Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: На примере произведений А.В. Анохина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Виницкая, Наталья Владимировна

  • Виницкая, Наталья Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 202
Виницкая, Наталья Владимировна. Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: На примере произведений А.В. Анохина: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2004. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Виницкая, Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ.

1.1 Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества.

1.2. Фольклор как часть эстетической жизни общества и источник развития искусства.

1.3. Первобытные религии и шаманские мистерии как часть эстетической жизни общества и источники развития музыкального творчества.

1.4. Предпосылки использования фольклора русскими композиторами XIX -начала XX века.

2. ФОЛЬКЛОР И ШАМАНИЗМ АЛТАЙСКОГО НАРОДА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

2.1. Особенности художественной выразительности музыкального фольклора коренного населения Алтая.

2.2. Виды преломления фольклорных интонаций в авторских произведениях алтайских композиторов.

3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРИЛОГИЯ А.В. АНОХИНА - ПРИМЕР НОВАТОРСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ШАМАНСКИХ МИСТЕРИЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА.

3.1. Традиции русской классической школы и алтайской народной музыки в сюите «Хан-Алтай».

3.2. Музыкально-сценическая поэма «Хан-Эрлик» как художественный поиск новых выразительных средств для характеристики психологических образов героев.

3.3. Традиции шаманизма и мифологической картины мира в музыкальных картинах по шаманским мистериям «Талай-Хан».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: На примере произведений А.В. Анохина»

Актуальность темы исследования. Пристальный взгляд в прошлое с целью извлечения из него уроков на будущее - характерная черта социальных наук нашего времени. Поэтому не иссякает интерес и к той художественной культуре, которая складывалась на рубеже XIX-XX веков. Это время с одной стороны характеризовалось мотивами урбанизации и погоней за техницизмом, с другой - идеей преемственности через новое видение образов и выразительных средств фольклора, способов его переосмысления в контексте новых эстетических взглядов.

Не находя выражения в «образе жизни», национальная специфика может проявляться в культурных феноменах, которые могут существовать только в форме артефактов. Возможность создания произведений, отличающихся национальным своеобразием музыкального языка, и в то же время обращенных к широкой слушательской аудитории привлекала не одно поколение музыкантов. Показательными в этом плане являются бессмертные слова М. Глинки: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Особый интерес представляют произведения русских авторов, творчески переосмысливавших в своих сочинениях фольклорные первоисточники другого народа. Эта одна из характерных черт русской композиторской школы. Однако, если в XIX-начале XX вв. в большей степени присутствовал «восточный ориентализм», то с 20х годов прошлого века не меньший интерес начинает представлять фольклор «малочисленных народов» на этапе формирования в них композиторских школ европейского типа. Одной из таких школ, чье формирование пришлось на начало прошлого века и происходило при непосредственном участии русских музыкантов, была алтайская профессиональная музыкальная школа.

С этапом становления качественно нового музыкального профессионализма на Алтае связано творчество А.В. Анохина (1869-1931) - этнографа, исследователя и композитора, первого из русских музыкантов, обратившегося к музыкальной культуре этого древнего народа. В его музыкальных сочинениях два начала, два принципа организации музыкального интонационного материала не противоборствуют друг с другом, а сопоставляются, создавая примеры сочетания алтайской ангемитонной мелодии и русской классической гармонии, прихотливо изломанных ритмов и стремления уложить их в четкие метроритмические структуры, придать свободному повествованию симметричную, закругленную ясную форму. Ценность его творческого наследия определяется многими аспектами. Во-первых, он стал первым исследователем-этнографом, изучившим и описавшим специфику музыкально-выразительных средств алтайской народной музыки. Во-вторых, оставаясь в русле эстетических исканий эпохи в области новых форм, жанров, средств выразительности, он создал глубоко национальные по содержанию произведения. В них нашли отражение как отдельные элементы национальной музыки, так и присущие тюркским этносам древнейшие формы духовного осознания действительности (эпическое скази-тельство, мифология, шаманизм).

В связи с угасанием шаманизма как особой формы религиозной практики, труды ему посвященные, становятся особенно ценными, а музыкальные произведения А. Анохина, созданные по мотивам шаманских мистерий просто уникальными. В произведении «Талай-Хан» (морской бог) автор предпринял попытку создания «универсального синтезированного шаманского действа», используя образцы данного жанра, записанные у телеутов, алтай-кижи, куман-динцев, монголов. Подобное художественное воплощение древнего обряда по форме и по содержанию является уникальным настолько, что едва ли можно отыскать подобные аналогии даже сегодня и не только в русской музыкальной литературе.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к проблеме, можно классифицировать по нескольким доминирующим направлениям.

Первую группу источников составили труды известных тюркологов, собравших и обобщивших материал о феномене алтайского эпоса и шаманизма. Это работы А.В. Анохина [5; 6], В.В. Радлова [123], Л.П. Потапова [111; 112].

Вторую группу исследований составляют материалы по особенностям этнографической культуры алтайцев, их народных верований (В.В. Радлов [123], В.И. Вербицкий [20], С.С. Суразаков [139]).

Третья группа представлена научным осмыслением мифологических сюжетов как выражения особенностей традиционного сознания алтайских тюрков. Это работы Н.А. Баскакова [11], В.П. Дьяконовой [36], Ф.А. Сатлаева [134], A.M. Сагалаева [129; 130], С.С. Каташа [62], С.С. Суразакова [139].

На общей концепции данной работы прежде всего сказались исследования A.M. Сагалаева [131; 132], акцентировавшего мысль о необходимости анализа культуры алтайцев, как промежуточного звена между мирами Запада и Востока. Идея открытости духовной культуры Алтая к инокультурным влияниям и ее способность остаться самобытной, аргументированная фактическим материалом, явилась отправной точкой для данного исследования.

Основополагающими в плане анализа переосмысления фольклорного материала в профессиональном композиторском творчестве стали труды Б. Асафьева [7], посвященные проблемам интонационности в музыке; идеи, связанные с музыкальной семантикой В. Медушевского [96; 97]; аналитические этюды И. Земцовского [47; 48], рассматривающие примеры переинтонирования как творческого подхода к фольклору.

