Жизнь и поэтическое наследие Накибхона Туграла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Шоев, Абдухамид Абдунабиевич

  • Шоев, Абдухамид Абдунабиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 173
Шоев, Абдухамид Абдунабиевич. Жизнь и поэтическое наследие Накибхона Туграла: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Душанбе. 2014. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шоев, Абдухамид Абдунабиевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ТУГРАЛА

1.1. Россия и политическая жизнь в Средней Азии

1.2. Культурное состояние общества времён Туграла

ГЛАВА II. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТКОЕ НАСЛЕДИЕ ТУГРАЛА

2.1. Жизненный путь поэта

2.2. Творчество Накибхона Туграла

2.3. Тематика и содержание поэзии Туграла

ГЛАВА III. СТРУКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ТУГРАЛА

3.1.Структура поэзии в свете общих тенденций литературы эпохи.93-108

3.2. Размеры газелей в общих традициях классической поэзии

3.3. Особенности рифмовки в газелях Туграла

3.4.Редиф и его соотношение с рифмой

3.5. Стиль и художественные особености поэзии Туграла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизнь и поэтическое наследие Накибхона Туграла»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Персидско-таджикская литература, имеющая древнюю историю и всемирное значение, в истории своего развития опиралась на свои ценные традиции и обычаи, сохраняла прочные позиции и продолжает отражать новую действительность во всех уголках персоязычного мира.

Таджикская литература второй половины XIX и начала XX века, существовавшая в различных регионах проживания таджиков воспытивала ряд талантливих поэтов, таких как Абдулкодирходжа Савдо, Рахматулло Возех, Шамсиддин Шохин, Мухаммадхусайн Ходжи, Абдулвохид Мунзим, Сиддики Аджзи и др., создавших великолепную поэзию. Эта поэзия, являясь, частью обшей культуры таджикского народа, имела свои особенности и традиции, обусловленные культурными, религиозными, социальными особенностями. Несмотря на то, что творческое наследие выше упомянутых авторов не в полном объёме, представляет высокую научную и литературную ценность. Это явилось предметом изучения таких исследователей, как Е. Э. Бертельс, А. Мирзоев, X. Мирзозаде, И.С. Брагинский, Н. Маъсуми, Р. Ходизаде, С.Табаров, У. Каримов, М. Шакури, Н. Сайфиев, С. Амиркулов, А. Кучаров, С. Асадуллоев, Т. Неъматзаде, X. Асозаде, М. Раджаби, М. Имомов, А. Махмадаминов и других. Наследие известных писателей Ахмада Дониша, Возеха, Савдо, Хайрата, Мирзо Сироджа Хакима, Асири, Мухаммадхусайн Ходжи исследовано достаточно глубоко, но в то же время существует немало литераторов, творчество которых требует серьёзного изучения.

Одним из малоизученных поэтов конца XIX и начала XX веков можно считать Накибхона Туграла, который известен, как один из представителей высокохудожественной словесности с характерными гуманистическими взглядами. Накибхон Туграл является уроженцем

Зерафшанской долины, в которой на протяжении веков рождались выдающиеся творцы персидско-таджикской литературы. Эти звёзды принесли славу своей нации, и их деятельность стала предметом гордости потомков. Так, вполне справедливы высказывания Президента страны, Эмомали Рахмона, в которых говорится: «Таджикистан гордится великими сынами Зерафшанской долины, начиная с великого Рудаки до сладкоречивого Туграла, и десятками других, рождённых в этих краях, заслуга которых ощутима в высоком положении гордого имени и престижа таджиков» [151, 2]. Для осмысления творческой и культурной деятельности Туграла, необходимо проведение всестороннего исследования в современном таджикском литературоведении.

Степень изучениости темы. Накибхон Туграл является ярким представителем литературы второй половиные XIX и начала XX веков, который благодаря своему таланту и гуманизму, стал объектом пристального внимания научной и литературной общественности. Описание жизни и творчества Туграла можно встретить в антологиях его современников, таких как: «Тазкират-аш-шуаро» Мирсиддика Хашмата [18], Абдуллоходжа Абди [21, 155], Ходжи Неъматуллаха Мухтарама [22, 221] и «Маджмуаи Салими» Мирзосалима валади Мирзорахима, в «Тухфат-ал-ахбоб фи тазкират-ил-асхоб» Кори Рахматуллаха Возеха [24]. В частности, Ходжи Неъматуллах Мухтарам в своей антологии, оценивая поэтический талант Туграла, называет его «мелодичным соловьем садов Самарканда и сладкоголосой райской птицей благородных финиковых рощ, украшением цветника красноречия, остроумием полей аллегории...» [22, 221], и прибавляет, что в его таланте стихотворца - есть сила ураганных туч, а свет пламени смысла освещает безгранично... природа его ораторского искусства парит очень высоко, а воображение достает до небес...» [22, 221].

В начале XX столетия многие видные деятели таджикской культуры под различными предлогами были незаслуженно обвинены, что привело к относительному забвению их жизни и творчества. Не избежал этого и Туграл.

После победы Октябрьской революции, Айни в «Намунаи адабиёти точик» («Образец таджикской литературы») [25, 276-279] первым обратил внимание на творчество Туграла, увидев в его наследии актуальные темы, удовлетворяющие требованиям времени, а также передовые идеи, близкие к просветительству, найдя в них решение некоторых вопросов, и тем самым открыл путь к будущим исследованиям творчества Туграла.

Благодаря усилиям непосредственно партийных и государственных деятелей Таджикистана - известных литераторов X. Назарова, А. Каххорова, работников народного образования С. Зарифова, X. Шарифова, Н. Зарифова, свидетельствам старых большевиков

А.Баротова, Б. Холикбердиева, С. Холова, А. Пулодова, Б.Орифова, С. Джурабаева и письмам преданных почитателей таланта поэта, Президиум Верховного Суда Таджикской ССР специальным постановлением от 30 декабря 1960 года казнь Туграла признал незаконной, обвинение в предательстве ложным [143, 19], вследствие чего было разрешено издание трудов и исследование творческого наследия этого талантливого поэта.

После первого опыта Айни, изучением творчества Туграла, занялся Н. Маъсуми. В 1961 году он совместно с литературоведом М. Шукуровым в № 12 ежемесячника «Шарки сурх» («Красный восток») публикует тринадцать газелей, два мухаммаса тазмини (пятистрочного стиха, созданного в подражание поэтическому образцу других поэтов) и один мусаддас (стихотворение, в котором из шести полустиший пять рифмуются между собой, а шестое имеет особую рифму).

