1958 году на лакском языке. В 1979 году выходит другая антология «Сокровища лакской поэзии» (Сост. Халил Халилов, Абачара

1 Там же.

2 Чаринов М. Лакская поэзия // Известия общества обследований и изучения Азербайджана. - Баку, 1926, № 2.

3 Али Каяев. Лакские исторические песни, лирические песни, баллады, сказки, басни, суеверия, и др. Рук. фонд ИЯЛИ.

4 Дагестанкая антология / Сост. и комментарий Э. Капиева. - М., 1934; Песни горцев / Ред. и коммент. Э.Капиева- М., 1939; Резьба по камню. - М., 1940.

5 Поэзия народов Дагестана / Сост. А.Аджаматов и др. - Махачкала, 1954.

6 Дагестанская народная лирика / Пер. Н. Гребнева. - М., 1957.

7 Халилов Х.М. Путевые заметки фольклориста // Журнал «Горянка», 1957. №3 (лак. яз.).

8 Антология лакской поэзии / Сост. Ю. Хаппалаев, Б. Рамазанов - Махачкала, 1958 (лак. яз).

Гусейнаев, Иса Абдуллаев), куда вошли более 180 лирических песен и частушек.

Первой исследовательской работой, посвященной лирическим и эпическим ^ песням в дагестанской фольклористике, является книга Х.М. Халилова

Лакский песенный фольклор»1, получившая высокую оценку в Дагестане и за его пределами2.

В этой работе автор подробно останавливается на вопросах поэтики, особенностях композиции, уделяет много внимания изобразительно-выразительным средствам. Также дается жанровая классификация лирической и эпической поэзии, которая легла в основу последующих исследований по # фольклору народов Дагестана. В ней говорится об истоках лакского стихосложения и о лакских народных певцах.

В 1970 г. Н.В. Капиева в Ленинграде выпустила на русском языке в художественном переводе «Песни народов Дагестана»3.

В 1971 году в научно-популярной серии издаются «Лакские народные песни», составленные Х.М. Халиловым, куда включены все известные жанры лирической поэзии. Книга снабжена предисловием и научными комментариями.

В 1985 году в Махачкале выходит совместный труд фольклористов щ Северного Кавказа - «Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа», где в статье «Народы Дагестана» Х.М. Халилов анализирует свадебную поэзию и поэзию печали (похоронные плачи и причитания) народов Дагестана, в том числе и лакцев. В ней большое внимание уделено лакской семейно-обрядовой поэзии, выявлены и исследованы такие жанры, как свадебные плачи, прощальные песни, величальные песни, песни-наставления, песни-насмешки, свадебные песни-загадки, которые за исключением последнего жанра, характерны и для лакской обрядовой поэзии.

1 Халилов X.M. Лакский песенный фольклор. - Махачкала, 1959.

2 Альборов Б.А о книге Х.М. Халилова «Лакский песенный фольклор» // Известия Северо-Осетинского НИИ. -0 Орджоникидзе, 1960 Т. 22. Вып. 2; Журнал СЭ. 1961. № 1

3 Песни народов Дагестана / Вступ. статья сост. подгот. текстов, примеч. Н.В. Капиевой,- Л.,1970. (Большая серия).

В похоронной обрядовой поэзии выделены плачи-оповещания, причитания, песни-элегии, а также примыкающие к ним бытовые плачи.

В 1988 году издается второй тематический сборник, посвященный календарной обрядовой поэзии народов Северного Кавказа, где в статьях Х.М. Халилова и A.M. Ганиевой исследуется календарная обрядовая поэзия народов Дагестана, в том числе и лакцев1.

Жанровая классификация календарно-обрядовых, семейно-обрядовых песен, лирической необрядовой поэзии дается и в коллективной монографии «Традиционный фольклор народов Дагестана», изданной в 1991 году в Москве в издательстве «Наука». Монография высоко оценена научной общественностью. Коллектив авторов монографии удостоился Государственной премии Республики Дагестан в области науки.

Вместе с тем, нужно отметить, что лакской песенной культуре в ней уделено не так много внимания, отсутствуют разделы о так называемых песнях об отходниках, о жанрах магической поэзии народов Дагестана. Ни слова не говорится о лакской философской лирике, совсем мало сказано о жанре лакских песен о храбрецах, о тюремных песнях и т.д.

В 1998 году публикуется труд Г.А. Мудуновой о лакской обрядовой поэзии на лакском языке.2

В книге детально анализируются календарные обряды и поэзия, свадебная обрядовая поэзия, похоронные плачи, родильные обряды и поэзия материнства, а также жанры магической поэзии - благопожелания, проклятия, заговоры, молитвословия. Работа рассчитана на учителей, студентов, на учащихся старших классов и широкий круг любителей фольклора. В календарно-обрядовой поэзии Мудунова Г.А. выделяет такие песни, как песни встречи зимы, весны, песни первой борозды, прополки поля, вызова дождя, уборки урожая, обмолота зерна, заклинания солнца, а также скотоводческие обрядовые песни.

