Живопись блокадного Ленинграда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Бахтияров, Руслан Анатольевич

  • Бахтияров, Руслан Анатольевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 204
Бахтияров, Руслан Анатольевич. Живопись блокадного Ленинграда: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2008. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бахтияров, Руслан Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I К ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА.

1.1. Анализ литературных источников.

1.2. К методологии изучения вопроса.

ГЛАВА II ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЖИВОПИСЬ В 1930-е ГОДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРИОД БЛОКАДЫ.

2.1. Ленинградская живопись в 1930-е годы. Основные пути развития.

2.2. Деятельность Ленинградского отделения Союза советских художников в период блокады.

ГЛАВА III ТЕМАТИЧЕСКАЯ, ПОРТРЕТНАЯ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

3.1.1. Тематическая живопись блокадного Ленинграда. Батальный жанр.

3.1.2. Исторический жанр.

3.1.3. Бытовой жанр.

3.2. Портретная живопись блокадного Ленинграда.

3.3. Пейзажная живопись блокадного Ленинграда.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Живопись блокадного Ленинграда»

На фоне обширной и продолжающей увеличиваться научной литературы, посвященной военному, политическому и бытовому аспектам блокады Ленинграда, еще более ощутимой становится потребность в исследованиях, где объектом анализа является художественная культура этого времени. Она представляет собой целостное, имеющее четкие географические и хронологические рамки явление и обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной прежде всего уникальностью блокады Ленинграда, не имеющей примеров в мировой истории1. В настоящее время особенно актуальным представляется углубленное исследование изобразительного искусства Ленинграда в период блокады — речь идет прежде всего о созданных в это время живописных произведениях, необходимость изучения которых неоднократно подчеркивалась в искусствоведческой литературе.

Следует отметить, что подлинное историческое и художественное значение живописи блокадного Ленинграда было осознано уже в период Великой Отечественной войны. Ряд важных вопросов, связанных с данной темой, впервые был достаточно широко освещен в отдельных статьях, включенных в изданный в 1948 году альманах «Изобразительное искусство Ленинграда» . Между тем наметившаяся в этих статьях тенденция к серьезному изучению отдельных видов и жанров изобразительного искусства города-фронта так и не получила закономерного развития. Продолжавшееся в течение полутора лет «ленинградское дело», имевшее поначалу исключительно политическую подоплеку, в результате самым негативным

1 Действительно, «история не знает другого примера неприступной обороны огромного города <.> в течение трех лет. Не знает примера прорыва осады и разгрома осаждающего противника изнутри блокады». - Д. Аль. Оборона Ленинграда - феномен Второй мировой и Великой Отечественной войны // Феномен Петербурга: Труды Третьей Международной конференции, состоявшейся 20-24 августа 2001 года во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Сборник статей. СПб., 2006. С. 16.

2 Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. М.; Л., 1948 образом сказалось на разных сферах жизни Ленинграда, в том числе на его художественной культуре. Произошедшее в начале 1950-х годов расформирование легендарного Музея обороны Ленинграда, в экспозицию которого были включены многие живописные и графические работы, созданные в период блокады, фактически подразумевало негласный запрет на открытое прославление подвига города-фронта, что в результате приостановило научное изучение его искусства.

Следующая работа, где подробно рассматривается живопись этого времени - сборник очерков «Художники Ленинграда в годы блокады»1 — появилась только в 1965 году, когда результаты «ленинградского дела» были уже давно полностью пересмотрены. Эта книга, а также ' сборник

2[ 3

Художники города-фронта» и альбом «Художники осажденного города» в известной степени компенсировали отсутствие всестороннего исследования, посвященного живописи блокадного Ленинграда. Некоторые из интересующих нас произведений рассматриваются в фундаментальном труде П. К. Суздалева4, а также в отдельных работах, посвященных искусству периода Великой Отечественной войны и в общих трудах по истории советского изобразительного искусства. С этой точки зрения более значимыми представляются монографии о художниках, работавших в осажденном Ленинграде, каталоги выставок, в которых они принимали участие, и сборники воспоминаний, статей и документов участников творческой жизни блокадного города.

Нельзя не отметить, что за последние два десятилетия был сделан большой шаг вперед в изучении советской художественной культуры так называемой сталинской эпохи, главным образом - 1930-х годов как наиболее драматичного и противоречивого ее этапа. Благодаря привлечению нового художественного и архивного материала была воссоздана достаточно полная

1 Художники Ленинграда в годы блокады. Л., 1965.

2 Художники города-фронта. Воспоминания и дневннки ленинградских художников. Л., 1973.

3 И. В. Никифоровская. Художники осажденного города. Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Л., 1985.

4 П. Суздалев. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965. и объективная картина развития советского искусства 1930-х — первой половины 1950-х годов. Тем не менее до сих пор не получили подробного освещения проблемы, связанные с искусством периода Великой Отечественной войны, что не может не сказаться и на изучении живописи блокадного Ленинграда. Здесь в настоящее время в целом наблюдается та же ситуация, которая имела место на протяжении пяти послевоенных десятилетий и на исходе 1980-х годов была охарактеризована следующим образом: «Суммарно говоря, наша литература об искусстве периода Великой Отечественной войны явно задержалась на уровнях описательном, обзорном, публицистическом. Проблемный угол зрения — вот чего ей отчетливо недостает. Это утверждение справедливо даже по отношению к многотомным историческим трудам, призванным быть обобщающими. Назрела потребность в переключении на качественно иной уровень: в переходе к более углубленному, проблемно-концептуальному осмыслению художественного процесса военных лет. - »1.