В 1964 году Маъсуми предлагает вниманию таджикского читателя основную часть произведений Туграла под названием «Мунтахаботи ашъор» («Избранные поэзии») [2], напечатанные в издательстве «Ирфон».

В 1973 году, в честь 2500-летия древнего Самарканда, литературоведы Т.Зехни и С.Саъдиев составляют антологию «Суханварони сайкали руйи замин» («Поэты светочи земли»). Здесь приводится информация о жизни отца Туграла, в частности, о том, что он был избран кази (судьёй) Фальгара, его женитьбе и смерти [5, 219-221]. О самом поэте, фактически, ничего не говорится. Другие издания: заключительный том антологии «Гулшани адаб» («Цветник поэзии») [15, 372-394], антология «Шоирони Мовароуннахр» («Поэты Мавераннахра») [10, 546], «Тазкираи шоирони Зарафшон» («Антология поэтов Зерафшана») [7, 49-50], «Сарсухан» («Предисловие») литературоведа А. Шеърдуста и статья «Вуруде ба шакаристони Туграл» («Вхождение в сладостный мир Туграла») [136, 13-18; 137, 19-34], были добавлены в новое издание «Девони ашъори Туграли Ахрори» («Диван стихов Туграла Ахрори»), и, представляют научную и литературную ценность.

Обзор существующей научной литературы свидетельствует о том что, несмотря, на существование определенного количества таджикских исследований, жизни и творчеству Накибхона Туграла до сих пор не стало объектом отдельного монографического исследования. Почти не затронуты вопросы использования рифмы, редифы, метра, поэтического детства Туграла в современном таджикском литературоведении, этими положениями объясняется выбор и актульность настоящей диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование жизни и поэтического творчества одного из ярких

представителей таджикской литературы второй половины XIX и начала XX века Накибхона Туграла и выявление его места и вклада в поэзию данного периода. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- анализ политической обстановки в Средней Азии после присоединения к России;

-исследование культурного состояния общества времени Туграла;

- изучение жизненного пути Накибхона Туграла;

- определение жанрового и тематического разнообразия его поэзии;

- исследование структуры поэзии Туграла в свете литературных традиций эпохи;

-выявления особенностей размера, рифмы и редифа газелей Туграла;

-определение места Туграла в таджикской литературе второй половины XIX и начала XX века;

Объектом исследования реферируемой диссертации является жизнь и поэтическое наследие (диваны и сборники стихов Туграла) состоящее из 328 газелей, 12 касид, 93 мухаммасов, 7 кит'а, 13 рубай, месневи и т.д. обшей объем, которых составляет более 10000 бейтов Накибхона Туграла представляющее богатый художественный материал для исследования.

Предметом исследования данной диссертации послужили избранные стихи Туграла «Древо любви» (1986 г.) и «Диван стихов Туграла Ахрори», изданнный в 2011 году, также поэзия его предшественников и современников.

Источники исследования. Основными источниками исследования являются изданные сборники и диваны стихов поэта, в том числе и «Диван Туграла Ахрори» (1916 г.), избранные стихи «Древо любви» (1986 г.) и «Диван стихов Туграла Ахрори» (2011 г.). Также были привлечены к

исследованию и другие литературно-исторические источники и антологии стихов таджикских поэтов второй половины XIX и начала XX века.

Научная новизна исследования. Данная диссертация является первым в таджикском литературоведении монографическим исследованием жизни и поэтического творчества Накибхона Туграла. Исследованию подверглась жизнь и творческая деятельность, объем и жанровое разнообразие поэтического наследия Туграла, источники изучения его биографии, тематика и художественные особенности его стихов и т. д.

Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа художественного текста и сравнительно-исторического принципа изучения явлений литературы. При изучении жизни и творчества Накибхона Туграла автор диссертации также придерживался принципа историзма. Основные идейно-художественные и жанрово-тематические особенности поэзии Туграла рассмотрены в пределах традиционной персидско-таджикской поэтики и современного литературоведения.

Теоретическая основа исследования. При решении поставленных задач автор диссертации опирался на теоретические положения, выработанные в фундаментальных работах таджикских и зарубежных литературоведов и востоковедов, таких как А. Мирзоев, X. Мирзозаде, Р. Ходизаде, Р. Мусулмониён, Б. Сирус, С. Шамисо, М. Л. Рейснер, У. Каримов, А. Хабибов и других.

Научно-теоретическое значение диссертации. В теоретическом плане результаты исследования, осуществленные в настоящей диссертации, могут послужить научной базой при изучении биографии и поэтического наследия Туграла. Результаты проведенного

исследования также помогут восполнить пробелы, существующие в изучении таджикской поэзии второй половины XIX- начала XX века.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её результаты могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий по истории таджикской литературы, литературной критики, теории литературы, а также при составлении литературных, исторических энциклопедий, в подготовке курсов лекций, семинаров и т. п. преподавателями филологических и востоковедческих факультетов Таджикистана.

Положения, выносимые на защиту:

- Политическая жизнь Средней Азии второй половины XIX и начала XX века, происходила во заимосвязи с событиями, происходивщими в этот период в царской России.

- Жизнь и творчество Накибхона Туграла является отражением политической и культурной жизни его эпохи.

-Основным жанром поэтического творчества Туграла является газель.

-Поэтическое творчество Туграла является логическим продолжением персидско-таджикской классической поэзии.

- Благодаря прекрасным по тематике и содержанию своим газелям Туграл оставил неизгладимый след в истории таджикской поэзии второй половины XIX и начала XX века.

