Армяно-аланские отношения в древности и средние века тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02., кандидат исторических наук Габриелян, Розалия Аршаковна

Диссертация и автореферат на тему «Армяно-аланские отношения в древности и средние века». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 300222
Год: 
1984
Автор научной работы: 
Габриелян, Розалия Аршаковна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Ереван
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02.
Специальность: 
История СССР
Количество cтраниц: 
309

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Габриелян, Розалия Аршаковна

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.2

ГЛАВА Г. ЭТНОНИМ "АЛАН" НО АРМЯНСКИМ ИСТОЧНИКАМ

У-ХУШ вв.21

ГЛАВА 1Г. РОЛЬ АРМЕНИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА

У АЛАН ДО УП в.48

ГЛАВА Ш. АРМЯНО-АЛАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: .72

ГЛАВА ГУ. СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АЛАН ПО АРМЯНСКИМ

ИСТОЧНИКАМ.109

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Армяно-аланские отношения в древности и средние века"

В истории древней и средневековой. Армении армяно-аланские отношения играли исключительно важную роль. Со времени появления алан на Северном Кавказе в I веке н.э. установились регулярные армяно-аланские отношения. Они проявлялись первоначально в виде политических столкновений между аланами и царством Великая Армения, а в дальнейшем стали охватывать и различные стороны социальной и религиозной жизни в период с I по УП вв. В течение послу-дующего времени, в связи с возвышением Грузинского царства и Византийской империи, аланы были втянуты в круг политических и военных интересов этих государств.

Исследование процесса складывания армяно-аланских отношений, вскрытие их социально-экономических и политических причин, затрагивают вопросы не только истории Армении и Алан, но и сопределен-ных с ними северокавказских народов. Подобная постановка проблемы позволяет решить ряд новых вопросов по истории отношений северокавказских народов с закавказскими.

Изучение данной темы неотделимо от вопросов военной и политической истории Армении и Алании. Оно позволяет выявить существенные аспекты социальной и политической истории алан, определить характер и значение многовековых контактов, имевших место между двумя народами. В сугубо исторических исследованиях объектом исследования являются проблемы истории Армении и Алании периода 1-ХУ вв. в целом. При этом невольно игнорируются особенности и характер армяно-аланских взаимоотношений. Немногочисленные высказывания ученых на эту тему не могут дать полной картины исторических связей двух индоевропейских народов на Кавказе - армян и алан.

Предметом исследования являются вопросы истории армяно-алан-ских отношений. Главная цель работы - создание целостной истории многовековых связей двух народов.

При этом центральная задача диссертации состоит в раскрытии важных вопросов взаимосвязей армян с аланами на фоне сложившейся на Кавказе сложной международной обстановки, которая определялась с одной стороны возраставшим давлением на Армению Сасанидского Ирана, с другой - Византийской империи, и частых выступлений алан в союзе с другими народами Северного Кавказа против Армении. Этой теме посвящены фрагментарные заключения советской и зарубежной исторической науки. При всей важности проделанной работы, вопросы истории армяно-аланских" отношений в целом остались в них незатронутыми, отчего и выводы сделанные в них; нередко оказываются ошибочными .

Руководствуясь современными требованиями исторической науки и опираясь на достижения арменоведения и осетологии на данном этапе автор диссертации преследует цель восполнить пробел в изучении истории взаимоотношений двух народов - армян и алан.

В диссертации поставлены следующие задачи: во-первых, на основе параллельного сличения сведений из армянских источников с данными памятников на других языках, выяснить вопрос о содержании этнонима алан в древний и средневековый период; во-вторых, проанализировать данные письменных источников очерчивающих время и обстоятельства распространения христианства среди алан до УП в.; в-третьих, осветить процесс складывания военных и политических взаимоотношений этих народов; в-четвертых, исследовать вопросы малоизученной социальной истории алан на основании данных армянской историографии У-ХУШвв.

В историографии Армении и Осетии настоящая работа - это первая попытка освещения вопросов , истории армяно-аланских отношений в древности и в средние века. Привлечение широкого круга источников (прежде всего армянских), и использование имеющейся литературы, применение комплексного сравнительно-исторического изучения позволили воссоздать более аргументированную картину взаимосвязей, армян и алан в 1-ХУ вв.

В работе рассматривается вопрос об изменении содержания этнонима алан в армянских источниках У-ХУШ вв.

Впервые в арменоведении и осетологии ставится и решается вопрос о роли Армении в распространении христианства у алан до УП века.

Детально анализируются вопросы армяно-аланских политических отношений, сыгравших значительную роль в истории обоих народов.

Изучены вопросы социальной истории алан по сведениям, почерпнутым из памятников богатой армянской историографии. В совокупном рассмотрении всех этих вопросов и аспектов, позволившем дать исторический: очерк армяно-аланских отношений и вскрыть основные пути и характер их складывания и состоит научная новизна данной диссертационной работы.

Методологической основой исследования является исторический материализм. Диссертант руководствовался теоретическими положениями классиков марксизма-ленинизма о рабовладельческой и феодальной формации и закономерностях их развития.

В настоящей работе, выдвигаются и обосновываются следующие, основные положения.

Впервые этническое название "Алан" появляется в письменных источниках! в. н.э. - произведениях Аннея Сенеки (конец I в. до н.э. - 65 г. н.э.), Марка Аннея Лукана (39-65 гг. н.э.),Этот этноним фигурирует и в сочинениях античных авторов - Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Валерия Флакка. Все перечисленные авторы локализуют алан на Северном Кавказе.

Среди письменных источников, содержащих материалы для исследования вопроса о содержании этнонима алан - армянские являются наиболее полными и сравнительно подробными. Этническое название алан фигурирует в трудах армянских авторов У в. - Мовсеса Хоре-наци, Фавстоса Бузанда, Егише, Агатангехоса, Лазаря Парпеци. Аланы упоминаются ими и как "северяне", "разношерстные племена", "люди той стороны" (Северного Кавказа). По данным армянских источников Ув. аланы появились на Северном Кавказе в Гв. н.э. Параллельное сличение сведений армянских авторов Ув. с данными античных авторов Гв. н.э. и греко-латинских источников дает основание утверждать, что этноним алан по армянским источникам Увека носил собирательный, характер в период с I по 1У вв. В армянских источниках. У века намечается- тенденция заменить собирательный^ этноним аланы этнонимом гунны. (Егише, главы Ш, УГ, X).Однако уже источник УЕПвека "Ашхарацуйц",локализуя алан на указанной территории, дает сведения об узкоэтническом характере этнонимаалан,и различает основные компоненты алано-осетинского шгноса ~ашдигор,ди-гор, двал.

В армянских- источниках последующих веков этноним алан носит узкоэтнический характер.

Армянские источники проливают свет и на такую важную проблему, как вопрос о соотношении этнонима алан и агван (албан).Так в армянских источниках содержатся сведения,в которых аланы выступают под названием агван (албан).

Царя Урнайра автор УП в. Мовсес Каганкатващ называет царем агванов в контексте, где речь идет о нашествии 72 г. в Армению алан в союзе с северо-кавказскими народами, заимствуя полностью этот отрывок у Мовсеса Хоренаци (кн.П, гл.50). Это говорит о том, что в армянской историографии иногда путают этнонимы алан и агван и исследователю в каждом конкретном случае надо уточнять контекст,прибегая прежде всего к факту локализации алан на Северном Кавказе, агван - на северо-востоке царства Великой Армении:.

