Звукозапись как форма эстетической интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Сибиряков, Василий Николаевич

  • Сибиряков, Василий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 168
Сибиряков, Василий Николаевич. Звукозапись как форма эстетической интерпретации: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2016. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сибиряков, Василий Николаевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. История звукозаписи в контексте фонокультуры

1.1. Основные этапы развития звукозаписи как эстетического объекта

1.2. Эстетико-философский опыт исследования звукозаписи

Глава 2. Расширение миметических возможностей музыки средствами звукозаписи

2.1. Звуковой монтаж, мимесис и проблема музыкальной целостности

2.2. Пространственный эффект в звукозаписи и воссоздание акустической среды

2.3. Микромир звуков и тембральный миметизм

Глава 3. Эстетическое значение современной звукозаписи

3.1. Эстетическая деятельность звукорежиссера в музыкальной среде

3.2. Роль форматов звукозаписи в эстетической интерпретации

3.3. Эстетико-семиотический потенциал опосредованного звука

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Звукозапись как форма эстетической интерпретации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. С активным развитием технически опосредованного искусства эстетическая сфера стала активизировать и включать в себя новые феномены. Наряду с такими техническими видами искусства, как фотография и кинематограф, активное развитие получила и художественная звукозапись, которая сформировала к середине XX столетия самобытную фонокультуру со своими закономерностями и ценностями.

Вопрос о философско-эстетическом осмыслении звукозаписи имеет сравнительно недавнюю историю и, как правило, проявляется в неявных, имплицитных формах художественной теории и практики. Поскольку становление звукозаписи шло параллельно с развитием радио, фотографии и кинематографа, взаимно влиявших друг на друга, то вопрос о художественно -эстетическом статусе звукозаписи, так или иначе, обсуждался в профессиональных кругах. Однако если к настоящему моменту проблеме кинематографа и фотографии посвящено достаточно много теоретических, искусствоведческих и философских исследований, то такой научной литературы в области звукозаписи явно недостаточно. Такое положение дел связанно со многими сложностями изучения аудиального канала восприятия, его эстетического осмысления, а также отчасти с доминированием визуальной культуры в современном мире.

О недостаточной разработанности данного вопроса, в свою очередь, говорит и Б. Берт в лекции «Звук за образом» на всемирном конгрессе общества аудиоинженеров, где он акцентирует внимание на том, «.. .что имеется много документов по технической истории записи звука в кино, но очень мало информации о его эстетической истории - о творческих достижениях, о методах эмоционального воздействия на зрителя, об искусстве создания звукового образа и др.»1. Актуальность данной темы можно подкрепить также словами австрийского музыковеда К. Блаукопфа, который в своей работе «Пионеры эмпиризма в музыкальной науке» пишет, что «даже сегодня, в эпоху

1 Алдошина И.А.129 конгресс AES - Сан-Франциско//Звукорежиссер. - 2011. №4. С.22.

дигитальных методов сохранения звуковой информации, социально -эстетический потенциал фонографии всё ещё отнюдь не оценен в той мере, какая соответствовала бы идеям пионеров эмпиризма, живших и работавших в до-фонографические времена»2.

Изучение влияния творческой звукозаписи на социокультурную среду представляет значительный интерес для теории искусства ХХ века. Осознание и интерпретация этого феномена в системе философской и эстетической рефлексии, а также его исторических предпосылок дают ключ к пониманию многих явлений в музыкальной науке и культурной реальности в целом. Тем не менее, несмотря на значительный вклад отечественных и зарубежных авторов в исследование звукозаписи, вопрос о ее месте в контексте современных философских исследований и эстетических теорий остается все еще открытым. Все это подчеркивает актуальность данного научного исследования и, соответственно, определяет его предмет - эстетические выразительные свойства звукозаписи.

Степень разработанности проблемы. В данной работе стоит задача рассмотреть эстетический статус звукозаписи и преломленную через нее акустику, которая благодаря техническому прогрессу стала фиксируемой и воспроизводимой, что явилось объектом широких научных дискуссий. Размышления в этом направлении могут привести нас к принципиально новой концепции в интерпретации эстетического статуса акустики, поскольку объект нашего исследования - звукозапись как медиум - обуславливает практики слушания и создаёт новый звуковой континуум. В данной теме, имеющей междисциплинарный характер, срез нашего исследования будет проходить через область музыки как деятельности по искусственной организации звуков, где звукорежиссура выходит на первый план в качестве сформировавшейся эстетической деятельности, имеющей техническое начало. В данной работе мы будем рассматривать звуки в музыке, систематизируя различные

2 Блаукопф К. Пионеры эмпиризма в музыкальной науке: Австрия и Богемия ства / Пер. с нем. В. А. Ерохина. - СПб., 2005. С. 266.

- колыбель социологии искус-

прошлые практики музыкальной эстетики и находя их преемственность в современных теориях, двигаясь от изучения свойств музыки к эстетическим свойствам самого звука.