Апробация работы. Работа была завершена и обсуждена на кафедре таджикской литературы Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (протокол №11 от 30. 05. 2013 г.) и на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол №10 от 15. 11.2013 г.). Основное содержание работы нашло отражение в 6 статьях автора, опубликованных в журналах, зарегистрированных ВАК Минобразования

и науки РФ, а также на докладах на традиционных ежегодных конференциях преподавателей ТГПУ им. С. Айни и ТНУ (2009-2013 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЕ

ОКРУЖЕНИЕ ТУГРАЛА

1.1. РОССИЯ И ПОЛИЧИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Начало XX века в жизни народов Центральной Азии, в том числе таджикского народа является одним из самых трудных периодов, в ракурсе политических и социальных событий, науки и культуры, языка и литературы. Колониальная политика, выбранная царским правительством по отношению к Центральной Азии, все больше увеличивает нищету. Независимо от процесса подъема и влияния в Центральной Азии промышленной и денежно-финансовой монополии империи царской России, базовая экономика данного региона имеет тенденцию к развитию, но при этом трудящиеся и особенно крестьяне и предприниматели не выдерживают эту монополию, т.е. разоряются. Это по существу происходило в результате возложения на их плечи тяжелого бремени налогов и податей, и многочисленных непосильных закятов. С дехкан взимались большие налоги и различные подати. Например, во время правления эмира Абдулахада (18851910) с продукции сельского хозяйства взимались закят на скот, закят на торговлю, это имело в какой-то степени ростовщическую и грабительскую форму вытягивания денежных средств с трудового народа. Кроме того, дехканин был обязан работать на земле бая даром. В 1905 году в Бухарском эмирате был введен новый вид налога, согласно которого с урожая зерновых, огородничества и скота взимался четвертной закят, с каждого вида хозяйства взимались товарный налог, налоги на мельницу, брачный налог, процессуальный налог, налог на дрова, свечи и т.д. Наряду с этим, дехканин должен был проработать даром 3 дня в хозяйстве бая при пахотных работах и сборе урожая, давать своего коня для использования в сезон полевых работ [99, 502; 125,48-50].

В крупнейших городах Центральной Азии (Ташкент, Самарканд, Андижан, Коканд, Новая Бухара и т.д.) открывается ряд отделений государственных и частных банков, в которых направляли свои средства в различные промышленные отрасли, такие как: хлопкоочистительная, текстильная, каракулеводческая, строительство железных дорог. Владельцы этих банков безжалостно различными путями грабили и эксплуатировали дехкан, ремесленников, рабочих и выходцев из других слоев трудового народа. В это время ростовщичество посредством банков достигает своего апогея. Банки выдавали кредиты фирмам и хозяйствам. Эти средства проходили через несколько агентов, уполномоченных, посредников, барышников и маклеров, тем самым наращивая свою процентную долю. Итак, если банк предоставлял кредиты с 6-6,5%, то до достижения потребителей процентная ставка денежных средств увеличивалась в 10 раз и составляла 50-70% [52, 222-223; 99, 502-503]. Данное обстоятельство было тяжким бременем на плечах трудящихся. В итоге они увязали в долгах, не могли их выплачивать и лишались своего участка земли. Дехкане приходили в отчаяния от потери земли, в то же время, богачи и имущие вынуждали их брать долг и закладывать свои земли. Для работы на своей земле, дехканин был вынужден давать кредитору большие проценты. При получении кредита акт оформлялся официально через документ на право владения землёй. В случае разорения дехканина от непосильных налогов, все его личное имущество переходило в распоряжение богача или ростовщика. Таким образом скитающийся дехканин или батрак, становился издольщиком или обычным рабочим [125, 58-66]. В данном случае они оказывались вынужденными, заниматься наемным трудом или становится покорными рабами богачей, торговцев и ростовщиков. Дехкане, лишившиеся своего имущества и земли, чтобы не умереть с голоду шли работать простыми рабочими на промышленные предприятия хлопкоочистительные,

винодельческие, маслобойные, консервные, кожевенные заводы и т.п., число которых в начале XX века было значительно велико.

Таким образом, гнет, и произвол чиновников Бухарского эмирата и царского правительства по отношению к трудящимся массам переходили все границы. Эмир опирался на предводителей, большинство которых были неграмотными смутьянами. Эмир и его окружение были к тому же безнравственны и аморальны [108,154].

Достойным внимания событием, происходившим в начале XX века, была первая русская революция 1905-1907 гг. Данная революция произошла тогда, когда царская Россия переживала множество тревожных событий; в частности: экономический кризис 1900-1906 гг., неурожайный 1901 год, русско-японская война (1904-1906) и т.д. [125, 93-94]. Эти обстоятельства обусловили развал экономики страны, и способствовали дальнейшему ухудшению жизни трудового народа.

Первая русская революция началась с событий расстрела мирной демонстрации трудящихся масс 9 января 1905 года, известных в истории под названием «Кровавое воскресение» [52, 227].

Первая русская революция 1905-1907 гг. не могла не повлиять и на Среднюю Азию. Данная революция была в истории народов Средней Азии одним из периодов политических волнений, подъёма рабоче-крестьянского движения, а также в целом пробуждения народов данного региона, также оставивший глубокий след в политическом сознании таджикских трудящихся. Под воздействием данной революции среди народов Средней Азии, а также таджикского народа распространяется революционное движение. Трудящиеся массы Средней Азии, в частности таджики все больше убеждаются, что местные богачи и чиновники правительства царской России угнетают и притесняют их. Поэтому в восстаниях, которые были дехканскими, принимали активное участие и трудящиеся Средней Азии. Они устраивали забастовки и политические демонстрации. Таким образом,

подобные политические волнения в июле 1905 года произошли в городах Ташкент и Ашхабаде, в августе в Кизил Арвате, в октябре на железной дороге Ташкент - Оренбург, в октябре в Андижане, в ноябре в военном округе Туркестана, в декабре того же года среди солдат Худжанда и в марте 1906 года в Чоркухе Исфары. Восставшие - дехкане отбирали земли богачей, отказывались выплачивать непосильные налоги и уклонялись от принудительного труда [52,233-244].

Русская революция 1905-1907 гг. также значительно повлияла и на сознание народов эмирской Бухары. Под воздействием этой революции бастуют рабочие хлопкоочистительного завода Бухары, в Новой Бухаре среди работников почты и телеграфа создается Стачечный комитет. Политические противоборства в ханстве Бухары возникали в основном среди населения и сборщиков налога. Эмир Бухары Абдулахад сильно содрогнулся от революций 1905-1907 гг., поэтому он как покорный раб царского правительства России с помощью русских солдат подавлял освободительные выступления народа. Фанатичные богачи и муллы поддерживали и отстаивали эту политику эмира.

В 1898 году в России была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в 1903 году на своем втором съезде разделяется на две группах, левых и правых: большевиков и меньшевиков. Группу большевиков возглавил В.И.Ленин. Основная цель этих групп, хотя между ними и были противоречия, заключалась в свержении царского правительства [125: 93-95].

