Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Драгайцева, Дина Геннадиевна

  • Драгайцева, Дина Геннадиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 153
Драгайцева, Дина Геннадиевна. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Драгайцева, Дина Геннадиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЩЕМУ ФОРТЕПИАНО

В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1.1. Проблема ансамблевого музицирования в музыкально-педагогической теории и практике.

1.2. Музицирование как вид деятельности.

1.3. Психолого-возрастные особенности подростков.

1.4. Предмет «общее фортепиано» в детской музыкальной школе.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы.

2.2. Констатирующий эксперимент.

2.3. Формирующий эксперимент.

2.4. Контрольный эксперимент.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения: В детской музыкальной школе»

Актуальность исследования.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.

Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования, в том числе начального. В музыкальной педагогике концепция развивающего обучения, согласно которой задачи развития учащегося-музыканта выдвигаются как специальная цель фортепианной подготовки, была разработана в трудах Г.М. Цыпина. Представляется, что этот постулат необычайно актуален для методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в системе массового начального музыкального воспитания и образования.

Массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета общее фортепиано в подготовке учащихся ДМШ.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые или струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования.

В настоящее время в музыкальной педагогике заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом, как-то: оркестровое, хоровое, ансамблевое. Однако в методике обучения игре на фортепиано учащихся-инструменталистов в детской музыкальной школе по-прежнему сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль коллективного (ансамблевого) музицирования не получила должного осмысления.

За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано, в силу ряда факторов оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле - просто более легкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Более оправданной представляется другая точка зрения: игра в ансамбле - во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.

Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, мы считаем важным подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития учащихся. Однако позитивные аспекты ансамблевого музицирования специально не исследовались представителями музыкально-педагогической науки.

В связи с этим обостряется необходимость разрешения противоречий, возникающих между потребностью во всестороннем рассмотрении феномена ансамблевого музицирования и недостаточной изученностью как теоретического, так и практического аспекта данной проблемы, а также между необходимостью внедрения новых подходов к преподаванию предмета общее фортепиано в детской музыкальной школе и отсутствием научного обоснования способствующих этому психолого-педагогических условий. Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования преподавания курса фортепиано для учащихся-инструменталистов в детской музыкальной школе (в частности, средствами ансамблевого музицирования).

Степень научной разработанности проблемы. Анализу философских, педагогических, психологических, методических аспектов проблемы посвящена обширная литература.

Общетеоретические, психолого-педагогические проблемы человеческой деятельности и формирования мышления рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, A.B. Брушлинского, П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.; деятельностный подход к формированию личности разрабатывался в исследованиях Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева,

C.J1. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и др.; проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др.; сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др.; психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Т. Л. Беркман, Т.С. Комаровой, Л. А. Рапацкой, Л.И. У кодовой, Г.М. Цыпина и др.; проблема подросткового возраста нашла свое отражение в работах Ж.Пиаже, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона и др.; основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голубовской, А.Г. Каузовой, Г.М. Когана, Я.И. Милыптейна, Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова и др.; вопросы ансамблевого музицирования затронуты в исследованиях М.В. Бутневой, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной и др.

Однако изучение проблематики ансамблевого музицирования в классе общего фортепиано детской музыкальной школы в качестве самостоятельного исследования до настоящего времени не предпринималось.

Объект исследования - процесс обучения игре на фортепиано учащихся подросткового возраста в классе общего фортепиано детской музыкальной школы.

Предмет исследования - факторы, способствующие развитию комплекса музыкальных способностей и мышления подростков на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе средствами ансамблевого музицирования.

Его цель заключалась в научном обосновании и разработке методики преподавания общего фортепиано учащимся подросткового возраста на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.

Объект, предмет и цель определили задачи исследования:

1) проанализировать теорию и практику преподавания общего фортепиано учащимся подросткового возраста в детской музыкальной школе;

2) охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся данного возраста, которые смогут послужить основанием для эффективного обучения игре на фортепиано;

3) определить пути и средства, обеспечивающие максимальное развитие личности и музыкальных способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе;

4) разработать теоретическую модель и методические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе;

5) экспериментально проверить эффективность предлагаемых форм и методов работы.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе при работе с учащимися подросткового возраста формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения, если оно:

- понимается как комплексная методическая структура, аккумулирующая в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;

- осознается как форма работы, позволяющая эффективнее развивать комплекс музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений;

- обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении.

Методологическую основу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Кра-евский и др.) подходов к рассмотрению педагогического процесса; психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн); положение о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития в обучении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Д. Эльконин); теория развивающего обучения и концепция о культурно-исторической обусловленности развития психики JI.C. Выготского.

