Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда: к проблеме создания научно-документированной актёрской биографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Коваева, Анна Александровна

  • Коваева, Анна Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 279
Коваева, Анна Александровна. Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда: к проблеме создания научно-документированной актёрской биографии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2013. 279 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Коваева, Анна Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.

Начало пути: от мастерских к театру (1894 - 1921 гг.)

Глава 2.

Дебют 3. Н. Райх в роли Аксюши в спектакле Вс. Мейерхольда «Лес»

Глава 3.

Становление и развитие творческого пути актрисы 3. Н. Райх в Театре им. Вс. Мейерхольда: Анна Андреевна в спектакле «Ревизор» (1926 г.), Софья в постановке «Горе уму» (1928 г.)

Глава 4.

Спектакли ГосТиМа в Европе (1930 г.). Портрет актрисы 3. Н. Райх в гастрольной прессе

Глава 5.

Героини советской драматургии на сцене ГосТиМа в исполнении 3. Н. Райх. («Баня» В. В. Маяковского, «Список благодеяний» Ю. К. Олеши)

Глава 6.

Театр Вс. Мейерхольда - 3. Н. Райх: актриса в роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»)

Заключение

Приложения

Репертуарная справка актёрских работ 3. Н. Райх

Биографическая справка 3. Н. Райх

Библиография

¿С

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зинаида Райх - актриса Всеволода Эмильевича Мейерхольда: к проблеме создания научно-документированной актёрской биографии»

Введение

Актуальность диссертационного исследования.

Имя Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939) неразрывно связано с историей театра Мейерхольда. «Лес» (1924 г.), «Ревизор» (1926 г.), «Дама с камелиями» (1934 г.) - данные постановки, являясь крупнейшими достижениями режиссёрского театра, и сегодня остаются классическим материалом, на котором воспитываются новые поколения отечественных мастеров сцены. Центральные роли в этих созданиях Всеволода Эмильевича Мейерхольда исполняла Зинаида Райх. Сам режиссёр ставил её на первое место среди всех своих учеников. Об этом свидетельствует биограф Мейерхольда А. К. Гладков: «Я спросил как-то раз В. Э. Мейерхольда, кого он считает своими настоящими учениками. Он ответил без секунды раздумья: Зинаиду Райх!»1. Спектакли с участием актрисы часто вызывали в театральных кругах широкие дискуссии, но современникам-театралам было очевидно: с момента появления Зинаиды Райх в жизни и творчестве Мейерхольда спектакли ГосТиМа заметно меняются.

При всех противоречиях личности и возможном разбросе ее оценок (одни считали ее музой Мастера, другие, коих большинство, - его злым гением) Зинаида Райх была неотъемлемой частью творческого мира Всеволода Мейерхольда советской эпохи, поэтому в научном исследовании театра Мейерхольда как явления обойти её или рассматривать только в качестве «жены мастера» невозможно. Райх была не просто актрисой, но активным сподвижником Мейерхольда в театральном деле. С ней связана режиссёрская идеология спектаклей Мастера 20-30-х годов, его художественное видение, отдельные композиционные решения и репертуарная политика в целом. Эту мысль подчеркивает и первый биограф режиссёра Н. Д. Волков".

1 Гладков А. К. Мейерхольд. - М„ 1990. - Т. 2, С. 252.

2 Волков Н. Д. Театральные вечера. - М., 1966.

¿Г

Правомерно возникает вопрос: состоялась ли 3. Н. Райх как профессиональная актриса, удалось ли ей овладеть актёрской системой Мейерхольда? Этот вопрос представляется принципиальным: в обыденной практике доминировало скептическое отношение к ее актерским возможностям, выражались сомнения в ее творческой самостоятельности. Тем более значительным представляется создание научно-документированной биографии актрисы, которая в 20-30-е гг. стала лицом Театра Мейерхольда. Исследуя творчество 3. Н. Райх, восстанавливая мизансцены спектаклей и проводя реконструкцию театральных работ, где она была задействована, историк театра может понять многие мотивы поступков самого Вс. Э. Мейерхольда. Это открывает иные перспективы рассмотрения эволюции его режиссёрского искусства советского периода. В постановках позднего Мейерхольда отчётливо прослеживается стремление все дальше отходить от системы биомеханики к более объемному реализму через пластический рисунок. В театре Мейерхольда указанного периода меняется стратегия актёра, подход к работе с ним. Отсюда вытекает актуальность данной диссертационной работы, направленной на детальное, документально подтверждённое воссоздание творческого пути актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда - Зинаиды Райх, целостный актерский портрет которой в театроведении доныне отсутствовал.

Степень изученности проблемы.

Отношение к Зинаиде Райх в отечественной театральной культуре неоднозначно. Упоминания свидетелей и специалистов о ней делятся на две категории. Одни считают, что Райх сыграла негативную роль в жизни и творчестве Мейерхольда. Другие, наоборот, стремятся разобраться в сложившейся ситуации и объективно взглянуть на проблему и творчество Зинаиды Райх.

В литературе имя Зинаиды Райх упоминается, прежде всего, мемуаристами и биографами С. А. Есенина и Вс. Э. Мейерхольда. Образ актрисы в этих работах предстаёт весьма субъективным, так как строится

либо на личном восприятии, либо на старых мемуарных источниках, которым не чужда предвзятость и фактические ошибки. Документальных материалов, новых архивных свидетельств в отношении Райх большинство исследователей практически не приводят, а значит, публикации не обладают необходимой сегодня научной достоверностью. Образ Райх связан с целым рядом мифов и легенд, возникновению которых способствовала общественная обстановка последних лет жизни семьи Мейерхольда-Райх и трагический конец этой пары. При создании научной биографии актрисы необходима тщательная и всесторонняя верификация фактов, отделение их от вымысла. Мнение о негативной роли Райх в жизни Мастера заставляло усомниться в вещах и сугубо творческих, профессиональных. Сложился миф, что Зинаида Райх была непрофессиональной, «профнепригодной» актрисой, из-за чего признания при жизни так и не получила. Фигура актрисы оказалась вне театроведческого контекста и осталась до конца не реабилитированной в театральной среде.

Одним из первых, кто заговорил о проблеме исследования творчества 3. Н. Райх и особенностях ее актёрского стиля был Илья Эренбург. В беседе с Л. С. Рудневой он пророчествовал: «О Мейерхольде теперь будут писать, хотя ещё наврут и напутают. Но нужда в правде о нём будет возрастать. Но кто расскажет о ней - актрисе редкого дарования, его друге, жене?!.»3. В театроведении интерес к Мейерхольду давно перерос рамки интереса к конкретному деятелю театрального искусства и вылился в целое явление, направление мирового научного масштаба. А детальное, всестороннее осмысление творчества 3. Н. Райх в современной науке отсутствует.

Взглянуть на Зинаиду Райх с театроведческой точки зрения впервые попытался выдающийся исследователь творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкий. Статью, «Зинаида Райх», которая после первой публикации 1987-ого года в журнале «Театральная жизнь» осталась практически без внимания,

3 Руднева Л. С. Зинаида Райх // Театр. -№1.-1989, С. 121

ее автор включил в сборник «Любимцы публики»4, изданный посмертно. Имя Зинаиды Райх было поставлено в один ряд с такими прославленными мастерами сцены, как, например, Александр Вертинский, Анатолий Кторов, Вера Марецкая и др. Своим авторитетом учёного К. Л. Рудницкий сообщил данному предмету исследования научную легитимность, раскрыв совершенно иной, незнакомый до этого образ Зинаиды Райх. Но работа крупного мейерхольдоведа XX столетия не учитывала многих архивных источников, которые стали известны только некоторое время спустя.

Серьезная научная работа по сохранению и изучению творческого наследия Вс. Э. Мейерхольда и его актрисы - Зинаиды Райх ведется в московском Музее Мейерхольда5. Например, с 1 сентября 2005 года по 1 сентября 2007 года здесь была развернута экспозиция «Мейерхольд. Пространство любви». Большая часть предметов, фотографий, документов, писем, представленных на выставке, принадлежали Зинаиде Райх. Эскизы, детали костюмов и реквизит спектаклей ГосТиМа впервые столь подробно и наглядно рассказывали посетителям об актёрской карьере хозяйки этого дома. Параллельно на центральном телевидении вышел целый ряд программ о 3. Н. Райх. В основном они касались её биографии, муссировалась тема взаимоотношений с Сергеем Есениным и Всеволодом Мейерхольдом. В последнее время всё больше привлекает внимание тема трагической гибели актрисы; до сих пор обстоятельства её насильственной смерти официально не расследованы, не прояснены окончательно.