Царское правительство России в свою очередь также было охвачено страхом революционных движений, и предприняла против этого ряд мер; в частности: 6 августа 1905 года издала Манифест для созыва Государственной (булыгинской) Думы; 17 октября 1905 года в другом Манифесте, говорилось о гражданских свободах, и таким образом привлекло на свою сторону буржуазию России; 9 июля 1906 года распустила

булыгинскую Думу, в начале 1907 года провело выборы Государственной Думы; пользуясь утиханием революционного движения, 3 июня 1907 года была распущена вторая Государственная Дума, это событие вошло в историю как «Переворот 3-его июня», означавший завершение первой русской революции, то есть её поражение. Безжалостно преследуя своих противников царское правительство в 1907 году создала в Средней Азии Оборонное отделение Туркестанского района, представители которого как «политическое ведомство» (охранка) действовали также на территории Бухары и Хивы. Первая русская революция, направленная против Царского правительства, стала серьезным толчком для подъёма антиколониального движения народов Средней Азии, в том числе таджиков [99, 507].

Другим политическим событием, произошедшим с 22 по 26 января 1910 года в Бухарском эмирате, является ужасающее кровопролитие между суннитами (таджики, узбеки, туркмены и т.д.) и шиитами (иранцы Бухары). Причина возникновения распря и кровопролития между сторонниками упомянутых религиозных направлений была связана с политикой, проводимой мангитскими эмирами и враждебности предводителей этих двух течений в борьбе за высокий пост. Мангитские эмиры не доверяли таджикам, между ними и этническими тюрками не было устойчивой сплоченности, само мангитское племя было малочисленным [125, 98-99].

Другое политическое событие, которое не могло не повлиять на политическую жизнь Средней Азии была Первая мировая война. На кануне и в годы Первой мировой войны, длившейся с 19 июля 1914 года до 1918 года, под влиянием общероссийского освободительного движения среди трудящихся слоёв населения Средней Азии опять возгорается пламя революционных волнений. Такие восстания и мятежи происходят в 1914 году в Кулябе, в бекстве Кармина и Зиёудцин, Шахрисабзе и т.д. против гнета и эксплуатации беков [125, 99-103].

Наконец, происходит великое восстание 1916 в Худжанде. Первая мировая империалистическая война становится причиной большего усугубления жизни трудового народа, материальные ресурсы народа мобилизуются на нужды войны, налоги увеличиваются, в экономике господствует разруха и распад, хлопководству наносится сильный удар. Царское правительство перешла все границы в бесчинстве по отношению к трудящимся массам. Религия, традиции и обычаи народов Средней Азии, в частности таджиков были подвергнуты унижению. В результате с каждым днем увеличивалось негодование народа и среди населения ещё более обострялось революционное движение. К тому же, царское правительство 25 июли соли 1916 издала указ о наёмниках из Средней Азии, согласно которого провинция Худжанд должна была выдать 9000 наёмников, мобилизуемых в тыл военных действий. Тяжесть была возложена на плечи населения города Худжанда. Этот город должен был предоставить 2700 наёмников. Когда чиновники царского правительства и уполномоченные местных властей принялись к составлению списков наёмников, народ выразил недовольство. Дехкане из окрестных сел, просят не брать наёмников. Однако на их просьбу никто из чиновников не реагирует. Это послужило дехканам, ремесленникам, издольщикам, наёмным рабочим, неимущим слоям населения города Худжанд восстать против мобилизации наёмников. Число восставших было около 7000-8000 человек. Это восстание подавляется Царским правительством путем кровопролитного террора; многие были убиты и сосланы [52, 260-268]. Несмотря на то, что данное восстание было сломлено силовым методом, но оно повлияло на распространение в другие регионы Средней Азии. Восстание 4 июля 1916 года Худжанда, направленное против монархического режима, царского правительства и местных эксплуататорских слоёв, имела национально-освободительный характер. Народ осознал, что его врагами являются не только царское правительство и

его чиновники, но также богачи и их единомышленники - судьи (судившие по законам шариата), аксакалы, волостные, а также местные элликбаши.

Народные восстания Худжанда распространяются и на другие районы Средней Азии: в Ургут, Самарканд, Пенджикент, Ташкент, Фергану, Джиззах, Уратюбе, Ашт, Бухару, Карши, Кубодиён и т.д. Все эти восстания и мятежи были направлены против произвола и бескрайнего гнета Бухарского эмирата и его чиновников, а также против политики жесткого режима царского правительства, они имели национально—освободительский характер.

Таким образом, трудящиеся Средней Азии против безграничного гнета царского правительства и местных чиновников поднимали мятежи и восстания. Ещё не утихла волна мятежей и восстаний народов Средней Азии, как в России 27 февраля 1917 года произошла великое событие -революция. Рабочие, крестьяне и революционно настроенные представители армии в Петербурге свергли царское правительство, в результате чего к власти пришло Временное правительство[52, 268-269]. Смещение царского правительства, привела к страху и ужасу в Бухарском эмирате. Эмир опасался, что его трон тоже вскоре будет свергнут. Бухарского Эмира - Олимхона (1910-1920) настораживало не только революционное движение трудового народа, но и выступления реформаторов, известных под названием «движение джадидизм», поэтому эмир был вынужден 7 апреля 1917 года провести реформу в государственных делах [52, 277], и предоставить её проект на всенародное обсуждение. Согласно этой реформы эмир обязался изменить дела по управлению двором, выплачивать чиновникам жалование лишь из казны государства; упорядочить закят, поземельную подать и другие налоги, а также положить конец самоуправству и совершению беззакония чиновниками; из числа образованных и учёных Бухары при правительстве создать консультативное собрание; взять под контроль поступления и

расходы правительства; для просвещения народа в Бухаре создать издательство и т.п. [29, 153-154,163-164].

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шоев, Абдухамид Абдунабиевич, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ:

а) Источники:

(кириллическому алфавиту)

1. Ахрори, Накибхон Туграл. Диван стихов Туграла Ахрори/Н.Т. Ахрори; сост. и испр. М. Шукурзаде.-Душанбе: Пайванд, 2011.-452 с. (на тадж. яз.).

2. Ахрори, Накибхон Туграл. Избранная поэзия/ Н.Т. Ахрори.-Душанбе: Ирфон, 1964.-320 с. (на тадж. яз.).

