Апология войны в истории западноевропейской мысли: От античности до немецкой классической философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Писаренков, Александр Анатольевич

  • Писаренков, Александр Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 151
Писаренков, Александр Анатольевич. Апология войны в истории западноевропейской мысли: От античности до немецкой классической философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Краснодар. 2005. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Писаренков, Александр Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.3-11.

Глава 1.АПОЛОГИЯ ВОЙНЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ АНТИЧНОСТИ .12

1.1. Мифологические основания идеи войны.12

1.2. Апология войны в «прекрасной индивидуальности» греческого сознания.19

1.3. Апология войны в «абстрактной всеобщности» римского сознания.33

Выводы.

Глава 2.АПОЛОГИЯ ВОЙНЫ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.40

2.1. Религиозные основания идеи войны (в Ветхом и Новом Заветах).40

2.2. Апология войны в христианской концепции справедливой войны.50

2.3. Апология войны в христианской концепции священной войны.66

Выводы.70

Глава 3. АПОЛОГИЯ ВОЙНЫ В ФИЛОСОФСКОМ СОЗНАНИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.72

3.1. Ренессанс и Реформация: начальный этап рационализации идеи войны.72

3.2. Эпоха Просвещения: идея войны в определенности рассудка (как здравого смысла).83

3.3. Идея войны в определенности разума. Абсолютная апология войны в немецкой классической философии.103

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Апология войны в истории западноевропейской мысли: От античности до немецкой классической философии»

Актуальность темы исследования. На протяжении всего XX века философское осмысление войны, ее исторической роли и воздействия на социум находилось в состоянии неустанного обновления и поиска. Осмысление феномена войны развело философов по разные стороны баррикад: на ее защитников и пацифистов. Интеллектуальная война по своему накалу отражала и отражает ожесточенность борьбы, явленной в двух мировых войнах прошлого века и бесчисленных локальных войнах разной интенсивности, которые не затихают и сегодня. В ситуации, когда две философские позиции характеризуются крайней критической настроенностью по отношению друг к другу, представляется необходимым провести логико-исторический анализ той интеллектуальной позиции, которая определяет себя в качестве «защитника дьявола». В дихотомии война-мир первый феномен представляется исходным для наиболее полного осмысления и в какой-то степени преодоления нарочито позитивных определений второго, каковые, на наш взгляд, слишком упрощают суть проблемы. Попытки преодоления сложных вопросов с помощью простых решений, как показывает практика, приводят к весьма печальным результатам. Достаточно вспомнить интеллигентские движения толстовского толка и разнообразные пацифистские теории, которые, получая свое зримое воплощение в политике различного вида «умиротворений», приводили к великим катастрофам. Этими факторами объясняется актуальность предпринятого исследования, которое посвящено анализу логической состоятельности апологии войны в рамках европейской философской традиции вообще, а также, ее позитивного осмысления в немецкой классической философии в частности. Именно в немецкой классике с особой категориальной четкостью и системностью были проартикулированы основные историософские, этические и правовые положения, легшие в основу, практически всех последующих как апологий войны, так и инвектив в ее адрес.

Степень разработанности проблемы. Философское осмысление феномена войны имеет долгую историю. Попытки объяснения и нахождения логико-конструктивного места этого феномена в жизни общества и индивидуума начались с момента зарождения рефлективного мышления. Европейская философия особенно много и продуктивно занималась проблемами войны и мира, что нашло свое выражение в различных историософских теориях, изложенных во множестве трактатов о государстве, войне и мире.

В России, история которой полна войнами и конфликтами, проблеме войны в дореволюционное время уделялось самое пристальное внимание. Достаточно сказать, что к этой теме, в той или иной степени, обращались практически все крупные мыслители и писатели России. Феномен войны получил свое освещение в трудах Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьева, Л.Э. Тихомирова, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В.Ф. Эрна и многих других. Русские мыслители пытались постичь философский смысл войны, ее сущность и историческое значение. Во многом анализ войны и оправдание ее исторической значимости базировались на основе допущения неизбежности конфликта с Европой в лице германизма. Поэтому с особым вниманием исследовался опыт немецкой философской мысли. Это привело к тому, что вольно или невольно методологической базой русской апологии войны служила немецкая философия. Наиболее наглядно это проявилось в трудах русских философов, опубликованных в годы Первой мировой войны. Суммировав опыт «Великой войны» Н. А. Бердяев подвел «гегельянскую» черту под всем предыдущим философским осмыслением феномена, объявив, что в войне выражается действие «сверхчеловеческих, провиденциальных сил, которыми управляется и направляется жизнь человеческая» [12, с. 198].

