Жизненный мир личности как объект социологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Дивисенко, Константин Сергеевич

  • Дивисенко, Константин Сергеевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 180
Дивисенко, Константин Сергеевич. Жизненный мир личности как объект социологического исследования: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Санкт-Петербург. 2013. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дивисенко, Константин Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

1. КАТЕГОРИЯ «ЖИЗНЕННЫЙ МИР» В СОЦИОЛОГИИ.

1.1. Концептуализация понятия «жизненный мир» в классической феноменологии.

1.2. Понятие «жизненный мир» в феноменологическом направлении социологии.

1.3. Жизненный мир как основа социальной интеракции в теории коммуникативного действия.

1.4. Жизненный мир как предмет изучения в прикладных социологических исследованиях.

2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА В

АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ.

2.1. Коммуникативная природа репрезентации жизненного мира.

2.2. Особенности репрезентации жизненного мира в биографическом нарративе.

2.3. Структура жизненного мира, репрезентированная в автобиографическом нарративе.

3. БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА.

3.1. Методы сбора и анализа биографических текстов.

3.2. Результаты исследования ценостно-аттитюдной структуры жизненного мира.

3.3. Обсуждение результатов и выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизненный мир личности как объект социологического исследования»

Актуальность исследования определяется современными теоретическими тенденциями мировой социологии, в поле исследовательского интереса которой попадает повседневная реальность, выступающая связующим звеном между абстракциями социальных целостностей и конкретными категориями социального взаимодействия на микроуровне.

В социологическом анализе повседневного существования происходит соединение агентных и структурных измерений социальной реальности. Идеи такого рода синтеза в теоретической социологии можно обнаружить у ряда крупнейших социальных мыслителей второй половины XX века. Так, теория систем Н. Лумана, теория структурации Э. Гидденса и теория габитуса П. Бурдьё нацелены на преодоление противоречий объективизма и субъективизма, структуры и действия, холистической и индивидуалистической перспектив.

Аналогичные процессы поиска синтезирующих идей происходили и в отечественной социологии. Как полагает Ж. Т. Тощенко, в конце 90-х годов в российской социальной науке стал преобладать антропоцентрический подход. Согласно данному подходу «человек представляется и как ресурс общественного развития (прагматический аспект), и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития» [148, с. 7]. Сознание и поведение людей в контексте конкретных условий их жизни становится основным предметом социологии жизни [149, с. 25]. Таким образом, жизнь отдельного человека, его социальная экзистенция в определенном субъективно значимом мире оказывается объектом изучения социологии.

Этим обстоятельством определяется актуальность исследования жизненного мира, обеспечивающего, в ракурсе развития идей социологии социального существования, возможность описания и понимания отдельных микро- и макроаспектов жизни в их целостности.

Концепция жизненного мира позволяет синтезировать в исследовании отдельные компоненты как сознания (знания, мотивы, потребности, интересы, ценности, установки и т. п.), так и деятельности (действия, поступки, практику) социальных агентов. И тогда жизненный мир личности оказывается системой жизненного опыта, формируемой отдельными когнитивными и практическими механизмами и формирующей дальнейшие схемы восприятия и социальных действий.

Другими словами, в жизненном мире можно увидеть преломление макро-социологического измерения — влияние на повседневную жизнь процессов, не зависящих от индивида (например, динамики социальной системы), и формирование внешней по отношению к индивиду реальности в результате его собственной жизнедеятельности.

Сам концепт «жизненный мир» был предложен Э. Гуссерлем. Данное понятие он определял как мир изначальных очевидностей, всего того, что воспринимается как само собой разумеющееся.

Научный интерес А. Шюца касался структуры жизненного мира. П. Бергер и Т. Лукман исследовали экстернализацию, интернализацию и реи-фикацию жизненного мира в терминах становления общего запаса знания. Ю. Хабермас рассматривал жизненный мир в связи с разрабатываемой им концепцией коммуникативного действия, как основу любого социального действия.

Жизненный мир стал основной категорией интерпретативной социологии в диапазоне от обозначения всей предметной области социальных наук до жизненного мира конкретной социальной группы в определенном месте и времени. Даже краткий обзор, приведенный выше, показывает отсутствие однозначности и определенности в концептуализации данного понятия: область изначальных очевидностей, мир повседневного опыта, общий запас знания и др. Чаще всего жизненный мир отождествляют либо с миром культуры, либо с повседневной жизнью (см. об этом: [87, с. 96]). Можно утверждать, что нерешенной задачей является систематизация разнообразных подходов к концептуализации и oneрационализации понятия жизненный мир. Это обстоятельство также определяет актуальность исследования.

Концепция жизненного мира в современной отечественной и зарубежной социологии (благодаря социальной феноменологии и франкфуртской социологической школе) была и до сих пор остается одним из ключевых теоретических инструментов анализа трансформаций современного общества. Вместе с тем следует отметить, что эмпирическое обоснование данной концепции и включение ее в арсенал средств прикладного социологического исследования до настоящего времени оказывается актуальной научной проблемой, попытка решения которой осуществляется в диссертационном исследовании.

Степень разработанности научной проблемы. Философская концептуализация понятия «жизненный мир» осуществлена в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Ингартена, Ж.-П. Сартра. Современное развитие социально-философского направления исследования жизненного мира отражено в работах И. Н. Инишева, С. Б. Кожевникова, А. Э. Савина, Я. А. Слинина, Р. Соколовски, Е. В. Фалёва, А. Шульги.

В рамках социальной феноменологии жизненный мир рассматривался в качестве основного предметного поля А. Шюцем, П. Бергером, Т. Лукманом. Проблематика повседневности как одного из структурных элементов жизненного мира поднималась в исследованиях Й. Дреера, И. Т. Касавина, H. Н. Козловой, С. П. Щавелева.

Большое значение для настоящего диссертационного исследования имеет теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, раскрывающая роль жизненного мира как ресурса и ограничения любой социальной интеракции. Развитие данных идей отражено в работах А. В. Назарчука, А. Сименна (A. Seemann), Дж. Г. Финлейсона (J. G. Finlayson), Э. Эдгара (A. Edgar).

Особое развитие и практическое применение концепция жизненного мира получила в зарубежных социальных исследованиях, в которых можно выделить три относительно независимых направления: 1) традиция исследования жизненного мира преимущественно в рамках строго феноменологического подхода

Т. Ляйтэузер (Т. Leithaeuser), К. Мустакас, (С. Moustakas), Д. Тротмен (D. Trotman), Б. В. Уик (В. V. Wyk) и др.); 2) эмпирические, прикладные исследования жизненного мира в изучении социальной работы и опеки, в социологии детства и молодежи (Кл. Грунвальд (К. Grunwald), X. Тирш (Н. Thiersch), и др.); 3) социально-критический анализ жизненного мира и противостоящей ему социальной системы (Э. Уоллес (A. Wallace), Г. Эдварде (G. Edwards), Ш. Моримото (S. A. Morimoto), JI. Фридленд (L. А. Friedland) и др.).