3. Ахрори, Накибхон Туграл. Древо любви: избранная поэзия / Н. Т. Ахрори; автор пердисл. и сост. текста и словаря А. Пулодов и А. Рахмонов.-Душанбе: Ирфон, 1986-351 с. (на тадж. яз.).

4. Бедил Дехлави. Соч.: в 8 т. Т. 1. Газели. /Сост. С. Сиддиков.-Душанбе: Адиб, 1989.-704 с. (на тадж. яз.).

5. Зехни, Т. Поэты светочи земли/ Т. Зехни, С. Саъдиев.- Душанбе: Ирфон, 1973.-246 с. (на тадж. яз.).

6. Кутби, К. Убийство Туграла/К.Кутби.-Душанбе: Сино, 1993.-32 с. (на тадж. яз.).

7. Махмадшоев М. Антология поэтов Зарафшана/ М. Махмадшоев.-Худжанд, 2010.-104 с. (на тадж. яз.).

8. Мирзо Сиродж. Подношение Бухарцам/ С. Мирзо. -Душанбе: Адиб, 1992.-272 с. (на тадж. яз.).

9. Насафи, Сайидо. Избранная поэзия/ С. Насафи.-Душанбе: Ирфон, 1977704 с. (на тадж. яз.).

10. Поэты Мавераннахра. /Сост. A.M. Хуросони.-Душанбе: Адиб, 2006.-688 с. (на тадж. яз.).

11. Словарь таджикского языка. T.I.- М.: Сов. энциклопедия, 1969.-951 с.

12. Словарь таджикского языка. Т.Н.- М.: Сов. энциклопедия, 1969.-947 с.

13. Тысячи газелей ста поэтов. /Сост. и автор предисл. Ибрагим Наккаш,-Душанбе: Ирфон, 2011.-599 с. (на тадж. яз.).

14. Ходжи Хусейн Кангурти. Куллиёт=[Полное собрание сочинений]/Х.Х. Кангурти./Сост. К. Чиллазод и А. Абдуррахимов.-Душанбе: Ирфон, 1998.524 с. (на тадж. яз.).

15. Цветник поэзии. Т.5.- Душанбе: Ирфон, 1980.-468 с. (на тадж. яз.).

16. Ширази, Хафиз. Избранная поэзия/Х.Ширази.- Душанбе: Ирфон, 1971.-390 с. (на тадж. яз.).

17. Шохин, Шамсиддин. Куллиёт=[Полное собрание сочинений]/под ред. Р. Ходизаде и А. Рахмонова.-Душанбе: Адиб, 2006.-640 с. (на тадж. яз.). (арабскому алфавиту)

.¿УТщ'у уЦ ^.Л У ¡^ ДЧ си!J ^ и/Ш (¿¿и^) и^Щцш/

- ^¡лдл <—¿/¡р у <—Аз//^¡{я-ш! |Ч "и1 /< "мл л сС^^3 Л '

.^-.ХАА -П1^' ц^Ц^а

¿»ЛV^¿А J Ь ///а. лЙ/ Ою ¡^Ллс. , X ^

¿^-Ьс < и^ Л*-^3! У . »Т Ь /'й . ^6/ (1| лт.>' ¿А. ^. X X

ИУД «-иЦ^

.'¿УОд^ии и Ь //лл^ о ¿¿¿л!1 ¿¿¿Ье- /С^иЛ! .¿¿и.II Ьл <1 . X Г

.^»..Ч'П ОГУД <^

<»-3 <Х1Х (И ^ ^ «'¡¡ели^ ■ У/5^Зо?^ У/ С б) Научная литература:

25. Айни, С. Образец таджикской литературы/ С. Айни. -Душанбе: Адиб, 2010.- 448 с. (на тадж. яз.).

26. Айни, С. Мирзо Абдулкадыр Бедиль/ С.Айни.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954.-340 с. (на тадж. яз.).

27. Айни, С. История бухарской революции/С. Айни./ Сост. Р.Хашим.-Душанбе: Адиб, 1987.-240 с. (на тадж. яз.).

28. Айни, С. Воспоминания / С. Айни.- Душанбе: Адиб, 1990.-325 с.

29. Айни, С. Полное собрание сочинений. Т. 10/С. Айни.-Душанбе: Ирфон, 1966.-344 с. (на тадж. яз.).

30. Абибов, А. Литературные круги Восточной Бухары ( XIX и начало XX веков)/ А. Абибов.-Душанбе: Дониш, 1984.-240 с. (на тадж. яз.).

31. Абибов, А. Рассеянное сокровище / А. Абибов.-Душанбе:Ирфон,1984.-304 с. (на тадж. яз.).

32. Асозаде, X. Таджикская литература для XI класса /А. Асозаде, А. Кучаров.-Душанбе: ТоРус, 2011.-399 с. (на тадж. яз.).

33. Асозаде, X. Таджикская литература XX века/ X. Асозаде. -Душанбе: Маориф, 1999.-440 с. (на тадж. яз.).

34. Амиркулов, С. Таджикская литература в первой половине XIX века/ С. Амиркулов.-Душанбе: ТГУ, 1980.-100 с. (на тадж. яз.).

35. Амиркулов, С. Преобразование жанров таджикско-персидской литературы в первой половине XIX века/ С. Амиркулов.-Душанбе: Деваштич, 2005.-128 с. (на тадж. яз.).

36. Атахонов, Т. Словарь литературоведческих терминов/ Т. Атахонов.-Душанбе: Шарки озод, 2002.-455 с. (на тадж. яз.).

37. Абулхаев, Р. Восход Зерафшана / Р. Абулхаев. -Душанбе: Ирфон, 1981.53 с. (на тадж. яз.).

38. Афсахзод, А. Камол Худжанди - мастер газели/ А. Афсахзод.-Душанбе: Деваштич, 2005.-220 с. (на тадж. яз.).

39. Афсахзод, А. Караван слава/ А. Афсахзод.- Душанбе: Адиб, 1994.-400 с. (на тадж. яз.).

40. Афсахзод, А. А. Джами поэт воспевающий газели/ А. Афсахзод.-Душанбе: Маориф, 1989.-256 с. (на тадж. яз.).

41. Бобоев, Ю. Теория литературы /Ю.Бобоев.-Душанбе: Маориф, 1987.320 с. (на тадж. яз.).

