Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кошкарова, Юлия Александровна

  • Кошкарова, Юлия Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 213
Кошкарова, Юлия Александровна. Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2011. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кошкарова, Юлия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МЕДВЕДЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ.

1.1 Архетипический образ медведя: сущность, генезис, особенности формирования.

1.2 Основные направления и подходы к формированию исследовательского поля культурологии в изучении образа медведя.

1.3 Сущностная характеристика моделей интегрального архетипического образа медведя в контексте культурологического знания.

ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЕДВЕДЯ В МИФОПОЭТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА.

2.1 Образ медведя в охотничьих культах и верованиях народов России.

2.2 Архетипический образ медведя как составной элемент русских народных сказок.

2.3 Мотивы архетипического образа медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России»

Актуальность темы исследования определяется социокультурной ситуацией, сложившейся в современном мире, и обусловлена возросшим интересом к культуре России как феномену, сущность и истоки которого скрыты в глубинах исторического прошлого страны.

Архетипический образ медведя занимает важное место в духовном наследии народов России, что объясняет повышенный интерес к нему как общенациональному символу страны. Изучение этого концепта актуально для углубленного осмысления проблем современного российского общества и его культуры.

Выявление сущностной характеристики предмета исследования актуализировано в силу того, что он как символическое выражение архаических установок определяет особенности мировоззрения, мироощущения и миропонимания народа, имеет непосредственную связь с формированием психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе, входит в структуру системы его ценностей. Исследуемый концепт содержит архетипические черты, формирующие ментальность россиян и образ России в целом, как внутри, так и за ее пределами.

Чтобы понять суть исследуемой( проблемы, надо «заглянуть» в историю, следы которой скрыты глубоко. Они фрагментарны, не раскрывают всего многообразия-исследуемого феномена и заставляют обращаться к его гипотетическим реконструкциям в теории и истории культуры.

Актуальность темы-работы обусловлена также необходимостью обращения, к жанрам народного творчества древнего населения России: охотничьим культам и верованиям, сказкам, традициям почитания языческих богов и православных святых, описания их содержания и раскрытия интегра-тивной основы в контексте современных этнокультурных и социально-политических процессов.

Вышеизложенное актуализировало недостаточную изученность смысловых, структурных оснований и механизмов функционирования архетипи-ческого образа медведя в духовной культуре народов России и определило необходимость его культурологического осмысления.

Степень изученности проблемы. Образ медведя издавна привлекает ученых различных направлений гуманитарного знания, о чем свидетельствует обширная источниковая база диссертационной работы.

Так, в исследовании использованы, идеи Ф. Боаса, Р. Бенедикт, Э. Кас-сирера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, К. Хюбнера, М. Элиаде и др., касающиеся первобытной культуры и религии.

Поворотным моментом в осмыслении изучаемого концепта стало обращение к работам ученых в области аналитической психологии, в частности, к теории архетипов коллективного бессознательного, разработанной К. Юнгом и его последователями. Определенное место данной проблематике уделяется в трудах историко-философского, религиоведческого и этнопсихологического направлений, а также в политических и маркетинговых публикациях. В частности, роль и место архетипов в России описаны Г. Гачевым, К. Касьяновой, И. Мостовой, А. Квакиным, А. Скориком, В. Сторчаком и др.

Особое значение в формировании культурологического аспекта проблемы принадлежит исследованиям современных отечественных культурологов С. Аверинцева, М. Бахтина, Н. Гашевой, П. Гуревича, Г. Драча, М. Кагана, С. Лурье, Э. Маркаряна, В. Найдыша, А. Флиера и др., а также диссертационным работам Т. Солониной, И. Цыреновой и др.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесли историки и этнографы, зафиксировавшие и описавшие культ медведя у народов Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока (И. Авдеев, Е. Алексеенко, Н. Гондатти, В. Ионов, А. Каннисто, Е. Крейнович, В. Кулемзин, Р. Митусова, А. Немтуш-кин, В. Новицкий, Г. Новицкий, И. Остроумов, Э. Пекарский, И. Смирнов, 3. Соколова, И. Таксами, В. Цветков, М. Шатилов, Л. Штернберг и др.).

