Аспекты формирования объектов арборскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Смолина, Олеся Олеговна

  • Смолина, Олеся Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 200
Смолина, Олеся Олеговна. Аспекты формирования объектов арборскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Новосибирск. 2017. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Смолина, Олеся Олеговна

ВВЕДЕНИЕ..........................................................7

ГЛАВА 1 ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ

ОБЪЕКТОВ АРБОРСКУЛЬПТУРЫ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ

ТЕНДЕНЦИЙ........................................................16

1.1 Теоретические аспекты искусства арборскульптуры в структуре

ландшафтного дизайна........................................ 16

1.2 Различные трактовки понятия арборскульптуры............. 24

1.3 Определение предпосылок развития и хронологические периоды

формирования объектов арборскульптуры........................26

Выводы по Главе 1............................................40

ГЛАВА 2 АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

АРБОРСКУЛЬПТУРЫ И АРБОРАРХИТЕКТУРЫ...............................44

2.1 Подбор ассортимента растений открытых, закрытых пространств для

формирования объектов арборскульптуры........................44

2.2 Объемно-пространственная композиция и средовая организация

объектов арборскульптуры и арборархитектуры..................54

2.3 Архитектурно-типологическое развитие арборскульптурных

объектов.....................................................68

2.4 Методы формирования объектов арборскульптуры............ 72

2.5 Эффективность бионической архитектуры. Вопрос гуманности.75

2.6 Технические приемы формирования объектов арборскульптуры.80

Выводы по Главе 2........................................... 87

ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ВИРТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

АРБОРСКУЛЬПТУРЫ................................................. 90

3.1 Понятие, цели и задачи методики формирования объектов

арборскульптуры открытых и закрытых пространств..............90

3.2 Особенности разработки методики формирования объектов

арборскульптуры открытых и закрытых пространств..............91

3.2.1 Варианты места формирования объектов арборскульптуры...92

3.2.2 Проектные категории приемов практического использования объектов

арборскульптуры..............................................96

3.2.3 Технико-экономический расчет формирования объектов

арборскульптуры.............................................104

3

3.2.4 Факторы, влияющие на формирование объектов

арборскульптуры.........................................111

3.2.5 Требования к уходу объектов арборскульптуры при формировании

различных архитектурно-художественных форм............. 116

Выводы по Главе 3.......................................118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................120

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...........................................125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................126

Том 2

ГЛАВА 1 ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ АРБОРСКУЛЬПТУРЫ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ....................................................5

Схема 1.1. Хронологические этапы формирования объектов арборскульптуры.6

Схема 1.2. Практическое применение объектов арборскульптуры............7

Схема 1.3. Разновидности арборскульптурных объектов, представленных в категории: «стулья» ..........................................8

Схема 1.4. Разновидности арборскульптурных объектов, представленных в категории: «беседки» .........................................9

Схема 1.5. Авторские бионические работы, представленные в категории: «скульптура»................................................ 10

Схема 1.6. Посадка арборскульптурного объекта: открытые и закрытые пространства.................................................11

Схема 1.7. Элементы озеленения используемые при формировании объектов арборскульптуры в мире.......................................12

ГЛАВА 2: АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АРБОРСКУЛЬПТУРЫ И АРБОРАРХИТЕКТУРЫ...........................13

Таблица 2.1. Экологический паспорт растений открытых пространств для формирования объектов арборскульптуры на территории Западной

Сибири.......................................................14

4

Таблица 2.2. Экологический паспорт растений закрытых пространств для формирования объектов арборскульптуры.............................16

Схема 2.3. Арборскульптурный объект в роли средового объекта и в составе средовой системы на примере г. Новосибирска (перспективный план развития) . 17 Схема 2.4. Характеристики объемно-пространственных форм арборскульптурных объектов..........................................................18

Схема 2.5. Функционально-смысловая нагрузка арборскульптурных объектов ... 19

Схема 2.6. Арборскульптурные объекты представленные в разных принципах эксплуатации среды................................................20

Схема 2.7. Арборскульптурные объекты в средовой композиции парков.21

Схема 2.8. Арборскульптурные объекты в средовой композиции жилых микрорайонов .................................................... 22

Схема 2.9. Арборскульптурные объекты в средовой композиции улиц и дорог ... 23

Схема 2.10. Арборскульптурные объекты в средовой композиции промышленных предприятий ..................................................... 24

Схема 2.11. Масштабность арборскульптурных объектов...............25

Схема 2.12. Контраст материалов в композиции арборскульптурных объектов ... 26

Схема 2.13. Бионика арборскульптурных объектов....................27

Схема 2.14. Типология арборскульптурных объектов (общая)......... 28

Схема 2.15. Типология арборскульптурных объектов (детальная)..... 29

Схема 2.16. Смысловая нагрузка и негласная оценка пространства....30

Схема 2.17. Негласные команды пространства(концептуальный проект).31

Схема 2.18. Технические приемы и методы формирования объектов арборскульптуры.................................................. 32

Схема 2.19. Комбинаторика технических приемов формирования бионических объектов ........................................................ 33

ГЛАВА 3: МЕТОДИКА ВИРТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ОБЪЕКТОВ АРБОРСКУЛЬПТУРЫ .........................................34

Схема 3.1. Методика моделирования объектов арборскульптуры: открытые пространства..................................................... 35

5

Схема 3.2. Методика моделирования объектов арборскульптуры: закрытые пространства........................................................36