42. Бертельс, Е. Э. История персидско-таджикской литературы/ Е. Э. Бертельс.- М.: Изд-во вост. лит., 1960.-527 с.

43. Бартольд, В. В. История культурной жизни Туркестана/ В. В. Бартольд //Соч., т. 2, ч. 1. -М., 1963. -С. 169-393.

44. Бартольд, В. В. Таджики: исторический очерк/ В. В. Бартольд // Соч., т. 2, ч. 1. -М„ 1963.-С. 449-468.

45. Брагинский, И. С. К изучению таджикской литературы рубежа XIX-XX вв. // Очерки из истории таджикской литературы/ И. С Брагинский.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956.- 452 с.

46. Брагинский, И. С. Жизнь и творчество Садриддина Айни /И.С Брагинский.-Душанбе: Ирфон, 1968.-193 с. (на тадж. яз.).

47. Бокиев, X. Творческий пути и просветительские мысли Мирзо Сироджа Хакима: дис. ...канд. филол. наук / X. Бокиев.-Душанбе, 2000, 170 с. (на тадж. яз.).

48. Ваххобов, Р. Поэтика стихотворного размера, и ритмические особенности современного таджикского стихотворения/ Р.Ваххобов.-Душанбе: Ирфон, 2009.-200 с. (на тадж. яз.).

49. Гафуров, Б. Г. История таджикского народа от древнейших времен до Великой Октябрьской Социалической Революции 1917 года/ Б.Г.Гафуров.-М., 1955.-365 с.

50. Горький, А. М. О литературе/ A.M. Горький. - М., 1961.- 462 с.

51. Гончаров, Б. П. Поэтика Маяковского: лирический герой после октябрьской поэзии и пути его художественного утверждения/ Б. П. Гончаров.-М.: Наука, 1983 .-351 с.

52. Гафуров, Б. Г. Таджики: В 2-х, кн. Кн.2/ Б.Г. Гафуров.-Душанбе: Ирфон, 1998.-415 с. (на тадж. яз.).

53. Дониш, А. Краткая история мангитских эмиров Бухары/ А. Дониш; сост. А. Мирзоев.- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960.-193 с. (на тадж. яз.).

54. Давронов, С. Структура таджикского стихотворения / С.Давронов.-Душанбе: Ирфон, 1976.-25 с. (на тадж. яз.).

55. Давронов, С. Изучение метрики таджикской поэзии/ С.Давронов.-Душанбе: Маориф, 1992.-176 с. (на тадж. яз.).

56. Ёрмухаммадов, Ш. Жанр китъа в творчестве Анвари Абеварди: дис. ...канд. филол. наук/ Ш. Ёрмухаммадов.- Душанбе, 2000, 166 с. (на тадж. яз.).

57. Жирмунский В. Рифма, её история и теория/ В. Жирмунский. -Петроград: Академия, 1923. -337 с.

58. Зехни, Т. Искусство слова/ Т. Зехни.-Душанбе: Маориф, 1992.-302 с. (на тадж. яз.).

59. Зехни, Т. Художественные приёмы в таджикской поэзии/ Т. Зехни.-Душанбе: Ирфон, 1960.-259 с. (на тадж. яз.).

60. Зехни, Ф. Жанр сакинаме в персидско-таджикской литературе XIII-Х1Увеков/ Ф. Зехни.-Душанбе: Дониш, 1991.-110 с. (на тадж. яз.).

61. Иванов, П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI и второй половины XIX в)/ П.П. Иванов.- М., 1958.-247 с.

62. Каримов, У. Мирзо Содик Мунши: жизнь и творчество поэта/ У. Каримов.-Душанбе: Дониш, 1972.-162 с. (на тадж. яз.).

63. Каримов, У. Таджикская литература во второй половине XVIII и начале XIX веков/ У. Каримов.-Душанбе: Дониш, 1974.-188 с. (на тадж. яз.).

64. Кошифи, Хусайн Воъиз. Бадаеъ ал-афкар./Автор предисл. и сост. У. Тоиров и А. Хафизов.-Душанбе: Хумо, 2006.-232 с. (на тадж. яз.).

65. Комёр, Хаки Вахидиян. Художественная техника и искусство./ Автор предисл., коммент. и сост. У. Тоиров и С. Саидали.-Душанбе, 1993.-50 с. (на тадж. яз.).

66. Маъсуми, Н. Избранные произведения. Т. 1./Сост. В. П. Османова и М. Шукуров-Душанбе: Ирфон, 1977.-368 с. (на тадж. яз.).

67. Мирзозаде, X. Материалы из истории таджикской литературы (XVI-ХГХвека)/ X. Мирзозаде.-Сталинабад, 1950.-307 с. (на тадж. яз.).

68. Мирзозаде, X. Шамсиддин Шохин/ X. Мирзозаде.-Сталинабад, 1956.256 с. (на тадж. яз.).

69. Мирзозаде, X. Краткий словарь литературоведческих терминов/ X. Мирзозада.- Душанбе: Маориф, 1992.-240 с. (на тадж. яз.).

70. Мирзоев, А. К вопросу об изучении таджикской литературы ХУ1-Х1Х вв/ А. Мирзоев// Первая Всесоюзная конференция востоковедов. -Ташкент, 1957.-С. 252-253.

71. Мирзоев, А. Литература: помощь уроку литературы XVI, XVII, XVIII и XIX веков/ А. Мирзоев.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1948.- 191 с. (на тадж. яз.).

72. Мирзоев, А. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы/А.Мирзоев,- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954.-208 с. (на тадж. яз.).

73. Мирзоев, А. Тринадцать статей/А. Мирзаев.-Душанбе: Ирфон, 1977.288 с. (на тадж. яз.).

74. Мусулмонкулов, Р. Теория литературных родов и жанров/Р. Мусулмонкулов.-Душанбе: Маориф, 1987.- 88 с. (на тадж. яз.).

75. Мусулмонкулов, Р. Тайны слова/ Р. Мусулмонкулов.- Душанбе: Ирфон, 1980.-113 с. (на тадж. яз.).

76. Мусулмониён, Р. Теория литературы/ Р. Мусулмониён. -Душанбе: Маориф, 1990.-240 с. (на тадж. яз.).

77. Мухторов, А. История таджикского народа: учебник для УШ-х классов/ А. Мухторов.-Алмаата: Атамура, 2000.- 184 с. (на тадж. яз.).