В настоящее время мы располагаем достаточно большой временной дистанцией, позволяющей дать живописи блокадного Ленинграда взвешенную, объективную оценку и рассмотреть ее не изолированно, но в контексте тех .тенденций, которые направляли развитие советской живописи в 1930-е годы и в период Великой Отечественной войны.

Цель настоящего исследования - выявить основные факторы, оказавшие влияние на развитие ленинградской живописи в период блокады, и определить основные тенденции ее развития.

Задачи исследования можно сформулировать следующим образом.

- Необходимо внимательно рассмотреть деятельность Ленинградского отделения Союза' советских художников (ЛОССХа)2, в ведении которого в данный период находилось изобразительное искусство блокадного

Б. Д. Сурис. Письма ленинградских художников военных лет как исторический источник (к постановке проблемы) II Советское искусствознание' 23. М., 1987. С. 254-255.

2 Несмотря на то, что в документальных материалах и письмах военного времени встречаются аббревиатуры ЛССХ (Ленинградский Союз советских художников) и ЛОСХ (Ленинградское объединение Союза художников), мы будем использовать то официальное наименование, которое эта организация имела к началу Великой Отечественной войны.

Ленинграда, показать взаимодействие ЛОССХа с другими творческими, военными и политическими организациями и выявить характер и степень влияния его организационной и выставочной деятельности на развитие ленинградской живописи.

- В живописи рассматриваемого периода следует определить круг основных жанров и тем и выявить специфику художественного решения представляющих их произведений.

- Рассмотреть тематическую, портретную и пейзажную живопись этого времени в контексте основных тенденций развития этих жанров в советской живописи 1930-х годов и периода Великой Отечественной войны на основе анализа отдельных произведений.

- Пересмотреть с позиций современного искусствознания некоторые оценки, вынесенные ранее в отношении отдельных значительных произведений, созданных в интересующий нас период и уяснить подлинное место и значение последних в системе живописи блокадного Ленинграда и советского искусства периода Великой Отечественной войны.

Объект исследования - живопись блокадного Ленинграда как историко-художественное явление, обладающее совокупностью отличительных признаков, подлежащих установлению и анализу.

Предмет исследования — факты и события художественной жизни блокадного Ленинграда, связанные главным образом с организационной и выставочной деятельностью ЛОССХа, а также конкретные живописные произведения, созданные в рассматриваемый период.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, принятых в современном искусствознании и способствующих получению наиболее обоснованных результатов. Основными методами исследования являются:

- историко-описательный метод, способствующий объективному изучению художественной жизни Ленинграда в 1930-е годы и в период блокады и позволяющий выявить влияние творческих, политических и военных организаций на развитие ленинградской живописи в интересующий нас период;

- метод художественно-культурологического анализа, дающий возможность выделить основные тенденции в развитии советского искусства 1930-х годов и военного времени;

- метод художественно-стилистического анализа, основанный в данном случае на изучении специфики художественного решения конкретных произведений, позволяющем на основе эмпирических наблюдений сделать выводы теоретического характера.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней выявлены и проанализированы наиболее существенные отличительные признаки живописи блокадного Ленинграда. Это должно способствовать осознанию и определению ее подлинного места в системе художественной культуры периода Великой Отечественной войны. Заключения общетеоретического характера позволят уточнить принципы систематизации и классификации художественного материала, связанного с искусством военного времени, что представляется значимым для методологии его изучения.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем:

- материалы и выводы представляются важными для последующего изучения всего изобразительного искусства Ленинграда в период блокады и могут использоваться авторами научных работ, посвященных различным аспектам развития живописи и графики этого времени;

- материалы, связанные с творческой деятельностью отдельных ленинградских художников в период блокады и с созданными ими произведениями могут использоваться в научных монографиях, посвященных изучению творчества этих мастеров, а также при составлении каталогов их персональных выставок;

- положения и заключения диссертации могут быть использованы в образовательных программах по истории советского искусства периода

Великой Отечественной войны.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые:

- дана целостная и объективная картина выставочной и организационной деятельности ЛОССХа в контексте художественной жизни города-фронта и показано его влияние на творческую работу живописцев, находившихся в блокадном Ленинграде;

- в научный оборот введены архивные материалы: различные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее - ЦГАЛИ) и в Отделе рукописей Государственного Русского музея (далее - ОР ГРМ);

- живопись блокадного Ленинграда рассматривается в контексте тенденций, определявших развитие основных жанров советской живописи 1930-х годов и военного времени на примере широкого круга произведений, некоторые из которых не упоминались в искусствоведческой литературе.

Основные результаты проведенного исследования (положения, выносимые на защиту), заключаются в следующем.

1. Организационную и выставочную деятельность ЛОССХа, а также его взаимодействие с культурными, политическими и военными организациями следует рассматривать как важный фактор, определяющий развитие живописи блокадного Ленинграда.

2. Основные тенденции развития ленинградской живописи в рассматриваемый период заключались в сближении и взаимопроникновении отдельных жанров и в поиске средств художественной выразительности, способствующих более глубокому и убедительному воплощению принципиально новых по сравнению с довоенным временем тем и сюжетов.

3. Ведущим разделом тематической живописи блокадного Ленинграда следует считать бытовой жанр, где оформилась особая, тяготеющая к так называемому военному пейзажу «пейзажная» линия, где в изображение городского пространства вносится элемент сюжета, жанра, определяющий жанровую принадлежность произведения.