Отдельные аспекты образа медведя в древних и современных культурах Сибири, Севера и Дальнего Востока изучены Н. Алексеевым, А. Бадмае-вым, А. Бауло, Ф. Болоневым, В. Бутанаевым, А. Ким, П. Косинцевым, С. Мезенцевой, Н. Соломоновой, А. Табаревым, Т. Троицкой, М. Тэминой, Н. Федоровой, Е. Фурсовой, Л. Чиндиной, В. Широковым и др.

В осмыслении сущности, генезиса, особенностей формирования и развития архетипического образа медведя определенный вклад внесли общетеоретические работы отечественных ученых по этнографии (С. Арутюнов, В. Богораз-Тан, Ю. Бромлей, Л. Гумилев, С. Токарев, К. Чистов и др.), семиотике (М. Евлезин, В. Иванов, Ю. Лотман, Е. Мелетинский, Л. Морина, В. Топоров др.), фольклористике (А. Афанасьев, Д. Зеленин, В. Пропп и др.).

Религиозные верования и традиции, связанные с почитанием образа медведя у русского народа изучались по работам Г. Глинки, В. Даля, М. За-былина, А. Кайсарова, А. Коринфского, А. Терещенко и др.

Эмпирическая база диссертации формировалась на материалах, собранных российскими археологами в разные периоды истории: в XIX в.: Н. Новокрещенных, С. Сергеевым, А. Спицыным, Ф. Теплоуховым и др.; в советский период О. Бадером, В. Генингом, Р. Голдиной, Л. Голубевой, Л. Грибовой, А. Збруевой, Б. Кониковым, К. Корепановым, Н. Мажитовым, В: Ма-тюшенко, В. Могильниковым, В. Молодиным, В. Мошинской, И. Мягковым, В. Обориным, А. Окладниковым, Ю. Поляковым, Э. Савельевой, А. Сидоровым, А. Смирновым, С. Студзитской, М. Талицким, В. Чернецовым, Г. Черновым, Л. Чиндиной, Д. Эдингом и др.; в настоящее время О. Даниловым, Л. Липиной, Е. Ложкиной, А. Майничевой, И. Октябрьской, Л. Тойдыбековой, М. Чемякиной и др.).

Работы Г. Дзенискевича, В. Кернера, Н. Новикова, Э. Померанцевой, Л. Танкиевой, Б.Успенского и др. по анализу и интерпретации образа медведя в произведениях фольклора (сказки, мифы, обрядовые песни и др.) помогли выделить архетипические черты исследуемого концепта.

Важную лепту в изучение предмета исследования в рамках философ-ско-психоаналитического подхода внесли работы Б. Дорошина, Л. Ермолаевой, С. Коваленко, А. Куликова и др.

Однако анализ публикаций, по выбранной проблеме показал, что степень разработанности ее в рамках теории и истории культуры пока недостаточна, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.

Объект диссертационного исследования — духовная культура России.

Предмет исследования - охотничьи культы и верования народов России, русские народные сказки, традиции почитания языческих богов и православных святых как универсальные мифологемы, реконструирующие архе-типический образ медведя.

Цель исследования — разработка модели интегрального архетипического образа медведя, отражающей трансформацию этого концепта в истории духовной культуры России.

Задачи исследования:

1. раскрыть, сущность, генезис и особенности формирования архетипического образа медведя в духовной культуре народов России;

2. охарактеризовать основные направления и подходы к изучению архетипического образа медведя в культурологическом знании;

3. выделить и сопоставить основные модели и мотивы-компоненты, интегрального архетипического образа медведя в исследовательском дискурсе культурологии;

4. выявить архетипические основы почитания образа медведя в охотничьих культах и верованиях народов России;

5. осуществить культурологический/ анализ; основных компонентов архетипического образа медведя в русских народных сказках;

6. определить место архетипического образа, медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась в результате анализа источников и литературы, методологический статус которых позволил выявить сущностные характеристики архетипического образа медведя в духовной культуре народов России.

Теоретический каркас исследования составили идеи преемственности в развитии истории, философии и культурологии, рассмотренные в их системности, конкретности, историчности, целостности.