Сегодня общественный интерес к личности актрисы возрастает, но обращение к ней писателей, биографов, историков театра, кинорежиссеров по-прежнему чаще строится на обстоятельствах личной жизни актрисы, её непростых взаимоотношениях с коллегами, известными личностями 20-х гг. - анализ ее сценического творчества из оптики выпадает. Так в книге-

4 Рудницкий К. Л. Любимцы публики. - Киев, 1990

5 Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда, Филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А. А. Бахрушина, Брюсов переулок, дом 12. Директор - Макерова Н. Ф.

биографии С. С. и Ст. Ю. Куняевых6 3. Н. Райх предстаёт однозначно негативной личностью, которая мешала развиваться таланту поэта Сергея Есенина.

Новая книга писателя Ольги Кучкиной называется «Зинаида Райх. Рок. Роман-биография»7. Работа основана на известных мемуарах современников актрисы. Талантливо написанная книга лишена научного аппарата, беллетристична, - не случайно в названии фигурирует слово «роман». Автор не ставила перед собой задачи всесторонне проанализировать и раскрыть профессиональный путь Райх-актрисы, вот почему этот литературный труд не дает ответов на многие вопросы, которые касаются сценического мастерства Зинаиды Райх, ее карьеры, и лишь закрепляет общие устоявшиеся положения.

Несмотря на укрепляющийся интерес к 3. Н. Райх, в истории советского театра до сих пор отсутствует подробный анализ эволюции её как личности и детальный актёрский портрет. Именно этот пробел диссертант попытался восполнить в данном исследовании.

Объект исследования - жизнь и профессиональная биография Зинаиды Николаевны Райх (1894 - 1939).

Предмет исследования - эволюция личности и своеобразие творчества Зинаиды Райх - актрисы Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является создание целостного актёрского портрета 3. Н. Райх на основе научно обоснованной, подтверждённой архивными документами биографии актрисы. Задачи диссертационной работы:

- воссоздать полную биографию актрисы, ввести в научный оборот новые документальные источники, позволяющие сопоставить факты творческой биографии З.Н. Райх, отделить их от мифов, сложившихся в театральной среде;

6 Куняев Ст. 10., Куняев С. С. Сергей Есенин. - М„ 2007

7 Кучкина О. А. Зинаида Райх. Рок, Роман-биография. - М„ 2011

- проследить эволюцию творчества актрисы Зинаиды Райх, поставив его в контекст театрального процесса 20-30-х годов XX века;

- определить отличительные особенности актёрского стиля 3. Н. Райх, выявив ключевые способы построения её сценических образов;

- сопоставить точки зрения на творчество актрисы, зафиксированные в советской и зарубежной критике, провести их сравнительный анализ;

- определить место 3. Н. Райх в творчестве Вс. Э. Мейерхольда советского периода и деятельности ТиМа в целом.

Хронологические рамки исследования определены 1894 годом -годом рождения 3. Н. Райх, и 1939 годом - годом трагической гибели актрисы.

Методологическую основу исследования составляют в первую очередь

о

принципы научной биографики , проверка мифов документальными фактами из архивных источников. Подобный подход, с успехом реализованный в научных опытах таких театроведов разных поколений, как, например, Н.Д. Волков, К. Л. Рудницкий, М. И. Туровская, М. Г. Литаврина, позволяет рассматривать творческую биографию Зинаиды Райх в русле театрального процесса 20 - 30-х годов XX века, тесно связанного со своим политическим и социальным временем, жизненным контекстом, историей страны в целом.

В работе используются как описательный, хронологический, так и историко-функциональный метод, нашедший отражение в новых трудах, посвящённых всестороннему осмыслению социально-политических и художественных процессов XX столетия9.

В исследовании применялись фундаментальные театроведческие методики реконструкции постановок, фиксации и анализа актёрской игры. Именно методологический подход П. А. Маркова, отмечавшего, что при

8 Рудницкий К. Л. Мейерхольд. - М., 1981; Рудницкий К. Л. Режиссбр Мейерхольд. - М., 1969; Мацкин А. П. Орленев. - М„ 1977; Туровская М. И. Бабанова: легенда и биография. - М„ 1981; Литаврина М. Г. Яворская, беззаконная комета. - М„ 2008

4 Театр и драматургия советского периода // История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. - М„ 2009. С.555-563; Золотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. - М., 1999; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953. - М., 1999; Соколов Б. В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд. - М„ 2004; Жидков В. С. Театр и власть. 1917 - 1927. - М„ 2003

создании профессионального портрета актёра необходимо фиксировать: «1) общий технический и ритмический рисунок роли; 2) отдельные технические приёмы исполнения»10, был взят за основу при воссоздании актерского портрета Зинаиды Райх. Для раскрытия технической базы созданных актрисой образов используются экземпляры сценического текста с пометками самих актёров и записями режиссёра, содержащие подробную разработку рисунка роли. Приводятся также (в том числе никогда не публиковавшиеся) иконографические, иллюстративные материалы спектаклей из собраний отечественных архивов. Фотографии актрисы в ролях помогли впервые воссоздать «телесный костюм» образов Зинаиды Райх, то есть в работе применен и театрально-антропологический метод, к которому обращались в последние десятилетия В. А. По дорога, Б.И. Зингерман, О.Булгакова11. Для реконструкции постановок ГосТиМа, воссоздания режиссерских мизансцен принципиальны труды театроведов В.

12 13

А. Максимовой , В. В. Гудковой . Большое значение имели комментированные публикации режиссерских экземпляров Мейерхольда в 1990-е гг.

В работе используются различные теоретические уровни познания, в частности, аналитический, что позволило диссертанту проследить перемену в подходе Вс. Э. Мейерхольда к работе с актёрами, эволюцию репетиционного процесса в ГосТиМе в 20-30-е годы XX века. Характер исследования не позволяет обойти вниманием аналитические труды Б. В. Алперса14 и А. А. Гвоздева15. Для диссертанта это принципиальные научные публикации, в которых зафиксирован технический рисунок актрисы в ролях. В них отчётливо прослежена эволюция не только режиссёрского искусства

10 Марков П. А. Фиксация актёрской игры // Театральная критика: история и теория. - М., 1989, С. 261.

11 Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М„ 1995; Зингерман Б. И. Классика и советская режиссура 20-х годов. // В поисках реалистической образности. - М., 1981; Булгакова О. Фабрика жестов. - М., 2005

12 Максимова В. А. 33 эпизода «Леса»// В поисках реалистической образности. - М., 1981

13 Гудкова В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». - М., 2002

14 Алперс Б. В. Театр социальной маски. - М. - Л., 1931.

15 Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. - Л., 1927.

Мейерхольда, но и его актёрской методологии, от жесткой рационалистичности биомеханики к более широкому сценическому реализму, через опыт социальной маски - к новым принципам пластического рисунка роли. Эта мысль доказательно прописана у Б. В. Алперса, пришедшего к выводу о том, что актёр-импровизатор на сцене ГосТиМа со временем уступает место мастеру живописной мазансцены-позы и «декоративной паузы» в игре. Также учитывались труды целого ряда современных авторов, занимающихся изучением творчества Вс.Э. Мейерхольда16.

Наряду со специфическими театроведческими методами в работе применялись и общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, интерпретация, аналогия. Вся методология была направлена на реализацию главной задачи данной научной работы - критического рассмотрения доныне сложившегося портрета Зинаиды Райх и восстановление полной, документально выверенной творческой биографии актрисы. В соответствии с принципом историзма материал изложен в хронологическом порядке.

Источниковая база исследования.

Исходя из целей и задач данного исследования, в работе использованы следующие группы источников:

1. Материалы архивов и архивных фондов музеев.

2. Опубликованные материалы и документы по истории ГосТиМа и творчеству Мейерхольда в целом.

3. Периодическая печать - российская и зарубежная.

4. Эпистолярные источники.

5. Мемуарная литература.

Материалы архивов и архивных фондов музеев

16 Песочинский Н. В. Русское актёрское искусство XX века. - С.-П., 1992; Берёзкин В. И. Советская сценография 1917 - 1941. - М., 1990; Сергеев А. В. Циркизация театра. - С.-П., 2009; Щербаков В. А. Мейерхольд, режиссура в перспективе века. - М., 2001; Купцова О. Н. Из переписки (1926 - 1933) Вс. Э. Мейерхольда // Диалог писателей: Из истории русско-французских литературных связей XX века 1920 -1970.-М., 2002

Большую часть источников составляют архивные материалы. В Фонде Вс. Э. Мейерхольда (РГАЛИ, Фонд №998)17 обнаружены документы, которые раскрывают работу 3. Н. Райх над образом, наглядно показывают, какое место она занимала во всей композиции мейерхольдовского спектакля. Здесь также хранятся письма, договоры и протоколы, характеризующие гастрольную и репертуарную политику ГосТиМа. Одна из особо ценных

находок - отзыв критика Картера Хентли об исполнении Райх роли Маргерит

18

Готье («Дама с камелиями») , ранее никогда не публиковавшийся в нашей стране.