1 Календарно - обрядовая поэзия народов Северного Кавказа / Сост. Х.М. Халилова. - Махачкала, 1988

2 Мудунова Г. А. Лакрал аьдатирттал поэзия (на лак. яз.). - Махачкала, 1998.

В календарно-обрядовой поэзии она выделяет заклинательные песни, величальные песни, песни гадальные, песни-призывы. В семейно-обрядовой поэзии выделены следующие жанры: величальные песни, шуточные песни, песни-наставления.

В родильном обряде и поэзии Гидаят Абакаровна особо остановилась на колыбельных песнях и обряде укладывания ребенка в люльку.

В поэзии печали Мудунова Г.А. выделила такие жанровые разновидности: плач-оповещение, похоронный плач, плач-воспоминание и бытовой плач, а также выражения соболезнования (жижара баву), молва (слухи-т1арду).

Научная новизна диссертационного исследования. В указанных выше # исследованиях проанализированы не все лакские календарные обряды и поэзия, связанная с ними. В частности, ничего не сказано о таком большом всеобщем празднестве-обряде, как встреча лета, которая проводилась 22 июня. Обойдены вниманием и такие обряды, как «Исулин буккаву» («Выход к Ису»), «Аьрщарайн гьаву» («Хождение за глиной»), «Щаххулийн гьаву» («Хождение за терном»), «Щяпуйн гьаву» («Хождение за метелками»), «Пир-хир бярайн гьаву» («Хождение в поле за кизяком»), «К1ут-к1уч1алин гьаву» («Хождение за сурепкой»), «Къурнил нущуйн гьаву» («Хождение за снытью»), «Чухъа щащаву - чухъа дарч1аву» («Ткание сукна»), «Варси баву» («Приготовление бурки -ф изготовление войлока»), «Чат1а баву - ккупар баву» («Изготовление кизяка»),

Бярабак1у баву» («Возведение кизячной стены»), «К1ара баву» («Изготовление печи для выпечки общественного хлеба - хлебопекарни»), «Хъурзилтту даву» («Изготовление сапеток») и «Дукьра х1ан даву» («Изготовление бузы») и др. Эти обряды и песни, а также многочисленные факты фольклорной лингвистики в научный оборот вводятся нами впервые.

Кроме того, лакская лирическая поэзия в работах Х.М. Халилова «Лакский песенный фольклор» и Г.А. Мудуновой «Обрядовая поэзия лакцев» анализируется в отрыве от общедагестанского фольклора, поэтика песен разработана не совсем полно. Новизна нашей работы состоит в стремлении восполнить отмеченные выше пробелы.

Актуальность исследования. Знакомство с имеющейся литературой по фольклору народов Дагестана убеждает нас в том, что этапы развития художественной культуры и мышления почти одинаковы у всех народов Дагестана. Много общего в лирике народов Дагестана, в формах ее бытования, поэтике, мелодике. Вместе с тем у всех дагестанских народов есть и свои особенности поэтического творчества.

У каждого народа имеются узколокальные особенности лирики, характерные творчеству носителей - хранителей фольклора своего этноса. И все это позволяет нам говорить об актуальности исследования по жанрам и поэтике лирической поэзии. Актуальность темы также диктуется отсутствием достаточно полных исследований по поэтике лирической поэзии лакцев; по всем обрядам, характерным для земледельческого труда; по обрядовой поэзии, связанной с узко-локальным регионом, а также по взаимосвязям с общедагестанским фольклором. Имеющиеся в дагестанской фольклористике сведения о жанрах и жанровых разновидностях народной лирики, а также ее поэтических особенностях не сведены в стройную систему.

Изучение жанрового состава и поэтики каждого жанра лирической поэзии позволит выявить общее и специфическое в структуре национального фольклора лакцев. В условиях активизации исследовательских направлений, ориентированных на изучение обрядовой поэзии в синкретическом единстве с обрядом, в сочетании идейно-тематического анализа с разысканиями в области поэтических особенностей фольклорного текста, а также этнофольклорной лингвистики роль и значение данной научной проблемы возрастает.

Объектом исследования в работе являются произведения обрядовой и необрядовой лирической поэзии лакцев. Анализируются как опубликованные тексты, так и находящиеся в рукописных фондах институтов, в личных архивах собирателей фольклора и собранные автором данной работы в населенных пунктах Кулинского и Лакского районов.

Теоретической и методологической основой исследования является учение о самобытности и своеобразии национальной культуры, о единстве национального и интернационального, духовной и материальной жизни, о роли духовного наследия прошлого в жизни современного общества и труды русских и дагестанских фольклористов А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Г. Лазутина, В.М. Гацака, М.И. Кравцова, Н.П. Колпаковой, У.Б. Далгат, Г.Г. Гамзатова, Х.М. Халилова, A.M. Аджиева, С.М. Хайбуллаева, М.М. Курбанова, Ф.О. Абакаровой и др.

Методы исследования. В работе широко использован метод сравнительно-исторического изучения материала, а также метод системного, комплексного анализа, позволяющий всесторонне раскрыть проблему.

