Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции: Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Тимошенко, Алиса Анатольевна

  • Тимошенко, Алиса Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 254
Тимошенко, Алиса Анатольевна. Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции: Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2004. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тимошенко, Алиса Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ I

ЗВУК И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ КОМПОЗИТОРОВ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТОВ Раздел 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛИЗМ: ЗВУКОВОЙ ОПЫТ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

1) Портреты

2) Полиэтническое и полистадиальное как факторы музыкально-художественного сознания в экспериментализме

3) Экспериментализм и художественные традиции США

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции: Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон»

Диссертация посвящена изучению одного из наиболее репрезентативных явлений музыкальной культуры США XX века -творчеству композиторов-эксперименталистов Генри Коуэлла, Джона Кейджа, Jly Хэррисона. В центре внимания инструментализм композиторов-эксперименталистов в трех своих проявлениях: 1) область философско-эстетических и теоретических представлений о музыкальном звуке; 2) концепция музыкального инструмента; 3) принципы инструментальной композиции и аспекты исполнительской практики (способы звукоизвлечения и артикуляции звука).

Первые десятилетия XX века в США отмечены интенсивным развитием всех сфер музыкальной культуры1. Явления общемировой значимости, возникающие в этот период - регтайм, джаз, блюз, творчество Ч.Айвза, Дж.Гершвина - по-разному отвечают на вопрос об отношениях европейской и американской музыкальной традиций, всегда имевших для последней экзистенциальное значение. Экспериментализм в 30-е годы стал символом разрыва с академизмом «большой традиции» («grand tradition»), отрицания ее канонов, системы жанров и норм музыкального языка, выражением иных внутренних возможностей американской культуры. Роль экспериментализма в становлении американской композиторской школы XX века достаточно велика.

Складывающееся в экспериментализме новое звукоощущение, и, как следствие, возникновение особого взгляда на природу, функции и трактовку музыкального инструмента, новые способы временной и пространственной Интерес к музыкальной культуре США первой половины XX века, особенно возросший в отечественной американистике за последние два десятилетия, получил отражение в следующих работах: 49; 51; 52; 99; 143; 153; 185; см. также дипломные работы: Богина Е. О некоторых явлениях в зоне пересечения академической и популярной музыки США первой половины XX века / МГК им. П.И.Чайковского (науч. рук. Дж.Михайлов). - М., 1993; Мариева О. Музыка и хореография современного американского балета / МГ : J им. П.И.Чайковского (науч.рук. Дж.Михайлов). - М., 1993; Тимошенко А. Генри Коуэлл «Новые музыкальные ресурсы»: перевод и комментарии / Петрозаводская гос. консерватория (науч. рук. Ю.Кон). -Петрозаводск, 1996. организации звукового материала, выявляют причастность исканий американских композиторов к магистральным тенденциям композиторского мышления прошлого столетия; их изучение позволяет осветить новые грани музыкальной эстетики и композиторской техники XX века.

Звуковые открытия экспериментализма - нетрадиционная техника звукоизвлечения на рояле {string piano /кордепиано/ Коуэлла, prepared piano /препарированное фортепиано/ Кейджа, tack piano / фортепиано «с гвоздями»/ Хэррисона), обращение к экзотическому инструментарию (ударные шумовые инструменты Индонезии, Африки, Дальнего Востока, архаические аэрофоны Латинской Америки и т.д.), звучание ансамбля, состоящего исключительно из ударных инструментов, - новое качество союза музыки и хореографической пластики, необычный вербальный ряд произведений эксперименталистов, в котором образуется целый поэтический мир, насыщенный мифологическими образами, космическими аллегориями, древними мотивами философии и поэзии разных культур мира и конструктивными абстрактными мотивами мира урбанистической культуры, порождают в творчестве эксперименталистов особый музыкально-художественный микрокосмос, более близкий утонченному и многогранному миру сонористики второй половины XX века. В звуковых открытиях экспериментализма прямо или косвенно обозначена перспектива новым формам звукотворчества музыкальной культуры второй половины столетия, среди которых музыка для ударных, сонористическая трактовка фортепиано, репетитивная техника минимализма, перфоманс Кейджа, «звуковая скульптура» Харри Парча и др. Не случайно Кейдж, подчеркивая роль идей лидера экспериментализма Коуэлла в становлении звуковой лексики авангарда второй половины XX века, называет его композитором, открывшим «Сезам новой музыки».

Экспериментализм воплощает собой феномен «маргинальной музыки», в котором при опоре на определенные традиции вырабатывается «избирательный технический канон» (Т.В.Адорно). Особенностью этого феномена становится то, что идеи, в нем заложенные, преодолевая свою региональную ограниченность, заняли авангардные позиции в искусстве последующих поколений. Анализ этого феномена позволяет обратить внимание на общетеоретические проблемы, связанные с ролью периферийных явлений в истории искусства. Вместе с тем названная тема не получила достаточного освещения в отечественной науке.

Цель исследования - раскрыть феномен экспериментального инструментализма Коуэлла, Кейджа и Хэррисона в его историко-культурной, философско-эстетической и собственно музыкальной обусловленности и определить его роль в процессе обновления звуковых ресурсов искусства XX века.

Художественное сознание композиторов-эксперименталистов первой половины XX века складывалось во взаимопроникновении трех составляющих компонентов: 1) «внеевропейского», вызванного к жизни влиянием музыкальной культуры азиатских анклавов Сан-Франциско, а также этномузыковедческими интересами композиторов; 2) «неоархаического», реализованного, с одной стороны, в преломлении артефактов архаической культуры, с другой - в отрицании довлеющего европейского профессионализма, роли спонтанного начала, эксперимента и «архаичности» интуитивных находок в области музыкального языка; 3) «урбанистического/футуристического», образующего линию взаимодействия экспериментализма с течениями европейского музыкального авангарда 3 0-х годов.

Целью исследования обусловлен следующий круг задач:

- рассмотреть экспериментализм в контексте музыкально-художественной культуры США первой половины XX века;

- исследовать феномен экспериментализма в свете эстетики художественного авангарда первой трети XX века;

- раскрыть специфику сонорных представлений и концепцию музыкального инструмента в соотнесенности с тремя компонентами эксперименталистского художественного сознания (внеевропейский, неоархаический, футуристический); выявить генезис тембро-артикуляционных новаций в сфере звукоизвлечения на фортепиано;

- определить характер и динамику взаимодействия внеевропейского и европейского начал в музыке для ударных;

- описать способы структурирования материала в музыке для ударных и определить их место в систематике музыкальных форм XX века;

Методология исследования.

Пути решения обозначенных задач предполагают комплексное осмысление творческой деятельности композиторов-эксперименталистов - в единстве музыкально-теоретических взглядов и композиторских методов, выявления их психологических, историко-культурных, философских, эстетических предпосылок.

Многоуровневая проблематика исследования включает аспекты инструментоведческие, музыковедческие, отчасти этномузыковедческие. Автор обращается к системно-этнофоническому методу (И.В.Мациевский), позволяющему рассмотреть экспериментализм на всех уровнях его функционирования: историко-культурном (как феномен американской культуры), когнитивном (специфика музыкально-художественного сознания), собственно музыкальном, (синхронное изучение инструмента и исполняемой на нем музыки). Данное исследование своего рода первая попытка применить системно-этнофонический метод к сфере изучения современной композиторской музыки.