После революции и гражданской войны проблемы войны и мира рассматривались в нашей стране с позиций жесткого идеологического противостояния двух политических систем. Советские исследователи того периода занимались в основном или инструментализацией военного опыта, полученного на полях Мировой и гражданской войн, или углублением и изучением марксистско-ленинского наследия. Таковая специфика предопределила узкую прикладную направленность трудов, в которых рассматривались или чисто военные, или военно-идеологические аспекты проблемы. Тем не менее, в 20-30 годы были опубликованы труды таких военных авторов, как А.А. Свечина, A.M. Зайончковского, А.Е. Гутора, В.К. Триандафилова, Б.М. Шапошникова, Е.А. Разина. В этих трудах наряду с прикладными моментами были представлены важные философские наблюдения о смысле и природе войны.

В СССР, вплоть до конца 50-х годов, феномен войны изучался в рамках господствующей идеологии, и потому совокупность теоретических знаний в этой области носила название «марксистско-ленинского учения о войне, мире и армии». Философское осмысление феномена войны проходило с точки зрения обоснования, апологии и реализации военных вариантов классовой борьбы пролетариата, революционного перехода от капитализма к социализму, защиты социалистического Отечества. Теоретический анализ проблемы войны и ее места в истории в значительной мере был ограничен возможностями государственной идеологии, что и предопределило его чрезмерную политизацию и идеологизацию. Все это привело к узости мировоззренческих и методологических ориентиров, преувеличению роли социально-классовых антагонизмов на базе частной собственности, экономическому и политическому детерминизму, абсолютизации концепции революционной войны и революционного насилия. Однако следует заметить, что марксистско-ленинская апология войны в своей основе также опиралась на немецкую классическую философскую традицию.

Вторая мировая война и ее итоги заставили радикально пересмотреть причины происхождения войны и ее роль в историческом процессе. В 50-60 годы зарубежная философия, политология, социология испытывали настоящий ренессанс в изучении дихотомии война-мир. Над вопросами войны и мира много и плодотворно работали Э. Брайтман, М. Колкинс, У. Хоккинг, Р.

Нибур, Р. Арон, Д. Бедерман, Д. Элтинг, Б. Лиддел-Гарт, Д. Фуллер, В. Гал-ли, Ф. Фюре и многие другие. Сложность самого феномена войны обусловила методологическое разнообразие исследовательской деятельности и ее результатов.

В 60-70 годы, согласно идеологическим установкам того времени, в основе внешней политики СССР лежала концепция «мирного сосуществования держав с различным общественным строем». Поэтому в советской философской науке особое внимание уделялось проблемам поиска мира, хотя идеологически непредвзятое философское осмысление феномена оставалось вне поля зрения. Тем не менее, специфика темы диктовала необходимость изучения отправной точки любого мироискательства, то есть войну. Данная тематика получила освещение в трудах В.Ф. Асмуса, И.С. Андреевой, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. Однако значимость идей рассматривалась на предмет соответствия господствующей идеологии, в которой существование частной собственности являлось главной существующей причиной военных конфликтов. Такой методологический подход неизбежно суживал исследовательское поле проблемы.