Схема 3.3. Проектные категории практического использования объектов арборскульптуры в закрытых пространствах............................37

Схема 3.4. Варианты места формирования объектов арборскульптуры.....38

Схема 3.5. Построение «карты роста» с учетом метода формирования арборскульптурных объектов..........................................39

Схема 3.6. Технико-экономический расчет формирования объектов арборскульптуры.....................................................40

Схема 3.7. Архитектурно-градостроительная иерархия арборскульптурных объектов............................................................41

Схема 3.8. Региональный уровень проектирования арборскульптурных

объектов.............................................................42

Схема 3.9. Районный уровень проектирования арборскульптурных объектов области.............................................................43

Схема 3.10.Районный уровень проектирования арборскульптурных объектов муниципальных районов и городских округов...........................44

Схема 3.11. Локальный уровень проектирования арборскульптурных объектов: «центральный парк» г. Новосибирск...................................45

Таблица 3.12. Классификатор видов разрешенного использования объектов арборскульптуры.....................................................46

Таблица 3.13.Факторы, влияющие на формирование объектов арборскульптуры ....................................................................47

Приложения..........................................................48

Приложение А........................................................49

Схема 1.1. Примеры развития искусства арборархитектуры..............50

Схема 1.2. Проектные идеи искусства арборскульптуры.................51

Схема 1.3. Виды формово-декоративного садоводства...................52

Приложение Б........................................................53

6

Схема 2.1. Комнатные растения для формирования арборскульптурных объектов

.....................................................................54

Схема 2.2. Естественные формы деревьев без антропогенного вмешательства человека ........................................................... 55

Схема 2.3. «Выращивание» арборскульптурных объектов из корневой системы

деревьев ........................................................... 56

Приложение В.........................................................57

Схема 3.1. Определение отклонений арборскульптурных объектов от проекта.... 58

Акты внедрения.......................................................59

7

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение естественной среды обитания в условиях все более развивающейся техногенной среды, становится одной из приоритетных задач общества. В связи с возникшей популяризацией в гуманизационном городском пространстве искусство арборскульптуры выходит на передовые уровни развития.

В архитектуре и ландшафтном дизайне зафиксирована проблема разобщенности и неравномерности использования искусства арборскульптуры в границах различных территорий, как в России, так и в Европе, Азии, а также в Австралии и США. Наиболее общей является проблема разработки стратегии функционального наполнения общественных пространств «эко-элементами» - объектами арборскульптуры, что обусловлено недостаточной изученностью:

-общепринятого профессионального языка;

-единых стандартов и подходов в сфере искусства арборскульптуры;

-типологических принципов и классификации приемов использования объектов арборскульптуры.

В настоящее время для преодоления негативных факторов техногенной цивилизации, глобализации, и урбанизации, разработаны различные экологические программы, в основе которых заложены «природоподобные технологии», направленные на изучение возможности возвращения человека к простым вечным ценностям, психологическому и физическому здоровью в гармонии с природой.

«Человек - биологическое порождение природной среды, его неотъемлемая потребность - сбалансированная природная среда...» [1, с.23]. Постепенно наметившийся эксцентричный путь развития окружающей среды способствует разрешению ряда возникших экологических проблем. Экологический блок проблем одновременно намечает пути поиска необходимых решений: в области понимания объектов ландшафтного дизайна (объектов арборскульптуры в частности) адресатом, интерактивности и возможного сотворчества.

Степень разработанности теории искусства арборскульптуры в России довольно слабая, наиболее значимые научные труды, представлены следующими авторами: А.И. Ковешниковым, Н А. Ширяевой, М.А. Ставцевым, в то время как

8

в странах Европы, Азии, Австралии и США искусство арборскульптуры претерпевает широкое распространение, что отображается и в научных кругах - более двадцати научных трудов, в том числе монографий. Однако, зарубежные научные труды направлены на небольшие целевые аудитории, в частности - ландшафтных дизайнеров, садоводов-любителей, тогда как искусство арборскульптуры при синтезе полученных знаний и навыков, может быть ориентировано на более широкую аудиторию, и сконцентрироваться на общественных пространствах крупных и малых городов и поселков.

Для городов Западной Сибири понятие искусства арборскульптуры достаточное новое и представлено единичными экземплярами на территориях для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Однако следует отметить, что существуют предпосылки для более интенсивного развития искусства арборскульптуры, как в городских парках, общественных пространствах, так и на придомовой территории жилых зданий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аспекты формирования объектов арборскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири»

Актуальность исследования

Методика формирования общественных пространств на основе использования объектов арборскульптуры в климатических условиях Западной Сибири, заявленная настоящим исследованием, является актуальной для ландшафтного дизайна и архитектуры, как путь решения экологических проблем, при помощи бионического благоустройства территории.

В области ландшафтного дизайна актуальность исследования заключается:

-в необходимости определения основных периодов развития искусства арбор-скульптуры, которые позволят сопоставить разобщенные теоретические подходы, проектные решения, концепции, различные персонифицированные смыслы искусства арборскульптуры, сконцентрированные как в России, так и в различных странах Европы, Азии, Австралии и США;

-в изучении возможности использования объектов арборскульптуры в качестве основных бионических элементов общественных пространств, с сопоставлением и обобщением различных техник и методов формирования бионических объектов мировых практик.

9

В области архитектуры зданий и сооружений, актуальность исследования заключается в симбиозе многогранства планов произведения искусства архитектуры с фундаментальными элементами экологии - объектами арборскульптуры, проявляющимися как в открытых, так и закрытых пространствах.