Анализ поступательного развития искусства и взаимообусловленности эстетических вкусов, потребностей и взглядов, их влияния на методы и стиль творчества отдельных деятелей культуры дан в работах Н.Я. Парсаданова [108], • П.С. Трофимова [146], М.С. Кагана [55; 56], А. Гулыги [27], К. Горанова [24]. Эта проблема была подробно проанализирована в кандидатской диссертации Г.И. Прибыткова [114]. Однако в большинстве работ этого периода обращение к проблеме поступательного развития искусства носило либо постановочный характер без практического взгляда на конкретные явления художественной жизни, либо касалось отдельных сторон произведений, не становясь опытом методологического подхода в искусствоведении, несмотря на то, что уже в 20-30е годы (В. Фриче «Социология искусства», Б. Арватов «Искусство и классы»,

Ф. Шмит «Искусство. Основные проблемы теории искусства», И. Иоффе «Синтетическая теория искусства») были созданы серьезные работы по теории искусства.

Учитывая опыт, обращавшихся к этой проблеме исследователей, нами была проанализирована, появившаяся на стыке двух типов культур (восточной и западной) алтайская профессиональная композиторская школа.

Проблеме изучения алтайской народной музыкальной традиции посвящены статьи и исследования В.В. Мазепуса [90; 91; 92], Ю.И. Шейкина [163; 164; 165], Г.Б. Сыченко [140; 141; 142; 143], Н.М. Кондратьевой [68; 70; 73]. Результаты их исследований включены в коллективный труд «Музыкальная культура Сибири» [102].

Анализируя методы претворения алтайского фольклора в авторских сочинениях А.В. Анохина, нами были проведены аналогии как с произведениями его современников Г. Гребенщикова, Г. Чорос-Гуркина, так и исследовательскими трудами С. Суразакова, Т. Тюхтенева [150], С. Каташа [62], Г. Прибыт-кова [113; 119], продемонстрировавших пример анализа художественных произведений литературы, музыки, живописи в плане их опоры на народные, национальные истоки.

Объект исследования: музыкально-сценические произведения А.В. Анохина в контексте исторически обусловленного художественно-творческого процесса.

Предмет исследования: закономерности использования и преобразования музыкального фольклора и культовой музыки как исторически сложившихся феноменов культуры народа в авторских произведениях композиторов (на примере творчества А.В. Анохина).

Цель диссертационного исследования: раскрыть специфику творческого переосмысления алтайского музыкального фольклора и шаманской традиции этнографом А.В. Анохиным на основе созданных им произведений.

В связи с этим были поставлены задачи: 1. Проанализировать влияние эстетических потребностей, взглядов и вкусов на формирование художественного метода и стиля эпохи и таким образом установить социально-историческую обусловленность творческого наследия композитора.

2. Выявить своеобразие бытования музыкального фольклора алтайцев в условиях бесписьменной культуры и в современной культуре.

3. Проанализировать и систематизировать специфику художественных средств выразительности алтайской музыки.

4. Выявить роль музыки в природной религии алтайцев - шаманизме, и проследить влияние шаманских мистерий на средства художественной выразительности в профессиональной музыке.

5. Рассмотреть возможные способы и тенденции творческого переосмысления иноязычного фольклора русскими композиторами.

6. Выявить особенности претворения в авторских произведениях А.В. Анохина 3х составляющих алтайской духовной культуры: эпического сказительст-ва, мифологии, религии.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: рассмотрение философско-антропологических и социально-эстетических аспектов человеческого бытия и отражения мира в произведениях искусства;

• на общенаучном уровне: анализ таких феноменов культуры, как метод и стиль, в их зависимости от развития потребностей, вкусов, взглядов и идеалов эволюционирующего общества;

• на конкретно-научном уровне: культурологический и музыковедческий анализ произведений А.В. Анохина.

Причина акцентуации проблемы разработки критерия развития художественного творчества объясняется на основе опережающего развития таких социальных стимулов продуктивно-созидательной, коллективно происходящей трудовой жизнедеятельности социальных индивидов, как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды и идеалы.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ философских, культурологических и музыковедческих научных источников по проблеме; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; проблемно-логический метод; метод структурно-функционального анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В среде присвоения, распределения, обмена, потребления эстетических ценностей необходимо видеть главные стимулы творчества в искусстве и критерии его совершенства или, напротив, несовершенства, кризисного застоя. Появление новых методов творчества и стилей в искусстве связано с изменением эстетических потребностей, взглядов и вкусов общества.

2. Музыкальное профессиональное искусство нового уровня (по сравнению с институтом шаманства и сказительства) было обусловлено переходом алтайского этноса от бесписьменной к письменной культуре.

3. Музыкально-сценические произведения А.В. Анохина, посвященные алтайской тематике основаны на слиянии традиций русской профессиональной и алтайской народной музыки. Осуществленное на ладовом, интонационном, мелодическом, ритмическом и тембровом уровнях, оно демонстрирует пример творческого переосмысления народного искусства и первобытной религии в профессиональном творчестве композитора

4. Формирование многих молодых национальных композиторских школ происходило при непосредственной поддержке и участии русских музыкантов.

5. Методы осмысления и творческой интерпретации алтайского фольклора, использованные А.В. Анохиным, нашли продолжение и дальнейшее развитие в творчестве его последователей - композиторов Горного Алтая.

Научная новизна исследования:

1. В диссертации выдвигается особый подход к оценке восходящего развития искусства и определения критериев этого процесса, которые связаны с социально-исторической обусловленностью художественной культуры развитием эстетической жизни общества. В связи с этим выявлены исторические и культурологические предпосылки использования фольклора профессиональными музыкантами.

2. Проанализированы и систематизированы особенности музыкальных средств выразительности фольклора коренного населения Алтая и принципы его обработки композиторами этого региона в XX в. на основе понятий «звуко-идеал этноса» и «этномузыкальная система».

3. В научный обиход введены неизвестные страницы музыкального творчества основателя профессиональной композиторской школы на Алтае А.В. Анохина. Впервые произведен анализ его музыкально-сценических произведений.

4. Продемонстрированы способы воплощения национального содержания в европейских формах и стандартах.