Начиная с конца 80-х годов и вплоть до настоящего времени, можно констатировать значительное повышение исследовательского интереса к феномену войны. Это связано в первую очередь с возникновением большого числа военных конфликтов разной интенсивности, которые охватили не только страны третьего мира, но и впервые после Второй мировой войны, затронули территорию Европы. К настоящему времени можно говорить о значительном расширении философского поля в исследовании феномена, а также о дисциплинарном взаимопроникновении и взаимовлиянии. Современный теоретический анализ источников и причин войны, ее сущности и типологии проводится с использованием идей философии истории, экзистенциальной философии, философской антропологии, философии позитивизма, постмодернистских воззрений, политологии, культурологии. Наиболее интересные и значимые концепции были представлены в трудах С. Хантингтона,

Ф. Фукуямы, Д. Кигэна, Э. Тоффлера, Ш. Авинери, Д. Кола, М. Паре, М. Ван Кревельда, Р. Глоссопа, М. Харриса, А. Гэта. В современной России - в работах А.Г. Дугина, B.JI. Цымбурского, О.Ю. Сумина, Н.С. Розова, А.А. Ко-кошина, В.М. Сергеева. Необходимо отметить, что вышеперечисленные авторы, не являясь явными апологетами войны и по-разному объясняя ее причины, в одинаковой степени утверждают ее неизбежность, тем самым, допуская ее логическую обусловленность. Хантингтон видит основную причину и неизбежность военных конфликтов в различии онтологических платформ, существующих цивилизаций. Тоффлер доказывает, что основных антагонистов наступившего столетия будет разделять уровень технического развития, а социальные, экологические и другие последствия этого различия станут причиной войн между странами индустриального и постиндустриального развития. Фукуяма предсказывает, что война в постисторическом обществе еще долгое время будет выполнять роль «механизма подтягивания провинций» исторического мира до должного уровня, маркирующего постисторическую, бесконфликтную фазу. Сумин считает, что война неизбежна, ибо только в ней очередной всемирно-исторический народ может доказать что за ним стоит «правота духа» философского разума. Кигэн утверждает, что источники войны коренятся в особой культуре некоторых народов (казаки императорской России, самураи и т.д.).

На наш взгляд, вышеперечисленные авторы, используя различные методологические основания, довольно точно объясняют частные или ситуативные формы проявления феномена и делают верные выводы о том, что война еще долго будет спутником человека. Однако, на наш взгляд, проблематика идеи войны, ее становление и развитие как философской категории еще не достаточно исследованы в современной философской литературе, и требуют своего осмысления. Такое осмысление предполагает проникновение в природу предмета, определение его смысла, логики и места в историческом процессе, что и обусловливает в конечном итоге выбор научной позиции в исследовании войны - её апологию.

Объектом исследования является история западноевропейской философии (от античности до немецкой классической философии).

Предметом исследования - идея войны как неотъемлемой определенности историко-социального бытия.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать развитие идеи войны в истории западноевропейской мысли, что собственно и составляет ее «теодицею», ее апологию.

Прежде, чем перейти к определению задач, посредством решения которых мы достигаем поставленную цель, необходимо пояснить, какое содержание мы вкладываем в понятие истории. Для этого необходимо указать, что основным научным методом нашего исследования является диалектический метод в его классической интерпретации (данной в философии Гегеля), а также культурно-исторический и компаративный подходы. В рамках избранной методологии история представляет собой становление всеобщей идеи, проходящей основные этапы своего развития. Сначала это - идея в ее непосредственности, каковая есть космос, природа, временным коррелятом каковой является античность. Сознание идеи в античности есть только непосредственное сознание, то есть чувственное, эстетическое. В этой связи, первой задачей является показать то, каким образом идея войны воплощается в эстетическом сознании античности.

Идея, знающая себя только как природу, знает себя в определенности иного, внешнего себе самой. Идея же, знающая себя как саму же себя, знает себя как дух. Сознание идеи своей духовности составляет определенность нового мировоззрения, лежащего в основе нового мира. Поэтому на место эстетического становится сакральное, священное. Здесь идея знает себя как саму себя, то есть она уже знает, что она вообще есть дух, мыслящее себя мышление, но такое, которое мыслит себя в форме непосредственности (т.е. только по содержанию). Поэтому его основная форма есть пока еще внешняя форма представления, каковое, будучи развитым в систему, образует форму религиозного сознания, чья реализация во времени составляет эпоху средневекового христианства. Отсюда вытекает постановка второй задачи - показать, каким образом идея войны осуществляется в религиозном сознании средневековья.