«На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества...» [2, с.100].

В условиях глобального экологического кризиса именно искусство арбор-скульптуры выступает средством диалога в схеме взаимодействия «человек-природа» и проявляется в коммуникативном и функциональном пространстве города, в творческих концепциях ландшафтного дизайна, архитектуры, интерьерных композициях, и в аспекте «эко-культурных» преобразований общественных пространств, решает объемно-пространственные, градостроительные, функциональные, экологические и эстетические задачи общества.

«Наличие активно функционирующего общественного пространства на территории во многом определяет привлекательность и качество жизни конкретного городского района и, в итоге, самого города.» [3, с.34].

Таким образом, очевидной стала необходимость разработки нового единого научного подхода к формированию общественных пространств на основе использования объектов арборскульптуры. Это и определило цель настоящего исследования - анализ принципов и закономерностей формирования объектов арборскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири.

Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

-выявить хронологические этапы развития объектов арборскульптуры;

-выявить тенденции современных отечественных и зарубежных практик в развитии объектов арборскульптуры;

-разработать классификацию приемов практического использования объектов ар-борскульптуры;

10

-разработать авторские методики формирования объектов арборскульптуры на основании анализа и синтеза разрозненных технических приемов и методов «выращивания» с применением инструментов виртуального моделирования; -сформировать типологию объектов арборскульптуры;

-подобрать ассортимент растений Западной Сибири с возможностью применения их в качестве объектов арборскульптуры открытых и закрытых пространств.

Гипотеза исследования

В качестве научной гипотезы выдвигается предположение о возможностях сохранения и преобразования экологического каркаса городов Западной Сибири при помощи наполнения городских ландшафтов объектами арборскульптуры. Данная гипотеза является основополагающей для достижения целостности в проектных работах, связанных с благоустройством и озеленением территории населенных мест, ландшафтном дизайне и новейшей архитектуре и базируется на объемно - пространственном контексте, художественных началах.

Гипотеза основана на следующих утверждениях:

- В XXI в. экологические тенденции в архитектуре, градостроительстве свидетельствует о значимости искусства арборскульптуры. Арборскульптура как элемент дизайна среды эволюционирует вместе с природой и человеком, и закладывает основы новой концепции бионического благоустройства городских территорий. Анализ и систематизация опыта создания объектов арборскульптуры позволяет разработать комплексный подход, возможный для практического внедрения и реализации данной концепции.

-методика формирования объектов арборскульптуры позволяет соединить разнородные явления целого: взаимосвязь средового дизайна, архитектурной среды, архитектурной и ландшафтной деятельности с фундаментальными элементами природы (деревьями и кустарниками) непосредственно участвующими в архитектурном и градостроительном процессе формировании общественных пространств;

-для теоретического описания процесса формирования объектов арборскульпту-ры введено понятие «карты роста»: объемно-пространственного, художественно

11

го, персонально-индивидуального формирования бионических объектов с привязкой к планировочной структуре городов Западной Сибири.

Объект исследования - объекты арборскульптуры.

Предмет исследования- принципы и методы формирования объектов ар-борскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири.

Границы исследования:

-Различные страны с опытом создания объектов арборскульптуры: Россия, страны Европы и Азии, Австралия, США;

-Территория Западной Сибири Российской Федерации в границах: Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай в части виртуального моделирования объектов арборскульптуры;

-Хронологические границы: XVI - XXI вв.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературных источников, интернет - ресурсов, результатов научных разработок и проектных решений;

-семантическая апробация предмета исследования, применение совокупности методов, включая системный, комплексный подход к изучению;

-классификация изучаемых объектов;

-концептуальное теоретическое моделирование; -экспериментальная апробация.

Теоретическая база исследования

Настоящее исследование опирается на практический опыт и научное осмысление этого опыта, в котором с разных позиций отражены отдельные аспекты синтезирующего научного мышления, оказывающие влияние на развитие искусства арборскульптуры.

еоиросы р^зем^мя теории представлены в исследованиях следующих ученых: A. Wiechula (А. Вихула), K. Kirsch (К. Кирш), Dr C. Cattle (К. Катл), R. Reames (Р. Римс), B. Gale (В. Гэль), T. Link (Т.Линк) и другими.