В основе диссертации лежит принцип историзма и художественной Ш ценности произведений лирической поэзии.

Цель исследования. Целью нашего исследования является воссоздание целостной картины бытования, функционирования обрядовой и необрядовой лирики в общенациональном и узколокальных регионах лакцев, осмысление и систематизация и обобщение имеющегося фактического материала по обрядовой и необрядовой лирике лакцев, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот.

Задачи исследования. Для достижения этой цели при исследовании проблемы общего и локально-своеобразного в лирической поэзии лакцев были поставлены следующие задачи: щ 1. создать целостную, систематизированную картину бытования обрядовой и необрядовой лирики лакцев;

2. выявить неисследованные обряды, обрядовые произведения лакцев, ввести их в научный оборот и показать их узколокальные особенности в пределах этнического региона;

3. исследовать жанровые особенности лирической поэзии, выявляя жанровые разновидности, характерные тому или иному региону проживания лакцев;

4. исследовать идейно-тематическое богатство лирической поэзии лакцев; отражение в ней художественных потребностей этноса, эволюции художественного мышления народа;

5. показать художественное богатство народных лирических произведений, отражение в них эстетических и нравственных критериев народа, богатство изобразительно-выразительных средств языка, поэтических приемов.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в процессе анализа результаты и выводы могут быть учтены при создании обобщающих работ по дагестанской фольклористике, использованы при подготовке лекционного курса истории лакского фольклора, спецкурсов, посвященных фольклору, при создании школьных и вузовских учебников, учебно-методических пособий, при написании курсовых и дипломных работ по фольклору, при проведении аналогичных исследований по тем же проблемам на материале фольклора других народов, при подготовке научных изданий произведений фольклора.

Апробация и публикации. Основные положения диссертации апробированы на научных сессиях, посвященных итогам экспедиционных исследований институтов ИАЭ и ЯЛИ в 1992-1993 гг., на региональной научной конференции молодых ученых; диссертация обсуждалась на заседаниях отдела фольклора Института ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. С целью апробации итогов исследования нами были разработаны и доведены до учителей Кулинского, Лакского и Новолакского районов методические рекомендации для проведения уроков по тематике поэтики лакской народной лирической поэзии. Данные рекомендации получили одобрение и высокую оценку педагогов.

По теме диссертации опубликованы 6 работ общим объемом 4,5 п.л.

Достоверность результатов исследования и выводов, к которым мы пришли, подтверждается отзывами и положительными оценками, данными учителями, литературоведами при обсуждении на научно теоретических и научно-практических конференциях, а также одобрительным отношением учителей родной литературы к методическим рекомендациям, разработанным на основе результатов исследования. Отмечался повышенный интерес учащихся к изучению лакской обрядовой и необрядовой лирики, также свидетельствует об убедительности и достоверности результатов исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Аммаева, Асли Аммаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор был в синкретическом единстве с обычаями и обрядами и развивался вместе с ними. Наблюдается его известная самостоятельность на относительно поздних этапах развития. По мере приближения к нашему времени магическая функция постепенно ослабевала и развивались символическая и игровая функции. Песни «серьезного» обрядового назначения все больше превращались в развлекательные и переходили в детский фольклор.

Каждому из обрядовых жанров присущи свои формы бытования и свои особые выразительные средства, своя специфика.

Наиболее древний жанр лакского фольклора, календарно-обрядовые песни, тесно связан с аграраными работами. Эти песни частично позабыты или перешли в детский фольклор. Тем не менее, у лакцев эти песни и обряды большей частью сохранились. В песнях календарно-обрядового цикла наблюдаются рудименты обожествления окружающей природы.

1. В календарно-обрядовых песнях получили поэтическое отражение солнце, небо, луна, тучи. По представлениям горцев, они могли помочь в стремлении народа получить хороший урожай, но ветер, град и другие силы природы могли нанести и вред, поэтому народ хотел задобрить их магическими действиями, жертвоприношениями и т.п. Многие календарно-обрядовые праздники лакцы отмечают и в наши дни. Некоторые из этих праздников приобрели новое содержание, иной смысл, на празднествах исполняются не только обрядовые, но и необрядовые песни.

Календарно-обрядовые песни построены в монологической форме, и чаще всего в них присутствуют сравнения, эпитеты, ставшие впоследствии постоянными.

По своей композиции календарно-обрядовые песни состоят из трех частей: зачин, основная часть, концовка. Язык этих песен простой, доступный всем -исполнителям и слушателям. В основном в них главенствуют заклинания, просьбы, требования.

2. Похоронно-обрядовая поэзия лакцев во многом сохранилась, но она постепенно на наших глазах исчезает. Плачи имели в древности ритуально-магическое значение и выражали мировоззрение народа. Они являлись поэтическими произведениями в целом реалистического характера, выражающими горе и скорбь об умерших.