Однако по своей логике идея должна знать себя как саму себя не только по содержанию, но также и по форме. Это означает, что идея, знающая себя как мышление, должна знать себя таковой в форме мышления собственно, то есть в форме понятия, которое, развившись в систему, составляет философское сознание. Такая идея, покидая область религиозного представления, сначала утрачивает свою прежнюю форму всеобщности и раскалывается на особенные определенности рассудка как «здравого смысла». Это самоотрицание идеи необходимо для того, чтобы восстать в разуме - в этой всеобщей форме всеобщности, единственно адекватной для ее знания себя как всеобщей по содержанию. Эта последняя определенность идеи реализуется в эпоху Нового времени. Следовательно, третья задача исследования заключается в том, чтобы показать каким образом, идея войны получает свое абсолютное осуществление в философском сознании Нового времени.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

1. На уровне постановки проблемы предпринимается исследование, имеющее своей целью вскрыть логику исторических воззрений на природу войны, существовавших в западноевропейской философии от античности до немецкой классической философии.

2. Детальному рассмотрению подвергается апология войны как ее «теодицея», осуществляющаяся в трех этапах ее развития: оправдание войны в эстетическом мировоззрении античности, оправдание войны в боге в эпоху средневековья, рациональное оправдание войны через идею мирового порядка как условия свободы в немецкой классической философии.

3. В исследовании указывается, что война - основная динамическая характеристика исторического процесса, придающая ему непрерывность и логику, а милитаризм - средство приобщения конечного духа индивидуума к «деяниям мирового духа».

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется обозначенными актуальностью и новизной работы. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках курсов по истории философии, философии истории, политологии, полемологии, истории религии. Основные выводы диссертации могут использоваться при составлении учебных и учебно-методических пособий, а также рекомендованы вниманию специалистов в области немецкой классической философии.

Результаты проведенного исследования могут быть представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Историческое развитие идеи войны представляет собой развертывание, осуществление особенных определенностей ее всеобщего содержания.

2. Последовательность исторического развития идеи войны является отражением последовательности этапов исторического развития самой западноевропейской философской мысли.

3. Историческая форма философской апологии войны в античности есть идея войны в определенности искусства, эстетического, отчего сама война в античном сознании рассматривается как художественное произведение.

4. Историческая форма философской апологии войны в средневековье представляет собой идею войны в определенности религии, в связи с чем в средневековом сознании христианства сама война мыслится как необходимейший момент теофаиии, а участие индивида в войне как христомимезис.

5. Историческая форма философской апологии войны в Новое время представляет собой идею войны в определенности философского сознания, в следствие чего сама война представляется механизмом обретения истины, поскольку только в борьбе доказывается историческая правота и состоятельность наций и государств.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации было опубликовано пять работ, в которых были отражены основные положения исследования. Важнейшие результаты и теоретические положения диссертационного исследования были предметом обсуждения на международной, общероссийской и региональной конференциях.

Структура работы подчинена логике решения поставленных, перед исследованием задач и служит последовательному рассмотрению исторически обусловленных форм апологий, демонстрирующих логику становления философской апологии войны в немецкой классической философии. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Писаренков, Александр Анатольевич

Заключение.

Философское мышление начинается с признания всеобщего состояния войны, ибо поиск истины всегда предполагает насилие или над собой, или над своим оппонентом. Перефразируя Клаузевица, можно сказать, что поиск истины включает в себя акт насилия, имеющий целью заставить противника признать нашу точку зрения единственно верной. Эта имманентная сущность войны никак не затрагивается ни сферой конфликта, ни культурным прогрессом, ни религиозными представлениями. Однако если абстрактная сущность войны достаточно ясна, то ее перманентное присутствие в истории всегда вызывала и вызывает вопросы. Этим и обусловлена актуальность проблематики данного исследования, изучения апологии войны.

Развитие самой идеи войны в истории отражает определенные этапы развития философской мысли. Необходимо признать, что история и война - неразделимые понятия, поэтому осмысление развития идеи войны должно базироваться на осмыслении исторического процесса, учитывая все его фазы. Исходя из постулата о разумности исторического процесса, можно придти к выводу о конструктивности и логичности исторических событий, конституирующих ход всемирной истории. Война, как наиболее яркое историческое явление, таким образом, по необходимости должна обладать собственным смыслом и внутренней логикой. Формы апологии войны, ее категориальная база как раз и раскрывают понимание предназначения войны и ее роль в осуществлении исторического процесса.