Проблематика, связанная со взаимодействием в музыкальных текстах эксперименталистов западноевропейской и внеевропейской музыкальных систем, вызвала необходимость обращения к информационной базе и методологическому опыту сравнительного литературоведения, лингвистики, искусствознания (Н.Конрад, Р.Якобсон, С.Завадская), общего музыкознания (Н.Шахназарова, Г.Орлов, В.Цытович, Г.Петрова, Е.Алкон, А.Вафа,

Д.Рустам-Заде, Н.Черкасова,), теории межкультурных взаимодействий (Ю.Лотман, Л.Березовчук). При решении вопросов, связанных с сонорными представлениями автор привлекает фонологический подход (Е.Гиппиус, О.Никитенко).

Историко-теоретическая база исследования. Значительный опыт отечественной музыкальной американистики (Ю.Кремлев, Г.Шнеерсон, В.Конен, С.Павлишин, А.Ивашкин, С.Кейлина, М.Евсеева, Л.Переверзев, А.Кром) позволяет увидеть экспериментализм в общей панораме истории музыкальной культуры США, определить его место в системе координат американской культуры периода 20-х - 50-х годов XX века как относительно композиторской традиции, так и. в зоне пересечения академической, популярной и этнической музыки.

Научно-теоретическую базу исследования составляют труды в области: 1) академического (Н.А.Римский-Корсаков, Д.Рогаль-Левицкий, Г.Благодатов, Ю.Фортунатов, Г.Дарваш, И.Барсова, В.Свободов, В.Биберган, Э.Денисов, В.Цытович, М.Пекарский, Г.Дмитриев) и этноинструментоведения (К.Закс, А.Шеффнер, Н. Фармер, Г.Дрегер, И.Мачак, И.Мациевский, А.Вижинтас, Ю.Шейкин и др.); 2) музыкальной акустики (Г. Гельмгольц, Н.Гарбузов, А.Володин, В.Клопов, К.Ройтер); 3) этномузыкознания (Б.Барток, Е.Гиппиус, А.Даниелу, И.Земцовский, Э.Алексеев, К.Макфи и др.); 4) эстетики и техники композиции в музыке XX века (Э.Курт, Т.Адорно, П.Булез, Ю.Кон, Б.Шеффер, В.Конен, Н.Шахназарова, М.Арановский, С.Павлишин, Л.Ковнацкая, П.Эммерик, А.Соколов, Л.Березовчук, О.Притыкина и др.) 5) общей теории (Б.Асафьев, Г.Орлов, Е.Назайкинский, М.Арановский, В.Задерацкий, М.Харлап), эстетики музыки и искусства (Т.Чередниченко, М.Лобанова, А.Порфирьева, Л.Гервер, А.Арто, П.Клодель, Э.Паунд, Н.Харджиев).

Основой исторического раздела диссертации послужили исследования, посвященные истории музыкального экспериментализма в США и его наиболее значительным представителям (Д.Нихолс, М.Мид, Д.Притчетт,

М.Наймен), изданные при участии Коуэлла материалы симпозиума «Американские композиторы об американской музыке», а также обзорные труды по истории американской музыкальной культуры (П.Гарланд, Х.В.Хичкок, Д.Кингман, А.Леви, Н.Слонимский, Ч.Павлакис, Д.Винтон, А.Копланд и др.), работы по этнографии и социологии культуры США (В.Иссель, Р.Черни, Д.С.Робертс, Р.Глоссер и др.).

Научная новизна исследования видится в том, что: 1) автор предлагает рассмотреть опыт американского экспериментализма первой половины XX века как целостную музыкально-художественную систему, в которой складывается своя эстетика музыкального звука, представления о природе и трактовке инструмента, принципы инструментальной композиции;

2) инструментальное творчество композиторов-эксперименталистов впервые рассматривается как феномен, в котором отражены мировоззренческие, философско-эстетические и специфически музыкальные категории художественного мышления композиторов Западного побережья США;

3) звуковые открытия композиторов Западного побережья рассматриваются в соотнесенности с явлениями американской полиэтнической и мировой инструментальной культуры, дается их описание и раскрывается генезис; исследование новаций эксперименталистов вносит новые акценты в рассмотрение проблемы этнического компонента в композиторской партитуре XX века;

4) предложена классификация форм, сложившихся в музыке для ударных, восполняющих недостаточность теории ударного инструментализма в отечественной органологии;

5) автор вводит в научный обиход отечественной науки новый материал (музыкально-теоретические концепции Коуэлла и Редъяра, композиции для ударных); впервые привлекается массив фактов, связанных с музыкальной и художественной культурой США первых десятилетий XX века, не получивших, как и заявленная тематика, освещения в отечественной музыкальной американистике.

Временные рамки исследования ограничены периодом 20-х - 50-х годов XX века - первым этапом становления экспериментализма, который характеризуется единством творческих устремлений композиторов Западного побережья. Наиболее важные из них: 1) интерес к внеевропейским музыкальным традициям и попытки построения иных, отличных от европейских моделей и критериев композиторского профессионализма; 2) близость к культуре vernacular2; 3) единое поле композиторских экспериментов - нетрадиционные приемы звукоизвлечения на фортепиано, музыка для ударных.

Материал исследования определяется исследовательскими задачами и ограничениями. В первой части автор обращается к музыкально-теоретической концепции Коуэлла, манифестам Кейджа, теософско-эстетическому трактату Дэна Редъяра3. Материалом исследования для второй части послужили фортепианные эксперименты и композиции для ударных инструментов Коуэлла, Кейджа и Хэррисона. Уровень анализа в первом случае охватывает тембро-артикуляционную сторону (объектом внимания является не музыкальный текст, а скорее звуковой материал - каталог звучаний, извлекаемых на инструменте.), во втором - специфику формообразования (композиция в целом). Привлекаются примеры из музыки американских и европейских композиторов-современников (Э. Вареза, Д. Шостаковича, В. Русселя). Сравнительно-типологический ракурс наблюдений вызвал необходимость обращения к образцам традиционного индонезийского искусства гамеланного музицирования, зафиксированным канадским композитором и этномузыковедом Колином Макфи.

2 Данный термин В.Хичкока подразумевает диапазон явлений музыкальной культуры США, не относящихся к сфере академической.

3 Дэн Редъяр (Dañe Rudhuar, 1895-1985) - французский композитор, эмигрировавший в 1915 году в США. С начала 20-х годов занимался изучением музыки Индии, восточной философии и западного оккультизма. Разрабатывал «метафизический» подход к звуку. Автор книг «Возрождение индийской музыки» («The Rebirth of Hindú Music», 1928), «Мировая музыка» («World Music», 1928), «Магия тона и искусство музыки» («The Magic of Tone and the Art of Music», 1982). В 1929-31 годах читал курсы лекций «Освобождение через звук» («Liberation through Sound») и «Искусство как освобождение силы» («Art as Release of Power»). B своих работах утверждал ценность внеевропейской музыки, поддерживал опыты эксперименталистов, подчеркивал близость их идей своим.

В исследовании использованы материалы периодических изданий -журналов «Modern Music», «Musical America», «American Journal of Psychology», «The Musical Quarterly», «Contributions to Asian Studies», а также репринтные материалы американских газет периода 20-х — 40-х годов. Большую ценность для автора данной работы приобрела недолгая, но очень содержательная переписка с Jly Хэррисоном, а также с учеником Коуэлла, известным искусствоведом и художником Диком Хиггинсом, который любезно предоставил рукопись одной из своих работ. Значительную часть материалов удалось собрать благодаря помощи коллег из институтов, архивов, библиотек и фонотек Германии, США, Финляндии.