В Фонде ГосТиМа (ф. 963) изучены собрания стенограмм репетиций, диспутов, докладов, режиссёрские заметки к спектаклям, экземпляры текстов ролей с пометками актёров, монтировочные карточки, описи костюмов и реквизита, коллекции рецензий, отзывов и писем, фотографии, карикатуры, шаржи, а также личное дело актрисы 3. Н. Райх. Документы, касающиеся репетиционного периода постановок, хранятся в фондах режиссёров-лаборантов ГосТиМа: Н. А. Басилова, М. М. Коренева и П. В.

Цетнеровича19. Большая коллекция рецензий из советской прессы о театре Мейерхольда собрана в Фонде А. В. Февральского" .

Безусловный интерес представляет неопубликованная статья «О Зинаиде Райх» Виктора Ардова21, занимавшего в театре должность администратора. Он попытался взглянуть на проблему актрисы непредвзято. Симптоматично, что его рукопись датирована 60-ми гг. Примерно в это же время обращается к жанру мемуаров актёр М. М. Штраух22. Из 61 листа своей рукописи 11 он посвящает актрисе. В 1993-м году мемуары увидят свет в журнале «Искусство кино» (№5). Актёр рассказывает о своей работе с Райх в

17 Российский Государственный Архив Литературы и Искусства.

18 РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Картер Хентли. Отзыв об исполнении 3. Н. Райх роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»). Ф. 998, on. 1, ед. хр. 3749

19 РГАЛИ. Ф.2385, Ф.1476, Ф.2411

20 РГАЛИ. Ф.2437

21 РГАЛИ. Ардов В. Е. О Зинаиде Райх, воспоминания. Ф. 1822, on. 1, ед. хр. 155, 160

22 РГАЛИ. Штраух M. М. Проблема Зинаиды Райх. Ф. 2758, on. 1, ед. хр. 700

спектакле «Баня», но не приводит анализа её игры; даются лишь общие характеристики.

В целом ряде архивов - Центральном Архиве города Москвы (ЦАГМ), Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС), Центральном Архиве Документальных Коллекций Москвы (ЦАДКМ), Центральном Историческом Архиве Москвы (ЦИАМ) - удалось найти вырезки из газет с материалами о спектаклях ГосТиМа (например, ЦАДКМ, Личный Фонд Дм. Скворцова, Ф. №1883). В диссертации используются также финансовые документы и отчёты о работе театра, протоколы ликвидационной комиссии (в частности, Годовой финансовый план Театра им Вс. Мейерхольда на 1937 г., 1938 г. - ЦАГМ, Ф. №2007). Эти документы позволили проследить репертуарную политику театра 30-х гг. и выявить курс, по которому он двигался и намеревался двигаться дальше, пока не был закрыт (1938 г.).

В фондах Государственного Театрального Музея им. А. А. Бахрушина отражен гастрольный период ГосТиМа. Здесь хранится большая подборка рецензий зарубежной прессы на французском и немецком языках23. В Пензенском доме-музее Вс. Э. Мейерхольда не удалось обнаружить каких-либо дополнительных документов или фотографий, связанных с творчеством и жизнью актрисы.

Помимо указанных источников, в работе использованы опубликованные материалы и документы по истории ГосТиМа.

В 1968-м впервые увидят свет многие автотексты Вс. Э. Мейерхольда -тезисы, доклады, письма24. Наряду с упомянутым выше актерским портретом Райх К. Л. Рудницкого стоит напомнить ещё одну статью - «Зинаида Райх» Л. С. Рудневой, лично знавшей актрису" . Главная особенность этой работы -психологический портрет Райх как личности. В свою очередь А. П. Мацкин в

23 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Закрытые фонды.

24 Мейерхольд Вс. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968.

25 Руднена Л. С. Зинаида Райх. Творчество и судьба.//Театр. - № 1. - 1989

книге «На темы Гоголя»" даёт подробное описание «внутреннего образа» Анны Андреевны - Зинаиды Райх («Ревизор»).

Четвёртый выпуск альманаха «Мнемозина» , в котором собраны документы, связанные с гастролями ГосТиМа в Берлине и Париже (1930 г.), существенно дополняет актёрский портрет Райх в зарубежной прессе. Часть материалов, откликов, статей и рецензий, связанных с гастролями театра Мейерхольда во Франции и Германии, опубликованы историком театра В. Ф. Колязиным" в его монографии.

Периодическая печать В работе использованы многочисленные журнальные и газетные публикации, связанные с творческой деятельности театра Мейерхольда, самого режиссёра и его актрисы Зинаиды Райх. Подборки рецензий на спектакли, статьи театральных критиков с 1924 по 1938 год хранятся в различных архивных фондах, о которых говорилось выше. Часть этих публикаций была включена в сборник «Мейерхольд в русской театральной критике»29. С помощью приведённых рецензий можно проследить эволюцию творческого пути Зинаиды Райх от дебютного спектакля «Лес» (1924 г.) к «Даме с камелиями» (1934 г.), являющейся своеобразным апофеозом, выдержанным экзаменом на артистическую зрелость. Проанализированная периодика раскрывает амплитуду отношения рецензентов-современников к личности актрисы, самому типу женщины, который она олицетворяла на сцене.

Эпистолярные источники Эпистолярные источники разделяются на две группы: опубликованные и неопубликованные. К опубликованным относятся - переписка 3. Н. Райх с Н. И. Подвойским30, К. А. Эрбергом31, М. А. Чеховым32, письма Т.С.

26 Маикин А. П. На темы Гоголя. - М„ 1984.

27 Купцова О. Н. Мейерхольд и Франция// Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4. - М„ 2009, С. 741-818

23 Колязин В. Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия. - М., 1998.

29 Мейерхольд в русской театральной критике. - М., 2000.

30 Письмо 3. Н. Райх Н. И. Подвойскому//Театр. -№7-8. - 1994.

31 Письмо 3. Н. Райх К. А. Эрбергу// Театр. -№7-8. - 1994.

Есениной к К. Л. Рудницкому . Обращение к последнему источнику помогло раскрыть взаимоотношения Мастера и его ученицы, воссоздать хронику и уклад жизни семьи. Книга в свое время явилась настоящим откровением-свидетельством о жизни Мейерхольда и Райх. В издании «Вс.Э. Мейерхольд - Переписка» опубликованы письма режиссёра к 3. Н. Райх34. Уцелевшая часть эпистоляриев позволяет реконструировать трудную историю отношений актрисы с труппой, известными коллегами, выявить эстетические и общественные идеалы исследуемой личности.

Неопубликованные письма хранятся, главным образом, в фондах

35

РГАЛИ и личных архивных фондах ГЦТМ им. А. А. Бахрушина . Это переписка 3. Н. Райх с Н. Д. Волковым в период гастролей в Европе. Трудности театральной работы в конце 20-х - начале 30-х годов, нагнетание критической ситуации вокруг театра Мейерхольда ясно отражены в письмах Райх данному адресату. В этих лапидарных посланиях она предстаёт не полноправной примой театра, а наоборот, сомневающейся в себе начинающей актрисой, только доказывающей правомерность быть первой в ансамбле ГосТиМа. К своему творчеству она относится не без самокритики, что отражено в её письмах к С. М. Эйзенштейну36. 3. Н. Райх не вела дневников (их не удалось обнаружить ни в одном архиве), поэтому письма актрисы представляют особую ценность для раскрытия её личностных качеств.

Мемуарная литература Особенностью данной работы является активное привлечение мемуарной литературы, дневников, записных книжек. Их можно разделить на две группы - одни связаны с периодом жизни Зинаиды Райх с Сергеем Есениным, т.е. времени «пред-творчества», другие - к жизни с Вс. Э. Мейерхольдом. К первой относятся воспоминания коллег и друзей Есенина

32 Чехов М. А. Воспоминания. Письма. - М., 1986. - Т. 1.

33 Есенина Т. С. О Вс. Э. Мейерхольде и 3. Н. Райх. - М„ 2005

34 Мейерхольд Вс. Э. Переписка. - М., 1976

35 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 166 - Вс. Э. Мейерхольд, Ф. 688 - Собрание материалов Государственного театра им. Вс. Мейерхольда, Ф. 468 - Волков Н. Д.

36 РГАЛИ. Эйзенштейн С. М. Письма Райх 3. И. Эйзенштейну С. М. Ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 2062

"ХП

(например, А. Б. Мариенгофа ). Ко второй группе можно отнести мемуары учеников и актёров Вс. Э. Мейерхольда (например, Э. П. Гарина, М. И.