Из современных зарубежных эмпирических исследований следует отметить работы шведского социолога К. Далберг (К. Dahlberg), предложившей рефлексивный феноменологический подход в исследовании жизненного мира, широко используемый в области социологии здоровья и медицины в скандинавских странах.

Концепция жизненного мира применялась отечественными социологами, культурологами и философами для анализа современных социокультурных изменений в новейшей истории России (В. Г. Федотова, Н. М. Смирнова, В. М. Межуев, Ю. М. Резник, В. И. Ильин и др.). Междисциплинарному изучению жизненного мира в рамках когнитивных исследований посвящены работы О. Е. Баксанского и Е. Н. Кучер. Проблемы типологического анализа жизненного мира отражены в работах Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева.

Проблематика трансформации жизненного мира в рамках социологии культуры представлена в работах Л. Г. Ионина и И. Б. Пржиленской.

Анализ теоретических и методологических подходов, предложенных отечественными и зарубежными исследователями показал, что при наличии достаточно большого числа как прикладных, так и теоретических исследований жизненного мира, с одной стороны, отсутствует четкая, общепринятая дефиниция этого понятия, с другой, недостаточно раскрыт потенциал данной категории, обеспечивающий возможность исследования микро- и макроуровня социальной реальности.

Теоретические и методологические основы диссертации. Основные теоретико-методологические источники, релевантные теме диссертационной работы, можно разделить на четыре группы:

• Феноменология, благодаря которой категория «жизненный мир» вошла в тезаурус социальной науки (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Р. Ингартен, и др.).

• Феноменологическое направление социологии, основателем которого является А. Шюц, адаптировавший категориальный аппарат феноменологии для социальных исследований, соединив с идеями «понимающей социологии» М. Вебера. Идеи феноменологии, развитые в социологическом аспекте П. Бергером, Т. Лукманом, Э. Гофманом, Г. Гарфинкелем.

• Теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), которая, во-первых, обогатила феноменологическую концепцию жизненного мира идеями аналитической философии обыденного языка; и, во-вторых, позволила рассматривать биографический нарратив как коммуникативное действие.

• Методология биографического исследования, впервые примененная в работах Ф. Знанецкого и У. Томаса, представителей Чикагской социологической школы. Методологические подходы, используемые в биографическом методе, устной истории, истории жизни, этнографии (3. Бауман, Д. Берто, П. Бурдьё, Г. Розенталь, Й. П. Руус, П. Томпсон, А. Н. Алексеев, Г. С. Батыгин, А. Л. Валевский, А. П. Вардомацкий, В. Б. Голофаст, А. С. Готлиб, Б. 3. Докторов, Н. Н. Козлова, М. А. Мануильский, И. Ф. Петровская, Д. Н. Шалин).

Кроме того, особое значение для биографического исследования жизненного мира имеют герменевтическая традиция гуманитарных наук (Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр, Р. Шустерман), социальный анализ ценностей (Г. П. Выжлецов, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. К. Шохин, В. А. Ядов), методология качественного исследования (И. Ф. Девятко, Н. К. Дензин, О. Б. Клюшкина, Дж. Кресвелл, Л. А. Козлова, Е. Ю. Мещеркина-Рождественская, В. В. Семёнова, Д. Силверман, Е. Р. Ярская-Смирнова), методология и методика анализа качественных данных (Р. Водак, С. Тичер, Г. И. Саганенко). В диссертационном исследовании жизненного мира используются методология и методика нарративного анализа (Ф. Анкерсмит, И. В. Троцук, Б. Фливберг, Н. Н. Цветаева, Р. С. Черепанова, С. А. Чуйкина), методология и методика феноменологического описания (А. Джорджи, К. Мустакас, А. М. Улановский), методология grounded theory — «обоснованной теории» (Б. Глезер, А. Страусе, Дж. Корбин, К. Чармаз), практика использования проективных биографических методик (М. П. Белоусова, О. Б. Божков, Н. С. Бурлакова, А. В. Соколов).

Методы. В качестве основного метода сбора социологических данных в диссертационном исследовании использовался биографический метод, включающий в себя как традиционную автобиографию, так и проективную биографическую методику — эссе «Я через N лет». Для анализа ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира личности, основанного на биографических текстах, были адаптированы методики и техники целевого анализа содержания, grounded theory («обоснованной теории») и феноменологического описания. Обработка (кодирование) биографических текстов осуществлялась в компьютерной программе для анализа качественных данных MaxQDA. Для количественного анализа кодировочных матриц использовались методы дескриптивной статистики и анализ таблиц сопряженности; данные расчеты проводились в компьютерной программе SPSS.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили автобиографии и биографические эссе «Я через N лет» старших школьников (9-11 кл.), собранные диссертантом в 2010 году в восьми петербургских общеобразовательных школах, а также материалы Биографического фонда Социологического институт РАН. Общий массив, собранных диссертантом, данных составил 262 автобиографии и 235 биографических эссе, принадлежащих 270 авторам.

Объектом исследования является жизненный мир личности как субъективная модель/образ социальной реальности.

Предмет исследования — жизненный мир личности как система событий личной истории индивида, репрезентируемая в коммуникативной ситуации автобиографического нарратива.

Цель и задачи исследования. В качестве основной цели диссертационной работы выступает разработка теоретических принципов и методических приемов исследования жизненного мира личности на основе биографических текстов.

Для реализации обозначенной цели было необходимо решить следующие задачи:

• осуществить систематизацию современных социологических подходов к концептуализации и операционализации понятия «жизненный мир»;

• операционализировать понятие «жизненный мир» для задач биографического исследования;

• описать структуру жизненного мира личности, конституируемого в биографическом нарративе;

• обосновать методическое решение биографического исследования жизненного мира;

• апробировать методы эмпирического исследования жизненного мира на массиве автобиографических текстов школьников.

Научная новизна работы:

1. Впервые в отечественной науке проведена систематизация современных концепций жизненного мира, позволившая выделить два относительно самостоятельных направления исследования: социально-феноменологическое и социально-критическое. Показано, что такая дифференциация обусловлена исторически сложившимися вариантами интерпретации теории жизненного мира Э. Гуссерля.