Практическая значимость. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в курсах истории оркестровых стилей, инструментоведения, сравнительного музыкознания, введения в мировую музыкальную культуру, введения в органологию, истории зарубежной музыки, анализа музыкальных произведений, послужить материалом для статей «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира».

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на секторе инструментоведения Российского института истории искусств, отдельные ее положения прошли апробацию на следующих научных форумах: III и IV Международных! конференциях! сериала «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, 1997, 2000 гг.); Междисциплинарных семинарах (Петрозаводск, 1998, 2001 гг.); XIX научной конференции молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко (Санкт-Петербург, 1997 г.); международных инструментоведческих конференциях, проводимых сектором инструментоведения Российского института истории искусств (1998, 1999, 2002, 2003 гг.), конференции аспирантов Российского института истории искусств (Санкт-Петербург, 1998 г.).

Структура. Цель и задачи исследования обусловили его структуру. Диссертация состоит из Введения, двух частей, включающих шесть разделов, Заключения и Приложения, которое содержит нотные примеры, а также

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Тимошенко, Алиса Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспринимаемый на первый взгляд как своеобразная лаборатория, состоящая из ряда разрозненных и не всегда художественно полноценных опытов, американский экспериментализм при более внимательном анализе предстает как музыкально-художественная система, в которой сложилась своя эстетика звука, представления о природе, функции и трактовке инструмента, выработался свой индивидуальный технический канон, определяющий выбор инструментальных средств, фактурную и временную организацию произведения.

Своеобразие музыкально-художественной системы Коуэлла, Кейджа и Хэррисона складывается из многих составляющих. Наиболее важные из них связывают это направление с философско-эстетическими и музыкально-художественными традициями и веяниями американской культуры конца XIX - начала XX веков. Оно обусловлено особенностями регионального сознания композиторов Западного побережья, формирование которого происходит в условиях полиэтнической и полистадиальной американской музыкальной культуры, удаленной от мировых центров академической традиции. Причастность эстетике авангарда первой половины столетия обусловила основные концепты экспериментализма -универсализм, самоценность эксперимента, отрицание оппозиций и дифференциаций в области художественного сознания. Это породило своеобразный музыкально-художественный мир, особые представления о нормах музыкального языка, стремление выявить универсальные законы музыкального мышления и найти некий «метаязык» музыки. Поиски структурных моделей, отражающие принципы музыкального мышления стадиально и географически удаленных культур, сосредоточились на уровне 1) инструментария; 2¡) фонологии (артикуляции и темброобразования); 3) композиции (тембро-фактурные модели, синтаксические структуры, архитектоника формы в целом). Ориентация на канонические модели архаического, «примитивного» искусства впервые сочеталась с интересом архаическому инструментарию, его тембровому разнообразию и возможностям использования его в современной композиторской практике.

Осознание эксперименталистами полиэтничности американской культуры была реализована в идее «мировой музыки» (world music) Коуэлла. Последующее развитие западноевропейской культуры с установкой на мировую всеохватность, универсальность эстетических вкусов возводит идеи периферийной американской композиторской школы в ранг важного историко-художественного явления.

Модель музыкального звука, сложившаяся в американском экспериментализме 30-х годов в большей степени приближена к европейской (в плане значимости тонового компонента), но при этом включает в качестве фундаментальных и признаки, свойственные модели звука культур внеевропейских. Вероятно этим «внеевропейским звукоощущением» обусловлено преобладание ориентального компонента в американском музыкальном мышлении во всех его проявлениях - ритмике, мелодике, формообразовании, тембре. Ориентальным звукоощущением обусловлены и звуковые открытия эксперименталистов - новая техника звукоизвлечения на фортепиано, привлечение архаического и экзотического инструментария, появление как самостоятельного художественного явления музыки для ударных, ассимиляция форм музыкального мышления, сложившихся в архаических и ориентальных культурах. Потребность выразить новое звукоощущение в данном случае выразилась также, с одной стороны, в «размывании» границ между т.н. музыкальными звуками и звуками окружающего мира, с другой - в абсолютизации музыкальной субстанции, т.е. в особом внимании к микромиру звука, характеру развертывания звука во времени, нюансировке межзвуковых связей.

Причастность звуковой эстетики этого направления общеевропейским процессам изменения представлений о природе музыкального звука очевидна.

В творчестве американских композиторов-эксперименталистов обозначены четыре тенденции, характерные для инструментальной практики XX века: 1) достижение новых тембровых эффектов на традиционных для композиторской практики инструментах (новые приемы звукоизвлечения - изменение конструкции - трактовка инструмента как «тотального источника звучания»; 2) использование нетрадиционных инструментов и ансамблей, главным образом, экзотических (инструмент как символ традиции или как «поле звуковых возможностей»); 3) модификация, изобретение и художественно-историческая реконструкция инструмента 4) новые формы звукотворчества (концепция «all sound music» («всезвуковой музыки») Дж. Кейджа, предполагающая «омузыкаливание» акустических событий окружающей среды). С опытами эксперименталистов в композиторский мир проникает укоренившийся в традиционной культуре принцип полифункциональности звукового объекта и, как следствие, условность границ между звуковыми орудиями и собственно музыкальными инструментами.

В творчестве композитор ов-эксперименталистов утверждается новая область - музыка для ударных. Своеобразие инструментализма американских композиторов-эксперименталистов в данной сфере, так же как и в других, определяется взаимодействием европейского и внеевропейского принципов музыкального мышления, что отражается на всех уровнях композиции. Ассимиляция культуры гамелана имела значение для последующего развития американской композиторской традиции. Непосредственное влияние идей экспериментализма (полифазовая композиция, техника паттернов) на творчество композиторов-минималистов Т.Райли, Ф.Гласса, Ст.Райха) могло бы стать предметом самостоятельного исследования. Более широко - обращение к традиции гамелана зафиксировало момент утверждения новой концепции музыкального времени, ориентированной на циклическую, статичную модель его восприятия, потенциальную незавершенность произведения. Как известно, данная модель времени свойственна как традиционным культурам, в том числе внеевропейским, так и характеризует процессы формотворчества в композиторской музыке второй половины XX века.

Дальнейшее изучение музыки для ударных может быть связано реализацией сонористики.

Ударные инструменты привлекают внимание разнообразием форм и размеров, нередко наделены экзотическим дизайном, допускают соседство неведомых прежде музыкальному искусству звучащих предметов. Подобную роль визуального начала в музыке для ударных, открывших перспективы новой формы звукотворчества заметил и развил Харри Парч, создавший целую «галерею» музыкальных инструментов, осуществлявших в его музыкально-сценических сочинениях функцию декораций. Сказанное актуализируют проблему соотнесенности инструментализма со смежными искусствами, в настоящее время активно разрабатываемую в современной отечественной органологии.

Маргинальность» американского музыкального экспериментализма, очерченная в начале исследования с географических и аксиологических позиций, обретает теперь несколько иную окраску. Действительно, опыт экспериментализма представляет собой попытку построения своего собственного технического канона, находящегося в несколько иной плоскости по отношению к европейскому композиторскому профессионализму и ориентированного на принципы музыкального мышления, сложившиеся в культурах внеевропейских. Вместе с тем, данный технический канон - явление самостоятельное, выходящее за пределы конкретной музыкально-художественной системы, несмотря на то, что композиторы-эксперименталисты стремились освоить их теоретические и практические основы. Эксперименталисткое сознание уходит от мысли о доминировании той или иной традиции, существовании одного центра, генерирующего нормы музыкального мышления. Опыт американского музыкального экспериментализма - один из примеров проявленности так называемого «маргинального сознания». Его можно отнести к группе культурных феноменов, балансирующих между доминирующими традициями. Существование «между» раскрывает сущность многих открытий американского экспериментализма не только на начальном его этапе (20-е - 50-е годы). Дальнейшее исследование традиции американского музыкального экспериментализма второй половины XX века с этих позиций может дать интересные результаты, важные для осмысления путей развития современной музыкальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тимошенко, Алиса Анатольевна, 2004 год

1. Абдулнасырова Д. А. Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен: Дис. .канд.иск.: В 2 т. / Российский институт истории искусств. СПб., 2000. - Т. 1. - 164 с.