12

Лро^есс ^ор^мроеоимя объек^ое орборскульи^уры росс^о^реи е ^рубох слебую^мм орборскульи^орое: P.Cook (P. Кук), B. Northey (В. Нортей), M. Kalberer (М. Калбара), М. Bussein (М. Буссейн), C. и M. de Cock (К. и М. де Кок), R. и S. Kerwood (Р. и С. Кервед), D. Ladd (Д. Лэдд), L. Funk (Л. Фанка), H.F. Block (H.F. Блок), H.T.Hartmann (H.T. Гартманн), D.E. Kester (D.E. Кестер), R.L. Geneve (R.L. Женева), F.T. Davies (F.T. Дэвис), Ni. Boonnetr (Н. Бюнессер), Mr. Wu (Мг. Ву), Д. Gathright (Д. Гатрайд), J. Ask (Й. Айск), Л.А. Лобачева, А.И. Ковеш-ников, Н.А. Ширяева, М.А. Ставцев, Д.А. Смирнов, М.Г. Колпакова и другими. Ло^илексиое мсслеЭоеоиме ио ^ор^оео-бекоро^меио^у собоеобс^еу базируется на теоретических работах таких авторитетных исследователей, как: Л. П. Сими-ренко, Н. Г. Жучков, И.В. Мичурин, И. М. Шайтан, Р. П. Кудрявцев, С.В. Клименко, В. Н. Любименко, Н. Г. Холодный, А. О. Сапегин, Н. Н. Гришко и другими. Лоиросы объе^ио-ирос^роис^ееииом ко^иозм^мм м среЭоеом ор^оимзо^мм объек^ое орборскульи^уры м орборорхм^ек^уры: В.Т. Шимко, Г.Земпер, В.Г. Власов, А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, Е.Ю. Витюк, Витрувий, П.Франческа, Л.Винчи, Дюрер, Ле Корбюзье, Л. Кириллова, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, Д.Л. Мелодинский, А.А. Нестеренко, Г. Робертсон, И.В. Жолтовский, Е.А. Фаворская, Д.Л. Мелодинский, Н. Брунов, А. Носов, А. Цирес, А.И. Некрасов и другими. ЛсслеЭоеоимя е чос^м бмоимкм, бмоиоЭхоЭое е орхм^ек^уре посвящены работы авторов: Д. Стил, Ю.С. Лебедева, Т.Фрич, А. Сант-Элиа, Э.Гледена, В.Г. Шухова, Ф. Отто, П. Солери, А. Мутнякович, В.В. Зефельд, А. Гауди, Е.В. Денисенко, М. И. Шумик, K. Katola (К. Катола), B. Gale (В. Гель) и другими. Ло^илексиое мс-слеЭоеоиме Эрееесиых рос^еимм, используемых в озеленении Западной Сибири: Т.Э. Куклина, И.Е. Мерзлякова, Е.С. Денисова, В.Т. Бакулин, И.А. Бондорина, Е.Ю. Зыкова, Н.Ю. Сперанская, Т.А. Терехина. Лсслебоеоиме рос^еимм зокры^ых ирос^роис^е: Р. Ланкастер, М. Биггс, и другими. Лсслебоеоимя е чос^м орхм-^ек^уриом Эеиброло^мм, оллелоио^мм м ^м^оио^оло^мм Эрееесиых рос^еимм, елмяимм ^ороЭском среЭы ио сос^ояиме зелеиых иосо^беимм: М.И. Горнова, Л.Н. Чиндяева, Н.В. Чекалина, Т.А. Белова, Л.А. Буданова, Т.В. Березуцкая, Е.В. Авдеева, А.К. Фролов, А.С. Курбатова, С.И. Грибкова, Х.Г. Мусин, Р.Г. Набшуллин,

13

И.И. Минкевич, Т.Б. Дорофеева, В.А. Горохов, О.Б. Блюм и другими. Воирос^ экологического обр^госйимя посвящены труды: В.И. Вернадский, А.А. Горелов, Т.И. Трубникова, Н.В. Бауэр и другими.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые выполнена систематизация и обобщение мирового и отечественного опыта в области развития искусства арборскульптуры, заявлена новая концепция бионического благоустройства территорий в теории архитектуры, предложена и разработана методика виртуального моделирования объектов арборскульптуры в архитектурной среде городов Западной Сибири.

Положения, выносимые на защиту:

-современные тенденции формирования арборскульптурных объектов в архитектурной среде;

-авторская методика фиксации формирования арборскульптурных объектов в понятии «карты роста»;

-авторская классификация приемов практического использования объектов ар-борскульптуры;

-авторская функциональная типология арборскульптурных объектов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость:

-для ландшафтного дизайна, архитектуры исследование расширяет научное знание об искусстве арборскульптуре, выявляет подходы к формированию общественных пространств при помощи бионических объектов;

-намечены перспективы дальнейших научно-исследовательских работ по заявленному научному направлению.

Практическая значимость:

-для практической деятельности в сфере ландшафтного дизайна, архитектуры, так как разработанная методика виртуального моделирования объектов ар-борскульптуры в Западной Сибири позволит проектировщикам, арборскульпто-рам и дизайнерам решать профессиональные и творческие задачи;

14

-объектов арборскульптуры способствует созданию экоустойчивой городской среды;

-в области профессионального архитектурного образования для курсов лекций по направлению «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Ландшафтная архитектура», «Архитектурно-пространственная организация населенных мест», «Градостроительство и благоустройство города».

Область исследования соответствует требования паспорта научной специальности ВАК: 07.06.01 - Архитектура, 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия, области исследования п. 4,5,6.

Апробация и внедрение результатов:

Руководство и участие в научных исследованиях по разработке методики программного комплекса для автоматизированного виртуального моделирования объектов арборскульптуры позволило апробировать и реализовать ряд теоретических положений и результатов настоящей диссертации, внедрив их в НИР, проектную и образовательную деятельность. В качестве руководителя проекта автор диссертации принимал участие в 4-х госбюджетных прикладных исследованиях по теме диссертации на основании предоставленных грантов, по которым имеются акты внедрения. Методика формирования общественных пространства на основе объектов арборскульптуры была апробированы в конкурсном проектировании: «Разработка эскизного проекта благоустройства прибрежной территории р. Ельцовки-2 с поиском архитектурного и объемно-планировочного решения».