Каждая женщина должна была уметь причитать. Не всякая женщина могла создавать поэтические тексты-плачи. Профессиональные плакальщицы с помощью импровизации, используя большой запас выработанных традицией, словесных формул и образов, создавали свои плачи и причитания. Причитаниям характерны реальные жизненные раздумья, переживания, заботы, простая и ясная исповедь горской женщины о своей семье, эмоциональная напряженность, чрезмерная чувствительность, сгущенно-жалостливая лексика.

Обрядовый плач отличается неодинаковым количеством слогов в строке и нестабильной строфичностью.

Традиционным плачам характерны междометийные возгласы, повторяемые через определенные промежутки времени.

Причитания строятся на антитезе, контрастном сопоставлении жизни и смерти. В них часто используются гиперболы, образные сравнения, аллегории, метафоры, эпитеты.

3. Свадебные причитания исполнялись в узком кругу во время сватовства и перед началом свадьбы. В отличие от похоронных плачей, свадебные плачи обращены к отдельным близким людям. Невеста исполняла их, чтобы расположить к себе, добиться отсрочки сватовства, свадебного обряда. К свадебным плачам, на наш взгляд, можно отнести и свадебные песни, исполняемые во время проводов невесты из родительского дома.

Свадебный плач, с одной стороны, тесно связан с обрядом, а с другой — с личностью невесты. Причитания, в отличие от песен, представляют собой монологи главного действующего лица в свадебном действии, полном драматизма и поэтичности.

Жанр причитаний связан, во-первых, с ритуальной стороной свадьбы, ее ходом, во-вторых - с эмоциональной её стороной, главным образом, с переживаниями невесты. Поэтому среди причетов, сопровождающих свадебный сценарий, выделяются два основных типа - ритуальные и лирико-повествовательные.

Ритуальные причеты обязательно сопровождают обряд. Они отличаются наибольшей стабильностью текстов. Лирико-повествовательные причеты закреплены за тем или иным моментом обряда.

Связь причитаний с обрядом синкретична, настолько нерасторжима, что многие тексты не могут быть поняты вне контекста обряда.

В результате импровизации одни причеты наполнялись неповторимыми деталями жизни невесты в доме родителей, характера её труда, в других описывались какие-либо необычные ситуации, третьи приобретали исключительную поэтичность, благодаря обращению к красотам горской природы.

Свадебные прчитания - это огромная эстетическая ценность, бережно хранящаяся в памяти народа, особенно женщин, для которых причеты были частью духовной жизни, возможностью выразить свои чувства и переживания в важнейших и часто трагических моментах женской судьбы.

4. Кроме плачей, существовали также свадебные песни благопожелания, тосты, шуточные, величальные, корильные, лирические песни. Характерной особенностью композиционного строя свадебных песен являются припевы-повторения строк, части строки или даже отдельных слов.

Изучение свадебно-обрядовой поэзии приводит к выводу о самобытности лирики лакцев, тем не менее в ней много общего с фольклором других народов Дагестана.

Как и в календарно-обрядовых песнях, в свадебных коллективность исполнения произведения является особым признаком.

5. Необрядовая лирика является самой распространенной и развитой областью устного поэтического творчества народов Дагестана. В них через своё «я» передаются чувства, мысли и переживания всего народа.

В лакских лирических песнях - в зарисовках природы и быта, певец выражает свои переживания. В них звучат мотивы человеческой личности, его переживания, радости и страдания, мотивы любви.

Лирические песни отражают веками выработанное у лакцев понимание красоты. Главные герои любовной лирики - юноша и девушка, причем лишенные индивидуальных черт.

В них наряду с эпитетами часто используются символы, сравнения и метафоры.

Необрядовой лирике характерны формы монолога, диалога и посланий. Высокую поэтичность и задушевность лирической песне придает разнообразие языковых средств. В семейно-бытовых песнях представлены синтаксические параллелизмы и противопоставления. В них также широко используются эпитеты и сравнения. В отличие от обрядовых песен, в лирических необрядовых песнях используется припев. В тексте припевов встречается много междометий. В лирической песне припев вообще играет более важную роль, чем в других жанрах лакской народной поэзии.

6. В лирических сатирических песнях на общественные темы обличается социальная несправедливость, звучит готовность к борьбе за попранные права человека.

Главной темой песен отходников и узников является правдивое изображение бесправного существования большей части общества. В них мы видим, что народ высоко ценил человеческое достоинство, свободу. Богатство и высокое положение в обществе не возносились народом. Для него важны были душевные качества человека.

7. Четверостишия «шаммарду» в лакском песенном фольклоре - наиболее распространенный из всех поэтических жанров. Основой песенного творчества являются не мелодия, а слова. Они определяют и тематику, и идею текстового произведения.

Поэтические средства способствуют созданию художественного образа, украшают его, в образной форме доносят до слушателя содержание песни.

В песне слово является строительным материалом и её основой. Каждое слово несет в себе смысловую нагрузку. В них находим лексические разновидности и диалектные особенности языка. Украшая песню повторами, восклицаниями, обращениями, междометиями и т.д., певцы умело пользовались словом, создавали образную систему и поэтическую речь.