Теоретической основой исследования явились: труды специалистов по проблемам деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, Г.С. Батищев, Я.А. Пономарев и др.; идеи об интегральных характеристиках личности, положения теорий личности, деятельности, общения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмо-лов, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, A.B. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.); об индивидуальности и ее развитии в деятельности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.); о проблеме музыкальных способностей (Л.Л. Бочкарев, А. Готсдинер, В.А. Петрушин, Б.М. Теплов и др.); о специфике процесса музыкального профессионального образования (O.A. Апраксина, Л.Г. Арчаж-никова и др.). При этом особое внимание уделялось работам Г.М. Цыпина, в которых фундаментально разработана концепция развивающего обучения в музыкальной педагогике.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе государственного образовательного учреждения г. Москвы «Детская музыкальная школа им. В.В. Андреева». Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1999-2000гг.) включал анализ и оценку современного состояния проблемы ансамблевого музицирования в теории и практике преподавания предмета общее фортепиано в детской музыкальной школе, а также был посвящен изучению философской, искусствоведческой, психологической, музыкально-педагогической литературы. На этом этапе была разработана программа исследования в целом.

Второй этап (2000-2003гг.) был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На данном этапе была апробирована методика преподавания курса общее фортепиано для учащихся-инструменталистов детской музыкальной школы с активным применением ансамблевых форм музицирования.

Третий этап (2003-2004гг.) включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования, обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.

Методы исследования включали в себя: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта корифеев музыкальной педагогики и методики преподавания музыки; изучение современного опыта работы преподавателей детской музыкальной школы в классе общего фортепиано; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования; методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогические беседы, опросы; опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проблема развития комплекса музыкальных способностей и мышления подростков на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе средствами ансамблевого музицирования впервые явилась предметом исследования;

- выявлена специфика фортепианного дуэтного музицирования, определяющая эффективность его применения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе с учащимися подросткового возраста;

- научно обоснована и экспериментально проверена методика развития комплекса музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста в детской музыкальной школе на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- понятие ансамблевое музицирование исследовано с позиций философии, психологии, педагогики, искусствоведения в контексте теории развивающего обучения;

- обоснована правомерность понимания ансамблевого музицирования как комплексной методической структуры, аккумулирующей в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;

- ансамблевое музицирование признано фактором, посредством которого на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе может быть реализована концепция развивающего обучения.

Практическая значимость исследования. Методика, разработанная автором, позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в системе начального музыкального образования, дает возможность педагогам значительно повысить интерес учащихся к дисциплине общее фортепиано в детской музыкальной школе. Основные положения, выявленные автором исследования, могут расширить и дополнить лекционные курсы по методике преподавания игры на фортепиано.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической базой работы и теоретическим обоснованием проблемы; использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования. Правомерность полученных выводов подтверждена также данными опытно-экспериментальной работы, проверенными средствами математической статистики.

Личное участие диссертанта состоит в непосредственной разработке концептуальной основы исследования, организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано в детской музыкальной школе является формой работы, соответствующей концепции развивающего обучения и позволяющей эффективно использовать сформулированные Г.М. Цыпиным музыкально-дидактические принципы обучения в исполнительских классах;

2. При обучении учащихся подросткового возраста в классе общего фортепиано в детской музыкальной школе активное применение ансамблевых форм музицирования позволяет: а) эффективно развивать весь комплекс музыкальных способностей учащихся; б) воспитывать навык чтения с листа; в) способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям музыкой;

3. Ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано является формой работы, максимально способствующей удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, в частности, общения со сверстниками.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в государственном образовательном учреждении г. Москвы «Детская музыкальная школа им. В.В. Андреева». Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры хорового дирижирования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова и на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного областного педагогического института, в выступлениях на научно-теоретических конференциях, в числе которых: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования» (Челябинск, 2001г.), в публикациях, отражающих основные положения диссертации, а также при чтении лекций по курсу «Методика преподавания фортепиано» на музыкально-педагогическом факультете Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Драгайцева, Дина Геннадиевна

ВЫВОДЫ

Опытно-экспериментальная работа подтвердила основную гипотезу исследования о том, что ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано в детской музыкальной школе при работе с учащимися подросткового возраста раскрывает большие возможности для реализации задач развивающего обучения.

Результаты наблюдения, проводимого в период педагогического эксперимента, позволили констатировать, что в экспериментальной группе работа над развитием музыкальных способностей и мышления учащихся, с опорой на интуицию и опыт обучающихся, планировалась и реализовыва-лась целенаправленно и в более широких границах, охватывая больший объём музыкального материала, чем в контрольной.