Внедрение в учебный процесс проходило на кафедре «Градостроительства и городского хозяйства» НГАСУ (Сибстрин) по следующим направлениям:

-руководство курсовым, дипломным проектированием и ВКР бакалавров; -чтение авторских курсов лекций:

1. «Архитектурно-пространственная организация населенных мест» для студентов 4-х курсов, обучающихся по направлению «Строительство», по профилю подготовки «Городское строительство»;

15

2. «Ландшафтная архитектура» для студентов 4-х курсов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», по профилю подготовки «Проектирование зданий и сооружений»;

3. «Основы теории градостроительства» для студентов старших курсов, обучающихся по направлению «Строительство», по профилю подготовки «Городское строительство».

Основные положения проведенного исследования получили отражение в докладах на всероссийских научно-практических конференциях НГАСУ (Сиб-стрин) «Актуальные вопросы строительства» (2013-2016 гг.), на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» (2012, 2013), а также на ежегодных выступлениях на «Архитектурно-строительном форуме» в рамках Международной строительной и интерьерной выставки «SibBuild » (2013-2016 гг.), и участие в государственном бюджетном учреждении «Агентство поддержки молодежных инициатив» по заказу управления молодежной политики Новосибирской области «Лаврентьевский прорыв» (2012-2014 гг.), а также участие на Международной научно-практической конференции «Современные технологии в строительстве, теплогазоснабжении и энергообеспечении» в Саратовском аграрном университете имени Н.И. Вавилова (2015 г.), на XIX Международной научной конференции «Потенциал современной науки», г. Липецке (2015 г.), «Великие реки» в ННГАСУ (2016 г.). По материалам исследования опубликовано 10 работ общим объемом 53 печатных листов. Среди них 3 статьи в рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК. Два патента, один из которых на программный комплекс, второй - на полезную модель.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает в себя текстовую часть (137 страницы), состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (109 источников); второй том включает в себя графическую часть - 51 графоаналитических таблиц и схем.

16

ГЛАВА 1 ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ АРБОРСКУЛЬПТУРЫ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

В первой главе рассматривается отечественный и зарубежный опыт развития искусства арборскульптуры, по выделенным трем хронологическим периодам формирования - XVI в., XIX в., XX-XXI вв. Рассмотрены различные трактовки как искусства арборскульптуры, так и близких (конгениальных) понятий. Предложена классификация приемов практического использования объектов арбор-скульптуры.

1.1 Теоретические аспекты искусства арборскульптуры в структуре ландшафтного дизайна

«Ландшафтный дизайн - это искусство озеленения территорий, составными элементами которого являются планировка и разбивка участка, подбор растений для определенных климатических условий и почв, размещение культур на участке в зависимости от их сочетаемости друг с другом, а также с имеющимися на территории архитектурными и скульптурными элементами, водоемами и дорогами...» [4, с.3].

Ярборскульи^урй - это искусство формирования («выращивания») различных архитектурно-художественных форм из р^с^у^мх элементов озеленения (деревья, кустарников, растений).

Арборскульптурные объекты в аспекте современного развития - это оригинальные элементы, включенные в общую составляющую объектов ландшафтного дизайна и, одновременно, естественные элементы «зеленого» ландшафта, расположение и формирование которых на участке ОП требует определенных знаний и навыков, и как следствие, использование их, расширяет эстетическую и культурно-рекреационную составляющую любой территории.

На основании вышеизложенного, искусство арборскульптуры - одно из направлений ландшафтного дизайна, но кроме того относиться и к направлению «эко-дизайна».

17

«Эко-Эмз<7ми» - это современное направление в дизайне, которое поможет значительно сократить экологический ущерб и сохранить окружающую среду для будущего поколения [5, с. 36]. Цели и задачи «эко-дизайна», направленные на максимальное сохранение «живой» природы, способны реализовать арборскульп-турные объекты, что особенно актуально в связи с кризисной экологической ситуацией в мире.

«Внедрение арборскульптурных объектов как точечных элементов озеленения, повышает экологию на микроуровне (в перспективе на мезо - и макроуровне^) за счет использования в благоустройстве естественную популяцию древесных насаждении...» [6, с.35].

Цели и задачи ландшафтного дизайна направлены на облагораживание ОП, тогда как «эко-дизайн» подразумевает наполнение арборскульптурными объектами и ОП, и ЗП.

Арборскульптурные объекты - бионические объекты

Амоимдт/ (биомиметика) как наука определяет формы «живой природы» и рационально использует их в технике, формируя промышленные аналоги. Арбор-скульптура - это природный объект (в частности, элемент озеленения), внешнюю форму ствола или кроны которого гуманно корректируют для дополнительного функционального наполнения объектов городской среды, интерьеров, не трансформируя при этом основную структуру древесного растения. Следовательно, арборскульптурные объекты, выступают не подобием «живому» организму, а самим «живым» организмом. С точки зрения этой парадигмы следует рассматривать арборскульптурные объекты как бионические.

Необходимо рассмотреть основные части дерева, для выявления основных локальных элементов структурно составляющих объект арборскульптуры:

Ассмл/мля/иы - образующиеся в листе благодаря солнечному свету продукты роста;

* Микропространство (от 1-10 м) - место нахождения человека или группы людей.

Мезопространство (от 10-100 м) - участок территории, объединяющий несколько микропространств отвечающий условиям социального контроля.