2. В результате синтеза теории жизненного мира и методологии биографического исследования предложена новая операциональная модель жизненного мира личности как ценностно-аттитюдной структуры, представляющей собой систему осмысленного жизненного опыта действующего субъекта.

3. Выделены два условия, обосновывающие методологию биографического исследования структуры жизненного мира личности — рационализация и социальная коммуникация. Обосновано, что биография как инструмент социологического анализа отвечает этим двум условиям и позволяет реконструировать жизненный мир личности.

4. Предложено и обосновано авторское методическое решение биографического анализа жизненного мира, которое обеспечивает изучение структуры ценностей и установок личности. Данное методическое решение предполагает комплексный сбор и анализ социологической информации: получение автобиографий и проективных биографических сочинений, а также анализ текстов с помощью процедур и техник целевого анализа содержания, «обоснованной теории» и феноменологического описания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Жизненный мир — интерсубъективная модель реальности, которая выступает как фоновое (само собой разумеющееся) знание, обеспечивающее субъекту возможность жить и действовать, адаптироваться к условиям жизни и адаптировать их в соответствие со своими потребностями.

2. Элементарной единицей анализа жизненного мира является смысл — результат интерпретации события личной истории индивида. В самом смысле сохраняется не только интерпретация переживания, но и память о чувственном восприятии объекта внешнего мира и о контексте конкретной ситуации, в которой происходило это восприятие.

3. Интериоризирующая и экстериоризирующая направленность процессов взаимодействия человека с внешним миром является параметром, по которому выделяются два измерения в общей структуре жизненного мира личности: смысловое и ценностно-аттитюдное.

4. Смысловое измерение общей структуры жизненного мира представляет собой совокупность индивидуальных смыслов, упорядоченную в соответствии с критерием контекстуальности (соотнесенности каждого нового интерпретационного акта с актами осмысления, имевшими место в прошлом жизненном опыте).

5. Ценностно-аттитюдное измерение структуры жизненного мира организовано в соответствие с субъективной значимостью смыслов и актуальными потребностями личности. Ценности и аттитюды обеспечивают формирование намерения (проекта) действия и само действие в конкретной социальной ситуации.

6. В автобиографическом повествовании (рассматриваемом как коммуникативное действие) происходит рационализация жизненного мира личности, достигаемая благодаря переходу субъекта от практической установки повседневного сознания к саморефлексии. В силу этого обстоятельства, биографическое исследование оказывается решением методологической проблемы выявления ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира.

Обоснованность (валидность) научных результатов, полученных благодаря использованию проективных методов социологического исследования, определяется теоретическими положениями, лежащими в основе интерпретации данных. Надежность и достоверность исследования ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира личности на основе качественных данных (автобиографических текстов) подтверждаются сопоставлением с результатами анализа количественных данных анкетного опроса, проведенного с контрольной группой респондентов.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие концептуального аппарата социологии. Предложенная операционализация понятия «жизненный мир» обеспечивает возможность эмпирического исследования, основанного на качественных данных — биографических текстах. Разработанный качественно-количественный метод биографического исследования жизненного мира, в котором анализируются события личной истории индивида, их интерпретация и проекты будущей жизни, позволяет исследовать ценностно-аттитюдной структуру личности как социального агента. Эффективность предложенного методического решения показана в проведенных эмпирических исследованиях.

Материалы диссертационного исследования использованы в педагогической практике — при подготовке и проведении специального курса «Введение в социологический и статистический анализ» в рамках магистерской программы «Лидерство» Санкт-Петербургского христианского университета. Результаты изучения жизненного мира школьников в виде аналитических записок были представлены администрации средних общеобразовательных учебных заведений, где проводилось исследование.

Соответствие паспорту научной специальности. Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности 22.00.01 — «Теория, методология и история социологии» (социологические науки); раскрыты п. 8 «Разработка новых методологических подходов к сбору, регистрации и обобщению эмпирических данных», п. 12 «Разработка категориального аппарата для исследования социальных явлений и процессов в современном российском обществе» и п. 16 «Методологические исследования, направленные на совершенствование, развитие, уточнение традиционных, широко применяемых и новых методов, методик, техник сбора и анализа эмпирических данных».

Апробация работы. Результаты исследования на разных этапах были представлены на российских и на международных конференциях и семинарах, в частности, на Третьих, Четвертых и Пятых социологических чтениях памяти В. Б. Голофаста «Социология. Вчера, сегодня, завтра» (16-18 апреля 2009 г., 23-25 марта 2010 г., 22-24 марта 2011 г., Санкт-Петербург); на Шестых и Седьмых международных биографических чтениях памяти В. В. Иофе «Право на имя. Биографика 20 века» (16-18 апреля 2008 г., 20-22 апреля 2009 г., Санкт-Петербург) и на Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: власть и общество в мифологиях модернизации» (16-17 ноября 2010 г., Великий Новгород).

Промежуточные результаты работы обсуждались в докладе, представленном в Совете молодых ученых Социологического института РАН (9 ноября 2010 г.).

Основные результаты работы отражены в семнадцати научных статьях, опубликованных в отечественных изданиях, а также в двух публикациях в зарубежных научных журналах. Пять работ опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

В своей работе диссертант пользовался поддержкой научных фондов:

• РГНФ, 2011 г., № 11-33-00381а2, Религиозные знания, убеждения и практики в жизненном мире: межконфессиональные особенности (православие и протестантизм). (Руководитель — К. С. Дивисенко).

• Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук) 2008 г., № 30-04/90 «Семья в жизнеописаниях петербургских школьников».

• Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук) 2009 г., №22.05/014/04. «Биографическое исследование жизненного мира петербургской молодежи».

• Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук), 2011г., ПСП № 11153. «Жизненные притязания старших школьников».

• Грант Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (конкурс для молодых ученых и молодых кандидатов наук), 2012 г., ПСП № 12515. «Биографическое исследование старшеклассников о семье».

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (233 наименования). Общий объем диссертации составляет 180 печатных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Дивисенко, Константин Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ категории «жизненный мир», проведенный в настоящем исследовании, позволил осуществить систематизацию современных социологических подходов к концептуализации и операционализации понятия «жизненный мир». Для решения данной задачи были обозначены историко-философские истоки, определившие появление и разработку категории «жизненный мир» в научном дискурсе XX века и оказавшие влияние на теоретическое основание интерпретативной социологии.