Активное применение эскизной формы работы позволило учащимся экспериментальной группы в собственной исполнительской практике познакомиться с произведениями современных авторов, а также овладеть навыками анализа формы музыкальных произведений.

Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями, как мы убедились, повышало интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулировало их самостоятельную деятельность. В течение всего периода формирующего эксперимента у учащихся наблюдался рост интереса к познавательной деятельности.

Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали хорошо сформированный навык чтения с листа незнакомых произведений, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.

Статистические данные, приведенные в виде таблиц, свидетельствуют о явном увеличении результативности учебной деятельности экспериментальной группе, являясь показателем ее более активного и направленного развития в сравнении с контрольной группой.

129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной литературы по исследуемой проблеме позволяет утверждать следующее:

- ансамбль в музыке как предмет исследования имеет междисциплинарный характер, поэтому требует рассмотрения на стыке таких наук, как философия, психология, педагогика, искусствоведение и др.;

- раскрытие феномена ансамбля невозможно без изучения его сквозь призму названных наук, а его реализация в практической педагогической деятельности требует от педагога глубинного понимания сущности, ансамблевого музицирования и заложенных в нем потенциальных развивающих возможностей.

Данная диссертационная работа является одним из исследований, где сделана попытка внести определенные коррективы в структуру методики преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе учащимся подросткового возраста посредством активного применения ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.

В диссертации выявлена специфика фортепианного дуэтного музицирования, определяющая эффективность его применения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе; научно обоснована и экспериментально проверена методика развития комплекса музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, а также обоснована правомерность понимания ансамблевого музицирования как комплексной методической структуры, аккумулирующей в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности.

Доказано, что предложенная автором методика позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в системе начального музыкального образования.

Установлено, что ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе способствует более эффективному развитию комплекса музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений, а также обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизировать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой посредством реализации потребности в общении.

Сформулированная в исследовании гипотеза о том, что ансамблевое музицирование, как комплексная методическая структура, на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе при работе с учащимися подросткового возраста раскрывает большие возможности для реализации задач развивающего обучения подтвердилась.

В результате проведенного эксперимента были зафиксированы:

1. Ощутимый качественный прогресс в развитии музыкальных способностей и мышления учащихся, отразившийся в оценках в течение периода экспериментального обучения.

2. Активность, заинтересованность и творческое отношение, проявленные учащимися экспериментальной группы во время заключительного контрольного «среза».

3. Повышение качественного уровня практической работы над музыкальными произведениями; знание приемов и методов подобной работы; большую эмоциональность и выразительность исполнения; грамотность и осознанность в исполнении; наличие волевых качеств.

Полученные данные являются доказательствами того, что:

- ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе позволяет эффективно использовать сформулированные Г.М. Цыпиным музыкально-дидактические принципы обучения в исполнительских классах;

- внедрение ансамблевых форм музицирования на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе является эффективным способом развития музыкальных способностей и мышления учащихся подросткового возраста: гармонического и полифонического слуха, чувства ритма, наличия навыков чтения с листа музыкальных произведений, наличия навыков игры в ансамбле, развитию широты музыкального кругозора, уровня самоконтроля, самооценки, а также способствует повышению увлеченности и заинтересованности учащихся в занятиях;

- ансамблевое музицирование максимально способствует удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, и, прежде всего, общения со сверстниками;

- привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе.

В рамках настоящей диссертации, однако, не представляется возможным решить все поставленные вопросы. Перспективными для дальнейшего изучения нам представляются следующие направления: создание экспериментальной программы комплексного обучения с активным применением ансамблевых форм музицирования на занятиях по основному инструменту и общему фортепиано для учащихся детской музыкальной школы; разработка теоретической модели системного применения разнообразных форм ансамблевого музицирования в условиях обучения в детской музыкальной школе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Драгайцева, Дина Геннадиевна, 2005 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для вузов и училищ / А.Д. Алексеев. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1978. -287 с.

3. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: Учеб. для, студентов муз. вузов: В Зч. Ч. 1 и 2 / А.Д. Алексеев. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988.-415 с.

4. Алексеев, А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности / ВНИИ искусствознания / А.Д. Алексеев. М.: Музыка, 1991. - 102 с.

5. Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1987. - 32 с.

6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. М.: Владос, 2000. - 334 с.

7. Альбуханова-Славская, К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии / К.А. Альбуханова-Славская. -М.: Наука, 1973.-288 с.

8. Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1988. - 336 с.

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-350 с.

10. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 260 с.