Логико-методологические принципы изучения выбранного концепта сформировались под влиянием идей и теорий М. Бахтина, Л. Гумилева, А. Флиера, М. Элиаде, К. Юнга и др.

Историко-философский подход к исследованию образа медведя опирался на работы А. Анисимова, М. Турова, историко-культурный аспект сложился на основе трудов И. Винокуровой, 3. Соколовой, И. Цыреновой, А. Черных, Б. Шойнжонова и др.

Структуралистский подход в исследовании обоснован трудами В.- Иванова, В. Топорова, Е. Шмидт.

Компаративистский подход в изучении образа медведя доказывается концепциями российских ученых Б. Васильева, Н. Харузина, Н. Ядринцева и английского этнографа Дж. Фрэзера. Социологический подход обоснован в работах К. Жигульского и др.

Комплексный подход раскрывался в контексте трудов С. Астапова, Т. Волошиной, Н. Воронина, А. Гуры, Д. Зеленина, Ю. Кривошеева, Е. Левки-евской, Л. Мирончикова, Н. Никольского, В. Петрухина, В. Проппа, Б. Рыбакова, С. Токарева, В. Чернецова, В.Чичерова и др.

Комплексный и системный подходы позволили расширить исследовательское поле за счет включения в его инструментарий деятельностного, аксиологического, семиотического, историко-генетического, структурно-функционального, структурно-типологического, герменевтического подходов. Исследовательская база диссертации формировалась посредством применения методов причинно-следственных связей, аналогии, сравнения, анализа и синтеза, моделирования и реконструкции, а также метода пережитков.

Сформированная теоретико-методологическая основа диссертационной работы конкретизировала и уточнила ее исследовательский аппарат, научную и практическую компетентность.

Эмпирическую базу исследования составили этнографические заметки, описания традиций почитания медведя и проведения медвежьего праздника у народов Урала, Сибири, Севера'и Дальнего Востока, произведения фольклора народов России (мифы, легенды, предания, сказки, обрядовые песни и т.д.), результаты археологических раскопок.

Научная новизна диссертационного исследования подтверждается новыми научными результатами, полученными соискателем, которые обусловлены:

1. комплексным и многоаспектным исследованием выбранной проблемы в концептуальной постановке культурологии;

2. выявлением и введением в научный оборот материалов и источников, представляющих конкретно-исторический потенциал теоретических изысканий в рамках обозначенной проблемы в области культурологического знания;

3. использованием интегративного подхода, позволившего осуществить анализ и синтез философско-культурологических, психоаналитических, фолыслорно-этнографических, исторических, филологических теорий и концепций с целью определения сущностных характеристик архетипического образа медведя;

4. обоснованием идеи о выделении четырех хронологических этапов в изучении образа медведя, а также определением направлений и подходов в его исследовании с целью систематизации массива источников и научной литературы по проблеме;

5. описанием и анализом охотничьих культов и верований, народных сказок, традиций почитания языческих богов и православных святых у народов России как универсальных мифологем, раскрывающих архетипический образ медведя;

6. выделением алгоритмов и построением модели интегрального архе-типического образа медведя, сформировавшейся в процессе трансформации этого концепта в истории развития духовной культуры России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культурологический подход, в силу своего комплексного характера, позволил обобщить, систематизировать и осмыслить результаты исследования архетипического образа медведя, определить его сущность, генезис, выявить особенности формирования в духовной культуре народов России и дать содержательную характеристику этому концепту, сложившуюся на основе синтеза тотемических воззрений и промысловых культов, женских архетипов матери и мудрой старухи, которые, по мере разложения материнского родового строя, заменялись мужскими архетипами отца и мудрого старца, приобретая антропоморфные черты.

2. Анализ источников и научной литературы впервые в культурологическом знании доказал необходимость выделения четырех хронологических этапов в изучении архетипического образа медведя (X - XVIII вв.; XIX в. -начало XX в.; 20-80-е гг. XX в.; 90-е гг. XX в. - начало XXI в.) с целью определения их характерных особенностей, направления развития. Актуальным и перспективным, с нашей точки зрения, стал интегративный' подход, позволивший осмыслить процесс формирования архетипического образа медведя и этапы его изучения.