4. В портретной живописи этого времени можно выделить две основные группы произведений, в отношении которых представляется правомерным использовать термины «военный портрет» и «блокадный портрет».

5. Городской пейзаж в период блокады развивался в форме архитектурного пейзажа, в основу которого положено точное воспроизведение объекта изображения, и камерного пейзажа, представленного работами художников, опиравшихся в 1930-1940-е годы на живописные принципы новаторской западноевропейской живописи.

Структура диссертации обусловлена характером поставленных задач. Первая глава включает в себя два раздела: анализ литературных источников и обоснование используемых методов исследования. Во второй главе рассматриваются основные пути развития живописи Ленинграда 1930-х годов и деятельность ЛОССХа в контексте художественной жизни осажденного города. Наконец, третья, самая большая по объему глава посвящена изучению конкретного художественного материала — она разделена на три части, в которых рассматривается тематическая, портретная и пейзажная живопись этого времени. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Здесь необходимо сразу обратить внимание на ряд важных моментов, связанных с принципом выбора и последующей классификации изучаемых работ. В представленном исследовании рассматриваются произведения, выполненные в период с сентября 1941 по январь 1944 года художниками, которые работали в осажденном Ленинграде, проходили в этот период военную службу в рядах Красной Армии на Ленинградском фронте и на Краснознаменном Балтийском флоте или находились в составе партизанских отрядов, действовавших в тылу осаждавших город захватчиков. В данном случае не затрагиваются живописные работы, выполненные в указанный промежуток времени ленинградскими художниками, находившимися вплоть до полного снятия блокады в эвакуации (исключением здесь может считаться серия «Ленинград в блокаде», задуманная и начатая М. Г. Платуновым в осажденном городе и завершенная в 1942 году в Йошкар-Оле), а также не анализируется монументальная и театрально-декорационная живопись этого времени. С другой стороны, в последующем изложении будут упоминаться факты «переведения» в монументальные панно отдельных станковых полотен, что даст возможность лучше уяснить идейно-художественную направленность последних. Кроме того, достаточно подробно анализируются отдельные картины, работа над которыми была начата в период блокады и завершена уже после полного ее снятия.

В связи с большим объемом художественного материала, относящегося к рассматриваемому периоду, и его неоднородностью, в качестве объекта изучения выбраны те произведения, которые позволяют уяснить наиболее важные тенденции развития основных жанров и тем в живописи блокадного Ленинграда. Следует отметить, что далеко не все эти произведения являются живописными в строгом смысле этого слова. Здесь мы сталкиваемся с до сих пор не получившей окончательного решения проблемой определения точной границы между живописью и графикой, к которой зачастую относят работы, выполненные в технике акварели, гуаши и пастели1. В данном случае необходимость обращения к таким работам, где использованы изобразительно-выразительные приемы, типичные для живописи как обладающего специфическими отличительными признаками вида искусства, продиктована тем, что на примере этих произведений можно выявить важные признаки, характеризующие развитие отдельных жанров и тем в живописи города-фронта. Так или иначе, вопросы, возникающие при определении видовой принадлежности той или иной работы, будут решаться в* основной части исследования.

1 В связи с этим заслуживает внимания следующая точка зрения, высказанная в одной из работ общетеоретического характера: «.даже само понятие "графика" трактуется по-разному, и у нас нет четкого определения того, что же следует относить к графике, какова ее эстетическая сущность, социальное значение, наконец, в чем функция ее языка. Все это остается в числе самых неопределенных вопросов отечественной теории искусства и нашей художественной жизни»,— Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С. 104. Далее здесь утверждается, что «произведения, выполненные, казалось бы, в типично граф1песких материалах, способны решать живописные задачи».- Там же. С. 106. Данное мнение может служить обоснованием правомерности выбора в качестве предмета изучения произведений, которые с точки зрения музейного дела принято относить к графике.

11

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Бахтияров, Руслан Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной вывод, который позволяет сделать проведенное исследование, заключается в следующем. В живописи блокадного Ленинграда получили концентрированное выражение имевший место в советской живописи периода Великой Отечественной войны процесс взаимопроникновения жанров, а также тенденция к усилению роли средств художественной выразительности, повышающих эмоциональное воздействие живописного произведения на зрителя. Таким образом, ленинградская живопись представляет собой многогранное и сложное явление, которое, с одной стороны, представляет собой самостоятельный раздел советского искусства военного времени, с другой - имеет немало точек соприкосновения с основными тенденциями его развития.

1. Главным фактором, оказывавшим влияние на творческую деятельность художников, работавших в осажденном городе, следует считать организационную и выставочную деятельность Ленинградского отделения Союза советских художников. Основные этапы деятельности данной организации в период блокады в целом соответствуют этапам развития изобразительного искусства блокадного Ленинграда. Первый этап, завершением которого можно считать январь 1942 года, отмечен значительным снижением удельного веса станковой картины в искусстве этого времени, второй, охватывающий весь 1942 год, связан с постепенным ее возрождением. Причина этого заключалась в установлении прочных контактов руководства ЛОССХа с Политуправлением Ленинградского фронта, Штабом партизанского движения и Управлением по делам искусств. Взаимодействие с указанными организациями обеспечило серьезную материальную поддержку ленинградским художникам и одновременно способствовало появлению ряда значительных живописных работ. Рубежом, отметившим начало третьего этапа, стали преобразования организационного характера, имевшие место зимой 1942/43 года и заключавшиеся в восстановлении тех форм руководящей деятельности ЛОССХа, которые утвердились в мирное время и фактически не практиковались в первый год блокады. Эти преобразования выразились главным образом в усилении контроля правления ЛОССХа над процессом выполнения живописных произведений, предназначенных для «отчетных» выставок, которые в 1943 году проводятся в соответствии с заранее составленным планом. Это, в свою очередь, вызвало необходимость выполнения большого числа работ, которые должны были соответствовать более строгим по сравнению с первыми двумя этапами требованиям к содержанию картин и его образному воплощению. Ориентиром здесь служили в основном завершенные в живописном отношении и имевшие ярко выраженную гражданственно-патриотическую направленность полотна московских живописцев. Этим можно объяснить причину, по которой в последний год блокады появился целый ряд тематических работ, не имеющих большой художественной ценности и не оставивших заметного следа в искусстве данного периода.