Царёва ). В 1967 году (спустя двенадцать лет после реабилитации

39

режиссёра), вышел мемуарный сборник «Встречи с Мейерхольдом». Актёрские воспоминания как правило противоречивы. С одной стороны, коллеги выражают скептическую точку зрения на продвижение актрисы в центр композиции спектакля, с другой - признают за Райх творческие способности и профессионализм. Ценность этих работ заключается в отражении уникального портрета актрисы глазами современников. В то же время необходимо учитывать, что мемуары являются субъективным источником и требуют сравнительного соотнесения с другими свидетельствами, что и было сделано в диссертации.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней представлена подробная творческая биография Зинаиды Райх, проверенная и подтвержденная документами-первоисточниками. Вводятся в научный обиход новые материалы, обнаруженные в архивах и не публиковавшиеся ранее. Впервые осуществлено комплексное театроведческое исследование творчества Зинаиды Райх, построенное на детальном анализе процесса работы актрисы над ролями в ТиМе. Тем самым сделана попытка вписать творчество 3. Н. Райх в режиссёрскую эволюцию Вс. Э. Мейерхольда и его театра, что прежде историками и теоретиками театра не предпринималось. Благодаря проведённому исследованию можно утверждать, что актриса 3. Н. Райх - законный предмет для театроведческого изучения, ее образы в спектаклях Вс. Э. Мейерхольда на московской сцене 20-х-30-х гг. - непреложный ФАКТ театральной летописи отечественного театра XX века.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе обширного материала, связанного с историей Театра им.

37 Мариенгоф А. Б. Мой век, мои друзья и подруги. - М„ 1990. С. 110

38 Гарин Э. П. С Мейерхольдом. - М., 1974; Царёв М. И. Жизнь и творчество. - М., 1975

39 Встречи с Мейерхольдом. - М., 1967

Вс. Мейерхольда, игравшего в определенный период времени роль идейного и творческого центра современности, воссоздан научно обоснованный портрет актрисы 3. Н. Райх. Факты и выводы, представленные в работе, могут быть использованы в учебных и специальных курсах по истории отечественного театра, включены в различные научные библио-биографические, энциклопедические издания.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации и в докладах на аспирантских конференциях в Российском театральном университете ГИТИС. Главы работы всесторонне обсуждались на заседаниях Кафедры истории театра России Российского Университета Театрального Искусства - ГИТИС. Диссертантом опубликованы три статьи о творчестве 3. Н. Райх (в том числе две - в изданиях, рекомендованных списком ВАК РФ).

Основные положения работы изложены в следующих публикациях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Коваева А. А. Зинаида Райх - актриса Вс. Мейерхольда (1930 -1935 гг.) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - М., 2008. №1. - С. 11-29

2. Коваева А. А. Театральные персонажи Зинаиды Райх // Театральная жизнь 2006. - №4. - С. 28 - 32

В других изданиях:

1. Коваева А. А. Героиня Вс. Мейерхольда //Современные гуманитарные исследования - М., 2006. №6 (13). - С. 316 - 326.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Коваева, Анна Александровна

Заключение

В результате проделанного исследования и в соответствии с поставленными задачами и целью диссертации можно сформулировать следующие выводы, которые соответствуют положениям, выносимым на защиту:

- Целостно воссоздана творческая биография актрисы З.Н. Райх, от истоков к финалу. Как показали обнаруженные документы, ранне не публиковавшиеся, Зинаида Райх никогда не стремилась быть актрисой, но её судьба сложилась так, что она сыграла все главные женские роли в спектаклях Вс. Мейерхольда в ТИМе. В архивах не удалось обнаружить ни одного свидетельства, доказывающего тот факт, что она хотела посвятить себя именно сцене. Она намеревалась стать режиссёром массового действа, (эта профессия в 20-х гг. XX века имела колоссальную популярность и значительность) для чего и поступила в мастерскую Мейерхольда. Это свидетельствует о том, что Райх была натурой увлечённой и все идеи революции воспринимала открыто. Мастер увидел в своей ученице и супруге «новую Галатею», идеальную героиню новой театральной эпохи. Вывести на сцену ГосТиМа новую актрису задумал сам режиссёр. Для этого Райх пришлось пройти все этапы овладения профессией под руководством Мейерхольда и выдержать определенный конкурс. Даже роль Анны Андреевны в «Ревизоре», которая принесла Райх первую удачу на сцене, актриса получила самой последней, до неё на роль пробовалось шесть артисток ТиМа. Зинаида Райх полностью подходила для воплощения сценических задач Мастера.

- Определены особенности режиссёрской работы Мастера с актрисой, подход режиссёра к разработке образа в спектаклях Театра им. Вс.

Берия. Практически все вещи прежних хозяев были вывезены или исчезли, за исключением некоторых предметов, которые удалось сохранить благодаря стараниям внучки Мейерхольда и основательницы музея-квартиры его имени Марии Валентей. Сейчас они находятся в экспозиции музея и частично выставлены в кабинете режиссёра, где сотрудникам удалось воссоздать подлинную обстановку 1934 г. Архив Мейерхольда, как известно, спасён С. М. Эйзенштейном, спрятавшим на своей даче колоссальное достояние документов режиссёра и ГосТиМа. Татьяна Есенина тайком перевозила туда «бесценные» бумаги. Позже они были переданы в РГАЛИ, тем самым, составив содержание фондов Мейерхольда и ГосТиМа.

Мейерхольда 1920 - 1930-х гг. Зинаида Райх, как все ученики Мейерхольда, обучалась по новой системе воспитания актёра - биомеханике. Она владела навыками тренинга, что доказала во многих своих работах. Ярче всего это проявилось в спектакле «Ревизор», где Райх играла роль Анны Андреевны. Жесты актрисы, пластический рисунок образа героини выявили в ней настоящего мастера биомеханики, которая в тот момент начала постепенно терять свой изначальный схоластический смысл и характер в ГосТиМе и перерождаться, не без актерского влияния Райх, в новый пластический реализм. Личность Райх неразрывно связана с эволюцией всего творчества Мейерхольда в 20-х - 30-х гг. Режиссёр кардинально перестроил подход к работе актёров над сценическим образом. Вместо театра «движения», провозглашённого в спектакле «Великодушный рогоносец» (1922) - через этап «социальной маски» и «предыгры» - и приходит театр выразительной статики и жестов. Отчётливо прослеживается эволюция становления актрисы Райх параллельно общему внутреннему переустройству спектакля у Мейерхольда, где композиция «закручивалась» в итоге вокруг центрального образа. Эта перестройка и изменение вектора композиции спектакля привели к кризису ансамбля ТиМа (и соответственно, уходу из него ряда ведущих актеров) и утвердили «центростремительность» уже не только в построении замысла спектакля, но и во всей репертуарной политике целого театра. На смену герою- «запевале», в терминологии Мейерхольда, приходит женское центральное начало, героиня.

- Выявлены ключевые способы построения сценических образов актрисой. Главное качество, которое отличало Райх от остальных, это умение «солировать», и Мейерхольд эффектно и направленно использовал характерную черту её натуры во всех постановках, где она была занята. Первой ролью Райх стала Аксюша в «Лесе». После спектакля становится ясно, что на сцене ГосТиМа появилась актриса, которая обладала индивидуальной техникой. Её индивидуальность разрушала устоявшийся коллективный механизм игры и была слишком «активной». Она не терпела схем, подчиняя себе действие спектакля и становясь все более доминирующей в постановке. Всё закручивалось вокруг ее героини -сценография, мизансцены, второстепенные персонажи, реквизит. Композиция выстраивалась «от центра». Апогеем такого поворота в актёрском искусстве ГосТиМа стала постановка «Дамы с камелиями» в 1934 году, где всё, начиная от репродукций импрессионистов и заканчивая деталями костюмов героев, оттеняющих женственный образ Маргерит, работало на красоту и исключительность героини. При этом поворот от гротеска «к красоте» был мотивирован Мейерхольдом теоретически («Реконструкция театра», 1930). В этой заключительной триумфальной роли проявилась важная особенность актёрского стиля Райх и намечены технические средства, с помощью которых она строила образ. В спектакле торжествовал принцип живописности и «богатой палитры». Маргерит Готье Райх «раскрашивала» интонационно, тщательно детализировала партитуру жестов. Если в «Ревизоре» преобладала художественная пластика в её исполнении, то в «Даме с камелиями» в технический арсенал актрисы добавился интоиациоииый рисунок. С помощью телесного «костюма» актриса могла передать характеристику играемого персонажа, отразить его настроение и чувства. Это позволило Райх создать один из самых запоминающихся и притягательных женских образов на сцене советского театра, что отвечало общественной зрительской потребности. И вместе с этим, напрашивается следующий вывод: актёрская сущность Райх была лишена, пожалуй, одного из главных качеств артиста - импровизации, равно как и игровой стихии, поэтому её образы детально, почти «математически» выверялись режиссером с учетом индивидуальности актрисы. Творческий тандем Мейерхольда и Райх, таким образом, был существенно отличен от партнерства Александра Таирова и Алисы Коонен.