Макропространство - участок территории, включающей несколько мезопространств, объединенных пешеходной связью. URL: http://www.aucu.ru/files/docunients/44-redaktor/nauka/izdaniva/nauch potentsial/%201/62-66 pdf

18

Ле^е^о^моииым иермоб обозначает время роста растения с весны до осени, в течение которого оно вегетативно развивает корни, побеги и листья;

Аориееоя ^емко обозначает место на молодом растении, которое находиться в верхнем земном субстрате, там, где заканчивается ствол и начинается корень;

Ао^ель - основа взрослого, старого дерева, которая обозначает область, в которой корень покидает почву и переходит в ствол;

Ароиом называется общая верхняя часть дерева, которая находиться над стволом и образует габитус (внешнюю форму) дерева;

С^ок обозначает область, которая находиться вертикально под внешними ветвями. Дождевая вода в основном стекает именно в это место. В этой области деревья преимущественно образуют тонкие волосяные корни (обееи^меиые корим). При помощи этих тонких корней растение впитывает воду и питательные вещества;

С^еол (молодого растения) - это вертикальный главный побег молодого дерева;

Сук - старый и большой боковой отросток от ствола дерева;

Аобе^ - годовалое, недавно распустившиеся, хорошо растущее, изначально травянистое деревце;

Ле^еь - молодой и небольшой побег, вырастающий из ствола или сука;

^лем^о^м называются толстые сучья, которые растут в нижней и средней области ствола в горизонтальном направлении. Эти сучья развиваются не в вверх, а горизонтально в боковом направлении или даже наискось вниз. Они защищают ствол от прямого солнечного воздействия [7, с.23-24];

Ао^бмм - слой боковой меристемы, который находится между древесиной и корой - толщиной в одну клетку. Камбий - вторичный слой, он не обеспечивается верхушечной меристемой;

Аоро - это защитный слой дерева от внешних воздействий, который постепенно с годами увеличивается за счет клеток флоэмы, которые отмирают, приобретая удлиненный вид, и врастают в толщину древесины. Последний же слой ко

19

ры утолщается за счет третьего типа меристемы - пробкового камбия, или фелло-гена;

Мермс^е^й - это масса делящихся клеток на конце побега, обеспечивающих его рост в длину. Из верхушечной меристемы образуется стебель;

Мочкоей^йя кориеейя смс^е^й представлена множеством горизонтальных корней, главного среди которого нет;

СерЭ^еемий представляет собой мягкую ткань из крупных, тонкостенных клеток. Такие клетки служат для временного накопления питательных веществ;

С^ер^иеейя кориеейя смс^е^й представлена главным корнем обычно дополненным придаточными, горизонтально расходящимися от основания ствола корнями [8, с.21-30].

Обратимся к анализу используемых в диссертационной работе следующих основных базовых понятий: «общественные пространства», «арборархитектура», «экоустойчивость», взаимосвязанных с термином арборскульптуры как искусства.

Функциональная задача искусства арборскульптуры - наполнение общественных пространств

«На сегодняшний день по-настоящему важным становится вопрос визуального восприятия городского пространства как значимого фактора, создающего его эмоциональное и образное единство. Находясь в городской среде, человек невольно вынужден воспринимать множество объектов, внешние характеристики которых оказывают на него значительное психологическое воздействие. Благодаря этому формируется отношение к тем или иным пространственным единицам, складывается их образ, определяющий общие образные характеристики города. Именно поэтому возникает необходимость в проведении исследований и создании концептуальных проектных предложений, затрагивающих ряд достаточно субъективных аспектов его пространственной организации. Среди них наиболее жизненным является отражение в сознании человека отдельных пространств города как самодостаточных элементов образа окружающей среды, ежедневно им воспринимаемого...» [9].

20

Городская среда постоянно развивается на уровне взаимодействия городских территорий. И важнейшую роль в ней отводят городским общественным пространствам, которые, с учетом тенденций XXI в., смогут развиваться в «эконаправлениях», при включении в себя объектов арборскульптуры. Бионические объекты способны не только художественно-эстетически, но и функционально наполнить общественнее пространства, тем самым достигнуть цели: «Создать систему взаимосвязанных общественных пространств городов Западной Сибири».

Арборскульптурные объекты дифференцированы по функциональному назначению на:

1. Рекреационные;

2. Культурно-просветительные;

3. Девиантные;

4. Активный отдых и спорт;

5. Экспозиционные;

6. Эстетические.

Однако, если искусство арборскульптуры ориентировано на «выращивание» (наполнение) общественных пространств, то искусство арборархитектуры предполагает формирование зданий и сооружений из «живых» растущих деревьев и кустарников (и является родственным понятием к искусству арборскульптуры).

«Лрборорхм^ек^уры (архитектурная бионика) - комбинированная отрасль знаний, цель которой создание естественной среды на качественно новом уровне - синтезирование новых, близких к «живым» структурам материалов для строительства, где в качестве несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений используют растительные материалы (деревья, кустарники, растения), при освоении способствующие устойчивому развитию урбанизированных территорий. В основе искусства арборархитектуры заложены принципы динамичной архитектуры в строительстве зданий и сооружений. » [8, с.4].

«Отправной точкой концепции арборархитектуры следует рассматривать произведения шведского философа и ученого Эммануэля Сведенборга (1688-1772 гг.), описывающего «живые убежища». В одной из книг «Earths it the Universe»

21

(«Земли во Вселенной») шведский мистик рассказал о посещении другой планеты, обитатели которой жили в убежищах из растущих деревьев. Он писал о том, как они формировали эти деревья с очень молодого возраста и регулировали их рост для создания своих жилищ...» [5, с.37]. Произведения 1847 г. писателя Г.Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». Представление автора о жилом доме рисовало в воображении уединенное пристанище, хижину или домик в «лесном» стиле - из искривленных деревьев кедра и жимолости [10, с.151].