5. На основе произведений А.В. Анохина выявлены способы отражения в произведениях искусства древнейших традиций духовного освоения мира: мифологии, религии и практики сказительства. Обоснован интерес деятелей художественной культуры к такой форме религиозной практики, как шаманизм.

Практическая и теоретическая ценность работы: Результаты исследования Moiyr использоваться как в курсе преподавания отдельных предметов, посвященных культуре, так и в качестве регионального компонента в таких курсах, как «Мировая художественная культура», «Музыка», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений». Полученные в ходе исследования результаты, позволят создать более полную картину развития музыкального профессионального творчества Сибири в целом и Алтая в частности. Кроме того, пример претворения Анохиным в собственных произведениях древнейших форм духовного познания мира, может расширить имеющиеся данные о творческом освоении русскими композиторами мифологии и религиозной практики инородцев.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался автором на международных, всероссийских, региональных конференциях: международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2003), международная научно-практическая конференция «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, 2004), всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование в Российской провинции в XXI веке» (Томск, 2004), «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2002) и др.

Результаты диссертационного исследования включены в учебный курс «История культуры Алтая». На основе его изучения студенты под руководством диссертанта ведут поисковую деятельность и выступают на конференциях различного уровня: межрегиональном, краевом, городском. В результате выступлений студентов были получены: диплом за изучение и популяризацию малоизвестных страниц музыкального наследия в межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции студентов и аспирантов в г. Новосибирске (26-27 ноября 2003 г.); диплом II степени и благодарность за выступление в краевой научно-практической конференции студентов ССУЗ «Культура и искусство Алтая: история и современность» в г. Барнауле (20 апреля 2004 г.); диплом III степени за выступление во II Итоговой городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в г. Бийске (20-21 мая 2004 г.). За руководство этими студенческими исследованиями диссертант был награжден: грамотой межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции студентов и аспирантов в г. Новосибирске (26-27 ноября 2003 г.); благодарностью краевой научно-практической конференции студентов ССУЗ «Культура и искусство Алтая: история и современность» в г. Барнауле (20 апреля 2004 г.).

Структура диссертации соответствует логике поставленных и разрешаемых в ней задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Виницкая, Наталья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл существования искусства как общественного явления в том, чтобы делать общественным достоянием, т. е. передавать от одного человека к другому, накапливаемый отдельными людьми духовный опыт. Искусство функционирует как специфический «канал связи», по которому происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями людей, осуществляется «обобществление» индивидуальной духовной жизни. Искусство в целом и музыка в частности, как часть культурного наследия претерпевает изменения, эволюционирует. Эти изменения в музыке охватывают три плана: материально-звуковой, процессуаль-но-энергийный, логико-структурный. Развитие искусства обусловлено рядом причин, связанных с общественной жизнью людей. Среди основных аспектов, влияющих на поступательный характер развития искусства можно выделить эстетические потребности, эстетические взгляды и вкусы. Они играют важную роль при формировании таких категорий как художественный метод и стиль. Показанные сквозь призму, существующих на определенном историческом этапе художественного метода и стиля, в искусстве находят отражение темы, так или иначе связанные с жизнью народа. Круг интереса к народной тематике может охватывать картины народного быта, истории, мифологии, древнейших религиозных практик. Опора на фольклор - характерная черта русского профессионального искусства. При этом, были выработаны различные методы обращения с фольклорным материалом: цитирование, переинтонирование, стилизация. Эти общепринятые приемы были использованы и композиторами Алтая.

В целом, характеризуя алтайскую композиторскую школу необходимо подчеркнуть ее тесную связь с фольклором, а в качестве характерных черт алтайской народной музыки нами были выделены: а) в плане эстетического идеала - стремление к слиянию с миром природы, б) во временной организации - преобладание ритмической свободы, которая на уровне организации музыкального текста проявляет себя в прихотливоых ритмах, частых переменных размерах, полиритмии, долгих «говорящих» паузах; в) на ладовом уровне: опора на ангемитонную пентатоническую основу; г) в аккустическом плане более пристальное внимание не к музыкальной теме, а к обертоновому ряду отдельно длящегося звука; д) на интонационном - опора на декламационно-речетативную основу. Кроме того, проявляют себя такие черты как сохранение тембровых особенностей народного музыкального языка, проявлявшиеся в использовании как подлинно народных инструментов, так и специфической манеры исполнения - кая; образная сфера большинства авторских произведений, особенно раннего периода, тесно связана с мифологическими представлениями народа.

Различного вида звукоподражания голосам природы объясняются охотничьей деятельностью, являвшейся на протяжении веков основой хозяйства алтайских племен. Они находят свое отражение и органично используются в различных жанрах как алтайского фольклора, включая и такие, особняком стоящие интонационные традиции, как шаманство и сказительство, так и в авторских произведениях. В целом характеризуя традиционные представления народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, необходимо отметить, что в них нашла яркое отражение вера в магические свойства звучания элементов как живой, так и неживой природы. Звук в этих культурах расценивался как явление мистическое, а звуковой музыкальный инструмент, изготавливаемый из природных материалов, приобретал статус особого сакрального предмета - посредника между земным и потусторонним миром. Такого рода отношение к музыкальным инструментам в алтайской культуре обнаруживается в восприятии топшура и бубна.

Экосреда и отношение и восприятие ее людей, в данном месте проживающих формируют отношение к звуку, интонации, звучанию в целом. Поведение звука в пространстве с определенного этапа развития цивилизации начинает осознаваться и специальным образом культивироваться. Таким образом, различия в музыкальных культурах народов начинаются с различий в восприятии звука в пространстве. В контексте сказанного особое значение приобретают культуры в целом, и отдельные произведения, решающие проблему объединения различных типов образного восприятия действительности, интонационных средств музыкальной выразительности и т.п.

Одним из примеров такого подхода к фольклорному культурному наследию, причем инонациональному, стало творчество сибирского этнографа, композитора рубежа XIX-XX веков А.В. Анохина. Продолжая лучшие традиции русской композиторской школы, чутко реагируя на новые веяния эпохи, этот музыкант, получивший образование в Петербурге, стал крупнейшим исследователем и пропагандистом культуры тюркских этносов. Его музыкальное наследие, связанное с алтайской тематикой представляет интерес, в связи со следующими аспектами:

1. Отражение эпической традиции алтайского народа.