Поставленные задачи обусловили выборку научных источников, сопряженных с данной темой. Различные исследователи в области фонокультуры и, в частности, звукорежиссуры ставили перед собой во многом только технические и практические задачи, привлекая материалы искусствоведческого, культурологического и социологического характера лишь отчасти. Примерами такого подхода могут быть труды отечественных исследователей по раз-

Л

витию грамзаписей А.А. Шереля, А.И. Железного , а также работа В.Г. Ди-

4

нова , где наряду с техническими аспектами, раскрываются художественные методы звукорежиссуры. Историческим становлением звукозаписи и ее отдельными художественными аспектами и техническими приемами занимались А.М. Лихницкий, Е.В. Дуков, А.В. Тихонов, А.И. Вейценфельд, П.К. Кондрашин5 и др., работы которых обычно представлялись в узкоспециализированных технических статьях периодических изданий таких, как «Звукорежиссер», «АудиоМагазин». Схожие материалы можно найти в аналогичных зарубежных журналах «Sound On Sound», «ARSC Journal» и др.

В зарубежной литературе данной теме посвящены труды таких исследователей, как Д. Гибсон6, который в своей книге «Искусство сведения» систематизирует базовый звукорежиссерский опыт, визуализирует и иллюстрирует многие эстетически значимые приемы при сведении звукозаписи. В этом же русле написаны труды М. Ставроу (M. Stavrou), П. Уайта (P. White), Б. -Овсински (B. Owsinski), Д. Сонненшайна (D. Sonnenschein), Р. Изаки (R.

3 См. напр.: Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М., 2004. - 576 с. Железный А.И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. - К: Муз. Украина. 1989. - 279 с.

4 Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. - СПб., 2012. - 488 с.

5 См. напр.: Лихницкий А. М. Ламповые усилители "Manley Labs SE/PP 300B" и "Audio Note Soro line SE". "АудиоМагазин" № 5 (10) 96, с. 50-51. Вейценфельд А. И. Кто защитит музыку? // Звукорежиссер, №7, 2003 с. 17-22.

6 Gibson D. The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording Engineering And Production The Art of Mixing. California. Cengage Learning (2nd Edition), 2005.- 344 p.

п

Izhaki) , где мы можем найти важные практические сведения, частично раскрывающие эстетические характеристики звукозаписи.

Важным для данного исследования является вопрос о взаимоотношении технической и культурной составляющих звукозаписи, включенных в область массовых коммуникаций, что описывается в работе А. Моля «Социо-

о

динамика культуры» . В книге Д. Суисмэна и С. Страссэра) «Звук в эпоху его технической воспроизводимости»9 (название которой отсылает к не менее важной для нас работе В. Беньямина10) также исследуется звук как часть социального конструирования исторического опыта и как элемент чувственного отношения людей к миру, показывается, как слуховой опыт может наполнять чувства людей, влиять на их идеи, решения и действия. Подобные исследования в культурологическом срезе мы можем найти у Г. Милнера, В. Ирлмэна (V. Erlmann)11.

В отечественной музыкальной акустике есть немало научных разработок, имеющих отношение к данной теме. Ярким представителем таких исследований является Н.А. Гарбузов и его последователи С. Г. Корсунский, Ю. Н.

12

Рагс, Е. В. Назайкинский и др. И.А. Алдошина и ряд других специалистов рассматривали данный вопрос с позиции психоакустики и физиологии слу-

13

хового восприятия, восходя к трудам Г. Гельмголца, К. Штумпфа . Интерес для настоящего исследования также представляют общефилософские, музы-

7 См. напр.: Stavrou M. P. Mixing with Your Mind. - Flux Research, 2003 - 298 p. R. Izhaki Mixing Audio Mixing Audio: Concepts, Practices and Tools. New York: Focal Press, 2008

8 Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М., 2008. — 416 с.

9 Suisman D., Strasser S. (eds.) Sound in the Age of Mechanical Reproduction. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press

10 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996, 240 с.

11 Milner G. Perfecting Sound Forever: The Story of Recorded Music

12 См. напр.: Гарбузов Н.А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз, 1955. 106 с. Ю. Н. Рагс Эстетика снизу и эстетика сверху - квантитативные пути сближения. - М., 1999 - 248 с. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия - М., 1972 - 384 c.

13 Stumpf C. Tonpsychologie. Bd. 1, 1883; Bd 2, 1890 Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. - М., 2013. - 592 с.

коведческие и искусствоведческие работы Т.В. Чередниченко, Г.А. Орлова, В.И. Мартынова14 и др.

Философско-эстетический анализ звукозаписи и постановка вопроса о ее потенциале исходят из положения об изначальной неясности, смысловой не-артикулированности звука, что основано, в первую очередь, на чувственном, досмысловом эстетическом восприятии. Разработка подобных вопросов происходит в рамках учений о звуке (sound studies), получивших свое распространение лишь во второй половине XX в. Многие предпосылки данных учений сформировались в концепции конкретной музыки П. Шеффера15. Интерес к звуку в окружающем пространстве отражен в работе «The Soundscape» канадского композитора и звукового эколога Р.М. Шафера. Исследования звука также представлены работами феноменологического толка Ж. -Л. Нан-си, Дж. Стерна, Д. Айда, С. Фёгелин16 и др.

Более сфокусированное изучение звукозаписи и ее социокультурное влияние представлено в работе «Фиксированный звук» современного исследова-

17

теля М. Катца , рассматривающего ряд интересных соображений, сопряжен-

18

ных с фонографическим опытом. У музыковеда Д. Тупа , описывающего эфирную культуру, можно найти богатый примерами материал, связанный со звуком, помещенным в историко-культурный контекст. Также заслуживают внимания классические и современные труды по социологии музыки Т.