2. Адорно Т. В. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б.Скуратова. М.: Логос, 2001.-352 с.

3. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста М.: Практика, 1995.-255 с.

4. Алексеев Э. А. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект — М.: Советский композитор, 1986. 239 с.

5. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное: Исследование / Дальневосточный гос. институт искусств. — Владивосток, 1999. — 126 с.

6. Ансерме Э. О негритянском оркестре // Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания / Пер. с фр. Е.Бронфин, Б.Урицкой. М.: Советский композитор, 1986. — С. 65-73.

7. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.:1. Композитор, 1998. 343с.

8. Арановский М. Г.Синтаксическая структура мелодии: Исследование — М.: Музыка, 1991.-320 с.

9. Арто А. Театр восточный и театр западный // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с фр., коммент. С.Исаева. - М., 1992 - С.6-65.

10. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. / Ред., вступ. ст. и коммент.

11. Е. М. Орловой Л.: Музыка, 1971.-376 с.

12. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века) / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1997. - 413 с.

13. Барток Б. Влияние народной музыки на современную профессиональную музыку// Барток. Б. Сборник статей / Составитель Е. И. Чигарева. М.: Музыка, 1977 - С. 258 - 261.

14. Барток Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Барток Б. Сборник статей / Составитель Е. И. Чигарева. М.: Музыка, 1977 - С.245 -249.

15. Баташев А. Н. Советский джаз: Исторический очерк. М.: Музыка, 1972.-175 с.

16. Белимов С. Сергей Белимов Иосиф Райскин: Нас всех объединяет звук. «Интерактивная интерпретация интервью с интрамузыкантом» // Музыкальная академия. — 2001. — №3. — С. 1—17.

17. Березовчук Л. Н. Артикуляция в музыке / К проблеме модальной звуковой формы в произведении // Музыкальная коммуникация: Сб. научных трудов. / Российский институт истории искусств. — СПб., 1996. -С. 187-203. (Серия «Проблемы музыкознания»; Вып.8).

18. Биберган В. К вопросу о классификации ударных // Вопросы оркестровки. М., 1980.- С.23-40. (Труды Гос. музыкально-педагогического института им. Гнесиных; Вып.47).

19. Благодатов Г. И. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1969.-312 с.

20. Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учебное пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2001. 408 с.

21. Васильченко Е. В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: Сб. науч.тр. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1986 - С.99 - 130.

22. Вафа А., Рустам-заде Д., Черкасова Н. К проблеме типологических параллелей в музыкальной культуре Востока и Запада // Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М., 1998 - С. 134 -158.

23. Вертков К. А., Благодатов Г. И., Язовицкая Э. Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1975 - 395 с.

24. Вижинтас А. Д. Проблемы формирования и развития скудучай в Литве: Дис. канд. иск. / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии-Л., 1983. 148 с.

25. Вислоужил И. Межвоенный музыкальный авангард, его возникновение и развитие/ Пер. с чешского и ред. Ю.Кона // Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. статей / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии.-М., 1983.-Вып.4. С.197-214.

26. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука / Сб. статей. М., 1970. -Вып. 1.-С. 11 -38.

27. Воробьев И. С. Творчество А. В. Мосолова 1920-х начала 1930-х годов в контексте русского художественного авангарда: Автореф. дис. канд. иск. / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб., 1997.- 23с.

28. Вышнеградский И. Раскрепощение звука // Музыкальная академия. -1992.- №2 С. 137 —150.

29. Галайская Р. Б. Африканский музыкальный инструмент санза // Музыка народов Азии и Африки: Сб. статей.- М., 1973. Вып.2. - С. 269 -281.

30. Гарбузов Н. А. Зонная природа тембрового слуха — М.: Музгиз, 195671 с.

31. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. — СПб.: типография «Общая польза», 1875. 594 с.

32. Гервер JL JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов: Первые десятилетия XX века.- М.: Индрик, 2001. 247 с.

33. Гессе Г. Экзотическое искусство // Восток. Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982. - С. 213-214.

34. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов — JL, 1980 С. 23-36.

35. Головинский Г. JI. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков: Очерки. -М.: Музыка, 1981.-279 с.

36. Гордеева Е. Традиции индийской философии в творчестве Т. Драйзера // Американский характер: Очерки культуры США. Традиция в культуре М., 1998.-С.149-166.

37. Горячева Т. К проблеме самоидентификации русского футуризма // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции (Москва, сент. 1994) / Гос. институт искусствознания.- М., 1997 С.280 -296.

38. Губайдулина С. А. «Дано» и «задано» //Музыкальная академия-1994.-№3- С. 1-7.

39. Даниелу А. Традиция и новаторство в различных музыкальных культурах мира //Музыкальные • культуры народов. Традиции и современность.-М., 1973- С.86 90.

40. Дарваш Г. Правила оркестровки / Пер. с венг. Будапешт: Корвина1964.- 120 с.

41. Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники М.: Советский композитор, 1986. — 205 с.

42. Денисов Э. В. Ударные инструменты в современном оркестре. М.: Советский композитор, 1982. - 256 с.

43. Дмитриев Г. П. Ударные инструменты: Трактовка и современное состояние-М.: Советский композитор, 1991. — 145 с.

44. Дрегер Г. Принципы систематики музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов: В 2 ч.- М.,1987. Ч.2.- С. 236 -314.

45. Дубинец Е. А. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции: Автореф. дис. канд. иск. / Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского М., 1996. - 22с.

46. Дубинец Е. А. Метафора XX века предельно организованный хаос. О творчестве Конлона Нэнкэрроу // Музыкальная академия. - 2000. - № 2. -145- 154.

47. Дубинец Е. А. Творчество сквозь призму нотации // Музыкальная академия.- 1997.-№2.-С. 191-201.

48. Евсеева М. С. Некоторые особенности развития фортепианного искусства США в контексте американской музыкальной культуры II Произведения композиторов XX века: Вопросы интерпретации. М., 1996-С. 53 - 61. (Науч. труды МГК им. П.И. Чайковского; Вып. 13).

49. Евсеева М. С. Фортепианная соната в творчестве композиторов США XX века. Ч.Айвз, А.Копланд, В.Персикетти: Дис.;. канд. иск. / Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского М., 1978. - 186 с.

50. Ерохин В. A. De música instrumentalis: Германия. 1960 - 1990 -Аналитические очерки.-М.: Музыка, 1997 — 440 с.

51. Житомирский Д. В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989300 с.

52. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире М.: Наука, 1977.168 с.

53. Задерацкий В. В. Музыкальная форма: Учебник для специализ. фак. высш. учеб. заведений: В 2-х вып. / Московская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. Кафедра композиции. -М., 1995.-Вып. 1 542 с.

54. Заднепровская Г. В. Новое претворение принципа остинатности в музыке XX века (на примере творчества композиторов бывшего СССР в 6080.е годы): Автореф. дисс. канд. иск. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского М., 1999 - 18 с.

55. Заруцкая И. Д. Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян: Автореф. дис. канд. иск. / Российская академия им. Гнесиных. М., 1998 - 23 с.