2. Обращение к проблеме бинарного деления мира, показанное сквозь призму алтайской мифологии.

3. Воплощение в сценическом произведении обряда традиционной алтайской религии — шаманизма.

4. Совмещение двух музыкально-интонационных сфер (алтайской народной и русской профессиональной).

Представленный музыковедческий анализ трех крупных музыкально-сценических произведений, посвященных алтайской тематике, дается в свете таких аспектов, как социально-исторические и культурологические предпосылки обращения к народным истокам музыкального творчества; фольклор и религия как источник новых идей, образов и средств выразительности в профессиональной музыке; существование различных способов переосмысления фольклорных источников (предпосылки возникновения, приемы и методы).

В каждом из трех произведений автором решались конкретные задачи.

1. На уровне музыкальной формы: сюита «Хан-Алтай» - пример многочастного циклического произведения с классически завершенными симметричными формами; поэма «Хан-Эрлик» - одночастное произведение, синтезирующее в себе черты оперы, балета, оратории; «Талай-хан» - отражение трех главных этапов камлания (зачин, кульминация, развязка) при свободном чередовании тем внутри разделов через контрастно-составную форму, скрепляемую лейтгармониями и лейтритмом.

2. На уровне методов использования фольклорного материала: использование двух подлинно народных песен (цитирование) в сюите «Хан-Алтай»; использование различных, характерных для алтайской народной музыки средств выразительности (пентатоника как ладовая основа, опора на квартовые гармонические комплексы, сочетание остинатных ритмических формул и свободных ритмических построений), их развитие и переосмысление в тексте произведений (переинтонирование); изучение алтайского фольклора, запись подлинных камских речитаций и музыкального сопровождения религиозных обрядов буд-дийско-ламаистского толка в Монголии, Туве, Горном Алтае и создание на основе собранного материала идеализированного шаманского действа (стилизация).

3. На уровне отражения древних форм духовного сознания: традиция эпического сказительства в сюите «Хан-Алтай»; мифологические воззрения алтайского народа в поэме «Хан-Эрлик»; древняя религиозная форма «шаманизм» в симфонической картине «Талай-хан». При этом автор создает цельную концепцию мироздания, освещая мир духов и богов («Талай-хан»), подземный мир («Хан-Эрлик») и мир земной («Хан-Алтай»),

В первом произведении трилогии сюите «Хан-Алтай» центральной является тема слияния природы и человека, поклонения ей в духе пантеистических исканий времени. Ей присущи такие средства выразительности, как стремление к слиянию алтайского народного и русского профессионального музыкального языка; использование тем и приемов музыкального изложения, характерных для эпической традиции тюркских народов, равно как и имитация их в музыкальном языке сюиты; цитирование таких подлинно народных мелодий, жанровая и тематическая принадлежность которых была тесно связана с народным эпосом.

Соответственно в первом разделе третьей главы «Традиции русской классической школы и алтайской народной музыки в сюите «Хан-Алтай» анализируются предпосылки проявления интереса к теме природы как в целом в русском искусстве, так и в русском музыкальном искусстве анализируемой эпохи в целом. Освещается трактовка данной темы в творчестве А.В. Анохина.

Образная сфера тем сюиты А.Анохина «Хан-Алтай» простирается от богатырских образов и гимнического прославления Алтая до тонкой лирики. Сущность его стиля может быть глубоко отражена понятием «музыкальный эпос», в подтверждение использования которого имеется ряд доказательств. К ним следует отнести в первую очередь характерную образную бесконфликтность, умение чередовать законченные музыкальные картины, не теряя ощущения целостной формы. Развивая исходный тематизм, автор искусно и неторопливо подвергает трансформации его интонационную основу, преобразовывает первоначальные мотивы, широко используя возможности различных повторов, характерных для эпического мышления. Поэтому в художественном мире, созданном Анохиным в сюите, доминирует настроение эпического сказа, повествующего о вечном и раскрывающего основную тему сочинения с повествовательной неторопливостью. Ярким звукоизобразительным элементом музыкального языка сюиты стало использование автором кая - традиционного народного горлового пения в сопровождении национальных инструментов.

Во втором произведении трилогии поэме «Хан-Эрлик» автором ведется поиск новых возможностей средств музыкальной выразительности. Он был продиктован стремлением наиболее адекватно отразить эмоционально сложную картину внутреннего психологического конфликта главного героя; контрастно сопоставить неизменные в психологическом и выразительном плане музыкальные характеристики низших обитателей подземного мира и динамичный образ его владыки.

Второй раздел третьей главы «Музыкально-сценическая поэма «Хан-Эрлик» как художественный поиск новых выразительных средств для характеристики психологических образов героев» основан на сравнении трактовки образа мятежного бога, созданного А.В. Анохиным и аналогичных образов в творчестве классиков русской культуры. Анализ используемых автором оригинальных гармонических находок рассматривается в свете соответствующих исканий эпохи.

А. Анохин в сценической поэме «Хан-Эрлик» отразил мифологические взгляды и представления алтайцев, раскрывающие: а) причины деления алтайских богов на представителей верхнего (Ульгень) и нижнего (Эрлик) мира; б) этико-эстетическую оценку внешнего и внутреннего облика богов нижнего мира; в) причины появления «мятежного» бога, трактовка которого во многом перекликается с романтической трактовкой подобных образов в искусстве XIX — начале XX вв.