Адорно, К. Блаукопфа, Н. Лебрехта, Д. Хэзмондалш19, а также работы моло-

20

дых исследователей таких, как Ю.В. Стракович , где звукозапись рассматри-

14 См. напр.: Орлов Г. Древо музыки. - СПб. «Композитор», 2005. - 440 с. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. -М., 1989. - 223 с. Мартынов В. И. Зона opus posth или рождение новой реальности - М., 2011 - 288 с.

15 Schaeffer P.A la recherché d'une musique concrete. - Paris: Seuil, 1952.

16 См. напр.: Nancy J.-L. Listening. New York: Fordham University Press, 2007. 85 р. Ihde D. Listening and Voice: Phenomenologies of Sound - State University of New York Press; 2nd ed. Edition -2007. - 296 p. ^egelin S. Sonic Possible Worlds: Hearing The Continuum Of Sound. - N.Y.; L.: Bloomsbury, 2014. - VI, 207p.

17 Katz M. Capturing Sound: How Technology Has Changed Music. University of California Press; 2010 - 336 p.

18 Туп, Д. Океан звука / Пер. с англ. А. Рословой. - М., 2007. — 317 с.

19 Адорно Т. Избранное: социология музыки. - М., 1998. - 445 с. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. - М., 2007. - 588 с. Хэзмондалш Д. Музыка. Почему она так важна для нас / Пер. с англ. Олива И. В. - Харьков, 2014. - 240 с.

20 Стракович. Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке». М., 2014. - 352 с.

вается скорее как культурологический феномен, заключенный в рамки социально-экономических отношений.

Учитывая то, что в целом звукозапись развивалась параллельно с фотографией и кинематографом, вполне целесообразно в данном исследовании учиЛ 1

тывать работы Р. Барта, В. Флюссера, К. Метца . Впрочем, есть и более кон-

22

кретные исследования звука в кино, к примеру, работа М. Шьона .

В последнее время тема исследования звука обрела еще большую актуальность среди современных отечественных исследователей. Об этом говорят свежие статьи и доклады на конференциях. К примеру, публикации ведущего

23

инженера киноконцерна «Мосфильм» и теоретика звука А.В. Рясова , занимающегося вопросами онтологии звука, научный семинар «Антропология звука» под руководством А.В. Логутова на филологическом факультете МГУ, а также интеллектуальные встречи, проводимые санкт-петербургским музеем звука и т.д.

Исследования, развивающие тему музыкальной звукозаписи в искусствоведческих, культурологических и отчасти в философских направлениях, которые представлены диссертационными работами С.А. Васениной, В.А.

24

Шлыкова, П.В. Игнатова, О.А. Коваленко, О.А. Губанова , где также можно встретить важные аспекты для нашей работы. Глубокий философский и эстетический анализ звукозаписи осуществлялся крайне редко и преимущественно в зарубежной научной литературе, в частности, в работах Г. Гульда, А.

21 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. -М., 2011. - 272 с. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. - СПб., 2010. - 336 с.

22 Chion M. Audio-Vision : Sound on Screen Columbia University Press NY, 1994. - 240 p.

23 Рясов А.В. Звук и технический миф: краткая история // Неприкосновенный запас № 102, 2015. С. 224-237.

24 Васенина С.А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи. Дисс. .. .канд. искусствоведения - Нижний Новгород: Нижегородской государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2012. 118 с. 17.00.02. Шлыков В. А. Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах. Дисс. .канд. искусствоведения - М., Институт современного искусства, 2010. 153 с. 17.00.02. П. В. Игнатов. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера. Дисс.

......канд. искусствоведения. СПб.: Санкт-Петербургский гум. ун-т профсоюзов, 2006 135 с. 17.00.02. Коваленко О. А. Музыкальная звукозапись как феномен культуры. Дис. ... канд. культурологии. - СПб., С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств 2012. - 228 с. 24.00.01 Губанов О. А. Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке. Дис. .канд. филос. наук. М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. 183 с. 09.00.04.

Хамильтона25, на которые мы во многом будем опираться в ходе дальнейших рассуждений.

Таким образом, при очевидном многообразии междисциплинарных работ, посвященных отдельным аспектам звукозаписи и исследованию звука в целом, на сегодняшний день сохраняется явная потребность в комплексном философско-эстетическом анализе данного вопроса, помещенного в современный социокультурный контекст.

Целью диссертационного исследования является изучение опосредованного, художественно организованного звука, осмысление эстетического статуса символически, а после технически записанной и воспроизводимой музыки.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- провести анализ феномена звукозаписи в историко-эстетической перспективе;

- рассмотреть эстетико-философский опыт исследования звукозаписи и систематизировать различные исторические и социальные факторы, придающие звукозаписи эстетический статус;

- выявить основополагающие эстетические категории или их современные эквиваленты, применимые к объекту данного исследования;

- определить типологию и морфологию собственных технических категорий и художественно-выразительных средств звукозаписи;

- выяснить семиотическую природу звукозаписи, отражающую специфику современного информационного общества, а также определить новые формы слухового восприятия посредством различных звуковых носителей, форматов и способов воспроизведения;

- выявить этапы в звукозаписи в ее эстетической интерпретации, характеризующие статус звука и его функцию в музыкальном искусстве.

25 Гульд Г. Избранное. В 2 кн. - М., 2006. - 240 с. Hamilton A.The art of recording and the Aesthetics of perfection // British Journal of Aesthetics, Vol. 43, No. 4, October 2003 p. 345-362

Объект диссертационного исследования - многообразие форм музыкальной звукозаписи как особый акустический и эстетический феномен.