2. Жанровый аспект изучения живописи блокадного Ленинграда позволил установить, что в творчестве работавших в нем художников наибольшие изменения претерпела сформировавшаяся во второй половине 1930-х годов концепция тематической картины, где в интересующий нас период преобладающими с количественной и качественной точки зрения стали работы, представляющие бытовой жанр.

3. В жанровой живописи этого времени предметом изображения становятся темы и сюжеты, как правило, имевшие драматическое или трагическое звучание и в первый год блокады получавшие воплощение в основном в эскизных по характеру работах, на смену которым начиная с января 1943 года постепенно приходят завершенные композиционные полотна с четко выраженной сюжетно-повествовательной основой. В данном случае можно выделить две линии развития этого жанра. Одна из них связана с акцентированием сюжетного начала, действия, полностью концентрирующего на себе внимание зрителя, а также с раскрытием через образ одного человека определенного содержания или темы, где художник не ставит перед собой портретной задачи. Другая, «пейзажная» линия, представляющая собой особую разновидность так называемого военного пейзажа, характеризуется изображением городского или природного мотива, где жанровый момент обнаруживает себя в названии произведения или посредством введения обозначающих действие внешних, зримых признаков.

4. К батальной живописи можно отнести те батальные полотна и эскизы, выполненные в период блокады, где изображены эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, или боевые вылазки партизан, а также нашла воплощение тема героизма защитников города. Авторами этих работ являются профессиональные художники-баталисты или живописцы, которые имели к началу войны определенный опыт работы над многофигурными тематическими композициями и ориентировались главным образом на традиции передвижнической батальной живописи. В то же время в особую группу следует выделить работы, где предметом изображения являются не связанные с боевыми столкновениями события, происходившие на фронте или в тылу врага. По характеру образного решения они тяготеют к бытовому жанру с четко выраженной сюжетной основой или к военному пейзажу, что позволяет выявить здесь ту же тенденцию, которая определяла развитие жанровой живописи блокадного Ленинграда.

5. Крупным событием не только для ленинградской, но и для всей советской живописи периода Великой Отечественной войны стало появление картины Я. С. Николаева «На Большую землю», в значительной мере компенсировавшей отсутствие в искусстве осажденного города крупных исторических полотен, посвященных героическим страницам прошлого России. Основное значение указанного произведения, которое наряду с картиной В. А. Серова «Расстрел» можно отнести к типу исторической картины на современную тему, заключается в возрождении подлинных традиций критического реализма в форме большой «хоровой» картины, фактически не получивших развития в советской тематической живописи 1930-х годов.

6. Уже в первый год блокады целенаправленный характер получает развитие военного портрета, в сфере которого В. А. Серовым и И. А. Серебряным были созданы произведения, обнаружившие новаторскую для советской живописи концепцию военного портрета, связанную с утверждением психологической характеристики модели в рамках композиционного портрета-картины. Важным завоеванием портретной живописи этого времени также становится углубленная трактовка образа военачальника в форме камерного по характеру произведения. Значительным достижением следует считать и групповой портрет-картину «Лесгафтовцы» И. А. Серебряного, где автору за счет введения сюжетного начала удалось уверенно решить сложную задачу достижения психологической и композиционной взаимосвязи между многочисленными героями.

7. В большую и самостоятельную по отношению к военному портрету группу можно выделить произведения, совокупность которых можно определить термином «блокадный портрет», который развивался в форме портрета-типа и портрета конкретного человека. Анализ этих работ, где наиболее значительными в художественном отношении являются камерные портреты и автопортреты, свидетельствует о более широком по сравнению с военным портретом этого времени диапазоне традиций, на которые ориентировались их авторы. Также необходимо отметить, что в произведениях В. И. Малагиса и В. Н. Проплата убедительное воплощение нашел образ труженика тыла, в период Великой Отечественной войны практически не привлекавший внимания советских живописцев.

8. В пейзажной живописи блокадного Ленинграда следует выделить в самостоятельные группы работы мастеров камерного городского пейзажа и архитектурные пейзажи. Рассмотрение проблемы влияния импрессионизма и близких ему течений на творчество В. В. Пакулина, А. И. Русакова и Г. Н. Траугота показало, что в период блокады обращение к достижениям западноевропейской новаторской живописи позволило этим мастерам подчинить ранее найденные выразительные приемы задаче создания содержательного, многогранного образа города-фронта. С другой стороны, стилистическое решение архитектурных пейзажей этого времени обнаруживает использование достаточно широкого круга живописных традиций, что позволяет говорить не только о документальной, но и о художественной значимости данных работ. В целом в архитектурном пейзаже можно выделить в отдельные группы произведения, где предметом изображения являются разрушения, причиненные архитектурным памятникам и зданиям исторической части Ленинграда, и работы, зримые изменения, которые условия военного времени и блокады внесли в облик осажденного города.