В третьем разделе «Традиции шаманизма и мифологической картины мира в музыкальных картинах по шаманским мистериям «Талай-хан», анализируются общефилософские, эстетические, музыкально-акустические и формообразующие средства подлинного обряда камлания и характер его воплощения в «синтезированном действе» А.В. Анохина. Это логически продуманный финал всей трилогии. Тема зла и страданий в ней ставилась неоднократно и постепенно развивалась, все более драматизируясь от обобщенно-философского раздумья в «Скорби» из сюиты «Хан-Алтай», накаляясь и разрастаясь до космических антагонизмов в поэме «Хан-Эрлик» и приходя в итоге к риторическому замечанию о несовершенстве мира в «Талай-Хане». Разделы формы объединяются благодаря замкнутому, продуманному тональному плану всей трилогии, интонационным связям между частями, наличием лейттем, лейтритмов и лейтгармоний. Эту же функцию объединения выполняют реминисценции, неоднакратно используемые автором. В музыкальных картинах нашла отражение одна из важнейших идей шаманизма и алтайской мифологии — идея многослойности мира и избранности, преемственности представителей шаманского культа

В целом анализируя значение творчества А.В. Анохина нужно подчеркнуть, что персональность в искусстве, имеющая значение как ни в какой другой форме общественного сознания, всегда социально и общественно обусловлена. Творчество первого классика алтайской композиторской школы совпало с переходным моментом в культуре алтайского народа, связанного с появлением письменности и придало ей статус новой композиторской школы. На основании сказанного следует, что творческое наследие композитора социально и исторически обусловлено. В связи с этим анализ отдельных созданных им произведений и индивидуального авторского стиля необходимо оценивать с учетом влияния целого комплекса факторов. Среди них в качестве ведущих выделим:

1) характер идеологии. Влиянием этого аспекта будет обусловлено отношение к собственной национальной культуре и тип восприятия иноязычных культур а) с позиций национализма, б) принятие инородцев на уровне «свое-чужое», в) взаимообогащение культур.

2) отношение общества к религии, влияющее на характер восприятия и сочинения духовной музыки: а) как незыблемого канона, трактующего произведение как часть культа, б) свободная трактовка и включение элементов культовой музыки в авторское сочинение светского характера.

3) взаимообогащение науки и искусства, проявляющееся а) на уровне материально-акустической оснащенности музыкального произведения, б) на уровне перенесения методов и достижений науки в сферу интересующих искусство тем и принципов их воплощения.

4) соответствие эстетическим и культурологическим исканиям эпохи или оппозиционное отношение к ним. Его показателем являются средства языковой художественной выразительности, обусловленные спецификой стиля, диктующего а) выработку нового языково-выразительного аппарата, б) переосмысление уже имеющихся средств выразительности, заимствованных из других стилей или народной культуры.

Характер отражения категории «народности» в авторском произведении может быть оценен с точки зрения: а) соответствия авторской интерпретации подлинным образцам с позиции таких эстетических категорий как вид, род и жанр, б) методов творческой интерпретации народных первоисточников, в) степени соответствия звукоидеалу этноса, г) соответствия индивидуального композиторского стиля и стиля народного первоисточника, д) цели включения народных элементов в контекст собственного произведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Виницкая, Наталья Владимировна, 2004 год

1. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект.-М., 1986. -282 с.

2. Алтайские героические сказания: Очи-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск: Наука. - 1997. - 668 с.

3. Анализ вокальных произведений/Отв. ред. О.П. Коловский. Л., 1988. -352 с.

4. Анохин А.В. Азиатская музыка тюркских и монгольских племен, Архив ИГИРА; Архив ГАОМ.

5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910 — 1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Л., 1924. - 120 с.

6. Анохин А.В. Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов, шорцев: Доклад, читанный в отделении Томского Русского музыкального общества 20 марта 1908 г., рукопись, Архив ИГИРА, папка ФМ № 115; Архив ГАОМ.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.- 375 с.

8. Бабий Н.Л. Фольклор как объект художественного отражения в современной музыкальной культуре (Эстетические аспекты)/ Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды.: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч.; М., 1988. — С.30-31

9. Байбурин А. К. Коды обряда и их взаимодействие/ Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды.: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч.; М., 1988. С. 139-145

10. БасиловВ. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992. 264 с.

11. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1948. -352 с.

12. Баштыкова Л.Т., Инеева Л.А. Музыкальная культура и искусство Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. - 97 с.

13. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки.-М., 1989.-268 с.

14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., «Искусство», 1971.-542 с.

15. Борев Ю.Б. Эстетика. Т 1. Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. Т 2. Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.

17. Бромлей И. Этнос и этнография. М., 1973. - 280 с.

18. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учеб. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 2001.-408 с.

19. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация. 3. Композиция. М., 1978. - 368 с.

20. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. — Горно-Алтайск, 1993 272 с.

21. Винокурова Н.В. Поэтика русского эпоса в «Богатырской» симфонии А. Бородина (к вопросу о самобытной трактовке жанра)/Художественные жанры: история, теория, трактовка. Вып. 2. Красноярск: Музыкальное искусство, 1997.-С. 94-107

22. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону. - 1998. -480 с.

23. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. - 184 с.

24. Горанов К. Заметки о проблеме прогресса в искусстве//Вопросы философии. 1964.- № 7.

25. Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. Барнаул: Изд-во Апт. Ун-та. - 2002. 214с.

26. Грица С.И. Функциональный многоуровневый анализ народного творчества/ Народная песня. Проблемы изучения. Д., 1983. - С.45-54

27. Гулыга А. Существует ли прогресс в искусстве?//Вопросы философии. -1964.-№6.

28. Гумилев JI. М. Хунну: степная трилогия. СПб., 1993. - 212 с.

29. Гумилев JI.M. Древние тюрки. М., 1993. - 513 с.

30. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура (К проблеме современного фольклоризма)/Современность и фольклор. Статьи и материалы. -М., 1977.-С. 7-28

31. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — JL, 1967. 456 с.

32. Гусев В.Е. «Плюрализм» и «универсализм» в методологии фольклористики/Методы изучения фольклора. JI., 1983.- С.5-15

33. Данилин А.Г. Опыт работы с национальной ойротской песней //Советская музыка. 1936. - № 12. - С.49-52

34. Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и феномен. СПб.: Наука, 2003.-207 с.

35. Дулай-Алеев В.Р. Национальная музыкальная культура как текст// ав-тореф. На соиск. степ, доктор иск. М., 1999.

36. Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). — Горно-Алтайск. 2001. — 221 с.

37. Дьячкова JI.C. Гармония в музыке XX века: Учеб. Пособие по курсу «Гармония» /ГМПИ им. Гнесиных, М., 1989. 104 с.

38. Елатов В.И. Взаимосвязь слова и напева в процессе исторической эволюции народной песни/Народная песня. Проблемы изучения. — Л., 1983. — С.137-143

39. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистстко-ленинской эстетике. Ч. 2-3 (Социально-коммуникативная природа искусства). Свердловск. - 1971. -355 с.

40. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистстко-ленинской эстетике. Ч. 4 (Природа эстетических модификаций). Свердловск. - 1975. — 271 с.

41. Еремеев А.Ф. О некоторых закономерностях художественного прогресса и его критерии/Художественный образ (Сб. статей). Свердловск.1970.- С.60-75

42. Жиленко П.Р. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве. Автореф. дис. канд. иск. — М., 1999.

43. Захаров О.И. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты. Автороф. дис. канд. иск. М., 1999.

44. Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора (К проблеме этномузыковедческой методологии)/ Народная песня. Проблемы изучения.-Л., 1983.-С. 15-31

45. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. -224 с.

46. Земцовский И.И. Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора)/ Современность и фольклор. Статьи и материалы. — М., 1977.-С. 28-76

47. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен//Народная песня: Проблемы изучения. Л., 1983. - С.4-21

48. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л., Советский композитор. 1977. 176 с.

49. Ильин А. Музыкальное творчество алтайцев//Советская музыка. -1950. № 8. — С.63-65

50. Ильин А. Песни и танцы Алтая: для виолончели, голоса и фортепиано. Горно-Алтайск, 2001. — 32 с.

51. История Алтая. Часть I: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 1995.-480 с.

52. История культуры Алтая: В трех частях. Ч. 1. Культура Алтая с древнейших времен до начала XX века /Под общей ред. д-ра филос. наук С.А. Ан и В.Е. Фомина. - Барнаул: Пикет, 1999. - 149 с.

53. История русской советской музыки. Том I. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. — 332 с.

54. Иоффе И. Синтетическая история искусства. Л., 1933 - 352с.

55. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. - 420с.

56. Каган М.С. Лекции по маркистско-ленинской эстетике. Л., 1971. -765 с.

57. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: «Тетрополис», 1996 г. -416 с.

58. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: «Тетрополис», 1997 г.-205 с.

59. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: «Тетрополис», 1997 г.-544 с.

60. Казагачева 3. Алтайские героические сказания «Очи-Бала», и «Кан-Алтын» (Аспекты текстологии и перевода). Горно-Алтайск. - 2002.- 352 с.

61. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993 -164 с.

62. Каташ С.С. Фольклор в произведениях алтайских писателей/ Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск. - 1982. - С.5-15

63. Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1979.- 296 с.

64. Коган Л.Н. Социология культуры. Учеб. Пособие. Екатеринбург: УрГУ.-1992.-120 с.

65. Коган Л.Н. Теория культуры. Учеб. Пособие. Екатеринбург: УрГУ. -1993.-160 с.

66. Колосницин В.И. Религиозное и эстетическое восприятие художественного образа/Художественный образ (Сб. статей). Свердловск. - 1970.-С.75-90

67. Композитор Андрей Викторович Анохин. Сказание об Алтае/Сост. Хохолков В.Ф. Горно-Алтайск, 1989. - 116 с.

68. Кондратьева Н.М. Колыбельные теленгитов//Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1089 — С. 183-196

69. Кондратьева Н.М. Колыбельные телеутов, тубаларов. Кумандинцев, чалканцев//Фольклорное наследие Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1989. -С.20-48

70. Кондратьева Н.М. Сигнальное интонирование в фольклоре алтайцев

71. Социально — культурные прцессы в советской Сибири: Тезисы докладов областной научной конференции по проблемам современного искусства и народного творчества. — Омск, 1985. С.72-75

72. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В. Изучение артикуляционно-акустической базы народного интонирования//Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки. Ч. 3. - Кемерово, 1990. - С.79-82

73. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В. Скотоводческие заговоры в культуре алтайцев//АИаюа. 1993. - № 3. - С.41-52

74. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В. Функциональная система теленгит-ских заговоров//Экологические проблемы, культура и образование. Новосибирск, 1983. — С.68-70

75. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В., Сыченко Г.Б. Концепция учебного пособия «Интонационная культура чалканцев»//Интеллект, культура и образование. Новосибирск, 1994. - С. 126-128

76. Кораллов А. Метод, стиль, направление в искусстве//Книга по эстетике для музыкантов/Ред. И.А. Константинов, К. Ангелов (НРБ). М.: Музыка, 1983. - С.196-205

77. Кочарян А.К. Песни Ойротии, рукопись; Архив ГАОМ.

78. Кошаев В.Б. Вопросы формирования понятий в науке о народном искусстве. Ижевск. - 1998. - 76 с.

79. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки. — М., 1972. 170 с.

80. Кремлев Ю. Эстетические проблемы советской музыки. — JL, 1959. -102 с.

81. Куницын О.И. Проблемы национального стиля в бурятской советской музыке./Творчество композиторов Сибири. — Новосибирск, 1983. С.6-26

82. Куницын О.И. Становление бурятской композиторской школы и творчества Г. Дадуева./ История музыкальной культуры Сибири. Новосибирск, 1978.-С. 48-57

83. Панкин В.Г. Музыка как мышление: Эстетико-феноменологический опыт. М., 2000. 250 с. Деп. ИНИОН РАН

84. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991. - 166 с.

85. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994 384с.

86. Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда/ Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды.: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч.; М., 1988. С. 136-138

87. Лекции по истории эстетики. Книга 3, часть 2./ Под ред. М.С. Кагана. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1977. 184 с.

88. Лурия А. Основы нейропсихологии. М., 1973. 453 с.

89. Маадай-Кара: Алтайский героический эпос. М., 1973 82 с.

90. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. -М.: Музыка, 1991. 2-е изд. - 80 с.

91. Мазепус В.В. Артикуляционный принцип определения тембров при описании этнических интонационных феноменов//Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск, 1995. - С. 10-13

92. Мазепус В.В. Культурный контекст этномузыкальных систем// Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989.Ж - С.28-44

93. Мазепус В.В. Тембро-высотные инварианты теленгитского кая// Мелодии «эоомея». Кызыл, 1994. - С.65-66

94. Мазепус В.В., Сыченко Г.Б. Тембровые особенности теленгитских кожон //Сибирские чтения. СПб., 1992. - С.84-86

95. Медоуз К. Земная Медицина: Тайное учение шаманов. М., 1999. -400 с.