В качестве реализации основных принципов арборархитектуры следует привести следующие примеры:

1. Формирование «зеленого» концертного павильона в Штутгарте Фердинандом Людвигом (2009 г.);

2. Проект «Fab Tree НаЬ» («Дерево-дом») авторов: Митчелл Иоахим (Mitchell Joachim), Лара Греден (Lara Greden) и Хавьер Арбона (Javier Arbona), по «выращиванию» малоэтажного здания из вязов, виргинских дубов и кизильника^ (2011 г);

3. Проект по реконструкции здания горсовета Винницы по принципу энергоэффективности, в т.ч. использование альтернативных источников энергии, а также озеленение фасада и кровли здания, выполненный Александром Асадовым^ (2011 г.);

4. Возведение итальянского собора из «живых» деревьев (граба, каштана), находящийся в предместьях города Новаледо, автор идеи- Джулиано Маури (Giuliano Mauri) (с 2011 г.);

5. Куб из «живых» платанов объемом 1000 куб. м - реализуется в г. Нагольд, Германия^ (2012 г.).

(Приложение А, схема 1.1).

Следует отметить, что искусство арборскульптуры и арборархитектуры ак-синомично относиться и к разделам природной биотехнологии, технобионике,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смолина, Олеся Олеговна, 2017 год

ж - -

* ' ' ... ' .у 1 ''й^. ' W 1Г / " '

-НЙ ч!" ' 'ч

СХЕМА 1.3. ВИДЫ ФОРМОВО-ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА

Пальметты

ны

Пальметта «Буше-Тома»

Пальметта «Дельбара»

Веерная пальметта

Монтрейская пальметта

V-образная пальметта

Круговая пальметта

Пальметта «Бере Арданпон»

Пальметты «Верье»

Простая U-образная пальметта

Треугольная пальметта Двойная U-образная пальметта

Косой кордон

Волнистый кордон Сетчатый кордон

Объемные формы

Вазообразные формы Спиральная ваза

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

СХЕМА 2.1. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРБОРСКУЛЬПТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Мирт обыкновенный

Бугенвиллия «Дабл Салмон»

Бугенвиллия голая

Драцена «Сандера»

Различные сорта лимона

Пахира Водная

Сансевьера цилиндрическая

Фикус Бенджамина

СХЕМА 2.2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕРЕВЬЕВ БЕЗ АНТРОПОГЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА

Сростание ветвей деревьев между собой

Искривление стволов деревьев по разным причинам (без вмешательства человека)-

СХЕМА 2.3. «ВЫРАЩИВАНИЕ» АРБОРСКУЛЬПТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЗ КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ ДЕРЕВЬЕВ

«Зеркало, «садовый стол», «Ожерелье» - объекты арборскульптуры, «выращенные» из корней деревьев, авторами Peter Cook и Becky Northey, Австралия.

Запатентованный метод формирования объектов арборскульптуры из корневой системы деревьев. Патент № 7328532 US. «Method and a kit for shaping a portion of a woody plant into a desired form», автор E. Golan, Израиль.

Форму моста придает народ кхаси, которые вырезают из стволов орешника прутья и перенаправляют их через реку. Затем пускают корни находящегося на одном из берегов фикуса по этим прутьям.

г. Черапунджи индийского штата Мегхалая. «Выращивание» пешеходных мостов из вторичной корневой системы фикуса.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

СХЕМА 3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИИ АРБОРСКУЛЬПТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ

ПРОЕКТА

d ст.—6,3 см т. jy / ' У?"-'

5 год формирования 6 год формирования Определение отклонений от проекта

АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ

ООО АРМАДА

ИНН 5405498104 КПП 540501001 ОГРН 1145476080914 Банк -Левобережный- (ПАО) в г. Новосибирск Р/С 40702810408000000939 БИК 045004850 Қ/С 30101810100000000850 ОКПО 34505102 ОКАТО 50401379000 ОКТМО 50701000001 Адрес: 630083, г. Новосибирск, ул. Большевистская, д.177 офис 427 E-mail: ooo_armada2014@matl.ru тел/факс (383)2-277-307

АКТ

внедрения результатов диссертационной работы

/Тайным актам ла/)тнерз/с()астся, что результаты ^асс^ртаз(ионно2о исследования

Смолиной Олеси Олееоены

старшего преподавателя и аспиранта кафедры «Градостроительства и городского хозяйствам ФГБОУ ВО НГАСУ (Сибстрин) «Новосибирского Государственного Архитектурно-Строительного Университета)) под руководством. Ларелмна /Тмитрия Диктороеича, кандидата архитектуры, доцента, заведующего кафедрой «Градостроительства и городского хозяйства)) ФГБОУ ВО НГАСУ (Сибстрин) «Новосибирского Государственного Архитектурно-Строительного Университета))

срок внедрения: 10.2015 г

форма внедренных результатов: Для разработки проектной документации №121-ЗА от 13.02.2014 г.. Автоматизированное моделирование архитектурнохудожественных форм объектов арборскульптуры в интерьере жилого здания по ул. Балтийская в г. Барнаул. Авторское формирование бионических объектов в интерьере жилого здания по ул. Балтийская в г. Барнаул.