Вопрос о роли Армении, в распространении христианства у алан до УП века ставится впервые.

Бурные; политические события первых' веков нашей эры и эпохи раннего христианства в Закавказье поставили перед развитыми государствами того времени - Арменией, Грузией, Ираном - задачу привлечения "северных народов", в том числе и алан, на свою сторону. И чаще всего эта удавалось именно Армении и Грузии, которые были расположены ближе к ним и занимали более выгодное стратегическое положение по сравнению с Ираном.

Эти обстоятельства предполагали заключение мира между Арменией и "северными народами", между Грузией и "северянами" в совместной борьбе против Сасанидского Ирана и Византии. Однако временные союзы народов Закавказья с народами Северного Кавказа были непрочными. Во весь рост вставала задача закрепления этих союзов насаждением христианства.

Сведения о распространении христианства на Северном Кавказе имеются у армянских историков - Агатангехоса, Фавстоса Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Лазаря Парпеци* в "Мученичестве Сукиасянцев" и "Мученичестве Воскеанов". Она в основном говорят о попытках распространить христианство в стране гуннов через Дербентский проход. Изучение этих сведений и данных сирийского источника У1века,

Захария Ритора, а также содержание этнонимов "аланы", "гунны" дает основание утверждать, что христианство проникало на Северный Кавказ через Дарьяльский проход и именно к аланам. Проникновение христианства на Северный Кавказ через Дарьяльский проход подтверждается и топонимическим материалом.

Сведения о внешне-политических связях алан, о их мирных и военных отношениях с сопредельными народами недостаточны. Тем не менее армянские источники дают представление об аланах, как о сильном народе, совершавшем походы далеко за пределы Северного Кавказа,

Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан относится ко второй половине I в. н.э. Это сведение Мовсеса Хоренаци (кн.П, гл.50) о нашествии алан в Армению. Событие это приписано Арташесу (Трдат - 1-63-88 гг.). Это было первое знакомство армян с аланами. Династический брак Арташеса с аланской царевной Сате-ник (кн.П, гл.52), явился попыткой- установить тесные контакты с аланами, тем самым обезопасить свою страну от разрушительных походов алан.

Нашествия 72-74 гг. заставили их~ построить укрепления в районе Дариала. Вторжения алан продолжаются и во П веке.

События развиваются и в Ш-1У вв. во время царствования армянского царя Трдата Ш (298-330 гг.Х В 316 г. аланы вторгаются в Армению ж царь Трдат Ш с целью установления мира женится на аланской царевне Ашхен. Политические столкновения алан с армянами имеют место и при царе Хосрове П (332-338) (Фавстос Бузанд. Кн. Ш, гл.УГ), когда мазкуты, отождествляемые армянскими источниками с аланами, напали на Армению. (Агатангехос, гл.1, § 19; Фавстос Бузанд, кн.Ш, гл.УП).

Частые вторжения алан в союзе с другими народами Северного Кавказа в Закавказье приносили большой ущерб не только Армении, но и Византии,Сасанидскому Ирану. Сасаниды начали строит укрепленные поселения для охраны кавказских проходов в правление Иездигерда 1Т ('438-457) (Гевонд, кн.ХЮ.И вдоль этих укреплений, были основаны военные поселения. Баладзори^ сообщает, что Хосров I Ануширван в построенных им местах: поселил народ, прозванный сиясинджи-(жители Сюнии - Р.Г.).О том,что именно Хосров I Ануширван построил эти поселения рассказывает и историк УП века Себеос.

Присутствие армян в укрепленных поселениях у Дариала создавало благоприятные условия для установления тесных политических контактов с аланами. В эпоху арабского владычества все Закавказье было: превращено в единый регион и борьба против северокавказских народов, в том числе и алан стала проблемой общей.

В УШ в. позиции арабов в Армении пошатнулись. Аланы не подчинялись арабам. В 735г. Марван после подавления Грузии совершил поход в Аланию. В походе против хазар участвовала и армянская конница и после победы аланы были обложены данью. В этой ситуации аланы вели упорную борьбу против хазар, арабов и Византии.Походы арабских: халифов Джарраса в 724г. и Маслаама в 727-728гг. на хазар проходили через Аланские ворота. Однако после всех перечисленных событий все же провинции Армения была присоединена только Картли до Аланских ворот, а аланы остались независимыми.

Необходимо подчеркнуть занимаемое аланами выгодное географическое и стратегическое положение в центре Кавказа на крупнейших средневековых- путях с юга на север.В X веке появляется Алан-ское государство, возрастает политическое значение Алании на:

Баладзари. "Книга завоевания стран". Текст и перевод Жузе П.К.

Баку, 1927, с.5. международной арене и ее сближение с Византией.

Армяно-аланские военно-политические отношения продолжали складываться и в ГХ-Х вв. В начале X века Византия подчинила своему религиозному влиянию Аланское царства, тем самым втянув его в круг своих: политических интересов, направленных: против Армянского царства Баграгидов (885-1045 гг.). Армянский! историк ХХв. Степанос Тароневд Асохик сообщает, что царь Аббас (928-957 гг.) положил конец нападениям иверийцев и сарматов (аланов -Р.Г.) на Армению. В армянской историографии зафиксированы и события 1062 г., когда аланы вторглись в Армению и Арран.

Все вышеперечисленные факты дают возможность составить историческую канву армяно-аланских военно-политических отношений. Процесс складывания этих отношений, прошел три основных этапа: I - 1-У1Г вв. - Попытка Армении установить тесные контакты с аланами путем распространения христианства, заключение династических браков» с целью обезопасить свое государство. П- УПГ-Х вв. - Ослабление арабского господства в Армении и переход Аланского пдр-ства на сторону Византии создали условия для новых столкновений между армянами и аланами; Ш - Х1-ХУ вв. - В этот период аланы (овсуры)вошли в Грузинское царство, а Армения после падения Ани в 1045 г. потеряла свою независимость. Военно-политических контактов в последующее времяъ не наблюдается.

Проблема изучения социальной истории алано-осетинского этноса в рассматриваемый: период была поставлена в советской историографии, но специальных-работ по этой теме нет. Армянские источники У века дают материал! о наличии социальной дифференциации аланского общества. Мовсес Хоренаци сообщает, что "Но так как сын аланского царя был взят в плен армянскими войсками и приведен к Арташесу, то царь аланов просил мира". (кн.П, гл.50).