11. Апраксина, O.A. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. -М.: Музыка, 1975. С. 61-70.

12. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

13. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.Н. Артемьева; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. - 184 с.

14. Арчажникова, Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: (В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1971. -22 с.

15. Арчажникова, Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. / Л.Г. Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1982. - 82 с.

16. Арчажникова, Л.Г. Профессия— учитель музыки: Кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

17. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. дисс. . док-ра пед. наук / АПН СССР. НИИ общ. педагогики. М., 1986. - 36 с.

18. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2 / Б.В. Асафьев. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

19. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

20. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: Методол. основы развития личности в ист.-эволюц. процессе: Учеб.-метод. пособие для студ. / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 95 с.

21. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для студ. вузов / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 367 с.

22. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 335 с.

23. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. 2-е изд., доп. - Л.: Сов. композитор, 1979. - 352 с.

24. Баренбойм, JI.A. За полвека: Очерки, Ст., Материалы / Л.А. Барен-бойм. Л.: Сов. композитор, 1989. - 365 с.

25. Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Г.С. Батищев // Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969. С. 73-144.

26. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. - 168 с.

27. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов / A.C. Белкин. М.: Academia, 2000. - 187 с.

28. Беркман, Т.Л. Индивидуальное обучение музыке / Т.Л. Беркман. М.: Просвещение, 1964. - 220 с.

29. Благой, Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс / Д.Д. Благой // Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство: Сб. ст./ Ред.-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. -С. 51-66.

30. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский;: под ред. А.И.Липкиной и Т.Д.Марцинковской; вступ. ст. А.И.Липкиной и Т.Д.Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 574 с.

31. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров, изд. 3-е М.: Сов. Энциклопедия, 1970. - Т. 2. - С. 46.

32. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров, изд. 3-е М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - Т. 17. - С. 89.

33. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Пси-хол. исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

34. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочка-рев; РАН. Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350 с.

35. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. - 96 с.

36. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлин-ский; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.- 108 с.

37. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.

38. Бутнева, М.В. Фольклорное музицирование на народных инструментах в современном ансамбле как педагогическая проблема. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. - 157 с.

39. Бычков, И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения (на материале уроков фортепиано в ДМШ). Ав-тореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. - 22 с.

40. Бялый, И.Е. Из истории фортепианного трио / И.Е. Бялый. М.: Музыка, 1989. - 91с.

41. Вановская, И.Н. Репродуктивный метод обучения музыке как сложно-составная и многоуровневая структура: реальные учебно-образовательные возможности, ресурсы, перспективы. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — М., 2000.-25 с.

42. Верхолаз, P.A. Вопросы методики чтения нот с листа / P.A. Верхолаз.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 45 с.

43. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. - 442 с.

44. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Д.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

45. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. / Под ред. М.И. Лисиной. М.: АПН СССР, 1982. - 164 с.

46. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. Сб. статей / Сост. В.И.Руденко. М.: Музыка, 1986. - 159 с.

47. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. ст. Под общей ред. В. Натансона, вып 1. М.: Музгиз, 1963. - 197 с.

48. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. ст. Под общей ред. В. Натан*сона, вып 2. М.: Музыка, 1967. - 239 с.

49. Вопросы фортепианной педагогики, вып 4. М.: Музыка, 1976. - 270 с.

50. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-С. 374-390.

51. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т./ Л.С. Выготский; сост. М.Г. Яро-шевский. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - С. 144-146.

52. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский; сост. М.Г. Яро-шевский. М.: Педагогика, 1983. - Т. 4. - С. 26.

53. Выготский, Л.С. Психология искусства / Лев Выготский. СПб.: Азбука, 2000.-413 с.

54. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сб. ст. / Вступ. ст., сост., общ. ред. С.М. Хентовой. М.-Л.: Музыка, 1966. — 315 с.

55. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер.с нем. / Х.-Г. Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988.-699 с.

56. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - С. 51-60.

57. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студ. вузов / П.Я. Гальперин. М.: Ун-т, 2000. - 329 с.

58. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

59. Гедике, А.Ф. Сборник статей и воспоминаний / А.Ф. Гедике; сост. К. Аджемов. М.: Сов. композитор, 1960. - 219 с.

60. Гембицкая, Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся V-VIII классов общеобразовательной школы / Е.Я. Гембицкая. М.: Музыка, 1970.-56 с.

61. Гинзбург, JI.C. Исследования, статьи, очерки / JI.C. Гинзбург. М.: Сов. композитор, 1971. - 398 с.

62. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов / Н.И. Голубовская; сост. Е. Бронфин. JL: Музыка, 1985. - 143 с.

63. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Педагогика, 1972. 160 с.

64. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер; Между-нар. акад. пед. наук. Моск. гуманит. актер, лицей. М., 1993. — 190 с.

65. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. М.: Классика-ХХ1,1998. - 171 с.

66. Гродзенская, Н.Л. В школе слушают музыку / Н.Л. Гродзенская; сб. ст. под ред. Н.Л. Гродзенской. М.: Просвещение, 1964. - 72 с.

67. Давыдов, В.В. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / В.В. Давыдов; сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: АПН СССР, 1990. - 180 с.

68. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов; АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

69. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов; Рос. акад. образования. Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. - 541 с.

70. Дараган, Д. Как писать музыку для детей // Д. Дараган, М. Ройтер-штейн // Сов. музыка. 1969. - №9. - С. 79-82.

71. Драгунова, T.B. Подростковый возраст / T.B. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология; под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - С. 98-141.

72. Зак, В. Прокофьев сначала! / В. Зак // Сов. музыка. 1967. - №9. - С. 82-87.

73. Занков, JI.B. Избранные психологические труды /Л.В. Занков. 3-е изд., доп. - М.: Дом педагогики, 1999. - 606 с.

74. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. / A.B. Запорожец; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко- М.: Педагогика, 1986.-320 с.

75. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: /Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова/: Учеб. пособие для студ. вузов / В.П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

76. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

77. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков; отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 261 с.

78. Исенко, А.И. Фортепиано. Экспресс-курс для детей и взрослых / А.И. Исенко. М.: Голос, 1999. - 230 с.

79. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. - 96 с.

80. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

81. Каган, М.С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений / М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.

82. Каузова, А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром: Учеб. пособие / А.Г. Каузова; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. Каф. муз. инструментов. М.,1997.-63 с.

83. Кветной, М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) / М.С. Кветной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.-222 с.

84. Киященко, Н.И. Человек и музыка / Н.И. Киященко // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: Педагогика, 1991. - С. 4761.

85. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие / М. Кле. -М:: Педагогика, 1991. 171 с.

86. Коган, Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган. 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1979.-182 с.

87. Коган, Г.М. У врат мастерства. Психол. предпосылки успешности пианист. работы / Г.М. Коган. 4-е изд., доп. - М.: Сов. композитор, 1977. -172 с.

88. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. учреждений / Т.С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995. - 157 с.

89. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей: Для педагогов дошк. учреждений, нач. шк., худож. студий и кружков / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. М.: Рос. пед. агентство, 1998. - 105 с.

90. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.

91. Корто, А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. / А.О. Корто; сост., пер., ред. текста, вступит, статья и коммент. К.Х. Ад-жемова. М.: Музыка, 1965. - 363 с.

92. Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза / Б.Л. Кременштейн. — М.: Музыка, 1984. -88 с.

93. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Н.С. Лейтес. М.: Academia, 2000.-320 с.а 95. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая /

94. В.А. Лекторский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 255 с.

95. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 303 с.

96. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. /

97. А.Н. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. 2 т.

98. Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я. Либерман. М.: Музыка, 1988. - 234 с.

99. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. - 112 с.

100. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 444 с.

101. Любомудрова, Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов муз. вузов / Н. Любомудрова. М.: Музыка, 1982. -143 с.

102. Ю2.Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: Теорет. очерк / Л.А. Ма-зель. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1991. - 79 с.

103. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 82 с.

104. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушев-ский. М.: Композитор, 1993. - 265 с.

105. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. -М.: Наука, 1988.-429 с.

106. Юб.Милыптейн, Я.И. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики / Я.И. Милыптейн // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки. Статьи.Воспоминания.- вып. 1.-М.: Музыка, 1965.-С. 151-185.

107. Милыптейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов / Я.И. Милыптейн. -М.: Музыка, 1975. 471 с.

108. Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время» / A.B. Мудрик. М.: Знание, 1991.-78 с.

109. Музыкальное воспитание в школе, вып. 15: Сб. статей / Сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1982. - 158 с.

110. Музыкальное воспитание в школе, вып. 16: Сб. статей / Сост. О. Апраксина. М.: Музыка, 1985. - 92 с.

111. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. 6-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2000. - 452 с.

112. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В. На-зайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

113. Наседкин Алексей: Пианист, композитор, педагог / Сост. М.Г. Соколов. М.: Музыка, 1983. - 78 с.

114. Натансон, В.А. Прошлое русского пианизма (XVIII начало XIX вв.). Очерки и материалы / В.А. Натансон. - М.: Музгиз, 1960. - 290 с.

115. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

116. Николаев, A.A. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители / A.A. Николаев // Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки. Статьи. Воспоминания. вып. 1- М.: Музыка, 1965. - С. 8597.

117. Ныркова, В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы / В.Д. Ныркова. М.: Музыка, 1988.-48 с.

118. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. - 360 с.

119. Общее фортепиано: Программа для детских музыкальных школ. М.: Мин-во культуры СССР, 1975. - 39 с.

120. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.

121. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

122. Перегудова, K.JI. Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано. Дисс. канд. пед. наук. М., 1984. - 182 с.

123. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

124. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998.-525 с.

125. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 1997.-384 с.

126. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Меж-дунар. пед. акад., 1994. - 680 с.

127. Польская, И.И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке. Дисс. канд. искусствоведения. Спб., 1992.-256 с.

128. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. 280 с.

129. Предмет «Общее фортепиано» в ДМШ и ДШИ: Методические рекомендации. М.: Комитет по культуре Москвы, 1995. - 10 с.

130. Принцип развития в психологии: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т психологии. Под ред. Л.И. Анцыферовой,—М.: Наука, 1978. 368 с.

131. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост. и ред. М.Г. Ара-новский. М.: Музыка, 1974. - 333 с.

132. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

133. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -352 с.

134. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.

135. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студентов вузов / JI.A. Рапацкая. М.: Владос, 2002. - 607 с.

136. Римский-Корсаков, H.A. Летопись моей музыкальной жизни / H.A. Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1955. - 398 с.

137. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.

138. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. - 512 с.

139. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. М.-Л: Музыка, 1964. - 187 с.

140. Савшинский, С.И. Детская фортепианная педагогика / С.И. Савшинский // Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под общ. ред. В. Натансона, вып. 4. М.: Музыка, 1976. - С. 3-30.

141. Сафонцева, C.B. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов. Автореф. дисс. . канд. псих. наук. Ин-т психол. РАН. М., 1999. - 16 с.

142. Седракян, Л.М. Камерный ансамбль. Исторические истоки развития. ч.1. Учеб. пособ. для студ. муз.-пед. фак-тов / Л.М. Седракян. М.: изд-во МГОПУ, 1998.-59 с.

143. Словарь современного русского литературного языка. Изд-во Академии Наук СССР. М.-Л., 1957. Т. 6. - С. 1352.

144. Смирнов, A.A. Проблемы психологии памяти / A.A. Смирнов. М.: Просвещение, 1966. - 423 с.

145. Смирнова, Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методич. рекомендации / Т.И. Смирнова. -М.-.ЦСДК, 1994.-56 с.

146. Сорокина, Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра / Е.Г. Сорокина. -М.: Музыка, 1988.-319 с.

147. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3-х томах / А.Н. Сохор. Л.: Сов. композитор, 1980-1983.-3 т.

148. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-304 с.

149. Ступель, A.M. В мире камерной музыки / A.M. Ступель. изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1970.-88 с.

150. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. 173 с.

151. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

152. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии, 1947. 335 с.

153. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: Просвещение, 1961. — 536 с.

154. Теплов, Б.М. Избранные труды. В 2 т. / Б.М. Теплов М.: Педагогика, 1985.-2 т.

155. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста: Метод, пособие / Е.М. Тимакин. * 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1989. - 143 с.ч«

156. Тихомирова, O.B. О музыкальном инструменте на уроках музыки в сельской школе / О.В. Тихомирова // Музыкальное воспитание в школе, вып.16.-М.: Музыка, 1985.-С. 42-44.

157. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Гос. Изд-во иностр. и национ. словарей. М., 1938. - Т. II. - С. 276.

158. Уколова, Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1991. — 163 с.

159. Ушинский, К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. Собр. соч., т. 10. - М.: Просвещение, 1950. -665 с.

160. Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин. 2-е изд. - М.: Музыка, 1975. - 108 с.

161. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. М.: Музыка, 1965.-516 с.

162. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности: Избранные психологические труды / Фельдштейн Д.И.; АПСН. — М.: Воронеж: Ин-т: практ. психологии; НПО "МОДЭК", 1996. 512 с.

163. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. -М.: Московский психол.-соц. институт: Флинта, 1999.-670 с.

164. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. - 181 с.

165. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. МГУ, 1968.-135 с.

166. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, ' Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 191с.

167. Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных., вып. 89 / Отв. ред. Н.П. Толстых. М.: изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 159 с.

168. Хазанов, П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано). Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. 156 с.

169. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь, В.И. Попов, H.H. Добровольская. М.: Музыка, 1990. -175 с.

170. Хвостова, И.А. Социально-педагогические условия развития любительского музицирования в контексте культурной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. -24 с.