Предмет диссертационного исследования - звукозапись как способ эстетической интерпретации и трансляции музыкального смысла.

Гипотеза: звукозапись в разных формах является эстетической интерпретацией, поскольку обуславливает различное мировоззренческое отношение к артикулируемому звучащему полю и знаменует собой новый исторический период в музыкальном искусстве, а, следовательно, и в теории музыкальной эстетики.

Теоретико-методологическая база. Исследования звукозаписи в эстети-ко-философском контексте пока не обладают устойчивой профессиональной терминологией ввиду своего междисциплинарного характера. Многие исследователи подчеркивают необходимость формирования четкой методологии гуманитарных исследований звука. В этих обстоятельствах теоретико-методологическую базу настоящей работы составили исследования в философии музыки, музыкальной эстетике, sound studies, практической и теоретической звукорежиссуре, социологии музыки, психоакустике и других областях научного знания.

Для понимания эволюции художественно-эстетической выразительности звукозаписи в первую очередь был применен исторический, компаративный метод. Однако в ходе анализа, при очевидной неоднородности составляющих в предмете исследования, выдвигается феноменологическая направленность как стремление к структурированию и выявлению предельных оснований феномена звукозаписи и опосредованной музыки. Некоторые аспекты функционирования звукозаписи были освещены через принцип диалектического подхода. В ходе рассуждений также были применены некоторые методы герменевтики и семиотики в эстетической интерпретации звукозаписи. Однако в силу своего многообразия в выборе материала и терминологической неустойчивости в анализе самого объекта такая методологическая база в некоторых местах может принимать мозаичный характер.

Научная новизна диссертационной работы:

- рассмотрение статуса звукозаписи как формы эстетической интерпретации помещается в контекст современных эстетических теорий, что выводит ее изучение за рамки практической звукорежиссуры, искусствоведения, социологии музыки и других узкоспециализированных дисциплин;

- проведен культурно-исторический анализ развития различных технических и художественных процессов, образующих понятие звукозапись, а также прослежена эволюция ее выразительных свойств, повлиявших на музыкальное искусство, его теорию и практику и на современную социокультурную среду в целом;

- для раскрытия эстетических свойств звукозаписи была использована классическая категория эстетики - мимесис, что позволило систематизировать технические категории звукозаписи по аналогии с живописью и в целом расширило возможности миметического дискурса в музыкальном искусстве;

- предложено более широкое философско-эстетическое определение зву-корежиссуры как суммы всех художественно-звуковых практик - композиции, аранжировки, оркестровки, исполнительства и др.;

- выявлена и проанализирована семиотическая природа звукозаписи, пронизывающая современное культурное пространство;

Положения, выносимые на защиту:

1) Звукозапись, помещенная в более широкий культурно-исторический контекст, была определена как письмо звукового поля, артикулируемого культурой. Эволюционируя от символического до технически-материального своего воплощения, звукозапись наращивала в себе эстетический потенциал и выразительные свойства, что придало ей в настоящее время особый онтологический статус. Так, феномен музыки заключается в синтезе нотного текста и акустического исполнения, а следом и записи (фиксации исполнения). Таким образом, звукозапись создает третий альтернативный, ставший со временем магистральным, акустический континуум как вариант реализации

музыкального смысла. Музыкальная звукозапись, взаимодействуя сегодня с

11

другими видами искусства в едином медиапространстве, трансформировалась из простого средства фиксации звука в аналог музыкального и шире -акустического произведения.

2) Развитие звукозаписи обусловило социокультурную революцию. Как в свое время нотопись разделила реципиента на слушателя и исполнителя, образовав фигуру композитора, так и впоследствии техническая фонография погрузила слушателя в симулятивный звуковой мир, образовав фигуру звукорежиссера. Звукозапись несет в себе новую концепцию ауры и квазиэстетические категории «атмосферы», «драйва», «энергетики» и др. Звукорежис-сура привела к практике пост-продакшн, актуализировав тем самым дискуссию об идеальном/реальном, совершенном/несовершенном, аналоговом/ци -фровом. Звукозапись расширяет эстетический опыт и становится полно -правным участником творческого процесса наравне с музыкальным сочинительством и исполнительством.

3) Звукозапись создает новый альтернативный звуковой континуум со своими квазиэстетическими категориями, в которых, однако, сохраняется преемственность музыкальной эстетики прошлого. Заключаясь в дихотомии «континуальное/дискретное», звукозапись диалектически смешивает музыкальное «становящееся и ставшее», делая каждый ее предыдущий художественно-технический виток квазиприродой, создавая музыку, собирая ее заново. Все это создает новые принципы в музыкальной композиции и обуславливает жанровую разновидность современной музыки, удовлетворяющей свою интенцию - движение к целостности.

4) Актуализированный в звукозаписи мимесис звука аккумулирует его эстетический потенциал как отражение идеального акустического пространства, иного пространства в категориях времени, памяти, удаленности, утрачен-ности и ирреальности, так и его внутреннюю локализацию в структуре самой музыки. Это создает новую интерпретацию эстетического статуса акустики, преломленную через звукозапись и отраженную в эстетических измерениях времени и пространства.