Далее, Мовсес Хоренаци рассказывает о том, как полководец Армении помогает брату аланской. царицы Сатеник восстановиться на престоле государства - это говорит прежде всего о наследственном характере титула царя. Ценный., материал содержится в Мученичестве Воскянов (У в.). В нем, говорится - "Но мужи они (из Алании) были прославлены и могучи, принадлежали к высшему сословию и первые в войне,"

Это высшее, сословие хорошо принимали в армянском дворе. Об этом сообщает Мовсес Хоренаци Скн.П, гл.58). "В его (Арташеса) время (появились Аравеляны, родом из аланов, сродники Сатеник, ее сопровождавшие (были) возведены в достоинство армянского на-харарства." В Мученичестве Сукиасянов есть прямые1 свидетельства о наличии Аланского царства - "Мученики прибывшие из Алан-ского царства с царицей Сатеник." В росте и усилении политической и военной силы племенного союза алан в 1-1У вв., наряду с внутренними причинами, определенную роль играло экономическое и культурное влияние народов Закавказья!, куда аланы периодически совершали походы. Оживленные политические и религиозные связи алан с царством Великая Армения ускорили переход аланского общества к строю "военной демократии". "В истории формирования аланской народности., - пишет К.Ф.Смирнов, - П в, был переходным. Все переходные черты исчезают в Ш в."^

Непрекращающийся рост производства, - пишет Ф.Энгельс, -а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникшее и случайное на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной, системы. Наряду с разделением на

I Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия. КСЙИМК, 1950, вып.34, с.104. свободных и рабов появляется различие между богатыми и бедными -с новым разделением труда, новое разделение общества на классы"*.

Дальнейшему процессу классовой дифференциации аланского общества содействовали военные походу алан. "Грабеж им, - писал Ф. Энгельс, - кажется более легким и даже более почетным, чем упорный труд. Грабительские войны усиливают власть верховного воен-ноначальника, равно как и второстепенных вождей. Родовой строй превращается в свою противоположность., его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы государства и угнетения, направленные против собственного народа" Эту стадию развития общества Ф.Энгельс называет"военной демократией".

Военная организация и богатое вооружение алан создавали им известное положение на Северном Кавказе. А тесные связи с Византийской империей усиливали их международное значение (в УТ веке).

Начиная с У1 века у алан развиваются феодальные отношения. Более точную картину социальной истории алан в рассматриваемый период рисуют археологические памятники, согласно которым аланы переходили к земледелию. Неуклонное развитие производительных сил повлекло за собой изменения в общественных отношениях.

С появлением Хазарского каганата, аланы временами попадали в зависимость от хазар,но в основном сохраняли свою самостоятельность и управлялись саоими "царями" (Сирийский автор - Захарий Ритор УТ в.), ведя самостоятельную международную политику.

В эпоху арабского господства (с конца УП в.) аланы были уже окончательно оседлым народом, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, и горным промыслом. Но в их быту большое значение

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.ХУТ, ч.1, с.139

2 Там же, ч.1, с.140 все еще: имели военные походы. Росла общественная дифференциация. Показателем появления новых черт в социально-экономической! жизни алан в этот период**наличие укрепленных городищ, возведенных как Сасанидами, так и Арабским халифатом. Они говорили о развитии феодальных порядков.

Таким образом, социальная история алан может быть освещена, благодаря использованию данных армянской историографии, где зафиксированы узловые моменты в развитии алано-осетинского общества, появления на международной арене Аланского государства.

Руководствуясь марксистско-ленинским принципом историзма, автор применял в настоящем исследовании сравнительно-исторический: метод анализа источников, предполагающих синтетическое осмысление исторического процесса, построенного на конкретном анализе исторических фактов.

Основными источниками для настоящей темы являются сочинения армянских авторов У-ХУШ вв., сведения которых позволяют воссоздать по возможности подлинную картину исторической действительности процесса складывания армяно-аланских отношений.

Первым армянским автором, в сочинении которого мы имеем сведения об аланах,- это видный представитель армянской историографии У в. - Агатангехос.-^

О наличии политических и религиозных контактов между армянами и аланами свидетельствуют данные другого историка У в. о

Фавстоса Бузанда. В своей "Истории Армении" он описывает1 события времени царствования Хосрова ГГ (332-338 гг.); сообщает о первых попытках- армян распространить христианство среди алан и Агатангехос. "История Армении". Тифлис,1909 Сна древнеарм.яз.)

Фавстос Бузанд. "История Армении". Венеция, 1914, Сна древне-арм.яз.). нашествием, алан с другими северокавказскими народами на Армению.

Лучшим отображением исторической действительности Армении середины У века является сочинение одного из выдающихся писателей - Егише^. Его произведение "О Вардане и Войне Армянской" является богатым источником не только по истории Армении, но и народов Закавказья и Северного Кавказа. Фрагменты из его труда, использованные нами повествуют об участии аланского и других северокавказских народов в борьбе против господства Сасанидского Ирана, развернувшейся во второй половине У в. Перу этого историка принадлежит и малоизвестное произведение - "Толкование кн. Бытия , в котором автор, перечисляя? знакомые ему языки, упоминает и аланский, определив его как "прекрасный-аланский". о

В работе использованы сведения: из труда Мовсеса Хоренаци. Нами использованы фрагменты из его "Истории Армении", касающиеся взаимоотношений армянского царя Арташеса с аланами и фрагменты, повествующие: о распространении хрисшнства среди северных народов и нашествии, последних- на Армению. Труд под названием "История Армении" принадлежит и другому автору У в. - Лазарю Парпеци? Тема второй части, из "Истории" и труда Егише одна и та же. В ней. описываются восстания армян против сасанидов в 451 г. и 481-484 гг. В использованных нами фрагментах фигурируют албаны и албанские ворота,на' самом'- деле речь идет об аланах и аланских воротах.

1 Егише.О Вардане и Войне Армянской.Ереван,1958Сна древнеарм.яз.)

2 Рукопись № 1267, с.48а. (Матенадаран) Сна древнеарм.яз.).

3 Мовсес Хоренаци.История Армении. Тифлис,1913.(на древнеарм.яз.)

4 Лазар Парпеци. История Армении и послание Ваану Мамиконяну. Тифлис, 1904 (на древнеарм.яз.).

Большой интерес представляют материалы об армяно-аланских отношениях-, содержащихся в армянских агиографических памятниках У в. - "Мученичество Сукиасянов", "Мученичество Воскянов".-1р

Важным источником является памятник УП в. - "Ашхарацуйц", где есть сведения об этническом составе алано-осетинского этноса. Впервые дается русский перевод по восстановленному критическому тексту. о

Себеос - историк УП в. В диссертации использованы те фрагменты, где говорится о походах византийского императора Иракла против Сасанидского Ирана, разорении Армении персидским царем Хбсровом Атруэзом, о походах арабов и о борьбе алан и северокавказских народов против арабского ига.

К числу малоизученных- памятников армянской историографии относится памятник УП в. "История Тарона" Иоанна Мамиканяна^. Из этого труда нами использованы сведения, рассказывающие о событиях начала 1У в., - нашествии "царя Севера" в Грузию, а затем и в Армению. с:

К числу авторов УП века относится и Мовсес Каганкатваци. Труд его "История агван" состоит из 3 частей. Содержание I тома Мовсес Каганкатваци взял из произведений Мовсеса Хоренаци, Ешше. и др. Памятники армянской агиографии, вып.1. Перевод с древнеарм. Тёр-Давтян К-С-, Ереван, 1973. о

Еремян С.Т. Опыт восстановления критического текста/'Ашхара-цуйц"'-а. Историко-филологический журнал, 1973, № 2 Сна древнеарм.яз.)

3 История Себеоса. Ереван, 1979. (на древнеарм.яз.)