78. Махмадаминов, А. Садриддин Айни - ученый/ А. Мухаммадаминов.-Душанбе: Истеъдод, 2010.-64 с. (на тадж. яз.).

79. Мухиддинова, Д. Мухаммадхусайни Ходжи и поэтика его газалей /Д. Мухиддинова.- Душанбе: Истеъдод, 2011.-160 с. (на тадж. яз.).

80. Нарзикул, М. Введение в поэтику: стихотворный размер/ М. Нарзикул.-Душанбе: Сино, 2004.-80 с. (на тадж. яз.).

81. Нарзикул, М. Место слова: (сб. статей.)/ М. Нарзикул.-Душанбе: Адиб, 2006.-224 с. (на тадж. яз.).

82. Низоми, Арузи Самарканди. Четыре беседы./Автор пердисл. и сост. X. Шарифов и У. Тоиров.- Душанбе: Ирфон, 1986.-160 с. (на тадж. яз.).

83. Наливкин, В. П. Краткая история Кокандского ханства/ В.П.Наливкин.- Казань, 1886.-264 с.

84. Неъматзаде, Т. О Вазехе и его произведении «Саванех ал-масолик ва фарасих ал-мамалик»/ Т. Неъматзаде.-Сталинабад, 1957.-50 с. (на тадж. яз.).

85. Низомов, М. Вопросы поэтики газелей Фарид ан-дина Аттара: дис. ...канд. филол. наук / М. Низомов.-Душанбе, 2002.-185 с. (на тадж. яз.).

86. Пулодов, А. Свет в поэтическом обществе/А. Пулодов, А. Рахмонов//Древо любви: избранная поэзия.-Душанбе, 1986.- С.2-28. (на тадж. яз.).

87. Рахмон, Э. Мевляна и человеческая культура/ Э. Рахман.-Душанбе: Бухара, 2012.-132 с. (на тадж. яз.).

88. Рахманов, Ш. Мусаммат, его формирование и преобразование/ Ш. Рахманов.-Душанбе: Дониш, 1987.- 170 с. (на тадж. яз.).

89. Рахманов, Ш. Преобразование лирических единиц/ Ш. Рахманов.-Душанбе: Адиб, 1988.-144 с. (на тадж. яз.).

90. Раджабов, 3. Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине Х1Хи начала XX веков/ З.Ш. Раджабов.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1959.-156 с. (на тадж. яз.).

91.Рози, Шамс Кайс. Талковый словарь размеров стихов аджама./Автор пердисл. и сост. У. Тоиров.-Душанбе: Адиб, 1991.- 464 с. (на тадж. яз.).

92. Раджаби, М. Ислам: просветительство и революция: (сб. статей.) /М. Раджаби.-Душанбе: Дониш, 1997.-456 с. (на тадж. яз.).

93. Рейснер, М. Л. Эволюция классической газели на фарси (Х-Х1У века)/М.Л. Рейснер.-М.: Наука, 1989.-224 с.

94. Рипка, Я. История персидской и таджикской литературы/Я. Рипка.-М.: Прогресс, 1970.-440 с.

95. Рахмонов, А. Шамсиддин Шохин и традиция сложения газели в таджикской литературе второй половины XIX и начала XX веков/ А. Рахмонов.-Душанбе: Маориф ва фарханг, 2006.-216 с. (на тадж. яз.).

96. Рахмонов, А. Время знания/А. Рахмонов. -Душанбе: Адиб, 1995.- 112 с. (на тадж. яз.).

97. Расулов, С. Лексические и стилистические особенности поэзии Накибхона Туграла: дис. ...канд. филол. наук /С. Расулов.-Душанбе, 2011, 165 с. (на тадж. яз.).

98. Сайфиев, Н. Таджикская литература в XVI, XVII, XVIII и в первой половине XIX веков/ Н. Сайфиев.-Душанде: Хумо, 2004.-360 с. (на тадж. яз.).

99. Сайфиев, Н. История таджикской литературы (ХУ1-Х1Х и начала XX веков) /Н. Сайфиев.-Душанбе: Бухоро, 2012.-660 с. (на тадж. яз.).

100. Сирус, Б. Трактат об арузе/Б. Сирус.-Душанбе, 1963.-287 с. (на тадж. яз.).

101. Сирус, Б. Рифма в таджикской поэзии/Б. Сирус.-Сталинабад, 1955.186 с. (на тадж. яз.).

102. Сирус, Б. Новая теория стихосложения в таджикской поэзии/Б. Сирус.-Душанбе: Ирфон, 1972.-47 с. (на тадж. яз.).

103. Сатторзаде, А. Персидско-таджикское художественное совершенство: на основе прежних и современных теорий/ А. Сатторзаде.-Душанбе: Адиб, 2011.-380 с. (на тадж. яз.).

105. Сорбон. Зерафшан: Туграл. Полное собрание сочинений: в Ют. / Сорбон - Душанбе: Адиб: Эджод, 2009. - 6 т. (на тадж. яз.).

105. Солихов, М. Аруз и его изучение/ М.Солихов.-Душанбе: Илм ва адаб, 2005.-107 с. (на тадж. яз.).

106. Саидов, С. Художественная речь/С. Саидов. -Душанбе: Ирфон, 2012.134 с. (на тадж. яз.).

107. Саидов, С. Теория литературы/С. Саидов. -Душанбе, 2011.-200 с. (на тадж. яз.).

108. Табаров, С. Три таджикских просветителя о династии мангитов/С. Табаров.-Душанбе: Эджод, 2006.-208 с. (на тадж. яз.).

109. Тоиров, У. Словарь терминов аруза Аджама/У. Тоиров.-Душанбе: Маориф, 1991.-560 с. (на тадж. яз.).

110. Тоиров, У. Виды и поэтические размеры таджикской народной поэзии/У. Тоиров.-Душанбе: Пайванд, 2007.-140 с. (на тадж. яз.).

111. Тоиров, У. Словарь терминов рифмы/У. Тоиров.-Душанбе: Маориф, 1997.-152 с. (на тадж. яз.).

112. Тоиров, У. Ритмичное слово/У. Тоиров.-Душанбе: Шарки озод, 2005.-456 с. (на тадж. яз.).

113. Тоиров, У. Исследование и преподавание аруза/У. Тоиров.-Душанбе: Дониш, 1995.-193 с. (на тадж. яз.).