5) Технические категории звукозаписи могут быть представлены по аналогии с живописью:

- монтаж как непрерывная линия или пунктир, представляющий принцип композиции и актуализировавший диалектику континуального/дискретного, живого/механического;

- пространство как плоскость, как холст с фиксируемой им перспективой, которая, в свою очередь, через эстетическое воздействие относится к эстетике расположения, времени и расстояния;

- тембр как цвет, окраска звука, которая будучи отраженной от объекта, через звукозапись становится оторванной, индивидуальной и самодостаточной, являясь структурой в акусматическом звуке, но по-прежнему зависимой от органолептики.

6) Звукозапись как медиа выражает мировоззренческое отношение к музыке, к акустическому явлению в целом, к его структуре и социальному функционированию. В настоящее звукозапись стала время выполнять важную функцию формирования музыкально-эстетических вкусов, изменила само представление о месте и форме бытования музыки в культуре, что отчасти обусловлено увеличением музыкального контента и интенсификацией обмена музыкальной информацией в киберпространстве.

7) Звукозапись как форма эстетической интерпретации проходила следующие этапы развития:

- на первом этапе - отражение и воспроизведение, буквальный мимесис звука;

- на втором этапе - креативно-симулятивное начало, позволяющее интерпретировать звукозапись как инструмент;

- на третьем этапе - конкретное редуцирование и рафинирование звука, воплощенное в философии hi-fi, в погоне за качественным звуком, улучшенным форматом, носителем и т.д.;

- на четвертом этапе - рефлексия записанного, игра звука-знака, семпли-рование, возвращение к мимесису как симуляции, сочетание разнокачественного звука.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена вкладом в развитие современной музыкальной эстетики, философии музыки, учения о звуке (sound studies) и в разработку эстетической теории в звукорежиссуре. Настоящая работа является попыткой выявления и систематизации различных методологических установок на изучение звука, что поможет более детально раскрыть данную тему как в эстетике, так и в других разделах философии. Выводы, полученные в ходе работе, указывают, в каком дискурсе можно говорить о музыке (и звукорежиссуре) в век ее технической и цифровой воспроизводимости. Результаты и общие положения исследования могут быть использованы в качестве учебного материала для спецкурсов по музыкальной эстетике, современной композиции и музыкальной звукоре-жиссуре.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования обсуждались автором на международных научно-практических конференциях - «Ломоносов» (Москва, 2015-2016), «Теория и история искусства Нового и Новейшего времени: опыт естествознания и эволюция жанровых форм» (Москва, 2015). По теме диссертации автором было осуществлено 3 публикации в российских научных журналах «Обсерватория культуры», «Философия и культура», «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Структура диссертации. Структура диссертации отражает цели и задачи настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 144 наименования, и приложение. Общий объем диссертационной работы без учета приложения составляет 164 страницы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В КОНТЕКСТЕ

ФОНОКУЛЬТУРЫ

Прежде, чем перейти к эстетико-философскому анализу музыкальной звукозаписи, следует в общих чертах проследить, как исторически формировались идеи записи определенного звукового поля, включенного в пространство культуры, предполагавшие наращивание художественно-выразительных средств в технической репродукции, а также рассмотреть те социокультурные факторы, которые впоследствии определили ее эстетический статус. Для этого также необходимо соотнести понятия «художественной» и «эстетической» интерпретации, что позволит избежать дальнейших возможных разночтений в ходе работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сибиряков, Василий Николаевич, 2016 год

Список литературы:

1) Агамбен Дж. Станцы. Слово и фантазм в культуре Запада / Пер. с ит. Б. Дубина: [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/archive/1998/11/n11-article21

2) Адорно Т. Избранное: социология музыки. - М., 1998. - 445 с.

3) Алдошина И.А.129 конгресс AES - Сан-Франциско//Звукорежиссер. -2011. №4. С.22.

4) Андрей Елютин. Забытый гений. Стереофония: недостающее звено // АвтоЗвук № 1. - М., 2004

5) Артемьев Э. Н. От Технологий Конкретной Музыки к Музыке Компьютерной [Электронный ресурс] URL:

http://www.electroshock.ru/records/articles/techology/ (дата обращения 11. 04. 2015)

6) Артемьев Э.Н. Заметки Об Электронной Музыке // Журнал "Music Box" N 1(10) - 2(11). 1998.

7) Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр., послесл. и коммент. Михаила Рыклина. - М., 2011. - 272 с. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мов-ниной. - СПб., 2010. - 336 с.

8) Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990. - 415 с.

9) Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996, 240 с.

10) Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / Пер. с нем. С. Ромашко. - М., 2012. - 288 с.

11) Бердяев Н. А. Кризис искусства // Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 - М., 2007 С. 212.

12) Берченко Р.Э. Композиторская режиссура М.П. Мусоргского. - М., 2003. - 224 с.

13) Блаукопф К. Пионеры эмпиризма в музыкальной науке: Австрия и Богемия - колыбель социологии искусства / Пер. с нем. В. А. Ерохина. -СПб., 2005. - 320 с.

14) Богомолов А. Г. Метафизика звука в западноевропейской культуре. -М., 2012. - 195 с.

15) Борев Ю.Б. Эстетика - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

16) Брайан Ино: о твиттере, пластилине и коллективном разуме [Электронный ресурс] URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/111399-brayan-ino-o-tvittere-plastiline-i-kollektivnom- razume#comments

17) Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. в 2-х т. Т. 2. - М., 1972. - 520 с.