56. Зелинский Р. Ф. Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев: Дис. канд. иск. / Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. — Уфа, 1997.- 165 с.

57. Земцовский И. И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов: В 2 ч М.,1987. - Ч.1.-С. 125-131.

58. Земцовский И. И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии // Проблемы музыкальной науки. -М., 1972.-Вып. 1.-С. 194- 195.

59. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской современной музыке Л.: Советский композитор, 1978. — 176 с.

60. Золтан Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля.- М.: Прогресс, 1977. — 376 с.

61. Зыкова Е. Восток в творчестве американских транценденталистов// Восток. Запад. Исследования. Переводы. Публикации- М., 1988 С.86 -110.

62. Ивашкин А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века- М.: Советский композитор, 1991.-464 с.

63. История литературы США: Литература середины XIX в. (поздний романтизм) / ИМЛИ РАН.- М., 2000.- Том III. 614 с.

64. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык.- СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996.-288 с.

65. Кейлина Е. А. Американская музыкальная культура ХУШ-нач.Х1Х вв.: Специфика зарождения и начального развития ее профессионального слоя: Автореф. дисс.канд.иск. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского М., 1994.- 3 Ос.

66. Кейдж Дж. Будущее музыки: СМЖО // Музыкальная академия,-1997-№2 С. 210 - 211.

67. Кейдж Дж. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия-1997 -№ 2.-С. 205 -210.

68. Кейдж Дж. Экспериментальная музыка (фрагмент) // Музыкальная академия.-1997—2.-С. 211.

69. Клод ель П. Театр Бурнаку // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с фр., коммент. С.Исаева.- М., 1992.-С.44-46.

70. Клод ель П. Театр Но// Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангардаУСост., пер. с фр., коммент. С.Исаева-М., 1992 - С.46-52.

71. Клопов В. А. Акустические закономерности сочетаний тембров в оркестровке классической традиции: Дис. канд. иск. / Ленинградский гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. -М., 1987.-156 с.

72. Ковнацкая Л. Г. Английская музыка XX века: Истоки и этапы развития-М.: Советский композитор, 1986.-213 с.

73. Когоутек Ц. Техника композиций в музыке XX века М.: Музыка, 1976. -367 с.

74. Кон Ю. Г. Заметки о ритме в «Великой священной пляске» из «Весны священной» Стравинского // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров.-М., 1971.-С. 222-248.

75. Кон Ю. Г. Об аккордике в тональной музыке XX века. Единицы выбора в гармонии// Избранные статьи о музыкальном языке СПб, 1994-С.6-45.

76. Кон Ю. Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность: Сб. статей-М., 1971.-Вып. 7 С. 294-318.

77. Кон Ю. Г. Об открытости формы (доклад)// Музыка: Анализ и эстетика: Сборник статей к 90-летию Л.А.Мазеля / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Петрозаводск - СПб., 1997-С. 119-126.

78. Кон Ю. Г. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса // Кризис буржуазной культуры и музыка М., 1976 - Вып.З.- С. 106 -134.

79. Кон Ю. Г. Пьер Булез как теоретик (Взгляды композитора в 1950-60-е годы) // Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. статей / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии.- М., 1983—Вып.4.-С.170 -185.

80. Конен В. Дж. Блюзы и XX век. М.: Музыка, 1980 - 81 с.

81. Конен В. Дж. Очерки по истории зарубежной музыки М.: Музыка, 1997.-640 с.

82. Конен В. Дж. Предпосылки композиторского творчества XX века // Куницкая Р.И. Французские композиторы XX века: Очерки М., 1990 - С.З -12.

83. Конен В. Дж. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Советский композитор, 1961 492 с.

84. Конен В. Дж. Рождение джаза.- М.: Советский композитор, 1984.-312 с.

85. Конен В. Дж. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. -М.: Музыка, 1968 351 с.

86. Конрад Н. И. Запад и Восток: Статьи М.: Наука, 1972. - 496 с.

87. Коул Г. Коуэлл Г. Кто композиторы в Америке// Музыка и революция. -1929 №6.- С.34 — 38.

88. Коуль Г. Коуэлл Г. Музыка в Соединенных Штатах Америки//Советская музыка 1934-№7.-С.З -38.

89. Коуэлл Г. Влияние Востока на музыку Запада // Музыка народов Азии и Африки: Сб. статей.-М., 1969.-Вып. 1.-С.274- 285.

90. Кремлев Ю. А. Фортепианные новации Генри Коуэлла // Вопросы теории и эстетики музыки Л. 1969 - Вып.9 - С. 103 - 119.

91. Кром А. Е. Стив Райх и судьбы американского музыкального минимализма: Автореф. дисс. канд.иск / Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Нижний Новгород, 2003. - 24 с.

92. Кудряшов Ю. Влияние Дебюсси на тембровое мышление XX века // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. М., 1985 - Вып.6 - С.244 - 283.

93. Кудряшов Ю. Катехизис теории сонорного лада // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. тр. Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии. — Л., 1989.-С. 123 -143. (Серия «Проблемы музыкознания»; Вып.2.).

94. Кудряшов Ю. Сонорно-функциональная основа музыкального мышления // Музыка. Язык. Традиция: Сборник науч. тр. Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии. Л., 1990-С.60 - 67. (Серия «Проблемы музыкознания»; Вып.5).

95. Кулова Е. К. Фортепианное искусство США (творчество Мак Доуэлла, Гершвина, Барбера): Дис. канд. иск. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 197В. - 205 с.

96. Куницкая Р. И. Французские композиторы XX века: Э.Варез, А.Жоливе, О.Мессиан, П.Булез, А.Дютийе- М.: Советский композитор, 1990.- 207 с.

97. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера/ Пер. с нем. Г.Балтер; Общ.ред., вступ. ст. и коммент. М.Этингера. М.: Музыка, 1975.- 551 с.

98. Кюрегян Т. К систематике форм в музыке XX века // Музыка XX века: Московский форум. М., 1999- С. 67-75. (Науч. тр. МГК им. П.И.Чайковского; Сб.25).

99. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974. -448с.

100. Леви-Стросс К. Из книги «Мифологичные. 1. Сырое и вареное»: Увертюра, ч.2 // Семиотика и искусствометрия М., 1972 - С. 25 - 49.

101. Леонтьева О.Т. Карл Орф М.: Музыка, 1984.- 334 с.

102. Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. -М.: Советский композитор, 1990.-221 с.

103. Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур // Лотман Ю. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки 1968 1992. - СПб.: «Искусство - СПб», 2000. С. 603-614.

104. Мальцев С. М. Психология музыкальной импровизации-М.: Музыка, 1990.-87 с.

105. Малявин В. В. Китайские импровизации Паунда // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982 - С.246 - 278.

106. Манулкина О. Б. Фольклор в симфониях Ралфа Воана Уильямса: Автореф. дис. канд. иск./ Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1994. - 22с.

107. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: Автореф. дисс. док. иск./ Киевская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Киев, 1990 — 47 с.

108. Мациевский И. В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования. (К насущным проблемам этноинструментоведения) // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов.-Л, 1980.-С. 143 -170.

109. Мациевский И. В. О дифференцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сборник статей, поев. 60-летию И. И. Земцовского.- СПб., 2002. С. 12 - 28.

110. Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки// Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов: В 2 ч.- М.,1987. Ч.1.- С. 6 38.

111. Мащевський I. В. 1гри й ствголосся. Контонащя. Музиколопчш розвщк!^- Тернопшь: Астон, 2002.-172 с.