Исторические судьбы трудового горского народа нашли отражение в песенном фольклоре, в котором мы находим красоту, жизненную силу, богатство и многообразие красок окружающей жизни.

Среди четверостиший песен лакцев большое место занимают любовные и семейно-бытовые песни. В некоторых из них наиболее важное место занимают четверостишия об отходничестве. Они характеризуются высоким идейно-тематическим содержанием. В песнях об отходничестве отражена историческая действительность в художественной форме.

Шаммарду» - жанр, наиболее тесно связанный с жизнью народа. Их поэтика, выросшая на традиционных образах и изобразительных средствах, отличается выразительностью и совершенством.

Содержание лирических четверостиший, художественный мир и известные мелодии обусловили их распространение среди народа. На протяжении многих веков, лирические песни лакцев подвергались изменениям. Со временем менялось их содержание, совершенствовалась поэтика. На основе художественных средств лирических песен создаются новые песни. Но, к сожалению, носителями традиционных лирических песен являются преимущественно представители старшего поколения.

8. Все жанры лакского песенного фольклора позволяют сделать вывод о том, что они отразили историю народа, его мировоззрение, психологию, его мечты и чаяния. Эти жанры отличаются своеобразием идейного содержания, поэтики и форм бытования.

Из поэтических средств и приемов, характерных для народной лирики, преобладают постоянные эпитеты, эпитеты-синонимы, сравнения, уподобления, гиперболы, литоты, метонимии, метафоры, синтаксические параллелизмы, психологические параллелизмы, композицион-ные приемы (монолог, диалог, обращение), а также повторы.

Анализ народной лирической поэзии лакцев привел нас к выводу о богатстве жанров и жанровых разновидностей, а также о многообразии поэтических особенностей песенных лирических произведений.

158

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аммаева, Асли Аммаевна, 2005 год

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. — Махачкала: Дагучпедгиз 1989. — 107.C

2. Абакарова Ф.З. Дагестанско-вайнахские фольклорные взаимосвязи (песенные жанры). Махачкала, 1998. - 130 с.

3. Абакарова Ф.О. Кубачинский фолыслор.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. -263. с

4. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. -Махачкала, 1999. 258 с.

5. Абдулатипов А.К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 г.). — Махачкала, 1995. 207 с.

6. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Вопросы типологий и связей в историческом освещении-Махачкала, Дагкнигиздат. 1983. 120 с.

7. Аджиев A.M. У золотых родников. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1991. — 140 с.

8. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2004

9. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М;-Л., 1974.- 186 с.

10. Акбиев С-М.Х. Верность дружбе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. 128 с.

11. Акбиев С-М.Х. Связь времён и дружба литератур (Некоторые вопросы развития дагестанско-татарских литературных связей). Махачкала, 1985.- 126.С

12. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. -Саратов, 1966. 172 с.

13. Аминов М-З.А. Тенденция развития дагестанского стихосложения. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. 155 с.

14. Аникин В. П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Высшая школа, 1970. -131 с.

15. Аникин В. П. Русское устное народное творчество- М.: Издательство МГУ, 1981.-95 с.

16. Артеменко Г.Б. Вопросы синтаксического строя русской народной лирической песни. (Пособие к спецкурсу по лингвофольклористике для студентов филологов). Воронеж, 1976. - 154.С

17. Ахлаков А. А. Героико-исторические песни аварцев. (Отв. ред. Халилов Х.М.). Махачкала, 1968. - 225 с.

18. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1995.-275 с.

19. Ахмедов С. X. История лакской литературы. В 2-х томах. Том 1. — Махачкала, 2001. 307 е.; Том 2. - Махачкала, 2001. - 282 с.

20. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Д., 1973. - 356 с.121 .Богословская О.И. Язык фольклора и диалектов. Учебное пособие по спецкурсу.-Пермь, 1985.

21. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана XIX начале XX вв. - Д.: Наука., 1988. - 198.С

22. Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала, 1970. 250 с.

23. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала. 1987. - 238 с.

24. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала,-1979. - 272.С

25. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. -М.,: Наука. 1978. 239 с.

26. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.-255 с.

27. Гаджиева С.Ш., Шихсаидов А.Р., Трофимова Л.Г. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М.: Наука, 1964. - 11 с.

28. Гамзатов Г.Г. Формирование национальной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1979. - 420.С

29. ЗО.Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин (под редакцией У.Б. Далгат). Махачкала, 1976. - 164 с.

30. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М.: Наука, 2004.-238 с.

31. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. Махачкала, 1998. - 470 с.

32. ЗЗ.Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. - 256 с.

33. Гусев В.Г. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1975. - 239 с.

34. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.: Наука, 1982.-303 с.

35. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. M., 1962. - 206 с.

36. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978. - 183 с.

37. Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1975. - 664 с.

38. Калачева C.B. Выразительные возможности русского стиха. М.: Изд. МГУ, 1977.-174 с.

39. Кассиев Э.Ю. Очерки дореволюционной лакской литературы. -Махачкала, 1959. 199 с.