3. Результаты исследования позволили сделать вывод, что структура архетипического образа медведя многоаспектна и включает пять пластов, каждый из которых содержит комплекс архетипических и семантических представлений об этом концепте:

- первый пласт - древнейший глубинный слой, включающий представления о медведе/медведице как генезисе жизни, божестве, породившем эту жизнь;

- второй пласт - включает представления о медведе как тотеме - общем предке - прародителе людей и животных в целом;

- третий пласт связан со слоем рода, в котором медведь — мифический предок и символ рода, духов предков, мертвых;

- четвертый пласт - это слой уровня семьи, в котором медведь является родителем (отец, мать), супругом или ребенком; I

- пятый пласт содержит поверхностный слой, где медведь выступает уже как субъект социальных отношений, обладающий определенным социальным статусом и ролью: герой, жрец, царь, судья. 4. В диссертации выделены три модели архетипического образа медведя, впитавшие особенности основных этапов его формирования и развития:

- «классическая» обско-угорская модель;

- «переходная» пермская модель;

- итоговая «трансформированная» русская модель.

Сопоставление мотивов-компонентов образа медведя на примере представленных моделей доказывает, что культ медведя издавна существовал у предков русского народа. Можно сделать вывод, что интегральный архети-пический образ медведя в итоговой «трансформированной» русской модели подвергся значительным изменениям и деформации, пройдя путь от тотемного предка - зверя до христианского святого

5. В работе дано авторское определение понятию «культ медведя», под которым понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположение» медведя к человеку.

Основными мотивами-компонентами культа медведя являются представления о нем как о зверином предке - потомке небесного отца и мифической земной матери, брачном партнере, существе со сверхспособностями, которое может принимать как облик зверя, так и человека; данные мотивы -компоненты восходят к архетипам отца/матери, анимы/анимуса, частично тени и мудрого старца. Представления о медведе как хозяине, герое, духепокровителе, главе духов - предков, восходят к более поздним архетипам дитя, хозяина-царя, героя.

6. Модель интегрального архетипического образа медведя представляет собой многослойный идеальный конструкт, целостную систему, включающую базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс соприкасающихся и тесно переплетающихся мотивов-компонентов, среди которых:

- небесный медведь - организующее начало (божественный прародитель и/или его потомок, он связан с первыми тремя пластами в структуре образа медведя и восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи);

- земной медведь - оборотень (брачный партнер, хозяин и охранитель сферы (лес, горы, дом), медведе - человек, он связан с четвертым и пятым пластами, восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи, ани-мы/анимуса, героя, хозяина, Тени);

- подземный медведь — хтоническое существо (представитель/божество нижнего мира или его потомок, он связан с первыми тремя пластами и восходит к архетипам Матери/Отца, мудрого старца/старухи, Тени).

Эта модель представляет собой концентрированное отражение картины мира древнего человека, соединяющая пространство (все миры и сферы), время (медведь выступает и родителем-предком, и сыном-Героем, и как последующая реинкарнация зверя или человека), а также самость человека как синтез природного, социального и гипостазированного.

На формирование модели интегрального архетипического образа медведя и ее модификаций оказывали влияние процессы, происходящие в духовной жизни народов России. Основные структурные элементы этой модели сложились в процессе культурогенеза и определили особенности материальной и духовной культуры России, в том числе религии, верований, традиций и обычаев, фольклора, менталитета, национального характера, уклада жизни и т.д.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении периодизации, направлений и подходов к изучению архетипического образа медведя на основе анализа и систематизации научной литературы; разработке структуры архетипического образа медведя и выделении составляющих ее пластов, а также формировании модели интегрального архетипического образа медведя как многослойного идеального конструкта, содержащего базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс мотивов-компонентов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекционных курсов по культурологии, философии, отечественной истории, религиоведению, этнологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на международных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: III Международной научно-практической конференции «XX век в истории России: актуальные проблемы» (г.Пенза, 2007 г.); V международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства» (г.Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI в.» (г.Новороссийск, 15 - 16 июня 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Прошлое, настоящее и будущее России и российского общества» (г.Москва, 2010 г.); межвузовской научной конференции «Культура. Цивилизация. Личность» (г.Краснодар, 2004 г.); межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современности: научные подходы и внедренческие технологии» (г.Новороссийск, 17 мая 2007 г. и 16 октября 2007 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры КГУКИ (Протокол № 4 от 24.11.2010 г.).