112. Мачак И. Проблемы научной документации музыкальных инструментов// Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов: В 2 ч-М.,1987. -Ч.1.-С. 56-68.

113. Михайлов Дик. К. Музыка Соединенных Штатов Америки // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. -Т 5,- Стб.145 -173.

114. Можейко М.А. Ацентризм // Новейший философский словарь. -Минск, 2001.-С.68.

115. Музыкальная акустика/ Ред. Н. А. Гарбузова. М.; JL, 1940 - 246 с.

116. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка, 1988.- 254 с.

117. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции М.: Музыка, 1982.-319 с.

118. Назайкинский Е. В. Микротоны: Россия Австрия // Музыка XX века. Московский форум: Материалы Международных конференций - М., 1999-С. 94 - 98. ( Науч. труды МГК им. П.И.Чайковского; Сб. 25).

119. Несмелова О. О. Пути развития отечественной литературной американистики XX века. Казань: Книжный дом, 1998. - 257 с.

120. Нестьев И. В. Бела Барток. 1881-1945. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1969. - 798 с.

121. Никитенко О. Б. Фонологические аспекты музыкального языка: Дис. канд. иск. / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии. -Л., 1987,- 117 с.

122. Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон; СПб.: Советский композитор, 1992.- 408 с.

123. Орлов И. Биения и их значение в новейшей музыке // Труды ГИМНа: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. М., 1925 - Вып. 1. -С.33-41.

124. Павлишин С. С. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции —Киев: Музична Укра'ша, 1980. 212 с.

125. Павлишин С. С. Чарлз Айвз- М.: Советский композитор, 1979. 184 с.

126. Панайотов А. Н. Ударные инструменты в современных оркестрах. -М.: Советский композитор, 1973 182 с.

127. Паунд Э. Поднебесная: Стихи по мотивам классической китайской поэзии // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации М., 1982-С.278 - 290.

128. Паунд Э. Путеводитель по культуре / Пер. с англ., предисл. К.Чухрукидзе. ~М.: «Русское феноменологическое общество», издательство «Логос», «Гнозис» , 1997 192 с.

129. Пекарский М. Правдивая история, рассказанная Марком Пекарским.// Музыкальная академия. 1996 - №1.- С.60 - 66.

130. Пекарский М. Умные разговоры с умным человеком // Музыкальная академия.-2002.-№ 1.-С. 107- 123.

131. Переверзев JI. Импровизация versus композиция // Музыкальная академия.- 1998.-№1.-С.125 -133.

132. Петрова Г. В. «Восток» Густава Малера (культурно-исторические предпосылки, поэтика претворения): Дис . канд. иск./Российский институт истории искусств. СПб., 1994- 229 с.

133. Писатели США о литературе: Сборник статей / Пер. с англ., ред. М.Тугушева. -М.: Прогресс, 1974. 413 с.

134. Плахов Ю. Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии (на материале инструментальной музыки народов Средней Азии).- Ташкент: ФАН, 1988.- 159 с.

135. Порфирьева A. JI. Магия -.игра организация (К вопросу об основаниях музыкальной коммуникации) // Музыкальная коммуникация: Сб. научных трудов. / Российский институт истории искусств. - СПб., 1996. - С. 82 - 97. (Серия «Проблемы музыкознания»; Вып.8.).

136. Притыкина О.И. Музыкальное время: его концептуальность, структура, методы исследования: Дис. канд. иск. / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии Л., 1986 — 264 с.

137. Пьесы американских композиторов XX века для фортепиано / Сост. А.Хитрук, вступ. статья А.Хитрук, А.Ивашкин.-М.: Музыка, 1991 80 с.

138. Рестаньо Э., Холопова В.Н. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996.-324 с.

139. Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки: В 2 т./ Под ред.М.Штейнберга. М.; Л., 1946.- Т.1.- 121 е.- Т.2.- 344 с.

140. Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр: В 4 т. М., 1953 -1956,- Т. III-356 с.

141. Родионова Л. Симфония для препарированного рояля (композиторский комментарий): Междисциплинарный семинар 4 / Сб. научных материалов. -Петрозаводск, 2001.-С. 128-134.

142. Ромодин А. В. Исполнитель и традиция: психолого-артикуляционные аспекты морфологии // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сборник статей, поев. 60-летию И. И. Земцовского. СПб., 2002.-С. 155 -163.

143. Савенко С. Значение авангарда для современной музыки// Теория и практика современного искусства: Сб. статей-М., 1992 С. 103 — 106.

144. Савенко С. Ориенталии авангарда на русской музыкальной почве // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции (Москва, сент. 1994) / Гос. институт искусствознания М., 1997. - С. 249 -258.

145. Сапонов М. А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения.-М.: Музыка, 1982.- 77 с.

146. Свободов В. Народные истоки артикуляции виолончельных сюит И.С.Баха // Искусство устной традиции. Историческая морфология: Сборник статей, поев. 60-летию И.И.Земцовского. СПб, 2002 - С. 258 - 264.

147. Сигида С. Ю. Музыкальная культура США периода «Великой депрессии». К истории становления национального стиля: Дис. канд. иск.: В 2 т. / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского М., 1994-Т1.-213 с.

148. Сисаури В. И. Об исторической типологии систем музыкального мышления // Жанрово-стилистические тенденции классической исовременной музыки: Сб. науч. тр. /Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии Л., 1980.-С.87-118.

149. Сисаури В. И. Процесс формирования и генетические связи японской инструментальной музыки гагаку: Дис. канд.иск. / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии— Л., 1975. 158 с.

150. Скоробогатченко А. В. Профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура Западного Поозерья (к проблеме звукоидеала в традиции белорусов): Дис. канд. иск.: В 2 т. /Российский институт истории искусств. СПб., 1994. - Т. 1. - 152 с.

151. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. — М.: Музыка, 1992.-230 с.

152. Супонева Г. Проблемы нотации в музыке XX века. Дроздецкая Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни /Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1993 — Iii с.

153. Тимошенко А. А. Историко-культурные предпосылки и специфика претворения музыкального ориентализма в США// Междисциплинарный семинар 4: Сб. научных материалов.- Петрозаводск, 2001 — С. 25-27.

154. Тимошенко А. А. Концепция звука в американском экспериментализме//Российский институт истории искусств и европейскойинструментоведение: Тезисы Международной научной конференции (СПб., 9-10 декабря 2002 г.). СПб, 2002. - С.48-50

155. Тимошенко А. А. О некоторых акустических закономерностях оркестрового кластера // Междисциплинарный семинар 22 23 марта 1998 года: Тезисы докладов - Петрозаводск, 1998 — С. 42 - 44.

156. Тишина вместо музыки. Интервью Е. Барбана с Дж. Кейджем // Московские новости. —1998. №44. - 8-15 ноября. - С. 16.

157. Тран Ван Кхе Вклад Азии в мировую музыкальную культуру // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность.- М., 1973.— С.147 -156.

158. Тэйлор Ч. Физика музыкальных звуков / Пер. с англ.- М.: Легкая индустрия, 1976. 184 с.

159. Усманова А. Р. Маргинальность // Новейший философский словарь. -Минск, 2001.- С.593 594.

160. Утегалиева С. И. Функциональный контекст музыкального мышления казахских домбристов: Дис. канд. иск. / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии. Л., 1987. - 152 с.

161. Фортунатов Ю. А. Оркестр Моцарта // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. М., 1998. - С. 51-67. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского; Сб. 22).