4 Иоанн Мамиконян. История Тарона, Ереван,1941 Сна древнеарм.яз.)

Ву ,

История агван Мовсеса Каганкатваци, Ереван, 1983. Сна древнеарм.яз.)

Для нашей темы интересны сведения, содержащиеся во П и Ш томах, где речь идет о нашествии северокавказских народов - аланов, хазар, гуннов на Армению.

История халифов" Вардапета Гевонда (УШ в.)^ посвящена Армении в период арабского господства. Для исследуемой темы интересны фрагменты, в которых он повествует о нашествии северных племен.

Шапух Багратуни^ (его часто именуют Псевдошапух) историк IX в. В своей истории он описывает арабские завоевания. Он и сообщает нам о попытке арабского халифа Ахмада покорить алан.

Важные сведения об армяно-аланских отношениях сообщает нам о армянский, автор X в. Товма Арцруни . Его сочинение "История дома Арцруни" представляет большую ценность для изучения истории 1Х-Х вв. Приводимые им факты точны и находят обычно подтверждение в арабских источниках. Внимание достойны сведения автора о походе арабского полководца Буги против народов Северного Кавказа, где упоминаются аланы, оказавшие ему сопротивление.

Сведения об аланах сообщает нам и историк X в. Епископ Ух-танес.^ Для нас интерес представляют фрагменты, где речь идет об аланах, правда стоит подчеркнуть, что все они исходят к произведениям Мовсеса Хоренавд и др. армянских историков. История халифов Вардапета Гевояда - писателя; УШ в. (К.Пат-каньян), СПб., 1862. Шапух:Балгратуни. История Халифов. Эчмиадзин, 1921 г. Сна древнеарм.яз.). Товма Арцруни. История дома. Арцруни. Тифлис, Г9Г7 (на древне-арм. яз.). Епископ Ухтанес. История Армении. Вагаршапат, 1871 (на древнеарм.яз.) .

Одним из наиболее выдающихся деятелей X в.является Степанос Таронеци1 по прозванию Асохиг. В своей "Всеобщей истории" он подробно описал события мирного 75-летнего периода X в. Сведения об аланах подчерпнутые им у предшествующих историков, представляют интерес для выбранной темы.

Большой интерес для исследуемой темы представляет "Всеобщая история" Вардана Великого.^ (ХШ в.) Фрагмент об аланах рассказывает о вторжении грузинского царя Георгия в союзе с аланами в пределы Армении. о

Одним из видных армянских историков Киракос Гандзакеци жил и творил в ХШ в. Его "История Армении." начинается с древнейших времен. В этой книге заключен богатый материал по истории завоевания Закавказья и сопределенных стран монголами и их господства. Нами использованы фрагменты, в которых говорится о борьбе алан и других северокавказских народов против монголов.

Современником Киракоса Гандзакеци является историк Степанос Орбелян.^ Он написал труд "История области Сисакан"» Свою работу он доводит до первых-' лет царствования Газан-хана. Фрагменты об аланах освещают события середины XI века,о вторжении алан в союзе с другими народами Северного Кавказа и Грузией! на территорию Армении.

Исключительное место в исследовании данной темы занимают СВест, дения армянского автора ХУ в. Товмы Мецопеци . В его сочинении:

Степанос Тароневд (Асохик), СПб, 1885 (на древнеарм.яз.) / 3 о

Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н.Эмина. М., 1861.

Киракос Гандзакеци. История Армении. Критический текст и предисловие Мелик-Оганджанян К»А.»Ереван,1961 (на древнеарм.яз.)

Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на древнеарм.яз.)'

Товма Мецопеци. История Ленг-Тамура и его приемников. Париж. 1860 Сна древнеарм.яз.).

История Ланг-Тамура и его приемников" описываются опустошительные походы Ланг-Тамура в Армению и на Северный Кавказ. В его сочинении впервые в армянской историографии появляется этноним ос (осетин). Исходя из этого хронологические рамки диссертации очерчены нами 1-ХУ вв.

Во всех вышеперечисленных источниках содержатся материалы по истории армяно-аланских отношений, в период с I по ХУ вв.

Письменные источники очень разнообразны и многочисленны. Достаточно отметить, что сведения об аланах содержатся в источниках на многих языках - греческом, латинском, сирийском, армянском, грузинском, древнерусском, арабском, персидском.

Использование сведений источников на различных языках для т изучения истории алан-осетин имеет давнюю традицию. Уже в ХУШ веке И.Штриттером в России было осуществлено издание фрагментов сочинений византийских историков, содержащих сведения о народах древности и средневековья. Географические рамки "Известий" очерчены Штриттером очень широко: собрать материал не только тот"что принадлежит особливо переселявшихся, и впрочем еще мало известных народах, нипаче тех, кои при реке Дунае, около Черного моря, Кавказских гор и Хвалынского моря, простираясь к северу, слест-венно в соседстве России, обитали.Один из томов (1У) всецело посвящен сообщениям о народах живших между Черным и Каспийским морями, - лазах,абасгах,апсилийцах,сванах,грузинах,аланах и др.

1 См. "Итоги и задачи изучения древнейших государств нашей, страны". История СССР, Г974, № 2, с.90-91.

2 "Известия; византийских историков,объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов;собраны в хронологическом порядке расположены Иваном Штриттером.СПб, 1771-1775, ч.Г-1У.

3 Там же, с Л МБ'.

С конца XIX - начала XX века повысился, интерес к истории: северокавказских народов, в том числе и алан. Этому способствовали публикации фрагментов византийских авторов. Истории Кавказа посвящено издание К.Гана, который наряду с античными источниками включил и отрывки. из византийских нарративных памятников У-У1 веков.^ В целом не все источники представлены здесь, отсутствует комментарий к сообщениям о народах Кавказа.

Последующую работу над изданием фрагментов из трудов античр ных и византийских-авторов вел. В.В.Латыжев.

Большой интерес представляют работы, в которых собраны сведения об аланах из источников на различных языках. Это работы о л

З.Н.Ванеева0, и Б.В.Скитского . Эти издания состоят в основном из подборок сообщений о скифах,-сарматах-аланах-из греческих, римских, арабских источников.

Очень нужную и большую роль в исследовании истории алан сыграла книга Ю.Кулаковского "Аланы по сведениям классических и сг византийских писателей".

Сведения об аланах содержатся в грузинских средневековых исторических источниках. В распоряжении ученых книга составлен пая из сведений грузинских источников об аланах . Хронологические Ган К.Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе.ч.Г. , СМОМПК,вьшЛУ, 1884;с.Г-248;ч.2,СМ0МПК, вып.IX, 1890, с.1-125. о Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. СПб., 1893-1906, тЛ-П. о Ванеев З.Н.Исторические известия об аланах,осах. Тексты и комментарии, Сталинир, 1941. Скитский В.Б.Хрестоматия по истории Осетии,ч.1,Дзауджикау,1941. Кулаковский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца ХУШ века), составители Тогошвили Г.Д., Цховребов И.Н., т.Г, Цхинвали, 1962. рамки сообщений в этом издании охватывает период с Г-ХУЖ вв. Наряду с фрагментами из "Картлис Цховреба" в сборник вошли и материалы прямо или косвенно относящиеся к древней и средневековой истории алан-осетин, - эт.о материалы и документы освещающие аграрные и феодальные; отношения в Юго-Осетии* Более подробный материал по древней истории алан-осетин по труду грузинского историка Леонти Мровели (Х1в.) мы имеем в сборнике составленном Г.В. Цулая?. Подборка сведений снабжена подробным комментарием, что облегчает работу над сведениями грузинского автора XI века Леонти Мровели.