171. Холопова, В.Н. Музыкальный ритм / В.Н. Холопова. М.: Музыка, 1980.-71 с.

172. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Учеб. пособие / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. - 319 с.

173. Цатурян, К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. -16с.

174. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. / Диссдокт. наук. М., 1992. - 232 с.

175. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск, 1993.-268 с.

176. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

177. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение» / Г.М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

178. Цыпин, Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1997. -407 с.

179. Чертовской, А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано (на материале работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста). Дисс. . канд. пед. наук. М., 2000. — 151с.

180. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 285 с.

181. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. -М.: Политиздат, 1984. 232 с.

182. Шендерович, Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора / Е.М. Шендерович. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Музыка, 1987. 60 с.

183. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. Метод, пособие/А.П. Щапов. -М.: Сов. Россия, I960. 171 с.

184. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. М.: Изд-во шк. культ, политики, 1995. - 759 с.

185. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / 'Я. Щепаньский.л- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1967. 247 с.

186. Щербакова, А.И. Формирование системы ценностных ориентации устудентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999. -24 с.

187. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

188. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

189. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; сост. Б.Д. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.-554 с.

190. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. -М.: Тривола, 1994. 167 с.

191. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; пер., науч. ред. A.A. Алексеева. — СПб.: Психол. центр «Ленато»: Фонд «Унив. кн.»; Балашиха: ТКО «ACT», 1996.-589 с.

192. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э.Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

193. Юрова, Т.В. Советская фортепианная музыка для детей (60-70 годы) ипроблемы ее изучения. Диссканд. искусствоведения. — М., 1975. — 174с.

194. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. - 222 с.

195. Якупов, А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: Исследование / А.Н. Якупов. М.: Моск. консерватория, Магнитог. муз.-пед. ин-т, 1994. - 292 с.

196. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. 3-е изд., перераб. - М.: Мысль, 1985. - 575 с.

197. Для фортепиано в четыре руки

198. Бадаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000.

199. Биберган В. Далекое близкое. Нетрудные пьесы для фортепиано в четыре руки. СПб.: Композитор, 2001.

200. Биберган В. Три страдания. Для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2001.

201. Бизе Ж. Детские игры для фортепиано в четыре руки. М.: Классика-XXI, 2000.

202. Бизе Ж. «Кармен»: Фрагменты из оперы для фортепиано в четыре руки. / Средние и старшие классы ДМШ. М.: Классика-ХХ1,2000.

203. Вавилов Г. Карнавал. Фортепианный цикл в четыре руки. СПб.: Композитор, 2002.

204. Гаврилин В. Зарисовки в трех тетрадях. Для фортепиано в 4 руки. -СПб.: Композитор, 2000.

205. Гаврилин В. Вальсы для фортепиано и фортепиано в четыре руки. -СПб.: Композитор, 2001.

206. Джаз, и не только.: Пьесы для фортепиано в четыре руки. / Сост. И. Осин. СПб.: Композитор, 2002.

207. За роялем всей семьей. Популярные произведения в 4 руки. СПб.: Композитор, 2002.

208. Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. / Сост. А. Борзенков. СПб.: Композитор, 2001.

209. Играем в четыре руки, вып. 1. М.: Изд-во Владимира Катанского, 2000.

210. Играем в четыре руки, вып. 2. М.: Изд-во Владимира Катанского, 2000.

211. Играем в четыре руки на фортепиано, вып. 3. / Сост. Ю.В. Голышева. -М.: Изд-во Владимира Катанского, 2002.

212. Калсонс Р. Детские сцены. Тетрадь 2. Играем в четыре руки. / Ред. Р. Хараджаняна. СПб.: Композитор, 2000.

213. Калсонс Р. Мозаика (1982) . 10 пьес для фортепиано в 4 руки. / Ред. Р. Хараджаняна. СПб.: Композитор, 2001.

214. Корнаков Ю. Настроения. Пьесы для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2000.

215. Корнаков Ю. Уличный театр. Пьесы для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2000.

216. Металлиди Ж. Иду, гляжу по сторонам. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2001.

217. Металлиди Ж. Любимые сказки. Сюита для фортепиано в 4 руки. -СПб.: Композитор, 2002.

218. Металлиди Ж. С севера на юг: Ансамбли для фортепиано в четыре руки / Средние и старшие классы ДМШ. СПб.: Композитор, 2002.

219. Мой Бизе. Фрагменты из произведений Ж. Бизе в переложении для фортепиано в 4 руки / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2000.

220. Мой Верди. Фрагменты из опер Дж. Верди в переложении для фортепиано в 4 руки. / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2000.