Важное значение в работе имел и сравнительный анализ двух прим ТИМа - и театральных соперниц - М. И. Бабановой и 3. Н. Райх. Мария Бабанова, блиставшая на сцене ГосТиМа в то время, когда Райх пришла в театр, умела великолепно трансформироваться - стать единым целым актёрского механизма в «Великодушном рогоносце», что было чрезвычайно важно для биомеханики. Умение «раствориться» в ансамбле и превратить актёрский коллектив в один общий механизм игры - стало главной задачей спектакля. Целью послереволюционной постановки Мейерхольда было олицетворение движения на сцене. Бабанова явилась настоящей выразительницей нового учения и образцом «коллективного» актёра, как незаменимый элемент в новой структуре спектакля и мастер биомеханики. Зинаида Райх не вписывалась в конструктивную, атлетически-стройную концепцию «Великодушного рогоносца», и тем более, никак не соотносилась с «актёром будущего». Даже наоборот, противоречила задумке спектакля. «Машина для игры», «движение» и «стремление» - потеряли свой изначальный смысл, когда в роли Стеллы вышла Райх. По сравнению с гуттаперчивой Бабановой, она казалась грузной и неповоротливой. Этой актрисе была присуща ярко-выраженная женская органика, поэтому «инструментом» политического театра она никогда не являлась. Несмотря на свои революционные убеждения, Райх по своим внешним данным оказалась совершенно не соответствующей типу «новой героини» революционной эпохи. Особой популярности ей удалось добиться только в ролях классического репертуара, тогда как в «Бане», «Списке благодеяний», «Командарме 2» она не имела большого успеха. Роли Фосфорической женщины, Лёли Гончаровой, так или иначе, связаны между собой одним историческим отрезком времени, но актерская индивидуальное Райх несла в себе совсем иную информацию, настраивая зрителя на наблюдение и созерцание «вечно женственного», а не агитировала «за горизонт». В этом театральной критике 30-х виделось отступление назад и в сторону от генеральной линии театра Мейерхольда. Именно поэтому обнажённые плечи Анны Андреевны в «Ревизоре» вызвали жаркие дискуссии в прессе, которые дали критике повод говорить об излишнем и навязчивом эротизме героини.

- Выявлены особенности актёрского стиля Зинаиды Райх. Она обладала выразительной фактурой, сценической манкостыо. Однако соответственно режиссерской задаче умела либо выявить эти начала, либо «погасить». В «Мандате» (1925 г.), который высоко оценили П. А. Марков, А. Гвоздев, Райх играла Варвару, невесту Гулячкина. Биомеханика для актрисы была всего лишь базой (набором навыков) для строения образов, но не самим существом творчества нового актёра. В работе подчеркивается, что Райх стала выразительницей пластического реализма. Искусство позы и чёткая, почти скульптурная передача образа заставляли сравнивать героинь Райх с полотнами известных живописцев (К. П. Брюллов, Ф. Ропс, Б. М. Кустодиев и другие).

- Сопоставлены актёрские портреты Зинаиды Райх, созданные в советской и зарубежной критике, проведён сравнительный анализ рецензий. (Вырезки публикаций о гастрольной поездке ГосТиМа по Европе хранятся в фондах ГЦТМ им. А. А. Бахрушина). Как показал этот анализ, отзывы об игре актрисы иностранных рецензентов в большинстве случаев положительные. В них Райх предстаёт признанной примой советского театра и настоящим мастером. На примере спектаклей «Лес», «Ревизор» и «Великодушный рогоносец» (вторая редакция) - гастрольная программа ГосТиМа, - критика выделяла и обособляла актрису из общего актёрского ансамбля в спектаклях. Её сценическую «дистанцированность», которую одним из первых в России заметил Б. Алперс, отметила и зарубежная публика. Особенно подчёркивалось отличие характеров её героинь от биомеханических «манекенов» Мейерхольда. Если в целом успех ГосТиМа за рубежом был в некоторой степени спорным явлением, то сама 3. Райх возвращалась домой настоящей победительницей, чем был так доволен Мейерхольд. У себя на родине она никогда не удостаивалась подобных похвал. В советской прессе в большинстве случаев муссировалась тема её личных взаимоотношений с труппой и режиссёром, а все актёрские достижения расценивались критикой не более чем результат удачной работы

Мастера с ученицей, чудо-педагога Мейерхольда с вечной дебютанткой, и при этом сам он порицался за потакание репертуарным капризам жены. Заметим, что ситуация вокруг Райх в советской среде требует и отдельного культурологического и социологического анализа - неодобрительное отношение к имевшим самостоятельное значение или слишком яркую индивидуальность женам и подругам выдающихся людей и политических лидеров - характерная черта советского коммунального сознания.

- В ходе работы и анализа архивных документов удалось определить место Райх в творчестве Мейерхольда советского периода и в деятельности ТиМа 1920-х - 1930-х гг. Последствия союза Райх и Мейерхольда были неоднозначны, но невозможно согласиться сегодня с интерпретацией Райх как одиозной личности, погубившей Мастера. Изначально в советской прессе и закулисных кругах сложилось мнение, что режиссёр подчинялся непомерным аппетитам супруги и потому сделал её примой своего театра. Наше изучение показывает, что к этому шагу Мейерхольда подтолкнули далеко не в последней степени внешние обстоятельства, которые не давали возможности развиваться ему самостоятельно как художнику в условиях «великого перелома». Принято считать (и это мнение разделяла даже Татьяна Есенина, дочь Райх), что проблемы Мейерхольда начались лишь в середине 30-х гг. Документы, введенные в научный оборот в последнее время и проделанное нами расследование показывают, что травля Мейерхольда и его театра началась значительно раньше. В 1928-м году над ГосТиМом нависла угроза закрытия, была даже в его отсутствие создана ликвидационная комиссия, в это же время возникли трудности с реализацией зарубежных гастролей, театр долго не мог покинуть страны, срывались американские гастроли, которые следовали за германско-французскими и должны были решить финансовые проблемы театра (см. 4 главу). Помимо этого, неблагополучная ситуация нагнеталась отсутствием в репертуаре театра постановок по пьесам современных драматургов. Однако то, что предлагалось Мейерхольду, режиссёр обоснованно относил к художественной безвкусице, а то, что предлагал он, не совпадало с генеральной линией нового театрального искусства и вызывало цензурный запрет (Ю. К. Олеша, Н. Р. Эрдман). Современные пьесы, за которые он брался (или поставленные в театре с участием других режиссеров) - «Окно в деревню», «Наташа», «Одна жизнь» - выходили, по мнению левой критики, неубедительными и искажали революционные идеи. «Одна жизнь» вышла «пошлой профанацией» политических взглядов, а реалистичные сцены с бутафорией, рисующей быт советского колхоза, выглядели фальшиво и нетипично для режиссёра с большим художественным опытом, что сразу же бросалось в глаза публике. Существует мнение, что за «Наташу» Мейерхольд взялся только потому, что там есть центральная роль для Райх. Итак, на рубеже 20-30-х гг. внешние обстоятельства лишают режиссёра творческого пространства, не получает реализации проект нового театрального здания для ТиМа, с которым Мейерхольд связывал масштабные новации, не выходит к публике даже такая фундаментальная работа, как «Борис Годунов». В сложившейся ситуации пространство творчества все более сужается, вплоть до одного верного человека, его жизненного и творческого партнёра - Зинаиды Райх, в которой он теперь находит «свой» театр. И ТиМ постепенно превращается в театр одной актрисы. Уже в сезоне 1935 - 1936 гг. его репертуар практически полностью состоит из постановок классики, больше всех играется «Дама с камелиями» и «Горе уму», а количество показов «Вступления» Ю. Германа (постановки по современной пьесе) на предстоящий сезон запланировано всего 5, из 7-и возможных. Иными словами, в репертуаре ГосТиМа остаются «Дама с камелиями», «Горе уму», «33 обморока», «Лес», «Свадьба Кречинского», «Ревизор» и «Вступление». Только в двух из них не занята Райх, в остальных постановках она играет центральные роли.