Следует отметить ряд моментов, нуждающихся в уточнении и дальнейшем изучении. Объем настоящего исследования не позволил подробно рассмотреть развитие живописи блокадного Ленинграда в контексте советского изобразительного искусства периода Великой Отечественной войны. Кроме того, более внимательного изучения требует вопрос о творческой деятельности отдельных художников в период блокады, что предполагает необходимость появления обстоятельных научных монографий. Вместе с тем результаты, полученные в представленной работе, могут способствовать проведению комплексного исследования изобразительного искусства блокадного Ленинграда.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бахтияров, Руслан Анатольевич, 2008 год

1. ОБЩИЕ ТРУДЫ, МОНОГРАФИИ, АЛЬБОМЫ И НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

2. Бассехес А. И. За сорок лет. Театр. Скульптура. Живопись. Графика. М.: Советский художник, 1976. - 296 е.: ил. - (Библиотека искусствознания).

3. Белов С. В. Мастер книги: Очерк жизни и деятельности С. М. Алянского. -Л.: Наука, 1979,- 112 с.

4. Борев Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов вузов / Ю. Б. Бореев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -495 с. .

5. Боровский А. Д. Владимир Ильич Малагис. Л.: Художник РСФСР, 1987.-88 е.: ил.

6. Бродский В. Я. Советская батальная живопись. М.; Л.: Искусство, 1950. -108 е.: ил.

7. Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах. — М.: Изобразительное искусство, 1972. 296 е.: ил.

8. Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. М.: Искусство, 1976. — 190 с. -(Жизнь в искусстве)

9. Галин С. А. Культура России XX века. Учебное пособие для вузов / С. А. Галин. М.: Юнити, 2003. - 479 е.: ил.

10. Герман М. Александр Русаков. М.: Советский художник, 1989. - 175, 8. е.: ил.

11. Герман М. Модернизм: Искусство первой половины XX века. — СПб.: Издательство «Азбука-классика», 2005. 2-е изд., испр. — 480 е.: ил.

12. Герценберг О. Яков Дорофеевич Ромас Творческий путь. Очерки. М.: Советский художник, 1970. - 223 е.: ил.

13. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Издательство «ГАЛАРТ», 1994. - 294, 1. е., ил.

14. Громов Е. На страже имперского искусства // Страницы отечественной художественной культуры. 30-е годы. Сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания. Министерство культуры РФ [Отв. ред. Е. С. Громов] — М.: [Гос. Ин-т искусствознания], 1995. С. 25-54.

15. Громов Е. Сталин: Власть и искусство. М.: Республика, 1998. — 445 с.

16. Гюнтер X. Художественный Авангард и Социалистический реализм // Соцреалистический канон: Сборник статей / Под ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. - С. 101-108.

17. Деготь Е. Русское искусство XX века / Е. Ю. Деготь. М.: Трилистник, 2000. - 224 е.: ил. - (История русского искусства; кн. 3)

18. Деятели русского искусства и М. Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств. Апрель 1939 — январь 1948: Свод писем / Изд. подгот. В. В. Перхин. М.: Наука, 2007. - 791 с.

19. Елыневская Г. В. Модель и образ: Концепция личности в русском и советском живописном портрете. М.: Советский художник, 1986. — 216 е.: ил.

20. Ефимов П. Городской пейзаж ленинградских художников 1930-х—1940-х годов // Советская живопись' 79. М.: Советский художник, 1981. -С. 236-245.

21. Загурский Б. Искусство суровых лет / Общ. ред. Т. Карской. Л.:

22. Искусство, 1970. 96 е.: ил.

23. Зайцев Е. В. Батальный жанр в советском искусстве 1940-1980-х годов. Опыт, проблемы // Пути творчества и критика. Актуальные проблемы. М.: Изобразительное искусство, 1990. - С. 89-126.

24. Зайцев Е. В. Война и мир глазами художника. 1941-1945. Живопись. Скульптура. Диорама / НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. М.: Пассим; Бухгалтерский учет, 1995. - 183 е.: ил.

25. Зайцев Е. В. Художественная летопись Великой Отечественной: Графика, живопись, скульптура, театрально-декорационное искусство, народное искусство. М.: Искусство, 1986. - 496 е.: ил.

26. Зименко В. М. Советская историческая живопись. — М.: Искусство, 1970.- 151 е.: ил.

27. Зименко В. М. Советская портретная живопись. М.: Искусство, 1951. -170 е.: ил.

28. Зингер JI. С. Диалектика тридцатых // Пути и перепутья. Материалы и исследования по советскому искусству 1920-1930-х годов. М.: Ордена Ленина Академия художеств СССР. НИИ теории и истории искусств., 1991.-С. 204-232.

29. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. — М.: Советский художник, 1969. —463 е.: ил.

30. Зингер Л. С. Советская портретная живопись 1917 начала 1930-х годов. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 296 е.: ил.

31. Зингер Л. С. Советская портретная живопись 1930-х 1950-х годов. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 319,1. е.: ил.

32. Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах / Ред. коллегия: А. А. Бартошевич, Г. С. Верейский, М. В. Доброклонский, Я. С. Николаев, И. Т. Щипунов. М.; Л.: Искусство, 1948. - 278 е.: ил.

33. Иосиф Александрович Серебряный. Альбом. Автор текста А. Каганович. — М.: Советский художник, 1955. — 62 е.: ил.

34. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны.

35. Предисловие президента Академии художеств А. М. Герасимова. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1951. 308 е.: ил.

36. Искусство Советского Союза. Альбом. / Вступ. статья Г. А. Недошивина. JI.: Аврора, 1982. - 688 е.: ил.

37. История русского искусства / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря, чл.-кор. АН СССР В. Н. Лазарева и чл.-кор. АХ СССР В. С. Кеменова. Т. 13. (дополнительный). - М.: Наука, 1964. - 405 е.: ил.

38. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика, в 2-х т. / Ред. коллегия Б. В. Веймарн и др. [т.] 2. М.: Искусство, 1968. - 323 е.: ил.

39. Каган М. С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб.: Издательство «LJGOS», 2003.-320 е.: ил.

40. Каганов Г. Санкт-Петербург: Образы пространства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 232 е.: ил.

41. Кантор А. М. «Тихое искусство» в Европе и России // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000. - С. 154-160.

42. Келлер Е. Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2001. - 320 е.: ил.

43. Коржихина Т. Г. Извольте быть благонадежны! / Рос. гос. гуманитарный ун-т (РГГУ). М.: Издательство РГГУ, 1997. - 372 с.

44. Коровкевич С. Живопись. Ленинградские художники Обзор работ к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Л.; М.: Искусство, 1947. - 127с., 94 с. ил.

45. Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма Текст. / Т. Круглова. Екатеринбург, 2005. - 382,1. с.

46. Кудрявцев В. Г. М. Г. Платунов художник и педагог. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1988. - 140 2. е.: ил.

47. Лазарев Л. Военная проза Константина Симонова. М.: Художественная литература, 1975. - 240 с.

48. Лебедев А. К. Владимир Александрович Серов. М.: Искусство., 1965.326 е.: ил.48. «Ленинградское дело» сборник. / Сост. В. И. Демидов, В. А. Кутузов. — Л.: Лениздат, 1990. 411, [2] с. - (Страницы истории. Экспресс-выпуск).

49. Леняшин В. А. .Художников друг и советник. Современная живопись и проблемы критики. Л.: Художник РСФСР, 1985. — 316 е.: ил.

50. Леонова Н. Г. Варвара Аркадьевна Раевская, Николай Христофорович Рутковский. Л.: Художник РСФСР, 1972. - 19 7. е.: ил.

51. Леонова Н. Г. Глеб Александрович Савинов. Л.: Художник РСФСР, 1988.-176 е.: ил.

52. Лисовский В. Г. Академия художеств. — Л.: Лениздат, 1972. — 184 е.: ил.

53. Ломагин Н. Ленинград в блокаде. М.: Яуза, Эксмо, 2005.-- 544 с.

54. Манин В. С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России. 1917-1941 гг. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-263 с.

55. Михаил Павлович Бобышов Статья о творчестве художника и репродукции с его произведений. Автор текста В. И. Кручина-Богданов. — М.: Советский художник, 1957. 115 е.: ил.

56. Московские художники в дни Великой Отечественной войны: Воспоминания. Письма. Статьи / Отв. ред. П. К. Суздалев. Сост. В. А. Юматов. М.: Советский художник, 1981. — 512 е.: ил.

57. Морозов А. И. В поисках исторической целесообразности // Мир искусств: Альманах. Вып. 5. — СПб.: Алетейя, 2004. С. 309-328.

58. Морозов А. И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М.: Издательство «Галарт», 1995. - 224 е.: ил.

59. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. — М.: Издательство «ГАЛАРТ», 2007.-274 е.: ил.

60. Мочалов Л. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. Л.: Художник РСФСР, 1971. - 79 е.: ил.

61. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. -376 е.: ил.

62. Мы помним. Художники и искусствоведы участники Великой

63. Отечественной войны 1941-1945 гг. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. И. Нехорошев. — М.: Юный художник, 2000. — 332 с.

64. Мямлин И. Г. Юрий Непринцев. JL: Искусство, 1976. - 152 е.: ил.

65. Никифоровская И. В. Иосиф Александрович Серебряный. Л.: Художник РСФСР, 1976.-65 е.: ил.

66. Никифоровская И. В. Художники осажденного города. Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Альбом. / Автор вступ. статьи М. К. Аникушин. Л.: Искусство, 1985. — 240 е.: ил.

67. Николай Иванович Дормидонтов. Статья о творчестве художника и репродукции с его произведений. Автор текста В. П. Князева. М.: Советский художник, 1955.-63 е.: ил.

68. Никольский А. С. Ленинградский альбом: Рисунки, гравюры, проекты военных лет / Автор вступ. статьи, сост. О. И. Смелков. Л.: Искусство, 1984.-256 е.: ил.

69. Основы теории художественной культуры. Учебное пособие / Под общ. ред. Л. М. Мосоловой. СПб.: Лань, 2001. - 288 с.

70. Павлинская А. П. Александр Ведерников. — М.: Советский художник, 1991.-167 е.: ил.

71. Павлов Г. Н. Изобразительное искусство Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (материалы к изучению) // Русское и советское искусство (вопросы истории и проблемы развития). — Л.: Российская академия художеств., 1989. С. 66-70.

72. Пинегина Л. А. Художественная культура как фактор Великой Победы. 1941-1945. М.: Диалог-МГУ, 1997. - 260 с.

73. Письма И. А. Серебряного из блокадного Ленинграда. Публикация Г. И.

74. Чугунова при участии А. Г. Чугуновой // Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 5. СПб.: Государственный музей истории Санкт-Петербурга., 2000. - С. 150-174.