18) Васенина С.А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи. Дисс. .канд. искусствоведения - Нижний Новгород: Нижегородской государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2012. 118 с. 17.00.02.

19) Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / Сост., коммент. и послесл. И. А. Доронченкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 456 с.

20) Вейценфельд А. И. Кто защитит музыку? // Звукорежиссер, №7, 2003 с. 17-22.

21) Великие продюсеры: [Электронный ресурс] URL:

http: //www.aquarium.ru/misc/aero stat/aero stat569.html (дата обращения: 07. 03. 2016).

22) Вербер Б. Рай на заказ. М., - 2010. - 576 с.

23) Все не так уж плохо! [Электронный ресурс] URL: http://www.colta.ru/articles/music_modern/5839 (дата обращения: 05. 05. 2016)

24) Гадамер Г-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

25) Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. - М., 1895. - 181 с.

26) Гарбузов Н.А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз, 1955.

- 106 с.

27) Горбатов Д.Б. Музыкальная семиотика как проблема гуманитарного знания / сборник статей третьей международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития». Гл. ред.: Л.В. Савина. Ред.-сост.: В.О. Петров. - Астраханская государственная консерватория, 2013. С. 5-15.

28) Горохов А. Музпровсет - М.: «ИД Флюид», 2010. - 528 с.

29) Губанов О. А. Художественно-эстетический анализ симулякров в диги-тально-модифицированной музыке. Дис. .канд. филос. наук. М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. 183 с. 09.00.04

30) «Google Play Музыка» научилась подбирать песни под настроение и прогноз погоды [Электронный ресурс] URL: http://b2blogger.com/news/6012-Google-Play-Muzyka

31) Гульд Г. Избранное. В 2 кн. - М., 2006. - 240 с.

32) Динов В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. - СПб., 2012.

- 488 с.

33) Дмитрюкова Ю. П. Разочарование первооткрывателя / Журнал «Музыкальная академия» №2 М., - 2003, С.90-98.

34) Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Очерки социального бытия искусства. М., 1999. - 223 с.

35) Железный А.И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. -К: Муз. Украина. 1989. - 279 с.

36) Железный А.И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. -Киев: Музычна Украйина, 1989. - 289 с.

37) Жорж Садуль. Всеобщая история кино. - М., 1958. - Т. 1. - 125 с.

38) Журкова Д. А. Музыка в кармане. Музыка и современные технологии / Журнал «Искусство кино» №3, 2012 [Электронный ресурс] URL:

http: //kinoart.ru/archive/2012/03/muzyka-v-karmane-muzyka-i-sovremennye-tekhnologii (дата обращения: 20.07. 2016)

39) Зайцева Н. Ино-странная музыка [Электронный ресурс] URL:http://rusrep.ru/article/2010/12/14/kultura/ (дата обращения:15. 08. 2016)

40) Игнатов П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера. Дисс. .канд. искусствоведения. СПб.: Санкт-Петербургский гум. ун-т профсоюзов, 2006 135 с. 17.00.02.

41) Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. - М., 2001. - 384 с.

42) Ингарден Р. Исследования по эстетике/Пер.с польск.А. Ермилова и Б. Федорова - М., 1962. - 572 с.

43) История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута -М., 1995. - 590 с.

44) Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 4: Критика способности суждения. Первое введение в "Критику способности суждения". - М., 2001.- 1120 с.

45) Коваленко О. А. Музыкальная звукозапись как феномен культуры. Дис. ... канд. культурологии. - СПб., С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств 2012. - 228 с. 24.00.01

46) Коваленко О.А. Феномен музыкального альбома // Вестн. Вят. гос. гуманитар. ун-та. - 2012. - № 1. - 94-97.

47) Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. - М., 2011. - 1024 с.

48) Кондратьев Е. А. Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации. - М., 2010. - 320 с.

49) Краткая история оркестра, от древнейших времен до Бетховена / Журнал «Arzamas» URL: http://arzamas.academy/mag/216-orchestra (дата обращения: 26. 06. 2016).

50) Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. с англ. - М.: Художественный журнал, 2003. - 320 с.

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61 62

63

Кривцун О. А., Крючкова В. А. Мимесис в эпоху абстракции: Образы реальности в искусстве второй парижской школы. Москва: Прогресс-Традиция, 2010 // Искусствознание №№ 1-2. - М., 2012. С. 658 Куртов М. А. От галапагосских вьюрков к СуперКоллайдеру. К теории звукового схематизма // Художественный журнал. №96. 2016. C. 83-91. Кущ Е.В. Фонокультура как новая парадигма акустического пространства // Культурная жизнь Юга России № 1 (48). - Краснодар, 2013. Лапиров-Скобло М. Я. Эдисон. Серия ЖЗЛ Выпуск 15. - М., 1960. 252 с.

Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. - М., 2007. - 588 с.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. - М., 2003. - 608 с. Лихницкий А. М. Ламповые усилители "Manley Labs SE/PP 300B" и —Audio Note Soro line SE". "АудиоМагазин" № 5 (10) 96, с. 50-51. Лишаев С.А. Эстетика руин // Ежегодник по феноменологической философии. - М., 2015. Вып. IV. С. 87-114. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики - М., 2012 - 205 с. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва, Искусство, 1970. - 285 с.

Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; 4-е изд. - М., 2014. - 464 с. Маковецкий Е. А. Подобие и подражание. Очерки по философии и истории культуры. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии. 2014. - 219 с.