Определение объема и содержания понятия «жизненный мир» во многом зависит от тех теоретических позиций, которых придерживается исследователь; по этой причине в первой главе были кратко представлены различные теории жизненного мира — трансцендентальная феноменология, феноменологическая социология, теория коммуникативного действия и обозначены общие методологические пути для его исследования. Еще большее разнообразие понимания и методических решений в изучении жизненного мира можно обнаружить в современных эмпирических исследованиях, осуществляемых как в социологии, так и в рамках смежных дисциплин, чему в диссертационной работе также уделено внимание.

При всем многообразии теоретических, методологических и методических подходов можно утверждать, что большинство исследователей сходятся на том, что жизненный мир формируется в социальном взаимодействии благодаря языку и может быть исследован посредством анализа лингвистической реальности.

Жизненный мир в социальном взаимодействии выполняет функцию контекста, выступая в качестве запаса всеми разделяемых предустановок и знаний, благодаря которым становится возможным социальное действие; и, наоборот, отдельные действия обеспечивают становление и утверждение самого жизненного мира. В социологии категория «жизненный мир» является инструментом анализа как субъективного мира человека, так и интерсубъективной социальной реальности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В настоящей работе жизненный мир был рассмотрен как интерсубъективная модель реальности, которая выступает в качестве само собой разумеющегося, фонового знания, обеспечивающего субъекту возможность жить и действовать, адаптироваться к условиям жизни и адаптировать их в соответствии со своими потребностями.

Жизненный мир как смысловое и ценностно-аттитюдное образование формируется в процессе практической деятельности человека. Многообразие форм взаимодействия человека с внешним миром может быть сведено к двум основным типам — интериоризации и экстериоризации. Эти две направленности деятельности человека определяют два измерения структуры жизненного мира. Так, жизненный мир в процессе интериоризации представляет собой структуру смыслов, а при эктериоризации он оказывается ценностно-аттитюдным образованием.

Каждое событие личной истории индивида в его памяти сохраняется в результате интерпретации как осмысление. Таким образом, смысловое измерение жизненного мира обусловлено интериоризирующей направленностью деятельности человека. Смыслы в структуре жизненного мира упорядочены в соответствии с критерием контекстуальное™ — соотнесенности каждого нового интерпретационного акта с актами осмысления, имевшими место в прошлом жизненном опыте индивида.

Ценностно-аттитюдное измерение основывается на смысловом измерении в силу субъективной дифференциации значения отдельных смыслов и вариативного разнообразия жизненных потребностей. Ценности и установки как структурные элементы жизненного мира обусловливают практическую деятельность человека. Другими словами, если дифференциация субъективной значимости тех или иных событий личной истории структурирует ценностное измерение жизненного мира, то аттитюдное измерение оказывается практической экспликацией внутренней системы ценностей, обнаруживающей себя как в проектах действий и в самих действиях, так и в их оценивании и интерпретации.

Исходя из ключевых характеристик жизненного мира как ресурса и ограничения социального взаимодействия, в диссертационной работе предлагается анализ жизненного мира в процессе социальной коммуникации.

Ключевой особенностью жизненного мира, обусловливающей методологические трудности его социологического исследования, является очевидность, само собой разумеющийся характер. Жизненный мир не осознается социальными агентами, но выступает фоном и ресурсом любой социальной интеракции, поэтому он может быть изучен в такой ситуации социального взаимодействия, в которой происходит его рационализация. Таким образом, социальная коммуникация и рационализация суть два условия, обеспечивающие доступ к социологическому исследованию жизненного мира. Этим методологическим требованиям соответствует автобиографический нарратив, рассматриваемый нами как коммуникативное действие, в результате которого происходит рационализация и артикуляция интерсубъективного знания, презентированного в жизненном мире личности.

Манифестация жизненного мира личности, происходящая в языке и речи, делает возможным его социологическое изучение. Для достижения этой цели в диссертационном исследовании были синтезированы теория жизненного мира и методология биографического исследования.

В автобиографическом повествовании, которое мы можем рассматривать как частный случай коммуникативного действия, происходит преодоление очевидности жизненного мира, его рационализация и артикуляция. В момент автобиографического повествования человек переходит от естественной установки практического мышления к авторефлексии и с помощью знаковой системы естественного языка выражает события личной истории, их интерпретацию и оценку. В силу этих обстоятельств и условий в автобиографическом нарративе происходит репрезентация жизненного мира.

Данный процесс репрезентации состоит из рассказа человеком (адресантом) о собственной жизни и интерпретации социальным исследователем (адресатом) этого рассказа. Важной характеристикой автобиографического наррати-ва оказывается его диалогическая природа — ориентированность на конкретного адресата. Также принципиальное значение для конституирования жизненного мира имеют те условия, в которых происходит коммуникативное действие. Разнообразие биографических повествований отдельного человека в диапазоне от канонического инварианта до апокрифических вариаций зависит от конкретных ситуаций, в которых происходил рассказ о жизненных событиях.

Методологические трудности интерпретации жизненного мира также связаны с тем, что он является не только объектом исследования, но и средой, в которой проводится социологический анализ. Поэтому исследователю необходимо учитывать свои «пред-рассудки», являющиеся феноменами собственного жизненного мира. Эти трудности могут быть преодолены благодаря использованию на эмпирическом этапе исследования психологической редукции, предполагающей «вынесение за скобки» тех теоретических представлений о предмете изучения, которые присутствуют в сознании социального аналитика. Кроме того, аналитик в процессе исследования занимает двойственную позицию: с одной стороны, он остается незаинтересованным наблюдателем, а, с другой, для него необходимо сохранить за собой статус равноправного партнера по коммуникации.

Предложенная структура жизненного мира предполагает три основных направления его исследования. Изучение границ области действительности, которой ограничено поведение субъекта, т. е. исследование траектории жизни. Здесь в центре внимания оказываются как природные факторы, оказывающие значимое влияние на становление жизненного мира, так и цепь социальных событий, формирующая индивидуальную историю жизни. Цель биографического исследования ценностей жизненного мира — показать не столько сами события личной истории, а их значение для субъекта в общей структуре ценностей. Выявление объяснительных схем значимых событий и действий осуществляется в анализе аттитюдной структуры жизненного мира.

Для исследования ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира в диссертационной работе обосновано, помимо традиционной автобиографии, использование проективной методики автобиографического эссе «Я через N лет». Анализ ценностного и аттитюдного измерений жизненного мира посредством двух типов данных (автобиографии и проективной методики биографического эссе) позволил с разных сторон увидеть особенности жизненного мира: обнаружить устойчивое центральное ценностно-аттитюдное ядро и вариативную периферию.