К числу ученых, привлекших в исследовании сведения армянских авторов об аланах, относятся крупные специалисты по истории алано о л осетин - В.И-Абаев , З.Н.Ванеев0, Ю.С.Гаглойти . Однако,в целом, история армяно-аланских отношений не изучена, поэтому и необходимо монографическое исследование этой. темы.

Политическая история алан и в связи с этим армяно-аланские отношения освещались в трудах историков Ю.Кулаковского , В.Ф.Миллера6, З.Н.Ванеева7, Ю.Д.Гаглойти8, В.А.Кузнецова9.

1Мровелл Леонти. Жизнь картлийскиж царей.(Извлечение сведений, ой' абхазах,народах Северного Кавказа; и Дагестана.Перевод с древ-негрузинского, предисловие и компентарии Цулая Г.В. М.,1979.

Абаев В.И.Историко-этимологический словарь осетинского языка, т.Г, И.-Л.1958; т.П, Л.,1973; Т.Е. Л.,1979; его же, Осетинский язык и фольклор, т.1, М.-Л., 1949.

Ванеев З.Н. Средневековая. Алания, Сталинир, 1959.

Гаглойти Ю*С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. улаж>вский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1895.

6Миллер В.Ф. Осетинские этюды. чЛ-Ш, М., 1881-1887.

7Ванеев З.Н. Ук. соч.

8Гаглюйти Ю.С. Указ. соч.

9Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 197Г.

Социальная история алан изучалась в основном осетологами и армянские источники остались вне поля их зрения. Однако косвен

Т 2 ные данные содержатся в работах З.Н.Ванеева и Г.-А.Кокиева , Е.И.Крупнова5, Е.1Г.Алексеевой4, В.Ф.Минорского5, В.А.Кузнецова6.

Разбору их мнений: мы обратимся в соответствующих: главах: диссертации. т

Ванеев З.Н. Ук. соч. о

Кокиев Г.А. Очерки по истории Осетии. ч.1. Владикавказ, 1926. 3

Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.,, 1961.

Алексеева Е.1Г. 0 чем рассказывают археологические памятники Карачаево-Черкесии. Черкеск, 1960.

5 Минорский В-Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.

6 Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962.

Заключение диссертации по теме "История СССР", Габриелян, Розалия Аршаковна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Впервые этническое название "Алан" появляется в письменных источниках I в. н.э. - сочинениях Аннея Сенеки (I в. до н.э.

- 65 г. н.э.), Марка Аннея Лукана (39-65 гг. н.э.). Далее этноним алан фигурирует и в произведениях известных античных авторов

- Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Валерия Флакка. Все эти авторы локализуют алан на Северном Кавказе с I в. н.э.

Обстоятельный лингвистический анализ термина "алан" был дан В.И.Абаевым, по мнению которого исторические связи алан с современными осетинами можно считать прочно установленными.

Со времени появления первых работ по истории алан, в изучении содержания этнонима алан наметились две противоположные точки зрения: I часть ученых рассматривала алан как прямых предков осетин, не распространяя названия алан на другие народы Северного Кавказа. (В.И.Абаев, З.Н.Ванеев, Ю.С.Гаглойти); П часть исследователей считала, что этноним алан носил собирательный характер, не отрицая при этом генетической связи осетин с аланами. (Сен-Мартен, Вс.Миллер, Е.И.Крупнов, В.А.Кузнецов).

Вопрос о содержании этнонима алан по армянским источникам в работе поднят впервые, между тем, среди письменных источников, содержащих сведения об аланах - армянские являются наиболее полными и сравнительно подробными.

Этноним"алан" е армянских источниках появляется в сочинениях авторов У века - Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Ага-тангехоса, Лазаря Парпеци. По данным армянских источников Аланы появились на Северном Кавказе в I в. н.э.

Параллельное сличение сведений армянских авторов У в. с данными вышеперечисленных греко-латинских источников позволяет сделать вывод о том, что этноним алан в армянских источниках носит собирательный характер в период с I по 1У вв. В армянских источниках У века намечается тенденция заменить собирательный этноним "алан" этнонимом гунны. Но уже источник УП в. "Ашхара-цуйц" локализуя алан на указанной территории дает сведения об узкоэтническом характере этнонима "алан" и различает основные компоненты алано-осетинского этноса - ашдигор, дигор, двал.

Сведения армянских источников последующих веков - УШ-ХУШ вв. дают основание говорить об узкоэтническом характере этнонима алан, хотя не редки случаи, когда аланы фигурируют под названиями "скифы", "сарматы".

По вопросу соотношения этнонимов алан и агван Салбан) в исторической литературе были высказаны различные точки зрения.

В исследовании этого вопроса армянские источники имеют исключительное значение. В армянских источниках имеется смещение этнонимов алан и агван Салбан). В работе на конкретных примерах показаны факты, когда под содержанием этнонима агван (албан) имеются ввиду северокавказские аланы. Мы предлагаем исследователям прибегнуть к локализации всех сведений по каждому автору. Только подобный подход к решению этой проблемы может дать,на наш взгляд, точные результаты.

Агваны Салбаны) - локализуются по армянским источникам на северо-востоке царства Великая Армения.

Аланы - по армянским источникам локализуются на территории Центрального Предкавказья.

2. Вопрос о проникновении христианства в среду алан до УШ века ставится впервые. Результаты предыдущих исследований кон-стантируют факт принятия христианства аланами в X в.

Внимание проблеме; христианства у алан было уделено грузинскими учеными, мнение которых сводится к тому, что христианство 1 проникало в Аланию из двух стран - Грузки и Византии. (Джавахиш-вили И.А.).

В осетологии по вопросу о распространении христианства у алан до X века, было высказано мнение, согласно которому У1Г в. - самая ранняя дата проникновения христианства в среду алан (Кузнецов В.А.).

Вопрос о роли Армении в распространении христианства у алан до УШ века ставится впервые.

Бурные политические события первых веж>в нашей эры и эпохи раннего христианства в Закавказье поставили перед развитыми государствами того времени - Арменией, Грузией, Ираном - задачу привлечения "северных народов", в том числе и алан, на свою сторону. И чаще всего это удавалось именно Армении и Грузии, которые были расположены ближе к ним и занимали более выгодное стратегическое положение по сравнению с Ираном.

Эти обстоятельства предполагали заключение мира между Арменией к "северными народами", между Грузией и "северянами" в совместной борьбе против Сасанидского Ирана и Византии. Однако временные союзы народов Закавказья с народами Северного Кавказа были непрочными. Во весь рост вставала задача закрепления этих союзов насаждением христианства.