Мартынов В. И. Зона opus posth или рождение новой реальности - М., 2011 - 288 с.

Мартынов В.И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. - М., 2011. - 288 с.

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

Мемориальный сайт В.В. Софроницкого URL:http://www.sofromtsky.ru (дата обращения 15.03.2015).

Мигунов А. С. Эстетика в системе философского знания //Эстетика: прошлое, настоящее и будущее. Материалы международной научной конференции / Под. Общ. Ред. В.В. Миронова. - М., МГУ, 2007. Мифы народов мира / Электронная эциклопедия / Гл. ред. Токарев С. А. - М., 2008. - 1130 с.

Михайлов А. В. Музыкальная эстетика Германии XIX в. - М., 1981. Т. 1.- 355 с.

Молчанов А. С. Повтор в аспекте музыкальной категоризации // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. Вып. 10 (38). С. 210-214.

Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М., 2008. - 416 с.

Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия - М., 1972 - 384 с.

Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. К. Э. Разлогов. - М., 2005. - 488 с.

Орлов Г. Древо музыки. - СПб. «Композитор», 2005. - 440 с. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп./ Х. Ортега-и-Гассет. - М., 2002. - 509 с.

Очерки эстетики и теории искусств XX века / Отв. ред. Н. А. Хренов, А.С. Мигунов. - М., 2013. - 448 с.

Павленко А. Н. Осязание тишины // «Национальные интересы», 2012, № 3.

Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. - Изд. 2-е, испр. - СПб.: 2002, С. 42

79) Паризер Э. За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас? М., 2012. - 304 с.

80) Переверзев Л. Б. О непрерывности музыки / Журнал «Ровестник» № 10 - М., 1976.

81) Петр Кондрашин и его студия классической звукозаписи // Журнал «Звукорежиссер» № 2. 1999

82) Платон. Государство / Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. Вступ. Ст. Е. Н. Трубецкого. Коммент. В. Ф. Асмуса. Примеч. А. А. Тахо-Годи. -М.: Академический проект, 2015. - 398 с.

83) Полуэхтова И.А. Медиасреда и медиабизнес в цифровую эпоху // Теория и практика медиарекламных исследований: сбор. ст./ под ред. Ко-ломиец В.П. М., 2011.

84) Приложение позволит превратить движение в музыку / Look At Me [Электронный ресурс] URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-news/198355-motion-music (дата обращения: 20.06.2016).

85) Пьер Шеффер и типология звуковых объектов [Электронный ресурс] URL: http://asmir.info/lib/typology.htm (дата обращения: 30.02.2016).

86) Рагс Ю. Н. Эстетика снизу и эстетика сверху - квантитативные пути сближения. - М., 1999 - 248 с.

87) Раппапорт А. Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. М., 1988. - 236 с.

88) Рейнольдс С. Ретромания: Поп-культура в плену собственного прошлого / Пер.с англ. В. Усенко. - М., 2015 С. 170 (- 528 с.)

89) Рясов А.В. Звук и технический миф: краткая история // Неприкосновенный запас № 102 (4 / 2015) - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 304 с.

90) Соловьёв А. В. Философско-культурологические аспекты онтики звука и образа в контексте цифрового искусства // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1

(2012). [Электронный ресурс] URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/1_6.html (дата обращения: 05.06. 2016).

91) Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. - М., 2005. - 464 с.

92) Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М., 2014 - 352 с.

93) Теория современной композиции. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.

94) Технология «рисованного звука»: синтез звука в СССР 30-х годов XX века. [Электронный ресурс] URL: http://habrahabr.ru/post/182778/ (дата обращения 10.03.2015)

95) Туп, Д. Океан звука / Пер. с англ. А. Рословой. - М., 2007. - 317 с.

96) У Mitsubishi Motors новый слоган [Электронный ресурс] URL: http://www. autoconsulting.com. ua/article.php?sid=10087 (дата обращения 21.08.2016)

97) Хэзмондалш Д. Музыка. Почему она так важна для нас / Пер. с англ. Олива И. В. - Харьков, 2014. - 240 с.

98) Чайковский П.И. О композиторском мастерстве: избранные отрывки из писем и статей. М., 1952. - 153 с.

99) Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. - М., 1989. - 223 с.

100) Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М., 2004. - 576 с.

101) Шлыков В. А. Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах. Дисс. .канд. искусствоведения - М., Институт современного искусства, 2010. 153 с. 17.00.02.

102) Шустерман Р. Прагматическая эстетика: Живая красота, переосмысление искусства / Пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова. - М., 2012. - 408 с.

103) Эйзенштейн С. М. Монтаж // Психологические вопросы искусства / Под ред. Басина Е. Я. - М.: Смысл, 2002 С. 143.

104) Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М., 2009. - 1248 с.

105) Эстетика музыкальная // Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 19731982

106) Юткевич С.И. Основы режиссуры (краткий конспект курса лекций). [Электронный ресурс] URL:

http://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/222/ (дата обращения: 15.06.2016).

107) Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. - 2-е изд., стер. - М.: КДУ, 2005. - 640 с.

108) Ямпольский М. Б. Демон и лабиринт: диаграммы, деформации, мимесис - М., Новое литературное обозрение, 1996 - 335 с.

109) Adorno T. Opera and the Long-Playing Record // trans. Thomas Y. Levin, in Essays on Music, ed. Richard Leppert. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2002. P. 284.