162. Фрай Дж. Возрождение тональности в музыке США конца XX века // Искусство XX века: уходящая эпоха?: Сб. статей: В 2 т. Нижний Новгород, 1997.- Т.2. - С. 159-185.

163. Харджиев Н. И. Оркестр городских шумов // Статьи об авангарде: В 2 т.-М., 1997.Т 2 — С.128 —129.

164. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.- 104 с.

165. Хаубеншток-Рамати Р. Нотация материал и форма // Музыка XX века. - М., 1999. - С.182 -186. (Науч. тр. МГК им. П.И.Чайковского; Сб. 25.).

166. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. - 304 с.

167. Холопова В. Н. София Губайдулина и восточный авангард: моменты корреляции// Музыка XX века. Московский форум: Материалы международной науч. конф. М., 1999. - С. 160-166. (Науч.тр. МГК им. П.И.Чайковского; Сб. 25).

168. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 1999. -490 с.

169. Цытович В. И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока: Автореф. дис. канд. иск. / Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1973. - 25 с.

170. Цытович В. И. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. -Л., 1983. С.64 - 91.

171. Чаплыгина М. А. Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена. Лекция по курсам «Музыкально-теоретические системы», «Современная гармония» / Гос. музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. М., 1990. - 96 с.

172. Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 583 с.

173. Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. - 221 с.

174. Черкасова Н. Л. Индийская классическая музыка: проблема преемственности традиции в контексте искусства раги: Дисс. докт. иск. / Гос. институт искусствознания. М., 1995. - 257 с.

175. Чинаев В. Фортепиано в истории музыкального авангарда // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: Сб. науч. тр. М., 1991. - С.З - 26.

176. Чинаев В. Додекафонное сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика// Музыкальное исполнительство и современность.- M., 1997. C.60 - 83. (Науч. тр. МГК им. П. И. Чайковского; Сб. 19, Вып.2).

177. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М.: Советский композитор, 1983. - 153 с.

178. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен. Диссертация . .док. искусствоведения / Российский институт истории искусств. СПб.; Якутск, 2002. - 399 с.

179. Шнеерсон Г. М. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977. - 232 с.

180. Эммерик П. Джон Кейдж и «креолизация» сериализма // Музыкальная академия. 1997. - №2. - С. 201 - 205.

181. Эмерсон Р. Эссе. Topo Г. Уолден или Жизнь в лесу: Пер. с англ. / Всуп. статья Н. Покровского. М.: Художественная литература, 1986. - 639 с.

182. Якимович А. Восток и Запад: о судьбах мифа в конце XX века // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции (Москва, сент. 1994) / Гос. институт искусствознания.- М., 1997.- С.63 85.

183. Якобсон Р. О теории фонологических союзов между языками // Якобсон Р. Избранные работы М.: Прогресс, 1985. - С.92 -105.

184. Allen R. Unifying the disunity: A multicultural approach to teaching American music // American Studies. 1996. - Vol. 37. - №1. - P.135 -148.

185. American composers on American music. A symposium edited by Henry Cowell. Stanford, 1933. - 226 p.

186. Bailey D. Improvisation: its Nature and Practice in Music. Ashbourne, 1980.- 154 p.

187. Bernard J. Music of Edgard Várese. New Haven and London, 1987. - 272 P

188. Blitzstein M. Toward a new form // The Musical Quarterly. -1934. April.- Vol. 20. №2. - p. 213 - 219.

189. Boulez P. Oriental Music: A Lost Paradise?// Boulez P. Orientations: Collected Writings. Cambridge, 1984. - P.421- 427.

190. Buchner A. Sostenute piano // The New Grove Dictionary of music and Musicians. -London, 1994. -Vol.17. P. 541 - 542.

191. Cage J. The Dreams and Dedications of George Antheil // John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. -N.Y., 1970. P. 73 -74.

192. Cage J. The East in the West // Modern Music. 1946. - Spring. - Vol. 23.- № 2. P. 11-116.

193. Cage J. For More New Sounds // John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. N.Y., 1970.-P. 64-67.

194. Cage J. On Earlier Pieces 11 John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. N.Y., 1970.-P.127 -131.

195. Cage J. The New School // John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. N.Y., 1970. -P. 118-120.

196. Cage J. Silence // Middletown, 1993.-235 p.

197. Chase G. America's Music from the Pilgrims to the Present. -N. Y., 1995. -733 p.

198. Chase G., Seeger Ch., Jabbour A., Sauthern E. United States of America// The New Grove Dictionary of music and Musicians. London, 1994. - Vol. 19. P. 424-452.

199. Chavez C. Musical Thought. Cambridge, 1961. - 126 p.

200. Chen J. The Chinese of America. San - Francisco; N.Y, 1980. - 274 p.

201. Chou-Wen Choung. Asian Concepts and Twentieth-century Western Composers // The Musical Quarterly. .1971. - April. -Vol. 58. - №2. - P. 211230.

202. Chou-Wen Choung Towards a Re-Merger in Music // Contemporary Composers on Contemporary Music. -N.Y.; Chicago; San-Francisco, 1967. P. 309-315.2X4. Copland A. America's Young Men of Promise // Modern Music. 1926. -March-April. - Vol. 3. - P. 13-19.

203. Copland A. From the 20's to the 40's and beyond // Modern Music. 1943. - January -February. - P.78-83.

204. Cowell H. Chronicle // John Cage / Ed.by R.Kostelanetz. N.Y., 1970. -P.94 -105

205. Cowell H. Drums along the Pacific // Modern Music. 1940. - November -December. - Vol. 18.-P. 46-49.

206. Cowell H. The Music of Edgard Varese // Modern Music: A Quarterly Review / Publ. by League of Composers. -1928. Vol. V. - №2. - P.9 - 18.

207. Cowell H. New Musical Resources. N.Y., 1930.-144 p.

208. Cowell H. Roldan and Caturla // Modern music. -1941. January -February. - Vol. 18. -№2. - P. 98 - 100.

209. Cowell H. Our Inadequate Notation // Modern Music: A Quarterly Review / Publ. by The League of Composers. 1927. - March - April. - №3. - P. 29 - 31.

210. Cowell H. The Process of Musical Creation // American Journal of Psychology. -1926. Vol.37. - №2. - P. 233 - 236.

211. Cowell H. Towards Neo-primitivism // Modern Music. 1933. - Vol. 10. -P. 149-153.

212. Cowell H. and S. Charles Ives and his Music. -N.Y., 1974. 245 p.

213. Daniel Ch. About John Cage's Prepared Piano// Writing about John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. Michigan, 1993. - P. 46 -54.

214. Danielou A. Semantique musicale. Essai de Psycho-physiologie Auditive. -Paris, 1978.-131 p.

215. Denby E. With the Dancers // Modern Music. 1937. - January - February. -P.108 - 113.

216. Diamond B., Sam M., von Rosen C. and F. Visions of Sound. Musical Instruments of First Nations Communities in North Eastern America. Chicago and London, 1994. -222 p.

217. Erdman J. L. Shankar, Uday 11 International Dictionary of Modern dance / Ed. T. Benbow Pfalzgraf. - Detroit - N. Y. - London, 1998. - P. 710 - 712.