96. Медоуз К. Шаманский опыт: практическое руководство по современному шаманизму. М., 1999. - 320 с.

97. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. — 270с.

98. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 250 с.

99. Михайлов М. Стиль в музыке. Л., 1981. - 267 с.

100. Мозаис А.И. Исследования народно-песенного исполнительства (наматериале одного эксперимента)/ Народная песня. Проблемы изучения. — JL, 1983. — С.96-104

101. Молчанова А.С. К вопросу о психологической природе эстетического вкуса. // Проблемы эстетического воспитания и современность. М.: Советский художник, 1963.

102. Музыкальная культура и искусство Республики Алтай: Указатель литературы/ Сост.: JI.T. Баштыкова и JI.A. Инеева; Авт. Вступ. Ст. и ред. В.Е. Кончев. Горно-Алтайск: АКИН, 1996. - 144 с.

103. Назайкинский Е. В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке/Музыкальная фольклористика. Вып. 1. -М., 1973.-С. 174-187

104. Назаренко Р.Б. Музыкальные инструменты народов Сибири в музейных коллекциях (опыт типологии шаманских бубнов) //Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989. — С. 161-169

105. Орлов Г. Семантика музыки/Проблемы музыкальной науки. Вып. 2.-М., 1973. - С.434-479

106. Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. — 368 с.

107. Параев A.M. Алтайские народные музыкальные инструменты. Горно-Алтайск, 1963. - 64с.

108. Парсаданов Н.Я. О поступательном характере развития искусст-ва//Советский художник. М., 1964.

109. Петриков С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект). Томск. - 1993. — 254 с.

110. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. — СПб., 1883.

111. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. - 321 с.

112. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. — М.;Л., 1953. — 260 с.

113. Прибытков Г.И. Алтайский художник Г.И. Гуркин и современники. Спецкурс по истории изобразительного искусства. Текст лекций. Бийск 1991. - 123 с.

114. Прибытков Г.И. О закономерности поступательного развития художественной формы (на материале живописи): Дис. . канд. ф. наук: / — Свердловск, УРГУ им. A.M. Горького, 1966.

115. Прибытков Г.И. О различии объективации и материализации при художественном отражении/Художественный образ (Сб. статей). — Свердловск. -1970.- С.51-60

116. Прибытков Г.И. Особенности видового и жанрового обогащения художественной формы//Материалы итоговой зональной конференции по философии. Пермь, 1966.

117. Прибытков Г.И. Самая главная традиция// «Художник». 1963. - № 4.

118. Прибытков Г.И. Творческий метод, стиль в искусстве и общественной жизни//Ученые записки Бийского гос. пед. института. Серия филологическая. Вып. 6. Барнаул, 1963.

119. Прибытков Г.И. Чорос-Гуркин. Горно-Алтайск, - 2000. - 188 с.

120. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны//Историко-этнографический атлас Сибири. М., Л., -1961. - С. 435-490

121. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

122. Pare Ю. Проблема метода изучения произведения./ Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. М., 1987. — С. 3-5

123. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989. — 286 с.

124. Раппопорт С. Реализм и его исторические формы. Реализм в музыкальном искусстве/ЛСнига по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. — С. 205-216

125. Раппопорт С. Восприятие художественного произведения./ Книга по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. - С. 159-173

126. Раппопорт С. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке./ Книга по эстетике для музыкантов. -М: Музыка, 1983.-С. 121-135

127. Реальность этноса. Образование и национальная идея. Материалы VI Международной научно-практич. Конференции/Под науч. ред. И.Л. Набока. -СПб.: Астерион, 2004. 558 с

128. Рыжкин И. О музыкальной культуре Ойротии//Советская музыка. -1936. № 12. С.42-48

129. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. -176 с.

130. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев: центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1994. - 120 с.

131. Сагалаев A.M. Урало-Алтайская мифология: символ и архитип. Новосибирск, 1993. - 294с.

132. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. — Новосибирск, 1990. 209 с.

133. Садохин А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гар-дарики, 2004. - 287 с.

134. Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк. — Горно-Алтайск, 1974. -199 с.

135. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991. -246 с.

136. Соколова А. К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ан-самбль»/Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды.: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч.; М., 1988. С.47-48

137. Сорокина Т.С. Черты формообразования в музыке XIX-XX веков. -Новосибирск. 1997.- 220 с.

138. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: сборник статей. Л.: Советский композитор, 1980. - 294 с.

139. Суразаков С. Алтайский героический эпос. М., 1985. — 503 с.

140. Сыченко Г.Б. Некоторые проблемы изучения песенных традиций (напримере песенной поэзии тюрков Горного Алтая)//Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки. т.З. - Кемерово, 1990. - С. 86-88

141. Сыченко Г.Б. Особенности пения североалтайских шаманов //Шаманизм как религия: генезис, реконструкция. Традиции. Якутск. 1992. -С.55-56

142. Сыченко Г.Б. Ритмическая типология песенной поэзии алтайцев //Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989. - С. 170-183

143. Сыченко Г.Б. Системное изучение традиций «кожон» как способ ее включения в современное образование и культуру//Экологические проблемы, культура и образование. — Новосибирск, 1993. С.70-73

144. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. - 274с.

145. Толстая С.Н. О семантическом единстве обряда/ Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды.: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х ч.; М., 1988.- С. 149-151

146. Трофимов П.С. Законы развития искусства. Об основных исторических закономерностях прогресса в искусстве. М.: «Знание», 1965.

147. Тукмачев-Соболеков JI.M. У истоков древнего Алтая. Бийск. - 2001.- 195 с.

148. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975 - 127 с.

149. Тюлин Ю. Натуральные и альтерационные лады. М., 1971. - 107 с.

150. Тюхтенев Т.С. Алтайские народные песни. — Горно-Алтайск, 1972.98 с.

151. Угринович Л. Психология религии. М., 1986. — 352 с.

152. Уледов А.К. Структура общественного сознания (Теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. - 324 с.

153. Фауст тема в музыкальном искусстве и литературе/Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки; Государственная высшая школа музыки Гейдельберга - Мангейма. - Новосибирск, 1997. - 290 с.

154. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: «Лань», 1998.- 448 с.