новизна внедренных результатов: моделировани<: информирование объектов ^ГьАЯ

арборскульптуры в формате скульптурных ко

Генеральный директор ООО «АР

А1:^Толстиков

*** **** ***** **** ***** **** ****

* *

Общество с ограниченной ответственностью «ТОРОС))

________ИНН 5401304485 / КПП 541001001 / ОГРН 1025403904382

Юр.адрес: 630015, г. Новосибирск, ул.Шишкина, 3, р/сч 40702810106400007511,к/сч 30101810450040000751,

БИК 045004751 Филиал №5440 ВТБ 24 (ПАО) в г. Новосибирске

ЛАТ

внедрения /?езуль?иа?иоб ндучно-мсслеЭобательской работы

Данным актом иобтеерлсбается, что результаты биссертационноео исслебования.' «Форм^роеаиме объектов арборскульит^ры в климатических условиях 2рробоб Залабной Сабирам выполненные асиараимкоа кафесры «Грабостроательстеа а аоробскоео дсозяастеам ФГДОУ ДО «Тйжосабарскоео Сосубарс?ибенно2о Дрхитектурно-Слроательноео Уиаеерсатетам НГ4СУ 7Сабстраи)

Смолиной Олеси Олееоенм

лоб руковобством. Д*арелааа Дмитрия Диктсровича,

канбибата архитектуры, болеита, завебуюи^еео кафеброи «Трабостроительстеа и есробскоео дсозяйстоам ФГДОУ ДО /77^СУ (Сибстрин)

срок внебрения начат 03.207-7 е и ло настоящее бремя

форма енебреннмде резульлиилое. Результаты биссерта^ионноео исслебования Смолиной О. О. были использованы бля разработки лроектной бокументо!/ии №532-688 от 77.70.2073 &. виртуальное .мобелироеание скамеек открытые лространств лри ло.мои^и объектов арбсрскульлтуры, в лроераммном комллексе еЛрборскульлтурам^еЛгбогм^, и формирование банной скамейки в зоне отбыла взрослых на территории ою/лоео комплекса "Лкатуйский", ул. 77етухова в е.ЗТбвосибирске

новизна внедренных резульлмтое. авторское мобелирование и формирование объекта арборскульлтуры в формате «зкл/вой» 7«зеленой»у скамейки.

Директор ООО «ТОРОС»

Общество с ограниченной ответственностью «ТОРОС»

ИНН 5401304485 / КПП 541001001 / ОГРН 1025403904382

Юр.адрес: 630015, г. Новосибирск, ул.Шишкина, 3, р/сч 40702810106400007511,к/сч 30101810450040000751, БИК 045004751 Филиал №5440 ВТБ 24 (ПАО) в г. Новосибирске

внедрения результатов Эиссертацмонной работы «Фрр^ииромнис объектов арборскульлтуры а кам^иатмческиж условиях горобое Западной Сибири»

ранним актом лобтверлсбается, что результаты диссертационного исследования Смоланом Олеси Олеговны - старшего преиобавателя м аспиранта кафебры «Градостроительства и городского хозяйства» ФГДОУ ДО НГАСУ /Сибстрин/ «Новосибирского Гбсубарственного Архитектурно-Строительного Унмеерсмтета^ nod руковобством научного руководителя . Карелина Дмитрия Дикторовича -канбибата архитекторы, боцента, завебуюи^его кафеброй «Грабостроительства и городского хозяйства» Ф/ТОУ ДО ЯГА СУ /Сибстрин/ «Новосибирского Гбсубарственноео Архитектурно-Строительного Университета»

срок внебрения 02.20/6 г.

форума внебренных результатов. Для разработки проектной документации №90-2/ бионического благоустройства территории по ул. Татьяны Снезкмной, 42 в г. .Новосибирске

новизна внедренных результатов, бионическое благоустройство с

использованием технических приемов и методов формирования

арборсқульптурных объектов.

Директор ООО «ТОРОС»

ООО «Д68АРГ"

ИНН 54O5458S49 КПП 540503003 БИН 045004S50

Р/С 407028303О8ООООО0459 8/С 303038303М(0000<<0350 е ГРКЦ ГУ Бонка Рогсаи по Ноеосабирской области Бани «ЛБВОБЕРБЖНЬ/Й и fOAO)

ОКЛОП83722] О88ЭД 53 53.

ОГРН 332547633S943 ОНА ГО 5040337900(3

630083. ? Нооосабарси ул Больсимистсиоя. 0 3 77 офис 407

АКТ

внедрения результатов научно-исследовательской работы

Данным актом подтверждается, что результаты диссертационного исследования быиолиениые асимранзиози архмтекжурно-ррлЭосзиромтельноро ^ақульзиелза ка^еЭры ГразЗострошлельсиеа и роро^сзсоро хозямсмеа //оеосмбмрскоро ДосуЭарсзиненноро ^рхм/иек/иурно-СзиромзиельноРО Униеерсмлзезиа

Смолиной Олеси Олеговны

под руководством: Карелина Дмитрия Викторовича.

кандидата архитектуры, доцента, заведующего кафедрой Градостроительства и городского хозяйства

Внедрены: ООО «ДЕКАРТл, срок внедрения: 10.20!5 г.

форма внедренных результатов: Использования материалов исследования для разработки проектной документации в рамках муниципального контракта №68!-326 оформленной в соответствии с постановление правительства №87 от ! 6.02 2008 г., в частности: объемно-планировочные и конструктивные решения. Создание тестового бионического благоустройства придомовой территории с применением объектов арборскульптуры.

новизна внедренных результатов: авторская разработка морфотипов с применением объектов арборскульптуры в планировочной структуре благоустройства придомовой территории.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.