75. Подвиг века: Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Воспоминания. Дневники. Письма. Очерки. Литературные записи / Автор-сост. Н. Паперная. Л.: Лениздат, 1969. - 391 е.: ил.

76. Полевой В. М. Двадцатый век: Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М.: Советский художник, 1989. — 456 с. :ил.

77. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века / Под ред. В. В. Ванслова. М.: Искусство, 1972. — 272 е.: ил.

78. Рощин А. И. Иван Алексеевич Владимиров. Жизнь и творчество. 1869— 1947. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 83 е.: ил.

79. Рязанцев И. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917-1970. Работы художников Москвы и Ленинграда. М.: Советский художник, 1976.-374 е.: ил.

80. Сидоров А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства: Избранные труды. М.: Советский художник, 1985. - 240 е.: ил. -(Библиотека искусствознания).

81. Степанян И. С. Проблемы изучения художественной культуры на новом этапе // Пути и перепутья. Материалы и исследования по советскому искусству 1920-30-х годов. М.: Ордена Ленина Академия художеств СССР. НИИ теории и истории искусств., 1991. - С. 3-20.

82. Степанян Н. С. Русское искусство XX века: Взгляд из 90-х / Нонна Степанян. М.: ЭКСМО-пресс, 1999. - 316 е.: ил.

83. Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство. Учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 2. 1941-1960. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 244 е.: ил.

84. Суздалев П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. — М.: Советский художник, 1965. 468 е.: ил.

85. Сурис Б. «.больше, чем воспоминанья»: Письма ленинградских художников 1941-1945. Кн. 1, 2. СПб.: КультИнформПресс, 1993. - Кн. 1. -207 с. Кн. 2.-404 с.

86. Сурис Б. Д. Письма ленинградских художников военных лет как исторический источник (к постановке проблемы) II Советское искусствознание' 23. М.: Советский художник, 1987. - С. 254-275.

87. Тихомирова М. Памятники. Люди. События: Из записок музейного работника. 2-е изд., доп. - Л.: Художник РСФСР, 1984. - 400 е.: ил.

88. Турчин В. С. Образ двадцатого. в прошлом и. настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 648 с.

89. Художники города-фронта: Воспоминания и дневники ленинградских художников / Ред.-сост. И. А. Бродский. Л.: Художник РСФСР, 1973. — 443 е.: ил.

90. Художники Ленинграда в годы блокады / Ред. И. А. Бродский. Л.: Художник РСФСР, 1965. - 92 е.: ил.

91. Чегодаев А. С. Бойм Альбом. М.: Советский художник, 1990. -79 е.: ил.

92. Чегодаева М. Два лика времени. (1939: один год сталинской эпохи). М.: Аграф, 2001.-336 с.

93. Чегодаева М. Соцреализм Текст.: Мифы и реальность / М. А. Чегодаева. М.: Захаров, 2003. - 215 е.: ил.

94. Шихирева О. Н. К истории общества «Круг художников» // Советское искусствознание' 82. Вып. 1. М.: Советский художник, 1983. - С. 297-326.

95. Шумилов Н. Д. В дни блокады. М.: Мысль, 1977. - 302 с.

96. Эткинд М. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX века. Л: Художник РСФСР, 1989. - 480 е.: ил.

97. Юферова А. А. Русская демократическая школа живописи и некоторые проблемы советской станковой картины // Пути творчества и критика. Актуальные проблемы. М.: Изобразительное искусство, 1990. - С. 182-219.

98. Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французскомискусстве разных лет. М.: Советский художник, 1987. - 256 с. -(Библиотека искусствознания).

99. Ягодовская А. Т. Автор и герой в советских художников: Размышления и наблюдения. — М.: Советский художник, 1987. — 272 е.: ил.1. На английском языке

100. David М. Glantz. The siege of Leningrad. 900 Days of Terror. London.: Cassell Military Paperbacks, 2004. - 334 c.

101. John Berger. Art and revolution: Ernst Neizvestny and the Role of artist in the USSR. Pantheon books. A Division of Random House, New York, [1969]. -192 е.: ил.

102. Socialist realist painting: An album. / Matthew Cullerne Bown. New Haven, London: Yale univ. press, cop. 1998. - XVIII. - 596 е.: ил.

103. The seasons of Nikolay Efimovich Timkov: Master Russian Impressionist. -Albuqerke, New Mexico: The Pushkin museum collection, 1998. 204 е.: ил.1. КАТАЛОГИ ВЫСТАВОК

104. Адриан Владимирович Каплун. Каталог выставки. / Сост. и автор вступ. статьи В. Я. Бродский]. Л.: Художник РСФСР. - 13 е., 12 л. ил.

105. Александр Исаакович Русаков. Каталог выставки. / Автор вступ. статьи Г. Траугот. Сост. Ю. Русаков. Л.:[Ленинградский Союз советских художников], 1957. - 13 е.: ил.

106. Александр Сергеевич Бантиков. Каталог выставки / Автор вступ. статьи Ф. Ф. Мельников. Сост. каталога И. А. Кривенко. — Л.: Художник РСФСР, 1959.-30 е.: ил.

107. Антонина Ивановна Анушина. 1904-1971. Выставка произведений. Каталог / Автор вступ. статьи и сост. каталога Г. М. Левитин. Л.: Художник1. РСФСР, 1979.-28 е.: ил.