Для решения задачи анализа текстовых данных в ракурсе исследовательской проблематики были использованы и адаптированы различные методы анализа качественных данных — целевой анализ содержания, феноменологическое описание, процедуры и техники «обоснованной теории». Выбор этих стратегий был обусловлен тем, что для реконструкции ценностей необходимо выявление и количественная фиксация основного тематического репертуара автора (целевой анализ содержания), а для анализа аттитюдного измерения требовалось одновременно создать «плотное» описание феноменов (феноменологическое описание) и показать их процессуальность («обоснованная теория»). Следует отметить, что самостоятельное значение имеет отдельный анализ как ценностного, так и аттитюдного измерения жизненного мира.

Апробация разработанной методики была осуществлена на массиве автобиографических текстов учащихся старших классов нескольких средних общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Значительный объем собранных биографических материалов позволил провести как качественный анализ отдельных феноменов жизненного мира, так и сделать количественные обобщения: определить статистически значимые различия относительно независимых переменных в структуре ценностей учащихся.

Проведенное сопоставление результатов, полученных на основе анализа биографических материалов, с результатами анкетного опроса контрольной группы школьников подтвердило правомерность сделанных выводов и соответствие (валидность) методического инструментария предмету исследования.

Материалы диссертационного исследования были использованы в проекте изучения межконфессиональных особенностей религиозного жизненного мира . Понимание религиозного жизненного мира как структуры взаимосвязанных знаний, убеждений и практик позволяет исследовать в неразрывной связи сознание и поведение людей в области духовной жизни [69; 68].

В качестве перспективы для дальнейшего развития основных идей диссертационного исследования, можно конспективно обозначить несколько значимых, с нашей точки зрения, направлений.

Самостоятельную ценность представляет историко-социологический анализ теорий жизненного мира, представленных в работах А. Бергсона, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, X. Ортеги-и-Гассета, А. Гурвича, M. М. Бахтина, М. К. Мамардашвили и др.

Темой отдельного исследования может стать изучение репрезентации жизненного мира на собственно лингвистическом уровне (в композиции автобиографического нарратива, в использовании автором тех или иных риторических тропов, лексических и фразеологических единиц), что является опосредованным маркером социальной позиции, занимаемой индивидом.

Особый интерес для биографической реконструкции жизненного мира представляет адаптация методов структурно-семантического анализа — нарративной семиотики (В. Я. Пропп, Р. Барт, А. Греймас, Ю. Кристева, Ц. Тодоров), позволяющих описать нарративную и глубинную структуры текста.

Предложенная методика исследования ценностного и аттитюдного измерений жизненного мира была апробирована на небольших по размеру биографических текстах школьников, ее применение на значительных по объему и сложных по содержанию жизнеописаниях авторов, требует уточнения, и, воз

76 Исследовательский проект «Религиозные знания, убеждения и практики в жизненном мире: межконфессиональные особенности (православие и протестантизм)» поддержан РГНФ (№11-33-00381а2), руководитель — К. С. Дивисенко. можно, доработки. В связи с этим также необходимо решить задачу использования данной методики только на автобиографиях, так как при вторичном анализе ранее полученных автобиографических текстов не могут быть собраны проективные биографические эссе «Я через N лет».

Полученные результаты биографического анализа ценностного измерения жизненного мира позволяют осуществить дальнейший анализ аксиосферы школьников. На основе выявленной структуры может быть разработана типология ценностей и методика анкетного опроса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дивисенко, Константин Сергеевич, 2013 год

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпре-тативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.

2. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. М.: КНОРУС. 2009. 456 с.

3. Алексеев А. Н. Письмо, дневник, автобиография: многообразие форм и сопряжение смыслов (теоретико-методологические заметки) // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007. № 4. С.46-56.

4. Алексеев А. Н. Тезисы о биографии и со-бытии человека // Право на имя. Биографика 20 века. Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Сборник докладов. СПб.: Мемориал, 2010. С. 142-145.

5. Ананченкова П. И. Трансформация семейных ценностей в современном российском обществе // Труд и социальные отношения. 2011. №6(84). С. 45-53.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. 324 с.

7. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с.

8. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивные образ мира. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 224 с.

9. Батыгин Г. С. Тематический репертуар и язык социальных наук // Россия реформирующаяся / Под ред. JI. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. С. 91-102.

10. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 286 с.

11. Бауман 3. Рассказанные жизни и прожитые истории // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 5-14.

12. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

13. БелоусоваМ. П. Мечты как жизненная реальность // Право на имя. Биографика 20 века. Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Сборник докладов. СПб.: Мемориал, 2010. С. 104-113.

14. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996. 168 с.

15. Бергер П. JL, Бергер Б. Социология: биографический подход // Личност-но-ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004. С. 23387.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.

17. Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы междунар. семинара. СПб.: ЦНСИ, 1997. С. 14-22.

18. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5-20.

19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

20. Бояк Т. Н. Духовно-нравственные ценности молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области) // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 117-122.

21. Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 15-92.

22. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм (религиозно-философские параллели) // Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 с.

23. Бурдьё П. Биографическая иллюзия // Интер. 2002. № 1. С. 75-83.

24. Бурдьё П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 17-29.

25. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 352 с.

26. Валевский А. JI. Биография в контексте философского анализа // Философская и социологическая мысль. Республиканский научно-теоретический журнал. Киев, 1989. № 8. С. 49-58.

27. Вардомацкий А. П. Аксио-биографическая методика // Социологические исследования. 1991. № 7 С. 80-84.

28. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Издательство Московского университета, 1984. Электронный ресурс. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/vasifDl/index.htm (дата последнего обращения: 25.02.2012).

29. Волков В., Хархордин О. Теория практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 298 с.

30. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 152 с.

31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс. 1988. 704 с.

32. Гадамер Х.-Г. Философия и герменевтика // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

33. Гайдышев И. Анализ и обработка данных: специальный справочник. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

34. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. 335 с.

35. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий // Социологическое обозрение. 2009. № 1. Том. 8. С. 10-51.

36. Гегер А. Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132-141.

37. Голод С. И. Клёцин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб. 1994.42 с.

38. Голофаст В. Б. Многообразие биографических повествований // На перепутьях истории и культуры. Труды СПб. филиала института социологии РАН. СПб., 1995. С. 82-116.

39. Голофаст В. Б. Три слоя биографического повествования // Социология семьи. Статьи разных лет. СПб.: Алетейя, 2006. С. 407-410.

40. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

41. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М.: Флинта, МПСИ, 2005. 384 с.

42. Готлиб А. С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004. 448 с.

43. Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл, 2009. 319 с.

44. Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: «Наука», 2004. 484 с.

45. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2005. С. 297-340.

46. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 334 с.

47. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2006. 316 с.

48. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 400 с.

49. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. // Собрание сочинений Т. 3 (1). М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. 472 с.

50. Гуссерль Э. Феноменология (статья в Британской энциклопедии) // «Логос». 1991. № 1. С. 12-21.

51. Девяткин А. А. Явление социальной установки в психологии XX века. Калининград: Калинингр. ун-т., 1999. 309 с.

52. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2006. 296 с.

53. Декарт Р. Правила для руководства ума // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 77-153.

54. Джорджи А. Набросок психологического феноменологического метода Электронный ресурс. URL: http://edinorog.hl.ru/psimaster/fenomen.htm (дата обращения 03.03.2012).

55. Дивисенко К. С. (Автобиографический нарратив как коммуникативное действие и репрезентация жизненного мира // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 36-52.

56. Дивисенко К. С. Биографии молодых в собрании Биографического фонда // Шестые чтения памяти Вениамина Иофе. Право на имя. Биографика 20 века СПб., 2009. С. 100-110.

57. Дивисенко К. С. Биографический фонд как исследовательский ресурс социокультурных изменений // Петербургская социология сегодня. Сборник научный трудов Социологического института РАН. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 113-130.

58. Дивисенко К. С. Биографическое исследование жизненного мира // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2009. №5. С. 41-45.

59. Дивисенко К. С. Биографическое исследование представлений старших школьников о семье и образовании // Социология образования. 2012. № 12. С. 62-72.

60. Дивисенко К. С. Тендерные идеалы в представлениях старших школьников // Петербургская социология сегодня. Сборник научный трудов Социологического института РАН. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 200-214.

61. Дивисенко К. С. Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 118-122.

62. Дивисенко К. С. Жизненные притязания старших школьников // Социология вчера, сегодня, завтра. V Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакцией О. Б. Божкова. СПб.: Эйдос, 2012. С. 301-321.

63. Дивисенко К. С. Жизненный мир молодежи: возможности биографического исследования // Социология вчера, сегодня, завтра. IV Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакцией О. Б. Божкова. СПб.: Эйдос, 2011. С. 225-237.

64. Дивисенко К. С. Представления о будущей семейной жизни в биографических текстах школьников // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 5. С. 43-48.

65. Дивисенко К. С. Религиозное и оккультное в автобиографии // Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Право на имя. Биографика 20 века. СПб., 2010. С. 89-94.

66. Дивисенко К. С. Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 84-100.

67. Дивисенко К. С. Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков (на материалах биографических текстов) // «Социология вчера, сегодня, завтра». Вторые социологические чтения памяти В. Б. Голофаста. СПб.: Бильбо, 2008. С. 76-88.

68. Дивисенко К. С. Феномен воображаемой жизни в биографическом повествовании // Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы. III Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакцией О. Б. Божкова. СПб.: Эйдос, 2011. С. 197-211.

69. Дивисенко К. С. Ценностные ориентации старших школьников // Научные дебюты: Вестник СНО факультета философии человека РГПУ им. А. И. Герцена. Вып. 2. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. С. 26-32.

70. Димке Д. Советское детство: модель для сборки // Право на имя. Биографика 20 века. Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Сборник докладов. С. 114-119.

71. Дреер Й. Символ и теория жизненного мира: «Трансценденции жизненного мира и их преодоление посредством знаков и символов» // Социология: Теория, методы, маркетинг. 2011. № 3. С. 3-25.

72. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Электронный ресурс. URL: http://www.efremova.info/word/biografija.html (дата последнего обращения: 27.02.2012).

73. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.

74. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.

75. Зидлик М. Воспроизводство социального неравенства в биографиях // Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива / под. ред. В. Воронкова, М. Соколова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 111-122.

76. Иванов Д. В. Парадигмы в социологии. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 72 с.

77. Извольский С. В. Анализ тематического репертуара социологических публикаций в печатных СМИ: на примере федеральных изданий за 20032007 гг. // Социологический журнал. 2008. № 2. С. 71-80.

78. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.

79. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 224 с.

80. Инишев И. Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 168 с.

81. Ионин JI. Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 367 с.

82. Ионин JI. Г. Социология культуры. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427 с.

83. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997.205 с.

84. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

85. Кармин А. С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001. 832 с.

86. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. 544 с.

87. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон +, 2004. 430 с.

88. Клюшкина О. Б. Построение теории на основе качественных данных (из истории развития методологического направления) // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92-101.

89. Кожевников С. Б. Жизненный мир человека как модус культуры. Авто-реф. дисс. . д. ф. н. Ростов-на-Дону, 2006. 49 с.

90. Кожевников С. Б. Социум в структурах жизненного мира: методологический инструментарий исследования // Социологический журнал. 2008. № 2. С. 5-30.

91. Кожевников С. Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 130-142.

92. Козлова Л. А. Биографическое исследование российской социологии: предварительные теоретико-методологические замечания // Социологический журнал. 2007. № 2. С. 59-87.

93. Козлова Н. Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования 2004. № 1. С. 14-26.

94. Козлова Н. Н., Смирнова Н. М. Кризис классической методологии и современная познавательная ситуация // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 12-23.

95. Колесова А. О. Дети в преставлениях младших школьников // В мире научных открытий. № 2 (08) Часть 1 / Под общ. ред. Я. А. Максимова. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. С. 209-213.

96. Колесова А. О. Представления младших школьников о родительских ролях. Автореферат. канд. психолог, наук. СПб. 2011. 21 с.

97. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

98. Левин Г. Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007. 224 с.

99. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. 36 с.

100. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

101. ЛукманТ. Аспекты теории социальной коммуникации // Социологическое обозрение. 2007. Том 6. № 3. С. 3-20.

102. Магун В. С., Литвинцева А. 3. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993. 62 с.

103. Магун В. С., Энговатов М. В. Жизненные притязания различных социальных групп молодежи (по материалам репрезентативного исследования молодежи Самарской области) // Молодежь Самарской области в 2002 г. Самара: 2003. С. 193-222.

104. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. № 2. С. 67-74.

105. Мануильский М. А. Биография в структуре жизненного мира индивида // «Человек». 2005, № 5. С. 30-43.

106. Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Уровни анализа данных качественного исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 12-19.

107. Мещеркина Е. Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 61-67.

108. Михайлов П., Михайловский Б. Сюжет // Литературная энциклопедия: В 11т. М., 1929-1939. Т.П. С. 140-151. Электронный ресурс. URL: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-1401 .htm (дата последнего обращения: 16.02.2012).

109. Монмолен Ж. де. Изменение установок // Социальная психология. 7-е изд. / Под. ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2007. С. 100-149.

110. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М.: «Радуга», 1983. С. 37-89.

111. Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999. 351 с.

112. Память о блокаде: Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: Материалы и исследования. М.: Новое издательство, 2006. 392 с.

113. Петровская И. Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801 1917 годов. Изд. второе, исправл. и доп. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2010. 384 с.

114. Пржиленская И. Б. Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума. Автореф. дисс. . д. с. н. Ставрополь. 2008. С. 48.

115. ПузановаЖ. В., Троцук И. В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2003. № 17. С. 56-81.

116. Радионова С. А. Репрезентация // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2001. С. 650-654.

117. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи 1985-1995 / Под. ред. В. С. Магуна. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 148 с.

118. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. 695 с.

119. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.

120. Риккерт Г. О понятии философии // Философия жизни. К.: Ника-Центр. 1998. 512 с.

121. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008.215 с.

122. Руус Й. П. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы междунар. семинара. СПб.: ЦНСИ, 1997. С.7-14.

123. Савин А. Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2008. №5. С. 127-139.

124. Саганенко Г. И. Обоснование и технологии социологических исследовании, базированных на текстах // Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования / Под научной ред. Г. И. Саганенко. Часть I. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. 116 с.

125. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

126. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 289 с.

127. Скороходов М. Научная биография как исследовательский жанр // Право на имя. Биографика 20 века. Шестые чтения памяти Вениамина Иофе. Сборник докладов. СПб.: Мемориал, 2009. С. 139-147.

128. Слесинский Р., свящ. Поиски в понимании. Введение в философскую герменевтику. Гатчина: СЦДБ, 2001. 95 с.

129. Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб.: Наука, 2001. 528 с.

130. Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. СПб.: БАН, 2006. 584 с.

131. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.

132. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. М.: КомКнига, 2007. 256 с.

133. Таршис Е. Я. Перспективы развития метода контент-анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2002. № 15. С. 71-92.

134. Теория и жизненный мир человека / ред. В. Г. Федотова. М.: Институт философии РАН. 1995. 206 с.

135. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. 356 с.

136. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М.: Издательство «Весь мир», 2003. 386 с.

137. Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 3-12.

138. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. 384 с.

139. Троцук И. В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. М.: Изд-во РУДН, 2006. 246 с.

140. Улановский А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. № 2. С. 18-28.

141. Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Выпуск 1. С. 130-150.

142. Фалёв Е. В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008. 224 с.

143. Федосюткина Н. С. Психолингвистический подход к изучению ценностных представлений // Вопросы психолингвистики. 2006. № 3. С. 114-127.

144. Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 15-19.

145. ФрегеГ. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Opera selecta. Вып. 35. М.: «Русские словари», 1997. с. 352-379. (URL: http://lpcs.math.msu.su/~uspensky/journals/siio/35/3515FREGE.pdf)

146. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. С. 11-41.

147. Хабермас Ю. Лекция о жизненном мире. Электронный ресурс. URL: http://www.russia.ru/video/naukahabermas (дата последнего обращения: 20.12.2010).

148. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.

149. Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1.С. 3-24.

150. Хабермас Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 3. С. 3-33.

151. Хабермас Ю. Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 27-52.

152. Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 37-60.

153. Хеллевик О. Социологический метод. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 192 с.

154. Цветаева Н. Н. Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 118-132.

155. Цветаева Н. Н. Идеология и ментальность. Опыт социологического прочтения биографических текстов и интервью // На перепутьях истории икультуры. Труды СПб. филиала института социологии РАН. СПб., 1995. С.117-145.

156. Черепанова Р. С. Биографический текст в пространстве интертекстуальности // Право на имя. Биографика 20 века. Восьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Сборник статей. СПб.: Мемориал, 2011. С. 33-39.

157. Черепанова Р. С. Сказанное и недоговоренное. Опыт интерпретации коротких биографических рассказов // Человек. 2008. № 6. С. 150-158.

158. Чертов J1. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. 388 с.

159. Чудова И. Постмодернистская социология и качественная методология: идеологические пересечения // Социальная реальность. 2008. № 6, с. 102-110.

160. Чуйкина С. А. Дворянская память: «бывшие» в советском городе (Ленинград 1920-30 г.). СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. 259 с.

161. Шалак В. И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.

162. Шалин Д. В поисках нарративной идентичности: к диалогу Андрея Алексеева и Дмитрия Шалина // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 3. С. 13-23.

163. Шелер М. Социология знания // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. 424 с.

164. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: «Европейский Дом». 2004. 242 с.

165. Шляпентох В. Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М.: ЦСП, 2006. 664 с.

166. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006. 457 с.

167. Шульга А. Типология понятийно-категориального аппарата феноменологической социологии // Социология: Теория, методы, маркетинг. 2009. № 4. С. 56-66.

168. Шустерман Р. Ниже уровня интерпретации // Вопросы философии. 2008. №7. с. 141-158.

169. Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 256 с.

170. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия». 2004. 1056 с.

171. Шюц А. О множественности реальностей // Социологическая теория: история, современность, перспективы / Под ред. А. Ф. Филиппова. СПб.: Владимир Даль, 2007. С. 58-109.

172. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. 238 с.

173. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.

174. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38-61.

175. A Companion to Qualitative Research / Ed. by U. Flick, E. von Kardorff, I Steinke. London: Sage, 2004. 447 p.

176. Ahn I. Decolonization of the Lifeworld by Reconstructing the System: a Critical Dialogue Between Jtirgen Habermas and Reinhold Niebuhr // Studies in Christian Ethics. Vol. 22. 2009. P. 290-313.

177. Charmaz K. Constructing grounded Theory. A practical guide through Qualitative Analysis. L.: Sage Publications. 2006. 208 p.

178. Creswell J. W. Qualitative Inquiry & Research Design. Choosing Among Five Approaches. Thousand Oaks: Sage Publications. 2007. 395 p.

179. DenzinN. K. Evolution of Qualitative Research // The SAGE Encyclopedia of Qualitative Research Methods / ed. Lisa M. Given. Los Angeles: Sage Publications, 2008. Vol. 1. p. 311-318.

180. DivisenkoK. S. The Dynamics of the Values of School Students (Based on Autobiographies and Essays) // Russian Education and Society, vol. 51, no. 10, October 2009, P. 18-25.

181. DivisenkoK. S. The Dynamics of the Values of School Students (Based on Autobiographies and Essays) // Russian Social Science Review, vol. 51, no. 5, September-October 2010, P. 38^15.