В данной научной работе использовано большое количество архивных и иконографических материалов, ранее не находившихся в фокусе исследований. Благодаря им удалось разделить легенды и факты, выверить документально ход театральных событий, эволюцию творчества Зинаиды Райх. Выявленные материалы позволяют не только иначе смотреть на противоречивую фигуру Зинаиды Райх, но и вписать её творчество в общий театрально-исторический процесс, из которого актриса оказалась несправедливо вычеркнутой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Коваева, Анна Александровна, 2013 год

Библиография

1. Агранович Л. Д. Стоп-кадр: Мейерхольд, Воркута и другое кино. -М., 2004

2. Алперс Б. В. Театр социальной маски. - М., Л., 1931

3. Алперс Б. В. Театральные очерки. - М., 1977. - Т. 2

4. Алперс Б. В. Актерское искусство в России. - М., 1945. - Т. 1

5. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. - Л., 1991. - Т. 2

6. Берёзкин В. И. Советская сценография 1917 - 1941. - М., 1990

7. Биографии студентов 1-го выпуска (1926) Государственных Экспериментальных Театральных Мастерских имени Вс. Мейерхольда /ГЭКТЕМАС/. - М., 1926

8. Булгакова О. Фабрика жестов. - М., 2005

9. В поисках реалистической образности. Проблемы советской режиссуры 20 - 30-х годов. - М., 1981

10. Великая книга дня. Радио в СССР. - М., 2007

11. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. -М., 1999

12. Волков Н. Д. Мейерхольд. - Л., М., 1929. - Т. 1-2

13. Волков Н. Д. Театральные вечера. - М., 1966

14. Встречи с Мейерхольдом. - М., 1967

15. Встречи с прошлым. - М., 1976

16. Вульф В. Я., Чеботарь С. Женское лицо России. - М., 2006

17. Высшие женские (Бестужевские) курсы. - М., 1966

18. Ганин А. А. Стихотворения. Поэмы. Роман. - Архангельск, 1991

19. Гарин Э. П. С Мейерхольдом. - М., 1974

20. Гасснер Джон. Форма и идея в современном театре. - М., 1959

21. Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда. - Л., 1927

22. Гладков А. К. Мейерхольд. - М., 1990. - Т. 1-2

23. Гладков А. К. Театр: Воспоминания и размышления. - М., 1980

24. Гоголь и Мейерхольд. - М., 1927

25. Грибанов Б. Женщины, которые любили Есенина. - М., 2006

26. Гудкова В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». - М., 2002

27. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов. Типология отечественной драмы 1920-х начала 1930-х годов. - М., 2008

28. Диалог писателей. Из истории русско-французских культурных связей XX века 1920 - 1970. - М., 2002

29. Дюллен Шарль. Воспоминания и заметки актёра. - М., 1958

30. Елагин Ю. Темный гений: Всеволод Мейерхольд. - Нью-Йорк, 1955

31. Есенин и современность. - М., 1975

32. Забродин В. В. Эйзенштейн о Мейерхольде. - М., 2005

33. Забродин В. В. Эйзенштейн: попытка театра. - М., 2005 34.3олотницкий Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью. - М.,

1999

35. Ивнев Р. Богема. - М., 2005

36. Ильинский И. В. Сам о себе. - М., 1973

37. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. - М., 2004

38. История советского драматического театра. - М., 1966 - 1971. - Т. 16

39. Коонен А. Г. Страницы жизни. - М., 2003

40. Колязин В. Ф. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия. - М., 1998

41. Кугель А. Р. Театральные портреты. - Л., 1967

42. Куняев С. С. Куняев Ст. Ю. Сергей Есенин. - М., 2007

43. Кучкина О. А. Зинаида Райх. Рок. - М., 2011

44. Луначарский А. В. О театре и драматургии. - М., 1958

45. Мариенгоф А. Б. Мой век, мои друзья и подруги. - М., 1990

46. Марков П. А. Новейшие театральные течения. - М., 1924

47. Марков П. А. О театре. - М., 1974 - 1977. - Т. 2-3

48. Мацкин А. П. На темы Гоголя. - М., 1984

49. Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. - М., 1922

50. Мейерхольд в русской театральной критике (1920 - 1938 гг.). - М., 2000

51. Мейерхольд Вс. Э. Переписка. - М., 1976

52. Мейерхольд Вс. Реконструкция театра. - Л., М., 1930

53. Мейерхольд, режиссура в перспективе века. - М., 2001

54. Мейерхольд репетирует. - М., 1993. - Т. 2

55. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968. - Т. 1-2

56. Милях А. С. Диссертация на тему «Эксперименты в русской театральной режиссуре (1922 - 1925гг.). - М., 1996

57. Минувшее. Исторический альманах. Москва - С.-П., 1992, выпуск 10

58. Мнемозина: документы и факты из истории отечественного театра XX века. Исторический альманах. - М., 1999. - Выпуск №2.

59. Мнемозина: документы и факты из истории отечественного театра XX века. Исторический альманах. - М., 2008. - Выпуск №4.

60. Мой век, мои друзья и подруги. - М., 1990

61. Ольга Владимировна Гзовская. - М., 1976

62. Олеша Ю. К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. - М., 1968

63. От «театра аттракционов» к «монтажу киноаттракционов». - М., 1999

64. По дорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М., 1995

65. Прокофьев Вл. Н. В спорах о Станиславском. - М., 1976

66. «Ревизор» в Театре им. Вс. Мейерхольда. - Л., 1927

67. «Ревизор» в Театре им. Вс. Мейерхольда. - С.-П., 2002

68. Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. - М., 1973

69. Ростова Н. В. Немое кино и театр. Параллели и пересечения. - М., 2007

70. Рудницкий К. Л. Любимцы публики. - Киев, 1990

71. Рудницкий К. Л. Мейерхольд. - М., 1981

72. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. - М., 1969

73. Русское актерское искусство XX века. - С.-П., 1992

74. Ряпосов А. Ю. Режиссёрская методология Мейерхольда. Режиссёр и драматург: структура образа и драматургия спектакля. - С.-П., 2000

75. С. А. Есенин в воспоминаниях современников. - М., 1986. - Т. 2

76. Сергеев А. В. Циркизация театра. - С.-П., 2008

77. Соколов Б. В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд. - М., 2004

78. Спектакли двадцатого века. - М., 2004

79. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954

80. Станиславский К. С. Об искусстве театра. - М., 1982

81. Т. С. Есенина о В. Э. Мейерхольде и 3. Н. Райх. -М., 2005

82. Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. - М., 1978

83. Театральная критика: история и теория. - М., 1989

84. Театральная энциклопедия. - М., 1961 - 1967. - Т. 1-5

85. Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. - С.-П., 1995

86. Туровская М. И. Бабанова: легенда и биография. - М., 1981

87. Федосова Э. П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878 - 1918). - М., 1980

88. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. - М., 1982

89. Царев М. И. Жизнь и творчество. - М., 1975

90. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. - М., 1944. - Т. 1

91. Чехов М. А. Воспоминания. - М., 2000

92. Элкана А. Карл - Казимир - Теодор - Всеволод Мейерхольд. - М., 2006

93. Юзовский Ю. О театре и драме. - М., 1982. - Т. 1,2

94. Янгфельдт Б. Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. -М., 2009

95. Алперс Б. Блестящая шутка? «Лес»// Еженедельник академических театров. - 1924. №15

96. Берёзкин В. Театральный конструктивизм // Вопросы театра. - 2008. №3,4

97. Блюм В. Островский и Мейерхольд// Новый зритель. - 2004. №4, 5

98. Валентей М. Должна сказать...// Театральная жизнь. - М., 1989. №5

99. Варшавский Л. Г., Хомчук Н. Г. К биографии Сергея Есенина.// СТД. Научный отдел.

100. Вещь: международное обозрение современного искусства. -Берлин. 1922

101. Гвоздев А. Лифт и качели// Ленинградская правда. - 10 февраля 1924

102. Есенина Татьяна о В. Э. Мейерхольде и 3. Н. Райх: письма К. Л. Рудницкому.// Театр. - М., 1993. №2

103. Зрелища. - М., 1924. №73

104. Марков П. Московская театральная жизнь 1923 - 1924 годах. //Печать и революция. - 1924. №4

105. Мацкин А. Голоса России.// Театр. - М., 1988. №10

106. Письмо 3. Н. Райх Н. И. Подвойскому.// Театр. - М., 1994. №7-8

107. Письмо 3. Н. Райх К. А. Эрбергу.// Театр. - М., 1994. №7-8

108. Руднева Л. С. Зинаида Райх. Творчество и судьба// Театр. - М., 1989. №1

109. Рудницкий К. Л. «Лес» Мейерхольда.// Театр. - М., 1976. №12

110. Рудницкий К. Л. Зинаида Райх.// Театральная жизнь. - М., 1987. №21

111. Тальников Д. «Дама с камелиями» в театре Мейерхольда.// Театр и драматургия. - М., 1934. №5

112. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Волков Н. Д. Письма 3. Н. Райх Волкову Н. Д. Фонд 468, ед. хр. 1128

113. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Мологин Н. К. Письма 3. Н. Райх Мологину Н. К. Фонд 175, ед. хр. 17

114. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Мологин Н. К. Телеграмма А. И. Свидерскому с копиями разным лицам. Ф. 175

115. РГАЛИ. Ардов В. Е. О Зинаиде Райх, воспоминания. Фонд 1822, оп. 1, ед. хр. 155, 160

116. РГАЛИ. Басилов Н. А. Тетради с записями репетиций спектаклей Театра им. Мейерхольда «Свадьба Кречинского», «Лес», «Вступление», «Дама с камелиями» и др. Ф. 2385, оп. 1, ед. хр. 36

117. РГАЛИ. Гарин Э. П. Копия письма М. А. Чехова, сделанная Л. В. Варпаховским для Э. П. Гарина. Фонд 2979, оп. 1, ед. хр. 342

118. РГАЛИ. Гарин Э. П. Письма X. Локшиной. Ф. 2979, оп. 1, ед. хр. 283

119. РГАЛИ. Гарин Э. П. Письма X. Локшиной. Ф. 2979, оп. 1, ед. хр. 288

120. РГАЛИ. Гарин Э. Статьи и заметки о спектакле Театра им. Мейерхольда «Ревизор». Ф. 2979, оп. 1, ед. хр. 660

121. РГАЛИ. Главное управление по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР. Переписка Московского общества художников «Бытие» с Главискусством. Ф. 645, оп. 1, ед. хр. 641

122. РГАЛИ. Главное управление по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР. Протоколы заседаний

Главреперткома и заседаний Президиума Совета по делам искусства и литературы. Ф. 645, оп. 1, ед. хр. 129

123. РГАЛИ. ГосТиМ. Автобиографические сведения об актёрах. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 189

124. РГАЛИ. ГосТиМ. Альбом с отзывами и рецензиями на постановку драмы «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1061

125. РГАЛИ. ГосТиМ. В. В. Маяковский «Баня». Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 658

126. РГАЛИ. ГосТиМ. Вс. Мейерхольд о постановке «Баня» В. Маяковского. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 668

127. РГАЛИ. ГосТиМ. Диспут о спектакле «Лес» В. Мейерхольда. Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 357

128. РГАЛИ. ГосТиМ. Доклад режиссёра-лаборанта Научно-исследовательской лаборатории при ГЭКТЕМАСе Л. В. Варпаховского «Фиксация речи и движений актёров». Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1046

129. РГАЛИ. ГосТиМ. Запись реакций зрительного зала студентом режиссёрского отделения Г. Гаузнером на генеральное репетиции и премьере «Ревизор». Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1050

130. РГАЛИ. ГосТиМ. Кампания части театральной критики против ГОСТИМа, в связи с постановкой «Ревизора». Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 514

131. РГАЛИ. ГосТиМ. Личные документы: Райх Зинаиды Николаевны - студентки ГВЫРМа, ГВЫТМа и ГЭКТЕМАСа. Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 1464

132. РГАЛИ. ГосТиМ. Материалы для брошюры о театре Вс. Мейерхольда, издаваемой за границей. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 945

133. РГАЛИ. ГосТиМ. Материалы к спектаклю «Лес». Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 350

134. РГАЛИ. ГосТиМ. Михаил Царёв «Почему я ушёл из Театра им. Мейерхольда». Фонд 963, оп. 2, ед. хр. 33

135. РГАЛИ. ГосТиМ. Монтировочные карточки, описи костюмов к спектаклю «Ревизор». Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 492

136. РГАЛИ. ГосТиМ. О «Даме с камелиями», заметки. Фонд 963, оп. 2, ед. хр. 28

137. РГАЛИ. ГосТиМ. Опись реквизита к спектаклю «Ревизор». Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 495

138. РГАЛИ. ГосТиМ. Отзывы и опросные листы зрителей о спектаклях Театра имени Мейерхольда во время гастролей в Свердловске. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 919

139. РГАЛИ. ГосТиМ. План репертуарный гастрольных спектаклей. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 938

140. РГАЛИ. ГосТиМ. Программа по изучению методологии В. Э. Мейерхольда и ГОСТИМа. Фонд 963, оп. 2, ед. хр. 13

141. РГАЛИ. ГосТиМ. Протоколы заседаний Художественно-политического совета театра с приложением явочных листов, записок в президиум и др. Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 148

142. РГАЛИ. ГосТиМ. Работы студентов ГВЫТМа по подготовке театральной энциклопедии. Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 1259

143. РГАЛИ. ГосТиМ. Рабочий репетиционный экземпляр режиссёра Л. Варпаховского драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1051

144. РГАЛИ. ГосТиМ. Разработка Вс. Мейерхольдом положения Государственных Высших Режиссёрских Мастерских. Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 1257

145. РГАЛИ. ГосТиМ. Расписание занятий студентов 1-ого курса Государственных Высших Режиссёрских Мастерских. Фонд 963, оп. 1, ед. хр. 1260

146. РГАЛИ. ГосТиМ. Рисунки, фотографии и образцы волос для изготовления париков. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 788

147. РГАЛИ. ГосТиМ. Списки действующих лиц и исполнителей в гастрольных спектаклях театра. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 940

148. РГАЛИ. ГосТиМ. Списки женских и мужских париков для спектакля «Дама с камелиями». Ф. 963, on. 1, ед. хр. 787

149. РГАЛИ. ГосТиМ. Статьи, рецензии и заметки о гастролях ГосТиМа. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 933

150. РГАЛИ. ГосТиМ. Статьи и заметки о спектакле ГосТиМа «Дама с камелиями». Ф. 963, оп. 2, ед. хр. 28

151. РГАЛИ. ГосТиМ. Статья Райх 3. Н. «Комсомольское рождество». Фонд 963, on. 1, ед. хр. 1514

152. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограмма беседы Мейерхольда о спектакле «Лес». Фонд 963, on. 1, ед. хр. 350

153. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограмма диспута в ГосТиМе о спектакле «Ревизор». Ф. 963, оп. 2, ед. хр. 22

154. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограмма доклада Мейерхольда «О «Ревизоре». Фонд 963, on. 1, ед. хр. 504

155. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограммы выступлений В. Э. Мейерхольда на диспутах о спектакле «Дама с камелиями» в Москве и Ленинграде. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 804

156. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограммы заседаний коллектива театра. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 725

157. РГАЛИ. ГосТиМ. Стенограммы репетиций, бесед о спектакле «Список благодеяний». Фонд 963, on. 1, ед. хр. 725

158. РГАЛИ. ГосТиМ. Схемы композиции «Ревизора» в постановке В. Э. Мейерхольда. Фонд 963, on. 1, ед. хр. 516

159. РГАЛИ. ГосТиМ. Учебные программы по биомеханике ГЭКТЕМАСа. Ф. 963, on. 1, ед. хр. 1335

160. РГАЛИ. Гуревич JI. Я. Биографии актеров. Фонд 131, оп. 2, ед. хр. 367

161. РГАЛИ. Есенин С. А. Аттестат, выданный Бендерской женской гимназией 3. Н. Райх. Фонд 190, оп. 2, ед. хр. 48

162. РГАЛИ. Есенин С. А. Выпись из метрической книги о рождении 3. Н. Райх. Фонд 190, оп. 2, ед. хр. 47

163. РГАЛИ. Есенин С. А. Материалы о браке С. А. Есенина с 3. Н. Райх: выпись о браке из метрической книги. Фонд 190, оп. 2, ед. хр. 25

164. РГАЛИ. Есенин С. А. С. А. Есенин «Инония». Поэма. Фонд 190, оп. 2, ед. хр. 4

165. РГАЛИ. Коренев М. М. В. Э. Мейерхольд: «Ревизор». Замечания на репетициях спектакля. Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 770

166. РГАЛИ. Коренев М. М. Выписки из литературных источников, замечания на репетициях. Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 19

167. РГАЛИ. Коренев М. М. Выступление на диспуте в Ленинграде о спектакле «Дама с камелиями». Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 814

168. РГАЛИ. Коренев М. М. «Дама с камелиями». Режиссёрские заметки к спектаклю. Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 63

169. РГАЛИ. Коренев М. М. «Дама с камелиями». Режиссёрские заметки, режиссёрские задания и распределение ролей. Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 778

170. РГАЛИ. Коренев М. М. Записка Мейерхольда Райх 3. Н. Фонд 1476, оп. 1, ед. хр. 825

171. РГАЛИ. Коренев М. М. Мологин Н. К. «Из воспоминаний о работе в ГосТИМе». Фонд 1476, оп. 1, ед. хр. 893

172. РГАЛИ. Коренев М. М. Письмо Райх 3. Н. Кореневу М. М. Фонд 1476, оп. 1, ед. хр. 416

173. РГАЛИ. Коренев М. М. Работа над «Ревизором». Несколько замечаний к постановке. Ф. 1476, оп. 1, ед. хр. 99