Сведения о распространении христианства на Северном Кавказе имеются у армянских историков - Агатангехоса, Фавстоса Бу-занда, Мовсеса Хоренаци, Лазаря Парпеци, в "Мученичестве Сукиа-сянцев" и "Мученичестве Воскеанов." Они в основном говорят о попытках распространить христианство в стране гуннов через Дербентский проход. Изучение этих сведений и данных сирийского источника У1 века, Захария Ритора, а также содержания этнонимов "аланы", "гунны" дает основание утверждать, что христианство проникало на Северный Кавказ через Дарьяльский проход и именно к аланам. Проникновение христианства на Севрный Кавказ через Дарьяльский проход, подтверждается и топонимическим материалом.

При исследовании поставленного вопроса был использован источник X в. - "Арабская версия Агатангехоса", изданный крупным кавказоведом Н.Я.Марром. Этот источник не привлекался как исторический источник даш изучения проблемы христианства у алан, поскольку, как уже говорилось выше, этнонимы алан и агван путались, и этноним алан в "Арабской версии" был воспринят исследователями как этноним агван (албан). Однако, внимательно изучив памятник, мы пришли, к выеоду о том, что некоторые фрагменты из него повествуют именно об аланах.

3. Процесс складывания политических армяно-аланских взаимоотношений был очень бурным.

Вступив на ту же ступень общественного развития, что и окружающие их племена, организуемые в мощные племенные союзы, северокавказские племена, в том числе и аланы, жили одной культурной жизнью со всем культурным миром Закавказья.

Сведения о внешне-политических связях алан, об их мирных и военных отношениях с сопредельными народами очень разнообразны и разнохарактерны. До сих пор история алан изучалась по сведениям греческих, латинских, византийских, арабских, персидских источников. Армянские источники были привлечены мало. В работе использованы сведения армянских источников У-ХУШ вв.

Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан относится ко второй половине Г в. н.э. Армянский автор У века Мовсес Хоренавд сообщает о нашествии алан в Армению в 72 г. н.э. Брак армянского царя Арташеса с аланской царевной - Сатеник, явился попыткой установить тесные контакты с аланами, тем самым обезопасить свою страну от разрушительных походов алан.

Нашествия 72-74 гг заставили Сасанидский Иран и Византию построить укрепления и крепости в районе Дарьяльского ущелья.

Вторжения алан в Армению продолжаются и во П веке, поскольку после смерти Граяна (98-117 гг.) Римская империя ослабла, и аланы в союзе с грузинским царем Фарсманом делают нападение на

Армению. Во время этих вторжений армянские цари стараются не только установить дружественные отношения с аланами, но и призвав на помощь их шли войной на персов, которые все время угрожали независимости Армении. Об этих событиях, датирующихся третьим веком,рассказывает армянский автор У века Агатангехос. Тот же автор повествует о том, что для своих политических целей армянский царь Хосров Г привлекал алан в войне против Вагарша У с целью водрузить на престол своего ставленника Артавана У. Однако Хосров в дальнейшем, за поддержку Артавана оказался в лагере врагов Римской империи и был убит. Восставшие армяне выбрали царем сына Хосрова Г, Трдата П (217-256 гг.)

Военно-политические отношения между двумя народами - армянами и аланами, продолжают складываться и в правления армянского царя Трдата Ш (298-330 гг.). В 316 г. аланы делают свой очередной набег на территорию Армении. Армянский царь Трдат Ш с целью установления мира между двумя народами прибегает к испытанному методу - женится на аланской царевне Ашхен. Военные столкновения алан с армянами имеет место и при царе Хосрове П (332338 гг.). Об этом сообщают нам армянские авторы У в. Фавстос

Бузанд и Агатангехос. В сведениях этих авторов фигурируют маску-ты (массагеты) отождествляемые армянскими источниками с северокавказскими аланами.

Частые вторжения алан в союзе с другими народами Северного Кавказа в Закавказье приносили большой ущерб не только Армении, но и Византии, и Сасанидскому Ирану. Сасаниды начали строить укрепленные поселения для охраны кавказских проходов в правление Иездигерда П (438-457). Вдоль этих укреплений были основаны военные поселения. Баладзори сообщает, что Хосров I Ануширван в построенных им местах поселил народ, прозванный сиясинджи - (жители Сюнии - Р.Г.).

Присутствие армян в укрепленных поселениях у Дариала создавало благоприятные условия для установления тесных политических и религиозных контактов с аланами. В эпоху арабского владычества все Закавказье было превращено в единный регион и борьба против северокавказских народов, в том числе и алан, стала проблемой общей.

В УШ веке позиции арабов в Армении пошатнулись. Аланы не подчинялись арабам. В 735 г. Марван после подавления Грузии совершил: поход в Аланию. В походе против хазар участвовала и армянская конница, и после победы аланы были обложены большой данью. В создавшейся ситуации аланы вели упорную борьбу против хазар, арабов и Византийской империи. Однако и после всех перечисленных событий все же к провинции Армения была присоединена только Картли до Аланских ворот, а аланы остались независимыми.

Необходимо подчеркнуть, что аланы занимали выгодное географическое и стратегическое положение в центре Кавказа на крупнейших средневековых путях с юга на север. В X веке появляется Аланское царство, возрастает политическое значение Алании на международной арене и ее сближение с Византией.

Армяно-аланские политические контакты имеют место и в 1Х-Х вв.,хотя, и этому препятствовала Византия, которая старалась втянуть алан в круп своих политических интересов, направленных против Армянского царства Баг.ратидов (885-1045 гг.) Армянский историк XI в. Степанос Таронеци Асохик сообщает, что царь Аббас (928-957 гг.) положил конец, нападениям иверийцев и сарматов (аланов - Р.Г.) на Армению. Армянские источники повествуют и о вторжении алан в Армению и Арран в 1062 г.

Таким образом данные исторических источников как армянских, так и источников на других языках дают возможность составить историческую кванву армяно-аланских военно-политических отношений.

Процесс складывания этих отношений прошел три основных этапа:

I этап - 1-УШ вв. - Попытка Армении установить тесные контакты с аланами путем распространения христианства, заключения династических браков, с целью обезопасить свое государство.

1Г этап - УШ-Х вв. Ослабление арабского господства в Армении и переход Аланского царства на сторону Византии создали условия для новых столкновений между армянами и аланами.

Ш этап - XI-ХУ вв. В этот период аланы (авсуры) вошли в состав Грузинского царства, а Армения потеряла свою независимость. Военно-политических контактов в последующее время не наблюдается. Усиливаются связи Грузии с северокавказскими аланами.

4. Вопрос о социальной, истории алан по армянским источникам ставится впервые.

Хотя и проблема изучения социальной истории алано-осетин-ского этноса в рассматриваемый период была поставлена в советской историографии, но специальных работ по этой теме нет.

Наиболее обстоятельно социальная история была освещена в работах З.Н.Ванеева и Б.В.Скитского. По мнению З.Н.Ванеева аланы в основном занимались скотоводством, земледелие было слабо развито.

Армянские источники дают богатый материал для изучения социальной истории алан начиная с I в. н.э.

Но данным армянских источников У века классовая дифференциация в алано-осетинском этническом массиве, стоящем во главе всех сеЕерокавказских народов, наблюдается с 1-П вв. н.э. Об этом сообщают Хоренаци, Фавстос Бузанд, Агатангехос, Лазар Пар-пеци, Мученичество Воскянов, Мученичество Сукиасянцев. Вышеперечисленные авторы дают материал для утверждения тезиса о том, что аланы имели своего царя на рубеже 1-П вв. н.э., и что этот титул носил наследственный характер.