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кошкарова, Юлия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С глубокой древности и до наших дней образ медведя занимает видное место среди мифологических героев, это один из самых распространенных и наиболее древних образов религиозных верований, обрядности и фольклора в культурном пространстве России.

Данный концепт издавна привлекает к себе внимание ученых. Его научное исследование насчитывает более чем двухвековую историю. Образ медведя являлся объектом фольклорно-этнографических, археологических, историко-культурных, религиоведческих, искусствоведческих, лингвистических, психоаналитических исследований.

Преобладающими подходами в исследовании образа медведя являются: дескриптивный, историко-философский, социологический, семиотический, компаративный, герменевтический, структурный, комплексный, культурологический, философско-психоаналитический.

Исследование образа медведя как феномена культуры предполагает применение интегративного и комплексного подходов, позволяющих наиболее полно раскрыть архетипическую сущность этого концепта.

Формирование архетипического образа медведя уходит корнями в глубокую древность, в доязыковую эпоху. Начало почитания образа медведя связано с медвежьими пещерами палеолита, в которых в значительных количествах найдены останки пещерных медведей, в том числе захороненных с применением специальных ритуалов.

Генезис архетипического образа медведя связан с синтезом тотемиче-ских воззрений и промысловых культов. Поклонение медведю издревна носило характер зоофагического культа.

Центральным элементом культа является медвежий праздник как комплекс обрядов, связанных с убийством медведя, поеданием его туши, ритуальным уходом за костями и черепом животного с целью последующего возрождения медвежьей особи, а так же с совершением различного рода умилостивительных обрядов с целью обеспечения благоприятного расположения медведя. Идеологическим стержнем культа медведя являлся древнейший миф об умирающем и воскресающем звере/Боге.

Архетипический образ медведя, рассмотренный нами на примере охотничьих народов России, формируется в рамках тотемических верований, переплетающихся с идеями плодородия и умножения животных промыслового культа. Основными мотивами-компонентами образа медведя у охотничьих народов России являются представления о нем как о зверином предке — потомке небесного отца и мифической земной матери, брачном партнере, существе со сверхспособностями, которое может принимать как облик зверя, так и человека. Данные мотивы-компоненты восходят к архетипам Отца/Матери, анимы/анимуса, частично Тени и Мудрого Старца. Отметим, что первоначальную базовую модель интегрального архетипического образа медведя составляют женские архетипы матери и мудрой старухи, которые, по мере разложения материнского родового строя, заменяются соответственно мужскими архетипами отца и мудрого старца.

Представления о медведе как хозяине, мифическом и культурном герое, духе-покровителе, главе духов — предков, восходящих к архетипам хозяина-Царя, Героя, являются более поздними пластами в образе медведя. Так, на образ зооморфного хозяина медвежьего вида, выросшего из образа тотема-покровителя охотничьего промысла, наслаиваются архетипы жреца, царя и героя, у которых преобладают антропоморфные черты, а от старых архетипов остаются сверхъестественные возможности и способность к оборотниче-ству.

Архетип дитя, в силу своей специфики, выступает в качестве переходного, соединительного звена, синтезирующего старые и новые архетипы в процессе формирования интегрального архетипического образа медведя. Не случайно легенды, главным героем которых выступает медведе-человек, в качестве предистории содержат сюжет его чудесного рождения в результате священного брака тотема-зверя и человеческого родителя, а, в дальнейшем, архетип «дитя» сращивается с архетипами героя, жреца и вождя-царя.