221. Мой Глинка. Фрагменты из опер и романсы М. И. Глинки в переложении для фортепиано в 4 руки / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2002.

222. Мой Кальман. Фрагменты из оперетт И. Кальмана в переложении для фортепиано в 4 руки / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2000.

223. Мой Пушкин. Популярные мелодии из произведений на сюжеты А. С. Пушкина в переложении для фортепиано в 4 руки / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2002.

224. Мой Чайковский. Балеты: Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в четыре руки. / Ред. и сост. Ж. Металлиди. -СПб.: Композитор, 2002.

225. Мой Чайковский. Оперы: Популярные романсы и фрагменты из опер в легком переложении для фортепиано в четыре руки. / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2002.

226. Мой Штраус. Фрагменты из оперетт и вальсов И. Штрауса в переложении для фортепиано в 4 руки / Ред. и сост. Ж. Металлиди. СПб.: Композитор, 2000.

227. Моцарт В.А. Сонатины для фортепиано в четыре руки. / Средние и старшие классы ДМШ. М.: Классика-ХХ1, 2002.

228. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки (для любого возраста, включая начинающих). Выпуск 1, 2. / Сост. Ю. Маевский. СПб.: Композитор, 2002.

229. Неволович А. Аленький цветочек. Сюита по сказке С. Аксакова для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2001.

230. Неволович А. В сказочном королевстве. Сюита для фортепиано в 4 руки. СПб.: Композитор, 2001.

231. Печерский Б. Фортепианные ансамбли для детей и юношества. М.: Издательское объединение «Композитор», 1999.

232. По сказкам Шарля Перро: Альбом для фортепиано в четыре руки. / Младшие и средние классы ДМШ / Сост. и пер. Л. Десятникова. Ред. С. Морено. -Спб.: Композитор, 1999.

233. Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки: Джазовые мотивы. / Пер. Л.В. Пилипенко. М.: Владос, 2003.

234. Слонимский С. М. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом для детей, юношества и концертирующих пианистов в пяти тетрадях. Тетради 4, 5. - Спб.: Композитор, 2002.

235. Фортепиано. Репертуарная серия для ДМШ. Вып. 2. 1-2 кл. / Сост. С.И. Голованова. Тетрадь 3. Ансамбли. 2-е изд. - М.: Крипто-Логос, 2002.

236. Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Вып. 3. 3 кл. / Сост. С.И. Голованова. Тетрадь 5. Музицирование. М.: Крипто-Логос, 1998.

237. Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Вып. 4. 4 кл. / Сост. С.И. Голованова. Тетрадь 4. Пьесы и ансамбли. 2-е изд. - М.: Крипто-Логос, 2002.

238. Фортепиано. Репертуарная серия для ДМШ. Вып. 5. 4-5 кл. / Сост. С.И. Голованова. Тетрадь 1. Ансамбли. Переиздание. - М.: Крипто-Логос, 2002.

239. Хромушин О.Н. Композиции на темы произведений Дж. Гершвина для фортепиано в четыре руки. / 3-5 годы обучения ДМШ. СПб.: Союз художников, 2002.

240. Хромушин О.Н. Этюды для фортепиано в четыре руки (средние и старшие классы ДМШ). СПб.: Композитор, 2002.

241. Чайковский Б. Детская музыка для фортепиано. / Младшие и средние классы. -М.: Классика-ХХ1, 2000.

242. Чайковский П.И. Легкие переложения в четыре руки. М.: Классика-XXI, 2002.

243. Шуберт Ф. Серенада для фортепиано в четыре руки. / Пер. А. Стратиевского // Серия: Ученик и учитель. СПб.: Композитор, 1995.

244. Jazz с первого класса. Фортепианные ансамбли для подготовительного и младших классов ДМШ / Сост. и переложение Л.В. Пилипенко. М.: Мелограф, 2001.1. Для двух фортепиано

245. Два рояля восемь рук: Пособие для младших и средних классов ДМШ. / Сост. О. Алексеева, И. Науменко. - СПб.: Союз художников, 2001.

246. Маевский Ю. Фантазия на темы песен Дж. Гершвина для 2-х фортепиано. — Спб.: Композитор, 2002.

247. Печерский Б. Детская мозаика // Фортепианные ансамбли для детей и юношества. М.: Издательское объединение «Композитор», 1999.

248. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

249. Три вальса для двух фортепиано. / Сост. и пер. Ю. Маевский. Спб.: Композитор, 1999.

250. Уотт Д. Три поросенка. Транскрипция для 2-х фортепиано А. Неволовича. Спб.: Композитор, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.