В росте и усилении политической и военной силы племенного союза алан в Г-1У вв., наряду с внутренними причинами, определенную роль играло экономическое и культурное влияние народов

Закавказья, куда аланы периодически совершали военные походы.

Оживленные политические и религиозные связи алан с царством Великая Армения ускорили переход аланского общества к строю "военной демократии".

Непрекращающийся рост производства, - пишет Ф.Энгельс, - а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникшее и случайное на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы. Наряду с разделением на свободных и рабов появляется различие между богатыми и бедными - с новым разделением труда, новое разделение общества на классы."

Дальнейшему процессу социальной дифференциации алане ко го общества содействовали военные походы алан. "Грабеж им, - писал Ф. Энгельс, - кажется более легким и даже более почетным,чем упорный труд.- Грабительские: войны усиливают власть верховного во-енноначальника, равно как и второстепенных водцей.Родовой строй превращается в свою противоположность., его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства; и угнетения, направленные против собственного народа". Эту стадию развития общества Ф.Энгельс называет "военной демократией".

Военная организация и богатое вооружение алан создавали им известное положение на Северном Кавказе. А тесные связи с Византийской империей усиливала их международное значение.

Начиная с У1 века у алан развиваются феодальные отношения. Более точную картину социальной истории алан в рассматриваемый период рисуют археологические памятники, согласно которым аланы переходили к земледелию. Неуклонное развитие производительных сил повлекло, за собой изменения в общественных отношениях.

С появлением Хазарского каганата, аланы временами попадали в зависимость от хазар, но в основном сохраняли свою самостоятельность и управлялись своими "царями" (.Сирийский автор - Заха-рий Ритор УГ в.), ведщ самостоятельную международную политику.

В эпоху арабског® господства (с конца УП в.) аланы были уже окончательно оседлым народом, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и горным, промыслом. Но в их быту большое значение все еще имели военные походы. Росла общественная дифференциация. Показателем появления новых черт в социально-экономической жизни алан в этот период является - наличие укрепленных двухчастных городищ на территории Северного Кавказа и городищ, возведенных как Сасанидами, так и Арабским халифатом. Они говорили о развитии феодальных порядков.

Таким образом, социальная история алан может быть освещена благодаря использование данных армянской историографии, где зафиксированы узловые моменты в развитии алано-осетинского общества, появления на международной арене Аланского государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Габриелян, Розалия Аршаковна, 1984 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма

2. Энгельс Ф. Происхождение и государства. Маркс К. М., 1961.

3. Ленин В.И. Государство и т.33, М., 1962.семьи, частной собственности и Энгельс Ф. Сочинения, т.21.революция. Поля. собр. соч.,

4. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т.39. М., 1963.2. Источники

5. Агатангехос. История Армении. Тифлис, 1909, с. 474. (на древнеарм.яз.З.

6. Аммиан Марцеллин. История. Перевод Кулаковского 10. Киев, 1906-1908, с. 280

7. Беладзури. "Книга завоевания стран." Текст и перевод Жузе П.К. Баку, 1927, с. НО

8. Всеобщая История Вардана Великого. Перевод Эмина Н. М., 186I, с. 217. (на древнеарм. яз.).

9. Выписки из Ибн-эль-Асира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны, с, 1220 по 1224 год. "Ученые записки Императорской Академии наук по первому и третьему отделению", т.1, СПб., 1854, с. I-II5.

10. Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе. ч.1, СМ0МПК, вып.ГУ, 1884; с. 1-248; ч.2, СМОМПК, вып.IX, 1890, с. I-I25.

11. Егише. 0 Вардане и Войне Армянской. Ереван, 1958. с. 210. Сна древнеарм. яз.).

12. Егише. 0 Вардане и Войне Армянской. Перевод с древнеармян-ского Орбели И.А., вступительная статья и комментарий Юзбашяна К.Н., Ереван, 1971, с. 191.2.9. Егише. Рукопись & 1267, с. 48 а. (Матенадаран, на древнеарм. яз.).

13. Епископ Ухтанес. История Армении. Вагаршапат. 1871, с. 314. Сна древнеарм. яз.)

14. Еремян С.Т. Опыт восстановления критического текста "Ашха-рацуйц"-а. ИФЖ, 1973, № 2, с262/74.на древнеарм.яз.)

15. Иоанн Мамиконян. История Тарона. Ереван, 1941, с. 340. (на древнеарм.яз.)

16. История Армении Моисея Хоренского. Перевод и комментарии Н.Эмина, М., 1893, с. 380.

17. История Себеоса. Ереван, 1979, с. 447 (на древнеарм.яз.)

18. История халифов Вардапета Гевонда писателя УШ в. Перевод Патканьяна К. СПб., 1862, с. 206.

19. Картлис Цховреба., под редакцией Каухчишвили С.Г. т.1, Тбилиси, 1955, с.4Ь0. (на груз. яз.).

20. Киракос Гандзакеци. История Армении. Критический текст и предисловие Мелик-Оганджаняна К.А. Ереван, 1961, с. 564. (на дреЕнеарм.яз.)

21. Константин Багрянородный. Об управлении государством. ИГАИМК, вып.91, 1934.389.

22. Лазар ГГарпеци. История Армении и послание Ваану Мамиконя-ну. Тифлис, 1904, с. 268. (на древнеарм.яз.)

23. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1893-1906, т.1-П, с. 262,346

24. Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. (Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана). Перевод с древнегрузйнского, предисловие и комментарий Цулая Г.В. М., 1979, с.101. ;

25. Марр Н.Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. (Арабская версия), СПб, 1905, с.156.

26. Мовсес Каганкатваш. История агван. Ереван, 1983, с.560. (на древнеарм.яз.).

27. Мовсес Хоренавд. История Армении. Тифлис, 1913, с.389. (на древнеарм.яз.).2.,25. Мученичество Воскеанов, Мученичество Сукиасянцев. В кн.

28. Абуладзе И. Грузино-армянские литературные сеязи. 1Х-Хвв. Тбилиси, 1944, с. 18-32.

29. Памятники армянской агиографии, вып.1. Перевод с древнеар-мянского Тер-Давтян К.С. Ереван, 1973, с.438.

30. Пфай В.Б. Материалы для древней истории Осетии. ИКГ, вып. 1У-У, Тифлис, Г870-1871 гг., с. 1-67;1-79.

31. Сирийские источники. Перевод, вступительная статья и комментарий Мелконяна А.Г. Ереван, 1976, с.539. (на арм.яз.)

32. Соперк. т.10, Венеция, 1854, с.679.(на древнеарм.яз.)

33. Степанос Таронеци (Асохик). СПб., 1885, с.345.(на древнеарм.яз.)

34. Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910, е.248. (на древнеарм. яз.).

35. Товма Ардруни. История дома Арцруни. Тифлис, 1917, с. 280. (на древнеарм.яз.).

36. ТоЕма Мецопеци.^История Ленг-Тамура и его приемников. Париж, Г860, с.^'4* Сна древнеарм.яз.).