Античная апология выражается в том, что духовное всеобщее содержание выражает себя в единичной форме. Художественный разум последовательно реализуется в духе одного народа (древние греки, римляне). Война становится основным способом манифестации духа данных народов в истории. Но если греки, отразив нашествия варваров, вследствие своей разобщенности, демонстрировали его большей частью в войнах между собой, то римляне явили силу своего всемирно-исторического духа, создав мировую империю.

Война в античности - космический закон, который регулирует все жизненные процессы, искусство закрепления в вечно текущем времени образа духа народа в виде государства. По мнению древних, милитаризм является витальной основой идеального порядка, устанавливающего гармонические, справедливые отношения между людьми и государствами. Только в полемосе человек может до конца познать себя и определить и закрепить свой статус либо в качестве господина, либо в качестве раба. Война - основной способ достижения величия и личной славы, уникальная для человека возможность остаться в истории, создать своими руками немеркнущий образ, своеобразный духовный шедевр, пример для подражания. Жертвуя собой в войне, являя доблесть, человек обнаруживает себя в истории, искусственно закрепляет в ней свое имя.

Мир, для античного сознания, состояние, логически вытекающее из войны. Именно война становится главным генератором упорядоченного, справедливого мира. Поэтому для древних не стоял вопрос о необходимости вечного мира, поскольку таковой мир - это отмена законов космоса, прекращение движения, невозможность познания и творения, то есть небытие.

Христианская история - период раскрытия разума в форме религиозного представления, поэтому средневековая апология войны это в первую очередь апология деяний бога. В христианской картине мира война - необходимый инструмент божественной воли, с помощью которого систематизируется и упорядочивается дольний мир. Справедливость необходимый критерий апологии войны средневековья, поскольку она демонстрирует участие бога в земных делах и возможность приобщения человека к его деяниям. Долг христианина стать добровольным инструментом для достижения объективных целей бога. Война отражает на человеческий манер акт творения справедливого порядка. Теория справедливой войны и концепция священной войны представляют собой апологию действий бога, а исторический процесс реализация божественных целей.

Дольний мгр по определению лишен мира, поскольку в нем разворачивается жизнь человека, который греховен по своей природе. Поэтому война единственный способ существования человека. Человек обязан воевать с собой, с внешним злом и несправедливостью, не участие в войне - недеятельное потворство злу.

Апология войны Нового времени это попытка рационализации всемирно-исторического процесса. Немецкая классическая философия определяет войну как не только неизбежный, но и необходимый элемент исторической жизни. В философии Канта война - инструмент природы, способствующий развитию человека, с помощью которого она воспитывает и культивирует человеческий разум. «Вечный мир» Канта результат войн, в ходе которых человек находит и преобразовывает себя. Мир - последний высший этап развития человека, царство разума в котором он окончательно познает себя.

Для Фихте война, в первую очередь, механизм устранения дикости и насаждения культуры. Дикость - главная опасность существования цивилизации, поэтому цель самосохранения диктует необходимость применения войны.

Философская позиция Гегеля представляется последним кульминационным пунктом развития идеи войны и обоснования ее исторической и этической значимости. Историческое зло и насилие не являются чем то случайным. Работа мирового духа, его самопознание требует жертв, борьба за философскую истину не обходится без крови - основной рефрен философии немецкого мыслителя. История - череда смысловых пространств последовательно отрицающих друг друга. Война - механизм, с помощью которого это отрицание осуществляется. Непосредственно участвуя в смене «декораций» идея войны должна принимать соответствующие формы, отражающие текущие определения реальности. Таким образом, развитие идеи войны должно представлять собой развертывание всех возможных ее определений. Итог этой деятельности - идея как полнота и завершенность всех определений, то есть целостность. В учении Гегеля о войне достигнута абсолютная полнота определений, и она получает свой философский категориальный статус, и, следовательно, свое полное историческое оправдание.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Писаренков, Александр Анатольевич, 2005 год

1. Августин Блаженный. О граде Божьем. В 4-х Т.: Репринт с изд. 19061910гг. М.: 1994.

2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии.—1998.№3.