218. Farmer N.G. Studies in Oriental Musical Instruments (Second series). -Glasgow, 1939.-437 p.

219. Fennell F. A Modern Use of Percussion // Modern Music. 1946. -Summer.-Vol. 23.-№3.-P. 177-184.

220. Furst-Heidtmann M. Experimentator inspirator: Henry Cowel // Musik. -1999.-May, June.-№3.- P. 10-16.

221. Gagne C., Caras T. Soudpieces. Interviews with American Composers. -London, 1982.418 p.

222. Garland P. Americas: Essays on American Music Culture, 1973-80. -Sounding Press, 1982. 187 p.

223. Gershefsky E. Henry Cowell // Modern Music. -1946. Vol. 23. - №4. -P.255 - 261.

224. Glasser R. My Music is My Flag. Puerto Rican Musicians and Their New York Communities 1917 1940. - Berkeley, 1995. - 253 p.

225. Green V. A Passion for Polka. Old Time Ethnic in America. Berkeley, 1984.-258 p.

226. Hall, Ch.J. A chronicle of American music 1700 1995. - N.Y., 1996. -198 p.

227. Hamm Ch. Cage John // The New Grove Dictionary of music and Musicians. London, 1994. - Vol. 3 - P. 597 - 603.

228. Hicks M. Cowell's Clasters // The Musical Quarterly. -1993. Vol. 77. -№3. - P. 428-458.

229. Higgins D. Cowell's LostFanaty. 1997. Manuscript.

230. Hitchcock H. W. Henry Cowell's Ostinato Pianissimo // The Musical Quarterly. -1984. Vol. 19. - 1984. - P.23-45.

231. Hitchcock H. W. Music in the United States: A Historical Introduction. -Prentice -Hall, 1974. -286 p.

232. Howard J. T. Our American music. A Comprehensive History from 1620 to the Present. N.Y., 1965. - 944 p.

233. Issel W., Chering R. W. San-Francisco, 1865-1932. Politics, Power, and Urban Development. Berkeley and Los Angeles, 1986. - 294 p.

234. Kartomy M. J. Gamelan // The New Grove Dictionary of Musical Instruments. London, 1984. -Vol.2. - P. 10-18.

235. Kauffman R., Kubik G., King A., Cooke P., Lamelaphone// The New Grove Dictionary of Musical Instruments. N.Y., 1984. - Vol.2. - P. 497 - 502.

236. Kingmann D. American Music. A Panorama. N. Y., 1979. - 577 p.

237. Levy A. H. Musical Nationalism. American Composers: Search for Identity. Wesport, London, 1983.-168 p.

238. Mead R. Henry Cowell's New Music 1925 1936. The Society, the Music Editions and the Recordings. -N.Y., 1981. -454 p.

239. Mellers W. Music in a New Found Land. Themes and Developments in the History of American Music. -N.Y., 1965. 543 p.

240. Minderoric Chr. M. Cunningham, Merce // International Dictionary of Modern dance / Ed. T. Benbow Pfalzgraf. - Detroit - N. Y. - London, 1998. -P. 155 - 160.

241. Nettl P. The West Faces East // Modern Music. 1943. - January -February. - № 2. - P. 90-95.

242. Nicholls D. American Experimental Music 1890 1940. -N.Y., 1974. - 239 P

243. Nicholls D. Transethnicism and the American experimental tradition // The Musical Quarterly.- 1996. №4. - Vol.80. - P.569 -594.

244. Nyman M. Experimental music: Cage and beyond. N.Y., 1974. - 154 p.

245. Oliver P. Jug band // The New Grove Dictionary of American music / Ed. by H. W. Hitchcock a Stanley Sadie: in 4 Vol. London, N. Y., 1986. - Vol. 2. -P.601 — 602.

246. Partch H. Genesis of Music. An account of a creative work, its roots and its fulfillments / Second Ed. N. Y., 1974. - 517 p.

247. Pavlakis Ch. The American Music Handbook. New York, 1974. - 836 p.

248. Pence J. People Call it Noise But He Calls it Music // John Cage/ Ed. by R. Kostelanetz. - N. Y., 1970. -P.61- 62.

249. Mc Phee C. The Five Tone Gamelan Music of Bali // the Musical Quarterly. -1949. - April. - Vol. 35. - №2. - P.250 - 281.

250. Mc Phee C. Music in Bali. A study in Form and Instrumental Organization in Balinese Orchestral Music. -N.Y., 1976. 430 p.

251. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge, 1996. - 223 p.

252. Ripin E. Prepared piano // The New Grove Dictionary of music and Musicians. London. 1994. - Vol.15. - P. 216.

253. Reuter Ch. Klangfarbe und Instrumentation. Geschichte Ursachen -Wirkung. Frankfurt am Main, 2002. - 588 p.

254. Roberts J.S. The Latin Tinage. The Impact of Latin American Music on the United States. N.-Y, 1979. - 246 p.

255. Rockwell J. Experimental music // The New Grove Dictionary of American music / Ed. by H. W.Hitchcock a Stanley Sadie: in 4 Vol. London, N. Y., 1986. -Vol. 2.-P. 91-95.

256. Rorem N. Harrison Lou // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1994. - Vol.8 -P. 255.

257. Rudhyar D. Art as release of Power. -N.Y., 1929 -30. Vol. 1-7.

258. Rudhyar D. The Magic of Tone and the Art of Music. London, 1982. -209 p.

259. Salzman E. Cage's Well-Temperated Clavier // Witings about J.Cage/ Ed. by R.Costelanetz. Michigan, 1993. - P. 55 - 57.

260. Salzman E. Imaginery Landscaper Cage's earliest compositions // Writings about John Cage / Ed. by R.Costelanetz. Michigan, 1993. - P. 1 - 7.

261. Sachs C. Historia instrumentow muzycznych. Warszawa, 1975. - 556 c.

262. Sachs C. World history of the dance / Transl. by B. Schonberg. N. -Y., 1937.-470 p.

263. Saylor B. Cowell Henry Dixon // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1994. - Vol.5. - P. 8 - 12.

264. Schaeffner A. Origine des instruments de musique. Introduction ethnologique a l'historie de la musique instrumentale. Paris, 1936. - 406 p.

265. Schaffer B. Muzyka XX wiek^f Tworcy i problemy. Krakow, 1975.-398 c.

266. Silver B. Henry Cowell and Alan Hovhaness in Responses to the Music of India // Contributions to Asian Studies. -1978. Vol. 12. - P. 54 - 79.

267. Slonimsky N. Music since 1900. -N. Y., 1971. - 1595 p.

268. Slonimsky N. Supplement to Music Since 1900. -N. Y., 1986. 976 p.

269. Solomon R., Solomon J. East meets West in dance. Voices in the Cross-Cultural Dialogue. Amsterdam, 1994. - 332 p.

270. Sutton J., Kern E. Dance JJ The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 1994.-Vol.5.-P. 176-218.

271. Tenney J. John Cage and the Theory of Harmony // Writings about John Cage/ Ed. by R. Kostelanetz. Michigan, 1993. - P.136 - 161.

272. Thomson V. Expressive Percussion // JohnCage / Ed. by R. Kostelanetz. -N.Y., 1970.1. P.71 -73.

273. Thomson V. John Cage Late and Early // Writings about John Cage / Ed. by R.Kostelanetz. Michigan, 1993. -P.103 - 106.

274. Vinton J. Dictionary of Contemporary Music. -N. Y., 1974. 834 p.

275. Vinton J. Essays after a Dictionary. Music and Culture at the Close of Western Civilization. London, 1977. -170 p.

276. Wachsmann K., Mc Lean M., NettI B. Bullroarer // The New Grove Dictionary of Musical instruments. London, 1984. - Vol. 1. - p. 844.

277. Weisgall H. The Music of Henry Cowell // The Musical Quarterly. 1959. -№ XIV. - P. 484-503.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ1. Пример 1а

278. H. Cowell Ensemble. Thmvtarstickpart.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.