40. Колпакова Н.П. Русская бытовая песня. М.; Л.: Наука, 1962. — 284 с.

41. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1982. -272 с.

42. Курбанов М.М. Душа и память народа. Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала, 1996. - 224 с.

43. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. - 208 с.

44. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни. М., 1965. - 240 с.

45. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -359 с.

46. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала, 1983. — 120 с.

47. Магическая поэзия народов Сев. Кавказа (Сост. X. М. Халилов) -Махачкала 1989. 160 с.

48. Можейко З.Я. Календарно песенная культура Белоруссии. - Минск: Наука и техника, 1985. - 247.С

49. Мудунова Г.А. Календарно-обрядовая поэзия лакцев. Махачкала 1990. -170 с.

50. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам: из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958. - 144 с.

51. Пропп В .Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. - 140 с.

52. Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики в свете типологической теории. -М., 1975. 183 с.

53. Сидельников В.М Поэтика русской народной лирики. М., 1959. -127 с.

54. Симаков В.И. Народные песни, их составители и их варианты. М., 1929.

55. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начала XX вв. - М.: Наука, 1979. - 287 с.

56. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1976. - 560 с.

57. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М., 1948. - 259 с.

58. Традиционный фольклор народов Дагестан. -М.: Наука, 1991. 496 с.

59. Услар П.К. Лакский язык. Тифлис. 1890. - 190 с.

60. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973. - 111 с.

61. Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала, 1966. -60 с.

62. Хайбуллаев С.М. Поэтика аварской народной лирики. Махачкала, 1967. -85 с.

63. Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. -Махачкала, 1974. 182 с.

64. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. -Махачкала. 1992. 284 с.

65. Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.

66. Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор. Махачкала, 1959. - 154 с.

67. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика. Махачкала, 2004. - 296 с.

68. Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004. — 322 с.

69. Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981. - 163 с.

70. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик 1981.-154 с.

71. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнографии Кавказа. Тифлис, 1913.1. Статьи

72. Абдурахманов A.M. Традиции устного народного творчества в сатирико-юмористических рассказах народов Дагестана и Северного Кавказа // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб.ст. -Махачкала, 1986.

73. Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. -Махачкала, 1985.

74. Акимова Т.М. О лиризме русских свадебных песен // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974.

75. Алиев A.A. Брак и свадебные обряды даргинцев // Сов. этнография. 1953. № 4. (Далее С.Э.). - С. 120-124.

76. Алборов Б.А. О книге Х.М. Халилова «Лакский песенный фольклор» // С.Э. 1961. №1. -С. 191-193.

77. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. М; Л, 1966.

78. Аникин В.П. К зависимости стиля от образности // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. - С. 144-160.

79. Аникин В.П. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре. //Проблемы фольклора.(Сб.ст.). -М.: Наука, 1975. С. 30-40.

80. Анисимов Н.З. Народный кумыкский стих. //Восточные сборники. М, 1924. Вып 1.

81. Ю.Астафьева JI.A. Эстетические функции символики в народных лирических песнях // Проблемы фольклора. -М, 1975. С. 163-169.

82. Ахмедов С.Х. Народные сокровища-народу // Дружба, 1970. №2. -С. 109-111. (На лак., яз).

83. Баландин А. И. Мифологическая теория и проблемы поэтики // Проблемы фольклора. -М., 1975. 125-131 с.

84. З.Богатырев П.Г. Язык фольклора. //Вопросы языкознания. М, 1973. №5.-С. 106-116.

85. Борджанова Т.Г. К проблеме обрядовой поэзии // Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1984. - С. 77-97.

86. Вагабова Ф.И. К вопросу об особенностях лезгинской народной песни// Ученые записки института ИЯЛИ. Вып.З. Махачкала, 1964.

87. Власова З.И. К вопросу о поэтике подблюдных песен // Русский фольклор XIV в. Л., 1974. - С. 74-100.

88. ГабиевС. Лаки, их прошлое и быт// СМОМПК.Тифлис, 1906. Вып. 36.- 110с.

89. Гаджиев М.Г. Древнее земледелие и скотоводство в горном Дагестане. // Северный Кавказ в древности и средние века. М.: Наука, 1980. - 87 с.

90. Гамзатов Г.Г.Фольклорное наследие и современность//Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. Т. 36. № 5. С. 425-434.

91. Ганиева А.М. Общность и национальное многообразие дагестанских календарно-обрядовьх песен (зимне-весенний цикл) // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб.ст. Махачкала, 1988. - С. 5-24.

92. Гацак В.М. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980. - 342 с.

93. Гриднева Л.Н. Символика уральской традиционной свадебной лирики // Проблемы преподавания и изучения русского народного поэтического творчества. Вып. 3. М., 1976. - С. 67-79.

94. Гудошников Я.И. Система образов в русском песенном фольклоре // Вопросы поэтики, литературы и фольклора. Воронеж, 1976. - С. 50-58.