3. Аквинский Ф. О правлении государей. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVIIbb. Л.: Наука, 1990.

4. Апресян Р.Г. Jus Talionis в трактате Гуго Гроция "О праве войны и мира"// Этическая мысль. Вып.З. М.: ИФ ИАН 2002. www.iph.ras.rti/--ethics

5. Апресян Р.Г. Метанормативное содержание принципов справедливой войны// Полис. 2002. >3. - с.57-71.

6. Аристотель. Никомахова этика. М.: Эксмо-Пресс, 1997.

7. Аристотель. Политика. М.: «АСТ», 2002.

8. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля// Вопросы философии. 1995. №1. - С. 52-69.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа», 1976. Ю.Бадентэр Э.Р. Кондорсе. М.: «Ладомир», 2001.

10. Беовульф. Старшая Эдда. М.: «Наука», 1975.

11. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Л.: «Лениздат», 1991.

12. Блоссар Ф. Война и упадок осмысления морали, www.christ ianitv.org. rii/uoafide.s/blosser war

13. Булл M. История крестовых походов. М.: «Ладомир», 1998.

14. Вейль С. "Илиада", или поэма о силе// Новый мир. 1990. №6. - С.250.

15. Вольтер Ф.М. Философские сочинения. М.: «Наука», 1996.

16. Война и геополитика. Альманах современных исследований по теоретической истории. «Время мира» № 3 / Под. Ред. Н.С. Розова. Новосибирск, НГУ, 2003.

17. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: «Экономика», 1999.

18. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: «Наука», 1993.

19. Гегель Г.В.Ф. Иенская реальная философия./Работы разных лет: в 2-х томах. Т.1. М.: «Наука», 1972.

20. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: «Мысль», 1990.

21. Гертых В. свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.//Вопросы философии -1994. №1.

22. Геродот. История. Историки античности: В 2-х томах. Т. 1./ Сост. М.Томашевской. -М.: «Правда», 1989.

23. Герье В.И. Августин Блаженный. М., 1910.

24. Горелик М.Е. О Бальмунге, Дюрендале и их хозяевах, www.xiegio.rn/ pubs/ knights

25. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: «Ладомир», 1994.

26. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: «Прогресс», 1992.

27. Гулыга А.В. немецкая классическая философия. М.: «Айрис пресс», 2001.

28. Дугин А.Г. Философия политики. М.: «Арктогея-Центр», 2004.

29. Дьяконов И.М. Пути истории. М.: «Восточная литература», 1994. ЗГДешнер Криминальная история христианства. М.: «Терра», 1996. 32.Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: «Наука», 1986. 33.Заборов М.А. Крестоносцы на востоке. М.: «Наука», 1980.

30. История философии права./ Под ред. Керимова Д.А. СПб., 1998.

31. Кащеев В.И. Война и понятие справедливости у греков в эпоху эллинизма// АМА. Саратов Вып.9. 1993. - С 23-50.

32. Кант И. Идея всеобщей истории во вемирно-гражданском пла-не./Сочинения. Трактаты и статьи (1784-1796). М.: «Ками», 1994.

33. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. / Сочинения. Трактаты и статьи (1784-1796).

34. Кант И. К вечному миру./ Сочинения. Трактаты и статьи (1784-1796).

35. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение?/ Сочинения. Трактаты и статьи (1784-1796).

36. Кальвин Ж. О христианской жизни. М.: «Протестант», 1995.

37. Кессиди Ф.Х. Сократ. Ростов н\Д.: «Феникс», 1999.

38. Кессиди Ф.Х. Гераклит. СПб.: «Алетейя», 2004.

39. Клаузевиц К. О войне. М.: «АСТ», 2001.

40. Клервосский Б. Похвала новому рыцарству. h}tp://w\vw.roerich.coni/ vestnic/n 18/р24-25

41. Кнабе Г.С. Рим Тита Ливия образ, миф и история // Тит Ливий. История Рима от основания Города. Т. 3. М.: 1994.

42. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Идея смерти в философии Гегеля. М.: «Логос», 1998.

43. Коллингвуд Р. Идея истории. М.: «Наука», 1980.

44. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: «Соцэкгиз», 1936.