37. Фавстос Бузанд. История Армении. Венеция, Г9Г4. с.210. Сна дреЕнеарм. яз.).

38. Шапух Багратуни. История халифоЕ. Эчмиадзин, Г921, с. 169. (на древнеарм. яз.).3. Исследования

39. З.Г. Аба^^В.И. Осетинский язык и фольклор. ч.1, М.-Л., Г949.

40. Абаев В.И. Нартовский эпос. М., 1957, с.560.

41. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т.Г, М.-Л., 1958. с. 655.

42. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1974, с.605.

43. Адонц Н. Ци^су^ армян в страну гуннов (У1 в.) "Арарат", 1902} с• *

44. Ахвледиани Г.С. Сборник избращшх работ по осетинскому языку, т.Г, Тбилиси,, 1960. с.

45. Алиев И. Племена сармато-массагето-аланского круга в Азербайджане. "Древний Восток" № 2, Ереван, 1976, с.2Г8-237.

46. Анчабадзе З.В., Цинцадзе М.В. Грузия и Северный Кавказ в Жив первой половине ХШ веков ^ В^* Сборник "Грузия в эпоху Руставели", Тбилиси, 1966, (на груз.яз.)

47. Ачарян Г. Слрварь армянских имен. т.4, Ереван, 1948 (на арм.яз.), с.Р^о.

48. Бартольд В.В. Аланы. "Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. т.1»с.183-195^ •3.1Г. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925. с.НО*

49. Ванеев З.Н, Исторические известия об аланах, осах. Тексты и комментарии. Сталинир, 1941, с.

50. З.ГЗ. Ванеев З.Н. Средневековая Алания. Сталинир, 1959. с.183.

51. З.Г4. Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М., 1966, с. 218,

52. Виноградов В.Б. Сарматы северовосточного Кавказа.^»с.312.

53. Гаглойти Ю.С. О содержании этнонима "Аланы". Известия ЮОНИИ. вып.ХХП, Цхинвали, 1963, с. 26-38.

54. Гаглойти 10.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966', с. 254.

55. Гусейнов P.A. Сирийские источники ХН-ХШ вв. об Азербайджане. Баку, I960, с. 494.

56. Джавахишвили И.А. История Грузии, т.1. Тбилиси, 1948. Сна груз, яз.), с. 459.

57. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976, с.276.

58. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Альп-ИлитЕеру. Записки Института Востоковедения. УП, М.-Л., 1939, с. 39-52.

59. Еремян С.Т. Сюния и оборона Сасанидами Кавказских проходов. ИзЕестия Арм. ФАН, 1941, № 7, с. ^о-оо.

60. Еремян С.Т. Народно-освободительная тцщлармян против персов в 450-451 гг. ВДИ, 1951, й 4, с.

61. Еремян С.Т. Армения по "Ашхарацуйц"-у. Ереван, 1963. Сна арм.яз.), с. 115.

62. Еремян С.Т. Опыт восстановления критического текста "Аш-харацуйц"-а. ИФЖ, 1973, № 2 (на древнеарм.яз.), с.261-274.

63. Еремян С.Т. Политические взаимоотношения Вагарша П с Римом и Парфией. ИФЖ, 1976, № 4 (на арм.яз.), с. 42-58.

64. Иессен Л.А. Археологические памятники Кабардино-Балкаши. МИА, № 3-е.158.

65. История армянского народа, т.1, Ереван, 1971 (на арм.яз.) с. 990.

66. История СеЕеро-Осетинской, АССР. М., 1959, с.334.

67. История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца ХУШ в.)Составители Тогошеили Г.Д., Цхов-ребов И.Н., т.1, Цхинвали, 1962.с.418.

68. Кокиев Г.Г. Очерки по истории Осетии. ч.1, Владикавказ, 1926, с.380.

69. Крупнов E.H. Новые источники по древней и стэедневековойистории Северного Кавказа. КСИИМК, вып.78, М., i960, с.678.

70. Крупнов Е.И. Древняя История Северного Кавказа. М.,1961, с. 560.

71. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. M., 1962. с. 118.

72. Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 1971, с.245.

73. Кузнецов В.А. Христианство в Алании до X е. Известия ЮОНИИ, вып.ХХШ, Цхинвали, 1978, с.25-36.3.4Г. Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских- писателей. Киев, 1899, с.74.

74. Кулаковский Ю.А. Христианство у алан. Византийский временник. т.1, еып.2, 1898, с.I-I8.

75. Куссаева С.С. Археологические материалы Восточной Осетии У1--1Х вв. н.э. как исторический источник по древней Алании, JL, 1953, с. 216.

76. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе., Г968, с ¿60.

77. Манандян Я. О местонахождении и Caspect

78. Марр H.H. К истории передвижения яфетических народо.е с г.юга на север Кавказа. Известия Импер. Акад. наук, 1916, с. 38.

79. Меликишвили Г.А. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959. с. 687.

80. Миллер Вс. Осетинские этюды. ч.Ш, M., 1887. с. 648.

81. Миллер Вс. Осетинские этюды. ч.ГТ, M., 1882, с. 549.

82. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. M., 1963, с. ¿56.3.5Г. Момзен Т. История Рима. M., 1949. с.632.

83. Муэадян П.М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя. "Кавказ и Византия", вып.З, Ереван, 19 82, с. 15-38,"

84. Нечаева Л.Г. Могильник Алхан-Кала и катакомбные погребения сарматского времени на Северном Кавказе. Л., 1956,с.ÏI7.

85. Очерки истории Карачаево-Черкесии, т.Г.Черкеск , 1967, с.539.

86. Очерки истории СССР. Ш-1Х" вв. М., 1958, с. 849.

87. Очерки истории Юго-Осетии, т.1. Цхинвали, 1969 (макет) с. 273.

88. Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже. У-У1 вв. М.-Л., 1940, с.457.

89. Пигулевская Н.В. Сирийская легенда об Александре Македонском. "Палестинский сборник", 1958, № 3 С66;, с.42-57.

90. Преосвященный Макарий. История христианства на Руси до Владимира. СПб., 1868. с.85-97.

91. Ростовцев М.И. Эллинстео и иранство на юге России. Петроград, 1918, с. ¿68.3.6Т. Скитский В.Б. Хрестоматия по истории Осетии. ч.1, Дзау-джикау, 1941, с. 340.

92. Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия. КСИИМК, вып.ХХХХУ, М., 1950, с. 196.

93. Тер-Гевондян л г Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. с. 458.

94. Т'ер-Петросян Л. Традиции Маштоца и христианская миссия армян в страну гуннов. ИФЖ, 1981, № I (на арм. яз.),с. 42-59.

95. Турчанинов Г.Ф. Древнейшая, 1У в. н.э. осетинская (алан-ская) надпись греческого письма на интальи из Эрмитажа. Изв. СОНИЛ, Г960, т.ХХП, вьш.1У, с. 31-40.

96. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959, с. 473.

97. Тогошвили Г»Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений с древнейших времен до конца Х1У в. Сталинир, 1958 Сна груз.яз.), с. 345.

98. Чичинадзе 3. История Осетии. Тбилиси, 1913 (на груз.яз.), с. 428.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 300222