Постепенный отход роли охоты на второй план, вытеснение родовых охотничье-промысловых культов аграрными приводит к антропоморфизации и усложнению образа медведя, получившего на этой стадии связь с солярным и растительными культами. Архетипические идеи круговорота жизни и смерти в природе, плодородия, возрождения животных - важнейшие характеристики образа медведя как нельзя лучше были востребованы у народов, основой хозяйства которых становится земледелие и скотоводство.

Наиболее явно это представлено в «пермской» и «русской» моделях архетипического образа медведя. Пермская «переходная» модель образа медведя, на наш взгляд, представляет собой важное для исследователя промежуточное звено в процессе трансформации интегрального образа медведя. Впрочем, и «классическая» обская модель была взята нами за некий эталон, точку отсчета достаточно условно, поскольку исследование ее этнографами и фольклористами началось уже в несколько деформированном виде. Сопоставление классического и переходного вариантов почитания медведя с фольклорными данными, археологическим материалом и представлениями о медведе у русских, позволяет предположить, что культ медведя некогда в древности существовал у славянского населения - предков русского народа.

Интегральный архетипический образ медведя в итоговой русской модели является результатом длительной трансформации, он подвергся значительным изменениям, наслоениям, деформации, пройдя путь от тотемного предка - зверя до христианского святого.

Архетипический образ медведя, анализируемый по материалам русских сказок, предстает несколько противоречивым, поскольку в нем переплетены отголоски былого могущества, величия и силы с сатирическим подходом к персонажу сказок о животных.

Наиболее древними сказками, раскрывающими сущностные основы образа медведя, являются сюжеты о медведе на липовой ноге, восходящие к медвежьему празднику архаических охотников и культу медвежьих лап. В этой сказке медведь выступает как гарант и хранитель традиций, карающий людей за их нарушение.

К древнейшему мифическому сюжету «священного брака», связанного с идеей плодородия и воспроизводства, восходит сюжет сказки «Девушка и медведь», воплощающий в образной форме архетипы анимы/анимуса в сознании русского человека. Ее традиционным продолжением являлся сюжет о появлении медвежьего героя (Ивашка-Медвежье Ушко), противостоящего звериному отцу, выполнявшего защитные функции в обществе, являющемся носителем характеристик архетипа Героя. Древние тотемические воззрения и идеи оборотничества отражают сказки, героем которых является медведе-человек.

Изменение роли медведя в хозяйственной жизни народа приводит к утрате некоторых элементов в образе самого медведя, что ясно прослеживается на примере сказок о животных. В сказках о животных образ медведя, как и в мифах, продолжает сохранять внешнее величие, однако внутренние качества его уже совершенно иные, что приводит к резкому отличию образа медведя -героя мифа от медведя - персонажа сказки о животных. Он становится более похожим на человека, чем на божественного предка.

В русских сказках о животных медведь как хозяин леса, покровитель диких и домашних животных, хозяин медвежьего вида сохраняет черты архетипа Хозяина-Царя и Мудрого Старца. В то же время взаимозаменяемость в сказках образов медведя и лешего (воплощающего архетип Тени) свидетельствует о присутствии в этих образах сходных архетипических черт.

Огромный пласт русского фольклорно-этнографического материала указывает на то, что медведь связан в народных представлениях с нечистой силой. Леший и домовой отождествлялись с медведем внешне и функционально; вероятно, оба духа-хозяина являются результатом дифференциации образа некогда единого мифического (медвежьего) существа — тотемного предка, покровителя рода и хозяйственной деятельности.

Образы, медведя и языческого бога Белеса тесно переплетаются. Их близость проявляется во внешних характеристиках, в имени самого бога и как иносказательного названия медведя, в способности Белеса обращаться в медведя. Оба образа смыкаются и в функциональной области: покровительство охотникам и животным, обеспечение плодородия и воспроизводства материальных благ, связь с подземным миром - миром мертвых, выступление в качестве гарантов клятвы и т.д. /

С принятием христианства и возникновением на Руси феноменам двоеверия, полного поглощения всего многообразия функций Велеса-медведя каким-либо одним православным святым не; произошло;: его функции; и черты наследуются и распределяются между целым рядом святых. Наиболее четко характерные мотивы архетипического образа медведя просвечивают сквозь лики святых Власия, Флора и Лавра,. Николая Угодника, Георгия и Ильи.