45. Коноплев И.А. Два града Блаженного Августина (онтологические основания философии истории). // Человек. 1998. №1-2

46. Контамин Ф. Война в средние века./Пер. с фр. Ю.П. Малинина, А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова; под ред. Ю.П. Малинина. СПб.: «Ювен-та», 2001.

47. Коул Д. Благие войны, http://4vww.Christianilv. org.ru/ unafides/ colewar. htm

48. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории/ Перевод с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000. Ксенофонт. Греческая история. СПб.: «Алетейя», 1993.

49. Куренной В. Философия войны на закате Просвещения.// Отечественные записки. 2002. №8.

50. Ле ГоффЖ. Средневековый мир воображаемого. М.: «Наука», 2001.

51. Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс», 1992.

52. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России: Кант Гегель - Вл. Соловьев. М.: «Наука», 1996.

53. Лиддел-Гарт Б. Стратегия непрямых действий (Энциклопедия военного искусства). М.: «АСТ», 1999.

54. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: «Алетейя», 2001.

55. Лурье С.Я. Геродот. М.: «Наука»,1974.

56. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. М.: «Эксмо-Пресс», 1998.

57. Макиавелли Н. Первая декада Тита Ливия: Сочинения. М.:«Эксмо-Пресс», 1998.

58. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира.// Вопросы философии. -2003. №2.-с. 53-65.

59. Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М.: изд-во МГУ, 1983. С.31-45.

60. Мамардашвили М.К. Философские чтения. Спб.: «Азбука-классика», 2002.

61. Меринг Ф. История войн и военного искусства. СПб.: «Полигон», 2000.

62. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: «Издательство восточной литературы», 1975.

63. Мотус А.А. Цицерон и Саллюстий в их отношениях к гражданским войнам Древнего Рима // Саратов.: АМА. Вып. 5. 1983. - с. 33-46.

64. Нефедкин А.К. К вопросу о происхождении фаланги гоплитов.//Жебелевские чтения. Тезисы докладов научной конференции. СПб., 1998. - с.22-25.

65. Никулин Д.А. Афина и Арес.//НЛО. 2002 №55 - с. 13-19. 70.0йзерман Т.И. Проблема долженствования в философии Геге-ля.//Вопросы философии. - 1995 №5 - с.98-107.

66. Саллюстий Крисп. О заговоре Каталины ./Историки античности: Т.2. пер. М. Томашевской; М.: «Правда», 1989.

67. Тит Ливий. История от основания Рима./Историки античности: Т.2. М.: «Правда», 1989.

68. Паяр К. Возможен ли вечный мир? // Логос. 2003. №1.

69. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.: «АСТ», 2005.

70. Платон. Государство/ Диалоги. М.: «Фолио», 2003.

71. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной и немецкой историографии.// Альманах "Университетский историк".- СПб.:2002. Вып.1. -с. 126-147.

72. Поппер К. Р. Чары Платона. М.: «Культурная инициатива», 2004.

73. Разин Е.А. История военного искусства. СПб.: «Полигон», 1999.

74. Рассел Б. История западной философии. М.: «Феникс», 2003.

75. Роттердамский Э. Жалобы мира.//Вопросы философии. 1955.№5

76. Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: «Янтарный сказ», 2001.

77. Стасюлевич М.М. История средних веков. СПб.: «Полигон», 1999.

78. Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Г.Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны: Автореферат дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

79. Соловьев В. Оправдание добра. Сочинения в 2-х томах.Т.1. М.: «Мысль», 1988.

80. Сумин О.Ю. Гегель как судьба России. София.: «Малвина», 1997.

81. Тертулиан. Об идолопоклонстве. Избранные сочинения. М.: «Прогресс-культура», 1994.

82. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина. http://www. humanities.edu. ru/db/m s i? -'4 3351

83. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М.: «Айрис-пресс», 2003.

84. Тоффлер Э. Война и антивойна. М.: «АСТ», 2004.

85. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М.: «Наука», 1973.

86. Фихте И.Г. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане./ Сочинения в 2х томах. Т.2., СПб.: «Мифрил», 1993.

87. Фихте И.Г. Назначение человека./ Сочинения в 2х томах. Т.2.

88. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство./ Сочинения в 2х томах. Т.2.