108. Блокадный дневник: Живопись и графика блокадного Ленинграда. Альбом-каталог / Автор вступ. статьи В. Е. Ловягина. СПб.: Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2005. - 184 е.: ил.

109. Великая Отечественная война. Выставка. Каталог / Сост. Ж. Э. Коганская и др. М.: Государственная Третьяковская галерея., 1943. — 116 с.

110. Гавриил Кондратьевич Малыш. Выставка произведений. Каталог / Автор вступ. статьи Н. Е. Фролова. Л.: Художник РСФСР, 1988. - 20 е.: ил.

111. Георгий Петрович Фитингоф (1905—1975). Выставка произведений. Каталог / Автор вступ. статьи П. Е. Корнилов. Сост. И. А. Михранянц. Ред. Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1978. - 32 е.: ил.

112. Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Москва, 1943-1944 / Сост. А. И. Архангельский живопись., Н. Ю. Зограф и А. М. Лесюк [графика]. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1945. -108 с.

113. Действительный член Академии художеств СССР народный художник СССР Владимир Александрович Серов (1910-1968): Живопись, графика. Каталог выставки произведений / Вступительная статья А. К. Лебедев. М.: Изобразительное искусство, 1981. — 120 е.: ил.

114. Заслуженный художник РСФСР Владимир Ильич Малагис, 1902-1974: Каталог выставки / Автор вступ. статьи А. Д. Боровский. М.: [Б. и.], 1979.- 24 с.: ил.

115. Константин Иванович Рудаков. 1891-1949. Каталог выставки к 80-летию со дня рождения / Сост. Д. X. Сафаралиева, Е. Н. Литовченко. Автор вступ. статьи Ю. М. Непринцев. Л.: Искусство, 1971. - 80 е.: ил.

116. Лидия Ивановна Гагарина: Выставка произведений. Каталог / Сост. Л. И. Гагарина. Ред. Л. В. Мочалов. Автор вступ. статьи В. П. Князева. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 19 е., 13 л. ил.

117. Михаил Павлович Бобышов. Каталог выставки / Сост. Н. В. Соколов. Автор вступ. статьи И. М. Белякова. Л.: Искусство, 1986. - 36 [2] е.: ил.

118. Народный художник СССР Юрий Михайлович Непринцев. Каталог выставки произведений / Сост. и авт. вступ. статьи Е. И. Литовченко. Л.: Художник РСФСР, 1970. - 44 е.: ил.

119. Николай Христофорович Рутковский. Каталог выставки / Автор вступ. статьи М. А. Бойко. Л.: Художник РСФСР, 1972. - 24 е., 7 л. ил.

120. Петербургская династия: Виктория Белаковская (1901-1965), Анатолий Прошкин (1907-1986), Виктор Пронпсин (1906-1983), Маргарита Прошкина (1939). Живопись, акварель / Автор вступ. статьи А. Мудрова. СПб., М. [Б. и.], 2004.-47 е.: ил.

121. Петр Петрович Белоусов. Каталог выставки / Автор вступ. статьи Г. Н. Павлов. Сост. Е. И. Литовченко. Под общ. ред. Е. В. Гришиной. Л.: Искусство, 1987. - 56 е.: ил.

122. Путь к Победе: Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны / Автор вступ. статьи Е. Козырева. СПб.: Palace Editions, 2005. -108 е.: ил.

123. Рончевская Людмила Алексеевна. Выставка произведений. Ленинград. 1980. Каталог / Автор вступ. статьи С. В. Коровкевич. Сост. Л. А. Рончевская. Ред. Л. В. Мочалов. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 11 е., 8 л. ил.

124. Тимков Николай Ефимович. Выставка произведений. Каталог / Авторвступ. статьи и сост. М. Эткинд. Ред. JT. В. Мочалов. — Л.: Художник РСФСР, 1975.-17 е.: ил.

125. Третья выставка работ художников ленинградских фронта. Каталог. -Л.: Военное издательство народного комиссариата обороны, 1945. 64 с: ил.

126. Ярослав Сергеевич Николаев: Сборник материалов и каталог выставки произведений / Сост. и автор вступ. статьи И. Н. Шувалова. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 103, 1. е.: ил.

127. ЖУРНАЛЬНЫЕ И ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ

128. Биневич Е. Партизанские тропы художника О творчестве А. А. Блинкова в дни войны. // Аврора. 1985. - № 10. - С. 75-77.

129. Герасимов А. Художники Родине // Советское искусство. - 29 июня1941 года.

130. Глебова Т. Рисовать как летописец (страницы блокадного дневника) // Искусство Ленинграда. 1990. - № 1. - С. 28^40.

131. Кантор А. Как (не) создавался Союз советских художников // Декоративное искусство. 1988. - № 9 - С. 18-20.

132. Ланской М. Камни Ленинграда // Ленинградская правда. 25 мая 1943 года.

133. Лебедев Г. Весенняя выставка ленинградских художников // Ленинградская правда. 15 июня 1943 года.

134. Мочалов Л. Пейзажи Вячеслава Пакулина // Нева. 1971. - № 2. - С. 206-210.

135. Малинина Т., Мельникова И. О человеке и человечности в искусстве военных лет // Русское искусство. 2005. - № IV. - С. 54-61.

136. Славентатор Д. Поиски, вечные поиски О творчестве Я. С. Николаева. // Нева. 1960. - № 7. - С. 159-163.

137. Соколова Н. Правда пережитого // Литература и искусство. 10 октября1942 года.

138. Шквариков В., Замошкин А. Искусство наших дней // Литература и искусство. 10 октября 1942 года.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.