155. Фриче В. Социология искусства. — M.-JL: Госиздат, 1930.

156. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. Исследование. — М., 1974.-286 с.

157. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. - 71 с.

158. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. — М., 1983. 88 с.

159. Холопова В.Н. Форма музыкальных произведений. СПб., 2001. -496 с.

160. Христов Д. Теоретические основы мелодики. М., 1980. - 256 с.

161. Шатинова Н. А.В. Анохин — этнограф и фольклорист/Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск. — 1982. - С. 103-111

162. Шейкин Ю.И. Актуальные проблемы музыкальной этнографии Северной Азии (вместо предисловия)//Музыкальная этнография Северной Азии. -Новосибирск, 1989.-С.З-27

163. Шейкин Ю.И. Допесенное и песенное в фольклоре удэ/Народная песня. Проблемы изучения. Л., 1983. — С.79-94

164. Шейкин Ю.И., Деканский В.М., Мазепус В.В. Интонационная культура этноса (опыт системного рассмотрения)//Культура народов Севера: траниции и современность Новосибирск, 1986. - С. 235-248

165. Шинжин И. К вопросу о преемственности в формировании народных сказителей. В кн.: Алтайский фольклор и литература. - Горно-Алтайск, 1982.

166. Шинжин И.Б. Об особенностях горлового пения народов Саяно-Алтайского нагорья//Мелодии «хоомея». Кызыл, 1994. - С.76-77

167. Шинжин И.Б. Сказитель А.Г.Калкин. — Горно-Алтайск, 1987. 16 с.

168. Шмит Ф. Искусство. Основные проблемы теории и истории. — Л., 1925.

169. Шодоев Н.А. Алтайские народные билики о небе, о бурханах//Кан

170. Шодоев Н.А., Курчаков Р.С. Алтайский Билик древние корни народной мудрости России. - Казань, 2003. - 108 с.

171. Шульгин Б.М. О музыкальной культуре алтайцев. Горно-Алтайск, 1968. -74с.

172. Шульгин Б.М. Об алтайском кае.// Маадай-Кара: Алтайский героический эпос. М., 1973. - С.454-460

173. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. М., 1985. 395с.

174. Ядринцев Н.М. Об Алтайских и черных татарах. СПб., 1881.

175. Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

176. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. — 464 с.

177. Kondratyeva N.M. Altaian lullabies // Family as the Tradition Carrier. — Tallinn, 1994.-35-36 pp.

178. Sichenco G. Shamanism of the Nothern Altaians (Chelkan and Kumandin) // Shamanism and performing arts. Budapest, 1993. 71-72 pp.1. Источники

179. Алтайские народные танцы. — Горно-Алтайск, 1973. -15 с.

180. Анохин А.В. Сюита «Хан-Алтай». Партитура. Рукопись. Переложение Ю. Крамаря для оркестра народных инструментов. 1991. -58 с.

181. Анохин А.В. Сценическая поэма «Хан-Эрлик». Партитура. Рукопись. Переложение Ю. Крамаря для оркестра народных инструментов. 1991. 109 с.

182. Анохин А.В. Музыкальная картина по шаманским мистериям «Та-лай-Хан». Партитура. Рукопись. Переложение Ю. Крамаря для оркестра народных инструментов. 1992. 201 с.

183. Баскаков Н.А., Яимова Н.А. Шаманские мистерии Горного Алтая — Горно-Алтайск. 1993. -- 121 с.6. «Хан-Алтай»: Пластинка. -Алма-Ата, 1990

184. Сборник песен. Горно-Алтайск, 1962. - 36 с.

185. Потапов JI.T. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев: К 55-летию со дня смерти.// Проблемы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1987.-С. 138-150

186. Хохолков В.Ф. Анохин и Гуркин вестники культуры на Алтае.// Возвращение: Сб. докладов и сообщ. науч.-практ.конф. «Чорос-Гуркин и современность». - Горно-Алтайск. 1993. - С.218-224.

187. Кожонгдор / Песни /. Горно-Алтайск, 1972. 38 с.

188. Марьины коренья. Сборник песен. Горно-Алтайск, 1974 - 48с. -авт.: Тозыяков А.А, Хохолков В.Ф.

189. Народные песни Горного-Алтая. Горно- Алтайск, 1971. - 55 с.

190. Песни Алтая: Реперт. сб. для коллект. худож. самод. / Сост. Хохолков В.Ф. Барнаул. 1987. - 56 с.

191. Песни. Горно-Алтайск, 1969. - 63 с.

192. Песни гор. — Горно-Алтайск, 1994. — 70 с.

193. Ритмы гор. Горно-Алтайск, 1990. - 71 с.

194. Серебристые ели: Сб. песен. Горно-Алтайск, 1975. - 98 с.

195. Туулардынг кожонгдоры / Песни гор /. — Горно-Алтайск, 1984. 56 с.

196. Чанкыр туулардвнг кожонгдоры / Песни голубых гор /. Горно-Алтайск, 1970. 38 с.

197. Чаабычак (Орленок): Сб. песен для детей. — Горно-Алтаск, 1976. 56 с. авт. Хохолков В.Ф., Тозыяков А.А.

198. Чорос-Гуркин Г.И. Каталог выставки. Горно-Алтайск, 1990. 56 с.

199. Хрестоматия по литературе Алтая: Учеб. пособие для общеобразовательных учебных учреждений: В 2 ч. / Сост. Т.Г. Черняева, О.Г. Левашова. — Барнаул: День, 1996 Ч. 1. 1996. - 319 с.

200. НЕКОТОРЫЕ ЗВУКОРЯДЫ ПЕСЕННОЙ ПОЭЗИИ КУМАНДИНЦЕВ И ЧАЛКАНЦЕВ 102.количество топов Наиболее употребительные звукоряды

201. G h - с - d -G - h - с - d - e - g e - g1. G h - с - d - e - g

202. G a - h - с - d G - a - h - с - d - e - g - e - g1. G-a-h-c-d e - g

203. G a - h - с - d - e - f - g8 G-a-b-c-d- es f - g

204. G-a-b-c-d-G- b-c-d-es es - f - g f - g - a

205. G-a-b-c-d-es G-a-b-c-d-es f - g - a - f - g - b

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.