95. Гусев В.Г. О понятии «фольклорная стилистика» // Поэтика искусства слова (сб. ст.). Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1978.

96. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором / Сост. Абакарова Ф.О. Сб. ст. Махачкала, 1985.

97. Дагестанская народная проза: Сб.ст. / Сост. М.Р. Халидова. Махачкала, 1982.

98. Далгат У.Б. Вопросы юмора и сатиры в народном творчестве на материалах дагестанского фольклора // Вопросы устно-поэтического творчества. М, 1960.

99. Повтор как основа построения лирической песни // Исследование по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972. - С. 37-65.231 .Еремина В.И. Специфика художественного образа в песнях земледельческого календаря // Русский фольклор.ТХГУ. Л., 1974. - С. 61-73.

100. Жанры фольклора народов Дагестана. (Отв. ред. С.М. Хайбуллаев): Сб. ст. Махачкала, 1979. - 223 с.

101. Жекулина В.И. Художественная специфика контаминации вариантов лирических свадебных песен // «Вопросы поэтики литературных жанров». Сб. научных статей Вып. 1. Л., 1976. - С. 73-79.

102. Кассиев Э.Ю. Несколько слов о фольклоре // Дружба, 1953. № 3. (На лак. яз). С. 86-88.

103. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы // Лирика русской свадьбы. Л.: Наука, 1973.

104. Круглов Ю.Г. Композиция и композиционные формы свадебных причитаний // Русская литература. Вып.У.Тематич. сб. науч. трудов проф.-преп. состава и аспирантов высших учебных заведений Мин. просвещения. Каз.ССР. Алма-Ата, 1975. - С. 81-87.

105. Сравнение в свадебных причитаниях // Фольклор как искусство слова. Вып.З.-М.: Изд. МГУ, 1975.-С. 128-141.

106. Магомедов З.А. Некоторые вопросы поэтики даргинской народной песни // Дружба. 1964. № 1. (На дарг. яз.)241 .Магомедов З.А. Обрядовые песни даргинцев // Дружба. 1968. №3. (На дарг. яз).

107. Мелетинский Е.М. Сравнительная типология фольклора (историческая и структурная) // Филология. Исследования по языку и литературе. Памяти академика В.М. Жирмунского. Л.: Наука., 1973. - С. 385-393.

108. Мижаев М.И. Магические функции в обрядовых жанрах адыгского фольклора // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. (Сб. ст. Сост. Х.М. Халилов). Махачкала. 1989. - С. 5-24.

109. Мирский В.В. Система поэтических повторов в русских и латышских песнях // Изв. АН Латв. ССР. Рига, 1972. № 6.

110. Мифология народов Дагестана: Сборник статей. (Сост. М.Р. Халидова). -Махачкала, 1984. С. 3-10.

111. Назаревич А.Ф. Героический эпос горцев и его влияние на дальнейшее развитие литературы народов Дагестана // Труды 1-ой научной сессии Дагестанской НИ базы АН СССР. Махачкала, 1948.

112. Назаревич А.Ф., Магомедов Б.М. Народные истоки советской литературы Дагестана // Дружба: Альманах даг. лит-ры. Махачкала, 1955.

113. Налоев З.М. Адыги // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.249.0ссовецкий И.А. О языке русского традиционного фольклора // Вопросы языкознания. М. 1975. №5. - С. 66-77.

114. Плисецкий М.М. Положительно-отрицательное сопоставление и параллелизм в славянском фольклоре. (Из очерков по исторической поэтике славянского фольклора) // Славянский фольклор. Сб. ст. М.: Наука, 1972.-С. 125-163.

115. Поэтика фольклора народов Дагестана: Сб. Статей. (Сост. A.M. Аджиев). -Махачкала, 1961.

116. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. -М., 1975. С. 12-21.

117. Сельвинский И. Я буду говорить о стихах. Статьи. Воспоминания. «Студия стиха». М.: Сов. писатель, 1973. 503 с.

118. Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв.: Сборник статей-Махачкала, 1980.

119. Современный фольклор народов Дагестана: Сборник статей. (Сост. Х.М. Халилов). Махачкала, 1983.

120. Соколова В.К. О некоторых традиционных символах славянской народной поэзии // (IX. Междунар.конгресс антропол. и этногр. Наук Чикаго, сент. 1973. Доклады сов. делегации). М.: Наука, 1973. - 17 с.

121. Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении поэтической образности. (Образ свадьбы и смерти в славянском фольклоре) // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древнейшими представ-лениями и обрядами. Л.: Наука, 1977. - С. 188-195.

122. Султанов К. И. Фольклор и классики // Литературный Дагестан. -Махачкала, 1947. С. 76-94.

123. Тарланов З.К. Язык русского фольклора как предмет лингвистического изучения // Язык жанров русского фольклора. Межвузовск. научн.сб. -Петрозаводск, 1977. С. 3-31.

124. Фишков Ю.А.Возникновение образа-символа в русской похоронной обрядовой поэзии // Труды Самарк. ун-та им. А. Навои, 1976 нов. сер. Вып. 290.-С. 132-138.