89. Фома Кемпийский. Подражание Христу./ Богословие в культуре средневековья. Киев.: «Путь к истине», 1992.

90. Франк С. Боевая книжка мира./ Трактаты о вечном мире.М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1963.

91. Фукидид. История./ Историки античности: В двух томах. Т.1. Древняя Греция: Пер. М. Томашевской. М.: «Правда», 1989.

92. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: «АСТ», 2002.

93. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: «АСТ», 2003.

94. ХейзингаИ. Осень средневековья. М.: «Наука», 1988. ЮО.ХейзингаЙ. Homo Ludens. М.: «АСТ», 2004.

95. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М.: «Наука», 1994.

96. Цымбурский В.Л. Сверхдлинные военные циклы и мировая политика. www.russ.ru/politics/meta/20010720-tzim.html

97. ЮЗ.Честертон Г.К. Франциск Ассизский.// Вопросы философии. -№1.1989 с.83-128.

98. Ю4.Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М.: 1983. 105.Шурбелев А.П. Мартин Лютер как политический мыслитель. Автореферат. дис. канд. фил. наук. СПб., 1998. 20 с. Юб.Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: «Ладомир», 2001.

99. Addington, Larry Н. Patterns of War since the Eighteenth Century. 2nd ed. Bloomington, IN, University Press, 1994.

100. Aron, Raymond. Clausewitz: Philosopher of War. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1985.

101. Atiya A.S. The Crusade: Historiography and Bibliography. Blomington, 1962.

102. Bederman D.J. Reception of the Classical Tradition in International Law. NY. 1968.

103. Calvin J., Institutions de la religion crestienne. Publ. J.D. Benoit. P., 19571963, V. 1-5.

104. Elting, John R. The Superstrategists: Great Captains, Theorists, and Fighting Men Who Have Shaped the History of Warfare. N.Y., Scribner's Sons, 1985.

105. Frederic le Grand. Les principes generaux de la guerre. P. 1983.

106. Gallie, W. B. Philosophers of Peace and War: Kant, Klausewitz, Marks, Engels and Tolstoy. Cambridge University Press, 1978.

107. Gat, Azar. The Origins of Military Thought from the Enlightenment to Clausewitz. Oxford, Clarendon Press, 1989.

108. Gerson J. Euvres completes. Paris, 1966.

109. Glossop, R. Confronting War: An Examination of Humanity's Most Pressing Problem. McFarland and Co, Inc., 1987.

110. Haggenmacher, P., Grotius et la doctrine de la guerre juste. P.,1983.

111. Harris W.V. War and Imperialism in Republican Rome. Oxford, 1979.

112. Hobsbaum, Eric. The Age of Extremes. A History of the World, 1914-1991. N.Y. Vintage Books, 1996.

113. Kirk G.S. War and the Warrior in the Homeric Poems// Problemes de la guerre en Grece ancienne. Paris. 1985.

114. Makers of Modern Stategy: From Machiavelly to the Nuclear Age. Edited by Peter Paret. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1986.

115. Montrose, Lynn. War Through the Ages. 3rd ed. NY, Harper and Row, 1960.

116. Momigliano A. Some Observations of Causes of War in Ancient Historiography// Stadies in Historiography. L., 1966.

117. Syvan E. L'Islam et la croisade. Ideologic et propaganda dans les reactions musulmanes aux croisades. Paris, 1968.

118. Shlomo Avineri Hegel and the Modern State. Cambridge University Press, 1972.

119. Schilling, H. Aufbruch und Krise. Deutschland 1517-1648. 4.Aufl. Berlin, 1998.

120. St.ThomasAquinas.TheSummaTheologica,I-II,Q.40.w\vvv.Newacivenf.()r;?y'V.unima/20400I .htm.

121. Vlaston G. The Theory of Social Justice in the Polis in Plato's Repab-lik//Interpretations of Plato. L., 1977.

122. Van Creveld, M. Supplying War: Logistics from Wallenstine to Patton. Cambridge University Press, 1977.

123. Willemart P. Les croisades. Mythe et realite de la guerre saint. Paris, 1972.

124. Williames J. Les croisades, apogee de la chevalerie. Paris, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.