114. Тоиров, У. Энциклопедия рифмы и аруза поэзии аджам/У. Тоиров, С Саидали.-Душанбе: Ирфон, 1994.-512 с. (на тадж. яз.).

115. Томашевский, Б. В. Стилистика/Б. В. Томашевский.-JI.: Изд.-во ЛГУ, 1938.-288 с.

116. Тимофеев, Л. И. Поэтика Маяковского/Л.И. Тимофеев.-М.: Сов. писатель, 1941.-104 с.

117. Улугзаде, С. Ахмад Дониш /С. Улугзаде.- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1946.-87 с. (на тадж. яз.).

118. Фитрат, А. Период правления эмира Алимхана/А. Фитрат. - Душанбе: Гос. кн. палата, 1991.-64 с. (на тадж. яз.).

119. Ходизаде, Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX века /Р.Ходизаде. - Сталинабад, 1956.-139 с.

120. Халфин, Н. А. Политика России в Средней Азии (1957-1868)/Н. А. Халфин.- М.: Изд-во вост. лит., 1960.-272 с.

121. Хусайни, Атоуллах Махмуд. Бадоеъ ас-саноеъ./ Сост. Р. Мусулманкулов.-Душанбе: Ирфон, 1974.-205 с. (на тадж. яз.).

122. Хусейнзаде, Ш. Спор и размышление/Ш. Хусейнзаде.-Душанбе: Ирфон, 1964.-264 с. (на тадж. яз.).

123. Хабибов, А. Сокровища Бадахшана/А. Хабибов.-Душанбе: Ирфон, 1972.-320 с. (на тадж. яз.).

124. Хикматов, Дж. Мухлис Бадахшони и его мухаммасы: дис. ...канд. филол. наук/ Дж. Хикматов.-Душанбе, 2010.- 132 с. (на тадж. яз.).

125. Хотамов, И. Б. История таджикского народа (с 60 годов XIX века до 1924)/ Н. Б. Хотамов.-Душанбе, 2007.-368 с. (на тадж. яз.).

126. Ходизаде, Р. Таджикская литература (XVI-XIX и начала XX веков)/Р. Ходизаде, У. Каримов, С. Саъдиев.-Душанбе: Маориф, 1988.-414 с. (на тадж. яз.).

127. Ходизаде, Р. Из прошлого и настоящего таджикской литературы (сб. статей.) Р. Ходизаде.-Душанбе: Ирфон, 1974.-144 с. (на тадж. яз.).

128. Ходизаде, Р. Ахмад Дониш/Р. Ходизаде.-Сталинабад, 1960.-23 с. (на тадж. яз.).

129. Шакури, М. Взгляд на таджикскую литературу XX века /М. Шакури.-Душанбе: Адиб, 2006.-456 с. (на тадж. яз.).

130. Шарифов, X. Риторика и красноречие/Х. Шарифов.-Душанбе: Ирфон, 2002.-278 с. (на тадж. яз.).

131. Шарифов, X. Художественная речь/X. Шарифов.-Душанбе: Маориф, 1991.-160 с. (на тадж. яз.).

132. Шарифов, X. Поэтика/Х. Шарифов, У.Тоиров.-Душанбе: Хумо, 2005.384 с. (на тадж. яз.).

133. Шоев, А. Накибхон Туграл и его «Сакинаме»/А. Шоев// Высоты: (сб. статей.)/Сост. С. Саидов и В. Элбоев.-Душанбе, 2011.-С.209-217. (на тадж. яз.).

134. Шоев, А. Комментарий стихотворения, его значимость и сущность/А. Шоев, С. Саидов.- Душанбе: Ирфон, 2009.-96 с. (на тадж. яз.).

135. Шоев, А. Использование Корана Хафизом/А. Шоев.-Душанбе, 2007.48 с. (на тадж. яз.).

136. Шеърдуст, А. Предисловие /А. Шеърдуст//Диван стихов Туграла Ахрори.-Душанбе, 2011.-С.13-18. (на тадж. яз.).

137. Шукурзаде, М. Вхождение в сладостный мир Туграла /М. Шукурзаде.-//Диван стихов Туграла Ахрори.-Душанбе, 2011.-С.19-34. (на тадж. яз.).

138. Элбоев, В. Ходжа Масъуд Куми и его поэма «Юсуф и Зулайха»/В. Элбоев.-Душанбе: Дониш, 2011.-128 с. (на тадж. яз.).

139. Элбоев, В. Прошлое и настоящее «Сакинаме»/В. Элбаев//Биё соки. -Душанбе, 2011.-С.3-17. (на тадж. яз.).

140. Эркаев, М. Соединение Средней Азии к России и его историческое значение для таджикского народа/М. Эркаев. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1959.-20 с. (на тадж. яз.).

(арабскому алфавиту)

ЛЬи ¿ил /¿¡С ¿ОУ J сг"^' _>> ¡3*^. (Л>и ^^

в. Журналы и газеты:

146. Абулхаев, Р. Проявление света одной неясной страницы/Р. Абулхаев//Таджикистан.-2000.-№7-12. -С.30-31. (на тадж. яз.).

147. Диёри, М. Новые избранные произведения Туграла /М. Диёри//Газетаи муаллимон.-1987.-20 янв.-С.З. (на тадж. яз.).

148. Икроми, С. Беспокойная судьба /С. Икроми//Мехнат,-1990.-3 февр.-С. 3. (на тадж. яз.).

149. Мирзоев, А. Тетрадь рукописи стихотворений Туграла/А. Мирзоев//Маориф ва маданият.-1965.-1 июля.-С.З. (на тадж. яз.).

150. Мухторов А. Некоторые новые сведения о Накибхане Туграле/А. Мухторов//Маориф ва маданият.-1978.-18 нояб.-С.З. (на тадж. яз.).

151. Рахмон, Э. Таджикистан гордится именами Рудаки и Туграла/Э. Рахмон//Ч,умхурият.-2010.-10 июля.-С.2. (на тадж. яз.).

152. Рахмон Э. Дороги имеют политическое, экономическое, коммерческое и судьбоносное значение/Э. Рахмон//Садои мардум.-2012.-30 окт.-C.l. (на тадж. яз.).

153. Ходжаев, Дж. Тошходжа Асири и его творчество/Дж. Ходжаев//Шарки сурх.-1957.-№1.-С.96-111. (на тадж. яз.).

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.