Изменения в образе медведя были тесно связаны с изменением форм хозяйственной жизни народов (переход от охоты к скотоводству и; земледелию), определявших изменение в их духовной сфере; Однако общая символическая составляющая данного концепта сохранилась,^поскольку в ее основе лежат важнейшие универсальные архетипы коллективного бессознательного.

Сопоставление моделей-модификаций интегрального архетипического образа медведя у народов, почитавших его, но находящихся на разных стадиях социально-экономического развития, позволяет восстановить «недостающие» компоненты•, образа медведя, что позволяет понять, осмыслить, а, по возможности, реконструировать его культ, проследить основные направления и этапы трансформации данного образа в духовном пространстве России.

Полифункциональность и устойчивость , архетипического; образа.' медведя свидетельствует о его важном месте в духовной культуре и ментально-сти народов России. Образ медведя популярен в России до сих пор: медведь -герой множества сказок и песен, он присутствует на гербах российских городов и в топонимике. Более того, не случайно известная политическая партия современной России сделала медведя своим символом.

Архетипический образ медведя в современной России, по сути, является проекцией исторической народной памяти об архетипическом «идеальном» медведе-первопредке, медведе-богочеловеке, поэтому в отношении к нему присутствует огромная симпатия и уважение. Медведь, в полной мере, выступает одновременно как внешний и внутренний образ россиянина, поэтому архетипический образ медведя «обречен» на длительное существование в качестве символа общероссийского масштаба.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кошкарова, Юлия Александровна, 2011 год

1. Источники и научная литература

2. Аарне, А. Этюды в области финских сказок Текст. / А. Аарне // Этнографическое обозрение. 1892. - № 2. - С. 125-126.

3. Абрамян, Л. Первобытный праздник и мифология Текст. / Л. Абрамян. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1983.

4. Авдеев, И.И. Песни народа манси Текст. / И.И. Авдеев. Омск: Обл-гиз, 1936.

5. Аверинцев, С.С. «Аналитическая психология» К.- Г. Юнга и закономерности творческой фантазии Текст. / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. 1970. - №3. - С.113-143.

6. Аверинцев, С.С. Архетипы Текст. / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.-Т. 1.-С.110- 111.

7. Аврорин, В.А. Орочские сказки и мифы Текст. / В.А. Аврорин. Новосибирск: Наука, 1966.

8. Аврорин, В.А. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» Текст. / В.А. Аврорин, И.И. Козьминский // Сборник Музея Антропологии и Этнографии Л.: Наука, 1949. - Т. 11. - С. 324 - 334.

9. Айхенвальд, А.Ю. реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов Текст. / А.Ю. Айхенвальд, В.Я. Петрухин, Е.А. Хелимский // Балто-славянские исследования 1981. М.: Наука, 1982.-С. 162-192.

10. Акцорин, В.А. Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания Текст. / Составитель В.А. Акцорин, под ред. С.С. Сабитовой. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1991.

11. Алексеев, A.A. Забытый мир предков (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья) Текст. / A.A. Алексеев. -Якутск: КИФ «Ситим», 1993.

12. Алексеев, H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. Текст. / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1975.

13. Алексеенко, Е.А. Культ медведя у кетов Текст. / Е.А. Алексеенко // Советская этнография. i960. - №4. - С.90 - 103.

14. Алексеенко, Е.А. Мифы, предания, сказки кетов Текст. / Е.А. Алексеенко М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

15. Алексеенко, Е.А. Представления кетов о мире Текст. / Е.А. Алексеенко // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.). Отв. ред. И.С. Вдо-вин. - Л.: Наука, 1976. - С.67-105.

16. Андреев, А.Л. Национальный менталитет и политика Текст. // Политическая психология / А.Л. Андреев. М.: Весь мир, 2002. - Гл. 5.

17. Андреева, Е.Г. Древние млекопитающие по археологическим материалам Среднего Поволжья и Верхнего Прикамья Текст. / Е.Г. Андреева, А.Г. Петренко // Из археологии Волго Камья. - Казань, 1976.19,20,21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.