110) Barthes R. Elements of Semiology, trans. Annette Lavers and Colin Smith, Boston, Beacon

111) Cage J. The Future of Music: Credo // Cage J. Silence, Lectures and Writings. L., 1995. P. 3

112) Chion M. Audio-Vision: Sound on Screen Columbia University Press NY, 1994. - 240 p.

113) Dewey John. Aesthetics as Experience // Late Works of John Dewey Car-bondale: Southern Illinois University Press, 1987. P. 278.

114) Du Gay, P. et al., Doing Cultural Studies: The Story of the Sony Walkman, London: Sage Publications 1997 P. 115.

115) Emmerson, S. The Relation of Language to Materials. In S. Emmerson (ed.) The Language of Electroacoustic Music. New York: Harwood Academic Publishers.1986 p.17

116) Gibson D. The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording Engineering And Production The Art of Mixing. California. Cengage Learning (2nd Edition), 2005.- 344 p.

117) Hamilton A. The art of recording and the Aesthetics of perfection // British Journal of Aesthetics, Vol. 43, No. 4, October 2003 p. 345-362

118) Hennion A., Latour B. How to Make Mistakes on So Many Things at Once

- and Become Famous fo It. [Электронный ресурс] URL: http://www.academia.edu/866669/ (дата обращения 15. 09. 2015)

119) Hennion A., Latour B. How to Make Mistakes on So Many Things at Once

- and Become Famous fo It. [Электронный ресурс] URL: http://www.academia.edu/866669/ (дата обращения 15. 09. 2015)

120) Ihde D. Listening and Voice: Phenomenologies of Sound - State University of New York Press; 2nd ed. Edition -2007. - 296 p.

121) Italie L. Young People With Old Souls Prefer Records To CDs // The Washington Times. 21/2011

122) Izhaki R. Mixing Audio. Concepts, Practices and Tools Focal Press; 2 edition - 2011, 600 p.

123) Kahn D. Noise, Water, Meat: A History of Sound in the Arts. - Cambridge MA: MIT Press. 1999

124) Katz M. Capturing Sound: How Technology Has Changed Music. University of California Press; 2010 - 336 p.

125) Klepko J. Effects of Effects: Exploring the Message behind the Use of Echoes on Vocals // Michelsen, Morten. Practising Popular Music: 12th Biennial IASPM-International Conference, Montreal 2003, Proceedings. 2011. p. 472-477.

126) Milner G. Perfecting Sound Forever: The Story of Recorded Music

127) Nancy J.-L. Listening. New York: Fordham University Press, 2007. 85 р.

128) Norman, K. 1996. Real-World Music as Composed Listening. Contemporary Music Review 15(1-2): 1-27.

129) Owsinski B. The Mixing Engineer's Handbook: Second Edition - USA: Course Technology Inc., 2006. P. 199.

130) Paul du Gay, Stuart Hall, Linda Janes, Hugh Mackay and Keith Negus, Doing Cultural Studies: The Story of the Sony Walkman. London: Sage Publications, 1997. 151 p.

131) Posner, Roland. Kultursemiotik. In: Vera Nunning/ Ansgar Nunning (Hrsg.), Einführung in die Kulturwissenschaften: Theoretische Grundlagen -Ansätze - Perspektiven Taschenbuch - 2008. S. 43-50.

132) R. Murray Schafer, The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World 1977; repr., Rochester, VT: Destiny Books, 1994, 301 p.

133) Schaeffer P.A la recherché d'une musique concrete. - Paris: Seuil, 1952.

134) Schulze, Holger (Hrsg.), Sound Studies: Traditionen-Methoden-Desiderate. Eine Einführung, Bielefeld:

135) Smalley, D. 1997. Spectromorphology: Explaining Soundshapes. Organised Sound 2(2): 107-26.

136) Smirnov A. Sound in Z: Experiments in Sound and Electronic Music in Early 20th Century Russia. - London. Buchhandlung Walther Konig GmbH & Co. KG. Abt. Verlag, 2013 - 96 pp.

137) Sound. Documents of contemporary art / edited by Caleb Kelly. London. Whitechapel Gallery, 2011.

138) Stavrou M. P. Mixing with Your Mind. - Flux Research, 2003 - 298 p. R. Izhaki Mixing Audio Mixing Audio: Concepts, Practices and Tools. New York: Focal Press, 2008

139) Sterne J. The Audible Past: Cultural Origins of Sound Reproduction. Duke University Press, Durham & London, 2003. 450 pp.

140) Stumpf C. Tonpsychologie. Bd. 1, 1883; Bd 2, 1890 Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. - М., 2013. - 592 с.

141) Suisman D., Strasser S. (eds.) Sound in the Age of Mechanical Reproduction. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press

142) Uimonen H. Sorry, Can't Hear You! I'm on a Train!' Ringing Tones, Meanings and the Finnish Soundscape. — Popular Music, Vol. 23, No. 1 (Jan., 2004), p. 54.

143) Voegelin S. Sonic Possible Worlds: Hearing The Continuum Of Sound. -N.Y.; L.: Bloomsbury, 2014. - VI, 207p.

144) Weiss A. Varieties of Audio Mimesis: Musical Evocations of Landscape. -Berlin. Errant Bodies Press. 2007 - P.11

Визуальное изображение полифонии голосов (Плакальшицы в Египте)

Отрывок Аранхуэсского концерта гитары с оркестром Х. Родриго. Часть 2-я

Adagio

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.