182. Edgar A. Habermas: The key concepts. London: Routledge, 2006. 183 p.

183. Edwards G. The 'Lifeworld' as a Resource for Social Movement Participation and the Consequences of its Colonization // Sociology. 2008. Vol. 42. P. 299-316.

184. Finlayson J. G. Habermas. A very short introduction. Oxford: Oxford University Press, 2005. 180 p.

185. FribergaF., Anderssonb E. P., Bengtssonc J. Pedagogical encounters between nurses and patients in a medical ward — A field study // International Journal of Nursing Studies. 2007. Vol. 44. P. 534-544.

186. Froggatt K., Hockley J., Parker D., Brazil K. A system lifeworld perspective on dying in long term care settings for older people: Contested states in contested places // Health & Place. Volume 17. Issue 1. January 2011. P. 263-268.

187. Germond P., Cochrane J. R. Healthworlds: Conceptualizing Landscapes of Health and Healing // Sociology. 2010. Vol. 44. P. 307-324.

188. Giddens A. New rules of sociological method: A positive critique of interpretative sociologies. Stanford: Stanford University Press, 1993. 193 p.

189. Glaser B. G., Strauss A. The discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Chicago: Aldine. 1967 (reprint 2006). 280 p.

190. Grunwald K., Thiersch H. The Concept of the "Lifeworld Orientation" for Social Work and Social Care // Journal of Social Work Practice Vol. 23. N. 2, June 2009. P. 131-146.

191. Habermas J. The theory of communicative action. Lifeworld and system: A critique of functionalist reason. Vol. 2. Boston: Beacon Press, 1985. 457 p.

192. Habermas J. The theory of communicative action: Reason and the rationalization of society. Vol. 1. Boston: Beacon Press, 1984. 465 p.

193. Hallrup L. B., Albertsson D., Tops A. B., Dahlberg K., Grahn B. Elderly women's experiences of living with fall risk in a fragile body: a reflective lifeworld approach // Health and Social Care in the Community. 2009. Vol. 17 (4). P. 379-387.

194. Johansson K., Ekebergh M., Dahlberg K. A lifeworld phenomenological study of the experience of falling ill with diabetes // International Journal of Nursing Studies. 2009. Vol. 46. P. 197-203.

195. Kelly M. P., Stewart E., Morgan A., Killoran A., Fischer A., Threlfall A., Bon-nefoy J. A conceptual framework for public health: NICE'S emerging approach // Public Health. 2009. Vol. 123. P. el4-e20.

196. Leithaeuser T. Subjectivity, Lifeworld, and Work Organization // Frontiers of Education in China. 2010. Volume 5. Number 3. P. 312-328.

197. Lindseth A., Norberg A. A Phenomenological hermeneutical method for researching lived experience // Scandinavian journal of caring sciences. 2004. Vol. 18. Issue 2. P. 145-153.

198. Miller J. L. Biography // The SAGE Encyclopedia of Qualitative Research Methods / ed. Lisa M. Given. Los Angeles, Sage Publications, 2008. Vol.1. P. 61-63.

199. Moores S., MetykovaM. 'I didn't realize how attached I am': On the environmental experiences of trans-European migrants // European Journal of Cultural Studies. 2010. Vol. 13. P. 171-189.

200. Morimoto S. A., FriedlandL. A. The Lifeworld of Youth in the Information Society // Youth & Society. Vol. 43. No. 2. June 2011. P. 549-567.

201. Moustakas C. Phenomenological Research Methods. Thousand Oaks: Sage Publications, 1994. 192 p.

202. Recent Work on Intrinsic Value. / Ed. by T. Ronnow-Rasmussen, M. J. Zimmerman. Dordrecht: Springer Netherlands, 2005, 425 p.

203. Sandberg J., Dall'Alba G. Returning to Practice Anew: A Life-World Perspective // Organizations Studies. 2009. Vol. 30 (12). P. 1349-1368.

204. Schneidera F., Ledermanna T., Fryb P., Rist S. Soil conservation in Swiss agriculture — Approaching abstract and symbolic meanings in farmers' life-worlds // Land Use Policy. 2010. Vol. 27. P. 332-339.

205. SchutzA. Luckmann T. The structures of the lifeworld: Vol.1. Evanston: Northwestern University Press, 1973. 336 p.

206. Seale C. Quality in Qualitative Research // Turning Points in Qualitative Research. Tying Knots in a Handkerchief / ed. by Y. S. Lincoln, N. K. Denzin. Walnut Creek: Altamira Press. 2003. P. 169-184.

207. Seemann A. Lifeworld, discourse, and realism: On Jiirgen Habermas's theory of truth // Philosophy & Social Criticism. 2004. Vol. 30. No. 4. P. 503-514.

208. Silverman D., Marvasti A. Doing Qualitative research. A comprehensive guide. Los Angeles: Sage Publications. 555 p.

209. Sinclair T. Mad, bad or sad? Ideology, distorted communication and child abuse prevention // Journal of Sociology. 2005. Vol. 41 (3). P. 227-245.

210. Sokolowski R. Introduction to Phenomenology. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 246 p.

211. Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: Grounded theory procedures and techniques. California: Sage Publications, 1990. 270 p.

212. Sundstrom B. W., Dahlberg K. Caring assessment in the Swedish ambulance services relieves suffering and enables safe decisions // International Emergency Nursing. Vol. 19. Issue 3. July 2011. p. 113-119.

213. Thomas W. I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1. The Gorham Press, Boston, 1918. 526 p.

214. Thoresen L., Wyller T., Heggen K. The significance of lifeworld and the case of hospice // Medicine, Health Care and Philosophy. Vol. 14. Number 3. August 201 l.P. 257-263.

215. Trotman D. Interpreting imaginative lifeworlds: phenomenological approaches in imagination and the evaluation of educational practice // Qualitative Research. 2006. Vol. 6. P. 245-265.

216. Wallace A. Reason, Society and Religion: Reflections on 11 September from a Habermasian Perspective // Philosophy Social Criticism. 2003. Vol. 29. P. 491-515.

217. Wongvatunyu S., Porter E. J. Helping Young Adult Children with Traumatic Brain Injury: The Life-World of Mothers // Qualitative Health Research. Vol. 18. N. 8. August 2008. P. 1062-1074.

218. Wyk B. V. Learner Diversity and Learning: A Perspective from South Africa // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 7. P. 247-253.

219. Wyn J., Lantz S., Harris A. Beyond the «transitions» metaphor: Family relations and young people in late modernity // Journal of Sociology. 2012. March, vol. 48 no. l.P. 3-22.

220. Zahavi D. Husserl's Phenomenology. Stanford: Stanford University Press, 2003. 188 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.