125. Фольклор и историческая действительность // Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. Махачкала, 1976.

126. Фольклор в современном мире // Аспекты и пути исследования. М., 1991.

127. Хабунова Е.Э. Свадебная обрядовая поэзия калмыков // Калмыцкая народная поэзия. Элиста. 1984. - С. 98-132.

128. Хамицаева Т.А. Осетины // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.-С. 128-139.

129. Халилов Х.М. Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988. - С. 24-43.

130. Халилов Х.М. Народы Дагестана // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. - 170 с.

131. Халилов Х.М. Историческая общность и национальное своеобразие обрядовой поэзии народов Дагестана и Северного Кавказа // Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. Махачкала, 1985.

132. Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984.

133. Халилов Х.М. Вербальная магия в поэзии лакцев // Магическая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1989.

134. Халилов Х.М. Жанры и жанровые разновидности фольклорной лирики народов Дагестана // Вестник дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 18.

135. Хроленко А.Т. О составе поэтической фразеологии русской народной песни // Специфика фольклорной лексики. Фразеология. Курск, 1978. -С. 49-68.

136. Хроленко А.Т. Проблемы лингвофольклористики. (К вопросу о комплексном подходе к изучению языка фольклора.) // Очерки по стилистике русского языка. Вып.1. Курск, 1974. - С. 9-23.

137. Чаринов М. Лакская поэзия // Изв. о-ва обследования и изучения

138. Антология лакской поэзии / Сост. Хаппалаев Ю., Рамазанов Б. — Махачкала, 1958 (на лак. яз.).

139. Дагестанская антология (Сост. и коммент. Э. Капиева). М.,1934. - 260 с.

140. Дагестанская народная лирика / Пер. И. Гребнева. М., 1957. - 279 с.

141. Даргинские народные песни / Подгот. текста, сост., предисл. и коммент. 3. Магомедова, Ф. Алиевой. Махачкала, 1985. (на дарг. яз.). - 120 с.

142. Капиева Н.В. Горская свирель: Дагестанские народные песни. Махачкала,1969.-94 с.

143. Лакские народные песни / Подгот. текста, сост., предисл. и коммент. Х.М. Халилова. Махачкала, 1970. - 209 с. (на лак. яз.).

144. Лакские эпические песни / Подг. текста, пер., предисл. и коммент. Х.М. Халилова. Махачкала, 1969.

145. Легенда говорит: Песни и сказания народов Дагестана. М., 1959.

146. Песни горцев. (Ред. коммент. Э. Капиева). М., 1939. - 254 с. 3 ЛО.Песни страны гор. (Пер. Н. Калиевой). - Махачкала, 1947. 3.11. Песня чаганы. (Пер. Н. Гребнева). - Махачкала, 1976. - 90 с.

147. Песни народов Дагестана. (Вступительная статья, сост, подгот. текстов., примеч. Н.В.Капиевой). Л., 1970. - 581с.

148. Песни Дагестана: из даргинской народной поэзии / Пер.Н. Гребнева. — Махачкала, 1970. 122 с.

149. Поэзия народов Дагестана. (Антология в 2 т.). М., 1960. Том 1. — 406 е.; Том 2. - 439 с.

150. Поэзия народов Дагестана. (Сост. А. Аджаматов и др.). Махачкала, 1954. -717 с.

151. Сто дагестанских народных песен. Махачкала, 1958.

152. Сатира и юмор народов Дагестана. (Сост. А. Ахлаков, X. Халилов, З.Магомедов и до.; Отв.ред. Х.М. Халилов, А. Ахлаков). Махачкала, 1976.-399 с.

153. Халилов Х.М., Гусейнаев А.Г., Абдуллаев И.Х. Сокровищза лакской поэзии.-Махачкала, 1979.

154. Халилов Х.М. Лакские народные песни. Махачкала, 1990. - 144 с.

155. Чалаев Ш.Р. 50 лакских народных песен. М., 1969. - 270 с.1. Авторефераты

156. Алиева Ф.Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев: Автореф. дис.канд. филол. наук. Махачкала, 1995.

157. Гаджиева 3.3. Авторская элегическая лирика, (национальные истоки. Генезис и онтогенез жанров. Поэтика): Автореф. дис. д-ра филол. наук. -Махачкала, 1999.

158. Кельбеханова М.Р. Лирика Ибрагима Гусейнова. Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1999.

159. Мудунова Г. А. Обрядовая поэзия лакцев. Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1999.

160. Мугадова М.В. Традиционный песенный фольклор народов Дагестана в самодеятельном художественном творчестве. Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2002.1701. Диссертации

161. Аминова Х.М.-З. Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения. Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1999.

162. Мудунова Г.А. Обрядовая поэзия лакцев. Дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 1999.

163. Мугадова М.В. Традиционный песенный фольклор народов Дагестана в самодеятельном художественном творчестве. Дис. канд. филол. наук. -Махачкала, 2002.

164. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана: Дис. д-ра филол. наук. — Махачкала, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.