174. РГАЛИ. Коренев М. М. Статьи о гастролях ГосТИМ. Фонд 1476, оп. 1, ед. хр. 624

175. РГАЛИ. Кулябко-Корецкая А. И. Письма 3. Н. Райх Кулябко-Корецкой А. И. Ф. 2433, оп. 1, ед. хр. 7

176. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Беседы о спектакле ГосТиМ «Дама с камелиями». Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 647

177. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Выступление на заседании художественно-политического совета ГосТиМа по пьесе В. В. Маяковского «Баня». Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 557

178. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Докладная записка В. Э. Мейерхольда в Коллегию Наркомпроса РСФСР об итогах гастролей ГосТиМа в Германии и Франции, о необходимости гастролей театра в Америке и о положении театра. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2826

179. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. 3. И. Райх. «Дама с камелиями». Режиссёрские заметки и описания костюмов для спектакля ГосТиМ. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3648

180. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Записи репетиций спектакля «Ревизор», поставленного В. Э. Мейерхольдом в ГосТиМе. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 191

181. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. «Мастер работает». Отрывки из стенограмм репетиций спектакля «Дама с камелиями». Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 281

182. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Отчёт В. Э. Мейерхольда в Комиссию по научным заграничным командировкам при Наркомпросе РСФСР о его поездке заграницу в 1928 г. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2823

183. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма В. Э. Мейерхольда в парижскую префектуру и французскому послу в Германии о продлении срока пребывания во Франции и разрешении поездки в Мулен. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 1000

184. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. 3. Н. Райх «Дама с камелиями». Режиссёрские заметки и описание костюмов для спектакля ГосТиМ. Ф. 998, on. 1, ед. х. 3648

185. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма Малевича К. С. Мейерхольду В.Э. Ф. 998, on. 1, ед. хр. 1933

186. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма Маяковской Людмилы Владимировны Райх 3. Н. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3707

187. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма Мейерхольда Вс. Э. председателю СНК СССР о необходимости заграничных гастролей ГосТиМ и о разрешении участвовать в Международной театральной конференции в Риме. Ф. 998, on. 1, ед. хр. 1034

188. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма и телеграммы В. Э. Мейерхольда в правительственные учреждения с опровержением слухов о его невозвращении в СССР и с протестом против закрытия ГосТиМа. Ф. 998, on. 1, ед. хр. 999

189. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письма и телеграммы Мологина Н. К. Мейерхольду Вс. Э. Ф. 998, on. 1, ед. хр. 2036

190. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Габриловича Е. И. Райх 3. Н. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3684

191. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Мунт Ольги Михайловны Райх 3. Н. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3711

192. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Оборина Л. Райх 3. Н. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3700

193. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Райх 3. Н. Шагинян М. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3672

194. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Райх 3. Н. Эйзенштейну С. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3673

195. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Письмо Царёва М. И. Райх 3. Н. Фонд 998, on. 1, ед. хр. 3732

196. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Разработки роли Маргерит Готье и выписки из романа А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3649

197. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Райх 3. Н. «Гастроли Государственного театра имени Вс. Мейерхольда в Германии и Франции». Фонд 998, оп. 1, ед. хр. 3661

198. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Рецензии, статьи и заметки о спектакле «Баня», поставленном в ГосТиМе. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3377

199. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Рецензии, статьи и заметки о спектакле «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3391

200. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Стенограмма диспута о спектакле «Список благодеяний». Фонд 998, оп. 1, ед. хр. 599

201. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Стенограмма обсуждения спектакля «Дама с камелиями». Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 3492

202. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Стенограммы бесед Мейерхольда со студентами ГВЫТМа. Фонд 998, оп. 1, ед. хр. 674

203. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Стенограммы выступлений Мейерхольда о спектакле «Дама с камелиями». Фонд 998, оп. 1, ед. хр. 643

204. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Стенограммы репетиций пьесы А. Дюма-сына «Дама с камелиями», поставленной В. Э. Мейерхольдом в ГосТиМ. Ф. 998, оп. 1, ед. хр. 278

205. РГАЛИ. Мейерхольд В. Э. Картер Хентли. Отзыв об исполнении Райх роли Маргерит Готье («Дама с камелиями»). Фонд 998, оп. 1, ед. хр. 3749

206. РГАЛИ. Олеша Ю. К. Письма 3. Райх Олеше О. Г. Ф. 358, оп. 2, ед. хр. 1175

207. РГАЛИ. Олеша Ю. К. Список благодеяний. Пьеса. Сцена: В комнате артистки Лёли Гончаровой. Наброски. Ф. 358, оп. 2, ед. хр. 72

208. РГАЛИ. Олеша Ю. К. Список благодеяний. Пьеса. Сцена: в театре. Вариант. Наброски. Ф. 358, оп. 2, ед. хр. 70

209. РГАЛИ. Олеша Ю. К. Уриэль, С. Л. Цимбал. Рецензии на спектакль В. Э. Мейерхольда «Список благодеяний». Ф. 358, оп. 2, ед. хр. 911

210. РГАЛИ. Олеша Ю. К. Фотографии Райх 3. Н. в роли Гончаровой. Ф. 358, оп. 2, ед. хр. 1100

211. РГАЛИ. Тяпкина Е. А. Воспоминания о В. Э. Мейерхольде. Фонд 3042, оп. 1, ед. хр. 60

212. РГАЛИ. Февральский А. В. Рецензии и заметки о спектакле «Ревизор». Ф. 2437, оп. 2, ед. хр. 137

213. РГАЛИ. Февральский А. В. Рецензии и заметки о спектакле «Список благодеяний». Ф. 2437, оп. 2, ед. хр. 146

214. РГАЛИ. Февральский А. В. Статьи и заметки о гастролях ГосТиМа в Германии и Франции. Ф. 2437, оп. 2, ед. хр. 166

215. РГАЛИ. Фердинандов Б. А. Письма Фердинандова Б. А. к Фердинандовой А. П. Ф. 2393, оп. 1, ед. хр. 205

216. РГАЛИ. Цетнерович П. В. «Ревизор» Н. В. Гоголя и протоколы репетиций. Ф. 2411, оп. 1, ед. хр. 7

217. РГАЛИ. Цетнерович П. В. Режиссёрские экземпляры II, V действий и отдельных эпизодов пьесы «Ревизор». Ф. 2411, оп. 1, ед. хр. 6

218. РГАЛИ. Цетнерович П. В. Режиссёрские экземпляры II, V действий. Композиция изобразительной стороны спектакля «Ревизор» 1928 г. Запись Тарабукина А. Ф. 2411, оп. 1, ед. хр. 6

219. РГАЛИ. Штейн А. П. «Наедине со зрителем». Сборник статей и воспоминаний. Ф. 3141, оп. 1, ед. хр. 42

220. РГАЛИ. Штраух M. M. Проблема Зинаиды Райх. Фонд 2758, оп. 1, ед. хр. 700

221. РГАЛИ. Штраух M. М. Статьи и заметки о спектаклях ГосТиМа «Д. С. Е.», «Список благодеяний», «Баня». Ф. 2758, on. 1, ед. хр. 2090

222. РГАЛИ. Эйзенштейн С. М. Дневник. Ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 1103

223. РГАЛИ. Эйзенштейн С. М. Письма Райх 3. Н. Эйзенштейну С. М. Фонд 1923, on. 1, ед. хр. 2062

224. ЦАГМ. Годовой финансовый план театра им. Мейерхольда на 1937 г. Фонд 2007, on. 1, д. 258

225. ЦАГМ. Годовой отчёт театра им. Мейерхольда за 1938 г. Фонд 2007, on. 1, д. 565

226. ЦАДКМ. Документы В. Ф. Бордиченко. «О мозаиках для театра В. Э. Мейерхольда». Публикация. Фонд 260, оп. 2, ед. хр. 24

227. ЦАДКМ. Линьков А. П. Коллекция документов о творчестве артистов, режиссёров театра, цирка и кино. Фонд 244, on. 1, д. 335

228. ЦАДКМ. Личный фонд Скворцова Д. А. Вырезки из журналов и газет со статьями о театре им. Вс. Мейерхольда. Ф. 1883, on. 1, дело 17

229. ЦИАМ. Тезавровский В. В. Молева H. М. «Две загадки». Ф. 113, on. 1, дело 25

230. ЦМАМЛС. Оснос Ю. А. «Наследие Мейерхольда и современность». Статьи. Фонд 124, on. 1, д. 55

231. ЦМАМЛС. Коллекция документов деятелей изобразительного искусства. Документы В. Ф. Бордиченко. Заметки по истории создания мозаичного панно для здания «Театра имени В. Э. Мейерхольда» в 1934 - 1936 гг. Фонд 260, оп. 2, д. 23

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.